Укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,18 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного образования








Курсовая работа

укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке

Выполнила: студентка 4-го курса

группы 405

заочной формы обучения

Емельянова Юлия Александровна

Научный руководитель:

Родин Юрий Иванович, профессор,

доктор психологических наук, доцент

Москва, 2016

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Современные представления о физическом здоровье и его укреплении в младшем дошкольном возрасте

1.1 Физическое здоровье и его место в структуре полноценного здоровья человека

.2 Состояние физического здоровья современных детей младшего дошкольного возраста

Заключение по первой главе

Глава 2. Подвижные игры на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста

2.1 Характеристика подвижных игр как средства оздоровления дошкольников

.2 Методика проведения подвижных игр оздоровительной направленности с младшими дошкольниками на прогулке

Заключение по второй главе

Глава 3. Физические упражнения на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста

3.1 Физические упражнения как средство решения оздоровительных задач физического воспитания младших дошкольников

.2 Методика проведения физических упражнений на прогулке

Заключение по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе заключается в том, что младший дошкольный возраст является началом того возраста, когда ребенок начинает совершать активные двигательные движения. Соответственно, в целях формирования у него привычек в здоровому образу жизни и регулярной физической активности, организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке является весьма важной актуальной задачей.

Воспитатели в ДОУ должны уделять достаточно внимания физическому развитию детей с учетом специфики их развития в младшем дошкольном возрасте.

Цель исследования - изучить современные представления, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, педагогике физическом здоровье детей младшего дошкольном возраста и его укрепления средствами подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Объект исследования: процесс оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс оздоровления детей младшего дошкольного возраста средствами подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Задачи исследования:

- изучить сложившиеся в медицине, психологии здоровья, дошкольной педагогике представления о физическом здоровье детей дошкольного возраста;

изучить сложившиеся в теории и методике физической культуры представления о подвижных играх и физических упражнений как средстве и оздоровления детей младшего дошкольного возраста;

разработать практические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по укреплению физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Курсовая работа изложена на 42 страницах.


Глава 1. Современные представления о физическом здоровье и его укреплении в младшем дошкольном возрасте

.1 Физическое здоровье и его место в структуре полноценного здоровья человека

Физическое здоровье человека принято рассматривать в качестве естественного состояния организма, которое является обусловленным нормальной работой всех его систем и органов. Такие факторы как стрессы, недостаток физических нагрузок, несбалансированное питание или вредные привычки - способны, равно как и иные неблагоприятные условия, оказать влияние не только социальную сферу жизни человека, но и могут также стать причиной появления и развития у него тех или иных заболеваний хронического характера. Для того, чтобы осуществлялась профилактика этих заболеваний, человеку следует вести здоровых образ жизни. В качестве основы здорового образа жизни принято рассматривать физическое развитие.[6, C. 3]

Регулярные занятия бегом, плаванием, катанием на коньках и иными видами физической активности дает возможности к поддержанию тела в необходимой физической форме, а также дает возможность поддерживать общий позитивный настрой. В здоровом образе жизни отражается также определенная жизненная позиция, которая направлена на то, чтобы осуществлять развитие гигиенических навыков и культуры, а также сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.

Физическое здоровье представляется важнейшим компонентом, который относится к сложной структуре состояния здоровья человека. Физическое здоровье является обусловленным свойствами организма, который представляет собой сложную биологическую систему, которая обладает интегральными качествами, которые не свойственны ее отдельным элементам, которые представлены клетками, тканями, органами и системами органов. Указанные элементы находятся вне связи друг с другом, за их счет поддержание индивидуального существования невозможно.

Физическое здоровье можно рассматривать в качестве уровня, который соответствует развитию и функционированию тех возможностей, которые относятся к органам и системам органов. В качестве основы, которая соответствует физическому здоровью, принято рассматривать функциональные и морфологические резервы, которые содержаться в клетках, тканях, органах, а также в системах органов, которые дают возможность организму приспособится к воздействию на него разного рода факторов. В качестве материальной основы для формирования физического здоровья принято рассматривать биологическую программу, которая относится к индивидуальному развитию человеческого организма. Данная программа является опосредованной за счет базовых потребностей, которые доминируют у человека на тех или иных этапах, которые соответствуют индивидуальному развитию организма, который носит название «онтогенез». С одной стороны, базовые потребности можно рассматривать в качестве пускового механизма биологического развития человека, а с другой стороны, ими обеспечивается индивидуализация процесса.[6, C. 5]

Физическое здоровье, в самом общем виде можно определить как состояние организма человека, которое характеризуется его возможностью к адаптации к тем или иным факторам среды обитания. Помимо этого физическое здоровье может характеризовать физическая и функциональная подготовленность организма выполнять физические нагрузки.

