Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,45 Кб
  • Опубликовано:
    2017-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства

Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого











ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Давыдова С.В.

Постановка проблемы. В последние десятилетия возникло новое направление в теории педагогического образования - компетентностный подход, в соответствии с которым содержание педагогического образования должно находить реализацию в профессиональной деятельности. Современное развивающееся общество предъявляет повышенные требования к личности учителя, в том числе учителя изобразительного искусства, его профессиональной компетентности, нравственному уровню, культуре и духовным потребностям.

Главный нормативно-правовой документ Министерства образования и науки Украины «Об образовании» (пункт 3 статья 56) гласит: «Педагогические и научно-педагогические работники обязаны постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру» [4]. Также необходимость постоянного профессионального развития учителей отражается в законах Украины «О высшем образовании», «Национальной доктрине развития образования Украины XXI века», «Концепции педагогического образования», Государственной программе «Учитель». В концепцию непрерывного образования, утвержденную в документе «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», внесены определенные изменения в требования к профессиональным и личностным качествам учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства. Именно поэтому на современном этапе модернизации системы образования и воспитания в Украине особую остроту и актуальность приобретает вопрос формирования профессиональной компетентности учителей, в том числе, учителя изобразительного искусства.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства требует более детального анализа для доработки методов и форм подготовки, так как именно учитель изобразительного искусства в школе формирует эстетический вкус детей, закладывает азы изобразительной грамоты, учит ценить красоту.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами педагогической компетентности занимались такие известные исследователи как К. Абульханова, В. Адольф, Ю. Варданян, Л. Гарбузенко, А. Дубасенюк, В. Зазыкин, Е. Колесникова, Н. Кузьмина, А. Маркова, Л. Митина, М. Резниченко, Е. Рогов, Н. Русинова, Е. Са- харчук, В. Сериков, В. Синенко, А. Чернышева, А. Щербаков и др.

Структурные составляющие профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства и проблемы ее формирования были рассмотрены такими украинскими и зарубежными учёными как А. Беспалая, И. Брыжатая, Л. Гарбузенко, О. Гудим, О. Данилюк, О. Семенова, О. Смирнова, Т. Стритьевич, В. Форостюк, Э. Шачкова. В исследованиях и публикациях этих и других ученых частично отображено решение нашей проблемы, на них мы будем опираться в своей статье.

Цель статьи. Провести теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства для обоснования необходимости дополнительных исследований с целью нахождения новых эффективных форм и методов обучения будущих специалистов.

Изложение основного материала. Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства - это сложный симбиоз педагогических, психологических и художественно-эстетических компетенций. Мнения отечественных и зарубежных педагогов относительно формирования профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства очень разные. Данный вопрос дискуссионного характера; это подтверждают многочисленные

исследования в подготовке учителей изобразительного искусства, их роли и влияния на учебный процесс и становление личности учеников. В современной педагогике активно разрабатываются составляющие профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства - компетенций, которые диктуются новыми условиями жизни человека: некоторые знания устаревают под влиянием стремительно развивающейся социальной стороны жизни общества, технологическим прогрессом и глобализацией образования. Так, учитель изобразительного искусства должен обладать рядом компетенций: общепедагогических, психологических и специально-художественных.

В теоретическом анализе проблемы формирования профессиональной компетентности следует обратиться к самому значению термина «компетентность» и «компетенция», структуре компе- тентностно-ориентированного образования на международном и отечественном уровне, рассмотреть общепедагогические, специально-художественные компетенции учителя изобразительного искусства, выделить нераскрытые аспекты в формировании профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства.

Ученый М. Резниченко определил, что профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующего его профессионализма, включающее знания, умения и навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности [6, с. 72].

В зарубежной литературе понимание «компетентность в обучении» часто передают через устоявшиеся понятия: «способность к...», «комплекс умений», «умение», «готовность к.», «знание в действии», «возможность». Понятие «компетентность» трактуется как характеристика результатов образования и широко используется в образовательных системах европейских стран, США и Канады. Проблемы компетентностно- ориентированного образования рассматриваются международными организациями: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПрОоН, Советом Европы, Организацией европейского сотрудничества и развития, Международным департаментом стандартов, которые обобщили опыт и наработки педагогов всего мира [3, с. 39].

Обратим наше внимание на понятие «компетенция» (от лат. сотре1епИа - принадлежность по праву) - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Понятие «компетентный» (от лат. еотре1епБ, еотре1епИ8 - соответствующий; способный) - обладающий компетенцией; знающий, сведущий. «Компетентность» - производное от «компетентный» - обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо в определенной области [5, с. 524].

