Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,42 Кб
  • Опубликовано:
    2017-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино















Курсовая работа

"Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино"


Автор: Астапов М.Н.

студент группы 13-Б-14





Москва - 2017

Содержание

Введение

Глава 1. Кино в системе формирования нравственных качеств у курсантов

.1 Фильм как социально-педагогическое средство формирования нравственных качеств личности

.2 Психолого-педагогический аспект экранного эффекта сопереживания

.3 Влияние образного строя фильма на восприятие его ценностно-смысловой составляющей зрителем

.4 Нравственное и эстетическое воспитание как приоритетные направления воспитания средствами киноискусства

Выводы по главе 1

Глава 2. Формы воспитательной работы с применением кинематографа

.1 Социально-педагогические возможности при просмотре и обсуждении фильма

.2 Социально-педагогические возможности кинолектория

.3 Социально-педагогическая роль киноклуба

Выводы по главе 2

Глава 3. Результаты экспериментального исследования

.1 Анализ результатов исследования кинопредпочтений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

.2 Экспериментальное обоснование педагогических условий реализации возможностей киноискусства как социально-педагогического средства формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России

.3 Содержание процесса формирования нравственных качеств у курсантов средствами киноискусства

Выводы по главе 3

Заключение

Библиографический списокВведение

Актуальность исследования. Для подростков и молодежи просмотр кинофильмов является одним из любимых видов времяпрепровождения: это и досуг, и отдых, и способ самообразования. По данным телеканала "Россия - Культура" в сентябре 2016 года кинозалы посетило более 15 млн зрителей, что почти на четверть больше, чем в сентябре 2015 года.

По данным компании "НевафильмReseach" к первому января 2016 года в более чем пятистах городах России работало 1204 кинотеатра и 4020 кинозалов.

Исследования зрительской аудитории, которые проводит российская производственная кинокомпания "BAZELEVS", показывают, что большинство российских зрителей относятся к возрастной категории от 15 до 30 лет. 40-50-летние россияне или вообще не ходят в кино, или ходят только на очень значимые для них фильмы вроде "Ирония судьбы. Продолжение". Там средний возраст аудитории был около 35 лет.

Сообразно возрасту происходит и выбор жанра фильма. В опросах люди говорят, что их любимый жанр - комедия. Но по сборам комедии не на первом месте. Их обходят блокбастеры с качественными спецэффектами. "Черепашек-ниндзя" и "Мстителей" смотрят все, начиная от совсем маленьких детей. Блокбастеры и супергерои собирают всю аудиторию: начиная от детской и подростковой и заканчивая родителями, которые вынуждены сопровождать детей.

По данным психологических исследований, проведенных ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% речевой информации. При визуальном восприятии усваивается 25% того, что увидено, а когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65% сведений. Такая эффективность объясняется тем, что в процесс восприятия, кроме органов слуха, вовлечены органы зрения, через которые человек получает основную долю информации. Таким образом, киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он дает молодому человеку одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие.

Качественное и умное кино было и остается прекрасным способом донести до курсантов высшие ценности, привить интерес к знаниям. Существует немало классических и современных работ, которые можно и нужно показывать курсантам. К сожалению, сегодня такое кино редко доходит до зрителя, лучшие образцы отечественного кино зачастую остаются за чертой внимания курсантов. Большая часть современной кинопродукции оказывает на души курсантов скорее разрушающее действие, нежели "сеет разумное, доброе, вечное". Досуговый просмотр кинофильмов дома редко сопровождается обсуждением увиденного. Возможности кино в формировании нравственных качеств личности практически не используются или используются бессистемно.

Кино как массовое и востребованное молодежной аудиторией искусство может стать эффективным социально-педагогическим средством формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России. Оно обладает значительным художественно-воспитательным потенциалом и является в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов социализации молодежи.

Нельзя не отметить, что педагогическая практика воспитательные возможности кино явно недооценивает, определив ему место в сфере домашнего досугового потребления.

Научная новизна исследования. Нам представляется, что освоение кино в контексте социально-педагогического воспитания курсантов и использование его в формировании нравственных качеств личности могло бы обогатить содержание и повысить эффективность этого процесса. Однако специальных программ, посвященных проблеме использования кино в качестве средства формирования нравственных качеств курсантов, до настоящего времени составлено не было.

Степень разработанности проблемы. Теоретическую базу применения кино в образовательно-воспитательном процессе сформировали в отечественной педагогике еще в 60-70 гг. прошлого века. В настоящее время она получила развитие в русле мировых образовательных тенденций как теория медиаобразования (O.A. Баранов, И.В. Вайсфельд, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Ю.М. Рабинович и др.).

В соответствии с этим нами была определена проблема исследования: какими возможностями обладает кино как средство формирования нравственных качеств курсантов, и какие педагогические условия необходимо создать для его эффективного использования в названном качестве в работе с курсантами.

Данная проблема нашла свое отражение в теме исследования: "Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино".

Гипотеза исследования: кино в качестве фактора социализации и средства формирования нравственных качеств курсантов имеет значительный социально-педагогический потенциал, реализация которого в процессе восприятия и осмысления фильма осуществляется посредством идентификации зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатического проникновения во внутренний мир и сочувствия персонажам, глубокого эмоционального переживания сюжетных коллизий, обогащающего зрителя жизненным опытом людей, непохожих на него.

Объект исследования: формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России.

Предмет исследования: кино как средство формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования: обоснование возможностей кино как средства формирования нравственных качеств курсантов и выявление педагогических условий, способствующих эффективности реализации этих возможностей в работе.

Задачи исследования:

выявить возможности кино как средства формирования нравственных качеств у курсантов;

обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективной реализации таких возможностей;

разработать содержание процесса формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы в совокупности с эмпирическими методами (наблюдение, анкетирование, беседа, обобщение практического опыта), педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились образовательные организации МВД России.

Глава 1. Кино в системе формирования нравственных качеств у курсантов

"Кинематографу подвластно все, он может передавать любые оттенки и нюансы движения человеческой души"

Э.А. Рязанов

.1 Фильм как социально-педагогическое средство формирования нравственных качеств личности

Кинематограф наряду с другими техническими средствами информации находится в центре внимания педагогов. Объяснение этому мы находим в общности объекта педагогики и киноискусства - человеческой личности. Кино дает возможность осуществлять формирование личности в нужном направлении.

Формирование личности начинается с наиболее простых элементов ее психологической структуры - с интересов, которые в свою очередь находят отражение в других сторонах и качествах личности - установках, ориентации, направленности, придают им общественную значимость.

Кинематограф относится к сфере стабильных духовных интересов молодежи, является одним из самых популярных видов художественного творчества.

Одной из ключевых задач педагога является воспитание у курсантов культуры чувств, потому как иначе не представляется возможным вырабатывание у нее необходимых взглядов и убеждений. Чем тоньше чувствует и переживает человек, тем лучше он поймет другого и в трудную минуту придет к нему на помощь, тем ответственнее относится он к выполнению своих обязанностей, тем скромнее ведет себя в обществе.

Представители прогрессивной педагогической мысли всегда обращали внимание на важность воспитания чувств, считая их базой последовательного развития личности. Формирование нравственности происходит посредством воздействия на эмоциональную сферу. Эту идею отстаивал К.Д. Ушинский: "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования".

Произведения киноискусства - замечательное средство развития чувств. Поэтому воспитательная роль кинематографа значительно больше, чем может показаться, когда целесообразность использования картин определяется лишь их тематикой. Любой талантливый фильм развивает эмоциональную сферу человека. А если фильм о современности, он еще и подготавливает молодое поколение к характерной для нашего общества системе отношений, в некоторой степени включает его в эти отношения.