В качестве основных факторов, которые имеют отношение к физическому здоровью человека можно отнести следующие факторы:

уровень, которым характеризуется физическое развитие;

уровень, которым характеризуется физическая подготовленность;

уровень, которым характеризуется подготовленность организма к тому, чтобы выполнять физические нагрузки;

уровень и способность к тому, чтобы мобилизовать адаптационные резервы организма, которыми обеспечивается его приспособленность к воздействию тех или иных факторов, которыми характеризуется среда обитания.

Объективным фактом можно считать, что физическим здоровьем обуславливается жизнеспособность человеческого организма.

Физическое развитие также можно рассматривать в качестве биологического процесса, который связан со становлением и изменением естественных функциональных и морфологических свойств, которыми обладает человеческий организм на протяжении всей жизни человека.

При физическом развитии изменяются следующие три группы показателей.

В первую группу принято включать показатели, которые касаются телосложения. В данную группу показателей можно включить длину тела, массу тела, осанку, объемы и формы отдельных частей тела, величину жироотложений и т.д. Данными показателями, прежде всего, характеризуется биологическая форма или морфология человека.

Во вторую группу включаются те показатели, которые относятся к здоровью человека. За счет этих показателей находят отражение функциональные и морфологические изменения, которые относятся к физиологическим системам человеческого организма. Стоит также отметить, что основное влияние на здоровье оказывает функционирование таких систем как сердечнососудистая, дыхательная, центральная нервная система, система органов пищеварения и выделения, а также механизмы терморегуляции.

Третья группа включает в себя те показатели, которые относятся к развитию физических качеств. К физическим качествам принято относить силу, скоростные способности, выносливость, гибкость, координационные способности. Физическое развитие человека, в случае необходимости, может изменяться в широко диапазоне, когда человек практикует физические упражнения, рациональное питание, режим труда и отдыха.[6, C. 7]

Приблизительно до возраста 25-ти лет, который характеризуется периодом становления и роста, большая часть морфологических показателей увеличивается в размерах. Осуществляется совершенствование функций организма. Далее, до возраста, который составляет 45-50 лет идет стабилизация физического развития на том или ином уровне. Далее, в процессе старения, происходит постепенное ослабевание и ухудшение функциональной деятельности организма. Также в период старения может уменьшиться длина тела и мышечная масса.

Физическое развитие, которое представляет собой процесс изменения рассмотренных выше показателей в течение жизни человека, находится в зависимости от множества причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешное управление физическим развитием возможно только тогда, когда известные указанные закономерности и когда процесс физического воспитания их учитывает.

Психика современного человека подвержена мощному негативному воздействуют, которое обусловлено различными социальными, природными и бытовыми факторами. Соответственно, чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье, необходимы специальные меры.

Под психическим здоровьем принято понимать способность человека к адекватной реакции на раздражители внешнего и внутреннего характера. Также наличие психического здоровья реализуется в умении человека уравновесить себя с окружающей его средой.

Под социальным здоровьем принято рассматривать меру социальной активности, а также деятельности индивида в мире. Социальное здоровье реализуется в наличии способностей к формированию и использованию для самосохранения субъективных представлений людей о внешнем мире, а также об их собственной роли во внешнем мире. Указанная составляющая здоровья отражается социальными связями, ресурсами, а также способностью к общению. Социальное здоровье можно измерить исходят из способности человека к выживанию в политической и социально-экономической среде. Данная способность может выражаться в соотношении того, что та или иная личность получает от общества и что она этому обществу дает.

Социальное здоровье может быть определенно с использованием тех моральных принципов, которые представляют собой основу социальной жизни человека. В качестве отличительных признаков, которые свидетельствуют о социальном здоровье человека, можно выделить наличие у него сознательного отношения к труду, степень овладения им культурными знаниями, а также факт наличия у него активного неприятия привычек и нравов, которые входят в противоречие с нормальным образом жизни.

Уровень профессионального здоровья человека может быть охарактеризован функциональным состоянием человека, которое определяется согласно его психическим и физическим показателям. Оценка профессионального здоровья необходима для того, чтобы определить способность человека к осуществлению той или иной профессиональной деятельности. С ее помощью можно также определить уровень устойчивости к тем или иным неблагоприятным факторам, которыми сопровождается эта профессиональная деятельность.[3, C. 6]

Профессиональную работоспособность определяют три группы показателей, в которые включаются:

физический статус;

психологический статус;

факторы социального характера.

Физический статус зачастую можно обозначить как физическую работоспособность.

