Педагогические условия организации экологической среды дошкольном учреждении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,8 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические условия организации экологической среды дошкольном учреждении

Введение

В настоящее время отмечается ухудшение экологической обстановки в мире из-за влияния техногенных факторов, многие из которых губительно действуют на окружающую среду. Негативные стороны проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения качества экологической образованности населения, его экологической культуры и воспитанности, реализации принципов нравственно-устойчивого развития. Процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершиться как можно скорее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошли необратимые экологические катастрофы. Поэтому необходимо совершенствовать экологическую образованность подрастающего поколения, которая впоследствии окажет большое влияние на научное познание окружающей среды, что в конечном итоге, скажется на ее улучшении и преобразовании.

Именно в этом возрасте закладывается миропонимание человека, его отношение к окружающему миру. Целью экологического образования в детстве является развитие у дошкольников познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельносного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека.

Изучение педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждает: необходимо разработать педагогические условия организации экологической среды дошкольном учреждении, уделять серьезное внимание отбору содержания, форм, методов и объектов экологического образования дошкольников, что определит успех в усвоении экологических знаний детьми дошкольного возраста. Поэтому так актуальна проблема обеспечения педагогических условий, направленных на организацию экологической среды в дошкольном учреждении. К настоящему времени в науке накоплены теоретические и практические знания, необходимые для постановки и решения проблемы взаимодействия человека и природной среды. Это труды в области философии - В. С. Соловьева, Н. Г. Умова, Н.Ф. Федорова, А. Л. Чижевского.

В дошкольной педагогике разработаны концепции построения развивающей предметно-пространственной среды (С. Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, В.Ф. Сидоренко, В.В.Федоров и др.) В рамках сравнительных педагогических исследований проанализированы плюралистические, теоретические и практические пути организации среды, сообразной особенностям жизни ребенка как природного и социального существа (Т. В. Фуряева).

Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста (Е.И. Золотова, Н.Н. Поддьяков, Е.Ф.Терентьева, И.А. Хайдурова и др.). Как считают по этому поводу ученые, важно не столько предметное содержание среды, сколько характер ее презентации (преподнесения) взрослыми и восприятия детьми Формирование экоцентрического отношения детей к окружающему миру в дошкольных образовательных учреждениях находит свое отражение в создании специальных экологических программ: «Наш дом - природа» (Н. А.Рыжова); «Юный эколог» (С. Н. Николаева); «Мы - земляне» (Н.Н.Вересов) и др.

Проблема организации педагогических условий, оказывающих влияние на повышение качества экологической образованности детей дошкольного возраста, как показывает анализ литературы, является проблемой пока еще недостаточно изученной. До сих пор недостаточно разработаны и обоснованы педагогические условия повышения качества экологической образованности детей дошкольного возраста, что позволило обнаружить противоречия : между необходимостью разработки и внедрения программы личностного развития ребенка с основами экологического мировоззрения и недостаточной экологизации развивающей среды дошкольного учреждения; между признанием того, что ребенок осваивает окружающий мир в чувственном восприятии и непосредственной деятельности и отсутствием реальных условий для активного взаимодействия и преобразования природной среды.

Нами рассматривается проблема организации освоения природной среды детьми старшего дошкольного возраста. Выбор данной возрастной категории обусловлено тем, что именно старший дошкольный возраст в педагогических и психологических исследованиях признается наиболее благоприятным для построения взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды (Н.Ф. Виноградова, В Г. Грецова, С. Д. Дерябо, С. Н. Николаева, С. Л. Рубенштеин, И.А. Хайрулова и др.). Для детей старшего дошкольного возраста характерна слитность, естественность единения с природой, дистанция с которой в этот период минимальна. Кроме того, данный возраст характеризуется любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру (Я. Корчаг, А. Валлон, З. П. Плохий).

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природной среды не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.

Проблема исследования: изучение возможностей организации экологической среды в дошкольном учреждении и определение условий ее реализации в педагогическом процессе.

Тема исследования: «Педагогические условия организации экологической среды в ДОУ».

Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении и выявить их эффективность в дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования -- процесс освоения экологической среды детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования- педагогические условия эффективного освоения экологической среды детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

.Изучить состояние проблемы освоения детьми окружающей среды в педагогических исследованиях.

.Теоретически обосновать и определить педагогические условия организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выявленных педагогических условий, необходимых для эффективного освоения экологической среды детьми дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс освоения экологической среды будет проходить эффективно, если: организована деятельность по изучению процесса освоения детьми экологической среды, определены его критериальные характеристики и уровни развития; организовано обогащение различных видов детской деятельности средствами экологической среды; имеет место насыщение и дифференциация экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Методы: теоретический анализ научных и учебно-методических источников по проблеме исследования; наблюдение, естественный эксперимент, использование проблемных ситуаций, беседы по вопросам, эмпирические методы, анкетирование педагогов и родителей; формирующий эксперимент: разработка экологической среды в дошкольном учреждении; анализ творческих работ и других продуктов деятельности детей.

База исследования: МДОУ ДС №12

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации экологической среды в дошкольном учреждении

1.1 Роль среды в развитии детей дошкольного возраста

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Нельзя не согласиться с А. И. Арнольдовым, который утверждает: "Сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная многообразная самоорганизующаяся культурная среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности ее физической предметной среды ее влияния на психическое состояние деятельность началось за рубежом относительно недавно во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 - 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых - производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров идеалов, интересов, потребностей."[2. 243].

Как показал анализ педагогической литературы решение данной проблемы нашло серьезное научное обоснование в советской педагогике. Постепенно выделялись все более значимые способы познания окружающего мира, разрабатывались содержание и методы природоведческой работы (А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев).

