7 классы. На данном этапе сохраняется исследовательское поведение обучающихся как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности [29]. Школьники начинают активно взаимодействовать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов. Краткие сообщения учащиеся охотно делают на конференциях по параллелям. Нужно отметить, что этот данный вид деятельности интересен не только ученикам, но их родителям, тоже вносящим некоторую часть своего интеллектуального труда в работы учащихся [32].
Развивающий этап 8 и 9 классы: развитие у школьников способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебно-исследовательской деятельности на основе применения элементов исследовательского характера в рамках учебного плана и системы дополнительного образования [9]. Еще активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа носит долговременный характер и завершается представлением и защитой результатов на научно-практической конференции.
Этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности в перспективе 10-11 класс. В этот период происходит развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) [38].
. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это образовательная технология, использующая главным средством учебное исследование. Она предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач, направленных на формирование знания об объекте или явлении окружающего мира, под контролем руководителя исследовательской работы.
. Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов развития теоретического мышления школьников. На разных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений учебно-исследовательская деятельность обладает своими характерными особенностями и функциями.
. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ
.1 Характеристика базы исследования
На втором этапе исследования определена база - Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка», располагающаяся по адресу г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 1.
История школы началась в 1876 году, когда было открыто Александровское реальное училище, названное в честь его почетного учредителя - царя Александра II. Училище просуществовало 41 год и стало известным на всю Россию. В послевоенные годы школа неоднократно преобразовывалась. И в 1991 году она переименована в свое сегодняшнее название. Режим работы школы двухсменный. В 1-4-х классах - пятидневная учебная неделя, в 5-11-х классах - шестидневная. Директор - Смирнова Ирина Владимировна. В штате школы работает 85 учителей, из них 57 имеют высшую категорию, а 18 - первую. Преподаватель-организатор ОБЖ - Разживин Сергей Борисович.
Задачи и функции данного учебного заведения: реализация образовательных программ начального, общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по одному или нескольким предметам. Основными целями школы являются создание условий для полноценного развития ребенка, развитие его внутренней независимости и индивидуальности, построение полилингвистической школьной среды, в которой русский и иностранные языки являлись бы системообразующим фактором образовательного процесса и обеспечивали не только интеллектуальное развитие обучающихся, но и создавали базу для саморазвития, самоорганизации, самореализации и самоопределения; формирование духовно-нравственной личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ или соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни.
.2 Анализ результатов анкетирования учителей
На втором этапе исследования было проведено анкетирование учителей школ города Вологды. Общее количество респондентов составило 15 человек.
Таблица 1 - Характеристика ответов учителей
Формулировка вопросаВарианты ответовКоличество ответов% ответов1. Используете ли Вы в работе с учащимися учебно-исследовательскую деятельность?да, но только на уроке747да, но только вне урока00да, как на уроке, так и вне урока8532. Что мешает Вам заниматься с учащимися учебно-исследовательской деятельностью?организационные моменты (например, нарушения последовательности или исключения тех или иных элементов работы при подготовке)638отсутствие либо недостаточный опыт публичного выступления у обучающихся16требуется дополнительное время на подготовку со стороны учителя850требуется дополнительное время на подготовку со стороны обучающегося163. Какие проблемы позволяет решать учебно-исследовательская деятельность?рост творческого развития личности ученика635профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя530повышение статуса учебного заведения00возможность получить качественно новое знание (инновацию)6354. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при организации учебно-исследовательской деятельности?отсутствие свободного времени421нехватка знаний по организации учебно-исследовательской деятельности210недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы948большая загруженность учащихся4215. Какие виды учебно-исследовательской деятельности Вы чаще используете на своих уроках?проблемно-реферативное исследование (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников)823аналитико-систематизирующее исследование (наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация показателей изучаемых процессов и явлений)514диагностико-прогностическое исследование (направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов)616изобретательско-рационализаторское исследование (усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов, макетов, и пр.)00экспериментально-исследовательская деятельность (включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата)26проектно-поисковая деятельность925описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления.6166. С какой целью Вы планируете организацию учебно-исследовательской деятельности?