Формирование навыков координации движений детей школьного возраста с нарушением слуха

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    137,86 Кб
  • Опубликовано:
    2017-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование навыков координации движений детей школьного возраста с нарушением слуха













Формирование навыков координации движений детей школьного возраста с нарушением слуха


Введение

координация школьник ребенок движение

Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире физическое воспитание является очень важным аспектом в развитии всех детей. Одним из весомых критериев формирования личности и здоровья выступает физическое воспитание и для детей с особенностями в развитии.

По данным исследователей Боскис Р.М., Выготского Л.С., Корсунской Б.Д., Лях В.И., и др. [12, 13, 14, 29, 39] нарушения слуха оказывает неблагоприятное воздействие на их физическую форму, осанку, координацию движений, силу, ловкость и на здоровье в целом, так как навыки координации движений у детей с нарушением слуха формируются при неполноценной работе вестибулярного аппарата. Но в то же время, в системе школьного образования формированию навыков координации движений отведено не большое количество часов.

Изучив литературу по теме исследования «Формирование навыков координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха», мы увидели, что развитию координации движений посвящено немало научных трудов, в которых доказывается важность этих навыков для развития ребенка с нарушениями слуха. Но в то же время мы отметили, что в системе школьного образования формированию навыков координации движений отведено небольшое количество часов.

Цель исследования - выявить особенности формирования навыков координаций движений у младших школьников с нарушением слуха.

Объект - содержание и методика проведения физических упражнений на координацию движений детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха.

Предмет - процесс формирования навыков по координации движений на специально организованных занятиях по физической культуре.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что у младших школьников, имеющих нарушение слуха, увеличится объем сформированных навыков скоординированных движений за счет применения целенаправленных занятий, упражнений в системе урочной и внеурочной деятельности детей.

Задачи:

1.            Изучить специальную психолого-педагогическую, сурдопедагогическую, медицинскую и методическую литературу по теме исследования.

2.   Разработать комплекс диагностических занятий для определения особенностей сформированности навыков координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

3.   Апробировать комплекс упражнений для развития формирования координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в урочное и внеурочное время.

4.      Экспериментально проверить эффективность предложенного комплекса упражнений.

Методы исследования:

□                  изучение и анализ научной литературы,

□       педагогическое наблюдение,

□       изучение педагогического опыта,

□       обобщение собственного опыта работы,

□       констатирующий и обучающий эксперименты,

□       сравнительный анализ результатов.

План экспериментальной работы

-   Проведение констатирующего эксперимента в 1-ой четверти 2016-2017 г. г. в экспериментальном (ЭК) и контрольном классах (КК). Место проведения (ЭК): «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) I-II вида №1 городского округа Электросталь Московской области» (Московская обл., Ногинский р-н,

Электросталь г., ул. Мичурина, 19, +7 (496) 575-80-65). Место проведения

(КК): Православная Классическая Гимназия им. А. Рублева (Московская обл., Электросталь г., ул. Николаева, 36а, +7 (49657) 2-52-34).

-   Проведение формирующего эксперимента во 2-ой - 3-ей четвертях 2016-2017 учебного года в ЭК. На основании данных, полученных после констатирующего эксперимента, подготавливается формирующий эксперимент в экспериментальном классе, который включает в себя:

□                  разработка комплекса упражнений на формирование навыков координации движений с учетом индивидуального и дифференцированного подхода;

□       разработка конспектов физкультурных занятий с включением разработанного комплекса;

□       проведение серии упражнений;

□       выводы после проведенной серии занятий;

□       фиксация полученных результатов;

-   Проведение контрольного эксперимента в ЭК в конце 3-ей четверти, анализ результатов до формирующего эксперимента и после него. После завершения формирующего эксперимента проводится контрольный эксперимент в ЭК. Результаты контрольного эксперимента обрабатываются и сравниваются. После сравнения делаются выводы о пользе организации серии упражнений на развитие координации движений.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

1. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста

1.1 Отражение проблемы формирования навыков координации движений у детей в современной научной литературе

Двигательная активность способствует полноценному развитию детей, становлению их личностных качеств. Двигательные задачи совершенствуются год от года, становятся все более сложными, у детей возрастает разнообразие движений мелкой и общей моторики. Сами движения становятся более точными, дифференцированными и осмысленными. Усложнение и усовершенствование движений происходят благодаря накоплению, тренировке качественно новых координационных навыков. Эти навыки требуют более точных движений двигательных анализаторов, которые достигаются новыми проекционными или ассоциативными связями со всеми структурами центральной нервной системы подрастающего человека. Задачами физического воспитания у детей занимались такие педагоги, как Антропова М.В., Апанасенко Г.А., Ашмарин Б.А., Бажуков, С.М., Барков В.А., Гужаловский А.А., Хрипкова Ф.Г., [1, 3, 4, 7, 9, 19].

В исследованиях отечественных психологов Байкиной Н.Г., Евсеева С.П., Лебединского В.З., Лях В.И. и др. важное место отводится вопросу развития навыков координации движений у детей, т.к. координация необходима не только при ходьбе, беге, но и при письме, рисовании, игре на музыкальных инструментах, танцах, занятиях спортом. В этой связи в педагогике отводится особое место формированию навыков координации движения как наиболее важному средству физического воспитания и развития детей [8, 21, 35, 43].

Координация движений начинает функционировать у ребенка очень рано, еще внутриутробно. Формирование самого вестибулярного аппарата у детей заканчивается раньше других анализаторов. Например, у новорожденного ребенка этот орган выполняет те же функции, что и у взрослого человека. Это имеет большое значение для формирования рефлекторных систем мозга в раннем возрасте. Координация движений играет важную роль в развитии выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия, обеспечивая ребенку раннего возраста вертикальное положение. О развитии координации движений у детей в своих исследованиях писали Боскис Р.М., Корсунская Б.Д., Лях В.И., Коржова А.А. [13, 29, 35, 54].

Бесконечное разнообразие внешних проявлений деятельности коры головного мозга внутренне однозначно сводится к мышечным движениям. Усиление двигательной силы, построение каждого движения, его точность определяется характером определенных сигналов, которые вызвали это движение, и осуществляется процессом, называемым координацией данного движения [45, 51].

Координация движений обеспечивается вестибулярным аппаратом, поддерживающим равновесие тела в покое, движении, а также точность исполнения движений за счет рефлекторного перераспределения мышечного тонуса во всем теле. Вестибулярный аппарат является важной частью внутреннего уха, и представляет собой особый орган, который определяет положение головы и туловища в пространстве. Вестибулярный аппарат - очень чувствительный рецептор аппарата координации движений человека. Передача импульсов вестибулярным аппаратом осуществляется при помощи вестибулярной ветви слухового нерва. Вестибулярный аппарат анализирует информацию о положении и перемещении тела в пространстве. Поэтому поражение или недоразвитие вестибулярного аппарата приводит к нарушению равновесия и неточности движений [43, 44, 54].

Координация - это умение согласовывать движения отдельных частей тела между собой в единое двигательное действие.

Основа формирования двигательных навыков:

□                  Сила

□       Скорость

□       Гибкость

□       Выносливость

Хорошо развитая координация движений помогает детям формировать ловкость, точность, двигательную активность [1, 4]. Тренировки двигательных качеств и навыков у детей с самого раннего детства способствует оптимизации развития вестибулярного анализатора и, как результат, разнообразит их двигательные возможности [37, 48].

В современной педагогике в формате физического воспитания сейчас сформировалась серьезная проблема по развитию навыков координации движений. Дети с раннего возраста мало двигаются, родители не уделяют должного внимания развитию вестибулярного аппарата - дети раннего возраста сидят всю прогулку в колясках, дети младшего возраста также сидят в санках и велосипедах, дети старшего возраста ездят с родителями в машинах в специальных креслах… Все эти меры безопасности не развивают координацию движений, тормозят как физическое, так и умственное развитие современных детей [22, 30]. Потому сейчас в дошкольной и школьной программах по физическому воспитанию уделяется огромное внимание развитию навыков координации движений у детей.

