Использование электронных учебников по информатике в основной школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    900,34 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование электронных учебников по информатике в основной школе













ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты внедрения электронных учебников в образовательный процесс

1.1 Информационно-образовательная среда школы

1.2 Типовая модель электронного учебника

1.3 Аналитическая оценка электронных учебников

Глава 2. Методические особенности организации учебного процесса с использованием электронных учебников

2.1 Апробация электронной формы учебника

2.2 Методика работы с электронным учебником по информатике в основной школе

.3 Пример использования электронных учебников по информатике в основной школе

Заключение

Список литературы

Введение

Попытки создания средств обучения, использующих возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), предпринимаются уже более пятидесяти лет. Накопленный опыт показывает, что средства информационно-коммуникационных технологий обеспечивают помимо образования с использованием той же технологии, которой учащиеся пользуются в повседневной жизни, но и способствуют индивидуализации учебного процесса, благодаря:

·        разнообразию способов представления структурируемого предметного содержания;

·        интерактивному взаимодействия между обучающимся и средством информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся;

·        возможности учителя поддерживать, направлять и сопровождать каждого ученика в его учебной деятельности;

·        средствам организации и поддержки групповой учебной деятельности.

Стремительное развитие средств информационно-коммуникационных технологий позволяет уже в ближайшее время считать различные мобильные устройства основными устройствами для работы обучающихся. Это значительно ускоряет переход от традиционного бумажного учебника к электронной форме учебника нового поколения.

Идея внедрения электронных форм учебников в учебный процесс заключается не только в замене печатных учебников, но и в расширении возможностей обучения. Основное преимущество электронного пособия - интерактивность. Современные электронные устройства, предназначенные для работы электронных форм учебника, обладают рядом возможностей, таких как открытие аудио-, видео-файлов, предоставление дополнительных материалов из различных энциклопедий, других пособий. Основными свойствами, которыми должна обладать электронная форма учебника, являются простота и наглядность. Помимо этого электронный учебник не должен уступать по содержанию обычному традиционному учебнику. Он должен открываться на любом носителе, даже не имеющем подключения к Интернету, а также на двух мобильных устройствах.

Электронный учебник является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, потому что он облегчает понимание изучаемого материала. Учебник обязательно должен соответствовать учебным программам, быть совместимым с другими учебными материалами, а также учитывать возрастные особенности учащихся. Электронная форма учебника обязана дать возможность ученику получать целостное представление о мире в развитии.

Цель: описать методику использования электронных учебников в курсе информатики основной школы.

Объект исследования: информационная образовательная среда общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: условия использования электронных учебников в образовательном процессе.

Задачи исследования: электронный учебник образовательный школа

1)        обосновать направления развития электронных учебников как компонента информационной образовательной среды в условиях ориентации системы общего образования на новые образовательные результаты;

2)       определить принципы отражения новых образовательных результатов в контенте ЭФУ и функциях информационной образовательной среды школы;

3)       обосновать состав, характеристики электронных учебников, позволяющих достигать новые образовательные результаты;

4)       определить траектории обучения, в которых наиболее эффективно реализуется направленность электронных ресурсов на новые образовательные результаты, адекватные современным требованиям ФГОС общего образования;

В исследовании были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ литературы, наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Научная новизна: обоснованы направления развития электронных учебников как компонента информационной образовательной среды в условиях ориентации системы общего образования на новые образовательные результаты.

Практическая значимость: предложены методические разработки построения уроков с использованием ЭФУ и ментальных карт по информатике для основной школы.

Степень разработанности вопроса: Электронный учебник так же рассматривался в работах Неботова В.Д., Тевелевой С.В., Лаврентьева В.Н.

Глава 1. Теоретические аспекты внедрения электронных учебников в образовательный процесс


1.1            Информационно-образовательная среда школы

Современная информационно-образовательная среда (ИОС) должна обеспечивать:

·        достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

·        личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни.

Информационно-образовательная среда должна гарантировать не только охрану, но и укрепление психологического, физического, и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала учителей.

Что такое современная ИОС? С точки зрения образовательного процесса - это открытая педагогическая система, главная задача которой - формирование творческой личности, развитой как интеллектуально, так и социально. Информационно-образовательная среда неразрывно связана с человеком как субъектом образования. В отличие от понятия «информационное пространство», понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.

Каковы основные составляющие компоненты информационно- образовательной среды?

1.        Это компоненты на бумажных носителях: учебник, рабочие тетради.

2.       Это компоненты на цифровых носителях: электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, электронные тренажёры.

3.       Это Интернет-среда: Интернет школа, мультимедиа коллекция, методическая поддержка учителя (программы, конструкторы уроков и другое).

Компьютеры, электронные учебные материалы и техническое подключение Интернет могут повысить качество образования только с участием педагогов-носителей образовательных технологий нового поколения, которые методически грамотно используют новый информационный образовательный ресурс (ИОС). Несмотря на все эти достижения, нельзя стоять на месте, нужно постоянно искать и развивать новые способы обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

К достоинствам информатизации образования можно отнести:

· увеличение культуры в профессиональной деятельности;

·        организацию и развитию наиболее успешного сотрудничества между учащимися и преподавателями, администрацией и родителями;

· доступность и возможность делиться опытом и методическими разработками между коллегами;

· возможность изменения роли учителя , вместо транслятор, к тьютору;

·        увеличить восприимчивость информации и интерес к изучаемому предмету;

·        расширить многообразие проектной деятельности, по средствам ИТ.

Школьная информационно-коммуникационная среда

На сегодняшний день, у организаторов образовательного процесса, научной общественности, стоит глобальная цель, создание единой информационной среды для образовательного учреждения. Для этого необходимо охватить огромный спектр вопросов: какой вид должна иметь информационная среда школ, из чего она должна состоять, как ее построить, и как ей управлять.

По ФГОС РФ:

 «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

·        информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

·        планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

·        мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

·        мониторинг здоровья обучающихся;

·        современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

·        дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса; участниками могут являться учащиеся, их родители или законные представители, работники образовательных учреждений, органы управления в сфере образования, общественности, в том числе, в рамках дистанционного образования;

·        дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с иными организациями социальной сферы (учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности).

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации» [24].

Рассматривая требования ФГОС, можно прийти к выводу, что их реализация возможна, если внедрить ИКТ во все сферы деятельности образовательных учреждений. У данной системы огромный потенциал, поскольку современные технологии не стоят на месте.

Новая информационная образовательная среда - это множество взаимосвязанных компонентов, зависящих и дополняющих друг друга.

Ниже приведена схема информационно-образовательной среды образовательного учреждения (рис. 1).

 

Рисунок 1 Схема информационно-образовательной среды образовательного Учреждения

 

1.2 Типовая модель электронного учебника


Электронный учебник (ЭУ) или электронная форма учебника (ЭФУ) - учебное электронное издание, включающее в себя систематическое изложение учебной дисциплины, ее составляющих элементов, соответствующее образовательной программе, поддерживающее ключевые звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся значимым компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного типа издания [28].

Федеральный перечень учебников включает следующие данные об учебнике: во-первых, порядковый номер и наименование учебника, во- вторых, сведения, для какого класса предназначен данный учебник, в- третьих, кто является автором, в-четвертых, наименование издателя либо издателей учебника. Помимо этого, важно, чтобы была указана ссылка на страницу об учебнике на официальном сайте издателя (издательства). Если учебник издан на языках народов РФ либо на государственных языках республик, должен быть указан язык издания. Следует обратить внимание, что если реализуются образовательные программы, адаптированные для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна обязательно содержаться информация о применении учебника [16].