выявление талантливых учащихся422отбор работ для участия в конференциях и олимпиадах422содержательное ознакомление учащихся с определенным текстом, явлением, процессом739получение опыта практики руководства детскими исследованиями317другое007. Каков главный приоритет в критериях оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся?получение объективно нового знания00личностное развитие учащихся через приобщение к исследованиям и получение субъективно нового знания1280реализация проектного замысла214получение общественной оценки учебно-исследовательской работы16другое008. Какие требования прежде всего нужно учитывать при организации учебно-исследовательской деятельности?разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно419использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и время на уроках419информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся838задания исследовательского характера должны быть актуальными, проблема их решения должна быть реальной и доступной5249. Выберите наиболее приемлемые для вас методы исследовательской деятельностичтение научной литературы и ее переработка (написание реферата, доклада, презентация)941социологические опросы, интервью и их обработка523эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных627выдвижение собственных гипотез, теоретическое обоснование проблем, теорий, задач с последующей презентацией своих идей29свой вариант00
Выводы по таблице 1: большинство учителей в своей работе с учащимися используют учебно-исследовательскую деятельность. Многие опрошенные учителя отметили, что им не хватает времени на разработку и проведение заданий исследовательского характера, а так же нет достаточного количества необходимой методической литературы. При этом, по мнению респондентов, занятие учебно-исследовательской деятельностью положительно влияет на личностный рост, как ученика, так и учителя.
Почти все опрошенные учителя считают главным приоритетом в оценке учебно-исследовательской деятельности личностное развитие учащихся через приобщение к исследованиям и получение субъективно нового знания. Учителя говорят о том, что при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся существует несколько обязательных требований, которые необходимо выполнять.
Все опрошенные учителя используют учебно-исследовательскую деятельность в рамках урока. 47% респондентов используют задания учебно-исследовательского характра только уроках. Но большинство учителей (53%) помимо уроков применяют знания в области учебно- исследовательской деятельности при организации внеурочной деятельности учащихся. В процентном соотношении, разница между выбравшими эти варианты ответа, не большая. Среди участников опроса не было ни одного учителя, вообще не использующего учебно-исследовательскую деятельность в своей работе. Это еще раз доказывает то факт, что учителя понимают большую значимость учебно-исследовательской деятельности и стараются применять разнообразные ее виды и методы в своей работе с учащимися.
Половине респондентов требуется дополнительное время на подготовку учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учителям не хватает времени на тщательную подготовку заданий исследовательского характера и грамотную их реализацию - одна из главных проблем организации учебно-исследовательского характера. 38% опрошенных отмечают, что им не нравиться большое количество организационных моментов учебно-исследовательской деятельности. Такими моментами могут быть исключение некоторых элементов работы или, к примеру, нарушение последовательности действий.
Небольшое количество учителей (6%) считает серьезной проблемой то, что учащиеся не имеют достаточного опыта публичных выступлений и поэтому не смогут достаточно хорошо представить слушателям свое исследование. Такое же количество респондентов отмечают как важную проблему недостаток времени у учащихся на учебно-исследовательскую деятельность.
% респондентов уверены в том, что учебно-исследовательские задания способствуют росту творческого развития личности ученика. Такое же количество опрошенных учителей считают, что учебно-исследовательская деятельность - это возможность получить качественно новое знание (инновацию). 30% респондентов уверены, что учебно-исследовательская деятельность повышает профессионально-квалификационный рост самого учителя. Отметим также, ни один орошенный учитель не выделил повышение статуса учебного заведения как важную проблему, которую позволяет решать учебно-исследовательская деятельность учащихся данного образовательного учреждения. Учителям важен статус школы, в которой работают, но они предпочитают делать упор на качество знаний, которыми владеют учащиеся, а не на исследовательские проекты.
Многие учителя сталкиваются с трудностями при организации учебно-исследовательской деятельности, 48% респондентов считают главной проблемой недостаток литературы (методической, научной, психолого-педагогической, специальной).
Более 20% опрошенных учителей говорят о своей занятости, в связи с этим возникает другая трудность - недостаток времени. Во время опроса учителя неоднократно отмечают отсутствие свободного времени на учебно-исследовательскую деятельность.
