Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,9 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Содержание

Введение

1. Теоретические основы организации самостоятельной работы с использованием технологии веб-квест на уроках иностранного языка в основной общеобразовательной школе

1.1 Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка в основной общеобразовательной школе

.2 Использование технологии веб-квест на уроке иностранного языка в основной общеобразовательной школе

Выводы по первой главе

. Методические основы использования технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка в 8 классе основной общеобразовательной школы

.1 Методические условия организации самостоятельной работы

.2 Методические рекомендации по использованию технологии веб-квест

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

«Технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно применяющий технологии для развития своих учеников, заменит того, кто ими не владеет».

Шерил Нуссбаум-Бич

В наше время владение иностранным языком является одним из важнейших аспектов жизни современного человека. Иностранный язык служит средством межличностного общения, способствует развитию памяти, мышления и воображения.

Для успешного овладения иностранным языком учителю необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся были мотивированы на поиск и получение новых знаний.

Мы живем в веке информационных технологий, когда сложно представить человека без доступа к компьютеру и выходу в сеть Интернет. В связи с этим начинается новый этап в обучении иностранному языку, связанный в первую очередь с использованием информационно-коммуникационных технологий в организации учебного процесса. Применение данных технологий открывает перед учителем всё больше возможностей в организации самостоятельной работы учащихся. Традиционный подход, который ещё совсем недавно лежал в основе обучения иностранному языку, постепенно заменяется информационным, основанным на использовании компьютера и других мультимедийных средств.

Организация самостоятельной работы с применением информационных технологий тесно связана с использованием Интернет-ресурсов, которые несут в себе огромный поток информации. Залогом успеха хорошего овладения иностранным языком является методически грамотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами, результатом которой является формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Для достижения данных целей учителя на уроках иностранного языка активно используют технологию веб-квест - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. За последние годы интерес к данной технологии стремительно возрос и продолжает расти. Использование различных веб-квестов при организации самостоятельной деятельности учащихся позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и более привлекательным, а также помогает выявлять и развивать творческие способности учащихся независимо от того, на какой ступени обучения они находятся. Вышеперечисленные преимущества внедрения технологии веб-квест в процесс обучения иностранному языку определили выбор темы данной работы, актуальность которой выражается в:

1)растущих требованиях к качеству владения иностранным языком;

2)необходимости совершенствования технологий обучения иностранному языку;

)активном использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка;

)развитии информационных компетенций учителя и учащихся согласно реализации ФГОС.

В качестве предмета данного исследования рассматривается организация самостоятельной работы учащихся с использованием технологии веб-квест как одного из методов обучения.

Объектом исследования является технология веб-квест как новая педагогическая модель обучения иностранному языку в 8 классе основной общеобразовательной школы.

Цель данной ВКР заключается в теоретическом обосновании и практической разработке технологии веб-квест в процессе обучения немецкому языку.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза исследования: организация самостоятельной работы по немецкому языку для учащихся 8 класса будет более эффективна с использованием информационно-комунникационных технологий и внедрением веб-квеста.

Согласно выдвинутой гипотезе нужно было решить следующие задачи:

1)рассмотреть понятие, функции и виды самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка;

2)определить сущность понятия «веб-квест» и его структуру;

)выделить этапы работы над веб-квестом;

)рассмотреть преимущества и недостатки технологии веб-квест по отношению к традиционным формам организации самостоятельной работы;

)изучить психологические и возрастные особенности учащихся 8 класса;

)проанализировать темы учебно-методического комплекта И.Л. Бим с перспективой включения их в веб-квест;

)разработать веб-квест и составить методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся с использованием данной технологии.

Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:

-обобщение теоретического и практического материала по проблеме;

-анализ УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим для 8 класса;

-анкетирование учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

-разработан веб-квест для учащихся 8 класса, направленный на закрепление и получение новых знаний.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

Во введении обоснован выбор изучаемой темы, её актуальность и новизна; сформулированы цели, гипотеза, задачи работы и методы исследования.

Первая глава посвящена особенностям организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка; раскрытию сущности понятия «веб-квест», изучению его структуры и хода работы над данной технологией.

Во второй главе рассматриваются методические условия организации самостоятельной работы учащихся 8 класса и рекомендации по использованию веб-квеста на уроках немецкого языка.

В заключении подводятся итоги проведенного теоретического и практического исследования, формулируются общие выводы.

К приложениям относятся скриншоты разработанного и апробированного в школе веб-квеста, анкеты учащихся.

1. Теоретические основы организации самостоятельной работы с использованием технологии веб-квест на уроках иностранного языка в основной общеобразовательной школе

.1 Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка в основной общеобразовательной школе

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном, постоянно изменяющемся обществе человеку недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Учащийся должен самостоятельно пополнять знания и заниматься самообразованием. Самостоятельная работа играет важную роль в практическом овладении языком, развитии общеучебных умений, создании благоприятных условий для дальнейшего изучения иностранного языка в процессе непрерывного образования.

В педагогике существует несколько определений понятию самостоятельной работы. Р.К. Миньяр-Белоручев, выдающийся советский переводчик и преподаватель, рассматривал самостоятельную работу как форму обучения, предусматривающую индивидуальную работу учащегося в соответствии с установкой учителя или заданиями, заданными в учебнике [Миньяр-Белоручев, 1990, с. 17]. Доктор педагогических наук Р.П. Мильруд под самостоятельной работой подразумевает метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его контролем самостоятельно решают познавательную задачу, проявляя усилия и активность [Мильруд, 1987, с. 7]. Наконец, по мнению А.П. Панфиловой, самостоятельная работа - это занятие, которое требует от учащегося активной мыслительной деятельности, инициативы и применения ранее полученных знаний на практике [Есипов, 1961, с. 18]. Исходя из выше перечисленных определений, можно сделать вывод о том, что педагоги по-разному подходят к проблеме дефиниции самостоятельной работы и имеют свой взгляд на данный вид деятельности.

Самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обладает рядом функций. Среди основных функций можно выделить следующие: обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационно-стимулирующую и организационно-техническую.

Обучающая функция самостоятельной работы состоит в формировании у учеников навыков и умений иноязычной речевой деятельности. Для этого практическая деятельность обучающихся должна быть организована таким образом, чтобы им приходилось проявлять всё большую степень самостоятельности. Такой рост самостоятельности обеспечивается выполнением самостоятельных заданий разных видов, в основе которых лежит убывание опоры на заданные средства и образцы для действий по аналогии.

Развивающая функция заключается в развитии у обучающихся таких психических процессов, как память, внимание, мышление. Во время выполнения самостоятельных работ по иностранному языку совершенствуется гибкость, глубина, экономичность мышления, что позволяет проникать в сущность познаваемой деятельности [Фадеева, 1987, с. 47]. В целесообразно организованной учителем самостоятельной работе учащихся заложен большой потенциал для развития устойчивости, концентрированности и сосредоточенности внимания, что обеспечивает четкое восприятие и понимание учебного материала, а также прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок.

К важнейшим функциям самостоятельной работы относится воспитывающая функция. Она проявляется в воспитании такого важного свойства личности как самостоятельность. Кроме того, формируются такие ценные черты характера как настойчивость, организованность и ответственность. Особенно наглядно это проявляется в групповой и парной самостоятельной работе.

Мотивационно-стимулирующая функция самостоятельной работы занимает важное место, так как она выражается в привитии школьникам интереса и любви к предмету. Очень важно, чтобы учитель целесообразно отбирал задания для самостоятельной работы и включал их в процесс обучения, так как только при этом условии можно рассчитывать на ее положительное влияние в поддержании познавательного интереса к иностранному языку.

