Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764, которым утверждены Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и Примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
В отличие от дисциплинарной ответственности, суть материальной ответственности сводится к необходимости возмещения ущерба, причиненного работником нанимателю. Поэтому возмещение ущерба в этом случае производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб нанимателю (ст. 408 ТК РБ).
Различают полную и ограниченную материальную ответственность, а также индивидуальную и коллективную (бригадную) ответственность.
Случаи привлечения работников к ограниченной и полной материальной ответственности перечислены в стст. 403 - 404 ТК РБ [16].
В соответствии со ст. 400 ТК РБ работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий:
ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
вины работника в причинении ущерба.
Если размер ущерба превышает размер среднего месячного заработка работника, то возмещение ущерба производится в судебном порядке [3].
Административная ответственность
Административная ответственность заключается в наложении штрафов на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде. При этом на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 базовых величин. Наниматели (юридические лица) за указанные нарушения могут быть подвергнуты штрафу в размере до 300 базовых величин [2].
Государственными органами надзора и контроля привлекаются к административной ответственности должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в соответствии со ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности (далее - КоАП РБ).
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности является:
нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15 КоАП РБ);
отказ в приеме на работу (ст. 9.16 КоАП РБ);
нарушение правил по охране труда (ст. 9.17 КоАП РБ);
нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18 КоАП РБ);
нарушение законодательства о труде (ст. 9.19 КоАП РБ);
сокрытие страхового случая (ст. 9.20 КоАП РБ);
нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (ст. 9.25 КоАП РБ) [2].
Административная ответственность налагается на должностное лицо только теми органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или службе - государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности предусмотрена стст. 301 - 308 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК РБ). Должностные лица, в зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения, наказываются лишением свободы, или исправительными работами, или штрафом, ими увольнением от должности. Меру наказания за уголовно наказуемые деяния определяет суд [17].
Например, в ст. 306 УК РБ записано, что должностные лица, ответственные за соблюдение правил охраны труда, при их нарушении, повлекшем по неосторожности:
профессиональное заболевание либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения;
смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или без лишения;
смерть двух и более лиц, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.
Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 304 УК РБ), так же как и нарушение правил производственно-технической дисциплины, пожарной безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 302 УК РБ), влечет за собой наказание лишением свободы виновных до семи лет.
К уголовной ответственности работник может быть привлечен только на основании вступившего в законную силу решения суда [5].
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными, за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники [3].
Глава 3. Организация охраны труда
.1 Государственное управление охраной труда
Одним из наиболее важных направлений государственного управления охраны труда в Республики Беларусь является обеспечение реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда [18, c. 312].
Реализация предусмотренных Конституцией прав требует создание соответствующих:
правовой базы по охране труда;
организационных схем управления в этой области;
экономических предпосылок и других условий [3].
Республика Беларусь, как и многие страны бывшего СССР, при организации работы по охране труда в новых условиях столкнулась с рядом объективных трудностей. Действующая ранее в данной сфере командно-административная система управления была разрушена. Остро стал вопрос нормативного и научно-методического обеспечения охраны труда, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов по этим вопросам.
Немаловажное значение для организации работы по охране труда имела ратификация Республикой Беларусь Конвенций 155 О безопасности и гигиене труда и производственной среде, 167 О безопасности и гигиене труда в строительстве, и 81 Об инспекции труда в промышленности и торговле Международной организации труда. Основным результатом ратификации конвенций явилось признание на государственном уровне необходимости разработки национальной политики в области охраны труда, создание необходимых правовых и организационных механизмов ее реализации.
Принятие в последующем Правительством Республики Беларусь Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь стало логическим продолжением проводимой целенаправленной работы в данном направлении. Концепцией было определено, что главной целью государственной политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности [18, с. 402].
Установлены основные принципы государственной политики, которые должны неукоснительно соблюдаться в сфере трудовых отношений:
приоритет жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование правоотношений в этой сфере [18, с. 415].
Определены также органы государственного управления, которые должны обеспечить реализацию государственной политики в области охраны труда на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях, основные направления государственной политики в данной сфере.