Стоит выделить, что точно такой же процент участников опроса считают большой трудностью загруженность учащихся. Лишь 10% респондентов говорят о том, что им не хватает знаний по организации учебно-исследовательской деятельности.
25% участников опроса среди всех видов учебно-исследовательской деятельности предпочитают проектно-поисковую деятельность. Чуть меньше (23%) считают самым эффективным видом учебно-исследовательской деятельности проблемно-реферативное исследование. Примером такого исследования может быть аналитическое сопоставление данных различных литературных источников.
Более 15% респондентов активно используют на своих уроках диагностико-прогностическое исследование (направлено на изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов).
Такое же количество опрошенных учителей в своей работе часто используют описательное исследование - наблюдение и качественное описание какого-либо явления. 14% респондентов отметили аналитико-систематизирующее исследование. Примерами этого исследования могут быть наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация показателей изучаемых процессов и явлений.
Экспериментально-исследовательскую деятельность, которая включает проверку предположения о подтверждении или опровержении результата, в своей профессиональной деятельности предпочитают лишь 6% участников опроса. Ни один из опрошенных учителей не использует в своей работе с учащимися изобретательско-рационализаторское исследование -усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов, макетов, и пр.
Для 39% респондентов содержательное ознакомление учащихся с определенным текстом, явлением, процессом является главной целью учебно-исследовательской деятельности.
Для 22% опрошенных учителей учебно-исследовательская деятельность служит критерием отбора работ для участия в конференциях и олимпиадах. Для выявления талантливых учащихся ее применяют такое же количество участников опроса. 17% респондентов отмечают важной целью - получение опыта практики руководства детскими исследованиями.
Большинство опрошенных учителей (80%) своим самым главным приоритетом в критериях оценки учебно-исследовательской деятельности выделяют личностное развитие учащихся через приобщение к исследованиям и получение субъективно нового знания.
Более 13% участников опроса считают, что важна конкретизированная и правильная реализация проектного замысла исследовательской деятельности. Положительная общественная оценка учебно-исследовательской работы необходима лишь 6% опрошенных учителей.
К сожалению, ни один из респондентов не считает главным приоритетом в критериях оценки учебно-исследовательской деятельности получение объективно нового знания учащимся.
При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать определенные правила и требования.
По мнению 38% респондентов информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся. 24% участников опроса отмечают, что задания исследовательского характера должны быть актуальными, проблема их решения должна быть реальной и доступной.
Для 19% респондентов важным требованием является то, что разработанные задания исследовательского характера должны применяться поэтапно. Точно такое же количество опрошенных учителей отмечают, что использование заданий исследовательского характера должно занимать определенное место и время на уроках.
Большинство опрошенных учителей (41%) в своей профессиональной деятельности используют чтение научной литературы и ее переработку. Примерами использования данного метода являются написание реферата, доклада, презентация. 27% респондентов проводят с учащимися эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных. Социологические опросы, интервью и их обработка считают важным методом учебно-исследовательской деятельности 23% участников опроса. Лишь у 9% опрошенных учителей учащиеся занимаются выдвижением собственных гипотез, теоретическим обоснованием проблем, теорий, задач с последующей презентацией своих идей.
.3 Анализ результатов анкетирования учащихся
Для того чтобы определить отношение учащихся к учебно-исследовательской деятельности мы разработали для них анкеты. В опросе приняли участие 54 обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка» г. Вологды., из них 17 учеников 7 «В», 18 - 7 «Б», 8 - 8 «Б» и 11 - 10 «А» классов.
