Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,6 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко















Современный взгляд на педагогическое наследие А С Макаренко

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-исторический анализ педагогического наследия

А.С. Макаренко

.1 Сущность педагогического творчества и наследия А.С. Макаренко

.2 Наследие А.С. Макаренко и проблемы современной

отечественной педагогики

Глава 2. Анализ современных взглядов на педагогическое наследие

А.С. Макаренко

.1 Наследие А.С. Макаренко в контексте становления «общества потребления»

.2 Значение наследия А.С. Макаренко для решения проблем воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Чем живет современное педагогическое сообщество? Оно ориентировано на внедрение компетентностного подхода, заложенного в современные образовательные стандарты, информационных технологий, компьютеризацию, индивидуальные образовательные «траектории» и «маршруты», обеспечение качества образования и оценку его эффективности, ресурсное обеспечение образовательного процесса, развитие образовательных кластеров… Вся система образования ориентирована сегодня на достижение качества образования, - воспитание ушло на второй план. В этом есть некоторая опасность, о которой предупреждал великий русский философ И.А. Ильин: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке волка». Вместе с компетенциями, разделяющими человека на отдельные составляющие, уходит целостность человека, уходит понятие среды как высокоорганизованной и сплоченной системы, которая перестает сегодня быть фактором становления личности.

А.С. Макаренко не вписывается в каноны потребительского общества, общества консьюмеристской морали, в задачи формирования рыночного типа личности, адаптированной к буржуазной модели общественного мироустройства. А.С. Макаренко - антипод реформирования системы образования на рыночных основах.

Почему А.С. Макаренко сегодня откровенно предан забвению? Потому что его система обращена к воспроизводству традиционной русской национальной культуры, к формированию коллективистского типа личности, строящей свои отношения на идеях подлинного товарищества, братства, гуманизма, высокой ответственности за человека и его судьбу. Отсюда берет начало вся система средств, обращенных к личности воспитанника и детскому сообществу, ориентированных на реализацию целей воспитательной системы великого педагога. Хорошо зная природу детства, естественную тягу ребенка к романтике, к «военизации», коллективизму, эстетике военного быта, А.С. Макаренко использовал в этих целях игру.

А.С. Макаренко принадлежит к плеяде великих педагогов первой половины XX века, совершивших прорыв в понимании социализирующих возможностей детской игры, на практике успешно реализовавших свою собственную концепцию, предложивших продуктивную модель коллективного воспитания, в которой одним из эффективных и надежных средств оказалась игра.

Целью данной курсовой работы является изучение современных взглядов на педагогическое наследие А.С. Макаренко.

Объект исследования - педагогическое наследие А.С. Макаренко.

Предмет исследования - современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко.

Задачи:

рассмотреть сущность педагогического творчества и наследия А.С. Макаренко;

проанализировать инновационный подход А.С. Макаренко к исследованию педагогических явлений;

рассмотреть наследие А.С. Макаренко в контексте становления «общества потребления»;

выявить мотивы социального служения А.С. Макаренко в свете Священного Писания;

описать значение наследия А.С. Макаренко для решения проблем воспитания в современных колониях для несовершеннолетних.

Курсовая работа состоит из введения. Двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретико-исторический анализ педагогического наследия А.С. Макаренко

.1 Сущность педагогического творчества и наследия А.С. Макаренко

ХХI век прогнозировался как век человека, век гуманитарной культуры. О педагогике завтрашнего дня не только размышлял, но и творил её один из самых видных педагогов ХХ века - А.С. Макаренко, столетие которого в 1988 г., по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось прогрессивной общественностью во всём мире.

За эти годы в нашей стране произошло много изменений, и среди позитивных перемен следует выделить отказ от идеологической нетерпимости, зарождение плюрализма, что позволяет объективно оценить наш прошлый педагогический опыт, самым значительным явлением которого предстаёт педагогическая система А.С. Макаренко.