В системе "кино + воспитание" ключевой фигурой выступает педагог. При демонстрации фильма реализуются возможности, которые намного превышают потенциал любого лектора. Кинокартина производит на аудиторию более сильное впечатление, чем рассказ педагога.

Тем не менее, в воспитательном процессе кино играет служебную роль. Объясняется это рядом причин. Во-первых, фильмы наряду с воспитательной выполняют и многие другие функции. Во-вторых, воздействие кинематографа во многом случайно, оно не является осуществлением какой-либо воспитательной программы. В-третьих, киноленты не имеют точно обозначенного адресата. В-четвертых, в репертуар кинотеатров нередко включены картины, выводы которых могут противоречить задачам воспитания. И, наконец, кинематографу свойственна односторонность коммуникации. Информация транслируется от источника к реципиенту в одном направлении. Авторы фильма не имеют возможности истолковать смысловое содержание картины, проверить и поправить зрителя, если по тем или иным причинам он неправильно воспринял фильм.

Однако этим преимуществом обладает педагог, у которого есть возможность непосредственного контакта с аудиторией, двусторонняя связь с ней. Педагог помогает сориентироваться в кинорепертуаре, он может порекомендовать особенно ценное произведение, которое иначе осталось бы незамеченным, разъясняет мотивы поступков киногероев и т.д. Воспитательное воздействие фильма возрастает и от его не изолированного, а комплексного использования вкупе с другими мероприятиями.

"Кинематограф выполняет не только полезные, но и вредные функции, - предупреждал М. Ромм. - Он дает широкое, вещественное представление о жизни... Но кинематограф приносит и вред…"

Таким образом, задачами педагога становятся, во-первых, недопущение отрицательного воздействия фильма как элемента стихийного воспитания, осуществление "психологического закаливания" зрителя; во-вторых, превращение фильма в эффективное орудие целенаправленного формирования личности; в-третьих, формирование у человека навыков использования кино в качестве средства самовоспитания.

Кадры фильма вызывают восприятие, т.е. чувственное отражение объектов действительности, дающее представление о конкретной ситуации, практических действиях.

Необходимость наглядности обусловливается самим характером познавательного процесса: от чувственного восприятия к абстрактному мышлению, а от него - к практике. Успешное выполнение задач воспитания во многом зависит от способности абстрагироваться от единичной ситуации, умения привлекать опыт прошлого и в ситуации, когда чувственная информация не поступает. Этим целям служат представления, которые наделяют элементы наглядности логическим, рациональным содержанием. Каждый педагог в ходе воспитательной беседы широко пользуются представлениями - воссоздает посредством словесных описаний поучительные факты из прошлого или приводит примеры, как следует поступать в тех или иных ситуациях. Придать представлениям яркость и убедительность позволит великолепный "строительный" материал - восприятие только что просмотренных кадров из фильма.

Представление - необыкновенно динамичная категория. С помощью представлений педагог дает возможность молодым людям познакомиться как с фактами реальной действительности, так и с перспективами развития общества. Последнее имеет особую ценность, поскольку деятельность педагога всегда обращена в будущее. А.С. Макаренко указывал, что "правильно воспитать коллектив - значит окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в нем образцы поведения завтрашнего дня". В случае же, когда эта перспектива воплощена не в словесный рассказ, а в личность живого человека, с которым аудитория знакомится на экране, она окажет особенно сильное - стимулирующее воздействие.

.2 Психолого-педагогический аспект экранного эффекта сопереживания

Многие в своей жизни испытывали такое влияние произведений кинематографа: посмотрел фильм и по-иному взглянул на жизнь, что-то изменилось в душе. Однако в целом кино редко перевоспитывает человека сразу после просмотра - оно воздействует не прямо, а опосредованно.

В ходе просмотра фильмов у курсантов формируется представление о различиях в поведении людей в обществе. Герои лучших образцов кинематографа предстают людьми высокого интеллекта, несгибаемой воли, цельного характера. Они находятся в центре острейших проблем эпохи и четко представляют свой долг человека и гражданина. Специфичность кинематографа обеспечивает возможность максимально наглядно донести информацию о современном положительном герое, сделать пропагандируемый нравственный образец наиболее доступным для восприятия.

Вот что говорил о силе примера в киноискусстве кинорежиссер И. Хейфиц: "Зритель всегда жаждет мысленно пожать руку такому вот "своему парню" и поблагодарить его за то, что он сказал за сидящего в зале заветные слова и совершил то, что хотел бы совершить сидящий в зале. Но сделал это искуснее, а главное - в самый подходящий момент".

Мы связаны с внешним миром многими каналами. Достойный фильм - надежный "многоканальный" воспитатель. Он является источником большого количества самой разнообразной информации, которую реципиент воспринимает, не отдавая себе в том отчета. На кинопросмотре молодые люди не стараются ничего запоминать - они просто сидят, смотрят, слушают. Но это псевдопассивность. Освободившись от всякого напряжения, юноши и девушки проявляют огромную внутреннюю активность. Их мозг все фиксирует (причем в памяти сохраняется гораздо большее количество информации) и в будущем, сталкиваясь с определенной схожей ситуацией, воспроизводит. Таким образом, кино помогает наиболее полно раскрыть резервы каждой личности.

Фильм является своеобразным тренажером, создает иллюзорные обстоятельства, требующие принятия решения. Выдающийся кинорежиссер С.М. Эйзенштейн замечал по этому поводу: "Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения, фиктивно... чувствовать себя мудрым с Фаустом, страстным - с Ромео... В результате такого "фиктивного" поступка зритель переживает совершенно реальное, конкретное удовлетворение".

Кинематограф расширяет возможности для идентификации зрителя с персонажем. Способствует этому во многом атмосфера, создающаяся во время демонстрации фильма: все наше внимание поглощено ярко освещенным экраном - "живой картиной", окном в жизнь. Незаметно наступает "эффект присутствия" - нам кажется, будто мы сами находимся среди экранной действительности.

"Эффект сопереживания (присутствия)" не выполняет сам по себе какую-либо воспитательную функцию. Экранная "псевдодеятельность" молодых людей может ровным счетом не оказать никакого воздействия на их нравственные качества, а может принести пользу или вред. Все связано с мировоззрением авторов картины, правдоподобием драматургической композиции, характеристиками центральных персонажей. Мы глубоко убеждены, что благоприятные педагогические результаты не будут достигнуты, если курсант встретится в зале кинотеатра с героем- точной копией его самого. Необходимо, чтобы в мыслях и делах положительный герой в чем-то существенном и определяющем опережал уровень развития курсанта, его "воспитанности". Только в этом случае возможно осуществление процесса воспитания, который заключается в преодолении разрыва между качествами, которые "есть" и которые "должны быть", устранении недостатков. Чтобы аудитория проявляла сочувствие экранной истории, кинематографистам следует точно определить допустимый предел опережения героев по отношению к зрителям. В противном случае, шагнув за него, создатели фильма выйдут за рамки реального мира подлинных интересов молодежи и утратят ее доверие.

"Эффект сопереживания" помогает включать человека в проблемные жизненные ситуации. Фильм освобождает педагога от необходимости придумывать убедительные жизненные ситуации, которые требуют от курсанта самостоятельного решения той или иной проблемы. Также отпадает необходимость словесной постановки нравственных задач - это проделывает экран. Педагогу достаточно обратиться к аудитории с вопросом "А как бы вы поступили?" и предложить самим завершить историю, увиденную на киноэкране.

Молодые люди в зрительном зале начинают усердно размышлять, как бы они повели себя на месте персонажей. В результате нравственный урок фильма оказывается более глубоким.