Постепенно в педагогической теории стала разрабатываться новая область - теория и методика экологического образования дошкольников, определяющая содержание, принципы, методы, формы экологического образования. Теоретической основой методики экологического образования является ряд исследований в области дошкольной педагогики. Особый вклад в разработку экологических программ и инновационных форм и методов экологического образования дошкольников был внесен И. А. Хайдуровой, С.Н. Николаевай, Е.Ф.Терентьевой, З.П. Плохий, Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, Л.С. Игнаткиной, Т.В.Христовской, Н. А. Рыжовой, М.К. Ибрагимовой, Э.Э. Баранниковой, И. А. Комаровой, Т.Г. Табунашвили, Н.Е.Черноивановой, А.Н. Потаповой и др.

Анализ литературы исследователей в области теории и методологии экологического образования дошкольников (И. Д, Зверев, И.Т. Суравегина, С.Н. Николаева, А.В. Миронов, Л.В.Моисеева и др.)позволил сформулировать основные экологические понятия. Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Экологическое воспитание - это воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально - психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

Являясь активным существом, ребенок в процессе открытого, динамического и диалогического взаимодействия преобразует среду. В культурно-исторической концепции онтогенетического развития психики выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, рассматривая среду как источник развития высших психических функций, обращал особое внимание на отношение ребенка к окружающей среде. В качестве основной единицы изучения этого отношения Л.С. Выготский определил «ключевое переживание» как «узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств». Выявление характера влияния среды как источника переживаний и деятельности ребенка предполагает изучение ее не в ее «абсолютных показателях», а в отношении к ребенку.

В исследованиях психологов различных направлений выявлена зависимость поведения человека от особенностей среды. Определены разные типы средового поведения, как территориальность и персонализация (Т. Нийт, А. В. Петровский, М. Хейдметс, Р. Баркер, Р. Гумп, Р. Соммер). Территориальность поведения предполагает контроль над средой, выступающей в роли объекта. Персональное поведение в среде означает отождествление, продолжение себя с ее помощью, т.е. «материализацию своей индивидуальности».

В целом в истории науки можно выделить различные подходы к пониманию сущности процесса взаимодействия ребенка и среды, развиваемые в русле экспериментальной педагогики, педологии, реформаторской педагогики (М. Я. Басов, П.П. Блонский, С.С. Моложавый, С. Байр-Климфингер, Э. Мейман, М. Монтессори, С. Холл, Р. Штайнер и др.). В биогенетическом подходе характер влияния среды определяется врожденными особенностями ребенка. Среда выступает в качестве «ключа» для упорядочивания внутреннего мира ребенка, обеспечивая условия для развертывания внутренней биогенетической программы. В социогенетическом подходе главная педагогическая роль отводится средовым факторам, которые, оказывая положительное или отрицательное влияние, детерминируют развитие и воспитание личности ребенка.( М.И. Васильева).

В теории и практике педагогики накоплен значительный потенциал знаний об использовании возможностей среды как средства воспитания, обучения и развития ребенка. При этом особое внимание уделяется характеру структурирования, организации среды, педагогический потенциал которой необходимо «запустить». Разработаны принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении: дистанции, активности, динамичности, комплексирования, эмоциогенности, открытости - закрытости и др.(Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова). В контексте средового подхода в теории воспитательных систем раскрыты основные способы реализации воспитательного потенциала среды: дифференциация, интеграция, генерирование. декомпенсация (Ю.С. Мануйлов).

Рассматривая психолого-педагогические исследования (Л.С.Выготского, Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, П.И. Зинченко и др.) об особенностях восприятия детьми 5-7 лет природных объектов: овладение детьми познавательными действиями определенного типа; развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления; совершенствование потребности детей к новым знаниям. Психологи выделяют три области экологических закономерностей, доступных познавательным возможностям детей дошкольного возраста: закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания; внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях; различные формы приспособительской взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического развития.

В данной главе особое место уделяется формам экологического образования дошкольников. Как показывает анализ педагогической литературы, вопросами совершенствования форм, методов, качества экологического образования дошкольников занимались Н. Николаева, В.В. Зебзеева, Н. А. Рыжова и др. С учетом анализа литературы по изучаемой проблеме среди эффективных форм и методов, направленных на повышение качества экологического образования дошкольников необходимо выделить - экологические занятия и экскурсии в природу, уроки мышления, организацию экологических пространств, экологические экспедиции, организацию дежурств, создание зеленой зоны природы, зимний сад, экологическую тропу, проведение экологических кружков, прогулки, экологические наблюдения, экологические походы, экологические опыты и эксперименты и т.д.

Являясь составным компонентом среды, природа имеет для ребенка дошкольного возраста особое значение как наиболее близкое и понятное окружение.

Изучение производственных и общественных помещений выполняет самые различные функции, и числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что внутреннее пространство (место пребывания человека) - это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.

На Рижской конференции 1987 г. [33,145]была поднята проблема рекреационной среды как совокупноcти естественной природной среды и искусственной предметно-пространственной материальной среды, имеющей огромное значение с точки зрения воспроизведения человеческого фактора.

