Использование элементов лыжной подготовки для развития координированности у детей 10-11 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    269,56 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование элементов лыжной подготовки для развития координированности у детей 10-11 лет















Использование элементов лыжной подготовки для развития координированности у детей 10-11 лет

Введение

координированность педагогический школьник

Актуальность темы: По мнению В.И. Ляха среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11-х классов.

Темой развития координации изучалась ведущими отечественными учеными, как А.Н. Колумбет, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко, Д.Д. Донской и другими. Нами не обнаружено исследований по развитию координации - ориентации в пространстве, средствами лыжной подготовки.

Лыжный спорт можно отнести к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей. На Олимпийских играх и чемпионатах мира по лыжным гонкам и биатлону, у спортсменов происходят сбои в движениях, падение в самых важных моментах гонки. В свою очередь это связано с тем, что изначально спортсмены уделяют малое внимание развитие координированности и из-за этого могут происходить такие не маловажные ошибки.

Школьник на скорости должен быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорости движения одноклассников во время преодоления дистанции, правильно проходить повороты, развороты, а так же спуски с горок. Все вышеперечисленные умения и навыки формируются на основе координационных способностей.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность школьнику быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у школьников способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие координационных способностей в процессе подготовки школьника - это совершенствование координации движений, а главное способность быстро перестраивать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями.

Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что дети школьного возраста являются наиболее благоприятными в этом отношении.

Объект исследования: развитие координации у детей 10-11 лет.

Предмет исследования: средства лыжной подготовки для развития координационных способностей.

Цель выпускной квалификационной работы является выявить влияние элементов лыжной подготовки на развитие координированности у школьников 10-11 лет.

Задачи исследования:

. Изучить анализ научной литературы по теме исследования.

. Разработать комплекс упражнений по лыжной подготовки для развития координированности у школьников 10-11 лет.

. Экспериментально проверить эффективность элементов лыжной подготовки для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование упражнений по лыжной подготовке на уроках физической культуры, способствуют развитию координированности.

Новизна работы: подобраны упражнения и игры на лыжах, проведён формирующий эксперимент для развития координационных способностей на уроках по лыжной подготовке.

Практическая значимость - результаты нашей работы будут полезны педагогам физической культуры, для проведения занятий по лыжной подготовке.

Материалы исследования были апробированы на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение».

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

1.1    Определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационных способностей», и их классификации

Различные исследования последних десятилетий показали, что многие виды координационных проявлений человекa в физическом воспитании, трудовой ,спорте и военной деятельности, быту достаточно отличительны, в связи с этим вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination - согласование, приведение в порядок) [14].

В настоящее время существует множество определений координации движений. Все они подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).

Н.А. Бернштейн - ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями писал, что «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы». Это определение и в настоящее время считается одним из наиболее распространенных и общепринятых в образовании.

Еще один ученый в области биомеханики Д.Д. Донской предложил выделять три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.

«Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условия (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи».

Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.

Исходя из всего этого, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией.

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи с чем, следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно - координационных возможностей.

Современные научные представления о координированности - есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразие координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей [14].

Дубровский В. И считает, что специальные координационные способности по психофизиологическим механизмам относятся к однородным группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различаются специальные координационные способности:

·        в циклических видах (бег, ползание, ходьба, плавание, лазанье, перелезание, коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

·        в не локомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

·        в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

·        в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

·        в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (метание гранаты, диска, толкание ядра, молота);

·        в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование);

·        в движениях прицеливания;

·        в подражательных и копирующих движениях;

·        в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);

·        в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).

В связи с комплексным характером координационных способностей, естественно, отсутствует обобщенный показатель уровня их развития. Для этого используется ряд критериев, наиболее важными из которых являются:

. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.

. Время, необходимое для перестройки своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.

. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).

. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений. Нерациональная мышечная напряженность свидетельствует о слабых координационных возможностях человека [3].

Л.Д. Назаренко указывает на необходимость выделять базовые двигательные координации в совокупности с физическими качествами, что будет содействовать решению важных задач по совершенствованию физиологических систем организма. Достижение необходимого уровня двигательно-координационных качеств является одним из важных компонентов здоровья, а показатели развития базовых двигательных координаций могут быть ориентиром при оценке физического состояния человека. Недооценка хотя бы одной структурной единицы приводит к недостаточному уровню функционирования и рассогласованию действующей системы. В результате качество деятельности значительно снижается или сохраняется, но ценой гораздо большего напряжения.

Координационные способности возникают лишь в процессе конкретной деятельности и существуют только в развитии. На процесс их развития решающее значение оказывают деятельность человека, условия жизни и социальные факторы. Учитывая, что специальные координационные способности выступают как общие координационные предпосылки для решения целого ряда двигательных задач, а специфические особенно важны и проявляются в ряде видов трудовой и спортивной деятельности, очень важно с возрастом их сохранить, а по возможности совершенствовать двигательно-координационные способности людей в подростковом возрасте [13].

В предложенных исследователями классификациях координационных способностей идет речь о потенциальных и актуальных (реализованных) координационных способностях, которые в количественном отношении необходимо подразделять на сложные и простые.

В предложенной классификации координационных способностей человека по В.И. Ляху, И.В. Афанасьевой, С.Д Бойченко сложные координационные способности подразделяются на виды, такие как:

·        Способности к точному воспроизведению, дифференцированию, отражению и оценке пространственных, временных, силовых параметров движений, это способность к достижению высокой точности и экономичности фаз движения и отдельных частей, а также движения в целом. Например, ритмическая способность при броске, бросок в кольцо с различных точек.

·        Способности к равновесию это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

·        Способности к ритму:

способность выражать и исполнять характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.

·        Способности к быстрому реагированию:

способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.

·        Способности к ориентации в пространстве:

способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике, использование упражнений на лыжах для развития координированности и так далее.

