Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    157,22 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

.1 Понятие двигательной активности и её роль для здоровья человека

.2 Виды двигательной активности оздоровительной направленности и рекомендации для детей

.3 Возрастные особенности двигательной активности старших дошкольников и пути ее повышения

. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Объект исследования

.2 Критерии и методы оценки физической подготовленности детей

.3 Методы исследования

. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Динамика показателей физического развития

.2 Особенности физической подготовленности дошкольников

.2.1 Сравнительная характеристика скоростных качеств

.2.2 Сравнительная характеристика выносливости (бег 90 м, 120 м)

.2.3 Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств

.2.4 Сравнительная характеристика силы

.2.5 Сравнительная характеристика гибкости

.2.6 Прирост показателей физической подготовленности дошкольников

.2.7 Определение сенситивных периодов для развития двигательных качеств у старших дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство. Врачи и педагоги считают, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению психологов: маленький ребенок познает мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего по средствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания.

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают недостаток движения, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Гиподинамия угрожает здоровью детей. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Многие дети нуждаются в психологической коррекции, так как они характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием, а мы знаем, что физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.

Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Проанализировав работы специалистов в данной области, нами сформулированы следующие задачи:

Провести сравнительный анализ физического развития дошкольников.

Провести комплекс диагностик по выявлению уровня двигательной активности.

Выявить пути повышения двигательной активности старших дошкольников.

Цель нашего исследования: оценить эффективность программы «От рождения до школы».

Объект исследования: дети МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №79 «Лучик».

Предмет исследования: двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

.1 Понятие двигательной активности и её роль для здоровья человека

Профилактическое и оздоровительное действие физкультуры связано с активностью, более быстрым обменом веществ, с усилением функции опорно-двигательного аппарата. Работа о моторно-висцеральных рефлексах показала связь скелетных мышц, вегетативных органов и функций опорно-двигательного аппарата. Из-за того, что человек мало двигается, у него нарушаются нервно-рефлекторные связи, и это приводит к сбоям в работе сердечно-сосудистой с и другим.

Для того, чтобы организм человека работал и для сохранения его здоровья, необходима определенная норма физической активности. Минимальная величина составляет 2880-3840 ккал., но данный показатель зависит от возраста, пола и массы человека [12, с. 21].

Двигательная активность принадлежит к категории основных фактов, которые определяют состояние организма, его систем и обменных процессов. Она связана с физическим здоровьем, социальным и психическим. Необходимость организма в физической активности индивидуальна и зависит от многих факторов: социальных, физических, экономических, культурных. Обуславливается уровень двигательной активности наследственными и генетическими признаками. У него есть оптимальный, минимальный и максимальный уровни.

Минимальный - поддерживает нормальное состояние организма.

Оптимальный - более высокий уровень, предоставляет больше возможностей для жизнедеятельности организма.

Максимальный - отделяет чрезмерные нагрузки, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности [17, с. 12].

Существует еще и привычная физическая активность, которую определяем характером и уровнем использования энергии в процессе обычной жизни. Оценка данной активности осуществляется по двум компонентам, непрофессиональной и профессиональной.

«Известно несколько методов количественной оценки двигательной активности:

.по данным хронометража выполненного за сутки работы;

.по показателям энергозатрат на основе непрямой каллориметрии;

.путем подсчета энергетического баланса» [28].

Частота сердечных сокращений отображает степень нагрузки на сердечно-сосудистую систему во время физической активности и зависит от потребления кислорода. Величина сердечных сокращений, в период активной работы, служит количественным показателем физической активности.

В развитых странах за последний век удельный вес мышечной работы сократился в 200 раз, и это привело к снижению энергозатрат на работу мышц до 3,5 Мдж.

Для компенсации нехватки энергозатрат в трудовой деятельности современному человеку нужно выполнять упражнения с расходом энергии 350-500 ккал в сутки. На сегодняшний день только 20% людей занимаются достаточно интенсивными физическими тренировками, которые обеспечивают необходимый уровень. У большинства процентов населения расход энергии в сутки значительно ниже уровня, который необходим для поддержания стабильного здоровья.

Ограничение физической активности за последние 10 лет привело к снижению функциональных возможностей людей и поэтому у современных людей возникает опасность развития гипокинезии [28].

У нетренированного человека сердце делает больше сокращений в минуту и потребляет больше питательных веществ, поэтому стареет быстрее. Все наоборот происходит у тренированных людей. У таких людей сердце может производить 50, 40 и даже меньше ударов в минуту. Следовательно, такое сердце стареет гораздо медленнее.

Физические нагрузки приводят к появлению в организме полезного эффекта. Обмен веществ при нагрузке ускоряется, но после прекращения начинает замедляться и снижается до уровня ниже обычного. У тренированного человека обмен веществ медленнее обычного, организм расходует энергию экономичнее, при этом увеличивается продолжительность жизни. Повседневные нагрузки оказывают наименьшее влияние на тренированный организм, снижается их разрушительное действие, тем самым продлевается жизнь. Приходит в норму обмен веществ, улучшается сон, человек быстрее восстанавливается, увеличивается количество богатых энергией соединений, например АТФ, и поэтому повышаются практически все способности организма, как умственные, так и физические [6, с. 38].

При возникновении недостатка движения, а так же с возрастом возникают проблемы с органами дыхания. Уменьшается амплитуда дыхательных движений, а особенно снижается способность глубоко выдыхать. Поэтому увеличивается объем остаточного воздуха, тем самым отрицательно сказываясь на газообмене легких. Снижается жизненная емкость легких. И это все может привести к кислородному голоданию.

