Современные формы организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее
Современные формы организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее
Оглавление
Введение
. Научно-педагогические основы культурно-образовательной деятельности современного музея
1.1 Музейно-педагогическая проблематика в истории и современном музееведении
.2 Методика культурно-образовательной деятельности краеведческой музея
.3 Формы организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее
2. Современные формы культурно-образовательной деятельности в Люберецком краеведческом музее
2.1 Описание культурно-образовательных программ
.2 Результаты по внедрению в педагогический процесс культурно-образовательных программ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
О серьезных общественно-культурных пертурбациях на рубеже миллениумов в своих работах предупреждают нас философы, культурологи, социологи, педагоги и представителей других гуманитарных дисциплин. Объясняя объективность происходящих в сфере культуры и образования изменений, радикальной трансформацией превалирующих идеологических положений и политических задач общества, специалисты, между тем, обращают внимание на непреходящее, вневременное значение основной цели воспитательной деятельности - формирование гармонично развитой личности с целью последующей наиболее полной ее самореализации. Как и прежде дело воспитания подрастающего поколения и вообще социального образования понимается в как основной параметр уровня развития общества. Однако в конце ХХ века наметились процессы деградации государственных институтов, занимающихся воспитательной деятельностью. На остатках отработанной десятилетиями слаженной схемы так и не сформировалось сколько ни будь заметной доктрины, что привело к интенсификации воздействия отрицательных факторов состояния общества на неокрепшее молодое поколение и, как результат, к росту преступности, падению нравственности, извращению морали и т.п.
Общество столкнулось с неизбежностью переосмысления социально- образовательных проблем и настоятельной необходимостью разрешения неотложных общественно-культурных вопросов с целью создания позитивно направленных векторов развития.
В самом конце XX -начале XXI века стала прослеживаться настроенность на гуманистический курс общественного эволюционирования. Одна из основных ролей здесь принадлежит музею - хранителю и распространителю универсальных всечеловеческих знаний, традиций и памятников как вещественных, так и вневещественных - культурного наследия, в самом широком смысле слова. В музее формируется особенная
общественно-культурная атмосфера. От регистрации исторических прецендентов, событий, мероприятий, биографий она подводит к пониманию высочайшего значения человеческой личности, к осознанию непосредственной связи ее развития с ростом экономических показателей и возрастанием духовного уровня общества.
Наряду с классическими видами работы - фондовой, экспозиционной, научно-исследовательской, особенная забота уделяется образовательной и воспитательной сфере - обязательным и важнейшим специфическим функциям музея, что всегда признавалось основной музейной доктриной и весьма разнообразно реализовывалось в практической деятельности музеев различных эпох. Если в XIX и начале XX века основной задачей музея была задача сохранять и предоставлять знания, то в основе современной проблематики представляются вопросы повышения сенситивности, рефлексии, сосредоточения на осознании важности культурного наследия. Для решения этих вопросов современный музей выбирает приоритетным направлением своей деятельности культурно-образовательную работу. В результате педагогические элементы в работе музея трансформируются из очевидных и открыто дидактических способов и приемов воздействия в более тонкие, многоуровневые, ориентированные на создание творческих стимулов и вообще влияние на мотивационную область человеческой психики; возрастает значение музея и его ответственность перед социумом.
Полноценное исполнение музейным учреждением своего социально- культурного предназначения вероятно только при его вовлеченности в культурные процессы общества и проявлении при том его особенного статуса. То есть музей - не только одно из ряда учреждений культуры, а её хранитель, ставящий целью «культуровоспроизводство», «культуротворчество» и имеющий возможность посредством музейных памятников оказывать влияние на социальные процессы. Музейные экспонаты рассматриваются как
социально-культурные ориентиры современности и грядущего, но их воздействие обнаруживается и становится значимым лишь в музейной среде, в процессе музейно - краеведческой деятельности. Данная диссертационная работа посвящена выявлению и осмыслению путей реализации музейно - краеведческой деятельности в настоящий и последующие периоды.
Начало музееведческих изысканий относят к концу XIX века. В 1948 году начал издаваться международный ежеквартальный журнал ЮНЕСКО «Muzeum», в котором освещалась проблематика возрастания важности музея в современном социуме, свежие тенденции и веяния в музейной деятельности. В 1964 году в ГДР и в 1965 году в ЧССР зарубежными музееведами Й.Бенеша, А.Грегоровой (ЧССР), В.Хербстом, И.Аве, К.Шрейнером (ГДР), В.Глузинским, З.Жигульским (Польша) было выработано отношение к музееведению, как к самостоятельной научной дисциплине. В 1988 году специалистами из СССР и ГДР был издан учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля». Начало второго тысячелетия отмечено появлением таких фундаментальных, итоговых трудов, как «Российская музейная энциклопедия», «Музейное дело в России», монографии Т.Ю. Юреневой «Музееведение» и «Музей в мировой культуре» и другие.
В музейной науке в особенную группу развились изыскания по музейной педагогике, позволившие собрать российским специалистам серьезный опыт. Теперешнее положение музейно-педагогической деятельности музеев обобщено и проанализировано в публикациях Г.П.Бутикова, Е.Г.Вансловой, И.М.Коссовой, М.В.Коротковой, А.К.Ломуновой, Б.А.Столярова, М.Ю.Юхневич и других. Проработка вопросов образовательной и воспитательной деятельности школьных и детских музеев освещена в исследованиях Н.Д.Бартрама, М.И.Страхова, Ф.И.Шмита. Предметом специального изучения стала практика школьных музеев в работах А.И.Гусева, А.У.Зеленко, А.М.Разгона, Н.И.Решетникова, В.Е.Туманова, К.Р.Синицыной.
Современная философия позиционирует образованного человека не столько как "человека знающего", сколько практически подготовленного к жизни, легко разбирающегося в тенденциях развития современной культуры, осознающий свою роль в обществе. Для воспитания такого человека учреждения общего и дополнительного образования и, конечно, музеи организуют новейшие разнообразнейшие линии программ музейно - краеведческой и культурно-образовательной направленности.
Под культурно-образовательной деятельностью понимается постоянный процесс направленный на всестороннее развитие личности, путем создания системы теоретических и практических знаний и навыков, моральных ценностей, поведенческих реакций и приемов деятельности, гарантирующих ответственное и бережное отношение к социокультурному и природному окружению. Образовательные учреждения и музей, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяют и жизнь последующую, формируют юную душу, подготавливая ее для будущей деятельности. Культурно-образовательной деятельности принадлежит решающая роль. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то, может быть, душу - историей, литературой, культурным наследием родного края. Таким образом, индивид, начиная понимать культурно-исторические нити, цепочки исторических событий, неразрывно связывающих его, его семью с культурным пространством региона, легко находит свое место в культурной жизни страны и всего человечества. В этом состоит актуальность дипломной работы.
Объект исследования: культурно-образовательные занятия школьников в краеведческом музее.
Предмет исследования: современные методы и формы культурно- образовательной деятельности школьников (на материале Люберецкого
краеведческого музея).
Целью диссертационного исследования является изучение эффективности реализации современных методов и форм культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее с целью становления моральных ориентиров в духе привязанности к родным местам, а также выявление условий повышения эффективности культурно-образовательной работы Люберецкого краеведческого музея с учебными учреждениями Люберецкого района.
Задачи диссертационного исследования состоят в следующем:
-определить музейно-педагогический аппарат диссертационного исследования;
-выявить проблематику культурно-образовательной деятельности краеведческого музея;
-выделить формы, методы и приемы реализации культурно-образовательной деятельности краеведческого музея;
-проанализировать эффективность форм музейно-педагогической деятельности Люберецкого краеведческого музея.
Актуальность диссертационной работы состоит в следующем:
-в области обучения: становление системы знаний об истории и культуре своей страны, системы представлений о человеке как соучастнике бытия прошлого, настоящего и будущего, продолжателе традиций своей семьи, своих земляков, своего народа, понимание значимости активного участия в современной жизни.
-в области воспитания: воспитание чувства любви к Отечеству, к своей земле, родному дому; гордости за прошлые и настоящие достижения родной культуры и моральной ответственности за будущее своей малой и большой Родины.
