Композиция произведения: действительность предстает перед
нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. С одной стороны, это
несправедливость социального устройства, с другой - человеческая черствость;
Образ главного героя: Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший
сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется
выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но
непрерывно натыкается на стену равнодушия; Пейзаж: с первых строк рассказа
погружаешься в обстановку, что как наяву представляешь кружащиеся в свете
фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь
уличный шум и крики прохожих; Чувства героев через быт: Иона открывается
своей лошадке, и этим А. П. Чехов <#"895810.files/image001.gif">
Рис. 1. Ответ респондентов на вопрос о характере произведения А. П.
Чехова «Дама с собачкой»
На второй вопрос анкетирования «Можете ли вы дать характеристику главным
героям? Какой у них характер, какие личные проблемы?» была свободная форма
ответа. Отметим, что все респонденты указали имена главных героев: Дмитрий
Гуров и Анна Сергеевна. Наиболее популярными ответами стали:
очаровательная женщина;
блондинка;
рано вышла замуж
типичный «сердцеед»;
около сорока лет;
москвич;
обремененный тремя детьми;
одинокие люди;
всеобъемлющая любовь.
Как мы видим, что многие опрошенные указали на такие личные проблемы как
одиночество, семья, ухаживания за девушками, но также и указали основную мысль
всего рассказа, что людьми движет любовь. Позволим себе добавить, что А. П.
Чехов показывает, как любовь может преобразить человека. Но в духовном развитии
показан только главный герой. Дама с собачкой почти не меняется.
На Рис. 2 мы видим, что мнения респондентов совпали при ответе на вопрос
о приемах, которые использует А. П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой».
Ученикам было предложено выбрать не более 3-х вариантов ответа, каждый из
которых ранжировался по частоте упоминания. Лидирующие позиции заняли варианты
ответов: «Изображение внутреннего мира человека» (93%), «Бытовые ситуации и
конфликты» (82, 2%), «Описание пейзажа» (71,6%).
Рис. 2. Ответ респондентов на вопрос о приемах в рассказе А. П. Чехова
«Дама с собачкой»
Ответом на четвертый вопрос анкеты был правильно составленный алгоритм
действий в пьесе:
1. Вступление
. Завязка
. Перипетии
. Кульминация
5. Развязка
Отметим, что 97% учащихся 10-х классов смогли правильно выстроить
необходимую последовательность. Это связано с тем, что на протяжении всего
обучения учащиеся постоянно обращаются к анализу композиции художественного
произведения.
На Рис. 3 мы видим, что у многих респондентов нет четкого понимания
особенностей работы над сценарием по рассказу. 98,1% опрошенных школьников
выбрали вариант «кульминация», который является ошибочным и не относится к
основным признакам сценария. Отметим также, что вариант ответа «титры» набрал
всего 3%, однако, он является одним из главных признаков.
Это связано с тем, что в современном образовательном процессе на уроках
литературы уделяется малое количество часов на изучение алгоритмов построения
произведений. Именно поэтому по окончанию изучения произведения мы приступили к
реализации нашего проекта по созданию сценария по чеховскому рассказу на уроке
литературе в 10-х классе.
Таким образом, в ходе опроса мы выявили, что учащиеся владеют основными
композиционными элементами художественного произведения, но умение работать со
сценарием по рассказу отсутствует. В следующем параграфе мы проектируем вариант
такой работы.
3.2 Обучение работе над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова
в 10 классе
В соответствии с целями и задачами нашего дипломного исследования нами
был спроектирован конспект урока по литературе в 10 классе.
Тема урока: «А. П. Чехов - любимый автор кинорежиссеров»
Цель: обнаружить драматургический потенциал чеховских рассказов.
Планируемые образовательные результаты:
1) Предметные: воспитание творческой личности, совершенствование
читательского опыта и мотивации к систематическому, инициативному чтению,
формирование умения находить жанровые особенности рассказов А. П. Чехова.