·        Способности к быстрой перестройке двигательной деятельности: умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям, в теории и методике физического воспитания эта способность рассматривалась как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость. Сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных координационных способностей человека. Авторы отмечают большое значение этой комплексной способности для многих видов спорта, но особенно для спортивных игр, единоборств, слалома и т.п., где содержанием двигательного действия является быстрота и точность перестройки.

·        Способности к произвольному расслаблению мышц:

При целесообразном и экономичном выполнении спортивных двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находятся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие - расслаблены. Соответственно в оптимальном согласовании расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент и заключается межмышечная координация, которая связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте.

·        Статокинетическая устойчивость:

способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений.

Предложенная классификация позволяет в известной мере упорядочить имеющиеся представления и данные исследования базовых двигательных координаций и рассматривать их как единый комплекс качественных сторон двигательной деятельности в совокупности с физическими (мышечной силой, быстротой, выносливостью).

1.2 Психолого-педагогическая характеристика школьников 10-11 лет

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Дети от 10-11 до 14-15 лет включают в себя такие виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает сознательное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно-значимым. Он учиться строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «я» [25].

Учебная деятельность становиться как бы одновременно осуществляемой, она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. Именно в особенностях выбора средств, способов этой деятельности он утверждает себя.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимися у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности - её предметом, средствами, способами решения учебных задач.

Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я» - концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует формы продолжения этого образования, зависимости от этого ориентируясь, либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия [14].

Подростковый возраст включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухими мудрствованием [12].

В возрасте от 10-11 до 14-15 лет, поведение подростков характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира ;процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста)[10].

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

В.В. Давыдов отмечает, что учебная деятельность, хотя и характерна для всех школьных возрастов, но ведущей она является только в младшем возрасте. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Но, в то же время, у младших подростков еще наблюдается склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения [30].

Не менее значительной психологической характеристикой данного возраста, возрастающей в потребность, является поиск сопричастности к миру. Ребенок старается соотнести себя с миром, найти свое место в нем. Очень важно на этом возрастном этапе сформировать представление сопричастности человека к многочисленным процессам мира природного и социального. Только в этом случае может возникнуть чувство значимости собственного выбора, а значит и ответственности за него.

В младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность, в процессе которой у них формируются основы теоретического отношения к действительности, умения ориентироваться в теоретических (идеальных) формах отношения вещей и взаимодействий людей, в частности, умение оперировать отвлеченными понятиями. Кроме этого, у подростков, в процессе учебной и общественно полезной деятельности, формируется умение строить и регулировать общение в разных его формах, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиции других людей [26].

Значимой психологической характеристикой данного возраста является поиск сопричастности к окружающему. При этом отсутствие жизненного опыта, доверие к окружающей действительности, психологическая не зрелость, и в то же время желание действовать самостоятельно, «вырваться» из-под опеки взрослых делают подростков особенно уязвимыми к различным воздействиям негативного характера. Именно в этом возрасте отмечается усиление процесса формирования и развития зависимых форм поведения различной этимологии. По этому, так важно именно для лиц данной возрастной категории, разработать и внедрить систему мероприятий, направленных на профилактику различного рода зависимостей.

В этой связи следует отметить что, именно школа является основным институтом социализации подрастающего поколения. Соответственно и профилактические мероприятия, направленные на защиту от различных форм зависимого поведения целесообразно проводить именно на базе средних общеобразовательных учебных учреждений. При этом такая деятельность должна носить плановый систематический характер, а не быть инициативой отдельных педагогов. Таким образом, для эффективной защиты подрастающего поколения от различных угроз и рисков данная система мероприятий должна стать необходимым, базовым компонентом предметных знаний [7].

.3 Средства лыжного спорта

Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития.

Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер[19].

Изначально координационные способности у школьников можно развивать не только на лыжной трассе, но и в спортивном зале. Приведены некоторые упражнения для развития перекрёстной координации:

.Стоя, руки вперед-в стороны, махи прямыми ногами с касанием разноименной ладони.

.Стоя, руки вперед, касание согнутым коленом локтя противоположной руки.

.Стоя, ноги врозь, руки в стороны - наклоны вперёд с касанием рукой носка противоположной ноги.

.Ходьба выпадами с максимально возможным поворотом («закручиванием») туловища в сторону стоящей впереди ноги.

.То же, с касанием колена локтем или пятки ладонью [24].

Подобраны ряд упражнений с использование лыжной подготовки для развития координированности у детей 10-11 лет.

•Подскоки на обеих ногах на месте и на спуске («Зайчик»);

•Упражнение выполняется на равнине или пологом подъеме. Опорная (например, левая) нога на плоско поставленной лыже скользит вперед и чуть в сторону (чем меньше в сторону - тем лучше). Корпус следует держать над ней и наклонится вперед. Руки с палками вынести вперед и оттолкнутся, правой ногой тоже оттолкнуться вниз-вбок, ставя для этого лыжу на ребро. После этого встать на нее и оттолкнуть левой ногой без палок, палками толкнуться только вместе с правой ногой;

•Ноги все время полусогнуты (чем круче подъем, тем сильнее), распрямляются только в момент отталкивания. Делать 20-30 шагов, поменять сторону отталкивания и сделать еще 20-30 шагов, толкаясь палками вместе с другой (в этом примере - левой) ногой.

•Прыжковая имитация, напоминает прыжки многоскоками с низким ведением стоп. Выполняется на равнине без палок и на подъёме с палками и без них (Рис. 1)

Рис. 1. Прыжковая имитация. Рис. 2. Имитация бесшажного хода.

Имитация бесшажного хода без палок и с палками («Поклон»): 1 - вынос рук, постановка палок, масса тела на передней части стоп; 2- навал; 3 - доотталкивание. Позднее 2-й и 3-й счёты объединяются (Рис.2).

Приведенные ниже упражнения выполняются с опорой или без опоры на палки поочередно. С правой на левую ногу и с постепенным увеличением времени выполнения или количества повторений. Постепенно увеличивается не только продолжительность, но и темп выполнения упражнений.

•Перенос веса тела с лыжи на лыжу

•Поднимание согнутой ноги назад и вперед, при этом сначала отрывают пятку, а затем носок лыжи;

•Поднимание согнутой ноги, лыжу удерживают горизонтально лыжне.

