Проблема единства человека и Вселенной

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,8 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема единства человека и Вселенной

Содержание

Введение

. Космические предпосылки возникновения человека

. Человек и мир

. Развитие человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Перед современной наукой стоит задача построения фундаментальной теории развития Вселенной в качестве целостной системы, включающей в себя все основные формы движения материальных объектов, в том числе и социальную. Поскольку же без анализа генезиса невозможно понимание сущности человека, а следовательно, и его положения в мире, постольку необходимо исследование предпосылок возникновения человека, причем не только земных, но и космических.

Другими словами, для теоретического воспроизведения его универсальности надо выйти за пределы геоцентризма, сводящего проблему генезиса к специфическим земным условиям и прежде всего макроскопическим: человек связан также с микро- и мегамирами, с особенностями их свойств и закономерностей, имея «триединую» причинную обусловленность.

Поэтому концепция космосоциогенеза все более «завоевывает» сознание как современных философов, так и естествоиспытателей, что нашло свое выражение, в частности, в становлении нового научного направления - космической антропоэкологии. Причем уже формируются гипотезы о том, не вступит ли человечество в новую стадию эволюции, на которой индивид создается в значительной мере посредством генной инженерии, биокибернетики и, вероятно, иных, пока не известных нам средств? Но тогда возникает вопрос, сможет ли человек в исторической перспективе сохранить себя в качестве органического вида, является ли существующий на нашей планете «антропоидный» человек такой формой, которая абсолютно бы совпадала с бесконечным развитием его сущностных сил, или же она - исторически преходяща и закономерна ее замена другой? Это сложная проблема для современной науки и практики.

1. Космические предпосылки возникновения человека

Проблема начала Вселенной и множества существующих в ней миров не является новой. Однако лишь во второй половине XX века физика подошла к выводу о роли квантового вакуума в ее возникновении. В связи с чем рождение нашей Вселенной понимается в качестве перехода от единого основания - квантового вакуума через процесс его саморазличения к новому ее состоянию, которое характеризуется четырьмя фундаментальными типами взаимодействия материальных объектов. Причем данный переход осуществляется в определенной временной последовательности и связан сначала с «раздвоением единого» на гравитационную и негравитационную компоненты. Последняя, в свою очередь, за время 10 в минус 35-й степени секунд разделяется на сильное и электрослабое взаимодействия, которое также «расщепляется» (10 в минус 10-й степени секунд) на слабое и электромагнитное. Однако впереди еще отделение электромагнитного излучения и вещества, становящееся исходным пунктом формирования макро- и мега- миров: в период времени 10 в 6-й степени - 10 в 10-й степени лет происходит возникновение атомов, молекул, звезд, галактик, а затем и нас самих. Здесь надо отметить интересный факт: этапы построения теории супергравитации, осуществляющей концептуальное единство всех фундаментальных типов взаимодействия материальных объектов, в обратном порядке воспроизводят процесс их объективной «поляризации» в эволюции нашей Вселенной.

Следовательно, для объяснения процесса возникновения нашей Вселенной человек, являющийся макроскопическим существом, должен обращаться к материальным объектам, которые он превосходит по своим размерам в такой же приблизительно степени, в какой его превосходит наблюдаемая Вселенная. Уже сам по себе этот факт свидетельствует об относительности различия микро-, макро- и мега- миров, об их единстве. Основным критерием для различения этих миров выступает протяженность человеческого тела. Но если микро- и мегаобъекты отличаются от макрообъектов в пространственном отношении, то они также должны различаться во временном, причинном и т.д. отношениях в силу взаимосвязи их атрибутов. Микро-, макро- и мегамиры не могут не отличаться и типом фундаментального взаимодействия, имеющего существенное значение на определенном уровне организации материальных объектов. Ведь законы, которым подчиняются эти взаимодействия, не одинаковы, что обуславливает их специфику. Так, радиус действия сильного взаимодействия составляет лишь около 10 в минус 13-й степени см, а слабого и того меньше - 10 в минус 15-й степени см; гравитационное и электромагнитное взаимодействия пренебрежимо малы на этих расстояниях. Однако с увеличением размеров материальных объектов, т.е. с возникновением атомов и молекул электромагнитное взаимодействие в их пределах становится доминирующим. Кроме того, через взаимосвязь электромагнитного взаимодействия с другими фундаментальными типами взаимодействия - гравитационным, сильным и слабым - можно установить единство качественно определенных форм макроскопического движения, в том числе и социальной, с микро- и мегамирами, а через них и со Вселенной.

