Технология работы над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова в 10 классе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    205,22 Кб
  • Опубликовано:
    2017-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология работы над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова в 10 классе

Введение

Современное общество характеризуется интенсивным совершенствованием машинного производства и информационных технологий, что вызывает глубокие преобразования всех сфер общественной жизни. Поэтому к подготовке и развитию членов социума предъявляются более высокие требования. Сегодня методическая наука находится в поиске новых форм, методов, технологий изучения художественного текста на уроках литературы.

В данной работе наше внимание было сосредоточено на проектировании работы над сценарием при изучении чеховских рассказов на уроках литературы в 10 классе.

Актуальность данного исследования определяется:

-    во-первых, растущим интересом к творчеству А. П. Чехова в обществе. Это связано с тем, что писатель поднимет в своих работах социально-значимые темы на простом, доступном языке, размышляя над важными социальными проблемами;

-  во-вторых, ведущей ролью учебного предмета «литература» в достижении результатов обучения и воспитания школьников, в формировании личности учащегося;

-  в-третьих, отсутствием в школьной практике преподавания блока ««Технология работы над сценарием при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе».

Таким образом, наше исследование по созданию модели работы над сценарием при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 актуально, так как современные основные быстро развивающиеся направления работы в муниципальном образовании соотносятся с новой формой проведения урока, которую мы разработали в ходе нашего исследования.

Методологическую основу данной работы составляют:

1.  Федеральные рабочие программы по литературе под ред. Ю. В. Лебедева, А. Н. Архангельского, Т. Ф. Курдюмовой, И. Н. Сухих, В. Я. Коровиной и др.;

.    Литературоведческие работы В. Виноградова, О. В. Левковича, Л. В. Азаровой, С. В. Тихомирова, М. П. Громова, Л. М. Цилкевич, К. М. Милых и др.

Цель исследования: на основе теоретического и экспериментального исследования спроектировать работу над сценарием при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе.

Гипотеза исследования: технология работы над сценарием будет эффективным методическим приемом при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе, если при проектировании конспекта урока:

•  учитывать особенности восприятия чеховских рассказов десятиклассниками;

•  разработать алгоритм работы над сценарием школьников при изучении рассказов А.П. Чехова на уроке литературы в 10 классе.

Из определения цели и гипотезы вытекают основные задачи работы:

•  изучить литературоведческие работы об особенностях прозы А. П. Чехова, проанализировать общие особенности поэтики чеховских рассказов;

•  выделить общепринятые теоретические основы работы над сценарием;

•  провести обзор рассказов А. П. Чехова в современных рабочих программах, учебника, учебно-методических статьях по литературе;

•  выявить особенности восприятия десятиклассниками рассказов А. П. Чехова;

•  спроектировать конспект урока, в основе которого работа над сценарием по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» на уроке литературы в 10 классе.

Объект исследования - процесс проектирования работы над сценарием при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе».

Предмет исследования - работа над сценарием при изучении чеховских рассказов на уроке литературы в 10 классе.

Методы исследования:

1.  Методы теоретического исследования - изучение, анализ и систематизация информации литературоведческой, методической и педагогической литературы, учебных и методических пособий, существующих разработок уроков, общеобразовательных программ по литературе.

.    Методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, проведение констатирующего эксперимента, анализ ответов учащихся.

Этапы исследования:

1     этап: теоретическое исследование проблемы, изучение работ литературоведов, методистов, педагогов-практиков;

2  этап: проведение констатирующего эксперимента;

3  этап: анализ результатов эксперимента, проектирование собственного конспекта урока по теме, подведение итогов работы, формулировка выводов.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в следующем:

•  выявлены основные особенности поэтики чеховских рассказов, на основе которых проектируется работа над сценарием на уроке литературы в 10 классе;

•  выделены методические основы работы над сценарием;

•  выявлены особенности восприятия десятиклассниками рассказов А. П. Чехова, на основе которых проектируется работа над сценарием по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» в 10 классе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения выводов и модели разработанного сценария не только в данном учебном заведении (экспериментальной базе - МОУ СОШ №2 имени М. А. Пронина в г. Звенигород), а также в других образовательных школах на уроках литературы. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании конспектов уроков по литературе по изучению прозы А. П. Чехова в 10 классе.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи, методы исследования, теоретическое и практическое значение работы.

В первой главе в литературоведческом аспекте рассмотрены:

-  особенности поэтики рассказов А.П. Чехова;

    общие особенности поэтики чеховских рассказов на примере произведений «Дама с собачкой» и «Ионыч»;

    теоретические основы работы над сценарием

Во второй главе проанализированы современные рабочие программы по литературе, учебники, методические пособия для 10 класса в аспекте исследуемой проблематики.

В третьей главе даны результаты анкетирования «Умение работать над сценарием в рамках произведений школьной программы», спроектирована модель работы над сценарием при изучении рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» на уроке литературы в 10 классе.

В заключении содержатся основные выводы по данной работе. В библиографии представлено 40 источников.

 


Глава 1. Особенности поэтики рассказов А. П. Чехова

поэтика чеховский рассказ сценарий

1.1 Обзор литературоведческих статей об особенностях прозы А. П. Чехова


Интерес к творчеству А. П. Чехова растет с каждым годом. Это связано с тем, что писатель поднимал в свои работах социально-значимые темы на простом, доступном языке размышляя над важными социальными проблемами. Именно А. П. Чехов поднял вопросы, которые в дальнейшем стали весьма актуальны в XX веке: трагизм обыденности, безысходность повседневности.

