Здоровьесберегающая педагогика, как здоровьесберегающая технология

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,21 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Здоровьесберегающая педагогика, как здоровьесберегающая технология















Реферат по курсу: «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере»

На тему «Здоровьесберегающая педагогика как здоровьесберегающая технология».

Содержание

Введение

. Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие

. Здоровьесберегающая педагогика как здоровьесберегающая технология

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. В настоящее время здоровье населения является насущной проблемой российского общества и требует решения не только на уровне здравоохранения, но, прежде всего, на уровне социальной политики государства, регионов, деятельности отдельных учреждений и каждого человека. Особенно остро стоит проблема ухудшения здоровья учащихся, поэтому основной вопрос воспитания подрастающего поколения - это вопрос формирования осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

В настоящее во многих государствах мира появилось представление о том, что здоровый образ жизни необходимо формировать с помощью целой системы мероприятий.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Практические, технологические аспекты формирования здорового образа жизни изучает дисциплина «Здоровье-сберегающие технологии». В широком смысле слова, под здоровьесберегающими технологиями понимают технологии (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

Цель данной работы: изучить по курсу: «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере» тему «Здоровьесберегающая педагогика как здоровьесберегающая технология».

Работа включает введение, две главы основной части, заключения и списка литературы.

1. Здоровьесберегающие технологии как педагогическое понятие

В сфере образования, здоровье сберегающие технологии рассматриваются как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Здоровьесберегающая педагогика - это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов (Митяева А.М.)

Здоровьесберегающая педагогическая технология - это элемент, специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, т.е. сохранение, формирование, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях. обучение здоровьесберегающий педагогика

Здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в учебном заведении здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья подрастающего поколения.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Здоровьесберегающая педагогика - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В эту систему входит:

использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии это - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов (Митяева А.М.).

По определению профессора Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии:

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития;

это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представ-ления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни (Науменко Ю.В.). Поэтому цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

2. Здоровьесберегающая педагогика как здоровьесберегающая технология

Из вышесказанного ЗОТ можно рассматривать:

и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся;

и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, включает последовательное формирование в школе здоровье-сберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, а также воспитание у учащихся культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье (Голобородько Н.В.).

Следовательно, школа со здоровьесберегающей средой - это:

образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой;

педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;

постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях;

создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики:

если на первом этапе основная задача - добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения),

то на втором - добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения - главная задача третьего, заключительного этапа. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

Принципы здоровьесберегающей педагогики отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они вступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, такие как:

принцип повторения (в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);

принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);

принцип доступности и индивидуализации (его назначение в исключении негативных и вредных последствий для организма учащегося вследствие чрезмерных требований и заданий);

принцип непрерывности (выражает ПО как целостный процесс, тесно связан с системным чередованием нагрузок и отдыха);

принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);

принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения);

принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению (взаимодействие педагогов и мед. работников);

принцип активного обучения (использование различных форм и методов обучения: индивидуальная, групповая, парная работа и др.);

принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;

принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные психолого-педагогические приемы, методы, подходы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы; системы работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Формы и виды деятельности по здоровьесбережению:

. Система коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.

. Различные формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.

. Система медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.

. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек.

. Служба психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формированию доброжелательности и справедливых отношений в коллективе.

. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? - отбор и структура содержания,

Как? - оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? - методы, приемы и средства обучения,

Кто? - реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? - объективные методы оценки результатов обучения.

Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии стоят следующие задачи:

объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей, для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Заключение

Таким образом, проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Технология здоровьесбережения обучения предусматривает формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью через обновление образовательного процесса, а именно: включение в процесс эффективных организационно-управленческих форм и технологий обучения, использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы знаний, умений и навыков с параллельным формированием здоровьесберегающей культуры всех субъектов образовательного процесса, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. И только благодаря комплексному подходу могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Список используемой литературы

1.Валеологические дошкольные практики: сборник методических материалов [Текст] / ред. Т.В. Фуряева. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. - 184 с.

2.Голобородько Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] / Н.В. Голобородько // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 82-85.

.Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / ред. З.М. Казина. - Кемерово: КузбРИПКПРО, 2011. - 355 с.

.Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере: Учебно-методический комплекс [Текст]. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 235

.Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие [Текст] / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

.Назарова, Е.Н. Основы социальной медицины: учебное пособие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2012. - 368 с.

.Науменко, Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Валеология. - 2006. - № 3. - C. 44-52.

.Русанов, В.П. Здоровьесберегающее образование в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе [Текст] / В.П. Русанов, С.М. Рябцев, М.С. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 125-128.

.Савчук, А.Н. Самоорганизация культурно-оздоровительной деятельности студента: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Савчук, С.П. Романова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - 80 с.

.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.

Похожие работы на - Здоровьесберегающая педагогика, как здоровьесберегающая технология

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!