) Метапредметные: умение выбирать из предложенного материала,
необходимый для решения учебной задачи, работать по плану, сверять свои
действия с поставленной целью, вербализовать эмоциональное впечатление, делать
вывод на основе критического анализа, строить доказательство, преобразовывать
текст.
) Личностные: формировать готовность к получению новых знаний, их
применению и преобразованию; развивать эстетические чувства и художественный
вкус учеников, развивать и углублять умение соотносить литературу с другими
видами искусства.
Тип урока: комбинированный.
Проектируя конспект урока, мы опирались на следующие этапы:
1. Организационный;
. Постановка цели урока;
. Выяснение сущности понятия «сценарий»;
. Выяснение сущности понятий «питч» и «питчинг»;
. Работа над логлайном;
6. Выбор жанра фильма;
7. Составление описания структуры фильма;
. Выбор целевой аудитории и актеров;
. Питчинг;
10. Домашнее задание;
11. Рефлексия.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Этап 1.
Организационный.
Основная цель - знакомство учеников с темой занятий. Время: 1 мин.
Этап 2.
Постановка цели урока.
Основные цели - обозначить цель урока, а также рассказать алгоритм работы
на уроке.
Время: 3 мин. Ход этапа:
Демонстрация тридцатисекундного видеоролика с самыми яркими фрагментами
экранизаций рассказов А. П. Чехова и статистикой: по произведениям А. П. Чехова
осуществлено 245 экранизаций; снято 235 художественных фильмов и 10
анимационных.
Постановка вопроса: почему этот автор так любим кинорежиссерами?
Взаимодействие с классом: высказывают предположения о том, почему тексты
Чехова часто становятся сценариями к фильмам.
Подготовительный этап работы над сценарием: «Перед сегодняшним занятием
каждый из вас познакомился с рассказом «Дама с собачкой». На уроке вам
предстоит выступить в качестве сценаристов, которые будут искать спонсорской
поддержки для экранизации рассказа А.П. Чехова. Удачи в вашем творческом
поиске!»
Этап 3.
Выяснение сущности понятия «Сценарий».
Время: 2 мин. Ход этапа:
Анализ примера сценария к известному фильму (слайды презентации).
Постановка вопроса: «Что такое сценарий?» Предлагает свериться со
словарем: «Сценарий - это драматическое произведение с подробным описанием
действия и реплик, предназначенное для создания фильма»
Постановка вопроса: «Что нужно сделать, чтобы превратить текст рассказа
Чехова в сценарий?»
Взаимодействие с классом: формулируют определение понятия сценарий,
сверяются со словарем. Отвечают на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы
превратить текст рассказа А. П. Чехова в сценарий (ответ: оставить только
реплики героев и описание их действий).
Следующий этап в работе над сценарием - подготовка его к процедуре
питчинга.
Этап 4.
Выяснение сущности понятий «питч» и «питчинг»;
Время: 5 мин. Ход этапа:
Объяснение необходимости «питчинга»: «Если вы начинающий автор, то ваша
цель - заинтересовать агента или редактора настолько, чтобы он захотел
прочитать текст целиком. Поможет вам в этом метод «Elevator Pitch». Показ
минутного ролика, основная суть которого: «Метод Elevator Pitch появился США.
Молодые предприниматели, для того чтобы найти инвестора для своих проектов,
заходили в крупные бизнес- центры, садились в лифт и пока лифт двигался к
верхним этажам небоскреба, пытались заинтересовать потенциальных инвесторов
своим предложением. Понятно, что лифты перемещаются достаточно быстро, и у
молодых бизнесменов было совсем мало времени, чтобы достичь своих целей. Сейчас
Elevator Pitch как эффективный метод создания интереса, вышел за рамки
«лифтов», и с успехом используется в тех ситуациях, где необходимо быстро
донести основную идею до слушателя». Сообщает о том, что первый в России
питчинг состоялся в 2007 году в рамках фестиваля «Кинотавр».
Ученики дает определения понятиям «питч» и «питчинг», корректирует
ответы.