В данном случае, в качестве ведущих принято выделять следующие характеристики:

физическое развитие, которое характеризуется антропометрическими данными, такими как жизненная емкость легких, объем талии и грудной клетки, масса и рост;

уровень физической подготовленности, который реализуется в наличии силы в тех или иных ее проявлениях, среди которых можно выделить гибкость, координацию, выносливость и быстроту;

набор показателей, которые относятся к вегетативному обеспечению физической деятельности. В качестве наиболее распространенных, которые имеют международные стандарты, можно рассматривать уровень аэробной производительности, которая оценивается исходя из максимального потребления кислорода (МПК), уровнем анаэробной производительности, которую можно оценивать исходя из максимального кислородного долга (МКД), а также тест PWC170, за счет которого осуществляется оценка физической работоспособности.

Под психологическим статусом часто подразумевается умственная работоспособность.

К умственной работоспособности можно отнести следующие положения:

степень, которая характеризует адекватность состояния психической активности, применительно к тем или определенным условиям;

набор характеристик, за счет которых можно определить уровень внимания. Среди таких характеристик выделяют: устойчивость, концентрацию, переключение, широту, направленность, активность и т.д.;

восприятие, которое представляется в качестве совокупности процессов, за счет которых происходит формирование субъективного (идеального) образа, который соответствует реальной действительности;

уровень личных способностей человека к обучению. Данный уровень может быть различным исходя из видов информации, которая воспринимается в качестве обучающей, а также исходя из способа обучения, скорости и навыков;

уровень, которым определяется память. Здесь можно отдельно выделить те или иные виды памяти, способности к воспроизведению, скорость консолидации и длительность;

мышление, которое представляет собой наиболее обобщенную и опосредованную форму психического отражения, которой устанавливаются связи и отношения между объектами познания;

личностные свойства, которые оказывают влияние на то, как ведет себя человек и какова эффективности осуществляемой им деятельности. Здесь также можно рассмотреть степень личностью реактивной тревожности, конформности, способности к психологической защите, а также определенные специальные способности. [6, C. 10]

Уровень физического здоровья может быть определен за счет антропометрических, физиологических и биохимических показателей. В качестве антропометрических показателей можно рассматривать индексы Брока, которые относятся к росту и массе. Идекс Брока рассичтывается как отношение массы тела в килограммах к росту человека, выраженном в сантиметрах - минус сто. Также рассматривается индекс Кетле, который представляет собой отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в квадратных метрах. Также принято рассматривать и другие системы показателей.

Состав массы человеческого тела находится в зависимости от того, какова физическая активность человека и каково его питание. В состав активной массы включается клеточная жидкости, белки, минеральные соли. В состав малоактивной массы - внеклеточная вода, костные минеральные соли и жир. Для того, чтобы выявить состав массы тела, как правило, определяется общее и подкожное содержание жира. Также происходит определение мышечной и скелетной массы в относительных и абсолютных величинах.

В состав физиологических показателей здоровья можно включить степень прироста пульса и тип реакции, которая относится к сердечнососудистой системе при нагрузке. Также рассматривается скорость восстановления пульса после осуществления физической нагрузки, рассматривается уровень, которым отражается тренированность организма, определяется резерв, который соответствует кардиореспираторной системе, резерв, который соответствует здоровью. Помимо сказанного, принято также рассматривать уровень биохимических показателей, которые характеризуются содержанием общего холестерина в отношении к уровню липопротеидов высокой плотности, которые содержаться в организме.

Для того, чтобы оценить уровень физического здоровья, широкое применение находит экспресс-метод, который включает в себя использование индексов, которые соответствуют массе тела, дыханию, силе кисти, уровню развития сердечнососудистой системы, а также времени восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после совершения 20 приседаний в течение 30 секунд. Каждый из показателей может быть оценен в баллах. После этого осуществляется расчет общей суммы баллов. В том случае, если при расчете всех 5 показателей, общая сумма баллов является меньше или равной 3 баллам, то можно говорить о низком уровне здоровья. В том случае, если сумма балов является равно 4-6 - то можно говорить о том, что уровень здоровья - ниже среднего. При сумме балов 7-11 - можно уже вести речь о наличии среднего уровня здоровья. В том случае, когда сумма балов достигает 12-15, то уровень здоровья человека - выше среднего. Если в результате теста удается набрать 16-18 баллов, то в таком случае можно свидетельствовать о том, что человек обладает высоким уровнем здоровья.

В качестве критериев, которыми определяется физическое здоровье, можно рассматривать тот уровень, которому соответствует физическое развитие, степень физическое подготовленности, наличие физических дефектов, наличие хронических и острых заболеваний, а также анатомо-физиологические особенности.