-в области развития интеллектуальной сферы - способности к поисково-исследовательской деятельности;
-в области развития эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки памятников архитектуры, живописи, литературы, местных обычаев и традиций;
-в области развития волевой сферы - убеждения в ценности и значимости культурных традиций родного края, стремления к распространению краеведческих знаний и личному участию в практических делах по сохранению и защите социокультурной среды.
Научная новизна диссертационной работы - заключается в том, что теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая модель организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что методические материалы по реализации современных форм и методов культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее, могут быть использованы в музейной практике, школьной практике и при чтении специальных курсов в дополнительном образовании.
Методологической основой работы является современная теория познания. Теоретической базой исследования явились теории и концепции музейной педагогики. Музейная педагогика формулирует следующие принципы, на которых строятся концепции этой науки:
-принцип психологического детерминизма, заключающийся в психологической обусловленности механизма воздействия на ребенка музейных факторов (музейного предмета, экспозиции и т.д.);
-принцип единства сознания и деятельности, определяющий формирование сознания как процесс деятельности, приводящий к новым познавательным и эмоционально-ценностным структурам;
-принцип единства личности и деятельности, понимаемый как изменение личностных качеств в результате познавательного процесса и эмоционального восприятия;
-принцип гуманистического и личностного подхода к формирующейся личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Сформулированные дефиниции диссертации
-"Культурно-образовательная деятельность - постоянный процесс направленный на обучение, воспитание и развитие личности, путем создания системы теоретических и практических знаний и навыков, моральных ценностей, поведенческих реакций и приемов деятельности, обеспечивающих ответственное и бережное отношение к социокультурному и природному окружению. Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которого является музейная педагогика";
-"музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему";
-"музей - стабильное во времени и пространстве учреждение, имеющее доступные для широкого посещения площадки, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, экспонированием и популяризацией как предметов, свидетельствующих о жизнедеятельности человека и явлениях окружающей среды, так и информации о них, на некоммерческой основе обслуживающее общество и способствующее его развитию посредством научных изысканий, просвещения, а так же удовлетворения его духовных потребностей";
"Краеведческий музей - комплексный музей, документирующий особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села).
"музейно-педагогическое занятие является особой формой обучения и воспитания, в рамках которой оптимально реализуются педагогические принципы и синтетически сочетаются традиционные и инновационные приемы обучения".
2.Модель организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее, которая имеет следующие характеристики:
1)Комплекс краеведческих материалов для культурно-образовательной деятельности;
2)Методическая система краеведческих занятий;
3)Комплекс краеведческих занятий для школьников, выполняемый в музее;
4)Диагностика и мониторинг эффективности культурно-образовательной деятельности краеведческого музея.
Структура диссертационной работы обусловлена её темой, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Научно-педагогические основы культурно-образовательной деятельности современного музея
1.1 Музейно-педагогическая проблематика в истории и современном музееведении
В разрешении актуально весомых для музея вопросов давно назрела необходимость взаимопроникновения музееведения с другими научными дисциплинами. Основная роль здесь принадлежит его интеграции с педагогикой, в которой уже давно создана терминологическая система и понятийный аппарат, между тем, как музееведение, являясь наукой достаточно молодой, только начинает формирование собственного языка и методологии. Вырабатывание системы терминов - первейший и определяющий цикл, в процессе становления и развития любой науки. На данном этапе музеологи обширно пользуются определениями, состоящими на вооружении смежных наук, довольно часто вкладывая в них собственную смысловую нагрузку; в процессе развития музееведения смысловая составляющая термина может чувствительно варьироваться. Отсюда, например, возникающее несоответствие между терминологией музееведов России и некоторых других стран. «Поэтому создание и унификация музееведческого терминологического аппарата является сейчас основной; на XII Генеральной ассамблее Международного совета музеев (ИКОМ) была принята резолюция, показывающая насущность определения понятий музейных терминов и предлагающая для международных и национальных комитетов ИКОМ разрабатывать новые положения по стандартизации и конкретизации музейной терминологии».
Первым результатом работы российских ученых в этой области стал краткий «словарь музейных терминов, выпущенный отделом музееведения НИИ культуры Министерства культуры РСФСР и который включает около 200 музееведческих терминов и определений». «С 1986 года лабораторией музееведения Центрального музея революции СССР, при участии специалистов НИИ культуры Министерства культуры РСФСР, Государственного Исторического, Дарвиновского и Политехнического музеев велась проработка вопросов музейной терминологии, результатом которой явился выход в 2009 году словаря «Актуальные музейные термины». Создавая "Российскую Музейную энциклопедию" важнейшими направлениями работы отечественные ученые определили для себя совершенствование музейной терминологии, стандартизация и детализации понятийного аппарата: например были включены изменения понятий отдельных определений, различия в толкованиях терминов учеными-музееведами и музейными практиками. Была проделана огромная по объему работа, но в различных изданиях до сих пор встречаются разные варианты понятий музееведческих терминов, и в результате этого возникла необходимость рассмотреть некоторые из них, которые будут использованы в данной работе. педагогический музей образовательный люберецкий
Такое понятие как музей имеет целый ряд определений. Прослеживается явная филологическая связь термина музей со словом «музейон». Так назывались античные храмы муз, духовно-культурные центры, возникшие более двух с половиной тысяч лет назад. В настоящий момент ведется постоянная работа по сведению различных определений музея в одну дефиницию, которая бы собрала в себе как социальные функции, так и собственно музейный предмет.
Попробуем сформулировать одну из них: "Музей - стабильное во времени и пространстве учреждение, имеющее доступные для широкого посещения площадки, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, экспонированием и популяризацией как предметов, свидетельствующих о жизнедеятельности человека и явлениях окружающей среды, так и информации о них, на некоммерческой основе обслуживающее общество и способствующее его развитию посредством научных изысканий, просвещения, а так же удовлетворения его духовных потребностей".
Беря в расчет многоплановость такого понятия как музей и разные возможности его толкования в настоящее время М.Е. Каулен, например, приводит следующее его определение, принимая во внимание выполняемые им направления и отражающие его характеристики как социального института: «Музей - исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение - музейных предметов».
"Музейный предмет", между тем, является центральным понятием в музееведении. Его можно назвать как источник естественнонаучной или социальной информации, самобытный носитель знаний и эмоций, имеющий культурную и историческую ценность, составляющий часть национального достояния.
Сотрудники музея имеют цель обнаруживать в находящемся вокруг мире предметы, имеющие музейное назначение, которые имеют шанс выступить в роли первоисточника познания об окружающей среде и человеке, отделять его от окружения, с которым он взаимодействовал. После его поступления в музей он проходит научную атрибуцию, запись в учетно-фондовой документации и становится музейным предметом. В корне изменяются его связи и отношения с находящимся вокруг миром: он полностью или частично утрачивает прежнее свое назначение, приобретая новую социальную функцию задокументированного памятника, первоисточника познания, обобщающего знака, символа периода времени. В 1930-е годы термин "музейный предмет" был введен историком, музейным теоретиком и практиком Н.М.Дружининым.
В работах Л.В.Беловинского, Н.Г.Самариной выделяется важность изучения материальных вещественных источников, для которых основным местом хранения является музей, для научных изысканий в области гуманитарных наук. Отмечается многоуровневость, многослойность информации, которая является залогом полноты и многоаспектности научной реконструкции прошлого: «Любой предмет является знаком в определенной знаковой системе, несет семантическую нагрузку. Последнее свойство музейного предмета как исторического источника создает определенные затруднения в его использовании: оно требует от музейного работника глубокого проникновения в повседневную жизнь прошлого, знание её изнутри». Музейный предмет является началом различных форм музейной работы, от него зависит, как будет формироваться экспозиция, музейные коллекции и проведение научной и культурно-образовательной работы.
Важное значение в музейной работе отводится музейной педагогике. В музееведении существует две точки зрения на дисциплину музейной педагогики. Первый из них, более ранний и исторически обусловленный первоначальными задачами обучения в музейной среде, определяет направление цели музейной педагогики как «воспитание и образование подрастающих поколений средствами художественных или технических ценностей». На практике это проявляется в качестве комплексных музейно-педагогических занятий со школьниками, дошкольниками или студентами музейных площадках. В результате такого действия музейная педагогика всесторонне использует экспонируемые предметы и другие средства воздействия для решения задач нравственно-патриотического воспитания и обучения, формирования морально-этических принципов в соответствии с психологическими особенностями восприятия.