Ответы учеников (корректировка ответов): питч (Питчинг, pitch, pitching)
- краткая словесная (иногда визуальная) презентация идеи, истории фильма или
ТВ-проекта, как правило, от имени сценариста или режиссера, в адрес продюсеров
и представителей киностудий, с целью заинтересовать потенциального покупателя и
привлечь финансирование на кинопроект, либо продать сценарий. В идеале питч
должен укладываться в пять-десять предложений. Питчинг - процесс, мероприятие,
организованное с целью представления питчей. Сценарный питчинг - презентация
сценариста, который хочет продать свой сценарий продюсерам.
Подробно рассмотрим каждый из пунктов питча (ученики записывают
структуру):
1. Логлайн;
. Жанр, атмосфера, настроение;
. Структура;
. Целевая аудитория;
. Актеры.
Этап 5.
Работа над логлайном.
Время: 7 мин. Ход этапа:
Примеры логлайнов к известным фильмам (можно рассмотреть рекламные
листовки из кинотеатра):
«Полицейский приезжает в Лос-Анджелес к бывшей жене и узнает, что здание,
в котором она работает, захвачено террористами» («Крепкий орешек»),
«Археолог, пытаясь найти сокровища, спрятанные в одной из великих пирамид,
вынужден вступить в бой с тысячами мумий, охраняющих пирамиду» («Мумия»)
«Ребенок загадывает желание, чтобы его отец, успешный адвокат, перестав
лгать, в течение 24-х часов говорил только правду. Желание малыша волшебным
образом сбывается» («Лжец, лжец»)
Выведение определения «логлайн», его структуры: герой, цель, препятствие.
Создают логлайн самостоятельно по схеме: Герой (А), чтобы достичь своей
цели (Б), преодолевая трудное для него препятствие (!), совершает ПОСТУПОК (В).
Постановка общего логлайна к рассказу «Дама с собачкой» (Например,
«Случайное знакомство на отдыхе в Ялте Гурова и Анны Сергеевны перерастает в
глубокое чувство. Их общение вдали от дома открывает перед обоими новый мир,
полный иллюзорных надежд на совместное будущее. Но он женат, и у неё своя
семья…»)
Записывают логлайн рассказа. Этап 6. Выбор жанра фильма. Время: 2 мин.
Ход этапа:
Призыв выбрать из представленных в раздаточном материале жанров наиболее
подходящий (драма).
Ученики обосновывают свой выбор.
Этап 7.
Составление описания структуры фильма.
Время: 10 мин. Ход этапа:
Преподаватель называет составляющие структуры: завязка, перипетии,
кульминация, развязка. С учениками описывает завязку (исходное событие, причину
дальнейших событий), Какое событие для истории Гурова вы считаете «исходным»,
объясняющим произошедшее в Ялте? (Он филолог, вынужденный работать в банке). С
помощью какой сцены вы могли бы показать это противоречие в его жизни? Какое
событие является исходным в судьбе героини? (Замужество и переезд из Петербурга
в С.). Какая сцена могла бы отразить это событие?
Ищут конфликтные противоречия в жизни героев, составляют сцены,
отражающие их. Определяют термин «перипетия» (переворот, внезапная перемена в
судьбе героя, движение от счастья к несчастью и наоборот) и «кульминация»
(ответственейший момент в развитии действия, предрешающий развязку).
Преподаватель приводит примеры описания перипетий. Например, «Бэтмен
должен остановить Джокера, чтобы тот не убил свидетелей. Начинается погоня по
Готэму. Бэтмэн несется на своем супер-мотоцикле, Джокер - на большом грузовике.
Бэтмен его переворачивает, но Джокер остается жив…» («Темный рыцарь», 2008)
Преподаватель просит дать определение перипетий и кульминации (Пример из
«Крепкого орешка»(1988):«Джон МакКлейн должен спасти заложников с крыши, где
полно взрывчатки»).
Постановка вопросов на примере чеховского рассказа «Дама с собачкой»
(преподаватель акцентирует внимание на том, что в развязке следует указать, как
изменился герой и его жизнь.): Кто станет героем при описании перипетий и кульминации?