Уровень физического здоровья находится в зависимости от того, какие имеются внутренние и внешние факторы.

В качестве внутренних факторов принято рассматривать:

пол;

конституцию;

наследственность.

Под внешними факторами понимаются:

социально-экономические факторы;

экологические факторы.[6, C. 11]

Те генетические особенности, которые человек наследует у родителей, будут, так или иначе, сопровождать его на протяжении всей жизни. Здоровье и продолжительность жизни человека находятся в зависимости от того, насколько образ жизни человека находится в соответствие с его генотипической программой.

В тех предпосылках здоровья, которые наследует человека, особо важную роль играет морфофункциональная конституция и преобладающие нервные и психические процессы. Большое значение имеет также уровень, которым определяется предрасположенность к тем или иным заболеванием, а также долголетие и плодовитость.

Установки человека и определенные жизненные доминанты в значительной степени детерминируются конституцией. При раннем эмбриональном этапе развития генный аппарат человека является наиболее ранимым. На данном этапе реализация генетической программы осуществляется в качестве закладки основных функциональных систем организма. Значительное число раздражающих факторов, которые имеют отношение к современной жизни, и которые вызывают генетические изменения, стало причиной того, что растет количество, а также перечень наследственных заболеваний. Наиболее часто нарушения в области наследственности являются обусловленными тем образом жизни, которые ведут будущие родители или беременная женщина. Кроме дефицита двигательной активности беременной женщины, который ведет к том, что нарушается нормальное развитие плода, также необходимо обратить внимание на переедание, наличие перегрузок психического, социального, бытового и профессионального характера, а также на возможные вредные привычки.

В качестве экологических факторов, которые оказывают влияние на организм, можно рассмотреть такие воздействия как:

энергетическое;

физическое;

химическое;

биологические атмосферные факторы;

факторы гидросферы и литосферы;

характер состояния биосистем на местности, а также ландшафтные сочетания данных биосистем;

уровень сбалансированности и стабильности условий климата и ритма явлений природы.

Особую роль играют загрязнители окружающей среды, против которых в организме человека нет механизмов, направленных на их нейтрализацию.

Также можно выделить социально-экономические факторы, в которые включаются условия труда, быта, воспитания, питания, а также состояние медицинского обеспечения.

1.2 Состояние физического здоровья современных детей младшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в дошкольной педагогике и психологии делится на два этапа: ранний возраст (от рождения до 3 лет) и дошкольный возраст (3-7 лет). Внутри дошкольного этапа проводится разделение на возрастные промежутки, одним из которых является младший дошкольный возраст - период развития ребенка с 3 до 4 лет. [8, C. 23]

Важными показателями развития детей младшего дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.

Перечислим основные изменения в организме детей младшего дошкольного возраста, которые связаны с состоянием их здоровья:

анатомо-физиологические особенности детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и девочек; [5, C. 16]

важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей;

активно развивается у детей система дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде, увеличивающейся всего за два года - с 3 до 5 лет - на 40%, что ведет и к увеличению жизненной емкости легких детей; [13, C. 41]

изменениям подвергается и сердечно-сосудистая система детей - появляются значительные колебания в показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т.к. при физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании, одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей, предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе двигательной активности; [13, C. 43]

у детей развиваются органы чувств, а первые 3-4 года жизни человека называют «золотой порой» развития сенсорных способностей;

в период младшего дошкольного возраста отмечается развитие зрения и органов слуха;

в возрасте 3-4 лет у детей изменениям подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что приводит к возрастанию силы нервных процессов, повышению их подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей, усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.

однако некоторое несовершенство нервных процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения, следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные реакциям, нарушения правил поведения. [14]

Итак, анатомо-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста характеризуются:

равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;

развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;

активным развитием органов чувств и нервной системы.

Важным показателем здоровья детей младшего дошкольного возраста является их психическое развитие. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста проявляются:

в активном использовании речи как условия расширения кругозора,

в росте психической выносливости,

в повышении потребности в получении новых знаний, впечатлений и ощущений,

в активном развитии фантазирования.

На фоне этих изменений у детей, отмечает Л.А. Свирская, развиваются индивидуальные особенности, такие как своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности и другие. Кроме того, к четырем-пяти годам складывается «психологический портрет» личности детей, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»), а также креативности. [2, C. 48]

Е.А. Ермулина, Т.В. Тараторкина подчеркивают, что физическое развитие детей младшего дошкольного возраста достаточно равномерно, без резких изменений. У детей среднего дошкольного возраста на фоне роста всех органов и систем, сохраняется повышенная потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость. Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей младшего дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается.[1, C. 12]

Возникает и совершенствуется у детей умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Это касается и двигательной активности детей. Теперь дети младшего дошкольного возраста становятся хорошими партнерами в играх. Они испытывают потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными и неуправляемыми.