Так же для развития координационные способности можно использовать следующие задания:

•Прохождение ворот из лыжных палок;

•Прохождение дистанции зигзагом;

•Прохождение дистанции путем объезда деревьев, кустов или других ориентиров.

Выполнять упражнения, приведенные выше, должен выполнять каждый ребенок, т.к. эти упражнения довольно простые и не требуют какой-либо сложной методики обучения. Взрослому человеку достаточно показать упражнение и объяснить требования к его выполнению, ребенок с легкостью повторит. Главная задача при этом - добиться высокой точности движения, а также развитию координационных способностей у детей 10-11 лет[18].

Так же можно использовать упражнения на лыжах с учетом времени:

1.      Дорожка с кеглями. Участник становятся на небольшом склоне. На 3-4 промежуточных участков лыжного спуска, с правой стороны от лыжни, расставляют кегли.

Участники на время из одной точки до другой начинают скользить и на спуске подбирают кегли. Стараться собрать все кегли и за короткий промежуток времени. Расстояние от старта до финиша 15 м.

2.      Собери кегли (Рис. 3.)

Рис. 3. Собери кегли

Ребенок стоит лицом к площадке с кеглями. По сигналу поворачивается и собирает кегли в мешок, до последней кегли, время останавливают. Размеры площадки 5Х5 м.

3.      Змейка (Рис. 4.)

Рис. 4. Змейка

Участник проходит змейку от старта к финишу, за короткий промежуток времени. Обходя стойки с правой и левой стороны.

4.      Челночный бег. На расстоянии 10 м. расположены линии и на одной стороне лежат две палки участника. Ребенок выполняет скольжение на лыжах без палок до противоположной линии, берут там палку, возвращаются на место, кладут палку, снова бежит за второй палкой. Время фиксируется, после того как участник пересечет ботинком линию финиша.

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Организация исследования и этапы исследования

Исследование проводилось в МБОУ «Березовской средней общеобразовательной школе № 2». Период исследования ноябрь-декабрь 2015 г., контингент испытуемых - школьники 5 «а» и «в» классов, возраст- 10-11 лет. Всего респондентов было 56 школьников, в анализе результатов - 20 девочек и 20 мальчиков.

Эксперимент проводился с целью доказать эффективность методики применения элементов лыжной подготовки для развития координированности у школьников 10-11 лет. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся, которое стали использовать предложенные нами упражнения для развития координированности на третьм часе физической культуры.

Работа проводилась в несколько этапов: Первый этап (сентябрь-октябрь 2015 г.) - решались задачи по выбору темы исследования, теоретическому анализу и обобщению литературных источников. На данном этапе был осуществлен выбор объекта и предмета исследования, определены цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (с 16 ноября по 16 декабря 2015г.) был проведен основной педагогический эксперимент. Был проведен эксперимент , общей продолжительность 5 недель, с целью выявления прогресса после выполнения конкретных упражнений на лыжах для развития координационные способности.

На третьем этапе (декабрь 2015г.) осуществлялось обобщение и описание результатов исследования. Разрабатывались рекомендации по использованию упражнений, для подготовки школьников к формирующему эксперименту, проводилась теоретическая и графическая обработка материалов.

До начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы не отличались между собой по показателями общей физической подготовки (ОФП), а развитием координированности. Обработка результатов проводилась с помощью методов математической статистики (статистическое сравнение показателей по t - критерию Стъюдента), на контрольной и экспериментальной группе, для выявления координационных способностей на лыжах.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

.        Теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов;

В процессе теоретического анализа и обобщения литературных источников решались задачи по определению составляющих методики занятий лыжным спортом, составлению контрольных упражнений, как в зале, так и на лыжах для определения уровня развития координационных способностей.

.        Педагогический эксперимент.

Возможность проверить правильность выдвинутой нами гипотезы исследования путем использования упражнений непрерывного характера, тем самым сравнить развитие координационных способностей, у школьников занимающихся ОФП в КГ и лыжной подготовкой в ЭГ.

.        Педагогическое наблюдение: при прохождении дистанции дети при поворотах и спусках теряли координацию, в некоторых случаях происходило падение. В связи с этим были предложены ряд упражнений, которые помогут развить координированность у детей и, следовательно, улучшить свои навыки при прохождении дистанции.

. Тестирование, которое включало в себя следующие показатели: Контрольные упражнения, которые были применены для выявления оценки уровня развития координационных способностей на лыжах.

Контрольные упражнения были проведены в спортивном зале, упражнения на лыжах для развития координационных способностей были проведены на стадионе школы.

После проведения контрольных упражнений в зале, дети были распределены на две группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась общей физической подготовкой в зале, экспериментальная группа посещали каждую среду для проведения упражнений на лыжах для развития координационные способности.

Контрольные упражнения, которые были применены для выявления уровня развития координационных способностей:

.        Прыжок в длину с места. Исходное положение - стоя плечом к линии начала прыжка. При прыжке поворот на 90 °.

.        Полоса препятствий. Прохождение полосы за короткий промежуток времени, как показано на рисунке ниже (Рис. 6.)

Рис.6. Полоса препятствий

3.      Дорожка. Прохождение дорожки за короткий промежуток времени. В зале мелом была начерчена дорожка длиной 3м. и шириной 2 м. Ширина дорожки 15 см. (Рис.7.).

Рис. 7. Дорожка.

.        Челночный бег. Длина участка- 3м. На противоположной стороне лежит два кубика. Испытуемый бежит на противоположную сторону забирает один кубик, несет его обратно и далее возвращается за вторым кубиком, время останавливается, когда два кубика лежит на линии старта.

Так же были подобраны 4 контрольных упражнения для оценки уровня развития КС на лыжах:

.        Дорожка с кеглями. Участник становятся на небольшом склоне. На 3-4 промежуточных участков лыжного спуска, с правой стороны от лыжни, расставляют кегли.

