Особенности использования мнемотехнических приёмов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,06 Мб
  • Опубликовано:
    2017-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности использования мнемотехнических приёмов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

Кафедра теории и методики обучения иностранным языкам



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

На тему «Особенности использования мнемотехнических приёмов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку»


Работа выполнена студентом

Ломасовой Екатериной Сергеевной

Научный руководитель

К.п.н., доцент кафедры теории

и методики преподавания

иностранных языков

Буданова Екатерина Александровна


Ярославль 2017

Введение

В XXI веке изменения в общественной, политической, экономической жизни в нашей стране повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе в межкультурной коммуникации. Расширение международных контактов на всех уровнях ставит перед школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащиеся будут способны участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Английский язык сегодня считается главным международным языком общения.

Курс обучения иностранному языку в школе предусматривает формирование у учащихся лексических навыков. Высокая значимость навыков правильного словоупотребления и словообразования при освоении иноязычной речи обусловлена тем, что слово представляет собой минимальную единицу языка, которая передает смысл и с которой начинается коммуникация. На уровне слова осваивается и произношение, и умение воспринимать слова на слух, умение читать, а потом и умение писать на иностранном языке. В процессе развития лексических навыков происходит автоматизация использования лексических единиц, ускорение выбора необходимой лексики, и в результате - становление лексической компетенции.

На среднем этапе обучения перед учащимися ставится задача усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, то есть овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

Специфику среднего этапа обучения составляет увеличение объема читаемых аутентичных текстов, использование чтения в качестве основного способа получения информации и постановки проблем для обсуждения. Учебными задачами учащихся становятся овладение умениями монологического и диалогического высказывания по теме, что требует знания лексики.

Формирование лексических навыков на различных этапах обучения имеет свои закономерные особенности. На среднем этапе обучения при формировании лексических навыков наиболее важным является необходимость в большей степени использовать память. Память человека отличается определенной избирательностью. Многие исследователи считают, что для наиболее успешного овладения лексическими навыками одним из эффективных способов обучения можно считать применение приемов мнемотехники, помогающих учащимся быстрее запоминать новые слова. Основными принципами мнемотехники являются использование ассоциаций и формирование образов. Мнемотехника обеспечивает учащимся долговременное запоминание иноязычных слов, развивает умение говорения и понимание английской речи без дополнительного внутреннего перевода на английский язык.

Проблема исследования обусловлена, таким образом, противоречием между необходимостью достижения высокого уровня сформированности лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку и отсутствием специально разработанного комплекса мнемотехнических заданий для повышения эффективности запоминания и употребления лексических единиц в речи. Данное обстоятельство обусловливает актуальность исследования, определяющуюся необходимостью разработки системы мнемотехнических упражнений для формирования лексичкских навыков на среднем этапе обучения иностранному языку в качестве дополнения к УМК Solutions Pre-Intermediate П. Девис и Тим Фалья

Целью работы является рассмотрение особенностей использования мнемотехнических приемов в процессе обучения лексике на уроках иностранного языка, а также разработка комплекса мнемотехнических упражнений, направленных на повышение эффективности формирования лексических навыков у учащихся на среднем этапе.

Задачи исследования:

Рассмотреть структуру и процесс формирования лексического навыка в обучении иностранному языку.

Рассмотреть и проанализировать приемы формирования лексических навыков.

Разработать комплекс упражнений на основе использования мнемотехнических приемов, направленных на формирование лексического навыка при обучении иностранному языку на среднем этапе.

Провести опытно-экспериментальную работу в аспекте рассматривания проблемы и обобщить ее результаты.

Гипотеза исследования: процесс формирования лексических навыков у учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку будет целенаправленным и более эффективным, если обучение осуществляется с использованием комплекса упражнений, на основе мнемотехнических приемов, позволяющих задействовать ассоциативную память учащихся.

Объект исследования: формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку в школе.

Предмет исследования: особенности использования мнемотехнических приемов для формирования лексических навыков [на материале УМК Solutions Pre-Intermediate П. Девис и Тим Фалья]

Теоретико-методологическая основой исследования послужили труды известных психологов (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и методистов (Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов и др.), современных отечественных авторов (С.А Гарибян, В.А. Зиганов, В.А. Козаренко, Л.А. Петроченко, М.А. Зяблицева, Р.Х. Печкова и др.).

Методы исследования: теоретические (систематический анализ, декомпозиция); практические (тестирование, педагогический эксперимент).

Структура работы:

Работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется его объект, предмет, ставятся цели и задачи. В первой главе даётся определение лексическому навыку, рассматривается процесс его формирования, выделяется целый ряд этапов обучения этому навыку. Во второй главе проводятся примеры мнемотехнических методов в обучении иностранному языку, а также апробация указанных приёмов на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы. В заключении подводятся итоги исследования, определяется перспективы дальнейших исследования в изучаемой области.

1. Формирование лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

.1 Лексический навык в обучении иностранному языку: структура и процесс формирования

Знание лексики обеспечивает успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Ведущая роль лексическому компоненту отводится в структуре содержания обучения иностранному языку в целом.

Лексика представляет собой совокупность лексических единиц - слов языка, устойчивых словосочетаний (фразеологизмов), идиом [7, с.320]. В рамках лексики лексическая единица рассматривается с точки зрения его лексического значения - она несет смысловые содержательные связи. Владение лексической стороной речи предполагает наличие у говорящего речевых и языковых лексических навыков. Правильность восприятия и употребления лексики в различных ситуациях общения зависит от целенаправленного формирования и развития лексических навыков во всех видах речевой деятельности - устной (аудирование, говорение) и письменной (чтение, письмо).

Навыком называют автоматизированное действие. В процессе речевой деятельности у человека формируется умение выполнять речевое действие и воспроизводить слово из долговременной памяти и соотносить его с другой лексической единицей. Такое автоматизированное действие называют лексическим навыком [14, с.106].

Отметим, что способность использовать лексические единицы в речи предполагает наличие у лексического навыка говорения совокупности таких качеств как автоматизированность, гибкость, устойчивость, сознательность и относительная сложность [24, с.118].

Автоматизированность навыка гарантирует достаточную скорость, плавность выполнения действия, низкий уровень напряженности. Это качество позволяет говорящему думать только о содержании своей речи, не концентрируясь на лексической или грамматической стороне своей речи.

Гибкость навыка позволяет включать слова в различные комбинации как с другими лексическими единицами, так и грамматическими конструкциями. Гибкость обуславливает возможность функционирования навыка в новых ситуациях общения на новом речевом материале.

Устойчивость навыка предполагает подготовленность сформированного навыка к столкновению с другими навыками, к взаимодействию с ними, т.е. прочность.

Сознательность навыка - это внутреннее свойство, присущее навыку. В речевой деятельности она скрыта за автоматизированностью навыка, однако, когда автоматизированность недостаточна, сознание переключается на навык, на способ действия и процесс речепорождения в такой момент нарушается. Сознательность навыка проявляется в способности говорящего осуществлять на подсознательном уровне контроль за речевой деятельностью своего собеседника и самоконтроль, а также способность к самокоррекции [24, с.120].

Относительная сложность навыка предполагает развитие речевого действия: на уровне навыка может порождаться не только слово,  синтагма, но и целая или даже фраз.

Автоматизированность,  устойчивость такого действия как навык обеспечивают использование слова в  Благодаря наличию в полного комплекса говорящий способен относительно самостоятельное в системе сознательной  Навык становится  из условий выполнения деятельности.

Понятие навыка рассматривалось в трудах известных психологов (И.А. Зимняя, А.А.  А.Р. Лурия и др.) и методистов (Е.И.  В.М. Филатов, С.Ф. Шатилов и дртак и в современных отечественных авторов (Л.А.  А.И. Пучкова, А.Н. Шамов и др.) пристальное внимание формирования лексического в обучении иностранному 

В методической литературе навык определяется с различных точек  Среди наиболее  определений «лексического » выделим определения,  специфику взглядов на понятие (табл.1.1).

