Роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4 класса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,12 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4 класса















Роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4 класса

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников при использовании дидактических игр

.1 Цель, задачи и содержание экологического образования

.2 Экологическая культура и проблема ее формирования у младших школьников

.3 Дидактическая игра и ее место в системе формирования экологической культуры у младших школьников

.4 Виды дидактических игр и методика их проведения на уроках окружающего мира

Выводы по первой главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр как средства формирования экологической культуры у учащихся 4 класса

.1 Определение уровня экологической культуры учащихся 4 класса (констатирующий эксперимент)

.2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся посредством дидактических игр (формирующий эксперимент)

.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный эксперимент)

.4 Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

 

 

Введение


Проблема взаимодействия человека с окружающей средой имеет глубокие корни. Издавна человек поклонялся природе, порою принося ей жертвы. В настоящее время экологические проблемы значительно обостряются. Происходит вырубка лесов, для заготовки древесины. Леса так же вырубаются при строительстве дорог, городов. Природные сообщества страдают от загрязнений воды, воздуха и др. Рост научно-технического прогресса сопровождается антропогенным воздействием, на природную среду. Человек получив технологическую поддержку, научившись жить дольше, позволил себе использовать ресурсы планеты активнее. Происходят войны, земные ресурсы исчерпываются. И это лишь малая часть неразумного использования природы человеком, который способен разрушать все вокруг себя. Экологические связи приобретают все более глобальные масштабы. Для их решения необходимо участие всего человечества.

Экологическая культура развивается в процессе экологического воспитания, то есть систематической и целенаправленной деятельности учащихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности.

В процессе формирования экологической культуры в начальных классах решается проблема бережного отношения к природе и охраны окружающей среды. Эффективным методом формирования экологической культуры являются дидактические игры.

Дидактическая игра служит для обучения и воспитания младших школьников. Она имеет важное значение в воспитании. В процессе использования дидактической игры у детей формируется умение действовать в какой-либо ситуации в соответствии с определенными нормами.

Вопросы экологического образования школьников нашли отражение в трудах: К.Д. Ушинского, Н Ф. Бунакова, Д.И. Тихомирова, П.Ф. Каптерева и др.

В настоящее время над проблемой формирования экологической культуры младших школьников работают: Н.Ф. Виноградова, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверева, Т.В. Кучер, А.В. Миронова, Н.Н. Моисеева, А.А. Плешаков.

Применение дидактических игр в процессе развития младших школьников рассмотрено в работах: А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Г Г. Григорьева, Н.К. Крупская, О.Я. Савченко и др.

В современной педагогике и методике начального обучения проблеме формирования экологической культуры у младших школьников уделяется большое внимание. Но роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся разработана недостаточно. Изучение современной школьной практики показывает, что учителя не всегда в полной мере используют дидактические игры для формирования у младших школьников экологической культуры. Большие педагогические возможности дидактических игр, играющих важную роль в формировании экологической культуры учащихся, явились обоснованием темы выпускной квалифицированной работы: «Роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4 класса ».

Проблема исследования: выявить, каковы пути в формировании экологической культуры у младших школьников при использовании дидактических игр.

Цель исследования: выявить и обосновать роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4-ого класса.

Объект исследования: экологическая культура учащихся 4 класса.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры у учащихся 4 класса при использовании дидактических игр.

Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективен при использовании направленного на это ряда дидактических игр.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; опытно-экспериментальная работа.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

-  определить цель, задачи и содержание экологического образования;

-   рассмотреть экологическую культуру и проблему ее формирования у младших школьников;

-    определить место дидактической игры в системе формирования экологической культуры у младших школьников;

-   рассмотреть виды дидактических игр и методику их проведения на уроках окружающего мира.

Опытно экспериментальная работа была проведена на базе ГБОУ Гимназия № 1512 ЮВАО г. Москвы в 4 «Г» классе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры у младших школьников при использовании дидактических игр

 

1.1    Цель, задачи и содержание экологического образования


Педагоги-ученые, такие как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть грамотой (методами) изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям. «Стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает планируемый результат: идеал

-         модель выпускника начальной школы. Этот процесс, требующий решение следующих задач:

-    обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

-   воспитание потребностей, мотивов и побуждений, направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

-    развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды [7, с. 79].

Дети, к сожалению, не всегда различают многообразие состояний элементов экосферы, таких, как земля, вода, воздух, живое и неживое в природе. Некоторые школьники не знают различий между видами цветов, растений, животных, птиц, деревьев. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, почувствовать его красоту. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. Условия для эмоционального воздействия на чувства ребёнка создаются путём использования ярких художественных и музыкальных образов природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования. Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, её уникальности и независимости от человека. Для этого, по мнению Н.С.Зотовой необходимо решить следующие «педагогические задачи:

-  усвоение новой системы экологических знаний;

-   формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

-   овладение новыми нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

-  формирование не утилитарного, а разумного отношения к экосистеме;

-   формирование знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием;

-   развитие и обогащение образной памяти, мышления, сенсомоторного интеллекта» [25, с. 45].

«Экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой». Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Э. Геккель (1866) в своем капитальном труде "Всеобщая морфология организмов". Он писал: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт" [60].