У тренированного человека все наоборот. Уровень кислорода выше, а потребность в нем снижена. Укрепляется иммунитет. В ходе исследований было доказано, что физические нагрузки увеличивают иммунобиологические свойства крови и кожи, устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Помимо всего прочего, происходит улучшение скоростных качеств, скорость может увеличиваться в 2 раза, выносливость возрастает в несколько раз, потребление кислорода за 1 минуту во время работы в 1,5 раза.

Немаловажным является тот факт, что при физической нагрузке повышается устойчивость организма к целому ряду неблагоприятных факторов воздействия на организм. Например, перегревание, понижение атмосферного давления, радиация, яды [27].

Стрессовые ситуации влияют на организм человека весьма отрицательно, оказывая сильное разрушительное воздействие. Положительные эмоции способствуют нормализации функций организма. Двигательная активность способствует жизнерадостности и бодрости, а так же обладает антистрессовым действием.

При неправильном, нездоровом образе жизни или с течением лет в организме скапливаются вредные вещества - шлаки. Их может разрушать кислая среда, которая возникает в организме при весьма существенных физических нагрузках. Шлаки подвергаются окислению, становятся соединениями, которые не несут никакого вреда для организма и легко выводятся.

Таким образом, двигательная активность оказывает положительное влияние на организм человека. Он, то есть человек, был рассчитан природой на повышенную физическую нагрузку, а ее снижение ведет к нарушениям в организме и преждевременному старению.

Потребность в движении - потребность организма, которая играет важную роль в жизни и здоровье человека, в его формировании на всех ступенях его эволюции. Активное мышечное развитие влечет за собой и развитие человека в целом.

.2 Виды двигательной активности оздоровительной направленности и рекомендации для детей

Возможности детей, которые увеличиваются с их ростом, обуславливают увеличение физической нагрузки во время зарядки, занятий, игр. Становится заметным уменьшение времени при беге на 22 минуты, количество прыжков увеличивается да 55 подряд.

Объем и интенсивность общеразвивающих упражнений увеличивается. Все чаще применяются упражнения на гимнастических снарядах (стенках, скамейках), групповые и парные упражнения с веревками, обручами, шестами. При выполнении упражнений важно следить за соблюдением исходного положения, чтобы дети выполняли его точно. Дети должны выполнять промежуточные и конечные позы достаточно четко, выполнение упражнений должно выполняться под заданный ритм.

Краткими должны быть объяснения и указания, они должны быть нацелены на то, что бы упражнение было выполнено качественно: точными были положения и направления движений отдельных частей тела с нужным мышечным напряжением и амплитудой движений.

Насколько успешно будет усвоено упражнение, зависит от уровня развития двигательных навыков. Чем он выше, тем легче ребенок овладевает техникой сложных движений. Например, прыжки в высоту и длину с разбега требуют многократных упражнений, которые обеспечивают укрепление и развитие нижних конечностей, мышц спины и живота, а также развитие координации движения и функции равновесия. Подготовительные упражнения для освоения лазанья должны состоять из заданий, которые способствуют укреплению мышц рук, ног, туловища и на развитие координации движений [1, с. 93].

Нужно не забывать, что формирование двигательных навыков происходит быстрее, если упражнения выполняются многократно с небольшими перерывами. Например, прыжки в высоту нужно повторить 8-9 раз подряд на первом занятии с постепенным уменьшением количества повторений до 3-4 раз, всего 3-4 занятий достаточно для освоения движения. Необходимо приучать детей осмысленно относиться к достижению правильности и точности выполнению движений, соответствовать образцу. Особенно это важно при усвоении новых сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания [4, с. 15].

Закрепление освоенных навыков осуществляется в подвижных играх и эстафетах. Но включать движения в игры и эстафеты нужно только те, которые дети хорошо освоили. Условия игр и последовательность движений необходимо менять для того, что бы шло развитие у детей ловкости и сообразительности. Накопленный опыт закрепляется при выполнении этих движений на прогулке. Для того, что бы ребенок самостоятельно развивал свои двигательные навыки, оттачивал умение, практиковался, необходимо иметь специальное место, где бы дети могли упражняться, и достаточное количество пособий и игр. Воспитатель должен стимулировать и поощрять желание соревноваться у детей; он должен следить за целесообразной сменой движений, способствовать объединению детей в группы для выполнения двигательных задач и игр. «В соответствии с общими представлениями, дети в целом характеризуются низким уровнем двигательной активности и все больше становятся жертвами телевидения, компьютеров. Поэтому программы, направленные на повышение уровня двигательной активности, должны быть нацелены на всех детей и подростков» [2, с. 21].

В ходе наблюдений мы выяснили, что дети уделяют лишь небольшую часть своего времени физическим упражнениям; уровень физической активности мальчиков выше, чем девочек; с возрастом уровень физической активности снижается.

Таблица 1 - Основные виды физических упражнений и ожидаемое -профилактическое оздоровительное воздействие


Повседневная двигательная активность

Аэробная двигательная активность

Силовые упражнения

Нарушения липидного обмена

+

+


Гипертензия


+


Ожирение

+



Сахарный диабет II типа

+



Эмоциональное состояние

+



Остеопороз

+


+

Профилактика травматизма



+

Хронические заболевания позвоночника



+

Реакция организма на регулярные занятия упражнениями аэробной направленности может быть эффективной с точки зрения снижения факторов риска развития ишемической болезни сердца. Занятия бегом, ездой на велосипеде или плаванием 3 раза в неделю со временем приведут к снижению тонуса симпатического отдела центральной нервной системы и нормализации кровяного давления. Занятия двигательной активностью аэробной направленности в течение продолжительного времени могут оказывать оздоровительное воздействие за счет нормализации состава липидов плазмы крови [Табл. 1].