Новый виток в развитии отечественных исследований в сфере психологии взаимодействия человека со средой представлен материалами Г. А. Ковалева [9.18], в которых дается обстоятельный анализ двух направлений зарубежных исследований: психологии среды и экологической психологии. Общий подход обоих направлений - рассмотрение организма и среды в их взаимосвязи и взаимовлиянии, которые вызывают изменения как самой среды, так и организма, его различных аспектов (химического, биологического, социального и психологического). По существу, это новый взгляд на место и положение человека в мире. " Неслучайно, - пишет Г. А. Ковалев, - именно под влиянием возрастающей озабоченности за судьбу окружающей среды повысился интерес психологов к своему физическому и социальному окружению"[9.87]. Общая характеристика нового психологического взгляда на среду заключается в том, что всякий раз имеется в виду конкретная среда, которая изменяется и упорядочивается человеком. Эта новая область возникла под давлением социальных проблем, связанных с выживанием человека на Земле в современных условиях.

Не меньший интерес данная проблема вызывает у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.

Анализ работ выдающихся русских педагогов (К. Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.) свидетельствует: успешность школьного обучения, положительные сдвиги в развитии учащихся, их благополучное эмоциональное состояние в процессе учебной деятельности связаны с общим укладом школьной жизни, с созданием благоприятной обстановки, стимулирующей различные формы активности детей. В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. В двухтомнике "Теория и практика воспитательных систем"[15,30] обсуждается проблема средового подхода в воспитании. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже Х1Х-ХХ в в., становление понятий "педагогическое средоведение", "педагогика среды" в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными.

Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, "засасывала", в другом - сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось (С. Н. Николаева).

В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л. И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия "окружения" и "среды": не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что "использовать среду в организации воспитательных влияний - значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений". [2. 83].

По определению А.С. Веретенниковой, среда - это совокупность экологических факторов (воздух, свет, тепло, вода, пища), которые влияют на распространение живых организмов(Веретенникова А.С.).

Появление "Концепции воспитания детей дошкольного возраста ",провозгласившей новый, личностно-ориентированный взгляд на ребенка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения.

Группа исследователей, возглавляемая В.А.Петровским [ 20,26 ], определяет главную цель организации среды как содействие становлению личности ребенка. Предметное окружение дошкольника должно обеспечить ему психологическую защищенность-доверие к миру, ощущение радости существования, оно должно способствовать полноценному общению со взрослыми, которые могут понять его, встать на его точку зрения, не игнорировать его чувств и эмоций.

Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, выдвигаемые исследователями, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности.

Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой-- его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где прибывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам. Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям - живописи, музыке, литературе. В предметное окружение до школьника должны попадать лучшие образы общечеловеческой и национальной культуры.

Таким образом, совершенно очевидно, что данная концепция носит личностный характер - она направлена создание такой предметной среды, которая обеспечит каждому ребенку развитие его способностей, понимание собственных физических и психических возможностей, их постоянного совершенствования.

Вслед за первой появилась вторая - психолого-педагогическая концепция развивающей среды, разработанная С.Л. Новоселовой. В основу этой концепции положен деятельностный подход к педагогическому процессу - современные представления о влиянии предметной деятельности на психическое и личностное развитие ребенка. Автор подчеркивает: деятельность строит психику, а бездеятельность ведет к деривации личности, сужает ее возможности. Именно поэтому необходима амплификация (обогащение) психического развития детей через разные формы и виды деятельностей.

Об этом свидетельствуют результаты экспериментальных исследований советской школы психологов (А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.) С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. "Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка" [36.10].

Основные требования к предметной среде - ее развивающий характер, возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития. Разнообразная, правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является "носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения" [18,12]. Полноценная предметная среда для детской деятельности - это по существу старт дальнейшего прогресса общества; отсутствие ее может привести к деградации целей человеческого развития.

Автор концепции подчеркивает еще одно важное положение: деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие ребенка "Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена "информация", которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску"(14,19).

Важным аспектом концепции являются конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных "пространств" для разных видов деятельности взрослых и детей: каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципу функционального комфорта -обеспечивать основные потребности в деятельности, разнообразие и удобства деятельности, соответствовать положениям эргономики. Детское учреждение должно принадлежать детям и взрослым - воспитателям и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно. Детям должны быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.

Особое внимание уделено автором проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения. Проект двора-парка может включать не только традиционные сад, цветники, огород, но и парковые зоны (аллеи, лужайки), а также лес и лесные поляны, водоем с лягушками или тритонами. Ценно в этих рекомендациях то, что автор подходит к данной развивающей среде одновременно с двух позиций - экологической и педагогической. Автор считает, что в детском учреждении можно свободно содержать традиционную кошку или собаку с добрым характером, ухоженную овцу с ягнятами, фазанов или павлинов на лужайке. Особенно интересно привлечение естественной фауны - при богатой и разнообразной растительности, специальном создании мест кормления и укрытия на территории двора-парка могут проживать различные птицы и насекомые, еж и белка, ящерица, жабы и лягушки.

Такой проект зеленой зоны образовательного учреждения, населенный различными живыми существами, особенно значим для городских детей, по сути оторванных от природы. Но он будет мертв, если рядом с детьми не окажется взрослого, который раскроет им красоту и тайны окружающей их природы.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде." От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности» (11, 22).

Так, Г.Н. Соломахина считает, что для «формирования экологического мировоззрения детей необходимо постоянно наблюдать за множеством проявления движения и изменения в природе, не проходить мимо равнодушно; конечно при этом сам педагог должен быть грамотным, творческим и - что очень важно - дружелюбно настроенным по отношению к природе» (Соломахина).

Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой к познанию мира растений и животных, взрослые способствуют активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

.2 Педагогические условия организации экологической среды в дошкольном учреждении

Биоцентрический подход к методике воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания совершенно определенных условий для воспитания детей. Главная особенность этих условий -- привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная- с экологической точки зрения - организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду, пригодную для воспитания детей. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей (Н.А. Рыжова).

