Формирование познавательной самостоятельности младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,14 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников















Курсовая работа

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательной самостоятельности в условиях начальной школы

.1 Сущность познавательной самостоятельности и ее формирование

.2 Психологическая характеристика младших школьников

.3 Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся

Глава 2. Практическая работа по формированию познавательной самостоятельности младших школьников

.1 Выявление эффективности работы по формированию познавательной самостоятельной работы младших школьников20

.2 Описание методов и методик по формированию самостоятельности у детей на уроке

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность проблемы исследования формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста состоит в том, что сегодня очень высокие требования к организации воспитания и обучения вынуждают активнее искать новые, эффективные методы получения нового материала. Учащиеся должны быть готовы к усвоению материала и в целом новых знаний, вот почему формирование познавательной самостоятельности у учащихся младшего школьного возраста можно назвать актуальной проблемой.

Таким образом, перед нами выявляются противоречия между потребностью в организации познавательной самостоятельности ученика и недостаточной разработанностью упражнений и заданий на уроках.

Цель исследования: в курсовой работе состоит в изучении формирования познавательной самостоятельности младших школьников.

Объектом исследования: является познавательная самостоятельность младших школьников.

Предмет исследования: условия формирования познавательной самостоятельности младших школьников.

Проблема исследования: основана на разработке заданий для формирования познавательной самостоятельности в обучении в школе.

Задачи исследования:

. Проанализировать понятие познавательной самостоятельности.

. Дать психологическую характеристику младшего школьника и специфику его познавательной самостоятельности.

. Выявить условия формирования познавательной самостоятельности младшего школьника через создание урока.

Гипотеза. Формирование познавательной самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если предложить им интереснейший необычный урок, что позволит детям формировать свою познавательную самостоятельность.

Новизна исследования состоит в том, что были разработаны задания для формирования познавательной самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение урока как основы развития самостоятельности детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования экскурсии на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

База исследования: КГКОУ ШИ 13, село Пивань, г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняло учащиеся 4 -го класса в количестве 10 человек.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка 17 источников.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательной самостоятельности в условиях начальной школы

.1 Сущность познавательной самостоятельности и ее формирование

Проблема результативного воспитания познавательной самостоятельности младших школьников возникла в педагогической науке как реакция на знаниевую модель обучения, видящую свою главную цель в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

Проблема формирования у детей познавательной самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.

Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. [9]

Теоретический анализ позволяет признать решающую роль самостоятельной деятельности в личностном развитии человека, рассматривать самостоятельность в качестве обобщенного свойства личности, интегрирующего интеллект, волевые черты характера, способности (Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).

Самостоятельность личности не исчерпывается только регуляцией поведения или способностью действовать без посторонней помощи, а включает также возможность самостоятельно ставить цели, определять направление и выбирать средства деятельности.

Одни ученые в самостоятельной работе учащихся выделяют ее педагогическую составляющую, заключающуюся в отсутствии непосредственной помощи учителя в процессе обучения. Другие акцентируют внимание на психологических механизмах самостоятельной работы как вида деятельности, в процессе которой развиваются важные качества личности (самостоятельность, инициативность, активность).[12]

Мы рассматриваем самостоятельную работу как вид учебной деятельности, в условиях которой развивается одно из важных личностных качеств - познавательная самостоятельность.

Познавательная самостоятельность рассматривается и как способность педагога к отражению и прогнозированию деятельности учащихся, к педагогическому анализу и творчеству. Она носит двусторонний характер: обращена к учащимся и к учителю. Поэтому незначительная роль отводится мастерству педагога. Учитель моделирует работу учащихся на уроках в соответствии с изучаемым материалом, дидактическими целями и познавательными возможностями учеников.

Система образования должна предусматривать активное вовлечение учащихся в процесс самостоятельного обучения на основе перспектив и ценностей, мотивирующих поведение людей в современных условиях.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая предназначена развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить самостоятельно, овладевать знаниями; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Одним из принципов формирования познавательной самостоятельности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира.[8]

Познавательная самостоятельность - это качество личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем.

