Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

.1 Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

.2 Задачи эстетического воспитания дошкольников

.3 Принципы эстетического воспитания

.4 Содержание и методы эстетического воспитания в дошкольном учреждении

. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

.1 Организация эстетического воспитания в детском саду

.2 Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках текущего экономического и политического государственного положения цель учебно-воспитательного процесса определяется всесторонним развитием подрастающего поколения.

Особое внимание стало уделяться теоретическим и практическим проблемам эстетического воспитания как одному из важных способов становления отношения к действительности, средству интеллектуального и морального воспитания, то есть как способу развития личности, богатой духовно и развитой всесторонне.

Педагогика рассматривает эстетическое воспитание как совершенствование способность понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни, прекрасное в искусстве; как формирование стремления самостоятельно менять окружающий мир согласно законам красоты; как приобщение к художественной деятельности и способности творить. В эстетическое воспитание входят категории эстетического отношения к природе, жизни общества, искусству, быту и труду. Большое значение играет возраст, в котором начинает осуществляться эстетическое воспитание: наиболее благоприятным является ранний детский возраст. Эстетические чувства, формируемые в раннем возрасте, «сопровождают» человека в течение всей его жизни, определяют его поведение и жизненную позицию. Именно поэтому воспитание эстетических чувств должно быть правильно организованным и спланированным. Таким образом, эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее. Наиболее остро вопрос эстетического воспитания стоит перед педагогикой дошкольного образования.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда формируется фундамент последующего развития человечества. Данный этап возрастного развития и воспитания личности является наиболее важным. В дошкольном возрасте ребенок переживает первичную социализацию и приобщается к познанию окружающего мира, учится самостоятельно мыслить, у ребенка совершенствуется познавательная сфера, повышается любознательность.

Конечным итогом эстетического воспитания выступает эстетическое развитие. Приобщение к прекрасному способствует не только повышению интеллектуальных возможностей ребенка и воспитанию его чувств, но и служит средством развития фантазии и воображения. Знакомство и анализ выдающихся произведений позволяет развивать устную речь. Но в то же время занятия, которые направлены на развитие способностей, всегда позволяют параллельно формировать и эстетические ценности, и эстетические чувства, мелкую моторику, общее восприятие ребенка. Поэтому мы можем сделать вывод, что эстетическое воспитание стоит на первых ролях в образовательном и воспитательном процессе, направленном на детей-дошкольников, и имеет важное значение в общем развитии ребенка. Эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми категориями воспитания. То есть увеличивает воспитательный эффект других категорий воспитания посредством становления начальных этических и эстетических оценок и понятий, эстетических чувств, эстетической отзывчивости. Все перечисленное в комплексе служит гармоническому развитию дошкольников.

На сегодняшнем этапе гармоничное развитие подрастающего поколения является фундаментом формирования личности, является всеохватывающей проблемой. Гармоничное развитие личности зависит от успеха решения основных задач воспитания, в том числе и задач эстетического воспитания.

В последние два десятка лет педагоги и психологи стараются найти выход из сложившейся ситуации, проводят исследования, пытаясь найти инновационные подходы к вопросу формирования личности и творческой индивидуальности.

Именно поэтому эстетическое воспитание дошкольников, привитие им художественного вкуса, развитие у них творческих начал, понимание ими прекрасного приобретает особую актуальность.

Поэтому необходимость решения актуальных педагогических теоретических и практических проблем определила тему курсовой работы: «Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей».

Цель данной работы состоит в изучении и обобщении методических и теоретических взглядов на вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Согласно актуальности темы исследования, цель настоящей курсовой работы определяет постановку следующих задач:

изучить теоретическую и методическую литературу, отвечающую теме исследования;

проанализировать систему эстетического воспитания детей-дошкольников в условиях текущего этапа развития образовательной системы;

систематизировать формы и методы эстетического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Объектом нашего исследования выступает процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет данного исследования - содержание, формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Научная разработанность проблемы исследования довольно обширна. В нашем исследовании мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов, отражающие вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко, В.Н. Шацкая), современное состояние проблемы (Т.С. Комарова, Г.М. Коджаспирова, Г.В. Сахаров и др.), а также методические разработки современных педагогов-новаторов (Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова, О.Л. Князева).

Источниковая база исследования. Нами были проанализированы педагогические разработки и исследования, освещающие проблемы эстетического воспитания личности ребенка, мы опирались на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Е.М. Торшилова и др.). Вопросам эстетического воспитания детей дошкольного возраста также посвящены труды таких ученых как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод, что полноценное развитие личности невозможно без эстетического воспитания, и основы этого воспитания должны закладываться в дошкольном возрасте.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования данного материала педагогами учреждений дошкольного образования, родителями, а также теми, кто занимается исследованием данного вопроса.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (источника).

. РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетическая воспитанность не является врожденной. Она начинает формироваться в раннем детском возрасте в рамках социального окружения. Определяющим в формировании эстетических чувств является активное и грамотное педагогическое руководство. В ходе эстетического развития дети постепенно осваивают основы эстетической культуры, эстетического представления, восприятия, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творческих способностей и художественной деятельности. Динамика становления эстетических чувств и формирование эстетической культуры подразумевает прохождение нескольких этапов, которые напрямую связаны со спецификой развития ребенка в том или ином возрасте.

Особенности развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Данный этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующего эмоционального "ответа" на знакомство с наиболее яркими качествами и свойствами объектов, окружающих ребенка. Он с самых первых дней обращает внимание на все самое привлекательное, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающего мира имеет свои специфические черты. Для ребенка основными из них является чувственная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому для эстетического воспитания ребенка необходим определенный уровень развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единение содержания и формы. Форма заключается в единстве линий, звуков, красок. Но воспринимать эстетически ребенок сможет только тогда, когда восприятие будет эмоционально окрашенным, т.к. эстетическое восприятие тесно взаимодействует с переживаниями и чувствами. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются от встречи с прекрасным светлым душевным волнением и бескорыстной радостью. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что важной составляющей формирования эстетических чувств является эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при отвлеченном, "пассивном" восприятии действительности.