Отношение к новаторству А.С. Макаренко всегда было и остаётся неоднозначным. Если одни восторженно принимали его идеи и становились его последователями и учениками, то другие относились к нему отрицательно. В 1930-е годы некоторые педагоги и деятели народного образования, не отрицая его достижений в практике, глубоко заблуждались относительно научной значимости его педагогических идей. «Макаренко - хороший практик, но в теории…», - говорили они и недоумённо пожимали плечами. Не случайно одна из лучших статей А.С. Макаренко, написанная по поводу пятилетия коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, так и названа «Педагоги пожимают плечами». Так было. Очевидно, опережая время, новаторы остаются непонятыми в период своего новаторства. Но и в современный перестроечный период были попытки навесить на Макаренко ярлык творца «педагогики ГУЛАГа», «сталинщины». Несостоятельность подобных попыток очевидна. В связи с этим актуализируется задача вне политической и идеологической конъюнктуры вдумчиво осмыслить непреходящие ценности педагогического наследия А.С. Макаренко, преодолевая сложившиеся стереотипы [3, с. 76].

История педагогики убеждает, что все великие педагогические теории вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего собственного, что педагогический опыт - неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для А.С. Макаренко таким источником стала его работа в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, куда он пришёл, будучи уже опытным и зрелым педагогом.

В мучительных поисках формировалось профессиональное кредо педагога; налаживание нормальной жизни детей составляло самую суть и цель воспитательной работы. Макаренко сформулировал основной закон педагогики - «жизнь воспитывает», причём он уточнял, что не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребёнка и есть его воспитание. Верность этого закона он подтвердил результатами своей системы, где не было «ни одного процента брака». Из воспитанников Макаренко выросли тысячи достойных граждан. Они стали рабочими, художниками, кадровыми военными, врачами, юристами, преподавателями вузов. Среди них были орденоносцы, лучшие люди страны, герои труда. Многие продолжили дело Макаренко, став педагогами. Об одном из его замечательных, но отнюдь не самых «лёгких» воспитанников - Семёне Афанасьевиче Калабалине (в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов), педагоге, заслуженном учителе РСФСР, директоре детских домов, написана книга Ф.А. Вигдоровой «Дорога в жизнь. Это мой Дом. Черниговка». С.А. Калабалин - не единственный колонист, ставший педагогом. Как писал А.С. Макаренко, «есть целая школа воспитанных мной педагогов» [6, с. 212].

А.С. Макаренко оставил своё педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее - «педагогику завтрашнего дня». Остановимся на некоторых проблемах богатого теоретического наследия педагога-новатора.

Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса. А.С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания - этапу технологическому. Он опередил своё время на десятилетия, и в этом он наш современник. Введённый им в педагогику целый ряд принципиально новых терминов - отражение новых педагогических явлений, фактов, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы. Многие из них стали хрестоматийными, вошли в учебники, многие ещё нам предстоит осмыслить: «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка, или программа, личности», «воспитательный коллектив», «тон, или стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива», «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспектива» и др.

Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой - в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Забвение этой формулы обернулось тем, что в педагогике советского периода в «Примерном содержании воспитания школьников» проект личности был заменён абстрактной моделью «всесторонне развитой личности», против чего предостерегал А.С. Макаренко.

Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Этот важный постулат воспитательной системы А.С. Макаренко был подвергнут забвению. Его идеал - гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. К пониманию этого Макаренко шёл долгим путём, но он вернее, правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека - значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня - в этом оптимизм педагога, его вера в человека, неограниченные возможности его воспитанников.

В антологии гуманной педагогики яркой страницей предстают педагогическое и творческое наследие А.С. Макаренко, педагогическая концепция которого была пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляло содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы, где не было «ни одного процента брака», - возвращение стране достойных граждан. В силу этого педагогическая теория и практическая работа Макаренко - образец гуманной педагогики.