Организационно-техническая функция состоит в формировании у учащихся умения учиться, благодаря которому школьник планирует, осуществляет свою деятельность, то есть намечает ее последовательность, этапы, выбирает наиболее эффективные приемы выполнения заданного [Фадеева, 1987, с. 52]. Важно овладеть приемами учения с первых лет изучения иностранного языка во избежание трудностей при самостоятельной работе на последующих этапах.

Таким образом, проанализировав функции самостоятельной работы, можно сделать вывод о том, что организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка способствует формированию и развитию:

) иноязычных навыков и умений;

) психических процессов - памяти, внимания, мышления, - необходимых для осуществления иноязычной речевой деятельности;

) заинтересованности в изучении предмета;

) общеучебных умений;

) воспитанию самостоятельности и не менее ценных черт характера.

Самостоятельная работа занимает значительное место в обучении иностранному языку. Успех учащихся во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Для достижения этой цели учитель должен владеть способами организации самостоятельной работы. Ведущими функциями учителя в этом процессе являются коммуникативно-обучающая и организующая. Для успешного решения учебно-познавательных задач учащимися необходимо наличие высокой мотивации, четкой постановки целей, существования ориентиров или способности вести самостоятельный поиск путей решения. Важную роль играет организация контроля.

В основе общепринятой классификации типов самостоятельных работ лежит соотношение воспроизводящих и творческих видов деятельности. На основе этого выделяются тренировочные, реконструктивные и творческие задания. Проанализируем сущность и условия организации разных типов самостоятельной работы применительно к иностранному языку.

Задания тренировочного характера выполняются на основе копирующей и воспроизводящей деятельности [Бабкина, 1987, с. 33]. Они нацелены на формирование фонетических и орфографических навыков. Такого рода задания преобладают на начальном этапе обучения (2 класс) и имеют место на последующих этапах. Задания тренировочного характера играют большую роль в становлении первичных учебных умений и самоконтроля, а также в их восстановлении, коррекции и усовершенствовании. Обязательным условием выполнения тренировочных заданий является наличие четкого образца для копирования и многократность повторения.

К заданиям реконструктивного характера относятся задания, которые ориентированы, прежде всего, на форму или на форму и содержание. Относительно простым примером являются задания на идентификацию и группировку. Работа с текстами также носит реконструктивный характер: ее основу составляет воспроизведение, реорганизация или реконструкция предложений. Наличие непосредственных опор выполнения данного задания является обязательным условием организации самостоятельной работы этого типа. Учащийся должен уметь работать с учебником или другими пособиями, вести самостоятельный поиск и находить решение с помощью словаря, грамматического справочника, таблиц. Данный тип заданий преобладает на среднем этапе обучения (5-8 классы), так как объем самостоятельной работы увеличивается и большая её часть приходится на выполнение домашнего задания, что непосредственно связано с работой над текстами и упражнениями к ним.

Творческие задания относятся к наиболее сложным заданиям при организации самостоятельной работы. Они направлены на углубленное понимание и толкование новой информации, решение коммуникативных задач в устном общении. Такой тип заданий преобладает на старшей ступени обучения (9-11 классы) и выполняется на основе ранее усвоенных знаний. Задания творческого характера нацелены не просто на распознавание фактов и реконструкцию текста, а на выработку оценочных суждений. Однако выполнение подобного рода заданий может вызывать ряд трудностей у более слабых учащихся. В связи с этим учитель должен давать советы и ориентиры по их выполнению.

С развитием информационных технологий начинается новый этап обучения иностранному языку. Использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности в организации самостоятельной работы, в освоении и усовершенствовании знаний. Ещё совсем недавно в основе обучения иностранному языку лежал традиционный подход, который заключался в сообщении учителем набора теоретических знаний и выработке у учащихся умений и навыков по изучаемой дисциплине. Однако при таком подходе учитель не всегда имеет возможность уделить достаточное количество внимания каждому ученику, поэтому многие из них теряют мотивацию к обучению, что приводит к снижению уровня их знаний, умений и навыков. В связи с этим информационный подход в обучении иностранному языку ставит перед учителем следующие задачи - активировать деятельность каждого ученика в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Использование компьютера и других мультимедийных средств помогает учителю реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку, обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом уровня знаний учащихся, а также помогает творчески отнестись к организации учебного процесса, тем самым мотивировать учеников на дальнейшее изучение иностранного языка.

Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычайно широка. Использование компьютера эффективно для наглядного представления языкового материала, расширения словарного запаса и улучшения запоминаемости изучаемых конструкций языка. Благодаря применению информационных технологий у учащихся подключаются дополнительные типы памяти и чувств. В процессе обучения иностранному языку компьютер может быть использован в разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях: на этапе тренировки, применения сформированных знаний, умений и навыков, а также при организации самостоятельной работы учащихся.

Применение информационных технологий на уроках иностранного языка может осуществляться в таких формах как использование компьютерных презентаций, использование интерактивной доски, работа с Интернет-ресурсами и обучающими мультимедийными программами. Наиболее активно в процесс обучения вошли компьютерные презентации, использование которых помогает повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество наглядного материала, интенсифицировать урок, а также вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что важно для развития их общеучебных умений.

Компьютер как средство обучения эффективен при выполнении учащимися самостоятельных заданий. Рассмотрим преимущества использования информационных технологий по отношению к традиционным формам организации самостоятельной работы. Во-первых, компьютеры расширяют возможности учителя по индивидуализации обучения, тем самым позволяют максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик имеет возможность работать в своем ритме и выбирать подходящие для себя скорость и объём усвоения материала. Во-вторых, компьютер обеспечивает всесторонний контроль учебного процесса. При компьютерном контроле достигается большая объективность оценки качества знаний учащихся. Кроме того, он помогает существенно сэкономить учебное время, что даёт возможность учителю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. В-третьих, компьютер способен накапливать статистическую информацию в ходе процесса обучения (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью). При анализе статистических данных учитель может судить о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Благоприятные возможности создают компьютеры как для самостоятельного изучения различных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Компьютер способен повторять любые задания неограниченное количество раз, что ведёт к автоматизации отрабатываемого навыка учащимися. Таким образом, говоря о преимуществах работы учащихся с информационными технологиями, в частности с компьютером, нельзя не назвать его бесспорные достоинства: совершенствование навыков владения компьютером, создание благоприятного психологического климата, повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка, большие возможности наглядного представления материала, сочетание контроля и самоконтроля, активизация навыков самостоятельной работы.

Важной составляющей при организации самостоятельной работы с применением информационных технологий является использование Интернет-ресурсов. Глобальная сеть Интернет создает все необходимые условия для получения любой нужной для учащихся и учителя информации: страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимая литература. С использованием Интернета у учащихся формируются навыки исследовательской работы, а также умения работать с информацией, развивается речемыслительная деятельность, кругозор и эмоционально-чувственная сфера через анимационные и музыкальные заставки, фотографии и картинки.

Итак, изучив и проанализировав специфику организации самостоятельной работы на уроке иностранного языка, можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Как показывает практика, они имеют достаточное количество преимуществ перед традиционными методами обучения. К ним можно отнести интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и индивидуализацию обучения.

Практическое использование информационных технологий представляет собой вид познавательной активности учащихся, результатом которой является формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Однако использование информационных технологий не исключает полностью традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Несмотря на достоинства информационных технологий, ведущей фигурой на уроке по-прежнему остается учитель, для которого применение данных технологий является одним из эффективных способов организации учебного процесса.

.2 Использование технологии веб-квест на уроке иностранного языка в основной общеобразовательной школе

Актуальность внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент не вызывает сомнений. Всё большую распространенность получают Интернет-технологии, которые направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования учащихся, удовлетворения их потребностей [Сысоев, Евстигнеев, 2010, с. 30]. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не гарантирует быстрое и качественное языковое образование. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами может способствовать формированию у них ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка. Именно поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает необходимость в разработке новых методик в обучении на основе учебных Интернет-ресурсов. Учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей и могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранный язык.

Самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов - веб-квест (web-quest). Веб-квест в педагогике - это проблемное задание, обладающее элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [Полянина, 2012, с. 38]. Данный термин был впервые введен в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Доджем. Целью автора стала разработка инновационных приложений Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различный учебных предметов, в том числе иностранного языка, на разных уровнях.

В связи с относительно недавним возникновением термина «веб-квест» его дефиниции различны. Н.В. Николаева определяет веб-квест как образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-страницы [Николаева, 2002, с. 12]. По мнению М.В. Андреевой, веб-квест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по той или иной теме с использованием ресурсов сети Интернет [Андреева, 2004, с. 35]. Последователь Берни Доджа, австралиец Томас Марч, существенно детализировал понятие и определил веб-квест как построенную по типу опор учебную структуру, использующую ссылки на существенно важные ресурсы в сети Интернет и аутентичную задачу для того, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы, развивая тем самым способность работать как индивидуально, так и в группе. Проанализировав несколько дефиниций термина «веб-квест», можно сделать вывод о том, что данная технология представляет собой сайт в сети Интернет, содержащий в себе информацию по заданной теме или разделу учебного предмета в виде гиперссылок.

К особенностям и специфике веб-квестов можно отнести то, что часть информации или же вся информация, предназначенная для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Школьники получают возможность работать в едином информационном пространстве благодаря действующим гиперссылкам. Учащиеся получают задание собрать материалы в Интернете по определенной теме и решить поставленную перед ними проблему, используя найденные материалы. Ссылки на часть источников дает учитель, а часть ученики могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По окончании квеста ученики представляют творческие работы по данной теме в электронной, печатной или устной форме.

В процессе организованной работы учащихся над технологией веб-квест могут реализовываться следующие цели:

)образовательная - включение в образовательный процесс каждого ученика, организация индивидуальной и коллективной деятельности, выявление способностей работать самостоятельно;

)развивающая - развитие интереса к учебному предмету и мотивация к его дальнейшему изучению, становление навыков исследовательской и познавательной деятельности, умений самостоятельно работать с ресурсами сети Интернет и извлекать необходимую информацию;

)воспитательная - воспитание духа коллективной работы, ответственности за выполненные задания [Горбунова, Кузьминова, 2013, с. 246].

Веб-квесты имеют чёткую структуру, однако она используется только как основа, которую при необходимости учитель может изменить. Веб-квест состоит из таких компонентов как введение, задание, выполнение, оценивание и заключение. Каждый структурный компонент неразрывно связан друг с другом и воспринимается учащимися как единое целое.

Рассмотрим основные этапы при работе над веб-квестом. На первом этапе учитель проводит подготовительную работу, знакомит с темой, формулирует проблему. Темы должны быть интересны и полезны для учащихся для того, чтобы при работе с ними школьники углубили знания или приобрели новые. Учащиеся знакомятся с основными понятиями и материалами по заданной теме. При работе в группах ученики помогают друг другу и учатся работать с компьютерными программами.

Второй этап - этап выполнения задания - направлен на формирование исследовательских навыков учащихся. При поиске ответов на поставленные учителем вопросы развивается критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать информацию. Ученики приобретают опыт выполнения последовательных действий под руководством учителя, что может помочь каждому в организации своей дальнейшей исследовательской деятельности.

На этапе оформления результатов деятельности очень важна роль учителя как консультанта. На данном этапе происходит осмысление школьниками произведенного исследования и отбор самой значимой информации, которая может быть представлена в различной форме: web-сайт, слайд-шоу, буклет, постер или устное сообщение.

На заключительном этапе обсуждаются результаты работы над веб-квестом. Обсуждение можно провести в виде конференции, дискуссии или поочередного представления учащимися результатов своего исследования. На данном этапе формируются такие черты личности как ответственность за выполненную работу, самокритичность и взаимоподдержка.

Таким образом, технология веб-квест используется для решения следующих задач:

) усвоить базовые знания по дисциплине

) систематизировать усвоенные знания;

) сформировать навыки самоконтроля;

) сформировать мотивацию к учению в целом;

) оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Веб-квест как новая дидактическая модель приобретает всё большую популярность в процессе обучения иностранному языку. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Большую роль в достижении результатов играет мотивация самих обучающихся. Задача учителя при этом найти средства и методы повышения мотивации изучения иностранного языка. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения, а также повысить мотивацию каждого отдельного учащегося на пути к достижению главной цели изучения иностранного языка. Веб-квест является одной из самых эффективных и перспективных информационно-коммуникационных технологий обучения в этом плане.

Каким образом технология веб-квест может повысить мотивацию учащихся в изучении иностранного языка? Во-первых, занимательность и иллюстративность могут особым образом окрасить материал, сделать процесс овладения знаниями более привлекательным, дать пищу воображению. Во-вторых, использование как можно большего количества сенсорных каналов восприятия информации, а также визуализация материала развивают память, речь и мышление. В-третьих, структурированная система представления информации, реализуемая с помощью гиперссылок, способствует организации четких логических связей у учащихся, целостному пониманию поставленной проблемы, позволяет регулировать объем изучаемой темы. Наконец, поисковый характер технологии веб-квест позволяет активировать исследовательскую деятельность как учителя, так и учащихся. Доступ в интернет дает большие возможности выбора источника информации. При работе с большим объёмом информации формируются навыки критического мышления, способность делать выбор и нести за него ответственность.

Технология веб-квест тесно связана с проектной деятельностью. Она способствует гармоничному развитию личности, обеспечивает дифференциацию обучения с учетом способностей и задатков детей, их уровня обученности и интересов. Сочетание новых информационных технологий и метода проектов помогает усовершенствовать учебно-воспитательный процесс и позволяет учащимся практически применять свои знания, умения и навыки. При данной организации исследовательской и познавательной деятельности обучающихся успешно реализуется коллективная работа, которая также позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Такой метод открывает перед учителем иностранного языка бескрайнее поле возможностей для организации работы над широким кругом изучаемых тем на разных этапах обучения.

Использование веб-квестов на уроках иностранного языка подразумевает под собой работу с аутентичными ресурсами сети Интернет, что требует от учащихся соответствующего уровня владения языком. Для того, чтобы интеграция веб-квеста в процесс обучения иностранным языкам была эффективной, он должен быть творческим заданием, завершающим изучение той или иной темы. Подготовка к проведению веб-квеста может сопровождаться тренировочными лексико-грамматическими заданиями на основе того языкового материала, который используется в аутентичных ресурсах. Выполнение подобного рода упражнений может как предварять работу над веб-квестом, так и осуществляться параллельно с ней.

Применение информационных технологий, а именно веб-квестов, на уроках иностранного языка предоставляет большое количество возможностей для учащихся и учителей. Данная методика делает процесс изучения языка интересным и более привлекательным, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развивать и выявлять творческие способности школьников, независимо от того, на какой ступени обучения они находятся. Учитель, включая в процесс обучения иностранному языку новые методики, повышает свой профессиональный уровень и авторитет среди учащихся и коллег.

Несмотря на положительные стороны внедрения технологии веб-квест в процесс обучения иностранному языку, необходимо отметить ряд трудностей, которые могут возникнуть при создании и проведении веб-квеста. Основным условием успешного выполнения проекта является наличие доступа в Сеть, чем обладает далеко не каждое образовательное учреждение. Кроме того, технология веб-квестов требует от учащихся и учителей определенного уровня компьютерной грамотности. Одной из главных опасностей при проведении веб-квеста является Интернет-пространство, на котором ученики могут увидеть негативную рекламу и прочую ненужную информацию. Чтобы избежать подобных инцидентов, учитель должен очень внимательно относиться к выбору Интернет-ресурсов, используемых в подготовленном им веб-квесте. Но и с этим моментом знающие, компетентные учителя с успехом справляются, отбирая нужную информацию. Ещё одной трудностью является то, то многие веб-квесты, которые можно найти в Интернете, были созданы за рубежом, в связи с чем учителю необходимо адаптировать их к конкретным условиям обучения. Создание учителем своего веб-квеста также является трудоемким занятием, что можно отнести к минусам данной технологии. Несмотря на возникающие трудности, включение веб-квестов в процесс обучения иностранному языку является новым шагом в методике в соответствии с ФГОС.

