Основы профессии учителя начальных классов

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,08 Кб
  • Опубликовано:
    2017-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы профессии учителя начальных классов














Отчет по практике в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

1. Цели и задачи производственной практики

2. План мероприятий производственной практики

3. Анализ условий организации пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении

4. Методическая система педагога

5. Комплексный анализ воспитательного занятия педагога исследуемого дошкольного образовательного учреждения

5.1 Анализ воспитательного занятия

5.2 Анализ коммуникативной компетентности педагога

6. Организация и проведение самостоятельного пробного урока с воспитанниками ДОУ

7. Самоанализ педагогической деятельности

Список использованных источников

Дневник производственной практики

1. Цели и задачи производственной практики

Цель практики − создание условий для ознакомления студентами с основами профессии учителя начальных классов.

В ходе педагогической практики у студентов должны быть сформированы следующие умения и навыки профессиональной деятельности:

Педагогическая и психологическая компетенция, которая предполагает:

знание психологических особенностей учащихся разного возраста;

знание основных проблем теории и практики обучения и образования, теории воспитания;

умение развивать познавательный интерес к предмету;

формирование умения отстаивать свое мнение, критически мыслить, анализировать;

Коммуникативная компетенция, которая включает:

использование разнообразных форм и методов педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;

умение строить деловые и личные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Перечень компетенций, приобретаемых студентом в процессе производственной практики с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы приведен в таблице 1.

ОК-5 - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса

ПК-7 - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

ПК-11 - готовность использовать систематические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Таблица 1 - Перечень компетенция, приобретаемых студентом в процессе производственной практики

КомпетенцииЗадания, связанные с формированием данной компетенцииФорма контроляОК-5, ПК-3Проект внеклассного мероприятия (организация, проведение, анализ и самоанализ) Посещение проводимых мероприятийПК-6Проведение пробного урока, занятия Анализ занятий по критерию коммуникативной компетентности учителяПосещение проводимых мероприятий Проверка сданных материаловПК-11Отчет с самоанализом педагогической деятельностиПроверка сданных материаловПК-6, ПК-11Работа "Методическая система учителя. "Обсуждение работ на "круглом столе"

2. План мероприятий производственной практики

Учебная (ознакомительная) практика организуется с учётом требований, предъявляемых ФГОС ВО. В основе практики лежит системно-деятельностный подход. При выполнении заданий практики используются следующие технологии: технология организации самостоятельной работы студентов, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные и проблемно-поисковые технологии. При обсуждении результатов работы используются технологии активного обучения: мозговой штурм, круглый стол.

План мероприятий производственной практики, необходимых для формирования компетенций студента представлен в таблице 2.

Таблица 2 - План мероприятий производственной практики

№ п/пРазделы (этапы) практикиВиды работы на практике, включая самостоятельную работу студентовФормы текущего контроля1Подготовительный этап практики1. Знакомство со школой, ДОУ, ведение дневника практики. Педагогический дневник Разделы: 1. Знакомство с ДОУ 2. Знакомство с группой 2Производственный этап практикиПосещение уроков учителей в школе, занятий в ДОУ. Анализ существенных сторон занятия. Критерии наблюдения: 1 день. Рациональность использования времени урока учителем. 2 день. Анализ уроков по критерию коммуникативной компетентности учителя. 3 день. Профессиональные знания учителя (знание предмета, актуализация знаний, личностная окрашенность, способы побуждения учащихся к активному учению, обучение приемам умственной работы). 4 день. Поощрение и наказание учащихся. Способы дисциплинирования на уроке. Методы и приемы опроса. 5день. Приемы концентрирования внимания учеников. какие приемы использовались в начале урока; игровые моменты; в какой момент урока у учеников был пик внимания и с чем это связано; как менялась интенсивность внимания с первой минуты урока до последней; давал ли учитель ученикам возможность отдохнуть, отвлечься; каково соотношение устной и письменной работы на уроке. Вторая неделя практики - внеурочная воспитательная деятельность, проведение наблюдений за учащимися. Психолого-педагогический дневник. Анализ занятий по критерию коммуникативной компетентности учителя. Проведение пробного занятия по выбранной студентом дисциплине. Внеклассное мероприятие в рамках общей воспитательной системы ДОУ. 3Отчетный этап практикиОбработка и анализ полученной информации, подготовка отчета, итоговая конференцияПисьменный отчет, защита отчета

3. Анализ условий организации пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении

В процессе исследования предметно-развивающей среды и организации пространства пребывания детей в исследуемом образовательном учреждении нами были изучены следующие вопросы.

