Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,4 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений















Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений

Введение

Создание средовых объектов для музеев - неотъемлемая часть научной и исторической реконструкции, основанная, прежде всего, на абсолютном уважении к своей культуре. Это особый мир творчества, охватывающий разнообразный спектр художественных ремесел (так как в реконструкции важно ограничить использование нынешних технологий, дабы не исказить результат), которые испокон веков занимали значительное место не только в среде жизнедеятельности человека, но, что важнее всего - в его духовном мире. Поэтому темой данной выпускной квалификационной работы является «Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений».

Проблема исследования - как эффективно начать изучение экспозиционной реконструкции в образовательных учреждениях, и как правильно формировать знания и умения учащихся в этой области.

Актуальность

Прогресс в современном мире не стоит на месте, и все больше людей связывают свою профессию с техникой, при этом весьма важным для современного человека остается сохранение естественных элементов культуры, т.е. умение создавать изделия из природных материалов; сохранять практические навыки, необходимые для создания простых средовых объектов. Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений является актуальной темой на сегодняшний день, так как это обусловлено социальным заказом образовательной системы, которая требует подготовки людей с высоким уровнем творческого мышления и культуры. И так как, феномен школьного музея уже внедрен в образовательную жизнь, и к нему все больше обращается администрация школы, желающая привлечь учащихся, важно начать формировать эти умения в сфере изготовления средовых объектов. Такие умения помогают развивать у детей пространственное мышление, способствуют творческому и эстетическому развитию личности, помогают самореализации ребенка, его самовыражению. Это значит, что формировать умения в этой области следует уже в младшем школьном возрасте.

Помимо этого, такая ситуация, когда ребенок сам задействован в процессе создания предмета, когда получает знания через работу с материалом, дает огромный образовательный эффект в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вот почему важно организовывать подобные занятия с детьми в образовательных школах. Это не только эффективно закрепит их знания в изучении новой темы, но также расширит кругозор, позволит учащемуся развить навыки исследовательской работы, сформировать его творческие способности и интерес к культуре. Если же эту работу построить на взаимодействии учеников и школьного музея, для которого они могли бы создавать на уроках изобразительного искусства модели, макеты, копии и т.д., образовательный эффект увеличится еще больше. Это будет огромным плюсом, как и для ученика, получающего совершенно новые практические навыки в процессе научно-исследовательской деятельности, так и для жизни и развития школьного музея, образовательную работу которого ученики смогут поддерживать благодаря новым полученным знаниям, своим навыкам и умениям.

Ученики должны постоянно взаимодействовать с музейными экспозициями, так как те неразрывно связаны с образовательным процессом, школьные музеи же наоборот должны ориентироваться на своих учеников, чтобы всегда оставаться актуальным институтом знания и культуры. Только благодаря совместной работе школьного музея и учащихся можно говорить о достижении таких целей, как творческая активность детей, улучшение и углубление их контактов с педагогами, обогащение образовательного процесса.

Формирование умений в области экспозиционной реконструкции и создания средовых объектов для музеев образовательных учреждений - результат целенаправленного воздействия педагога. Поэтому сам учитель должен обладать не только педагогическими и методическими умениями, но и иметь специальную подготовку в данной сфере. Он должен уметь владеть технологией создания средовых объектов, а также воспитывать в учениках уважение к культуре своей страны, эстетический вкус, чувства, уметь привлекать их к работе, воспитывать потребность и способность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

Экспозиционная реконструкция до настоящего времени не получила широкого развития, также недостаточно полно исследованы проблемы самого создания и правильного использования средовых объектов в музеях общеобразовательных учреждений. Факт того, что это довольно важная составляющая учебного процесса только начинает рассматриваться с научной точки зрения в наше время, подчеркивает актуальность исследования.

Объект исследования - занятия по изучению экспозиционной реконструкции и изготовлению средовых объектов в младших классах.

Предмет исследования - умения и знания учащихся в сфере изготовления средовых объектов.

Цель данной работы - рассмотреть принципы формирования умений в области экспозиционной реконструкции.