Изучив понятие, структуру и возможности применения технологии веб-квест на уроках иностранного языка, можно сделать вывод о том, что данная технология является довольно новой, однако всё чаще используемой организацией учебного процесса. Обучение иностранному языку посредством использования Интернет-ресурсов способствует развитию критического мышления у школьников, а также умений сравнивать и анализировать. Включение в учебную деятельность технологии веб-квест положительно влияет на мотивацию и уровень познавательной активности учащихся, работу в команде, а также поиск общего решения той или иной проблемы. Использование веб-квеста на уроке иностранного языка - возможность проявить творческие способности как для учителя, так и для учащихся.

Выводы по первой главе

Проанализировав понятие, виды и функции самостоятельной работы, можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является обязательной составляющей процесса обучения иностранному языку на младшем, среднем и старшем этапах.

Самостоятельная работа помогает учащимся совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации, развивать такие психические процессы, как память, мышление и внимание.

При организации самостоятельной работы успех учащихся во многом зависит от того, каким образом она организована. Поэтому, учитель должен очень ответственно подойти к выбору типов заданий для организации данного вида деятельности на уроке, учитывая возраст, знания и индивидуальные особенности учащихся.

В современном, быстро развивающемся мире всё большее применение в процессе обучения иностранному языку получают компьютерные технологии, которые постепенно вытесняют традиционные формы проведения самостоятельной работы. Использование компьютера открывает перед учителем новые возможности при организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Проанализировав понятие, структуру, функции и преимущества технологии веб-квест, можно сделать вывод о том, что её использование при организации самостоятельной работы учащихся помогает повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, развить навыки коллективной работы, сделать процесс изучения интересным и увлекательным.

Создание веб-квеста требует от учителя серьезной подготовки и определенного уровня компьютерной грамотности. Основательно продуманный и целесообразно использованный веб-квест на уроке иностранного языка позволяет учителю реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, что необходимо в соответствии с ФГОС, а также помогает учителю проявить свои творческие способности и выявить их у учеников.

2. Методические основы использования технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка в 8 классе основной общеобразовательной школы

.1 Методические условия организации самостоятельной работы

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся является одной из самых важных задач современного образования. Основная цель самостоятельной деятельности на уроках иностранного языка представляет собой попытку научить школьников мыслить критически, анализировать, усваивать новый и закреплять пройденный материал. При организации самостоятельной работы от учителя требуется создание таких условий, при которых гарантировано своевременное и успешное выполнение задания. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является выбор того или иного конкретного типа самостоятельной работы учащихся.

Эффективность организации самостоятельной работы школьников зависит от применяемых технологий обучения. Это могут быть как традиционные технологии, так и современные, которые открывают огромные возможности для обучения - компьютерные технологии. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни человека и в последнее время занимает прочные позиции в образовательном процессе.

В соответствии с ФГОС одной из главных целей современного урока является решение проблем самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. В последнее время всё большую популярность приобретают такие методы и приемы обучения, как дискуссия, диалог, деловые и ролевые игры, видеообсуждение, мозговой штурм и т.д. Самый сложный тип учебных ресурсов - веб-квест - также используется учителями при организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка. Можно с уверенностью сказать, что применение данной технологии целесообразно на любой ступени обучения, однако успех её выполнения зависит от фантазии учителя и уровня подготовленности учащихся.

Подробно остановимся на средней ступени обучения (8 класс). Подростковый возраст является самым долгим и сложным переходным периодом в жизни ребёнка. Он сопровождается рядом физических изменений, кроме того в это время происходит интенсивное развитие личности. У учащихся могут наблюдаться особенности так называемого «подросткового комплекса», который может проявляться в сильной чувствительности к оценке себя посторонними, крайней самонадеянности, чрезмерной застенчивости, а также борьбе с авторитетами, общепринятыми правилами и нормами поведения. Стоит отметить, что на данном этапе подростки отличаются любознательностью и пытливостью ума, стремятся к познанию новой информации, часто не обращая внимания на то, что её необходимо систематизировать. В большинстве случаев они направляют свою умственную деятельность на ту область знаний, которая увлекает их больше всего, однако их интересы часто бывают неустойчивыми. В связи с этим, организуя самостоятельную деятельность учащихся на уроке, учителю необходимо принимать во внимание психологические особенности школьников этого возраста.

Считается, что внедрение технологии веб-квест наилучшим образом подходит именно для средней ступени обучения. Работая в команде, школьники учатся преодолевать свои страхи, развивают в себе чувство ответственности за коллективную деятельность, проявляют свои творческие и незаурядные способности. Кроме того, веб-квест как групповая проектная работа позволяет учащимся оценить себя и своих одноклассников, сделать выводы, проанализировать конечный результат. Учитель, выбрав интересные и актуальные темы, может заинтересовать школьников и мотивировать их на дальнейшее изучение иностранного языка.

Преимуществом организации самостоятельной работы на среднем этапе обучения в форме веб-квеста является то, что учащиеся имеют достаточное представление о работе с компьютером и ресурсами сети Интернет. В настоящее время практически каждый среднестатистический школьник имеет дома компьютер и выход в мировую сеть. Для многих, к сожалению, Интернет является не способом обогащения знаний, а бессмысленным времяпрепровождением, ограничивающим и замедляющим познавательную деятельность. Ученики воспринимают Интернет, прежде всего, как средство развлечения, а уж потом как источник знаний и помощник в учёбе. Используя веб-квесты при организации самостоятельной работы, учитель может открыть перед учениками новые возможности применения Интернета в образовательных целях, привить интерес к изучению иностранного языка. Результативность и успех работы повышаются тогда, когда учащиеся сами заинтересованы в выполнении заданий, которые ориентированы на реальные жизненные ситуации.

На сегодняшний день существует большое количество ресурсов по разнообразным темам, которые учителя иностранного языка могут применять в своей преподавательской деятельности. В сети Интернет можно найти уже готовые веб-квесты, созданные учителями. Как правило, они имеют свободный доступ и каждый учитель вправе использовать тот или иной веб-квест для самостоятельной деятельности учащихся. На просторах Интернета есть довольно много веб-квестов, которые можно внедрять в процесс обучения языку на младшей, средней и старшей ступенях обучения.

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием технологии веб-квест требует от учителя серьезной подготовки. Разработка собственного веб-квеста - показатель мастерства учителя, попытка привить интерес ученикам к изучению иностранного языка, повысить их мотивацию. Это непростой процесс, требующий больших затрат времени, сил, и энергии учителя, который для создания заданий привлекает обширную информацию Интернет-ресурсов по определенной тематике. Если у учителя возникает желание создать собственный веб-квест, он может воспользоваться специальными программами, доступными в Интернете. В этом случае его разработки будут храниться в сети Интернет, являясь доступными широкому кругу пользователей.

Наиболее популярным и удобным ресурсом для создания своего веб-квеста является платформа JIMDO. Она представляет собой онлайн-сервис, на котором учитель иностранного языка может разработать собственный веб-сайт, не владея глубокими познаниями в программировании. Он позволяет учителю проявить свою фантазию в оформлении и редактировании, которые происходят прямо в браузере компьютера, а тексты, изображения и другие модули можно передвигать по сайту одним движением мышки. В отличие от многих других, этот конструктор сайтов не требует скачивания или установки специального программного обеспечения. Всё, что необходимо - компьютер и доступ в Интернет.