Участники на время из одной точки до другой начинают скользить и на спуске подбирают кегли. Стараться собрать все кегли и за короткий промежуток времени. Расстояние от старта до финиша 15 м.

2.      Собери кегли .

Ребенок стоит лицом к площадке с Кеглями. По сигналу поворачивается и собирает кегли в мешок. По последней кегли, время останавливают. Размеры площадки 5Х5 м..

.        Змейка.

Участник проходит змейку от старта к финишу, за короткий промежуток времени. Обходя стойки с правой и левой стороны.

.        Челночный бег. На расстоянии 10 м. расположены линии и на одной стороне лежат две палки участника. Ребенок выполняет скольжение на лыжах без палок до противоположной линии, берут там палку, возвращаются на место, кладут палку, снова бежит за второй палкой. Время фиксируется, после того как участник пересечет ботинком линию финиша.

Контрольные упражнения в зале были проведены 16 ноября и 16 декабря (ниже приведены таблицы с результатами) на всех 40 учениках. Контрольные упражнения на лыжах были проведены 3 раза: первый -17 ноября(ниже приведены таблицы с результатами), второй промежуточный тест был проведен 25 ноября и третий раз- 16 декабря(ниже приведены таблицы с результатами). В составе 10 девочек и 10 мальчиков.

.3 Комплекс упражнений для развития координированности

В классификации координационных способностей существует множество типов, которые были приведены в главе 1.1. По нашему мнению наиболее целесообразно развивать с помощью нашей методики такой вид сложной координации, как ориентация в пространстве. Ученик должен точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Для этого мы подобрали упражнения на лыжах.

Прыжковая имитация, напоминает прыжки многоскоками с низким ведением стоп. Выполняется на равнине без палок и на подъёме с палками и без них. Упражнения «конькового хода», которые помогут развить координационные способности у детей:

.ИП - Стойка лыжника (СЛ). Смещаясь в правую сторону, толчком левой ногой сделать выпад вперед-вправо, стремясь как можно позже подставить маховую ногу (правую) под падающее туловище. Следить за полным выпрямлением толчковой ноги (от опоры ее не отрывать), вернуться в ИП. При повторении поочередно менять толчковую ногу для выполнения выпадов в разные стороны.

.Повторить упр. 1, заменив выпад на шаг вперед в сторону с переходом в одноопорное положение. Стремиться отрывать ногу от опоры.

.ИП - СЛ. на одной ноге, другая отведена назад. Повторить упр.1. Следить за тем, чтобы выпад начинался со смещения туловища и отталкивания ногой, а не с махового движения. Под падающее туловище маховая нога подставляется, как и в упр. 1, позже.

.Повторить упр. 3 с выполнением шага вперед - в сторону и переходом в одноопорное положение. Исполнять в разные стороны, задерживая отрыв ноги от опоры.

.Многократные прыжки на двух ногах из стороны в сторону, используя при повторении различные исходные положения ног: колени вместе, пятки вместе и колени врозь, взявшись руками за пятки изнутри.

.ИП - СЛ, прыжки с ноги на ногу с боковым выталкиванием вправо, затем влево и вернуться в ИП. При повторении изменить направление первого прыжка.

.Повторить упр. 6 с фиксацией одноопорного положения после каждого прыжка в сторону.

.Многократные боковые прыжки в сторону на одной ноге. Прыгая вправо, приземляться на правую, и наоборот. Выполнять равное количество прыжков в каждую сторону.

.ИП - СЛ, поочередные выпады вправо, затем влево с возвращением в ИП после каждого движения.

.ИП - СЛ. Перенести массу тела на левую ногу, толкаясь вверх, сделать энергичный мах вперед-вверх согнутой в коленном суставе правой ногой и разноименной рукой, а затем длинный выпад вперед - в сторону с поворотом туловища, чтобы локоть маховой руки (левой) коснулся колена правой ноги. Вернуться в ИП. Повторять в разные стороны. Следить за выпрямлением толчковой ноги в положении выпада. Для усиления маха ногой и рукой можно приподняться на носок толчковой ноги.

.Повторить упр.10, выполняя выпады из стороны в сторону в движении [17].

. Прыжок в длину с места с поворотом на 90 °, 180°.

Упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 5:

) бег «змейкой» (1, 2);

2) челночный бег 3 х 10 м (3);

3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4);

) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, б, 7) [27].

Применение игр на лыжах очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств, в нашем случае координационные способности.

Рис. 5. Упражнения для определения уровня координационных способностей

Для развития координационных способностей можно использовать игры - задания:

.Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний.

.Пройти заданный отрезок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников.

.Одновременными ходами пройти участок с воротами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона [22].

Подскоки на обеих ногах на месте и на спуске («Зайчик»);

Упражнение выполняется на равнине или пологом подъеме. Опорная (например, левая) нога на плоско поставленной лыже скользит вперед и чуть в сторону (чем меньше в сторону - тем лучше). Корпус следует держать над ней и наклонится вперед. Руки с палками вынести вперед и оттолкнутся, правой ногой тоже оттолкнуться вниз - вбок, ставя для этого лыжу на ребро. После этого встать на нее и оттолкнуть левой ногой без палок, палками толкнуться только вместе с правой ногой;

Ноги все время полусогнуты (чем круче подъем, тем сильнее), распрямляются только в момент отталкивания. Делать 20-30 шагов, поменять сторону отталкивания и сделать еще 20-30 шагов, толкаясь палками вместе с другой (в этом примере - левой) ногой.

Соревнование - эстафета «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыжных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочерёдно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся IV классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников). Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговариваются. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники сбили флажки или пропустили, они обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с заданной стороны.

Победителем объявляется команда, закончившая эстафету первой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) препятствий. Сложность трассы зависит от возраста и подготовленности школьников и от поставленных задач.

Игра «Догони». Две колонны (команды), равные по количеству участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между параллельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально [9].