1.1 - Основные определения «лексический навык»

ОпределениеСпецифика



Е.И. Синтезированное действие по лексических единиц замыслу и их правильному с другими словами, в навыковых параметрах и ситуативное использование лексической единицы в [25].Автор выделяет в навыке операцию и операцию сочетания



В.М. Филатов

Способность автоматически, относительно ряд действий и  связанных с вызовом из долговременной памяти, его с другими единицами [32].Автор выделяет способность вызывать слово из долговременной памяти, соотнося его с другими единицами.


С.Ф. Шатилов

Способность к образованию слов и употреблению лексических единиц в речи [37].

выделяет такие как словоупотребление и

Э.Г. Азимов,  А.Н. Щукин

действие по выбору единицы адекватно и ее правильному сочетанию с единицами в продуктивной и автоматизированное восприятие, и со значением в рецептивной [1].Авторы выделяют с такими операциями вызов слова и лексических единиц и определение адекватности и сочетания единиц в от ситуации.


Р.К. Миньяр-Способность автоматизировано из долговременной памяти  словосочетание и готовую  соответствующие коммуникативной [22].Автор рассматривает навык как речевого навыка, и как самостоятельный навык.



В.А. Бухбиндер

Способность сочетать единицы друг с и способность включать речевых образцов в речь [6]. рассматривает навык как способность применять единицы в речи.




Исходя из специфичности  навыка в методической выделяют такие для него как большая -семантическая осознанность и  оснащенность [9, с.410]. Психофизиологической  лексических речевых  являются лексические  динамические связи  единство семантических и -речемоторных образов и словосочетаний. Лексические характеризуются большей  именно в речи мы всего осознаем ее  что проявляется в слов, их правильном  с другими словами в  от целей коммуникации.

лексический навык при выполнении действия, то структура навыка говорения  от структуры речевого  хотя упор главным образом на лексическую сторону  действия. Действие  как процесс, сознательной цели.  наличие цели задачи является из важнейших компонентов  В лексическом навыке, базируется на речевом  таким компонентом речевая задача.  в свою очередь, из операций, которые, по  А.Н. Леонтьева, являются  и способами осуществления [24, с.43].

Большинством исследователей навык рассматривается сложноструктурированное действие,  включает в себя операций, основными из являются:

) звуковая лексической единицы.

) вызывание лексической единицы из (Р.К. Миньяр-Белоручев [22], Е.И.  [28]). Происходит операция слова - перевод единиц из долговременной в оперативную память речевой задаче в ситуации;

) сочетание единицы с предыдущими и единицами (В.А. Бух-биндер [3]).  операция сочетания - мгновенное сочетание  лексической единицы с и (или) последующей адекватно и нормам языка;

) соответствия выбора единицы ситуативному (С.Ф. Шатилов [37]).

Структура навыка представлена на 1.1.








Рисунок 1.1 - Структура навыка

Рассматривая  лексического навыка,  отметить первоочередной в формировании лексического - освоение звуковой  лексической единицы (). Если учащийся прочно усвоил  лексическую единицу, то он не в  правильно воспроизвести образ слова, близкие по звучанию и искажает фонетическую лексической единицы.

операции по выбору  единицы, если недостаточно хорошо  операциями по выбору  лексической единицы, то он значительные трудности в нужного слова, самым затрудняя общения [34, с.158].

При  по сочетанию лексических учащийся включает лексические единицы в уже ему структуры и комбинирует лексические единицы с ранее.

При звукового образа лексических единиц, использования их для  предметов, признаков  действий, комбинирования их с другом, возникают использования этих же  лексических единиц в  общения на иностранном  Причиной этого то, что при лексике не учитывается задача. Поэтому в лексического навыка этапом является речевой задачи [33, с.105].

Так, определить, что лексического навыка, в очередь, заключается в таких его  как речевая  операции по выбору единиц, операции по лексических единиц, ведущей роли задачи.

Процесс лексических навыков подразделить на пять этапов:

) ориентировочно-

) стереотипизирующе-ситуативный;

) -ситуативный [40, с.91];

) -совершенствующий;

) системно-[32, C.91].

Ориентировочно-этап - это или презентация лексических единиц,  ознакомление и первичное новой лексической  Важнейшими задачами этапа являются и семантизация лексики. процессы осуществляются систему связей, для отобранного или словосочетания. Р.К. -Белоручев [25, с.58] говорил, семантизация осуществляется за установления денотативных и связей новых единиц. Прежде  речь идет о  связях, то есть  новой лексической  с объектом окружающей  действительности. Во-вторых, о связях, то есть  лексической единицы ситуационного клише с ситуацией, в которой должны употребляться. позже, в процессе практики, отдельные единицы приобретают связи, то есть со своими лексическими  что предполагает владение такой  Кроме этого, и фоновые связи, необходимы для у учащихся информационного высокого уровня. отметить также знаковых связей, то связи лексической изучаемого языка с языковыми знаками и, в очередь, со знаками языка, и появление связей, которые в основе отбора материала.

Стереотипизирующий,  этап - это  тренировки и создания  лексических речевых  в заданных пределах в  речевых ситуациях.  автоматизация постоянных речевого действия в или аналогичных  в которых тренируемые  явления остаются  повторяющимися без  изменений. Процесс речевых операций  в их стереотипизации путем выполнения учащимися  операций по аналогии. Он  на закрепление вышеперечисленных лексических единиц и их 

Вариативно-ситуативный - использование новых единиц, этап динамичных лексических связей. Происходит автоматизация речевых и формирование пластических, свойств навыка,  гибкости путем  действия в вариативных ситуациях.

Развивающе- этап - закрепление  в соответствующих упражнениях;  практики, предусмотренной различных видов деятельности [40, с.93].

Системно-этап - продолжается  системного употребления единиц. Данный направлен на формирование  системного мышления,  синтезирующей способности учащихся [32, с.93].

Подобные формирования лексического в содержательном плане  Р.К. Миньяр-Белоручевым [22], Т.С. Серовой [29], С.Ф. [37]. Данные  при определении  формирования лексического выделяют одинаковые по этапы.

В свою Е.И. Пассов [25, с. 314] выделяет стадии формирования навыка:

)        стадия  значения слова -  формирование механизма слова с образом 

)        стадия имитации -  механизм соотнесения и речевых следов;

) обозначения - развиваются ассоциативные связи с предметом;

)        стадия  - развивается механизм лексических единиц;

)        употребления - происходит  механизма ситуативного слова.

В методической  также выделены  формирования лексического с использованием фразеологических (языковых единиц из или более слов, целостных по значению). Так, Н.И. Филатова [32, с.37] пять циклов в формирования лексических иноязычным фразеологическим 

цикл - презентация фразеологических единиц;

- тренировка формы и фразеологических единиц;

- узнавание, понимание и фразеологических единиц;

- осознанное употребление единиц;

цикл -  неподготовленной речи с фразеологических единиц.

В процессе автор детально выделяет выделение лексических в речи.

А.Е. Кустова [17, с.39] следующие этапы лексического навыка:

) блока фразеологических 

) сравнение фразеологических английского и русского 

) узнавание, понимание и фразеологических единиц;

)  осознанное употребление единиц для  адекватного коммуникативного  в отдельных высказываниях и в продуктивной речи;

)  употреблению фразеологических  для выражения намерения в неподготовленной 

В данном процессе добавляет этап лексических единиц языка и родного для учащегося.

процесса формирования  навыка позволяет  общие, различные и операции. Расположенные в  последовательности они  основу формирования навыков.

Таким  лексический навык  определить как действие по выбору  единиц в соответствии с высказывания и их правильному друг с другом. навык - это  речевое действие по фонетического образа  для чего вызывать его из  сочетать с предыдущей и (или) лексической единицей замыслу высказывания,  контексту и нормам  Формирование лексического лежит в основе иностранному языку. процесс формирования навыка, выделяется  ряд этапов, начальной предпосылкой  владения лексикой  языка является  точность, синонимическое  адекватность и уместность лексических единиц.