Экологическое образование дает теоретическое и практическое знание о природе и взаимоотношениях с ней человека, о состоянии окружающей среды и причинах ее изменения. Оно позволяет понять, как удаётся видам животных и растений сохраняться в постоянно меняющихся условиях, и как выжить человеку в той среде, которую он, подчас непреднамеренно, создал. Экологическое образование включает знания из различных разделов современной экологии. Это, прежде всего биоэкология, геоэкология, медицинская, химическая, аграрная и промышленная экологии. Однако нужно понимать, что экологическое образование не должно создавать у детей ощущения безысходности, поскольку это не стимулирует разумного и бережного отношения к природе и всему окружающему их. Экологическое образование должно быть нацелено на формирование у детей, готовности сделать всё возможное для сохранения планеты и существующего на ней разнообразия жизни, на преодоление всех глобальных проблем, которые могут сделать жизнь человечества на планете Земля не возможной. Задача педагога - вырастить новое поколения, способное к сотрудничеству с природой, к глубокому пониманию ее закономерностей. Важно возвращаться к воспитанию разумного отношения к природе постоянно, каждый раз освещая эту проблему с новой стороны [34].

Экологическое воспитание и экологическое образование - это не синонимы. Как часто можно видеть высокий образовательный ценз и низкий культурный уровень. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Она предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. «Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле»[26, с.45].

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс формирования экологической культуры, включающий в себя три стороны: урочную, внеурочную и внеклассную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:

Таблица 1

Цель: экологическая воспитанность

Результаты

Условия

Методы, формы, средства

Содержание экологического воспитания

Цели, принципы, задачи экологического воспитания


Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во- первых, особенности этого процесса:

1)  ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2)  длительность;

3)       сложность;

)         скачкообразность;

)         активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1)  развитие экологического сознания;

2)  формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;

3)  выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4)       воспитание устойчивой воли;

5)  формирование значимых целей экологической деятельности[3, с. 33]. Е.Г. Новолодская считает, что содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя

ценность для человека [41].

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. «Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме» [41, с. 87].

По словам Л.П. Симоновой, анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

-   целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

-   классно-урочные занятия сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

-    наряду с развитием традиционных занятий, используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

-    в экологическом воспитании и образовании учащихся возрастает значимость средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека [51, с. 81].

«На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

А.А.Плешаков считает, что для успеха необходимо выполнение следующих условий:

-   планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;

-   организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;

-   регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;

-   контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;

-   изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности [46, с. 26].

 

1.2     Экологическая культура и проблема ее формирования у младших школьников

экологический образование дидактический игра

Экологическая культура - составная часть общей культуры человека.

«Это - образ, правила, стиль жизни при котором человек имеет потребности, сознательно и без чувства ущемленности отказывается от любых излишеств, бережлив к природным ресурсам, а его деятельность направлена на сохранение природы для блага людей и всего сущего в ней» [40, с. 61].

Формирование экологической культуры, берет свое начало у истоков народного многовекового опыта человечества. Люди соблюдали традиции бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. В древности люди поклонялись духам природы и тем самым ощущали свою неразрывность с ней. Не зная грамоты и не имея письменности, люди знали, что всецело зависят от природы и её стихий. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает своё будущее. Они умели общаться с природой и хорошо знали взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Устанавливались нормы и правила поведения в природе, которые передавались будущему поколению. Постепенно складывались народные традиции, создавалась народная педагогика. Традиции были направлены на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.

Природа издавна занимала важное место в творчестве народов разных стран. Из поколения в поколение передавались народные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботится о ней. Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а также в праздниках и обрядах, обычаях и играх. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена. Поэтому возрождение народных традиций сегодня - важная и благородная задача педагогической науки и практики [19].

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. Культурный человек в современном понимании обязательно сознаёт важность экологических проблем и их приоритет. Он без усилия над собой всегда соблюдает правила поведения в природе, стараясь не мусорить, и не оставлять мусор там, где некому убирать. Он добровольно занимается озеленением, выращивает цветы для красоты, не создаёт шума и неудобства для других, не важно, люди это или животные. Его деятельность экологически грамотна, даже если она интуитивна, поскольку он воспринимает себя как часть природы, а не как её господин. Он понимает, что прежде всего нужно беречь природу, для того чтобы сам человек не исчез с лица Земли в страшных страданиях, как биологический вид. Он знает, что в процессе развития нашей планеты неоднократно происходили различные катастрофы: менялись очертания материков, менялся климат, в результате чего исчезали огромное количество видов растений и животных. Но проходили миллионы лет, и жизнь снова появлялась на Земле. После всех разрушений человека пусть и не скоро, восстановится естественное равновесие, и станет процветать вновь, но вот человеку места на Земле уже не будет, как и тем видам, которые исчезли из-за его не разумного потребительства и разрушительных действий [21].

Основной показатель экологической культуры - это поступки человека. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры должно занять ведущее место в воспитательной работе с детьми. Очень важно начинать их осуществлять как можно раньше, используя в работе те методы, которые дают наилучший результат.