Не менее интересно проходят игры и эстафеты на склонах, где школьники приобретают уверенность в преодолении спусков и в выполнении поворотов в движении. Можно, например, провести эстафету «Спуск с препятствиями». Крутизна и длина склона подбираются в соответствии с возрастом и подготовленностью участников, главное требование - должна быть обеспечена безопасность спуска. На склоне прокладываются параллельные трассы по числу участвующих команд (обычно 2-3), но это зависит и от ширины склона. На трассе устанавливаются ворота (не более 4-5) из лыжных палок и несколько флажков.

Состав команд зависит от количества учеников (лучше не более 4-6 человек). Это позволит увеличить количество повторных спусков и избежать длительных простоев. По команде учителя первые номера начинают спуск (без палок) по параллельным трассам, преодолевая ворота и собирая флажки. Лыжник, спустившийся первым, получает наибольшее количество очков, второй - на одно очко меньше и т.д. Каждый участник получает дополнительно по одному очку за каждый поднятый флажок. За сбитые или пропущенные ворота снимается по одному очку. Таким образом поочередно парами (тройками и т.д.) преодолевают трассы все участники. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков всеми участниками. На склонах игры проходят более интересно и всегда привлекают школьников. Каждый учитель сам сможет подобрать различные по характеру и сложности игры и игровые упражнения в зависимости от задач, пола, возраста и подготовленности школьников[8].

Игры в касания

Игра проводится непосредственно на лыжах. В случае того, если дети умело0 могут передвигаться без использования палок, то игра проводится без них. Сюжет игры - ограничивается площадка, на которой участники будут начинать игру. По сигналу участники стараются коснуться рукой другого участника игры. Кто больше всего задел игроков, тот победил. Другой вариант игры- на вылет, при касании игрок уходит из зоны игры.

Игра «Кто быстрее»

На площадке расчерчиваются круги. Участники в хаотичном порядке катаются на лыжах не наезжая на круги, по сигналу игроки как можно быстрее стараются попасть в круг. Кто не успел, выходит из игры. Кругов меньше, чем самих участников. Последний игрок-победитель.

Использование игр на уроках физической культуры или в тренировочном процессе вызывают живой интерес детей, повышают их активность, эмоциональность, заставляют самостоятельно, творчески подходить к решению двигательных задач; тем самым они способствуют формированию физических и психических качеств у детей [2].

Глава 3. Результаты исследования


Исследовав динамики показателей результатов использования предложенных нами упражнений для развития координированности показал, что более высокий прирост результатов показала экспериментальная группа, которая использовала их в своем тренировочном периоде. Во всех проведенных тестах, конечный результат стал выше первоначального.

Лыжник должен умело ориентироваться в сложившейся ситуации и принимать быстрое решение для ее реализации, что нам удалось добиться при помощи данных упражнений.

Первое тестирование мы провели 16 ноября 2015г. (см. табл. 1).

Таблица 1.Показатели развития координированности респондентов КГ и ЭГ в течение формирующего эксперимента

показатели

пол

группы

Ноябрь 16.11.15.

Декабрь 16.12.15.

% прирост

t

p

Прыжок в длину с места, см

М

КГ

127,2

132,2

3,9

0,9

>0,05


М

ЭГ

126,1

139,9

10,94

1,7

<0,05


Д

КГ

111,9

119,4

6,7

1,9

<0,05


Д

ЭГ

106,6

124,5

16,79

2,6

<0,05

Полоса препятствий, сек.

М

КГ

13,25

12,86

10,49

2,8

<0,05


М

ЭГ

12,91

11,63

13,27

3,6

<0,05


Д

КГ

13,7

13,33

10

4,1

<0,05


Д

ЭГ

13,41

12,03

10,29

3,3

<0,05

Дорожка, сек.

М

КГ

6,55

5,38

17,86

4

<0,05


М

ЭГ

6,76

4,54

39,08

6,7

<0,05


Д

КГ

6,96

6,65

4,45

0,9

>0,05


Д

ЭГ

7,1

5,51

22,39

8,4

<0,05

Челночный бег, сек

М

КГ

6,75

6,13

4,94

2,8

<0,05


М

ЭГ

6,82

5,58

11,56

4,1

<0,05


Д

КГ

6,3

5,51

12,84

4,6

<0,05


Д

ЭГ

5,87

5,44

7,32

1,5

<0,05


Анализ результатов первого упражнения, а именно полосы препятствия

полученных в КГ и ЭГ показал, что они возросли в обеих группах, но большие показатели получились в ЭГ. К концу педагогического эксперимента показатели в ЭГ у мальчиков улучшились с 126, 1 до 139, 9 с (р<0,05), в КГ результаты не достоверно выросли с 127, 2 до 132, 2. Прирост составил в ЭГ 10, 94% у мальчиков, что на 7,04 % больше, чем в КГ. У девочек прирост составил в первом упражнении в ЭК 16, 79 % , а в КГ 6, 7% , соответственно на 10% больше. Данный прирост связан с тем, что упражнения предложенные нами существенно могут повлиять на развитие координированности у детей.

Второе упражнение, которое было применено для выявления достоверности нашей методики, показало следующие результаты, что в ЭГ у мальчиков увеличились результаты с 13, 25 до 12, 86 с (р<0,05), в КГ результаты увеличились с 12, 91 до 11, 53 с (р<0,05). Прирост составил в ЭК 13, 27 % , больше чем в КГ на 2, 78 %, у девочек в ЭК увеличились результаты с 13, 41 до 12, 03 с (р<0,05). В КГ показатели незначительно увеличились с 13, 7 до 13, 33 с (р<0,05). Прирост составил в контрольной группе на 0, 29 меньше, чем в экспериментальной группе.

Анализ динамики выполнения теста «Дорожка» позволил установить достоверный прирост результатов у мальчиков 10-11 лет в ЭГ улучшились показатели с 6, 76 до 4,54 с (р<0,05). В КГ вырос с 6,55 до 5,38 с (р<0,05). Прирост в ЭГ- 39,08 %, в КГ -17,86 %. У девочек в ЭК улучшились результаты с 7,1 до 5,51 с (р<0,05). Что касается КГ, то результаты выросли с 6, 96 до 6, 65 с (р<0,05). Прирост составил в ЭГ 22, 39% , в КГ 4,45% , что на 17,94 % меньше, чем в ЭГ. Большой прирост связан не только с логично продуманной нагрузкой, но и с использованием нестандартных методов тренировки.

