Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    395,15 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников














Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе

1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе

1.2 Значение формирования экологических знаний у младших школьников

1.3 Использование информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе

1.4 Особенности и методика формирования экологических знаний у учащихся начальной школы

Глава 2. Экспериментальная работа по формирования знаний об окружающем мире у учащихся 3-го "В" класса через современные информационные технологии

2.1 Выявление уровня природоведческих знаний у учащихся 3-го "В" класса

2.2 Организация и методика использования современных информационных технологий на уроках окружающего мира в 3 "В" классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Актуальность исследования. Введение нового стандарта в практику работы начальной школы учебного года повлекло за собой не столько изменение содержания обучения, сколько принципиально новые подходы к его построению, что отразилось как в урочной, так и внеурочной деятельности. Одним из инновационных направлений стандарта второго поколения явился системно-деятельностный подход к обучению, существовавший до этого в развивающих системах Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, который, по мнению разработчиков стандарта, должен стать массовым.

Ученые-последователи и ученики П. Я Гальперина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова разработали концепцию системно - деятельностного подхода, который реализован в программе универсальных учебных действий (УУД).

Поэтому в современном уроке, в том числе и окружающего мира, появились новые понятия: "планируемые результаты обучения", то на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности и требования к результатам обучения, что реализуется через новую систему оценивания знаний учащихся.

ФГОС НОО обозначил требования и к профессиональным компетенциям учителя, среди которых одной из ключевых является "ИКТ-компетентность", владение которой должно обеспечить младшим школьникам "способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе овладения информационными умениями".

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед учителями новые задачи по воспитанию человека современного общества. Требованиями современного общества являются компьютерная грамотность и информационная культура.

Основная цель информатизации образовательного пространства повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

Компьютер вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством. В современном уроке компьютер позволяет учителю достичь более высокого уровня наглядности, становится активным стимулятором познавательного процесса школьников.

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А.П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке информационных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д.С. Брунера, Б.Ф. Скиннера, Н.Ф. Талызиной, П. Ланда.

Формирование экологических знаний является одним из ведущих учебных процессов в начальной школе. Они являются неотъемлемой частью процесса обучения, который в свою очередь является частью процесса встроенного и гармонического развития личности. Формирование системы экологических знаний способствует развитию экологической культуры личности учащегося, развитию познавательных процессов, речи, коммуникативных и других навыков учащегося. Этот процесс требует хорошо продуманной организации планов уроков и внеклассных мероприятий, правильного выбора методов, методических приемов и средств обучения, грамотной организации всей работы учащихся, связанной с их учебной деятельностью.

Вопросом формирования у учащихся начальной школы экологических знаний занимаются такие ученые, педагоги, как А.А. Плешаков, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина, Л.П. Симонова, Н.А. Рыжова и другие. В исследованиях данных авторов рассматриваются психолого-педагогические проблемы развития младшего школьника. В сфере формирования экологических знаний основное внимание уделяется не только его содержанию, но и технологиям.

Вопросами формирования экологического образования и экологической культуры такие ученые как Н.В. Антонченко, Л.П. Буева, Г.В. Буковская, В.Д. Гладун, С.Д. Дерябо, Н.Н. Моисеев, Л.Н. Симонова, А.Д. Урсул, И.В. Черникова, Н.С. Юлина и другие.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирование практических умений и навыков учебного труда.

Исходя из вышесказанного, мы определили тему исследования:

"Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников".

Проблема исследования: каковы пути формирования экологических знаний учащихся на уроках окружающего мира.

Цель исследования: изучение использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний.

В ходе исследования мы планируем решить следующие задачи:

·        Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме ВКР;

·        Изучить и реализовать в практической деятельности, на уроках окружающего мира, инновации ФГОС НОО.

·        Изучить методику использования современных информационных технологий на уроках в начальной школе

·        Разработать и апробировать конспекты уроков с использованием ИКТ, способствующих формированию знаний об окружающем мире.