Также важное значение для становления и развития эстетических чувств имеет совершаемая дошкольником деятельность. В раннем возрасте формируются способы подражания в разнообразных видах примитивной игровой и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.

Развитие речи способствует усвоению наименований гораздо большего числа эталонных признаков, эстетических качеств при сравнении их: грязный - чистый, маленький - большой, грустный - веселый, некрасивый - красивый и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев для ребенка-дошкольника невозможно разделить понятия "правильно" и "красиво", что является большим потенциалом для осуществления как моральных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей реализуется родителями скорее "интуитивно", чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание именно в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста и формировании его личности, несмотря на невладение родителями педагогическими и методическими навыками. В семье фундаментом эстетического воспитания больше является семейные традиции, которые осуществляют преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, примеров, переживаний. Именно поэтому также важно осуществлять просветительскую и методическую работу с родителями дошкольника относительно эстетического воспитания.

В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляются последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок лучше воспринимает художественные произведения, к определенным элементам их художественной формы, таким как цвет, ритм, рифма. Дети начинают и по-разному реагировать на само произведение. Мотивация оценки художественного произведения носит характер житейности либо предметности. Ребята из младшей группы больше замечают единичные признаки явления, высказываются кратко, порой пользуются весьма специфическими оценками.

В младшем дошкольном возрасте быстрыми темпами развивается подражание в основных формах и видах игровой и художественной деятельности, появляются новые интересы, формируются новые потребности. В рамках изобразительной деятельности дети-дошкольники от примитивных действий переходят к называнию, изображению, образному восприятию и узнаванию форм. Также в данный период возрастного развития дети могут овладеть навыками не только изобразительной деятельности, но и музыкальной, что позволяет им достичь образности в изображаемом, самостоятельности и первичного проявления творческих начал. В этом периоде развития дошкольников крайне важен характер нацеленного воздействия на чувства и переживания ребенка, на формирование у него иерархии ценностей, на становление у ребенка художественных способностей в широком смысле. Целенаправленное педагогическое воздействие становится решающим в становлении эстетической культуры, которая является важным компонентом полноценной развитой личности.

У детей среднего дошкольного возраста происходит значительное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. В то же время эстетическое восприятие остается фрагментарным, основывается на личном опыте ребенка и его интересах. Дети в данном возрасте могут давать элементарную эстетическую оценку художественному образу, способны к пониманию определенных эстетических средств, поэтапному пониманию внутренней сущности изображенного. Средние дошкольники находят связь между фигурами и тропами и содержанием произведения. Дети данного возраста предпочитают конкретные произведения определенного жанра, сравнивают произведения между собой, сравнивают уже известное с только что услышанным, делают определенные обобщения. Они уже умеют отличать прозаические произведения от поэтических, различают виды и жанры как литературных произведений, так и музыкальных и изобразительных.

На данном этапе возрастного развития у детей значительно развиваются творческие и художественные способности, дети способны сочинять стихотворения, песни, рассказы, загадки, продумывают композицию аппликации, лепят, рисуют. В процессе обучения у детей постепенно происходит становление эмоциональной отзывчивости на художественные образы и выразительные средства. Дошкольники теперь могут не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведениях искусства. Они замечают едва заметные различия, производят наиболее тонкие сопоставления, подбирают выразительные слова. Им становится интересно все красивое не только в искусстве, но и в окружающей жизни, интересны новые виды игровой и художественной деятельности. Дети очень эмоционально воспринимают поведение вымышленного литературного героя, но не понимают скрытые мотивы его поведения. Также на новый вектор развития выступает художественное творчество, но замыслы детей в рамках него еще не отчетливы и неустойчивы.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

1.2 Задачи эстетического воспитания дошкольников

эстетический воспитание дошкольник личность

Полное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, моральная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют полноценно развитую личность, нравственная составляющая которой, в первую очередь, зависит от эстетической воспитанности. Воспитатель детского сада должен помочь ребенку пройти путь от умения воспринимать красоту и откликаться эмоционально на объект эстетических чувств к пониманию, становлению эстетических понятий, суждений, представлений, оценок, к созданию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание - это тщательная работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, учить ребенка воспринимать эстетически, переживать, менять мир вокруг себя, учить создавать общую систему эстетических эталонов и переживания, что должны стать фундаментом эстетической культуры, которая жизненно необходима для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие характеристики личности.

Цель эстетического воспитания заключается в развитии у детей умения видеть красоту окружающей жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.

Развитие эстетического восприятия, художественных и эстетических способностей, деятельности основывается на развитие в необходимое время сенсорных систем, работу разнообразных анализаторов, которые могут обеспечить нужную точность и тонкость дифференциации.

При осуществлении задач эстетического воспитания у детей формируются такие качества личности, как инициативность, прогнозирование результатов, стремление к ним, способность мечтать. Именно поэтому первая группа задач ориентирована на становление эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задачи, которые способствуют развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольников. Можно выделить следующие задачи:

формирование и развитие чувственного восприятия;

развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей, искусства;

знакомство с системой эталонных качеств и признаков личности, с поэтапным вхождением этих наименований в активный словарь дошкольников;

предоставление дошкольникам знаний о прекрасном;

становление эстетических знаний и суждений, представлений и понятий, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;

формирование и развитие эстетических эмоций и чувств дошкольников: умение эмоционально откликаться на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.;

развитие художественного вкуса, желания и потребности в изучении прекрасного.

Определенные задачи предусматривают решение их соответствующими средствами и методами. Как считал А.С. Макаренко, методы - это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Для задач первой группы целесообразным будет использование таких методов, как наблюдение, показ, пример взрослого, анализ.