Есть еще одно обозначение музейной педагогики более углубленное; его сторонники: А.М.Разгон, Б.А.Столяров, М.Ю.Юхневич указывают в основе ее предмета педагогическую составляющую из набора средств музейного общения: «Музейная педагогика - система приемов использования средств музейного воздействия в просветительных и воспитательных целях». При такой постановке вопроса музейная педагогика рассматривает музейные средства трансляции знаний и ощущений с целью исследования их суггестивности по отношению к посетителям разных возрастных категорий, а вся музейная работа рассматривается через призму педагогических факторов. Подобная точка зрения может быть интересна своей целостностью и тенденцией к всеохватности, но именно она заключает в себе риск возможности абсолютной власти педагогики над музейной теорией и практикой; в ней надо искать корни стремления рассматривать музей как «в полной мере образовательное учреждение».
Более обоснованной выглядит точка зрения, оставляющая за музейной педагогикой главным образом образовательно-воспитательную среду детской направленности; систему музейно-педагогических занятий, рассчитанную на регулярное посещение музейного учреждения постоянной организованной группой школьников и дошкольников. В такой трактовке понятия определены следующие задачи музейной педагогики: «Использование шедевров искусства, техники, садово-паркового зодчества адекватно целям и требованиям воспитания и обучения определенного возраста, определение содержания ценностей, необходимых для духовного формирования школьника; разработка технологии и методики использования экспонатов музеев в соответствии с психологией восприятия и понимания». Только в этом коммуникационном процессе можно говорить о музейной педагогике и формулировать принципы, психолого-педагогические основы, близкие к тем, «что разработаны в классической педагогике, в разделах, освещающих вопросы школьного воспитания и образования:
-принцип психологического детерминизма, заключающийся в психологической обусловленности механизма воздействия на ребенка музейных факторов (музейного предмета, экспозиции и т.д.);
-принцип единства сознания и деятельности, определяющий формирование сознания как процесс деятельности, приводящий к новым познавательным и эмоционально-ценностным структурам;
-принцип единства личности и деятельности, понимаемый как изменение личностных качеств в результате познавательного процесса и эмоционального восприятия;
-принцип гуманистического и личностного подхода к формирующейся личности».
В музейной практике реализуется вся система теоретических идей и закономерностей педагогики как научной дисциплины, сформулированных в теории образования, воспитания, социально-культурного просвещения. Осознание важности для музейной практики этого направления вызвало к жизни особую, как считают отдельные исследователи, научную дисциплину - музейную педагогику.
Следует признать, что обобщающая широкую практику работы с детской аудиторией «музейная педагогика», в том виде, как она существует сейчас, является не чем иным, как собирательная отрасль знаний между педагогикой и музееведением, по своей сути это, музейная дидактика. Музейная педагогика является педагогической составляющей в музееведении и одновременно музееведческим приложением в системе научно-практических методических дисциплин педагогики.
В результате практической работы обозначена наилучшая форма для системного музейно-педагогического взаимодействия. На основе наблюдений подтверждено предположение о том, что музейно-педагогическое занятие является особой формой обучения и воспитания, в рамках которой оптимально реализуются педагогические принципы и синтетически сочетаются традиционные и инновационные приемы обучения. Отличительными особенностями музейно-педагогического занятия по сравнению с другими научно-просветительными формами является постоянство аудитории, периодичность и системность в рамках программы, большая связанность со школьным учебно-воспитательным процессом, возможность объединения возможностей школы и музея в формировании и решении учебно-воспитательных задач.
Понятие "инновация" в настоящее время активно употребляется в педагогических разработках. Используется традиционное толкование сущности понятия "инновация", которое входит в словосочетания "инновационная деятельность", "инновационные процессы", "инновационные технологии", так Н.Г.Самарина писала: «Сущность инновационных процессов рассматривается нами как процесс разработки, освоения нововведений для достижения результата, ведущего к кардинальным качественным изменениям, как инструмент обновления, перехода системы из одного состояния в другое».
Термин историко-педагогический источник введен для обозначения движимого или недвижимого памятника, который является основным источником знаний по истории педагогики; его музейно-педагогическое изучение способствует документированию историко-педагогического процесса; в качестве профильной науки при его исследовании выступает история педагогики.
Следовательно, понимание понятийного аппарата в музейной педагогике выражается тем, что он дает методологические инструменты, которые дают возможность охарактеризовать все виды музейной деятельности в педагогическом вопросе и это приведет к возможности значительно увеличить уровень взаимодействия музея с любой группой посетителей и, в итоге, значимость его социального статуса.
«Сотрудничество музея и образовательного учреждения (в широком смысле слова от детского сада до окончания ВУЗа) возможно анализировать по двум основным направлениям; во-первых, рассматривая музей как набор очень серьезных образовательных и воспитательных возможностей дополняющих школьную программу; во-вторых, с точки зрения создания именно школьных музеев (музеев - лабораторий, кабинетов краеведения, музеев - наглядных пособий, музеев-хранителей истории самого учебного заведения и его выпускников). Оба направления достаточно тщательно проработаны и опубликованы в научных исследованиях таких авторов, как: Е.Г.Ванслова, И.М.Коссова, М.В.Короткова, Е.Б.Медведева, Н.А.Петровская, А.М.Разгон, Н.И.Решетников, Б.А.Столяров, М.Ю.Юхневич и других».
Возможность взаимодействия музея и школы оказывается на практике очень важным и рассматривается в различных изданиях и публикациях как у нас, так и за рубежом. Появились работы, которые обобщили и систематизировали теорию и практику отечественной и зарубежной музейной педагогики, а так же историю вопроса и нынешнее состояние. К таким относится «сборник под редакцией Е.Г.Вансловой, А.К.Ломуновой и Э.А. Павлюченко "Музей и школа", изданный в 1985 году и исследование М.Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей», имеющее подзаголовок «Учебное пособие по музейной педагогике» (2001 год). Важное значение в этих публикациях отводилось истории вопроса, сравнительно-историческому анализу теории и практики музейной педагогики, творческому вкладу ведущих специалистов посвящены исследования членов творческой лаборатории «Музейная педагогика» Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Материалы проводимых лабораторией всероссийских научно-практических конференций публиковались в сборниках «Музей для всех».
Использование музейных коллекций и экскурсионных форм работы в учебно-воспитательных вопросах практиковалось уже давно, а к исследованию проблемы взаимодействия музея и школы музееведы приступили в начале XX века. Уникальной представляется практика отечественных передвижных музеев конца XIX - начала XX века: музеи этого вида создавались, в первую очередь, для удовлетворения нужд школы и в этом отношении служили признанным образцом для зарубежных коллег.
В век небывалого всплеска ускорения научно-технического прогресса и развития компьютерных технологий происходит, наконец, понимание важности музейно-педагогической работы со школьниками. С одной стороны, музеи предлагают широкий ассортимент педагогических программ для детей, создают музейные детские центры, выпускают большое количество культурно-образовательной литературы: путеводителей, тетрадей, буклетов, сувениров и других рекламно-презентационных материалов. С другой стороны, школы стали организовывать и активизировать музейную деятельность. Школьное руководство сегодня считает важным и престижным иметь у себя свой собственный музей. «Школьный музей всегда связан с историей, включает краеведческие и этнографические экспозиции, уголки Боевой Славы, истории школы, края, района, страны. Музейная педагогика помогает найти подход к историческому образованию и способствовать развитию каждого ребенка. Стандарты и программы по истории сегодня ориентируют педагога на создание культурно-образовательной среды, на деятельность школьников в музейном пространстве, на сохранение памяти истории и культуры о своей малой Родине. Занятия в музее помогают школьникам увидеть историко-культурный контекст вещей, способствуют умению воссоздавать образы соответствующей эпохи на основе общения с историческим наследием, формируют уважение к истории своей малой Родины, учат понимать и беречь культурные ценности».