Но не только возрастными физическими и психическими возможностями развития отличается период младшего дошкольного возраста. В этом возрасте имеются у детей и риски здоровья. Тенденции с рисками для здоровья, характерные для детей дошкольного возраста в целом, характерны и для детей младшего дошкольного возраста. К.Р. Федорук считает, что число факторов риска для здоровья детей ежегодно увеличивается, а сфера их влияния на детский организм достаточно широк. Сегодня факторов риска для здоровья детей насчитывают около 3000. [12, C. 24] Они не являются основной причиной болезни, но могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.

По мнению специалистов, одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе развития общества является проблема, посвященная укреплению здоровья детей, начиная с дошкольного возраста. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживают дети дошкольного возраста, по мнению О.А. Кислициной, влияют на антропометрические показатели, подверженность заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность детей. Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.

К.Р. Федорук подчеркивает, что сегодня здоровье детей дошкольного возраста находится под угрозой: растет число детей с хроническими заболеваниями, увеличивается количество нервно-психических болезней, число социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня у детей дошкольного возраста, в т.ч. и младшего, имеются множественные функциональные нарушения организма. Растут показатели общей заболеваемости среди воспитанников дошкольных учреждений, в среднем на 3-4% в год. У детей дошкольного возраста, как пишут Е.А. Чекунова, Т.П. Колодяжная, отмечены негативные тенденции роста ряда заболеваний: болезней органов дыхания, уха, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, пищеварительной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста, как правило, начитают посещают дошкольное образовательное учреждение. Посещение детского сада имеет огромное значение в жизни каждого ребенка. Но известно, что дошкольное учреждение является и агрессивной вирусно-микробной средой для детей любого возраста и для детей среднего дошкольного возраста тоже. Педиатры, педагоги и родители не на словах знают, что в ДОУ велики шансы, что ребенок подхватит простудное или инфекционное заболевание, и что ребенок, посещающий детский сад, часто болеет, практически закономерно.

Чаще всего дети младшего дошкольного возраста оказываются подвержены острым респираторным заболеваниям. Специалисты отмечают, что частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета, формированию хронических воспалительных процессов в органах дыхания. Частые ОРЗ также могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограниченности общения со сверстниками и пропусков занятий, проводимых в дошкольном учреждении. Кроме того, частые ОРЗ поглощают значительные материальные ресурсы, нанося экономический ущерб, связанный непосредственно с затратами на лечение и с потерей трудового времени родителей.

Еще одно причиной того, что дети, посещающие ДОУ, часто болеют, является то, что многие родители ведут своих детей в детский сад, не придавая значения тому, что у ребенка есть явные признаки начинающейся болезни (насморк, кашель). Бывает, что видимые симптомы развивающейся болезни у детей не видны, либо ребенок является носителем инфекции, но сам при этом не болеет. Но ребенок может подхватить инфекции и на обычной детской площадке, в общественном транспорте или магазине.

Однако детей младшего дошкольного возраста педиатры считают более устойчивыми к болезням. Они связывают это с тем, что иммунитет у детей дошкольного возраста становится достаточно крепким. Это повышает устойчивость детей к простудным и инфекционным заболеваниям.

С учетом характерных особенностей физического развития детей младшего дошкольного возраста, их возможностей определяются цель и задачи физического развития. Цель физического развития детей младшего дошкольного возраста - развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Задачами физического развития детей выступают:

) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;

) развитие у детей физических качеств - скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;

) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Таким образом, физическое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется развитием и совершенствованием анатомо-физиологических особенностей (роста, веса, органов и систем организма, органов чувств и др.), психическим развитием (развитием речи, ростом психической выносливости, повышением потребности в получении новых впечатлений и ощущений и др.), равномерным, но интенсивным физическим развитием, выраженным в росте потребности в движении, двигательной активности, эмоциональной окрашенности действий детей. Дети младшего дошкольного возраста оказываются подверженными самым разным заболеваниям: и врожденным, и хроническим, и больше всего вирусным и простудным. Обеспечение решения задач физического развития детей младшего дошкольного возраста возможно в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.

Заключение по первой главе

физический здоровье дошкольный прогулка

В заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Физическое здоровье человека принято рассматривать в качестве естественного состояния организма, которое является обусловленным нормальной работой всех его систем и органов.