Метод показа актуален при первой встрече и знакомством с предметом эстетической реальности. Воспитатель должен продумать объект показа и построить занятие таком образом, чтобы внимание детей было обращено на то, что они видят или слушают. Во время реализации данной группы методов воспитателю необходимо уметь выразить свое чувство, отношение, уметь выразить чувства различными способами, а именно выразительностью при чтении поэтического произведения, неподдельным восторгом от красивой вещи, искренним расстройством от небрежности в одежде. Умение взрослого ярко проявить свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, потому как основывается на подражательности детства.

Таким образом, первая группа задач эстетического воспитания является "репродуктивной", так как эти задачи нацелены на развитие умений оценивать и воспринимать окружающий мир и соотносить его с эстетическими эталонами.

Вторая группа задач эстетического воспитания нацелена на приобщение дошкольников к активной эстетической и художественной деятельности, становление художественных навыков в сфере разных искусств. К этой группе относится обучение дошкольников изобразительному искусству, конструированию, лепке, пению и танцам, развитие стихотворного творчества у детей. Среди задач настоящей группы можно выделить следующие:

формирование и развитие умения понимать и применять различные средства выразительности разных видов искусства;

воспитание у детей желания, умения и навыков привносить прекрасное в домашний обиход, природу, свой личный образ и в отношения с близкими и друзьями.

Для решения подобных задач необходимы практические методы: объяснение, упражнение, показ. Принцип выбора того или иного метода основывается на инициативе: воспитатель должен подобрать такие приемы и методы, которые стимулировали бы у дошкольников желание производить прекрасное самостоятельно, принимать участие в разных видах художественной деятельности. Любое проявление детьми творчества безусловно должно соприкасаться с привитием навыка художественной выразительности. Если дошкольник не овладеет навыками рисования, то он не будет способен выражать в эстетических образах свои чувства, использовать в полной мере свой творческий потенциал, а отсюда, он будет лишен возможности расти эстетически и самовыражаться. Поэтому и необходимы методы прямого обучения: описание, обследование предметов, упражнение, показ. В данном случае эстетическое развитие и творчество тесно связаны друг с другом: обучение служит фактором стимулирования творчества, а творческие задания делают обучение развивающим.

Третья группа задач, приемов и методов, нацелена на развитие художественных и эстетических умений, творческих способностей и навыков, способов самостоятельной действительности дошкольников. Данные методы подразумевают обязательность применения проблемных и поисковых ситуаций, индивидуального подхода к личности каждого ребенка с учетом его личных возможностей. Эти методы носят название проблемно-поисковых, так как воспитатель стимулирует детей к самостоятельному нахождению способов решения задачи или замысла. Точные приемы, которые могут связываться с воспроизведением или восприятием, с творчеством или исполнительством, будут отличаться друг от друга. В случае первом приемы и методы должны побуждать дошкольников к самостоятельному высказыванию относительно выразительных средств, характера и содержания определенного художественного произведения, к адекватной оценке собственных работ и работ других детей, к сопоставлению и сравнению. Во втором случае детям приходится выполнять задание в гораздо сложных условиях. К примеру, детям неизвестен способ изображения предмета, а они должны дойти, додумать, определить этот способ и составить план действия и рассказать об этапах. Благодаря этому, дошкольник находит решение, пробует, ищет, учится думать. Все творческие старания дошкольника направлены на нахождение новых вариантов, средств, художественной действительности.

Методы, используемые на учебных занятиях, направлены на управление деятельностью дошкольников. Творческая самостоятельная деятельность дошкольников реализуется на утренниках, праздниках, прогулках, экскурсиях, в разнообразных играх, на вечерах развлечений. В таком случае методы воздействия обладают всего лишь косвенным значением. Воспитатель должен создать условия для непринужденного и свободного проявления интересов и художественных склонностей, потребностей детей. Организация подобной самостоятельной деятельности подразумевает личностно-ориентированный подход, воспитатель же может понаблюдать за детьми, изучить и проанализировать их личностные особенности.

Рассмотренные задачи и их группы могут дать хороший результат только при их тесном взаимодействии в процессе осуществления эстетического воспитания. Также следует помнить, что названные задачи должны решаться при учете достижений современной педагогики и общедидактических принципов.

1.3 Принципы эстетического воспитания

Целесообразно осветить самые значимые принципы, лежащие в основе современных концепций эстетического воспитания.

) Принцип преемственности

В первую очередь, это принцип преемственности компонентов культуры эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Данный принцип подразумевает неразрывную связь эстетической народной культуры, современного искусства и лучших традиций прошедшего и основными положениями эстетического воспитания.

) Принцип научности

Принцип научности в эстетическом воспитании подразумевает в качестве опоры ясную перспективу, анализ достигнутого, прогнозируемые результаты и связь с достижением цели, значимой для общества. Этот принцип предполагает овладение подрастающим поколением строго научными знаниями, которые соответствовали бы особенностям современного искусства, его уровню развития.

) Принцип систематичности и программности

Рассматриваемый принцип предполагает систематичность и программность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, построение эстетического воспитания согласно возрастному развитию детей с применением соответствующих содержания, форм и методов обучения и воспитания.

) Принцип комплексности

Принцип комплексности эстетического воспитания связан с гармоничным, всесторонним развитием личности, которое осуществляется в двух направлениях. Во-первых, эстетическое развитие влияет на становление личности ребенка и развитие определенных сторон личности, качеств и навыков. Во-вторых, само формирование личности ребенка дошкольного возраста оказывает значимое влияние на его ценностную систему, взгляды, эталоны и представления, которые в то же время обладают и эстетическими особенностями. следует заметить, что эстетическое развитие должно реализовываться при использовании всех воспитательных средств, применяющимися в различных видах деятельности.