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. И эта важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружает детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Экологическое воспитание учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Прививание учащимся культуры отношений с нею осуществляется как в процессе усвоения специальных знаний, умений и навыков на уроке, так и вовремя специально организованной внеурочной деятельности детей. Если содержание экологического образования определяется такими категориями, как сознание - мышление - знание - деятельность, то в основе экологического воспитания лежит качественно иная система: ценности - отношение - поведение - ответственность. Следовательно, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно - нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащегося есть не что иное, как результат воспитания.

В процессе развития экологической культуры младшего школьника условно выделены три этапа, совпадающие по времени с переходом ребёнка из класса в класс и обозначающие три качественно новые ступени развития его экологической культуры [39].

Первый этап (1-ый класс)

«Базовым» в развитии экологической культуры первоклассника является уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически-ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей; выполнения предложенных учителем правил поведения, общения с представителями животного и растительного миров; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; продуктам питания; наблюдением за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и посильным участием в этой деятельности.

Признаками сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы можно считать следующее:

-   проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, животных, пытается оценить их состояние с позиции «хорошо» - «плохо»;

-  с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

-    эмоционально реагирует при встрече с прекрасным, пытается передать свои чувства в доступных видах творчества;

-   старается выполнять правила поведения на улице, транспорте, во время прогулок;

-   проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

-    пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Второй этап (2-ой класс)

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии экологической культуры второклассник, связывается с обогащением опыта ребёнка от простого наблюдения к наблюдению-анализу; соотнесением своих действие с последствиями для окружающей среды, собственными «открытиями» и удовлетворением потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережном отношении к предметам быта по собственной воле; участием в созидательной деятельности старших.

Признаками сформированности экологической культуры ребёнка на втором этапе дополняются:

-    интересом к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

-    участием вместе со взрослыми в той или иной деятельности с проявлением самостоятельности и творчества;

-     общением с представителями животного растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

-   выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшим привычным делом.

Третий этап (3-ий класс)

На третьем этапе, завершающий период младшего школьного возраста, личный опыт наполняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояний; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний и навыков в практической экологической деятельности; воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

Признаками сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

-   соблюдения ряда правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

-    выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

-     ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-   доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью оказать помощь нуждающимся в ней.

Можно выделить следующие требования к содержанию экологического воспитания детей младшего школьного возраста:

-   содержанием воспитательного процесса должна быть предусмотрена деятельность, способствующая развитию эмоционально - чувственной сферы, обогащающая позитивными примерами личный опыт младшего школьника;

-   содержание воспитательного процесса должно носить комплексный характер и обеспечивать разнообразие видов и направлений деятельности детей;

-    содержание экологического воспитания должно соответствовать ступеням развития экологической культуры личности, обеспечивать ребёнку позитивный опыт по взаимодействию с окружающим миром;

-   в содержании экологического воспитания должны быть отражены особенности окружающей среды, в которой разворачивается педагогический процесс;

-    целесообразно наличие сюжетно - образной основы содержания воспитательного процесса, соответствующей мифологическому мироощущению младших школьников [39].

В процессе настоящего исследования содержание экологического воспитания младших школьников определено как педагогически организованное взаимодействие ребёнка с окружающим миром или педагогическое сопровождение ребёнка в процессе освоения им окружающего социо-природного пространства.

Г.М. Федоров выделяет условно три этапа процесса развития экологической культуры младшего школьника:

1.    Объём освоенной среды на первой из них мы связываем с ближайшим окружением первоклассника, включая представителей животного и растительного мира дома, в школе, во дворе, которые ребёнок осваивает по - отдельности, включая их в свой внутренний мир как реально - сказочные образы;

2.      Второклассник предполагает установление эмоциональных контактов с экосистемами ближайшего окружения, освоение ребёнком элементов социальной среды во взаимосвязи их с природой;

3.   Учащиеся третьего класса предполагают освоение окружающего мира на уровне понятий [47, с. 53].

Таким образом, в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Опыт показывает, что в младшем школьном возрасте дети без особых усилий осваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: учебные занятия, экологические сказки, экологические и дидактические игры, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - т.е. технологические приёмы, которые, во- первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего школьного возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.

1.3    Дидактическая игра и ее место в системе формирования экологической культуры у младших школьников


Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая вплетается в игровую деятельность и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности [46].

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Её основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения.

С.Н. Николаева дает такое определение: «Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности» [31, с. 16].

Смысл дидактических игр в том, что познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы. Например, игры с загадками. Большая часть загадок имеет экологическую направленность. Они знакомят детей со всем многообразием окружающего мира, его закономерностями и связями, учат думать и принимать решения.

Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретаются новые установки и ценности в сохранении окружающей среды, желание помочь природе. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде. Такие игры уже созданы: «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Лесные Робинзоны», «В травяных джунглях», «Тайны лесной тропинки» - показали свою эффективность в экологическом образовании младших школьников.

Использование таких дидактических игр на уроках помогает осуществлять дифференцированный подход к ученикам, подбирая для них задания разной степени сложности. Кроме того, в процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают необходимые знания [2].

Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная, игра ещё не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Игра является естественной формой труда и формой активной деятельности ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактором является и то, что игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативы, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. «Опора на игру, как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее органично и безопасно для психики детей, и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей, вести работу над становлением их общеучебных умений» [5, с. 64].

Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «раскрывает» ребенку о нем самом. Она служит ценным средством формирования личности. Игровая деятельность активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к познанию окружающего мира.

Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что экологические игры - это форма, экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.

Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретение новых установок и ценностей в сохранении окружающей среды, желания помочь природе.

В руках педагога дидактическая игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процесс становления экологической культуры личности, то есть формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

1.4     Виды дидактических игр и методика их проведения на уроках окружающего мира


С внедрением новых технологий в школьное образование, появления многовариантных программ и систем обучения, учитель старается работать с творческим подходом - уроки проводятся разнообразно и увлекательно.

Для формирования положительной мотивации на уроках необходимо учитывать следующие положения: выделение основных понятий и учебной задачи урока; полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока; разнообразие структуры и методов обучения; использование на уроках наглядных пособий; разнообразие методов обучения; применение дидактических игр; использование на уроках самостоятельной работы школьников и многое другое.

В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой «все в природе взаимосвязано, природа единое целое». Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей младшего школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей.

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

При разработке и проведение новой дидактической игры необходимо следовать плану:

б) определение целей и задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех проведения игры зависит от соблюдения следующих требований:

а) игра должны соответствовать учебной программе;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся; г) разнообразие игр;

д) привлечение к играм учащихся всего класса.

Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:

- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр?

-    какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения?

-  как одному учителю совладать с классом во время игры?

В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:

-  Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.

-   Нецелесообразно вводить игры на зачетах и экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.

От урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Большое развивающее значение имеют создаваемые учителем игровые диалогические ситуации, направленные на активизацию сложной аналитической деятельности. Так, рассматривая образ мира как целое, дети знакомятся с такими понятиями как: мир, земля, космос, ноосфера, Родина, народ, семья.

При изучении темы «История каждого - летопись народа» можно предложить игры, которые позволят уяснить понятие рода человеческого, основ формы человеческого бытия, осознать связь между поколениями.

Следует отметить, что игра - это, как правило, переживание, поэтому наиболее активной во время игры становится эмоциональная атмосфера. Подобно тому, как при просмотре захватывающего фильма зрители становятся причастными к его событиям, так и в процессе увлекательной игры ее участники могут забыть про все остальное. Игра может быть подвижной. Тогда рядом с эмоциональной, активизируется физическая сфера ребенка, и может быть статичной с точки зрения подвижности тела. Это игры логические, игры на смекалку, когда вместе с эмоциональной, активизируется интеллектуальная сфера "Что? Где? Когда? и т. п.

На уроках окружающего мира используются следующие виды дидактических игр:

1.        Игры по формированию экологического сознания.

Игра: «Посели животное». Дидактическая задача: закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, почва, водоем). Игровая задача: правильно прикрепить животное на карту по месту обитания. Игровые действия: Каждый ребенок получает набор карточек с изображением животных. На доске картина, где нарисованы различные места обитания животного. Дети должны правильно прикрепить животное на карте.

Игра: «Отгадай, какая птица». Дидактическая задача: формирование умения узнавать птицу по внешнему виду, повадкам. Игровая задача: правильно определить название птицы. Игровые действия: Ведущий читает описание птицы. Дети по повадкам, описанию внешности, голосам угадывают птиц.

Игра: «Кто где живет и чем питается?» Дидактическая задача: расширение знаний детей о животных, их местах обитания и жизни. Игровая задача: правильно определить название животного, где оно живет и чем питается. Игровые действия: показывая картинки с изображением животных и птиц, учитель спрашивает: «Где живет это животное и чем питается?» За каждый правильный ответ ученик получает кружок. В конце, подводя итог, кто больше имеет кружков, тот и победитель.

Игра: «Вылечи человека». Дидактическая задача: развивать познавательные способности детей на основе сформулированных представлений о лекарственных растениях (виды, применение, правила сбора). Игровая задача: «вылечить» человека, правильно рассказав, какое лекарственное растение использовал и каким способом. Ход игры: на доске рисунок города с «больными» плачущими человечками. Детям предлагается проблемная ситуация: «Чем и как будем лечить человечков? Микстур и таблеток у нас нет (обсуждение ситуации). За городом есть поле. Давайте поищем там лекарственные растения». Затем дети из набора растений выбирают лекарственное и рассказывают о нем по плану: название растения; время и правила сбора, при каких болезнях, используется и каким способом. Если ребенок правильно выполнил задание, то плачущий человечек заменяется смеющимся. Далее делается вывод о роли лекарственных растений в жизни человека.

Игра «Звёздный час». Дидактическая задача: проверить и закрепить знания детей животного и растительного мира различных природных сообществ. Игровая задача: правильно определить животное или растение. Игровые действия: У детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звёзд, тот и победитель.

-  Кто из животных не живёт в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса).

-         Какая птица занесена в Красную книгу? (1-утка-мандаринка, 2-сокол, 3-воробей).

          Какой из грибов ядовитый? (1-подберезовик, 2- бледная поганка, 3-белый гриб).

          Какое из перечисленных растений лекарственное? (1-орхидея, 2-лилия, 3-синий василёк).

          Кого называют королём грызунов? (1-суслик, 2-бобр, 3-хомяк).

