Педагогические идеи Марии Монтессори в практике современного воспитания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,87 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические идеи Марии Монтессори в практике современного воспитания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО профессионального образования

"Белгородский государственный национальный исследовательский университет"

(НИУ "БелГУ")

Педагогический институт

Историко-филологический факультет

Кафедра российской истории и документоведения





Курсовая работа

по дисциплине: "Педагогика"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАРИИ МОНТЕССОРИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Студент:

Чупин Денис Владимирович

Научный руководитель:

д-р педагогических наук, профессор

Н.Л. Шеховская

Белгород 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Теория свободного воспитания в новых педагогических идеях ХХ века

Глава 2. Сущность и принципы педагогики Марии Монтессори

.1 Особенности педагогической мысли М. Монтессори

.2 Основополагающие принципы педагогики Марии Монтессори

Глава 3. Школы свободного воспитания по системе Монтессори

.1 Страны Европы

.2 Соединённые Штаты Америки

.3 Монтессори-школы в странах Востока и Африки

.4 Школы Монтессори в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. Тема "Педагогические идеи Марии Монтессори в практике современного воспитания" является актуальной, поскольку Монтессори, используя гуманистический подход к ребёнку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребёнка. Педагог выступает как помощник ребёнка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребёнка и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Разработанность методики Монтессори в педагогике

Система Марии Монтессори формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже XIX-XX веков, суть которой "заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности". Система М. Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавлял Монтессори-общество Женевы. Переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.

Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека, берёт начало в деятельности педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого, К.Ф. Ушинского и др. Гуманистические принципы в отечественной педагогике послеооктябрьского периода развивали К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Аппарат исследования

Проблема, цель

Проблемой нашего исследования является изучение особенностей педагогической деятельности и педагогических взглядов Марии Монтессори и применение их в практике современного воспитания.

Цель. Раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори и сделать вывод о практике применения её идей в современном воспитании.

Объект. Педагогические взгляды Марии Монтессори в практике современного воспитания.

Предмет: Педагогические идеи Марии Монтессори.

Задачи. На основе объекта, предмета и проблемы исследования составим задачи исследования:

. Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность М. Монтессори.

. Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.

. Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.

Методы исследования

Для поставленных задач мы будем использовать следующие методы научно-педагогических исследований:

. Анализа литературы,

. Изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики,

. Сравнение,

. Теоретический анализ и синтез,

. Обобщение.

В настоящее время наше общество объединено заботой о воспитании и качественном развитии каждого своего гражданина. На протяжении двух последних веков в международной практике быстрыми темпами происходило становление общечеловеческой педагогической системы, которая могла бы воспитать новое поколение настолько качественно, как требует того главная идея любого цивилизованного общества с истинными гуманистическими идеалами: человек обязан обладать высокими нравственными качествами, должен быть неравнодушным, знающим, любящим и ценящим культурное наследие своих предков.

Ёмко и с максимальной точностью об этом высказывался один из крупнейших писателей и публицистов ХХ века англичанин Герберт Уэллс: "Истинный гражданин планеты Земля - ничем не запятнанный, здоровый человек, достаточно правдивый, чтобы никогда не опускаться до мелкой лжи, проявляющий умеренность там, где она необходима, честный без педантизма, инициативный, когда речь идет о его интересах, безоговорочно подчиняющийся закону, с уважением относящийся к общепринятым обычаям и порядкам, хотя и держащийся в стороне от политической горячки, смелый, но не идущий на авантюры, исправно соблюдающий некоторые религиозные обряды, преданный своей жене и детям и, в известных пределах, доброжелательный ко всем людям". В своей статье "Идеальный гражданин" о воспитании настоящего гражданина он писал так: "Наши представления о том, каким должен быть идеальный гражданин, весьма и весьма расплывчаты. Вряд ли найдутся даже два человека, у которых понятия об этом идеале совпали бы полностью и по всем статьям: ведь самые разные мнения по поводу того, что необходимо, допустимо или, наоборот, совершенно недопустимо для идеального гражданина, охватили бы широчайший диапазон всевозможных проявлений человеческой натуры. И не потому ли мы воспитываем наших детей так, что они растут среди сумятицы противоречивых высказываний, среди путаницы самых неопределённых постулатов, сбитые с толку, теряя в конце концов всякое представление о том, каковы, собственно говоря, их права и обязанности; они обречены жить в мире, полном колебаний и компромиссов, ничего не стоящих мнений и суждений, а образцы поведения и требования воспитателей мелькают перед их глазами, словно прохожие, тонущие в уличном тумане…"

Активно проводились разнообразные опыты и исследования, ставившие целью изыскание новых подходов к эволюции педагогических методик, разрабатывались прогрессивные концепции ранее неслыханных вариантов развития эффективных средств к достижению наилучшего результата в образовании и структуре обновлённых моделей воспитания. К сожалению, бессчётное количество разработанных технологий остались либо без должного внимания со стороны научных кругов, либо не получили никакой поддержки на государственном уровне и не реализовали себя на практике. Понятно, что для образовательного крыла политики требовалась единственная мощная система, результаты которой проявились бы незамедлительно, получив одобрение как на правительственном уровне, так и среди широких слоёв населения.

Первыми о высокой миссии воспитания в стремительно меняющемся мире напомнили американские педагоги и философы первой половины ХIХ века, в частности, участники трансцендентального Бостонского клуба, объединившиеся вокруг популярного в то время журнала "The Dial". По мнению трансценденталистов, образование должно было возвысить в человеке его нравственные качества и наставить на путь истинного познания мира путём поиска согласия с Природой и, в первую очередь, с самим собой. Среди радикальной интеллигенции Бостонского клуба встречались люди разных профессий и индивидуальных взглядов на общественно-социальное устройство общества, но так или иначе, все участники данного объединения имели очень высокий уровень образования и сходились на мысли о том, что просвещение есть один из важнейших путей к "нравственному очищению гражданина", его социальной адаптации и формированию качеств для выполнения истинного высшего предназначения человека. О необходимости преобразований в сфере образования говорили такие персоны, как Р.У. Эмерсон, У.Э. Чаннинг, С.М. Фуллер и педагог Э.П. Пибоди. Э. Пибоди открыла свой собственный детский сад, где вела обучение детей по собственной программе, включавшую в себя большое количество упражнений по совершенствованию сенсорики и развитию моторики для малышей от четырёх до шести лет, с той целью, чтобы в школу они шли основательно подготовленными и обладающими необходимыми для плодотворного обучения навыками. Педагог Э. Пибоди внесла неоценимый вклад в развитие педагогической американской мысли того времени и дала толчок к продвижению гуманистических идей при воспитании ребёнка в процессе его образования. Её опыту последовали наиболее известные и продвинутые педагоги Западной Европы, Соединённых Штатов, а также британских просветительских кругов Канады.