) Принцип единства

Принцип единства обучения и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста подразумевает тесную взаимосвязь обучения и становления самостоятельного художественного творчества детей. Данные процессы не рассматриваются отдельно друг от друга, поскольку творчество оформляется в ходе получения знаний, умений и навыков в ходе обучения, а обучение приносит большие результаты при обращении к творческим умениям.

Взаимодействие творческого и учебного компонентов бывает различным, что зависит от учебной задачи: чем меньше степень усвоенности учебного материала, тем более прост творческий элемент; чем лучше усвоен учебный материал, тем шире область его сочетания с творческими задачами.

Главный путь эстетического развития дошкольника - это становление его творчества и самостоятельной художественной деятельности. Все рассмотренные принципы тесно сочетаются друг с другом и определяют направление и планирование педагогического процесса.

1.4 Содержание и методы эстетического воспитания в дошкольном учреждении

Содержание эстетического воспитания заключается в получении знаний, умений, навыков, воспитании и привитии чувств, потребностей, интересов, вкусов, оценок. Эстетические знания формируются у детей в ходе эстетического познаний окружающего мира, всего его многообразия и искусства как наиболее точного отображения прекрасного.

Жизненное разнообразие способствует появлению разнообразных жанров и видов искусства. Дошкольники знакомятся и познают графику, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство. Они получают знания также и о разнообразии жанров литературы и музыки, а именно о рассказах, сказках, повестях и др.; о танцах, песнях, маршах, балетах и операх для детей и др. Дошкольники усваивают базовые эстетические понятия, которые отражают наиболее важные эстетические особенности и специфику окружающей действительности. При помощи взрослых дети осваивают и понимают главные признаки красивого и некрасивого, возвышенного и низкого, печального и смешного, приобретают знания об этих признаках с целью овладения умениями и навыками, возможностью применения их и следования им, выражения собственных чувств.

Главная категория эстетики - категория прекрасного, в которой отражается не только эстетическая, но и нравственно-политическая оценка. Понятием о красивом дети овладевают в раннем детстве посредством предметов быта, игрушек, окружающих детей, произведениями искусства. К старшему дошкольному возрасту поэтапно дети усваивают понятие прекрасного и применяют его к явлениям жизни, природы, к оценке действий людей и их поступков. Они понимают, какие действия людей можно оценить как прекрасные, а какие как безобразные. Также дети начинают понимать смешное, комическое, которое в действительности является специфическим отклонением от нормы, нарушающим единство содержания и формы и законы красоты. В комическом освещаются противоречия между новым и старым, между должным, желаемым и реальным. В действительности и искусстве для выражения комического используются разнообразные средства. Дошкольникам в большей степени доступен юмор, смешное в разнообразных ситуациях.

Наивысшей реализацией эстетического освоения человеком действительности является искусство, или художественная деятельность. Прекрасное в окружающем мире им утверждается, а безобразное - страстно отрицается. Задача искусства - раскрыть истинную, не всегда замечаемую красоту природы, человека, созданное человеком. Искусство обостряет, сосредоточивает и преобразует эстетические чувства человека и создает эстетические суждения, которые могут быть объективными и содержательными.

Сведения о разнообразных видах искусства дети узнают еще в раннем детском возрасте, так как игрушка, книжки, картинки, музыка появляются в жизни ребенка довольно рано. Старшие дошкольники помимо видов знают еще и жанры искусства: изобразительного, литературного и музыкального. Содержание знаний об изобразительном искусстве состоит из знаний о книжном рисунке, эстампе, аппликации, декоративно-прикладном и народном искусстве, живописи, пейзаже, скульптуре, натюрморте и др. Также у детей появляются знания о выразительных средствах искусства.

Наряду со знаниями изобразительного искусства формируются и знания о музыке: инструментальной и вокальной, разнообразии ее тем, жанров, построении отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, разнообразных музыкальных инструментах. Дошкольники узнают народные танцы и песни, хороводы, произведения современной и классической музыки.

Эстетическое воспитание включает в себя и становление знаний о зарубежной и отечественной художественной литературе: получение знаний о рассказах, стихах, фольклорных элементов, умение видеть и понимать литературные изобразительно-выразительные средства. Дети-дошкольники более старшего возраста уже знакомы с выдающимися зарубежными и отечественными писателями, художниками, композиторами, иллюстраторами.

Совместно с получением и усвоением знаний в эстетическое воспитание входит освоение дошкольниками эстетических навыков, связанными с эстетическими эмоциями, отношениями и чувствами.

При овладении музыкальными знаниями дети усваивают навыки культуры слушания музыки, исполнительские навыки: игры на детских музыкальных инструментах, певческими, музыкально-двигательными навыками. в процессе изучения и слушания музыки дети стают способны различить жанры музыкальных произведений, их настроение, учатся видеть, слышать и понимать основные средства музыкальной выразительности. Во время пения дети овладевают навыками правильного дыхания, дикции, звукообразования, слаженности и строя; во время осуществления музыкально-танцевальных движений дети учатся воспринимать музыкальный образ, средства его воплощения и соответствующие им движения; в обучении игре на детских музыкальных инструментах дошкольники получают ансамблевые навыки. Все перечисленные навыки способствуют формированию у детей выразительности при пении, танцах, вождении хороводов, при музыкальной игре.