Физическое здоровье представляется важнейшим компонентом, который относится к сложной структуре состояния здоровья человека. Физическое здоровье является обусловленным свойствами организма, который представляет собой сложную биологическую систему, которая обладает интегральными качествами, которые не свойственны ее отдельным элементам, которые представлены клетками, тканями, органами и системами органов. Указанные элементы находятся вне связи друг с другом, за их счет поддержание индивидуального существования невозможно.

Уровень физического здоровья может быть определен за счет антропометрических, физиологических и биохимических показателей. В качестве антропометрических показателей можно рассматривать индексы Брока, которые относятся к росту и массе. Идекс Брока рассичтывается как отношение массы тела в килограммах к росту человека, выраженном в сантиметрах - минус сто. Также рассматривается индекс Кетле, который представляет собой отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в квадратных метрах. Также принято рассматривать и другие системы показателей.

Важными показателями развития детей младшего дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.

Сегодня здоровье детей дошкольного возраста находится под угрозой: растет число детей с хроническими заболеваниями, увеличивается количество нервно-психических болезней, число социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня у детей дошкольного возраста, в т.ч. и младшего, имеются множественные функциональные нарушения организма. Растут показатели общей заболеваемости среди воспитанников дошкольных учреждений, в среднем на 3-4% в год.

Глава 2. Подвижные игры на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста

.1 Характеристика подвижных игр как средства оздоровления дошкольников

В современных условиях жизнедеятельности в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Подвижная игра как элемент физической культуры с малых лет способствует всестороннему развитию ребенка. В игре ребенок бегает, прыгает, наклоняется, упражняя все мышцы, все органы чувств. Включение ребенка в ту или иную игру позволяет развивать такие его качества, как выдержка, бесстрашие, дисциплинированность и т.п. Игра способствует развитию и интеллектуальной сферы дошкольников.

В последнее время интерес к подвижным играм возрос. Особая эффективность подвижных игр достигается за счет того, что они широко доступны и понятны детям, являются для них привлекательным видом деятельности. Такие игры требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Особенно актуально использование подвижных игр для развития ловкости дошкольников, так как именно это вид игровой деятельности позволяет точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех играющих правилами, специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.[7, C. 122]

В связи с этим можно утверждать, что потенциал (воспитательный, развивающий, оздоровительный) подвижных игр значительно больше, чем каких-либо других средств физического воспитания. В дошкольном возрасте рост и развитие детского организма происходит интенсивно, при этом развитие ребенка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником познания окружающего мира. Несвоевременность и низкая эффективность использования физической культуры в дошкольные годы приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу.

Существуют разные классификации подвижных игр: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, «ловишек»; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т.п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) [7, C. 135]

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как ловкость, сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит как упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, так и формирование новых умений и навыков, а также развитие личностных качеств - упорства, настойчивости, целеустремленности.[7, C. 144]

Подвижные игры являются наиболее эффективным способом развития ловкости детей, так как связаны с быстрым передвижением. Это могут быть игры с предметами и без предметов. Подвижные игры чаще всего являются игрой в кого-то, во что-то. У дошкольников это «Кошки-мышки», «Зайцы в огороде», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Филин и пташки» и т.п. В этих играх нет особых правил. Чаще всего сами дети договариваются от и до какого места можно бегать, кто считается пойманным и т.п. Нередко эти игры сопровождаются произношением каких-либо слов.

2.2 Методика проведения подвижных игр оздоровительной направленности с младшими дошкольниками на прогулке

При проведении подвижных игр особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

Педагогу при подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений о сюжете игры. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т.д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов; беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры - изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Организация несюжетных игр имеет свои особенности. Так, объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших - без него).[7, C. 150]

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил. Важно тщательно анализировать причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Преодоление трудностей является своеобразным нравственным закаливанием, оно связано с формированием высокого духовного потенциала. Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.[7, C. 160]

Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Подвижные игры рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Подвижные игры в связи с этим считаются наиболее эффективными для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Заключение по второй главе

В последнее время интерес к подвижным играм возрос. Особая эффективность подвижных игр достигается за счет того, что они широко доступны и понятны детям, являются для них привлекательным видом деятельности. Такие игры требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

При проведении подвижных игр особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

Глава 3. Физические упражнения на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста

.1 Физические упражнения как средство решения оздоровительных задач физического воспитания младших дошкольников

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Важным отличительным признаком физических упражнений от трудовых, бытовых и прочих двигательных действий является соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям по которым оно происходит. Не смотря на то, что ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определёнными формами трудовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом.[10, C. 182]

Физические упражнения используются в соответствии с закономерностями физического воспитания для эффективного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Физический труд, организованный с использованием двигательных действий, может в определённой степени давать эффект, но по своей сути он не тождественен физическим упражнениям, так как направлен на внешнюю природу и совершается по законам производства материальных благ.

