Анализ деятельного участия кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления (на примере г. Москвы)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    349,08 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельного участия кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления (на примере г. Москвы)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИГСУ, КАФЕДРА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА







Выпускная аттестационная работа

Анализ деятельного участия кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления (на примере г. Москвы)

Содержание

Введение

Глава 1. Муниципальные выборы в системе местного самоуправления: теоретико-правовые аспекты

.1 Сущность, основные понятия и виды муниципальных выборов

.2 Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов

.3 Нормативно-правовое регулирование муниципальных выборов

Глава 2. Кандидаты-самовыдвиженцы в представительных органах местного самоуправления г. Москвы

.1      Кандидаты-самовыдвиженцы: понятие, правовой статус

.2      Участие самовыдвиженцев на выборах депутатов Советов депутатов муниципальных образований

.3      Практическая деятельность депутатов-самовыдвиженцев г. Москвы в проектах

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

муниципальный кандидат самовыдвиженец самоуправление

Актуальность темы исследования заключается в том, что по законодательству Российской Федерации участие кандидатов на выборах может быть осуществлено путём выдвижения избирательным объединением, либо самовыдвижением. Кандидаты-самовыдвиженцы могут быть как партийные, так и беспартийные. Кандидаты-самовыдвиженцы, успешно победившие на муниципальных выборах, могут в идеале привнести новые идеи и воплотить их в жизнь для общего блага населения данной территории.

Муниципальные правовые отношения и институты, начиная с 1993г., находятся в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее оптимальных путей их становления и развития.

Одновременно с этим продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства, ее избирательной системы. Эти процессы протекают параллельно, взаимно влияя друг на друга, выдвигая новые требования к законодательству и правоприменению.

В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя.

Статьи 3 Конституции РФ гласит «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, …высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы».

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

Проведение периодических свободных выборов на местах составляет основу представительной демократии в сфере местного самоуправления.

Муниципальные выборы имеют большое значение, так как на них избираются представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Именно таким образом формируются властные структуры, максимально приближенные к населению, на которые возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Причем выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.

Цель и задачи исследования.

Основная цель данного исследования заключается в анализе деятельного участия кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления.

Для достижения цели в работе поставлены следующие исследовательские задачи:

изучить сущность, основные понятия и виды муниципальных выборов;

ознакомится с действующей избирательной системой в России;

рассмотреть нормативно-правовое регулирование муниципальных выборов в столичном городе;

рассмотреть порядок и участие самовыдвиженцев на выборах депутатов в Совет депутатов муниципальных образований в г. Москве;

проанализировать и обобщить практическую деятельность депутатов-самовыдвиженцев г. Москвы

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления в г. Москве.

Предметом исследования является деятельность кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения, содержащиеся в работах отечественных ученых. Автор в своей работе руководствовался таким научным принципом, как системный подход, который дает возможность целостного рассмотрения проблемы, а также использовал такие общенаучные методы как анализ и синтез.

Нормативную базу исследования составили законодательство Российской Федерации и г. Москвы, данные ЦИК и МГИК, обзор справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс»; анализ периодических изданий по вопросам избирательного права и процесса и муниципального права, в том числе сетевых.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и рекомендации могут быть использованы органами государственной власти, партиями, а также бизнесом при выстраивании между собой отношений в процессе проведения избирательных кампаний.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Глава 1. Муниципальные выборы в системе местного самоуправления: теоретико-правовые аспекты

.1 Сущность, основные понятия и виды муниципальных выборов

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.), и, во- вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Выделяют следующие виды муниципальных выборов:

а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы;

б) повторные выборы;

в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочия органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (много мандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица. А также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном (многомандатном) округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того, необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, и которые учитываются в практике правого регулирования муниципальных выборов.

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.32 Конституции РФ) получает своё развитие и конкретизацию в системе федеральных гарантий его осуществления, закрепляемой Федеральным законом от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом от 27 ноября 1996г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который применяется в целях защиты конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ряд положений, касающихся организации и проведения муниципальных выборов, содержит Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: о назначении муниципальных выборов представительным органом муниципального образования; об избирательных системах, применяемых на муниципальных выборах; об организации и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и др.

Уставами муниципальных образований определяются органы и должностные лица местного самоуправления, которые избираются населением на муниципальных выборах, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Процедура проведения муниципальных выборов обнаруживает сходство с процедурой проведения выборов в органы государственной власти. Однако все-таки можно выделить некоторые особенности:

при проведении муниципальных выборов обычно применяется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

на практике при осуществлении муниципальных выборов чаще, чем при проведении выборов в органы государственной власти, используются многомандатные избирательные округа;

при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 000 сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Федерации не предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов;

в муниципальных выборах могут принимать участие (в том числе и в качестве кандидатов) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования на основании международных договоров РФ.

.2 Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов

Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов, является выбор типа избирательной системы. Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе.

Исходными для выборов являются принципиальные положения, в совокупности составляющие основы конституционного строя. Это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма, единства системы государственной власти, признания и гарантирования местного самоуправления, идеологического и политического многообразия и др.

Принципы организации выборов. На основе анализа избирательного законодательства принципов могут быть выделены следующие принципы проведения выборов:

. территориальный принцип выборов;

. петиционный принцип (обязанность кандидатов на выборные должности составлять и делать достоянием гласности программу своей деятельности);

. принцип добровольности;

. принцип состязательности;

. принцип альтернативности;

. принцип гласности;

. принцип несовместимости депутатского мандата с занятием определенных государственных должностей или коммерческой деятельностью;

. принцип контроля и ответственности.

Принципы правового положения граждан в сфере выборов. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указано четыре принципа:

. всеобщее избирательное право

. равное избирательное право

. прямое избирательное право

. тайное голосование.

Эти принципы в качестве основных обязательных требований и условий выделяются на основе положений Конституции РФ и законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы местного самоуправления.