Таблица 2 - Характеристика ответов учащихся
Формулировка вопросаВарианты ответовКоличество ответов% ответовВыберите утверждение (или несколько) которое (которые) наиболее точно описывают Ваше отношение к исследовательской деятельности в школе (по различным предметам)Мне очень хочется заниматься исследовательской деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами2134Я бы хотел(а) заниматься исследовательской деятельностью, но я не успеваю осваивать основную школьную программу2031Я бы стал(а) заниматься исследовательской деятельностью, только если за это по предмету поставят высокую отметку1219Я бы не хотел(а) заниматься исследовательской деятельностью916Выберите наиболее интересное для вас направление исследования из спискаФилологическое2123Социально-экономическое2225Математическое1618Естественное1820ОБЖ и физическая культура1214Выберите наиболее приемлемые для вас методы исследовательской деятельностиЧтение научной литературы и ее переработка1317Социологические опросы, интервью и их обработка2228Эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных2634Выдвижение собственных гипотез, теоретическое обоснование проблем, теорий, задач с последующей презентацией своих идей1620Свой вариант31Сложности, которые возникали у Вас, когда Вы занимались исследовательской деятельностьюНехватка времени4848Недостаток собственных знаний98Отсутствие помощи со стороны педагогов54Отсутствие понимания со стороны одноклассников54Отсутствие одобрения со стороны родителей33Недостаток данных66Финансовые затруднения, недостатки материально-технической базы33Лень2424Как Вы считаете, нужна ли исследовательская деятельность на уроках ОБЖ?да, и как можно больше разнообразных исследовательских заданий815да, но заданий должно быть в меру3258нет, это ни к чему1527
Выводы по таблице 2: большей части учащихся хочется заниматься учебно-исследовательской деятельностью, но лишь небольшой части - в рамках курса ОБЖ. Также большинство респондентов считают, что задания исследовательского характера нужны на уроках ОБЖ, но их должно быть в меру. Обучающиеся честно признаются в том, что заниматься учебно-исследовательской деятельностью им мешают: нехватка времени, лень и недостаток собственных знаний.
Большая часть учащихся (34%) согласны с утверждением: «Мне очень хочется заниматься исследовательской деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами». Немного меньше обучающихся (31%) хотят заниматься учебно-исследовательской деятельностью, но не могут, так как не успевают осваивать основную школьную программу. 19% респондентов признаются, что стали бы заниматься исследовательской деятельностью, только если за это по предмету поставят высокую отметку. 16% опрошенных учеников не интересна учебно-исследовательская деятельность, они не хотят ею заниматься.
Большинство опрошенных учащихся (25%) предпочитают заниматься социально-экономическим исследованием. Немногим меньше респондентов (23%), выбравших в качестве наиболее приемлемого для них филологическое направление.
Каждый пятый участник опроса отмечает свое желание заниматься естественными науками. 18% респондентов самым важным для себя направлением учебных исследований выбрали математическое. Только 14% опрошенных учащихся хотят заниматься исследовательской деятельностью в рамках ОБЖ и физической культуры.
Большая часть респондентов (34%) хочет проводить эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных.
Более 27% участников опроса отмечают социологические опросы, интервью и их обработку. 20% опрошенных учащихся нравиться выдвигать собственные гипотезы, теоретически обосновывать проблемы, теории, задачи и в последующем презентовать свои идеи.
Чтение научной литературы и ее переработку в качестве излюбленного метода учебно-исследовательской деятельности выделили 17% респондентов. Свой вариант отметили 1% опрошенных учащихся, но какой не указали.
При организации учебно исследовательской деятельности возникают трудности не только у учителей, но и у учащихся. Наибольшему количеству опрошенных учеников (48%) не хватает времени на занятие учебно-исследовательской деятельностью.
Более 23% респондентов честно признаются в том, что им лень заниматься учебнам исследованием. 8% опрошенных учащихся отмечают недостаток собственных знаний, а 6 % - недостаток данных. 4% респондентов говорят об отсутствии помощи со стороны учителей.
Такое же количество обучающихся не нравиться отсутствие понимания со стороны одноклассников. 3% респондентов отмечают, что родители не одобряют их желание заниматься учебно-исследовательской деятельностью. Такой же процент учащихся выделил как главную сложность - финансовые затруднения, недостатки материально-технической базы.
Большее количество опрошенных обучающихся (58%) считают, что на уроках ОБЖ небходима учебно-сследовательская деятельность, но заданий должно быть в меру. 15% респондентов сказали о необходимости учебно-исследовательской деятельности и как можно большем количестве разнообразных исследовательских заданий. Однако 27% опрошенных учащихся выделяют, учебно-исследовательская деятельность в школьном курсе ОБЖ не нужна.
В опросе принимали участие учащиеся среднего звена (7-е и 8-е классы), а также ученики старшего звена школы (10 класс). Мы провели сравнительный анализ анкет старшеклассников и более младших учеников. В каждом классе сложилась своя атмосфера и результаты ответов получились различные. У старшеклассников можно отметить снижение желания заниматься учебно-исследовательской деятельностью без положительной оценки по данному предмету.