Формирование навыков координации движений у младших у школьников прочно связано с двигательной активностью. На основании имеющихся в научной литературе данных, можно определить навыки координации движений как совокупность точных движений тонкой и общей моторики, основанных на функциях вестибулярного аппарата. Точность координации определяет возможность адекватной ориентировки в существующей действительности, ее понимания и взаимодействия с ней. Качество навыков координации движений является показателем полноценного умственного и физического развития ребенка, его психического здоровья и социализации [45, 48, 55].

1.2 Анализ программ формирования навыков координации движений у младших школьников с нормальным и нарушенным развитием

Общеизвестно, что развитие навыков координации движений ребенка в окружающем мире начинается с первых дней жизни. Дети постоянно двигаются, с каждым движением совершенствуя свои навыки координации, что дает огромные возможности для детского развития. Взрослые помогают ребенку, знакомя его с предметным и окружающим миром, развивают точность движений. К младшему школьному возрасту у ребенка уже накоплен большой запас сформированных навыков координации.

Младший школьный возраст - сенситивный период для развития всех координационных способностей детей. Особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию навыков координации движений.

В своем исследовании мы рассмотрим основные направления работы формирования навыков координации движений в программах школьного образования, соответствующих ФГОС НОО, как для общеобразовательных школ, так и для школ I-II вида.

Для анализа действующих программ для общеобразовательных организаций мы выбрали наиболее распространенную программу «Школа России». В УМК по физической культуре используются следующие учебники «Физическая культура. 1-4 классы» Лях В.И. и «Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы» Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.

Программа состоит из двух частей:

базовая

вариативная

Освоение базовой части обязательно для каждого ученика. Эта часть рассчитана на адаптацию к жизни (обеспечение нормальной жизнедеятельности) Базовый уровень является федеральным звеном программы, составляет основу государственного стандарта в сфере физвоспитания.

Базовая часть включает следующие основы:

□                  здоровье

□       здоровый образ жизни

□       общие основы физической культуры

□       закаливание

□       саморегуляция и самоконтроль

□       гигиена

□       способы двигательной деятельности

□       двигательные умения, навыки

□       двигательные способности.

Эти основы формируются во время занятий на уроках физической культуры по следующим разделам программного материала:

□                  гимнастика

□       легкая атлетика

□       подвижные и спортивные игры

□       плавание

□       лыжная подготовка.

Вариативная часть программы определяется самой образовательной организацией с учетом региональных, национальных особенностей и материальной базы школы.

Программа состоит из шести разделов:

1.  Основы знаний по физической культуре и спорту.

2.    Охраны труда и техника безопасности на уроках физической культуры и занятиях спортом.

3.  Общая физическая подготовка.

4.       Специальная физическая подготовка.

.         Технико-тактическая подготовка.

.         Контрольные и тестовые упражнения.

Программа по физическому воспитанию предусматривает 3 урока в неделю и 1 спортивное мероприятие в месяц.

Формирование координационных способностей детей на уроках физкультуры происходит на каждом этапе урока. Это и бег, и ходьба с остановками и сменой движения, и гимнастические упражнения. Но лучше всего формировать координацию движений в общеразвивающих упражнениях с предметами: мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений на развитие навыков координации существует огромное количество. Главное, соблюдать следующие условия - новизна, интерес, возможности детей.

Программа по физической культуре для глухих и слабослышащих детей построена на тех же принципах физического воспитания, что и в массовой школе с небольшими отступлениями и добавлениями, которые вытекают из особенностей развития глухих и слабослышащих учащихся.

Цель программы - максимально снизить дефект физического развития и сформировать потребность в здоровом образе жизни, а также подготовить детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе слышащих людей.

Программа составлена с учетом особенностей физического и психического развития глухих и слабослышащих учащихся, здоровьесберегающей направленности всего учебного процесса. Ведь физическое воспитание глухих и слабослышащих детей имеет некоторые специфические особенности, связанные со слуховой недостаточностью и состоянием функциональных возможностей их организма.

Глухие школьники имеют следующие нарушения в двигательной сфере:

□                  неточная координация и неуверенность в движениях;

□       замедленность в овладении двигательными навыками;

□       нарушения мелкой и крупной моторики;

□       трудность сохранения статистического и динамического равновесия;

□       низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

□       замедленная скорость движений, всего темпа деятельности детей;

□       низкий уровень развития физических качеств.

Программа физвоспитания в школе I-II также состоит из 2-х частей - базовой и вариативной. Обе части включают в себя обязательную коррекционную составляющую. Также в школе I-II вида обязательным является индивидуальный и дифференцированный подход, который предполагает составление адаптированной программы для определенной группы учащихся.

Нужно сказать, что вариативная часть в школе I-II вида занимает значительно большую часть, чем в общеобразовательной школе [49, 51].

Необходимость научить глухих детей уверенно и точно выполнять движения определила пути формирования навыков координации движений.

Факторы, отягощающие развитие координации движений у детей с нарушением слуха:

□                  тяжесть слухового дефекта;

□       недостатки речевой функции;

□       недостаток объема поступающей информации;

□       состояние двигательного анализатора;

□       степень функциональности вестибулярного анализатора.

Формирование навыков координации движений происходит на всех этапах уроков физкультуры. На вводной части занятий развитие координации происходит во время ходьбы, бега. В основной части - в выполнении ОРУ с предметами и без предметов. В заключительной части - в спортивных играх большой и малой подвижности. Также формирование навыков координации происходит и во внеурочной деятельности.

1.3 Методика формирования навыков координации движений у детей с нарушением слуха

Значение формирования навыков координации движений: обучения физическим упражнениям; возможность управлять своими движениями; рациональное расходование сил; радость от спортивной деятельности; развитие ловкости; быстрота передвижений; устойчивое перемещение; улучшенные двигательные навыки.

В начальной школе мы продолжаем развивать следующие координационные способности:

□                  Способность к реагированию - способность быстро и точно начать движения соответственно по определенному сигналу.

- старт по свистку

отмашки флажка

сигнальные карточки

- сигнал, поданный голосом.

□                  Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тела.

- упражнения на одной или двух ногах

упражнения с продвижением вперед или шагом

упражнения бегом

упражнения прыжками

различные виды лазания.

□                  Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве.

- выход после прыжка

акробатические прыжки

кувырки

- вольные упражнения.

□                  Способность к дифференцированию - это способность к достижению точности движения.

- бросок в кольцо с различных точек

- метание.

□                  Ритмическая способность - это способность реализовывать динамические изменения в процессе двигательного акта.

- выполнение упражнений под музыку

танцевальные движения.

Повышение уровня развития физических качеств с помощью целенаправленных упражнений:

□                  Прыжки

- на 1-ой ноге - динамическое равновесие

- в длину - координация движений, усиление темпа

- вверх - динамическое равновесие

□                  Бег

- по разметке - динамическое равновесие, усиление темпа, ритма

челночный - ориентация в пространстве, динамическое равновесие

- из различных положений - координация движений

□                  Метание

- в горизонтальную цель - координация движений

различные снаряды - дифференциация движений

из различных положений - координация движений

□                  Упражнения с изменением площади опоры

- ходьба по «кочкам» - координация движений

- стойка на 1-ой ноге - координация движений

□                  Упражнения на мягкой опоре

- ходьба на мате - координация движений

прыжки на батуте - координация движений

балансировка на мяче - координация движений

□                  Действия с мячом Этапы формирования:

I.                  Тренировка рук

II.      Тренировка ног. Тренировка туловища. Объединенные упражнения из 2-х составляющих.    Объединенные упражнения из 3-х составляющих.    Усложнение.          Упражнения на время. Упражнения на уменьшенной площади опоры.          Упражнения на вращения.    Упражнения с закрытыми глазами

Изучив специальную литературу по теме исследования, мы можем отметить, что формирование навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха, являются основой физического воспитания ребенка и ориентировки им в окружающей действительности; поэтому многие ученые - Боскис Р.М., Выготский, Л.С., Головчиц, Л.А. и др., занимающиеся этой проблемой, рассматривают развитие координации движений в качестве одной из важных компетенций, отражающих психическое и физическое развитие ребенка [12, 14, 15].

Рассмотрев программы школьного образования для массовых школ, а также для коррекционных и компенсирующих школьных учреждений в области формирования навыков координации движений у детей, мы выяснили, что задачи формирования координации движений являются важными и актуальными для развития и обучения детей младшего школьного возраста. Во всех программах обучения школьников становлению координационных навыков отводится одна из ведущих ролей.