Международные стандарты проведения выборов, основанные на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952 г., позволяют выделить такие международные признанные принципы как то, что выборы должны быть свободными, справедливыми и подлинными. В качестве принципа указывается также добровольность, т.е. выборы должны быть свободными и добровольными и никто не вправе воздействовать на гражданина и принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его волеизъявление.

.3 Нормативно-правовое регулирование муниципальных выборов

Нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в России включает в себя четыре взаимосвязанных уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, которые являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации); федеральное законодательство о выборах, законодательство о муниципальных выборах субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, содержащие нормы о выборах.

Федеральное избирательное законодательство (в частности ФЗ № 67, 131, 142), частью которого является муниципальное избирательное законодательство, не кодифицировано, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. Поддержки в среде ученых и практиков они не нашли, поскольку кодификация всех избирательных процедур пришла бы в противоречие с принципами федеративного устройства России. Кроме того, кодификация всегда предполагает достаточную степень стабильности, развитости соответствующей отрасли законодательства, чего вовсе нельзя сказать об избирательном законодательстве РФ в период после принятия Конституции 1993 года.

Конституция Российской Федерации определяет общий статус местного самоуправления, признает и гарантирует местное самоуправление, предоставив субъектам Российской Федерации право урегулировать вопросы организации муниципальных выборов (Глава 8 Конституции). В Конституции РФ вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами в сфере избирательного законодательства решен недостаточно четко. На основе достаточно последовательно проведенного разделения полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления последние могут самостоятельно, под собственную ответственность решать задачи, связанные с проведением выборов, исходя из максимального учета интересов населения, особенностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Региональный уровень муниципального избирательного законодательства характеризуется большим разнообразием. Статья 23 ФЗ №131-ФЗ содержит указание на то, что субъекты Федерации вправе принимать свои законодательные акты, регулирующие вопросы организации и проведения муниципальных выборов, на основе норм федерального законодательства. В ч. 3 ст. 23 говорится о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, а также могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Отдельные субъекты Федерации предпочли кодифицировать собственное избирательное законодательство, регулирующее организацию и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Среди них - Москва, Республика Татарстан, Амурская, Белгородская, Курская, Тюменская, Тверская, Костромская, Свердловская области, Хабаровский и Приморский края. Избирательные кодексы субъектов регулируют выборы органов государственной власти и выборы в органы местного самоуправления.

В ряде субъектов осуществляется так называемое «пакетное» регулирование муниципальных выборов, при котором принимается и действует ряд законов, регулирующих отдельные виды муниципальных выборов: как правило, депутатов местных представительных органов и глав муниципальных образований.

Подобный подход представляется не слишком удачным по следующим причинам. Во-первых, в подобные «пакеты» часто входят только два закона, регулирующих выборы депутатов и глав муниципальных образований, в то время как федеральное муниципальное законодательство допускает выборы и других органов и должностных лиц. Во-вторых, общие начала организации выборов едины для всех видов муниципальных выборов, а при таком подходе их приходится повторять в каждом специальном законе. В-третьих, увеличивается количество законодательной работы депутатов парламентов субъектов в нестандартных ситуациях и тех случаях, когда необходимо внести в эти законы единообразные изменения и дополнения.

В соответствии с третьим подходом к регулированию муниципальных избирательных отношений, который представляется наиболее удачным, в субъекте принимается один закон о муниципальных выборах. Так поступили власти Московской, Ленинградской, Астраханской областей, Республик Алтай, Карелия, Марий Эл, Хакасия и других субъектов.

Согласно рамочному Федеральному закону, выборы в органы местного самоуправления проводятся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

В уставах муниципальных образований, как правило, определяются органы и должностные лица местного самоуправления, которые избираются населением на муниципальных выборах, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

В уставах определяется также та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В нашем случае в г. Москве действует Избирательный кодекс города Москвы (далее - Кодекс), который определяет порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также регулирует иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33.

Законы города Москвы, иные правовые акты города Москвы, касающиеся порядка организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления, не должны противоречить настоящему Кодексу. Если закон города Москвы, иной правовой акт города Москвы по вопросам порядка организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления противоречит настоящему Кодексу, применяются положения настоящего Кодекса (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 33.

Глава 2. Кандидаты-самовыдвиженцы в представительных органах местного самоуправления г. Москвы

.1 Кандидаты-самовыдвиженцы: понятие, правовой статус

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путём самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо её региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в муниципальных выборах.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения имеет право любой гражданин страны, обладающий пассивным избирательным правом. При этом принадлежность или непринадлежность к политической партии и/или избирательного объединения не имеет значения. Член партии может пойти на выборы как представитель партии, так и как самовыдвиженец.

Самовыдвижение кандидатов предусмотрено избирательным законодательством с целью реализации пассивного избирательного права.

Самовыдвижение в депутаты законодательного и/или представительного органа власти возможно только в одном одномандатном или многомандатном избирательном округе, где выборы проходят по мажоритарной избирательной системе.

Самовыдвиженец не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком.

Самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сборов подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (п.1 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более 10 тыс. сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта РФ предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов (п.17 ст.38 этого Закона).

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии установлен п.24-26 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и является исчерпывающим.

После передачи всей информации избирательной комиссии, там выдается удостоверение о том, что пройдена регистрации, при этом зарегистрироваться можно только в одном избирательном округе.

Также зарегистрироваться еще и другим способом, а именно внеся избирательный залог, равный 15% от предельного размера затрат избирательного фонда кандидата.

Только после регистрации кандидат может проводить свою агитационную компанию, как было описано ранее, вплоть до дня выборов, не считая его.

В день выборов нужно просто ждать, пока все избиратели с участка кандидата сделают свой выбор, далее избирательная комиссия подсчитывает голоса и опубликовывает результаты.