·        Проанализировать результат педагогического исследования и сделать вывод.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: организация и методика использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний у младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаю, что если на уроках окружающего мира будут использоваться современные информационные технологии, то это повысит уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету

"Окружающий мир" и воспитает бережное отношение к природе у младших школьников.

Методы исследования:

·        Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

·        Наблюдение за учащимися на уроках окружающего мира.

·        Анкетирование учащихся.

·        Тестирование на основе имеющихся знаний у учащихся.

·        Педагогический эксперимент.

Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Апробация педагогического эксперимента проходила на базе ГБОУ школе № 152, в 3 "В" классе.

экологическое знание информационная технология

Глава 1. Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе


1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе


Применение информационных технологий в обучении является одним из самых современных приемов активизации деятельности, учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Компьютеры в качестве учителя малоэффективно, в роли помощника учителя неоценимы. Особенно полезен компьютер в качестве базы для наглядного обучения тренажёра для контроля на уроках в начальной школе.

Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе.

Учащиеся, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

Родители и педагоги обязаны научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Поэтому одна из главных целей обучения - это развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Главными преимуществами компьютера перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего.

Применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов компьютер обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Применение компьютеров в процессе обучения в начальной школе: создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.

Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку: активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность [40. С.30-32].

Возможности компьютера в урочной и внеурочной деятельности довольно разнообразны:

·        текстовый процессор используют для записи математических, физических и химических формул;

·        создают схемы и диаграммы, кроссворды, ребусы для учебных проектов;

·        внедряют графические объекты в текстовые документы;

·        используют нестандартные шрифты при оформлении учебных работ;

·        выполняют простейшие чертежи для иллюстрирования работ;

·        иллюстрируют учебные работы творческого характера;

·        создают интерактивные документы с обратной связью, которые можно использовать для тестирования знаний учащихся.

Существует большое количество компьютерных программ таких как:

·        "Power point";

·        "Перволого";

·        "Кирил и Мефодий";

·        "Проверь себя: Азбука-1";

·        "Бибигон";

·        "Карусель",

а также детские интернет сайты:

·        "www.ikipedia.org <#"895880.files/image001.gif">

Анализ таблицы № 1 и круговой диаграммы №1 показал, что высокий уровень интереса к предмету "Окружающий мир" наблюдался у 19 чел. - 70

%, средний уровень 8 чел. - 26%, низкий уровень 2 чел. - 4%.

Анализ таблицы №1 и круговой диаграммы №1 позволил сделать вывод, что на уроках окружающего мира учащимся нравятся презентации, подготовленные учителем, но которые бывают очень редко, в тоже время ребята знают, что такое гербарий, коллекции, иллюстрации, таблицы. С этими наглядными пособиями они встречались в 1-м и 2-м классах, можно сказать, что им нравится предмет "Окружающий мир", тем, что на этих уроках могут быть различные наглядные пособия. Но, к сожалению, в основном на уроке прорабатывается учебник, учащиеся работают с рабочей тетрадью и обсуждают различные сообщения. Им нравится работать с интерактивной доской, но чувствуется, что у них нет навыка работы с ней.

Затем было проведено тестирование №1 (Пр. №2), чтобы узнать уровень экологических знаний учащихся по разделу, который будет изучаться во время формирующего эксперимента.

Было протестировано 28 человек. По результатам ответов тестирования № 1 (Пр. №3) была построена таблица № 2.

Таблица № 2

Имя, фамилия ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Александра А.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Андрей Г.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

Алина В.

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Анна Д.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ж.

1

1

1

1

0

1

1

1

0

Виолетта З.

1

1

1

0

1

1

0

0

1

Геннадий Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Михаил М.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Дмитрий Н.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Алексей О.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Илья П.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Екатерина Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Валерия Р.

0

1

1

1

1

1

1

1

1

Кирилл С.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

Елена С.