При выполнении упражнений, связанных с перемещением тела в пространстве увеличивается механическая нагрузка на костную ткань, тем самым стимулирует увеличение плотности костной ткани в период роста и развития детей. Виды двигательной активности, которые подвергают костную ткань интенсивным нагрузкам, например, прыжки, являются более эффективными [7, с.106].

Можно допустить, что упражнения, которые развивают мышечную силу, будут оказывать оздоровительное действие, связанное с предотвращением травм, например, в игровых видах спорта, так же будут снижать риск развития хронических заболеваний позвоночника и уменьшать их степень тяжести. Экспериментальные данные, которые подтвердили бы такие эффекты, остаются немногочисленными. Занятия силовыми упражнениями в определенных условиях благотворно влияют на силовые показатели без риска для здоровья, но не всегда физическому развитию отводится значимое место в оздоровительных программах для детей.

При необходимости увеличения или сохранения диапазона подвижности суставов, выполняются задания на растягивание. Данное упражнение играет большую роль при таких заболеваниях как артрит, мышечная дистрофия, спастический церебральный паралич.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что оптимальная программа двигательной активности, носящая оздоровительный характер, должна предусматривать:

.Постоянные занятия аэробными упражнениями (нормализация уровня липопротеидов высокой плотности и нормализация кровяного давления).

.Контроль массы тела и поддержание гипогликемического контроля.

.Развитие мышечной силы (силовые упражнения).

.Упражнения, которые связаны с перемещением массы собственного тела (стимуляция роста костной ткани).

.Упражнения для развития гибкости.

Существует множество мнений, что выбор видов двигательной активности будут диктовать различные заболевания. Но главным остается только то, что выбор двигательной активности в значительной мере зависит от стадии развития детского организма [7,с. 82].

Программы для занятий двигательной активностью для детей различного возраста, которые предложили некоторые авторы, учитывают ряд характерных особенностей.

«Для детей младшего возраста характерен высокий уровень двигательной активности, поэтому основное внимание следует уделять возможностям их игровой направленности. Важное значение приобретает необходимость формирования двигательных навыков» [8, с.15].

Порог двигательной активности, необходимый для обеспечения оздоровительного эффекта 3-4 ккал/кг для детей соответствует занятию физическими упражнениями с высоким или средним уровнем интенсивности, которые по продолжительности занимают 20-40 минут. Данный суточный объем двигательной активности является минимальным, а оптимальный - 60 минут в день.

1.3 Возрастные особенности двигательной активности старших дошкольников и пути ее повышения

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной, нравственно-волевой и интеллектуальной сфер личности. Развитие деятельности и личности характеризуется появлением новых потребностей и качеств: увеличиваются знания о явлениях и предметах, которые ребенок видел непосредственно. Детей интересуются связями, которые существуют между предметами и явлениями. И насколько ребенок проникнет в эти связи, во многом определит его дальнейшее развитие. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они начинают чувствовать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает ребятам понять это новое положение. «Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности» [14, с. 109].

Воспитатель обеспечивает условия для развития инициативности, творчества, самостоятельности, опираясь на потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми. Воспитатель создает ситуации, которые побуждают детей применять свои знания и умения, ставит перед ними все новые задачи и более сложные, развивает их волю, поддерживает их желание преодолевать трудности, учит доводить начатое до конца, искать новые творческие пути решения задач. Главное предоставить возможность детям самим решать поставленные задачи, направлять их на поиск нескольких вариантов одной задачи, поддерживать творчество и инициативу, показывать детям их достижения, вызывать у них чувство гордости и радости от успешных, самостоятельно выполненных действий.

Для развития самостоятельности необходимо уметь поставить цель или принять ее от воспитателя, продумать путь ее достижения и осуществить свой замысел, оценить результат - достиг цели или нет. «Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности» [3, с. 31].

Творчество является высшей формой самостоятельности детей. Воспитатель должен пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в ручном труде, словесном творчестве, театральной, игровой, художественно-изобразительной деятельности. Все это - главные элементы жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, форм и способов его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие замыслы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

К старшему дошкольному возрасту у детей возникает высокая потребность в двигательной активности, но они не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

Дети 6-7 лет все меньше активно двигаются, это связано с ограничивающими условиями в семье и детском саду, так как увеличивается продолжительность образовательных ситуаций, в которых дети в большинстве случаев, сидят. Возрастают познавательные интересы детей, такие как компьютерные игры, конструирование, просмотр мультфильмов. В связи с этим у детей 6-7 лет могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни.

Для обеспечения оптимального режима двигательной активности старших дошкольников большую роль играет повышение интереса к физической активности. В процессе выполнения интересного дела повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе.

У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому рекомендуется использовать ее для развития двигательной активности детей [20, с. 85].

Велика роль взрослых в развитии двигательной активности старших дошкольников. Они определяют условия организации двигательной деятельности, ее характер, содержание; целенаправленно руководят двигательной деятельностью детей; косвенно (своим примером) влияют на формирование интереса к движениям и привычки к здоровому образу жизни.

Решающее значение здесь принадлежит семье. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» [19, с. 36].

Часто родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. И в этих случаях на помощь им приходят образовательные учреждения [20, с. 73].

Исследования показывают, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности, которой присущи накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознание детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; положительное отношение к деятельности; наличие элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности.

В качестве показателей перечисленных компонентов выделяются: стремление решать задачи деятельности без помощи других людей; умение ставить цель; осуществление простого планирования деятельности; получение результата и реализацию задуманного, правильно поставленной цели. Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению.