Мы видим, насколько диалектично связаны качественно различные уровни организации материальных объектов во Вселенной и формы их взаимодействия. Например, атом есть материальный объект, состоящий из трех видов элементарных частиц, принадлежащих к разным классификационным группам: лептонам (электрон), барионам (протон и нейтрон), и представляющий собой конкретную форму бытия четырех фундаментальных взаимодействий (слабого, сильного, электромагнитного и гравитационного). Своеобразная связь их, существующая на основе электромагнитного взаимодействия - этого единственного общего типа взаимодействия всех названных элементов атома, а также фотона, обуславливает его значение в общей причинной цепи развития нашей Вселенной.

Дело заключается в том, что атом является особым объектом, осуществляющим переход от микро- к макрообъектам, от одного уровня организации материальных объектов к качественно другому. Атом. с одной стороны, есть высшая форма развития микрообъектов: в нем они находят как бы свою завершенность; а с другой, представляет собой исходный пункт новой, макроскопической формы движения: все макротела, начиная с молекул, состоят из атомов в качестве своих элементов. Вот почему атом есть синтез противоположностей высшего и элементарного: высшего объекта в пределах микромира, элементарного - для макромира. Изучение атомов поэтому является исследованием элементарной формы макрообъектов, из которой развиваются более сложные, включая человеческое тело и мозг.

Атом имеет количественную и качественную определенности, раскрытие единства которых ведет к возможности понимания не только его возникновения из элементарных частиц, но также и процесса взаимодействия атомов как химических элементов. Особое место в процессе развития макрообъектов принадлежит углероду, обладающему «наибольшим эволюционным потенциалом»: углерод является таким химическим элементом, реализация способности которого к электромагнитному взаимодействию с другими видами атомов ведет к возникновению практически бесконечного разнообразия органических веществ. Следовательно, уникальная способность атомов углерода взаимодействовать с практически любым числом атомов других видов дает возможность образовывать сложные химические соединения, в конечном счете выводящие химический процесс за собственные пределы.

Исключительное значение углерода, осуществляющего связь неорганического мира с органическим, можно сравнить с аналогичной ролью нейтрона в процессе образования структуры атома. Ведь атомы как простейшие макрообъекты возникают на основе нейтрона, который в единстве с тремя другими видами элементарных частиц - протоном, электроном и фотоном - образует разнообразие атомного мира. Аналогично этому органические вещества, закономерное усложнение которых приводит к появлению жизни на Земле, возникают на основе углерода, который в единстве с тремя химическими элементами - водородом, кислородом и азотом - образует разнообразие органических веществ. Здесь можно заметить, что если сравнить химический состав нашей галактики и Солнечной системы, то выявляется интересная закономерность: весьма распространены в нашей галактике такие элементы, как водород, углерод, азот, кислород, которые становятся основой жизни на Земле.

Таким образом, переход от неорганических объектов к органическим связан с «выделением» одного из химических элементов, обладающего способностью образовывать сложные органические соединения в процессе его электромагнитного взаимодействия с другими видами атомов. из которых состоят нуклеиновые кислоты и белки. В силу чего химический процесс, порождая жизнь, выходит за свои границы посредством скачка, являющегося формой связи химических и биологических процессов.

Органическое не существует вне его генетического единства с электромагнитными взаимодействиями атомно-молекулярных объектов. Более того, электромагнитные процессы являются необходимым элементом органических явлений на любом уровне их организации - молекулярном и субклеточном, на уровне клетки, органа, целостного организма и межорганизменных взаимоотношений. В процессе эволюции организмы используют электромагнитные излучения внешней среды в качестве источника информации, обеспечивающей их приспособление к изменяющимся условиям. Ведь фотоны - кванты электромагнитного взаимодействия, являются не только носителями энергии, но и информации, в связи с чем электромагнитная сигнализация представляет собой универсальное средство информационных связей, обеспечивающих координацию и интеграцию деятельности организмов.