1

1

1

0

1

1

1

1

0

Леонид С

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Елизавета С

1

1


1

1

1

1

1

0

Елизавета Т.

1

1

1

1

0

1

1

0

1

Матвей Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Х.

1

1

1

1

0

1

1

0

1

Настя Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Настя Ц.

1

1

1


0

1

1

1

0

Никита Щ.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Римма Ш.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Ш.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Оксана Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

Ксения Я.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Руслан Я.

1

1

1

1

0

1

1

1

1


Условные обозначения:

·        Положительный ответ - 1;

·        Отрицательный ответ - 2.

По результатам таблицы № 2 была построена круговая диаграмма № 2.


Анализируя таблицу №2 и круговую диаграмму №2, мы видим, что знания детей нетвёрдые: они знают, что дышат кислородом, но считают, что дождевой червь составная часть почвы.

Поэтому круговая диаграмма №2 указывает на то, что при тестировании № 1 получилось: 60% - положительных ответов, 40% - отрицательных ответов. На простые вопросы большинство детей ответили правильно, а на сложные в основном неправильно. Это показывает, что у них знания по этому разделу очень расплывчатые.

После данного теста №1 была проведена специальная беседа №2:

1.      "Как бы вы хотели изучать предмет "Окружающий мир"?

2.      "Чем бы вы хотели пользоваться на уроках окружающего мира, чтобы лучше усвоить материал?"

3.      "Как бы вы хотели бы, чтобы проходили уроки окружающего мира?".

Большинство учащихся хотели бы разнообразить урок видеоматериалами, проведением опытов, многие не отказались бы поиграть.

Выяснив объём знаний учащихся 3-го "В" класса, был продуман план действий во время формирующего этапа на уроках окружающего мира, где предлагалось составить конспекты уроков по окружающему миру с использованием современных информационных технологий (презентации, видеофильмы, работа с интерактивной доской и т.д.).

2.2 Организация и методика использования современных информационных технологий на уроках окружающего мира в 3 "В" классе


Использование информационных технологий на уроках окружающего мира способствует развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов. Эти уроки способствуют формированию природоведческих знаний, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, стремления к успеху.

Применение современных информационных технологий на уроке дает учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению предмета "Окружающего мир". Систематическое использование информационных технологий на уроках помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир.

Исходя из всего вышесказанного, была разработана система уроков, направленных на формирование знаний об окружающем мире у учащихся 3-го "В" класса.

Целью исследования является сравнение уровня знаний у учащихся 3-го "В" класса до и после проведения экспериментальных уроков с использованием современных информационных технологий.

Мы поставили следующие задачи на формирующем этапе:

·        Активизировать ранее накопленные природоведческие знания;

·        Дополнить знания учащихся новыми сведениями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

·        Способствовать формированию знаний учащихся об окружающем мире;

·        Воспитывать у детей любовь к природе и окружающему миру, учить бережному отношению к ним.

Формирующий этап проводился в 3-м классе по учебнику "Окружающий мир" авт. Плешаков А.А. УМК "Школа России". Всего было проведено 5 экспериментальных уроков по следующим темам:

1.      Воздух и его охрана.

2.      Вода.

3.      Превращение и круговорот воды.

4.      Что такое почва?

5.      Разнообразие растений.

Перед проведением уроков учащимся были даны списки детских поисковиков, по которым были даны домашние задания на подготовку презентаций к урокам.

Урок № 1 (Пр. № 6) по теме: "Воздух и его охрана".

Цель урока: Познакомить с составом и свойствами воздуха.

Были использованы материалы учебника, тетради на печатной основе и современные информационные технологии. Урок построен на ранее приобретённых знаниях учащихся, используя презентацию.