Для более полного раскрытия понятия «компетентного учителя» следует проанализировать, какие профессиональные компетенции выделяют ведущие ученые стран:

- ученые Австрии: предметная; личностная; социальная; методологическая;

бельгийские эксперты: социальная, коммуникативная, мотивационная;

финские ученые: познавательная, социальная, педагогическая, коммуникативная, стратегическая;

немецкие педагоги: учебная, социальная, ценностные ориентации - социальные, демократические и индивидуальные, что достигается благодаря умению жить в обществе и разделять демократические ценности;

В целом, понимание профессиональной компетентности в обучении рассматривается как приобретение определенных характеристик личности и умений, которые способствуют успешному вхождению молодого поколения в современное общество и профессиональную деятельность. Кроме того, компетентность в обучении рассматривается и как интегрированный результат, предусматривающий смещение акцентов с накоплением определенных нормативных знаний, умений и навыков к формированию и развитию у студентов способности к самостоятельной деятельности, умению применять опыт [3, с. 39].

Современный педагог Э. Шачкова утверждает, что проблемы определения теоретико-методологических основ профессиональной подготовки будущих специалистов средствами изобразительного искусства требуют дополнительного изучения. Исследование и опыт практической работы Э. Шачковой позволили сформулировать ряд противоречий:

между гуманизацией профессионального образования и сложившимися традициями подготовки специалистов изобразительного искусства;

между стереотипами педагогических решений и современными требованиями организации поликультурной среды;

между потребностью междисциплинарной интеграции различных дисциплин и уровнем разработки теоретических и методологических основ их обеспечения в системе формирования [13, с. 353].

Исследователь Т. Стритьевич отмечает, что практика формирования педагогического профессионализма будущих учителей изобразительного искусства в условиях становления национальной школы свидетельствует, что эта проблема оказалась сегодня на пересечении многих общенаучных, социально-культурных и нравственно-эстетических процессов. Возрастание роли личности будущих учителей изобразительного искусства приобретает особую актуальность и происходит путем развития их профессиональной компетентности, совершенствования их теоретической и практической подготовки.

Формирование компетентности будущего учителя на сегодняшний день является одной из актуальных проблем образования и может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречий между необходимостью обеспечить качество образования и невозможностью решить эту проблему традиционным путем. Компетентностный подход в современном образовании должен обеспечить более высокий уровень компетентности субъектов обучения. Данный уровень предполагает сформированное у субъекта научного понятия «компетентность» как единства, где научная основа действия определяет логику ее практического исполнения, заключается в интеллектуально нравственной саморегуляции, направленной на эффективное решение субъектом определенных жизненных проблем. Речь идет о компетентности как о новой единице образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях [10, с. 273]. Автор отмечает, что проблема формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства требует дополнительных исследований и оставляет еще много научных вопросов.

Также Т. Стритьевич отмечает, что современное состояние подготовки будущих учителей изобразительного искусства в высших учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической и практической подготовки, способности к самостоятельной творческой деятельности, профессиональному саморазвитию, развитию профессиональной компетентности как интегрированной способности личности, состоящей из знаний, опыта, ценностей, которые могут целостно реализовываться на практике [9, с. 109].

Проанализируем некоторые компоненты входящие в состав профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства, которые, по мнению современных ученых, требуют особого внимания.

Так, Н. Русинова в проблеме формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства обращает наше внимание на ее структурный компонент - исследовательскую компетенцию как важную часть компетентности учителя изобразительного искусства, который требует дополнительных исследований. Важным фактором, влияющим на образование, становится и изменение роли педагога в образовательном процессе: наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельной и личностной, которая соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний, созданию в процессе обучения условий для взаимодействия преподавателя и обучающегося, выступающих в соавторстве на всех этапах обучения. Эти изменения определяют необходимость формирования новой личности будущего педагога - личности не только знающей и умеющей, но и способной к творчеству, не только проявляющей исследовательскую компетентность, но и способной привлечь учащихся к исследовательской деятельности [7, с. 66].

В современной практике исследователь Л. Гарбузенко выделяет из общих компонентов профессиональной компетентности - художественно-эстетическую, которая базируется на системе знаний о художественной культуре, представлениях об эстетической сфере жизнедеятельности человека, благодаря чему у личности формируются умения интерпретировать и оценивать произведения искусства, аргументировано высказывать о них собственные суждения, воспитываются художественно-мировоззренческие позиции, личностно-ценностное отношение, потребности и способности к художественному самообразованию, художественно-эстетическому и нравственно-духовному самосовершенствованию, а также умение создавать художественные образы и эстетизировать окружение [1, с. 139]. Автор утверждает, что это лишь одна из многих важных составляющих профессионализма современного учителя изобразительного искусства.

Исследователь О. Семенова выделяет художественно-творческую компетентность учителя изобразительного искусства, которая способствует удовлетворению его потребности в профессиональной самореализации и духовном самосовершенствовании. Именно эта компетентность способствует приобретению опыта собственной профессионально-творческой деятельности и реализации изобразительных способностей, воображения, фантазии, композиционного мышления и т.д. Высокий уровень художественно-творческой компетентности - залог развития профессионального потенциала художника-учителя [8, с. 22]. Автор отмечает, что эта компетентность повысит профессионализм учителя изобразительного искусства.

Таким образом, мнения ученых расходятся в определении структурных составляющих профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства, но они едины в мнении, что существующая система подготовки устарела и требует новых исследований и модернизации.