          Назовите лиственные растения (1-ель, 2-берёза, 3-клён).

          Кого называют глазастым охотником? (1-воробей, 2-стрекоза, 3-лягушка).

-   Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук, 2- колорадский, 3-жук-олень).

-  Какое из этих животных живёт в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк).

-         Назовите перелётных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж).

          О какой птице загадка: Стали братцы на ходули, Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли-

И с ходулей не сойти. (1-зарянка, 2-ворона, 3-журавль).

Игра: «Кто лишний?» (Тема «Природные зоны»). Дидактическая задача: закрепить знания животного мира природных зон «Пустыня»,

«Тундра», развитие аналитического мышления. Игровая задача: найти животное, не обитающее в данной природной зоне. Ход: на доске - рисунки (или карточки со словами) животных и растений. Одно из другой природной зоны. Найти лишнее. Объяснить свой выбор.

1.  Тема «Пустыня».

-   Верблюд, джейран, варан, лось, суслик.

-  Кобра, волк, лиса, шакал, скорпион.

-         Тушканчик, черепаха, эфа, собака, пустынный ёжик.

          Кактус, береза, саксаул, песчаная акация.

          Тюльпан, роза, полынь, верблюжья колючка…т.д.

2.  Тема «Тундра»

-  Морж, олень, гнус, казарки, песец.

-   Морошка, ягель, земляника.

-  Северный олень, песец, лемминг, тюлень…т.д.

Игра: «Продолжи ряд». Цель: обобщить и систематизировать знания детей о местах обитания животных (по природным зонам). Игровая задача: правильно определить место обитание животного.

Ход: Тупики, кайры, гагары…(птицы Крайнего Севера)

Белый медведь, морж, тюлень … (животные Крайнего Севера) Лемминг, песец, волк… ( животные тундры) и т.д.

Игра: «Ну-ка, прочитай!» Цель: развитие внимания, логического мышления и познавательной активности детей. Игровая задача: правильно отгадать название птицы.

Прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

Д И Б К Е Б Р И Ш Г А Ш Л К Л Ч ( Дергач)

О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У (Зяблик)

Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И ( Беркут) К А Г Р Л К Н У Р О П О А Н Ы Ш ( Глупыш) С И М О Р Л У М С Р Я П У К И А ( Оляпка) П О В Т И О К Щ Ь Т К Ь У В Х А ( Пищуха)

2.Игры по формированию экологического поведения.

Игра: «Человек - верный сын природы» Дидактическая задача: развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Игровая задача: найти ошибки и исправить их (в форме драматизации). Предварительная работа: беседа о правилах поведения в лесу; чтение произведений литературы (Ю.Дмитриев, И.Акимушкин). Оборудование: макеты деревьев, кустов, костра, гнезд; игрушки (птенец, белка, бабочка), банки, пакеты, бумага, магнитофон. Ход игры: 1.Педагог предлагает детям рассказ (нацеливая их на анализ и оценку действий его героев). 2. Дети определяют и исправляют ошибочное поведение героев рассказа в форме драматизации. 3. Дети составляют запрещающие знаки.

Игра: «Как вести себя в лесу». Дидактическая задача: способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Игровая задача: верно, определить и выбрать правило поведения в лесу. Игровые действия: Учитель сообщает детям, что их в гости приглашает старичок - Лесовичок. Лесовичок просит не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.

1.   Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.   В лесу можно поиграть: листьями бросаться, венки плести, цветы рвать. Подумаешь - здесь много зелени, и еще вырастет!

3.   Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное это никому не мешает!

4.   Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5.     Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6.   Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

. Игры во время экскурсии в природу.

Игра: «Деревья и кусты». Дидактическая задача: закрепить знания отличительных признаков деревьев и кустарников, их названий. Игровая задача: правильно определить дерево или кустарник; развитие внимания, быстроты реакции. Игровые действия: Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднять вверх, а когда куст - вниз. Дети делятся на 2 команды, выбирают ведущего, который называет то дерево, то куст. Дети повторяют эти движения. Ведущий может назвать дерево, но опустить руки или наоборот. Ребята, которые ошиблись, выводятся из команды. Выигрывает команда, в которой остается больше участников.

Игра: «У кого детки с этой ветки». Дидактическая задача: Закрепить знания о наблюдаемых растениях и их плодах. Игровая задача: правильно соотнести растения и их плоды. Игровые действия: Дети собирают веточки деревьев, кустарников, плоды этих растений. Под конец экскурсии дети становятся в круг, а учитель берет у них по одной веточке с каждого дерева и кустарника. Затем он становится в центр круга, поднимает вверх веточку кустарника или дерева и говорит: «У кого детки с этой ветки?». Дети поднимают вверх руки с плодами.

«Кто дальше пройдет». Дидактическая задача: тренировка памяти и развитие внимания, наблюдательности на экскурсии. Игровая задача: как можно больше запомнить и воспроизвести по памяти названия деревьев и кустарников. Игровые действия: Участвуют 5-7 учеников, остальные наблюдающие. Участники становятся вдоль стартовой линии. Идя по очереди вперед, каждый участник должен громко поизносить название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг, не назовет дерева, он должен остановиться и присесть. Выигрывает тот, кто пройдет дальше всех. Ведущий сопровождает каждого участника и следит, чтобы он не замедлял шаг.