Просмотр фильмов приводит к важному заключению - жизнь не сводится к череде знакомых ситуаций. Она наполнена неожиданностями и противоречиями. Киноэкран помогает педагогу готовить курсантов к встрече с этими неожиданностями, формировать у нее навыки и привычки, вырабатывать готовность к тщательному продумыванию линии поведения без посторонней помощи, в случае ошибок - нести за них ответственность и исправляться.

.3 Влияние образного строя фильма на восприятие его ценностно-смысловой составляющей зрителем

В науке кино в зависимости от назначения, способа съемки и отражения реальной действительности выделяют три основных вида фильмов: художественный, документальный и мультипликационный.

Съемки художественного фильма ведутся по специально придуманному или заимствованному из литературного произведения сценарию. Документальный же фильм является отражением реальных жизненных фактов, явлений, событий. Постановка художественной картины может вестись при помощи исполнительского мастерства актеров (игровое кино) либо посредством мультипликации. В документальной ленте статичные изображения (таблицы, графики, схемы, карты и др.) приводятся в движение мультипликаторами. Пластическая выразительность художественного образа в игровом фильме имеет большее значение, нежели в документальном. В целом же резкое отличие мультфильмов от натурных произведений, снятых обычным способом, приводит к объединению их в особый вид киноискусства.

Механическая точность съемочной техники не является гарантией истинного отображения реальной действительности. В задачи киноискусства входит не только показ внешней стороны фактов и событий, но и выявление их сущности.

Освоив предметную среду, зрители акцентируют внимание на героях, начинают следить за их судьбами. Значительная часть публики привлекается к просмотру нового фильма изображенными в нем персонажами, роли которых исполняют популярные актеры. Гораздо меньшее количество киноманов знает имена других создателей картины - сценаристов, режиссеров, операторов и т.д.

Автор - третий микроэлемент фильма. Мы очень редко слышим его голос или авторский комментарий, прочитанный диктором. Распознание автора в структуре произведения, расшифровка его личности и взглядов, которыми пронизан образный строй фильма, - наши ключевые задачи при просмотре фильма.

В отличие от науки, где выводы обязаны быть объективными, в искусстве особо ценны личностные взгляды. Мы идем смотреть экранизацию книги, даже хорошо зная его содержание, потому как нам интересна авторская интерпретация литературного произведения. Благодаря автору произведения киноискусства не только отображают реальную действительность, но и творчески ее преображают. Реальный мир и неповторимая личность автора служат "строительным материалом" для создания художественных и документальных картин. Представляется, это заключение обладает первостепенным значением при использовании кинематографа как инструмента воспитания.

Ключевой задачей педагога, использующего кино как средство воспитания, становится умение мерить искусство жизнью и обучение этому курсантов. Не представляется возможным формирование художественных и нравственных чувств при помощи экранных произведений без непрерывного соотнесения с реальными жизненными событиями. Вот почему, по нашему мнению, крайне важно помнить, что авторы этих произведений каждый по-своему отражают окружающий мир. Отраженная действительность образует в фильме особый, замкнутый мир, который создается с помощью образного строя - неповторимого индивидуального проявления жанровой формы.

Образный строй фильма - выражение стиля кинематографиста, важнейшим компонентом которого являются индивидуальные жанровые формы. Вернувшись домой из кинотеатра, мы можем восстановить в памяти моменты взволновавшего нас фильма. Со временем детали стираются из памяти, остается общее впечатление - светлое, радостное чувство или грустное, печальное. Эмоциональное впечатление от просмотра кинофильма формируется образным строем картины.

В своей "зрительской практике" молодые люди легко ориентируются в том, что в науке кино называется образным строем. Каждый точно знает, получилось ли у авторов пленить его своим фильмом, какое настроение он вызвал, хотя и не осознает, какими способами это достигается.

Так, образный строй фильмов свидетельствует об индивидуальном своеобразии произведений, являясь коэффициентом степени их различий. В нем находит свое отражение авторский, т.е. личностный взгляд на изображаемую действительность.

В сфере науки решением одной и той же проблемы могут заниматься одновременно несколько коллективов исследователей. Результаты у всех должны быть тождественны. Например, формула химического вещества одинакова у ученых с разными биографиями. Фильмы на одну тему, но снятые разными авторами, обязательно будут отличаться как по силе воздействия, так и по своей художественной сущности.

Также в фильме выделяется означающее и означаемое, т.е. то, что непосредственно демонстрируется на экране, и его смысл - пропаганда определенных идеалов, взглядов, вкусов. Идейное содержание произведений экранного искусства помогают донести до зрителей художественные образы. Они непосредственно воздействуют на зрителей, выступая структурными элементами образного строя фильма.

При просмотре любого фильма важно отслеживать не только интригу (события, рассказанную с экрана историю), - но и различать атмосферу действия, подтекст, учиться наслаждаться своеобразием произведения, мастерством его изобразительного решения. Все эти понятия находятся в тесной связи с образным строем фильма.

Итак, образный строй фильма - это отличие одной ленты от другой; проявление личностного взгляда автора на действительность, система его художественных приемов.

Образная природа дает возможность произведениям киноискусства оказывать на зрителей исключительное влияние, выделяет их в ряду других средств массовой информации. Педагог, который, анализируя ленту, судит о ней лишь на основании сюжета, рассказанной в ней истории и не делает акцент на образном строе, не сможет понять, почему тот или иной фильм пленил курсантов или наоборот, оставил равнодушной. В результате педагог не сможет в полном объеме использовать заложенный в картине воспитательный потенциал. Отсюда следует, что образный строй фильма существенно влияет на его восприятие, на усвоение ценностной составляющей и проникновение в замысел авторов.

.4 Нравственное и эстетическое воспитание как приоритетные направления воспитания средствами киноискусства

Какова природа человека, хорош он или плох? Что мотивирует на героические, самоотверженные поступки, а что толкает на преступления? Эти вопросы тысячи лет занимают поэтов, драматургов, живописцев. Добро выступает ключевым понятием этики, подобно тому как жизнь - биологии, а истина - теории познания. В художественных произведениях конфликт всегда сводится к противостоянию добра и зла, принимающих различные формы, воплощающихся в тех или иных персонажах, однако суть их не изменяется.

Кинематограф следует традициям и преподносит свое решение проблемы "что есть добро и что зло", стремясь корректировать поведение своих зрителей в семье и обществе.

Объективная потребность общества в той или иной программе формирования морального облика личности находит свое отражение в нравственном идеале.

Киноискусство стремится к пропаганде основных черт нравственного идеала, обладающих большой мобилизующей силой.

Важно помнить, что воздействие произведений киноискусства нельзя понимать прямолинейно: молодые люди посмотрели фильм и сразу исключили из своей жизни грубость, лживость, равнодушие, социальную пассивность и другие негативные черты. Фильм - оружие скорее стратегическое, нежели тактическое: результаты его воздействия не могут проявиться на следующий день.

Культура взаимоотношений не ограничена знанием этических правил. Она требует стойких привычек всегда и везде поступать в соответствии с этими правилами. Этика поведения - это сложное искусство взаимоотношений между людьми, умение вести себя в обществе, контролировать себя в любой ситуации, а не просто элементарная вежливость.

Трудность формирования нравственных качеств связана с этапом преобразования этических требований в неотъемлемые личностные свойства. Именно в этот момент воспитательного процесса художественные фильмы могут принести максимальную пользу.

Решение проблемы морального развития сталкивается с двумя крайностями: одни педагоги преувеличивают значение привычек, другие - знаний. Обе стороны забывают о важности становления гармонически развитой личности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы курсант был не только мыслящим, но и чувствующим. Л.С. Выготский говорил: "эмоции никогда не могут быть связаны с пассивным состоянием организма, они побуждают к активности, стимулируют и регулируют наши взаимоотношения с окружающей средой". Вот объяснение тому, что воспитание культуры чувств в процессе нравственного развития играет такую важную роль. Художественный кинематограф обладает богатейшими возможностями для воздействия на эмоциональную сферу, а значит, является надежным инструментом для решения проблемы.