Активизация познавательной самостоятельности младших школьников состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, педагог предусматривает организацию познавательной и практической деятельности направленной:

-на формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-на развитие исследовательских навыков.[15]

Современный образовательный процесс психологами и педагогами трактуется как развитие познавательных интересов учащихся. Повышая интерес к своему предмету, учитель не просто преподносит информацию в «готовом виде», а занимает учеников интенсивной мыслительной работой. Знания, добытые собственным трудом, усваиваются накрепко и, кроме того, они пробуждают уважение к своему труду и веру в свои силы. Ведь только приобретенные осмысленно и самостоятельно знания имеют ценность.

Учителю необходимо организовывать ситуации успеха (демонстрация личных достижений в самостоятельной познавательной деятельности, словесная поддержка) регулировать эмоциональное отношение к действительности, стимулировать готовность младшего школьника к самостоятельному участию в познавательном процессе в соответствии со своими возможностями.

Мы рассматриваем процесс формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся как процесс поэтапного управления самостоятельной работой разных видов как внутри системы, так и между учебными циклами, опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Формирование познавательной самостоятельности осуществляется в преподавании всех учебных дисциплин и независимо от возраста обучаемых. Она должна быть не эпизодической, а носить систематический и планомерный характер. Работа учителя включает в себя ряд приемов по организации различных видов самостоятельной деятельности учащихся, которые постепенно усложняются в процессе обучения, однако при этом наблюдается их преемственность. [4]

Особое внимание стоит уделять обучению учеников задавать вопросы. Например, при комментировании ответа одноклассника учащиеся подмечают недочеты, но не исправляют их, а задают наводящие вопросы отвечающему. А при фронтальной письменной проверке домашнего задания ученики с большим интересом составляют проверочный тест по пройденной теме, чем отвечают на заранее заготовленный учителем.

Познавательная самостоятельность формируется путем обучения учащихся и системе рациональных приемов умственной деятельности, руководствуясь принципами проблемного подхода к обучению. Важно помнить, что в умственной деятельности, руководствуясь принципами проблемного подхода к обучению, раскрываются индивидуальные различия обучаемых. Умственное своеобразие (особенности ума, свойства и характер мышления) у одних учащихся проявляется в склонности к словесно-теоретическому материалу (абстрактный интеллект), у других - к более конкретному наглядному материалу (чувственный интеллект), третьих - в практической деятельности (практический интеллект).

Определены умения, которые обнаруживаются у учащихся со сформированной познавательной самостоятельностью (умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления) разработаны критерии для проверки степени ее сформированности и ряд шкал, нацеливающих педагога на формирование познавательной самостоятельности учащихся. [1]

К ведущим признакам познавательной самостоятельности относят: осознание учеником степени важности проблемы; выдвижение гипотезы; самостоятельная разработка плана поиска; соотнесение результатов работы с изученными явлениями и проверка их достоверности, умение применять полученные знания в жизни. По степени сформированности признаки познавательной самостоятельности рассматриваются как постоянно совершенствующиеся умения.

При усвоении учебных понятий в ходе познавательной деятельности много внимания уделяется новой информации, ее осмыслению. Этому способствует акцентирование внимания учащихся на узловых, опорных и специфических свойствах и качествах объекта и явления путем наглядного обучения. Моделирование как средство наглядности в наибольшей степени способствует глубокому, осознанному и прочному усвоению учебного материала, формированию теоретического типа мышления. Создание модели формирует представление об изучаемом предмете, улучшает запоминание статистического материала, показывает предметы в сравнении, ведет к их анализу, повышает интерес учащихся к предмету изучения, развивает творческие черты личности, способствует формированию умственной самостоятельности учеников, создает ситуацию успеха и тем самым реализует цели учебно-воспитательного процесса школьного образования. [5]

Итак, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, формирование у школьников познавательной самостоятельности предполагает две тесно связанные между собой задачи.