Проанализировав труды ученых о развитии психических и физических процессов у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, и используя опыт педагогов, работающих с этой категорией детей, мы смогли сделать следующий вывод: без специально организованных занятий, уроков,

спортивных и подвижных игр у детей с нарушением слуха навыки координации движений формируются неполно и неточно.

Принимая во внимание новые формы образования и воспитания детей с нарушениями слуха в условиях специальных образовательных учреждений, и учитывая сложность усвоения программного материала ввиду специфики психического и физического развития таких детей, необходим поиск новых методов работы с детьми данной категории.

2. Сформированность навыков координации движений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

2.1 Изучение уровня сформированности координации движений у детей с нарушением слуха и нормально развивающихся сверстников

Цель констатирующего исследования - выявление особенностей сформированных навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха.

Задачи констатирующего этапа исследования:

1.         Составить диагностическую программу для изучения сформированности навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха.

2.      Выявить особенности сформированности навыков координации движений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

3.       Выделить уровни сформированности навыков координаций движений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе школы- интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) I-II вида №1 городского округа Электросталь Московской области. В исследовании приняли участие 9 детей с нарушением слуха, обучающихся во 2 классе. Данные детей экспериментального класса (ЭК) предоставлены в таблице 1.

Таблица 1. Состав экспериментального класса (ЭК)

Ученики 2 - го класса

Диагноз

Дата рождения

Психолого-педагогическая характеристика

1

Алина П.

Н 90.0 Кондуктивная потеря слуха (двусторонняя)

26.06.2008

Девочка воспитывается в полной семье. Родители неслышащие. В семье есть старший сын, который





обучается в этой же школе. Все психические процессы у Алины развиты в соответствие с нормой. Речь не достаточно сформирована. Физически девочка развита довольно слабо. Тонкая и крупная моторика развиты ниже нормы.

2

Валентин С.

Н 90.5 Нейросенсорная тугоухость (II-III степени)

25.11.2007

Мальчик воспитывается в неполной семье - воспитывает ребенка одна мама. Ребенок родился недоношенным. Речь не достаточно сформирована. Мама слышащая, работает в школе уборщицей. Ребенок слабый и в психическом (ЗПР конституционного генеза), и в физическом развитии. Крупная и мелкая моторика развиты значительно ниже нормы.

3

Геннадий Ч.

Н 90.0 Кондуктивная потеря слуха (двусторонняя)

17.04.2008

Мальчик воспитывается в полной семье. Родители неслышащие. В семье есть еще дети, двое из которых обучаются в этой же школе,





а младший посещает специализированный детский сад при школе- интернате. Все психические процессы у Гены хорошо развиты. В физическом плане мальчик очень активный и развит в пределах нормы.

4

Дмитрий А.

Н 90.5 Нейросенсорная тугоухость (пр. ухо II степень, л. ухо III степень)

11.11.2007

Мальчик воспитывается в полной семье. Родился в двойне. У Димы врожденная глухота, нарушение зрения 3-ей категории, умеренная умственная отсталость (F71). Речь не достаточно сформирована. Мальчик по всем показателям отстает от своих сверстников. Обучается по СИПР.

5

Иван Ш.

Н 90.6 Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

29.08.2008

Мальчик воспитывается в полной семье, родители возрастные. Ваня - очень поздний ребенок. Старший ребенок сохранный, разница между детьми 26 лет. Есть звукоподражание, отдельные слова. Связной





речи нет. Мальчик гиперактивен, с СДВГ, с психопатоподобными проявлениями, бывает агрессивен. Все психические и физические качества развиты с искажениями.

6

Луиза И.

Н 90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

28.12.2007

Девочка воспитывается с бабушкой. Родилась ослабленной, недоношенной, после родов получала кислород, самостоятельно задышала в возрасте 3-х недель, в первый год перенесла несколько раз двухстороннюю пневмонию, после ряда заболеваний начал ухудшаться слух. Речи нет, есть отдельные звуки. Также у Луизы стоит диагноз ЗПР церебростенического синдрома. Девочка отстает по всем показателям от своих сверстников - и в психическом, и в физическом плане

7

Марат К.

Н 90.6 Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

13.06.2008

Мальчик воспитывается с папой. Папа слышащий. Ребенок много болел до года, получил осложнения на уши, стал терять слух после 3-х лет. Речь присутствует, предложения простые, звукоподражание, отдельные слова. Мальчик активный, хорошо развиты все психические функции. Крупная и мелкая моторика - в норме.

8

Олеся Л.

Н 90.6 Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

28.08.2008

Девочка воспитывается в полной семье. Помимо кондуктивной нейросенсорной тугоухости, у девочки ДЦП. Девочка ходячая, но передвигается с трудом, частые парезы, спастика конечностей. Психическое и физическое развитие отстает от нормы.

9

Святослав Ш.

Н 90.0 Кондуктивная потеря слуха (двусторонняя)

21.07.2008

Мальчик воспитывается в ЦССВ «Добрые сердца». Родителей нет, проживает в детском доме. Мальчик не слышащий с рождения,





также имеет РАС легкой степени. Низко контактен. Крупная и мелкая моторика - в норме. Психическое развитие отстает.


Для сравнения результатов развития навыков координации движений у школьников младшего возраста, полученных после констатирующего эксперимента у детей ЭК, был проведен аналогичный эксперимент в КК, в который вошли 9 детей нормально слышащих из Православной Классической Гимназии им. А. Рублева городского округа Электросталь Московской области. Данные детей контрольного класса (КК) предоставлены в таблице 2.

Таблица 2. Состав контрольного класса (КК)


Ученики 2-го класса

Дата рождения

1

Александра А.

18.09.2008

2

Артемий М.

25.07.2008

3

Борис Ч.

18.08.2008

4

Василиса В.

25.04.2008

5

Георгий М.

09.05.2008

6

Глеб Ч.

18.08.2008

7

Дарья Г.

19.06.2008

8

Севастьяна С.

19.01.2008

9

Татьяна П.

02.04.2008


Для реализации поставленных задач, мы разработали диагностическую программу для выявления особенностей навыков координации движений детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. При разработке диагностической программы, мы использовали методики сурдопедагогов, работавших над проблемой развития координации движений и вестибулярного аппарата таких, как - Антропова М.В., Апанасенко Г.А., Ашмарина Б.А, Кулик, Т.В., Хода Л.Д., Звездина В.К. [1, 3, 4, 31, 49].

При составлении программы констатирующего эксперимента мы опирались на следующие принципы:

) принцип доступности - Все упражнения, подготовленные для детей с нарушением слуха, должны быть доступны и понятны детям данной категории;

) принцип наглядности - все задания, которые мы давали детям, обязательно давались с большой долей наглядности - показ, демонстрация, иллюстрация;

3)       принцип заинтересованности-все упражнения давались детям в интересной или в игровой форме;

4)       принцип здоровьясбережения-все упражнения были рассчитаны на младший школьный возраст и 2-3-ю группу здоровья;

5)       принцип коррекционной направленности-исследование проводилось в несколько этапов.

1.    На констатирующем этапе исследования нами была проведена диагностика сформированности навыков координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха (ЭК) и у нормально развивающихся сверстников (КК).

2.   На формирующем этапе исследования нами была разработаны и апробированы педагогические условия эффективного формирования навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха (только в ЭК).

3.     На контрольном этапе исследования мы проводили анализ эффективности апробированных педагогических условий для формирования навыков координации движений у детей с нарушением слуха (ЭК) при помощи повторной диагностики.

Констатирующий этап проводился в течение первой четверти как в ЭК, так и в КК. Для этого мы подобрали диагностический инструментарий, провели исследование, сделали обработку данных и их интерпретацию.

Диагностика проводилась подгруппами и индивидуально. Перед каждой серией заданий проводилась дополнительная беседа с использованием показа упражнений, наглядных материала для пояснения и установления личного контакта между экспериментатором и испытуемыми. Исследования навыков координации движений проводились фронтально, в течение трех уроков физкультуры, по одному блоку на урок. Каждое задание оценивалось по 3-х бальной системе. Результаты исследования вносились в протокол, который в дальнейшем подвергали количественно - качественному анализу. По результатам диагностики каждой серии мы выделили 2 уровня развития навыков координации движений у детей младшего школьного возраста. Результаты анализа оформили в таблицу и в виде диаграмм.