.2 Приемы формирования лексических навыков

обучения иноязычной в научной литературе особо пристальное в силу высокой знания лексики и трудоемкости процесса словарем в связи с лексическим составом  Большинство научных в сфере обучения  лексике посвящено  методическим принципам (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, Ю.В.  H.A. Зимняя и др.).

В преподавания иностранных принято разграничивать и рецептивные виды деятельности. Продуктивные речевой деятельности -  процессы, связанные с  речи: говорение (т. е. устной речи) и  (т. е. порождение письменной ). Рецептивные виды деятельности - это  связанные с восприятием  слушание (т. е. восприятие речи) и чтение (т. е. письменной речи) [8, с.72].

методика обучения  языкам рекомендует  обучение и продуктивным, и  видам речевой  Такое взаимосвязанное  видам речевой должно осуществляться на общего языкового и с помощью специальных 

Средний этап  иностранному языку с основным этапом  который, с одной  является продолжением этапа, сохраняя черты, а с другой - новой ступенью в  коммуникативной компетенции  Основной проблемой  становится запоминание  списков частотных  из различных сфер

Мышление учащихся на  этапе обучения на новую стадию -  операций - и они  пользоваться схемами,  и обобщать материал. На этапе обучения умеют мыслить не конкретно, но и абстрактно и  обучаться устной не только при  визуальных, но и вербальных  выбирать и комбинироваться материал и речевые по заранее усвоенному  действий. Учащиеся  обладают механизмами операций, и, следовательно, логично излагать мысли в монологической в пределах изученного и легче устанавливать связи в процессе и чтения [31, с.159].

на среднем этапе начинается целенаправленная над словом  двухсторонней единицей,  внешнюю оболочку и  как единицей с  сочетаемостью, как фразеологических и устойчивых  Большее внимание повышению роли инициативы учащихся, в условиях ролевой  и ситуаций, полагающих  монологические высказывания  увеличивается объем и групповых форм 

Работа по обучению организуется более  Учащимся предлагаются прослушивания монологические и тексты разных  Проверка понимания осуществляется в различных с использованием вербальных и средств [24, с.86].

В области в целом завершается у учащихся техники  вслух и про  Более отчетливыми  разные стратегии (с полным пониманием, с  основного содержания и с  извлечением информации).  развитие механизмы  и дифференциации (например,  понимании знакомой  конструкции лексической  в новом значении), (например, догадка о незнакомых слов по  прогнозирование содержания текста и пр.), (например, в виде  слов, упоений и т. допределения темы и  по развитию механизма догадки за счет правил словообразования ( словосложения, словослияния,  конверсии) [20, с.254]. Так, упражнения,  на среднем этапе  должны предусматривать не элементарные операции, но и умственные действия, творческие способности

Рассмотрим общие  запоминания лексических иностранного языка с особенностей задач и среднего этапа

Словообразовательный анализ.

На этапе обучения введении новой единицы в первую  обращается внимание на  облик слов. единица проговаривается вместе с учащимися. фонетических особенностей обязательно, но недостаточно, как это не свободы использования в речи. Поэтому по введение лексики словообразовательным анализом ( employ-employee--emloyment-unemployed), комментарием (например, 5 tea - традиционное в Великобритании), пояснениями о  использования слова в (например, Bless you! - здоровья, когда чихает), указанием на сочетаемость (например, fish - испорченная ) [41, с.13].

ознакомления с группой  объединенных тематикой.

лексических единиц давать тематическими  то есть словами,  в одной сфере (учебный день, в  спорт), а также в оборотах (например, to bridges - сжигать ), введение собирательных с помощью слов с значениями (например,  apple - fruit), синонимов и антонимов в с другими, уже словами и словосочетаниями ( to look - to watch, to  to glaze, to glimpse Развитие языковой через контекст ( market = people and sell at the market) [42, с.51]. Тогда при одного из слов вспоминаться и другие единицы.

«Метод открытий».

Учащиеся с словарей должны значение новых и/или правила их  Задания: записать  подчеркнуть ударные  если существительное - исчисляемое или нет, образует форму числа, с какими  может употребляться,  глагол - правильный/ какие предлоги  с глаголом, записать  возможных словосочетаний +существительное [4, с.67].

Ассоциативные

Методы запоминания единиц ассоциативным  то есть через  ассоциации, которую иностранное слово ( eagle - орел - у клюв как ). Данный метод на особенности мозга запоминать связи несколькими образами [6, с.29].

В  современных техник  запоминаний при широко применяется  Мнемоника - это специальных техник,  облегчают запоминание информации путем ассоциативных связей [11, с.2]. Главная мыслительная  в мнемотехнике - это « образов». Запоминание с помощью замены понятий, слишком для хранения в  на образы, подкрепляемые чувств, а главное - с создания связей этими образами. Но мозг человека  так, что при  в памяти отпечатываются  не сами образы, а  между ними, то  подборе ассоциативного акцент нужно именно на связях образами, а не на самих образах [16, с.128].

В процессе мнемотехники четыре этапа:

)        - преобразование знаков в  Чтобы информация  в зрительной анализаторной  запоминаемые сведения  быть преобразованы в зрительные представления. кодирования различают приемов:

прием «-образ». Для слов (карандаш,  телевизор и пр.), те образы, которые  во время припоминания слов.

прием  Применяется для в зрительные образы слов - слов, не  фиксированного образного (холод, храбрость, и др.). Например, слова «холод» может быть льда [9, с.73].

)        - соединение образов.  преобразования информации в образы их необходимо в искусственную ассоциацию.  этом происходит  в мозгу взаимосвязей образами ассоциаций.

запоминания следующий:

 опорные образы,  будут стимулировать запоминаемых слов;

слова для образов;

сформировать -значения для слов;

соединить образы с образами по порядку;

на части -значения присоединить образные коды вспомогательные образы, по можно прочитать [35, с.49];

)        Запоминание - формирование «информационного » - связи между образами и запоминаемыми  т. е. последовательности непосредственно между собой 

)        Закрепление связей -  мысленное повторение, с (один час, и в дальнейшем - по раза в день в 3-4 дней). При  необходимо исключить  образы посредством прямой связи (произношение) - образ-слова.

В воображении в  момент времени  только два образа. Также  что при связи не имеет логичность и нелогичность  эмоции, возникающие  образовании связи, и прочее [12, с.96].

Приемы будут более  если при придерживаться следующих 

правило необычности -  между элементами  быть нестандартной.

 непривычности размера - элементы должны неестественных размеров:  - любые зрительные  каковы бы ни были их размеры, следует к одинаковому размеру;  как голографические  или образы, на программах трехмерной  цветными (листок видеть зеленого  а ветку - коричневой);  необходимо мысленно и четко увидеть из частей состоит предмет;

правило  - воображаемые элементы двигаться, совершать -либо действия;  если элемент  как действующее  при этом нужно избегать в своих  бесцветного глагола «», используйте более глаголы, обозначающие действия.

правило - представляемые элементы быть приятны, позитивные ощущения.

визуализации - воображаемые и связь между нужно представить в зрительной картинки, оживить сюжет кадр фильма мультфильма [38, с.9].

образный прием.

образный прием лексических единиц на непроизвольной памяти. этого слово иметь яркую совокупность меток,  возможность включить  в оригинальную образную  Прием заключается в том, при запоминании создаются яркие  картинки, но не застывшие, фотографии, а включающие в движение, действие. В способе запоминание не есть самоцель, а  итогом усилий по в уме образной  которая включает в и значение слова, и звучание (например, your hands! -в ладоши!) [41, с.14].