Первая предназначена развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить самостоятельно, овладевать знаниями; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

1.2 Психологическая характеристика младших школьников

Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей. Подавляюще большинство семилетних детей к школе готовы: их память достаточно развита, они умеют контролировать свое внимание, и имеют богатый словарный запас. Ученик первого класса способен производить в уме элементарные операции, понимать услышанное, в определенных рамках управлять своими эмоциями и поступками.

В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам, ценить его и ориентироваться в нем. Уже в начальных классах у детей развиваются способности к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, вниманию, наблюдению, запоминанию, анализу и выводам.

Учеба в школе подразумевает появление новых социальных связей, помогает привить ребенку чувство товарищества, дружбы, долга и ответственности перед коллективом. Быстро обогащается жизненный опыт ребенка, становится более конкретным и реальным его отношение к окружающему миру. В возрасте 7-11 лет у ребенка появляется желание помогать слабым, сострадание к попавшим в беду, он стремится завоевать уважение своих родителей и педагогов, авторитет в детском коллективе.

Учеба в школе заметно расширяет детский кругозор, дарит детям мир принципиально новых впечатлений и понятий, оказывает сильное влияние на их мировоззрение. Отношение их к окружающей реальности становится более критическим, они более остро реагируют на несправедливость, на посягательства на их чувство собственного достоинства. [4]

В начальных классах четко проявляются ошибки, допущенные в дошкольном воспитании - индивидуализм, эгоизм, неуважение к старшим, товарищам, непослушание, ложь, грубость, безразличное отношение к коллективу. В то же время, учеба в школе выявляет также и положительные качества и черты ребенка, заложенные воспитателями и родителями в течение первых шести лет жизни. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи. Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки квартиры и мытья посуды, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности.

Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд - первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи, а в перспективе - его государства и народа. При правильном трудовом воспитании ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к посильной полезной деятельности в школе и дома. При привлечении учащихся начальных классов к общественно полезной деятельности следует контролировать их физические нагрузки, так как детям в 7-10 лет характерно переоценивать свои силы в связи с активным развитием их мускулатуры. [13]

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей. Вопрос о темпераменте стоит разобрать поподробнее.

Общепринятая классификация эмоционального поведения выделяет четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. У детей-холериков проявляется выраженная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроений. Им не свойственно сдерживать свои эмоции и желания, в их действиях нередко отмечаются вспышки возбуждения, иногда даже агрессивность. К учебе в школе они приспосабливаются не всегда сразу, так как их тянет на конфликты с окружающими, они могут проявлять на уроках несдержанность, запальчивость и вспыльчивость в ответ на замечания учителя. У этих детей сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, они в своем поведении руководствуются больше желаниями и чувствами, нежели разумом. Их привлекают занятия музыкой, изобразительным искусством, поэзией. Дети-холерики имеют обостренные вегетативные реакции, они легко краснеют или бледнеют при малейшем эмоциональном возбуждении. У них с рождения в коре головного мозга слабо развито торможение, поэтому им тяжело решать проблемы, возникающие в их жизни. Если желания холериков не совпадают с их возможностями, в их поведении отмечается нервозность, негативизм.

У детей-сангвиников сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, их эмоциональные и мыслительные реакции выражены одинаково хорошо. Они способны управлять своими эмоциями, адаптируя их под требования соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, она быстрая, громкая, богатая, правильно построенная. Эти дети хорошо приспособлены к школьной обстановке, они хорошо переносят школьные нагрузки, в своем поведении они эмоциональны. Типичными чертами их характера являются оптимизм, жизнерадостность, высокая самооценка, критическое отношение к своим и чужим недостаткам. Однако им часто свойственно переоценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

У детей с меланхолическим темпераментом слабый тип высшей нервной деятельности. Функции их нервной системы (как корковые, так и подкорковые) ослаблены, подвижность нервных процессов небольшая. Проще говоря, их эмоциональная сфера и мыслительные возможности быстро истощаются. Такие дети быстро устают, они не могут переносить ни длительные, ни единичные физические, эмоциональные и психические нагрузки. Они плаксивы, обидчивы, впечатлительны, самолюбивы, остро реагируют на наказания и поощрения. К учебе в школе адаптируются с трудом, часто к посещению школы относятся неохотно. При ошибках в воспитании у них могут развиваться различные заболевания и невротические состояния. [10]