Для изучения теоретической основы нашего исследования мы подобрали ряд литературоведческих статей, которые раскрывают необходимые для нашего исследования аспекты чеховской прозы: работы В. В. Виноградова, О. В. Левковича, Л. В. Азаровой, С. В. Тихомирова, М. П. Громова, Л. М. Цилкевич, К. М. Милых.

В.В. Виноградов в своей работе «Об основных типах фразеологических единиц в русском языке» говорит о том, что «Чехов принадлежит сразу двум существенно различным эпохам русского и мирового литературного процесса, что позволяет, с одной стороны, определить его творчество как завершение традиции русского классического реализма, а с другой, и с не меньшим основанием - как преддверие духовных и стилистических открытий литературы новейшего времени».

Опираясь на научную работу В. В. Виноградова позволим себе отметить, что чеховские рассказы обладают особой стилистической окраской, которая объединяет в себе характерные и новаторские черты литературы IX века.

В своей статье Л. В. Азарова «Язык произведений А. П. Чехова»2: выделяет специфику языковых средств чеховских рассказов, а также уделяет внимание структуре контекста. Выделим на основе данной статьи некоторые из особенностей чеховских рассказов:

-        простота и доступность повествования;

         яркая эмоциональная окрашенность;

         сразу видна главная мысль произведения;

         жизненный опыт автора;

- социальные различия в героях: от крепостных до приближенных к государю;

-        обилие лексико-семантических и грамматических средств русского языка;

-        художественные рефрены или повторы отдельных компонентов содержания рассказа;

-        «музыка» в описании пейзажа (например, « <...> Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку». А. П. Чехов «Спепь»);

-        переход от глубокого личного к общему;

         риторические обращения;

-        переход местоимения «я» в местоимение «мы». А. П. Чехов не отделяет героя от окружающих.

Нам стоит отметить, что многие особенности, которые выделяет один исследователь, находят отражения и в других работах. В статье О. В. Левковича «Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А. П. Чехова»3 рассматриваются особенности создания портрета в прозе А.П. Чехова, которые появляются в ранних произведениях и сохраняются на протяжении всего его творчества. А именно героям чеховских рассказов свойственны такие черты искусства модерна, как гротеск и графичность.

О.В. Левкович дает определение портретно-психологической характеристике героя. Портретно-психологическая характеристика героя - это «совокупность внутренних и внешних черт, присущих персонажу, так и способы их описания». В дальнейшем опираясь на научную статью О. В. Левковича, мы также можем выделить ряд особенностей, с помощью которых А. П. Чехов дает портретно-психологическую характеристику своим персонажам:

-        гротеск;

         анекдотичный образ;

         повтор отдельных компонентов рассказа;

-        шаблонная ситуация в поведении героя, определяющаяся социальными ролями;

-        комический эффект от портрета героя, построенный на несоответствии статуса героя и его поведения;

-        контраст главного героя с второстепенными;

-        внешние контрастные образы: невеста и будущая теща, муж и жена, двое друзей;

-        эмоциональность речи героев;

         риторические обращения / восклицания;

         социальная направленность рассказа.

От языковых особенностей и портретной детали мы перейдем к разбору сюжета чеховского рассказа. Для изучения данного вопросы мы выбрали два научных труда: М. П. Громова «Книга о Чехове» 4, Л. М. Цилкевича «Сюжет чеховского рассказа»5.

В XX веке получило свое распространение «прозвище» Чехов-мастер. Оно обусловлено тем, что простота сюжета, включившего в себя сложное содержание, породила многие споры на тему роли малой формы произведений в литературе.

В прозе чеховских рассказов в развитии сюжета и психологического содержания переход от одного сюжета к другому «создает полную иллюзию жизненности, мы ощущаем жизнь в деталях» [4].

Обратим внимание на заметки А. П. Чехова в 1888 г.: «Поневоле, делая рассказ, хлопочешь прежде всего о его рамках: из массы героев и полугероев берешь только одно лицо - жену или мужа, кладешь это лицо на фон и рисуешь только его, его и подчеркиваешь, а остальных разбрасываешь по фону, как мелкую монету; получается нечто вроде небесного свода: одна большая луна и вокруг нее масса маленьких звезд. Луна же не удается, потому что ее можно понять только тогда, если понятны и другие звезды, а звезды не отделаны. И выходит у меня не литература, а нечто вроде шитья Тришкиного кафтана. Что делать? Не знаю и не знаю. Положусь на исцеляющее время»4. И А. П. Чехов создает свой подход к системе построения рассказа. В эту систему естественно вписались общественный фон и углубившийся психологический анализ, мастерство которого у ищущего писателя возрастало от произведения к произведению. Более глубоко стали осмысливаться характеры героев как отражение социально- исторического облика эпохи5.

В сюжете рассказа у А. П. Чехова нет никаких случайностей, мелочей. Начиная от заглавия, зачина, заканчивая его финалом все детально продумано.

Заглавия чеховских рассказов часто отображают объект, конфликт, основную мысль, главного героя, авторскую интонацию.