В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами было определено, что особенности субъективного отношения к животным растениям и вообще к природе в целом у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-30-х гг. ХХв. Жан Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольников является эгоцентризм, который приводи к тому, что ребенок четко не дифференцирует окружающий мир. Исследователи М.К.Ибрагимова, М.С. Коган, Э.Э.Баранникова, Т.Н. Виноградова отмечают, что дети из тех семей, где практикуются физические наказания, гораздо чаще сами проявляют жестокость. Поэтому проблема формирования экологической культуры и осознанно-правильного отношения к природным объектам рассматривается многими учеными, в том числе И.Д. Зверевым, С.Н.Николаевой, С.Н. Глазачевым, Л.В. Моисеевой, О.Н. Лазаревой и др. Согласно изученным теоретическим источникам наиболее распространенная причина жестокого отношения к природе у детей дошкольного возраста - это отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность в непосредственном общении детей с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы создания педагогический условий повышения качества экологической образованности детей дошкольного возраста.

Анализ исследований, посвященных структуре и содержанию экологического образования (И.Т. Суравегина, С.Н.Глазачев, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, С.Н.Николаева, А.В.Миронов), позволил уточнить педагогические условия организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении: создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания, осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование, систематическое повышение квалификации педагогического персонала, выявление уровня экологической культуры детей и т. д.

И.П.Подласый считает, что «компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, -- педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.» (И.П. Подласый).

В.А.Сластенин (2003) отмечал, что «педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса как системы: содержание образования и средства (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы)» (В.А. Сластенин,). Таким образом, педагогические условия - это компонент педагогического процесса, без которого педагогический процесс не осуществится и служит основным экологическим условием организации экологической среды.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор (Николаева С.Н.).

Содержание экологического образования детей дошкольного возраста представлено в современных программах экологического образования дошкольников: «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова), «Мы - земляне» (Н.А.Вересов), «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), « Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Планета - наш дом» (И.Н. Белавина, Н.Г.Найденская) и др. Перечисленные программы направлены на воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры, гуманного, осознанного отношения к окружающему миру. Во всех программах предлагается усложненный вариант содержания знаний о природе, необходимый для постепенного усвоения детьми дошкольного возраста, педагогические модели руководства эколого-педагогической организации экологической среды в ДОУ.

Многие годы в нашем обществе преобладал потребительский, антропоцентрический подход к постановке и решению проблем, в том числе и в образовании. Главная особенность такого подхода: человек - мера всех вещей, «властелин и хозяин» природы, имеющий право изменять ее для своих потребностей (по И.Д. Звереву). Впервые вопрос о необходимости смены сложившихся стереотипов в экологическом образовании дошкольников был поднят экологами в 1997г.

Анализ методической литературы 50-80-х годов (С.А. Веретенниковой, П.Г. Саморуковой, М.М. Марковской и др.) позволил рассмотреть традиционный подход , где:

объекты окружающей природы рассматриваются прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменить природу по своему усмотрению для создания наиболее комфортным для своей жизни условий, без учета природных закономерностей. Формируется негативное отношение прежде всего к хищникам (волки, нападают на овец, лисы - крадут кур и т. д.), ядовитым растениям, грибам (съедобные и несъедобные, ядовитые), насекомым (М.М. Марковской «Уголок природы в детском саду»). Автор не рекомендует ловить и помещать в садки бабочек, их осталось мало в условиях города. Однако для того, «чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям гусеницы - листоеды», автор предлагает провести наблюдения. В результате дети наглядно убеждаются, «…как за короткий срок гусеницы поражают листья», а воспитатель проводит беседу о пользе птиц, уничтожающих таких гусениц. Складывается противоречивая ситуация: дети одновременно получают от воспитателя информацию о том, что бабочки красивы, нуждаются в бережном отношении, а гусеница (стадия развития бабочки!) - вредны, их нужно уничтожать;

- потребительский подход к природе - природа (лес) дает нам ягоды, грибы, древесину, топливо, поэтому мы должны ее беречь.

срезание веток, отлов диких животных для коллекций и наблюдений в детском саду (С.А. Веретенникова).

Впервые вопрос о необходимости смены традиционных подходов в экологическом образовании дошкольников был поднят Н.А. Рыжовой в 1997г.

Она рассматривает: -природу как - «дом» для живых существ, в том числе и человека, как самоценность природы; дерево - «дом» для животных, его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, эстетическое значение, роль в жизни человека; роль грибов в круговороте веществ (на ближайших примерах - в саду, парке, в лесу) и в жизни других организмов, связь с деревьями; учитывать законы природы, действовать в их рамках, помогать, прежде всего организмам, которые живут в измененной среде, рядом с нами; роль каждого организма в природе, их место в пищевых цепочках, самоценность; акцент на общении с объектами естественной природы, растения и животные служат средством обучения; организация наблюдений за объектами непосредственно в природе, без нанесения ущерба организмам (Н.А.Рыжова не рекомендует содержать диких животных в детском саду).

Таким образом, нами рассмотрены педагогические условия организации экологической среды в дошкольном учреждении. Необходимо совершенствование и обновление содержания экологического образования в дошкольных учреждениях посредством внедрения инновационных программ в педагогический процесс; внедрение совместных форм работы с родителями в педагогический процесс (экологические акции, экспедиции, субботники, праздники и др.); систематическое повышение квалификации педагогического персонала (овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей); внедрение новых форм и методов экологической работы с детьми.

дошкольный экологический среда педагогический

1.3 Анализ организации и содержания экологической среды в образовательных программах

За последнее время были созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних - немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», « Кроха».

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ -«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».