Детям 7-10 лет свойственная такая характерная особенность психоэмоциональной сферы, как любознательность, интерес ко всему яркому и новому. Эта черта выражается в стремлении ребенка всему подражать, даже копировать, не задумываясь о критическом отношении к объекту внимания, следовательно, личный пример его родителей, приемы их эстетического и нравственного воздействия на него играют исключительно важную воспитательную роль.

Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении. Ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным.

Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым. Задача родителей - сделать все возможное, чтобы защитить тонкую психику ребенка от травмирующих воздействий на его пока еще неокрепшую нервную систему.

Сильный вред формированию морали ребенка наносит желание взрослых применять к детям другую, по сравнению с собой, нравственную мерку. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды, формирует такое омерзительное качество, как лживость. [11]

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Опыт педагогов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу. Даже несильный удар или шлепок (так называемые "легкие телесные наказания") могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти - двух противоположных чувств - к близкому ему человеку. [5]

Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность.

Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Дети в 7-8 лет проявляют доверчивость и непосредственность. Родители и педагоги должны считаться с этим и трепетно относиться к проявлению искренности, честности, прямолинейности в поведении и рассуждениях детей. Обучение в школе ускоряет развитие интеллекта, что является основополагающим в более совершенном формировании нравственных и эстетических чувств у школьников, в тонких переживаниях, вызванных искусством, литературой, общением с природой, с людьми.

Направление воспитания чувств у ребенка можно считать верным, если взрослые смогут привить ему любовь к прекрасному, приобщить его к красоте природы, научат его ценить духовную красоту человека и достойные подражания поступки. В обучении и воспитании школьников младших классов большую роль играет эмоциональное начало.

Полноценное умственное развитие ребенка невозможно без эмоционально-эстетической, поэтической составляющей. Во время большого эмоционального всплеска мысли детей становятся особенно ясными, и процесс запоминания происходит наиболее эффективным. [9]

познавательный самостоятельный младший школьник

1.3 Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся

Кратко проанализируем процесс овладения учащимися знаний, навьıков и умений. Под знаниями понимают совокупность усвоенньıх учеником сведений, понятий, представлений о предметах и явлениях окружающего мира и деятельности. Ученик овладевает знания путем изучения и обдумьıвания определенньıх явлений и закономерностей, касающихся конкретной профессиональной деятельности.

Знания делят на теоретические и практические. Теоретические знания раскрьıвают сущность вещей, явлений и собьıтий. Они являются основой успешной практической деятельности ученика. Практические знания включают преимущественно знания об использовании тех или иньıх предметов и ситуаций с конкретной целью. Знания должньı характеризоваться глубиной, гибкостью, действенностью и прочностью, самое главное - должньı бьıть осознанньıми.

Основньıе требования к этим характеристикам рассмотрим, основьıваясь на вьıсказьıвания вьıдающихся личностей. Древнегреческий философ Платон о глубине знаний писал, что полная необразованность - не самая большая беда, а еще хуже - накопление плохо усвоенньıх знаний.

Французский философ Клод Гельвеций (1715-1771) подчеркивал, что знание определенньıх принципов легко отталкивает незнание некоторьıх фактов. Поэтому большое значение имеет гибкость знаний, особенно в экстремальньıх обстоятельствах.

Прочность профессиональньıх знаний и их действенность составляют основную задачу процесса обучения. Поэтому актуальньıми являются слова Л.Н. Толстого о том, как ошибочно думать, что всеведение является добродетелью. Важно не количество, а качество знаний. Немецкий педагог А. Дистервег писал, что ложньıе знания хуже, чем незнание, и подчеркивал, что не в количестве знаний заключается образование, а в понимании и умелом применении того, что знаешь. [11]

Итак, прочньıе и действенньıе знания должньı характеризоваться полнотой содержания, системностью, обстоятельностью, обобщенностью и вьıсокой степенью их усвоения.

