Формирование компетенций научно-исследовательской деятельности у курсантов средствами военно-научной работы

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,21 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование компетенций научно-исследовательской деятельности у курсантов средствами военно-научной работы














Формирование компетенций научно-исследовательской деятельности у курсантов средствами военно-научной работы

Т.В. Макеева, кандидат педагогических наук,

доцент Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

А.Е. Оторочкина, кандидат исторических наук,

доцент Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Аннотация

В современной системе высшего военно-профессионального образования возрастает значимость научно-исследовательской работы обучающихся. Развитие у курсантов общекультурных и профессиональных компетенций средствами военно-научной работы позволяет актуализировать задачу подготовки военных специалистов, владеющих навыками научно-исследовательской деятельности. Использование различных форм военно-научной работы позволяет сформировать устойчивый интерес к науке и особую логику мышления у курсантов.

Ключевые слова: военно-научная работа, научно-исследовательская деятельность, профессиональные научно-исследовательские компетенции, профессиональная социализация.

.V. Makeeva, PhD in Pedagogy, Associate Professor Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense A.E. Otorochkina, PhD in History, Associate Professor Yaroslavl Higher Military Institute of the Air DefenseDEVELOPMENT OF PROFESSIONAL RESEARCH COMPETENCE OF CADETS BY MEANS OF MILITARY-SCIENTIFIC WORK. In the modern system of higher military vocational education increases the importance of research work of students. The development of the students cultural and professional competences by means of military-scientific work allows to actualize the task of training of military specialists with skills in research activities. The use of various forms of military-scientific work allows to generate sustainable interest in science and a particular logic of thinking of the students.: military-scientific work, research activities, professional research competence, professional socialization.

Современный этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации обращает нас также к проблеме профессиональной социализации будущего офицера. Основная задача заключается в повышении качества профессионального обучения военных специалистов, в создании условий для формирования необходимых компетенций, обеспечивающих повышение эффективности их служебно-профессиональной деятельности. Особым направлением совершенствования профессиональной компетентности специалиста является его активное участие в научно-исследовательской деятельности.

Деятельность вооруженных сил любой современной страны не мыслима без использования техники. Применение новых технологий и последних достижений науки в военном деле накладывает в свою очередь на представителей вооруженных сил огромную ответственность за будущее человечества, и важным критерием в подготовке военных кадров является привитие им навыков осмысленного использования специального военного технического оснащения и научных разработок военного характера.

Наука как компонент духовной сферы общественной жизни тесно связана с такими способами понимания мира, как философия, искусство, обыденное сознание. Широкий и устойчивый интерес к науке обусловлен той особой ролью, которую она играет в современной цивилизации. Через систему образования наука воздействует на формирование личности, создавая особый тип сознания, особую логику мышления со специфическим типом аргументации и обоснования знаний.

Высшие военно-учебные заведения заинтересованы в активном участии курсантов в научно-исследовательской деятельности и инновационных разработках. В требованиях ФГОС ВО отмечается, что «курсант военного вуза должен иметь развитое исследовательское мышление, устойчивую систему знаний; уметь генерировать новые нестандартные идеи; владеть методикой научного поиска и организации опытно-поисковой работы, применять методы и средства исследовательской деятельности». В перечне общекультурных компетенций особо выделим следующие: 1) владеть способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического, экономического и правового характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2); 2) владеть культурой и логикой мышления, обобщения, анализа, систематизации, прогнозирования, постановки исследовательских задач профессиональной деятельности и выбора путей их достижения (ОК-4). В результате изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов курсант должен знать:

-основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

-базисные ценности военно-философских учений, законов, категорий и понятий;

-структуру и методологию военно-научного познания;

категории диалектики, их применение в военно-научном познании и практике;

философские основы организации воинской деятельности;

сущность, специфику, методологию и методы военно-научного исследования;

военно-философские аспекты мировых религий;

-философскую сущность, предназначение, функции Вооруженных сил.

Таким образом, речь идет о формировании профессиональной научной компетенции, которая представляет собой «сложное системное образование, включающее в себя конститутивные структуры, которые коррелируют с различными аспектами специально-предметной научно-исследовательской деятельности». Она характеризует состояние профессиональных научных знаний, а также уровень сформированности профессиональных научных навыков и умений [2:70]

Одной из форм научно-исследовательской деятельности в ввузе является военно-научная работа.