Лучшие художественные фильмы оказывают содействие в воспитании нравственного сознания и нравственного чувства, учат курсантов самостоятельно осуществлять выбор наиболее верного способа поведения в любой жизненной ситуации. Здесь мы говорим о том, что будущий специалист должен быть способен всегда действовать безошибочно, не оглядываясь при этом на вызубренные законы, предписывающие, что он должен делать, а что - нет.

Выработка высокого нравственного идеала - дело нелегкое. Но еще сложнее его отстаивание и совершенствование.

Отстаивание высокого нравственного идеала в работах разных кинематографистов происходит неодинаково. Одни вкладывают весь свой художественный дар, изображая лучшие черты людей… Другие разоблачают тех, кто вредит обществу… Третьи предпринимают попытки заставить зрителей искать вместе с героями самостоятельное решение сложных моральных проблем. Все три типа фильмов в равной степени важны для воспитания курсантов, поскольку они служат разными способами одной цели - разоблачение пороков, привитие молодежи добрых чувств, привычек.

Неправильная позиция педагога порой заключается в том, что, знакомя курсантов с нашими достижениями, ряд сложных моментов, с которыми сталкиваются молодые люди вне стен учебных заведений, он обходит молчанием. Некоторые педагоги стараются не касаться острых вопросов, которые волнуют курсантов. В силу этого у юношей и девушек, не обладающих достаточным жизненным опытом, зачастую возникают искаженные, односторонние представления о сложных нравственных проблемах.

Говоря об использовании художественного кино, нельзя допустить недооценку роли объяснений педагога, которые всегда будут важным средством воспитания. Замена словесного воздействия демонстрацией фильмов не решает проблему нравственного развития. Педагог по-прежнему выступает ключевым звеном воспитательного процесса, однако теперь он наряду с устными объяснениями пользуются произведениями киноискусства.

Эффективность словесных воздействий находится в прямой зависимости от того, насколько они обращены к жизненному опыту курсанта. Чем лучше последнему знакома окружающая действительность, тем глубже он воспринимает советы педагога. Жизненный опыт - важное условие для усвоения категорий морали; большинство же курсантов обладают им в минимальной степени. Произведения киноискусства могут восполнить этот пробел, поскольку владеют громадными возможностями для расширения кругозора курсантов, обогащения ее жизненного опыта.

Нравственность курсанта определяется не только словами "что такое хорошо и что такое плохо", но и тем, какое поведение ближайшего окружения видит молодой человек, как относится к нему. Человек не только "продукт воспитания", но и продукт социальной среды, окружения.

Фильмы - составная часть этой микросреды. Педагог, осуществляя мониторинг производства и проката фильмов, может получить возможность регулирования факторов, влияющих на социальные условия жизни и деятельности курсанта, а в итоге - на его поведение.

Выработанная в практике повседневной жизни эмпирическая нравственность - основа для формирования морального облика курсанта. Значительное влияние на ее возникновение и характер оказывают просмотры художественных фильмов. Зрители перенимают у героев фильмов опыт рационального поведения, а сюжет картины переносит их в условия, в которых проявляются и усваиваются те или иные моральные качества.

С опорой на эмпирическую нравственность педагогом так организуется работа с курсантами, чтобы итогом стало формирование морального сознания. Регулятором поведения становятся четкие требования-побуждения к одним поступкам, к определенной линии поведения, одновременно запрещающие или осуждающие другие поступки. Нравственные принципы - неотъемлемая часть системы воспитания курсантов, а кино способствует их глубокому усвоению и превращению в личные убеждения.

В комплексе воспитательных функций наиболее специфична для кинематографа эстетическая. Все остальные находятся в тесной связи с ней. В большинстве своих произведений экранное искусство воздействует на зрителя эстетическими средствами. Многие проблемы целенаправленного формирования личности решаются с использованием киноискусства как служебного средства; однако как только речь заходит об эстетическом воспитании, художественные произведения, в частности фильмы, выходят на передний план.

Воспитанные с этетической стороны юноши и девушки более остро воспринимают окружающий мир, живут полнокровной жизнью, перед ними открывается больше возможностей для личностного роста и развития. Напротив, те, у кого чувство прекрасного не развито, рискуют остаться ограниченным человеком.

Знакомство с произведениями искусства всегда доставляет эстетическое наслаждение, они являются богатым источником радости.

Однако для того, чтобы подлинно наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком.

Эстетическое воспитание затрагивает широкий круг явлений. Начинается оно приобщением человека к миру прекрасного, развитием способности к восприятию, правильному пониманию и оценке прекрасного во всех сферах его проявления - в реальной жизни и в художественных произведениях. Эстетическое сознание возникает у курсантов стихийно, а педагог руководит его становлением, организует чувственные импульсы в четкую систему, способствует всестороннему гармоническому развитию личности молодого человека.

Все фильмы условно можно разделить на три группы. Первую составляют картины, сам факт просмотра которых наряду с решением других образовательно-воспитательных задач развивает чувство прекрасного. Вторая группа представлена специальными лентами, освещающими вопросы эстетического воспитания. Наконец, в третью группу входят кинорепродукции.

Закономерно самой многочисленной является первая группа. В нее входят почти все произведения кино как искусства - художественные, документальные и мультипликационные. Эти кинокартины ценны для эстетического воспитания тем, что с их помощью материализуется эстетическое отношение к реальной действительности, в них оно приобретает зримую устойчивую форму. Фильмы вбирают в себя все то прекрасное, что есть в природе и обществе, запечатлевают это и доносят до зрительской аудитории.

В произведениях кинематографа авторы стремятся к воплощению идеалов, связанных с передовым мировоззрением, высоким гуманизмом, гражданственностью... Но зрители не воспримут замыслы, если фильм будет скучным, неволнующим, если он не вызовет ответные чувства. Только посредством чувственно-эмоциональной сферы, находящейся в тесной связи с эстетическим переживанием, может быть передана авторская мысль.

Фильм собирает и передает нам эстетический опыт общества. Сложный комплекс эстетических чувствований и размышлений авторов главным образом концентрируется в образном строе картины. Пользуясь фильмом как средством управления воспитательным процессом, педагог всегда должен помнить об его образном строе, который имеет первостепенное значение в формировании чувства прекрасного.

Эстетическая оценка находится в тесной зависимости от сюжетной линии картины, характеристики персонажей. Например, поступок героя противоречит нравственным нормам общества; закономерно он не соответствует и нашим представлениям о прекрасном.

Однако акцентирование внимания лишь на изображенных в фильме событиях и персонажах недостаточно для эстетического воспитания: воспринимая то, что изображено, нельзя упускать из виду то, как изображено. Эстетическую сущность произведения максимально полно можно раскрыть, проанализировав образный строй фильма, позволяющий постигнуть единство изображаемых явлений и выразительных средств.

Недостаточно эстетически развитый человек воспринимает происходящее на экране несколько прямолинейно. Его внимание устремлено на внешнее действие, он замечает лишь малую часть содержания фильма. Если картина не содержит лихо закрученного сюжета, ее художественные достоинства такой зритель не заметит. Кинематограф совершенствует нашу способность подмечать и восторженно переживать красоту; фильм, если это истинное произведение искусства, сам является частью сферы прекрасного, как живописное полотно, сборник стихов или архитектурное творение.