На выполнение каждого задания детям давалось специально отведенное время на уроке физкультуры.

Для диагностики были выбраны следующие серии заданий:

I.         Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения рук.

Цель: определить координацию и согласованность движений рук Оборудование: 2 теннисных мяча разного цвета d=10 см

Система оценки:

балла - выполнение упражнения самостоятельно;

балл - помощь взрослого в выполнении упражнения (повтор показа упражнения с разъяснениями, помощь взрослого в выполнении);

0 баллов - невыполнение упражнения. Инструкция:

a)        Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги на ширине плеч. Взять в

правую руку один мяч, подкинуть мяч вверх, поймать его правой рукой. Потом то же самое проделать левой рукой.

b)       Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги на ширине плеч. Взять в правую руку один мяч, подкинуть мяч вверх, поймать его левой рукой. Потом то же самое проделать левой рукой.

c)       И. п.: Встать, ноги на ширине плеч. Взять в каждую руку по одному разноцветному теннисному мячу, подкидывать оба мяча одновременно и ловить их соответственно и правой, и левой рукой. Если правая рука подбросила - она же поймала. То же самое делает другая рука.)    Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги на ширине плеч. В положении стоя вращать правой рукой по часовой стрелке, левой - против часовой стрелки. Через 10-15 движений поменять направление вращения рук.

e)       И. п.: Встать, ноги на ширине плеч. Поместить ладонь правой руки на расстоянии 5-10 см над головой. Поднимать и опускать ладонь, дотрагиваясь темени. Одновременно ладонь левой рукой описывает круги параллельно плоскости живота.

II.      Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения ног.

Цель: определить координацию и согласованность движений ног Оборудование: куб 25х25х25, брусок 25х45х10

Система оценки:

балла - выполнение упражнения самостоятельно;

балл - помощь взрослого в выполнении упражнения (повтор показа упражнения с разъяснениями, помощь взрослого в выполнении);

0 баллов - невыполнение упражнения. Инструкция:

a)       Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги вместе. Подпрыгнуть на правой ноге и приземлиться на левую ногу, следующее подпрыгивание на левой ноге, а приземление в исходную позицию - на правую.

b)       Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги вместе. Отвести правую ногу с опорой на левую ногу вперед, в сторону, назад и приставить правую ногу обратно. То же самое проделать левой ногой.

c)       И. п.: Встать, ноги вместе. Подняться на носках с близко расположенными ступнями ног, присесть на носках с прямой спиной.)       Вариант 1 и 2. И. п.: Встать, ноги вместе. Поднять правую ногу с опорой на левую ногу, то же - с закрытыми глазами; то же - с задержкой на левой ноге. То же самое проделать левой ногой.

e)       И. п.: Встать на уменьшенную площадь опоры (куб), ноги вместе. Стоя на кубе, присесть и выпрямиться.)      Вариант 1 и 2. И. п.: Встать на уменьшенную площадь опоры (брусок), ноги вместе. Стоя на бруске на правой ноге, вытянуть левую ногу вперед. То же самое проделать левой ногой.

III.     Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения туловища и головы.

Цель: определить координацию и согласованность движений туловища и головы

Оборудование: гимнастическая скамейка h=30 см, мяч d=25 см, утяжелители (мешочки с песком весом 500 г.), обруч

Система оценки:

балла - выполнение упражнения самостоятельно;

балл - помощь взрослого в выполнении упражнения (повтор показа упражнения с разъяснениями, помощь взрослого в выполнении);

0 баллов - невыполнение упражнения.

Инструкция:

a)        И. п.: Встать на гимнастическую скамью, ноги вместе. Идти по гимнастической скамейке приставным и переменным шагом с движениями рук (хлопок ладонями перед грудью, над головой);

b)      И. п.: Встать, ноги вместе, руки на поясе, глаза закрыты - стоять ровно 20 с.;)      И. п.: Встать на гимнастическую скамью, ноги вместе. Идти по скамейке, дойти до конца, присесть на корточки, повернуться кругом, встать и идти назад;)        И. п.: Встать, ноги вместе, в руках мяч перед грудью. Идти вперед, подбрасывать мяч вверх и ловить его;)          И. п.: Встать, ноги вместе, руки врозь, на голове утяжелитель. Идти по прямой линии с утяжелителем на голове.

И. п.: Встать, ноги вместе. Прыгнуть в обруч, сделать поворот вокруг себя по часовой стрелке и выпрыгнуть из него. Проделать

2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента

I.         Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения рук у детей ЭК и КК.

Таблица 4. Результаты 1-ой серии заданий у детей ЭК

Ученики 2-го класса

Задания

Обще е кол - во

% соот - ние



a

b

c

d

e





1

2

1

2


1

2




1

Алина П.

1

0

1

1

0

1

1

0

5

31%

2

Валентин С.

0

1

0

0

0

1

0

0

2

13%

3

Геннадий Ч.

2

1

1

2

1

2

1

11

69%

4

Дмитрий А.

1

0

1

0

0

1

1

0

4

25%

5

Иван Ш.

1

1

1

1

0

1

1

0

6

38%

6

Луиза И.

1

0

0

1

0

1

1

0

4

25%

7

Марат К.

2

2

1

2

1

2

2

1

11

69%

8

Олеся Л.

1

0

0

0

0

0

0

0

1

6%

9

Святосла в Ш.

2

1

1

2

1

1

1

1

10

63%

Общее кол-во

11

6

6

9

3

9

7

3


% соотношение

61 %

33 %

33 %

50 %

17 %

50 %

39 %

17 %



После проведения 1-ой серии заданий в ЭК мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений рук:

Достаточный уровень - от 50 до 100% (3 человека);

Недостаточный уровень - от 1 до 49% (6 человека);

Таблица 5. Результаты 1-ой серии заданий у детей КК

Ученики 2-го класса

Задания

Обще е кол-во

% соот - ние



a

b

c

d

e





1

2

1

2


1

2




1

Александ ра А.

2

2

2

2

1

2

2

1

14

87%

2

Артемий М.

2

1

2

1

0

2

2

1

11

69%

3

Борис Ч.

2

2

2

1

1

2

2

2

14

87%

4

Василиса В.

2

2

2

1

1

2

1

1

12

75%

5

Георгий М.

2

2

2

1

2

2

2

1

14

87%

6

Глеб Ч.

2

2

2

2

2

2

2

1

15

94%

7

Дарья Г.

2

2

2

1

1

2

2

1

13

81%

8

Севастьян а С.

2

1

2

1

1

2

1

1

11

69%

9

Татьяна П.

2

2

2

1

1

2

2

2

14

87%

Общее кол-во

18

16

18

11

10

18

16

11


% соотношение

100 %

89 %

100 %

61 %

55 %

100 %

89 %

61 %



После проведения 1-ой серии заданий в КК мы получили

2

уровня

сформированности навыков координации движений рук:



Достаточный уровень - от 50 до 100% (9 человек);



Недостаточный уровень - от 1 до 49% (0 человек).




Рис. 1. Сравнение результатов после 1-ой серии заданий у детей ЭК и КК

Проведя 1-ую серию заданий на координацию движений рук мы получили 2 различные группы по уровню сформированности навыков - достаточный и недостаточный.

Достаточный уровень показали трое мальчиков - все трое достаточно крупные, физически активные, выполняли задания точно, навыки координации движения рук у них сформированы хорошо, но не в полном объеме.

Недостаточный уровень показали шестеро детей, у которых имеются различные проблемы с координацией движений рук, наиболее сложность вызвала ловля двумя руками 2 мячика одновременно, в синхронизированных упражнениях руки сбивались с нужного направления, не всегда точно выполнялись упражнения. У детей имеются вторичные дефекты развития, которые помешали ученикам выполнять задания в полную силу, но после повторного показа, разъяснения алгоритма действий, замедленного действия, ученики, стали выполнять упражнения.

Хуже всех сформированность навыков координации движения рук показали двое детей - это Олеся и Валентин. У этих детей возникли большие трудности при выполнении заданий. Даже после показа и помощи ученики не смогли выполнить задания. Это связано с общим недоразвитием детей и моторики в целом.