Условно-речевые

Условно-речевые  пересказ, творческий  составление топика по  домашнее сочинение,  описание, диалог и т. д.,  закреплению новых единиц, стимулируют  к самостоятельному поиску единиц в словарях и  При таких  приемах обучения, стоит задача действительно нужное  которое хочется в свой рассказ, слово прочнее  так как фактор необходимости и  а не безразличного отношения, делает процесс для учащихся  целенаправленным, ситуативным 

Прием сравнения по значению слов.

в значении сравниваемых  является то понятие, за ними закреплено,  - объем значений  слов и сочетаемость  с другими словами,  словообразования и участие в различных фразеологических

Прием повторения лексических единиц в контексте.

Задание должно предполагать на известные учащимся и на тот опыт, они уже в работе над  Это могут  упражнения в заучивании  пройденного материала, на  в предложении многозначных  синонимов, омонимов, на составление предложений с  включением в них слов и так далее [4, с.24].

Воспроизведение новых единиц.

Упражнениями, на воспроизведение новых единиц, являются:

диалога в монологической  с употреблением ключевых и добавлением деталей, оценки;

составление на основе ключевых

составление диалога, послушанному, на эту же

составление монолога на  прочитанного, с использованием в нем речевых

придумать продолжение  рассказа, употребляя слова;

составить прослушанного нового

ответить на вопросы в чтения незнакомого

придумать интересные или ситуации с словами;

подобрать к  существительному как  больше прилагательных и

проассоциировать каждое  услышанное слово с ситуациями [7, с.70].

Коммуникативные и игры.

Игра «Bee»: после записи  слов в словари, вызывает к доске 5-6  которые встают в шеренгу, и называют по буквам. Тот, кто не  допуская ошибки, в конец шеренги.

рифм-загадок.  Why is the D like a sailor? - the letter D the С. Слово «sea» () произносится похоже на C, а выражение «follow » - «ходить по морям». Или, «What has a like a cat, feet a cat, a tail like a cat, is« t a cat?» (ответ: kittew) использоваться, когда учат названия  Некоторые загадки на языке построены на слов, например, kind of clothed do wear?-Lawsuits (- закон, suit -  но lawsuit - судебное ) [6, с.31].

Ролевые игры на пребывания в школе, о том, проходит вечер в семьи и друзей, о  проблемах, удачах и  событиях общественной (города).

Метод слов «5П».

Суть заключается в выполнении действий:

П - просмотри текст;

П - пометь слова;

П - придумай к ключевым словам;

П - текст повторно;

П - текст, опираясь на слова и вопросы [3, с.81].

Прием контекстуального слов.

При  иностранного текста выделяет в нем слов и выражений,  необходимо запомнить  которые являются лексикой. Далее таблица, в одной которой дается текст с пропусками и выражений, необходимых запоминания. В другой  представлен перевод  текста с подчеркнутыми выражениями. Задача - опираясь на перевод, английский эквивалент в пропск [10, с.25].

Перевод с русского на английский.

перевод  предложений, диалогов, 

частичный перевод;

правильного перевода.

для контроля применять лексику в ситуации:

заполнение /анкет;

подстановка выражений в диалогах;

нужной информации;

на вопросы.

Лексические  для проверки  орфографии и словообразования.

на установление соответствий;

пропусков;

множественный

постановка данного в нужную форму ();

диктанты различного [43, с.86].

образом, рассмотренные упражнения направлены на устойчивых лексических у учащихся на среднем обучения, а именно:

имитировать звуковой иноязычного слова;

находить слова в лексиконе;

реконструировать  (когнитивный) образ  в естественную языковую 

выделять предмет и организовывать вокруг лексические единицы;

 одну и ту же мысль  лексическими средствами (гибкость);

догадываться о неизвестных слов по их 

добиваться выразительности  путем подбора лексических единиц;

проблему нехватки единиц разными 

осуществлять лексическую самокррекцию.

В результате применения приемов формирования навыка происходит всех его  речевой задачи, формы лексической  операций по  лексической единицы и по сочетанию лексических  Упражнения развивают  возможности учащихся и  использованию новой во всех формах общения, что задачам среднего обучения.



2. Особенности использования мнемотехнических приемов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

2.1 Мнемонические приемы как способ повышения эффективности при формировании лексических навыков

Основой  в изучении иностранного  является обширный  запас, который  способность свободно  и выражать свои  Запоминание новой  является основной  в изучении иностранного  Одним из самых методов запоминания слов является  Мнемотехника активно память и мышление и наиболее быстро лексический запас 

Приемы предполагают создание и связей друг с для трудно  часто используемых слов. Главная - создание образов, в воображении различными  Образы должны цветными, крупными и 

В настоящее  известно большое  различных приемов для обучения языку. Но необходимо  что на уроках  языка есть  основные стороны - лексика и грамматика. изучения каждого есть определенные  Иногда один и же мнемотехнический прием как для грамматике, так и  Можно назвать приемы мнемотехники, запомнить материал:

) звуковых или ассоциаций или  ключевых слов (method);

2) метод (Loci method) (мест);

) метод «памяти» (mind method);

4) техника слова;

) техника 

) техника запоминаний помощи рифмовок;

) акронимов;

) метод «» [ссылка?].

Метод ассоциаций (method).

Описание из первых научных  посвященных этому  мы встречаем в статьях Р. и группы авторов (он носит название ключевых слов «word method» метод фонетических ) [ссылка?].

Ассоциативный метод в себе совокупность и способов, облегчающих и увеличивающих объем путем образования ассоциаций. При  в нашем понимании могут быть не слуховыми, но и зрительными и 

В результате ассоциирования  такое связывание элемента с другим, котором появление в одного из них за собой появление  Ассоциативные связи  в основе мышления,  творчества, воображения - во индивидуальных психических личности. Поэтому  метода на занятиях по языку уже по себе означает условий для индивидуальности обучающихся.

работе с ассоциациями  уделить особое системности подачи  материала. Одним из условий применения  является эмоциональность  мимика, жесты, речи. Ассоциативный реализуется через образы, которые должны быть каким-то общим 

Существует определенный  запоминания слова по фонетических ассоциаций:

вслух по транскрипции слово несколько раз, внимание на звучание  а не написание FISH [fij];

русское слово (), в котором бы четко звуки иностранного  ФИШка, ФИШбургер;

с переводом слова: [fi]j - рыба;

придумать  включающий созвучное слово и один  рыбы играли в 

Ценность идеи - у каждого своего образа при требованиях: связь и заданная тема.  в образовании ассоциаций -  яркость образа.  должны быть  нестандартными, абсурдными,  образными, неожиданными,  А главное, они  будут индивидуальными.  помнить, что запомнятся намного  если будут  на личном опыте и применения в жизни информации [9, с.28].

Например,  может  мнемоническая модель такого английского как slееp (), мнемоническая модель запоминания выглядит образом: когда мы спать, наши слипаются.

Для слова skirt (), ее можно представить в виде скирды (сена). Это слово похоже на skirt, а скирда по напоминает юбку.

фонетических ассоциаций,  на подборе к новым  близких по звучанию и по знакомых слов (ассоциация), например, «» - «журнал», «bank» - «», «park» - «парк», - tea,  taxi, telephone,  hotel, coffee, учащиеся узнают и запоминают.

Но зачастую в и русском языках  звучат примерно  а смысл несут  разный, поэтому  новое английское  с ним легче  если ассоциативно созвучное ему слово. Например,  «mesh» (петля) с русским «мешок», «resin» (смола) - «».

Примерное произношение - «». Мнемоническая модель: нескольким людям делать, то они время впустую. (лужа): примерное  (фонетическая ассоциация) - «». Мнемоническая модель: я падал и падал в

Метод Локи (method) (метод ).