Признание важной роли электромагнитных процессов в эволюции органического вещества и самой биосферы ведет к осознанию того факта, что переход к жизни не является только планетарным явлением: жизнь есть результат эволюции всей природы. Следовательно, органическая форма движения материальных объектов не может быть локализована конкретными условиями бытия отдельной планеты; она возникает там и тогда, где для этого имеются соответствующие физико-химические предпосылки. Причем, исходя из космической распространенности органического вещества, некоторые ученые приходят к выводу о качественной неисчерпаемости органических систем, их многовариантной и разнонаправленной эволюции, включающей в себя возможность жизни, отличной от ее земных форм.

Таким образом, научный подход к анализу переходных состояний позволяет выяснить место и роль химического в порождении жизни, а также эволюцию самой химической формы движения, которая, выходя за собственные пределы, ведет к поляризации макромира на объект и органический субъект. Эта поляризация означает скачок в развитии форм взаимодействия макрообъектов, связанный с их асимметрией, что выражается, в том числе, в различном отношении объекта и субъекта к самому их взаимодействию. Иначе переход от тех форм взаимодействия макрообъектов, которые свойственны неорганическому миру, к органической форме взаимодействия находит свое выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны и объекта - с другой. Следовательно, новая форма движения макрообъектов возникает с необходимостью и характеризуется раздвоением макромира.

Данный подход позволяет не только понять ее единство с предшествующими формами движения макрообъектов, но Также с микро- и мегапроцессами. Ведь электромагнитное излучение или поток фотонов, без которого, по крайней мере, белково-нуклеиновая жизнь невозможна, есть квантовый процесс, имеющий внепланетное происхождение. Поэтому жизнь как одна из основных форм движения порождается не только планетарными, но и космическими (звездными и галактическими) условиями. Электромагнитное излучение в форме солнечного света становится необходимым элементом земной жизни. А это значит, что энергия и информация, необходимая для эволюции макрообъектов, имеет, в основном, внепланетное происхождение.

Следовательно, жизнь, начиная с простейшей формы ее организации - клетки и до высшей, представляет собой не только планетарное, но и космическое явление. В силу этого невозможно построение научной картины мира без введения в нее в виде обязательного компонента и теории органической формы движения. В.И. Вернадский считал, что включение явлений жизни в научную картину атомного строения космоса приобретает интерес не только для ученого, но и для всякого образованного человека. С проникновением человека в космос такое понимание становится просто необходимым.

Однако органическое - лишь переходное состояние, разрешением противоречий которого выступает процесс антропосоциогенеза, приводящий в конечном итоге к формированию мыслящего субъекта с универсальной телесной организацией и универсальным типом взаимодействия. Другими словами, на качественно определенном уровне планетарно-космической эволюции в результате естественного отбора происходит «выделение» органического вида, который становится исходным пунктом новой, а именно - социальной формы движения материальных объектов. Причем данная закономерность не имеет лишь «местного», например, земного значения. Как считает И.А. Ефремов, развитие органического мира выражает интересную особенность: чрезвычайное разнообразие низших форм, превосходящее наше представление о возможных формах жизни на планетах и контрастирующее с этим подобие высших животных с повторением однотипных конвергенций. Если же сравнивать эволюцию органического мира со спиралью развития (какой по существу она и является), то она будет широкой в основании и очень узкой в вершине; размахи ее по мере хода времени становятся все меньше, и спираль скручивается все сильнее, вплоть до человека, который оказывается наиболее «туго скрученным» ее витком. Не отражен ли здесь фундаментальный (всеобщий) закон развития материального мира, с необходимостью порождающего мыслящих субъектов?

2. Человек и мир

Человек должен осознать тот факт, что эволюция органического мира и его собственное происхождение не является процессом, зависимым только от специфически земных условий, но представляет собой результат взаимодействия земных и космических факторов. И тогда человек, как и атомы, из которых он состоит, не только земной объект, но и космический, связанный генезисом своего тела и мозга со Вселенной, с ее квантовым основанием, а также с общими законами саморазвития материального мира.