И. М. Воротилкина выделяет компоненты двигательной самостоятельности исходя из понимания самостоятельности как личностно-волевого качества, которое формируется на базе трёх компонентов афферентного синтеза функциональной системы двигательного поведения человека и проявляется в блоке принятия решения функциональной системы, обеспечивающей оптимальное психофизическое состояние человека на разных этапах онтогенеза. Автором экспериментально доказано взаимодействие компонентов (мотивационно-эмоционального, когнитивного, личностно-деятельностного), определяющих различное проявление самостоятельности в двигательной деятельности. Показано, что взаимосодействие компонентов способствует развитию самостоятельности как волевого качества личности, но в зависимости от их влияния друг на друга приводит к разным уровням самостоятельности[10, с. 11].

Автор указывает, что важными компонентами являются: мотив, эмоции, воля, интерес, знания, контроль, самоконтроль, самооценка. Исследуя самостоятельность на психофизиологическом уровне, в контексте функциональной системы, обеспечивающей оптимальное психофизическое состояние человека, автор отмечает, что самостоятельность в двигательной деятельности является психическим волевым качеством, во многом определяющим двигательное поведение и обусловленным соответствующими психофизиологическими механизмами.

Используя имеющиеся исследования, в частности, проецируя выделенные И. М. Воротилкиной компоненты самостоятельности в двигательной деятельности, можно выделить три компонента, определяющие различное проявление двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста [10, с. 9].

Очевидно, что для развития физической самостоятельности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно - эмоциональный компонент, который является главным формообразующим, так как развитие потребности в физической активности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что формирование двигательной самостоятельности старших дошкольников важно рассматривать с позиций рационального управления физической деятельностью. Направленность занятий в спортивном комплексе для детей и подростков должна воздействовать прежде всего на мотивацию детей.. Эмоциональная составляющая мотивационно - эмоционального компонента двигательной самостоятельности выражает отношение, интерес, избирательность к предмету действия; формирующееся на основании инициативы и инициирующая собственную деятельность. Мотивационно-эмоциональный компонент реализуется через систему воспитательных и образовательных мероприятий, через развитие интереса к физкультуре и спорту. Данный компонент направляет и усиливает двигательную и познавательную, формирует потребность в развитии активности и самостоятельности в двигательной деятельности, установку на успехи в выполнении физических упражнений, спортивных достижений. Мотивационно-эмоциональный компонент превалирует, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности. Мотивационно-эмоциональный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность [6, с. 12].

Когнитивный компонент может непосредственно влиять на развитие двигательной самостоятельности, а может опосредованно, за счет стимулирования мотивации двигательной активности. Когнитивный компонент формирует когнитивную сферу через создание личностно-ориентированной системы знаний, которые обеспечивают систематичность, последовательность знаний о роли физической культуры и спорта в жизнедеятельности человека.

Когнитивный компонент (познавательный) - способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое (выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представления о мире движений) [4, с. 48].

Личностно-деятельностный компонент выражается в субъектности личности и сопровождается демонстрацией собственного личностного отношения к объекту; формированием на основе отношения инициатив - желания проявить активность к избранному объекту; трансформацией инициативности в собственную деятельность; осуществлением деятельности на основе собственного выбора.

Качествами, характеризующими дошкольника как субъекта деятельности, выступают интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью, самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности, творчество при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Личностно-деятельностный компонент обеспечивает мотивационную готовность к самостоятельной двигательной деятельности, способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, обеспечивает практическое применение знаний, умений и навыков в самостоятельной двигательной деятельности, способствует самосознанию, овладению приёмами совершенствования собственной личности, формирует креативный подход к самостоятельной двигательной деятельности, способствует развитию интереса к физической культуре и спорту. Целостное единство названных компонентов выражается в поведенческом направлении детей, для которого характерны избирательность или свобода выбора, автономность, самостоятельность, творчество [2, с. 56].

При этом собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения.

Названные компоненты двигательной самостоятельности находятся во взаимосвязи, и формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проходит успешно, когда в процессе формирования ее оказывают позитивное влияние все три компонента.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Объект исследования

Исследования проводились в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад № 79 «Лучик» в период с 2012 по 2013 год, с детьми 4-7 лет. Большинство детей из полных семей, имеющих одного ребенка или двух, родители с высшим образованием. Все дети занимаются дополнительно, посещая кружки, секции, в том числе и спортивные. В детском саду бесплатно проводятся секции «Здоровячок» для мальчиков 5-7 лет общефизическая и силовая подготовка и «Грация» для девочек 5-7 лет акробатика с элементами художественной гимнастики. В течение дня активность детей продолжается благодаря играм как в группе, так и во время прогулки, свободное время дети проводят занимаясь активными играми, по утрам обязательно проводится зарядка. В целом ребенок активен в течение всего дня, благодаря режимным моментам и работе воспитателей.

Общее количество детей составило 80 человек, из них 51 мальчик и 29 девочек [Табл. 2].

Таблица 2 - Контингент детей в исследуемых группах

Возраст

Мальчики

Девочки

Всего

4-5 лет

21 чел.

5 чел.

26 чел.

5-6 лет

17 чел.

12 чел.

29 чел.

6-7 лет

13 чел.

12 чел.

25 чел.


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана, утверждена и реализуется в Муниципальном бюджетным дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад № 79 «Лучик» на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учетом региональных особенностей Вологодской области; специфики, вида дошкольного образовательного учреждения; углубленной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также их родителей (законных представителей).

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

Основные цели и задачи, поставленные данной программой перед ДОУ для детей 4-5 лет.

Формировать правильную осанку. Совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Развивать и закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать ритмично, легко, энергично отталкиваясь носком. Учить подлезать, пролезать, ползать, перелезать через предметы. Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и другие

Цели и задачи для детей старшей группы (5-6 лет).

Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Цели и задачи для подготовительной группы (6-7 лет).

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта [31]. В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 79 «Лучик» все данные цели выполняются не только на занятиях физкультурой, но и на других, например, на занятиях музыке, играх на прогулке и в свободное время в группе.

.2 Критерии и методы оценки физической подготовленности детей

Анализ литературы и опыт работы с детьми показывают, что для оценивания различных сторон физической подготовки дошкольников, используются контрольные испытания (тесты).

Успешное решение задач развития физических качеств многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств. В своём педагогическом исследовании мы выявили степени физического состояния дошкольников.

«Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы» [27].

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, координация, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков.

Одним из важных показателей при проведении медико-педагогического контроля является определение внешних признаков утомления. Положительное влияние занятий на организм ребенка может быть достигнуто при таком дозировании мышечных нагрузок, которое обеспечивает общее развитие, тренировку основных физиологических функций. Для этого при проведении занятий предусматривается чередование повышенной мышечной деятельности, вызывающей некоторую степень утомления, и отдыха, особенно активного, что является необходимым условием тренировки. Утомление нельзя рассматривать как нечто патологическое, вредное для организма: оно представляет собой естественное состояние, возникающее под влиянием мышечной деятельности. При небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления. Отрицательно сказывается на состоянии ребенка только чрезмерное утомление - переутомление.

Воспитатель, врач, медицинская сестра, наблюдая во время занятий за детьми, отмечают наличие внешних признаков утомления и степень их выраженности [Табл. 3].

Таблица 3 - Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления


Небольшая

Средняя

Окраска кожи лица и шеи

Небольшое покраснение лица, выражение спокойное

Значительное покраснение лица, выражение напряженное

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Дыхание

Несколько учащенное

Резко учащенное

Движение

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость


При выраженном, недопустимом утомлении все признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить.

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

.3 Методы исследования

Основным методом исследования уровня двигательной активности дошкольников будут являться:

. Сбор данных по физической подготовленности при выполнении нормативов.

. Математико-статистическая обработка данных. Полученные входе исследования данные были подвергнуты обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Office Excel 2007 и специальный пакет статистического анализа Statistica v. 6.0.

В нашей работе достоверность различий мы определяем по критерию t - Student.

Различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, то есть при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более, чем в 5 случаев из 100.

. Методика определения темпов прироста показателей физической подготовленности по методу В.И Усакова [Табл. 4]. Данная методика дает представление об изменениях физической подготовленности дошкольников из-за проводимых мероприятий. Позволяет выявить причины снижения уровня физической подготовки. Измерения производят в начале года и в конце и производится вычисление по определенной формуле:

физический подготовленность дошкольник гибкость

W=100*(V2-V1)/0,5*(V1+V2)

W - прирост показателей в процентах;

V1 - показатель в начале года;

V2 - показатель в конце года.

Таблица 4 - Шкала оценки темпов прироста физических качеств.

Темпы роста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

От 8 до 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

От 10 до 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений


Каждый тест выполняется по определенной методике.

Тест на скорость, а именно бег на 10 метров сходу выполняется следующим образом: на дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша, в 6-7 метров от нее находится ориентир (яркий предмет), для того, чтобы ребенок при пересечении линии финиша не тормозил резко. Совершается две попытки, с интервалом 5 минут.

Ребенок по команде подходит к линии старта. Воспитатель стоит сбоку с секундомером. После взмаха флажком ребенок разбегается. В момент пересечения старта секундомер включается, при пересечении финиша - выключается. Записывается лучший результат из двух попыток.

Тест на выносливость следует выполнять небольшой подгруппой из 5-7 человек, сформированной с учетом активности детей. Участвуют два воспитатель, медсестра, она следит за самочувствием детей. Воспитатель заранее измеряет дистанцию и размечает ее - отмечает линию старта и половину дистанции. Дети находятся на линии старта, по команде «на старт» включается секундомер и дети бегут колонной за воспитателем по физической культуре. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест правильно выполнен, если ребенок пробежал дистанцию без остановок. Для детей 5-6 лет дистанция 90 метров, а для детей 6-7 лет дистанция 120 метров. Для детей средней группы данный тест не проводится, так как выносливость развивается позднее, чем скорость. Ребенок сначала должен правильно и уверенно бегать.

Упражнение прыжок в длину с места выполняется так: исходное положение - ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, в стороны. Дети должны оттолкнуться обеими ногами и одновременно произвести взмах руками вперед и вверх. Во время прыжка ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. При приземлении ребенок приседает выносит руки вперед - в стороны.

Характеристика силы производится с помощью кистевого динамометра. Рука с динамометром находится под прямым углом относительно туловища. Другая рука расположена вдоль тела. Сжимаем динамометр 5 раз с интервалом в несколько минут и записываем наибольший результат.

При выполнении теста на гибкость ребенок, стоя на скамье, наклоняется вперед, не сгибая коленей, пару раз. На третий раз ребенок совершает максимальный наклон и фиксирует свое положение 2 секунды. Записывается результат.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Динамика показателей физического развития

При оценивании физической подготовленности дошкольников используют таблицы с нормативами. Оценивается каждый норматив отдельно в начале года, в октябре, и в конце года, в мае [Приложение 1].

К 4-5 годам координация у детей становится лучше, по сравнению с младшим дошкольным возрастом, они ловят мяч, перепрыгивают через препятствия, осваивают прыжки.

К 5-7 годам увеличиваются сила, скорость выносливость. У детей в 6 лет появляется легкость, бег ритмичный, уменьшаются боковые раскачивания, осваивают метание меча в цель, развивается глазомер.