В изобразительной деятельности дошкольники овладевают умениями и навыками наблюдения за явлениями природы, предметами окружающей действительности, учатся видеть и понимать их, различать общие и индивидуальные свойства объектов, которые помогают изобразить наблюдаемое. Дети-дошкольники учатся воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства и используемые выразительные средства, могут различить жанры произведений изобразительного искусства. Дети учатся понимать идею, о которой "говорится" в картине или скульптуре, передаваемое настроение, высказывать собственное отношение. При изображении разнообразных объектов действительности дошкольники усваивают навыки четкой передачи цвета, строения, величины и формы предмета. В старшем дошкольном возрасте дети могут изображать с натуры, хотя эта задача является основной в школе. При рисовании сюжета дошкольники учатся цельно изображать картины природы, эписоды литературных произведений, события жизни. С этой целью дошкольников знакомят с приемами композиции, прививают им умения грамотно располагать предметы в пространстве и или на основании, устанавливать верные пространственные отношения на полосе, линии, в ряд. Дошкольники учатся способам изображения линейной перспективы, а именно, далеко, дальше, ближе. Дети усваивают начальные компоненты композиции, изображение движений и действий в пространстве.

С раннего детства и постепенно дети учатся украшать предметы; передавать ритмический порядок элементов в орнаменте; рассредоточивать узоры на разных основаниях; строить ассиметричные и симметричные узоры, в зависимости от формы основания; выполнять узоры в зависимости от стиля определенного национального декоративного искусства как в системе элементов, так и по цветовой гамме.

Также в состав изобразительной деятельности включают конструирование. В данном виде изобразительной деятельности дошкольники овладевают навыками и умениями создания объектов и предметов и из готовых частей, так и из разнообразных материалов. Дошкольниками приобретаются умения и навыки создания вертикальных и горизонтальных построек, придания им устойчивости посредством перекрытий и прочного скрепления частей в зависимости от материала. Значительное внимание уделяется обучению дошкольников техническим навыкам: навыкам рисования карандашом, углем, красками, фломастером, мелками; сочетания различных материалов, использования разнообразных способов вырезания ножницами. Дошкольников учат работе с глиной, другим природным материалом, пластилином.

Содержание эстетического воспитания включает в себя развитие самостоятельных, творческих, поисковых способов действий у дошкольников. Детская самостоятельность при художественной деятельности является показателем осуществленного художественного развития ребенка, так как она осуществляется по его желания, соответствует его интересам, становится потребностью. Наличие этой деятельности говорит о благоприятном влиянии грамотно организованного обучения в детском саду и благоприятной семейной атмосфере. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1 Организация эстетического воспитания в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении эстетическое воспитание детей реализуется в различных формах согласно принципам руководства деятельностью дошкольников, средства объединения и вида деятельности детей.

Воспитатель должен организовывать экскурсии в музей, к памятникам, на природу, на старейшую из улиц. Его задача заключается в продумывании содержания экскурсии согласно детскому восприятию и воспитательным задачам. Целесообразно заранее определиться с местом экскурсии, досконально его изучить, продумать размещение дошкольников рядом с объектом, так как важна не столько фактическая информация, сколько вызванные от экскурсии эстетические чувства.

Еще одной из форм организации деятельности детей, которая способствует эстетическому воспитанию, является драматизация, или театрализованные игры. Драматизация должна осуществляться при участии воспитателя.

Также важное место в педагогическом и воспитательном процессе детского сада и жизни дошкольников занимают утренники, развлечения, праздники. Развлечения с дошкольниками проводятся однократно в две недели. Содержание развлечений может быть разным: музыкальные и литературные тематические вечера и многие другие формы работы с детьми. Большую ценность для эстетического воспитания носят развлечения, которые включают в себя эстетическое развитие. Материал должен быть и изобразительный, и музыкальный, и литературный, но подобранный на одну тему. Дошкольники рады таким вечерам развлечений, посредством них реализуется эстетическое воспитание, дети приобщаются к национальной культуре. Во всех дошкольных образовательных учреждениях праздники соответствуют общепринятым в стране: связанным с жизнью общества (День России, День Победы, Международный женский день, День защитника отечества); связанным с религиозными и народными традициями (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха). Также могут быть праздники в детском саду, которые отражали бы события местного значения, а также собственные праздники детского сада.

При организации праздника должны учитываться нравственные, физические, умственные задачи воспитания, в том числе и задачи эстетического воспитания.

Детский праздник должен быть насыщен и переполнен эмоциями: красивая обстановка, торжественная музыка, хорошее настроение должны повысить восприимчивость к эстетической составляющей окружающей действительности. Дошкольники предпочитают принимать активное участие в празднике, они не хотят просто за ним наблюдать. В таком случае воспитатели могут удовлетворить потребность и желание активности всех детей, для чего необходимо определить форму реализации активности каждого ребенка: кто-то рассказывает стихотворение, кто-то танцует, кто-то поет. Не следует ни одного из детей оставить неудовлетворенным в своей потребности, каждый должен показать, что может, и почувствовать общую радость.

Эстетическое воспитание дошкольников можно организовывать в различных формах, имеющих собственную квалификацию. Для полноценного и гармоничного эстетического воспитания следует учитывать среду, окружающую ребенка, собственно детский сад, участок детского сада, зеленые насаждения, то есть всю его предметную среду: материалы и инструменты для осуществления художественной деятельности дошкольников во время занятий, игрушки, мебель. Они, благодаря своим внешним данным, правильным формам, линиям, цвету, разнообразности, служат для формирования эстетических оценок, вкусов, чувств, восприятия.

Для эффективного становления детских художественных умений и навыков, интересов, склонностей, самостоятельной творческой деятельности, необходимо полноценное оснащение инструментами, пособиями и материалами педагогического процесса. В каждом детском саду должны присутствовать зоны для личной музыкальной, художественной, изобразительной, игровой деятельности детей. В них должны быть все нужные инструменты и материалы, предоставляемые детям свободно. Например, в музыкальной зоне нужны инструменты для разновозрастных групп детей, нотные доски с фишками для личного использования, определенные музыкальные игры, проигрыватели и т.п. Для самостоятельной театральной игровой деятельности детей необходима напольная ширма, комплект театральных игрушек, маски птиц и зверей, декорации, костюмы, пальчиковый театр, настольные театры и т.д.