Анализ результатов челночного бега показал, что у мальчиков в ЭГ показатели возросли с 6, 82 до 5, 58 с (р<0,05), а в КГ с 6, 75 до 6, 13 с (р<0,05). Прирост составил в ЭГ 11, 56% , что на 6, 62 % больше чем в КГ. Проанализировав полученные результаты у девочек , можно констатировать следующее, что в ЭГ результаты возросли с 5, 87 до 5, 44 с (р<0,05). В КГ выросли с 6,3 до 5,51 с (р<0,05). Прирост составил в КГ 12, 84 % , а в ЭГ 7,32.

Сравнивая все показатели ЭГ и КГ процентного пророста у девочек, можно сделать следующие выводы, что прирост в ЭГ составил более чем в 2 раза в 1, 3 и 4 упражнении, а во 2 упражнении прирост составил на 7, 74 раза больше, чем в КГ (см. Рис. 1.).

Рис.1. Процентный прирост у девочек в экспериментальной и контрольной групп в физической подготовленности

Проведя анализ всех показателей ЭГ и КГ процентного пророста у мальчиков, можно сделать следующие выводы, что прирост в ЭГ составил в первом упражнении на 3, 5 раза больше , чем в КГ , во втором упражнении на 2, 78 раза больше , чем в КГ, в упражнении «Дорожка» и «Челночный бег» прирост составил более чем в 2 раза чем в КГ. (см. Рис. 2.)

 

Рис.2. Процентный прирост у мальчиков экспериментальной и контрольной групп в физической подготовленности

Таблица 3. Результаты тестирования ЭГ до и после эксперимента на лыжах

показатели

пол

Ноябрь (17.11.15)

Декабрь (16.12.15)

% прирост

t

p

Дорожка с кеглями ( сек., сек)

30,37

25,96

14,52

4,2

<0,05


М

25,28

23,75

6,05

1,1

>0,05

Собери кегли ( сек., сек)

Д

11,35

9,74

14,19

2,3

<0,05


М

10,73

9,07

2,31

2,5

<0,05

Кол-во флажков

Д

3,3

3,9

18,18

2,6

<0,05


М

3,5

3,8

8,57

1,4

>0,05

Змейка ( сек., сек)

Д

42,9

33,18

22,66

5,1

<0,05


М

35,04

30,39

13,27

2,8

<0,05

Челночный бег ( сек., млсек)

Д

25,27

21,28

15,79

4,3

<0,05


М

20,65

19,04

7,8

2,2

<0,05


Исследовав динамику показателей предложенных нами упражнений для развития координированности можно сделать следующие выводы, что у девочек во всех четырех упражнениях результаты выросли. В первом упражнении показатели выросли с 30,37 до 25, 96 с (р <0,05). Прирост составил 14,52 %. Во втором упражнении «Собери кегли» результаты показали следующее, что показатели возросли с 11,35 до 9,74 с (р <0,05). Прирост составил 14,14%. В третьем упражнении выросли с 42,9 до 33,18 с (р <0,05). Прирост - 22, 66 %, такой большой показатель свидетельствует об эффективности этого упражнения. Анализ результатов челночного бега показал, что результаты увеличились с 25,27 до 21,28 с (р <0,05). Прирост в четвертом упражнении составил 15,79 %.

После формирующего эксперимента у мальчиков достоверно выросли результаты во втором, третьем и четверном упражнении. В первом упражнении «Дорожка с кеглями» результаты показали следующее, что показатели выросли с 25,28 до 23,75 с (р >0,05). Прирост составил 6,05 %. В упражнении «Собери кегли» результаты увеличились с 10,73 до 9,07 с (р<0,05). Прирост 2,31 %. В третьем упражнении результаты увеличились с 35, 05 до 30, 39 с ( р <0,05). Прирост составил 13, 27 %. Данный прирост связан с тем, что упражнение, предложенное нами существенно может повлиять на развитие координированности у детей. В четвертом упражнении «Челночный бег» (р <0,05). Прирост в данном упражнении составил 7,8% .

Проведенное исследование позволяет заключить следующее:

В результате проведенного эксперимента, исследовав динамику уровня

развития координационных способностей после использования элементов лыжной подготовки, в экспериментальной группе на конечном этапе наблюдается существенный прирост, по отношению к контрольной группе, как у мальчиков , так и у девочек. В связи с этим можно констатировать тот факт, что во всех четырех упражнениях присутствует достоверность различий в пользу экспериментальной группы. Мы можем утверждать об эффективности использования лыжной подготовки для развития координационных способностей у детей 10-11 лет, что в свою очередь подтвердило рабочую гипотезу нашего исследования.

Проведя анализ всех показателей ЭГ и КГ процентного пророста у мальчиков, можно сделать следующие выводы, что прирост в ЭГ составил в первом упражнении на 3, 5 раза больше, чем в КГ ,

Заключение

Исходя, из рассмотренного выше материала можно сделать следующие выводы:

. Анализ литературных источников показал, что исследований по развитию координированности средствами лыжной подготовки не обнаружено. Современными учеными, такими как А.Н. Колумбет, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко, Д.Д. Донской, изучалась тема развития координационных способностей другими средствами физических упражнений.

. В ходе подготовки к формирующему эксперименту подобраны упражнения и игры на лыжах для школьников 10 - 11 лет, которые благоприятно повлияли на развитие координационных способностей - ориентация в пространстве.

. Результаты формирующего эксперимента, показали эффективность разработанного нами комплекса упражнений по лыжной подготовке для развития координационных способностей в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты выросли не значительно.

Достоверно выросли в ЭГ следующие показатели (авт. В.И. Лях):

прыжок в длину с места с поворотом на 90°;

полоса препятствий;

дорожка;

челночный бег.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, а именно использование элементов лыжной подготовки на уроках физической культуры, способствует развитию координированности. Предложенная нами методика повышает координационные способности школьников. Результаты подтвердили развитие такого качества, как ориентация в пространстве.