Почему? (Героем становится Гуров, именно он меняется в истории). Чем ваше
описание перипетий будет отличаться от приведенного в примере? (описание будет
отражать изменения во внутренней жизни героя). Какое событие вы считаете
кульминационным, предрешающим финал? (Разговор с чиновником). Почему именно
этот момент вы считаете решающим?
Ученики отвечают на вопросы, помогающие при составлении структуры.
Составляют описание завязки, перипетий, кульминации и развязки в рассказе А. П.
Чехова.
Этап 8. Выбор
целевой аудитории и актеров.
Время: 5 мин. Ход этапа:
Постановка вопросов: Как описаны герои рассказа? Какими и почему вы себе
их представляете?
Преподаватель призывает подумать, кому может быть адресован фильм, какие
актеры и почему могут в нем сниматься.
Преподаватель показывает кадры экранизации рассказа Хейфица. Каким вы
находите выбор режиссера?
Обсуждение с классом: обращаются к описанию героев. Обосновывают выбор
целевой аудитории и актеров в двух предложениях питча. Оценивают выбор актеров
Хейфицем.
Этап 9.
Питчинг.
Время: 5 мин. Ход этапа:
Проходит презентация питчей учеников в мини-группах. Регламент: 1 мин.
Постановка вопроса: есть ли в рассказе Чехова драматургический потенциал?
Этап 10.
Домашнее задание.
Время: 3 мин. Ход этапа:
Преподаватель: «Прочитать один из рассказов Чехова и составить к нему
питч».
Ученики записывают домашнее задание.
Этап 11.
Рефлексия.
Время: 3 мин. Ход этапа:
Преподаватель просит дать оценку занятию и обосновать свой выбор.
Таким образом, нами спроектирован конспект урока, в основе которого
технология работы над сценарием во время урока литературы в 10 классе.
Опираясь, на выше изложенное, нами были сделаны следующие выводы:
- на констатирующем этапе в ходе социологического опроса быловыявлено,
что знания обучающихся по курсу школьной программы в рамках произведения «Дама
с собачкой» достаточно высоки;
- при проектировании сценария на уроке по литературе мы смогли
реализовать алгоритм дипломного проекта, тем самым обнаружить драматургический
потенциал чеховских рассказов.
Заключение
В данной работе была рассмотрена технология работы над сценарием при
изучении рассказов А. П. Чехова в 10 классе. Благодаря установлению связи между
литературой и кинематографом восприятие текста учащимися можно поднять на
качественно новый уровень, более того у школьников появляется возможность
осмыслить художественное произведение в процессе собственного творчества.
В главе № 1 был проведен анализ литературоведческих работ по определению
особенностей поэтики рассказов А. П. Чехова, были выявлены общие особенности
поэтики чеховских рассказов на примере произведений
«Дама с собачкой» и «Ионыч», рассмотрены теоретические основы работы над
сценарием. После изучения особенностей рассказов А.П. Чехова
становится понятно, почему данный автор пользуется популярностью у
кинорежиссеров. Приемы, использованные им в своих рассказах, органичны для
языка кино, активно используются в нем.
В главе № 2 был произведен анализ современных программ по литературе для
10 класса, учебников, методических разработок. Мы выяснили, что изучение
рассказов А. П. Чехова предполагается во всех ныне действующих программах по
литературе для 10 класса, однако киноинтерпретации рассказов упоминаются редко,
лишь на внеклассных мероприятиях. Подход, при котором ученики подходят к тексту
рассказа как к сценарию, не находит отражения ни в одной из программ. Однако на
тесную связь А. П. Чехова и современного ему театра указывают все авторы.
В главе № 3 был произведено анкетирование «Умение работать над сценарием
в рамках произведений школьной программы» и модель изучения рассказов А. П.
Чехова. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся
владеют основными композиционными элементами художественного произведения, но
умение работать со сценарием по рассказу отсутствует. Данные эксперимента
показывают, что в ходе изучения рассказов А. П. Чехова в школе на уроках
литературы недостаточно полно перед учениками раскрываются приемы, с помощью
которых автор создает образы, строит конфликт произведения. Исходя из
результатов эксперимента, нами была предложена модель изучения рассказов А. П.