Дети старшего дошкольного возраста крепче, чем дети младшего возраста, пропорциональнее развита мускулатура. Постепенно доводятся до автоматизма движения в беге и ходьбе, лучше становится согласованность движений, повышается способность к ручному труду. Старшим дошкольникам нужно чаще менять исходное положение и разнообразить движения.

Так же и общие физические показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к росту [Табл. 5].

Таблица 5 - Показатели роста и веса

Возраст

Мальчики

Девочки


Рост (см)

Вес (кг)

Рост (см)

Вес (кг)

4-5 лет

104±1,23

17,95±0,61

99,6±1,08

17,6±1,37

Норматив

105±1,12

17,5±0,7

105±1,04

17,5±0,7

5-6 лет

109,24±1,67

20,94±0,6

111,5±1,58

20±0,61

Норматив

111,5±1,15

20±0,76

111,5±1,08

20±0,76

6-7 лет

118,69±1,4

21,77±0,7

119,33±1,36

21,42±0,66

Норматив

118±1,12

22±0,76

118±1,12

22±0,76


Рисунок 1 - Вес (кг) мальчиков 4-7 лет

Рисунок 2 - Вес (кг) девочек 4-7 лет

Рисунок 3 - Рост (см) мальчиков 4-7 лет

Рисунок 4 - Рост (см) девочек 4-7 лет

3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников

.2.1 Сравнительная характеристика скоростных качеств

Данные физического развития и физической подготовленности детей по каждому показателю дают возможность сравнить уровень физического развития и физической подготовленности детей каждой группы, проследить динамику, выявить проблемы и наметить план коррекционной работы.

Таблица 6 - Бег 10 метров сходу (сек.)

Возраст

Пол

Начало года

Конец года

Норматив

4-5 лет

М

4,9±0,12

3,8±0,09

4,6±0,13


Д

5,56±0,18

3,86±0,12

4,75±0,13

5-6 лет

М

3,8±0,1

2,5±0,05

2,9±0,12


Д

3,8±0,05

2,5±0,08

3,0±0,12

6-7 лет

М

2,6±0,06

2,3±0,04

2,2±0,07


Д

2,6±0,07

2,3±0,04

2,4±0,07



Рисунок 5 - Динамика развития скоростных качеств мальчиков (сек.)

Рисунок 6 - Динамика развития скоростных качеств девочек (сек.)

.2.2 Сравнительная характеристика выносливости (бег 90 м, 120 м.)

Сравнительный анализ показателей в начале года и в конце у мальчиков и девочек показал, что на начало года результаты в беге на 10 метров хуже нормы, хотя и не намного, а вот к концу года показатели улучшаются в разы и даже становятся выше средних показателей. К 6-7 годам скорость увеличивается, это связано с тем, что дети к данному возрасту становятся крепче и движения в беге у них более автоматичны, чем у детей 4-5 лет. Это видно так же из нормативов, они меньше для подготовительной группы и чуть больше для средней.

Таблица 7 - Развитие выносливости детей 5-6 лет (бег 90 м.)

Пол

Начало года (сек.)

Конец года (сек.)

Нормативы (сек.)

Мальчики

34,2±0,94

32,8±0,83

33,65±0,3

Девочки

33,9±0,93

32,3±0,9

33,4±0,16



Рисунок 7 - Динамика развития выносливости детей 5-6 лет (сек.)

Таблица 8 - Развитие выносливости детей 6-7 лет (бег 120 м.)

Пол

Начало года (сек.)

Конец года (сек.)

Нормативы (сек.)

Мальчики

33,9±0,25

33,4±0,18

Девочки

35,5±0,52

34,7±0,46

34,8±0,34



Рисунок 8 - Динамика развития выносливости детей 6-7 лет (сек.)

Исходя из данных таблиц и рисунков, можно сделать вывод, что на начало года у детей показатели выше нормы, к концу года данные показатели приходят в норму, а у детей 5-6 лет даже лучше нормативов. У девочек результаты лучше, чем у мальчиков, это объясняется не только уровнем физической подготовленности, но и тем что девочки, при выполнении данного задания, четко следовали требованиям воспитателя.

.2.3 Сравнительная характеристика скоростно-силовых качеств

Прыжку в длину с места детей обучают с трех лет, поэтому в четыре года данное упражнением им уже знакомо. Перед ними стоит задача выполнить прыжок более качественно. Отдельные элементы прыжка совершенствуются в ходе выполнения движения. Наиболее сложным для дошкольников является приземление, так как ребенок отталкивается прикладывая максимум силы и приземляется жестко на пятки, при этом теряя равновесие. Поэтому нужно уделять больше времени на обучение мягкому и устойчивому приземлению.

Таблица 9 - Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, см)

Возраст

Пол

Начало года

Конец года

Нормативы

4-5 лет

Мальчики

77,9±1,99

84,6±1,62

85±1,32


Девочки

82,6±2,43

88,2±1,63

80±1,32

5-6 лет

Мальчики

101,2±3,23

102,4±2,87

107.5±14,4


Девочки

103,6±3,48

101,6±3,52

105±1,85

6-7 лет

Мальчики

126±3,68

125,5±2,87

117,4±1,89


Девочки

118,6±4,02

128±2,3

115±2,06



Рисунок 9 - Динамика развития скоростно-силовых качеств мальчиков (см.)

Рисунок 10 - Динамика развития скоростно-силовых качеств девочек (см.)

3.2.4 Сравнительная характеристика силы

Судя по рисункам, можно сказать, что в большинстве случаев фактические результаты превышают нормативы. Это связано с активностью группы, их интересом и развитием.