Макаренко одним из первых поставил в полном объёме вопрос о мастерстве в педагогике. Сегодня практически во всех педагогических вузах читаются спецкурсы, создаются кафедры педагогического мастерства. Символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском педагогическом институте, том самом, который в своё время закончил А.С. Макаренко, а спустя 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист - В.А. Сухомлинский.

.2 Наследие А.С. Макаренко и проблемы современной отечественной педагогики

Педагогический феномен А.С. Макаренко уникален, но не только разносторонностью, а, прежде всего, поразительной глубиной, таким постижением педагогической истины, при котором человеку открываются самые сокровенные тайны воспитания. Его педагогические труды поражают своей философичностью и тончайшим психологизмом. Современные во все времена, доступные и понятные для каждого, они действуют на читателей завораживающе и формируют педагогическое мышление даже у людей, далёких от педагогики. А педагогов его работы заставляют думать, искать, творить, создавать свои методики, побуждают хоть в чём-то соответствовать педагогическому гению Макаренко.

У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом. Сегодня, когда в литературе так много внимания уделяется воспитательным системам образовательных учреждений, Макаренко и здесь раскрывается для нас по-новому. Для управления воспитательным процессом в своих учреждениях им была создана уникальная система воспитания, главным субъектом управления в которой были сами дети. Макаренко написал о ней немало. В какой-то мере она нашла своё выражение в коммунарской методике И.И ванова. Однако эта система ещё требует нашего осмысления с позиций целостности и целесообразности. Не случайно понятия «целостность» и «целесообразность» имеют один корень. И не случайно в работах Макаренко проблемам целеполагания и целесообразности в педагогике отводится центральное место.

В теории управления существует понятие «дерева целей» как способа упорядочения целей. Это «дерево» даёт возможность руководителю видеть общую стратегию управления системой и ставить конкретные задачи на основе общей идеи. Макаренко определяет эту идею как «наибольшее приближение личности к коммунистическому идеалу» [6, с. 79]. Считая, что «от педагога-теоретика требуется решение проблемы не идеала, а путей к этому идеалу» [4, с. 28.], он определяет эти пути на основе своего «дерева целей», в котором цели по организации и развитию детского коллектива трансформируются в воспитательную цель учреждения, а затем в развёрнутую программу формирования личности воспитанника, его характера.

«Я под целью воспитания, - писал Макаренко, - понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие характер я вкладываю всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убеждённости, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться» [6, с. 133].

В последние годы наши образовательные учреждения начали активно проектировать модели своих выпускников. Они очень многообразны по содержанию и многие заслуживают серьёзного внимания. Однако общим для всех недостатком при их формировании чаще всего является отсутствие чёткой программно-целевой установки на развитие личности современного школьника. А.С. Макаренко писал в своё время: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря - он должен ощущать достоинство своё и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным - в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закалён, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день» [6, с. 134].

Произведения Макаренко можно использовать как учебники по внутришкольному менеджменту, потому что в них раскрыта технология деятельности менеджера образовательного учреждения, актуальная и для современной педагогики. Все функции управления, стиль и методы руководства педагогическим и детским коллективом, управленческие принципы, законы и традиции, которым нам необходимо учиться, находят в них своё отражение.

Таким образом, мы приходим к выводу об актуальности макаренковских идей для решения многих проблем современной педагогики: общественного и семейного воспитания, воспитания и перевоспитания, коллектива и личности, педагогического мастерства и подготовки педагогов, управления и самоуправления.

Вокруг всемирно известного опыта А.С. Макаренко кипели, кипят и будут кипеть страсти. К творческому достоянию педагога-новатора никогда не было спокойного, адекватного отношения. Если же кратко сформулировать суть его педагогического новаторства, то её можно определить как борьбу: борьбу за педагогику, возвышающую человеческое достоинство; борьбу за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике; непрерывную борьбу за человека и веру в его возможности; борьбу с косными традициями; борьбу за утверждение и развитие альтруистской сущности, присутствующей в каждом ребёнке.