Только 10% старшеклассников хотят заниматься исследовательской деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами, а в 7-х и 8-х классах учащиеся, ответившие также, составляют большинство (39%).
Однако значительная часть старшеклассников (36%) хотят заниматься учебно-исследовательской деятельностью, но им не хватает времени. Такой же процент учеников 10 класса будет решать исследовательские задания, но ради оценки.
В среднем звене школы учащимся также не хватает времени на учебно-исследовательскую деятельность из-за того, что не успевают осваивать основную программу (31%). Впрочем, только 16% учеников 7-х и 8-х классов будут решать исследовательские задания, если им поставят за это отметку по предмету.
Процент опрошенных учащихся, не желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью, в 10 классе выше (18%), чем среди обучающихся среднего звена (14%).
Стоит отметить, что в 8 «Б» ни один ученик не выбрал это направление, а в 7 «Б» наоборот, большая часть предпочла филологическое направление. 24% участников опроса из 7-х и 8-х классов сказали о том, что им нравиться социально-экономическое направление. Естественные науки предпочли 20% учащихся среднего звена школы. К сожалению, никто из опрошенных старшеклассников не выбрал для себя направление ОБЖ и физическая культура.
Однако среди учеников 7-х и 8-х классов 15% хотят заниматься учебно-исследовательской деятельностью в курсе ОБЖ. Скажем также, что среди учащихся 7 «В» класса большинство опрошенных предпочли ОБЖ и физическая культура, а в 8 «Б» ни один не захотел заниматься исследовательской деятельностью в этом направлении.
Чтение научной литературы и ее переработку среди всех методов учебно-исследовательской деятельности предпочитают почти одинаковое количество сравниваемых категорий учащихся: 17% учеников 7-х и 8-х классов, 18% старшеклассников.
Социологические опросы, интервью и их обработку выбирают большее число участников опроса из среднего звена (29%), только 18% учащихся 10 класса отметили этот метод. Старшеклассникам больше нравиться проводить эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных (36%), чем ученикам 7-х и 8-х классов, среди них предпочитают данный метод учебно-исследовательской деятельности 31%.
Ученики старших классов также отдают большее предпочтение выдвижению собственных гипотез, теоретическому обоснованию проблем, теорий, задач с последующей презентацией своих идей (28%), в отличии, от участников опроса из 7-8 классов (19%). 4% учащихся среднего звена выбрали другой вариант, но не указали какой именно.
Большему количеству учащихся сравниваемых категорий недостаточно свободного времени на учебно-исследовательскую деятельность: 42% старшеклассников и 47% учащихся 7-8 классов. В каждом исследуемом классе этот ответ самый часто выбираемый.
Процент тех, кому лень заниматся исследовательскими заданиями, отлчается всего на 1: 24% учасников опроса из среднего звена школы и 25% соответственно среди учеников 10 класса. Отметим тот факт, что учащиеся 7 «В» класса почти все отметили этот вариант. Все опрошенные старшеклассники считают, что им достаточно знаний для учебно-исследовательской деятельности, а 10% обучающихся 7-х и 8-х классов не уверены в достаточности своих знаний.
Учащимся старшего звена школы (17%) не хватает поддержки со стороны учителей, в то же время только 3% учеников 7-х и 8-х классов недостаточно помощи педагогов. 8% старшеклассников и 4% обучающихся 7-8 классов отметили непонимание со стороны одноклассников.
Учащиеся старших классов не отмечают отсутствие одобрения со стороны родителей и недостаток данных. Неодобрение родственников выделили 4% опрошенных школьников среднего звена. В каждом классе, кроме 10 «А» есть по одному ребенку, считающему, что родители не одобрят его занятия учебно-исследовательской деятельностью.
% учащихся 7-х и 8-х классов говорят о недостатке данных (нет доступа в интернет, нет необходимых книг и т.д.). 8% старшеклассников и 2% участников опроса среднего звена испытывают финансовые затруднения, недостатки материально-технической базы.