.2 Участие самовыдвиженцев на выборах депутатов Советов депутатов муниципальных образований

В марте 2012 года в Москве состоялись выборы депутатов муниципальных собраний. По результатам выборов замещены все депутатские мандаты. В период выдвижения кандидатов в избирательных округах было выдвинуто 4905 кандидатов в депутаты муниципальных собраний. Наибольшая часть кандидатов выдвинута путем самовыдвижения (2991 чел., 61% от общего числа кандидатов). Также в выдвижении кандидатов участвовали четыре политические партии, которые выдвинули 1914 кандидатов (39% от общего числа кандидатов).

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 814, что составляет 42,5% от общего числа кандидатов, выдвинутых политическими партиями.

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 69 (3,6%).

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 639 (33,4%)

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» 391 (20,4%).

В четырех административных округах: ЦАО, СВАО, ВАО, ЮВАО политические партии проявили большую активность при выдвижении кандидатов. На территориях этих округов выдвинуто более 50% кандидатов от политических партий.

Количество мандатов депутатов муниципальных собраний в городе Москве (в соответствии с уставами внутригородских муниципальных образований в городе Москве) - 1560, из них 1174 (75,2%) мандата заняли кандидаты самовыдвиженцы.

В среднем по городу на один депутатский мандат претендовало 3,14 кандидата. Наибольшее число претендентов на депутатский мандат выдвинуто в ЦАО - 3,8; в СЗАО - 3,69; и в СВАО - 3,41. Наименьшее число претендентов на депутатский мандат зафиксировано в ЮЗАО и ЮАО - 2,58 и 2,84 соответственно.

Наибольшее количество депутатов в возрасте до 30 лет избрано в ЮАО - 23 депутата (14% от общего количества молодых депутатов, 11,5% от общего количества депутатов в округе). Самое большое количество молодых депутатов избрано в составы муниципальных собраний муниципальных образований Академическое (5 из 12 депутатов), Фили-Давыдково (4 из 12 депутатов). Возраст наиболее молодых депутатов - 20 лет. В составе 34 муниципальных собраний нет ни одного представителя в возрасте до 30 лет. На территории Юго-Восточного административного округа депутаты в возрасте до 30 лет есть в составе каждого муниципального собрания.

Наибольшее количество депутатов старше 60 лет - в СЗАО (23,4% от общего числа депутатов, избранных на территории округа) и ВАО (20%). Депутаты старше 60 лет составляют 58% от общего количества депутатов муниципального Собрания ВМО Восточное Измайлово; по 40% - в Северном Тушино и Щукино.

Из числа депутатов имеют: - среднее образование - 61 чел. (4 %); - среднее профессиональное образование - 85 (5%); - высшее образование - 1414 (91%), среди депутатов-самовыдвиженцев этот показатель составляет 94%.

% от общего количества депутатов работают в системе образования (436 чел. - 28% от общего количества депутатов) из числа самовыдвиженцев -23%. Самое большое количество работников образования избрано в составы муниципальных собраний ЮЗАО (56 чел. из 155, что составляет 36% от общего числа избранных на территории округа депутатов), СВАО (31%).

Достаточно высок процент депутатов, работающих в системе здравоохранения Москвы - 186 чел. (12% от общего количества депутатов), из числа самовыдвиженцев -18%.

Всего в составе депутатов: - предпринимателей и лиц, занятых в малом бизнесе, - 112 чел. (7%), из числа самовыдвиженцев -10%; - представителей общественных и некоммерческих организаций - 80 (5%), из числа самовыдвиженцев- 8%; - работников культуры и спорта - 64 чел. (4%) из числа самовыдвиженцев- 5%; - работников сферы ЖКХ - 38 (2,4%), из числа самовыдвиженцев -3,5%. Общее количество: - пенсионеров - 85 чел. (5%), из числа самовыдвиженцев - 3%; - студентов - 20 (1%), из числа самовыдвиженцев 0,9%; - неработающих - 36 (2%), из числа самовыдвиженцев -0,6%.

По состоянию на 30 октября 2012 года из 125 руководителей ВМО избрано 119, в том числе 48 руководителей ВМО избраны повторно (40,3% от числа избранных).

Мэр Москвы С.Собянин так прокомментировал прошедшие выборы: «… прошедшие выборы для Москвы были достаточно жесткими, конкурентными, трудными, но, на мой взгляд, наиболее честными и хорошо организованными за последние годы. И факт, который подтверждает это, - депутатский корпус местного самоуправления обновился более чем на половину, а состав глав муниципальных образований сменился на 65%, и сегодня среди депутатов муниципальных образований представлены практически все крупные политические силы страны, чего не было раньше»

По итогам выборов корпус обновился на 55%, в 71 муниципальном собрании избраны новые главы местного самоуправления. Представительство в муниципальных собраниях получили все крупные политические силы, действующие в столице.

-й год стал и годом существенного расширения прав и возможностей депутатов и представительных органов местного самоуправления.

После подробных консультаций с депутатами, представителями общественности и экспертами Московской городской Думы был принят внесенный Мэром Москвы закон о наделении муниципальных собраний дополнительными полномочиями по основным вопросам местной жизни.

Депутаты получили право контроля бюджетных средств и согласования проектов в сфере благоустройства парков и дворовых территорий, капитального ремонта домов, принятия решений о строительстве объектов местного значения и размещении нестационарных торговых точек. У муниципальных собраний появились реальные возможности по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и учреждений, оказывающих важнейшие услуги москвичам.

Кроме того, в 2012 году органам местного самоуправления были возвращены исторические наименования - «советы депутатов» вместо «муниципальных собраний».

Правительством Москвы были оперативно приняты все необходимые подзаконные акты, регулирующие взаимодействие местного самоуправления с управами районов и другими органами государственной власти, что позволило депутатам принять активное участие в бюджетном процессе уже осенью 2012 года.

Очевидно, что новые полномочия не только предоставляют новые возможности депутатам местного самоуправления, но и требуют от них серьезной ответственности.

