Использование современных технологий в обучении иностранному языку на экономических специальностях

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    371,02 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование современных технологий в обучении иностранному языку на экономических специальностях

Использование современных технологий в обучении иностранному языку на экономических специальностях

 

 

Мишуненкова Ольга Владимировна

Россия, Москва

экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова преподаватель кафедры иностранных языков, кандидат педагогических наук

 

Аннотация

В статье рассматриваются основные способы использования современных технологий в обучении иностранному языку, помогающие разнообразить учебный материал, осуществлять мониторинг усвоения знаний студентов и сделать образовательный процесс более системным, вариативным и интересным. В качестве успешных примеров применения информационных технологий в образовательном процессе предложены: онлайн- лаборатории, дополняющие печатные версии учебных пособий; видеоматериалы и статьи из аутентичных периодических изданий, доступные в сети интернет; сайты с интернетресурсами для преподавателей иностранного языка, позволяющие найти дополнительный учебный материал; вебинары, способствующие повышению квалификации преподавателя. В статье также представлена новейшая виртуальная система интерактивного контроля студентов ActiveEngage2 и возможность ее использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: информационные технологии, иностранные языки, образовательный процесс, интернет-ресурсы, онлайн-лаборатории.

иностранный обучение язык виртуальный

Государство ставит перед вузами задачу обеспечения эффективной и качественной подготовки студентов, которую в современном мире невозможно представить без использования компьютерных и информационных технологий. При этом заметим, что прогресс не стоит на месте - обновление средств ИКТ происходит высокими темпами, создавая предпосылки для существенных изменений образовательного процесса. Создаются новые программы и устройства, которые позволяют сделать занятия продуктивными и интересными не только для студентов, свободно пользующимися современными электронными устройствами, но и для преподавателей, обеспечивая опттимизацию управления учебным процессом, в частности, сокращая время на проверку домашних заданий и контрольных работ. Развивается информационно-образовательная среда высшего образования, насыщаясь теми технологиями, которые создают возможность для активизации учебной деятельности обучающихся и совершенствования методической деятельности преподавателей. К ним вполне обоснованно можно отнести технологии визуализации информации. Следует отметить, что активизация занятий путем введения большого количества визуальных образов является прерогативой не только наук, принципиально основывающихся на визуализации знаний (геометрия, география, информатика и др.), но также гуманитарных дисциплин [Буянов, 2016, с. 49]. Данные тенденции особенно актуальны в преподавании иностранных языков: компьютерные технологии изменяют методику и модифицируют подходы в обучении иностранным языкам, позволяя студентам приобретать различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности одновременно.

Эффективность применения информационных технологий в обучении иностранному языку не подлежит сомнению. Обучение иностранным языкам является той областью, где информационные технологии обучения могут принципиально изменить методы работы и результаты. Это отмечают в своих исследованиях многие отечественные и зарубежные ученые (А. Л. Валицкая, Е. И. Дмитриева, Ю. И. Кудинов, А. Г. Олейник, И. В. Роберт, И. П. Тимохина, М. С. Чванова,

К.Беннети, Дж. Кэмпбелл, Д. Садкер, П. Слэтери). Подчеркивается, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал [Наумова, 2012, с. 331].

Обратимся к особенностям преподавания иностранных языков в вузе, которые определяют характер локализации современных ИКТ в образовательный процесс и его педагогическое обеспечение.

Современные технологии в обучении иностранному языку на экономических специальностях могут использоваться в следующих формах:

•              знакомство с новым материалом и его закрепление,

•              мониторинг знаний студентов,

•              подготовка учебно-методических материалов для занятий,

•              повышение квалификации преподавателей.

Данная лаборатория оснащена дополнительными функциями, недоступными обычным печатным носителям - она дополняет такие учебные пособия, как Market Leader, Language Leader, Cutting Edge, New Total English, и многие другие. My English Lab содержит лексические, грамматические, фонетические, письменные задания, а также аудирование и видео по каждому уроку. Помимо упражнений преподаватель может назначить студентам тест по пройденному материалу. Результаты выполнения заданий преподаватель видит на своей страничке в виде сводной таблицы, которая содержит информацию о количестве выполненных заданий, о результатах их выполнения, представленных в виде процента правильных ответов и итоговой оценки (пример сводной таблицы представлен на рисунке 1).