Наиболее сложными в выполнении для детей оказались упражнения, связанные с согласованностью обеих рук. Эти упражнения вызвали самые большие трудности у детей. При составлении заданий формирующего эксперимента мы будем делать основной упор на задания на согласованность движений обеих рук.

У детей КК упражнения не вызвали затруднений, что говорит о достаточной сформированности координации движений.

II.       Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения ног.

Таблица 6. Результаты 2-ой серии заданий у детей ЭК

Ученик и 2-го класса

Задания

Общ ее кол - во

% соо т - ние



a

b

c

d

e

f





1

2

1

2


1

2


1

2



1

Алина П.

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

5

25%

2

Валентин С.

1

1

2

1

1

0

0

0

0

0

6

30%

3

Геннадий Ч.

2

1

2

2

2

1

1

1

1

1

14

70%

4

Дмитрий А.

1

0

1

1

1

1

0

0

0

1

6

30%

5

Иван Ш.

2

1

2

1

1

0

1

0

1

0

9

45%

6

Луиза И.

1

1

1

1

0

0

0

0

0

5

25%

7

Марат К.

2

1

2

2

2

1

1

1

1

0

13

65%

8

Олеся Л.

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

2

10%

9

Святослав Ш.

1

2

2

2

2

1

1

1

0

0

12

60%

Общее кол - во

10

8

14

10

12

4

5

3

3

3


% соот-ние

56%

44%

78%

56%

67%

22%

28%

17%

17%

17%



После проведения 2-ой серии заданий у детей ЭК мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений ног:

Достаточный уровень - от 50 до 100% (3 человека);

Недостаточный уровень - от 1 до 49% (6 человек).

Таблица 7. Результаты 2-ой серии заданий у детей КК

Ученик и 2-го класса

Задания

Общ ее кол - во

% соо т - ние



a

b

c

d

e

f





1

2

1

2


1

2


1

2



1

Алексан дра А.

2

2

2

2

2

2

2

1

1

0

16

80%

2

Артемий М.

2

1

2

1

2

2

1

0

1

1

13

65%

3

Борис Ч.

2

1

2

2

1

2

2

1

1

1

15

75%

4

Василис а В.

1

2

2

2

2

1

2

1

0

1

14

70%

5

Георгий М.

2

2

1

1

2

1

1

0

1

1

12

60%

6

Глеб Ч.

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

16

80%

7

Дарья Г.

2

2

1

1

2

2

2

1

1

1

15

75%

8

Севастья на С.

2

2

1

2

1

1

1

0

1

1

12

60%

9

Татьяна П.

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

15

75%

Общее кол - во

17

15

15

13

16

14

14

7

9

8


% соот-ние

94%

83%

83%

72%

89%

78%

78%

39%

50%

44%



После проведения 2-ой серии заданий мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений ног:

Достаточный уровень - от 50 до 100% (9 человек);

Недостаточный уровень - от 1 до 49% (0 человек).

Рис. 2. Сравнение результатов после 2-й серии заданий у детей ЭК и КК

После второй серии заданий на координацию ног в ЭК мы получили следующие результаты - достаточный уровень - 3 человека, недостаточный уровень - 6 человек.

Достаточный уровень по заданиям второй серии показали те же ребята, что и в первой серии заданий. Мальчики хорошо выполняли задания на прыжки, удержание равновесия и показали неплохие результаты. В этой серии неплохой результат развития координации показал Валентин С., и это говорит о том, что у мальчика координация движений ног развита лучше, чем координация движений рук.

Для учеников, которые показали достаточный уровень сформированности координации движения ног, упражнения были понятны, вызывали интерес.

Легкими для всех детей оказались упражнения, связанные с прыжками, подскоками, подниманием то одной ноги, то другой.

Недостаточный уровень сформированности навыков координации движений ног показали 6 детей. Очень низкий результат показала Олеся. Нужно сказать, что объективный результат, т.к. девочка страдает ДЦП и ей трудно выполнять движения на координацию ног.

Дети быстро утомлялись при выполнении заданий, выполняли задания не точно, не все держали равновесие на кубе, заваливались, на брусе так же были соскальзывания с него, во время приседаний, не все могли держаться на носках или с прямой спиной. Сложными для учеников ЭК оказались упражнения на координацию с закрытыми глазами, а также выполнение заданий на ограниченном пространстве, приподнятом над уровнем пола. В формирующий эксперимент мы обязательно включим сходные упражнения для развития координации движений ног.

Вторая серия заданий была для детей КК менее легкой, чем первая. Все 9 детей показали высокий результат. Хотя затруднения вызвали задания с попеременным подниманием ног, а также стойка на уменьшенной площади на одной ноге с закрытыми глазами. По результатам второй серии можно сделать вывод, что у нормально развивающихся сверстников лучше развита координация движений ног.

III.       Серия заданий для определения сформированности навыков координации движения туловища и головы.

Таблица 8. Результаты после 3-ой серии заданий у детей ЭК

Ученики 2-го класса

Задания

Общее кол-во

% соот - ние



a

b

c

d

e

f



1

Алина П.

0

1

1

1

1

1

5

42%

2

Валентин С.

0

0

0

1

1

1

3

25%

3

Геннадий Ч.

1

2

1

2

2

2

10

83%

4

Дмитрий А.

0

1

0

1

1

1

4

33%

5

Иван Ш.

0

1

1

1

1

2

6

50%

6

Луиза И.

0

1

0

1

0

1

3

25%

7

Марат К.

1

2

1

2

2

2

10

83%

8

Олеся Л.

0

1

0

1

1

1

4

33%

9

Святослав Ш.

1

1

1

2

2

8

67%

Общее кол-во

3

11

5

11

11

13


% соотношение

17%

61%

28%

61%

61%

72%



После проведения заданий 3-ей серии мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений туловища и головы: Достаточный уровень - от 50 до 100% (4 человека);

Недостаточный уровень - от 1 до 49% (5 человек).

Таблица 8. Результаты после 3-ой серии заданий у детей КК

Ученики 2-го класса

Задания

Общее кол-во

% соот - ние



a

b

c

d

e

f



1

Александра А.

1

2

1

2

2

2

10

83%

2

Артемий М.

0

2

1

2

1

1

7

58%

3

Борис Ч.

2

2

1

2

2

2

11

92%

4

Василиса В.

1

2

1

2

1

2

9

75%

5

Георгий М.

1

2

1

2

2

2

10

83%

6

Глеб Ч.

2

2

1

2

1

2

10

83%

7

Дарья Г.

1

2

1

2

2

2

10

83%

8

Севастьяна С.

1

1

1

2

2

2

9

75%

9

Татьяна П.

2

2

2

1

2

2

11

92%

Общее кол-во

11

17

10

17

15

17


% соотношение

61%

94%

55%

94%

83%

94%



После проведения заданий 3-ей серии мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений туловища и головы: Достаточный уровень - от 50 до 100% (9 человек);

Недостаточный уровень - от 1 до 49% (0 человек).


Рис. 3. Сравнение результатов после 3-й серии заданий у детей ЭК и КК

Третья серия заданий оказалась для детей ЭК самой легкой - недостаточный уровень показало всего 5 человек. Это говорит о том, что на уроках по физической культуре развитию навыков координации туловища в пространстве уделяется должное внимание. После подведения итогов мы получили следующие результаты - достаточного уровня достигли 4 ученика, недостаточного уровня -5 учеников.

Марат и Гена занимаются в спортивной секции, поэтому упражнения на координацию туловища для них не представляли особой трудности, мальчики с легкостью справились с заданием.

Слава и Иван показали достаточный уровень сформированности навыков координации движений. Мальчикам было не сложно выполнять эти упражнения, т.к. похожие упражнения дети выполняли на уроках.

Все остальные дети показали недостаточный уровень сформированности координации движений - это 5 человек. Надо отметить, что в этой серии детям не оказывалась никакая помощь взрослого, не использовался повторный показ с дополнительными разъяснениями, дети выполняли упражнения с первого раза.

Наиболее сложным заданием для детей ЭК оказалась ходьба по гимнастической скамье. Для развития навыков координации мы включим сходные упражнения в формирующий эксперимент.