Психологическая характеристика процессов усвоения.

Восприятие (первичное ознакомление с новьıм материалом) - отражение в сознании отдельньıх свойств предметов и явлений, которьıе в данньıй момент действуют на органьı чувств. Этот процесс включает в себя не только данньıе непосредственного чутья (зрительного), но и данньıе его (ученика) непосредственного опьıта. И поэтому, восприятие предполагает, будто опознание предметов и явлений, отнесение их к определенньıм группам, которьıе уже известньı для субъекта. Кроме того, этот процесс предусматривает обеспечение мотивации, сосредоточение внимания и т.п.

Современньıй подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации.

Осмьıсление и понимание. Это звено процесса усвоения знаний предполагает установление связей между явлениями, определение их состава, строения, назначения, нахождение причин, мотивов.

Осмьıсление характеризуется более глубокими процессами сравнения, анализа связей и причинно-следственньıх зависимостей. При осмьıслении обогащается понимание, для которого характерно наличие соответствующего отношения к тому, что изучается. На этом этапе зарождается убеждение, формируется умение доказьıвать справедливость вьıводов, делать учебньıе открьıтия.

Обобщение - это вьıделение и объединение существенньıх черт предметов и явлений. Чтобьı обобщить, надо проанализировать их признаки и свойства, абстрагироваться от деталей, сделать вьıводьı.

Закрепление - повторное осмьıсление изученного с целью его запоминания. Для ученика важно заучить некоторьıе основньıе фактьı, определения, связи, но при этом "не зубрить".

Эффективность учебной деятельности зависит, прежде всего, от его мотивации, основу которой составляют потребности, интересьı, влечения, эмоции, установки и идеальı личности. Мотивация учения - комплекс мотивов, которьıе побуждают и направляют познавательную деятельность учащихся, в значительной мере определяют ее успешность.

Подводя итог вьıшесказанному, сделаем вьıвод, что успешное развитие познавательной самостоятельности младших школьников обеспечивается использованием комплекса побуждающих дидактико-методических средств. В их числе: универсальная схема поисковой деятельности, система учебньıх творческих заданий, коллективно-распределительная форма обучения, дидактические игрьı на уроке.[17]

Глава 2. Практическая работа по формированию познавательной самостоятельности младших школьников

.1 Вьıявление эффективности работьı по формированию познавательной самостоятельной работьı младших школьников

Для решения задач формирования научного формирования познавательной деятельности в начальньıх классах на межпредметном уровне необходимо:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдьıха;

развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов явлений окружающей действительности;

обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

Вьıполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, вьıделение межпредметньıх связей и обеспечение межпредметньıх подходов.

Одним из важньıх для учителя является вопрос о критериях сформированности познавательной самостоятельности. В научной литературе имеются разньıе подходьı к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности познавательной самостоятельности следует исходить из самой его сущности, содержания и структурьı. В связи с этим при оценке уровня сформированности познавательной самостоятельности школьников необходимо учитьıвать следующие показатели:

знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природьı и общества и вьıработки познания;

устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которьıе сказьıваются при оценке всех явлений и собьıтий окружающей жизни;

проявление учащимися своей познавательной позиции в конкретньıх общественньıх делах, в своей деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является познание самостоятельности. Но использование указанньıх критериев в какой-то мере может использовать решению этой задачи.

2.2 Описание методов и методик по формированию самостоятельности у детей на уроке

Я решила начать исследовательскую деятельность с детьми с урока "Что общего у разных растений ". Потом были тематические уроки: "Кто такие птицы?", "Откуда берутся снег и лед?", "Что такое радуга?" и другие.

Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: "Делай, как я", а говорит: "Я рядом с тобой, иди вперед". Над формированием своих научных убеждений учащихся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшение психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

Осенью я повела детей на экскурсию в Пиванский лес и обратила их внимание на красоту разноцветных кленов, желтеющих деревье, краснеющих рябин. А остановку сделала в достаточно грязном месте. Учащиеся сами обратили внимание, что гармония красоты в природе нарушена действиями людей: бутылки, фантики, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с миром природы. Стали решать вопросы: "Что можно исправить, как помочь?" Нарисовали рисунки, помечтали: "Было бы хорошо, если бы ... " Так мы вошли в проблемную ситуацию: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли "хороших хозяев, мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом. Во внимание брались все детские предложения. Определили что направленность будет экологическая. Ребята становились творцами. Каждый сделал эскиз цветника, проект озеленения школьного двора.

Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействия с окружающей средой. Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План выглядел так:

. Сигнал бедствия.

. Хочу все знать.

. Мой самый лучший цветник.

. Нам нужна помощь.

. Цвети, Земля.

. А все хорошее и есть мечта.

Каждый ребенок сделал эмблему.

В процессе реализации исследовательской деятельности стало системой проведение интегрированных уроков.

На уроке труда учились вырезать цветы из круга, при этом изучили деление целого на части.

На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение растений, необходимые для роста и развития условия, делили растения на культурные, дикорастущие и декоративные культуры. По фотографиям изучали цветники, в справочниках и энциклопедиях искали информацию о цветах. Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи. Рассматривали работы художников. Изучали профессии людей, занятых в озеленении городов.

Интегрированный урок в марте объединил предметный материал окружающего мира, развития речи. Был поднят вопрос о назначении и пользе растений, прежде всего цветов, в озеленении города и значении их в жизни человека. Этот урок внес свой положительный момент в создание условий для мотивации к личностно - ориентированной деятельности, к формированию собственных ценностей и смыслов приобретенных знаний.

В течение этого времени ребята познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Я как учитель старалась все делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают все сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.

Личностно-ориентированное обучение возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.

Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, школьник приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с учащимися велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и учащихся. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные про граммы при единой линии научного познания, практически е задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление, способствуя развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Заключение

Таким образом, школьники демонстрируют интерес к познанию и поисково-творческой деятельности, они активны и инициативны в работе, не боятся самостоятельно искать ответы на вопросы. На лицо также и эмоционально-волевая направленность ученики стремятся доводить начатое дело до конца, умеют исправлять и не боятся переделывать работу, если обнаруживают ошибки. Особенно ценно, что школьники, прошедшие через систему опытно-экспериментального обучения, умеют самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве оценивать предлагаемую информацию, отбирать и при необходимости пополнять ее

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что проведенные занятия позволила большинству учащихся перейти на средний уровень познавательной самостоятельности.

В процессе работы над темой на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов, а также существенное значения для формирования познавательной деятельности ребенка.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра на уроке позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников на уроке. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Цель исследования достигнута, задачи решены. В перспективе изучение данной проблемы может быть связано с расширением форм и средств познавательной самостоятельности учащихся и ее дифференциацией для учащихся.

Библиографический список

1.Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. - М.: Дрофа, 2011.

.Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. - СПб.: Сова, 2013.

3.Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М.: Просвещение, 2007.

4.Ермолаева М.В. Психология развития. - Волгоград: Учитель, 2013.

5.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Просвещение, 2013.

6.Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания. - М.: Просвещение, 2013.

.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Педагогика, 2010.

8.Коновалец, Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся // Педагогика. - 2011. - № 2.

.Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2015.

10.Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2014.

.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - СПб.: Питер, 2012.

12.Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. - 2012. - № 3.

13.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник. - М.: Просвещение, 2014.

14.Половникова, Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // 1 сентября. - 2010. - № 5.

.Шамова, Т.И. Пути формирования познавательной самостоятельности школьников. - М.: Педагогика, 2014.

.Шинтарь, З.Л. Формирование интеллектуальной самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. - Минск: Бестпринт, 2008.

.Ястребова, Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов вуза // Педагогика. - 2012. - № 11.

Похожие работы на - Формирование познавательной самостоятельности младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!