Также в федеральный перечень учебников включаются учебники соответствующие приведенным условиям:

1)   относящиеся к завершенной предметной линии учебников. Данная предметная линия должна обеспечивать изучение учебного предмета либо предметной области на соответствующем уровне общего образования, помимо этого, данная совокупность учебников построена на единой методической и дидактической основе, использующей единый способ изложения материала и обладающей общим художественно-эстетическим оформлением;

3)      издание, включающее систематическое изложение учебной

дисциплины;

4)   завершенная предметная линия, содержащая учебник, принадлежит к системе учебников, которая является совокупностью завершенных предметных линий учебников. Она обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем предметам на соответствующем уровне общего образования;

5)    представлены ключевые концепции, идеи, определения, факты, принадлежащие к этой сфере знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отображены методы научного познания, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной организации на соответствующем уровне общего образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник включает данные о больших успехах науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и содействует формированию заинтересованности к углубленному изучению предмета;

все иллюстрации учебника «привязаны» к тексту и дополняют его; в учебнике исключены ошибки, погрешности, опечатки;

6)    мотивирование к учению, не только к интеллектуальной, но и творческой деятельности обучающихся, благодаря строгому соблюдению требований ФГОС по формированию личностных и предметных результатов; содержание учебника содействует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межэтническому и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника (вопросы, задания, текстовые таблицы, опорных схемы, тесты и т.д.) способствует освоению навыков отбора, анализа и синтеза информации на конкретную тему; гарантирует наличие и полноту контроля и самоконтроля усвоения нового материала; формирует самостоятельную учебную деятельность, навыки применять профессиональные термины;

развивает критическое мышление, способность аргументировано

излагать собственное мнение; предоставляет возможность взаимодействовать между собой учащимся с помощью групповой деятельности, использовать приобретенные знаний в практике, устанавливать межпредметные связи;

учебник позволяет учащимся приобрести исследовательские и творческие навыки, благодаря заданиям, которые обеспечивают учебно- исследовательскую и проектную деятельности учащихся;

текстовый материал отвечает общепризнанным нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов РФ;

текст учебника изложен на понятном и доступном языке, соответствует возрасту учащихся, для которых предназначено учебное пособие;

материал учебника изложен структурировано, систематично, последовательно, сопровождается большим количеством разнообразных как текстовых, так и графических (иллюстративных) материалов;

методическое пособие соответствует учебнику по своей структуре и содержанию;

исключены ошибки, погрешности, опечатки;

7)    содержание учебника носит развивающий характер, формирует учащегося как личность, создает условия для его самоопределения и социализации на базе установок личности, являющихся системообразующим элементом ценностных ориентаций, и принятых в социуме правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (страны) [16];

Примечания

1.      ЭФУ предназначена для использования на современных электронных устройствах, в том числе мобильных, соответствующих требованиям учебных заведений, в которые поставляются данные устройства.

2.      Если электронные устройства не включены в перечень

рекомендованных устройств разработчиком ЭФУ, но отвечают

требованиям, предъявляемым к устройствам, которые поставляются в учебные заведения, то разрешается упростить функционал ЭФУ.

3.      Бумажный (печатный) учебник, который представлен в электронной форме, не является ЭФУ.

4.      ЭФУ не может быть приведена к традиционному бумажному варианту учебника без потери дидактических свойств.

Функциональное назначение электронной формы учебника (ЭФУ). Электронная форма учебника считается основным компонентом ИОС,

направленным на реализацию процесса обучения на базе ИКТ и на использование современных форм и методов обучения.

Электронная форма учебника, предназначенная для использования на электронных устройствах, в том числе мобильных, является альтернативой классическому бумажному учебнику.

ЭФУ должна:

1)     выполнять все без исключения функции, свойственные бумажному учебнику.

Функции, свойственные бумажному учебнику:

·                информационная

·        систематизирующая

·        мотивационная

·        воспитывающая и т.д.

2)     обеспечивать компьютерную визуализацию учебного материала на высоком уровне;

3)       формировать активно-деятельностную познавательную среду для обучающихся, с помощью:

·                 информационно-поисковой деятельности;

·        моделирования;

·                  тренировочной учебной деятельности;

·                 контроля знаний;

4)     выступать в роли ориентира по электронным материалам УМК;

5)       поддерживать персональный путь реализации личностного потенциала учащихся за счет расширенного и углубленного содержания предмета (этому способствует наличие дополнительного материала), гиперссылок на материалы к учебному пособию и других электронных компонентов УМК, гиперссылок на материалы в сети Интернет, где можно найти региональные и федеральные хранилища ЭОР;

6)       создавать и поддерживать комфортные условия для взаимодействия учащихся с образовательным контентом не только во время аудиторных занятий, но и при самостоятельной работе [19].

Использование ЭФУ в образовательном процессе совместно с такими компонентами ИОС, как система управления обучением и управления образовательным контентом, должно обеспечивать:

1)   управление процессом обучения за счет взаимодействия личных электронных устройств (в том числе мобильных) учащихся либо учителя и иных технических средств обучения в едином информационном пространстве класса (образовательного учреждения). Такими средствами являются интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.;

2)       возможность оказания помощи и поддержки в учебной деятельности каждого учащегося преподавателем на основании информации об его успехах и результатах в обучении;

3)       возможность организации такой технологии сотрудничества как сетевое взаимодействие учителя и учащихся, благодаря которой развиваются навыки учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности.

ЭФУ должна поддерживать технологию загрузки и оперативного обновления структурированного предметного содержания, используемого в образовательном процессе, по современным каналам связи [25].

Функциональная структура электронной формы учебника (ЭФУ).

Функциональная структура ЭФУ должна соответствовать его назначению в образовательном процессе и содержать следующие компоненты:

1)      во-первых, главным компонентом является основной материал. Именно ФГОС и примерная программа по конкретному предмету определяют содержание основного материала для данного уровня и ступени образования [22]. Данный компонент может быть представлен в различных формах, например, гипертекстовой или мультимедийной. Визуальная информация может быть представлена в виде графических изображений изучаемых предметов, процессов, и явлений. Также важно отметить, что текстовые описания могут быть заменены соответствующими видео- и аудио-фрагментами, моделями, но и возможны варианты совместного использования текстовых и мультимедийных способов представления информации;

2)       во-вторых, второстепенным компонентом является дополнительный материал, он связан с основным за счет четкой системы навигации. Данный компонент позволяет углубить базовые знания, которые были получены при изучении основного материала. Авторы, разрабатывающие ЭФУ, определяют ее содержание и объем [19]. В качестве дополнительного материала могут быть использованы различные материалы, например, справочные, познавательные и научно-популярные;

3)       комментарии, служащие для пояснения терминов основного материала, все иллюстрации, которые относятся к оформлению, различные формулы;

4)       усвоение нового материала с помощью моделирующего, закрепляющего и контрольного компонентов. Учитывая уникальность изучаемого предмета, ЭФУ предоставляет возможности для тренировки, самоконтроля и контроля с помощью интерактивных объектов; также ЭФУ может содержать виртуальные лаборатории, ленты времени, интерактивные карты, конструктивные творческие среды. Стоит отметить еще одно преимущество ЭФУ - задания с автоматической проверкой результатов. В таких заданиях исключена возможность неоднозначного ответа. ЭФУ также может быть дополнен инструментарием, позволяющим хранить статистику результатов о результатах обучения, выполнения практических заданий и контрольных тестов;

5)       средства навигации, таковыми являются оглавление, заметки или закладки пользователей, алфавитные указатели и т.д. Благодаря этим средствам возможен быстрый переход к различным разделам учебника, мгновенный поиск нужной информации. Помимо этого, данный компонент отражает связи между основным и дополнительным учебным материалом, а также позволяет фиксировать свое положение в ЭФУ [22].