Третья серия заданий не вызвала затруднений у детей КК. Немного хуже дети КК справились с заданиями на гимнастической скамье. Но в целом, задания третьей серии дети КК выполнили лучше, чем дети из ЭК.

Проведя количественный и качественный анализ после трех серий заданий, мы можем сделать общие выводы на основании следующей таблицы:

Уровни сформированности навыков координации движений после 3-х серий заданий у детей ЭК и КК

Таблица 9. Результаты после всех серий заданий у детей ЭК

Ученики 2-го класса

Серии заданий

Средний%



1

2

3


1

Алина П.

31%

25%

42%

33%

2

Валентин С.

13%

30%

25%

23%

3

Геннадий Ч.

69%

70%

83%

74%

4

Дмитрий А.

25%

30%

33%

30%

5

Иван Ш.

38%

45%

50%

44%

6

Луиза И.

25%

25%

25%

25%

7

Марат К.

69%

65%

83%

72%

8

Олеся Л.

6%

10%

33%

16%

9

Святослав Ш.

63%

60%

67%

63%

Средний%

38%

40%

49%



Получив данные трех серий заданий, мы можем сделать вывод, что наиболее сложной для учеников ЭК оказалась первая серия заданий, а наиболее легкой - третья серия заданий.

После трех серий заданий мы получили следующие уровни сформированности навыков движений на координацию у детей ЭК:

Достаточный уровень - 3 человека; Недостаточный уровень - 6 человек.

Таблица 10. Результаты после всех серий заданий у детей КК

Ученики 2-го класса

Серии заданий

Средний %



1

2

3


1

Александра А.

87%

80%

83%

83%

2

Артемий М.

69%

65%

58%

64%

3

Борис Ч.

87%

75%

92%

85%

4

Василиса В.

75%

70%

75%

73%

5

Георгий М.

87%

60%

83%

77%

6

Глеб Ч.

94%

80%

83%

86%

7

Дарья Г.

81%

75%

83%

80%

8

Севастьяна С.

69%

60%

75%

68%

9

Татьяна П.

87%

75%

92%

85%

Средний%

82%

71%

80%



Получив данные трех серий заданий, мы можем сделать вывод, что наиболее сложной для учеников КК оказалась вторая серия заданий, а наиболее легкой - первая серия заданий.

После трех серий заданий мы получили следующие уровни сформированности навыков движений на координацию у детей КК:

Достаточный уровень - 9 человек; Недостаточный уровень - 0 человек.

Рис. 4. Сравнение результатов после всех трех серий заданий у детей ЭК и КК

После проведения математических расчетов мы можем констатировать, что навыки координации движений у учеников ЭК значительно хуже сформированы, чем у сверстников из КК.

Для выявления уровня сформированности навыков координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха (ЭК) нами был составлен комплекс упражнений из трех серий заданий, которые содержали упражнения:

-  на координацию движений рук;

-         на координацию движений ног;

-         на координацию движений туловища и головы.

Также для более точной картины сформированности навыков координации у детей ЭК, нами была создана и протестирована группа КК. Мы видим, что уровень развития навыков сформированности координации движений у детей ЭК можно считать недостаточным, а все участники КК - справились с заданиями и имеют достаточный уровень сформированности координации движений.

Мы выявили, что наибольшую трудность при выполнении заданий у детей из ЭК вызвали:

□    Точность выполнения движений,

□       Упражнения на синхронность рук, ног,

□       Упражнения с закрытыми глазами,

□       Ориентация в пространстве.

Таким образом, данные констатирующего эксперимента мы можем использовать для дальнейшей коррекционной работы по формированию навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха.


3. Коррекционная работа по формированию навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха

.1 Организация и проведение формирующего эксперимента

Цель формирующего эксперимента - разработать занятия, которые будут способствовать улучшению навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха.

Задачи:

1)       разработать комплекс упражнений на формирование навыков координации движений с учетом индивидуального и дифференцированного подхода;

2)       провести коррекционную работу по разработанным сериям упражнений;

3)       проанализировать и сделать вывод по проведенным сериям упражнений.

Нами был разработан комплекс упражнений для занятий на уроках физкультуры, музыки и ритмики, для физкультминуток, а также серию подвижных игр на развитие точности движений, равновесия и ориентировки в пространстве.

Обучение, направленное на формирование навыков координации движений, способствует развитию физической силы, познавательной активности, эмоционально - волевой сферы и личности в целом у младших школьников с нарушением слуха. Практически во всех виды движений мы обязательно добавляли, как усложнение, выполнение упражнений с закрытыми глазами для развития кинестетического восприятия у детей.

Коррекционная работа по развитию координации движений строилась с учетом сформированности навыков и требований программы. Она осуществлялась, в основном, на уроках физкультуры, музыки и на прогулках, играя в подвижные игры. Итак, разрабатывая комплекс, мы старались максимально задействовать все возможности развития координации движений у детей во всех школьных видах деятельности. Таким образом, у нас получился сборник упражнений, которые можно использовать и на уроках, и на переменах, и во внеурочной деятельности.

Основой и началом нашего обучающего эксперимента является развитие мотивации детей участвовать в экспериментальной деятельности.

Надо сказать, что разучивание упражнений, игр, физкультминуток и др. проводилось нами с большой долей использования наглядности - показ, демонстрация слайдов и наглядного материала. Отработка, закрепление и усложнение упражнений предполагали замену наглядности на считывание установок с губ, а также понимание жестов.

Формирующий эксперимент проводился на протяжении 2-ой и 3-ей четвертей 2016-2017 уч. года на базе школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха) I-II вида №1 городского округа Электросталь Московской области и явился продолжением исследовательской работы в виде констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент показал, что в значительной степени у младших школьников с нарушением слуха (ЭК) страдают такие навыки координации движений как - точность выполнения упражнений, равновесие и ориентировка в пространстве. Именно развитие этих качеств и послужило основой разработки методики формирующего эксперимента. При разработке методики мы учитывали возраст детей, тяжесть и степень нарушения слуха, поэтапное формирование и усложнение физических упражнений для детей младшего школьного возраста.

Комплекс упражнений для развития и формирования навыков координации движений у школьников младшего возраста, имеющих нарушения слуха

I.          Упражнения, применяемые на уроках физкультуры:

1. Упражнения, влияющие на развитие равновесия (каждое упражнение выполняется 3-5 раз):

Цель - развитие равновесия.

Таблица 11. Задания, применяемые на уроках физкультуры по уровням сложности на развитие равновесия

Первый уровень сложности

Второй уровень сложности

а) Исходное положение - ноги вместе, руки в стороны. Выполнение: Подниматься на носки (ступни ног близко расположены) по взмаху руки преподавателя. б) Исходное положение - ноги вместе, руки в стороны. Выполнение: Приседать на носки с прямой спиной. в) Исходное положение - ноги вместе, руки в стороны.

  Руки на пояс, руки по швам, руки за голову, с предметом на голове. Руки на пояс, руки вперед, руки за голову, с предметом на голове. Руки на пояс, руки вперед, руки за голову, с предметом на голове; изменение скорости выполнения; с


Выполнение: Отвести и приставить вперед, в сторону, назад одну ногу с опорой на другую ногу (поочередно).

г) Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе.

Выполнение: Прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из обруча.

д) Исходное положение - ноги вместе, руки в стороны.

Выполнение: Стоя на невысокой уменьшенной площади опоры, присесть и выпрямиться.

Поворот вокруг себя в одну сторону, потом прыжок; поворот вокруг себя в другую сторону, потом прыжок; руки в стороны, руки за голову; прыжок с закрытыми глазами; прыжки в эстафете.

Выполнять упражнение на высокой опоре; с приседанием на одной ноге; с закрытыми ногами.

2.    Упражнения, влияющие на развитие точности (каждое упражнение выполняется 3-5 раз):

Цель - развивать точность.

Таблица 12. Задания, применяемые на уроках физкультуры по уровням сложности на развитие точности

Первый уровень сложности

Второй уровень сложности

а) Исходное положение - сидя, ноги вытянуты вместе, руки в стороны. Выполнение: Быстрая смена позы - из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на спину и вернуться в и.

Руки на пояс, по швам, за голову; повороты вокруг себя в одну сторону, в другую; с закрытыми глазами.