Ученый А. В. Форостюк утверждает, что высшая школа нуждается в эффективных методиках преподавания, методах и технологиях, которые бы позволили решить проблему повышения профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства. Именно поэтому переосмысление научно-педагогического опыта и учета прогрессивных идей прошлого, а также изучение инновационных подходов к развитию творческой активности студентов является актуальным в контексте компетентностного подхода в современном образовании [11, с. 229].

Учитывая неоспоримую ценность существующих достижений отечественных и зарубежных ученых, практиков, следует отметить, что проблема формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства в системе высшего педагогического образования остается одной из актуальных проблем и предусматривает решение ряда задач по организации и содержанию обучения. В связи с этим есть необходимость определения и обоснования основных направлений деятельности системы высшего педагогического образования с учетом уровня развития творческого потенциала конкретного педагога, индивидуальных способностей и возможностей специалиста, его профессионального опыта, потребностей массовой педагогической практики [2, с. 60].

Выводы

Таким образом, теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства показал, что она является предметом дискуссий украинских и зарубежных педагогов. Формирование профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства до сих пор не изучено полностью, так как список ее компетенций в современной системе образования постоянно дополняется и изменяется в зависимости от целей и задач, запланированных обучением, и под воздействием развития общества и глобализации образования. Поэтому современные педагоги отмечают, что многие вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства требуют дополнительного изучения и исследований. Проблема остаётся не решенной.

Теоретический анализ данной статьи лег в основу нашей работы - формирование профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства средствами творческой проектной деятельности, - что позволит по новому взглянуть на проблему и предложить современную, усовершенствованную модель и технологию ее формирования.

профессиональный компетентность изобразительный художественный

Список литературы

2.Данилюк О. Формування професійної компетентності майбутнього учителя образотворчого мистецтва / О. Данилюк / / Гуманітарний вісник Державного вищого навчального закладу Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Г.С. Сковороди. Педагогіка. Психологія. Філософія. - 2013. - № 28(2). - С. 58-61.

3.Дубасенюк А.А. Особенности профессионального становления учителя в контексте компетентностного подхода / А.А. Дубасюк // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2. - С. 38-42.

4.Закон Украины «Об образовании» № 1060-ХІІ, с изменениями от 11 июня 2008

5.Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 669 с.

6.Резниченко М.Г. Введение в педагогическую деятельность / М.Г. Резниченко. - Самара: СГПУ, 2003. - 132 с.

7.Русинова Н.П. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов изобразительного искусства в условиях высшего образования / Н.П. Русинова // инновационное будущее психологии и педагогики. - 2015. - С. 66-67.

8.Семенова Е.В. Профессионализм учителя изобразительного искусства в измерениях художественно-творческой компетентности // Педагогический поиск. - 2014. - № 2. - С. 22-24.

9.Стрітьєвич Т.М. Розвиток фахової компетентності у процесі професійної підготовки майбутніх учителів образотворчого мистецтва / Тетяна Миколаївна Стрітьєвич // Наукові записки КДПУ. Серія: Педагогічні науки / ред. кол.: В.Ф. Черкасов [та ін.]. - Кропивницький: КДПУ ім. В. Винниченка, 2017. - 150. - С. 107-110.

10.Стрітьєвич Т. Структура професійної компетенції майбутнього вчителя образотворчого мистецтва / Т. Стрітьєвич // Наукові записки. - Випуск 121. - Серія: Педагогічні науки. Частина ІІ. - Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2013. - 332 с. - С. 273.

11.Форостюк В.О. Підвищення професійної компетентності майбутніх учителів образотворчого мистецтва в процесі розвитку їх творчої активності / О.В. Форостюк // Теоретична і дидактична філологія. Серія. - 2017. - № 24. - С. 227-233.

12.Шандрук С. Психологічні засади розвитку професійних творчих здібностей майбутніх практичних психологів: дисертація доктора психологічний наук: 19.00.07 / Шандрук С. - Тернопіль, 2016. - 458 с.

13.Шачкова Э.В. Теоретико-методологические проблемы подготовки будущих специалистов изобразительного искусства в системе формирования их профессиональных компетентностей Э.В. Шачкова // Педагогіка формування творчої особистості у вищій і загальноосвітній школах. - 2015. - № 40. - С. 352-359.

Аннотация

В статье рассматривается профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства как процесс формирования его профессиональной компетентности. Проводится теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства. Характеризуются компоненты профессионально-педагогической компетентности учителя изобразительного искусства. Разработка теории и практики формирования профессиональной компетентности будущего учителя базируется на философском и психолого-педагогическом анализе концептуальных подходов, на выявлении основных понятий, условий, исходных предпосылок решения данной проблемы. Автор статьи анализирует различные точки зрения на определение понятия «профессиональная компетентность учителя» с позиций системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов и определяет данное понятие как совокупность необходимых психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений, а также готовность к их практическому применению. Теоретически обосновывается необходимость дополнительных исследований в области формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, готовность к педагогической деятельности, профессионализм, будущий учитель изобразительного искусства.

Похожие работы на - Теоретический анализ проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!