Гипотеза данной работы следующая:

Формирование умений в сфере создания средовых объектов будут более успешными, если соответствующая методика:

·будет ориентирована на создание реального объекта;

·если комплекс упражнений будет выстроен по принципу поэтапного создания реального объекта.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1.Рассмотреть теоретическую и методическую литературу по теме работы.

2.Сопоставить данные научных трудов, изобразительных и письменных источников по данному вопросу.

3.Разработать комплекс упражнений для создания средовых объектов в школе (в 3 классе)

4.Провести практическую апробацию и обработать результаты авторской методики.

5.Создание средового эталонного объекта для музея МВЖК (секретер).

Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к теоретическим (метод сбора информации путем анализа литературы в рамках научной реконструкции), а также эмпирическим (тестирование, анкетирование, использование комплекса упражнений с целью формирования умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений).

Практическая значимость: Разработка комплекса практических упражнений и теоретического блока в области создания средовых объектов для музеев образовательных учреждений.

1. Теоретические аспекты экспозиционной реконструкции музейного объекта

1.1 Экспозиционная реконструкция объектов в среде исторических культурных феноменов: история и современность

Привлечение людей к экспозиционной реконструкции в наше время во многом обязано интересу к исторической реконструкции, который сильно возрос за последние десятилетия, благодаря историческим фестивалям, конкурсам, ролевым играм и праздникам, начавшим появляться еще в конце 80-х годов XX столетия у нас в России. Однако если капнуть глубже, корни исторической реконструкции уходят в глубокую древность и, чтобы углубиться в эту историю, нужно сначала разобраться, что же такое реконструкция. Одно из значений - воспроизведение или воссоздание материальной или духовной культуры какой-либо ушедшей эпохи. И если рассмотреть историческую реконструкцию с этой точки зрения, то ей начали заниматься еще в Древнем Риме. Известным развлечением в то время были гладиаторские бои, и довольно часто они принимали вид сражений прошлых лет. Так, например, часть гладиаторов могли облачить в доспехи солдат карфагенского полководца Ганнибала Барка, а другую группу в доспехи римских легионеров Сципиона Африканского, после чего они разыгрывали битву при Заме.

Для большей зрелищности, бойцы старались следовать историческим фактам во всех мелочах - предводители отрядов называли себя именами карфагенских и римских полководцев, совершали такие же маневры, как и в

настоящей битве и т.п. Так что подобные костюмированные бои вполне можно считать основоположниками современной реконструкции.

Начиная с XVII-XVIII веков, начали возникать сообщества любителей старины, которые стали прообразами современных клубов реконструкторов.

Есть упоминание о существовании некого подобия клубов реконструкции в 18 веке. Иллюстрацией к этому может послужить один замечательный отрывок из книги секретаря великого немецкого поэта Гёте, Иоганна Петра Эккермана "Разговоры с Гёте": "Там (имеется в виду в Англии) из лука стреляют все, кому не лень. Даже в самом захудалом городишке имеется "общество лучников". Как немцы ходят на кегельбан, так они собираются в какой-нибудь харчевне - обычно это бывает уже под вечер - и стреляют из лука; я с превеликим удовольствием наблюдал за их упражнениями. Это всё были рослые люди, и, натягивая тетиву, они принимали удивительно живописные позы". [18; 7].

Тогда же начинает развиваться бытовая реконструкция, изначально бывшая элементом городских праздников и карнавалов. Участники таких празднеств не только одевались в костюмы ушедших времен, но и воспроизводили игры, танцы и другие развлечения прошлого.

В начале XIX века в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины. Основателем этого движения можно считать шведа Пера Хенрика Линга. Будучи терапевтом, ученым и преподавателем, он также был широко известен как поэт и представитель так называемого «гётского общества» (от названия древнегерманского племени, в древности населявшего южную часть Скандинавии, - гётов). Он старался воспроизвести древний мир богов и героев Скандинавии не только в своих произведениях, но и в реальной жизни. Увлекаясь эпохой Викингов и ориентируясь на сведения из скандинавских саг и легенд, Хенрик Линг вместе со своим сыном Ялмаром Лингом вручную воссоздавали не только оружие и доспехи, но и домашнюю утварь северных народов той эпохи.