Дидактическая игра «Подбери лист». Дидактическая задача: закрепить знания деревьев и кустарников данной местности; развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать. Игровая задача: правильно определить и найти растение, соответствующее подобранному листу. Игровые действия: Каждый берёт какой-нибудь лист, упавший на землю. Дети с одинаковыми листьями образуют отдельные группы.

 

1.5 Выводы по первой главе


В настоящее время реализация задач экологического воспитания, как составной части нравственного воспитания, младших школьников объективно требует качественно-нового подхода к обучению.

Экологическое воспитание - процесс формирования осознанно- правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

Использование дидактических игр на уроках помогает осуществлять дифференцированный подход к ученикам, подбирая для них задания разной степени сложности. Кроме того, в процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Экологическая игра - это форма, экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.

Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретение новых установок и ценностей в сохранении окружающей среды, желания помочь природе.

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр как средства формирования экологической культуры у учащихся 4 класса


.1 Определение уровня экологической культуры учащихся 4 класса (констатирующий эксперимент)

Опытно-исследовательская работа проводилось на базе ГБОУ Гимназия №1512 (г. Москва) в 4 «Г» классе. Учитель С.Н. Беззубик. Всего в исследовании было задействовано 22 человека, из них 10 девочек, 12 мальчиков. Данный класс обучается по системе «Школа России», где используется учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

Педагогический эксперимент проходил с декабря 2015 по март 2016 г. и состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Изучение учебно-методической литературы из практики показывает, что в начальной школе не всегда в полной мере используется возможность дидактических игр для формирования экологической культуры учащихся. И поэтому были разработаны уроки, внеклассные мероприятия, экскурсия с дидактическими играми.

Цель констатирующего эксперимента: проверить эффективность использования дидактических игр при формировании экологической культуры у младших школьников.

Критерии сформированности экологической культуры у младших школьников следующие:

система экологических знаний;

практические экологические умения;

владение правилами поведения в природе;

интерес к экологическим проблемам;

-потребность в общении с природой; понимание многосторонней ценности природы;

-убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.

В соответствии с этими критериями следует выделить уровни экологической культуры младших школьников:

Таблица 2

Уровень

Показатели

Низкий

Нейтральное или негативное, потребительское отношение к природе, которое нередко наносит разрушительный характер. Дети не знают элементарных правил и норм поведения в природе.

Средний

Знания о взаимосвязях организмов в природе не полные. Положительно-пассивное отношение к природе. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе.

Высокий

Наличие положительного отношения к природе. Дети знают и выполняют нормы и правила поведения в природе. Чувствуется потребность в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.


Для определения уровня сформированности экологической культуры у учащихся были разработаны тесты: тест 1 «Экология» и тест 2 «Экология и я»

Тест 1 «Экология»

Отметьте галочкой правильный вариант ответа.

1.       Наука о связях между живыми организмами и окружающей их средой -

А) астрономия; Б) экология; В) история; Г) география.

2.       Опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека - это

А) географический объект; Б) созвездие; В) экологическая проблема; Г) находки археологов.

. Список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов - это

А) словарь; Б) Красная книга; В) энциклопедия; Г) учебник.

4.       Какие правила надо соблюдать при посещении водоема? (выберите правильные варианты ответа)

А) нельзя купаться в шторм и при большой волне; нельзя прыгать в воду с неприспособленных для этого возвышений; дети должны купаться только под присмотром родителей;

Б) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона; имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день; идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;

В) не затевай на воде опасных игр и шалостей, не прыгай с большой высоты. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем, не ходи купаться один;

Г) выключить мобильный телефон; не шуметь; не трогать животных.

5.                        Соедините стрелками растения и группу, к которой они относятся Плодовые Сорные Декоративные Овощные

Лайм Огурец Акация Яблоня Луговой клевер Дуб Роза Дыня 6.Выберите правильные цепочки питания:

А) кедровые орехи - белка - норка; Б) кора дуба - лягушка - медведь; В) кора березы - заяц - волк; Г) листва - червь - лиса.

Ответы учащихся на констатирующем этапе эксперимента. На основе результатов тестирования были составлены таблицы уровней экологической культуры младших школьников (Таблицы 3- 4).

Таблица 3

Таблица уровней сформированности экологических культуры по результатам тестирования №1 «Эко логия»

Уровень экологических знаний

Количество учащихся

Процентное соотношение

Высокий

5 чел.

23%

Средний

8 чел.

36%

Низкий

9 чел.

41%


Таблица 4

Таблица уровней сформированности экологической культуры по результатам тестирования №2 «Эко логия и я»

Уровень экологических знаний

Процентное соотношение

Высокий

6 чел.

28%

Средний

8 чел.

36%

Низкий

8 чел.

36%


Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал (см. диаграмму 1), что у большинства учащихся низкий уровень экологической культуры. Это значит, что представления школьников о бережном отношении к природе, о помощи растениям и животным, об охране природе и правилах поведения в ней не совершенны и имеются далеко не у всех детей.

Диаграмма 1






Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования экологической культуры у младших школьников с применением дидактических игр.