На рубеже ХIХ-ХХ веков в Европе и Америке начинают складываться разнообразные просветительские общества, ставившие целью донести до масс свои теоретические разработки. Широкое распространение получили труды замечательных учёных, писателей и педагогов, таких как К.Ф. Ушинский, Л.Н. Толстой, и более поздние работы К.Н. Вентцеля, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и позднее труды В.А. Сухомлинского и др. Среди европейских педагогов наибольших успехов добилась Мария Алессандро Монтессори, итальянский педагог, создавший самобытную систему образования, которая имеет большое распространение по всему миру и превосходит все прочие системы и подходы к образованию своей демократичностью, свободой в выборе цели и усилением роли педагога не как сурового наставника, но в роли помощника и "партнёра" ребёнка по развитию его умственных и социально-адаптивных качеств.

Касаемо современной Российской системы образования, можно сделать несколько выводов о её развитии и совершенствовании, продвижении вперёд на протяжении тридцати - тридцати пяти лет серьёзных преобразований во всех сферах школьного образования. Наиболее всего процесс внедрения нововведений охватил советскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Как альтернатива бывшим не отличавшимся друг от друга ни организацией, ни образовательной системой в целом школ и детских садов, стали появляться такие учебные заведения, как прогимназии, гимназии, лицеи, колледжи, всевозможные центры развития всякого рода профилей и направлений и частные школы. Конечно, всё это в большей мере отвечает запросам современных "продвинутых" ребят информационного общества и, несомненно, их родителей, предоставляет дополнительный шанс отказаться от распространённых вариантов просвещения, подготовить фундамент для испытания модернизированных преподавательских программ и методик. В достаточной степени значительна для данных нововведений концепция свободного воспитания. Данное течение в воспитании заслуживает подробного разбора и одобрения тем, что провозглашает индивида наивысшим "сокровищем" социума, предлагает пути и принципы воспитания сильной духовной личности, готовой к активной творческой деятельности, самосовершенствованию и развитию задатков; служит призывом к охране наиболее значимых для становления личности лет подрастающего поколения, и помимо этого, человека в целом от всевозможного рода притеснений, физического наказания и морального унижения.

Глава 1. Теория свободного воспитания в новых педагогических идеях ХХ века

Свободное воспитание - направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Свободное воспитание считает своей целью генерацию интересов у воспитанников и формирование условий для принятия независимых решений по методам их удовлетворения. К основным позициям свободного воспитания относят следующие положения:

. Вера наставника в творческие способности ребёнка, совмещаемая с уверенностью в том, что любое воздействие извне (пускай и подлинно благодетельный) на творческие ресурсы ученика проявляет принципиально подавляющее влияние,

. Концентрация труда учителя на получении подрастающим поколением персонального индивидуального опыта, на стержне которого и происходит полноценное становление объекта учёбы как личности,

. Культивация активного отношения к собственному бытию, культуре, образовательно-познавательной активности и необходимости в планомерном самообучении и воспитании самого себя,

. Интерпретация учебного заведения как одушевлённой субстанции, безостановочно совершенствующейся пропорционально впечатлительной детской натуре,

. Осознание миссии педагога как взрослого приятеля своих учеников, формирующего просветительско-педагогическую среду для выявления каждым ребёнком своих креативных способностей. Система взглядов свободного воспитания образовалась и зиждется на принципе естественного развития ребёнка. Образно будущего строителя нового прекрасного мира можно отождествить с "пока нераспустившимся цветком, развивающимся по своим природным законам". Для его полноценного развития и созревания необходимы плодородная почва (здесь подразумевается благоприятная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий. У растения главное - корень, у ребёнка - душа. Учитель должен помочь раскрыться его душе для эмоционального, духовно-нравственного восприятия мира. Ребенку нужны не абстрактные знания, а практические, необходимые для участия в реальной жизни и профессиональном труде.

Известные философы, писатели, педагоги, врачи и общественные деятели были приверженцами свободного воспитания. Ознакомимся более детально с тезисами из работ наиболее крупных представителей данного течения в системе воспитания ребёнка.

Как нестандартное независимое педагогическое движение свободное воспитание сформировалось в конце первого десятилетии ХХ в., хотя исторически оно сопряжено с гуманистическими педагогическими наследиями эпохи Ренессанса. Если с головой окунуться в историю мира, то можно выявить подобные идеи уже в трудах философов Древней Греции, например, Сократа или его ученика Платона.

Прямым предшественником теории свободного воспитания считается крупнейший французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо, педагогические положения которого нашли отражение в теориях и практике представителей неогуманизма и филантропов. "Право первородства" в младшем школьном возрасте учёный отдавал развитию сенсуальных способностей Умственные способности он предлагал развивать с 14 лет. По мнению просветителя, педагог обязан не навязывать собственную волю ребёнку, а созидать условия для развития ученика, обеспечивать ту воспитательную и преподавательскую среду, в которой школьник мог без помощи педагога накапливать жизненный опыт, обретать автономность и раскованность, осуществлять реализацию собственных свойств его души.

На границе XIX-XX веков происходила своеобразная научная революция в педагогике, проложившей терновый путь к началу формированию научно-педагогических моделей, что определили характер системы просвещения в высокоразвитых государствах Старого и Нового Света на протяжении всего ХХ века.

Позиция, согласно которой деятельность ребёнка не подчиняется определённым педагогическим уставам, резко проявилась в теории Марии Монтессори. Согласно её позиции, свобода - это, во-первых, биологическая независимость (духовного и физического прогресса, саморазвития ребёнка), во-вторых - самостоятельность в принятии решений, как поступать в той или иной ситуации. В первом варианте, будущий взрослый воспринимается как "существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во Вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы".