Так, многие депутаты активно включились в осуществление контроля за ходом работы по благоустройству дворов и капитальному ремонту жилых домов.

Да, не всем пока хватает знаний и опыта. Но они приходят со временем. Главной задачей депутатов было - стать реальными представителями и защитниками интересов жителей. И с этой задачей большинство из них справилось.

Конечно, потребуется еще немало сделать, чтобы полностью реализовать потенциал, заложенный в системе местного самоуправления.

Депутатам предстоит научиться быть по-настоящему открытыми и доступными для избирателей, представлять интересы людей в городских органах власти, эффективно взаимодействовать с общественными организациями и другими структурами гражданского общества, выступать посредниками и примирителями в конфликтах различных групп населения.

В таком огромном мегаполисе как Москва эти задачи невозможно решить без использования современных технологий.

Прямая трансляция заседаний советов депутатов, общение с жителями и органами государственной власти в системе интернет - это требование времени.

Но при этом нельзя отказываться и от традиционных, проверенных временем методов депутатской работы. Без постоянного личного контакта с жителями - также не обойтись. Регулярные встречи с избирателями, создание депутатского актива в округах, активная работа не только в период отчетных или избирательных кампаний - должны стать нормой депутатской работы, без которой невозможна успешная карьера московского политика.

В результате произошедших изменений местное самоуправление заняло одно из ключевых мест в системе управления Москвой. Его важнейшая задача - обеспечивать «обратную» связь с жителями, корректировать городскую политику на основании требований и предложений москвичей.

Широким кругом полномочий были наделены представительные органы - советы депутатов муниципальных округов. Избранные населением в честной конкурентной борьбе, муниципальные депутаты получили реальную возможность стать выразителями воли населения, направлять в интересах жителей работу городских органов власти и учреждений.

Реализация новых полномочий потребовала внедрения новых форм работы как от органов исполнительной власти и городских учреждений, так и от советов депутатов.

Несмотря на новизну и отдельные трудности, муниципальные депутаты успешно справились с осуществлением новых полномочий.

Эффективность системы городского управления во многом зависит от сотрудничества и продуктивного диалога органов исполнительной власти, муниципальных депутатов и населения. Новые полномочия повысили статус муниципальных депутатов в глазах населения, увеличили число жителей, приходящих на прием к депутату со своими вопросами. Советы депутатов стали связующим звеном между населением и городской властью, выступая катализатором в решении вопросов развития территорий с учетом мнения и интересов горожан.

Во многом благодаря Совету муниципальных образований в Москве сложилась уникальная система взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти города и Московской городской Думой. Руководители профильных департаментов участвуют в заседаниях Президиума Совета, оперативно решают сложные вопросы, которые возникают у муниципального сообщества в реализации переданных им полномочий.

За четыре прошедших года Москва стала еще красивее, более комфортной и безопасной. Появились новые уютные народные парки и скверы, во дворах - самые современные детские и спортивные площадки, катки с искусственным льдом, в районах обустроены пешеходные зоны и многое другое. И все это удалось реализовывать благодаря эффективной и слаженной работе муниципальных депутатов, с их участием и под их муниципальным контролем.

В соответствии с тезисами, озвученными Мэром Москвы С.С. Собяниным на V Съезде Совета муниципальных образований города Москвы в декабре 2010 года и получившими развитие в предложениях, представленных на первом пленарном заседании VI Съезда в мае 2012 года, 11 июля 2012 года был принят Закон города Москвы от 11 июля 2012 года № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы». Особенностью Закона города Москвы № 39 является то, что в основном переданные полномочия осуществляются представительными органами муниципальных округов - Советами депутатов. Ранее полномочия передавались только исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления. Принятие данного закона было направлено на обеспечение широкого участия депутатов представительных органов местного самоуправления города Москвы в работе по следующим блокам вопросов (см. Приложение):

Наделение органов местного самоуправления данными полномочиями призвано обеспечить непосредственное участие жителей столицы в управлении своим двором, кварталом, районом, учет мнения населения и органов местного самоуправления при принятии решений органами исполнительной власти города Москвы, повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы, усиление роли органов местного самоуправления в социально- экономическом развитии соответствующих территорий. Местное самоуправление должно аккумулировать инициативы граждан, добиваться их практической реализации и контролировать результаты работы. Наделение органов местного самоуправления должно помочь находить решения по многим конфликтным вопросам и противоречиям. Очень часто разные группы жителей имеют диаметрально различные мнения по тем или иным вопросам, и поиск компромисса между ними - это задача депутатов.

.3 Практическая деятельность депутатов-самовыдвиженцев г. Москвы в проектах

Активной площадкой для обсуждения инициатив муниципальных депутатов поддержки и координации их действий выступает Совет Ассоциации муниципальных образований г. Москвы (АМОМ).

30 декабря 2002 г. инициативная группа из представителей от органов местного самоуправления 11 районов провела первое заседание, на котором было принято решение о создании координирующего центра для объединения равноправных муниципальных образований.

января 2003 г. состоялась Учредительная конференция Ассоциации муниципальных образований города Москвы, в которой приняли участие 125 представителей и уполномоченных от муниципальных образований столицы. На конференции было принято решение создать Ассоциацию муниципальных образований города Москвы в целях развития местного самоуправления, были утверждены Устав Ассоциации, текст Учредительного договора, избраны руководящие органы Ассоциации - Совет и Ревизионная комиссия.

На сегодняшний день в Ассоциацию входят 146 муниципальных образований города Москвы (в том числе 21 муниципальное образование «Новой Москвы»).

Следует отметить, что из 13 членов Президиума Совета АМОМ в 2012 году 10 заняли депутаты самовыдвиженцы. В настоящий момент из 15 членов Президиума , 9 человек депутаты самовыдвиженцы.