Рассмотрим различные подходы к понятию «музейная педагогика», становление ее как науки, различные модели музейно-педагогических программ и занятий и различные формы и методы работы с детьми.
Одно из первых определений этого понятия в вопросах музейно-исторического образования появилось в Государственном историческом музее. «Музейная педагогика - смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в процессе передачи и восприятия информации. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея». Музееведы и преподаватели отмечали связь этой науки с коммуникативными и педагогическими процессами. А.Н.Морозова и О.В.Мельникова связывают музейную педагогику с музееведением, искусствоведением, историей и краеведением.
Один из ведущих музейных педагогов страны Б.А.Столяров дает такое определение музейной педагогики: «Это область научной и практической деятельности современного музея, осуществляющего передачу культурного опыта междисциплинарного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды».
Известный музейный педагог Марина Юрьевна Юхневич отмечала, что «музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему». Она рассматривает эту науку в широком смысле слова, имея в виду образование в музее в течение всей жизни человека, и в узком, под которым понимаются контакты с детской аудиторией и работа в школе. В широком смысле - это «инструмент реализации образовательного потенциала музея». В данном случае Понятие музейной педагогики рассматривается в узком смысле слова в контексте именно школьного исторического, краеведческого и культурного образования.
«Исследователи выделяют понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная деятельность музеев». Первое означает научную дисциплину, а второе - традиционное направление практики музейной деятельности». Теория и практика активно участвуют в развитии культурно-образовательной деятельности и историко-краеведческого образования. Это отражается в культуре, гуманитарном знании, педагогике и музейном деле. Идеи непрерывного образования, активной социализации личности, музейной коммуникации, взаимодействия с посетителем направлены на восприятие музейного пространства как «своего», а не «чужого». Посетитель как активный участник этого взаимодействия активно задает вопросы, высказывает свое мнение и участвует в дискуссии. Музейная педагогика помогает разработать педагогические формы деятельности школьников в современной культурно-образовательной среде музея. По мнению О.Э.Шейниной, «музейная педагогика не только обобщает опыт, но и создает новые методики и музейно-педагогические программы».
Становление музейной педагогики включает несколько этапов развития. Это понятие появилось в конце XIX - начале XX в. в Германии и было направлено на работу с детьми. Немецкий педагог Г.Кершенштейнер «предложил модель специальной учебной экспозиции, похожей на учебник, разработанной на основе взаимодействия с педагогическими принципами и школьной программой». В ней как в учебнике были представлены главы, разделы, и параграфы. Экспозиция в Музее шедевров естествознания и техники в Мюнхене направляла детей во время осмотра экспозиции на познавательную активность. Другой видный деятель, А.Лихтварк, директор Гамбургской картинной галереи считал музей «культурно - образовательным учреждением» и обосновал метод «музейных диалогов» на примере картины или экспоната, что могло бы заменить урок».
«Термин «музейная педагогика» ввел Г.Фройденталь, он предлагал тщательно подбирать экспонаты для показа школьникам, что соответствовало бы возрасту, возможности давать поисковые задания на экскурсии, а для закрепления музейных знаний проводить творческие самостоятельные работы». Великий русский ученый Н.Ф.Федоров призывал организовывать культурно-образовательную деятельность музеев для учебных заведений дореволюционной России. Он писал: «Если музей не будет высшим, окончательным для всех низших и средних учебных заведений, то он не будет не только отеческим, но и публичным, и останется «закрытым».
Выделяя основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, М.Ю.Юхневич выстраивает «систему моделей музея, смена которых обуславливается изменением представления общества о назначении музея».
«Было бы справедливо, развивая классификацию М.Ю.Юхневич, в этой системе первой поставить образовательную модель, возникшую во второй половине XVIII века вместе с первыми музеями учебных заведений - «Музеумом» Горного института в Петербурге, Минералогическим, Зоологическим («Кабинет естественной истории»), Ботаническим («Гербарий») музеями Московского университета, музеем естественных произведений при городской школе в Иркутске. Создание этих музеев, их деятельность были обусловлены образовательными задачами учебного заведения, они имели характер подчиненного структурного подразделения в системе школы». Именно в них впервые стали выстраиваться отношения «музей - школа», а связь двух социокультурных институтов была наиболее взаимообусловленной. Основная задача такого музея по отношению к школе - служить образовательной базой для педагогического процесса обучения.
В период просветительной модели (1870-1890-е гг.- середина 1920гг.) происходит осмысление идеи и назначения музея в свете философского наследия Н.Ф. Федорова; оно обусловило разграничение функций учебных учреждений, дающих образование, и музея, который «собирает всех неученых и всё младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными». Основной миссией музея в этот период признается научно-просветительская, наибольшее значение в обществе имеют публичные музеи. С.Т.Шацкий, Л.К.Шлегер и А.У.Зеленко в 1905 году создали первый в России детский музей, в котором дети занимались творчеством в кружках и на занятиях. Одним из направлений этого музея было построить самому свой дом и создать костюмы разных исторических эпох. В это сложное дореволюционное время в России уже тогда музеи активно сотрудничали со школами, гимназиями, училищами и предлагали экскурсии, соответствующие определенному возрасту ученика.
Для характеристики следующего периода - политизированной модели(1920-1950-е гг.) используется модель с сильной идеологической окраской. Главным персонажем культурно-просветительской работы был экскурсовод, а ведущей образовательной формой работы с детьми - экскурсии. Эффективность работы музея и школы определялась количеством посетителей-детей, проведенных экскурсий и прочитанных лекций. Известные ученые А.В.Бакушинский, Н.А.Гейнике, Б.Е. Райков создавали свои работы по проведению экскурсий для школьников31. В непростое послереволюционное время были открыты новые детские музеи. В музее игрушки Н.Д.Бартрама детям помогали изучать историю и быт страны через историю игрушечного дела. В детском музее А.У.Зеленко вместо подписей под экспонатами писали загадки, а входной билет оставляли около понравившихся экспонатов. В музее детской книги Я.П.Мексина дети печатали листы книги в воображаемой типографии.
Были разработаны и введены в школьные программы экскурсии в музеях трех типов - естественно-научных, культурно-исторических и литературных.
Работа музея не ограничивалась традиционными формами экскурсии и лекции. Перед музеем, как и перед другими общественными институтами того времени, обладающими возможностями воспитательного и идеологического воздействия, была поставлена задача подготовки активных строителей коммунизма, «привлечения трудящихся масс к изучению природы и истории нашей родины и создания условий для творческой инициативы во всех отраслях хозяйства, науки и культуры».
Следующий этап в развитии музейного дела получил название информативной модели(1960-е - середина 1980-х гг.),когда главной задачей считалась передача научной информации об экспонатах в доступной для детей форме. Благодаря энтузиастам открылись факультативы и абонементы для школьников в музеях. Музей все больше стал ориентироваться на школу и разрабатывать культурно-образовательные детские программы. На этот период пришелся самый всплеск образования школьных музеев. Для этой модели характерно отношение к музею как «средству распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу», повышение роли музейного предмета как первоисточника знаний; направленность работы с посетителями в этот период выражается в термине идейно-воспитательная работа, носит идеологический характер и осуществляется по партийным нормам под непосредственным руководством партийного аппарата.
Современное представление о музее исследователи определяют как коммуникативную модель(конец 1980-х. - 2000 гг.). Его первым теоретиком считают канадского ученого Д. Камерона. Это связано с такими именами как А.М.Разгон и Е.Г.Ванслова. А.М.Разгон считал, что создание музейной педагогики как научной дисциплины связано с пониманием образовательной деятельности музеев и развитием музееведения, социологии, психологии и педагогики. Е.Г.Ванслова создавала специальные программы для работы с младшими школьниками в музее. Именно она разработала системный подход, вошедший в историю как «музейный всеобуч». Программа состояла из циклов занятий с применением новой методики, направленной на активизацию ребенка в музее и выявление его творческих способностей.
На смену информационной модели с односторонним воздействием экспозиции, экскурсии на посетителя приходит идея общения, равноправного диалога музея со своим зрителем на основе партнерских отношений.
«С 1990-х гг., именное благодаря идеям М.М. Бахтина, музей стал выступать как место культурно-исторического диалога, в рамках которого начался поиск новых форм общения с детьми»40.