Чехова в 10 классе на примере рассказа «Дама с собачкой».
Перспективу работы над данной темой мы видим в разработке новых форм и
приемов проведения уроков по творчеству разных писателей с учетом связей
литературы и кино для создания у учащихся более полного образа художественного
произведения, стимулирования их собственного творчества.
Список библиографии
1. Азарова
Л. В. «Язык произведений А. П. Чехова» // Вестник Таганрогского института имени
А.П. Чехова. 2011. №1c.
2. Академия
медиаиндустрии <http://www.ipk.ru/index.php?id=1169>.
<http://www.ipk.ru/index.php?id=1196> Вестник электронных и печатных
<http://www.ipk.ru/index.php?id=2311> СМИ <http://www.ipk.ru/index.php?id=2311>.
Архив журнала <http://www.ipk.ru/index.php?id=2124>. Выпуск № 7
<http://www.ipk.ru/index.php?id=1582> А. А. Целихин.
3. Арабов
Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия. - М.: ВГИК, 2003. 106 с.
. Башилова
Е. И. «Психологическая функция музыкальной детали в рассказе А. П. Чехова «Дама
с собачкой» - М., журнал «Среднее профессиональное образование», 2010 г.
. Виноградов
В. В. «Об основных типах фразеологических единиц в русском языке». Избранные
труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 140-161
. Громов
М. П. «Книга о Чехове». Москва: Современник, 1989 - с.384
. Ефремова
Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. Культура и
цивилизация. 2012
. Коптева
Э. И. «Два жизненных сценария в прозе А. П. Чехова: бегство от жизни и
возвращение в бытие»- Омск, Омский педагогический университет, 2016 г.
9. Кулешов
В. И. «История русской критики XVIII - начала XVIV веков: учеб. для студ./ В.
И. Кулешев 3- е изд. - М.: Просвещение, 1984 г. - 528 с. »
10. Лебедев
Ю. В. «Русская литература XIX века 10 кл. / в 2-х ч.», М.: «Просвещение»,
2015г. 428 с
11. Левкович
О. В. «Особенности создания портретно-психологической характеристики в прозе А.
П. Чехова» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2012. №2.
. Литература
10 класс / под ред. В.Ф. Чертова. - М.: Просвещение. - 2015 г. - 256с.
. Литература
10 класс / под редакцией В.И. Сахарова, С.А. Зинина. - М.: Русское слово, 2015
г. - 457c.
. Литература
10 класс/учебник под ред. А.Н. Архангельского - М.: Дрофа, 2016 г. - 320 с.
. Литература.
10 класс. Учебник // Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др.-М.: Дрофа, 2015 г. - 448с
. Лоскутникова
М. Б. «Особенности стиля А. П. Чехова (на материале рассказов «Длинный язык» и
«Дама с собачкой») - Кафедра русской литературы и фольклора ГОУ ВПО МГПУ
17. Миронова Н. А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
<https://elibrary.ru/item.asp?id=25850278> УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ: ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ <https://elibrary.ru/item.asp?id=25850278> В сборнике: Научно-
<https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> методическое наследие и
современное литературное образование.
<https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> XXIII Голубковские чтения
<https://elibrary.ru/item.asp?id=25834757> 2016. С. 132-137.
. Миронова Н. А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ К <https://elibrary.ru/item.asp?id=26026044>
УЧЕБНИКУ <https://elibrary.ru/item.asp?id=26026044> // Миронова Н.А.
Литература. 9 класс / под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Москва, 2016.
19. Можаев
А. Б. Особенности российского сценария // Синопсис и сценарий. - 2006. - №7. -
С. 186-190.
. Орынбаева
Б. Ж. и Андрющенко О. К. «Оценка одежды с эстетической точки зрения в рассказах
А.П. Чехова»
. Программа
по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.
Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -
РС», 2015. - 200с.
. Программы
общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11
классы. Под ред. Ю.В. Лебедева - М.: Просвещение, 2015г.