Температура воздуха в игровых помещениях поддерживается на уровне 21-23°, в спальнях - 20-21°.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

Детская мебель и оборудование дошкольного учреждения изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована.

В раздевальных (или в отдельных помещениях) предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев обладают низкой теплопроводностью, являются стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфекционных средств.

Меловые доски изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаются влажной губкой, являются износостойкими, имеют темно-зеленый и антибликовое покрытие.

При использовании маркерной доски цвет маркера является контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

В дошкольном образовательном учреждении используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.

Предметно-игровая среда ДОУ представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно развитие специфических видов детской деятельности - игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной. Очевидно, что вне предметной деятельности, на чисто вербальном уровне ни один из них не сможет полноценно развиваться.

В условиях ДОУ педагог организует и направляет деятельность детей, в том числе при использовании элементов предметно-игровой среды, вступая при этом во взаимодействие. Содержание предметно-игровой среды при этом выступает стимулом к его развитию, благодаря своей направленности (соответствие актуальным интересам и потребностям детей), многофункциональности (возможности для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместного характера), неоднородности (наличие разнообразия игрушек, материалов, предметов мебели) и пр.

Взаимодействие на уровне межличностных отношений осуществляется как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности. Значимыми характеристиками данного процесса являются следующие: наличие субъект-субъектных отношений, пробуждение способностей со-чувствия, со-страдания, со-ра-дования, со-огорчения, со-удивления, активная позиция сторон.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Рассматривая педагогическое взаимодействие как процесс взаимного воздействия педагогов и детей друг на друга, стимулирующего их личностный рост, можно констатировать, что в исследуемом образовательном учреждении используются субъект - объектные связи сторон, при этом реализуется принцип доминирования педагога, а также субъект - субъектные связи с поддержанием принципа равенства сторон взаимодействия. Выбор метода взаимодействия определяется педагогическими задачами, решаемыми в процессе взаимодействия.

Уровень педаогического взаимдействия является высоким, который можно условно назвать комплексно-тематическим субъект - субъектным, отмечается вариативность позиций и взрослого и детей, использовании субъектами разных стилей общения, в зависимости от ситуации и цели; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности, достижении совместных результатов; ориентация на интересы и потребности детей.

педагогическая профессиональная деятельность студент

4. Методическая система педагога

В процессе исследований нами установлено что моделью организации педагогического процесса является комплексно-тематическая и основана на учете позиции взрослого как организатора детской деятельности.

В комплексно-тематической модели тема как определенное явление жизни проецируется на разные виды активности, предоставляя детям возможность удовлетворить их интересы. Потенциальное богатство ассоциативных связей, вызываемых темой, и возможность ее "проживания" в комплексе разных деятельностей делают эту модель менее жесткой, чем учебная. Она допускает вариативность позиций взрослого: в зависимости от ситуации он может занимать позицию учителя, вводя детей в тематическое содержание, или "проживать" тему с детьми как партнер, играя, наблюдая вместе с ними, занимаясь предметно-практической деятельностью.

Содержание работы по социально-личностному развитию старших дошкольников определяется посредством варьирования в следующем диапазоне задач: развитие игровой и трудовой деятельностей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, знаний об опасных для человека и окружающего мира природы ситуаций и способах поведения в них; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

В методической системе воспитательной деятельности педагога используется личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская и др.), который означает создание благоприятной среды для личностного роста воспитанников и самого педагога, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

5. Комплексный анализ воспитательного занятия педагога исследуемого дошкольного образовательного учреждения

5.1 Анализ воспитательного занятия

1 день. Рациональность использования времени занятия педагогом.

Рациональность в обучении - это способность определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Рациональное использование времени педагогом ДОУ на анализируемых занятиях включало в себя оптимальность времени между этапами занятия, т.е. на объяснение, усвоение детьми и закрепление материала.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Посещаемые мною занятия в ДОУ, анализ которых представлен в данном отчете, имели продолжительность 20 минут.

Так монологическое объяснение педагога в начале занятия продолжалось в среднем 5-6 минут и перманентно имело место в течение всего занятия, но уже в диалоговом режиме общения с детьми. В промежуток времени, затрачиваемый на объяснение включалась и психологическая подготовка к усвоению материала. В течение 10-12 минут учителем подавался основной материал в диалоговой форме работы с детьми. Давались основные понятия, имело место обращение педагогом к жизненному опыту дошкольников, педагог интересовался мнением детей по изучаемым вопросам.