Можем отметить, что сюжеты чеховских рассказов являются прототипом социального образа жизни, мышления, поведения того времени, в которых особое внимание уделяется «голосу» главного героя. Через призму мировоззрения чеховского героя мы можем наблюдать за развитием тех или иных систем общения, потребления, отношения в обществе, а также за социальными ролями, привязанными к ним социальными ожиданиями и состарившимися устоями общества.

Таким образом, мы переходим к теме бессознательного в чеховских героях, а именно к статье С. В. Тихомирова «Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие»6. Обратим внимание на то, что мера чеховской требовательности один из принципов его нравственного максимума: «Нельзя, нельзя …, надо …, надо…».

Одна из главных проблем чеховских рассказов - проблема самоопределения - кто я?

Главные герои чеховских рассказов ведут размеренную жизнь, которая вкладывается в социальные рамки, «где расставлены надежные ориентиры, гарантирующие если не шумный жизненный успех, то хотя бы чувство самоуважения, где нельзя положиться и на внутренний голос, который на поверку оказывается желанием несбыточного, где даже счастливый жизненный жребий не избавляет от житейских неурядиц. И только жизненный опыт все расставляет по своим местам, и женщина узнает настоящую себе цену, корректирует отношения с окружением, перестает задаваться сакраментальными вопросами (при условии, что этот опыт будет востребован), пока же приходится пробираться на ощупь.

Мы можем сделать вывод, что А. П. Чехову недостаточно показать человека в кругу его мыслей, идей, верований, необходимо изобразить героя в индивидуальном облике.

В чеховских рассказах изображен человек во внутреннем и внешнем состоянии, которые часто сходятся в конфликте между собой. А. П. Чехову с легкостью удается показать мимолетность индивидуальности каждого героя в его мыслях и действиях, присущих ему только в определенный момент. Именно поэтому возникает ощущение близкого отношения к герою со стороны читателя, заставляет его чувствовать каждого героя как отдельную неповторимую личность со всеми духовными ценностями.

Именно поэтому А. П. Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, ведь до конца загадка его творчества не разгадана.

1.2 Общие особенности поэтики чеховских рассказов


Творчество А. П. Чехова - творчество малого жанра. Отметим, что писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление А. П. Чехова именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них - В. В. Виноградов, А. В. Кулешов, А. П. Чудсков, М. П. Громов, Л. М. Цилкевич и многие другие.

В русской литературе обстоятельства сложились так, что рассказ как жанр стал разрабатываться после того, как уже появились повести и роман.

В то время как в 80-е года XIX века эпическое полотно, герои, разрешающие сложные общественные и нравственные проблемы, начали уступать место упрощенным сюжетам, А. П. Чехов вывел жанр рассказа на новую ступень. Наравне с выдающимися мастерами русского романа И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым А. П. Чехов начал освещать серьезные общественные проблемы через уникальную форму повествования, которая в дальнейшем приобретет говорящее название «чеховские рассказы».

С одной стороны чеховские рассказы вобрали в себя старые приемы, обветшалую тематику, внешнюю развлекательность того времени. Но с другой стороны рассказы А. П. Чехова соединила в себе лучшие достижения прежней русской литературы7.

Как отмечает В. И. Кулешов, А. П. Чехов сумел достичь высокого мастерства раскрывать серьезное в малой форме. Хотя во второй половине 80-х годов XIX века, при явном успехе у публики, когда один за другим выходили его сборники «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887),

«Рассказы» (1888), Чехов стал испытывать тревогу, задыхаться в мелких темах, бросился писать роман, искать «общую, руководящую идею» всего творчества8.

Изучая научные труды, мы пришли к выводу, что тема актуальности чеховских рассказов обоснована. Именно поэтому в нашей работе мы решили провести анализ литературоведческих особенностей поэтики рассказов А. П. Чехова таким образом, чтобы наше исследование стало базой для разработки сценария урока.

Основная цель первого параграфа дипломной работы - анализ общих особенностей поэтики чеховских рассказов, на основе которых будет создаваться сценарий урока.

Для реализации поставленной цели необходимо изучить два аспекта:

-        общие особенности поэтики чеховских рассказов;

-        особенности литературоведческого анализа чеховской прозы на примере рассказов «Ионыч» и «Дама с собачкой».

Для реализации первого аспекта мы будем опираться на рассказы А. П. Чехова, рекомендованные для изучения по литературе в 5-11 классах: «Человек в футляре», «Крыжовник», «Хамелеон», «Тоска», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой».

Для реализации второго условия мы сможем из общих особенностей выделить необходимые нам основные литературоведческие черты, которые позволят создать универсальный алгоритм сценария урока по литературе для 10 класса по изучению рассказов А. П. Чехова.

Для того чтобы выделить общие особенности поэтики чеховских рассказов нами был проведен анализ следующих научных трудов: работы С. В. Тихомирова «Формы сознания героев в произведениях А.П. Чехова»9, М. Б. Лоскутниковой «Особенности стиля А. П. Чехова (на материале рассказов

«Длинный язык» и «Дама с собачкой»)10, Б. Ж. Орынбаевой и О. К. Андрющенко «Оценка одежды с эстетической точки зрения в рассказах А.П. Чехова»11, Е. И. Башиловой «Психологическая функция музыкальной детали в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой»12, С. О. Ужеговой «Жанровые эксперименты Чехова в рамках рассказа»13, Э. И. Коптевой «Два жизненных сценария в прозе А. П. Чехова: бегство от жизни и возвращение в бытие», А. П. Чудаков «Поэтика Чехова»15, М.А. Фоминой «Не всякое добро есть добро (по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник».