В 1990-2000 гг. прочно утвердилась коммуникативная модель в работе с детской аудиторией. Сегодня вся культурно-образовательная деятельность музея строится на принципах коммуникационного подхода. Специалист в области музейной педагогики Е.Н. Мастеница выделила «четыре принципа коммуникативного подхода:
-антропоцентристский (во главе угла - человек, «субъект»),
-культурологический (знаки и символы в поле коммуникации),
диалогический (межкультурный диалог двух и более участников),
аксиологический (общение как самостоятельная ценность)».
Ученик стал рассматриваться как «субъект» культурно-образовательной деятельности, имеющий свой внутренний мир, интересы и склонности. Ученик в музее стал восприниматься как равноправный участник коммуникативного процесса и общения. «Основной принцип коммуникации - индивидуально-личностная ориентация в организации и проведении детских занятий. Наряду с новыми принципами музейная педагогика не отвергает традиционные: принцип учета возрастных особенностей в работе с детской аудиторией, принцип сознательности и активности в усвоении музейного наследия, принципы доступности и наглядности, принцип систематичности, который предполагает согласованность программ деятельности музея и школы».
«Последние 20 лет наблюдается бурный рост образовательного потенциала музея, что можно определить «золотым веком» музейной педагогики. В музеях были созданы целые отделы, специально ориентированные на школу, появились образовательные концепции и новые педагогические технологии, направленные на творчество и развивающую познавательную активность посетителей. Каждый музей располагает различными программами для детей любого возраста и разного типа школ, включая инклюзивное направление. В учебные школьные планы стали обязательно включаться музейные занятия. При крупных музеях были созданы детские центры и специализированные школы. Многолетний опыт сотрудничества музея и школы - созданная в 1989г. Гуманитарная гимназия при Русском музее в Санкт-Петербурге».
«В Москве при ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2006 г. был создан центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Там созданы все условия для реализации тяги к творчеству детей и подростков. В центре были организованны клуб любителей искусства, клуб юных искусствоведов и изостудия». Таким образом, детские центры, организованные на базе музеев, наиболее успешно используют атмосферу и музейные экспозиции в целях образования и воспитания. А в детских центрах, при краеведческих музеях делается акцент на самобытность культурных отраслей региона, неповторимость его интеллектуальных и эстетических образов, что отражается в создании школ искусств и ремесел, клубах реконструкции исторических событий, творческих студиях и кружках.
При благотворительном фонде «Русская семья» в 1995г. в Москве появился детский музей «Жили-были», где дети погружались в самобытную сказочную атмосферу и проводилась театрализованная экскурсия. Чтобы притворять такие идеи в жизнь стали появляться новые специалисты - музейные педагоги, которые облегчают восприятие музейной среды с точки зрения педагогики.
Построение рабочих процессов в современной музейной практике осуществляется по алгоритмам определенной модели обучения, включающей в себя главным образом культурно-образовательные программы.
Т.Гафар считает, что «градация этих программ могла бы строиться на анализе содержания образовательного продукта, приращения образовательного потенциала музея и других субъектов образовательного процесса, их включенности в образовательный процесс, по возрастному критерию».
Осуществление всех этих программ происходит на стыке педагогической науки и передовых технологий обучения, призванных стимулировать рост самосознания и кругозора личности. Б.А.Столяров предлагает «четыре модели обучения в музее: поисковая модель включает проблемное изложение и исследовательскую деятельность учащихся; коммуникативная - основана на педагогике сотрудничества; модель имитационного моделирования реконструирует события и образы прошлого в музейной среде; инновационно-игровая позволяет включить творческое воображение и воплотить нереализуемую ситуацию». М. В. Короткова все культурно-образовательные программы и музейные занятия разделила на пять типов. «Игровые занятия сопровождаются переодеванием в персонажи и ролевым разыгрыванием событий и явлений, импровизированные - рассказами детей об экспонатах и выступлениями в роли самих экспонатов, поисковые - розыском экспонатов по заранее заданным параметрам и признакам, моделирующие - собственной творческой реконструкцией явления, картины или персонажа, интерактивные - совместной деятельностью детей через увиденное в музее». Обе классификации имеют основанием активный предметно-деятельностный принцип в построении культурно-образовательной практики учащихся.
Интерактивные занятия в музее- это новое направление музейной педагогики. Слово «интерактивность» переводится с английского как взаимодействие. Впервые эту идею высказал музеевед и педагог А.У.Зеленко и назвал ее «чувственной грамотностью», под которой он понимал взаимодействие ребенка с музейными экспонатами, когда предметы разрешалось трогать руками48. М.Г.Хугаева, Л.М.Шляхтина полагают, что «в основе интерактивности лежит непосредственный контакт ребенка с экспонатом, без посредника, использование аудио- и компьютерных устройств (полиэкраны, мониторы, голографии, электронные путеводители, слайд-шоу) и стимуляция деятельности школьников в экспозиции музея». Для реализации деятельностного подхода в изучении экспозиции используется система заданий в тетрадях и путеводителях. Более широкий подход в понимании интерактивности в культурно-образовательной деятельности предложил Е.Г.Артемов: «Интерактивность обусловливает активное взаимодействие ребенка в музейном пространстве со средой, историческим памятником, партнерами по группе, научным сотрудником»50. В понятии интерактивности основным фактором является взаимодействие между учениками в процессе выполнения заданий в новой культурно- образовательной среде.
А.А.Егоров выделил «три типа интерактивного действия учеников в музее: историческая реконструкция - достоверное воссоздание предметов старины, облика людей и событий; историческое моделирование - создание моделей ситуаций, событий с той или иной степенью достоверности; историческая имитация (подражание) - воспроизведение событий и предметов с некоторой степенью достоверности. Как видим, в основу этих типов интерактивного взаимодействия в музее лежит степень исторической достоверности».
Традиционные формы работы со школьниками в музее сегодня значительно изменились. Так, обычная экскурсия теперь проводиться с помощью авто гида или аудиогида. Инновационным направлением в экскурсоведении педагоги считают анимацию, предполагающую участие «оживших исторических персонажей» и вовлечение детей в действия с театральными элементами, представляющими собой целый спектакль.
Театрализованные занятия имеют свои особенности, они строятся по драматургическим законам, что позволяет создать определенный исторический образ. Такие занятия приближают нас к театру, ибо используют приемы зрелищных искусств: костюмы, обряды, ритуалы, музыку. Такие спектакли расширяют культурно-образовательное пространство музея.
Музейные учителя не могут высказать единого мнения по поводу традиционных и новых форм работы с детской аудиторией. Консерваторы рассматривают появление нетрадиционных форм работы как признак уничтожения музейного пространства и превращение его в чисто развлекательное учреждение. Передовая часть музейных педагогов полагает, что новые методики и формы работы с посетителем усиливают образовательный потенциал музея и выступают за «образование через развлечение».
Формы и методы работы с детской аудиторией во многом похожи с аналогичными, используемыми в школе учителем истории. Н.Ланкова дала классификацию методов и разделила их на «словесные, наглядные и практические». К «словесным относится беседа и рассказ, к наглядным - демонстрация (наглядно-чувственное ознакомление детей с экспонатами в натуральном виде) и иллюстрация (восприятие предметов с помощью плоскостных изображений и показ видеоматериалов). К практическим методам - игровой, ролевой (инсценизация) и погружение в прошлое (реконструкция)».
К методам музейной работы с детьми Е.Г.Артемов относит «погружение» в историческую среду, ролевое «проживание» исторических событии (ребенок получает роль). Он также предлагает «репродуктивный метод (система заданий), продуктивный метод (решение проблемы), исследовательский метод (исследование музейного предмета), моделирование и реконструкцию (умозрительную и предметную) фактов, событий, ситуаций, опережающее поощрение (стимулирование детской активности в музее)».
Предполагается, что современный музей должен опираться на весь свой предыдущий опыт; обучающие, образовательные, культурно- просветительские, идеологические, информативные составляющие до сих пор присутствуют в его деятельности, но уже как соподчиненные главной задаче, определяющей специфику музея как социального института: сохранение и передача социально-культурного опыта в предметной форме от поколения к поколению.