Заключительный этап занятия включал не более 2 минут и требовал закрепления материла в диалоговой форме общения с детьми. Детям задавались вопросы: что вы усвоили на сегодняшнем занятии? что вам понравилось? что не понравилось в изучаемой теме? что еще вы хотели бы узнать? Заключительный этап занятий преследовал цель не только закрепления материла, но и составления плана работы воспитателем на следующее занятие по изучаемой теме.

Знания, полученные детьми в ходе образовательного занятия, закрепляются педагогом в процессе самостоятельной деятельности детей в игровой деятельности в течение всего временного промежутка их пребывания в группе.

Таким образом, считаю, что рациональность каждого из структурных элементов занятий педагогом очевидна. При работе педагога не требуется коррекции затрат времени на различные части урока. Изучаемый материал подавался детям в интересной форме с учетом возрастных психоло-педагогических особенностей.

Необходимо отметить, что рациональность распределения времени занятий ф ДОУ осуществлялась благодаря системе личностно-ориентированного обучения и постоянной обратной связи с детьми, что позволяло педагогу обеспечить высокой качество усвоения изучаемых понятий и явлений.

2 день. Анализ занятий по критерию коммуникативной компетентности педагога.

Коммуникативная компетентность педагога определялась нами по следующим позициям:

Стиль педагогического общения:

в центре - ученики как индивидуальности;

открытость управленческой работы учителя.

. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, средствам, способам обучения выражалось в интеграции применяемых методов общения:

монологическое общение,

диалогическое или групповое;

общение как информирование,

общение - объяснение,

общение - оценка,

общение - выявление или доказательство чего-то;

соотношение проблемности и информированности;

обращенность,

четкость,

конкретность,

целенаправленность общения;

вербальное общение,

невербальное общение.

. В процессе занятий используется как прямое воспитательное воздействие через общение, так и опосредованное воспитательное воздействие через общение.

. Культура речи обучающихся и требования к ней. Инициативность и мыслительная активность обучающихся и ее выражение в их речи.

Учитывая тот факт, что дошкольный возраст является подготовительным для поступления в школу, при анализе посещаемых занятий нами отмечено, что культура речи дошкольников формируется педагогом в процессе воспитательной деятельности последовательно и систематично. Формируемая культура речи дошкольников подводится педагогом к единым требованиям к устной речи детей школьного возраста ("О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №З64-М), согласно которым обучающиеся должны уметь:

излагать материал логично и последовательно;

отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь педагога и сверстников, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

Инициативность и мыслительная активность обучающихся и ее выражение в их речи поощряется педагогом посредством применения личностно-ориентированного подхода в обучении, формировании познавательного интереса различными обучающими средствами. Все это формируется педагогом в процессе занятий с воспитанниками.

Учитывая тот факт, что речь дошкольника во многом ориентируется на подражание речи взрослых педагог следит за своей речью, обладает всеми навыками правильного педагогического общения, не употребляет в своей речи сленговых выражений и упрощенных речевых конструкций В формировании высокого уровня речевой культуры дошкольников педагог использует средства народной педагогики.

. Культура речи педагога. Педагог как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении педагога.

Культура педагогического общения - способность учителя воспринимать, понимать, усваивать, делать встречное движения, с достоинством и в соответствии с обстановкой держать себя; передавать содержание мысли, чувств, стремлений.

При анализе занятий в ДОУ установлено, что речь воспитателя соответствует по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опирается на их опыт.

Педагог владеет методическим мастерством, знает и применяет приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность - соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов - паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Все вышеперечисленные требования полностью соблюдаются педагогом ДОУ, занятия которого посещались мною во время учебной практики. Помимо высокого уровня соблюдения требований к культуре собственной речи педагогом ДОУ также отмечено наличие правильного использования им невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

. Сравнительный хронометраж речи детей и педагога показывает главенство в преобладании речи педагога, но с обязательным слышанием мнения детей и поощрения участия их в активном диалоге. Главенство речи педагога объясняется спецификой возраста, в котором у ребенка только формируются знания и педагог является направляющей и корректирующей силой.

. На занятиях в ДОУ наблюдается внешняя комфортность общения педагога и обучающихся на занятии, что связано с внутренним комфортом детей и педагога в процессе общения. Внутренний комфорт детей объясняется заинтересованностью их в понимании предмета изучения благодаря методическим подходам педагога к организации обучения дошкольников. Комфортное общение педагога объясняется наличием высокого профессионализма и любви к своей профессии.