Согласно данной концепции, свобода есть естественность роста, неоспоримым требованием которой можно назвать исключение всего, что любыми путями могло бы препятствовать должному созреванию или становлению развивающихся духовных качеств, незаменимых при вступлении во взрослую жизнь. "Первым словом" в своей педагогической системе Мария Монтессори признавала непринуждённость каждого решения, принимаемого учениками. Ведь, по мнению этого крупнейшего педагога ХХ века, такая свобода вела "к достоинству людей". Непреложный императив свободы у Монтессори сочетался с мыслью о выработке чувства порядка у подрастающего поколения, ведь под настоящей свободой она понимала не столь беспредельное, порывистое поведение ребёнка, не настолько свободные действия, допускающие проявление своего эго в соответствии с сиюминутными капризами, или мимолётными влечениями, а свободу культурную, упорядоченную, ограниченную интересами окружающих.

М. Монтессори считала, что любая жизнь есть существование свободной активности, из чего следует, что развивающийся ребёнок наделён природным влечением к независимому волеизъявлению и самостоятельности. Исходя из этого, она видела смысл воспитания не в формировании педагогами личности ребёнка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Марией Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка в первые годы его жизни она понимала, как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть, как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребёнке.

Англичанин Александр Сазерленд Нил, которого называли "последним классиком" свободного воспитания, создал и на протяжении четырёх десятилетий руководил легендарной школой свободного воспитания в городе Лестер - "Саммерхилл". Александр Нил был одним из наиболее ярких и интересных представителей свободного воспитания - течения в педагогике, оформившегося на Западе и в России к началу XX столетия. На протяжении всей своей долгой жизни (умер в возрасте 89 лет) он словом и делом отстаивал право ребёнка жить и развиваться свободно уже с младенческого возраста. "Мои дети, - писал он, - делали только то, что им заблагорассудится... Я не сомневаюсь, что мне удалось выявить все их лучшие качества". Единственный критерий деятельности педагога, по его словам, - это интерес ребёнка, а лучший воспитатель детей - Природа, естественной работе которой и должны способствовать взрослые. Нил беспощадно увольнял учителей, которые, по его мнению, своими авторитарными действиями принуждали детей к учёбе, нанося им психологические травмы и нарушая природную гармонию развития человека. Он утверждал, что идеальный педагог должен стать "членом группы" детей, и сам демонстрировал исключительное умение находиться среди них, оказывать влияние на их поведение силой своей личности.

Жизнь созданной Александром Ниллом (или Нейллом) школы на протяжении четырёх десятилетий её существования была проникнута духом свободного творчества и самоуправления. Нил отказался от обязательных учебных программ, форм и методов занятий, стремился к созданию климата эмоционального комфорта. Выпускники школы демонстрировали очень высокий уровень духовного развития и психической устойчивости. Будучи человеком верующим, Нил в то же время выступал против догматического религиозно-нравственного воспитания. Он сумел организовать жизнь школьного коллектива, взаимоотношения между его членами на принципах христианской морали, естественным образом сделав их достоянием своих питомцев.

Плодом развития идеи свободного воспитания в Российской империи были педагогические теории данного вида воспитательного подхода, вобравшие в себя определённые знания о сути процесса взаимодействия зрелого человека и ребёнка, ставящего себе высокую планку для развития творческих возможностей обучающихся ребят. М. Монтессори под свободой подразумевала любой самостоятельный шаг в нужном направлении и самопроизвольный творческий процесс.

Основы такого осознания инициативности заложил русский писатель, преподаватель и общественный деятель Лев Толстой. Лев Николаевич выступал за признание вольностей ребёнка и "добровольную безучастность" воспитателя в развитии убеждений и склада характера учащихся. Основной упор делался на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. Л. Толстой считал недопустимым навязывание педагогом своей воли детям. В своих педагогических изысканиях он убеждал последователей в том, что в школе не должно быть запланированных заранее заданных программ, учебных планов, методов и средств и тому подобного. При этом он добавлял, что для их реализации должно быть наличие интересов и желаний учащихся, родителей и наличия соответствующих педагогов, которые по-настоящему любят профессию учителя и в высшей степени владеют своим предметом. Правда, в 1890-е годы он отказался от своих педагогических воззрений и пришёл к выводу, что свободное воспитание является "прихотью и развратом детей", противопоставив ему религиозное воспитание. Тем не менее, именно положения из ранних научных трудов Льва Толстого стали "контрольным пунктом" распространения свободного воспитания по всей России и за рубежом.

В начале ХХ века в поздней Империи были осуществлены первые попытки практического применения идей свободного воспитания. На принципах свободного воспитания в значительной мере строилась деятельность школ-коммун. Сначала в послеоктябрьской, а затем десятилетиями позже - уже в советской педагогике - зародились отдельные гуманистические тенденции, типичные для идеи свободного воспитания. Эти идеи возрождались в педагогических опытах Василия Александровича Сухомлинского во 2-й половине 60-х годов, а также в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е годы стали открываться частные учебные заведения, стремящиеся организовывать образовательный процесс сообразно с меняющимися интересами и возросшими запросами ребёнка. Образовательная атмосфера в большинстве этих заведений были построена как раз на принципах свободного воспитания.

Глава 2. Сущность и принципы педагогики Марии Монтессори

.1 Особенности педагогической мысли М. Монтессори

Вот уже почти столетие имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и учёных более чем в восьмидесяти государствах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, её применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить её структуру в целом, но она не оставляет равнодушным. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте ещё не было.

М. Монтессори считала, что любая жизнь есть существование свободной активности, из чего следует, что развивающийся ребёнок наделён природным влечением к независимому волеизъявлению и самостоятельности. Исходя из этого, она видела смысл воспитания не в формировании педагогами личности ребёнка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Марией Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка в первые годы его жизни она понимала, как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть, как физическое, так и духовное. При этом воспитание жизни ребёнка.