Второе условие эффективности становления художественных навыков и творчества дошкольников заключается в насыщенности быта детского сада произведениями искусства: музыкальными произведениями, художественной литературой, произведениями декоративно-прикладного искусства, скульптурами, эстампами, картинами и т.д., так как дети с самого раннего детства должны быть окружены истинными произведениями искусства, даже если они еще не способны в полной мере осознавать ни выразительные средства, ни само содержание, но то, что закладывается в этот возрастной период, "ложится прочно, становится второй природой человека". Именно приобщение к подлинной красоте способствует становлению эстетических эмоций дошкольников, которые являются основой эстетических суждений, восприятий, чувств, вкусов.

Третье условие эффективности становления художественных навыков и творчества детей выступает собственная деятельностная активность дошкольников, их художественная деятельность и заинтересованность в ней. Создание условий эстетической среды не гарантирует успех эстетического воспитания дошкольника, ведь можно постоянно видеть подлинные произведения искусства и не замечать их. Только посредством активной, собственной деятельности дошкольник учится понимать прекрасное, овладевать начальными художественными умениями и навыками и учатся привносить компоненты прекрасного в повседневную жизнь.

Четвертое условие эффективности становления художественных навыков и творчества детей-дошкольников - личностно-ориентированный подход, основанный на индивидуальных и возрастных особенностях каждого дошкольника. Организуя эстетическое воспитание, воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников, протекание их психических процессов, которые отражаются и на эстетическом восприятии, и на художественной деятельности ребенка, возможности развития детей в данном возрастном периоде творческой и исполнительской деятельности. Важно также иметь ввиду индивидуальные различия в способностях детей, которые неоднократно проявляются в эстетической и познавательной деятельности, создавать условия для гармоничного их развития.

Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста - все то, что воспитатель целенаправленно отбирает из окружающей действительности для сознательного воздействия на эстетическое развитие ребенка: искусство, природа, эстетика быта, собственно художественная деятельность детей, обучение, которое является основным средством их эстетического становления, поведение воспитателя, который должен создавать творческую атмосферу в детском саду. Значительная доля внимания в детском саду направлена на эстетику быта. Каждый, даже не значительный на первый взгляд, элемент детского сада должен служить на благо эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении: это и одежда детей и взрослых, расположение растений, размещение в пространстве скульптур и картин, штор, мебели, цвет стен. Эстетика быта как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье и домашней обстановке отвечает задачам охраны здоровья и жизни детей, содержанию воспитательного процесса с ними и задачам их художественного развития. Именно поэтому окружающая обстановка должна быть целесообразной и обеспечивающей разнообразную деятельность дошкольников. Но в то же время нужно избегать чрезмерного украшательства, завалом помещения для группы ненужными предметами. Основой эстетики быта является порядок и чистота в детском саду.

Оформление детского сада должно быть исполнено в едином стиле, в понятие которого входит цветовая гамма всех предметов мебели и самого помещения, полнокомплектность мебели, ее расстановка в пространстве, озеленение помещения и отбор произведений различных видов искусств.

Важное место в дошкольном образовательном учреждении занимает мебель, которая должна радовать и привлекать ребенка, быть подвижной, безопасной, легкой, привлекательной, прочной, сделанной из качественных материалов. Недопустимо оформление помещения мебелью из разных гарнитуров. Цветовая гамма мебели должна быть гармонично оформлена. Украшение комнаты дошкольного образовательного учреждения не должно быть чрезмерным, с особой тщательностью должны отбираться картины, произведения декоративно-прикладного искусства, произведения народного искусства, скульптуры и др.

Растения также считаются художественным оформлением дошкольного образовательного учреждения. Но при этом следует также помнить о том, что, во-первых, все цветы должны дополнять интерьер детского сада, во-вторых, получать должный уход и свет. Особенной эстетической красотой отличаются вьющиеся и ампельные цветущие растения. Интерьер помещения детского сада не должен быть статичным, нужно периодически менять положение мебели в пространстве, добавлять в оформление новое, обновлять произведения искусства.

Эстетическое влияние на дошкольников оказывает внешний вид персонала детского сада и самих детей, а именно их одежда, прическа, культура общения и поведения. Одежда должна подходить по сезону, соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Также большое значение имеют и игрушки, посуда, пособия, которые окружают ребенка в детском саду. Используемые в быту предметы должны храниться в строго установленных местах и соответствовать требованиям эстетики.

Следовательно, при выборе предметов для детского сада следует опираться на их эстетическое воздействие.

Главнейшим средством эстетического воспитания выступает природа - постоянный источник эстетических переживаний. Количество впечатлений у детей от природы прямо пропорционально умению и способности видеть прекрасное в различных формах, слышать "дыхание" леса, поля, моря, создавать на него эмоциональный отклик. Дети могут делать это с раннего возраста. В течение прогулки или экскурсии воспитатели направляют внимание дошкольников к краскам природы, их изменению и гармонии между ними, побуждают к любви и бережному отношению к природе, желание сохранять ее, пробуждают заинтересованность в явлениях природы. Также в дошкольных образовательных учреждениях организуются уголки природы. Уход и постоянное наблюдение за животными способствуют формированию эстетического отношения и восприятия, активной деятельности, умению самостоятельно создавать прекрасное. Особую эстетическую радость дошкольники испытывают при летней работе на прилегающем земельном участке дошкольного образовательного учреждения. При выезде на дачу дошкольники видят труд колхозников своими глазами, удивляются красоте, богатству, дарам природы.

Для осуществления эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении активно применяются произведения различных видов и жанров искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Искусство реализуется детьми в оформлении быта, при самостоятельной деятельности и в процессе обучения и воспитания. Для собственно художественного оформления дошкольного образовательного учреждения большую роль играет живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Именно эти качества живописи позволяют сделать картину доступной для ребенка, показывая ему то, что он еще не может понять в данный возрастной период. Художник стирает временные границы и расстояние, делает изображаемое явление близким, позволяет рассмотреть мгновение, разрешая тщательней изучить и осознать каждую деталь и сам образ.