Отдельно нами проводился глубокий анализ коммуникативной компетентности педагога, отчет о котором представлен в п.5.2 данного раздела.

3 день. Профессиональные знания учителя (знание предмета, актуализация знаний, личностная окрашенность, способы побуждения учащихся к активному учению, обучение приемам умственной работы).

Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен:

обширными знаниями по предмету;

глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики;

общими культурологическими знаниями.

Личностная окрашенность профессиональных знаний учителя как существенная характеристика его мастерства обеспечивает реализуемость в педагогической практике важной идеи современного образования, сущность которой состоит в том, что изучение основ наук хотя и важно, но не является самоцелью как обучающего, так и обучающегося. Оно служит средством продвижения личности ребенка к новым духовным горизонтам. Познавательный и эмоциональный аспекты в этом движении (обучении и учении) взаимно дополняют друг друга.

Ребенок дошкольного возраста побуждается к учению самыми разнообразными мотивами, которые грамотно формируются педагогом ДОУ:

мотивы непосредственного эмоционального отношения ребенка к материалам, используемым на занятии;

мотивы учения, связанные с интересами практической или игровой деятельности;

мотив престижа;

мотив общественной необходимости;

мотив познавательного интереса.

В своей работе для активизации умственной деятельности воспитанников педагог использует следующие способы активизации познавательной деятельности:

опирается на интересы детей и одновременно формирует мотивы учения, среди которых на первом месте выступают их познавательные интересы;

включает учеников в решение проблемных ситуаций, например, сказочных проблемных ситуаций или игровых;

использует дидактические игры и диалогическое общение с детьми;

использует такие методы обучения, как беседа и наглядный показ;

стимулирует коллективные формы работы, взаимодействие детей в группе.

4 день. Поощрение и наказание детей. Способы дисциплинирования на занятиях. Методы и приемы опроса.

Поощрения и наказания строятся на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков в конкретных ситуациях, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей. Корректировка поведения детей применяются только психологического свойства.

5 день. Приемы концентрирования внимания учеников.

Особенностью дошкольного возраста является слабая концентрация внимания. Детям в этом возрасте сложно удерживать внимание на одном предмете длительное время. Этим объясняется короткий временной промежуток проведения занятий.

Однако, учить детей дошкольного возраста концентрировать внимание нужно. Это входит в задачи воспитания детей дошкольного возраста. Упражнений на развитие внимания дошкольников имеется множество в педагогической литературе.

На анализируемых занятиях в исследуемом ДОУ педагогом применяются такие техники концентрации внимания как создание интереса у детей (наглядность, вопрос, создание игровой ситуации, приглашение детей в круг). Эти приемы применялись учителем в начале занятия. В середине занятия у детей наблюдался пик внимания, то есть из произвольного оно переходило в непроизвольное. К концу занятия в большинстве случаев не наблюдалась усталость, дети стремились узнать больше по изучаемой теме, поэтому педагог проводил физкультминутку для снятия напряжения детей и переключения их внимания на игровую деятельность с целью избежать переутомления и дать время детям на усвоение знаний, но уже в обстановке игры. Критериальный анализ воспитательного занятия в баллах проводился по следующим критериальным показателям, представленным в таблице 3.

Таблица 3 - Критерии оценки воспитательного занятия в ДОУ

№ п/пКритерииПоказатели 1. Методическая компетентность - глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения (3 балла) соответствие достигнутых результатов целям и задачам воспитательного занятия (3 балла) логичность организации занятия (3балла) 2. Коммуникативная компетентность - соответствие содержания, форм, методов и приёмов деятельности педагога возрастным и психологическим особенностям аудитории (3 балла) коммуникативная культура, умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности (3 балла) умение организовывать взаимодействие обучающихся между собой, умение организовать сотрудничество между участниками воспитательного мероприятия (3 балла) умение слушать, слышать и понимать позиции обучающихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них (3 балла) 3. Личностные качества - глубина педагогического мышления (3 балла) эрудиция (3 балла) способность к импровизации (3балла) мобильность (3 балла) неординарность (3 балла) Сумма балловМаксимум - 36 баллов

Анализ воспитательного занятия показал, что не все критериальные признаки соответствовали максимальному баллу. Результаты оценки воспитательного занятия по заданным критериям представлены в таблице 2.