В конечном итоге, А.С. Макаренко говорил и доказывал, что воспитательная работа - лёгкая работа, что педагогическая деятельность даёт учителю необыкновенные и богатые возможности обретения счастливого бытия. Система новаторских теоретических идей может сыграть существенную роль в современных условиях, поскольку это наследие содержит не только много ценного, но и, что самое важное, - универсального.

Как известно, в нашем обществе вообще и в педагогической науке в частности главенствующее значение уделялось идеологическим знаниям и «единственно верной» классовой позиции. В связи с этим считаем правильным подход. Вайтца к макаренковскому наследию как к «констектуальной педагогике». Он считает, что в своих воспитательных учреждениях А.С. Макаренко удалось воплотить энергию не только свою лично или воспитателей, но и значительно больше - социальную энергию коллектива, всей социально-экономической системы. Следовательно, А.С. Макаренко не мог не знать и не видеть, что знания методологические базировались не столько на познании конкретных закономерностей и фактов, сколько на партийной идеологии, которой проверялись все теоретические поиски конкретных исследователей [12, с. 79].

Конкретные результаты такой проверки мы находим в книге Г. Хиллига Прометей Макаренко и «глаебоги» Педолимпа: Соколянский, Залужный, Попов (Марбург, 1997 г.). Описанными кошмарами, на наш взгляд, можно, прежде всего, объяснить наличие «хвалебных од» в его трудах последних лет, которые Л. Пеха назвал «белыми пятнами» его жизнедеятельности. Между прочим, в этом нет ничего противоречивого, вредного: педагогика не может не учитывать развитие общества и его идеологию, если бы не схоластические догмы партийных лозунгов и деклараций и инквизиторские мероприятия сталинских иезуитов, которыми подменялись настоящие научные знания и направляли исследователей действовать соответственно определённых установок.

Основой, на которой может быть осознан теоретический аспект его концепции, - пишет А.Н. Бойко - есть изучение того, как соотносится в научной и практической деятельности А.С. Макаренко общее, вечное, что принадлежит мировой прогрессивной педагогической мысли, особенное, связанное со спецификой времени, в котором он жил, с деятельностью образцовых школ, школ-коммун, опытных станций, колоний, и отдельное - то, что определяется индивидуальными чертами личности педагога, его коллег, которые имели на него влияние и в чём-то повторяли его и воспитанников, конкретными обстоятельствами жизни.

Отсутствие именно такого подхода ведёт к теоретическим и методическим ошибкам, которые состоят в призывах некоторых исследователей «внедрять в систему А.С. Макаренко один к одному» или, наоборот, утверждать, что использовать её вообще невозможно, поскольку А.С. Макаренко - недостижимый талант, или доказывать, что система его устарела или пригодна лишь для специальных исправительных учреждений. И здесь на помощь приходит педагогическая инноватика, новая область научного знания, интенсивно развивающаяся в мире, создающая принципиально новые возможности для осмысления историко-педагогических проблем.

Под инноватикой понимается комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства, системы средств для удовлетворения общественной потребности. Новации возможны в сфере материального и духовного производства. Новации могут и совершаются в рамках традиционных идей, теории и подходов. Инновация же предполагает нетрадиционные подходы и идеи в решении новых и традиционных проблем.

Инновационная педагогика является двигателем педагогики в целом. Феномен инновационной педагогики может быть рассмотрен как альтернатива традиционной. Процесс возникновения и развития инновационного знания имеет диалектический характер. Возникая как альтернатива традиционному знанию, инновационное знание, становясь нормативным, как бы утрачивает свой инновационный характер, и все новшества и усовершенствования внутри него будут иметь уже только новационный характер. Процесс возникновения новационного знания происходит в результате отрицания устаревшего консервативного элемента знания, через новацию в нормативном знании и, отрицая её, создаёт новые возможности возникновения инновации на новом, более высоком уровне развития педагогической науки.