Любое произведение изобразительного искусства является не только украшением и частью оформления дошкольного образовательного учреждения, но и основным средством эстетического воспитания детей. В детском саду дети знакомятся с основными жанрами живописи: портрет, сказочный жанр, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт. Так же, как и живопись, в детском саду активно применяется графика, используемая в книжной иллюстрации и настенном эстампе. Декоративное оформление книги для детей позволяет ей стать предметом искусства, помогает дошкольникам глубже проникнуться содержанием литературного произведения. Декоративными формами изобразительного искусства считаются плетеные кружева, вышивки, жостовские подносы, деревянные предметы с городецкой и хохломской росписью, художественное стекло, портьерный текстиль, керамика, ковроткачество и др. Не стоит забывать и в дошкольном образовательном учреждении о национальных произведениях искусства. Частое применение шедевров народного декоративного и пластического искусства способствует более легкому формированию у дошкольников художественного вкуса, любви к родной земле, ее умельцам.

Не меньшее значение в создании среды для эстетического воспитания играет музыка, которая имеет звуковую природу, единство образов, временной характер, является "искусством чувств". Она должна слышаться не только на музыкальных занятиях, но и во время игр детей, в быту, должна включаться в разнообразные виды деятельности детей, становиться отдыхом и развлечением. Музыка должна звучать начиная с утренней зарядки, поднимать настроение, делать его бодрым, радостным, повышать у детей жизненный тонус. В зависимости от погодных условий и сезона песни можно петь во время прогулки или экскурсии, при хороводных играх, что позволяет не только приподнять настроение, но и создать у дошкольников общность переживаний. Также песня помогает детям во время труда на прилегающем к детскому саду участке, устанавливает ритм и темп их движения. Под конец дня дошкольники могут послушать музыку, любимые песни, значимые произведения музыкального искусства. Игры с песнями и хороводами основываются на народных музыкальных произведениях, что является хорошим материалом нравственно-эстетического воспитания. При усвоении народных образов и интонаций дети лучше "видят" выразительность, красоту, гармоничность, ладовые черты родных напевов. Кроме формирования эстетических чувств, это служит и патриотическому воспитанию, позволяет формировать музыкальный вкус, подготовить детей к слушанию современной и классической музыки.

В хороводных играх с пением дошкольники получают навыки одновременных пения и движений согласно мелодии. Получив различные музыкальные эмоции, дошкольники стараются самостоятельно музицировать, подбирать понравившиеся мелодии на детских музыкальных инструментах, что способствует формированию творческой активности дошкольников, переходу от воспроизведения уже известных мелодий к сочинению своих собственных.

Еще одним из важных средств эстетического воспитания является обучение - целенаправленно организованная деятельность по передаче подрастающему поколению культурно-эстетического опыта предшествующих поколений. Руководить обучением должны воспитатели, согласно определенной программе знаний, умений и навыков при использовании системы методов, которая способствовала бы их усвоению.

Также средством осуществления эстетического воспитания дошкольников является их самостоятельная художественная деятельность. Взрослые должны управлять процессом развития дошкольников. Дошкольникам нравится заниматься художественной деятельностью, что они и делают по собственной инициативе, для удовлетворения своих личных потребностей: сделать себе игрушку, подарок для мамы и др. Перед воспитателями стоит задача не нарушать задумку дошкольника, а при необходимости помочь. Воспитатель способствует развитию самостоятельности дошкольников при использовании подсказок, предложений, вопросов, фантазий, оценок достигнутых результатов и степени самостоятельности, обращения внимания на предмет или объект. Самостоятельная художественная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой (по 2-3 человека). После заранее проведенного обсуждения замыслов, дошкольники могут самостоятельно приготовить концерт и декорации к нему, все необходимое для игры, играют в театр. Основные признаки самостоятельной художественной деятельности заключаются во внимании и чутье к музыкальным средствам выразительности, выразительности в танцах, в рисунках и речи и способности применять усвоенное в собственной художественной деятельности для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с целенаправленной работой воспитателя, организованной в разных формах, например, занятия по музыке, по изобразительному искусству, развитию речи. С целью эстетического воспитания применяются формы организации учебной и самостоятельной художественной деятельности дошкольников.

Дошкольники приобщаются к общественным идеалам через радость, яркие эмоции, которые способствую формированию эстетической отзывчивости.

В решении эстетических воспитательных задач особое значение несут занятия - специальная форма организации педагогического процесса.

В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству. Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка.

2.2 Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении

Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации.

Природа - это среда обитания человека, которая заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека при формировании его личности. Чем раньше будет целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

При ознакомлении детей с природой происходит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с животным и растительным миром. Предложение изобразить увиденные картины природы либо животных и растения всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Рассказывая о природе, воспитатель должен подбирать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей, знакомство детей с произведениями художников - иллюстраторов детских книг. Ведь каждый художник изображает природу по - своему, в свойственной только ему манере, что обогащает и эстетическое восприятие детей, и их творчество.

Дети с большим удовольствием передают объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у дошкольников вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки либо рассматривая изображения в детских книгах.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, необходимо организовать восприятие детьми животных: они могут увидеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка, но не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Для уточнения образа педагог использует игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Дети внимательно рассматривают то, что потом предстоит изображать, обвести рукой каждую часть. Это помогает нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное. Научить детей изображать животных очень важно - это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам.

Изобразительная деятельности в интеграции с ознакомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество, развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально - положительное отношение детей, развиваются внимание и память.