Таблица 4 - Результаты комплексной оценки воспитательного занятия в ДОУ

№ п/пКритерииПоказатели 1. Методическая компетентность - глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения (3 балла) соответствие достигнутых результатов целям и задачам воспитательного занятия (2 балла) логичность организации занятия (3балла) 2. Коммуникативная компетентность - соответствие содержания, форм, методов и приёмов деятельности педагога возрастным и психологическим особенностям аудитории (3 балла) коммуникативная культура, умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности (3балла) умение организовывать взаимодействие обучающихся между собой, умение организовать сотрудничество между участниками воспитательного мероприятия (3 балла) умение слушать, слышать и понимать позиции обучающихся, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них (2 балла) 3. Личностные качества - глубина педагогического мышления (2 балла) эрудиция (3 балла) способность к импровизации (2 балла) мобильность (2 балла) неординарность (2 балла) Сумма баллов30 баллов

Как видно из данных таблицы, педагогу немного не хватало импровизации, мобильности и неординарности в построении хода урока, однако, это оправдывается приверженностью педагога к традиционных формам обучения, не раз доказывавших свою эффективность, с использованием индивидуального подхода, а также необходимостью вести детей за собой в познании. Этим же объясняется недостаточная открытость педагога вопросам детей и обратной связи с ними. Личная заинтересованность педагога и его высокий профессионализм в построении и проведении занятий настолько мотивируют умственную активность детей, что времени занятия не хватает на учет всех их мнений. Однако, профессионализм воспитателя переносит неудовлетворенный познавательный интерес в игровые ситуации свободной и самостоятельной деятельности детей, где проходит практическое применение изученного познавательного материала. Такой подход педагога дает наиболее высокие результаты усвоения изученного. Достигнутые результаты целей уроков, которые были мною посещены в ДОУ в рамках прохождения производственной практики, не всегда достигались ввиду недостаточности времени для изучения всего объема запланированного материла и большого количества вопросов и активного участия на уроке со стороны детей. Поэтому достижение поставленных целей переносилось на игровую деятельность детей, в процессе которой полученные теоретические знания дополнялись новым ситуационным опытом по изучаемому вопросу.

Отдельно нами проводился глубокий анализ коммуникативной компетентности педагога, как основополагающего фактора организации учебного процесса с детьми.

5.2 Анализ коммуникативной компетентности педагога

Социально-психологический взгляд на проблему коммуникативной компетентности выдвигает на первый план персональные характеристики индивида, те качества личности, приписываемые субъекту общения, от которых зависит эффективность взаимодействия с другими людьми. Качества личности - сложные социально и биологически обусловленные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния, и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

Федеральный государственный стандарта дошкольного образования определяет направления деятельности педагога, для реализации которых необходимо наличие у педагогов коммуникативной компетентности:

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

владение речью как средством общения;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

При анализе воспитательного урока в ДОУ определено, что сформированность личностных ресурсов: качеств и свойств, установок, потребностей, ценностей, эмоций, чувств - все то, что включается в категорию личность, обусловливает в значительной мере эффективность деятельности педагога. Педагог обладает такими необходимыми для коммуникативной компетентности качества как: доброжелательность, открытость, общительность, искренность, эмпатия, толерантность и другие.

В процессе исследований мы рассматривали коммуникативную компетентность как:

) совокупность знаний, умений, навыков индивида в области коммуникации, необходимых для выполнения определенной деятельности;

) часть межличностного жизненного опыта самостоятельной деятельности индивида, добытого и присвоенного им в процессе взаимодействия, актуализирующегося в различных, в том числе и новых для него ситуациях;

) социально-личностные качества индивида, регулирующие всю систему его взаимодействия с миром и отношений с самим собой;

) способность как свойства человека, определяющие его возможности в различных видах деятельности и его соответствие данному виду деятельности;

) готовность организовать свое речевое поведение в реальных жизненных обстоятельствах в соответствии с пп.1),

), 3) и 4). Наличие данных компонентов является условием успешного выполнения продуктивной деятельности в дошкольном образовании.

Анализ коммуникативной компетентности педагога проводился по следующим критериям.

1 критерий: знания о нормах и ограничениях в профессиональном общении.

Показатели:

знает нормы и ограничения в профессиональном общении, имеет представления об ограничениях, о предмете и теме высказывания в профессиональной деятельности, знает разнообразные средства языка, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);

знает нормы и ограничения в профессиональном общении, имеет представления об ограничениях, о предмете и теме высказывания в профессиональной деятельности, но не знает о разнообразных средствах языка (достаточный уровень);

знает нормы и ограничения в профессиональном общении, но затрудняется определить ограничения, предмет и тему высказывания в профессиональной деятельности, не имеет представлений о разнообразных средствах языка (критический уровень).