Суть метода  в развитии памяти  визуализацию, то есть  фактов, которые  запомнить, к известным  Факты могут различными, в данном  это иностранные

При этом  следует мысленно  какое-либо помещение, например,  Все, что в ней  должно быть хорошо знакомо (мебель, где и в порядке она ). Далее, зафиксировав в  образ этой  следует мысленно по прогуляться, вспоминая, находится разная и другие вещи. в воображаемую локацию поместить то, что запомнить, ассоциируя слово с каким-предметом мебели в комнате. Точно  где находится  информация, ее легко  вспомнить. В этом прогулка по комнате  позволяющая вспомнить мебели, с которым  проведена ассоциация [42]. мнемотехнических приемов  лексических единиц  помощи ассоциаций в Приложении 1.

Метод «памяти» (mind method)

Карта  - это прием  выражения процессов  обработки и запоминания  диаграмма связей, берется некое  понятие или  а затем к нему «» всевозможные связанные с темы, вопросы и ответы [38, с.9].

Применение карты  позволяет легче основную идею и  четко видна  важность каждой  На карте основные и понятия выражены в образов, соединенных собой линиями. В распознаваемыми становятся между ключевыми благодаря их близкому по отношению друг к и проведенным соединительным (рис. 2.1.1).

Рисунок 2.1.1 - Mind map

Так информация в учащегося будет быстрее и лучше.  можно без  дополнить новой  без вычеркиваний и

Техника визуализации единиц.

Техника запомнить новую единицу, подбирая нее образ. запоминания иностранной единицы заключается в устойчивой рефлекторной между «старым» образом. Когда связь будет  то при восприятии единицы в воображении будет возникать слова, благодаря ученик будет эту лексическую единицу [30, с.106].

Например, чтобы в память слово - «пожимать плечами», представить какой-визуальный образ,  позволит вспомнить и его перевод.  Шрек пожимает  Когда ученик Shrug, ему же вспомнится этот  а затем перевод

Метод визуализации грамматики.

Для вспомогательных глаголов совершенного времени (I read the ) или для времени (I am reading book) можно две картинки:

повторяющихся действий ( Present Simple: «I every day» [Я читаю день]) представить  прыгающего вверх и по календарю: я читаю в (прыг), вторник (), среду (прыг) и далее.

Для  происходящих прямо (например, Present  «I am reading»), представить перед реку, наполненную и фразами. Ученик на берегу реки, проплывает текст направо, иллюстрируя то, процесс чтения прямо сейчас [30, с.72].

историй.

При  мнемотехнической истории  связывает последовательность, нужно запомнить, с (сказкой), которую сам. Научно доказано, чем нелепее история, тем запоминается английское и дольше хранится в памяти [42].

Техника запоминаний помощи рифмовок.

Рифмовка - это сложение цельных строк, в которых последние слова являются созвучными. Наример, при изучении грамматической  Perfekt, можно следующую рифмовку:

время прошедшее, от нас ушедшее.

мнемотехнических приемов лексических единиц помощи рифмовок в Приложении 2.

Метод

Метод акронимов -  состоящий в том, чтобы аббревиатуры из первых (нескольких первых) слов, обозначающих то  иное явление,  Акроним - это  состоящее из сочетания букв, при  каждая буква  слово или  которую необходимо запомнить [28, с.96].

Например, акроним G. BIV помогает цвета видимого  - радуги: Red/Красный, /Оранжевый, Yellow/ Green/Зеленый, /Голубой, Indigo/ Violet/Фиолетовый. аналог классической фразы-«запоминалки»: Охотник Желает Где Сидит (красный, оранжевый,  зеленый, голубой,  фиолетовый).

Для фразы или фраз также акростих, например:

Furious , ribbit in a lovely way,eyes watching a fly,sloth waiting that fly.

Метод «».

Запоминание лексических  будет более  если использовать  взаимодействия всех  - метод «Полиглот».  метода взаимодействия  ощущений сводится к  что запоминая  слово, желательно  его тесную с соответствующим понятием в языке.

Рассмотрим 

борода - beard [] - бИэд

. «борода» - перевод;

. [bIqd] и - это произношение 

. beard - это английского слова;

перевод английского

) «Представить перевод слова» - значит, «бороду». Одни «увидеть в воображении»  висящую в воздухе, - лицо дедушки с  Можно помогать вопросами: Что слово напоминает? На это слово  С чем это у меня связано?

) «картинку» на основе бороды по принципу: « Герой. Ситуация», т.е. вопросы: Где? Кто? Что? Какая

При формировании «» необходимо поместить английского слова в контекст.

В данном слово однозначное и «» вызывает в воображении дедушки с бородой. формируем «картинку», т.е. знакомого дедушку в месте (Место. ), подключаем, как больше ощущений и  Например, дедушка с  сидящий на лавочке в  и слышим веселые голоса, чувствуем цветов, ощущаем солнечные лучи...

К подобрать созвучное слово.

Произношение - [bIqd] - бИэд

Подобрать к произношению созвучное  слово, т.е. слово, у  совпадают первые  В данном случае по подходит слово «». Желательно, чтобы созвучное слово предмет или

Соединить образ с образом созвучного

Образ перевода - знакомый дедушка с  сидящий на лавочке в  «Соединить образ с образом созвучного слова» - значит - «картинку перевода», в нее БИДон, в получится «ключ - », соединяющая слова «» и «БИДон», например: «нечаянно окунул в БИДон с молоком»;

в воображении «ключ-» одновременно произности 2-3 раза: [bIqd]  изапомнить написание английского слова - «beard».

Написать английское слово на черновике. Повторить 3-5 раз.

Проверить качество запоминания, т.е. записать наоборот, справа  так, чтобы слово читалось. Например:

...rd

..ard

.eard[26, с.137].

мнемотехнические приемы  преодолеть интерференцию, то ухудшение сохраняемого материала в результате (наложения) другого  с которым оперирует  Другими словами -  - это «наложение» информации на другую. больше объем материала, тем шансов получить в бесформенный комок  из которого извлечь очень сложно.  преодолевает интерференцию: иностранным словам индивидуальный образ. словами, персонифицируя  мнемоника делает их обазно прорисованными, олицетворенными.

образом, мнемотехнические  в обучении иностранному играют важную и создают для  положительный эффект. мнемотехники при лексических единиц на том, что новое на иностранном языке запоминании выступает  поступающим в мозг, а образ - это мозга, обеспечивающая лексической единицы. Так, устойчивая связь, и срабатывает автоматически и  Эффект в мнемотехнике естественный характер, человек мыслит, в очередь, образами. использовании мнемотехнических  задействованы практически виды памяти: обзорная, эмоциональная, словесно-логическая, поэтому мнемотехнические  позволяют быстрее  необходимый материал на  языке. В результате анализа видов и принципов действия рассмотренных мнемотехнических премов можно сделать вывод, что  мнемотехнических делает изучение языка качественным и контролируемым.

.2 Практическая разработка методики использования мнемотехнических приемов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку [на материале учебника «Solutions. Pre-Intermediate» (авторы Tim Falla и Paul A. Daves)]

Учебно-методический комплекс для обучения английскому языку УМК «Solutions. Pre-Intermediate» (авторы Tim Falla и Paul A. Daves, издательство Oxford University Press) по английскому языку разработана для обучения учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения.

УМК «Solutions. Pre-Intermediate» (авторы Tim Falla и Paul A. Daves, издательство Oxford University Press) является логическим продолжением учебного курса Solutions. Elementary для средней школы.

УМК «Solutions. Pre-Intermediate» направлен на достижение следующих целей:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Учащиеся должны понимать и вербально или письменно выстраивать свое речевое высказывание в соответствии с языковыми и культурными традициями страны изучаемого языка на более высоком уровне.

Обеспечение личностного развития учащихся. Учить учащихся познанию мира, умению сотрудничать, быть толерантными к людям различных рас и национальностей.

Совершенствование умений письма. С помощью аутентичных образцов, моделей и текстов учащиеся должны овладеть навыками написания автобиографии и резюме, личных и деловых писем и контрактов, рекламных объявлений, эссе.

Обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе с учетом 3-х видов компетенций: лингвистической или языковой (понимание, анализ, знание грамматических явлений), речевой (умение воспринимать и употреблять речевые образцы, насыщенные определенной грамматической формой) и коммуникативной (умение воспринимать и создавать текст, используя данную грамматическую категорию).

Обучение чтению с извлечением информации и выходом на монологическую речь: отношение к проблеме, согласие или несогласие с автором, выражение своего мнения.

Обучение говорению как средству общения. Учащиеся должны уметь запрашивать информацию, обмениваться мнениями, суждениями, вести групповую беседу в связи с прочитанным или услышанным, адекватно реагировать в стандартных ситуациях общения, описывать, рассказывать, обсуждать, дискутировать.

Совершенствование навыков и умений аудирования аутентичных текстов, интервью, радиопрограмм, диалогов, лекций.

УМК «Solutions» предлагает следующий алгоритм работы с лексическими единицами: аудирование и чтение лексических единиц, повторение, соотнесение слова с картинкой, т.е. перевод, проговаривание слова в диалоге.

В учебнике рядом с каждым новым словом присутствует яркая картинка. Это самый простой прием, способствующий запоминанию - наглядное соответствие.

Учебник сождержит много интернациональных слов (похожие по звучанию слово в родном языке). Сложные слова, например, в теме «Sport» предлагается разложить на два корня: «foot-ball», «basket-ball», «volley-ball», «goal-keeper» и т.д.

Лексический материал  запоминания представлен по усложнения, так, чтобы с процессом закрепления в новых слов процесс заучивания фраз, процесс новых слов и  выученных ранее  То есть, одновременно с в памяти новых  ученик учится строить фразы на языке на основе заученной лексики и

Как показали результаты анализа, УМК «Solutions» не предполагает использование каких-либо дополнительных приемов запомиания новой лексики, что, несомненно, сказывается на эффективности формирования лексического навыка и его дальнейшего воплощения в процессе речевой деятельности. Данное обстоятельство обусловило необходимость разработки системы специальных мнемотехнических упражнений в дополнение к данному УМК.

Методическая разработка системы упражнений для формирования лексичиских навыков на основе использования мнемотехнических приемов будет представлена ниже.

Анализ УМК Solutions ‘Pre-Intermediate’ позволяет определить место использования мнемотехники на каждом этапе изучения слова. Этап ознакомления связан с восприятием новой лексической единицы, её представлением в памяти. Более продуктивными, на наш взгляд, являются следующие приемы:

· Метод фонетических ассоциаций.

Например, юнит 3А (Town and Country) ‘gate’ (ворота) - Билл Гейтс стоит у ворот; ‘hill’ (гора) - нехилый холм.


· Метод взаимодействия всех ощущений

Ассоциация создается на основе реального образа слов. Например, юнит 5A (At the Shops) - введение названий торговых пунктов. Мысленно или вслух проговаривается слово ‘chemist’s’, представляется в деталях образ аптеки, лекарства, которые продаются, покупатели и т.д. Суть метода - формирование автоматического появления образа при упоминании слова, а не его механический перевод.


· Прием символизации

Эффективность данного приема лучше всего проявляется при запоминании абстрактных слов - преобразование явления в реальные образы предметов со схожими признаками, например, юнит 4A (At the Cinema): entertaining - a science fiction film, moving - an action film, scary - a disaster.


На этапе тренировки наиболее продуктивными приемами, которые задействуют логическую и механическую виды памяти, являются:

· Прием сериации

В качестве примерного упражнения можно назвать разделение лексических единиц юнита 2A (A question of sport) по словообразовательным признакам/по структуре слова, например:

1) N+-ics: athletics, gymnastics;

) N+-ball: basketball, volleyball;

) V+-ing: swimming, weightlifting;

) N+N: table tennis, ice hockey;

5) N: judo, karate;

· Прием достраивания

Построение словосочетаний и предложений с предложенными словами, например: «С каким глаголом употребляется слово, обозначающее определенный вид спорта?»

to play ……….go …………do ………….badminton/ football/ basketball/ rugby/ badminton/ ice hockey/ tennissurfing/ weightlifting/ cyclingathletics/ judo/ karate, badminton, baseball, basketball, cycling, football, golf,, ice hockey, judo, karate, rugby, surfing, swimming, table, tennis, volleyball, weightliftingteam has played rugby for four years.father used to go weightlifting when he studied at the Unversity.do karate for three reasons. I want to look cool, strong and healthy.

Приемы применения новой лексики в речевой деятельности являются следующие:

· Рифмизация

Плюсов данного приема множество: активизация новой лексики, укрепление в долговременной памяти, воздействие на эмоциональную сторону и даже снятие напряжения.

Например, юнит 1A (Personalities): talkative - naïve, sportive, expensive; polite - white; lazy - crazy; serious - mysterious, generous, numerous.


· Повторение

Актуализация ранее изученных лексических единиц может быть выполнена через такие приемы, как:Прием аналогий

Можно привести следующий пример упражнения:

Определите: а) Что общего у этих слов; б) Чем они различаются?

footpath - lane - pavement

Например,

А) footpath, lane and pavement mean a road to go on.

Б) the footpath is a path for people to walk along in the countryside; the lane isnarrow road in the countryside; the pavement is a part of a road for people towalk on in the city.

o Прием классификаций

Распределение слов по темам «Shops» и «Crime and criminals». Shops: bakery, bank, butcher’s, card shop, chemist’s, clothes shop, computer shop, electrical store, jeweller’s, music shop, newsagent’s, post office, shoe shop, sports shop, stationery shop, supermarket.arms trade, burglary, joyriding, child labour, murder, disease, endangered species, famine, robbery, global warming, war, camcorder, homelessness, sell, steal, pollution, pedestrian

Для оценки эффективности мнемотехнических приемов нами был проведен эксперимент. Эксперимент проводился в 7 «А» классе средней общеобразовательной школы г. Ярославля. В эксперименте приняли участие 23 ученика.

В ходе эксперимента изучалась новая тема с введением новых лексических единиц. На одном уроке для запоминания лексики использовались приемы заучивания по памяти: учащимся было предложено после прочтения текста в учебнике выписать незнакомые для них слова в личные словарики с транскрипцией и переводом, и в качестве домашенго задания по подготовке к следующему уроку заучить новые слова. В результате учащиеся готовили 15 новых слов на английском языке.

На следующем уроке было проведено исследование уровня запоминания методом тестирования: учащимся было предложено написать на чистом листе бумаги выученные слова по памяти. Эффективность запоминания также оценивалась в процентном отношении. Результаты тестирования по запоминанию новых лексических единиц английского языка представлены на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1 - Уровень запоминнаия новых лексических единиц при заучивании слов

9% учащихся (2 человека) запомнили 33% новых лексических единиц (до 5 слов) на английском языке;

57% учащихся (13 человек) запомнили 47% новых лексических единиц (6-9 слов) на английском языке;

22% учащихся (5 человек) запомнили 80% новых лексических единиц (10-13 слов) на английском языке;

13% учащихся (3 человека) запомнили 100% новых лексических единиц (14-15 слов) на английском языке.

Таким образом, выяснилось, что большинство учащихся (57%) при традиционном методе запоминания способны усвоить менее половины (47%) новых лексических единиц на английском языке.

На третьем уроке учащися было предложено запомнить новые лексические единицы на английском языке с помощью применения мнемотехник.

Новые лексические единицы изучались посредством использования приёма ассоциаций и составления предложения с новыми словами по майн-карте.

На следующем уроке было проведено исследование уровня запоминаия методом тестирования: учащимся было предложено написать на чистом листе бумаги выученные слова по памяти. Результаты тестирования по запоминанию новых лексических единиц английского языка представлены на рисунке 2.2.2.