Перед тем, как создавать веб-квест, учителю необходимо определиться с возрастной категорией школьников, для которых он предполагается. Важно, чтобы тема и сложность заданий веб-квеста соответствовали уровню их подготовленности. Кроме того, разрабатываемый квест рекомендуется соотносить с программой учебника, по которому происходит обучение. Соблюдение данных критерий является одним из гарантов успешного выполнения заданий учащимися.

Чтобы дать представление о том, как правильно и эффективно организовать работу учителя по конструированию веб-квеста, рассмотрим основные условия и рекомендации для его создания на платформе JIMDO.

На первом этапе при разработке веб-квеста учителю необходимо придумать название своему сайту и выбрать его шаблон. В названии желательно отразить тему веб-квеста, она должна быть интересной и актуальной для учащихся, мотивировать на дальнейшее выполнение заданий. JIMDO располагает большим количеством разнообразных шаблонов, которые придают сайту красочность, динамичность, делают его современным и уникальным. Определившись с внешним видом веб-сайта, следующим шагом является «наполнение» квеста его структурными компонентами. Как правило, веб-квест состоит из 5 и более разделов, следующих друг за другом в определенной последовательности: введение, задания, процесс выполнения, оценивание, заключение. Добавление информации в структурные компоненты квеста не вызывает особого труда. Помощником для учителя служит панель управления сайтом, которая находится в основном меню. Здесь можно выбрать новый шаблон, изменить стиль и содержание текста, добавить картинки, задать основные настройки сайта. Для каждой роли необходимо прописать план работы с указанием пошаговых действий, конечного результата и его оформления.

Одной из основных целей веб-квеста является поиск новой информации из аутентичных источников. В связи с этим, в разделе «Задания» учителю необходимо давать гиперссылки на различные ресурсы, необходимые учащимся для поиска ответа на тот или иной вопрос. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача, требующая времени и тщательной работы.

При конструировании любого веб-квеста учитель должен обращать внимание на разработку критериев оценивания. Рекомендуется создать бланк критериев и разместить их на сайте веб-квеста. Критерии должны соответствовать типу задания, целям и задачам деятельности, а также учитывать качество выполнения работы, содержание и сложность заданий. Примерные критерии оценивания могут выглядеть следующим образом:

)понимание задания;

)полнота раскрытия темы;

)логика изложения информации;

)слаженная работа в группе;

)оформление работы;

)манера держаться перед аудиторией;

)ответы на вопросы и т.д.

Таким образом, разработка учителем собственного веб-квеста и использование его при самостоятельной работе школьников является непростым, но интересным и увлекательным процессом. Существование такого доступного в использовании онлайн-сервиса как JIMDO значительно облегчает создание квеста, позволяет учителю проявить свою фантазию и творческий потенциал, а также помогает освоить ранее неизвестные технологии.

В УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим, Л.В. Садомовой для 8 класса темы, предлагаемые авторами для изучения, могут быть взяты учителем за основу создания того или иного веб-квеста при организации самостоятельной работы учащихся. Данный УМК в первую очередь нацелен на то, чтобы научить школьников эффективно общаться на немецком языке в различных ситуациях, дать необходимую информацию о жизни и быте в Германии. Кроме того, одними из основных задач учебника являются закрепление и развитие приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, формирование новых.

УМК «Немецкий язык» для 8 класса состоит из учебника, рабочей тетради, книги для учителя, аудиоприложения и книги для чтения.

Материал учебника объединен в 4 главы:

1.Schön war es im Sommer!

3.Wir bereiten uns auf eine Deutschlandsreise vor.

.Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland.

Каждая глава состоит из 7 блоков, которые направлены не только на овладение лексикой и грамматикой, но и на развитие умений во всех видах речевой деятельности. Внутри каждого блока материал подразделяется на обязательный и факультативный, который дается отдельным учащимся для более углубленной работы над языком.

Чтобы сделать процесс изучения языка ещё более интересным и увлекательным, учитель в рамках каждой темы может разработать веб-квест и использовать его как в ходе урока, так и в качестве домашнего задания. По усмотрению учителя веб-квест может быть краткосрочным, рассчитанным на 1 урок с целью проверки знаний учащихся в процессе изучения той или иной темы, или долгосрочным, который, как правило, рассчитан на 5-7 уроков. Частота использования технологии веб-квест в процессе обучения зависит, прежде всего, от возраста обучающихся и их подготовленности. Огромную роль в применении данной технологии играют оснащение учебного класса компьютерами и доступ к сети Интернет.

Проанализировав и изучив темы, предлагаемые в УМК «Немецкий язык» для учащихся 8 класса, можно сделать вывод о том, что занимательное и интересное содержание учебника позволяет учителю проявить свою фантазию и разработать для школьников разнообразные веб-квесты, направленные на закрепление пройденного материала, а также на поиск новых знаний.

Изучение каждой главы подразумевает собой решение определенных коммуникативных задач. В теме «Schön war es im Sommer» учащиеся должны уметь рассказывать о своих летних каникулах и возможностях их проведения в Германии; расспрашивать одноклассников о том, как они провели лето; комментировать высказывания немецких школьников о летних каникулах; составлять рассказы в определенных ситуациях; рассказывать о местах отдыха в нашей стране [Бим, Садомова, 2013, с. 236]. Исходя из данных задач, учитель может предложить учащимся пройти веб-квест, связанный с различными местами отдыха как в Германии, так и у нас в стране. В сети Интернет есть довольно много информации, которая могла бы помочь учащимся составить рассказ о стране/городе/деревне, где они провели лето. Результатом данного проекта может быть сообщение с использованием иллюстративной и красочной презентации.

В главе «Aber jetzt ist schon längst wieder Schule» учащимся необходимо уметь рассказывать о школьной системе образования в Германии и об особенностях альтернативных школ; давать советы по поводу того, как вести себя в новой школе; высказывать своё мнение о том, нужны ли оценки в школе [Бим, Садомова, 2013, с. 236]. Кроме того, в данной теме изучается большой грамматический материал (Plusquamperfekt, Futur I, придаточные предложения времени, придаточные определительные предложения). В связи с этим, веб-квест может содержать в себе как задания, связанные с поиском информации о системе школьного образования в Германии, так и задания, направленные на отработку грамматических навыков.

В третьей главе «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandsreise vor» школьники учатся рассказывать о Кёльне, используя информацию из текста; дают рекомендации и советы людям, отправляющимся в путешествие; высказывают предложения по поводу приёма гостей (школьников из другой страны); обсуждают программу пребывания школьников из другой страны [Бим, Садомова, 2013, 238]. В процессе изучения данной темы можно разработать разнообразные краткосрочные веб-квесты. Например, две группы школьников отправляются в путешествие в Кёльн. Первая группа изучает достопримечательности и интересные места города, вторая - его историю и важные исторические события. По окончании веб-квеста каждая группа представляет результаты проделанной работы.

Заключительная глава УМК «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland» в наибольшей степени подходит для включения технологии веб-квест в учебный процесс. Её содержание главным образом связано с лингвострановедческой информацией, которая усваивается лучше и эффективнее, если учащиеся пользуются не готовыми сведениями из учебника, а учатся добывать их сами. В этой теме школьники учатся рассказывать о Мюнхене и Берлине с опорой на иллюстрации; готовят сообщение о Рейне, используя информацию из текстов; рассказывают о своём путешествии и составляют его карту; обсуждают программу пребывания школьников по обмену в нашей стране; рассказывают о праздниках в Германии [Бим, Садомова, 2013, с. 238].