б) Исходное положение - ноги вместе, руки на пояс (упражнение выполняется в парах).

Выполнение: Согласованные «зеркальные» действия двух детей стоя друг напротив друга.

в) Исходное положение - стоя ноги вместе, мяч перед грудью в согнутых руках.

Выполнение: Отбивать мяч о пол попеременно то правой, то левой рукой.

г) Исходное положение - стоя ноги вместе, мяч в согнутых руках.

Выполнение: отбить мяч сильно о пол двумя руками и поймать его.

д) Исходное положение - ноги вместе, руки в стороны, мяч в одной руке.

Выполнение: Присесть, руки вперед, переложить мяч в другую руку, вернуться в и. п.

Упражнения сидя; с предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой); упражнения, выполняемые детьми в разные стороны попеременно.

Отбивать мяч о пол с поворотом вправо, влево.

Ловля мяча с поворотом, приседанием, хлопками.

3.    Упражнения, влияющие на развитие ориентировки в пространстве:

Цель - развитие ориентировки в пространстве.

а) Челночный бег с заданными направлениями; б) Ходьба по шнуру, между двумя шнурами;

в) Ходьба с предметами на голове; г) Ходьба задом наперед;

д) Ходьба с закрытыми глазами, держась одной рукой за веревку и ощупывая поверхности одной рукой;

е) Ходьба по мягкой поверхности;

ж) Ходьба и бег по наклонной поверхности - вверх и вниз;

з) Кувырки вперед, назад, с открытыми глазами, с закрытыми глазами

II.       Комплекс упражнений, применяемых на уроках музыки и ритмики:

Цель - развитие координации движений общей моторики, точности выполнения упражнений и ориентировки в пространстве.

1.   Ходьба и бег с подниманием колен, с оттягиванием носка под музыку с опорой на наглядность.

2.  Перестроение в круг из колонны, шеренги, цепочки и обратно.

3.       Ходьба «змейкой», держась друг друга.

4.    Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

5.  Выполнение простых танцевальных движений с предметами.

6.    Выполнение движений руками - перекрестное поднимание и опускание рук.

7.   Выполнение движений руками - одновременные движения правой руки вверх, левой - в сторону и т.д.

8.   Выполнение движений руками и ногами - выставление левой ноги вперед, правой руки - в сторону и т.д.

9.  Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков, используя наглядный материал.

III.      Комплекс упражнений, применяемых на других уроках в качестве физкультминуток;

Пальчиковые игры для развития координации движений тонкой моторики

Цель - развитие координации движений тонкой моторики.

1.       «СЕМЬЯ» (упражнение для разгибательных мышц пальцев) Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - Я!

Вот и вся моя СЕМЬЯ!

2.       «ЗАРЯДКА» (на подвижность первой фаланги первого пальца) Первый наш привык к порядку,

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон - Вот как ловко скачет он.

3.       «НОЖНИЦЫ» (упражнение на растяжку и координацию второго, третьего пальцев)

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, Что разрежет лист бумажный?

Физкультминутки для развития координации движений

Цель - развитие координации движений общей моторики.

1.       «ПОДНИМАЕТ РУКИ КЛАСС» Поднимает руки класс - это «раз», Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

2.       «ПОВТОРИ»

Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори.

Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем: вправо плечи, голова. Мы размяться все успели, и за парты снова сели.

3.       «ШЕЕЙ КРУТИМ ОСТОРОЖНО»

Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдёмся,

И за парты вновь вернёмся.

IV.      Дидактические игры, применяемые на переменах;

Цель - развитие ориентировки на листе, тонкой моторики, точности движений.

а) «Лабиринт»

Дети на парте выстраивают лабиринт из блоков Дьенеша и катают бусину по лабиринту по схеме.

б) «Ниточки»

Дети выкладывают силуэты предметных картинок шерстяными нитками.

в) Рисование двумя руками одновременно на школьной доске.

г) Дорисовывание рисунков по оси симметрии.

д) Рисование с помощью зеркала или зеркальных стекол.

V.      Комплекс подвижных игр, проводимых на прогулках

Цель - развитие ориентировки в пространстве и координации движений общей моторики.

а) «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Описание игры: Дети парами идут по кругу. По сигналу взрослого дети разбегаются. Как только раздастся сигнал - дети снова становятся в пары. Тогда тот, кто остался без пары становится лишним.

б) «РЫБАЛКА»

Описание игры: Водящий вращает веревку (скакалку) по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая стараясь, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, которого задела веревка, становится водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Толстая веревка с привязанным на конце мягким предметом (наживка).

в) «ЗМЕЙКА»

Описание игры: Игроки делятся на 2 команды, выстраиваются в 2 колонны таким образом: правая рука каждого следующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

г) «ПТИЦЫ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Описание игры: гнездышки располагаются по периметру игровой площадки на один меньше, чем участников игры. Все дети свободно двигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся занять гнездышко.

Материалы и наглядные пособия для игры

Для игры можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут гнездышками.

д) Ходьба и бег между предметами. е) Бег с преодолением препятствий. ж) Прыжки через скакалку.

з) Метание в цель.

и) Катание на велосипеде, самокате, скэйборде, гироскутере.

Разрабатывая этот комплекс и предлагая его учителям и воспитателям, работающим с детьми ЭК, мы предположили, что систематическое выполнение этих упражнений будет способствовать развитию навыков координации движений у младших школьников с нарушениями слуха. В упражнениях мы старались применить дифференцированный подход, т.е. каждое упражнение содержит несколько уровней сложности, что способствует более успешному выполнению - от простого к сложному.

3.2 Результаты проведенной работы по формированию навыков координации движения у младших школьников с нарушением слуха

Контрольный эксперимент с целью выявления эффективности специально подобранных методик - упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр для формирования у школьников с нарушениями слуха проводился нами в конце 3-ей четверти. В нем участвовали те же дети, которые приняли участие в констатирующем эксперименте. Для контрольного эксперимента мы использовали задания, которые вызвали серьезные затруднения в констатирующем эксперименте, а также аналогичные им. Задания дети выполняли подгруппой или индивидуально. Оценивались задания также по 3-х балльной системе.

Задания контрольного эксперимента:

I.         Упражнения на уменьшенной площади опоры:

1)  ходьба по узкой дорожке между двумя шнурами (10 м);

2)       ходьба по выложенному спиралью шнуру;

)         ходьба с перешагиванием «кочек» (5 м).

II.       Упражнения на площади опоры, поднятой на высоту 10-15 см:

1)  ходьба по «кочкам» (5 м);

2)       ходьба по наклонной опоре - вверх и вниз (h - 40 см);

)         ходьба по мягкой опоре (3 м).

III.       Упражнения на начало и конец движения:

1)   изменение темпа движения по кругу ходьба - бег;

2)       резкая остановка при выполнении упражнений;

)         остановка с изменением направления движения.

IV.      Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами:

1)   кувырки вперед (a), кувырки назад (b);

2)       наклоны вправо-влево;

5) стойка на носках (a), на одной ноге (b), на возвышении (c). Система оценки всех упражнений:

балла - выполнение упражнения без ошибок;

балл - выполнение упражнения с 1-2 ошибками; 0 баллов - невыполнение упражнения.

Материалы для контрольного эксперимента:

□         2 шнура длиной 10 м;

□       «кочки» 5-7 штук;

□       наклонная опора;

□       мат.

Таблица 13. Протокол обследования детей ЭК (контрольный эксперимент)


№ упражнения

I

II

III

IV

Общий балл

% соотношение






1

2

3





1

2

3

1

2

3

1

2

3

a

b


a

b

c




Имя ребенка


















1

Алина П.

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

2

1

1

25

83%

2

Валентин С.

2

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

1

0

19

63%

3

Геннадий Ч.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

27

90%

4

Дмитрий А.

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

23

63%

5

Иван Ш.

2

2

2

2

1

2

2

1

1

2

1

2

2

1

1

24

80%

6

Луиза И.

2

1

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

0

19

63%

7

Марат К.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

27

90%

8

Олеся Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

14

47%

9

Святослав Ш.