Так мы приходим к выводу, что наблюдения за разворачивающимися в фильме событиями недостаточно: необходимо проникнуть в идеологию картины, в замысел автора. Фильм, создавая "эффект присутствия", иллюзию максимального правдоподобия происходящего, вызывает сопереживание. В то же время не стоит забывать, что экранное действие и реальный мир нельзя приравнивать; это разнохарактерные явления.

Итак, кинематограф способен побудить человека к восприятию эстетических ценностей, к поиску и сохранению красоты в окружающем мире и искусстве. Он дает человеку возможность самому творить "по законам красоты". Фильмы помогают в успешном решении и частных вопросов художественного воспитания: подготавливают к встрече с другими произведениями искусства, рассказывают о жизни и творчестве их авторов и исполнителей; освещают данные по истории музыки, театра, живописи, архитектуры и общей теории эстетики.

Даже великое произведение, если оно воспринимается слабо подготовленным зрителем, читателем или слушателем, не окажет желаемого воспитательного воздействия. Неразвитый художественный вкус не позволит молодому человеку отличить истинное искусство от ремесленной поделки. Кино и эстетическое воспитание - союзники, поддерживающие друг друга. Фильмы имеют огромное влияние в формировании нравственного облика курсанта, расширении его представлений о мире прекрасного; эстетическое воспитание имеет своей целью развитие культуры чувств кинозрителя, служит гарантией верной расшифровки и усвоения идейного замысла создателей кинопроизведения.

Выводы по главе 1

Воспитание - многосторонний процесс. Важно, чтобы педагог умел управлять сложной системой разнообразных факторов, приемов и средств, оказывающих влияние на становление личности, производить при необходимости коррекцию такого влияния.

Изучив воспитательные возможности кинематографа, мы пришли к выводу о том, что в формировании нравственных качеств у курсантов киноискусство обладает рядом несомненных преимуществ, главным образом в силу своей общедоступности и популярности у молодых людей. Социально-педагогический потенциал киноискусства определен многообразием его функций, из которых ключевую роль играют коммуникативная, развивающая и воспитательная.

Кино становится надежным инструментом воздействия на курсантов. Возможности кинематографа как социально-педагогического средства воспитания реализуются, главным образом, посредством использования "экранного эффекта сопереживания", который помогает осуществлять метод проблемных ситуаций, создает предпосылку для самовоспитания. Большое значение также имеет образный строй фильма, который формирует эмоциональное отношение к картине, что, в свою очередь, позволяет педагогу анализировать эффективность воспитательного воздействия фильма.

Сегодня кинематограф пестрит разнообразием произведений и в состоянии удовлетворить многие требования педагогики. Он создает возможности для развития воображения, фантазии, внимания, памяти. К сожалению, эти возможности используются не в полной мере.

Глава 2. Формы воспитательной работы с применением кинематографа

В предыдущей главе мы говорили о социально-педагогической роли кино в воспитании, в широком смысле. Но можно говорить о воспитании и в более узком смысле, имея в виду целенаправленную социально-педагогическую деятельность педагога, направленную на превращение экранного положительного примера в личный образец для самосовершенствования курсантов. Для этого педагог должен научиться реализовывать возможности произведений кинематографа, ориентироваться в многообразии форм использования аудиовизуальных средств в воспитательной работе.

.1 Социально-педагогические возможности при просмотре и обсуждении фильма

Познакомиться с кинопроизведением можно в учебной аудитории, в обычном кинотеатре, по телевидению и т.д. Условия просмотра имеют свои особенности, которые, однако, не имеют принципиального значения. Важны лишь правильный выбор фильма, комментарий и обсуждение.

Кинофильм помогает решить не одну, а несколько воспитательных задач, сосредоточенных в едином комплексе. И все же особенности жанра и тематики ленты позволяют ее использовать с узко заданной целью. Например, просмотр фильма в канун юбилейной даты… Распространенной педагогической ошибкой является показ фильма в виде заключительной части того или иного мероприятия, не сопровождающийся специальным вводным словом или последующим обсуждением. Это приводит к выходу кино как инструмента воспитания из-под контроля педагога.

Просмотр научно-популярных фильмов вполне возможен без вступительной беседы. А вот художественные ленты могут принести больше пользы, если педагог их предварительно прокомментирует.

У древних римлян было в ходу изречение: "Pro captu lectoris habent sua fata libelli", т.е. судьбы книг зависят от понимания людей, которые их читают. Смысл высказывания применим и к фильмам. Некоторое время назад картины мало различались принципами постановки и выразительными средствами. Сегодня наше кино пестрит многообразием стилей и методов. В силу этого одной из задач педагога становится помощь курсантам в ориентировании в текущем репертуаре фильмов. Важно научить молодых людей ценить произведения, которые заслуженно считаются гордостью художественной культуры.

Перед просмотром можно сообщить некоторые сведения о фильме: кратко познакомить с творческой биографией авторов, обратить внимание на художественные достоинства фильма, историю его постановки, связать тему фильма с конкретными историческими и политическими событиями. Однако не следует затрагивать конкретные сюжетные перипетии, иначе зрители лишатся удовольствия непосредственных впечатлений и переживаний.

Анкетирование дает возможность проанализировать уровень воспитательного воздействия кинематографа. Педагогу, занимающемуся анализом, приходится в данной ситуации иметь дело с постоянно изменяющимися данными: чувствами, эмоциями, настроениями, привычками курсантов. Точность и надежность полученной в этом случае информации ставится в зависимость от креативности, проявленной при подготовке анкеты, от качества сформулированных для обсуждения кинофильма вопросов.

Широкий обмен мнениями помогает курсантам в осмыслении с правильных позиций выводов из увиденного на экране, взятии их на вооружение. Обсуждение фильма облегчает контроль за процессом формирования нравственных качеств личности, так как педагог узнает, как курсантами были восприняты положительные примеры, как они отреагировали на поднятые проблемы. В зависимости от социального опыта и багажа этических знаний аудитории можно предположить четыре варианта. Оптимален тот из них, при котором поступки экранного героя станут ориентиром упорной работы над собой для сознательного и искреннего самоусовершенствования.

Может произойти такое, что положительный герой будет видеться недосягаемым идеалом. Курсант не уверен в своих силах, не знает, с чего начать, хотя полностью одобряет цели и поступки героя и хочет все делать также. Педагог в этой ситуации должен подсказать конкретные способы корректирования своей деятельности.

Третий случай - курсант стремится подражать лишь внешней стороне поведения любимого киногероя и не задумывается над его нравственными целями. В этом случае остается нераскрытым идейный замысел произведения, и педагог должен исправить положение, показав общественное значение результата деятельности героев фильма.

Наконец, экранный эталон может оказаться нейтральным к сфере интересов зрителя, никак его не взволновать. Педагог в таком случае должен выяснить, почему курсант равнодушен к благородным целям и поступкам: не понял в силу определенных обстоятельств содержание фильма, или идеи картины противоречат его внутренним убеждениям, или просмотр выявил пробелы воспитательной работы.

Педагог без информации о педагогическом воздействии фильма работает вслепую.

Воспитательная роль кино не ограничена демонстрацией положительных образцов. Воздействие фильма может вестись и "от обратного", подвергая критике персонажей, чьи действия не совместимы с общепринятыми нормами поведения. Обсуждение помогает курсантам осознать мотивацию показанных на экране противоправных поступков, извлечь из просмотра предостерегающий урок. Разговор о только что увиденной картине облегчает курсантам раздумья над судьбой героев, не сразу обретающих свою цель в жизни.

.2 Социально-педагогические возможности кинолектория

Кинолекция - одна из распространенных форм воспитательной работы. Каждый месяц на экраны страны выходит огромное количество новых произведений по всем отраслям знаний. Сопровождение устного рассказа на соответствующую тему такими произведениями позволяет сделать его более интересным и доходчивым.