Рассмотрим общие требования к аппарату представления информации в электронном учебнике.

1.      Предметное содержание ЭФУ должно быть мультимедийным и интерактивным.

2.       Мультимедийное содержимое включает в себя:

·                 символьную информацию, например, текст, гипертекст, формулы;

·        визуальный фрагменты: фотографии, 2D-фотопанорамы, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.;

·        динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D- фотопанорама с приближением/удалением, 2D-анимация, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.);

·        звуковые фрагменты.

3.     С помощью динамического видеоряда можно представлять объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике.

4.       Если материал содержит объекты, которые обладают сложной структурой, то такие объекты стоит иллюстрировать, используя объемные модели и иные объекты виртуальной реальности.

5.       В ЭФУ могут быть использованы звуковые фрагменты, такие как звуки природы, технических устройств, музыка, речь и т.д., для того, чтобы представить звуковые объекты; для сопровождения действий пользователя и т. п.

6.       ЭФУ может содержать всего лишь часть вышеперечисленных компонентов. Данный выбор компонентов осуществляется, опираясь, на специфику ступени образования и предметной области. Обязательно нужно учитывать, что каждый компонент должен вносить новое качество в представление материала. Иначе необходимо отказаться от его использования. Декоративные элементы и прочая информация не должны отвлекать внимание ученика от основного материала. Уровень интерактивности должен соответствовать возрастными особенностями учащихся и специфике изучаемого предмета [22].

Требования к эргономике электронного учебника.

1. Структурирование образовательного контента

Во-первых, следует отметить, что текст ЭФУ подразделяется на параграфы, которые, в свою очередь, являются темами изучаемого материала. Каждый параграф может соответствовать одному или нескольким урокам в соответствии с программой обучения. Текст параграфов включает в себя заголовки, подзаголовки, списки, таблицы.

Во-вторых, медиаэлементы, присутствующие в тексте параграфов, могут воспроизводиться либо на странице ЭФУ, либо открываться в отдельном окне, для этого следует нажать на соответствующее обозначение (иконку).

В-четвертых, при нажатии на соответствующее слово либо изображение, появляются пояснительные тексты, которые могут быть реализованы в форме всплывающих подсказок.

Особенности верстки

При создании ЭФУ разработчики не должны выбирать тип верстки случайным образом. Необходимо учитывать такие факторы как:

1.       возрастные особенности учащихся;

2.       специфика предметной области;

3.                        особенности рекомендуемых медиаэлементов для изучаемого предмета.

В общем случае, допускается как потоковая, так и фиксированная верстка.

Самыми популярными вариантами перелистывания учебника являются постраничный и сплошной. Постраничное перелистывание реализуется горизонтальным движением пальца в направлении перелистывания, а сплошное, наоборот, - вертикальным.

Для того чтобы просмотр электронной формы учебника оставался комфортным для пользователя, необходимо представить весь смысловой блок информации на одном листе, чтобы не отвлекаться на лишние действия. Экранное пространство нельзя «копить», им необходимо пользоваться, Поэтому оптимальности его использования можно добиться с помощью всплывающих окон, изображений и формул; масштабирования иллюстраций,

слайд-шоу и т.д.

Навигационный компонент интерфейса

Одним из главных компонентов интерфейса электронной формы учебника, воспроизводимой на мультимедийном сенсорном устройстве, являются элементы навигации и управления, действия с которыми можно осуществить при помощи пальца без использования дополнительных устройств управления курсором. Поэтому масштаб элементов управления должен соответствовать как возрастным, так и физиологическим особенностям пользователей электронной формы учебника.

В ЭФУ могут быть реализованы следующие типы навигационных элементов (рис. 2).

 

Рисунок 2 Типы навигационных элементов

В электронной форме учебника могут быть использованы такие типы навигационных инструментов как на Рисунке 3.

Рисунок 3 Типы навигационных инструментов

 

Навигация по закладкам и заметкам пользователей - одна из ключевых возможностей, которыми должна обладать электронная форма учебника.

Масштабирование контента

Электронная форма учебника должна быть спроектирована таким образом, чтобы пользователь, не имеющий нарушения зрения, без каких- либо затруднений мог читать текст и работать с иллюстрациями, не прибегая к использованию вспомогательных средств. И наоборот, если человек имеет проблемы со зрением, то в электронной форме учебника должны быть предусмотрены средства, с помощью которых можно масштабировать содержимое учебника.

Инструменты для работы с текстом

Электронная форма учебника обязана содержать следующие инструменты для работы с текстом:

1)       инструменты, которые позволяют применить индивидуальную настройку отображения текстов. С помощью таких инструментов можно изменять размер шрифта, устанавливать цвет фона и текста, применяя специальные цветовые схемы, предназначенные для комфортного восприятия информации.

2)       Инструменты, которые позволяют находить необходимую информацию в электронной форме учебника и экспортировать ее на внешние носители. Найти нужную информацию можно посредством ввода ключевых слов. Данные инструменты позволяют работать с закладками, т.е. удалять или устанавливать их, копировать и выводить на печать фрагменты текста и различные изображения.

3)       Инструменты, которые позволяют преобразовывать материал электронной формы учебника. Пользователю предоставляются возможности маркировки текста различными цветами, создания заметок к материалам электронной формы учебника, дополнительно их можно печатать или отправлять по электронной почте.

Элементы интерфейса для работы с динамическими объектами

Для того чтобы пользователь мог контролировать динамические процессы, в электронной форме учебника присутствуют специально предназначенные для этого элементы интерфейса. Такие элементы позволяют, например, начать просмотр видеоролика, приостановить его (поставить на паузу), либо совсем выключить, можно также переключить вперед или назад, т.е. на предыдущие или последующие ролики, заглушить звук и т.д.

Способы работы с образовательным контентом

В настоящее время все большую популярность набирают мультимедийные средства обучения, так как их использование позволяет добиться наиболее высоких результатов у учащихся. Электронная форма учебника является связующим звеном между пользователем и мультимедийным обучением. Для работы с образовательным контентом используются следующие способы:

1)       С помощью Multitouch-компонентов.

В наши дни слово «multi-touch» является одним из самых популярных, в переводе с английского языка оно означает «много нажатий». Это явно характеризует предназначение данной технологии. В ЭФУ с помощью данной функции можно совершать ряд таких действий как:

·           выбор медиаэлемента (этому способствуют Multitouch- компоненты «Tap» и «DoubleTap»);

·           указание на медиаэлемент (благодаря Multitouch-компоненту

«Tap»);

·           перемещение медиаэлемента (используя Multitouch-компоненты

«Drag» и «Flick»)

2)       изменение медиаэлемента (также возможно изменять его форму, размеры и т.п.)

3)       ввод различных видов информации (как текстовой, так и числовой) в форм, использую обычную или виртуальную клавиатуру;

4)                       копирование одного медиаэлемента (нескольких медиаэлементов) либо только его части в буфер обмена или файл на внешнем носителе.

