Использование нетрадиционных приемов рисования в детском саду в средней группе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    691,84 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование нетрадиционных приемов рисования в детском саду в средней группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Краснодарского края

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Центр переподготовки педагогических кадров

Кафедра развития ребенка младшего возраста




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование нетрадиционных приемов рисования в детском саду в средней группе


Работу выполнила

слушатель центра переподготовки

Смёткина Елена Александровна

Научный руководитель

Н.П. Лёгких

Председатель совета педагогов ДО Краснодарского края


Краснодар 2014

Введение

рисование нетрадиционный дети игра

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Как отмечает Т.С. Комарова: «Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить».

Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста - самостоятельная и важная задача.

Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных организациях уделяется мало внимания. «Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное».

В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных приемов и техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.

Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным приемам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.

Кроме того, в журналах по дошкольному воспитанию и образованию публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных приемов и техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Выбор нетрадиционных приемов рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство этих приемов относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные приемы расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Идея использования нетрадиционных приемов в процессе изобразительной деятельности не является новой и поэтому необходимость их использования в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Анализ литературы по проблеме обучения дошкольников разнообразным изобразительным техникам указывает на решающую роль педагога (Комарова Т.С., Казакова и др.).

Актуальность проблемы использования нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) эта проблема требует формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако, после изучения программных материалов по изобразительной деятельности, можно отметить, что в них рекомендуется ограниченный круг художественных приемов, что сдерживает творческие возможности дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности работ. Кроме того, на сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование нетрадиционных приёмов рисования в детском саду в средней группе».

Можно предположить, что использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста характеризуются однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений.

Объект исследования: приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование нетрадиционных приёмов рисования для развития творческих способностей детей.

Цель исследования: изучение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных детских садах.

Достичь поставленной цели мы сможем при решении следующих задач:

Задачи исследования:

. Раскрыть особенности творческой изобразительной деятельности дошкольников.

. Дать характеристику нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми в возрасте 4-5 лет.

. Экспериментально изучить использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современном детском саду.

. Составить и апробировать цикл художественно-творческой деятельности для детей среднего дошкольного возраста, основанный на использовании нетрадиционных приемов изобразительной деятельности.

Гипотеза: применение нетрадиционных приёмов и техник в процессе обучения рисованию способствует усвоению детьми определенных знаний и умений, а также воспитанию у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Методы исследования:

изучение и теоретический анализ психолого-педагогической,

методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение;

беседа;

изучение педагогической документации;

анализ продуктов детской деятельности.

1. Теоретические основы применения нетрадиционных приемов рисования в среднем дошкольном возрасте

.1 Значимость изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, и др.). Поэтому художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность. [12, с. 220]

Кроме того это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этой деятельности, можно добиться очень многого. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу, и ум.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте разные виды изобразительной деятельности. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость и зрительно-двигательная координация, которые так необходимы для подготовки руки ребенка к письму.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук [58,с.63].

Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству. Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения, до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только признаками отдельных, определенных предметов, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Они узнают и назовут их в любых предметах[57,с.41].

 В процессе творческой деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной <#"895765.files/image001.gif">

Диаграмма 1 - Первоначальный уровень применения нетрадиционных приемов рисования в средней группе

2.2 Разнообразие форм и методов использования нетрадиционных приемов в детском саду

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность изобразительной деятельности.

Поэтому наша работа заключалась в использовании нетрадиционных приемов рисования - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как: А.В. Никитина - «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Т.Н. Доронова - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»; Р.Г. Казакова - «Изобразительная деятельность в детском саду», было найдено очень много интересных идей и поставлены следующие задачи:

сформировать у детей технические навыки рисования

научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Были проанализированы и отобраны для работы с детьми в средней группе те нетрадиционные изобразительные приемы (Приложение Б), которые наиболее доступны, понятны и интересны:

тычок жесткой полусухой кистью;

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

печать мятой бумагой.

Успех обучения нетрадиционным приемам во многом зависит от того, какие методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Во время творческой деятельности с детьми были использованы такие методы как:

Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. Музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

Педагогическую драматургию. Во время образовательной деятельности дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательные сюжеты сказок, нетрадиционные приемы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. В этих путешествиях дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

Игру - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. Во время творческой деятельности с применением нетрадиционных способов рисования используются игры: художественно-развивающие, дидактические, графические.

Такая деятельность сохраняет психическое равновесие, дает возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь приходит на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр для развития воображения и фантазии (Приложение В <#"895765.files/image002.jpg">

Диаграмма 2 - Итоговый уровень применения нетрадиционных приемов рисования в средней группе

Сравнивая результаты первоначального и итогового этапов эксперимента, можно заметить разницу уровней овладения нетрадиционными приемами изобразительной деятельности.

Результаты диагностики показали: в начале эксперимента 28% детей показали высокий использования нетрадиционных приемов рисования, 23% детей - низкий уровень, 49% - средний уровень. В конце эксперимента показатели значительно улучшились - ни один ребёнка не показал низкий уровень. Остальные дети показали высокий - 68% и средний - 32% уровень.

Диаграмма 3 - Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментального исследования по использованию нетрадиционных приемов рисования в средней группе.

На основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным приемам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждают детские работы (Приложение Е).

Выводы по 2 главе

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания - все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была - несомненно.

Результатом проведенной работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным приемам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир <#"895765.files/image004.gif">

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу, ударяя по листу сверху вниз, оставляя чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры. Краска разного цвета набирается на разные палочки.


Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.


Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.


Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.


Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.


Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.


Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Комплекс Дидактических игр и упражнений, используемых в работе с детьми 4 - 5 лет для развития их творчества и воображения.

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем проговорить слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем проговаривается следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей - как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом. рисование изобразительный дошкольный игра

Дидактическая игра <#"895765.files/image013.jpg">

Консультация «Изостудия дома»

Уважаемые родители!

Для того чтобы ваш ребёнок мог свободно заниматься в домашних условиях и использовал полученные в детском саду знания, умения и навыки необходимо подготовить рабочее место.

• стол <#"895765.files/image014.jpg">

«Солнышко, которое мне светит»


«Мои любимые рыбки»


«Весенние цветы для моей мамы»



«Как я люблю одуванчики»


«Цыплята»


«Золотая осень»



«Птички клюют ягодки на веточке»


«Мое любимое дерево в разные времена года»

 

Похожие работы на - Использование нетрадиционных приемов рисования в детском саду в средней группе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!