Библиографический список

1.      Антонов М.Ф. Лыжная подготовка в школе: пособие/ М.Ф. Антонов, М.А. Аграновский - Минск: Полымя, 1998. - 253с.

.        Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 240 с.

.        Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. - СПб: ЛГОУ, 1999. - 523 с.

4.     Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 235 с.

5.      Бальсевич В.К. -М.: Теория и практика физической культуры. - 2000. - 278с.

.        Беляева А.В., Савина М.В. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 360 с.

.        Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. - С. 242.

.        Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

.        Глязер С.В. Зимние игры, развлечения / С.В. Глязер. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 324c.

.        Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 264 с.

.        Дубровский В.И. Спортивная физиология: уч.пос.для вузов.-М.: Владос, 2005. - 462с.

.        Карпман В.Л. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 300 с.

13.    Колумбет А.Н. Содержание развивающих и дидактических модулей модульной технологии развития координационных и естественных наук. - Москва.- 2013. - с. 121-126.

.        Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2002. - 584 с.

.        Кузнецов В.С. Физическая культура. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 351 с.

16.    Лях В.И. Теория и практика физической культуры. -2003. - С. 44-46.

.        Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

.        Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 165с.

.        Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - СПб: Лань, 2004. - 160 с.

20.    Назаренко Л.Д. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%ED%E0%E7%E0%F0%E5%ED%EA%EE%20%EB> Теория и практика физ. культуры <http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/>. 2003. - С. 19-21.

.        Пидоря А.М., Годик М.А., Воронов А. И. Основы координационной подготовки спортсменов. - Омск, 2002. - 186 с.

.        Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. М: СпортАкадемПресс, 2001. - 228с.

.        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

.        Решетников Н., Кислицин Ю. Физическая культура: уч.пос.для СПО.-М.:Академия, 2007. - 176 с.

.        Рубеншнейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998.- 428 с.

.        Столяренко Л.Д., Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 736с.

.        Холодов Ж.К. Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.:Академия, 2003. - 141с.

.        Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 348с.

.        Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 320 с.

Приложение

Таблица 1.Результаты тестирования КГ до эксперимента (16. 11.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Прыжок в длину(см.)

Полоса препятствий (сек., млсек)

Дорожка (сек.,млсек)

Челночный бег (сек., млсек)

1

Ившина

135

12 , 31

5, 57

5, 2

2

Иткулова

100

13 , 98

7, 73

5, 8

3

Конева

115

15, 51

7, 94

6, 3

4

Литвина

115

14, 19

7,07

5,6

5

Пухарева

100

12, 49

6,56

7,15

6

Брагина

120

12,96

5,6

6,64

7

Зырянова

116

13,46

6,88

7,12

8

Мясникова

110

13,84

7,65

5,99

9

Останина

95

13,75

8,54

6,41

10

Сидорова

113

14,59

6,07

6,74

Среднее арифметическое

111,9

13,71

6,96

6,3


Таблица 2.МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий( сек.,млсек)

Дорожка ( сек., млсек)

Челночный бег ( сек., млсек)

1

Газизулин

110

15,44

7,20

6,44

2

Горячкин

138

13,18

6,29

6,58

3

Куклин

110

14,08

6,71

8,26

4

Литвин

160

11,86

6,49

6,61

5

Родзиковский

125

12,13

6,56

7,15

6

Балашов

125

12,98

6,89

6,15

7

Барданян

133

13,45

5,74

5,46

8

Зернин

116

12,75

6,12

6,75

9

Казаринов

130

13,64

6,41

7,64

10

Кобелев

125

12,97

7,11

6,41

Среднее арифметическое

127,2

13,25

6,55

6,75


Таблица 3.Результаты тестирования ЭГ до эксперимента (16. 11.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий ( сек., млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег (сек., млсек)

1

Шестакова

80

13,36

7,27

5,1

2

Терентьева

120

12,31

6,96

5,2

3

Колобова

120

13,59

7,26

5,1

4

Корнилова

125

13,64

6,94

5,5

5

Канова

100

12,98

6,45

6,14

6

Кирянова

96

13,46

7,23

5,41

7

Мулланурова

105

13,97

7,64

5,9

8

Татаринова

100

14,5

6,85

5,87

9

Федотова

106

13,66

6,74

6,88

10

Куклина

114

12,64

7,69

7,62

Среднее арифметическое

106,6

13,41

7,1

5,87


Таблица 4. МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий ( сек.,млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег ( сек., млсек)

1

Морозов

110

14,09

6,37

8,75

2

Ерастов

100

14,37

8,15

7,17

3

Кириллов

12,84

5,97

6,87

4

Зернин

150

11,43

6,10

6,25

5

Бормотов

135

11,99

6,08

5,99

6

Бырылов

110

12,89

7,98

5,98

7

Щербаков

125

12,64

6,45

6,45

8

Сычкин

126

12,98

7,6

6,13

9

Петров

130

13,4

6,78

6,9

10

Летов

145

12,45

6,13

7,74

Среднее арифметическое

126,1

12,91

6,76

6,82


Таблица 5. Результаты тестирования ЭГ до эксперимента

(Проведение упражнений на лыжах 17.11.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Дорожка с кеглями ( сек., млсек)

Собери кегли ( сек., млсек)

Кол-во флажков

Змейка( сек., млсек)

Челночный бег( сек., млсек)

1

Шестакова

35,18

15,2

3

54,48

26,36

2

Терентьева

29,26

12,15

2

44,48

27,48

3

Колобова

29,11

9,98

3

35,16

27,41

4

Корнилова

31,42

9,48

4

39,6

28,55

5

Канова

32,14

14,18

4

45,36

25,6

6

Кирянова

27,46

10,13

3

42,29

24,44

7

Мулланурова

26,58

11,8

3

38,75

23,58

8

Татаринова

29,6

9,6

4

40,12

27,3

9

Федотова

33,54

9,14

4

41,65

21,66

10

Куклина

29,45

11,8

3

47,1

20,39

Среднее арифметическое

30,37

11,35

3,3

42,9

25,27


Таблица 6.

МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Дорожка с кеглями ( сек., млсек)

Собери кегли ( сек., млсек)

Кол-во флажков

Змейка( сек., млсек)

Челночный бег( сек., млсек)

1

Морозов

30,69

15,4

4

32,55

19,14

2

Ерастов

23,84

9,9

3

41,13

22,44

3

Кириллов

21,30

9,3

4

31,14

19,01

4

Зернин

20,15

11,5

3

29,26

19,10

5

Бормотов

25,15

11,85

4

42,44

21,18

6

Бырылов

22,4

10,44

3

32,13

20,15

7

Щербаков

30,12

10,23

3

30,46

20,64

8

Сычкин

25,13

9,64

4

36,18

24,7

9

Петров

27,46

9,41

3

39,6

19,65

10

Летов

26,58

9,6

4

35,55

20,48

Среднее арифметическое

25,28

10,73

3,5

35,04

20,65


Таблица 7. Результаты тестирования КГ после эксперимента(16.12.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий (сек.,млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег ( сек., млсек)

1

Ившина

128

11,29

6,41

4,13

2

Иткулова

110

12,67

6,8

4,58

3

Конева

117

12,52

6,69

5,41

4

Литвина

115

13,19

6,99

4,42

5

Пухарева

115

12,46

6,5

4,62

6

Брагина

123

12,14

6,42

5,3

7

Зырянова

121

12,34

6,14

5,4

8

Мясникова

124

11,95

6,64

5,62

9

Останина

121

12,41

7,74

5,12

10

Сидорова

120

12,36

6,12

5,9

Среднее арифметическое

119,4

13,33

6,4

5,51


Таблица 8.

МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий (сек.,млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег ( сек., млсек)

1

Газизулин

120

12,84

5,14

6,12

2

Горячкин

129

10,7

4,53

5,8

3

Куклин

135

13,83

5,47

6,15

4

Литвин

131

9,49

4,15

6,7

5

Родзиковский

148

12,04

4,6

6,25

6

Балашов

135

12,01

5,84

5,9

7

Барданян

135

12,5

5,74

5,54

8

Зернин

138

12,74

5,42

5,98

Казаринов

136

11,49

6,12

6,12

10

Кобелев

115

10,98

6,8

5,14

Среднее арифметическое

130,7

12,86

5,38

6,13


Таблица 9. Результаты тестирования ЭГ после эксперимента

(Проведение упражнений на лыжах 16.12.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Дорожка с кеглями ( сек., млсек)

Собери кегли ( сек., млсек)

Кол-во флажков

Змейка( сек., млсек)

Челночный бег( сек., млсек)

1

Шестакова

29,83

11,14

4

30,15

19,48

2

Терентьева

24,44

9,13

4

30,5

19,85

3

Колобова

23,18

8,02

4

29,95

20,66

4

Корнилова

28,45

8,91

3

31,14

22,38

5

Канова

25,41

9,54

4

35,42

21,64

6

Кирянова

25,84

9,63

4

36,41

22,4

7

Мулланурова

25,62

9,82

4

36,24

21,16

8

Татаринова

25,73

8,13

4

35,69

23,41

9

Федотова

26,49

8,4

4

31,15

21,6

10

Куклина

24,6

8,01

4

35,14

20,24

Среднее арифметическое

25,96

9,07

3,9

33,18

21,28


Таблица 10.

МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Дорожка с кеглями ( сек., млсек)

Собери кегли ( сек., млсек)

Кол-во флажков

Змейка( сек., млсек)

Челночный бег( сек., млсек)

1

Морозов

29,41

13

4

29,20

17,23

2

Ерастов

22,23

11,13

4

32,73

18,15

3

Кириллов

20,9

9,14

4

35,14

16,18

4

Зернин

18,71

8,13

3

27,16

18,44

5

Бормотов

24,79

11,3

3

31,44

19,73

6

Бырылов

23,48

10,9

4

27,18

20,70

7

Щербаков

25,15

8,98

4

28,14

19,42

8

Сычкин

23,64

8,15

4

30,4

21,12

9

Петров

25,78

8,24

4

30,42

19,65

10

Летов

23,41

8,41

4

32,1

19,82

Среднее арифметическое

23,75

9,7

3,8

30,39

19,04


Таблица 11. Результаты тестирования ЭГ после эксперимента( 16. 12.15)

ДЕВОЧКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий ( сек.,млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег ( сек., млсек)

1

Шестакова

80

12,14

5,15

5,10

2

Терентьева

125

10,92

4,76

5,13

3

Колобова

132

15,16

6,36

5,13

4

Корнилова

142

12,5

5,10

5,42

5

Канова

125

11,50

5,42

5,41

6

Кирянова

121

12,11

5,69

5,32

7

Мулланурова

126

11,63

6,12

5,24

8

Татаринова

130

11,62

5,41

5,65

9

Федотова

134

11,30

5,62

6,12

10

Куклина

130

11,39

5,45

5,85

Среднее арифметическое

124,5

12,03

5,51

5,44


Таблица 12.

МАЛЬЧИКИ

Фамилия

Прыжок в длину (см.)

Полоса препятствий (сек.,млсек)

Дорожка  ( сек., млсек)

Челночный бег (сек., млсек)

1

Морозов

120

12,14

5,26

5,12

2

Ерастов

155

12,44

3,88

5,62

3

Кириллов

110

11,59

4,32

6,11

4

Зернин

184

10,00

4,19

5,85

5

Бормотов

153

11,11

4,31

5,90

6

Бырылов

135

12,35

3,58

5,30

7

Щербаков

141

11,42

4,41

5,41

8

Сычкин

125

11,36

5,35

6,00

9

Петров

139

12,30

5,42

5,41

10

Летов

137

11,62

4,64

5,10

Среднее арифметическое

139,9

11,63

4,54

5,58


Похожие работы на - Использование элементов лыжной подготовки для развития координированности у детей 10-11 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!