Составим сводную таблицу по признакам, присущим чеховским рассказам (на примере произведений «Человек в футляре», «Крыжовник», «Хамелеон», «Тоска», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой»):

Название рассказа

Основные составляющие рассказа

 

«Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова, которая посвящена «футлярным людям». Композиция произведения: построена на приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев - Ивана Ивановича; Образ главного героя: Главный герой обрисован гротескно. Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей; Пейзаж: рассказ начинается с поэтического описания природы - утреннего дождя. Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам; Чувства героев через быт: А. П. Чехов окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье

 

«Хамелеон»

Юмористический рассказ. В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Композиция произведения: основе сюжета лежит анекдот, короткая занимательная история. Обратим внимание, что значительную часть рассказа занимает диалог, описание сокращено до минимума, похоже на ремарки; Образ главного героя: полицейский надзиратель Очумелов был показан в разных жизненных ситуациях. (Образ собирательный). Пейзаж: имеется несколько зарисовок площади, нет полных описаний внешнего пространства; Чувства героев через быт: особое название «хамелеонство», «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой нелепой ситуации на площади.

 

«Человек в футляре»

Рассказ «Человек в футляре» входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова, которая посвящена «футлярным людям». Композиция произведения: построена на приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев - Буркин; Образ главного героя: учитель греческого языка Беликов. «Даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности; Пейзаж: словно вся его жизнь, погода в день похорон была пасмурная Чувства героев через быт: спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой.

 

«Студент»

Композиция произведения: по направлению больше относится к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя. Сюжет имеет позитивную динамику; Образ главного героя: 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни - все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым, вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное; Пейзаж: настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. В начале рассказа все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, - буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается - освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского; Чувства героев через быт: осознание, что Иван Великопольский не одинок, наполняет его ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

 

«Ионыч»

Композиция произведения: подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и жизнь невзрачного города полного простых обывателей; Образ главного героя: Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч - молодой врач, приятной внешности, который постепенно набирает вес, становится скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общается; Пейзаж: А. П. Чехов упрощает повествование, используя всего несколько пейзажных зарисовок, тем самым показывая, как черствеет сердце главного героя, которому становится не до природы; Чувства героев через быт: жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, в нем даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек

 

«Дама с собачкой»

Композиция произведения: курортный роман и его последствия. Но задумкой А. П. Чехова не было изобразить пресловутый курортный роман. Цель произведения показать как безысходность жизненной ситуации, боязнь осуждения со стороны и неспособность делать шаги к своей настоящей любви породило глухое и слепое ко всему общество; Образ главного героя: Гуров Дмитрий Дмитриевич во власти соблазнительной мысли о мимолетной связи, о романе с неизвестной очаровательной женщиной. Дома осталась нелюбимая надоевшая жена и трое детей. Но душа, уставшая без любви, буквально требует ласки и нежности. Такая же ищущая понимания и дама с собачкой (Анна Сергеевна). Главная героиня даже никогда и не любила своего мужа. Знакомство несвободных и несчастных в браке было предопределено; Пейзаж: А.П. Чехов умышленно изображает серость и унылость города С., где обитает героиня. А Москва наоборот приятна и комфортна для Дмитрия Дмитриевича Чувства героев через быт: А. П. Чехов показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется, разве что понимает, что она не падшая женщина.

«Тоска»

Композиция произведения: действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. С одной стороны, это несправедливость социального устройства, с другой - человеческая черствость; Образ главного героя: Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска,  на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия; Пейзаж: с первых строк рассказа погружаешься в обстановку, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих; Чувства героев через быт: Иона открывается своей лошадке, и этим А. П. Чехов <#"895810.files/image001.gif">

Рис. 1. Ответ респондентов на вопрос о характере произведения А. П. Чехова «Дама с собачкой»

На второй вопрос анкетирования «Можете ли вы дать характеристику главным героям? Какой у них характер, какие личные проблемы?» была свободная форма ответа. Отметим, что все респонденты указали имена главных героев: Дмитрий Гуров и Анна Сергеевна. Наиболее популярными ответами стали:

очаровательная женщина;

блондинка;

рано вышла замуж

типичный «сердцеед»;

около сорока лет;

москвич;

обремененный тремя детьми;

одинокие люди;

всеобъемлющая любовь.

Как мы видим, что многие опрошенные указали на такие личные проблемы как одиночество, семья, ухаживания за девушками, но также и указали основную мысль всего рассказа, что людьми движет любовь. Позволим себе добавить, что А. П. Чехов показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется.

На Рис. 2 мы видим, что мнения респондентов совпали при ответе на вопрос о приемах, которые использует А. П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой». Ученикам было предложено выбрать не более 3-х вариантов ответа, каждый из которых ранжировался по частоте упоминания. Лидирующие позиции заняли варианты ответов: «Изображение внутреннего мира человека» (93%), «Бытовые ситуации и конфликты» (82, 2%), «Описание пейзажа» (71,6%).