Практическое воплощение идеи музейной педагогики находят в каждом современном музее; теоретическим обобщением накопленного опыта, определением стратегических путей развития занимаются музейно-педагогические центры. Большинство из них возникли на «музейной» базе - при музеях, кафедрах музейного дела, культурологических институтах и т.д.
В целом современный этап музейно-педагогической деятельности имеет следующие характерные особенности: выделение в музеях специализированных музейно-педагогических подразделений, их активная деятельность; разработка творческих авторских музейно-педагогических программ, учитывающих специализацию музея и специфику региона; активное участие музея в осуществлении региональных программ образования; разработка системы музейно-образовательных программ для всех возрастных групп детей и подростков; возникновение детских музеев, экспозиций и выставок, адресованных юным посетителям музеев; разработка инновационных музейно-образовательных технологий и проектирование экспозиций как интерактивного музейно-образовательного пространства, создание предметно-развивающей среды; поиски путей, форм и методов совместной деятельности музея и школы, межведомственной кооперации, работа музея по углублению сотрудничества со школой посредством активизации участия школьного педагога в реализации музейных программ и проектов; формирование региональных центров музейной педагогики;
создание центров по презентации и обмену музейно - педагогическим опытом на межрегиональном уровне; активная публикация результатов передового опыта. В результате обсуждения проблем музейно-образовательной деятельности ученые пришли к выводу, что «специалист в этой области должен хорошо разбираться в вопросах общественного развития, теории коммуникации, визуальных средств обучения, динамики групп, межкультурного воспитания и реакции человека на искусственно созданную среду».
Вместе с тем, для успешного выполнения профессиональных функций научный сотрудник «просветительского» отдела должен обладать знаниями, сравнимыми по глубине и значимости со знаниями хранителя коллекции, постоянно пополнять и расширять их; ему необходимо быть в курсе последних достижений профильной науки. Музейная коммуникация требует освоения коллекции на профессиональном уровне, основывающемся на специальном базовом образовании, а также теоретических знаний и практических навыков передачи содержательного потенциала с учетом особенностей каждой конкретной ситуации музейного общения. Эти же установочные требования владения на современном уровне данными профильной науки и их интерпретации с помощью музейного предмета в доступных для широкого музейного круга формах относятся и к экспозиции как форме музейной коммуникации.
В последнее время всё четче прослеживается тенденция на усиление второй, образовательной, функции музея: музей обязан не только сохранять культурное наследие, но и пропагандировать, не ожидать прихода посетителя, а привлекать его. Это окажется возможным, если музейный работник и музейное учреждение обратятся к внутреннему миру посетителя, увидят коллекции, экспозиции и экскурсии не только глазами музейного специалиста, но и музейного посетителя.
В кругу специалистов музейного дела сформировалось представление о «новом» музее, который, в отличие от «традиционного», способен к более активной роли в пробуждении и формировании у широкой публики осознания значения культурного наследия и места музея в его сохранении и приумножении.
Так, новый музей, декларируя эмоциональное начало, не должен отказываться от рациональности, но последняя не преобладает в нем в ущерб первой. Следует учитывать, что делать наглядной концепцию музей может только за счет демонстрации экспонатов. Музей как в традиционном варианте представлял не только подлинники, но и копии, так и в новой концепции не может существовать без подлинного музейного предмета. В идеале научность не должна противопоставляться общедоступности, а объективность творческому подходу. Новый музей не может и не должен отрицать всего позитивного, что наработал традиционный; к положительному потенциалу должно быть добавлено новое с тем, чтобы обогатить и упорядочить содержательную сторону музейной деятельности, усилить её эмоциональное воздействие, поднять её на уровень требований нового времени. Противопоставление имеет смысл только как способ привлечь внимание к неиспользуемым или слабо реализуемым резервам в музейной практике, к тем аспектам, которые хотя и присутствовали, но были на периферии деятельности.
Новый взгляд на музей обуславливает и его новые функции. Среди них активизируется функция сбора и накопления информации, что определяет качественно новый информационный уровень, не исчерпываемый содержанием внутримузейной коллекции, а музей реализует себя а как «консультативное учреждение», «центр документации и информации».
Научно-технический прогресс в сфере информационной технологии ведет к значительным общественным изменениям. Процесс информационного взаимодействия во внутрикультурном пространстве меняется самым коренным образом. Если для управленческой информационной системы признано утверждение «Кто владеет информацией, тот управляет системой», то в музейной практике историко-культурная информация становится необходимым условием правильной оценки прошлого, адекватного осмысления настоящего и залогом верности выбранных ориентиров в будущем.
Настоящий момент в духовной жизни нашей страны отмечен переоценкой ценностей, выбором новых ориентиров; проявлялась тенденция необоснованного отказа от культурных установок, имеющих многовековую национальную традицию бытования и общечеловеческую значимость. В этой ситуации музей может и должен стать важным фактором в формировании современной социокультурной ситуации, новых морально-этических установок, культурно-ценностных ориентиров, в выработке национальных нравственно-эстетических идеалов, в становлении историко-культурного сознания.
В научной литературе выявлено, что в нашей стране проблема взаимодействия музеев с обществом решалась в разные периоды по-разному: от решительного поворота к потенциальной музейной аудитории, от утверждения педагогических приоритетов в 1920-е годы - к ориентации на музейное образование и воспитание, на решение пропагандистских задач в 1930-1950-е годы; в 1960 - 70-е годы заложены основы музейной педагогики и теории музейной коммуникации. В последние десятилетия переосмысление роли образовательной деятельности определило качественно новое понимание специфики музея как социально-культурного института и его места в общественной жизни. В работах зарубежных музееведов (Ф.Шоутен, А. Мелтон, Д. Прайс, Т.Шола, К.Хадсон, В.Уошберн, Р.Синглтон, К.Скривен, Ж.А.Ривьер и др.) определился новый взгляд на просветительную работу музея: она представляется в такой же степени важной, как и функция документирования исторического процесса. Культурообразующая функция определяет оправданность существования музеев; эта деятельность подводит итог другим формам музейной работы и является их вершиной. Собирание и изучение предметов музейного значения обусловлено необходимостью освоения культурного наследия с целью его включения в ценностную структуру настоящего. Значимость экспозиции и экскурсии напрямую связана со степенью их воздействия на посетителя, на его сознание и эмоциональную сферу. С новым представлением о музее не только как хранилище подлинных предметов, но материальных памятников более широкого диапазона (традиции, ремесла, фольклор и т.д.) связано движение экомузеев. Экомузей активно включается в социально-культурную среду, не только отражает, но и в значительной степени её формирует. В настоящее время принято определение экомузея, сформулированное Ж.А.Ривьером: «Экомузей - зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, и о тех, кто жил здесь раньше, независимо от того, существовала преемственность поколений или нет. Приезжие также получают возможность взглянуть в это зеркало, лучше познакомиться с трудом, традициями местного населения и проникнуться к ним уважением. Экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром»56. В понятии экомузея сформулирована идея, к воплощению которой стремится любое музейное учреждение: из «вещи в себе» оно превращается в общественный институт для окружающих. Неизмеримо возрастает его воспитательное значение и образовательное воздействие: оно ориентировано не только на пришедшего в музей отдельного посетителя, но и на все население региона в совокупности, на приезжих; он способен влиять на социально-культурную ситуацию. Задачей нового музея становится не сухое изложение научных данных, а постановка общественно значимых проблем и приобщение к ним широкой публики, в определенной степени содействие решению социальных вопросов. В отдельных случаях музей способен занять ведущее положение в жизни региона. Это возможно только при условии, что пришедшие в него люди воспримут поставленные музейными работниками проблемы как собственные и жизненно значимые для себя, если музейный продукт (экспозиция, экскурсия) их заинтересует, разбудит воображение, произведет эмоциональное впечатление. Только на этой основе его педагогическое воздействие, подчас неосознанное самим посетителем, но тем более действенное, будет результативным, а существование самого музейного учреждения социально оправданным.