Программы по экологическому образованию Н. А. Рыжова подразделяет на три группы: экологической (биоэкологической), эстетико - культурно - экологической и социально - экологической направленности.

К первой группе относятся программы: С. Н. Николаевой « Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом - природа», Н. Н. Кондратьевой «Мы», Ж. Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка», А. В. Королевой «Экологическая дорожка», А. И. Ивановой «Живая экология: программа экологического образования дошкольников» и ряд других. В них акцентируется внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.)

Во вторую группу входят программы: В.И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» (культурно - экологическая); И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской «Планета - наш дом «, Т. И. Поповой « Мир вокруг нас». Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы экологии отходят на второй план.

К третьей группе относятся программы социально -экологической направленности: Н. Н. Вересова «Мы - земляне», Т. В. Потаповой «Детский сад 21 века» (второе название - « Надежда»), Л. М. Клариной «Экономика и экология». В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т. п.

Методическое обеспечение программ имеет разную степень развернутости. Требования к сочетаемости программ содержатся в «Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»--Методическое письмо Минобразования России от 24.01.95г. №46/19-15. Отдельные требования к экологическому образованию дошкольников в качестве временного стандарта сформированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей). Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования. Чаще дошкольные учреждения используют программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» благодаря их достаточному полному методическому обеспечению.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» (27) нацелена на воспитание гуманного, социально- активного и творческого начал в детях 5-6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

По Рыжовой Н. А.(28) экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельносного.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования Рыжова Н.А. выделят традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы, это: экологическая комната, лаборатория, живой уголок (уголок природы), зимний сад, музеи, дополнительные помещения, фитобар, коридоры и холлы, уголки в группах, огород, сад, альпийская горка, мини-фермы, территория, экологическая тропинка.

Экологическая комната - новый элемент развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. Экологическая комната дает возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, представляет им условия для самостоятельных наблюдений, игр, уход за живыми объектами. Комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона обучения, зона коллекций, зона релаксации, зона библиотеки, зона игр.

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения.

Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Живой уголок (уголок природы) - достаточно традиционный элемент развивающей предметной среды дошкольных учреждений. При организации живого уголка следует учитывать ряд моментов. В видовом составе животных уголка природы учитываются следующие аспекты:

·географический: желательно (по возможности) иметь в уголке представителей разных континентов;

·экологический: представлены животные различных сред и условий обитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям жарких и холодных стран);

·систематический: представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.);

·природоохранный: отмечены виды, которые в своих странах охраняются.

Видовой состав растений уголка природы учитывает следующие аспекты:

·географический: представлены растения разных стран, континентов, географических зон;

·экологический: представлены растения, произростающие в разных условиях (светолюбивое, теневыносливое, засухоустойчивое или влаголюбивое и т.д.);

·биологический: представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Растения и животные должны иметь паспорт, если позволяет площадь, можно выделить зоны: например, «водную зону», «зону пустыни», «зону леса».

Зимний сад - традиционный элемент среды. Вариативность этого элемента проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположении отдельных групп растений. Помимо комнатных растений в зимнем саду могут быть размещены отдельные животные (прежде всего птицы), аквариумы, небольшие архитектурные сооружения - мостики, арки и т. д., искусственные водоемы, мягкие кресла или диваны.

Дополнительные помещения - это оригинальные элементы среды (комнаты космоса, туристско - краеведческая комната и т. д.). Фитобар - небольшое помещение, где детям после процедур или занятий в бассейне предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав, плодов.

Коридоры и холлы. В холлах и коридорах могут быть размещены тематические выставки фотографий или детских рисунков, букетов сухих цветов, панно, фотообои.

Уголки в группах - традиционный элемент среды. У Рыжовой Н. А. созданы небольшие комплексы из трех уголков (экспериментальный уголок, уголок природы, выставочный уголок).

Огород, сад - традиционный элемент среды. Традиционно огород (сад) используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными (фруктовыми) культурами, их значением в нашем рационе, условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, дикорастущих родственников, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями.

Альпийская горка - нетрадиционный элемент развивающей предметной среды. Вариативность проявляется в месторасположении горки (на территории учреждения, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини - альпинарий), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней. Для создания альпийской горки требуется выполнить определенные условия ( свет, тепло, вода, почва).

Мини-фермы. В детских садах, имеющие соответствующие условия. создают мини - фермы. Они представляют собой комплекс подсобных помещений и вольер. Где можно содержать животных и птиц.

Территория. Грамотное оформление территории позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования. Правильный подбор видового состава, структура и размещение зеленых насаждений в значительной степени может изменить микроклимат территории детского сада, создать более благоприятные условия для здоровья детей.

Экологическая тропинка - нетрадиционный элемент среды, можно организовать, как: а) на территории детского сада; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка.

Главным условием организации экологической среды по Рыжовой Н. является оформление Экологического паспорта дошкольного учреждения, где рассматриваются:

.Экологическая ситуация (общая характеристика района; характеристика непосредственного окружения учреждения.

.Характеристика территории учреждения (общие данные: почва, растительный и животный мир); зонирование территории; загрязнение территории.

.Характеристика здания (помещений): характеристика самого здания, оформление помещений, живого уголка и экологического класса.

.Влияния учреждения на окружающую среду: использование воды, использование энергии, отопления, отходы, химические вещества.

.Профессиональная и методическая подготовка: программы, методики, кадры, литература, дидактические материалы, основные направления работы, связь с другими организациями.

.Дополнительные сведения.

.Выводы и рекомендации.