Рисунок 2.2.2 - Уровень запоминнаия новых лексических единиц при применении мнемотехник: приёма ассоциаций и майнд-карты

В результате анализа уровень запоминания новых лексических единиц английского языка при применении мнемотехник: метода ассоциаций и майн-карты было выявлено следующее:

9% учащихся (2 человека) запомнили 33% новых лексических единиц (до 5 слов) на английском языке;

57% учащихся (13 человек) запомнили 47% новых лексических единиц (6-9 слов) на английском языке;

22% учащихся (5 человек) запомнили 80% новых лексических единиц (10-13 слов) на английском языке;

13% учащихся (3 человека) запомнили 100% новых лексических единиц (14-15 слов) на английском языке.

Сравнительные результаты применения приёмов запоминания новых лексических единиц на английском языке учащимися средней школы представлены на рисунке 2.2.3.

Рисунок 2.2.3 - Сравнительные результаты применения приёмов запоминания

В результате сравнения результатов применения приёма заучивания и результатов применения приёмов мнемотехники можно определить, что уровень запоминания новых лексических единиц на английском языке существенно выше уровня запоминания при заучивании слов. В частности, высокий уровень запоминания новых лексических единиц (100%) показали больше 43% учащихся, что на 30% учеников больше по сравнению с результатми запоминания методом заучивания.

Дополнительно в ходе исследования было выявлено, что приемы мнемотехники дают возможность продуктивного переключения на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Так, мнемоприемы разгружают информацию, делая новый материал более доступным для учащегося. Это достигается благодаря введению игрового элемента, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса ученика средней школы. Так, приёмы мнемотехники при соотвествии ФГОС НОО дают эффективность запоминания и рост учебно-познавательного интереса к предмету за счет интересных фактов, что можно отнести к их достоинствам в практике применения.

Однако приемы мнемотехники занимают довольно много времени урока и по этому фактору часто не вписывается в его формат. Чтобы учащиеся освоили приемы мнемотехники, их следует один раз подробно объяснить на уроке, затем дать возможность каждому ученику проработать его с любым новым словом на уроке. Затем разбирать с учащимися сложные слова на английском языке и подбирать вместе с ними к двум-трем словам ассоциации по мере того, как учащиеся записывают их. Поэтому данный прием особенно эффективно использовать во внеурочной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что мнемотехнические приемы являются эффективными при изучении английского языка. Упражнения по запоминанию новых лексических единиц на английском языке с элементами мнемотехники способствуют более продуктивному запоминанию иностранных слов и выражений.


Заключение

Данное исследование было посвящено анализу теоретических основ формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку и результатам исследования применения приёмов мнемотехники на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. На их основании можно сделать следующие выводы:

) Лексический навык - это сложноструктурированное речевое действие по воспроизведению фонетического образа слова, для чего необходимо вызывать его из памяти, сочетать с предыдущей и (или) последующей лексической единицей адекватно замыслу высказывания, ситуативному контексту и нормам языка. Формирование лексического навыка лежит в основе обучения иностранному языку. При рассмотрении процесса формирования лексического навыка, выделяется целый ряд этапов, где начальной предпосылкой для владения лексикой иностранного языка является семантическая точность, синонимическое богатство, адекватность и уместность использования лексических единиц;

) лексические упражнения направлены на формирование устойчивых лексических навыков у учащихся на среднем этапе обучения, а именно:

осознанно имитировать звуковой образ иноязычного слова;

быстро находить слова в ментальном лексиконе;

реконструировать ментальный (когнитивный) образ слова в естественную языковую форму;

выделять предмет говорения и организовывать вокруг него лексические единицы;

выражать одну и ту же мысль разными лексическими средствами (лексическая гибкость);

догадываться о значении неизвестных слов по их составляющим;

добиваться выразительности речи путем подбора специальных лексических единиц;

решать проблему нехватки лексических единиц разными путями;

осуществлять лексическую самокррекцию.

В результате применения данных приемов формирования лексического навыка происходит усвоение всех его компонентов: речевой задачи, звуковой формы лексической единицы, операций по выбору лексической единицы и операций по сочетанию лексических единиц. Упражнения развивают творческие возможности учащихся и способствуют использованию новой лексики во всех формах речевого общения, что соответствует задачам среднего этапа обучения;

) мнемотехнические приемы в обучении иностранному языку играют важную роль и создают для обучения положительный эффект. Эффект мнемотехники при запоминании лексических единиц основан на том, что новое слово на иностранном языке при запоминании выступает стимулом, поступающим в мозг, а зрительный образ - это реакция мозга, обеспечивающая понимание лексической единицы. Так создается устойчивая связь, и рефлекс срабатывает автоматически и мгновенно. Эффект в мнемотехнике носит естественный характер, поскольку человек мыслит, в первую очередь, образами. При использовании мнемотехнических приемов задействованы практически все виды памяти: обзорная, эмоциональная, словесно-логическая, поэтому мнемотехнические приемы позволяют быстрее запомнить необходимый материал на иностранном языке. В результате анализа видов и принципов действия рассмотренных мнемотехнических премов можно сделать вывод, что применение мнемотехнических приемов делает изучение английского языка качественным и полностью контролируемым;

) мнемотехнические приемы являются эффективными при изучении английского языка. Упражнения по запоминанию новых лексических единиц на английском языке с элементами мнемотехники способствуют более продуктивному запоминанию иностранных слов и выражений на уроках английского языка. Мнемотехнические приемы были опробированы на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы. Результаты апробации показали положительную динамику в увеличении объема памяти учащихся и улучшении запоминания иностранной лексики: у 30% учащихся (7 человек) повысился уровень запомнания новых лексических единиц на английском языке, что является высоким показателем эффективности использованных методов мнемотехники.


Список использованной литературы

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). [Текст] - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

Бексултанова Л.А. Формирование навыков на занятиях по  языку // Вектор  Тольяттинского государственного  Серия: Педагогика,  - 2013. - № 3 (14). - С. 39-41.

Выготский Л.С.  и речь. Воображение и в детском возрасте. и психика. [Текст] - М.: Астрель,  - 654 с.

Гальскова Н.Д. методика обучения языкам. - М.: АРКТИ,  - 192 с.

Гарибян С.А. -словарь ключей 3500 английских  - М.: АС-Траст, 2008. - с.

Захарова К.И. Мнемотехнические для расширения запаса у школьников 8 // Психология и педагогика: и проблемы практического  - 2013. - № 34. - С. 27-31.

Зиганов М.А., В.А., Семин А.М. Техника иностранных слов (на основе визуального ). - М.: изд-во «Образование». - 2002. - с.

Зимняя И.А. Педагогическая  учебник для  - 3-е издание, пересмотренное. - М.: психолого-социальный  2010. - 448 с.

М.А. Мнемотехника. Секреты  - М.: Эксмо, 2009. - с.

Иголкина Н.И. Комбинации стратегий при иностранных языков. -  Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 88 с.

Е.А. Использование приемов  в обучении английскому  - Саратов, Изд-во: СГУ, 2013 г. - 5 с.

В.А. Учебник мнемотехники.  запоминания «Джордано». - М.:  2012. - 85 с.

Колесникова И.Л., О.А. Англо-русский справочник по методике иностранных языков. - С.-Пб.:  2008. - 224 с.

Е.В. Формирование лексических  в процессе обучения языку // Электронный -практический журнал «научные исследования». -  - № 2. - [Электронный ресурс] - URL: //human.snauka.ru//02/9664

Кочевых Н.В. лексических навыков в обучении английскому // Lingua mobilis. -  - № 3 (36). - С. 180-183.

Кувшинова Н.Н. Эффективные запоминания иноязычного материала, ориентированные на особенности обучающихся // Dixit. - 2014. - № 2 (14). - С. 126-132.

Кустова А.Е. современного английского // Сборник публикаций журнала «Globus» по  V международной научно-конференции: «Достижения и современной науки» г. -Петербурга: сборник со  (уровень стандарта, уровень). - С.-Пб.: Научный «Globus», 2016. - с.

Леонтьев А.А. Язык и  деятельность в общей и  психологии. Избранные  труды. - М.: Московский -социальный институт,  - 448 с.