Новации и инновации имеют общее в том, что они несут новизну преобразований. Различие между ними в глубине, масштабности и перспективе этих преобразований: новации модернизируют и усовершенствуют процесс, а инновации осуществляют его коренную перестройку. Инновация - это прорыв в новое на основе нетрадиционных идей и теорий.

Философско-педагогическая концепция А.С.Макаренко - это его творческое кредо как классика педагогики, теоретика и практика воспитания, всемирно известного писателя, драматурга, литературного критика. Многомерность понятия «концепция» предвидит рассмотрение его методологических, теоретических и методических аспектов [12, с. 84].

Методологической основой теоретико-педагогического наследия А.С. Макаренко являются широкие научные знания, которые обеспечили ему ответ на вопрос, как и каким способом действовать, чтобы нового человека по- новому формировать. При этом он был твёрдо убеждённым, что методологические знания по педагогике - это не догма, не правила на все случаи жизни, они наполняются и развиваются. Под методологическими основами понимаем совокупность принципов и подходов педагога к организации теоретической и практической деятельности. В этой деятельности, как показывает моё исследование, А.С. Макаренко применял гносеологический, социологический и аксиологический подходы к анализу педагогических явлений.

Совокупность приёмов и способов гносеологического исследования личности и её воспитания дала возможность педагогу внести ясность, что творится в процессе воспитания личности. Так, анализируя «педагогические факты» поведения детей, которые поступали в колонию и коммуну, А.С. Макаренко определил значение их социально-нравственного опыта в социально нездоровой мотивации поступков. Нездоровую мотивацию поступков А.С. Макаренко связывал с особенно тонкой чувствительностью именно в отрасли отношений нравственного характера. Внешним проявлением этой чувствительности, по мысли педагога, есть иногда очень своеобразная, но по-своему сильная система логических построений, которая для опытного человека «всегда представляется просто наглостью». Внешними фактами, характерными для новых колонистов, были необразованность и полуобразованность, неумение считать, отсутствие понимания ценности обучения, уверенность, что «работа дураков любит» и что «на наш век дураков хватит».

Гносеологический подход к исследованию педагогических явлений, кроме ответа на вопрос, что именно осуществляется в процессе воспитания личности, может раскрыть и сам механизм, то есть, как именно это делается. Однако это уже отрасль психологии. Поэтому А.С.Макаренко, указывая на основные проблемы педагогики, отмечал, что психология должна стать продолжением педагогики в процессе реализации педагогического закона.

А.С.Макаренко, помимо гносеологического, очень умело использовал социологический подход в процессе организации обучения и воспитания. Так, анализ взаимодействия цели и способов воспитания в педагогическом наследии свидетельствуют, что он рассматривал их с точки зрения причинно- следственных связей, обусловленности педагогических явлений процессам общественной жизни.

Как видим, А.С.Макаренко подходил к решению конкретных проблем не только с позиций организованного влияния на личность воспитанника, он стремился обосновать обусловленность этого влияния законами общественной жизни конкретного исторического периода. Таким образом, можно сделать вывод, что педагог осуществил гносеологический и социологический подходы к исследованию явлений педагогической действительности во взаимосвязи.

Глава 2. Анализ современных взглядов на педагогическое наследие А.С. Макаренко

.1 Наследие А.С. Макаренко в контексте становления «общества потребления»

На рубеже ХIХ и ХХ веков возник «рационально-прагматический» тип игровой культуры, оформившийся в независимое направление теории и практики социального воспитания, основной отличительной особенностью которого является романтика детской игры. Идеи романтизма были заложены еще в педагогических системах свободного воспитания, проявлялись в искусстве живописи, литературе, музыке. Романтизм детской игры в самом начале ХХ века обнаружил себя в деятельности скаутских и пионерских отрядов в России и за рубежом.

Вера в светлое будущее, выстраивание радостных перспектив, предощущение завтрашней радости в труде, созидании, учебе, спорте, игре - во всей жизни - все это закладывалось педагогами начала ХХ века в практику социального воспитания подрастающего поколения. Игра создавала условия для ощущения радости, а ее состязательный, соревновательный характер, атмосфера привлекательности и высокого эмоционального комфорта послужили тому, что она стала признаваться прерогативой детства.