2 критерий: знания о факторах эффективной коммуникации в профессиональной деятельности.

Показатели:

знает факторы эффективной коммуникации, осознает целевую установку и логичность высказывания как средство выражения своей позиции в речи, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);

знает факторы эффективной коммуникации, осознает целевую установку, но имеет ограниченное представление о логичности высказывания как средстве выражения своей позиции в речи (достаточный уровень);

знает факторы эффективной коммуникации, но не осознает целевую установку и логичность высказывания как средство выражения своей позиции в речи (критический уровень).

3 критерий: умение строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений в профессиональном общении.

Показатели:

умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, используя разнообразные средства языка, что позволяет достичь поставленных целей (оптимальный уровень);

умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, но не всегда оптимально использует разнообразные средства языка (допустимый уровень);

умеет строить собственное высказывание с учетом норм и ограничений, но не использует разнообразные средства языка (критический уровень).

4 критерий: умение строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении.

Показатели:

умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, осознавая целевую установку и умея логично выражать свою позицию в речи, что позволяет достичь поставленной цели (оптимальный уровень);

умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, осознавая целевую установку, но не всегда логично выражает свою позицию в речи, (допустимый уровень);

умеет строить собственное высказывание с учетом факторов эффективной коммуникации, не осознавая целевую установку и не умея логично выражать свою позицию в речи (критический уровень).

5 критерий: владение навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений в профессиональном общении.

Показатели:

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, что плодотворно влияет на процесс взаимодействия (оптимальный уровень);

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, факторов эффективной коммуникации, но это не влияет на взаимодействие, так как анализ обычно осуществляется не процессе взаимодействия, а после него (достаточный уровень);

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом норм и ограничений, но на основе анализа не вносит коррективы в собственную коммуникативную деятельность (критический уровень).

6 критерий: владение навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом факторов эффективной коммуникации в профессиональном общении.

Показатели:

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания с учетом адресата, ситуации, предмета взаимодействия (оптимальный уровень);

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания, но не учитывает при этом адресата, предмет взаимодействия (достаточный уровень);

владеет навыками анализа и коррекции собственного речевого высказывания, используя эти навыки как "клише" без учета адресата, ситуации, предмета взаимодействия (критический уровень).

Проведенный анализ коммуникативной компетентности педагога в рамках анализа воспитательного занятия показал наличие сформированных критериальных показателей, по которым проводилось исследование на оптимальном (высоком) уровне.

6. Организация и проведение самостоятельного пробного урока с воспитанниками ДОУ

В процессе прохождения производственной практики и на основе анализа посещаемых занятий в ДОУ мною было спроектировано занятие по нравственному воспитанию дошкольников с формированием понятий добра и зла методами народных сказок.

Занятие

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Форма проведения занятия: этическая беседа

Тема занятия: "Добро и зло в народных сказках"

Методическое обеспечение - видеофильм-сказка "Иван-Царевич и серый волк", формирующий представления о добре и зле в жизни людей.

. Организационный момент. Вступительное слово педагога.

Ребята, мы сегодня не просто отправимся в путешествие в сказку.

У нас с вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.

На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!

Давайте рассмотрим понятия добро и зло.

Добро - всё положительное, хорошее, полезное.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

Зло - нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

Зло - действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

Теперь давайте посмотрим сказки и найдем добрых и злых персонажей в них и определим, какие герои нам больше нравятся и почему.

. Просмотр видеофильмов.

. Обсуждение увиденного в сказках.

Вопросы к занятию:

. Какие персонажи из сказок несут в себе доброту, а какие злые черты характера?

. Почему добро всегда выигрывает в жизни?

. Какие качества характера надо приобрести злым персонажам из сказок?

. Досочините сказки, если бы все злые персонажи в них стали добрыми.

7. Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ производственной практики позволяет мне сделать вывод, что объем практики выполнен мною в полном объеме. Мною изучено дошкольное образовательное учреждение, организация предметно-игровой среды для детей, установлены контакты с педагогами ДОУ и детьми анализируемых групп, занятия которых посещались мною в рамках выработки компетенций студента моей специальности согласно курсу и изучаемому материалу.

Посещение занятий позволило мне получить бесценные крупицы реального педагогического опыта воспитания детей дошкольного возраста и проведения с ними учебных занятий.