Первым шагом на независимом этапе развития страны в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда стало принятие Правительством Республики Беларусь постановления "О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики". Постановлением установлено, что приоритетными направлениями государственной политики в данной сфере на отраслевом и региональном уровнях являются: обучение, повышение квалификации и проверка знаний руководителей и специалистов, формирование нормативной базы, информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда.
Для организации работы по выполнению определенных постановлением задач предусмотрено создание служб охраны труда в аппаратах министерств, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах. В целях реализации положений указанного постановления Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждены примерные положения о службе охраны труда министерства, другого республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, а также типовое положение о службе охраны труда организации [18, c. 435].
Большое значение для организации безопасной производственной деятельности имеет создание государством системы финансового, материального и научного обеспечения охраны труда на всех уровнях управления. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь", принятым в 2000 году, установлен порядок финансирования министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств инновационных фондов, направляемых на выполнение соответствующих целевых отраслевых программ, а местными исполнительными и распорядительными органами на региональном уровне - за счет средств местных бюджетов. Постановлением Министерства труда и социальной защиты определен порядок разработки и финансирования мероприятий по охране труда в организациях.
Трудовой кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2000 года [16], явился важным этапом в дальнейшем совершенствовании организации охраны труда, развитии правоотношений в этой сфере. Нормами Кодекса установлены права, обязанности и ответственность в области охраны труда нанимателей и работников, а также функции государства в этой сфере. Установлено, в частности, что для реализации права работника на охрану труда государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, ответственность за нарушение законодательства [3].
Большое практическое значение имеют нормы Трудового кодекса, касающиеся служб охраны труда нанимателей, и, в частности, базовых нормативов этих служб, а также утвержденные Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях. Трудовым кодексом введена также норма, устанавливающая право работника на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда [16].
Реализация положений Концепции и задач по организации охраны труда осуществлялась на плановой основе, в рамках разработанных на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях соответствующих программ.
При осуществлении государственной политики в области охраны труда особое внимание уделялось развитию и укреплению принципов и повышению эффективности системы социального партнерства между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональных союзов. На основе принимаемых Генерального, отраслевых и территориальных соглашений осуществляются мероприятия, направленные на решения проблем в области условий и охраны труда.
Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь сформирована, в основном, национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. В настоящее время применяется свыше 3600 нормативных правовых актов по охране труда.
Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области.
Организована переподготовка лиц, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации специалист по охране труда: в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусском национальном техническом университете, белорусско-российском университете, институте повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности Кадры индустрии [6].
Создана система проверки знаний по вопросам охраны труда на всех уровнях управления. Ежегодно проходят проверку знаний по этим вопросам около 30 тысяч руководителей и специалистов.
Приняты меры по укреплению служб охраны труда, приведению их численности в соответствие с нормативами. В настоящее время в органах управления и организациях республики занято свыше 7 тысяч специалистов по охране труда.
Создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, с целью осуществления их взаимодействия при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь образован соответствующий Координационный совет. Аналогичные советы функционируют при областных и Минском городском исполкомах [6].
Налажена работа местных исполнительных и распорядительных органов по реализации государственной политики по охране труда на территориальном уровне. В облисполкомах и Минском горисполкоме созданы службы по охране труда, специалисты по данному вопросу имеются в большинстве горрайисполкомов. Во многих регионах внедрены системы управления охраной труда, реализуются целевые программы по улучшению условий и охраны труда, функционируют межведомственные комиссии по охране труда, проводятся смотры-конкурсы, Дни охраны труда, созданы базовые предприятия и образцовые подразделения (объекты), региональные (межрайонные) учебные центры по обучению, повышению квалификации и проверке знаний работников по этим вопросам [6].
Целенаправленная и системная работа по охране труда в республике осуществляется благодаря постоянному вниманию Главы государства и Правительства данной проблеме.
Президента Республики Беларусь введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормы, предусмотренные Декретом, направлены на обеспечение социальной защиты лиц, потерпевших на производстве, повышение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшении условий и охраны труда.