Фильм - это законченное произведение, все части которого несут определенную смысловую нагрузку. Стоит только удалить одну из них, и нарушится композиционное равновесие. Именно поэтому кинопроизведение следует смотреть целиком, чтобы оно произвело впечатление, затронуло мысли и чувства, задуманные авторами.

Ключевым моментом организации и подготовки кинолекции является тщательный отбор нескольких небольших фильмов или отрывков из них. Важно достичь гармоничного соединения словесного сообщения и киноизображения. Педагог выступает здесь в роли режиссера: производит монтаж кинофрагментов, просчитывает время и место их демонстрации по ходу своего сообщения, стремится к достижению цельности общей структуры воспитательного мероприятия.

Можно выделить четыре формы сочетания слов лектора и киноизображения:

Руководство просмотром посредством словесного комментария.

Устное сообщение обобщенных сведений, которые не могут быть познаны в процессе восприятия киноизображения.

Сообщение лектором основной информации и использование кинофильма в качестве ее подтверждения (конкретизации).

Сообщение педагогом основной информации и использование фильма в качестве подтверждения (конкретизации) словесных выводов.

Любой рассказ должен быть компактным: необходимо экономно использовать время. В то же время часть сюжетов может носить развлекательный характер, быть так называемым избыточным сообщением. На учебном занятии допускается повышенная концентрация информации, когда в каждой фразе содержится новый материал. Студенты конспектируют рассказ педагога, имеют учебники по данному предмету, могут в любое время вернуться к непонятному месту, сложному вопросу. Необходимо помнить, что даже незначительные ошибки в восприятии в ходе воспитательной беседы, лекции приводят к существенной потере информации. Поэтому кинофрагмент является не только иллюстрацией рассказа лектора, но и средством овладения вниманием аудитории.

Педагогу не стоит бояться избыточности кинолекции - память слушателей, благодаря свойству избирательности, сохранит самое существенное. Безусловно, в данном вопросе необходимо чувство меры, так как излишняя избыточность приведет к снижению эффективности воспитательной работы. Не рекомендуется демонстрировать фрагменты из кинофильмов, которые и без того общеизвестны.

.3 Социально-педагогическая роль киноклуба

Киноклубы представляют собой высшую, наиболее сложную и трудоемкую форму использования киноискусства в воспитательной работе. Контингент всех вышеперечисленных мероприятий непостоянен. Студенты могут участвовать в каждом из них или же посещать лишь некоторые; участники не связаны обязательствами относительно друг друга. Киноклуб (клуб друзей кино) - массовая организация любителей киноискусства, которые объединены не только общими интересами, но и целью. Главная задача этого коллектива - творческая пропаганда искусства кинематографа. Каждый вступающий в киноклуб, помимо увлечения киноискусством и обязательного активного участия в деятельности клуба, еще должен обладать определенным минимумом кинознаний.

Раз в год на общем собрании выбирается совет киноклуба. Совет клуба устанавливает круг вопросов, вызывающих интерес у большинства участников клуба, которым руководствуется при составлении плана занятий на год. Работа в клубе организована по секциям (кинокритики, истории и теории кино, социологической, киноорганизаторов); каждый член киноклуба задействован в работе одной из них. Так, например, секция киноорганизаторов организует экскурсии, встречи с творческими работниками, походы на просмотры фильмов, проводит кинофестивали ит.д. Клубные кинокритики подготавливают доклады, пишут заметки о новинках киноэкрана, клубные социологи изучают общественное мнение кинозрителей. И, конечно же, всеми участниками клуба осуществляется просмотр и обсуждение фильмов, ведется пропагандистская работа.

В составе некоторых киноклубов организованы самодеятельные киностудии. Любительские ленты имеют большое воспитательное значение. Например, документальные фильмы об учебном заведении вызывают у первокурсников чувство гордости за институт, в котором им предстоит обучаться.

Репертуары киноклубов включают как высокохудожественные произведения киноискусства, которые еще не вышли на экраны, так и "забытые ленты" - фильмы, давно не демонстрировавшиеся в кинотеатрах.

Киноклубы заслуженно получили титул "школ по ликвидации эстетической неграмотности". Курсанты здесь получают знания в области киноискусства и в то же время ведут лекторскую работу, поднимая культурный уровень широкой публики. В научном образовании в сфере киноискусства сегодня нуждается не только узкая группа профессионалов, но и все, кто посещает кинотеатры. Понимание кинопроизведений зачастую дается нелегко, этому пониманию надо учиться. Очевидно, что необходимы новые методы пропаганды киноискусства, которые позволят открыть для всех кинозрителей доступ к уже накопленным знаниям в области кино, обеспечат им возможность получения новых знаний. Клубное движение может помочь популяризовать отечественное кино.

Противоречие производства и проката так называемых "некассовых" фильмов - картин, которые в силу определенных причин сложны для восприятия без специальных пояснений, - может быть решено киноклубом.

Таким образом, работа киноклуба обеспечивает курсантов новой информацией; они думают о просмотренных картинах, анализируют их, обсуждают свои выводы и наблюдения с окружающими.

Творческие объединения киноманов могут сыграть важную роль в совершенствовании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Совместно с курсантами, интересующимися искусством кино, педагогами организуется большая работа по пропаганде достижений кинематографа. Вот что говорил советский режиссер театра и кино, педагог Г.М. Козинцев: "Я вспоминаю аудиторию киноклубов и думаю, что, может быть, здесь - будущее кино... Киноклубы продлевают жизнь фильма, они борются за то, чтобы кино было явлением культуры, а не видом промышленности". Другой советский кинорежиссер С.А. Герасимов говорил: "Мне кажется необыкновенно важным начинанием организация киноклубов в институтах, школах, на заводах. Я убежден в том, что дискуссионные клубы вокруг кинематографа или любого другого искусства куда полезней, чем организация дежурного драмкружка. Вокруг каждого фильма можно провести дискуссию, а это будет способствовать росту не только эстетическому, но и гражданскому".

Общение с аудиторией в ходе пропаганды любимого вида искусства позволяет расширить жизненный опыт курсантов. Они получают навыки ориентирования в мотивах поведения своих слушателей, воздействия на них. Подготовка докладов, подбор киноиллюстраций разносторонне влияют на формирование научного мировоззрения начинающих лекторов. Участие в различных мероприятиях, использующих кино, помогает курсантам занять активную общественную позицию.

Выводы по главе 2

Педагог должен уметь реализовывать возможности произведений киноискусства, ориентироваться в многообразии форм использования медиасредств в воспитательной работе, чтобы положительный пример на экране стал личным образцом для самосовершенствования курсантов.

Проанализировав существующие формы использования киноискусства в педагогическом процессе, мы пришли к выводу, что наиболее адекватной формой работы по формированию нравственных качеств личности с опорой на киноискусство выступает дискуссионный киноклуб. Он является привлекательной формой работы для курсантов, так как действует в досуговой сфере и создает возможности для удовлетворения потребности курсантов в познании, общении, ярких впечатлениях, развлечении и отдыхе.

Содержание воспитания отражается в совокупности направлений педагогической деятельности, обеспечивающей развитие личностных структур и реализуемой в рамках программы дискуссионного клуба.

Глава 3. Результаты экспериментального исследования

.1 Анализ результатов исследования кинопредпочтений курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Основными отличительными особенностями киновоспитания являются:

приспособленность к разным группам курсантов (независимо от пола, возраста и других критериев);

комплексность, достижение всеобщей заинтересованности курсантов в искусстве;

деятельный характер (создание кружков любителей кино, организация выставок, фестивалей и вечеров и т.д.).