Тема, связанная с путешествиями всегда интересна учащимся и даёт большой полёт фантазии учителю. В Интернете можно найти большое количество разработанных веб-квестов, направленных на знакомство с лингвострановедческой информацией о городах Германии и множеством интересных заданий. Правильно подобранный или созданный самим учителем веб-квест позволяет учащимся в ходе самостоятельного выполнения тех или иных заданий хорошо усвоить требуемый материал, закрепить его, а также повысить интерес к изучению иностранного языка.

Таким образом, включение технологии веб-квест в процесс организации самостоятельной работы в 8 классе является целесообразным и необходимым явлением, способным заинтересовать учеников и повысить их мотивацию в изучении немецкого языка.

Несомненно, основным преимуществом использования веб-квестов при организации самостоятельной работы является стимулирование учащихся к критическому и творческому мышлению, привлечение их к объективной оценке своих собственных результатов и результатов своих одноклассников. Веб-квест - это не только инновационный метод обучения и контроля знаний, но и совершенно новый метод получения этих знаний учащимися. Учителю при этом отводится роль помощника, который пытается направить самостоятельный творческий процесс поиска ответов на вопросы, поставленные в веб-квесте.

Безусловно, составление веб-квеста требует времени и высокого профессионализма учителя, но, разработав серию заданий по той или иной теме, учитель сможет использовать их в дальнейшем. Это не только экономит время, но и делает процесс обучения и контроля увлекательным и современным. Более того, веб-квесты также способствуют развитию навыков, необходимых для любого человека в XXI веке: умение работать в команде, объективно подходить к оценке своих достижений, умение анализировать, сравнивать, самостоятельно и творчески мыслить и ориентироваться в огромном потоке поступающей информации.

2.2 Методические рекомендации по использованию технологии веб-квест

Выявить и проанализировать результаты внедрения технологии веб-квест в учебный процесс невозможно без её применения на практике. В марте 2016 года мной был проведен урок немецкого языка в 8 классе МБОУ «Верховажской средней школы имени Я.Я. Кремлева» с использованием разработанного краткосрочного веб-квеста. Группа состояла из 12 человек, средний балл по немецкому языку - 4,1. Выполнение данного веб-квеста рассчитано на один урок с целью углубления лингвострановедческих знаний учащихся во время или после изучения темы «Eine Reise durch Bundesrepublik Deutschland». В процессе подготовки урока с использованием новой технологии мной были определены следующие задачи:

)углубить и расширить знания учащихся по теме «Deutsche Städte»;

)развивать навыки работы в группах;

)использовать новые способы поиска и обработки информации;

)развивать навыки письменной и монологической речи;

)формировать чувство ответственности каждого учащегося за полученный результат в группе;

)овладеть умениями работать с ИКТ;

)развивать способность правильного отбора информации;

)приобщить учащихся к культуре и реалиям страны изучаемого языка.

Для успешной апробации данной технологии в школе учителю и учащимся необходимо иметь компьютеры с выходом в сеть Интернет. К сожалению, не во всех школах учителя иностранного языка снабжены данным оборудованием в нужном количестве. Если возникает такая проблема, учитель может сделать веб-квест частью самостоятельной домашней работы, не отказываясь тем самым от внедрения данной технологии в процесс обучения иностранному языку. Для проведения урока мне был предоставлен кабинет информатики с достаточным количеством компьютеров, необходимых для работы, и доступом в сеть Интернет.

Разработанный веб-квест получил название «Deutsche Städte. Berlin und München». В первую очередь, он ориентирован на расширение и закрепление лингвострановедческих знаний учащихся, а также на развитие навыков групповой деятельности в ходе выполнения тех или иных заданий.

В качестве основного источника при создании веб-квеста был взят УМК «Немецкий язык» 8 класс И.Л. Бим., Л.В. Садомовой. Проанализировав предлагаемые авторами УМК задания в главе «Eine Reise durch Bundesrepublik Deutschland», было выявлено, что в учебнике содержится недостаточное количество актуальной информации о различных достопримечательностях городов Германии, которая могла бы быть интересна и полезна учащимся. Большое количество грамматических упражнений и недостаток наглядности делают материал сухим и сложным для восприятия. Информация о лингвострановедческих фактах не представлена в учебнике в полной мере, в то время как исследовательская деятельность учеников при внедрении новых технологий способствует улучшению и закреплению материала. Таким образом, основная часть веб-квеста посвящена работе учащихся по поиску информации, связанной со знаменитыми местами и некоторыми фактами из истории двух городов - Берлина и Мюнхена.

Создателем технологии веб-квест Б. Доджем, а также его последователем Т. Марчем была разработана структура, включающая в себя обязательные компоненты. Учителям, использующим данную технологию в процессе обучения иностранному языку, рекомендуется соблюдать правильную структурированность веб-квеста, однако в зависимости от желания учителя и потребностей учеников, структура может видоизменяться и конструироваться. Кроме того, при проведении веб-квеста групповая работа является более предпочтительной, нежели выполнение заданий учащимися индивидуально. В связи с этим, ученики были разделены на две равноценные группы для последующего обмена новой информацией друг с другом.

Рассмотрим структуру веб-квеста «Deutsche Städte. Berlin und München» и проанализируем деятельность учащихся на всех этапах его выполнения.

На первом этапе под названием Einführung (Введение) учащиеся знакомятся с темой веб-квеста, учитель формулирует проблему:

Herzlich willkommen beim web-quest «Deutsche Städte. Berlin und München». Heute machen wir eine Reise durch zwei große Städte Deutschlands und erfahren viel Neues und Interessantes über die Sehenswürdigkeiten. (см. Приложение 1а).

Выбранную тему можно считать актуальной, так как она максимально приближена к реальной ситуации, в которой могут оказаться школьники - путешествие в Германию или другую немецкоязычную страну. Для учащихся 8 класса данная тема не является новой, так как небольшой страноведческий материал уже присутствовал в курсе 6 и 7 классов, но данный веб-квест поможет учащимся углубить свои знания и приобрести новые.

Следующим компонентом в структуре веб-квеста традиционно является раздел «Aufgaben» (Задания). Прежде чем приступать к работе в группах, учащимся необходимо познакомиться с тем, что им предстоит сделать в процессе работы над квестом. Учитель должен разработать такие задания, которые были бы интересны учащимся и повышали мотивацию. В данном разделе обязательно нужно указать конечный продукт квеста - результат проделанной работы обеими группами. Раздел «Задания» в веб-квесте «Deutsche Städte. Berlin und München» выглядит так:

Ihr habt eine Möglichkeit, nach Deutschland zu fahren. Dabei habt ihr nicht besonders viel Zeit, darum besucht jede Gruppe nur eine Stadt. Die erste Gruppe besucht die Hauptstadt Deutschlands - Berlin. Die zweite Gruppe fährt nach der drittengrößten deutschen Stadt - München. Eure Aufgabe: jede Gruppe muss über die Sehenswürdigkeiten kurz erzählen (10-15 Sätze). Wenn ihr irgendwelche Wörter nicht kennt, benutzt das Wörterbuch Online (см. Приложение 1 б). Гиперссылка на немецко-русский словарь онлайн может помочь учащимся с переводом незнакомых слов. Кроме того, использование словаря также относится к поисковой деятельности и способствует обогащению словарного запаса и повышению прочности изучаемого языкового материала.

В структуру разработанного мной веб-квеста я включила раздел «Prozess», в котором описывается ход работы, время, необходимое на выполнение каждого задания и последовательность действий (см. Приложение 1 в).

После ознакомления с ходом предстоящей работы, учащиеся приступают к выполнению заданий. Структура заданий для обеих групп одинакова, однако их содержание различно и связано с достопримечательностями того города, в который каждая из групп «путешествует». Цель учащихся - составить небольшой рассказ о городе, используя найденную ими информацию, и представить её друг другу.