На уроке были проведены серии опытов, используя лабораторное оборудование. Был показан видео фрагмент - "Воздушная оболочка Земли". Ребята спорили о том, от чего спасает воздушная оболочка Земли. Была проведена работа по парам с учебником, затем двое учеников выступили с заранее подготовленными презентациями: "Загрязнение воздуха фабриками" и "Легкие планеты". Учащимся было очень интересно. Особенно им понравилась практическая работа - "Сколько ты можешь не дышать"

Для данного урока было важно познакомить учащихся со значением воздуха на нашей планете и развить их кругозор. Усиление мотивации детей к изучению данной темы проходило с помощью современных технических средств (использование компьютера, интерактивной доски и опытов).

Урок № 2 (Пр. №7) по теме: "Вода".

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды.

В начале урока проходило тестирование по теме "Воздух и его охрана". Затем с помощью глобуса дети определяли, чего больше суши или воды. Они были удивлены тем что воды в 2 раза больше суши. Затем учащиеся выясняли сколько воды в каждом человеке. Очень увлекательно прошли практические работы по определению свойства воды. Затем с помощью мультимедийной доски была заполнена таблица "Свойств воздуха и воды". Далее учащиеся просмотрели видеофильм - "Роль воды на земной поверхности".

В конце урока просмотрели видеофрагмент "Уроки тетушки Совы" - "Снег и что это такое"

Урок № 3 (Пр. № 8) по теме: "Превращение и круговорот воды". Цель урока: Познакомиться с круговоротом воды.

Учащиеся выступили с сообщением на уроке - "Что такое сугроб", "Откуда появились паровозы и пароходы", "Роль пара". Затем была поставлена проблема урока через мультфильм - "Путешествие капельки". Учащиеся с помощью интерактивной доски пытались нарисовать круговорот воды в природе. (Рисовали схему "Крруговорота воды в природе" с помощью стрелок на мультимедийной доске.) Особенно понравился опыт с тарелкой.

Урок № 4 (Пр. № 9) по теме: "Что такое почва".

Цель урока: познакомить учащихся с почвой - верхним плодородным слоем земли.

Ребята разгадывали пословицы о воде, воздухе, а затем о почве. Был использован 1 из уроков тетушки совы "Что такое почва" (видеофрагмент), затем проводились опыты на свойства почвы с помощью мультимедийной доски и проектора. Далее ребята выступили с презентацией "Охрана почвы" и "Плодородие почвы".

Урока № 5 (Пр. №9) по теме: "Разнообразие растений".

Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений.

Использовался гербарий, учебники, презентации.

В начале урока учащиеся прочитали в учебнике текст и заполнили на мультимедийной доске схему растения и виды растений. Затем на доске был показан цветок и дети должны были подписать из каких частей он состоит. На партах были разложены гербарные листы групп растений. Учащиеся выступили с презентациями - "Водоросли", "Мхи и папоротники", "Цветковые растения", "Хвойные растения".

В конце урока они просмотрели отрывок из мультфильма "Вершки и корешки" и определяли кто прав медведь или человек. В самом конце учащиеся просмотрели видеофрагмент "Смешанные леса России".

Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение информационных компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировало учащихся к настрою в работе.

Во время проведения уроков были использованы как традиционные, так и современные инновационные средства обучения. Была составлена таблица № 3, в которой было отражено комплексное использование средств наглядности на уроке окружающего мира во время формирующего этапа.

Таблица № 3

Комплексное использование наглядных средств обучения.

№ п/п

Тема

Цель

Традиционное оборудование

Современные технологии

1.

Воздух охрана.

и

его

Познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха

Доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами

Компьютер для учителя, проектор, интерактивная доска,

2.

Вода.

Познакомить со свойствами воды.

Доска, учебник, рабочая тетрадь.

Компьютер для учителя, проектор, интерактивная доска.

3.

Превращения и круговорот воды.

Познакомить учащихся с круговоротом воды.

Доска, учебник, рабочая тетрадь.

Компьютер для учителя, проектор, интерактивная доска.

4.