Благодаря такому примеру, позже в Западной Европе другие любители старины стали изготавливать предметы быта минувших дней, которые, в свою очередь, становились обычными предметами интерьера в их же домах.

Постепенно такое хобби превратилось для многих в профессиональную деятельность, а уже к концу XX столетия на основе деятельности реконструкторов появились такие дисциплины, как «живая история» и «музейная педагогика». [6]

В наши дни существует множество клубов любителей старины, которые каждый год проводят разнообразные тематические фестивали, такие как «Времена и Эпохи», «Русь Изначальная», «Волжский путь», «Городецкое гульбище», «Дикое поле» и др.

Следует отметить, что реконструкция совершенно не обязывает к масштабным мероприятиям. Такая деятельность может проводиться не только как фестиваль под открытым небом, но и как уроки в общеобразовательных школах, о чем часто забывают, принимая современную реконструкцию за досуговое времяпрепровождение, и не задумываясь о том, что участники таких мероприятий ставят перед собой цель - изучение и воссоздание той или иной эпохи с научной точки зрения, используя не только метод ролевой игры, но и метод реконструкции, позволяющий воссоздавать утраченные объекты. Вот почему так важно помнить о том, что сама «историческая реконструкция» имеет два значения и в данной работе мы рассматриваем именно второе:

1.Деятельность, направленная на воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи, а также восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т.д.

2.Воссоздание утраченного предмета (его конструкции и внешнего вида) на основе имеющихся данных (археологических, письменных, изобразительных и т.д.) и сам результат данной работы.

Также существуют следующие виды реконструкции:

·Репликаты или реплики (точная музейная копия предмета);

·Собственно реконструкция:

1)изобразительная (рисунок, видео, компьютерная);

2)материальная (или предметная - реконструкция предметов);

3)нематериальная - реконструкция объектов нематериальной культуры (ремесленные технологии, военное искусство, танцы, музыка и пение, искусство импровизации, спортивные и интеллектуальные игры, элементы сословного менталитета, «мертвые языки»);

4)теоретическая (описание предполагаемого хода событий).

Также существует критерий аутентичности реконструкции на уровне технологий воссоздания. Так как реконструкция не стоит на месте и все больше развивается с каждым годом, то и критерий аутентичности может меняться. Основными критериями являются:

·Типология (классификация по существенным признакам);

·Достоверные источники и материалы, присущие эпохе;

·Технология изготовления предмета.

Обычно в реконструкции не используются оригиналы. Они являются только аналогами реконструируемых объектов, с определенной территориальной принадлежностью и четкой хронологией.

В самой же реконструкции обычно используются следующие категории реконструируемых предметов:

·Копия - предмет в точности повторяет оригинал, при этом сохраняя его внешний облик, материал, размеры, технологию изготовления и применение;

·Реплика - предмет повторяет оригинал во всем, за исключением размеров (внешний облик, технология изготовления, материал и применение);

·Реконструкция - предмет, внешний облик которого восстановлен на основе нескольких достоверных источников. У такого предмета нет непосредственного оригинала (либо оригинал сохранился частично). Предмет сохраняет технологию изготовления, материал и применение.

·Новодел - предмет, изготовляющийся по существующим в научной литературе типологиям, на основе исторически верных материалов с учетом технологий, применявшихся в эпоху бытования предмета.

·Стилизация - предмет схож по контурам с существующими типологиями и изготавливается из материалов, присущих эпохе, но с применением современных технологий.

·Бутафория - предмет, который соответствует существующей типологии, но изготавливается из современных материалов, либо предмет создается из материалов, присущих эпохе, но не соответствующий типологии. При этом технология изготовления не важна.

·Версия - у такого предмета нет непосредственного оригинала. Он изготавливается на основе существующих технологических схем, которые должны быть научно обоснованы и с использованием материалов, присущих эпохе. Версия повторяет общую технологическую схему, материал и применение.