марта 2004 года Президентом Республики Беларусь принята Директива № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины". Директивой предусмотрены меры по повышению безопасности во всех сферах социальной жизни, а также персональной ответственности руководителей и должностных лиц за обеспечение надлежащей трудовой и исполнительской дисциплины, состояния охраны труда. Установлено, что одним из главных критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней является обеспечение безопасности труда, состояние трудовой и исполнительской дисциплины. В связи с этим были внесены соответствующие дополнения в контракты названных должностных лиц [6].
Ярким примером последовательности проводимого государством курса в области социальной политики стало выступление Президента Республики Беларусь на III Всебелорусском собрании и ежегодное Послание белорусскому народу и Национальному собранию. Президент обратил особое внимание на необходимость создания достойных и безопасных условий для труда граждан, подчеркнул, что обеспечение таких условий является приоритетным направлением в деятельности органов управления всех уровней и профсоюзов.
Вопросы состояния охраны труда, производственного травматизма, соблюдения законодательства о труде находятся на постоянном контроле Правительства, систематически, глубоко и всесторонне рассматриваются на его заседаниях, принимаются управленческие решения по совершенствованию работы, повышению безопасности и улучшению условий труда на производстве.
Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве [6].
.2 Организация и функции служб охраны труда на предприятии
охрана труд производственный договор
В целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда в организациях разрабатывается и внедряется система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности, реализуются планы мероприятий по охране труда [3].
Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном законодательством.
Наниматель обязан организовать рабочий процесс, обеспечить работнику надлежащие условия труда (особенно в области обеспечения здоровых и безопасных условий его труда).
Согласно пп.9 и 11 ст. 226 ТК РБ наниматель обязан проводить подготовку, инструктаж, проверку знаний работников по вопросам охраны труда, информировать сотрудников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске для здоровья и т.п. В этих целях во всех организациях должны быть разработаны и утверждены соответствующие инструкции и положения по охране труда [16].
При составлении инструкций по охране труда необходимо руководствоваться законодательством по охране труда.
Инструкции по нормам указанного документа разрабатываются для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и т.д.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (работы на высоте, работы в колодцах и т.д.) [3].
Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.
Прежде всего, в организации необходимо составить и утвердить перечень инструкций по охране труда, затем издается приказ (распоряжение) по основной деятельности, на основании которого разрабатываются инструкции. В приказе определяются исполнители - это руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и др.) с участием профсоюзов (уполномоченных лиц по охране труда работников организации), а также указываются сроки выполнения работ. Далее производится согласование проекта инструкции. Проект инструкции отдается на рассмотрение службе охраны труда или инженеру по охране труда (специалисту, на которого возложены эти обязанности). Затем инструкции необходимо утвердить и зарегистрировать. Утверждение инструкции по охране труда осуществляется руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда [3].
Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены эти обязанности) в журнале регистрации инструкций по охране труда.
Оригиналы инструкций по охране труда хранятся у начальника службы охраны труда или специалиста, на которого возложены эти обязанности.
Инструкции по охране труда хранятся в месте, определяемом руководителем структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства пользования ими работающими, либо вывешиваются на рабочих местах и участках [18, c. 452].
Требования инструкций по охране труда обязательны для работников. Их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
Работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, предоставляется специальная одежда, специальная обувь и другие необходимые средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами.
Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209, и по типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам СИЗ и типовым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики.
Смывающими и обезвреживающими средствами работники обеспечиваются в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 208 "О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами" [10].
Функции службы охраны труда:
анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной территории, разработка мер по их профилактике;
участие в организации разработки и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда [10];
организационное и методическое руководство работой структурных подразделений администрации района, служб охраны труда организаций, расположенных на подведомственной территории, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Анализ организации работы служб охраны труда организаций, расположенных на подведомственной территории, их укомплектованности в соответствии с требованиями законодательства об охране труда, нормативами численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. N 94, подготовка предложений по устранению недостатков и нарушений по этим вопросам;
внесение предложений по совершенствованию территориальной системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории;
организация обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций [10];
организация и руководство работой кабинета охраны труда в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 8/1528);
подготовка государственной статистической отчетности по охране труда;
пропаганда и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной территории, в том числе через средства массовой информации, организацию выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний и других мероприятий;
участие в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;
информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной территории, по вопросам охраны труда;
консультирование, подготовка ответов на запросы организаций, рассмотрение в установленном порядке писем, обращений граждан по вопросам охраны труда [10].