Что такое почва?

Познакомить с почвой - верхним плодородном слоем земли.

Доска, учебник, рабочая тетрадь.

Компьютер для учителя, проектор.

5.

Разнообразие

Познакомить

Доска, учебник,

Компьютер для


растений.

учащихся с

рабочая

учителя,



основной





классификацией





растений.




Из данных представленных в таблице №3 мы можем сделать вывод, что во время проведения современных уроков окружающего мира нужно использовать как традиционные, так и современные инновационные средства обучения.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы


После проведения результатов экспериментальных уроков с использованием современных информационных технологий было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся 3 "В" класса.

Вначале учащимся 3-го класса "В" было предложено ответить на вопросы повторной анкеты № 2 (Пр. №3), направленные на выявление изменения у учащихся отношения к предмету "Окружающий мир". Была использована та же анкета что и в констатирующем этапе.

Было проанкетировано 28 человек, по результатам повторной анкеты №2 была составлена таблица № 4.

"Изучение отношения учащихся к предмету "Окружающий мир" и современным информационным технологиям"

Таблица № 4

Имя, фамилия ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Александра А.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Андрей Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Алина В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Анна Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ж.

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Виолетта З.

0

1

1

2

1

1

1

1

1

Геннадий Л.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Михаил М.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Дмитрий Н.

1

2

1

1

0

1

1

1

1

Алексей О.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Илья П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Екатерина Р.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Валерия Р.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

Кирилл С.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Елена С.

1

1

1

2

1

1

0

1

1

Леонид С

0

2

1

1


1

1

1

0

Елизавета С

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Елизавета Т.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

Матвей Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Полина Х.

0

1

1

1

1

1

1

1

0

Настя Х.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

Настя Ц.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Никита Щ.

0

2

1

1

1

1

1

0

Римма Ш.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Полина Ш.

0

2

1

1

1

1

1

1

1

Оксана Ю.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Ксения Я.

0

2

1

1

1

1

1

1

0

Руслан Я.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Условные обозначения:

·        Полный ответ - 2;

·        Неполный ответ - 1;

·        Отрицательный ответ - 0.

По результатам таблицы №4 была построена круговая диаграмма №3.


Анализ таблицы №4 и круговой диаграммы №3 показал, что высокий уровень интереса наблюдался у 23 чел. - 85%, Средний уровень - 4 чел. - 14%, низкий уровень 1 чел. - 1%.

Учитывая результаты повторного анкетирования № 2 можно выявить четко выраженное повышение среднего уровня интереса к предмету

"Окружающий мир" у всего класса.

Анализируя результаты повторного анкетирования учащихся 3-го "В" класса, мы смогли констатировать, что уроки окружающего мира стали нравятся всем. Это свидетельствует о том, что дети хотели бы знать больше, чем они получили сведений от учителя, хотели бы получать дополнительные не только теоретические, но и практические знания.

Затем было проведено контрольное тестирование, целью которого было выяснить уровень экологических знаний учащихся 3-го класса "В" по окружающему миру после формирующего этапа. Был взят тест №1, который использовался во время констатирующего этапа.

Было протестировано 28 учащихся, по результатам теста №2 (Пр. № 5) была построена таблица №5.

Таблица № 5

Имя, фамилия ребенка123456789










Александра А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Андрей Г.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

Алина В.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Анна Д.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ж.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

Виолетта З.

1

1

1

0

1

1

0

0

1

Геннадий Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Михаил М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Дмитрий Н.

1

1

1

1


1

1

1

1

Алексей О.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Илья П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Екатерина Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Валерия Р.

0

1

1

1

1

1

1

1

1

Кирилл С.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

Елена С.

1

1

1

0

1

1

1

1

1

Леонид С

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Елизавета С

1

1

0

1

1

1

1

1

1

Елизавета Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Матвей Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Настя Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Настя Ц.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Никита Щ.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Римма Ш.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Ш.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Оксана Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ксения Я.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Руслан Я.