Таблица 10 - Силовые качества мальчиков и девочек (кг.)

Возраст

Пол

Рука

Начало года

Конец года

Нормативы

4-5 лет

Мальчики

Правая

4,23±0,04

4,82±0,04

5±0,32



Левая

4±0,06

4,15±0,04

4,25±0,28


Девочки

Правая

3,4±0,14

3,8±0,11

4±0,24



Левая

3±0,18

3,5±0,11

4±0,24

5-6 лет

Мальчики

Правая

6,35±0,26

6,35±0,29

7±0,32



Левая

4,59±0,28

5,59±0,33

5,5±0,24


Девочки

Правая

5,13±0,16

5,13±0,19

5,25±0,28



Левая

4,41±0,11

5,36±0,1

5±0,24

6-7 лет

Мальчики

Правая

8,69±0,27

9,54±0,23

9,5±0,38



Левая

6,31±0,2

6,62±0,13

6,5±0,24


Девочки

Правая

7,83±0,31

7±0,31

7,5±0,38



 Левая

6,01±0,12

5,96±0,14

6±0,24



Рисунок 11 - Динамика развития силовых качеств мальчики (динамометрия правой руки, кг.)

Рисунок 12 - Динамика развития силовых качеств мальчиков (динамометрия левой руки, кг.)

Рисунок 13 - Динамика развития силовых качеств девочек (динамометрия правой руки, кг)

Рисунок 14 - Динамика развития силовых качеств девочек (динамометрия левой руки, кг)

.2.5 Сравнительная характеристика гибкости

Развитие силовых качеств начинается с 5-6 лет, в средней группе показатели ниже норма, как в начале, так и в конце года. В старшей и подготовительной группах показатели силы у детей в пределах нормы, иногда чуть выше. Именно такие результаты по данному тесты были получены из-за того, что в течение года было недостаточно упражнений на развитие силовых качеств детей.

Таблица 11 - Уровень гибкости мальчиков и девочек (см.)

Возраст

Пол

Начало года

Конец года

Нормативы

4-5 лет

Мальчики

4,77±0,06

4,8±0,06

4,5±0,56


Девочки

7,5±0,46

8,3±0,52

7,5±0,56

5-6 лет

Мальчики

5±0,22

5,5±0,27

5,5±0,56


Девочки

8,4±0,3

8,8±0,3

8,5±0,56

6-7 лет

Мальчики

6,4±0,28

7±0,35

6,5±0,56


Девочки

9,58±0,43

9,83±0,49

10±0,63



Рисунок 15 - Динамика развития гибкости мальчиков (см.)

Рисунок 16 - Динамика развития гибкости девочек (см.)

Можно сделать вывод, что показатели гибкости у девочек выше, чем у мальчиков и выше нормативов. У детей 4-5 лет данные показатели выше нормы, как у мальчиков, так и у девочек. Девочки более гибкие и пластичные, чем мальчики.

3.2.6 Прирост показателей физической подготовленности дошкольников

Темпы прироста показателей физической подготовленности проводились по методу В.И. Усакова. Результаты исследования показали, что темпы прироста скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) и выносливости в возрасте 4-5 и 6-7 лет развиваются за счет естественного роста и целенаправленным систематическим физическим нагрузкам. А в возрасте 5-6 лет развитие происходит за счет использования естественных сил природы и целенаправленной системы физического воспитания.

Рисунок 16 - Прирост скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) и выносливости (бег 90 м.)

.2.7 Определение сенситивных периодов для развития двигательных качеств у старших дошкольников

В разные годы своей жизни, физические качества ребенка развиваются неравномерно. В определенный возраст некоторые качества развиваются одинаково и быстро, а в другой период физические качества нарастают медленно, с разной интенсивностью. Сенситивными периодами называются периоды, в которые какое-либо качество наиболее интенсивно развивается.

На пятом году жизни умеренно развиваются определенные физические качества: ловкость, сила и быстрота, а так же ориентационные и координационные способности. Ускоренно развиваются в данном возрасте прыжки и равновесие.

В шесть лет можно отметить умеренное развитие таких качеств как: выносливость, гибкость, скоростная сила. Ускоренно развиваются основные движения: движения руками и ногами, метание, ходьба.

В семь лет ускоренно развивается гибкость и ловкость. Умеренному развитию подвергаются семь основных движений: ходьба, лазание, метание, бег, движение руками и ногами, прыжки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека - в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Таким образом, с позиции изучаемой мною проблемы, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врождённые двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, сократятся ненужные усилия, дети станут активнее, самостоятельнее. Дальнейший рост силы расширит двигательные возможности и ведет к появлению новых движений, а также будут совершенствоваться имеющиеся двигательные умения и навыки.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

При сравнении физической подготовленности мальчиков и девочек можно сделать вывод, что скоростные качества находятся примерно на одном уровне, если судить по концу года. Результаты девочек и мальчиков укладываются в норматив и даже немного лучше его. Смотря на результаты теста на выносливость, можно судить о том, что девочки 5-6 лет более выносливые, чем мальчики данного возраста, а в возрасте 6-7 лет, наоборот - мальчики выносливее девочек. Получение именно таких результатов связано с дисциплиной детей при выполнении данного теста. При выполнении теста «Прыжок в длину с места» результаты как у девочек так и у мальчиков одинаковы, это обосновывается тем, что данному виду упражнений было уделено больше времени, занятий, на которых дети оттачивали движения, необходимые для выполнения данного теста. Силовые качества девочек и мальчиков так же в норме. У девочек и мальчиков 5-6 лет и 6-7 лет результаты динамометрии левой руки выше нормы, так как в данных группах по несколько человек с ведущей левой рукой. Результаты теста на гибкость говорят о том, что девочки более гибкие, чем мальчики, так как для девочек гимнастики проводится больше, чем для мальчиков, тем самым показатели гибкости девочек выше.