В процессе посещения занятий мною были обобщены теоретические знания, полученные в процессе обучения, и практические навыки, полученные в ходе производственной практики. Анализ занятий выбранного мною педагога старшей дошкольной группы позволил мне установить, что педагог обладает высокой профессиональной компетенцией, блестящими коммуникативными навыками и личной заинтересованностью в успехах своих воспитанников. Каждое занятие подготавливалось им не только с опорой на инновационную методику преподавания, описанную мною в разделе 4 данного отчета, но и на личный индивидуальный подход к каждому воспитаннику с пониманием интересов детей и их жизненных проблемных ситуаций.

Такой подход к осуществлению педагогической деятельности позволяет педагогу достигать высокого уровня концентрации внимания у учеников в процессе педагогической и воспитательной работы, а также осуществлять полноценное общение с воспитанниками, доводить до них необходимые теоретические знания, совершенствовать их умения и навыки, способствуя выработке необходимых новообразований дошкольного возраста.

Профессиональный опыт педагога, его личностно-ориентированный подход к воспитанникам обеспечивает высокую мотивацию дошкольников при осуществлении своей развивающей и образовательной деятельности в рамках ДОУ, в связи с чем педагогу приходится использовать методы наказания в минимальной степени.

Полученный опыт в результате посещения занятий выбранного мною педагога ДОУ позволил мне самостоятельно осуществлять перманентное приобщение к педагогической деятельности, в начале которой я столкнулась с такими трудностями, как установление контакта с детьми. В процессе знакомства с детьми и формирования у них доверия ко мне мною применялись такие методы как беседа, совместная игровая деятельность, рассказывание, создание проблемных игровых ситуаций.

Дальнейшее приобретение самостоятельного педагогического опыта позволило мне спроектировать и самостоятельно провести занятие по формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в исследуемом ДОУ (раздел 6 отчета по практике). Организация занятия осуществлялась мною с помощью наставника в лице педагога ДОУ, занятия которого посещались мною и проанализированы в данном отчете по производственной практике.

Считаю, что польза, оказанная мною учреждению ДОУ состоит в том, что я осуществляла разнообразную помощь в присмотре за детьми, организации игровой деятельности с детьми как в условиях игровой комнаты ДОУ, так и на прогулках. В процессе осуществления этой деятельности мною были приобретены воспитательные навыки работы с детьми разных периодов дошкольного возраста.

В результате прохождения производственной практики мною были приобретены следующие компетенции, запланированные для студентов моей специальности данного курса обучения:

ОК-5 - способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

ПК-3 - способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

ПК-6 - готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса

ПК-7 - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

ПК-11 - готовность использовать систематические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Считаю, что актуальность прохождения производственной практики является высокой, а полученные знания высокоценными.

В качестве совершенствования отработки деятельностного компонента обучения моей специальности предлагаю увеличить количество часов приобретения производственного опыта на базе образовательных учреждений в период учебного года. Такие занятия можно организовать в качестве практических по специальным дисциплинам, что позволит сформировать практические навыки педагога в большей степени и облегчить психологические барьеры перед дальнейшим трудоустройством и работой по специальности. Полученный практический опыт сформирует дополнительные возможности для студентов с целью их большей востребованности на рынке труда молодых специалистов.

Список использованных источников

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов/ В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 374 с.

. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. - № 17. - сентябрь 2009.

. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред.В.П. Сергеевой. - М., "Академия", 2011. - 368с.

. Воспитательная деятельность педагога [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. : В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 336 с.

. Гликман, И.З. Воспитатика. В 2-х ч. [Текст]: учебник / Гликман И.З. - М.: НИИ школьных технологий Ч. I: Теория и методика воспитания. - 2009. - 168 с.

. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: Бахрах, 2009. - 248 с

Дневник производственной практики

Место прохождения практики - дошкольное образовательное учреждение

Вид практики - производственная

Сроки прохождения практики с 20 февраля по 20 марта

Период практикиРаздел практикиКраткие выводы20 февраля-20 мартаВедение дневника практикиСоставление дневника производственной практики и фиксация в нем этапов ее прохождения20 февраляРациональность использования времени урока учителем Изучено нормативное определение времени занятий с детьми в ДОУ согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 Рациональное использование времени педагогом ДОУ на анализируемых занятиях включало в себя оптимальность времени между этапами занятия, т.е. на объяснение, усвоение детьми и закрепление материала. 21 февраляАнализ уроков по критерию коммуникативной компетентности учителя Коммуникативная компетентность педагога считается высокой. Выявлены и определены критерии оценки коммункативной компетентности педагога. Составлен отдельный всесторонний анализ коммуникативной компетентности педагога и факторов ее формирующих22 февраляПрофессиональные знания учителя (знание предмета, актуализация знаний, личностная окрашенность, способы побуждения учащихся к активному учению, обучение приемам умственной работы). Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен: обширными знаниями по предмету; глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики; общими культурологическими знаниями. Личностная окрашенность профессиональных знаний учителя как существенная характеристика его мастерства обеспечивает реализуемость в педагогической практике важной идеи современного образования, сущность которой состоит в том, что изучение основ наук хотя и важно, но не является самоцелью как обучающего, так и обучающегося. Оно служит средством продвижения личности ребенка к новым духовным горизонтам. Познавательный и эмоциональный аспекты в этом движении (обучении и учении) взаимно дополняют друг друга24 февраляПоощрение и наказание учащихся. Способы дисциплинирования на уроке. Методы и приемы опроса. Поощрения и наказания строятся на точном и всестороннем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков в конкретных ситуациях, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей. Корректировка поведения детей применяются только психологического свойства. Опрос детей проводится в виде бесед преимущественно с каждым ребенком лично27 февраляПриемы концентрирования внимания учеников. На анализируемых занятиях в исследуемом ДОУ педагогом применяются такие техники концентрации внимания как создание интереса у детей (наглядность, вопрос, создание игровой ситуации, приглашение детей в круг). Эти приемы применялись учителем в начале занятия. В середине занятия у детей наблюдался пик внимания, то есть из произвольного оно переходило в непроизвольное. К концу занятия в большинстве случаев не наблюдалась усталость, дети стремились узнать больше по изучаемой теме, поэтому педагог проводил физкультминутку для снятия напряжения детей и переключения их внимания на игровую деятельность с целью избежать переутомления и дать время детям на усвоение знаний, но уже в обстановке игры28 февраля-6 мартаВнеурочная воспитательная деятельность, проведение наблюдений за учащимисяВнеурочная воспитательная деятельность осуществлялась мною в процессе получения педагогического опыта в ДОУ. Я принимала участие в организации игровой деятельности детей разных возрастных групп дошкольного возраста как в пределах игрового пространства ДОУ, так и во время проведения прогулок, что позволило мне приобрести необходимые навыки организации и реализации воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста различных возрастных периодов. 7 - 9 марта мартаПроведение самостоятельного занятия с детьмиВ процессе прохождения производственной практики и на основе анализа посещаемых занятий в ДОУ мною было спроектировано занятие по нравственному воспитанию дошкольников с формированием понятий добра и зла методами народных сказок. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение Форма проведения занятия: этическая беседа Тема занятия: "Добро и зло в народных сказках" Методическое обеспечение - видеофильм-сказка "Иван-Царевич и серый волк", формирующий представления о добре и зле в жизни людей10 марта - 20 мартаАнализ педагогического опытаАнализ педагогического опыта проводился мною по результатам практики и представлен в отчете. Анализ педагогического опыта позволил мне выявить недостатки в моей теоретической подготовке и определить направления интенсивной работы по самообучению и повышению профессионального уровня 19 мартаСамоанализ педагогической деятельностиСамоанализ производственной практики позволяет мне сделать вывод, что объем практики выполнен мною в полном объеме. Посещение занятий позволило мне получить бесценные крупицы реального педагогического опыта воспитания детей дошкольного возраста и проведения с ними учебных занятий. В процессе посещения занятий мною были обобщены теоретические знания, полученные в процессе обучения, и практические навыки, полученные в ходе производственной практики. Анализ занятий выбранного мною педагога старшей дошкольной группы позволил мне установить, что педагог обладает высокой профессиональной компетенцией, блестящими коммуникативными навыками и личной заинтересованностью в успехах своих воспитанников. Полученный опыт в результате посещения занятий выбранного мною педагога ДОУ позволил мне самостоятельно осуществлять перманентное приобщение к педагогической деятельности, в начале которой я столкнулась с такими трудностями, как установление контакта с детьми. В процессе знакомства с детьми и формирования у них доверия ко мне мною применялись такие методы как беседа, совместная игровая деятельность, рассказывание, создание проблемных игровых ситуаций. В результате прохождения производственной практики мною были приобретены следующие компетенции, запланированные для студентов моей специальности данного курса обучения20 марта Составление отчета по практикеОтчет по практике составлен мною по результатам анализа педагогической деятельности и учитывает все поставленные перед прохождением практики задачи

Похожие работы на - Основы профессии учителя начальных классов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!