2.2     Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры учащихся посредством дидактических игр (формирующий эксперимент)


На основе психолого-педагогической, учебно-методической литературы, результатов констатирующего этапа эксперимента и программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» для четвертого класса, были разработаны и проведены уроки, экскурсия и внеклассные мероприятия по темам:

1.       Урок: «Прошлое и будущее глазами эколога»;

2.       Урок : «Сокровища Земли под охраной человечества»;

3.       Урок : «Земля и человечество»;

4.       Урок: «Экологическое равновесие»;

5.       Экскурсия: «У школьного крыльца»;

6.       Внеклассное мероприятие: «Относись к своей планете бережно»;

7.       Внеклассное мероприятие: «Планета Земля в опасности».

Обучение учащихся 4 «Г» класса осуществлялось по учебно- методическому комплекту «Окружающий мир» А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

Цель формирующего эксперимента: путем применения дидактических игр на уроках окружающего мира, добиться прочного усвоения экологических представлений и понятий.

Схему уроков в общем виде можно представить следующим образом: начало урока - беседа с целью повторения предыдущего материала или выяснения имеющихся знаний у детей по пройденной теме. Второй этап - актуализация знаний и постановка новой проблемы. Дальше дается задание по закреплению материала. Конец урока - закрепление знаний, выделение всех основных понятий при помощи дидактической игры. Ответы на вопросы, подводятся итоги урока. Домашнее задание дается после объяснения или после закрепления нового материала.

Изучение экологических представлений и понятий началось с изучения темы « Прошлое и будущее глазами эколога». Целью первого урока было познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, которые необходимо решать на современном этапе.

Ниже приведен конспект первого урока по теме: «Прошлое и настоящее глазами эколога».

Конспект урока на тему: «Прошлое и настоящее глазами эколога»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом.

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Формируемые УУД:

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: доска, видеопроектор, компьютер, иллюстрации деревьев, костра, гнезд; игрушка (птенец, телефон) пластиковые стаканчики, пакеты, бумага.

Литература: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») - М.: Просвещение, 2014, стр. 41-47; А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») - М.: Просвещение, 2014, стр.15.

Ход урока I.Мотивация к учебной деятельности Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше! Помните, взрослые, помните, дети! Помните - что, красота на планете, Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас. Планету живую сберечь для народа. И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!

(Т.Петухова  <#"896200.files/image007.gif">

Таблица 9

Уровни сформированности экологической культуры учащихся 4 класса на констатирующем и контрольном этапе

Уровени экологических знаний

Констатирующий этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Высокий

25% (6 человек)

41% (10 человек)

Средний

36% (7 человек)

38% (8 человек)

Низкий

39% (9 человека)

21% (4 человека)


Основываясь на ранее приведенные нами критерии, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности экологических представлений и понятий у учеников 4 «Г» класса повысился.

Проведенная работа дает право утверждать, что применение дидактических игр в целях формирования экологической культуры учащихся имеет огромное значение в процессе обучения, позволяет детям лучше запомнить, понять новый материал, повышает интерес детей к предмету в целом, к проблеме экологии в частности.

Таким образом, мы можем говорить об успешном завершении опытно- экспериментальной работы.

 

2.4 Выводы по второй главе

 

1.  Для определения уровня сформированности экологической культуры необходим объективный анализ знаний учащихся.

2.     Необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию экологической культуры, сочетание методов обучения и учет психологических особенностей младшего школьного возраста, наличие целевой установки и четкое выделение главного содержания понятий.

4.      Творческий подход при проведении дидактических игр, способствуют не только закреплению полученных знаний на уроках, но и формируют положительное отношение к природе, любовь и ответственность по отношению к ней.

5.    Дидактическая игра дает возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития экологической культуры у учащихся.

 

Заключение


В настоящее время, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из наиболее масштабных экологических проблем, экологическая культура является важнейшей задачей педагогической науки.

Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:

бережное отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение;

формирование знаний об окружающем мире.

Правильное отношение к окружающей природе формируется с младших классов школы, начиная с ухода за комнатными растениями и домашними животными. Посещение контактных зоопарков, заповедников, просмотры фильмов о дикой природе развивают понимание того, что мир вокруг нас уникален. Что в каждом уголке земного шара нас встретят обитатели флоры и фауны, приспособившиеся к определенному климату и живущие только там.

Ребенок должен понимать, что человек напрямую взаимосвязан с природой, поэтому заботясь о природе, человек заботится о себе, о своем будущем. Нанося вред природе, человек наносит вред себе.

Важно, чтобы ребенок с младших классов понимал, какую позицию он занимает в природе. Человек - это сильная сторона природы, поэтому мы должны беречь её, уметь замечать действия других людей по отношению к окружающей их среде.

Человек, постигший основы экологической культуры, совершает свои поступки, подчиняясь правилам природы. Он уделяет внимание сохранению окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Таким образом, экологическая культура общность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, соответствующее поведение во всей практической деятельности.

При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей младшего школьного возраста большую роль имеет игра. В процессе игры ребенок познаёт многогранность природы, приобщается к изучению флоры и фауны. Познаёт свою ответственность за сохранение окружающей среды, что благотворно влияет на его нравственные и эстетические чувства. Игра - это возможность понять окружающий мир и свое место в нём. Осмысление поведения социума в различных ситуациях.