Рассмотрим среду по программе «Юный эколог» (автор - С.Н. Николаева). По программе «Юный эколог» (23) можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. В любом случае реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

.постепенное - в течении учебного года и от возраста к возрасту - наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;

.первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем - объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

.постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их экологическому сходству;

.широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности - систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ, различные виды изодеятельности на основе впечатлений о природе, изготовление предметов и игрушек из природного материала;

.подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства.

С.Н.Николаева рассматривает экологическую среду как непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Экологически правильные организация и оборудование зоны природы - это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду. Автор выделяет традиционные для дошкольных учреждений элементы, это: уголок природы, комната природы, огород и сад на участке - появились новые, нетрадиционные: зимний сад (салон), кабинет природы, «экологическое пространство» на участке ДОУ (площадку природы, мини-ферму, фитоогород, фитобар, «ок нетронутой природы», экологическую тропу или зеленый маршрут, музей природы).

Уголок природы. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

·безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

·неприхотливы с точки зрения содержания и ухода.

В программе большое внимание уделяется правильному содержанию животных и растений - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Видовой состав растений в уголках природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры и фауны, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно не количество, а ухоженность растений и животных, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. В уголке природы могут находиться и временные объекты природы: мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами (бентамских курочек, галку, сороку, декоративных голубей); большие клетки с наземными животными(белка, еж, кролик, морская свинка, черепаха); емкие аквариумы(водные лягушки, рак, креветки, рыбы местных водоемов); напольные и давно растущие растения(монстера, панданус, фикус, суккуленты и др.); «огород на окне».

Зимний сад (салон природы) - нетрадиционный элемент среды, может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Можно выращивать самые различные экзотические (тропические) растения и устроить различные климатические зоны, создать коллекцию плодовых растений, разместить декоративных птиц, 1-2 аквариума, зону отдыха.

Зал релаксации - это нетрадиционный элемент среды, имеет оздоровительное значение. Зал оснащен крупными композициями из природных объектов: большой красивый аквариум, очень крупные напольные растения, фонтан в окружении камней, раковин, несколько необычных по форме клеток с поющими канарейками, комплект плетеной мебели для отдыха, экспозиция лучших детских рисунков, декоративные пни, красивые растения. Обстановку зала дополняют фортепьяно, тюль, мягкое напольное покрытие, несколько столов - мольбертов. Спокойная обстановка, красота интерьера - все вокруг располагает к отдыху, успокаивает, умиротворяет.

«Экологические пространства»: традиционный огород и фруктовый сад; нетрадиционный -- мини-ферма - это небольшой сарай, в котором содержат кого-нибудь из домашних животных (курей, кроликов, уток, а также можно поросенка, козленка, ягненка); площадка природы (птичий столб, устроен ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря, вольера с выгулом для какого-либо животного, песочный дворик, лавочки, бревна, пеньки).

Экологическая тропа - учебного специального оборудованного маршрута на природе. Экологическую тропы можно организовать на территории или за территорией (школа, станция юных натуралистов, дом пионеров и т. д.) детского сада. Природными объектами могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьи гнезда, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д.. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т. д. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Картосхема - обязательный атрибут экологической тропы. Вдоль тропы или вблизи нее можно: посадить типичные и нетипичные для данной местности деревья и кустарники (сибирскую сосну, кедр, пихту, каштан, белую акацию и др.). Устроить фитоогород - посадить лекарственные травы ( зверобой, чистотел, мяту, подорожник и др.), редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»; спланировать рябиновую аллею; оградить муравейник и обозначить его на картосхеме; на лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) - это тоже объект для наблюдения детей. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда и выводят птенцов голуби и воробьи. Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба, встречаются следы мышей - все эти явления могут быть включены в экологическую тропу. Это относится и к домашним животным.

Помимо объектов растительного и животного мира на топе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:

.Избушка Айболита (станция «скорой помощи») - место хранения инвентаря и материалов (лейки, секатор, вар и др.).

.Площадка для отдыха - последний объект тропы, здесь дети могут посидеть, отдохнуть, поделиться впечатлениями, заняться изготовлением различных поделок и т. д.;

«уголок нетронутой природы» -- это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми.

Организация в ДОУ различных «экологических пространств» -- это второе важное условие успешной работы по программе «Юный эколог».

Экологический компонент образования представлен в программе «Детство» (3) в разделе «Ребенок открывает мир природы» (авторы - Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова). Его содержание базируется на научных исследованиях сотрудников кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Н.И. Ветрова, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.). Отбор в программу представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.

Особенностью программы является ее системность. В ней последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой: от внутренних связей живого к внешним связям организма и среды и далее - к многообразию связей живого в экосистеме.

Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействии с живыми существами. Для этого в ее содержании наряду с представлениями о природе выделены познавательные, речевые и практические умения, овладение которыми обеспечивает, с одной стороны, освоение детьми экологических знаний, а с другой, -- их применение в деятельности и накопление тем самым опыта гуманного отношения к природе. В программе рассмотрена организация развивающей экологической среды в дошкольном учреждении:

·содержание живых существ в условиях, близких к естественным, при которых они остаются здоровыми, что вызывает у ребенка положительные эмоции;

·наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

·подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей;

·возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний.

Комната природы. В комнате природы подобраны животные основных классов (морские свинки, хомячки, куры, петухи, попугаи, рыбки, черепахи - сухопутная и водная, крысы, улитки). Из растений предпочтение отдается внешне привлекательным, цветущим, имеющим интересные проявления жизни, разнообразное строение, дифференцированные потребности, требующие

Одновременно с организацией комнаты природы обогащается природная среда в экспериментальных группах: пополняются живые уголки, подбираются иллюстрации и книги о природе, изготавливаются игры, модели.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред.М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. М.,2005),экологический компонент образования представлен в разделе «Ребенок и окружающий мир: природное окружение, экологическое воспитание». Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры. В методических рекомендациях рассматриваются необходимые условия организации экологической среды в дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой: в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля, сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д.