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также гуманизм, обращённость всей системы к природе ребёнка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают её антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку - жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребёнок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребёнка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. "Первой проблемой обучения, - пишет она, - является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего, мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов: развитие ребенка осуществляется посредством освоения окружающего мира. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения мира помогает человеку развиваться". Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребёнком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

2.2 Основополагающие принципы педагогики Марии Монтессори

Воспитание детей по методу Марии Монтессори базируется на следующих принципах: 1) антропология ребёнка. Гетерогенность. Возрастная периодизация; 2) принцип условий свободы развития ребенка; 3) принцип концентрации внимания; 4) принцип специально подготовленной обучающей среды; 5) Принцип сенситивности; 6) принцип ограничения и порядка; 7) принцип актуального и ближайшего развития; 8) принцип социального воспитания и интеграции.

Метод Монтессори состоит из трёх основных частей: ребёнок, окружающая среда и учитель, который обязан "признавать неповторимость каждого ребенка, проявлять эмпатию, безусловно принимать любого человека, соблюдать соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, стремиться к собственному личностному и профессиональному росту.

Глава 3. Школы свободного воспитания по системе Монтессори

В большинстве европейских и американских держав, а также в таких восточных странах, как Северная Корея или Япония, на сегодняшний день основаны школы, образовательный процесс в которых регулируется идеями Рудольфа Штайнера (имеются в виду "вальдорфские" школы), М. Монтессори, Селестена Френе и других представителей данного направления. Эти учебные заведения называются альтернативными. Задачи школьных учреждений в современном информационном обществе видятся не в передаче "маленьким взрослым" максимально доступного объёма "багажа знаний", а в том, чтобы научить их и более старшее подрастающее поколение искусству познавания мира. Роль учителя в этой школе - содействовать юным гениям, развивать в них автономность в получении необходимых духовных, социальных и научных навыков, а также поддерживать любые возможные "благородные порывы" и творческие побуждения учащегося. При этом школьники должны независимо от взрослых наставников - "детоводов" приобретать эти знания и развивать в себе способности, что в большей степени важны лично для них. Альтернативные школы различных видов объединяют общие принципы организации образовательного процесса, основанные на идеях свободного воспитания. На данный момент школы свободного воспитания получили широкое распространение преимущественно в странах Западной Европы и Соединённых Штатов Америки.

.1 Страны Европы

Германия. В районе Кёпеник (на юго-востоке Берлина) высится четырёхэтажное здание Монтессори-школы, полное название которого звучит как "Freie Montessori Schule und Kinderhaus Berlin". К внушительной постройке прилегает детский сад. Помимо монтессори - среды в отдельных помещениях организованы лаборатории химии, физики, биологии. Работа в них основана на принципе свободы выбора. В основе - исследовательский подход. Любое знание приобретается через поиск и эксперимент. В лаборатории физики, например, ребята - четвероклассники (!) проводят эксперименты с проектором, пытаясь определить, от чего зависит чёткость изображения. В углу этой же лаборатории стоит изобретение талантливого старшеклассника - модель автоматизированного лифта. Занятия в лабораториях, построенные на интересе детей и деятельности, имеющей практические задачи, позволяет сделать процесс обучения осознанным для ребёнка.

Уже несколько лет в этой школе работает учитель из Америки, который занимается созданием школы - фермы. Находится она в часе езды от основного здания школы. Именно там своими силами дети возделывают землю. В ближайших планах - развить фермерское хозяйство. Ведь именно через труд на земле ребёнок воспитывает в себе как практические умения и навыки, так и трудолюбие, терпение, благодарность и, помимо этого, обучается самостоятельной жизни в обществе. Кроме того, у детей происходит осознание идеи целостности и единства мира.

Австрия. Наиболее известны Монтессори-сады и школы "Грасхальм" в Вене, "Святой Иоанн" в Тироле. В городке Бибикор в оборудованной среде занимаются только дети с 6 до 9 лет, в старших классах организован поурочный процесс. В этой школе, как и в других, почти в каждом Монтессори классе есть ребёнок с синдромом Дауна, к которому "прикреплён" специальный социальны работник. Результат налицо: дети говорят, пишут и читают. Конечно, ни в одной из таких школ нет привычных отметок.

Продвижения учеников фиксируется в специальных таблицах, отражающих содержание учебных зон в виде условных знаков, раскрывающих этап освоения среды. Дети свободно передвигаются по классу, самостоятельно выбирая дисциплину, которой будут заниматься, время занятия, место работы и учителя. Кто-то за всё время занятий занимается одним предметом, кто-то - успевает позаниматься и математикой, и языком, и материалами из зоны космоса.

Нидерланды. Голландия является одной из самых продвинутых во всех планах стран Европы и мира. Образование здесь также находится на довольно высоком уровне, и система Монтессори развита значительно лучше, нежели в других современных государствах. В стране существуют центры подготовки монтессори-воспитателей. В Голландии школы Монтессори необыкновенно популярны, их насчитывается около двухсот. Самые известные - "De Amsterdame Montessorischool", "Montessorischool Leidschenveen" в Гааге. Быстро найти самую общую информацию школьники могут в Интернете. Они привыкли ставить перед собой задачи и самостоятельно решать их. Великобритания. Большинство Монтессори-школ в Великобритании частные. Только совсем недавно появились три государственных учебных заведения, работающих по методу Монтессори в Манчестере, Ливерпуле. Их поддерживает религиозная организация St. Nicolas Trust.

Наиболее известна элитная частная школа Medowbrook Montessori Primary School, которая находится недалеко от Лондона. Месячное пребывание ребёнка в ней обходится родителям в около тысячи евро. Создана она в 1998 году. Последние пять лет находится вдали от шумной городской суеты, и занимает два одноэтажных строения. Посещают школу дети с 4 до 12 лет. В группах - по 16 человек. В каждой группе работает дипломированный Монтессори-педагог и ассистент.

В Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе установлен регламент: один монтессори-педагог на 8 детей от 3-х лет. В группах детей от 2 до 3 лет количество детей меньше. Для малышей 4-6 лет обычная работа - работа с секатором и изготовление букетов, складывание лесенок, рисование и занятия с подвижным алфавитом. Огромное, гектара в два пространство вокруг школы, величественно обрамляют вековые дубы. Воспитанники сами следят за порядком дорожек. Интересно, что сон в этой школе не предусмотрен. Классы великолепно оснащены и уютны. Школьный автобус отвозит детей в бассейн. Наиболее знаменита школа "Тринити" в Рочестере.