Рис. 1. Сводная таблица результатов работы студентов в онлайн-лаборатории MyEngUshLab

Преподаватель, нажав на опцию «Диагностика», имеет возможность получить дополнительную информацию по работе студента о том, сколько времени он затратил на выполнение каждого задания, количество попыток, а также какой результат по каждому заданию получил. Важно отметить, что работа с данной программой позволяет преподавателю существенно сократить время на проверку заданий и отслеживать индивидуальный прогресс студента.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса студентов к учебе, но и дает возможность преподавателю регулировать степень трудности заданий. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин негативного отношения к учебе, существенно снижающую мотивацию к обучению - учебную неуспешность, обусловленную непониманием материала или «пробелами» в знаниях. Студенту предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, где компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу студентов и управляет ею [Наумова, 2012, с. 333].

Успешный опыт работы с онлайн лабораторией MyEnglishLab со студентами первого и второго курсов побуждает искать подобные программы для работы со студентами старших курсов бакалалавриата. В качестве интересной альтернативы можно предложить разработку компании Macmillan - Macmillan Practice Online, содержащую такие курсы, как общий английский, бизнес-английский, академический английский, а также подготовку к международным экзаменам, способную дополнить и обогатить программу 3 и 4 курсов.

Еще одной важной задачей образовательного процесса, которую позволяют решить компьютерные технологии, является развитие навыков восприятия речи на стух. Опыт подготовки студентов к таким международным экзаменам, как IELTS (International English Language Testing System) и BEC (Business English Certificate), а также результаты данных экзаменов показывают, что многие студенты получают весьма высокий балл за часть «Чтение» и куда более скромный балл за «Аудирование», что говорит о необходимости развития данного навыка.

В качестве эффективного способа развития навыков аудирования мы предлагаем использовать видеоматериал. Визуализация учебного процесса формирует понятия и представления на основе всех органов чувств. По сравнению с вербальной, восприятие визуальной информации в процессе обучения требует меньше времени и усилий со стороны обучающегося. Учитывая высокую скорость восприятия и усвоения 80-90% информации зрением - ведущим органом чувств, можно предположить, что у обучаемого сохраняется концентрация внимания и увеличивается объем усваиваемой информации [Дворина, 2013, с. 46].

Одним из широко известных средств визуализации учебного процесса являются видеозаписи объектов и явлений, предназначенных для изучения. Поэтому сервис Youtube, представленный сайтом www.youtube.com, может быть хорошим помощником преподавателю иностранного языка. Сайт содержит большое количество обучающих видео по экономике и бизнес-английскому. Так, например, на данном сайте можно найти обучающие видео на английском языке по следующим темам: “Microeconomics and macroeconomics”, “Positive and normative economics”, “Fiscal and monetary policy”, “Exchange rates”, “International trade”, “Subprime crisis”, “Management styles”, “Current trends in the labour market” и многие другие. В данных видео доступным языком объясняются базовые экономические понятия и категории, показаны основные проблемы современной экономики и пути их разрешения. Студенты с большим интересом смотрят видео на семинарах и выполняют домашние задания по просмотренному видео. Также на данном сайте можно найти все части фильма “The Ascent of Money”, являющегося обязательной частью программы бакалавриата на третьем курсе, при этом фильм размещен с субтитрами, что значительно облегчает работу с данным видеоматериалом в слабых языковых группах.

Основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции и все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни ученых, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. [Наумова, 2012, с. 337].

Программа подготовки студентов 2, 3 и 4 курсов бакалавриата включает в себя знакомство и анализ экономических статей таких зарубежных изданий, как “The Guardian”, “The Economist”, “Bloomberg” и многих других. При этом, как правило, студенты самостоятельно находят статью в рамках изучаемой проблематики и готовят ее обзор. Важно отметить, что на сайтах данных изданий у студентов есть возможность не только овладеть актуальной информацией, но и написать комментарий к статье или даже вступить в полемику с другими читателями из разных стран мира, повышая при этом свою коммутативную компетентность. Оказываясь в реальных жизненных ситуациях и будучи вовлеченными в решение широкого круга задач, студенты обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, используя знания, полученные на семинарах.

