Здоровое питание на страже здоровья

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,53 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Здоровое питание на страже здоровья

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики







Исследовательская работа

Здоровое питание на страже здоровья


Выполнила: Григорьева Е.С.,

учащаяся 1 курса группы 92 ГАПОУ

«ЧТТПиК» Минобразования Чувашии

Руководитель: Васильев П.А.,

преподаватель физической культуры




Чебоксары

Содержание

Введение

. Основная часть

1.1 Хочешь быть здоровым - все в твоих руках

.2 Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании

.3 Режим питания

1.4 Заповеди правильного питания

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Голод - одно из первых чувств, которыми наделяет природа человека сразу после рождения. Инстинктивно новорождённый ребёнок тянется к еде, понимая, что она - единственный источник жизни. Только пища снабжает ребёнка веществами, позволяющими ему расти и развиваться. Так зачем же мы едим? Пища - фактор, обеспечивающий человека энергией и компонентами, необходимыми для роста и развития организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, работоспособности, используется в профилактике и лечении различных заболеваний. Вкус пищи, её аромат, внешний вид могут влиять на настроение человека. Таким образом, питание человека должно быть построено так, чтобы оно полностью обеспечивало потребность организма в энергии и веществах, необходимых для его роста и развития.

«Если хочешь быть здоровым, сильным, умным и красивым, нужно есть полезные продукты». Такую фразу детям приходилось слышать от взрослых много раз. В газетах и на телевидении много рекламы различных продуктов питания. Но все ли они так полезны нашему организму? Возникает масса вопросов: Какие самые полезные продукты? Из чего состоит наша пища? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.

Цель исследования:

Для чего нужно питание человеку?

Познакомить с правилами здорового питания.

Понять и доказать, правильное питание - залог крепкого здоровья.

Задачи исследования:

проанализировать научную информацию по теме;

описать, как правильное питание влияет на здоровье человека;

определить, к каким последствиям ведет неправильное питание;

установить, что правильное питание способствует крепкому здоровью;

выявить отношение студентов к данной проблеме.

Объект исследования: человек

Предмет исследования: питание человека, влияние на здоровье человека неправильного питания.

База исследования: обучающиеся.

Гипотеза исследования.

Могу предположить, что если хочешь быть здоровым, надо правильно питаться. правильный питание здоровье человек

Методы исследования:

анализ научной литературы;

наблюдение;

анкетирование;

интервью;

сравнение полученных результатов.

1.Основная часть

1.1Хочешь быть здоровым - все в твоих руках

Что будет с растением, если его не поливать? (Засохнет, погибнет)

Как будет вести себя собачка, если ее не кормить? (Будет злиться, лаять, заболеет, умрет)

Как чувствует себя голодный человек? (Нет сил, плохое настроение, кружиться голова и т.д.)

Вывод - питание необходимо для того, чтобы расти, двигаться, играть, учиться, быть здоровым.

Еда - источник жизни.

Еда - средство общения для людей.

Еда - источник радости. (Праздники по традиции всегда заканчиваются застольем. Вспомните, с какой радостью мы ждем праздничный обед, ужин в свой день рождения.)

Еда - средство лечения болезней.

Родителям, преподавателям хочется видеть своих детей весёлыми, бодрыми, счастливыми, а главное здоровыми! Добиться этого можно, если вести здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940 г. введено новое определение понятия здоровья. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. А благополучие человека зависит от душевного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек.

Известное изречение: «Человек есть то, что он ест», весьма актуально сегодня, так как мы живем в век химизации, загрязнения окружающей среды, генетически измененных пищевых продуктов. Большое значение имеет изучение их состава и качества.

1.2 Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании

Человек использует в пищу разнообразные продукты, которые необходимы ему для роста, движения, здоровья. Чтобы расти, нужен белок, жиры; для движения и поддержания температуры тела нужны углеводы, для здоровья костей и зубов - кальций, фосфор. Для здоровья - витамины. Где же находятся эти вещества? Можно выделить несколько основных групп пищевых продуктов: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; яйца; молоко и молочные продукты; хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия; бобовые; овощи, фрукты и ягоды; орехи и грибы; кондитерские изделия; пищевые жиры; напитки.

Таблица 1 Суточный объем пищи и отдельных блюд для учащихся.

Прием пищи, блюда, продуктыВозраст, лет16-17Завтрак: Каша молочная или овощное блюдо Блюдо из мяса, рыбы или творога (сыр) Чай, кофе, какао Обед: Салат Суп, борщ Блюдо из мяса или рыбы Гарнир Компот, сок Полдник: Кефир, молоко Печенье, булочка сдобная Фрукты Ужин: Овощное или молочное блюдо Молоко, кефир, чай Хлеб (на весь день) Пшеничный Ржаной 280 100-110 200 50 400 75-100 200 200 200 50 200 300 200 200 100

Таблица № 2. Примерный суточный набор продуктов для учащихся.