Украина. Первая и пока единственная полноценная монтессори-школа на Украине была открыта в Одессе в 2012 года и предназначена для развития детей дошкольного возраста (от 1 года до 6 лет). Существуют и другие частные учреждения, такие как "Сад-школа Любысток" во Львове, "Вересень" и "Мир Монтессори" в Харькове, "УМИ", "Подсолнух" и "Соробан" в Киеве, а также "Почемучка" и "Мир Монтессори" в Днепропетровске.

Развиваются Монтессори-центры в Норвегии, Франции ("Сад детей"), Испания ("Марбелья"), Болгарии и Молдове. Получают необходимые средства для развития Монтессори-центров такие страны, Румыния, Финляндия и Польша.

.2 Соединённые Штаты Америки

В США идеи Монтессори стали известны ещё в начале ХХ в. В 1915 г. она приехала на Всемирную выставку в Сан-Франциско и представила результаты своей работы. Они были оценены медалью и получили широкую известность. Затем стали создаваться Монтессори-детские сады, однако вскоре интерес начал спадать, и к концу 1930-х гг. почти все они были закрыты. Р. Зальцманн приводит ряд причин угасания интереса к её идеям. Во-первых, это коммерциализация метода Монтессори при отсутствии подготовленных воспитателей и качественного материала. В стремлении иметь коммерческий успех первые сады создавались наспех, материалы практически отсутствовали, педагоги были беспомощны, и ожидаемого эффекта достигнуто не было. Другим фактором стала критика профессора Колумбийского университета У. Килпатрика, весьма влиятельного в педагогических кругах того времени.

С 1930-х до 1950-х гг. о Монтессори в США практически никто не вспоминал. Однако в конце 1950-х гг. к её идеям снова возник интерес благодаря усилиям Н. Рамбуш. По окончании курсов для учителей в Европе она основала в штате Коннектикут в 1957 г. Монтессори-детский сад. В 1959 г. Б. Стефенсон провела в США первые курсы подготовки Монтессори-педагогов. В 1961 г. Был создан Вашингтонский Монтессори-институт, который вплоть до настоящего времени занимается подготовкой Монтессори-педагогов. Позднее стали возникать другие учебные центры. Первыми были курсы в Филадельфии под руководством И. Эугения, центр в Калифорнии под руководством Л. Уикрамаратне, центр в Атланте, основанный М. Радонис, Э. Брайан и Н. Хьюджесом. Далее были созданы образовательные Монтессори-центры в Техасе, Майами, Милуоки, Нью-Джерси, Миннесоте, в Цинциннати, Лос-Анджелесе, Огайо, а также в Канаде. В настоящее время их насчитывается 13. Рассмотрим самые известные монтессори-школы США.

"Бронксвилль", Нью-Йорк. Монтессори-школа "Бронксвилль" была основана в сентябре 1976 года на территории церкви, где находится и по сей день. С момента своего создания она является членом Американского Монтессори Общества.

В красивом старинном здании проходят занятия для детей от 18 месяцев и до 6 лет по специальным программам, разработанным школой. Они разбиты на небольшие, легко усваиваемые части так, что каждый ребёнок может учиться в его собственном темпе и чувствовать себя при этом успевающим в учёбе. Процесс обучения проходит в стимулирующей, хорошо продуманной, мультикультурной среде, которая помогает каждому ребёнку раскрыть свои способности.

В Монтессори-школе "Бронксвилль" каждый ребёнок имеет неограниченные возможности для самосовершенствования, становления личности, приобретения необходимых в жизни навыков, осваивания таких новых для себя предметов, как математика, иностранные языки, музыка, искусство. И в этом им помогают опытные педагоги, каждый из которых имеет в среднем 20-летний опыт преподавания.

Лоренс. Монтессори-школа "Лоренс" в городе Лоренс штата Канзас распахнула свои двери в 2010 году, и с тех пор придерживается своей главной миссии - помочь детям осознать и раскрыть свою индивидуальность с помощью Монтессори-материалов, тщательно разработанных программ, игр и различных мероприятий с учётом возраста, и развития каждого ребёнка.

В "Лоренсе" у детей есть возможность получить уникальный опыт с самых ранних лет. Помимо основных программ, школа организует множество интересных встреч, а каждый сотрудник старается внести свой вклад в то, чтобы сделать каждый день учащихся особенным. Например, малышей посетили сотрудники клиники по реабилитации раненых и осиротевших диких животных и познакомили их с дикими птицами. А учитель музыки как-то раз привёз свою собственную ударную установку, чтобы сделать занятия ещё более интересными.

В свободное от учёбы время дети веселятся на большой открытой игровой площадке. Они могут поиграть в песочнице, прокатиться с горки или потренировать своё воображение, собирая самые разнообразные фигуры пластиковых блоков. Ведь, как говорил Альберт Эйнштейн: "Воображение важнее, чем знания. Знание ограничено, тогда как воображение охватывает целый мир".

Аннандейл, Вирджиния. Монтессори-школа Северной Вирджинии была официально зарегистрирована в 1962 году, став первой Монтессори-школой в штате Вирджиния. В первые годы своего существования она размещалась во временных помещениях: церковном подвале, а какое-то время и в подвалах домов родителей учеников. Но в 1967 году Совет попечителей принял решение приобрести земельный участок и построить на нём первое здание школы. Уже через год Монтессори-школа Северной Вирджинии распахнула свои двери. А в 2005 году у школы появился ещё один кампус. На сегодняшний день кампус в городе Аннандейл может вместить 168 учеников в возрасте от 2 до 12 лет, а кампус в городе Фолс-Черч может вместить 90 учеников в возрасте от 2 до 5 лет.