Рассмотрим структуру заданий на примере тематического блока «Berlin». Квест состоит из четырех заданий, последовательное выполнение которых позволяет учащимся составить логический и связный рассказ о знаменитых местах города, а также фактах из его истории. Первое задание (Aufgabe 1) направлено на поиск и отбор информации, связанной с достопримечательностями города (см. Приложение 1 г). На этой стадии учащиеся проводят исследовательскую работу, используя заранее определенные веб-ресурсы. С помощью гиперссылок на различные Интернет-ресурсы группа получает возможность работать в едином информационном пространстве и изучать необходимый ей материал. При подготовке данного задания очень важна тщательная работа учителя по выбору тех ресурсов, на которые учащиеся переходят в поиске и отборе информации. Они могут быть аутентичными, но при этом должны соответствовать уровню знаний учащихся. На некоторых сайтах содержится большое количество рекламы, которая может отвлекать учеников от работы. В связи с этим, учитель должен обращать внимание на ресурсы и их содержание при использовании таковых в создании веб-квеста.

Успех выполнения второго задания (Aufgabe 2) напрямую зависит от понимания первого. Оно состоит из ряда вопросов, на которые учащиеся должны ответить, используя найденную ими информацию в первом задании. Ответы на данные вопросы группа может включить в свой рассказ о городе. Если у учащихся возникают сложности при ответе на вопрос, они в любой момент могут вернуться через гиперссылки к изученному раннее материалу. Задание может выглядеть так:

Ihr habt die bekanntesten Sehenswürdigkeiten Berlins kennengelernt. Diese Information hilft euch die Fragen zu beantworten (см. Приложение 1 д).

)Was ist das Wahrzeichen Berlins?

2)Wie heißt die Hauptstraße Berlins? Was gibt es dort?

3)Welcher Platz ist der zentrale in der Stadt?

)Welche Museen befinden sich auf der Museumsinsel?

)In welchem Jahrhundert wurde Berliner Dom gebildet?

Несмотря на то, что вопросы подразумевают четкий и точный ответ, обе группы креативно подошли к выполнению данного задания. В процессе творческой работы учащиеся не использовали «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а были вовлечены в поисковую деятельность. Помимо ответов на вопросы, каждая группа включила в свой рассказ дополнительные сведения о достопримечательностях города, отобрав и переработав нужную им информацию. Таким образом, задания подобного типа в структуре веб-квеста развивают критическое мышление школьников, а также умения сравнивать, анализировать и классифицировать информацию. Учащиеся воспринимают задания как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

Третье задание веб-квеста (Aufgabe 3) ориентировано на проверку грамматических умений учащихся, в частности знания правильного порядка слов. Каждой группе необходимо составить предложения, связанные с историей города, и включить их в свой рассказ. Для удобства и быстроты выполнения данного задания учащимся была дана ссылка на word-документ (см. Приложение 1 е). После того, как ученики справились с заданием, они сохранили полученные результаты в сетевой папке под своим именем для того, чтобы учитель, не отходя от компьютера, имел возможность проверить и указать на возможные ошибки. Задание выглядит следующим образом:

Bildet die Sätze und gebraucht sie in eurer Erzählung über Berlin:

)Berlin, gegründet, im 13. Jahrhundert, wurde.

)stark, Berlin, im 2. Weltkrieg, zerstört, wurde.

3)wurde, die Stadt, nach dem Krieg, geteilt, in zwei Teile.

)jetzt, Berlin, viel gebaut, wird, in.

Благодаря такому типу задания учащиеся не только узнают новую для себя информацию, но и тренируют грамматические умения, что особенно важно при изучении иностранного языка. В связи с этим включение интересных грамматических упражнений в веб-квест целесообразно и необходимо, так как их выполнение способствует формированию речевых умений и навыков.

Заключительное четвертое задание (Aufgabe 4) проводится в игровой форме (см. Приложение 1 ж). Учащимся предлагается пройти по гиперссылке на сайт для тех, кто изучает немецкий язык и проверить, насколько хорошо они запомнили достопримечательности города, соотнося названия с картинками.

Обязательным элементом в структуре любого веб-квеста является стадия оценивания (Bewertung). Она предполагает самооценку готового продукта, сравнение его с результатами других групп. Учащиеся не только представляют вниманию выполненную работу, но и делают выводы о том, чему они научились и чего достигли. При групповой работе учащиеся оценивают своё участие в проекте и свой личный прогресс. Учитель также оценивает работу, анализирует ошибки, даёт советы.

Оценивание следует проводить по определенным критериям, с которыми учащиеся могут ознакомиться в процессе выполнения заданий. Разработанные критерии для оценивания полученных результатов данного веб-квеста представлены в таблице.

Таблица 1 - Критерии оценивания

543СодержаниеОбъем соответствует требованию, информация логична и последовательнаРассказ информативен, но его объем меньше, чем требуется В рассказе есть логические ошибки, его объем значительно меньше ГрамматикаГрамматические ошибки отсутствуют1-2 грамматические ошибкиБольше 2 грамматических ошибокПрезентация выполненной работыОтвечающий говорит громко и понятноРечь ясна и понятна слушателям, но имеются ошибкиОтвечающий запинается и делает много ошибок

Данные критерии могут изменяться в зависимости от типов задания и способов представления готового продукта веб-квеста. Если учащиеся представляют свои работы в виде презентации, плаката или брошюры, то оцениваются также наглядность и творческий подход. Благодаря рефлексии и оцениванию друг друга учащиеся осознают смысл деятельности, проблемы и пути их решения, сопоставляют полученные результаты, сравнивают и анализируют. Стадия оценивания побуждает учащихся принимать ответственность за проделанную работу и делает обучение иностранному языку более эффективным.

На заключительном этапе подводятся итоги, учащиеся представляют конечный продукт. Для выступления группа выбирает одного участника, который презентует результат проделанной работы. Для наглядности рекомендуется использовать картинки из заданий веб-квеста. На стадии представления работ учителю важно организовать конструктивное обсуждение. Оценивание собственной работы и работы своих одноклассников помогает учащимся быть корректными в своих высказываниях, находить наиболее интересные моменты в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

Используя современные технологии в процессе обучения иностранному языку, учителю важно знать мнение своих учеников, их критический взгляд на отличающиеся от прежних методы преподавания. Проведение анкетирования является наиболее эффективным способом получения информации. Оно проводится с помощью специального набора вопросов, на которые учащиеся дают письменные ответы. Анкетирование позволяет учителю проанализировать полученные результаты, выявить сильные и слабые стороны использования веб-квеста на уроках иностранного языка, а также сделать выводы о дальнейшей перспективе внедрения данной технологии в образовательный процесс.

По окончанию урока учащимся было предложено оценить веб-квест по следующим критериям, используя пятибалльную шкалу:

·Тема веб-квеста.

·Сложность заданий.

·Работа в группе.

·Заинтересованность в выполнении заданий веб-квеста.

·Конечный результат (см. Приложение 2).

Кроме того, учащиеся ответили на вопрос, касающийся перспективы включения образовательных веб-квестов в учебный процесс.

Анализ полученных результатов анкетирования показал, что большая часть группы была заинтересована в выполнении заданий предложенного веб-квеста. Все без исключения оценили тему веб-квеста на высший балл. Для 58 % учащихся задания оказались средней сложности, 16 % посчитали их довольно легкими, а для 25 % выполнение заданий не вызвало каких-либо трудностей. Такие категории, как «работа в группе» и «конечный результат» также были оценены высшим баллом. По результатам исследования было выяснено, что учащиеся положительно относятся к внедрению новых технологий. Для каждого было бы интересным включение веб-квестов в процесс изучения иностранного языка не только в виде самостоятельной работы на уроке, но также как разновидность домашнего задания. У некоторых учеников появилось желание разработать собственный веб-квест по немецкому языку. Сильным учащимся, умеющим работать в Интернете, учитель может предложить составить свой квест по интересующей его теме. Предварительно их стоит познакомить со структурой веб-квеста и снабдить списком полезных Интернет-ресурсов, если возникнет такая необходимость. Осознание того, что твоя работа может быть использована как задание для других учащихся, послужит очень сильной мотивацией для дальнейшего изучения иностранного языка.