Специализированные элементы интерфейса для работы с интерактивными заданиями

Интерактивность, одним словом, - это взаимодействие. В электронной форме учебника содержатся интерактивные задания, и для работы с ними присутствуют специально предназначенные элементы интерфейса. Данные элементы выступают в виде пиктограмм или кнопок. В зависимости от типа заданий, они могут выполнять следующие функции:

·        для принятия ответа;

·        для проверки ответа;

·        очистить форму для ввода ответа;

·        показать подсказку либо шаг решения;

·        показать ответ либо показать решение.

Практически все из перечисленных функций должны появляться только в случае их необходимости.

1.3 Аналитическая оценка электронных учебников


В наши дни ключевой проблемой современного высшего образования можно назвать его развитие и повышение качества.

Для оценки ЭФУ требуется эффективная система показателей. Но процесс ее выбора является существенной проблемой. Существует несколько вариантов данной системы:

1.       Наиболее ранние оценки основывались на ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [7]. Данный нормативный документ гласит, что потребительские качества - это главный фактор, который влияет на оценку качества товара. Иными словами, чем выше способность товара удовлетворять потребности покупателя, тем лучше оценка его качества. Но существует и другое мнение, которое предполагает, что в случае высокой цены товара снижается его потребительская ценность.

2.       Имеется множество взглядов на то, каким должен быть электронный учебник, для того чтобы являться хорошей обучающей системой. Данные взгляды появляются, исходя, из попыток оценить качество ЭФУ. Ниже перечислены основные из них:

–        основным критерием качества электронной формы учебника является его содержание. Можно считать учебник хорошим, только в случае, если его контент соответствует образовательной программе по своему объему и структуре, а также, если материал, представленный в учебнике, легок в усвоении.

–        объем ЭФУ должен быть оптимальным, необходимо строго следовать структурному плану учебника по главам, оформление учебника требуется выдерживать в едином стиле;

–        ЭФУ состоит из текстовых блоков, которые также должны быть оформлены по определенным нормам. Они заключаются в качестве представления текстовой информации, в оптимальном выборе цветовой палитры и т.д.;

–        все части (главы) учебника обязательно должны быть связаны между собой. Для этого в тексте учебника присутствуют гиперссылки. Но это не единственная их функция. Они также нужны для связи между веб- страницами и изучаемым материалом, для перехода к толковому словарю и т.д.;

–        наглядное представление изучаемого материала облегчает его восприятие и запоминание. Для этого в ЭФУ используются иллюстрации, аудиофрагменты, видеозаписи и т.д.;

–        крайне важно, чтобы в учебнике присутствовали тесты и разделы самоконтроля. Навыки самоконтроля просто необходимы, т.к. развивают умение самостоятельно находить допущенные ошибки, определять способы устранения пробелов в знаниях. Также стоит сделать акцент на обратную связь. Данных механизм осуществляется через Интернет либо при помощи обмена файлами;

–        для наилучшего функционирования ЭФУ необходимо уделять повышенное внимание вопросам разработки и внесения изменений.

3.       В результате приведенного исследования можно выделить 6 показателей для оценки электронного учебника:

·         содержание учебного материала должно соответствовать его форме и утвержденной программе;

·         объем учебного материала должен соответствовать установленным нормам;

·         комплектация учебника;

·        актуальность учебного материала;

·         способ самотестирования, который принят в учебнике.

По мнению компании «Просвещение-МЕДИА», материал учебника должен быть максимально разнообразным. Он должен содержать различные графические объекты, видеофайлы, аудиофайлы, исторические справки, дополнительные интересные сведения и т.д. Благодаря чему всегда будет поддерживаться интерес пользователя к изучаемому материалу, возникать желание узнать для себя что-то новое. Кроме того, электронная форма учебника должна быть хорошо спланирована поурочно, основана на школьной программе и должна «работать в связке» с любым классическим бумажным учебником по данной учебной дисциплине [17].

Электронный учебно-методический комплекс «Школа БИНОМ», работающий с издательством «Кирилл и Мефодий» описывает функциональные достоинства своих электронных учебников так:

-   «Учебники поступают от издательств, затем обрабатываются нашими специалистами на специализированных программных продуктах собственной разработки. Кроме содержимого учебника в облаке хранятся персональные данные пользователей, данные о разметке учебника, данные материалов ЦОР и другие данные, необходимые для функционирования системы. Для доступа ко всем функциям системы от пользователя требуется только наличие современного интернет-обозревателя и опыта работы в любой операционной системе, за счет реализации простого, интуитивно понятного интерфейса. Техническая площадка, на которой запускается система, не имеет никакого значения за счет соответствия разметки и реализации клиентской части системы рекомендациям консорциума W3C - организации, разрабатывающей и внедряющей технологические стандарты для Всемирной паутины, в состав которой входят такие гиганты как Google, Yandex, Adobe Systems Inc, Facebook, IBM Corporation, HP. Функции системы разделены в зависимости от роли пользователя, что позволяет предоставлять доступ к данным и инструментам только тем пользователям, которым они необходимы. Все это делает наши электронные учебники особенными» [29].

«Азбука» - это крупнейшая в России система дистрибуции электронных учебников. Подключившись к «Азбуке», школа получает возможность оснащать классы электронными учебниками, создавать электронную школьную библиотеку, приобретать, распределять и использовать электронные учебники в единой системе.

•          Различные режимы отображения электронного учебника (разворот на две страницы, одна страница, прокрутка страницы);

•           Масштабирование информации электронного учебника без потери качества;

•           Быстрый переход к нужной странице учебника;

•        Интерактивное оглавление учебника;

•        Работа с интерактивными заданиями из электронного учебника;

•        Переход по ссылкам, содержащимся в учебнике;

•        Возможность создавать комментарии к тексту учебника, как учителю так и учащимся, отвечать на них;

•        Создание ссылок на конкретные страницы учебника, создание закладок;

•        Одновременная работа с несколькими учебниками [27].

Электронные формы учебников издательства ДРОФА от других ЭФУ отличают такие преимущества как:

•    Электронные формы учебников издательства «ДРОФА» - результат работы большой команды:

ü  Над созданием электронной формы учебника работали авторы УМК, методисты и редакторы по предметным областям, технические специалисты издательства;

ü  Параллельно с созданием ЭФУ проводилась апробация в образовательных организациях регионов РФ. Свои рекомендации давали участие учителя-практики с большим опытом работы, что позволило разработать методику использования ЭФУ в урочной и внеурочной деятельности.

•      Создание электронных форм учебников происходило в соответствии с утвержденной в издательстве концепцией:

ü  При составлении рубрикаторов и написании сценариев к ЭФУ необходимо исходить из принципа строгого соответствия ЭОРов содержанию печатного учебника;

ü  Все включаемые в ЭФУ объекты должны быть обязательно связаны с учебником и раскрывать его содержание. Их использование в учебном процессе должно способствовать улучшению усвоения учащимися материала учебника;

ü  При размещении объектов в ЭФУ составителем должна осуществляться их привязка к тексту, методическому аппарату, иллюстративному материалу [23].

ЭФУ издательства ДРОФА также отличает разнообразие типов и видов интерактивных объектов (рис. 4) :

Рисунок 4 Интерактивные объекты

 

Ознакомившись с некоторыми основными издательствами электронных учебников, можно сделать вывод, что цель ставиться одна: сделать процесс обучения более полным, за счет наглядности и возможности самому обучаться по средствам учебника, с помощью представленных тестов, смоделированных ситуаций и обширным курсом заданий.