При Совете АМОМ решением Президиума были созданы 4 рабочие группы:

) Рабочая группа по вопросам реформирования системы местного самоуправления. В нее входят 69 человек - представители политических партий, депутаты советов депутатов, эксперты в области местного самоуправления. Рабочая группа осуществляет подготовку предложений по оптимизации столичной системы местного самоуправления;

) Рабочая группа по подготовке законодательных инициатив, в которую входят 12 членов, среди которых главы муниципальных округов и муниципальные депутаты. Они занимаются разработкой законопроектов, поправок к законопроектам, рассматриваемых в Московской городской Думе, предложений по внесению изменений в правовые акты Правительства Москвы. Рабочая группа занимается также формированием предложений по перечню законодательных инициатив Совета. Члены рабочей группы подготавливают рекомендации по совершенствованию правовой базы в области местного самоуправления, методические и аналитические материалы по законодательным инициативам Совета. На заседаниях рабочих групп рассмотрены 24 законодательные инициативы, из них 18 - от советов депутатов;

) Рабочая группа по анализу исполнения и формированию бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, состоящая из 13 глав муниципальных округов, городских округов и поселений;

) Рабочая группа по вопросам осуществления местного самоуправления в городских округах и поселениях, в которую входят 16 представителей городских округов и поселений. В задачи рабочих групп входит: проведение мониторинга деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы; анализ эффективности реализации нормативных правовых актов в области местного самоуправления; подготовка проектов нормативных правовых актов, предложений по вопросам развития местного самоуправления и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Рабочие группы являются также площадками для обсуждения инициатив и проблем, выработки рекомендаций по работе муниципальных депутатов и обмену опытом. Для определения наиболее актуальных вопросов, стоящих перед органами местного самоуправления, проводились встречи Председателя Совета с главами городских округов и поселений.

Большинство депутатов входящих в указанные рабочие группы самовыдвиженцы.

Одной из основных задач Совета является участие в совершенствовании законодательства города Москвы по вопросам организации местного самоуправления. В рамках решения этой задачи, а также в порядке реализации права законодательной инициативы, которым Совет был наделен в 2012 году, в 2013-2014 годах Советом были разработаны и внесены в Московскую городскую Думу 6 законопроектов. Первые две законодательные инициативы Совета были направлены на реализацию принятых на VI Съезде Совета решений:


По итогам рассмотрения Московской городской Думой предложений, законодательных инициатив Совета депутаты муниципальных округов были наделены дополнительными отдельными полномочиями:


Наряду с вышеперечисленными полномочиями, советам депутатов муниципальных округов были переданы такие отдельные полномочия, как:


Также за прошедшие 4 года депутаты-самовыдвиженцы в г. Москве приняли непосредственное участие во многих городских проектах:

Проект «Муниципальный контроль»

Глобальным проектом вовлекшим в себя многих муниципальных депутатов Москвы стал проект Муниципальный контроль.

Проект «Муниципальный контроль» направленна формирование и развитие системы общественного контроля путем включения в него депутатов, которые должны стать связующим звеном во взаимоотношениях жителей и власти. В рамках проекта муниципальные депутаты проводят регулярные тематические рейды с привлечением средств массовой информации с целью выявления точечных проблем и определения путей их последующего решения. Проект реализуется с 2012 года, но официально принят на заседании Президиума Совета в апреле 2013 года. 27 апреля 2013 года Совет и Молодежный парламент столицы провели ночной авторейд по контролю за размещением уличного освещения, в котором приняли участие 17 команд-экипажей муниципальных депутатов и членов общественных молодежных палат из разных районов города. По итогам проверки было выявлено 86 малоосвещенных точек Москвы, которые были включены в адресный перечень установки опор освещения на 2014 год. 22 и 23 ноября 2013 года прошли рейды по ярмаркам выходного дня в нескольких районах столицы: Бирюлево Западное, Ломоносовский, Новокосино, Останкинский, Ростокино, Рязанский, Хамовники и Ярославский. По итогам мониторинга Советом доработан регламент проверок ярмарок выходного дня.

-29 декабря 2013 года - рейды по проверке содержания и эксплуатации бесплатных открытых катков с искусственным ледовым покрытием. Результаты рейдов были обобщены и переданы в соответствующие службы для устранения нарушений, а также «отмечены» на городском портале «Наш город».

января 2014 года были проведены рейды по проверке качества уборки снега. Муниципальные контролеры проверяли соблюдение требований регламента по уборке снега, заполняли специальные анкеты и проводили опрос жителей о качестве предоставляемых услуг.

и 12 апреля 2014 года муниципальные депутаты провели рейды по проверке ярмарок выходного дня. Цель рейдов - проверка соответствияиих организации и проведения установленным нормам (согласно постановлению Правительства Москвы от 4 мая 2011 года № 172-ПП).

-31 мая 2014 года состоялись рейды по проверке содержания 80 столичных детских площадок в 18 районах города. Проверялись площадки, которые были оборудованы в 2012 и 2013 годах. 6 августа 2014 года в 11 районах столицы прошли рейды по проверке содержания прудов. В них приняли участие муниципальные депутаты, жители, представители управ, ГУП «Мосводосток» и ряд других организаций, обслуживающих водоемы города и прилегающие к ним территории.

августа 2014 года муниципальные депутаты вместе с жителями участвовали в рейде по проверке содержания русла и берегов Яузы. По итогам рейда «Муниципального контроля» принято решение составить карту проблемных участков Яузы и ее береговой линии, нуждающихся в очистке и благоустройстве. 7-9 ноября 2014 года состоялись рейды по проверке ярмарок выходного дня в муниципальных образованиях Восточного и Южного административного округа города Москвы. Цель рейдов - проверка соответствия организации и проведения ярмарок установленным нормам, а также выявление проблем, высказанных посетителями ярмарок, организаторами и индивидуальными предпринимателями.