Таким образом, апробация разработанного веб-квеста на уроке немецкого языка в 8 классе помогла проанализировать ход работы на каждом его этапе и выявить основные преимущества данной технологии по отношению к традиционным формам организации самостоятельной работы. В ходе работы доказано, что включение веб-квестов в процесс обучения иностранному языку представляет собой интересную и стремительно развивающуюся технологию, основной целью которой стало повышение мотивации учащихся при изучении той или иной темы, а также приобретение знаний из аутентичных источников.

Выводы по второй главе

Во второй главе были рассмотрены рекомендации по организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка в 8 классе с использованием технологии веб-квест.

Анализ предложенных для изучения тем в УМК «Немецкий язык» показал, что учитель может использовать веб-квесты в процессе изучения любой темы данного учебника, всё зависит от его фантазии и готовности внедрить новые технологии в процесс обучения иностранному языку.

Успешная апробация веб-квеста «Deutsche Städte. Berlin und München» на уроке немецкого языка в 8 классе подтверждает тот факт, что данная технология является эффективным способом организации самостоятельной работы школьников, который приобретает всё большую популярность в современном, быстро развивающемся мире.

Заключение

Принятие нового ФГОС на всех ступенях обучения требует от учителя поиска новых и современных форм, методов и подходов в работе со школьниками. Учителю необходимо организовать образовательную деятельность учащихся так, чтобы были созданы все условия для достижения целей стандарта второго поколения. Организация учебного процесса с использованием компьютера и сети Интернет наилучшим образом позволяет учителю проявить свой творческий потенциал и разнообразить процесс изучения иностранного языка.

В ходе работы по изучению организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках немецкого языка было рассмотрено влияние информационно-коммуникационных технологий на учебный процесс и преимущества их использования перед традиционным подходом в обучении иностранному языку.

В процессе данного исследования было доказано, что компьютер и сеть Интернет представляют собой новое, стремительно развивающееся средство обучения, ставшее основной базой для создания самого сложного, но при этом наиболее интересного для школьников Интернет-ресурса - веб-квеста.

При организации самостоятельной работы учащихся веб-квест подходит как для групповой, так и для индивидуальной деятельности. Методически грамотно составленный веб-квест способствует развитию памяти, мышления, воображения учеников, помогает выявить их творческие способности и мотивирует на дальнейшее изучение иностранного языка. Несомненно, применение данной технологии на уроках повышает авторитет учителя в глазах коллег и воспитанников.

Проанализировав психологические особенности учащихся средней ступени обучения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития целесообразно и необходимо включать технологию веб-квест в процесс обучения. Подростки с интересом работают в коллективе, учатся добывать знания сами и творчески подходить к представлению полученной и освоенной информации.

В выпускной квалификационной работе были рассмотрены виды и функции самостоятельной работы; структура веб-квеста, этапы работы над его созданием; проанализированы разделы УМК по немецкому языку для 8 класса с целью выявления возможных заданий, которые можно включить в различные веб-квесты на данном этапе обучения.

В данном исследовании был разработан и апробирован веб-квест по немецкому языку для учащихся 8 класса с методическими рекомендациями по его созданию. В современном, развивающемся мире технология веб-квест является помощником в изучении иностранного языка, делая процесс обучения интересным и увлекательным.

Таким образом, была доказана выдвинутая гипотеза исследования, что организация самостоятельной работы по немецкому языку для учащихся 8 класса будет более эффективна с использованием информационно-комунникационных технологий и внедрением такого Интернет-ресурса как веб-квест.

иностранный обучение квест урок

Список использованных источников

1.Андреева М.В. Технология веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - С. 35-37.

2.Бабкина В.С. Некоторые дидактические аспекты организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку (на примере английского языка) / В.С. Бабкина // Вопросы интенсификации обучения. - Москва: Наука, 1987. - С. 30-41.

.Бим И.Л. Deutsch: Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.М. Санникова. - Москва: Просвещение, 2013. - 239 с.

.Ботвенко М.А. Информационно-коммуникативные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М.А. Ботвенко. - Новосибирск: НГУ, 2005. - 112с.

.Глухова Ю.Н. К вопросу об организации самостоятельной работы обучающихся по французскому языку / Ю.Н. Глухова // Иностранные языки в школе - 2015. - № 2. - С. 34-37.

.Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике, или как обучить работе с информацией / О.В. Горбунова, Н.С. Кузьминова // Народное образование. - 2013. - № 6. - С. 242-249.

.Горбунова О.В. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения / О.В. Горбунова, Н.С. Кузьминова // Школьные технологии. - 2013. - № 2. - С. 59-65.

.Горбунова О.В. Веб-квест как педагогический инструмент / О.В. Горбунова, О.А. Иванова // Народное образование. - 2014. - № 7. - С. 162-165.

.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 239 с.

.Конструктор веб-сайтов JIMDO

.Мильруд Р.П. Самостоятельная работа как средство повышения обучаемости школьников / Р.П. Мильруд // Вопросы интенсификации обучения. - Москва: Наука, 1987. - С. 6-16.

.Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. - Москва: Просвещение, 1990. - 223 с.

.Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Н.В. Николаева // Вопросы Интернет-образования - 2002. - № 7. - С. 9-12.

.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. № - 2. - С. 23.

.Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. - Москва: Педагогика, 1987. - 144 с.

.Полянина М.М. Технология WEBQUEST на уроках немецкого языка / М.М. Полянина // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 38.

.Рапопорт И.А. Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников (на материале немецкого языка) / И.А. Рапопорт, Л.В. Макаренко // Вопросы интенсификации обучения. - Москва: Наука, 1987. - С. 19-30.

.Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся / Ю.В. Романцова // Вопросы Интернет-образования - 2012.№ - 3. - С. 4-6.

.Рыбаков М.Д. К проблеме организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку с использованием компьютера (на материале английского языка) / М.Д. Рыбаков // Вопросы интенсификации обучения. - Москва: Наука, 1987. - С. 143-154.

.Суханова Н.Э. Применение технологии Веб-квест на уроках немецкого языка / Н.Э. Суханова // Вопросы Интернет-образования - 2007. № - 4. - С. 17.

.Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе - 2012 - № 6. - С. 12.

.Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 182 с.

23.Cысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе - 2008 - № 6. - С. 2-9.

.Фадеева, Н. Б. Об основных функциях самостоятельной работы в обучении иностранному языку / Н. Б. Фадеева // Вопросы интенсификации обучения. - Москва: Наука, 1987. - С. 42-54.

25.Dodge, B. Some Thoughts about WebQuests / B. Dodge

Приложение 1

Скриншоты заданий веб-квеста «Deutsche Städte. Berlin und München»

а)



б)

в)

г)


д)

е) Berlin, gegründet, im 13. Jahrhundert, wurde.

1.stark, Berlin, im 2. Weltkrieg, zerstört, wurde.

.wurde, die Stadt, Nach dem Krieg, geteilt, in zwei Teile.

.jetzt, Berlin, viel gebaut, wird, in.

1.viele, München, kommen, Touristen, nach.

.München, eine, ist, internationale, Stadt.

.gibt, in München, Es, mit Spezialitäten, viele Restaurants.

4.der Altstadt, Man, zu Fuß, kann, die Sehenswürdigkeiten, besichtigen.

Сохраните выполненное задание в сетевой папке под своим именем.

ж)

Похожие работы на - Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!