·Модель - предмет не имеет непосредственных оригиналов и изготавливается из современных материалов. Единственный признак, который сохраняет модель - применение.

Также важно не путать реконструкцию с реставрацией (термин, встречающийся чаще в музейной практике), так как реставрировать можно только уже имеющийся в музейном собрании предмет, представляющий

историческую ценность, а реконструкция - воссоздание предмета на основе имеющихся данных.

Необходимо отметить, что реконструкция имеет важное значение для музеев, так как существует проблема имитации, стилизации, но не реконструкции музейных экспонатов, но к большому сожалению экспозиционной реконструкцией у нас в стране занимаются единицы, и что еще хуже, эти практические разработки не контактируют при этом с наукой.

Довольно легковесное отношение к предмету реконструкции и ударило в первую очередь по музеям, так как вызвало к жизни огромное количество так называемых «реконструкций», которые можно назвать стилизацией, имитацией - чем угодно, но с научной реконструкцией они ничего общего не имеют. [10]

Также существует проблема отступления от правил реконструкции, что заключается в отсутствии критериев оценки реконструкционной деятельности, четких принципов реконструкции и единой терминологии.

Очень важно, чтобы процент соответствия прототипу реконструкционного объекта был как можно выше. Совершенно необязательно, чтобы изготовленная для экспозиции модель имела такие же технические параметры, как у такого же предмета в прошлые века, но такая модель обязательно должна иметь внешний вид и вес, которые были бы научно обоснованы. Иначе зритель получит неправильное представление о самом предмете, его использовании и культуре рассматриваемого периода прошлых лет.

Кроме того, ввиду, с одной стороны, неразработанности схемы применения реконструкции в музейном деле, отсутствия стройной, научно обоснованной методологии и критериев качества реконструкции, а с другой стороны, явной потребности в ее использовании, экспозиции музеев стали заполняться непрофессиональными работами, не имеющими подчас ничего общего с реально существующими предметами. [10]

Важным аспектом в сфере экспозиционной реконструкции являются музеи образования (т.е. детские, школьные, университетские и т.д.), для которых реконструкция средовых объектов может рассматриваться как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, являющаяся средством творческой самореализации учащихся. Это является необходимым условием развития школьников, их формирования и развития личности, обладающей качествами не только гражданина-патриота, но и личности с широким кругозором, высоким уровнем знаний и культурного развития.


Экспозиционная реконструкция музейного объекта образовательного учреждения неразрывно связана с таким понятием как «музейная педагогика».

В наше время огромную роль в сохранении культурного и исторического наследия, несомненно, играют музеи. Собрав в себе бесценные коллекции памятников культуры, искусства и истории, они являются сокровищницей знаний, полученными человечеством на протяжении всех веков. Музеи хранят память народа, его историю, дают нам возможность заглянуть в прошлое, переосмыслить его, подумать о настоящем и идти в будущее в правильном направлении. Помимо этого, музеи все больше становятся не только культурным пространством, но и образовательным, так как их собрания несут в себе огромные возможности для воспитательного и образовательного процесса.

Именно в результате интеграционных процессов в сфере науки, образования, истории, культуры, а также благодаря образовательной и культурной деятельности музеев и возникла такая новая область, как музейная педагогика.

Музейная энциклопедия дает следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями» [17; 76]

Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. [13; 23]. Таким образом, можно заключить, что музейная педагогика сформировалась благодаря связи музееведения, педагогики и психологии.

Именно на рубеже XIX и XX веков осознание музея как одного из институтов образования явилось предпосылкой зарождения музейно- педагогической мысли, что связано с именем директора Гамбургской картинной галереи А. Лихтварком.

На одной из конференций под названием «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» (Мангейм, Германия, 1913 год) он в своем докладе впервые отразил новый взгляд на музейную деятельность: «К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждений носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала.

Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума» [8; 3]. Впоследствии некоторые материалы из данного доклада были опубликованы в России и имели огромный общественный отклик.