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть комната природы (специально выделенное помещение для объектов живой природы), а также кабинет природы (экологии), в котором созданы необходимые условия для проведения занятий. Там можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох; помидоры, капусту, перец, огурцы; бархотки, астры. циннии.

Экологическое воспитание необходимо проводить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов, а каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Дальше в программе даются рекомендации по оснащению уголка природы. В уголке природы рекомендуется иметь: аквариум с рыбками; клетку с птицами; млекопитающих; пресмыкающихся; комнатные растения; овощи и фрукты; осенние листья для букетов; срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды; наглядный иллюстративный материал; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов; материал для развития трудовых навыков; инвентарь. Оснащение уголка природы с каждой группой усложняется. В работе по ознакомлению с окружающим миром нужно учитывать региональный компонент: природу родного края, народные традиции, краеведение (М.А. Васильева, 2005. - с. 113).

Являясь составным компонентом среды, природа имеет для ребенка дошкольного возраста особое значение как наиболее близкое и понятное окружение.

Глава 2. Экспериментальное изучение организации экологической среды в ДОУ

2.1 Изучение экологической среды в ДОУ

Экспериментальная работа проводилась в подготовительной группе МДОУ №12 г.Анапа.

Выбранная диагностическая методика представляет собой опрос, целью которого является определение уровня экологических знаний детей по теме «Вода». Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда неисправные или просто незакрытые краны в квартирах. Не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Уже многие регионы, в том числе и в нашей стране, испытывают нехватку питьевой воды. И в будущем их количество будет расти… Как же замедлить этот процесс. Очень важно научить людей и особенно детей - наше будущее - бережно, экономно относиться к воде как природному ресурсу.

К тому же вода - не только природный ресурс. Наблюдая за каплями росы, дождя, сверкающем снегом, слушая звон весенней капели. Ребята учатся видеть красоту природы.

Для определения уровня сформированности экологической направленности дошкольников использовался опрос, для которого мы подобрали следующие вопросы:

1.Где бывает вода в природе.

2.Для чего мы используем воду.

3.Откуда берется вода в кране.

4. Какого цвета вода.

5. Есть ли вкус у воды.

6. А есть ли у воды запах.

7. А что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой.

8. Кто живет в воде.

9. Для чего нужна вода. Как она нам помогает.

10. Почему воду нужно беречь!

После проведения диагностики были получены следующие данные:

Таблица №1 «Диагностика детей по теме «Вода» констатирующий эксперимент»

№ И. Ф. ребенка Возраст Уровень1.Максим Ч. 7 лет 22.Саша Г. 6,5лет 23.Катя Ч. 6,5лет 34.Вероника Ж. 7лет 15. Саша С. 7 лет 26. Маша М. 6.6 лет 27.Даша С. 6.9 лет 3

Общее количество:

уровень (высокий) - 2 человека;

уровень (средний) - 4 человека;

уровень (низкий) - 1 человек.

В процентном соотношении это выглядит так:

уровень - 28%.

уровень - 57%.

уровень - 15%.

Результаты проведенного опроса показали необходимость проведения с детьми ряда занятий, наблюдений экологической направленности с целью формирования у детей полноценных и грамотных знаний о воде и окружающей природной среде в целом.

Одним из важнейших условий эффективного формирования экологической направленности детей дошкольного возраста является процесс целенаправленного, организованного обучения.

Таким образом, результаты диагностического обследования определили нашу педагогическую стратегию по созданию системы педагогических условий.

.2 Организация опытно- экспериментальной деятельности в ДОУ

Учитывая вышесказанное, мы решили обратиться к разработке плана природной среды, который, с нашей точки зрения, может выступить в качестве исходного педагогического условия, способствующего освоению природной среды детьми дошкольного возраста. В этом плане природная среда представлена в виде целостной системы взаимосвязанных объектов:

.Создание новых элементов среды, куда относятся природные центры, экологические тропинки, зимние сады, экологические комнаты, лаборатории для экспериментирования с природным материалом, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, холлов и т. д.

.Насыщение природными элементами традиционных предметно- пространственных условий жизни детей в дошкольном учреждении (групповые, музыкальные, физкультурные комнаты и др.)

План природной среды дошкольного учреждения не должен быть искусственным, а являться «кусочком» естественного мира. При этом особое внимание было уделено развитию эмоционально-перцептивной сферы детей в обогащенных видах детской деятельности: игровой, общении, изобразительной, театрализованной, экспериментировании. Особое внимание уделялось формированию у детей эмоциональной идентификации, эмпатии. преодолению равнодушия, безразличия, отрицательных эмоциональных переживаний. Вовлечение природного средового контекста в игровую, художественно-творческую, трудовую, двигательную деятельность детей осуществлялось путем введения природно- ориентированных сюжетов, ситуаций, мини-спектаклей, действий по имитации живых и неживых природных объектов, организации общения на природе, игр с природным материалом, сочинения сказок, стихов, рассказов о природе и др. Игры-упражнения с природным материалом (с глиной, песком, водой, камнями, ракушками и т. д.) помогают снять у детей напряженность, невротические состояния.

Данные диагностики констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что для данной группы детей нужно провести занятия, способствующие повышению уровня экологических знаний по теме «Вода», автором которых является Н.А.Рыжова. Занятия позволят детям узнать где, в каком виде существует вода в окружающей природе, познакомить их с некоторыми свойствами воды, дадут представления о море и его обитателях, а также о роли воды в жизни человека и живых организмов, подчеркнув. Что вода имеет огромное значение для жизни. (см. приложение 3).