. Сухих
И.Н. Литература 10 класс / И.Н. Сухих. - М.: Академия, 2015 г. 240 с.
. Тихомиров
С. В. «Формы сознания героев в произведениях А.П. Чехова»: : диссертация ...
кандидата филологических наук : 10.01.01. - Москва, 1987. - 185 с. Русская
литература
. Тихомиров
С. В. «Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие» (Глава 18)
. Туркин
В. К. Драматургия кино: уч. пособие. - М., 2007
. Тынянов
Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Тынянов. - Москва: Наука, 1977
. Ужегова
С. О. «Жанровые эксперименты Чехова в рамках рассказа» - Вестник СамГУ, № 4,
2015 г. - 126 с.
. Учебная
программа по литературе- 10 класс/ под редакцией В.Я. Коровиной//Министерство
образования РФ. - Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный план.
- М. «Дрофа», 2015 г. - 132c.
. Учебная
программа по литературе. 10 класс / под редакцией И.Н. Сухих. - М.: Академия,
2015 г. - 140 с
. Учебная
программа по литературе.10 класс / под редакцией А.Н. Архангельского - М.:
Дрофа, 2016 г. - 120 с.
. Учебная
программа по литературе.10 класс / под редакцией Курдюмовой Т.Ф. и др. - М.:
Дрофа, 2015г. - 148 с.
. Учебник
по литературе для 10 класса / под редакцией В.Я. Коровиной Министерство
образования РФ - М.: «Просвещение», 2015 г. - 485 с.
. Фомина
М. А. «Не всякое добро есть добро (по рассказу А. П. Чехова «Крыжовник» -
Тамбов: Грамота, 2016. № 3 (57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 62-65. ISSN 1997-2911.
. Цилкевич
Л. М. «Сюжет чеховского рассказа» / Даугавпилс. пед. ин-т. Рига: Звайгзне,
1976. - 238 с.
. Чудаков
А. П. «Поэтика Чехова» - М., Издательство «НАУКА», 1971
. Чудсков
А. П. «Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение.» - М.,: Азбука,
1986 г. - 42с.
. Ярцева
С. С. Колонка: старая форма, новый жанр // Жанры СМИ: история, теория,
практика: тезисы V Всероссийской научно- практической конференции 17-18 марта
2011г. - Самара: Портопринт, 2011. - С. 93-94.
Приложение
Анкета на тему «Умение работать над сценарием в
рамках произведений школьной программы»
Московский педагогический государственный университет проводит
социологический опрос на тему «Умение работать над сценарием в рамках произведений
школьной программы». Просим Вас ознакомиться с анкетой и ответить на вопросы.
Это не отнимет у Вас много времени. Данные, полученные в опросе, будут
использоваться в обобщенном виде, конфиденциальность Ваших ответов
гарантируется.
На вопросы Вам предлагаются различные варианты ответов. Выберите номер
того варианта, который соответствует Вашему мнению, либо напишите ответ сами,
если он не приводится.
Заполняйте анкету на основе рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой».
1. Каким является рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой»?
сатирический;
юмористический;
реалистический;
философский.
2. Можете ли вы дать характеристику главным героям? Какой у них
характер, какие личные проблемы, что движет героем?
(вопрос с открытой формой ответа)
3. Какие приемы использует А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой»? (не
более 3-х вариантов ответа)
смысл названия рассказа;
речь героев (краткость, лаконичность, вольные высказывания),
художественная деталь;
бытовые ситуации и конфликты;
особенность композиции: рассказ в рассказе
описание пейзажа.
4. Выстроите в нужном порядке последовательность действий в пьесе
1) Кульминация
2) Развязка
3) Завязка
) Вступление
) Перипетии
5. Найдите 4 основные черты литературного сценария
описательная часть;
диалог;
закадровый голос;
музыка;
логлайн;
разработка характеров персонажей;
черновой вариант сценария;
преамбула;
завязка;
кульминация;
титры.
Похожие работы на - Технология работы над сценарием при изучении рассказов А.П. Чехова в 10 классе
|