А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. На посту директора музея он воплощал свой лозунг «Искусство - в жизнь!». Благодаря ему были организованы любительские курсы живописи и графики под руководством профессиональных художников, он учредил "Общество гамбургских друзей искусства" с изданием ежегодника, освещавшего проблемы искусства, фотографии, художественного оформления жилища и т.д. Лихтварк начал организовывать выставки детского творчества, основал общество содействия развитию любительской фотографии (благодаря чему была создана уникальная коллекция фотоснимков), он также создал коллекцию учебных пособий и т.д. Главным делом своей жизни Лихтварк считал работу с детьми. Огромное внимание он уделял изучению изобразительного искусства. Будучи против аналитического подхода к его изучению в школе, он проводил занятия с учащимися в музее, строя их по принципу диалога, считая при этом, что "обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации, при которой свободно раскрываются все силы". Так он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством.

Также огромное влияние на развитие художественного образования оказал профессор Мюнхенского университета К. Фолль. Он являлся сторонником идеи самоценности культурного памятника и считал, что главной целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза», а не простое заучивание фактов, имен и стилей. Фолль предлагал построить обучение так, чтобы люди самостоятельно учились определять и различать особенности разных стилей и эпох, разглядывая художественные произведения. Благодаря своим трудам К. Фолль заложил основы формирования визуального мышления.

Известный немецкий педагог Г. Кершенштейнер впервые разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. Свои идеи он воплотил в жизнь в Немецком музее шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, где экспозиция была построена с учетом возможностей ее восприятия не только специалистами, но и обычными посетителями музея. Экспозиция была ориентирована на осуществление наглядности обучения и провоцировала активность в процессе восприятия материала. Благодаря такому подходу было выявлено, что для эффективности образовательного процесса важен не только посредник, но и сама экспозиция, построенная по педагогическому принципу.

Г. Кершенштайнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. В своей работе «Теория образования», Кершенштайнер обосновал необходимость организации деятельности немецких музеев по педагогическому принципу и обозначил пути осуществления этой цели. В основе концепции Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль:

«Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является ничем иным, как учебным планом - конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами». [21; 27]

С начала 1920-х и в 1930-е годы в Германии на первый план выходят проблемы взаимодействия музея и школы. Их решением занимается Центральный институт воспитания и обучения в Берлине, объединивший талантливых педагогов - Л. Паллата, Д. Рихтера, Г. Фройденталя. Они содействовали созданию в музеях педагогических отделов и введение в их структуру должностей музейных педагогов. Именно тогда впервые и появился термин «музейная педагогика», который, как установила Е.Б. Медведева, впервые употребил в своей книге «Музей - Народное образование - школа» (1931) Г. Фройденталь. Он разработал специальную методику, центральное место в которой отводилось педагогу, как участнику музейно-педагогического процесса. Эта методика включала в себя подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление знаний на уроке.

Также проблемами музейной педагогики занимался руководитель отдела «Музей и школа» Берлинского музея немецкой этнографии А. Рейхвейн. Именно в этом музее впервые были созданы специализированные экспозиции для детей, построенные по принципу музеев-мастерских, где ребенок мог самостоятельно выполнить творческую работу. Создание специализированных детских экспозиций станет впоследствии одним из важнейших направлений музейной педагогики.

Развитие немецкой музейной педагогики было прервано наступлением на культуру и образование в 1930-е годы фашистской идеологии и Второй мировой войной. Тем не менее, Германия внесла огромный вклад в развитие музейно-педагогической деятельности. Она утвердила экскурсию, как основную форму музейно-педагогического процесса, введя понятие «музейные диалоги», образовательная деятельность музея стала объектом научного исследования, а также впервые был введен термин «музейная педагогика» (1934). По мнению Я. К. Фризена (1934), содержанием «музейной педагогики» являются традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающиеся на просветительскую работу и музейную дидактику.

Россия в течение долгого времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее культурное влияние. Благодаря этому образовательная деятельность отечественных музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту.

Труды А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам-современникам. Они оказали безусловное влияние на работы Н.И. Романова, А.В. Бакушинского и Ф.И. Шмидта, которые формировали теоретические и практические аспекты музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея.