Рассмотрим УМК Семакина И.Г по информатике для основной школы. Электронная форма завершенной предметной линии учебников

«Информатика» для 7-9 классов реализована в виде комплекса электронных ресурсов, доступного для воспроизведения на нескольких платформах и предоставляющего полный спектр возможностей мультимедийного сопровождения учебного процесса.

Комплекс электронных ресурсов включает в себя:

•         Информатика: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

•        Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса: в 5 ч. / И.Г. Семакин, Т.В. Ромашкина;

•        Информатика: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

•        Информатика: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

•        Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.

ЭФУ представляет собой электронное издание и является аналогом традиционного учебника по своему составу, содержанию и оформлению, содержит в полном объёме иллюстрации, содержащиеся в печатной форме, мультимедийные и интерактивные элементы, средства контроля и самоконтроля, педагогически обоснованные для усвоения материала учебника.

Электронная форма каждого учебника завершенной предметной линии представлена в виде комплекса ресурсов, основным из которых является полная электронная копия учебников в формате Portable Document Format (PDF), средства просмотра и использования которого свободно доступны для всех участников образовательного процесса. Интерактивная часть электронной формы реализована в виде страниц на языке HTML5 с использованием языка JavaScript и мультимедийных средств, предусмотренных стандартом. Электронная форма может быть воспроизведена в трех операционных системах: Android 4.0 и выше, Windows 7, Windows 8 и выше, Mac OS Х и выше. Средства просмотра также присутствуют в других линиях операционных систем.

Электронная форма учебников воспроизводится на стационарных компьютерах под управлением ОС Windows 7 и выше, планшетных компьютерах под управлением ОС Windows и Android.

Электронная форма учебников функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интернет.

ЭФУ реализует возможность контекстного поиска, создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним средствами просмотра PDF и HTML-документов, а также имеет возможность определять номер страницы традиционного учебника с ее содержанием в электронной форме, за счет полного соответствия предоставляемого документа PDF макету печатной формы учебника.

В учебниках представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний, в соответствии с ФГОС основного общего образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты. Учебники реализуют системно-деятельностный подход, который ориентирован на определенные результаты обучения, выражающиеся не только в усвоении материала, в овладении умениями и способами деятельности, но и в формировании метапредметных умений и личностных качеств.

Учебники содержат сведения о передовых достижениях современной информатики и отрасли информационных технологий, а также о выдающихся ученых, которые внесли существенный вклад в отечественную и мировую науку. Это способствуют формированию не только интереса к изучению предмета, но и патриотизма, любви и уважения к своему народу.

Возможности электронной формы учебников позволяют организовать демонстрацию плакатов в укрупненном виде на экране или интерактивной доске непосредственно при изучении и повторении теоретического материала, для организации интеллектуальных игр

Благодаря учебному тексту изданий, учащиеся развивают навыки самостоятельной учебной деятельности, умение оперировать профессиональными терминами, а также учатся грамотно аргументировать свою точку зрения; Стоит отметить, что, помимо этого, текст учебника позволяет организовывать групповую деятельность, вследствие чего происходит взаимодействие между учащимися, применять приобретенные знаний на практике, устанавливать межпредметные связи.

Учебники, рабочая тетрадь и задачник-практикум содержат задания, с помощью которых ученики могут организовывать учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Благодаря именно таким видам деятельности, усиливается желание обучаться, формируются навыки самооценки и самоанализа, раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, реализации системного подхода в обучении. Для практической и проектной деятельности используются современные программные продукты. При изложении учебного материала в учебниках, рабочей тетради, задачнике-практикуме должна соблюдаться структурированность, систематичность, последовательность, большой объем используемых видов текстовой и графической информации. Графический материал учебника должен не только соответствовать тексту, но и дополнять его. ЭФУ обязательно должна соответствовать традиционному учебнику по своей

структуре, содержанию и оформлению.

ЭФУ содержит все изображения, которые включает в себя традиционный учебник, а также оптимальное количество мультимедийных и интерактивных элементов, средства контроля и самоконтроля.

В электронной форме учебников предусмотрены средства самоконтроля в виде тематических проверочных тестов с автоматической проверкой результатов выполнения.

Язык изложения учебного материала понятен, соответствует установленным правилам современного русского языка и возрасту учащихся, для которого предназначены учебники.

В соответствии с возрастом обучающихся и с возможным учетом расширения профиля обучения на основной ступени общего образования к параграфам учебников в электронной форме предлагаются мультимедийные цифровые ресурсы из Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru) [8]. За счет использования многочисленных внешних ссылок на ресурсы Единой коллекции значительно расширяются возможности электронной формы учебника.

Методический аппарат учебника и его единая навигационная составляющая обеспечивают освоение приемов отбора, анализа и синтеза информации, позволяют выявить наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения материала, представленного в учебнике. В ЭФУ используются различные обозначения. Например, «галочкой» отмечаются задания, которые необходимы для итоговой аттестации, а восклицательным знаком - особо важная информация, которую необходимо выучить. В конце параграфа также присутствует особое обозначение - вопросительный знак, который свидетельствует о наличии вопросов и заданий, с помощью которых можно проверить усвоение учебного материала. В конце каждого параграфа располагается список рекомендуемых электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции, отмеченный значком «www». Значок «мышь» используется для указания упражнений и заданий, требующих развернутого выполнения или ответа. Отдельно выделены проектные задания (значок

«домик»). Значком «компьютер» отмечены задания на составление и выполнение программ на компьютере.

Для пользователей предусмотрена инструкция, с помощью которой они смогут установить и настроить ЭФУ, а также найти ответы на возникшие вопросы по использованию учебника.

Электронные и сетевые методические приложения:

•         Цифровые образовательные ресурсы к параграфам учебников для Единой коллекции ЦОР (#"895940.files/image005.gif">

Рисунок 5Взаимодействие участников образовательных отношений


Внедрение учебников в электронной форме должно повысить качество образовательного процесса:

ü  Удобно учащимся;

ü  Удобно педагогу;

ü  Удобно родителям.

В качестве примера, хотелось бы рассмотреть апробацию электронных форм учебников издательства «ДРОФА».

Цели проекта:

Цели и задачи апробации.

·        Апробировать модели использования учебников в электронной форме;

·        Определить подходы к качественному системному изменению организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях РФ с использованием учебника в электронной форме;

·        Определить способы модернизации образовательной среды, обучение в которой строится на базе электронной формы учебников (ЭФУ) в целях реализации в образовательных организациях требований ФГОС общего образования [22].

Основные задачи:

·        Определить учебно-методические и дидактические и иные возможности использования учебников в электронной форме;

·        Определить способы встраивания электронной формы учебников в деятельность участников образовательного процесса;

·        Проанализировать результаты обучения, построенного на базе электронной формы учебников; разработать концептуальные подходы по созданию ЭФУ нового поколения.

Участники экспериментальной работы по апробации электронной

формы учебника:

·        62 образовательные организации;

·        125 учителей;

·        Более 500 учащихся 1-х, 5-х и 8-х классов.

Результаты апробации.

Ø  14% педагогов используют ЭФУ на каждом уроке;

Ø  41% педагогов используют ЭФУ через урок;

Ø  34% педагогов используют ЭФУ редко, т.е. 1-2 раза в месяц.

В 90% школ для работы с электронной формой учебников используются школьные устройства (рис. 6) .

Формы работы с применением учеб ника в электронной форме, которые наиболее часто использ ует учитель:

·                     Объяснение материала учителем с использованием учебника в электронной форме - 75%;

·        Самостоятельная работа учащихся на уроке с учебником в электронной форме - 25%;

·        Выполнение заданий с учебником в парах/подгруппах - 25%;

·        Тестирование знаний с помощью учебника в электронной форме - 63%;

·        Учебник в электронной форме используется для подготовки домашних заданий - 13%.