Школа знаменита своей "зелёной философией". В ней считают, что проявление уважения ко всему живому и обеспечение здоровой среды обучения для детей - неразрывно связанные друг с другом вещи. Сама Мария Монтессори говорила, что природа должна быть вдохновением для обучения. Дети исследуют и наблюдают за комнатными растениями, ходят в пешие походы, занимаются садоводством, используя специальные детские инструменты, помогают сажать деревья. Для полива они используют воду из двух дождевых бочек, которые установлены во дворе школы. Школа Северной Вирджинии старается также научить детей быть ответственными жителями Земли и задумываться о сохранении нашей планеты. Для этого в школе были предприняты многочисленные шаги, чтобы сократить отходы. Теперь используют только многоразовые пищевые контейнеры, столовые приборы и посуда, тканевые салфетки и полотенца вместо бумажных, многоразовые сумки вместо пластиковых пакетов. Благодаря этим совместным усилиям объём мусора уже удалось сократить вдвое. А оставшийся мусор распределяется в специальные контейнеры для бумаги, пластика и стекла для дальнейшей переработки.

Здания школы спроектированы таким образом, что классы получают так много естественного света, что большинство учителей редко включают все лампы, что помогает экономить электроэнергию. На все краны установлены специальные устройства, помогающие снизить потребление воды. А для ежедневной уборки школы используют только экологически безопасные чистящие средства. И это далеко не все способы, которые использует школа для сохранения окружающей среды и для того, чтобы помочь понять детям, что каждый может внести свой небольшой, но очень важный вклад в это общее дело.

Не менее известны школа "Саммит" в Массачусетсе, расположившаяся в отреставрированном старинном здании викторианского стиля, в ней занятия не прекращаются и летом; школа Бивертона недалеко от Портленда вокруг живописных лесов, в ней только один этаж и нет залов, и состоит она лишь из просторных классов; частная школа "Мэрин" в Калифорнии; "Пэйнт Бранч" в Мэриленде, где учился Сергей Брин - разработчик и сооснователь компании Google, легенда компьютерного бизнеса и один из самых богатых людей Америки; "Сикора" в Западной Вирджинии; некоммерческая "The Montessori School" в Коннектикуте; "Школа Монтессори" в Джорджии, известная своей экологической направленностью и использованием системы сбора дождевой воды и солнечных батарей; "Комьюнити", "Свананоа Валли" в Северной Каролине и множество других замечательных школ. Что касается соседа США - Канады, то в крупнейшем городе страны Торонто расположена Maria Montessori School, являющаяся "монополистом" монтессори-школ Канады.

.3 Монтессори-школы в странах Востока и Африки

свободный воспитание монтессори гуманистический

Япония. Монтессори-система в Японии прошла приблизительно через те же стадии, что и в США: её то принимали, то снова отвергали. Возрождение этого педагогического направления в Японии произошло уже после Второй мировой войны в 1960-е гг. Большую роль в этом сыграли группа профессоров Токийского университета, сотрудники Дома ребёнка Тсукимигаока, Медицинского и института в Хиросиме, а также ряд представителей церкви. В 1968 г. была основана Японская ассоциация Монтессори. На конец 90-х годов было открыто свыше 200 школ, на японский язык переводились поздние труды Монтессори: "Секрет детства", "Открытие ребёнка", "Впитывающее мышление". В этот период над теоретическим осмыслением и практической реализацией идей Монтессори работали учёные и практики, получившие образование в США, Италии, Индии. Регулярно проводились конференции Японской ассоциации Монтессори, семинары и круглые столы для специалистов и большого числа участников.

Самой известным центром считается Монтессори-центр Такане. Центр специально построен для целей, которые преследовал педагог-новатор мистер Такане. В нём три корпуса. Почти всё внутри помещений создано самим Такане. Он большой мастер по дереву, изобретатель, конструктор.

Один из корпусов центра - это 3-х этажная вилла. Она интересна уже с основного входа. Там мозаичный пол из кафельных плиток и паркетный островок овальной формы. Дети могут зайти и ещё немного побегать по кругу в обуви, но если они переобулись, то ведут себя уже по правилам, ходят только по деревянному полу. Очень много шкафчиков для переодевания, все разных форм и высоты. Такане большой любитель и считает, что в центре их тоже должно быть достаточное количество. Пол устлан татами, все работники в фартук-жилетах нежно-розового цвета.

Японский Монтессори-сад Фудзи рядом с Токио был построен в 2007 году по проекту архитектора Такахару Тезуки. Это самый большой детский сад в Японии. Проект детского сада изначально задумывался исходя из стремления реализовать ключевые понятия Монтессори-метода: свобода и независимость. Детский сад создает впечатление здания без стен: классы, игровые площадки и природное окружение образуют единое пространство. Здание этого Монтессори-сада наполнено воздухом и светом, свободного места - предостаточно. Крыша садика представляет собой площадку, на которой дети могут играть и по которой они с удовольствием бегают. В центре строения - гигантская поляна, детский сад окружён деревьями, между классами нет стен. По деревьям можно карабкаться, с крыши оборудованы съезды на горках. Если ребёнок не хочет присутствовать на занятии, он может пойти прогуляться. Как правило, после одного круга по крыше дети сами возвращаются в класс. В этом детском саду созданы все условия для того, чтобы дети могли свободно и безопасно передвигаться, общаться, работать с Монтессори-материалами, развивая себя и свою самостоятельность.

Индия. По свидетельству А. Джоостена, влияние идей М. Монтессори на педагогику Индии чрезвычайно велико. Все учебники по педагогике признают значение системы Монтессори в обновлении целей и практики воспитания. Экзаменационные программы всегда включают соответствующие вопросы. Имя Монтессори упомянуто во всех словарях индийских диалектов, его произношение и написание уже "индианизировано". Спрос на Монтессори-педагогов имеется со стороны не только Монтессори-садов и школ, но и "традиционных" учебных заведений. Она широко известна и почитаема в Индии, и её часто называют "Мать Монтессори" или доброта сердца, её вклад в борьбу за права и свободу развивающегося человека. Она стала почти культовой личностью. Монтессори-движение в Индии оказало влияние и на соседние страны - Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Малайзию.

Ряд проблем Монтессори-движения в Индии - экономические (трудности финансирования), социологические (90% окончивших Монтессори-курсы - женщины, разнообразие языков, затрудняющие работу или желание родителей как можно скорее получить результат, чтобы ребёнок мог быстрее покинуть школу и начать работать. В школах часто не хватает мест, и родители забирают их из садов и определяют в дошкольные учреждения при школах, чтобы "занять" место) и культурные (в силу обычаев дети зачастую не могут позволить себе уехать туда, где требуются представители их профессии, так же в Индии обсуждается проблема приемлемости для страны педагогической системы, возникшей в другой культуре).School находится в крупном городе на юге Индии - Бангалоре. Она состоит из трёх кампусов: в двух из них предлагают программы начальной и средней школы, а также Монтессори-программу для детей от 2,5 и до 5 лет, но в одном из кампусов упор делается именно на дошкольное Монтессори-образование.