В силу этого в рамках первого этапа исследования нами была выдвинута идея о создании фильмотеки (см. Приложение 1), в которой были бы собраны фильмы, затрагивающие широкий круг проблем.

Отправной точкой исследования было проведение анкетирования "Мои кинематографические предпочтения" среди переменного состава исследуемого факультета образовательной организации МВД России, которая позволила выделить предпочитаемые жанры фильмов, популярных актеров и режиссеров через призму двух критериев - пол и возраст.

Результаты анкетирования показали, что 26% девушек в возрасте от 17 до 21 года предпочитают смотреть мелодрамы; 25% девушек той же возрастной категории - комедии, и 16% - приключения. Примечательно, что с возрастом на смену приключенческим фильмам приходит фантастика, а лидирующее положение занимают уже не мелодрамы, а комедии. Так, 30 % женщин в возрасте от 25 до 36 лет отдают предпочтение комедиям, 20% - мелодрамам и 20% - фантастическим фильмам.

Что касается молодых людей, то в возрасте от 17 до 21 года они отдают предпочтение комедиям (21%), а также в равной степени (по 16%) боевикам, фантастике и триллерам. С возрастом происходят значительные изменения в кинопредпочтениях. Так, 33% мужчин в возрасте от 25 до 36 лет предпочитают комедии, 24% - приключения и 19% - боевики.

Далее нами были определены возможные варианты работы с фильмом, а именно:

просмотр фильма с педагогом;

рассказ педагога о фильме до просмотра: создание необходимого настроя, социально-психологическая, нравственная установка, которая согласно Д.Н. Узнадзе предполагает готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

общая беседа-дискуссия после просмотра фильма (активирует воссоздающее воображение зрителя, определяет наиболее значимые моменты киноленты);

игровые формы (кино-КВН, киновечера, киновикторины, турниры, аукционы);

дискуссия после демонстрации фильма.

.2 Экспериментальное обоснование педагогических условий реализации возможностей киноискусства как социально-педагогического средства формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России

личность нравственный сопереживание зритель

В книге "Наедине с фильмом" Л.А. Рыбак рассказал о тонкой сфере восприятия экранного кинопроизведения. "Когда-то - до того, как стать кинокритиком, - писал Л.А. Рыбак, - я более полутора десятилетий был школьным учителем. Ходил с ребятами в кино. И случалось, всерьез обижался, если кто-то из моих учеников, посмотрев хорошую картину, не считал ее хорошей, объявляя во всеуслышание: "Лабуда!" - ни с художниками, не с педагогом не церемонясь. Я злился: понимай картину по-своему, но - понимай! Впечатления кинозрителей всегда неравноценны, потому что они индивидуальны, стремиться к их уравниванию бессмысленно, но как добиться, чтобы, индивидуальные, они возникали и не были бедны?".

Главная задача медиаобразования на материале кинематографа - развитие творческой, критически мыслящей личности, аудиовизуального восприятия аудитории, способностей к полноценному анализу медиатекстов.

Поэтому вторым этапом нашего исследования стала разработка плана работы с фильмом. Гипотеза второго этапа заключалась в следующем: киноискусство в качестве фактора социализации и средства формирования нравственных качеств у курсантов имеет значительный социально-педагогический потенциал, реализация которого в процессе восприятия и осмысления фильма осуществляется посредством идентификации зрителя с героями и позицией автора произведения, эмпатического проникновения во внутренний мир и сочувствия персонажам, глубокого эмоционального переживания сюжетных коллизий, обогащающего зрителя жизненным опытом людей, непохожих на него.

Курсантам был предложен фильм "Берегись автомобиля" (см. Приложение 2). После просмотра нами было проведено анкетирование, в котором курсантам были заданы вопросы, позволяющие определить как общие знания о фильме (актерский состав, жанр), так и степень понимания фильма (характеристика главного героя, ключевая тема фильма).

Затем состоялась беседа о фильме, после которой было вновь проведено анкетирование по тем же вопросам.

При сравнении анкет до (см. Таблица 2, Приложение 3) и после обсуждения (см. Таблица 3, Приложение 3) наблюдаются значительные изменения (объем ответов увеличился, они стали более осмысленными, реже наблюдаются ошибки). Все это свидетельствует о том, что только лишь посмотреть фильм недостаточно. Обсуждение и осмысление фильма необходимо, а значит, гипотеза этапа подтвердилась.

.3 Содержание процесса формирования нравственных качеств у курсантов средствами киноискусства

Киноискусство универсально: оно позволяет адаптировать курсантов к социуму в процессе творческого самовыражения, формирует духовно-нравственные основы мировоззрения на опыте, отраженном в лучших произведениях кинематографа. Изобилие посредственной кинопродукции на экранах негативно отражается на развитии эстетического вкуса курсантов, на духовно-нравственных качествах личности. Навязываемые стандарты препятствуют формированию позитивного зрительского опыта, навыков критического мышления.

Вышесказанное позволяет заключить, что ведущими целями деятельности по формированию нравственных качеств личности должны стать:

развитие эстетического вкуса;

развитие культуры коллективного творчества, сотворчества;

развитие сферы чувств, процесса познавательной, исследовательской деятельности;

развитие речевых навыков и умений;

овладение навыками сценической техники движения, самовыражения;

формирование духовно-нравственных ориентиров в жизни;

социальная адаптация юношей и девушек;

воспитание волевых качеств, творческой инициативы.

Для достижения заявленных целей представляется возможным реализация следующей программы деятельности, которая включает в себя два раздела:

раздел. "Кино как вид искусства":

знакомство с лучшими режиссерами и актерами;

просмотры лучших фильмов с последующим обсуждением;

знакомство с теоретическими основами кинематографа.

раздел. "Творческая мастерская":

создание фильма, видеоклипа, презентации (в зависимости от степени подготовленности курсантов и их навыков);

кино-КВН;

киновечера, киновикторины;

Предполагаемые результаты реализации программы:

Познавательные -

повышение культурного уровня курсантов;

отказ курсантов от распространенных в обществе стереотипов, мифов, предрассудков;

знакомство с редкими жизненными ситуациями.

Коммуникативные -

умение курсантов вычленять заключенную в произведении информацию, опосредованно общаться с автором, вести с ним диалог, одобрять или не одобрять его позицию, уточняя при этом свою;

умение зрителей общаться между собой по поводу фильма (обсуждение, обмен мнениями, дискуссия), так как ведущим видом деятельности у молодых людей является общение.

Развивающие -

развитие способности к сочувствию, восприимчивости, проницательности, способности эмоционального постижения другого человека, умение увидеть другого человека изнутри, взглянуть на мир как бы его глазами.

Воспитательные -

формирование духовно-нравственного отношения к миру, людям, к самому себе;

приобщение к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества;

расширение жизненного опыта курсантов;

усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений курсантов.

На протяжении работы организуются диагностические беседы, самооценка и взаимооценка курсантов, ведутся и систематизируются педагогические наблюдения за результатами работы по формированию нравственных качеств личности.

Выводы по главе 3

Киноэкран наравне с проверенными традиционными средствами (лекция, беседа, встреча, конференция, плакат, книга и др.) становится помощником педагога. Киноискусство позволяет сформировать необходимые убеждения так, как если бы они возникали у курсанта в результате его личных жизненных переживаний, как продиктованные его собственной потребностью. Аудиовизуальные впечатления воздействуют сильнее, нежели словесно-логические рассуждения; фильмы представляют готовый опыт поведения. Для реализации этих возможностей необходимо решить некоторые проблемы.

Создание фильмов носит плановый характер, а вот их потребление - стихийное явление. Это является следствием обилия кинолент; выбор их далеко не всегда бывает точным. Курсанты могут предпочесть далеко не самые ценные с точки зрения воспитания картины, а случайные, бездарные.