Рис. 2. Ответ респондентов на вопрос о приемах в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»

Ответом на четвертый вопрос анкеты был правильно составленный алгоритм действий в пьесе:

1. Вступление

. Завязка

. Перипетии

. Кульминация

5. Развязка

Отметим, что 97% учащихся 10-х классов смогли правильно выстроить необходимую последовательность. Это связано с тем, что на протяжении всего обучения учащиеся постоянно обращаются к анализу композиции художественного произведения.

На Рис. 3 мы видим, что у многих респондентов нет четкого понимания особенностей работы над сценарием по рассказу. 98,1% опрошенных школьников выбрали вариант «кульминация», который является ошибочным и не относится к основным признакам сценария. Отметим также, что вариант ответа «титры» набрал всего 3%, однако, он является одним из главных признаков.

Это связано с тем, что в современном образовательном процессе на уроках литературы уделяется малое количество часов на изучение алгоритмов построения произведений. Именно поэтому по окончанию изучения произведения мы приступили к реализации нашего проекта по созданию сценария по чеховскому рассказу на уроке литературе в 10-х классе.


Таким образом, в ходе опроса мы выявили, что учащиеся владеют основными композиционными элементами художественного произведения, но умение работать со сценарием по рассказу отсутствует. В следующем параграфе мы проектируем вариант такой работы.

3.2 Обучение работе над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова в 10 классе


В соответствии с целями и задачами нашего дипломного исследования нами был спроектирован конспект урока по литературе в 10 классе.

Тема урока: «А. П. Чехов - любимый автор кинорежиссеров»

Цель: обнаружить драматургический потенциал чеховских рассказов. Планируемые образовательные результаты:

1)      Предметные: воспитание творческой личности, совершенствование читательского опыта и мотивации к систематическому, инициативному чтению, формирование умения находить жанровые особенности рассказов А. П. Чехова.

)  Метапредметные: умение выбирать из предложенного материала, необходимый для решения учебной задачи, работать по плану, сверять свои действия с поставленной целью, вербализовать эмоциональное впечатление, делать вывод на основе критического анализа, строить доказательство, преобразовывать текст.

)  Личностные: формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; развивать эстетические чувства и художественный вкус учеников, развивать и углублять умение соотносить литературу с другими видами искусства.

Тип урока: комбинированный.

Проектируя конспект урока, мы опирались на следующие этапы:

1.      Организационный;

.        Постановка цели урока;

.        Выяснение сущности понятия «сценарий»;

.        Выяснение сущности понятий «питч» и «питчинг»;

.        Работа над логлайном;

6.      Выбор жанра фильма;

7.      Составление описания структуры фильма;

.        Выбор целевой аудитории и актеров;

.        Питчинг;

10.    Домашнее задание;

11.    Рефлексия.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Этап 1. Организационный.

Основная цель - знакомство учеников с темой занятий. Время: 1 мин.

Этап 2. Постановка цели урока.

Основные цели - обозначить цель урока, а также рассказать алгоритм работы на уроке.

Время: 3 мин. Ход этапа:

Демонстрация тридцатисекундного видеоролика с самыми яркими фрагментами экранизаций рассказов А. П. Чехова и статистикой: по произведениям А. П. Чехова осуществлено 245 экранизаций; снято 235 художественных фильмов и 10 анимационных.

Постановка вопроса: почему этот автор так любим кинорежиссерами?

Взаимодействие с классом: высказывают предположения о том, почему тексты Чехова часто становятся сценариями к фильмам.

Подготовительный этап работы над сценарием: «Перед сегодняшним занятием каждый из вас познакомился с рассказом «Дама с собачкой». На уроке вам предстоит выступить в качестве сценаристов, которые будут искать спонсорской поддержки для экранизации рассказа А.П. Чехова. Удачи в вашем творческом поиске!»

Этап 3. Выяснение сущности понятия «Сценарий».

Время: 2 мин. Ход этапа:

Анализ примера сценария к известному фильму (слайды презентации).

Постановка вопроса: «Что такое сценарий?» Предлагает свериться со словарем: «Сценарий - это драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания фильма»

Постановка вопроса: «Что нужно сделать, чтобы превратить текст рассказа Чехова в сценарий?»

Взаимодействие с классом: формулируют определение понятия сценарий, сверяются со словарем. Отвечают на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы превратить текст рассказа А. П. Чехова в сценарий (ответ: оставить только реплики героев и описание их действий).

Следующий этап в работе над сценарием - подготовка его к процедуре питчинга.

Этап 4. Выяснение сущности понятий «питч» и «питчинг»;

Время: 5 мин. Ход этапа:

Объяснение необходимости «питчинга»: «Если вы начинающий автор, то ваша цель - заинтересовать агента или редактора настолько, чтобы он захотел прочитать текст целиком. Поможет вам в этом метод «Elevator Pitch». Показ минутного ролика, основная суть которого: «Метод Elevator Pitch появился США. Молодые предприниматели, для того чтобы найти инвестора для своих проектов, заходили в крупные бизнес- центры, садились в лифт и пока лифт двигался к верхним этажам небоскреба, пытались заинтересовать потенциальных инвесторов своим предложением. Понятно, что лифты перемещаются достаточно быстро, и у молодых бизнесменов было совсем мало времени, чтобы достичь своих целей. Сейчас Elevator Pitch как эффективный метод создания интереса, вышел за рамки «лифтов», и с успехом используется в тех ситуациях, где необходимо быстро донести основную идею до слушателя». Сообщает о том, что первый в России питчинг состоялся в 2007 году в рамках фестиваля «Кинотавр».