К концу пребывания в дошкольном учреждении у детей должна быть развита культура личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности ребёнок должен:

видеть и описывать красоту произведений искусства, окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним;

знать имена и произведения 2-3 композиторов, художников, детских писателей;

знать и использовать в творческой деятельности основные выразительные средства искусства;

В области художественно-творческой деятельности ребёнок должен:

сформировать интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, испытывать эмоционально положительное отношение при рассматривании произведения изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного, архитектуры, уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

сформировать желание и умение делать своими руками: игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т.п;

знать основные формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;

знать 7 цветов спектра и по 3 - 4 оттенка или разновидности цветов;

знать изобразительные материалы: для рисования - карандаши, краски, цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки - глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой;

уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали;

уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, композиционные средства;

уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.

В области музыки ребёнок должен:

проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчётливо произносить слова, брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него, прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими;

проявлять интерес к русской народной песне;

выражать желание слушать русские народные песни и петь их;

выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки, высоту звука, ритм;

эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера;

проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

различать весёлую и грустную мелодии;

проявлять интерес к народной и классической музыке;

знать русских композиторов-классиков и зарубежных композиторов;

проявлять желание слушать разную музыку и определять её характер;

уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчётливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

уметь петь под музыку без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования ребёнок должен:

знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

понимать, в чём сущность профессии архитектора;

понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

знать архитектурные сооружения разного назначения;

называть свойства архитектурных сооружений, видеть их красоту;

выделять выразительные средства архитектуры;

выделять среду, в которую включено здание, называть её составляющие, определять их как красивые или некрасивые;

различать форму деталей деревянных и пластмассовых наборов для конструирования, определять степень их устойчивости и возможности использования при возведении построек;

проявлять интерес к изготовлению разных подделок из бумаги;

проявлять стремление украшать созданные изделия, используя знакомые элементы дымковской росписи.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников и аргументировать эту оценку, должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исторических событий и постепенного развития педагогики понятие "воспитание", его теории и практики, коснулись значительные изменения. В первую очередь, категорию воспитания рассматривали с точки зрения социальной функции, иногда даже связывали с социализацией, что делать нельзя.

В настоящее время воспитание понимается как:

передача подрастающему поколению социального опыта и знаний мировой культуры, накопленными предшествующими поколениями;

процесс прямого, косвенного или опосредованного воздействия на человека, группу людей или коллектив с целью воспитания;

организация образа жизни и способа деятельности воспитанника;

процесс воспитательного взаимодействия между воспитателем и воспитанником;

организация благоприятных условий для личностного развития ребенка, который заключается в помощи ребенку и его поддержке при наличии проблем в семье, трудностей в общении, учебной или профессиональной деятельности.

Многообразие трактовок воспитания подтверждает сложность в практическом плане и многогранность процесса воспитания.

В общем воспитание является воспитательным актом, компонентами которого будут воспитатель и воспитанник, описываемый процесс и условия его осуществления.

Структура воспитательного процесса определяется единством способов достижения результата, цели и содержания.

Осуществление воспитательного процесса и достижение поставленных целей могут реализовываться и семье, и в условиях образовательных учреждений разного уровня, и в уличной среде, и в политической среде, и в условиях профессиональной деятельности и др.

В процессе воспитания важную роль играют условия как субъективные, так и объективные. Так как процесс воспитания осуществляется по системе "человек - человек" и в нем повышена часть субъективного взаимодействия воспитателя и воспитанника, сложно определить закономерности процесса воспитания.

В ходе истории и развития педагогики установлено, что главная цель воспитания заключается в формировании всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Для становления гармонично и всесторонне развитой личности, необходимо реализовывать экологическое, экономическое, гражданское, правовое, физическое, эстетическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание.

Результатами воспитания выступают новообразования личности, которые связаны с определением и преобразованием мировоззрений, ценностных отношений, которые позволяют определить жизненную позицию и образ поведения, понимать современную культуру, то есть среди вездесущих категорий добра и зла, прав и обязанностей, любви и ненависти, дружбы и предательства, красивого и некрасивого, честности и бесчестности, правды и лжи уметь всегда остаться человеком.

В ходе исследования по теме курсовой работы мы пришли к следующим выводам.

Воспитание - это социальный и культурный процесс, связанный с текущим политическим и экономическим положением в стране, и личностным (в данном случае художественно-эстетическим) развитием личности.

Эстетическое воспитание - главнейшая составляющая процесса становления и развития личности человека, осознание им прекрасного, становление у него художественного вкуса, умения творить.

Дошкольный возраст - главный этап развития и воспитания личности ребенка, являющийся самым благоприятным для становления эстетической и художественной культуры личности, так как в данном возрасте ребенок испытывает преимущественно положительные эмоции, начинает проявлять чувствительность к культуре и языку, активность, качественно изменяется его творческая деятельность.

Приобщение дошкольника к культуре способствует развитию творческих способностей, художественного вкуса, эстетических взглядов.

Воспитателям и, главное, родителям необходимо создать условия для более быстрого развития творческих умений, художественного вкуса, чувства прекрасного, так как эстетическое воспитание начинает осуществляться при помощи взрослых сразу после рождения ребенка и развитие происходит все последующие годы.

В процессе работы мы раскрыли понятие эстетического воспитания, формы и методы эстетического воспитания дошкольников, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, тем самым цель - изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балакина Т. И. История русской культуры.- М.:1996 г.

. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. - М.: 1963 г.

. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателей детского сада - 2-е изд. переработка и дополнение . М.: Просвещение, 1986

. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г.

. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.

. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

. Искусство // Детская энциклопедия.- М.: 1964 г.

. Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников.

. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду.

. Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: 1985 г.

. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара.: Бахрат, 1998 г.

. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.

. Полунина В. Н. Искусство и дети.

. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984 г.

. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду.

. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве.

. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.

. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9.

. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.- 1987 г.

. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1984 г.

. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 1996 г.

. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1995.

. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с

Похожие работы на - Содержание, формы, методы эстетического воспитания детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!