Основные задачи военно-научной работы обучающихся:

формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах;

развитие у обучающихся творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач военной науки и совершенствования военного образования;

подготовка из числа наиболее способных и успевающих слушателей и курсантов кадрового резерва для комплектования адъюнктуры и должностей научно -педагогических работников.

Военно-научная работа обучающихся осуществляется в следующих формах:

участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;

выполнение заданий исследовательского характера в период практик;

подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики и выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;

участие в подготовке научных статей и других научных публикаций, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным аспектам военной науки;

участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;

участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки, а также в выставках [5].

В современных условиях подготовка будущего офицера ПВО подразумевает не только овладение инженерно-техническими знаниями, но и обучение навыкам научно-исследовательской деятельности.

Военно-научная работа курсантов организуется на кафедрах и в научных (научно-исследовательских) подразделениях высшего военно-учебного заведения. С этой целью создаются военно-научные секции, которые могут объединяться в военно-научные общества. Данное направление работы по формированию необходимых компетенций также реализуется кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин в рамках преподавания курсантам таких дисциплин как философия, история Отечества, политология и социология, правоведение, психология и педагогика, организация работы с личным составом в ВС РФ.

Тематика военно-научных работ разнообразна, отражает актуальные проблемы изучаемых дисциплин, что позволяет сформировать социальную и гражданско-патриотическую позицию курсантов, гуманистические и ценностно-смысловые ориентации, правовую и социальную грамотность, навыки социологического и политологического анализа общественных процессов [4: 99-100].

Опыт руководства военно-научными работами курсантов по гуманитарным дисциплинам позволяет выделить следующие уровни сформированности готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности:

Высокий уровень - осознание личностной и профессиональной значимости научно-исследовательской деятельности; высокая познавательная активность; умение работать с научной литературой; владение методами анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения; владение логикой научного исследования, способностью осуществлять, реализовывать, анализировать собственную исследовательскую работу и определять пути для ее совершенствования и саморазвития.

Низкий уровень - проявление слабой мотивации осознания личностной и профессиональной значимости научно-исследовательской деятельности; эпизодические попытки занятия научной деятельностью; отсутствие познавательной активности; отсутствие представлений о содержании научно-исследовательской деятельности, логике научного исследования, компетенций анализа, синтеза, классификации, систематизации, обобщения, умений работы с литературой; отсутствие знаний об особенностях планирования собственной исследовательской деятельности.

Важно обратить внимание на тот факт, что у курсантов, активно занимающихся военно-научной работой, процесс профессиональной социализации протекает успешнее. Психологические исследования показывают, что «отношение к обучению в военном институте как к интересному, эмоционально насыщенному и наполненному смыслом процессу положительно влияет на эмоциональное благополучие, поскольку получение военного образования сопряжено с высокой интенсивностью учебного процесса, разнообразием видов учебной и служебной деятельности, а также характеризуется большим количеством социальных контактов, требующих от личности высокой активности» [3: 235]. Значимость «познания» играет регулятивную роль в организации поведения курсанта, направленного на обретение новых знаний и умений, востребованных социальной ситуацией, что определяет и внутреннюю оценку его бытия.

военный научный компетенция курсант

Библиографический список

1. Гурьянчик В.Н. Педагогические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 8 (14). - С. 397-403.

2.Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-kompetentnost-spetsialistov-funktsionalno-soderzhatelnoe-opisanie (дата обращения 12.01.2017).

3.Лапкина Е.В. Исследование преодолевающего поведения курсантов военного вуза Ярославский педагогический вестник. − 2016. − № 3. − С. 234-237.

4.Оторочкина А.Е., Макеева Т.В. Профессиональная социализация курсантов: социально-педагогический аспект // Карьерный успех: Законы развития: материалы V международной молодежной научно-практической конференции (21 - 22 октября 2016 г., г. Ярославль) / отв. ред. Е. А. Ободкова, П. С. Федорова. − Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. − С. 95-101.

5.Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 г. Москва «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».

Похожие работы на - Формирование компетенций научно-исследовательской деятельности у курсантов средствами военно-научной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!