Современные тенденции в общественной жизни вообще, и в музейной сфере в частности осмысливаются критически, вызывают дискуссии, привлекающие как специалистов, так и «потребителей музейного продукта». Музееведам предстоит осмыслить парадокс и наметить пути преодоления наметившегося противоречия: музей в настоящее время переживает бум и вследствие этого находится в кризисе, «бум и кризис идут рука об руку»; музей «становится более похож на немузейное или экстрамузейное пространство, он как бы лишается своей особой роли»; подчас провозглашение актуальности и востребованности музейной тематики приводит к погоне за сенсационностью, которая часто оказывается случайностью; «коммерциализируясь, он изменяет себе как учреждению по ту сторону современности». В этом процессе видят опасность «самоизживания», «самоисчерпанности» музея как социального института.
В этих условиях педагогическая теория начинает играть важнейшую роль в обеспечении не только сохранения музея, но и возрастании его роли в жизни общества. Определяется единое поле взаимодействия педагогики и музееведения. Экстроспективное родство комплексов понятий и категорий этих научных направлений проистекает из близости педагогических и музееведческих задач, из единства источника их происхождения, и обусловлено последующим их становлением. Единые формы деятельности складываются в результате заимствования с последующей адаптацией к специфике социального института; например, школа активно использует «изначально музейную» экскурсию, а музей трансформирует в экспозиционных условиях музейно - краеведческий урок. Функциональным характером связи педагогики и музееведения определяется влияние изменений в одной из научных дисциплин на другую: перемены в педагогических воззрениях корректируют представление о значении и роли музея как социального института; музей воздействует на педагогические представления. Система взаимодействия педагогики с музееведением представляется целостной; укрепление взаимовлияний - условие их дальнейшего развития и совершенствования, становления школы и музея как социальных институтов.
Системные изменения определяются также взаимодействием с окружающей средой, формированием новых философских взглядов и общественных убеждений, развитием общества и его институтов, открытиями и разработками во взаимодействующих научных дисциплинах, изменением социальных и экономических условий, стремлением к приведению образования и музейной деятельности в соответствие с общественными преобразованиями, новыми тенденциями общественного развития. Таким образом, в результате рассмотрения взаимодействия педагогики и музееведения выявляется единое пространство этих научных дисциплин на уровне категориального аппарата, целеполагания, методологической и методической системы, конкретных форм организации деятельности. В дидактических и коммуникативных аспектах следует отметить обусловленность музейных процессов и явлений общепедагогическими закономерностями. В сфере предметного, «вещного» документирования историко-культурных процессов музей самоопределяется как социальный институт; процесс передачи культурного наследия от поколения к поколению в особой форме - через музейный предмет - составляет его специфику. Культурно - образовательная деятельность музеев в настоящее время основана на коммуникативной модели и ищет новые подходы и технологии в работе с посетителями.
1.2 Методика культурно-образовательной деятельности краеведческого музея
Термин «культурно-образовательная деятельности»58 используется в музееведении еще с начала 1990-х годов. Ранее употреблялись другие понятия, такие как массовая политико-просветительная работа, научно-просветительская, которые отражали определенные методы воздействия и направления работы с посетителями. Для культурно-образовательной деятельности в современный период теоретической базой является теория музейной коммуникации и музейная педагогика. Под музейной коммуникацией понимается процесс передачи культурных значений и смыслов, непосредственно в музейном пространстве для лучшего восприятие информации посетителями. Самым важным понятием в теории музейной коммуникации является музейный предмет, через его информационный потенциал реализуются культурно-образовательная, образовательно- воспитательная и другие функции музея.
Содержание культурно-образовательной деятельности в музее проявляется в организации работы с музейной аудиторией и взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что «в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: экскурсия, лекция, конференция, консультация, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, киноконцерты; круглые столы, встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество различных характеристик форм: групповые - индивидуальные; простые - комплексные; традиционные - новые; динамичные - статичные; активные - пассивные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, которые стали основой для появления новых, относятся экскурсии и лекции, конференции и семинары, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии». Из других сфер культуры, образования и науки заимствованы различные формы, которые обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности и могут рассматриваться как нетрадиционные.
В современных условиях культурно-образовательная деятельность ориентирована на личность музейного посетителя, в связи с этим выделяют следующие ее основные направления: обучение информирование, общение, развитие творческих начал, отдых. Такое деление условно, так как сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо вопросах.
Однако для приобретения методических навыков в культурно- образовательной деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений. Необходимо продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
«Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой культурно-образовательной программы».
Рассмотрим более подробно каждое направление.
Образование - это первая ступень на пути освоения музейной информации. В ходе ее идет первичное получение сведений о музее, его содержании и составе коллекций, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как экскурсия и лекция. Современный уровень развития информационных технологий внедряет и активно использует в музее, например, специальный информационный центр. Информационное обслуживание представляет самые разнообразные способы доставки информации посетителям с помощью компьютеров. Это начинается от входа в музей: указатели, планы и путеводители, как для взрослых, так и для детей, и заканчивается использованием информационных киосков. Информационные системы содержат разъяснительную информацию и изображения экспонатов с указанием их местоположения.
Вторая ступень представления музейной информации на новом уровне - обучение, которая включает в себя передачу и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных, факультативных знаний, которые сложно получить в образовательных учреждениях в полной мере. Этому способствует и внедрение культурно-образовательных программ, основанных на знакомстве и изучении музейных предметов-подлинников.
Отличительные черты обучения в музее - неофициальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется необычностью подачи информации, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, лекций, музейных уроков, семинаров, занятий в кружке. Музейный урок используется как форма культурно-образовательной работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей для более глубокого и прикладного изучения предмета. Кружок при музее - объединение единомышленников, с целью углубления, расширения и приобретения знаний и умения. Тематика кружка определяется самим музеем, исходя из его профиля и направленности.
Развитие творческого потенциала это высшая ступень постижения музейной информации. Использование культурного наследия музея помогает развитию творчества, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления определенных склонностей и раскрытия творческих способностей. В музее используются особые условия на поддержание творческого процесса. Наиболее действенные из них - «вхождение» в систему образцов, традиций, на примере культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории, творческой мастерской, фестиваля, викторины, исторической реконструкции и др., целью которой ставится развитие эмоционального интеллекта, раскрытие творческих и актерских способностей участников на основе изучения музейной коллекции. Это повышает интерес к чтению, развивает воображение, раскрепощает посредством снятия физических и психологических зажимов и расширяет кругозор.
Музей дает широкие возможности как для контакта с музейной информацией, так и для содержательного и интересного общения. Оно может быть организовано в форме творческой встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
И, наконец, музей - это отдых, организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Эти формы досуга рассчитаны на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, Ночь музеев, музейный праздник, концерт и т.д.). Существуют и специально разработанные формы досуга и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая зона для малышей, тематический праздник в музее, встречи для людей пожилого возраста, выпускной бал, свадьба и пр.).
Как правило формы и направления имеют комплексный характер, они совершенствуются и развиваются под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок и запросов социума.
Любая форма культурно-образовательной деятельности дает посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, что создает условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея с образовательными учреждениями, интеграции школьной и музейной педагогики. Однако, музейная педагогика должна затрагивать интересы не только школьников, но и взрослое население.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов и музейных работников воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности. Под воспитанием мы понимаем организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах. Школа не учит принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия культурно - образовательной деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
Музейно - краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают музейно - краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации музейно-краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.
Краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:
-приоритет воспитательных задач;
-возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
-интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории; природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.);
-применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
-самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
-реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе культурно - образовательной деятельности;
-внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
-практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Все это требует особого подхода к организации учебно - познавательной деятельности учащихся, к методике организации учебно - воспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.
Главная цель музейно - краеведческой деятельности - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край - территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
-познакомить учащихся с историей и современностью края;
-сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; - развить у школьников стремление знать свой край;
-способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
-способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой Родине;
-создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
-способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
-способствовать становлению, развитию и упрочению учебно воспитательных коллективов, семьи;
-способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения;
-решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ;
Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.
Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:
-Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
-Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
- Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
-Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
- Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
-Оздоровительный туризм (совершение походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)
- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого или школьного музея)
-Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях)
-Семейное краеведение.
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:
-субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района)
-региональные (краеведческие исследования на территории Московской области);
-межрегиональные (краеведческие исследования на территории России).
Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой культурно - образовательной деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных музейно - краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. Музейно-краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных музейно - краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристско - краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.
Реализация задач, решаемых средствами культурно - образовательной деятельности, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения, реализуемых в системе разнообразных форм музейно - краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять активное участие каждый ребенок.
Выделим организационные формы культурно - образовательной деятельности, описанные в педагогической литературе:
-разнообразныемузейно- краеведческим программы;
-интегрированные музейно - краеведческие циклы;
-уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на музейно- краеведческий принцип преподавания;
-краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений и музеев города;
-музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа (научные, общественные, территориальные и т.д.).
Сложность поставленных задач и специфика культурно - образовательной деятельности требуют от руководства образовательного учреждения и музея вдумчивого подхода к перспективному планированию системы музейно - краеведческой деятельности, основанной на анализе информации о:
-законодательной и нормативно правовой базе;
-кадровом составе: квалификации, компетентности, готовности использовать оптимальные педагогические технологии, методы, приемы, формы обучения и воспитания;
-программном, научно - методическом, дидактическом и материально - техническом обеспечении деятельности;
-состоянии культурно - образовательной деятельности и уровне потребности в ней учащихся и родителей;
-системы дополнительного образования;
-вовлеченности семей в культурно - образовательную деятельность;
-ресурсах природного и социокультурного пространства, внешней образовательной среды.
Рассмотрим основные элементы системы культурно - образовательной деятельности образовательного учреждения и музея.
Познавательная культурно - образовательная деятельность реализуется в структуре учебного процесса, на основе выбранной образовательным учреждением музейно-краеведческой программы. В настоящее время преподавание учебных музейно - краеведческих курсов осуществляется по ряду образовательных программ, которые, как правило, не отражают всего многообразия содержательной стороны краеведческой подготовки школьников, являются профильными (исторические, этнокультурные, геологические и т.п.). Другими недостатками программ являются: отсутствие требований к знаниям и умениям учащихся, перечня практических работ, экскурсий; достаточно узкая содержательная направленность.
Программы предполагают в идеале комплексный интеграционный характер, отражая все аспекты требований к содержанию музейно - краеведческой подготовки учащихся. Программы содержат перечень практических работ и экскурсий по всем курсам, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому курсу, список рекомендуемой литературы. Программы реализуют, преподавание отдельных курсов разными учителями в разные годы обучения, что снимает проблему выбора серии программ для каждого последующего года обучения.
Конкретное образовательное учреждение совместно с музеем может самостоятельно разработать комплект музейно - краеведческих образовательных программ. Внеурочная музейно - краеведческая деятельность, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика. Кроме того, она способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время. Цели работы данных подсистем:
-способствовать развитию личностных качеств каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;
-углубить и расширить знания учащихся о своей малой родине (за счет включения в деятельность внепрограммного и расширения программного материала);
способствовать формированию общеучебных умений и навыков (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);
-способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации школьников
-способствовать семейному воспитанию.
1.3 Формы организации культурно-образовательной деятельности школьников в краеведческом музее
Внеклассная культурно - образовательная работа отличается широким разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом, исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования социокультурного пространства региона,
особенности и традиции конкретного образовательного учреждения. Их главная цель: развить у учащихся интерес к предмету, региону.
Продуктивными формами культурно - образовательной работы являются литературно-творческие вечера и организация выставок.
1). Краеведческие (литературно-творческие) вечера
Цель краеведческих вечеров - развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание может быть самым разным;
-встречи с интересными людьми (ветеранами войны и труда, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
-рассказ о работе культурно - образовательного объединения учащихся.
-тематические беседы ("Экология нашего края, "Литературный край" и т.п.)
-проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона - безопасность, национальные проблемы и т.д.)
-семейные вечера (встреча с многодетными семьями региона)
-литературно-музыкальные вечера и др.
Во время подготовки вечера, музейному педагогу необходимо определить интересную конкретной возрастной группе учащихся тему, провести мотивацию участников, пригласить гостей; подготовить объявление о проведении вечера.
2). Выставки
Цель проведения выставок - развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, произведения декоративно - прикладного искусства, созданные участниками.
На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников.
Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни региона. Темами выставки могут быть:
-Мой любимый уголок
-Моя малая Родина
-Самые красивые уголки нашего района
-Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего района
-Люди нашего края
-Наш край в будущем и др.
Всё это призвано способствовать развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе.
Принципы музейной педагогики уже давно стали основой многих воспитательных систем.
Принципы музейно - краеведческого воспитания и образования: Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант реализации программы, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края.
Сегодня музейная педагогика едва ли не единственная систематизированная форма педагогической деятельности, обеспечивающая воспитание юных россиян в духе государственного патриотизма, служения и любви к Отечеству. Музейная педагогика - это педагогика, обращённая к юному посетителю через специфику музея. В основе её лежат методы, приёмы, формы, рассчитанные на преподавание и закрепление знаний с помощью предметов, объектов и явлений окружающего нас мира. Используются все воплощения материальной и духовной культуры, которые окружают нас дома, на улице, в значительной мере привлекаются предметы, собранные в музеях разных профилей, в том числе и в школьных музеях. В преподавании раскрывается редкая способность предметов быть символом и знаком своего времени, отражать господствовавшие в нём отношения, ментальности, вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и совершавшихся открытиях. Предмет аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может также быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, вкусах, социальной роли, чувствах и т.д. Музейно - краеведческая деятельность реализуется через методы.
Методы обучения - это «способы организации материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося. Метод предполагает цель и систему действий, средства по её достижению и намеченный результат. В методике выделены словесный, наглядный, практический методы. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся».
Методические приёмы - это «действия, направленные на решение конкретной задачи».
Приемы - «способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий». Приёмы - более мелкие категории, чем методы. Например: описание, повествование, характеристика, персонификация, драматизация, стилизация (написание писем и т.д.) представляют собой конкретные действия.
Форма(урока, занятия, экскурсии) - «понятие, отражающее основной способ подачи материала».
«Обычно выделяют игровые, дискуссионные и исследовательские формы».
Методы работы с детьми можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности. К первой группе можно отнести словесные, наглядные, практические методы. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские методы относят к методам по характеру мыслительной и познавательной активности. К экскурсионным приемам показа относят прием абстрагирования, интеграции, сравнения, переключения внимания, зрительной реконструкции.
В настоящее время накоплен большой арсенал интерактивных форм, методов и приёмов музейной педагогики в работе с учащимися по формированию музейно-краеведческих знаний. Методика работы может быть проиллюстрирована следующей цитатой из «Завещания» отца Павла Флоренского: «...Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. ...Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду (знакомых, родных, друзей). Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мёртвого, вещного, неодухотворённого».
Обратимся к конкретной музейной практике. Один из приёмов музейно- краеведческой работы - «создание родословной и генеалогического древа семьи».
Исходя из того, что гражданская позиция формируется в результате познания, в первую очередь, собственной культуры, то начинать следует с того, что ближе всего ребёнку и вызывает особое, эмоциональное отношение, то есть, с изучения своей родословной. Узнавая историю своей семьи, маленький следопыт знакомится с историей своей страны, в результате чего происходит личностное переживание истории, что способствует формированию исторического сознания.
Дети сначала рисуют схематическое генеалогическое древо; затем начинают работу по заполнению схемы, с помощью родителей, узнавая имена, места рождения, род занятий, особенности личностей своих предков. Затем они отыскивают в семейных фотоальбомах их портреты, изображения вещей, интерьеров, ландшафтов, памятных для семьи. Знание семейной родословной и связанной с ней семейной истории, отражающей исторические события в стране, позволяет ребёнку найти в доме предметы, уже чтимые семьёй, как реликвии, как память о важнейших событиях и предках. Следует отметить, что реликвии могут храниться как несколькими поколениями, так и быть «реликвиями первого поколения». Они также могут быть и потенциальными семейными реликвиями, приобретая этот статус по прошествии определённого времени. Детям важно ощутить причины, по которым вещи превращаются в реликвии, и вычленять их. К числу таких реликвий можно отнести;
-боевые и трудовые награды членов семьи,
-иконы,
-драгоценные предметы: украшения, сувениры, серебряные ложечки,
-