Ученики дает определения понятиям «питч» и «питчинг», корректирует ответы.

Ответы учеников (корректировка ответов): питч (Питчинг, pitch, pitching) - краткая словесная (иногда визуальная) презентация идеи, истории фильма или ТВ-проекта, как правило, от имени сценариста или режиссера, в адрес продюсеров и представителей киностудий, с целью заинтересовать потенциального покупателя и привлечь финансирование на кинопроект, либо продать сценарий. В идеале питч должен укладываться в пять-десять предложений. Питчинг - процесс, мероприятие, организованное с целью представления питчей. Сценарный питчинг - презентация сценариста, который хочет продать свой сценарий продюсерам.

Подробно рассмотрим каждый из пунктов питча (ученики записывают структуру):

1.      Логлайн;

.  Жанр, атмосфера, настроение;

.  Структура;

.  Целевая аудитория;

.  Актеры.

Этап 5. Работа над логлайном.

Время: 7 мин. Ход этапа:

Примеры логлайнов к известным фильмам (можно рассмотреть рекламные листовки из кинотеатра):

«Полицейский приезжает в Лос-Анджелес к бывшей жене и узнает, что здание, в котором она работает, захвачено террористами» («Крепкий орешек»),

«Археолог, пытаясь найти сокровища, спрятанные в одной из великих пирамид, вынужден вступить в бой с тысячами мумий, охраняющих пирамиду» («Мумия»)

«Ребенок загадывает желание, чтобы его отец, успешный адвокат, перестав лгать, в течение 24-х часов говорил только правду. Желание малыша волшебным образом сбывается» («Лжец, лжец»)

Выведение определения «логлайн», его структуры: герой, цель, препятствие.

Создают логлайн самостоятельно по схеме: Герой (А), чтобы достичь своей цели (Б), преодолевая трудное для него препятствие (!), совершает ПОСТУПОК (В).

Постановка общего логлайна к рассказу «Дама с собачкой» (Например, «Случайное знакомство на отдыхе в Ялте Гурова и Анны Сергеевны перерастает в глубокое чувство. Их общение вдали от дома открывает перед обоими новый мир, полный иллюзорных надежд на совместное будущее. Но он женат, и у неё своя семья…»)

Записывают логлайн рассказа. Этап 6. Выбор жанра фильма. Время: 2 мин.

Ход этапа:

Призыв выбрать из представленных в раздаточном материале жанров наиболее подходящий (драма).

Ученики обосновывают свой выбор.

Этап 7. Составление описания структуры фильма.

Время: 10 мин. Ход этапа:

Преподаватель называет составляющие структуры: завязка, перипетии, кульминация, развязка. С учениками описывает завязку (исходное событие, причину дальнейших событий), Какое событие для истории Гурова вы считаете «исходным», объясняющим произошедшее в Ялте? (Он филолог, вынужденный работать в банке). С помощью какой сцены вы могли бы показать это противоречие в его жизни? Какое событие является исходным в судьбе героини? (Замужество и переезд из Петербурга в С.). Какая сцена могла бы отразить это событие?

Ищут конфликтные противоречия в жизни героев, составляют сцены, отражающие их. Определяют термин «перипетия» (переворот, внезапная перемена в судьбе героя, движение от счастья к несчастью и наоборот) и «кульминация» (ответственейший момент в развитии действия, предрешающий развязку).

Преподаватель приводит примеры описания перипетий. Например, «Бэтмен должен остановить Джокера, чтобы тот не убил свидетелей. Начинается погоня по Готэму. Бэтмэн несется на своем супер-мотоцикле, Джокер - на большом грузовике. Бэтмен его переворачивает, но Джокер остается жив…» («Темный рыцарь», 2008)

Преподаватель просит дать определение перипетий и кульминации (Пример из «Крепкого орешка»(1988):«Джон МакКлейн должен спасти заложников с крыши, где полно взрывчатки»).

Постановка вопросов на примере чеховского рассказа «Дама с собачкой» (преподаватель акцентирует внимание на том, что в развязке следует указать, как изменился герой и его жизнь.): Кто станет героем при описании перипетий и кульминации? Почему? (Героем становится Гуров, именно он меняется в истории). Чем ваше описание перипетий будет отличаться от приведенного в примере? (описание будет отражать изменения во внутренней жизни героя). Какое событие вы считаете кульминационным, предрешающим финал? (Разговор с чиновником). Почему именно этот момент вы считаете решающим?

Ученики отвечают на вопросы, помогающие при составлении структуры. Составляют описание завязки, перипетий, кульминации и развязки в рассказе А. П. Чехова.

Этап 8. Выбор целевой аудитории и актеров.

Время: 5 мин. Ход этапа:

Постановка вопросов: Как описаны герои рассказа? Какими и почему вы себе их представляете?

Преподаватель призывает подумать, кому может быть адресован фильм, какие актеры и почему могут в нем сниматься.

