охрана прав и интересов воспитанников [24, с. 4].
В такие учреждения принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, или направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.
В центры помощи детям принимаются [17, с. 159]:
) дети-сироты;
) дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях на длительном лечении, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
) дети, оставшиеся без попечения родителей, по иным основаниям (отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке).
Также в учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года
Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несовершеннолетние содержатся в Центре на полном государственном обеспечении.
Очень часто, дети, попадающие в центры помощи - это дети из неблагополучных семей, чье воспитание вызывает особые трудности.
Дети, попавшие в такую группу, испытывают воздействие следующих факторов:
медико-биологические (состояние здоровья, нарушения в психическом и физическом развитии и т.д.);
социально - экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей и т.д.);
психологические (неприятие себя, трудности общения и т.д.);
педагогические (отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [13, с. 91].
В социально-педагогической литературе различные авторы их называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведение», с «асоциальным поведение» и т.п.
Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
По мнению С.А. Беличевой, одной из важнейших задач при работе с такими детьми является преодоление отчуждения таких детей от основных институтов социализации, включение их в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт [4. с. 15].
Поэтому главное, на что хотелось бы обратить внимание, что в центре внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Функциями социального педагога в центрах помощи детям являются следующие [1.с. 11]:
1. Образовательно-воспитательная функция: целенаправленное педагогическое влияние на поведение детей.
. Сигникативная (сигникат - значение, смысл), т.е. смысложизненная, смыслообразующая функция. Задача социального педагога: помочь клиенту обрести смысл жизни, цель существования активизировать собственные ресурсы, помочь бороться с трудностями своими силами, разбудить активность личности.
. Диагностическая функция: постановка «социального» диагноза путем изучения личностных особенностей, социально-бытовых условий, окружения, позитивных и негативных влияний и т.д.
4. Прогностическая и экспертная функция: разработка проектов, программ, планов развития, социума (учреждения, микрорайон, группа организаций, связанная с работой с детьми), социально-педагогическое проектирование личности ребенка и экспертиза документов, материалов.
. Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей (акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.), педагогов, волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания, развития.
. Коммуникативная: налаживание межличностных отношений, взаимодействия между различными организациями и людьми в интересах ребенка.
. Охранно-защитная функция: использование правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие в применении мер гос. принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении детей.
. Посредническая функция: осуществление связей в интересах ребенка.
В содержание деятельности социального педагога входит:
1. Изучение личности ребенка, группы, семьи, ближайшего окружения, социально-педагогических проблем.
. Социально-педагогическая поддержка личности в критических ситуациях.
. Организация воспитательно-образовательного взаимодействия с проблемным ребенком, нуждающимся в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные тренинги и т.д.
4. Социально-педагогическая опека и посредничество в творческом развитии личности и группы:
педагогическая диагностика способностей;
приобщение к творческой деятельности;
побуждение к самообразованию и самоизменению;
влияние на ценности, смысл жизни.
5. Педагогическое управление целеполаганием личности, т.е. совместный выбор цели, пути, программы действий, планирование жизненных задач и т.д.
Итак, дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровестниками, в медицинском обслуживании и т.д.
Для решения этих проблем необходим социально-педагогический подход, который и положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с данными детьми.
1.2 Технология работы социального педагога в центрах помощи детям
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве [8.].
Как отмечает И.Г. Зайнышев, социальные технологии - это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [7. с. 5 - 6].
По мнению М.А. Галагузовой, технология социально-педагогической деятельности - это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом [6. с. 148].
По мнению Е.И. Холостовой, технология работы с детьми должна основываться на следующих положениях:
) личностно-ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей;
) разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков;
) организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности;
) разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности [23. 26].
Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
Как отмечает Г.Н. Голоухова, чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:
цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;
- условия ее реализации;
- особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;
особенности места реализации цели;
возможности по времени для реализации цели;
возможные формы реализации;
особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности [7. с. 6].
На этой основе подбирается одна из технологий.
В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.
. По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).
. По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.
. По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).
. По количеству подопечных можно выделить следующие виды:
индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.;
групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.);
массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.
. По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности выделяют:
кабинетные - получены в результате информационно-логического анализа ситуации;
лабораторные - получены в экспериментальных, специально созданных условиях;
полевые - получены в результате реальной работы в общественной среде [7, с. 7].
Выделяют общие и специфические технологии социально-педагогической деятельности.
К общим относятся технологии: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализация целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социальнопедагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности.
Для примера рассмотрим алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п. 1. ст. 73 СК. РФ - «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [19]:
контроль жилищных условий;
контроль морально - этических норм (соседи, наркологический диспансер, территориальные УВД, участковые инспектора, подразделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних);
контроль трудоустройства родителей (характеристика 1 раз в 6 месяцев);
контроль родителей за изменением их образа жизни, выплачиванием алиментов, за поддерживание связи с ребенком;
содействие в помощи по сбору документов по восстановлению родительских прав;
если пункт 4 не выполняется родителями, то подготавливаются документы в суд по лишению родительских прав [11, с. 32].
Начиная разрабатывать технологии социально-педагогической работы с трудными детьми в центре социальной помощи следует начинать с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности.
Изучение причин предлагается в литературе проводить по следующей схеме:
) что искажено в духовном мире ребенка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
) какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
) с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью родственников и общественности;
) были ли допущены педагогические ошибки по отношению к ребенку и как их исправить [4, 17].
Диагностика ребенка помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться.
Как отмечает М.Л. Перевозникова, диагностика позволяет выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности социально-педагогических влияний. Объективная информация о детях дает возможность правильно определить цели и задачи социально-педагогической работы, согласовывать все элементы и звенья данного процесса. Формируются единые социально-педагогические позиции по отношению к конкретным подросткам, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. На основе объективного представления о личности ребенка осуществляется программа их воспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: социальных педагогов, воспитателей, учителей, родственников, наставников [16].
Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.
По мнению Г.Н. Голоуховой, выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями.
Первый - такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное решение проблемы. Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае.
Если ему это не удается, тогда социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, то есть самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу нужно знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое [7, с. 10].
По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможно следующее: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай - социальный педагог не смог или частично решил проблему ребенка.
В этом случае необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.
Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации [галаг].
Итак, мы выяснили, что технология социально-педагогической деятельности - это совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
2. Технология работы социального педагога на примере центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детский дом №1 города Вологды
.1 Исследование технологии работы социального педагога
Исследование технологии работы социального педагога мы проводили на базе Бюджетного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Вологодский детский дом №1».
В настоящее время детский дом осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем и самостоятельно принимать решения.
Направлениями работы Вологодского детского дома №1 являются:
) обеспечение социально-правовой поддержки и защиты воспитанников, в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.
) Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в детском доме, обучение воспитанников навыкам самоконтроля, самообразования, самовоспитания.
) Развитие творческих способностей воспитанников, которое осуществляется на основе кружков и творческих объединений воспитанников.
) Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей воспитанников. Данное направление предполагает диагностику и выявление уровня одаренности детей, воспитывающихся в детском доме.
) Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и привитие им навыков здорового образа жизни.
) Профилактика самовольных уходов и асоциальных явлений среди воспитанников.
) Совершенствование процедуры мониторинга обученности и воспитанности детей с целью повышения качества работы учреждения.
На базе данного учреждения открыта служба профориентационного и социального сопровождения выпускников «Перекресток», которая является координатором деятельности постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области.
Основной целью создания Службы профориентационного и социального сопровождения является сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов при переходе на независимое проживание, совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, помощь в реализации их законных прав и интересов, а также содействие в улучшении их социального статуса и подготовке к самостоятельной жизни.
Главная задача службы - оказание содействия выпускнику, находящемуся в трудной жизненной ситуации, профилактика дезадаптации воспитанников, получающих профессиональное образование в учебных заведениях.
Служба ведет работу по следующим направлениям:
оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жильем, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов и нормализацию отношений в ближайшем окружении по месту жительства, работы, учебы, службы в армии), в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения, в продолжении обучения в соответствии с интересами и склонностями;
предоставление временного (на срок до одного года) проживания выпускникам «Вологодский детский дом №1» в возрасте от 18 лет до 23 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основании заключенного договора между Службой и выпускником. Для выпускников детского дома оборудована социальная мини-гостиница: две комнаты по четыре места - для мальчиков и девочек. Живут в ней бесплатно, а питаются за свой счет. Здесь можно находиться, пока не решится вопрос с трудоустройством и съемом жилья. Очень часто постояльцами гостиницы становятся ребята, которые только что пришли из армии. А в остальное время сюда селят будущих выпускников детского дома №1 для лучшей их адаптации к самостоятельной жизни;
оказание помощи в разработке и реализации индивидуальных программ социальной адаптации выпускников интернатных учреждений Вологодской области, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.п.), а также общественных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;
создание условий для приобщения выпускников к культурному и интеллектуальному развитию;
научно-методическое обеспечение целевых программ по социализации выпускников.
В рамках Государственной программы «Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в Вологодской области на 2014-2020 годы» при участии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, областная служба постинтернатного сопровождения «Перекресток» БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №1» реализует подпрограмму «Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних «Вектор будущего».
Службой «Перекресток» разработан план мероприятий с целью реализации технологий социального сопровождения несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
Технологии постинтернатного социального сопровождения
Прежде всего, отметитим, что постинтернатное социальное сопровождение выпускников рассматривается как процесс приспособления детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к условиям социальной среды вне учреждения, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов входит в самостоятельную жизнь и осуществляет полезную деятельность, переживает процессы самоутверждения и творческого самовыражения.
Поэтому цели технологии социального сопровождения в Программе социального педагога Вологодского детского дома №1 - повышение качества подготовки выпускников к самостоятельной жизни, формирование у них социальных знаний, умений, навыков, адекватной самооценки и активной жизненной позиции.
Далее определены задачи постинтернатного социального сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачами данной работы являются:
содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мы выяснили, что по данной технологии социальным педагогом ведется следующая работа:
. Диагностическая работа.
) Изучение уровня благополучия выпускника (физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения и т.д.).
) Диагностика трудовой мотивации, профессиональной направленности и профессиональной компетентности, составление профессиограммы (по запросам).
) Определение интересов, способностей, склонностей, форм и причин асоциального поведения, особенностей общения выпускников (9-11 классы) со сверстниками, педагогическим коллективом учреждения.
) Сбор и анализ проблематики (социального, жилищного, бытового, личностного и правового характера).
. Развивающая и коррекционная работа.
) Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения.
) Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.
) Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.
) Обучение социальным навыкам межличностного взаимодействия (как правильно попросить и принять отказ в просьбе, пошаговый анализ конфликтных ситуаций, способы эффективного делового взаимодействия и т.д.).
3. Консультативная работа.
Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам:
самочувствия (изменчивость настроения, депрессивные состояния, аффекты, стрессы);
межличностных отношений;
профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях;
семейного консультирования (неполные семьи, разводы и т.д.);
взаимоотношения родителей и детей (возрастные кризисы, психолого-педагогические вопросы по воспитанию);
права и правовых отношений;
консультирование членов педагогических коллективов, в которых обучаются и воспитываются выпускники по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания.
обеспечение телефона горячей линии выпускников.
4. Информационно-просветительская работа.
)