Руководителем и идейным вдохновителем проекта стал Глава ВМО Ростокино города Москвы Алексей Валерьевич Шапошников - на выборах муниципальных депутатов 2012 года участвовал в качестве самовыдвиженца. В дальнейшем возглавил Совет АМОМ города Москвы, на выборах депутатов Мосгордумы был избран депутатом от партии Единая Россия, где в дальнейшем из числа депутатов был избран Председателем Московской городской Думы.

Реализация проекта «Дебаты между командами муниципальных депутатов»

В апреле 2013 года Президиум Совета принял решение о проведении ежемесячных дебатов между командами муниципальных депутатов. В дебатах участвуют муниципальные депутаты и представители различных политических партий. Дебаты проходят в различных форматах, в них принимают участие 3 или 4 команды. Дебаты проходят с участием независимых экспертов, политологов, известных журналистов и блогеров, членов Общественной палаты Российской Федерации, депутатов советов депутатов, Московской городской Думы, Государственной Думы Российской

Федерации, членов Совета Федерации Российской Федерации, представителей общественных организаций. В ходе дебатов ведется видеотрансляция в сети Интернет и твиттер - трансляция, а также проходит онлайн-голосование в социальных сетях за лучшего дебатёра.

В отчетный период дебаты проводились 14 раз. Муниципальные депутаты дискутировали на следующие темы:

перераспределение государственных полномочий в Москве;

должна ли оплачиваться работа муниципальных депутатов;

критерии оценки управ: кнут или пряник;

инициатива москвичей или «управские» объекты: стоит ли применять механизм краудсорсинга;

должна ли должность главы управы быть выборной;

нужно ли премировать активных муниципальных депутатов;

полномочия муниципальных депутатов;

самостоятельное проведение конкурсов или контроль за исполнительной властью;

должны ли критерии поощрения исключать качественные показатели;

должны ли муниципальные депутаты поощряться ежеквартально или ежегодно;

необходимо ли регламентировать отказ депутата (совета депутатов) в поощрении;

муниципальный контроль: нужны ли дополнительные «рычаги» влияния при приемке работ;

местное самоуправление в Москве: миф или реальность;

необходимо ли лицензировать деятельность управляющих компаний;

должны ли муниципальные депутаты контролировать работу хостелов;

надо ли вводить запрет на оружие;

нужен ли институт советников при управах;

надо ли ужесточить административное наказание за нарушение сроков ответа народному избраннику;

нужно ли создавать в столице муниципальную полицию;

должны ли народные избранники участвовать в согласовании кандидатов на должность директоров школ;

форсайт-дебаты «Муниципальная власть: предложения Москве».

Экологический Совет муниципальных депутатов города Москвы.

Одним из результатов деятельности в сфере экологической активности депутатов - самовыдвиженцев можно расценивать Решение Президиума Совета муниципальных образований города Москвы от 06.02.16 г. о внесении в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы законопроекта, который предусматривает наделение муниципальных депутатов полномочиями по согласованию внесенных главами управ районов адресных перечней объектов компенсационного озеленения на территории жилой застройки.

Согласование адресных перечней с органами местного самоуправления муниципальных округов позволило реализовывать мероприятия по компенсационному озеленению с учетом мнения жителей. «Ранее такой нормы в городском законе №39 предусмотрено не было. Теперь адресные перечни, внесенные главой управы, будут проходить согласование депутатского корпуса. Законопроект, разработанный Советом муниципальных образований. 26 февраля 2014 года внесение соответствующей поправки в Закон было принято московской городской Думой.

Проект «За честное ЖКХ»

июля 2012 года в конференц-зале Московского центра «Открытое правительство» состоялась первая встреча муниципальных депутатов из разных районов города в рамках созданного Совета «За честное ЖКХ». Возглавил новый проект депутат-самовыдвиженец Иван Игоревич Громов, руководитель внутригородского муниципального собрания Ивановское в городе Москве. Среди целей проекта заявлено: держаться вместе и помогать друг другу независимо от политических убеждений, чтобы сообща работать с обращениями граждан по вопросам ЖКХ, выявлять «липовые» ТСЖ, учиться проводить разъяснительную и информационную работу среди жителей города и многое другое.

За время работы активисты проекта провели множество встреч и консультаций с жителями, вели разъяснительную работу о законодательных нормах в системе ЖКХ, создали горячую линию и бригады быстрого реагирования по обращениям жителей. С 2015 по 2016 гг. Иван Игоревич являлся ответственным секретарем Совета Ассоциации муниципальных образований города Москвы.

Проект «За здоровый образ жизни»

Достаточно заметным оказался проект организованный муниципальными депутатами - самовыдвиженцами «За здоровый образ жизни». Депутаты - самовыдвиженцы из Ново-Переделкино Салов Дмитрий Олегович, Фатеев Артем Николаевич и Митин Андрей Владимирович создали проект в рамках которого организовывали мероприятия по популяризации здорового образа жизни, а также осуществляли рейды по объектам потребительского рынка с целью выявления фактов незаконной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, продажи алкогольной продукции не в установленное время, не соблюдения санитарных требований в магазинах и ярмарках выходного дня. Одним из результатов деятельности проекта можно считать состоявшееся 4 октября заседание Рабочей группы Совета муниципальных образований города Москвы по вопросам подготовки законодательных инициатив, на котором были рассмотрены разработанные Советом муниципальных образований города Москвы модельные проекты решений Совета депутатов муниципального округа «Об утверждении Регламента осуществления отдельных полномочий города Москвы по согласованию мест размещения ярмарок выходного дня и проведению мониторинга их работы» и «Об утверждении Порядка согласования установки ограждающего устройства на придомовой территории в муниципальном округе».

Члены Рабочей группы по итогам обсуждения модельного проекта решения по регламенту согласования мест размещения ярмарок выходного дня, были выявлены проблемные вопросы, связанные с мониторингом работы ярмарок. В связи с поступившим предложением, принято решение о направлении в Департамент торговли и услуг города Москвы обращения о подготовке приказа о реализации советами депутатов муниципальных округов постановления Правительства Москвы от 4 мая 2011 г. № 172-ПП «Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы».