Здание было спроектировано с учётом всех принципов Монтессори-пространства. Основной целью при строительстве было обеспечение постоянного взаимодействия между учащимися и природой. Для её достижения были стёрты границы между классами и внутренним двором, на котором развернулись настоящие джунгли. Тропические деревья помогают укрыться от солнца в жаркие дни, а из-за их листьев выглядывают разноцветные скульптуры животных, которые полюбились малышам. Вокруг этого сада находится крытый переход, по которому можно беспрепятственно переходить из класса в класс. На двух акрах территории школы также находятся детская площадка с песочницами, лабиринт и амфитеатр.

В Ekya School стараются сделать каждый день учащихся особенным и наполненным радостными эмоциями и знаниями. В школе отмечается день цвета, когда все приходят в одежде определённой расцветки, и рыночный день, когда дети получают практический опыт того, как рынок функционирует в реальном мире, день животных и многое другое. Главное, что все мероприятия направлены на развитие в детях любознательности.

А "Городская Монтессори-школа" - самая необычная школа Индии, занесённой в Книгу рекордов Гиннеса. Школа состоит из 20 филиалов, а важной особенностью является то, что в ней проходят обучение представители самых различных социальных слоёв, национальностей и религий, что для такой страны, как Индия, с исторически заложенным кастовым делением общества, совсем нетипично. В 2002 году школа получила премию ЮНЕСКО за воспитание в духе мира. А в 2010 году Далай Лама присвоил основателю школу премию "Надежда для человечества".

Открываются также школы в Таиланде ("Краби Монтессори"), на Филиппинах, в Сингапуре.

Государства Африки. Первые Монтессори-курсы состоялись в Танзании в 1968 - 1971 гг. при поддержке Мусульманского общества. После посещения Монтессори ряда африканских стран был разработан АМI-проект помощи детям Африки. В этот период в Кении, Эфиопии и Уганде открылись первые Монтессори-детские сады. Просили помощи в работе представители Мавритании, Сомали, Судана, Замбии, Ботсваны, Нигерии и Ганы.

3.4 Школы Монтессори в Российской Федерации

В России ситуация со школами и центрами Монтессори первоначально складывалась не особенно удачно. Первой в продвижении дела Монтессори стала Ю.В. Фаусек. В 1913 г. она создала при одной гимназии маленький детский сад. Постепенно становилось всё больше детских учреждений под педагогическими идеями Монтессори. Однако, этот интерес был погашен в 1926 г. на заседании научно-педагогической секции Государственного учёного совета. Педагогическая система Марии Монтессори не прижилась в Советском Союзе в эпоху, когда всё оценивалось с позиции, что пролетариат сможет создать собственную науку и культуру.

Вспомнили идеи Монтессори лишь в 1992 году, когда был основан Московский центр Монтессори, а в 1993 году появилась Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация. В 2009 году был создан "Центр педагогики М. Монтессори", директором которого стал К. Сумнительный. В целом, на 2016 год педагогические идеи Монтессори в России начали проявляться в среде недавно открытых частных детских садов и школ, где применяется на практике метод свободного воспитания, как в наиболее известной московской школе Citrus Montessori School (НОУ СОШ "Пенаты"). Вот несколько примеров.

. "Незабудки" - это Монтессори-центр в Перми, основанный в 2015 году, в котором проходят занятия в специально организованной среде для детей 3-х возрастных категорий: группа "Вместе с мамой" для малышей 1,5-3 лет, тоддлер-група "Я сам" для детей 2,5-4 лет и группа неполного дня "Casa dei bambini" для 3-6 лет.

. "Школа Разума" - начальная общеобразовательная школа Челябинска, работающая по системе М. Монтессори. В ней один класс, в котором занимается 20 детей в возрасте от 6 до 9 лет. В основную программу входят такие предметы, как филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. "Мы хотим, чтобы наши выпускники смело смотрели на мир и достоверно находили в нём своё место. Мы верим, что каждый ребёнок талантлив, и делаем всё, чтобы его путеводная звезда сияла ярко в любых обстоятельствах жизни" - вот девиз педагогов школы.

Открываются детские сады-Монтессори и в городе Белгород. Среди них "Непоседы", "Первый - Я", "Успех", "Родни". Как и на территории всей России, подобные частные учебные заведения не имеют ничего общего с целостной системой образования по европейскому образцу и играют роль "дополнительного" образования, взимая при этом значительные суммы.

"Золотая бусина", "Золушка", "Дети Индиго", "Земляне", "Волшебная страна", "Гениальный малыш", "Солнечный круг" в Уфе, "Монтессори-школа Москвы", "Я люблю Монтессори", "Школа великих открытий", "Новый мир", "Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой", "Русская", - все эти центры расположены в России. При её помощи были открыты школы свободного воспитания на территории Казахстана, такие как "Монтессори-центр Алматы" или "Браво" Монтессори Школа", "Кассиопея".

Заключение

Марию Монтессори можно назвать незаурядным философом, тонким психологом и методологом. Она была чутким наблюдателем жизни младшего поколения. Именно поэтому её педагогика является системой, которая взрастила не одну талантливую личность. Непросто назвать кого-либо, чьи труды большим образом повлияли на развитие свободного образования. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у неё благодаря ежедневным наблюдениям за поведением, настроением и состоянием ребят. Педагогика Монтессори подвергалась критике, как происходило с каждым новым ярким открытием, но она выдержала все несправедливые упрёки и заняла уверенную позицию в мировой педагогической мысли. В нашей работе мы постарались раскрыть особенности педагогической деятельности и взглядов Марии Монтессори сообразно с современной системой образования, претерпевающей всё более "новомодные" преобразования.