Как всякое явление, физические упражнения имеют содержание и форму. Содержание физических упражнений составляет вся сумма процессов и явлений, которые происходят у человека при выполнении физических упражнений (физиологические сдвиги, психические процессы, степень проявления физических качеств). Форму физических упражнений определяют их двигательный состав и структура.

Бег. Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь создает основу для совершенствования быстроты и выносливости. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега. В связи с тем, что методика проведения занятий на воздухе специально направлена на развитие общей выносливости у детей, бегу в занятиях отводится до 50% времени.

У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей. Используя такие названия бега, а не более распространенные: бег в медленном темпе, в быстром темпе и т.д., мы хотим подчеркнуть не внутренние ощущения детей, возникаемые от различия этих видов бега, а внешние проявления - скорость передвижения детей, выраженную в объективных показателях (м/с), что дает воспитателю возможность более точного ее дозирования.

Общеразвивающие упражнения. В комплексы общеразвивающих упражнений в старшей и подготовительной группе входит 6 - 10 упражнений. Комплексы включают упражнения для всех крупных групп мышц: рук, плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы.[10, C. 89]

Каждый комплекс ОРУ повторяется на 4 занятиях, т.е. в течение двух недель. Это позволяет воспитателю во время занятий на воздухе сохранить объяснения и больше внимания уделить качеству выполнения упражнений. Освоение нового комплекса облегчается тем, что одно из двух упражнений, направленных на развитие определённой мышечной группы, меняется, а другое в том же виде входит в новый комплекс. В третьем комплексе в свою очередь оно заменяется другим и т.д.

Упражнения в основных движениях. При планировании упражнений в основных движениях предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуется следующее сочетание основных движений; метание - прыжки, упражнение в равновесии - метание; лазанье - упражнение в равновесии; прыжки - лазанье.

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию творчества в двигательной активности детей. Музыкальное сопровождение физкультурных занятий является мощным средством, пробуждающим эмоции, активизирующим мозговую деятельность, деятельность внутренних систем организма, улучшающим функционирование высших нервных процессов.

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.[10, C. 91]

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги-терапии упражнения на растягивание.

Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

3.2 Методика проведения физических упражнений на прогулке

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно при занятиях на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется при выполнении различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное (особенно зимой) время года больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений, при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Спортивные упражнения - ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате и плавание, способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем; развивают психофизические качества (ловкость, быстрота, выносливость и др.); формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, равновесие.[10, C. 93]

Занимаясь на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде, ребенок повышает защитные силы организма и обменные процессы. В процессе занятий спортивными упражнениями дети познают явления природы, приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, о скольжении, торможении и т.д. у них значительно расширяется словарный запас, развивается товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и т.д. ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровление ребенка, а также его подготовки к разнообразной деятельности и формированию физического совершенства.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение «школой мяча»). [10, C. 98] Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.


Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Важным отличительным признаком физических упражнений от трудовых, бытовых и прочих двигательных действий является соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям по которым оно происходит. Не смотря на то, что ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определёнными формами трудовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно при занятиях на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется при выполнении различных физических упражнений.

В холодное (особенно зимой) время года больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Под физическим здоровьем человека принято рассматривать естественное состояния организма, которое является обусловленным нормальной работой всех его систем и органов.

Физическое здоровье представляется важнейшим компонентом, который относится к сложной структуре состояния здоровья человека. Физическое здоровье является обусловленным свойствами организма, который представляет собой сложную биологическую систему, которая обладает интегральными качествами, которые не свойственны ее отдельным элементам, которые представлены клетками, тканями, органами и системами органов. Указанные элементы находятся вне связи друг с другом, за их счет поддержание индивидуального существования невозможно.

Уровень физического здоровья может быть определен за счет антропометрических, физиологических и биохимических показателей. В качестве антропометрических показателей можно рассматривать индексы Брока, которые относятся к росту и массе. Идекс Брока рассичтывается как отношение массы тела в килограммах к росту человека, выраженном в сантиметрах - минус сто. Также рассматривается индекс Кетле, который представляет собой отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в квадратных метрах. Также принято рассматривать и другие системы показателей.

В качестве важного показателя, которым характеризуется развитие детей, относящихся к младшему дошкольному возрасту, рассматривают анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития. В возрасте 3-4 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.