Преподаватель показывает кадры экранизации рассказа Хейфица. Каким вы находите выбор режиссера?

Обсуждение с классом: обращаются к описанию героев. Обосновывают выбор целевой аудитории и актеров в двух предложениях питча. Оценивают выбор актеров Хейфицем.

Этап 9. Питчинг.

Время: 5 мин. Ход этапа:

Проходит презентация питчей учеников в мини-группах. Регламент: 1 мин.

Постановка вопроса: есть ли в рассказе Чехова драматургический потенциал?

Этап 10. Домашнее задание.

Время: 3 мин. Ход этапа:

Преподаватель: «Прочитать один из рассказов Чехова и составить к нему питч».

Ученики записывают домашнее задание.

Этап 11. Рефлексия.

Время: 3 мин. Ход этапа:

Преподаватель просит дать оценку занятию и обосновать свой выбор.

Таким образом, нами спроектирован конспект урока, в основе которого технология работы над сценарием во время урока литературы в 10 классе.

Опираясь, на выше изложенное, нами были сделаны следующие выводы:

-      на констатирующем этапе в ходе социологического опроса быловыявлено, что знания обучающихся по курсу школьной программы в рамках произведения «Дама с собачкой» достаточно высоки;

- при проектировании сценария на уроке по литературе мы смогли реализовать алгоритм дипломного проекта, тем самым обнаружить драматургический потенциал чеховских рассказов.

 


Заключение


В данной работе была рассмотрена технология работы над сценарием при изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе. Благодаря установлению связи между литературой и кинематографом восприятие текста учащимися можно поднять на качественно новый уровень, более того у школьников появляется возможность осмыслить художественное произведение в процессе собственного творчества.

В главе № 1 был проведен анализ литературоведческих работ по определению особенностей поэтики рассказов А. П. Чехова, были выявлены общие особенности поэтики чеховских рассказов на примере произведений

«Дама с собачкой» и «Ионыч», рассмотрены теоретические основы работы над сценарием. После изучения особенностей рассказов                 А.П. Чехова становится понятно, почему данный автор пользуется популярностью у кинорежиссеров. Приемы, использованные им в своих рассказах, органичны для языка кино, активно используются в нем.

В главе № 2 был произведен анализ современных программ по литературе для 10 класса, учебников, методических разработок. Мы выяснили, что изучение рассказов А. П. Чехова предполагается во всех ныне действующих программах по литературе для 10 класса, однако киноинтерпретации рассказов упоминаются редко, лишь на внеклассных мероприятиях. Подход, при котором ученики подходят к тексту рассказа как к сценарию, не находит отражения ни в одной из программ. Однако на тесную связь А. П. Чехова и современного ему театра указывают все авторы.

В главе № 3 был произведено анкетирование «Умение работать над сценарием в рамках произведений школьной программы» и модель изучения рассказов А. П. Чехова. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся владеют основными композиционными элементами художественного произведения, но умение работать со сценарием по рассказу отсутствует. Данные эксперимента показывают, что в ходе изучения рассказов А. П. Чехова в школе на уроках литературы недостаточно полно перед учениками раскрываются приемы, с помощью которых автор создает образы, строит конфликт произведения. Исходя из результатов эксперимента, нами была предложена модель изучения рассказов А. П. Чехова в 10 классе на примере рассказа «Дама с собачкой».

Перспективу работы над данной темой мы видим в разработке новых форм и приемов проведения уроков по творчеству разных писателей с учетом связей литературы и кино для создания у учащихся более полного образа художественного произведения, стимулирования их собственного творчества.

Список библиографии


1.      Азарова Л. В. «Язык произведений А. П. Чехова» // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №1c.

2.      Академия медиаиндустрии <http://www.ipk.ru/index.php?id=1169>. <http://www.ipk.ru/index.php?id=1196> Вестник электронных и печатных <http://www.ipk.ru/index.php?id=2311> СМИ <http://www.ipk.ru/index.php?id=2311>. Архив журнала <http://www.ipk.ru/index.php?id=2124>. Выпуск № 7 <http://www.ipk.ru/index.php?id=1582> А. А. Целихин.

3.         Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия. - М.: ВГИК, 2003. 106 с.

.           Башилова Е. И. «Психологическая функция музыкальной детали в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» - М., журнал «Среднее профессиональное образование», 2010 г.

.           Виноградов В. В. «Об основных типах фразеологических единиц в русском языке». Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 140-161

.           Громов М. П. «Книга о Чехове». Москва: Современник, 1989 - с.384

.           Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. Культура и цивилизация. 2012

.           Коптева Э. И. «Два жизненных сценария в прозе А. П. Чехова: бегство от жизни и возвращение в бытие»- Омск, Омский педагогический университет, 2016 г.

9.        Кулешов В. И. «История русской критики XVIII - начала XVIV веков: учеб. для студ./ В. И. Кулешев 3- е изд. - М.: Просвещение, 1984 г. - 528 с. »

10. Лебедев Ю. В. «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.», М.: «Просвещение», 2015г. 428 с

11.      Левкович О. В. «Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А. П. Чехова» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №2.

.          Литература 10 класс / под ред. В.Ф. Чертова. - М.: Просвещение. - 2015 г. - 256с.