2

1

2

1

2

1

1

2

2

2

1

2

1

0

1

22

73%

Общий балл

17

15

15

12

15

11

17

13

16

16

10

17

13

7

6


% соотнесение

94%

83%

83%

66%

83%

61%

94%

72%

89%

89%

55%

94%

72%

39%

33%




По результатам контрольного эксперимента мы получили 2 уровня сформированности навыков координации движений у детей ЭК.

Достаточный - от 50 до 100% (8 человек);

Недостаточный - от 1 до 49% (1 человек).

Рис. 5. Данные констатирующего и контрольного эксперимента в ЭК

Мы видим, что почти все дети ЭК после проведенного формирующего эксперимента достигли достаточного уровня сформированости навыков координации движений. Только 1 девочка Олеся Л. не достигла этого уровня, хотя значительно улучшила свои показатели по сравнению с констатирующим экспериментом.

Анализируя данные констатирующего и контрольного экспериментов в ЭК, мы можем сказать, что формирующий эксперимент пошел на пользу детям из ЭК.


Рис. 6. Данные констатируюшего и контрольного экспериментов в ЭК

Теперь рассмотрим результаты констатируюшего и контрольного экспериментов в ЭК и сравним их. Мы видим, что до начала обучения в ЭК достаточный уровень показали школьники, отдельно занимающиеся спортом во внеурочное время, недостаточный уровень показали ученики, которые хотя и занимаются физкультурой в школе по программе школ I-II вида, но этих занятий оказалось недостаточно для формирования навыков координации движений у детей с нарушениями слуха. После формирующего эксперимента мы видим, что 8 школьников из ЭК достигли достаточного уровня развития навыков координации движений, и только одна девочка показала недостаточный уровень сформированности навыков координации движений, хотя и сильно увеличила свои показатели по сравнению с констатирующим экспериментом.

Анализ и сравнение данных полученных до и после экспериментального обучения в ЭК, проведенного с целью формирования навыков координации движений у младших школьников с нарушением слуха, позволяют сделать следующие выводы:

□       Специально организованные занятия - комплекс упражнений на уроках физкультуры подвижные и дидактические игры во время внеурочной деятельности, предложенные нами, оказались эффективными для формирования навыков координации движений у детей с нарушениями слуха;

□       Практические задания, выполняемые детьми на специально организованных занятиях и во внеурочной деятельности, позволяют детям лучше отрабатывать навыки как в учебной, так и во внеурочной деятельности;

□       Актуализация полученных навыков путем самостоятельной деятельности, увеличивает практическую значимость полученных навыков;

□       Выполнение практических упражнений, а также система занимательных заданий игровой деятельности, подобранных по данной теме исследования помогают осуществить межпредметные связи;

□       Предложенные нами формы работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха по формированию навыков координации движений проводились на уроках, прогулках, фронтально, индивидуально, таким образом, побуждая детей к двигательной активности. Именно такой подход помог включить в работу весь ЭК, особенно детей, которые обладают невысокими физическими данными.

Заключение

Изучив специальную литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что практически у всех детей с нарушениями слуха имеются проблемы в формировании физических и двигательных функций. Это происходит по причине того, что слуховой и вестибулярный анализаторы находятся в тесной взаимосвязи, и у детей с нарушением слуха зачастую слабо работает вестибулярный аппарат, обеспечивающий сохранение равновесия, координации и необходимого положения в пространстве. Однако, по мнению многих исследователей, в процессе физической подготовки и физического воспитания данные проблемы можно устранить.

В физическом развитии младших школьников с нарушением слуха необходимо не просто применять те или иные средства физической культуры, а иметь возможность для целенаправленного воздействия этих средств на способности и возможности учащихся. Для этого существует оценка состояния физической подготовленности детей, которая проводится в форме тестирования физических и двигательных качеств ребенка с нарушением слуха.

Развитие навыков координации движений - одна из основных задач физического воспитания детей, так как она необходима не только при ходьбе, беге, но и при письме, рисовании, игре на музыкальных предметах, танцах, занятии спортом, и для нормализации жизнедеятельности ребенка в целом.

На основании результатов оценки физической подготовленности, изучаются особенности формирования координации движений у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха, разрабатываются необходимые комплексы упражнений для улучшения их формирования. Все это дает возможность улучшить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания в условиях специального коррекционного учреждения.

Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.

В результате исследования стало ясно, что подвижные игры в младших классах составляют основу и являются наиболее лучшим средством для развития координационных способностей.

Список литературы

1.     Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.

2.       Антропология: о глухонемоте / В.М. Харитонов и др. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

.         Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - 80 с.

.         Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

.         Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в дошкольных учреждениях // Методические рекомендации. - М., 1973. - 32 с.

.         Багрова, И.Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 655 с. - (Коррекционная педагогика).

.         Бажуков, С.М. Здоровье детей - общая забота: (орг. физ. воспитания школьников по месту жительства) / Сергей Михайлович Бажуков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 125 с.: ил.

8.       Байкина, Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет // Адаптивная физ. культура. 2002. - №4. - С. 14-19.

9.       Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для

студентов специальности п. 02.02. - «Физическая культура». - Гродно, 1995. - 68 с.

10    Басилова, Т.А. Задачи диагностического исследования детей с глубокими нарушениями зрения и слуха /Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь // Дефектология. Психология. Дифференциальная психофизиология: тез. докл. к VII съезду общества психофизиологов СССР /Науч. ред. Т.И. Безносиковой. - М., 1989. - С. 38-39.

11      Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. - М., 2002. 12. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М., 1988.

13    Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 1963. - 215

14      Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 656 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

          Головчиц, Л.А. Психолого-педагогическая характеристика школьников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития /Л.А. Головчиц // Дефектология. - 2008. - №1. - с. 27-32.

          Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

17      Горская И.Ю., Сорокина Л.Г. Сравнительная характеристика уровня развития координационных способностей аномальных детей (с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта) и здоровых детей на первом этапе школьного образования // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тез. докл. и сообщений междунар. конгр. по пробл. соц., мед. и психолого - педагогич. реабилитации инвалидов (2-5 дек. 1996 г.). Ч. 1. Тюмень, 1996, с. 140-143.

          Грец, Г.Н. Физическая реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов на основе применения средств физической культуры и специализированных тренажёрных устройств: автореф. дис..д-ра пед. наук / Н.Г. Грец. Смоленск, 2088. - 45 с.

          Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1978. - 88 с.: ил.

20    Девятова, М.В. Лечебная физическая культура в системе физической реабилитации / М.В. Девятова, Г.И. Смирнов, Н.С. Карлова // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию образования СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1997. - С. 45-50. 21. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие /

С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. М.: Сов. спорт, 2000. - 240 с.: ил 22. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006 г.

23    Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.

24      Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. Учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 240 с.

          Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога/Ю.Н. Кислякова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 48 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

          Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с.

          Коровин, Г.К. Программы специальных (коррекционных) учреждений II вида / Г.К. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 430 с.

          Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя в 2 ч. / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 154 с.

          Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М.: Педагогика, 1970. - 192 с.

          Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. СПб.: Питер, 2011. - 940 с

31      Кулик, Т.В. Способы общения с детьми с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания / Т.В. Кулик // Специальное образование в России XXI век: традиции, перспективы, проблемы: сб. СПб., 2005. - С. 26-29.

32      Лесгафт, П.Ф.: собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. М.: Физкультура и спорт, 1953. -246 с

33      Лубовский, В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2007 - 464 с.

          Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. М.: Академия, 2003 - 240 с.

35      Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -2004. - №1. - С. 48-50.

          Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. -2005. - №11.

          Лях В.И. Критерии определения координационных способностей

 // Теория и практика физической культуры. -2001. - №11. - С. 17 - 20.

38    Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -2007. - №7. - С. 28-30.

39      Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Владимир Иосифович Лях, Александр Александрович Зданевич. М.: Просвещение, 2006. - 128 с.

40      Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288

41      Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.

          Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1991. - 120 с.

43      Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З. Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002 г.

44      Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. С. 37-40.

45      Специальная психология под ред. В.И. Лубовского, Москва, «Академия, 2005 г.

          Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003 г.

          Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

          Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М., Наука, 2000.

49. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет Республики Саха (Якутия). - Нерюнгри, 2001. - 160 с.

50    Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 145 с.

Похожие работы на - Формирование навыков координации движений детей школьного возраста с нарушением слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!