Рисунок 6 Работа на уроке с применением электронной формы учебника

 

Преимущества электронной формы учеб ников издательства «ДРОФА».

Оценки педагогов:

·        95% учителей отметили соответствие содержания электронной формы учебников возрастным возможностям учащихся;

·        65% учителей отметили, что учащиеся могут самостоятельно выбирать глубину погружения в материал.

Цитаты учителей:

«Использование электронной формы учебников делает наши уроки более динамичными интересными, позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся»;

«В электронной форме учебников есть вся необходимая информация к уроку, что сокращает время на поиск. Наглядность помогает при объяснении, анимации заменяют доску и мел, звуковое сопровождение - речь учителя. У учащихся меньше тратится время на записи в тетрадях»;

«На первых этапах работы учащиеся выполняли задания по траектории обучения под руководством учителя, сейчас они выбирают собственные образовательные маршруты, используя самоконтроль и самооценку. Электронный учебник позволил мне активно внедрять ИКТ».

Для организации дифференцированного подхода в обучении с помощью учебника в электронной форме педагоги используют следующие формы работы с учебником:

ü     разработка карточек с заданиями разного уровня, ссылками на страницы в учебнике;

ü  учет индивидуальных особенностей учащихся (задания разного уровня сложности).

Средства учебника в электронной форме, помогающие выстраивать индивидуальную траекторию учащихся:

ü      возможность открывать учебник быстро на любой страницу, увеличивать размер изображения;

ü  интерактивные задания разного уровня сложности, которые учащиеся могут выполнять индивидуально;

ü  тренажеры, лабораторные работы, дополнительный материал;

ü  заметки.

Элементы учебника в электронной форме, по мнению педагогов, способствующие увеличению концентрации и продуктивности внимания учащихся на задании:

ü  чтение дополнительного материала;

ü  иллюстрации;

ü  интерактивные задания;

ü  виртуальные лаборатории;

ü  тестовые задания.

Объекты, сервисы учебника в электронной форме, побуждающие учащихся выполнять дополнительные задания:

ü    активные ссылки по тексту учебника привлекают внимание и побуждают открыть и посмотреть, что за ними находится.

Электро нн ая форма учеб н ика как ср ед ство ин ди ви д уализаци и

обучения (рис. 7) :

·        Учет потребностей разных категорий обучающихся;

·        Работа в индивидуальном темпе;

·        Разные формы контроля.

Визуалам: изображения, видеозаписи, текст; Аудиалам: аудиозаписи, видеозаписи;

Кинестетикам: интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой.

 

Рисунок 7Электронная форма учебника как средство индивидуализации обучения


ü  Левополушарным: текстовая информация, звуковое сопровождение, тестовые и логические задания;

ü  Правополушарным: видеофрагменты, эстетическое восприятие через фотографии объектов, задания в картинках, интерактивные и творческие задания.

Оценки учащихся:

·        75% учащихся нравится обучаться с помощью ЭФУ;

·        51% учащихся отметили, что уроки стали более интересными;

·        65% учащихся обратили внимание, что информация стала лучше усваиваться;

·        простота в использовании. Цитаты учащихся:

«Электронная форма учебника дает возможность получить новую

информацию по предмету в активной форме»;

«Задания в электронной форме учебника развивают творческие способности»;

«В электронной форме учебника много дополнительного материала, позволяющего углубить знания»;

«Мне нравится, что можно сразу узнать результат тестирования по теме».

 

Рисунок 8 Благодарность учащихся

 

Ниже приведена таблица продолжительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках (табл. 1).

Таблица 1 Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

 Класс ы

Непрерывная длительность (мин.), не более


Просмотр статистичес ких изображени й на учебных досках и экранах отраженног о свечения

Просмот р телепере дач

Просмотр динамичес ких изображен ий на учебных досках и экранах отраженно го свечения

 Работа с изображение м на индивидуаль ном мониторе компьютера и клавиатурой

    Прослушива ние аудиозаписи

   Прослушива ние аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25


Ст.10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса», п.10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

2.2 Методика работы с электронным учебником по информатике в основной школе

ЭФУ на базе современных технических средств характеризовать следующими факторами:

1)  объем содержащейся в ней информации практически неограничен, благодаря этому, пользователь всегда имеет к большому количеству ресурсов;

2)       имеется доступ к страницам в сети Интернет;

3)       наличие возможности поиска и навигации по материалу, что является очень удобным и эффективным;

4)       возможность проходить тесты и автоматически получать результаты проверки;

5)       одна из самых важных особенностей - «мобильность», благодаря которой использовать ЭФУ можно всегда и везде;

6)       большая плотность размещения фрагментов материалов, вследствие небольшого размера экрана.

Важно отметить, что первые четыре свойства в какой-то мере присутствуют в различных ЭОР. Вследствие этого, методические находки, связанные с использованием электронными образовательными ресурсами, применимы и к ЭФУ на мобильных устройствах.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что работа с ЭФУ допускает методики, принятые для работы с традиционным учебником, при этом дополняет их чертами, которые присущи электронным изданиям. Благодаря этому, обеспечивается плавный переход от классического учебника к ЭФУ.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Электронную форму учебника можно использовать в различных видах работы на уроке. Например, фронтальная работа учителя с классом или самостоятельная работа ученика.

Форма организации учебного процесса может стоиться по традиционной методике: сначала происходит устный опрос или опрос с применением интерактивных заданий, которые имеются в ЭФУ.

На этапе изучения нового материала учащиеся могут слушать объяснения преподавателя или работать с ЭФУ под руководством и по плану учителя.

ЭФУ позволяет размещать на одном устройстве весь комплект учебников за один или несколько лет обучения. Это позволяет учителям на практике демонстрировать существующие горизонтальные и вертикальные межпредметные связи. Благодаря этому, учитель может обратить внимание ученика на материал не только основного учебника, но и на материал по этой же теме в другом учебнике. Также преподаватели могут оперативно находить нужную информацию в учебниках по иным предметам. Такой подход к изучению нового материала будет вырабатывать у учащихся дополнительную мотивацию для работы с ЭФУ.

ЭФУ содержит множество технологических возможностей. Одной из них является выделения значимых частей текста. Данная функция привлекает внимание учащихся к реферированию. Процесс реферирования материала становится значительно быстрее и удобнее, т.к. выделение особо важной информации осуществляется с помощью стилуса либо пальца. Благодаря этому, учащиеся проработать гораздо больше материала по сравнению с изучением традиционных учебников. Можно предположить, что возможности выделения важных частей текста, создания закладок и заметок положительно скажутся на навыках смыслового чтения учащихся.

Широкое распространение планшетов с ЭФУ может привести к реальному воплощению модели активно-деятельностной образовательной среды. В такой среде работа учеников может быть в любой момент представлена для коррекции учителем или уточнения (включая самокоррекцию). Возможность создания образовательных продуктов и оперативного их вывода (например, мультимедийный проектор, интерактивная доска), обеспечивают более эффективный способ понимания учебного материала и возможность донести материал до значительно большего процента обучающихся.

Существенным представляется перераспределение времени, отводимого на усвоение учебного материала и на активные формы учебной деятельности. Основным способом становится не объяснения нового материала, а его активное усвоение и применение. Причем учитель может быстро скорректировать результаты учеников.