Так, в 1914 году начинает издаваться журнал «Экскурсионный вестник», в котором был освещен педагогический опыт работы в российских музеях, а уже в 1916 году был издан специальный выпуск, полностью посвященный работе музеев со школьниками.

Особое место в журнале заняла статья «О задачах и методах экскурсий по искусству» Н.И. Романова - хранителя Румянцевского музея в Москве. В ней Романов высказывает мысль, что прежде, чем человек начнет обучаться искусству, к нему должно прийти понимание значимости и глубокого влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником автор считал эстетическую экскурсию. [21; 34]

Огромный вклад в развитие музейной педагогики внес А. Бакушинский. Он исходил из строгого соблюдения возрастной категории зрителя и считал, что основная задача методики художественного воспитания - раскрыть непосредственную связь между зрителем и искусством через переживание работы художника. Он считал, что если произведение является особым символом, который показывает творческую деятельность художника, то подобное творческое действие оно должно пробудить и у зрителя, который сможет прочитать смысл произведения через цвет, форму, композицию. [21; 35]

Ф.И. Шмидт утверждал приоритет воспитательной функции над образовательной и считал, что для сбалансированного развития ребенка искусство необходимо включить в школьную программу, видя в нем средство, которое способно формировать творческую личность. Данные цели и задачи рассматривались в его работе «Искусство как предмет обучения», опубликованной в 1923 году в Харькове. Однако же он отрицал возможность обучения детей в музее в раннем школьном возрасте, отдавая предпочтение обучению на природе, так как полагал, что восприятие работ профессиональных мастеров и посещение музея навязывает детям новые художественные формы и стереотипы восприятия, которые опасны для творческого развития. Поэтому начальное обучение, прежде всего, должно быть не чем иным, как накоплением жизненного опыта, который включает сенсорные и эмоциональные впечатления, переживание ребенком его взаимодействия с окружающим миром. [21; 35]

Большой заслугой ученых, работающих в данной сфере, является определение цели отечественного художественного воспитания. Она виделась как формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности.

В нашей стране понятие музейной педагогики стало употребляться с начала 70-х гг. и постепенно получило всё большее распространение. К сожалению, у нас не дошло до создания музейно-педагогических центров и комплексов, как это сделано на Западе, особенно в Германии, но и в бывшем СССР в начале 80-х гг. обозначились изменения в образовательной концепции музея: музейная аудитория начала восприниматься как участник коммуникативного процесса, начали рассматриваться проблемы культурно- образовательной деятельности. В 90-х гг. музейная педагогика стала своеобразной рамкой сотрудничества учреждений образования и культуры, так как стало понятно, что "в школах не хватает культуры, а в музеях - образования". После осознания этого бесспорного факта и началось продуктивное сотрудничество музеев и школ. [21; 37]

Благодаря реформам школы, которые начали проводиться у нас в стране еще в прошлом веке, появилось множество образовательных музеев. Имеются ввиду музеи, которые специально были созданы в зданиях школ, университетов, других детских и учебных заведениях.

В своей книге «Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике» М.Ю. Юхневич объединяет эти музеи в одну группу, называя их музеями образования, так как все они выполняют одинаковую функцию - решение образовательных задач. При этом она выделяет три наиболее распространенных типа музеев:

·Музеи учебных заведений (например, музеи общеобразовательных школ или университетов, предназначенные для педагогов и учащихся);

·Педагогические музеи (ориентированные на учителей);

·Детские музеи (предназначенные для детей и семейной аудитории).

Все эти музеи объединяет общая цель - решение образовательных и воспитательных задач, поэтому экспонаты и предметы, представленные в том или ином музее учебного заведения, прежде всего, направлены на решение образовательных целей. Конечно же такие музеи отличаются от обычных, в которых предметы оцениваются по принципу подлинности и уникальности. В данной работе будут рассматриваться особенности и функции музеев учебных заведений (школ и ВУЗов).

Прежде всего, хотелось бы уделить внимание истории данного вопроса.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях еще в XIX веке, однако, они в наиболее меньшей степени были собранием раритетов.