Проект «Лига Молодых»

Лидером Союза муниципальных депутатов стал Алексей Анатольевич Лисовенко депутат - самовыдвиженец, глава муниципального округа Бабушкинский. По словам Алексея Анатольевича «..в объединении участвуют муниципальные депутаты до 35 лет, многие из которых избраны впервые. Понятно, что в сложных ситуациях им не хватает не столько знаний, сколько опыта. Поэтому у „Лиги молодых“ две задачи: Тот, кто смог развернуть дело в каком-то конкретном направлении, выработал рычаги достижения цели, делится своими наработками с остальными. Это первое. И второе - мы будем приглашать на наши собрания умудренных политиков и практиков, способных дать четкие профессиональные рекомендации». Союзом было организовано множество образовательных мероприятий для молодых муниципальных депутатов города Москвы.

На сегодняшний день Алексей Анатольевич Лисовенко возглавляет Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр молодежного парламентаризма». Организация координирует деятельность молодежных палат города Москвы, членами которых являются 1576 молодых и общественно-активных ребят в возрасте от 18 до 30 лет.

Проект «Стопнаркотик»

Проект, основанный муниципальным депутатом самовыдвиженцем из района Чертаново Центральное Сергеем Андреевичем Полозовым, из районного проекта превратился в крупный федеральный проект. Своей целью проект Стопнаркотик поставил сосредоточение усилий общественности на противодействии распространению наркотических веществ и запрещенных в продаже курительных смесей. Проект позиционирует себя в 3-х направлениях: Деятельность движения в трех направлениях:

. Законотворческая деятельность(предложение поправок в законодательные акты федерального и регионального уровня, с целью повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в РФ).

. Оперативная деятельность (в рамках действующего законодательства РФ, осуществлять противодействие открытой рекламе, продаже и вовлечению в наркоманию).

.Информационно-профилактическая деятельность (подготовка методических материалов о действии новых законов в антинаркотической области, проведение профилактических занятий с молодежью, консультации психологов, взаимодействие с центрами реабилитации).

На сегодняшний день на сайте проекта приведена следующая статистика:

Подано жалоб в Прокуратуру 264;

Заблокировано сайтов с продажей наркотиков 17421;

Проведено совместных мероприятий с региональными управлениями ФСКН 350;

Проведено лекций со студентами ВУЗов, колледжей, техникумов, а так же учащихся старших классов школ и их родителей 1687;

Количество постоянных активистов 7200;

людей принявших участие в различных акциях и мероприятиях движения 1млн.;

Закрашено надписей с номерами телефонов распространителей 7712;

Благодаря своей активной деятельности, сегодня Полозов Сергей Андреевич- Председатель Всероссийского общественного движения "СТОПНАРКОТИК", депутат совета депутатов муниципального округа Чертаново Центральное, Член общественного совета ФСКН. Член президиума центрального координационного совета Сторонников Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Руководитель Центрального исполнительного Департамента Сторонников Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

Конкурс «Лучший депутат Совета депутатов внутригородского муниципального образования в городе Москве»

Положение о конкурсе было утверждено Президиумом Совета 10 апреля 2014 года. Цель конкурса - повышение авторитета муниципальных депутатов столицы, привлечение внимания к их работе. Конкурс призван наладить обмен опытом между членами муниципального сообщества и выявить эффективные практики реализации собственных и переданных полномочий. Для участия в конкурсе муниципальные депутаты направляли заявки и информационные карты участника конкурса в Совет по следующим номинациям: «Муниципальный контроль», «Открытость и публичность», «Муниципальный проект», «Депутат - наставник», «Инициативность», «Эффективность». Всего для участия в конкурсе было подано более 50 заявок. По результатам рассмотрения материалов участников конкурса конкурсной комиссией были подведены итоги и определены победители конкурса в номинации:

«Муниципальный контроль» - Янковой Никита Леонидович, депутат Совета депутатов муниципального округа Останкинский;

«Открытость и публичность» - Макаренко Эрнест Мануелович, глава муниципального округа Ново-Переделкино;

«Муниципальный проект» - Сапронов Александр Сергеевич, депутат Совета депутатов муниципального округа Северное Медведково;

«Депутат - наставник» - Петров Пётр Петрович, Руководитель внутригородского муниципального образования Пресненское в городе Москве;

«Инициативность» - Давидович Игорь Феликсович, депутат Совета депутатов муниципального округа Нагатинский затон;

«Эффективность» - Свиридов Илья Тимурович, депутат Совета депутатов муниципального округа Таганский.

Из 6 победителей 4 самовыдвиженцы.

Заключение

Муниципальные выборы - это важнейшая форма прямого волеизъявления населения муниципальных образований, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования широкой организационной основы местного самоуправления.

Муниципальные выборы обладают значительным своеобразием по сравнению с выборами в органы государственной власти, что обусловлено социально-юридической природой и характером муниципальной публичной власти, ее максимальной «приближенностью» к населению, и способствует расширению сферы их применения. Спецификой отличаются все важнейшие составляющие муниципального избирательного процесса, включая правовой статус субъектов муниципального избирательного процесса и порядок организации и проведения муниципальных выборов.

Потенциал использования выборных процедур на муниципальном уровне не исчерпан, следует расширять их применение путем распространения на порядок формирования тех органов, деятельность которых носит постоянный и устойчивый характер (органы территориального общественного самоуправления, контрольные органы, избирательные комиссии муниципальных образований и т.д.).