Большая часть участников опроса считает, что в школьном курсе ОБЖ заданий исследовательского характера должно быть в меру (44% старшеклассников и 61% учащихся среднего звена).
% опрашиваемых школьников старшего звена школы и 13% учеников 7-х и 8-х классов хотят, чтобы на уроках ОБЖ было как можно больше вариантов заданий учебно-исследовательского характера. 33% опрошенных десятиклассников не считают учебно-исследовательскую деятельность необходимой в школьном курсе ОБЖ. Немного меньший процент участников опроса из среднего (26%) звена школы с ними согласны.
.4 Изучение и анализ школьных программ курса ОБЖ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).
Нами была рассмотрена и проанализирована школьная программа по ОБЖ. Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» с учетом требований федеральных государственных стандартов основного общего образования второго поколения [26].
Содержание курса ОБЖ основано на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства: За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. Модульный принцип позволяет: эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс при изучении тематики ОБЖ; структурировать содержание программы при изучении предмета в 7-9 классах.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства. Данный раздел включает:
А) основы комплексной безопасности;
Б) защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
В) основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации.
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. В этот модуль входят 2 раздела:
А) основы здорового образа жизни;
Б) основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
В 5 классе на предмет ОБЖ отводиться 34 часа (1 час в неделю). Пятиклассники изучают следующие темы: «Человек, среда его обитания, безопасность человека»; «Опасные ситуации техногенного характера»; «Опасные ситуации природного характера»; «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»; «Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение»; «Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства»; «Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни»; «Факторы, разрушающие здоровье человека»; «Первая помощь и правила ее оказания». В любой из перечисленных тем можно применить учебно-исследовательскую деятельность с учетом возрастных особенностей данной группы школьников. Они только начинают приобретать основу научных понятий. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия.
Далее рассмотрим тематический план для учащихся среднего звена образовательного учреждения. В 7 классе на ОБЖ отводиться столько же часов, как и в 5. Учащиеся 7 класса обучаются по темам: «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера»; «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения»; «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения»; «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения»; «Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения»; «Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения»; «Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения»; «Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения»; «Защита населения от природных пожаров»; «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму»; «Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека»; «Первая помощь при неотложных состояниях». В данных выше тематиках также, возможна разработка и применение различных заданий исследовательского характера. Учебно-исследовательская деятельность семиклассников будет более серьезной, углубленной и осмысленной.
Часы, отведенные на предмет ОБЖ в 8 классе - 34 (1 час в неделю). Проанализируем тематическое планирование для 8 класса. Список изучаемых тем довольно обширен: «Пожарная безопасность»; «Безопасность на дорогах»; «Безопасность на водоемах»; «Экология и безопасность»; «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия»; «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций»; «Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»; «Здоровый образ жизни и его составляющие»; «Первая помощь при неотложных состояниях». Характер и методы учебно-исследовательской деятельности примерно такие же, как и с семиклассниками. Учитель должен учитывать переходный возраст и найти индивидуальный подход к каждому ученику.
В старших классах также изучается ОБЖ. Рассмотрим тематическое планирование для 10 класса. Десятиклассники осваивают следующие темы: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»; «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны»; «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний»; «Основы здорового образа жизни»; «Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества»; «Боевые традиции Вооруженных Сил России»; «Символы воинской чести». В старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников более углублена в научное знание. Задания исследовательского характера становятся более сложные и обширные.
.5 Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках ОБЖ
Следующим этапом исследования являлось внедрение различных видов учебно-исследовательской деятельности во время урока ОБЖ на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением английского языка» г. Вологды.
Проблемно-реферативное исследование применялось на уроке по теме: «Гражданская оборона. Основные понятия и история» в 10 «А» классе. После того, как учащиеся вместе с учителем разобрали определение гражданской обороны, они приступают к изучению ее истории. Для этого ученики получают карточки с текстом, в котором пропущены некоторые даты или слова. Десятиклассники читают текст учебника для 10 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» А. Т. Смирнов Б. И. Мишин В. А. Васнев в параграфе 2.1. «Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны» на страницах 28-30 и заполняют пропуски в выданных карточках [35].