Обращает на себя внимание в этом контексте и то, что средством обеспечения такого отношения к идеологии и политическим деятелям выступала высокая эмоциональная привлекательность игры, ее способность оказывать воздействие не столько на рациональную сторону сознания, сколько на эмоциональную. Таким образом, игра была поставлена на службу политическим системам, для которых важно было обеспечить условия для минимизации субъектности человека, превращения его в «винтик» в гигантском политическом механизме, а не развития его «природных сущностных сил», его творческого, созидательного потенциала. Убедительные примеры такого рода игры демонстрирует история пионерской организации, комсомола и др.

Роль игры - важного фактора формирования детского коллектива, организации жизнедеятельности детей, их физического и трудового воспитания, глубоко и всесторонне охарактеризована в педагогическом наследии А.С. Макаренко. Выдающийся педагог считал, что неиграющий детский коллектив не будет настоящим детским коллективом. Игра, по мнению А.С. Макаренко, не должна сводиться к беганию по площадке и игре в футбол, она должна каждую минуту жизни ребенка приближать его к какой-то ступеньке воображения, фантазии, способствовать возвышению ребенка в его собственных глазах, «чувствовать себя чем-то более высоким, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем». Он подчеркивал: «Детская организация должна быть пропитана игрой». Кроме того, воспитание будущего гражданина вовсе не предполагает устранение игры из его жизни, - наоборот, необходима такая её организация, «когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина» [16, с. 14].

В современной педагогической теории и практике размываются понятия «коллективизм», «коллективный», а вместе с ними обнаруживается тенденция угасания интереса детей к коллективным играм. В лучшем случае сохраняется игра в малых группах. Игры детей носят преимущественно индивидуальный характер, следовательно, постепенно утрачивается потребность в коллективных играх. Преданы забвению многие народные игры, однако именно они предполагали коллективное взаимодействие детей разного возраста, именно в них ребенок впервые ощущал принадлежность к этнической группе, свою этнокультурную идентичность. В современной детской культуре утрачивается коллективность и солидарность игры, так как обесцениваются переживания одного за успехи или поражения других, перестали быть актуальными признание за другими, как за самим собой, равных прав и обязанностей в оказании содействия и поддержки, а также требовательные отношения к себе, как и к игрокам команды. Размывается мотивация субъекта к переживаниям и действиям в отношении другого, как если бы этим другим являлся он сам. Коллективная игра ныне ушла из содержания воспитательной работы школы, она очень редко присутствует в работе учреждений дополнительного образования детей, практически не свойственна семейным торжествам и праздникам. Особое место в наследии А.С. Макаренко занимают рекомендации родителям по использованию возможностей игры в семейном воспитании детей. Он предпринимает попытку представить характеристику нескольких стадий игр, отличающихся по содержанию и стилю руководства ими со стороны взрослых.

Анализ сущности основных стадий игры и руководства детской игрой со стороны родителей весьма актуален для современных детско-родительских отношений. Нынешние родители - те, кому сегодня от 20 до 30 лет и немного больше, практически не имеют собственного игрового опыта, так как их детство прошло не под руководством собственных родителей, не во дворе в коллективном игровом взаимодействии, не в игровой школьной команде, а перед экраном телевизора, в руках с джойстиком, а у некоторых - перед монитором компьютера. Отсутствие игрового опыта у большинства современных родителей сказывается на организации такого опыта у их собственных детей. Родители перестали воспитывать детей в рамках традиционной общественной морали. Они приучают своих детей к гигиеническим нормам, но не учат, что нельзя убивать людей. Ребенок таких родителей включает телевизор или компьютер и видит, как самый «сексапильный», элегантный, «крутой» и высокооплачиваемый актер убивает на экране одного за другим всех врагов и «делает это красиво». И ребенку очень хочется быть таким же красивым и так же красиво убивать. Когда в реальной жизни человек стоит перед выбором убивать или нет - он не чувствует себя нарушителем закона или заповеди, а наоборот, ощущает удовлетворение, поскольку делает то же самое, что и его кумир. А ценности мира родителей оказались для детей менее значимыми, чем ценности из мира кино и компьютерных игр.