В ЭФУ присутствуют задания разного типа и уровня сложности. Это позволяет скомбинировать индивидуальные наборы заданий при закреплении материала для каждого ученика.

Электронная форма учебника предполагает возможность использования в качестве средства контроля усвоения учащимися изучаемого

материала. При этом можно о значительном развитии системы контроля усвоения за счет использования компьютерных упражнений и тестов, в которых ответы проверяются автоматически, о создании инновационной системы мониторинга результатов учебной деятельности, данная система обеспечивает качественный контроль освоения знаний и приобретения навыков по результатам выполнения творческих заданий и различных проектов.

Интеграция ЭФУ в ИОС ОУ позволяет фиксировать, обрабатывать и сохранять результаты учащихся в единой системе. Данные мониторинга в свободном доступе как для учеников, так и для учителей и администрации.

Благодаря доступу к результатам обучения, ученик имеет представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, где именно у него упущен материал, и на основе этого дорабатывать его.

Учителю на основе полученной информации намного легче управлять процессом обучения. Если результаты класса выглядят не лучшим образом по той или иной теме, учитель имеет возможность включить в последующее обучение повторение той или иной структурной единицы для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая индивидуальные результаты учеников, учитель может скорректировать планы обучения каждого для достижения максимально высоких результатов.

Администрации школы с помощью данной системы может отслеживать уровень знаний учеников по предметам, видеть его динамику, активизировать методическую работу учителей по конкретным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и корректировать его.

Что касается инновационных методических подходов в использовании ЭФУ, то один из них может быть связан с методикой «перевёрнутого урока». Суть этой методики состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают материалы ЭФУ дома. Данная возможность позволяет им осваивать материал

в своем темпе, так как им удобно, не будучи зажатыми ограниченным временем на уроке. Также каждый ученик может общаться с другими учащимися и учителем с помощью системы онлайн-дискуссий. На уроке же время отводится для выполнения лабораторных работ или, например, домашних заданий. Это дает множество преимуществ. Во-первых, учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся или объяснить разделы, которые вызвали затруднения у учеников. Во-вторых, учащиеся не игнорируют выполнение домашнего задания. Обычно это происходило в традиционной системе обучения, потому что учащиеся не поняли новый материал на уроке, а спросить учителя возможно постеснялись, или не было времени. Теперь таких недоразумений не происходит, они могут просматривать один и тот же материал столько раз, сколько потребуется для понимания. Если при просмотре видеоматериала у учеников возникают вопросы, то они их записывают, и учитель отдельно разбирает эти вопросы. А традиционное «домашнее» задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя.

В итоге, можно прогнозировать следующие направления, в которых будет развиваться методика преподавания на основе ЭФУ:

·  учитель будет выступать в роли организатора процесса обучение, нежели в роли распространителя знаний;

·        увеличение доли самостоятельно получаемой учебной информации;

·        учебный процесс станет более индивидуальным, направленным на каждого учащегося за счет: выбора каждым учеником в ЭФУ той формы представления информации, которая ему подходит; наличия обратной связи и возможности выбора заданий разного уровня.

При использовании ЭФУ может осуществляться кроме традиционного классно-урочного обучения самостоятельно контролируемое обучение, асинхронное совместное обучение и синхронное совместное обучение.

Самостоятельно контролируемое обучение является индивидуальной образовательной практикой, которая заключалась в использовании

различных средств, включая книги, аудиокассеты, компьютерные курсы. Учащийся самостоятельно изучает материал, контролирует темп изучения, чтобы ему было максимально комфортно, взаимодействует с учителем и другими учащимися в специально оговоренных случаях или вообще не делает этого.

Асинхронное совместное обучение - это одна из форм онлайнового совместного обучения, в которой время доступа нефиксированно. Данная форма обучения заключается во взаимодействии учащегося с одноклассниками в сетевой среде, которая поддерживает асинхронные коммуникации. Учащиеся получают общий доступ к набору учебных материалов, выполняют задания совместными усилиями или разрабатывают различные проекты, при этом они не ограничены временными рамками.

Синхронное совместное обучение - это распределенный аналог обычной образовательной деятельности за исключением того, что не учащимся не приходится собираться в одном месте - лекции, семинары, демонстрации, дискуссии, практические занятия, совместные проекты и т. д. Синхронное обучение позволяет получить доступ в режиме реального времени к учебному материалу как преподавателям, так и другим учащимся. Для синхронного обучения требуются средства поддержки совместно используемых объектов: «грифельные доски», Web-мультимедиа- приложения, электронные доски объявлений, чат, видео и аудио- конференции и других интерактивные возможности. С помощью этих возможностей учитель сможет задавать вопросы ученикам, «вызывать» их к доске, контролировать дискуссии и общение во время занятий.

В процессе работы с электронной формой учебника на уроках учитель должен:

1)                Научить работать с электронной формой учебника, в процессе проведения уроков.

2) Научиться самостоятельной работе с учебником для выполнения

3) Объяснить (научить) самостоятельно выбирать задания, (дифференциации обучения).

4) Научить проходить тренировочные задания, для достижения личных результатов.

5)       Научить получать знания дистанционно, по средствам электронного учебника [13].

 

2.3 Пример использования электронных учебников по информатике в основной школе


Существует большое количество методов для представления структур знаний, причём в виде таких структур представляется как содержание отдельных тем, так и полное содержание учебников. В настоящее время более всего распространены различные способы представления базовых терминов курса и их связей между собой.

Многомерные дидактические инструменты, которые позволяют уплотнить, структурировать информацию, представить ее в виде структурно- логических схем, обеспечивают единство содержания знания и метода, с помощью которого это знание предъявляется обучающимся, перерабатывается и усваивается ими. К таким многомерным инструментам обучения могут быть отнесены ментальные карты, идея построения и использования которых для решения различных задач принадлежит Т. Бьюзену.

Ментальные карты имеют огромный потенциал, но несмотря на это, их использование в обучении в настоящее время ограничено. Вместе с тем, объемы информации, которые необходимо усваивать за относительно короткие сроки обучения, очень велики и требуют более эффективных средств ее представления и переработки. Сопровождение учебной информации в виде ментальных карт способствует повышению степени понимания материала.

И.Г. Семакин, называя системность учебника информатики одним из важнейших методических принципов, первым привел полный граф системы знаний общеобразовательного курса информатики. Он отметил, что «данная схема была предложена в 2002 г., но актуальной она остается и в настоящее время».

Стратегия построения ментальной карты достаточно проста. Образ всей темы располагается в центре карты. Главные разделы темы располагаются на толстых основных ветвях с подписями, идущими от центра. Далее эти ветви делятся на более тонкие, находящиеся в их подчинении. Каждая из ветвей подписывается ключевыми словами, которые определяют соответствующее понятие.

Опираясь на данную методику, проверку усвоения материала учащимися на уроке информатики можно организовать с помощью ментальных карт.

Сначала речь идет о таком разделе информатики как компьютерная графика. Рассказывается, каким способом создавали рисунки на ЭВМ до появления аппаратных и программных средств компьютерной графики; на какие устройства производится вывод графических изображений. Отмечается преимущество графического дисплея перед другими устройствами графического вывода. Далее рассматриваются основные области применения компьютерной графики, способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Рассматриваются растровая и векторная виды графики; графические редакторы и методы работы с ними.

Рассмотрим процесс создания ментальной карты с помощью электронного учебника. Текст электронного учебника представляет собою

электронный конспект, отражающий основные термины, определения, объекты, процессы и т.д. Кроме того, есть возможность сразу выделить наиболее важные поясняющие абзацы, которые далее вставляются в комментарии, скрытые внутри узлов карты.