«Под наименованием школьный музей разумеется, нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости... В школьном музее они только желательны, но не необходимы... Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание... Потому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная». [25; 12-13]

Для таких музеев совершенно любой предмет мог представлять ценность, будь то коробок от спичек, пуговица от пиджака, камень, принесенный с дороги, мертвая бабочка или засушенная веточка какого-нибудь растения. Такие вещи представляли собой объекты пристального наблюдения учащихся, так как являлись средством познания окружающего мира.

Таким образом, школьный музей представлял собой часть образовательного процесса, представляя собой метод наглядности для учеников. Так музей знакомил детей с природой, действительностью и окружающей жизнью.

Еще одной отличительной особенностью такого музея было то, что он создавался общими силами благодаря целенаправленной деятельности педагога и учащихся, их неразрывному сотрудничеству и творчеству. Вместе они искали новые предметы для коллекции музея, создавали экспозицию и изготавливали пособия. Вот что пишет об этом А. Манин: «Я учитель. Живая струя увлечений всяческими практическими работами, собиранием коллекций для школы дошла и до меня. В прошлом году мой коллега, учитель из соседнего села, был на курсах и привез приготовленные им самим препараты и коллекции. Меня это заинтересовало... Эта страсть передалась и ученикам, и теперь не в одной моей школе есть музей, а в нескольких школах есть маленькие музеи, собранные ими же». [11; 18]. Благодаря такому сотрудничеству учителя и ученика начали появляться не только первые школьные музеи, но также начинали налаживаться взаимоотношения учителя с детьми.

Были созданы пособия по созданию музеев в школах, авторами которых были деятели народного образования. Тем самым они способствовали развитию школьных музеев. Целью таких пособий было дать указания по структуре музея, обозначить способы сбора и организации материалов, а также разработать методику их использования на уроках [5; 6]. Помимо этого, специально для укрепления положения школьного музея организовывались курсы для организаторов таких музеев, и, что самое важное - в школах создавались специальные мастерские для изготовления наглядных пособий.

До конца 1920-х годов такие школьные музеи в основном были музеями именно детского творчества, и, благодаря общим усилиям и стараниям учителя и учеников по сбору предметов-экспонатов, выполняли образовательную задачу на основе предметного метода.

В 30-е и 40-е годы XX века в школьных музеях начало широко использоваться краеведение. По требованию Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» 1938 года, в школах стало необходимым создавать выставки и уголки краеведения. Таким образом, уже включавшие в себя наглядные пособия и уже собранный материал местного края школьные музеи постепенно стали краеведческими. И только с середины 50-х годов начала обозначаться новая тенденция в развитии музеев образовательных учреждений, которые теперь стали ориентироваться на государственные музеи. В связи с этим, музеи впервые начинают организовываться по соответствующему профилю - появились художественные, музыкальные, литературные, исторические, естественнонаучные музеи, музеи народного творчества, истории школы и др. Далее следовало решить проблему пополнения коллекции музеев в соответствии с выбранным профилем. Она заключалась в том, что устроители школьных музеев буквально забрасывали письмами государственные музеи, с просьбой выслать в школу экспонаты. Таким образом, они стремились как можно больше походить на «настоящий» музей, но такая установка полностью исключала подход создания школьного музея с дубликатами и реконструкционными объектами.

Вплоть до 80-х годов по различным приказам Министерства культуры и Министерства просвещения СССР в силу вступали положения, согласно которым важнейшим фактором создания школьного музея являлось наличие фонда подлинных материалов, которые соответствуют профилю музея, а также обустройство специальных помещений для хранения и показа коллекций. («Положение о школьном музее» 1975 г., с. 14; «Положение о школьном музее» 1985 г., с. 19). В последующие годы установка на подлинность также оставалась важной составляющей приказов о формировании школьных музеев, что сказалось на работах детей (макетах, плакатах и др.). С точки зрения музея они стали расцениваться как малоценные. Таким образом, произошло деление фонда на основной и научно-вспомогательный.