Как показало наше исследование, методика М. Монтессори - мощная педагогическая система, получившая признание по всему миру и применяющаяся на практике в современном воспитании детей в образовательных школьных и дошкольных учреждениях всего света. Поскольку свобода по Марии Монтессори проявляется в независимости выбора оптимального для ребёнка и реализуется в свободе выбора занятия, материала, партнёра для коллективной работы, непринуждённости социального контакта, - идеи этого замечательного человека воплотились в реальные концепции. Открываются Монтессори-центры, школы и детские сады в свободных странах Европы, Америки, Азии и других континентов. Как показывают многочисленные опыты, эксперименты, наблюдения и научные труды, дети, обучающиеся по системе М. Монтессори, определённо, являются более продвинуты в духовно-интеллектуальном плане по сравнению с другими детьми, учеников обычных общеобразовательных школ или детских садов, менее самостоятельных. Её идеи свободного воспитания развивают изжившие себя системы, основанные на авторитете педагога и беспрекословном подчинении ребёнка, своеобразном насилии над психикой неокрепшей личности, подавляющем самые благородные начинания. Ребёнок имеет право выбирать свои интересы и этот выбор помогает сделать опытный педагог, не навязывая ему какие-то стереотипы и собственные мнения. "Помоги мне сделать это самому!" - вспомним главный принцип педагогики Марии Монтессори.

Список использованной литературы

. Аксёнова В.И., Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности: Приложение к части 1 учебного пособия-хрестоматии для самостоятельной работы по повышению педагогической квалификации. - М.: 2001. - 36 с.

. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. - C. 14-34.

. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34. - C. 3.

. Гребенников Л.Р. Работа на линии в Монтессори-группе, М. МЦМ, 2006.

. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В, Жарова, - М.: Посвет 1982. - С. 4.

. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 38-39.

. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2005. - 272 с.

. Монтессори М. Дети - другие. // Со вступительной статьёй и комментариями К.Е. Сумнительного. - М: "Карапуз". 2004. - 336 с.

. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.3латопольского//Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - С. 4.

. Монтессори в России: Новый взгляд. // Сборник научно-практических статей. / Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. - 24 с.

. Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 с.

. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. - 334 с.

. Монтессори М. Значение среды в воспитании. - Прага: Nakladatelství Aurora, 1986. - 79 с.

. Монтессори М. Разум ребенка. - М.: Вагриус, 1997. - С. 65-68.

. Нилл, А. Школа Саммерхилл. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 250 с.

. Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Серия "Библиотека всемирной литературы" / Перевод М.Н. Розанова. - М.: Эксмо, 2011. - С. 8.

. Самостоятельность / Энциклопедический словарь русского языка.

. Самостоятельность / Ожегов, С.И. / Словарь русского языка/ под. ред. Н.Ю. - С. 232

. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в двадцати двух томах. Тома: 1, 3, 17, 18, 21. 21 том. - М.: "Художественная литература", 1985. - 205 с.

. Уэллс Г.Д. Идеальный гражданин. Статья. - М.: Правда, 1974. - С. 24-32.

. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 2004. - 82 c.

. Штайнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. - М., 1996. 3-е издание - 2005. - 190 с.

. Штайнер Р. "Духовно-душевные основы педагогики". - М., Яуза-Пресс, 1997. - 180 с.

. Эйзенбург Ю.И. Наследство Элизабет Пибоди. - СПб.: Лениздат, 2004.

. Эмерсон Р.У., Манифест Трансцендентализма. Социальные цели. Составители Р.В Боско, Г.М. Джонсон, Д. Майерсон. - Гарвардский Университет Пресс, 2010. - 210 с.

. Эйнштейн А. Мир, каким я его вижу. Серия: Золотой фонд науки. - Перевод А. Бродоцкой. Под редакцией А.М. Красильщикова. - М.: АСТ, 2016. - 207 с.

. Развлекательный сайт "Акварель". Мамина школа. Монтессори: методика раннего развития (статья). Автор: монтессори-педагог Ирина Кац. Кишинёв, 2006-2016. URL: http://www.aquarelle.md/montessori-metodika-rannego-razvitiya. (Дата обращения 29.11.2016)

. Детский Интернет-магазин "Бэбишоп". Киев, 2012-2016. URL: http://www.babyshop.com.ua/library/o_montessori.htm. (Дата обращения: 14.10.2016)

. Детский развивающий центр Созвездие. М., 2008-2016. URL: http://www.center-sozvezdie.ru. (Дата обращения: 14.10.2016)

. Мария Монтессори в России. Т., 1999-2016. URL: http://montessori-tula.by.ru/programs.html. (Дата обращения: 12.11.2016)

. Монтессори-дети. Образовательный портал. Возрождение педагогики Монтессори в России // Автор статьи Тимофей Раков. - М., 2007-2016. URL: http://mchildren.ru/vozrozhdenie-montessori-pedagogiki-v-sovremennoj-rossii. (Дата обращения: 20.11.2016)

. Монтессори-школы мира. М., 2012-2016. URL: http://mchildren.ru/tag/montessori-shkoly-mira. (Дата обращения: 30.11.2016)

. Монтессори Пресс. Интернет-журнал. Школы Монтессори в Европе. М., 2009-2016. URL: http://montessori-press.ru/novosti/montessori-shkoly-evropy.html. (Дата обращения: 29.11.2016)

. Словари и энциклопедии на Академике. Педагогический терминологический словарь. Тамбов, 2000. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru. (Дата обращения: 28.11. 2016)

. Учебные материалы. Монтессори-педагогика: история и современность. - М., 2001-2016. URL: http://works.doklad.ru/view/AC6eZvFKv7M/all.html. (Дата обращения 30.11.2016)

. Школа Бронксвилл. Интернет-портал. Нью-Йорк. - 2009-2016. URL: http://mchildren.ru/school/montessori-shkola-bronksvill-neogranichennye-vozmozhnosti/ (Дата обращения 30.11.2016)

. Школа для малышей. М., 2011-2016. URL: http://www.babyschool.ru. (Дата обращения: 12.11.2016)

. Школа Мстислава Келдыша. М., 1998-2016. URL: http://schools.keldysh.ru/UVK1690/method.html. (Дата обращения: 27.11.2016)

Похожие работы на - Педагогические идеи Марии Монтессори в практике современного воспитания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!