Выделяют следующие виды муниципальных выборов:

а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы;

б) повторные выборы;

в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочия органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (много мандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица. А также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном (многомандатном) округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Что касаемо московских муниципальных выборов - так это еще и прекрасная возможность не только принять участие, но и победить, а это значит - получить вдвойне бесценный опыт. Дело тут как раз в том, что московские муниципальные собрания имеют немного полномочий, а потому на выборы в них никто не пытается тратить огромных бюджетов. Таким образом, участвуя в выборах, можно получить не только опыт политической работы в рамках одной кампании, но еще и опыт реальной парламентской работы в течение последующих пяти лет, очень важный, на самом деле, опыт выживания в бюрократической системе, опыт ведения переговоров и достижения компромиссов. Как выборы, так и работа в Советах депутатов - живая, практическая, неигровая школа лидерства, школа политики. В конце концов, даже несмотря на всю малозначимость московских муниципальных образований, остается и совершенно реальный шанс сделать что-то конкретное и полезное для своего района, что-то, что останется на карте Москвы надолго и после окончания срока полномочий. Представленный анализ деятельности московских депутатов - самовыдвиженцев показателен в этом вопросе. Более того, как видно из исследования, деятельность в статусе муниципального депутата для многих самовыдвиженцев оказалась ступенью на пути развития более масштабной общественной и политической карьеры.

Список использованных источников и литературы

I.       Нормативные акты Российской Федерации

.        Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. ФКЗ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ) // Российская газета. - № 237. - 25.12.1993 года; СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445;

2.      Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 мая 2013 года № 99-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2013. - № 19. - Ст. 2326;

.        Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, с измен. и доп. на 01.08.2013, глава 5;

.        Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; 2013. - № 19. - Ст. 2329;

.        Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»;

.        Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

.        Федеральный закон от 26 ноября 1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

.        Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ (ред. от 11.07.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

.        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

.        Постановление ЦИК России от 06.03.2013 № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2013. - № 3;

.        Закон г. Москвы «Об организации местного самоуправления в г. Москве» от 6 ноября 2002 года N 56 (с изменениями на 18 ноября 2015 года);

.        Закон г. Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы (с изменениями на 25 февраля 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года)»;

.        Закон г. Москвы от 27 июня 2012 года № 33 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы";

.        Закон г. Москвы от 28 июня 1995 года Устав г. Москвы (в ред. законов г. Москвы от 13.07.2001 N 32, от 06.11.2002 N 54, от 19.03.2003 N 17, от 22.10.2003 N 61, от 14.07.2004 N 51, от 15.02.2006 N 11, от 22.10.2008 N 48, от 14.07.2010 N 33, от 22.12.2010 N 55, от 30.03.2011 N 11, от 01.06.2011 N 22, от 11.04.2012 N 9, от 27.06.2012 N 29, от 28.11.2012 N 62, от 19.12.2012 N 69, с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 27.11.2001 N 5-г01-149);

II. Специальная литература

.        Арефьев А.Ю. Политическая коррупция в России: криминологическая характеристика и меры сдерживания. - Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2012.;

24.    Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс : в 2 т. Т.1. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 464 с. Т.2. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 488 с.;

.        Васильев, С.В. Особенности использования пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах в России / С.В. Васильев Труды Псковского филиала Московского открытого социального университета. 2010. №2. С. 28-30;

.        Веденеев, Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю.А. Веденеев // Журнал российского права. 2011. №6. С. 15-17;

.        Волков А.И. Финансирование избирательных кампаний как один из источников политической коррупции - В сб.: Выборы в Российской Федерации / Под ред. М.Б. Горного. - Спб, 2012;

.        Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. - М.: Юрист, 2012;

.        Гаранников П.С. Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 11. - С. 34-36;

.        Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 3-е изд., прераб. и доп. М: Проспект, 2010 - 672с. С. 163;

.        Миронов Н.М., Рауткина Н.И., Фадеев В.И. Муниципальные выборы в Российской Федерации. - М.: Норма, 2006.;

.        От идей к профессиональному парламентаризму. Доклады и тезисы выступлений на научно-практической конференции «Динамика современного парламентаризма в России» в РАНХиГС, 22 июня 2012 г./ Научные редакторы: проф. В.В. Бакушев, проф. С.М. Киричук - М.: Издательская группа «Граница», 2012. - 148 с.;

.        Парламентаризм: учебник/ Бакушев, Валерий Владимирович [и др.]; науч. ред.: В. В. Бакушев, В. Н. Лихачев. - М.: Реал Принт, 2015. - 744 с.;

.        Парламентское право России: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой; Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: Издание Государственной Думы, 2013. - 400 с.;

.        Современный парламентаризм: взгляды, оценки, тенденции. Хрестоматийное пособие. Том 1/ научн. ред. проф. Бакушев В.В. - М.: Издат. гр. «Граница», 2013. - 234 с.;

.        Современный парламентаризм: возможности выбора государственности, российские парламентские модели. Хрестоматийное пособие. Том 2/ науч. ред. проф. Бакушев В.В. - М.: Изд. гр. «Граница», 2013. - 310 с.;

.        Современный парламентаризм: возможности выбора государственности, российские парламентские модели. Хрестоматийное пособие. Том 3/ науч. ред. проф. Бакушев В.В. - М.: Изд. гр. «УЦ Перспектива», 2013. - 276 с.

.        Учебно-методическое пособие «Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели на выборах, референдумах/Под рег. к. фил.н. Ивлева Л.Г.: М: ЦИК, 2015;

.        Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Норма, 2011. - С. 7.;

.        Актуальные вопросы развития муниципальных образований /Под общ. ред. проф. И.Н. Барцица, проф. В.В. Бакушева. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 300 с.

III. Список источников из информационной сети Интернет

.        Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // #"896232.files/image004.jpg">

Приложение 2

В сфере благоустройства


Приложение 3

В сфере капитального ремонта и содержания жилищного фонда


Приложение 4

В сфере размещения объектов капитального строительства


В сфере размещения не капитальных объектов


По формированию и утверждению плана дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию районов


Похожие работы на - Анализ деятельного участия кандидатов-самовыдвиженцев в представительных органах местного самоуправления (на примере г. Москвы)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!