Ниже приведена специфика музеев образовательных учреждений и музейных объектов:

·Все предметы, выставленные в музее, предназначены для образовательных целей;

·Есть возможность использовать музейные коллекции в организации и проведении учебных и воспитательных мероприятий;

·Предметы, представленные в образовательном музее, могут не быть подлинниками и в основном являться дубликатами, репликами, реконструкцией и т.д., но в то же время они обладают такими же правами, что подлинники и раритеты;

·Большая доступность музейных коллекций, так как сами учащиеся участвуют в поиске, создании и сохранении экспонатов.

·Музеи образовательных учреждений служат для конкретной, целевой аудитории.

·Музеи образовательных учреждений предназначены для обучающихся или преподающих в них лиц.

Также существует классификация музеев общеобразовательных учреждений:

·Исторический музей. К числу исторических музеев относятся музеи боевой славы, военно-исторические, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов, музей истории школы, археологии, этнографии.

·Литературный музей. Музеи, созданные в память об известных писателях и их связи с местным краем, а также писателях-земляках, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. В таких музеях собраны произведения писателей и документы, свидетельствующие об их связи с местным краем.

·Естественнонаучный музей. Это ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.

·Художественный, музыкальный или театральный музей.

·Сельскохозяйственный, краеведческий, технический, музей космонавтики.

·Комплексный краеведческий музей. Данные музеи обычно связаны с несколькими науками, включающие разделы природы, культуры и истории местного края.

·Мемориальный музей. Музеи, создаваемые в память о выдающихся событиях или расположенные на месте событий, или в памятном здании, независимо от профиля.

Все предметы, представленные в качестве экспонатов музея образовательного учреждения должны достаточно полно раскрывать содержание темы по соответствующему профилю. При выборе профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинниками, либо хорошими репликами, дубликатами и реконструкционными предметами, на которых и будет основана работа школьного музея. экспозиционный музейный школьник

Также существует деление экспозиции на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи образовательных учреждений.

·Уголки - один или несколько стендов или витрин, оформленных в учебном классе. Для уголков не принципиально наличие подлинников, можно ограничиться только копиями документов.

·Комната - классная комната, в которой также могут проводиться уроки, но ее экспозиция должна содержать не менее 20 подлинников.

·Зал - обычно располагается в школьной рекреации. В коллекции должно быть собрано более 20 подлинных музейных предметов.

·Школьный музей - такой статус присваивается музейному комплексу, прошедшему паспортизацию и который располагается в отдельной комнате (или комнатах). В своем собрании он должен иметь не менее 20 подлинников.

Также следует отметить, что собрания музеев состоят из фондов, которые делятся на два типа: основные и научно-вспомогательные.

·Предметы, характеризующие экономику, внутреннюю или внешнюю политику, общественные отношения, культуру (предметы быта, мебель, обмундирование, оружие, знамена, предметы народного творчества и декоративно-прикладного искусства), историю революционного движения, защиту отечества, а также мемориальные предметы, которые связаны с историческими событиями или выдающимися личностями;

·Нумизматические материалы (монеты, ордена, медали), материалы сфрагистики (печати), геральдики и др.

Изобразительные памятники

·Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, графика, керамика, скульптура и др.), имеющие документальное, схемы и др.), реплики, дубликаты и др., разработанные или приобретенные в процессе изучения, формирования и экспонирования музейной коллекции, мемориальное или художественное значение;

·Фотографические материалы (ферротипия, дагеротипия, негативы, позитивы), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

·Чертежи, планы, глобусы, атласы и карты, связанные с историческими событиями, историей науки и географических открытий;

Письменные памятники

·Рукописные и печатные документы;

Киноматериалы

·Документальные и художественные фильмы;

Фонозаписи

·Речевые или музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение.

Важно помнить об оформлении музея в образовательных учреждениях, так как музейная экспозиция является основной формой музейной коммуникации, и ее образовательные и воспитательные цели будут достигнуты только благодаря правильной организации предметов. Они должны быть размещены в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Похожие работы на - Формирование умений в сфере изготовления средовых объектов для музеев образовательных учреждений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!