Возраст, лет.16-17 (Ю)16-17 (Д)Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Мука пшеничная Мука картофельная Макаронные изделия Крупы Бобовые Мясо Яйцо (шт) Рыба Молоко Творог, творожен. изделия Сметана, сливки Сыр Сливочное масло Масло растительное Картофель Овощи разные Фрукты свежие Ягоды Сухофрукты (зимний, весенний сезон) Сахар, кондит. изд(в пересчете на сахар) Чай Соль 150 250 20 2 15 35 10 220 1 70 500 50 15 15 30 15 300 350 150-200 100-200 15-20 100 0,2 9-10100 200 20 2 15 35 10 220 1 60 500 50 15 15 30 15 275 350 150-200 100-200 15-20 100 0,2 8-9

Мясо и мясопродукты.

Эта группа продуктов включает говядину, баранину, свинину, мясо птиц (куриц, цыплят, индейки), кроликов, а также различные виды сосисок, сарделек, колбас и колбасных изделий. Общее для всех этих продуктов - высокое содержание белка, железа и витамина В12. При этом белки мяса и мясопродуктов обладают высоким качеством. Вот почему мясо рекомендуется ежедневно включать в питание детей. Но колбасы, сардельки и сосиски содержат значительно больше жира и соли, чем мясо. При их изготовлении используется ряд пищевых добавок. Свинина и особенно баранина также содержат больше жира, чем говядина, причем в них преобладает трудноусвояемый (тугоплавкий) жир. Доля жира в курином мясе, как правило, ниже, чем в говядине и тем более свинине и баранине. Поэтому в рационе подростков должны преобладать блюда из птицы и говядины, тогда как баранину, свинину, колбасы, сосиски и сардельки следует использовать ограниченно - не чаще 1-2 раз в неделю.

Рыба и рыбопродукты.

Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов близка к мясу. Эта группа - также важнейшие источники высококачественного белка, легкоусвояемого железа и витамина В12. Более того, поскольку в рыбе меньше, чем в мясе, соединительной ткани, то рыба и ее белки легче перевариваются и усваиваются детьми и подростками. В этом одна из причин того, что в вечернее время рекомендуются блюда из рыбы, а не из мяса: желудок и кишечник тоже должны отдыхать ночью, а не заниматься перевариванием пищи. Несмотря на отмеченное сходство в химическом составе рыбы и мяса, первая содержит некоторые пищевые вещества, отсутствующие в мясе. Это, прежде всего микроэлемент "йод". Рыбы богаче мяса витаминами РР и В6.

Третьим важным источником белка в питании человека служат куриные яйца. Но, помимо белка, этот продукт содержит немало и других полезных веществ: жир, витамины А, В12. При этом все пищевые вещества яйца быстро и хорошо всасываются. Поэтому яйца - полезны для подростков, если, конечно, они не вызывают аллергию (что бывает нередко). Увлекаться яйцами, однако, не следует. Хороша «золотая середина» - 1-2 яйца в день, не чаще 2-3 раз в неделю.

Следующая группа продуктов - близкие «родственники» первых трех групп. Речь идет о молоке и молочных продуктах, которые «роднит» с мясом и рыбой наличие в них высококачественного белка. Но белок - это не единственное достоинство указанной группы продуктов. Кальций и витамин В2 вы получаете в основном из молока и молочных продуктов. В день вы должны выпивать не менее двух стаканов молока или кефира. Еще выше содержание кальция и витамина В2 в таких продуктах, как творог и сыр, которые являются "природными концентратами" этих веществ.

Кальций особенно необходим детям и подросткам, так как в этот период происходит интенсивное формирование костей и зубов, требующее значительных количеств кальция

Хлеб и хлебобулочные продукты, крупы, макаронные изделия. И хлеб, и крупы могут служить источником практически всех основных пищевых веществ - белка, жира, углеводов, некоторых витаминов (В,, В2, РР), минеральных солей (магния, железа, селена и др.). В них имеются растительные волокна, необходимые для нормальной работы кишечника и желчевыделительной системы. Однако в этих продуктах преобладают углеводы (главным образом крахмал), тогда как содержание белка и жира существенно ниже. Более того, белки хлеба характеризуются значительно более низкой биологической ценностью, чем белки мяса, рыбы, молочных продуктов. Поэтому хлеб и крупы должны сочетаться в рационе с мясом, рыбой, молоком и другими продуктами животного происхождения.