.          Литература 10 класс / под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина. - М.: Русское слово, 2015 г. - 457c.

.          Литература 10 класс/учебник под ред. А.Н. Архангельского - М.: Дрофа, 2016 г. - 320 с.

.          Литература. 10 класс. Учебник // Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др.-М.: Дрофа, 2015 г. - 448с

.          Лоскутникова М. Б. «Особенности стиля А. П. Чехова (на материале рассказов «Длинный язык» и «Дама с собачкой») - Кафедра русской литературы и фольклора ГОУ ВПО МГПУ

17.    Миронова Н. А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ <https://elibrary.ru/item.asp?id=25850278> УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ <https://elibrary.ru/item.asp?id=25850278> В сборнике: Научно- <https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> методическое наследие и современное литературное образование. <https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> XXIII Голубковские чтения <https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> 2016. С. 132-137.

.        Миронова Н. А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ К <https://elibrary.ru/item.asp?id=26026044> УЧЕБНИКУ <https://elibrary.ru/item.asp?id=26026044> // Миронова Н.А. Литература. 9 класс / под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Москва, 2016.

19.      Можаев А. Б. Особенности российского сценария // Синопсис и сценарий. - 2006. - №7. - С. 186-190.

.          Орынбаева Б. Ж. и Андрющенко О. К. «Оценка одежды с эстетической точки зрения в рассказах А.П. Чехова»

.          Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015. - 200с.

.          Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы. Под ред. Ю.В. Лебедева - М.: Просвещение, 2015г.

.          Сухих И.Н. Литература 10 класс / И.Н. Сухих. - М.: Академия, 2015 г. 240 с.

.          Тихомиров С. В. «Формы сознания героев в произведениях А.П. Чехова»: : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Москва, 1987. - 185 с. Русская литература

.          Тихомиров С. В. «Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие» (Глава 18)

.          Туркин В. К. Драматургия кино: уч. пособие. - М., 2007

.          Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Тынянов. - Москва: Наука, 1977

.          Ужегова С. О. «Жанровые эксперименты Чехова в рамках рассказа» - Вестник СамГУ, № 4, 2015 г. - 126 с.

.          Учебная программа по литературе- 10 класс/ под редакцией В.Я. Коровиной//Министерство образования РФ. - Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный план. - М. «Дрофа», 2015 г. - 132c.

.          Учебная программа по литературе. 10 класс / под редакцией И.Н. Сухих. - М.: Академия, 2015 г. - 140 с

.          Учебная программа по литературе.10 класс / под редакцией А.Н. Архангельского - М.: Дрофа, 2016 г. - 120 с.

.          Учебная программа по литературе.10 класс / под редакцией Курдюмовой Т.Ф. и др. - М.: Дрофа, 2015г. - 148 с.

.          Учебник по литературе для 10 класса / под редакцией В.Я. Коровиной Министерство образования РФ - М.: «Просвещение», 2015 г. - 485 с.

.          Фомина М. А. «Не всякое добро есть добро (по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник» - Тамбов: Грамота, 2016. № 3 (57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 62-65. ISSN 1997-2911.

.          Цилкевич Л. М. «Сюжет чеховского рассказа» / Даугавпилс. пед. ин-т. Рига: Звайгзне, 1976. - 238 с.

.          Чудаков А. П. «Поэтика Чехова» - М., Издательство «НАУКА», 1971

.          Чудсков А. П. «Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение.» - М.,: Азбука, 1986 г. - 42с.

.          Ярцева С. С. Колонка: старая форма, новый жанр // Жанры СМИ: история, теория, практика: тезисы V Всероссийской научно- практической конференции 17-18 марта 2011г. - Самара: Портопринт, 2011. - С. 93-94.

Приложение

Анкета на тему «Умение работать над сценарием в рамках произведений школьной программы»

Московский педагогический государственный университет проводит социологический опрос на тему «Умение работать над сценарием в рамках произведений школьной программы». Просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на вопросы. Это не отнимет у Вас много времени. Данные, полученные в опросе, будут использоваться в обобщенном виде, конфиденциальность Ваших ответов гарантируется.

На вопросы Вам предлагаются различные варианты ответов. Выберите номер того варианта, который соответствует Вашему мнению, либо напишите ответ сами, если он не приводится.

Заполняйте анкету на основе рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой».

1.   Каким является рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой»?

сатирический;

юмористический;

реалистический;

философский.

2.   Можете ли вы дать характеристику главным героям? Какой у них характер, какие личные проблемы, что движет героем?

(вопрос с открытой формой ответа)

3.   Какие приемы использует А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой»? (не более 3-х вариантов ответа)

смысл названия рассказа;

речь героев (краткость, лаконичность, вольные высказывания),

художественная деталь;

бытовые ситуации и конфликты;

особенность композиции: рассказ в рассказе

описание пейзажа.

4.  Выстроите в нужном порядке последовательность действий в пьесе

1) Кульминация

2) Развязка

3) Завязка

) Вступление

) Перипетии

5.  Найдите 4 основные черты литературного сценария

описательная часть;

диалог;

закадровый голос;

музыка;

логлайн;

разработка характеров персонажей;

черновой вариант сценария;

преамбула;

завязка;

кульминация;

титры.

Похожие работы на - Технология работы над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова в 10 классе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!