Следующей важной сферой использования современных технологий является мониторинг знаний студентов. Посещение образовательной выставки Bett- 2016, проходившей с 20 по 23 января в Лондоне, позволило нам ознакомиться с интересной программой Activ Engage 2 британской компании Promethean, помогающей определить, насколько хорошо студент усвоил материал. Мы видим, что с каждым годом студенты все чаще отходят от печатных версий учебников и предпочитают приходить на семинары с планшетами или смартфонами. Виртуальная система интерактивного контроля Activ Engage 2 позволяет студентам выполнять тесты и задания, используя свои ноутбуки, планшеты или иные мобильные устройства. Результаты предоставляются преподавателю в реальном времени, и он может постоянно отслеживать уровень усвоения учебного материала, а также изменять ход семинара в зависимости от потребностей студентов. При этом преподаватель может отобразить ответы всех студентов на интерактивной доске для последующего обсуждения типичных ошибок и вопросов. Успешная апробация данной системы на выставке позволяет нам сделать вывод о её эффективности, однако необходимо отметить, что ее использование предполагает наличие интерактивной доски в кабинете и персонального ноутбука у преподавателя.

На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве онлайн ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя и повышают эффективность обучения. Существуют различные виды интеграции Интернет-ресурсов в учебный процесс: использование готовых обучающих материалов, применение коммуникативных служб для участия в обсуждении по заданной теме, создание и использование веб-страниц и веб-сайтов [Наумова, 2012, с. 340]. Сегодня ведущие издательства предлагают преподавателям английского языка широкий доступ к различным онлайн ресурсам, планам уроков, заданиям и видео, которые можно скачать и использовать на семинарах или посылать студентам для индивидуального ознакомления. Так, компания Macmillan создала одно из лучших мобильных приложений One stop english. На сайте издательства Cambridge University Press в разделе ресурсы можно также найти и скачать большое количество полезных материалов. Данные сайты содержат методические разработки в таких областях, как английский язык делового общения, английский язык для специальных целей (в том числе английский для банковской и финансовой сфер, маркетинга), подготовка к международным экзаменам, а также задания на совершенствование лексических и грамматических навыков.

Обратимся еще к одному аспекту использования ИКТ в практике преподавания в вузе. Это - обеспечение роста профессионализма преподавателей иностранных языков средствами повышения квалификации. Однако заметим, что большая педагогическая нагрузка не позволяет многим преподавателям посещать тренинги, семинары и курсы повышения квалификации так часто, как требуется в настоящее время, когда содержание и технологии образовательного процесса в вузе стремительно обновляются. В этой ситуации интернет с его возможностями проведения вебинаров является одним из наиболее перспективных способов профессионального развития педагогов. Вебинар («webinar», от «web based seminar») - это мероприятие, проводимое с использованием web-технологий в режиме online- трансляции. Формат вебинара дает возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и видеть друг друга. Сущность вебинаров определяет ряд их преимуществ: оперативность, доступность, мобильность, интерактивность, удобство, информативность [Калинкина, 2012, с.130]. Издательства Cambridge University Press и Macmillan несколько раз в месяц проводят вебинары для преподавателей иностранного языка, которые можно посмотреть, находясь дома или на работе. После регистрации на вебинар, осуществляющейся на сайте компании-организатора, у преподавателя появляется возможность не только просмотра соответствующего вебинара, но и участия в дискуссии по его результатам посредством чата или форума и обмена педагогическим опытом. Также важно отметить, что существует архив вебинаров, позволяющий преподавателю посмотреть любой из них без предварительной регистрации.

В заключение хотелось бы отметить, что преподавателям не стоит бояться современных технологий: они не призваны вытеснить преподавателя из учебного процесса или заменить его виртуальным учителем или компьютером. Большинство программ и устройств призваны сделать процесс обучения более системным, вариативным и интересным, помогая преподавателю сократить время на подготовку к занятиям и проверку домашних заданий и контрольных работ. Педагогическое мастерство в сочетании с умелым использованием современных технологий в образовательном процессе положительно повлияют на качество и скорость овладения студентами лингвистических навыков.


Список литературы

1.             Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин. Молодой ученый № 7-6 (111), 2016.

2.             Дворина Н. Г. Визуализация, основанная на компьютерных технологиях, как эффективное средство обучения английскому языку. Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г. ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2013.

3.             Калинкина, Е. Г. Опережающее развитие образования как фактор повышения конкурентоспособности в информационном обществе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3. Часть 2. - Н. Новгород, Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010.

4.             Наумова О. В. Новые информационные технологии: интернет-ресурсы, компьютерные технологии и телекоммуникации в обучении иностранным языкам. Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. Периодический сборник статей. Выпуск 4. Электронное научное издание. - М.: Институт языкознания РАН, 2012.

Похожие работы на - Использование современных технологий в обучении иностранному языку на экономических специальностях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!