Как известно, овощи - незаменимая и самая полезная для человека пища, так как они обладают высокими вкусовыми свойствами, служат важным источником витаминов, минеральных веществ, содержат различные сахара, крахмал, органические кислоты, белки и другие вещества. Оказывается, покупая овощи, следует предполагать, что в них могут содержаться нитраты и что можно получить отравление и свежими огурцами, и дыней, и арбузом, и капустой …

Нитраты - соли азотной кислоты (NO3) - широко распространены в окружающей среде, главным образом в почве и в воде. Ион NO3 почвой не поглощается, поэтому весь нитратный азот находится в почве в растворе, легкоподвижен и доступен для растений.

Это интересно: в организме взрослого человека за одни сутки расщепляется 125 г. белков, 70 г. жиров и 450 г. углеводов. В ходе переработки этих питательных веществ вырабатывается энергия. Этой энергии вполне достаточно, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды.

Чтобы пища приносила пользу, надо выполнять правила здорового питания.

Запомни правила.

. Пища должна быть разнообразной (растительной и животной).

. Необходимо поддерживать нормальный вес.

. Больше употреблять фруктов и овощей.

. Меньше употреблять сладкого, соленого, копченого, газированных напитков.

. Не используйте в пищу немытые овощи, фрукты и ягоды.

. Соблюдайте режим питания.

1.3 Режим питания

Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие этой сложной системы, находящейся под постоянным воздействием внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем. Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его здоровья играет ритм питания.

Питание человека регулируется центральной нервной системой. Этим ведает так называемый пищевой центр (центр аппетита) в головном мозгу. А для нормальной и правильной работы этого центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определённое количество раз в течение суток и через определённые, строго установленные промежутки времени, по возможности правильно распределяя пищу на каждый из приёмов.

Надо сказать, что голод и аппетит - это не одно и то же. Голод - это такое физиологическое состояние, когда в кровь перестаёт поступать необходимое для нормальной жизнедеятельности организма человека количество питательных веществ. Аппетит же может появиться при одном виде или даже при воспоминании о вкусной пище (хотя физиологической потребности в новой порции еды в организме в данный момент нет). И если человек, привыкший к режиму, не поест своевременно, у него наступает слабость, снижается внимание, падает работоспособность. Причём в дальнейшем аппетит может исчезнуть. Если систематически запаздывать с едой или есть на полный желудок, нормальная деятельность пищеварительных желез нарушается, пищеварение расстраивается. Более длительный промежуток между приёмами пищи приходится на период ночного сна, но и он не должен превышать 10 - 11 часов. Общим правилом является следующее: между небольшими приёмами пищи интервалы могут быть и короткими (2 - 3 часа), но принимать пищу ранее, чем через 2 часа после предыдущей еды нецелесообразно. В среднем же перерывы между едой должны составлять 4 - 5 часов. Наведение порядка в режиме питания (как впрочем, и во всём образе жизни) вполне в силах человека, и тот, кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться.

.4 Заповеди правильного питания

Для правильного питания нужно соблюдать некоторые заповеди:

.Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое питание.

. Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров.

. Никогда не ешь больше, чем нужно - вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость.

. Готовы пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи - на пару вместо обжаривания их в масле; курица - на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием).

. Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее - воды.

. Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое - ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом.

. Если в течение дня ты пропускаешь, хотя бы однажды, приём пищи, постарайся обязательно позавтракать.

. Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться.

. Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Заключение

В ходе работы над проектом я провела опрос учащихся, который показал, что учащиеся нашего техникума имеют недостаточное количество информации по проблемам здорового питания (см. приложение № 1).

Была проведена социально-значимая акция с учащимися 1 курса. Учащиеся познакомились с памятками о здоровом питании с методиками определения качества пищевых продуктов (см. приложение №№ 2, 3).

С учащимися 92 группы была проведена разъяснительная беседа по проблемам здорового питания.

Работая над проектом, я узнала много полезной и интересной информации по проблемам питания. Мой взгляд на питание во многом изменилась. Я тщательнее стала подходить к проблеме выбора пищевой продукции. Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.

Основополагающий вопрос:

«Что пожуёшь, то и поживёшь?».

Молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, хлеб, растительное и сливочное масло можно и нужно есть каждый день.

Сметану, яйца, орехи, ягоды-продукты, которые можно есть в небольших количествах.

Торты, газировки их не следует есть часто!!!

Проведя исследовательскую работу, я определила для себя правила

Правильного питания:

. Если хочешь вырасти сильным, здоровым, и красивым нужно есть полезные продукты. 2. Полезно есть разные продукты.

. Перед едой нужно мыть руки с мылом.

.Полезно есть на завтрак каши. 5. Самое большое количество пищи человек съедает на обед.

. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, нужно на ужин есть лёгкую пищу.

Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены. Актуальность выбранной нами темы подтверждена теоретическим и практическим исследованиями. Действительно ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ стоит НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ.

На данном этапе работу считаю завершенной.

Полноценная еда хороша для нас всегда.

Фрукты, овощи всегда - вот отличная еда.

Будет разная еда - бодрым буду я всегда!

Список использованных источников

1. Базеко Н. П. Все секреты здорового питания/ Н. П. Базеко, С. И. Пиманов. М.: Мед. Лит., 2003.

. Дружинина А. Здоровое питание. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

. Парамонова Т. Н. Экспресс-методы оценки качества продовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.

. Хата З. И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

. Что мы едим? Практический взгляд на питание. М.: просветительский фонд « Эвидентис», ООО « Добрая книга», 2002.

. Интернет источники.

Приложение № 1

АНКЕТА

. Для чего необходимо правильное питание?

. Какие факторы отрицательно влияют на характер питания?

. Какие знаете витамины?

. В каких продуктах больше всего содержится витаминов?

. Какие витамины помогают побороть грипп и простуду?

Описание анкеты

Одногруппникам было предложено 5 вопросов. Получились следующие результаты.

. Для чего необходимо правильное питание?

Достаточно полные ответы дали 13 человек из 22 опрошенных. Все ребята знают, что правильное питание влияет на здоровье человека и его жизненную активность.

. Какие факторы отрицательно влияют на характер питания?

При ответе на этот вопрос 17 человек перечислили самые вредные продукты питания: чипсы, газированные напитки, сухарики, картофель «фри», копчёные изделия. 5 человек отметили такие факторы, как нерегулярное питание и переедание. Хочется посоветовать всем, обращать внимание на правильное хранение продуктов.

. Какие знаете витамины?

человек дали полные ответы и перечислили большую часть витаминов: А, В, С, Д, Р, К, Е. 2 человека дали неполный ответ.

. В каких продуктах больше всего содержится витаминов?

. Какие витамины помогают побороть грипп и простуду?

Из анкет видно, что у ребят мало информации по этому вопросу. Наверное, вылечить человека это забота взрослых и чаще родители прибегают к медикоментозным средствам. Все ребята знают, что помогает побороть грипп и простуду витамин С. Для профилактики простудных заболеваний я советую больше употреблять в пищу продукты, содержащие витамины С и Е.

По результатам опроса можно сделать вывод, что у моих одногруппников есть представление о правильном питании и о пользе витаминов.

Приложение № 2

Памятка родителям о необходимости здорового питания

Полноценное и правильно организованное питание - необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

. Человек должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

. Каждый день в рационе питания должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.

. Человек должен питаться не менее 3-4 раз в день.

. Следует употреблять йодированную соль.

. В межсезонье (осень - зима, зима - весна) особенно дети должны получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

. Если у человека имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

. Рацион питания, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Приложение № 3

«Витамины и здоровье»

Витамины не воспроизводятся в организме человека, а поступают с пищей растительного и животного происхождения и необходимы для правильного течения процессов обмена веществ, нормального роста. Они повышают устойчивость организма к различным заболеваниям. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы ежедневно в состав рациона питания в достаточном количестве входили витамины.

Обычно продукты питания, которые перерабатываются человеческим организмом, насыщены самыми разными витаминами.

Какие же витамины нам необходимы, и в каких продуктах они находятся?

Витамин А. Полезен для кожи, зрения, зубов, костей. Содержится в зелёных и жёлтых овощах, а также во фруктах, яйцах и сливочном масле.

Витамин В1. Необходим для работы нервной системы и органов пищеварения. Содержится в хлебе, свинине, печени.

Витамин В2. Содержится в молоке, яйцах, зелени и постном масле.

Витамин С. Оказывает благоприятное воздействие на мышечную ткань, кости, зубы, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Содержится в цитрусовых, помидорах и сырой капусте. Витамин С легко разрушается в процессе приготовления пищи, поэтому большую часть овощей и фруктов надо употреблять в сыром виде.

Витамин Д. Влияет на формирование костей, вырабатывается организмом по воздействием солнечных лучей.

Недостаточное употребление витаминов приводит к опасным последствиям: прежде всего падает сопротивляемость организма простудным заболеваниям и инфекциям, чаще возникают осложнения после перенесённых заболеваний, снижается умственная и физическая работоспособность.

Если рацион питания полноценный и разнообразный, то человек получает с пищей все необходимые ему витамины.

В настоящее время большое распространение получают продукты, в которые добавляют специальные витаминно - минеральные смеси - это витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. О необходимости приёма специальных витаминных комплексов обязательно проконсультируйтесь у врача!

Будьте здоровы!

Похожие работы на - Здоровое питание на страже здоровья

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!