Поскольку вакуум с точки зрения современной квантовой теории поля выступает в качестве исходного состояния эволюции нашей Вселенной, постольку его исследование представляет собой изучение ее «зародышевой» формы, из которой развиваются более сложные материальные объекты, включая человека. И хотя мало известно о закономерностях квантового основания, однако не вызывает сомнения, что его особенности находят свое проявление на различных уровнях организации объектов. Причем в такой мере, что можно полагать: они обусловили фундаментальные свойства нашей Вселенной. Например, если бы физическое пространство было не трехмерным, а форма законов природы осталась той же, невозможным бы стало устойчивое существование планет, атомов и молекул. Более того, даже при незначительном изменении любой из фундаментальных постоянных уже невозможно бытие как основных материальных систем конкретной Вселенной, так и ее самой. Ведь если изменить константу сильного взаимодействия на несколько процентов, то Метагалактика состояла бы лишь из гелия. Но тогда вряд ли стало возможным возникновение органического вещества, а затем и жизни в ее белково-нуклеиновой форме. Квантовые числа элементарных частиц также необходимы для образования качественного многообразия химических элементов как предпосылки возникновения органических структур.

Следовательно, само существование основных форм движения материальных объектов в нашей Вселенной обуславливается совокупностью численных значений космологических констант, связанных с общими закономерностями ее эволюции, включая размерность пространства - времени. В связи с этим можно отметить, что физические условия, необходимые для возникновения жизни нашего типа (существование атомов, планет и т.д.) могут реализовываться только в 4-мерном пространстве - времени. Поэтому мы и живем во Вселенной, четырехмерность пространства которой делает наше существование возможным. Таким образом, белково-нуклеиновая жизнь и человек есть результат эволюции Вселенной с особыми пространственно-временными и причинными структурами.

Само бытие человека связано с возрастом Вселенной: длительность его существования находится в таком же численном соотношении с продолжительностью эволюции Вселенной, как и отношение электрической и гравитационной сил между протонами и электронами. Другими словами, отношение двух фундаментальных типов взаимодействия материальных объектов и соотношение «человеческого» (социального) и космического масштабов времени - ничтожно малые величины одного и того же порядка. Причина этого непосредственно связана со временем определенных физических процессов во Вселенной, являющихся необходимыми условиями бытия разумной жизни и высокоразвитой технологии. Но если жизнь не может вообще возникнуть до тех пор, пока, по крайней мере, одно поколение звезд не завершит свой цикл и не рассеет по галактике «осколки» сверхновых, содержащие углерод, то можно считать, что «наши тела состоят из пепла давно угасших звезд». Следовательно, жизнь в любой ее конкретной форме не может ни возникнуть, ни развиться до уровня человека, пока не завершатся качественно определенные физические процессы взаимодействия материальных объектов. Поэтому через человека мы можем многое узнать о Вселенной, и наоборот, чтобы познать человека, надо исследовать закономерности развития мира, его породившего. Иначе теоретическое исследование человека необходимым образом связано с познанием материального мира, а его научная картина должна включать в себя учение о человеке.

С точки зрения концепции Большого взрыва при возрасте нашей Вселенной в ничтожную долю секунды (около 10 в минус 23-й степени с) ее размер равнялся атомному ядру, или около 10 в минус 13-й степени см. Эволюция же нашей Вселенной в процессе ее расширения есть «развертывание» данного начала, а тем самым и качественно своеобразное проявление «замкнутого» в нем возможного мира. Этим способом Вселенная в ходе развития из своего квантового основания превращается в систему с новыми свойствами и законами, с новыми типами взаимодействия материальных объектов. Эта целостность замыкается на себя, порождая материальный объект, являющийся высшей формой ее организации. Таким объектом и предстает человек, без которого мир - не целое, а часть. Поэтому необходимо рассматривать человека не абстрактно, а конкретно - исторически, т.е. в качестве субъекта, появляющегося на определенной ступени эволюции Вселенной и обусловленного ее свойствами и закономерностями.