В настоящее время, здоровье детей дошкольного возраста находится под угрозой: растет число детей с хроническими заболеваниями, увеличивается количество нервно-психических болезней, число социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня у детей дошкольного возраста, в т.ч. и младшего, имеются множественные функциональные нарушения организма. Растут показатели общей заболеваемости среди воспитанников дошкольных учреждений, в среднем на 3-4% в год.

Последнее время характеризуется ростом интереса к подвижным играм. Особая эффективность подвижных игр достигается за счет того, что они широко доступны и понятны детям, являются для них привлекательным видом деятельности. Такие игры требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

При проведении подвижных игр особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

Под физическими упражнениями принято понимать такие двигательные действия, а также совокупности двигательных действий, которые в качестве своей направленности имеют реализацию задач, связанных с физическим воспитанием, а также являются сформированными и организованными исходя из его закономерностей.

В качестве важного отличительного признака физических упражнений от трудовых, бытовых и прочих двигательных действий является соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям по которым оно происходит. Не смотря на то, что ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определёнными формами трудовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно при занятиях на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется при выполнении различных физических упражнений.

В холодное (особенно зимой) время года больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В данном разделе приведем перечень подвижных игр и упражнений на прогулке, которые могут быть использованы при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

. Подвижная игра «Медведь и дети»

Задачи: учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызывать удовольствие от совместных действий, поощрять самостоятельность детей.

. Подвижная игра «Заинька»

Задачи: приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом, вызывать подражание взрослому.

.Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шариками в руках подходят к доске, скатывают их и, догнав, возвращаются на место.

. Индивидуальная работа «Перепрыгнем канавку»

Прыжки через шнур, положенный на землю.

. Подвижная игра «Воробышки»

Задачи:

. Игровое упражнение «Передай мяч»

Дети стоят в кругу, воспитатель берет мяч (диаметр 12-15 см) и предлагает передавать его двумя руками в правую (левую) сторону рядом стоящему ребенку.

. Индивидуальная работа

Катание мяча (шарика) друг другу (расстояние 2м).

. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

. Подвижная игра «Попади в круг»

Задачи: совершенствовать умение действовать с разными предметами, развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

.Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шариками в руках подходят к доске, скатывают их и, догнав, возвращаются на место.

. Тренирующая дорожка №1

Полоса препятствия (пеньки, бум, шины).

На прогулке

. Подвижная игра «Тучка и солнышко»

Задачи: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, упражнять в ходьбе и беге.

. Бег по кругу, держась за веревку

. Игровое упражнение «Прокати и сбей»

Сбить кегли с расстояния 2 м.

. Индивидуальная работа «Я тебе, ты мне»

Игра с воспитателем в мяч.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и научная литература

1.Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. - М.: Linka-press, 2012.

2.Волошина Н.Б. , Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении. - М.: Издательство "Академия Естествознания", 2012.

.Змановский, Ю.Ф. Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке их к обучению в школе [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: сб. науч. трудов. - М: АПО, 1980. - С. 3-13.

.Змановский, Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 23-25.

.Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 240 с.

.Леви-Гориневская, Е.Г. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.Г. Леви-Гориневская. - М.: Медгиз, 1963. - С. 3-20.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.Овчинникова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 10(25). - C. 23-25.

.Степаненкова, Э.Я. Пространственная ориентировка в подвижных играх [Текст] / Э.Я. Степаненкова // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиях в школе - М.: Просвещение, 1980. - С. 32-48.

.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 1996. - 288 с.

.Степаненкова, Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей шестого и седьмого года жизни в подвижных играх и упражнениях [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.Я. Степаненкова. - М., 1973. - 25 с.

.Чекунова, Е.А., Колодяжная Т.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада [Текст] / Е.А. Чекунова, Т.П. Колодяжная. - М.: Перспектива, 2013. - 266 с.

.Шарманова С.Б., Бродягина О.Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни // Управление ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 22.

Электронные ресурсы

14.Боброва, Е. Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни дошкольников [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Формы физкультурных занятий

№НазваниеСтруктура физкультурного занятияВводнаяОсновнаяЗаключительная1.Игровые.Игра средней подвижности (разминка).2-3 игры с разными видами движений (последняя - большой подвижности).Игра малой подвижности.2.Учебно-тренировочные. Разные виды ходьбы, бега, прыжков, разминочный бег.Общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры.Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения и т.п.3.Сюжетные.Любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые с сюжетом занятия, подобранные с нарастанием физической нагрузки к середине занятия и снижением ее к концу.4.Комплексные.Построение занятия по типу 1-3, но с включением заданий на закрепление знаний по другим разделам Программы: ознакомлению с окружающим, развитию речи и т.д.

Похожие работы на - Укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!