Занятие 1.

Тема: «Мир моря».

Цель: дать детям представление о море, познакомить с некоторыми свойствами воды, а также обитателями моря.

Ход занятия:

-я часть:

Детям были розданы ракушки, предложено поднести к уху и послушать. (Все дети сказали, что слышат шум моря).

Затем детям предложено посмотреть на глобус. Было обращено внимание детей на то, что водное пространство изображено голубым и синим цветом. На нашей планете Земля воды больше, чем суши. Море - это громадное водное пространство, а океан - еще больше.

Затем детям было рассказано о том, какое бывает море: «Море бывает разное. В солнечный день оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорили, что на море штиль. Иногда дует легкий ветерок и тогда по морю бегут белые барашки - волны. В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. Купаться в такую погоду нельзя. Но действительно опасным море бывает во время шторма - сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие суда». Рассказ сопровождается показом большого количества картинок с изображениями разного состояния моря.

-я часть:

Далее детям было предложено провести некоторые занимательные опыты с водой:

.Вода прозрачная.

Перед детьми ставятся два стаканчика: один - с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика поставлены палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет. В стаканчике с водой мы видим палочки, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

.У воды нет вкуса.

Детям предложено выпить немного воды и сказать есть ли у нее вкус.

(Все дети уверенно говорили, что вода очень вкусная.) Для сравнения было предложено попробовать сок и компот. Дети уверенно сказали, что у воды нет вкуса).

3.У воды нет запаха.

Детям было предложено понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). (Все дети с уверенностью отвечали, что вода очень хорошо пахнет). Затем дети нюхали воду еще и еще, пока не убедились, что у воды нет запаха.

4.Лед легче воды.

Детям был задан вопрос: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой. (Дети говорили, что он либо утонет, либо растворится). После проведения опыта, детям было сказано, что лед легче воды, поэтому он не тонет, а будет плавать по ней.

Вывод: лед плавает в воде, потому что он легче нее. 3-я часть:

Детям было предложено вспомнить, какие рыбы и животные обитают в море. (Дети отвечали, что в море живут рыбы, акулы, киты). Далее следует рассказ о обитателях моря: «На поверхности воды плавают прозрачные медузы. Крабы живут в расщелинах скал и под камнями. А глубоко в море обитают скаты, черноморская акула катран, морские коньки, ставрида, барабуля. На самом дне живет камбала и морские звезды, в густых зарослях водорослей креветки и ракушки. Очень интересны названия нескольких морских обитателей: морской конек, морской еж, морской бычок, морская коровка. Хотя киты и дельфины живут в воде, они млекопитающие, а не рыбы. Они могут жить даже в холодной воде, т. к. толстый слой жира помогает им сохранить тепло. Это очень игривые, милые создания, они любят резвиться в воде и кататься на волнах от проходящих судов. Касатки - прожорливые киты, они охотятся не только на рыб, но и на крупных гладких китов, дельфинов, морских свиней, черепах и пингвинов.

Киты и дельфины продвигаются по воде с помощью хвоста. В отличии от рыб киты с силой взмахивают им вверх и вниз. Детеныш кита с того момента, когда рождается под водой, полностью зависит от мамы и все время держится около нее. Мамы китят не только учат малышей, но и с удовольствием играют с ними. Если дитя не слушается, мать бьет его головой. Защищает она своего ребенка, прижимая плотно к себе. Дельфины любят плавать на перегонки, сначала они высоко прыгают, отталкиваясь от воды. Также они играют хвостом и танцуют на нем. Они очень легко обучаются, смышленые и покладистые, привязываются к людям и готовы их слушаться». Рассказ о морских обитателях сопровождается показом картинок и иллюстраций в книгах.

В конце занятия дети играют в игру «Море волнуется». В ходе игры дети изображают рыб и животных, о которых они узнали на занятии.

После проведенных занятий детям было предложено поделиться впечатлениями, рассказать, что особенно понравилось, что они узнали нового. Занятия очень понравились детям, они вели себя очень активно.

Дети со средним уровнем пытались узнать еще больше, задавали очень много вопросов, полностью включались в работу.

Дети с высоким уровнем осознанно подходили к проблеме загрязнения воды, пытались сами объяснить другим детям, что воду нужно беречь и высказывали свое мнение по поводу того, какую роль вода играет в жизни человека и других живых организмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами была определена проблема исследования, изучена педагогическая, психологическая литература, проанализирован учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения, разработаны общие подходы к решению проблемы, что позволило рассмотреть педагогические условия организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении, обосновать тему и гипотезу исследования.

Экологическая среда в детском саду -- это прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.

Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы - его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные ;

-неприхотливы, т.е. не требуют специального содержания и ухода в детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания.

Четкое соблюдение подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

-неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

-специфику живого организма (растительного, животного),его отличие от предметов;

-многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.

Был проведен эксперимент с целью проверки эффективности организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. Одновременно обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее полученных выводов и анализировалась экологическая среда в программах: «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Экологическое воспитание в детском саду» (О.А. Соломенникова).

Таким образом, выдвигаемая гипотеза о том, что процесс освоения экологической среды будет проходить эффективно, если: организована деятельность по изучению процесса освоения детьми экологической среды, определены его критериальные характеристики и уровни развития; организовано обогащение различных видов детской деятельности средствами экологической среды; имеет место насыщение и дифференциация экологической среды в дошкольном образовательном учреждении, подтвердилась.

Похожие работы на - Педагогические условия организации экологической среды дошкольном учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!