Концепция «замыкания» конкретной системы взаимодействующих объектов на человека представляет собой философскую гипотезу, методологическое значение которой заключается в том, что она дает возможность закономерным образом включить человека во всеобщую взаимосвязь объектов, понять функции его в процессе саморазвития мира. Исходя из этой концепции человек - исходный пункт формирования новой системы взаимодействующих материальных объектов: он элементарный объект, который содержит внутри себя возможный мир. Но если человек может содержать в себе целый мир. то совокупность взаимодействующих индивидов (вместе с предшествующими формами движения) способна образовать действительный мир с качественно иными свойствами и закономерностями. Следовательно, человек есть мыслящий субъект, который представляет собой диалектический синтез различных законов, в котором сходятся противоположности бесконечно большого и бесконечно малого, конечного и бесконечного. Эта идея развивает понятие о человеке, вступая в противоречие с привычным пониманием человека как части мира его породившего.

Логика данных рассуждений направлена на то, чтобы аргументировать вывод: анализ антропогенеза лишь под геоцентрическим углом зрения явно недостаточен. Теория космосоциогенеза открывает новые возможности для познания социальной формы взаимодействия материальных объектов как необходимого этапа саморазвития Вселенной.

Таким образом, фундаментальные проблемы структуры и развития мира и проблема человека оказываются неразрывно связанными. Они - различные аспекты теоретического исследования субстанциального единства мира, циклический характер саморазвития которого с необходимостью ведет к возникновению мыслящих субъектов с парадоксальными свойствами. Поэтому философское изучение человека должно осуществляться в неразрывном единстве с познанием того мира, высшей формой организации которого он является. Из этого исходит и антропный принцип в космологии, устанавливающий зависимость возникновения и бытия человека не только от локальных, но и от фундаментальных свойств и закономерностей Вселенной, включая также ее квантовые предпосылки. Здесь надо иметь в виду, что человек антропоидного типа - лишь одна из эволюционных возможностей: нельзя считать, что структура развития Вселенной способна была породить высокоорганизованные объекты только на второстепенной планете, вращающейся вокруг средней звезды в «окрестности» типичной спиральной галактики. Данный подход свидетельствует о несостоятельности антропогеоцентрической точки зрения, придающей уникальное значение определенной форме человека.

Человек и Вселенная - это две стороны одной и той же проблемы, а именно - философской проблемы отношения человека и его сознания к материальному миру. Поэтому элементом философского познания Вселенной является не ее сингулярное состояние, атом, галактика или какая-нибудь другая, качественно определенная материальная система сама по себе, но «мир, соотносительный с человеком». Данная идея все более привлекает внимание современных физиков. Так, А. Д. Линде считает, что изучение Вселенной и человека неразрывно связаны, а при дальнейшем развитии науки прогресс в одной области будет невозможен без прогресса в другой. Причем «после создания единого описания слабых, сильных, электромагнитных и гравитационных взаимодействий не станет ли следующим важным этапом развитие единого подхода ко всему нашему миру, включая и внутренний мир человека?». Здесь можно заметить, что хотя человек в конкретной форме выступает в качестве своеобразной «системы отсчета» при анализе его всеобщих закономерностей, тем не менее, ценность рассуждений по аналогии уменьшается, если признать бытие многообразных форм разумных существ. Однако до сих пор ничего другого не остается, как изучать самого «земного» человека, его атрибуты, выделяя в них особенное и всеобщее. Следовательно, нельзя сводить человека как мыслящего субъекта лишь к специфике его планетарного бытия: «это узкая точка зрения. Она приводит ко многим неверным выводам»; в космосе, по мнению К.Э. Циолковского, могут существовать иные формы разумной жизни, представляющие собой фактор его эволюции. Таким образом, из диалектической взаимосвязи Вселенной и человека следует методологический вывод: возникновение разумных существ обусловлено общей закономерностью развития материального мира, которая проявляется в качественно разнообразных формах внеземных цивилизаций, в том числе и планетарных. Но тогда геоцентрическая точка зрения несостоятельна не только в астрономии, но и применительно к анализу качественной определенности человека, иных форм «мыслящей материи». В связи с этим внеземные носители социальной формы движения могут обладать такой телесной организацией, физико-химические, биологические условия существования которой не только количественно, но и качественно отличаются от условий жизнедеятельности «земного» человеческого тела.