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Условные обозначения:

·        Положительный ответ - 1;

·        Отрицательный ответ - 0.



Анализируя таблицу №5 и круговую диаграмму № 4 было выявлено, что учащиеся лучше усвоили новые знания, когда на уроках окружающего мира были использованы современных информационные технологии. Во время тестирования были получены следующие результаты: 85% положительных ответов, 15% отрицательных ответов.

Это означает, что большинство детей ответили на большую часть вопросов верно, и лишь небольшая часть детей не смогла ответить на сложные вопросы (Пр. №5).

Сравнивая результаты констатирующего этапа (круговая диаграмма № 2) и контрольного этапа (круговая диаграмма № 4) мы видим следующее:

Круговая диаграмма №2




Анализ круговых диаграмм №2 и №4 показал, что уровень положительных ответов вырос с 60% до 85%, а уровень отрицательных ответов понизился с 40% до 15%.

В результате проведения экспериментальной работы на контрольном этапе нашла свое подтверждение ранее выдвинутая гипотеза: если методически правильно использовать современные информационные технологии на уроках окружающего мира, то у учащихся повысится уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету у "Окружающий мир" будет воспитываться бережное отношение к природе.

Это было подтверждено анализом результатов тестирования и анкетирования учащихся 3-го "В" класса на контрольном этапе, который показал, что знания детей об окружающем мире расширились, стали более точными. И это произошло благодаря использованию современных информационных технологий в процессе обучения младших школьников.

Заключение


Информационные технологии существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных её компонентов, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Информационные технологии являются универсальным средством повышения уровня мотивации учащихся, средством повышения познавательной активности, мощным средством воздействия на психику обучаемого, средством увеличения уровня социализации и коммуникативных возможностей.

Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий.

Так, при изучении предмета "Окружающий мир" информационные технологии могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или групповой работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование информационных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Не во всех школах сегодня есть еще оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер. Он является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка помощником в обучении. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Применение учителями на уроках окружающего мира компьютерной техники поможет сделать преподавание более эффективным.

В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода обучения с использованием информационных технологий в начальной школе.

Итак, применение информационных технологий на уроках окружающего мира развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление, улучшает восприятие мира. Так же использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты окружающего мира.

Актуальность темы исследования, ее теоретическая значимость в современной системе образования способствовала решению ряда задач, поставленных в начале исследования.

По завершении опытно-экспериментальной работы можно с уверенностью сказать, что поставленные задачи были достигнуты, а гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла подтверждение на практике.

Список используемой литературы


1.      Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект "Информатизация системы образования" // Вопросы образования. №2 - 2007.

2.      Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии как фактор модернизации учебного заведения // СПО. - №6 - 2004.

.        Анохина Я.Е. Активация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира. // Начальная школа. - №12. - 2012.

.        Басова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе. // Информатика и образование. - №1.2012.

.        Борзова. Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведенье, экономика, право. ОБЖ. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 222 с.

.        Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - №7. - 2007.

.        Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - №3. М.: Библиогр-2002. - с.28-31.

.        Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - №3.2002 - с.80-89.

.        Гладилина М.И. "Использование элементов инновационных технологий в начальной школе" // Информационные технологии в образовании ИТОЧерноземье - 2008.

.        Горячев А.В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной сфере "Школа 21 века". // Информатика и образование. - №10. - 2007.

.        Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс До и После. - №7. - М.: Школа России. - С.37-39.

.        Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс До и После. - №7. - 2007.

.        Дмитриева О.И., Морушина О.А. Поурочные разработки по курсу

.        "Окружающий мир".4 класс. М.: ВАКО, 2011. - 400 с.

.        . Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - №1. - 2002.

.        Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" + игровой материал.3 класс. - М.: ВАКО. - 2008. - 368 с.

.        Калмыкова А.А. Урок окружающего мира и информатики. // Начальная школа. - №12. - 2011. - 75-78 с.