Важной особенностью составления ментальных карт на уроках информатики является то, что при их составлении руководствуются не личными ассоциациями, как учит основоположник ментальных карт Т.Бьюзен, а логикой и научным анализом.

Процесс отбора материала и рисования карты должны быть разделены, потому что, прежде чем составить ментальную карту нужно хорошо понять учебный материал, не отвлекаясь на оформление.

Далее нужно выделить базовые понятия, которые необходимо отразить на будущей карте. В случае использования электронного учебника предварительная подготовка к созданию карты сильно упрощается, так как не возникает необходимости самому искать рисунки, иллюстрирующие понятия, и формулировать, а затем набирать поясняющий текст.

Поскольку карта отражает содержание главы, она и определяется как радиантное понятие.

Далее следуют понятия высокого семантического уровня: В этой главе

графика, технические средства компьютерной графики, аппаратные средства. В итоге получается три понятия, непосредственно присоединяемые к «радианте».

Стрелками изображаются связи между этими ветвями карты.

Далее определяются смысловые связи. На карте появляются такие понятия как видеоконтроллер, видеопамять, дисплейный процессор (технические средства); монитор, сканер (аппаратные средства); растровая графика, векторная графика, графические редакторы (графика). В итоге мы видим определенную информационную картину, а не просто классификацию понятий.

Наконец, почти ко всем понятиям карты добавляются комментарии, которые были подготовлены на этапе изучения материала.

Простой и удобный поисковый механизм электронного учебника облегчает процесс подготовки и создания ментальных карт, так как с помощью гиперссылок можно перемещаться не только по тексту (картинкам и графикам) учебника, но и перейти на сайт в интернете с необходимой информацией. Сетевые структуры предоставляют учащемуся возможность контактировать друг с другом, оставаясь на своем рабочем месте.

 выполняют задания

Пример ментальной карты для главы «Графическая информация и компьютер» учебника 7-го класса (рис. 9) :


Использование теоретически обоснованного инновационного метода ментальных карт одновременно с использованием возможностей электронного учебника на уроках информатики формирует предметные компетенции обучающихся, креативность мышления; повышает их мотивацию, качество знаний и конкурентоспособность, предметные и коммуникативные компетенции; позволяет выявить причины когнитивных

затруднений и обеспечить их коррекцию, возрастает заинтересованность обучающихся в конечном результате. С помощью данного метода учащиеся формируют общеучебные умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом информацией; улучшают все виды памяти; развивают интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и возможностях; способность мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга; повышать результативность; самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета, проводить работу над ошибками.

В этом случае информатика выступает как метапредмет и комплексная инструментально-исследовательская среда в системе учебно-методических комплексов на стадии преобразования формального представления природных процессов в разнообразные компьютерные модели инструментально-практическими средствами.

Заключение


Электронные учебники, являются одним из компонентов новой образовательной среды школы, именно поэтому в данной работе рассмотрено развитие среды, и ориентация системы общего образования на новые образовательные результаты. Были приведены примеры электронных форм учебников и вариант использования ЭФУ на уроке информатики.

В первой главе рассмотрен электронный учебник, как новая технология, с точки зрения ее состава, характеристик.

В последнем параграфе первой главы был проведен анализ электронных учебников по информатике для основной школы, при анализе рассматривалась общая оценка, оценка дидактических принципов, оценка дидактических функций.

Процесс информатизации образования сталкивается с определёнными проблемами, так как скорость развития инновационных форм обработки, хранения и передачи информации очень высока и поэтому опережает темпы модернизации учебного процесса. В этой связи новые образовательные потребности общества и новые способы представления и передачи информации делают необходимой разработку новой дидактики образования.

Образование интегрирует традиционные и инновационные учебные материалы. Формула этого процесса такова: "Традиции + инновации, доступные каждому". По такому пути развивается концепция "электронного учебника" как среды "открытых знаний". Электронные материалы обогащают лучшие образовательные традиции и позволяют каждому ребенку ими воспользоваться.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что применение электронного учебника в обучении, повышает интерес к изучению дисциплины. Нужно отметить, что электронный учебник существенно ускорит усвоение учебного материала, облегчит понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров,

вовлекая в процесс обучения иные, по сравнению с традиционным учебником, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Электронный учебник существенным образом обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания. Использование электронных учебников в обучении позволит повысить эффективность деятельности учащихся и получения ими новых образовательных результатов.

Список литературы


1.       А.Г. Рипп. Разработка методологии и принципов создания электронных учебников

2.       Баркова Е.Е. Преимущества и недостатки электронных учебников и их место в современном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37).

3.       Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 432 с.

4.       Блог инспектора народного образования [Электронный ресурс], - http://eduinspector.ru/ - интернет-ресурс.

5.       Босова Л.Л. Об использовании графических схем в курсе информатики и ИКТ. Информатика и образование 2008, № 5, С.16-25

6.       Бьюзен Т., Бъюзен Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2007. 320 с.

7.       ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

8.       Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс], - www.school- collection.edu.ru/ - федеральный интернет-портал.

9.       Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном образовании: Теория, методика, практика. М.: «МЭИ», 2003, - 167 с.

10.Информатика: учебник 7 класса /.Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

11.      Информатика в схемах // Н.Е. Афанасьева, С.А. Гаврилова, Е.А. Ракитина, О.В. Вязовова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 48 с.

12.     Кувалдина Т.А. Тезаурус как дидактическое средство систематизации понятий курса информатики.

13.     Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД Текст. / З.И.

Маничкина, Н.П. Садомова // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - №11. - С. 23-27.

14.Монастырев П. Этапы создания электронных учебников / П. Монастырев, Е. Аленичева // Высшее образование в России. - 2001. -

№ 5.

15.      Новый диск [Электронный ресурс], -http://www.nd.ru/ - интернет- компания.

16.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. N 1047 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

17.     Предварительные итоги Всероссийской апробации электронных учебников «Просвещения» [Электронный ресурс], - http://video.dogm.mos.ru/online/it/page/FExE1tz3rkI.html - интернет- ресурс.

18.     Программный комплекс "Центр Комплектования Библиотек" [Электронный ресурс], -http://www.комплектование.рф - интернет- ресурс.

19.     Разработчик электронных изданий Кирилл и Мефодий [Электронный ресурс], - http://www.km-school.ru/company/ - интернет-компания.

20.      Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе [Электронный ресурс], -

h tt p:/ / www.ко мп лекто вани е.р ф/ do cu men t s/ int el_ azbu ka_ mar20 14 .pdf - статья в интернете.

21.      Российская газета [Электронный ресурс], - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html - интернет-портал.

22.      Учебно-методический комплекс «Дрофа» [Электронный ресурс], - https://drofa-ventana.ru - интернет-ресурс.

23.Учитель [Электронный ресурс], -http://www.uchitel-izd.ru/ - интернет- издательство.

24.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"// Российская газета

№ 5976 от 31 декабря 2012 г.

25.      Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс], - http://www.firo.ru/ - федеральный портал.

26.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс], -http://fcior.edu.ru/ - информационно- образовательный центр.

. Центр Комплектования Образовательных Учреждений и Библиотек [Электронный ресурс], - http://www.комплектование.рф - интернет- ресурс.

.Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультиме-дийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.

29.      Электронный учебно-методический комплекс «Школа Бином» http://binom.cm.ru/.

Похожие работы на - Использование электронных учебников по информатике в основной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!