Надо отметить, что проблема множественности обитаемых миров - лишь теоретическая форма, в которой предстает в определенных исторических условиях проблема исследования всеобщего в человеке. Иначе, научное исследование человека включает в себя теоретическую разработку идеи внеземных проявлений социальной формы движения: это диалектически взаимосвязанные проблемы. В связи с чем возникает необходимость разработки методологических основ построения научной теории космических цивилизаций с целью более глубокого изучения земного человека. Поэтому идея создания теории космических цивилизаций как интегральной проблемы современной науки конструктивна, поскольку, во-первых, связана с целостным изучением универсальной сущности человека, а во-вторых, ориентирует деятельность «земного» человека на поиск других цивилизаций, обнаружение которых может существенно повлиять на его образ мыслей и структуру практики.

3. Развитие человека

вселенная человек биосфера эволюция

«Космизация» общественного сознания вообще и научного знания в частности связана с качественным изменением роли человека на планете Земля, трудовая деятельность которого стала соизмеримой не только с геологическими, но и с космическими процессами. Это находит свое проявление в экологической проблеме, которая должна быть понята в единстве с противоречивым отношением человека и природы, находящем в ней свое отражение. Причем надо иметь в виду, что научный подход к анализу их отношений исключает абстрактное понимание как человека, так и природы. Ведь человек в качестве синтеза общего, особенного и единичного представляет собой результат эволюции не только определенной планетной или звездной системы, но и самой Вселенной. Поэтому планетарный человек вне единства со Вселенной такой же «абстракт», как и человек вне взаимодействия с конкретной планетой.

Построение научной теории единства человека и природы не может быть сведено к исследованию его отношений с конечным природным комплексом, каким является планета Земля или ее биосфера. Иначе осознание взаимосвязи человека со Вселенной невозможно при абсолютизации специфических закономерностей его отношения с ограниченной природной системой, поскольку в каждую историческую эпоху пределы его взаимодействия с природой обусловливаются границами практической и теоретической деятельности человека.

Планетарная цивилизация, сохраняя биосферу как условие своего существования, преобразовывает ее в направлении, оптимальном для развития человека. В конечном итоге она ассимилирует не только биогеосферу, но и космическую природу, формируя единую целостность, в которой синтезируются закономерности развития Вселенной и общества. Поэтому проблема познания путей построения ноосферы является также проблемой поиска средств разрешения противоречия между человеком и природой.

Человек находится практически в начале данного пути, однако некоторые тенденции его будущего развития «просвечиваются» уже сегодня. По крайней мере, стало ясным, что проблема перспектив земной цивилизации находится в единстве нее только с теоретическим, но и практическим преодолением геоцентризма, что составляет существенную черту научно-технической революции, требующую осознания самого человека не только в качестве планетарного, но и космического феномена.

Может сложиться впечатление, что поскольку масштабы человеческой деятельности уже сопоставимы не только с геологическими, но и с некоторыми космическими процессами, постольку универсальным средством решения проблемы взаимодействия человека с земной природой является выход его за пределы планеты. Конечно, считал К.Э. Циолковский, «человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». В.И. Вернадский также полагал, что овладение космическим пространством и временем земной цивилизацией, которая эволюционирует к «новому жизненному проявлению», не случайность, но закономерное следствие космического характера самой биосферы. Следовательно, Земля в качестве объективного условия социального существования человека, его расширенного воспроизводства имеет предел. Но ведь аналогичный предел имеют и любые другие космические системы, которые будут представлять собой сферу его обитания. И тогда экологические проблемы нашей цивилизации в принципе неразрешимы, если признавать выход за границы среды обитания единственным средством их решения. Следовательно, неправомерен как социально-экономический геоцентризм, исходящий из возможности решения глобальных проблем современности только специфически земными средствами, так и абсолютизация факта выхода человечества в Космос, абстрагирующаяся от необходимости разрешения противоречий между человеком и природой.

Надо исходить из того, что для развивающейся цивилизации планетарно- космические условия ее бытия выступают в качестве тех пределов, в которых цивилизация может развиваться и за которые она не может выйти, не вступая в противоречие с законами физики. Например, прогресс земной цивилизации с сохранением современных темпов, экстраполированный на интервалы времени, даже много меньшие космологических, соответствует уровню энергетики квазаров и ядер галактики. Но это значит, что наша цивилизация не может ее произвести, сконцентрировав в границах Солнечной системы, поскольку в противном случае все в ней превратится в плазму.