После выполненной работы один или несколько учащихся зачитывают текст, который у них получился. Затем обучающиеся обсуждают правильность выполнения. Через урок десятиклассники писали проверочную работу по теме «Гражданская оборона», в которую были включены несколько заданий по истории ГО. Почти все учащиеся справились с этими заданиями без ошибок.
Диагностико-прогностическое исследование проходило в рамках урока «Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами» в 7 «Б» классе. После изучения нового материала учащиеся разделились на 5 групп. Каждой группе была выдана карточка определенной ситуационной задачей. Ученики в группах между собой обсуждают, сложившуюся ситуацию, которая описана на карточке: оценивают обстановку, связанную с цунами, прогнозируют действия волны и предполагают свое поведение. Далее за обсуждением в группе, каждую задачу по очереди зачитывают на весь класс и предлагают свои идеи по данной проблеме.
Такой вид учебно-исследовательской деятельности был хорошо принят учащимися, им показалось интересным решать такие задачи. Семиклассники активно работали в команде, обсуждали, высказывали свое мнение.
Нами был также реализован еще один метод - проектно-поисковая деятельность. Учащимся 8 «А» класса были предложены на выбор 2 проекта в форме домашнего задания после изучения темы: «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке»:
) Составить свое меню на 5 дней с учетом витаминов и пищевого разнообразия. Итоговые вопросы: соответствует ли это меню Вашему повседневному? Реально ли постоянно питаться по такому меню? Нравиться оно Вам?
) Составить список бытового мусора, которого вы выбросили в течение 5 дней. Итоговые вопросы: как Вы считаете, много ли мусора после себя оставили? Какой ущерб может это нанести природе?
Восьмиклассников увлек этот проект. Они с энтузиазмом взялись за выполнение домашнего задания. Во время урока и на перемене учащиеся оживленно обсуждали свои проекты и результаты. Учеников 8 «А» класса увлекла тема экологии и здоровья в предложенной проектно-поисковой деятельности.
Аналитико-систематизирующее исследование было проведено в 8 «А» классе на уроке «Загрязнение окружающей среды». После нового материала, который начал объяснять учитель, учащимся было дано исследовательское задание: прочитать страницы 80-83 учебника А. Т. Смирнов Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса и составить таблицу [34]. Восьмиклассники описывали загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы (источники, основные вредные вещества, влияние на человека и др.) посредством таблицы. За анализом и систематизацией текста, записи таблицы последовала проверка выполнения исследовательского задания. Ученики 8 «А» отлично справились с данным заданием.
Описательное исследование нами было реализовано в 7 «Б» классе. Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Защита населения». Учащимся был показан учебный фильм, в котором показывались основные виды пожаров. Далее после просмотра видеофрагмента семиклассники описывали те виды пожаров, перечисленных в учебном фильме. Учащиеся справились с данным заданием, однако необходимо было иногда задавать наводящие вопросы.
Изобретательско-рационализаторское исследование обучающихся было реализовано на уроке в 7 «Б» классе на тему: «Наводнения». На данном уроке школьники пытались устно смоделировать различные ситуации наводнений и придумать способы и устройства из подручных средств для выхода из сложившейся обстановки или облегчения условий.
. Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является использование учебно-исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают обучающимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
. Особенностями организации учебно-исследовательской деятельности в школьном курсе ОБЖ являются поэтапное применение заданий исследовательского характера; соответствие информации, содержащейся в заданиях, уровню знаний и возрастным особенностям учащихся; учебно-исследовательские задания должны быть интересными, а проблемы их решения - доступными и реальными.
. По мнению учителей и учащихся школ г. Вологда использование в рамках школьного курса ОБЖ проектно-поисковой деятельности, проблемно-реферативного и диагностико-прогностического исследований являются наиболее эффективными. Для 22% опрошенных учителей учебно-исследовательская деятельность служит критерием отбора работ учащихся для участия в конференциях и олимпиадах. Учащиеся отмечают, что участие в данных проектах позволяет им не только получить новые знания, положительные оценки, но и способствует формированию практических навыков и профилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение учебно-исследовательской деятельности на уроках ОБЖ способствует развитию познавательной сферы учащихся всех возрастных групп. В процессе учебно-исследовательской деятельности активируются интеллектуальное развитие учащихся, а также повышается мотивация к изучению предмета ОБЖ.