Если сравнивать физические показатели относительно возраста, то дети 4-5 лет более медлительны, чем дети 5-6 и 6-7 лет. Дети 6-7 лет более выносливы и сильнее, чем младшие.

Опираясь на результаты тестов, можно выявить тенденцию развития силовых качеств, скорости, гибкости. При систематических занятиях по программе «От рождения до школы» у детей 4-7 лет улучшается физическая подготовка.

Для более высоких результатов нужно строго придерживаться программы и плана работы с детьми, выполнять все режимные моменты, на прогулках детей занимать активными играми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Агаджинова, С. Н. Оздоровительная работа в ДОУ / С. Н. Агаджинова, В. И. Орел. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008. - 170 с.

.        Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / Э. Й. Адашкявичене. - Москва: Просвещение, 1999. - 152 с.

.        Анисимова, Т. Г. Занятия, игры, упражнения по формированию правильной осанки у дошкольников / Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 203 с.

.        Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Ю. Е. Антонов. - Москва: Просвещение, 2008. - 198 с.

.        Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1998. - 252 с.

.        Бальсевич, В. К. Здоровье в движении / В. К. Бальсевич. - Москва: Советский спорт, 2001. - 48 с.

.        Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого / В. К Бальсевич. - Москва: ФиС, 2007. - 208 с.

.        Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. - Москва: Просвещение, 1999. - 96 с.

.        Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. - Москва: Просвещение, 2004. - 128 с.

.        Воротилкина, И. М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: дис. ...канд. пед. наук: 61:98-13/519-4 / И. М. Воротилкина. - Хабаровск, 1998. - 24 с.

.        Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст / Л. Д. Глазырина. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 264 с.

.        Голубева, Л. Г. Растем здоровыми / Л. Г. Голубева, В. А. Доскин. - Москва: Просвещение, 2003. - 49 с.

.        Кенеман, А. В. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, М. Ю. Кистякова. - Москва: Просвещение, 1980. - 144 с.

.        Козлов, В. И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер. - Москва: Педагогика, 1998. - 296 с.

.        Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. - Москва: Просвещение, 2005. - 233 с.

.        Лескова, Г. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г. Лескова, Н. Ноткина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 10. - С. 35-43.

.        Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. - Москва: Аркти, 2002. - 96 с.

.        Озолин, Н. Г. Гибкость / Н. Г. Озолин // Физкультура и спорт. - 2000. - № 4. - С. 20-21.

.        Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет): Пособие для педагогов дошкольного учреждения / Л. И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

.        Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в детском саду / Л. И. Пензулаева. - Москва: Просвещение, 1988. - 95 с.

.        Подольская, Е. И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / Е. И. Подольская. - Волгоград: Учитель, 2010. - 199 с.

.        Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. - Москва: Владос-пресс, 2002. - 608 с.

.        Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду / Э. Я. Степаненкова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 95 с.

.        Филиппова, С. О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / С. О. Филиппова. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2005. - 416 с.

.        Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. - Москва: Просвещение, 2004. - 191 с.

.        Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - Москва: Академия, 2006. - 96 с.

27.    Воронова, Е. Д. Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / Е. Д. Воронова. - Режим доступа: <http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/05/25/organizatsiya-dvigatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-v-rezhime>

.        Лешкова, Л. А. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников [Электронный ресурс]: Информационно-методический портал / Л. А. Лешкова. - Режим доступа: <http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet>

.        Молоткова, М. Ю. Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / М. Ю. Молоткова. - Режим доступа: <http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/05/30/vospitanie-zorovogo-obraza-zhizni-cherez-obespechenie-ratsionalnym>

.        Настюхина Е. Г. Диагностика физического развития дошкольников [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / Е. Г. Нестюхина. - Режим доступа: <http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/08/23/diagnostika-fizicheskogo-razvitiya-doshkolnikov>

.        От рождения до школы / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Электронный ресурс]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Режим доступа: <http://sch1207u.mskobr.ru/files/ot_rozhdeniya_do_shkoly.pdf>

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Средние показатели физической подготовленности детей 4-7 лет.

Тесты

Пол

Возраст



4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Бег 10 м. Сходу (сек.)

Мальчики

3,7-5,5

2,5-2,1

2,3-2


Девочки






3,8-5,7

2,6-2,2

2,5-2,1

Бег 90 м. (сек.)

Мальчики

-

31,6-34,6

-


Девочки

-

32,0-35,0

-

Бег 120 м. (сек.)

Мальчики

-

-

31,9-35,2


Девочки

-

-

32,5-37,0

Прыжок в длину с места (см.)

Мальчики

75-95

85-130

100-140


Девочки

70-90

85-125

90-140

Сила (кистевая динамометрия, кг.)

Мальчики

Правая рука

4-6

6-8

6-7



Левая рука

3,5-5

5-6

8-11


Девочки

Правая рука

3,5-4,5

4,5-6

6-9



Левая рука

3,5-4,5

4,5-5,5

5,5-6,5

Гибкость (см.)

Мальчики

3-6

4-7

5-8


Девочки

6-9

7-10

8-12


Приложение 2

Средние показатели роста и веса детей 4-7 лет.

Возраст

Пол

Рост

Вес

4-5 лет

Мальчики

98-112

15-20


Девочки

99-111

15-20

5-6 лет

Мальчики

104-119

17-23


Девочки

105-118

17-22

6-7 лет

Мальчики

110-125

19-25


Девочки

111-125

19-25


Похожие работы на - Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!