Немаловажно и то, что многие произведения, являющиеся гордостью художественной культуры, могут многое привнести в эстетическое воспитание курсантов, но в силу тех или иных причин трудны для неподготовленного зрителя. Фильм в этом плане беззащитен: у него нет предисловия, как у романа незнакомого писателя; перед началом сеанса не бывает лекций киноведа. Поэтому в прокате страдают прежде всего картины, в которых заложено более серьезное требование к зрительскому восприятию.

В схеме "автор фильма - прокат - зритель" помимо традиционных фигур обязательно присутствие педагога. Направляясь в кинотеатр, юноши и девушки задаются вопросами: "Что за фильм они увидят? В честь чего он снят? Расскажет ли он что-то новое о жизни или просто изложит несколько банальных истин?".

Будет фильм эффективным средством формирования нравственных качеств у курсантов или нет - зависит от того, будет ли найден и приведен в исполнение механизм гармонического развития воспитательного процесса во взаимосвязи с культурой кинематографа.

Проведенное нами исследование позволило заключить, что педагогическими условиями, способствующими эффективности использования возможностей киноискусства как социально-педагогического средства формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России являются:

грамотный отбор художественных фильмов, имеющих ценностно-нравственную составляющую;

создание настроя, формирование установки на конструктивный просмотр фильма;

организованная беседа после просмотра художественного фильма;

дискуссия по ключевым проблемам, затрагиваемым в фильме.

Заключение

Педагоги стремятся избежать стандартизации процесса воспитания, приспособить его к индивидуальным особенностям курсанта. Киноэкран становится помощником педагога наравне с проверенными традиционными средствами - лекцией, беседой, встречей, конференцией, книгой, плакатом, выставкой, экскурсией и т.д.

Результаты проведенного научного исследования по изучению кино как средства формирования нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России нашли отражение в следующих выводах:

. Выявлены возможности кино как средства формирования нравственных качеств у курсантов, которые состоят:

в формировании мотивационной сферы личности (формирование мотивов поведения);

в формировании когнитивной сферы личности (формирование знаний);

в воспитании эмоционально-волевой сферы личности (воспитание чувств);

в формировании ценностно-установочной сферы личности (формирование ценностных установок).

. Обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия, способствующие эффективной реализации возможностей кино как средства формирования нравственных качеств личности курсантов, которыми являются:

создание кинопрограммы, основанной на подборе фильмов, затрагивающих различную проблематику;

формирование основных компонентов зрительской культуры курсантов, определяющих адекватность их взаимодействия с киноискусством;

педагогическое содействие освоению курсантами проблематики и смысла фильма до и после обсуждения его содержания;

"событийность" и "диалоговое взаимодействие" как принципы работы с фильмом в молодежной аудитории;

скрытая педагогическая и явная личностная позиция в процессе взаимодействия с курсантами по поводу фильма.

. Разработано содержание процесса формирования нравственных качеств личности у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино. Определены фильмы и затрагиваемые в них проблемы, выносимые на обсуждение.

Богатство кинематографа применяется в воспитательных целях далеко не лучшим образом, так как не систематизированы сложные и взаимосвязанные процессы воздействия кинолент на аудиторию. Структура высшего образования в основе своей стабильна, в то время как фильмы в кинотеатрах постоянно сменяют друг друга. Неустойчивость репертуара приводит к колебаниям совокупности воспитательных влияний картин. Зачастую в разных залах одного кинотеатра демонстрируются фильмы, повествующие о героях с противоположными нравственными устремлениями. Все это выступает доказательством необходимости тщательного изучения, прогнозирования и регулирования воздействия произведений кинематографа на курсантов.

Библиографический список

1.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука. - 2011.

2.Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино: методическое пособие / И.Д. Агеева. Москва: Сфера. - 2016.

.Аспекты взаимоотношения морали и киноискусства. - [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://kinohistory.ru/ (дата обращения 26.01.2017 г.)

.Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. пед. ун-та. - 2012.

.Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя / [Лит. запись П.И. Овчаровой]. Москва: Просвещение. - 2012.

.Востриков Ю.А. Киноэкран и зритель / Ю.А. Востриков, В.А. Родионов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. - 2015.

.Гуляев А.С. Кино как средство патриотического воспитания [Текст] / А.С. Гуляев, М.Н. Евченко // Молодой ученый. - 2014. - №8.

.Жмырова Е.Ю. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи: практико-ориентированная монография / Е.Ю. Жмырова, В.А. Монастырский; М-во обр. и наукиРФ, ФГБОУ ВПО "Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина". Тамбов: Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество". - 2012.

.Калач Е.В. Киновоспитание гражданина: монография / Е.В. Калач; Воронежский ин-т гос. противопожарной службы МЧС России. Воронеж: Воронежский гос. ун-т. - 2014.

.Каменева Т.Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве: традиции и инновации // Образовательные технологии и общество. - 2013. - № 1.

.Кино как средство воспитания обучающихся: методическое пособие / Департамент образования и науки Кемеровской обл., Кузбасский региональный ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования; [сост.: Т.И. Варова, Л.И. Махиборода]. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. - 2016.

.Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч. ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. - СПбАППО. - 2012.

.Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука. - 2012.

.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.:ИТРК. - 2012.

.Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/ 00075217_0.html (дата обращения 15.01.2017 г.)

.Медиаобразование в России: проблемы и перспективы // Материалы Первой Всероссийской интернет-конференции Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://mic.org.ru/2-nomer-2012/93-evolyutsiyasushchnosti-i-mnogoobrazie-ponyatiya-mediaobrazovanie (дата обращения 15.01.2017 г.)

.Менг В.А. Учебный фильм в отечественной педагогике: от истоков зарождения к новым возможностям // Человек и образование. - 2012.- №3

.Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. - Тамбов: Изд-во Тамбов.гос. ун-та. - 2012.

.Намного больше, чем кино [Текст] / Анна Школьник // Управление школой - Первое сентября. - 2015. - № 9.

.Ромм М. Кинематограф в ряду искусств. // "Искусство кино". - 2012.- № 12.

.Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа - М.: Изд-во БПСК. - 2012.

.Семенова А.К. Учебное кино: исторический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

.Тюрин Ю.П. Становление личности: (Кинематограф и нравств. воспитание). Кн. для учащихся / Юрий Тюрин. М.: Просвещение. - 2013.

.Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер. - 2013.

.Усов Ю.Н. В мире экранных искусств: (По результатам работы мастерской киноведов-педагогов сред. школы-кинолицея N 1057 г. Москвы) / Ю.Н. Усов; Исслед. центр эстет. воспитания Ин-та развития личности Рос. акад. образования и др. Ч. 1. М.: ТОО "Специалист". - 2014.

.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: Изд-во ФАИР-ПРЕСС. - 2014.

.Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО "Информация для всех". - 2015.

.Фишов П.М. Интерактивные медиатехнологии в современном образовательном пространстве // Философия образования. - №5 (44). -2012.

.Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 10-12 декабря 2013 г. / Краевое гос. автономное образовательное учреждение доп. образования взрослых "Камчатский ин-т повышения квалификации пед. кадров"; под общ. ред. Т.А. Синюшкиной. Петропавловск-Камчатский: Камчатский ин-т ПКПК. - 2014.

.Черных С.И. Образовательное пространство в условиях информатизации общества.- Новосибирск: Изд-во НГАУ. - 2013.

.Эйзенштейн С.М. Как я стал режиссером. - М.: Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 т.т.) "Искусство". - 2012.

.100 отечественных кинолент [Текст]: на заметку педагогу / О. Кузнецова// Патриот Отечества. - 2013. - № 3.

Похожие работы на - Формирование нравственных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами кино

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!