Современное общество потребления, стремясь предвосхитить желания многих, предлагает большое разнообразие игровых услуг для самых разных категорий потребителей. Плохо это или хорошо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Хорошо, когда многочисленные предложения гарантируют качество предлагаемого «продукта», обеспеченного (по форме и содержанию) мастерами-профессионалами, и плохо, когда детям и взрослым в красочной обертке подают «суррогат», заведомо опасный и вредный как для психического, так и для физического здоровья. Об этой опасности предупреждал еще С. Френе, считая, что множество игр и игрушек, якобы имеющих воспитательное значение, которые на самом деле более или менее интересные забавы, а в конечном счете - источник прибыли для тех, кто их производит и сбывает. Плохо, что значительная часть современного педагогического сообщества (особенно молодая его часть) не видит в этом «ничего опасного». На наш взгляд, эта ситуация связана, прежде всего, с профессиональной неподготовленностью учительства к реализации педагогического потенциала детской игры, а также с нежеланием этот потенциал изучать.

Анализ педагогического наследия великого педагога показывает, что в опыте А.С. Макаренко обнаруживаются яркие образцы игровой позиции педагога. Надо играть с ребятами, надо стоять во фронт, а потом можно рычать на них [16, с. 15].

Тот командир, который минута в минуту является ко мне сдавать рапорт, прекрасно играет, и я с ним играю. Я отвечаю за них, за всех, а они думают, что они отвечают». Разработка содержания игры осуществлялась в совместном творчестве педагогов и воспитанников. Однако педагоги стремились к тому, чтобы удивить ребят, обрадовать и заинтересовать их, всколыхнуть и пробудить инициативу. Воспитание в деянии и действии осуществлялось в практике работы организованной А.С. Макаренко колонии им.

А.М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Работа на участке, в поле, саду, на сборке фотоаппаратов, на очистке пруда - все было ориентировано на конечный результат, имеющий положительное значение как для общества, так и для каждого ребенка. Одним из важнейших принципов педагогического опыта А.С. Макаренко стала «военизация»-игра: командиры, салюты, форма - это была та военизированная игра (но далекая от муштры!), в которой принимал участие и сам педагог, убежденный в том, что «без такой игры труднее создать настоящий, веселый и бодрый коллектив».

«Военизация» - игра присутствовала и во временных сводных сторожевых отрядах, которые состояли из старших авторитетных воспитанников. Дежурство сторожевых отрядов не предполагало отмены взрослых сторожей и охраны, а представляло своего рода «ответственную игру», в которой проявлялся макаренковский закон параллельного педагогического действия. Посты были расположены так, что часовому быстро могли прийти на помощь. В такой игре-военизации воспитывалась ответственность, выносливость, смелость, способность к четким и согласованным действиям целого коллектива.

Некогда популярные игры школьников «Зарница» и «Орленок», целями и задачами которых было воспитание патриотизма, гражданственности, чувства локтя, формирование ответственности и долга, носили коллективный характер. Однако за внешней привлекательностью и безобидностью этих игр скрывалось негативное отношение к противнику, когда на него проецировался образ врага. Сегодня они сменились компьютерными «играми-стрелялками» и вызывают тревогу у большинства педагогов и родителей. Если парень убивает на мониторе сотни людских фигурок, не может такой опыт пройти бесследно, он притупляет чувства, потому что это - азарт убийства. Ребенок постоянно находится в водовороте криминальной информации: радио, телевидение, газеты, журналы пестрят заголовками о кровавых схватках, происшествиях и разборках криминальных группировок, а игра лишь повторяет, воспроизводит эти же сюжеты.