.        Карпова С.В. Урок математики в 1-м классе с использованием информационных технологий. // Практика административной работы в школе. - №2. - 2005. - 36 - 45 с.

.        Клепинина Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Академия. - 2005.

.        Козина Е.Ф., Степанян Е.М. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2008. - 495 с.

.        Коллесникова Ю.А. Первое место - компютеру. // Начальная школа плюс До и После. - №7. - 2007. - 34 - 36с.

.        Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. М.: Просвящение. - 2015. - 50с.

.        Крылова О.В. Сивоглазов В.И. - Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. Атлас. - М.; Дрофа. - 2013. - 78с.

.        Крылова О.В., Сивоглазов В.И. - Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. Атлас. - М: Дрофа, 2015. - 40 c.

.        Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: Пособие для учителя Изд.2-е, М.: Изд. центр МарТ, 2004. - 367 с.

.        Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М.: Издательство Российск. ун - та дружбы народов. - 2000. - 436 с.

.        Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. В помощь администрации школы. - М.: ООО "Учитель". - 2008. 91 c.

.        Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов выш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 336 с.

.        Новиков Ю.В. Экология окружающая среда и человек. Уч. Пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005, - 736 с.

.        Овчинникова Е. Школьник и компьютер. // Начальная школа. №1 - 2011. С.38-41.

.        Овчинникова Е. Школьник и компьютер. // Начальня школа. - №1 - 2011. - 35-37 с.

.        Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. // Начальная школа. - 2001, №5, с 2-8.

.        Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М., 2010 - 223 с.

.        Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М: Просвещение. 2015. - 224 с.

.        Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016 224 с.

.        Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016 - 160 с.

.        Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. - М.: Академия. 2000. - 264 с.

.        Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. - М.: ВЛАДОС. - 2001. - 272 c.

.        Сайков Б.П. Организация информационного пространства обр. учреждения: практическое руководство. М.: БИНОМ. ЛабораториЯ знаний. 2005 г. - 406 c.

.        Самокова В.А. Отрывая мир: учим наблюдать, думать, думать, воображать: Настольная книга учителя начальных классов. - М.: Просвящение. - 2009. - 108 с.

.        Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно - коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. 325с.

.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М.: Народное образование, 2004. - 256 с.

.        Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. - М.: "Академия", 2008

.        Сост. И.Ф. Яценко. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2010. - 96 с.44. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера. // Начальная школа плюс До и После. - №7. - 2007.

.        45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от "6" октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 - 12.3 (http://минобрнауки. рф/документы/922)

.        Федеральный закон "Об образовании Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www/edu.ru/abitur/act.34. index. php

.        Хиженякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. - Севастополь, 2006.

.        Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие - М.: Высшая школа. 2007. - 639 с.

.        Чирик-Степанов О, Бугарева Т.А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе. Педагогические инновации. М.: Высшая школа. 2008.

.        Электронное сопровождения к учебнику "Окружающий мир", 3 класс - М.: Просвещение. 2012.

.        Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. - М.: Academia, 2011. ­ 384 с.

Список использованных электронных ресурсов:

52.    http://www.gogul. tv/ <http://www.gogul.tv/> 53. http://bibigon. msk.ru/ <http://bibigon.msk.ru/>

.        www.ikipedia.org <http://www.ikipedia.org/> 55. www.quintura.ru  <http://www.quintura.ru/>56. www.agakids.ru  <http://www.agakids.ru/>57. www.nachalka.com/poisk_deti  <http://www.nachalka.com/poisk_deti>58. www.kinder.ru <http://www.kinder.ru/> 59. www.tirnet.ru  <http://www.tirnet.ru/>60. http://solnet. ee/ <http://solnet.ee/>

.        http://xn--h1aehhjhg. xn--d1acj3b/#! popular <http://xn--h1aehhjhg.xn--d1acj3b/>

Похожие работы на - Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!