В силу этого некоторые ученые приходят к выводу о конечной пространственной области обитания любой цивилизации во Вселенной, которая неизбежно будет ограничена небольшим сравнительно с межзвездным расстоянием пространством вокруг своей звезды. Иначе существуют ограничения, препятствующие бесконечному экстенсивному экономическому развитию цивилизации. Поэтому и возникает проблема перехода к качественно новому, преимущественно интенсивному типу эволюции. Действительно, только проникнув а микромир и овладев ядерной энергией, человек смог выйти за пределы макромира, в Космос. Тенденция к пространственному расширению сферы своей жизнедеятельности в эволюционирующей Вселенной связана с проникновением в более фундаментальные состояния, вплоть до квантового основания нашей Вселенной. Лишь в этом случае человек способен реализовать свою космическую функцию, одним из практических проявлений которой становится использование свойств и закономерностей микро- и мегамиров с целью преобразования макроскопических предпосылок его бытия и развития.

Эти квантовые предпосылки возникновения нашей Вселенной, а в конечном счете жизни и разумных существ становятся объектом исследования и практической деятельности человека. Ведь начиная с овладения ядерной энергией, земная цивилизация приступила к техническому воспроизведению ряда космических процессов в планетарных условиях (криогенная и вакуумная индустрия, эксперименты с веществом в плазменном состоянии и т.д.). Такая «космическая» индустриализация свидетельствует о том, что человек в зрелой форме становится способным моделировать в орудиях труда космические предпосылки своего возникновения, а тем самым и квантовые условия рождения Вселенной. В результате этого человек мог бы изменять структуру пространства и времени, создавать элементарные частицы, генерируя новые экзотические формы материальных объектов, творя тем самым искусственные миры с удивительными свойствами. Данное предположение в своеобразной форме показывает теоретические возможности космотехнической деятельности цивилизации.

Заключение

Космическая функция человека получает более глубокий смысл, если исходить из того, что универсальность труда как интегрального типа взаимодействия заключается в принципиальной возможности воспроизведения всех свойств и закономерностей планетарно-космических объектов, необходимых для дальнейшего развития человека. С проникновением внутрь Вселенной, в ее квантовое основание человек способен овладеть всеобщими условиями бытия природных объектов, свойственных нашей космологической системе. Воспроизводя их в орудиях труда, он тем самым превращает совокупность качественно различных форм движения в относительно замкнутую целостность, т.е. конкретный, развивающийся по собственным законам мир, зарождающийся внутри Вселенной в процессе ее эволюции. Такое конструирование мира - оптимальная стратегия развития космической цивилизации.

Посредством совершенствования орудий труда человек стремится преодолеть границы, обусловленные макроскопическими возможностями его органического тела, развивая собственные сущностные силы, связанные с реализацией способностей своего интеллекта. Ведь преобразуя природу, человек создает новый мир, с существенно иными социальными свойствами и закономерностями. Человек - это макроскопический субъект, «ядром» которого является мозг, становящийся также и ядром этого мира.

Поэтому к человеческому интеллекту надо относиться как к стратегическому ресурсу социального развития: познав законы функционирования мозга, человек в принципе должен научиться управлять собственной естественноисторической эволюцией, взяв под контроль планетарного интеллекта развитие биогеосферы и формирование ноосферы.

Список использованной литературы

1.Долгов Б. Д., Зельдович Я. Б., Сажин М. В. Космология ранней Вселенной. - М., 1994.

.Капке В. Б. Концепция современного естествознания. - М.: Логос, 2002.

.Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. - М., 2004.

.Редже Т. Этюды о Вселенной. - М., 1995.

.Садохин А. П. Концепция современного естествознания. - М.: Омега, 2006.

.Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.

.Сутт Т. Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. - М., 1986.

.Торосян В. Г. Концепция современного естествознания (Учебное пособие). - М.: Высшая школа, 2003.

Похожие работы на - Проблема единства человека и Вселенной

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!