Исследовательские задания формируют организаторские способности учащихся, активизируют в решении сложных задач. Они оказывают огромное влияние на школьников, формируют разные навыки и способности человека: познавательные, аналитические, социальные, коммуникативные, умение нестандартно мыслить, работать в группе, быстро принимать решения, брать ответственность за свои действия.
Таким образом, применение исследовательских заданий в ходе учебного процесса дает возможность выполнять весь комплекс педагогических задач, использование учебно-исследовательской деятельности является актуальной и важной функциональностью. Но не стоит забывать, что учебно-исследовательскую деятельность необходимо применять в системе всех методов и форм учебной работы. В совокупности с применением других педагогических технологий они приумножают эффективность обучения школьников в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе исследования мы выявили и обозначили определение особенностей подготовки и проведения учебно-исследовательской деятельности на уроках ОБЖ. Проведенный анализ по учебно-исследовательской деятельности в школе на уроках ОБЖ показал, что школьникам достаточно интересны подобного рода мероприятия, поскольку в процессе решения исследовательских заданий повышается интерес к учебному процессу и приобретаются новые знания, умения и навыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, Н. В. Компетентностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 7-8 классы: дис. канд. пед. наук. / Спб, 2010. - 186 с.
. Алексеев, А. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / А. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. 2002. - № 1. - С. 24-34.
. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: учеб. пособие / В. И. Андреев. - Казань: Издательство КГУ, 1988. - 238 с.
. Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя ОБЖ общеобразовательной школы: учеб. пособие / О. А. Апраксина. - Москва: Дашков и К, 2010. - 110 с.
. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся / М. Н. Арцев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 6. - С. 4-30.
. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью школьника / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 12. - С. 56-57.
. Борзенко, В. И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В. И. Борзенко, А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - Москва: Народное образование, 2001. С. 80-88.
. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -Москва: Педагогика-Пресс, 1999. - 247 с.
. Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. - 2005. - № 3. - С. 21-26.
. Головизнина, Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности / Н. Л. Головизнина // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - C. 6-10.
. Громова, Т. В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы. - 2006. - № 7. - С. 49-53.
. Двойнова, Н. Ф. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3. - С. 68-70.
. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск: Издательство УГУ, 2001. - 234 с.
. Иванов, Г. А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. С. 22-28.
. Калачихина, О. Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ / О. Д. Калачихина // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2. - С. 77-82.
. Калинкина, Н. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся / Н. В. Калинкина // Детское творчество. - 2006. - № 6. - С. 47-53.
. Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. - Санкт-Петербург, 1982. - 172 с.
. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология: учебное пособие / Н. Д. Левитов. - Москва: ГУПИ МП РСФСР, 1960. - 427 с.
. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей / А. В. Леонтович. - Москва: МГДД(Ю)Т, 2003. - 98 с.
. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2004. - 352 с.
. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123-127.
. Мухина, Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Т. Г. Мухина. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
. Обухов, А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 18-23.
. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. - Москва: Прометей, 2006. - 224 с.
. Программа с поурочной методической разработкой 5-8 классы - Москва: Просвещение, 1983. - 113 с.
. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О. Г. Проказова // Педагогические науки. - 2010. - № 1. - С. 66-69.
. Проказова, О. Г. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся или кто кого воспитывает и обучает / О. Г. Проказова // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия / 67-я гимназия: Verba Magistri. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 408-413.
. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / под ред. А. С. Обухов. - Москва: Народное образование, 2001. - 271 с.
. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 1. - С. 22-32.
. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А. И. Савенков. - Москва: Ось-89, 2013. - 480 с.
. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - Москва: Сентябрь, 2003. - 235 с.
. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - Москва: Просвещение, 2008. - 208 с.
. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - Москва: Просвещение, 2008. - 233 с.
. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнеев. - Москва: Дрофа, 2007. - 160 с.
. Черных, Н. В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся / Н. В. Черных // Практика административной работы в школе. - 2007. - № 3. - С. 86-92.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
. Авдеева, Н. В. Методические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе «ОБЖ» / Н. В. Авдеева // Мир науки, культуры, образования: электрон. журн. - 2010. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-uchebno issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-kurse-obzh.
. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-3593.