Одной из важнейших функций, которые возлагаются на службу охраны труда является участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве. Также специалисты по охране труда участвуют в составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно профзаболеваний; проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда; составлении списков профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда и работе комиссии по проверке знаний по этим вопросам [18, c. 462].
Правовые основы организации и деятельности службы охраны труда работодателей всех организационно-правовых форм, ее задачи, функции и права в общей системе управления профилактической работой в организации по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работающих устанавливает Типовое положение о службе охраны труда организации [18, c. 467].
Заключение
В заключении работы следует сказать, что правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей, сокращения производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний.
Основу современного законодательства в области охраны труда в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны труда, Трудовой кодекс и др.
Важную роль в правовом обеспечении охраны труда играет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, поскольку наниматель обязан создавать работникам предприятий, учреждений и организаций безвредные и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии, обеспечивающие соблюдение норм и правил по охране труда.
В свою очередь работники предприятия должны знать и выполнять требования по охране туда, что достигается посредством проведения инструктажей и проведением контроля соблюдения требований по охране труда. Важную роль в охране труда также играет аттестация рабочих мест, которая позволяет выявлять вредные факторы производства и выработать соответствующие управляющие воздействия в области охраны труда и предупреждать несчастные случаи на производстве.
Важным звеном в реализации государственной политики в области охраны труда являются органы охраны труда. Охрана труда всегда должна находиться под контролем государства, независимо от каких-либо преобразований и методов регулирования хозяйственной деятельности предприятий. В данном случае с точки зрения совершенствования законодательства считаем целесообразным дополнить Закон об охране труда соответствующим приложением, в котором содержался бы перечень государственных органов и их структурных подразделений, наделенных контрольно-надзорными функциями в сфере охраны труда с закреплением их полномочий.
Кроме того, важным аспектом совершенствования законодательства Республики Беларусь в сфере охраны труда является приведение его категориального аппарата в соответствие с международными актами.
Нормативно-правовыми актами в области охраны труда предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде. Работники, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной, материальной и другим видам ответственности.
Список использованных источников
1.Бобкова, О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника / О.В. Бобкова. - М.: Омега-Л, 2009. - 345 с.
2.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года: текст Кодекса по состоянию на октябрь 2015 года // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2015.
3.Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Глава 4. Прекращение трудового договора. - Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-nz/tx_wsxthu/page-9.htm - Дата доступа: 11.11.2015.
4.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2012. - 48 с.
5.Кузнецов, И.Н. Охрана труда: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - Мн. [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.sferatb.by/index.php/stati-i-materialy/168-okhrana-truda-uchebnoe-posobie#p1.2.1 - Дата доступа: 05.11.2015.
6.О государственной политике в области охраны труда в Республике Беларусь // Исполнительный комитет СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=6394 - Дата доступа: 09.11.2015.
7.О государственной службе в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
8.О здравоохранении: закон Республики Беларусь от 21806.1993 № 2435-XII (в ред. от 27.12.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
9.О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины: директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
.О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
.О работе по реализации государственной политики в области условий и охраны труда // Министерство труда и социальной защиты
.Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/o-rabote-po-realizacii-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-uslovij-i-oxrany-truda - Дата доступа: 05.11.2015.
13.Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
14.Об охране труда: закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
15.Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
16.Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764 (ред.25.07.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2015.
17.Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З / Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: текст Кодекса по состоянию на октябрь 2013 года. // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2015.
18.Уголовный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. Текст кодекса по состоянию на 15 января 2012 года. - Мн.: Амалфея, 2012. - 247 с.
19.Челноков, А.А. Охрана труда: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / А.А. Челноков. - Мн.: Высшая школа, 2013. - 655 с.