Естественно, если бы на эти игрушки не было спроса, они и не создавались бы. Продавцы же игрушек не формируют в человеке жажду насилия, они всего лишь её эксплуатируют. Жажда насилия без её эксплуатации притупляется, а при усиленной «накачке» - возрастает. Ребенок, считающий своими врагами тех, кто над ним посмеивается, унижает его, уже знает, как эту проблему решить, он много раз решал её с помощью компьютера. Ребенок находит отцовский револьвер и лечит головную боль гильотиной.

Ему никто не объяснил, что существуют другие способы. До настоящего времени никто не создал даже общественных организаций, которые попытались бы решить эту проблему. Очевидно, мало кто осознал факт её наличии.

Прагматичный XX век сделал свое дело и из феномена культуры превратил игру в феномен, предполагающий не саму игру, а выигрыш. Именно эту мысль подчеркивает А.Г. Асмолов, обращая внимание ещё и на то, что ныне начинается другое прочтение игры, как у Ф.М. Достоевского: «И здесь начинаются другие игроки». Парадокс, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в том, что именно с играми Достоевского более всего ассоциируется наступающая на нас совершенно особая реальность, которую мы не знаем, - реальность виртуальных миров, приходящая через компьютерные игры. Компьютерные игры представляют собой ключ к виртуальным мирам. Опасность массового увлечения компьютерными играми состоит в том, что «в виртуальном мире может возникнуть виртуальная ответственность - то есть виртуальный мир позволяет убежать от ответственности в другой, третий, десятый… в вереницу виртуальных миров, и поэтому так важно понять: когда ребенок оказывается в пространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра? Будет ли она школой агрессии или школой гуманного отношения к миру?» [3, с. 211].

.2 Значение наследия А.С. Макаренко для решения проблем воспитания

В Евангелии от Матфея говорится: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» [2, с. 114]. Эти слова - свидетельство особого отношения к детям. С богословской точки зрения жизнь Антона Семёновича Макаренко являет собой пример огромного социального служения, потому что вся она была посвящена воспитанию детей-сирот. Слово Евангелия призывает: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников своих, ни соседей богатых, чтобы они когда тебя не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увеченных, хромых, слепых и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Именно духовно обделённые, нравственно изувеченные и не имеющие ничего, чтобы воздать за заботу, были воспитанниками Макаренко.

Будучи по своим убеждениям атеистом (утв. не соотв. истине, см., напр., работы Соколов Р.В., Соколова Н.В. Православные истоки педагогического творчества Макаренко <#"justify">макаренко педагог колония игра

Литература

1.Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993.

.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М., 2000.

.Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. - М., 1998.

.Кроль Т.Г. А.С. Макаренко. Биография. - М. - Л., 1964.

.Лялин Н.А. Применение наследия А.С. Макаренко в работе с заключёнными.

.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко / Сост. В.В. Кумарин. - М.: Педагогика, 1972.

.Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. - М.: Учпедгиз, 1940.

.Макаренко А.С. Пед. соч.: В 7 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4.

.Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1998.

10.Макаренко А.С. Педагогическая поэма <http://makarenko-museum.narod.ru/Classics/Makarenko/Makarenko_A_Pedagogic_Poem/Makarenko_Ped_poem_full_text.htm>. // Соч. в 7-ми т. Т.1. - М., 1958.

.Николайчук А. Как аукнется...

.Остапенко А.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования / А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т., 2012.

.Рыбьянов М. Виртуальное убийство провоцирует реальное / М. Рыбьянов // Известия. - 2002. - 26 июля.

.Сайт центра содействия реформе уголовного правосудия

.Терентьев Д. Конец безумного педагога // Вне закона. 1998. №11.

.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. -2010. -№2 (23). -С. 12-16.

.Френе С. Избр. пед соч. / С. Френе - пер. с фр. - М.: Просвещение, 1990.

.Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребёнка. - М., 1997.

Похожие работы на - Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!