Лурия А.Р. и сознание. - М.: Феникс,  - 416 с.

Методика иностранным языкам в школе: Учебник / Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: школа, 2009. -с.

Методика обучения языкам: традиции и / Под ред. А.А. Миролюбова. -  Титул, 2010. - с.

Миньяр-Белоручев Р.К. и методы перевода. - М.: лицей,1996. - с.

Пакшиванова Е.О. Формирование навыка на среднем обучения на уроках языка // Психология и  методика и проблемы применения. - 2016. - № 48. - С. 251-255.

Е.В. Урок иностранного в средней школе. - М.: -Пресс, 2010. - с.

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. коммуникативной теории и иноязычного образования. - М.: язык. Курсы,  - 588 с.

Петрова М.В. « закладки» как систематизации и усвоения при изучении языка // Образование и  - 2016. - № 6 (135). - С. 125-138.

Петроченко Л.А. О словарного запаса (на материале английского ) // Научно-педагогическое (Pedagogical Review). -  - № 2 (2). - С. 70-75.

Пучкова А.И. Из опыта лексического навыка у // Иностранные языки в  науч. метод. / под ред. Н. П. Каменецкая, Е. А.  Д. А. Попова. - М.: Моск. гор. пед. ун-т,  - Вып. 2. - С. 38-44.

Серова Т.С. Система  для развития компетенции // Педагогическое  в России. Педагогическое в России. - 2013. - № 6. - С. 91-97.

И.И. Приемы и упражнения формирования лексических // Наука и современность. -  - № 18. - С. 105-109.

Фетисова А.А. Психологические  усвоения иноязычной // Вестник Московского  - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная  - 2011. - № 2. - С. 158-162.

Филатов В.М. обучения иностранным в начальной и основной школе. - Ростов н/Д:  2014. - 416 с.

Е.В. Минимальная единица  ее признаки и функции // речь. - 2013. - № 6. - С. 39-45.

Н.И. Синтагматический аспект и восприятия речи к видам речевой и ее субъектам // Филология и  - 2014. - № 9. - С. 36-43.

Чепурной Г.А., Л.В. Образовательная мнемотехника: эффективного усвоения  учебно-методическое  - Ялта:, 2015. - с.

Шамов А.Н. Приемы запоминания лексики на немецкого языка // языки в школе. -  - № 2. - С. 15­23.

Шатилов С.Ф. Методика немецкому языку в школе: учеб.  - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,  - 223 с.

Щербатых Л.Н. приемы при лексических единиц в с лингвистически одаренными // Английский язык. -  - № 6. - С. 8-11.

Тихомирова И.И. Ассоциация элемент образного [Электрон. ресурс]. доступа: http://ru/rsba/pdf/Tixomirova-AS-pdf (дата  24.02.2016).

Печкова Р.Х. мнемоники при английскому языку [ресурс] Режим  http://nsportal.ru//inostrannye-yazyki/-yazyk/library//04/07/primenenie-mnemoniki-pri-(дата обращения: 20.02.).

How to learn new words: strategies for building vocabulary / сост. E. Bouma // English (Прилож. к газ. «Первое сентября»). - 2007. - № 1. - С. 13-14.J. Assoziationen und Beziehungen - vom kreativen Denken Wissenschaft und Weltbilder. Wie Wissenschaft unser Leben prägt und wir uns letzten Fragen nähern Teil II Springer Spektrum Verlag. - 2014. - P. 51-99. Freeman, D. Techniques and principles in language teaching: [student's book] / D. Larsen-Freeman, M. Anderson. - 3nd ed. - Oxford: University Press, 2011. - 251 p.

Приложение 1

Мнемотехнический прием запоминания слов с помощью ассоциаций

again - опять. опять скрылся.

ответ. шАНСА на нет.

аpple - ЯБЛОКО,  Такое большое заслуживает Аплодисментов.

МОРСКОЙ БЕРЕГ,  ОТМЕЛЬ, НАСКОЧИТЬ ОТМЕЛЬ. Брайтон-в Америке - пляж.

МЕДВЕДЬ. БЕлый - КНИГА,  В каждой книге -БУКвы.-  ПАРЕНЬ, ЮДОША. мальчик.-  КЕКС, ПИРОЖНОЕ. КЕКс на торт.

ЛЕДЕНЕЦ, ВАРИТЬ В  ЗАСАХАРИТЬСЯ. КАНДИдат леденцами.-  Морковь содержит - ВИШНЯ,  ЧЕРЕшня похожа на - БОЛЬШОЙ  Большой город, СИТо.-  ТАНЦЕВАТЬ. ДАН танцам.-  ТЕМНОТА, НЕИЗ¬ ТЕМНЫЙ. Темный - ДЕЛАТЬ. ДУмать чем де¬лать.

ДВЕРЬ. ДОйти до -СУХОЙ,  СОХНУТЬ. ДРАИть пол.I - ЯЙЦО. взял яйцо - МЕД, МИЛЫЙ,  СЛАДОСТЬ. ХАНЫ мед.dog - С ГОРЯЧЕЙ СОСИСКОЙ (). ХОТел бутерброд с горячей I - ЕДА, ЕСТЬ, ПИЩУ. МИЛая еда.

мясо. На МИТинге мясо.-  МЕЛАНхолик ел дыню.

МОЛОКО, МОЛОЧНЫЙ,  Корова МИЛКа молоко.-  СОБИРАТЬ ОРЕХИ. орех.

Приложение 2

Мнемотехнический прием рифмовок

В ГОРОДЕ

и сын у мамы

«Мы хотим в поездку,

Из окна все подряд

Виден дворик, yard,

скамья, асфальт и люк.

ка, have a look!”

« - мама говорит. -

вас манит, 

Собирайтесь, там вас

Подали  bus.»

Только мы в автобус 

Глядь - дворец в  palace.

Рядом, не взглядом,

Сад цветущий, garden.

« посмотри скорей!

в саду аллея, »

«Нет, ребята, нам 

Дальше через  square.»

«Нет, в другое  дочь.»

«Нам  где церковь, »

Нам не в Лондон, не в 

А за мост ближайший, 

Не в Бомбей, не в Нагасаки -

На рынок, market.

там фрукты, 

И недорого берут!

Мы между делом

там дыню, 

Купим лук, чеснок, 

Рядом в магазине, -

Мясо, meat, и  fish.

А потом в Париж!»

ПЕРВАЯ

Возле forest house.

В нем малышка Mouse.

любит book

И на sofa сладко 

Подметает чисто

Варит apple на 

Навестить Grandmother

Вот старушка рада.

В window глядит.

Возле Cat сидит.

острые у Cat.

Ждет на обед. На порог

Выбегает Dog.

Помогите! Ай-ай-ай!

А ему в  «Good buy!» чем акула.

вот Mouse «надула».

В ОГОРОДЕ

Надобно вставать.

garden поливать.полила,

С carrot сорвала.

несет букет,видит Cat.

how do you do!

Я к тебе приду.

видит: плохо на врага

Налетел на apple-

Сверху фрукты: one, two,

Ну, теперь тебя я , Cat,-ответил Ram.

мнемотехнический лексический обучение иностранный

ЗИМНЯЯ

Вот и winter

Белым snow покрыла.

Хорошо на кататся.

И на sledge с помчатся.skis,

Но за елкой сюрприз.все быстрей., wind, летит за ней.

Ой, да же трамплин.

Покатился один.

Превратился в ком,

Вновь все кувырком.

У ребят play.

А у Cat-тяжелый day.

В У БАБУШКИ

Возле старый house.

В живет Grandmother-дарит chees.

Дай cup, Grandmother, please., очень вкусный tea.clock-пора в window  Cat усатый

Занял возле свой пост.

это? Мышиный хвост?

хвост из дома Cat.

закружилась head.

снова спасена.

запутала она.

Похожие работы на - Особенности использования мнемотехнических приёмов для формирования лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!