Во время игры ребенок легко решает поставленные перед ним задачи, с удовольствием и интересом. В игровой атмосфере ребёнок делает выводы о поведении в природе, принимает ответственность, проявляет сострадание и понимает взаимовыручку. Коллективная игра неотъемлемая часть воспитания, которая даёт представление учителю о нравственных ценностях ребёнка, его характере и степени сформированности как личности. Играя, в животных или растения, парадируя их поведение, ребёнок учиться понимать свою роль в сохранности экологии. Во время игры в процессе воспитания педагог, должен воссоздать атмосферу природы, и объяснить детям важность экологической системы. Таким образом, во время дидактической игры у учащихся должно появиться:

-  желание беречь природу;

-    понимание, что недобросовестное и необдуманное влияние на экосистему и живые организмы может привести к необратимым последствиям.

Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута. Гипотеза выдвинутая на начальном этапе исследования подтвердилась: процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективен при использовании направленного на это ряда дидактических игр.

 

Список литературы


1.   Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. - 2015. - № 1. - С. 55-58.

2.       Андриянов А. П. Опять черемуха в цвету: формирование экологической культуры с помощью поэтических произведений // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 32-35.

3.       Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 33-35.

4.       Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 51-55.

5.       Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 64-75.

6.       Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 52-58.

7.       Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 79-82.

8.       Боровская Л. А. Лес - природное сообщество // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 38-42.

9.       Бугаева Н. Л. Материалы для экологической тропы. II класс // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 61-67.

10.  Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. -192с.

11.     Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы : организация и содержание // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 57-60.

12.     Бурова Н. П. Экологический практикум по изучению почв для учащихся начальной школы // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 3. - С. 64-69.

13.     Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого- биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. - 2014. - № 12. - С. 13-15.

14.     Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания школьников // педагогика. - 2015. - № 6.- С. 16-20.

15.     Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования школьников // Педагогика. - 2012. - № 3.- С. 23-27.

16.     Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию школьников / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2015. - 240 с.

17.     Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2010. - 286с.

18.     Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 85- 86.

19.     Денисова Г.П., Орехова Т.Г. Создание экологической тропы на пришкольном участке. // Начальная школа - 2013, № 6, С. 61-63.

20.   Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

21.     ДерябоС.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста.// Начальная школа. 1998.№6.

22  .Дубровина Л. М. Как прекрасен этот мир : интегрированный урок окружающего мира и музыки. II класс // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 20-23.

23      .Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2011. - 128с.

24.  Захлебный А.Н, Суравергина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М.,2004.-422с.

25.     Зотова Н. С. О междисциплинарной интеграции учебно-воспитательного процесса в формировании экологической культуры младших школьников // Дидакт. - 2012. № 6. - С. 45-49.

26.     Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления //Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 45-50.

27.     Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 191 с.

28.     Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014. - 72с.

29.     Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. М.: Академия, 2004

30.     Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». М.: Академия, 2007.

31.     Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. - № 1. - С.46-48.

32.     Лобанова Г. А. Формирование экоцентрического сознания у младших школьников // Классный руководитель. - 2009. - № 6. - С. 45-49.

33.     Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2- е изд. - М.: Амрита-Русь, 2012. - 256 с.

34.     Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2012. - 240 с.

35.     Магомедова Л. П. "Экскурсия в зоопарк" : внеклассное занятие для 3-4 классов // Образование в современной школе. - 2008. - № 4. - С. 44-47.

36.     Мурзакова О. Г. Примерный план написания программы "Экологическое воспитание" // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 6. - С. 13-17.

37.     Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 16-24.

38.     Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 336 с.

39.     Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Педагогика. - 2014. - № 4. - С.14-20.

40.     Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 96 с.

.Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 52-55.

42.  Остапенко В.В. Формирование экологической культуры младших школьников. //Начальная школа. - 2010, №2.

43.     Остапенко В. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами школьного музея // Учительский журнал. - 2010. - № 2. - С. 125-128.

44.     Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 78-80.

45.     Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С.40-49.

46.     Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета "окружающий мир" // Начальная школа. - 20014. - № 9. - С. 25-28.

47.     Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. - 2009. - № 11. - С. 59-63.

48.     Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.

49.     Симонова Л. П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. - 2010. - № 2. - С. 42-49.

50.  Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С. 45-51.

51.  Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. - М.: «Академия»,2010. - 160с.

52.. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2002.

53.  Степанова О.А. Игровая школа мышления. Методическое пособие. (Серия: Игровые технологии) М. ТЦ Сфера, 2013.

54.  Суравегина И.Т. Школьная экология: Задачи и функции. //Биология в школе. - 1999, №3.

55.     Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.

57.  Товпинец И.П. Роль экскурсий в развитии младших школьников. //Начальная школа. - 1987, №1. С.43-45.

58.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

59.     Федоров Г. М. Учебно-методический компонент по экологическому образованию для детей Севера // География и экология в школе XXI века. - 2015. - № 5. - С. 53-57.

60.     http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/planeta-zemlja/chto-takoe- jekologija.html

Похожие работы на - Роль дидактических игр в формировании экологической культуры у учащихся 4 класса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!