Эволюция положения женщины в переходных обществах Востока по материалам научной литературы с организацией школьной научно-практической конференции по проблеме исследования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,7 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция положения женщины в переходных обществах Востока по материалам научной литературы с организацией школьной научно-практической конференции по проблеме исследования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Новокузнецкий институт (филиал)

Историко-филологический факультет

Кафедра истории, обществознания и методики обучения







Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРЕХОДНЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ШКОЛЬНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Купреева Марина Владимировна



Новокузнецк, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА» НА СОВРЕМЕННОМ ВОСТОКЕ (КИТАЙ, ИНДИЯ, ИРАН)

.1 Понятие «женского вопроса» и тенденции изменения положения женщин в странах Востока

.2 Положение женщины в современном китайском обществе

.3 Специфика положения женщин в современной Индии

.4 Положение женщины в современном Иране

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИСТОРИИ

.1 Исследовательская деятельность учащихся по проблеме исследования в рамках школьной научно-практической конференции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современная мировая геополитическая обстановка отличается заметным усилением стран Востока, поэтому важно проследить на примере ведущих стран таких как Китай, Индия, Иран тенденции их развития, в том числе и в гендерной плоскости.

Женский фактор, настойчиво врываясь в современную картину мира, требует переосмысления сложившихся оснований цивилизации, выдвигая новые актуальные проблемы определения места женщины в современном обществе Востока, без решения которых невозможны дальнейший прогресс и устойчивое развитие человечества.

Социальное положение женщины и ее роль в обществе имеет свои особенности в различных культурах и цивилизациях, фиксируя, как правило, некоторое превосходство в правах мужчин над женщинами. В настоящее время интерес к культуре Востока возрастает, появляется все больше работ, связанных с историей и укладом их жизни. Особый интерес вызывает социально-правовое положение женщин стран Востока, степень гарантии их конституционных прав и свобод. Затрагивающих, в частности их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство. Социальные проблемы женщин являются в равной степени проблемами статуса и осознания ролей мужчины и женщины в социуме. Исторически сложилось так, что женщины остаются в стороне, когда идет речь о правах человека. Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на работе. Сохранения этого явления способствует наличие в обществе устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин. Между тем, несмотря на то, что женщина занимается преимущественно домашним хозяйством, она играет важную роль, не ограничивающуюся семейной жизнью. В практическом плане женщины проявляя явное недовольство тем положением, которое они занимают в обществе, все в большей и большей степени «обнаруживают» свою не представленность в разных сферах общественной и политической жизни. Последние несколько десятилетий в истории прошли под знаком небывалого интереса к проблемам женского вопроса. Особый интерес к «женскому вопросу» обусловлен разнообразием ролей, которые осваивают женщины в современном мире. В результате чего перед обществом стоит большая задача по выработке политики, предоставляющей равные условия реализации. Изучение проблемы положения женщины в обществе обеспечит понимание значимости её активной деятельности и содействует повышению статуса женщины.

Другим аспектом работы является разработка методической модели организации исследовательской деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции по проблеме исследования. Обучающиеся знакомятся со спецификой развития азиатских стран. Организация исследовательской деятельности актуальна в старших классах, по требованиям ФГОС спроектирован целостный учебный процесс, в котором учащиеся включаются в исследовательскую деятельность. Учитель выступает в роли консультанта, самым важным для учащихся является самостоятельная работа. Представление работ школьников проводится в рамках школьной конференции по истории (возможно в рамках недели истории в школе). Обучающихся необходимо познакомить с основными критериями публичных выступлений в рамках научно-практических конференций. Не маловажно является, что работа над исследованием поможет учащимся при обучении в высшем учебном заведении, где они должны будут продемонстрировать навыки исследовательской работы, умение четко формулировать свои мысли.

Прямой литературы, относящейся к теме исследования не так много. Степень изученности проблемы стоит начать с авторов, представших в своих работах систематизированную информацию о явлении женского вопроса, его содержании. Елизавета Михайловна Зуйкова в своем учебном пособии «Феминология» раскрывает социальные, экономические, проблемы женщин и анализирует гендерную взаимосвязь как основа равенства мужчин и женщин. И представляет гендерный подход как содержание образа и социальных ролей в прошлом и настоящем.

Лариса Михайловна Лысенко (преподаватель, специалист в области гендерных исследований) в своей статье «О роли женщины в современном обществе», проанализировала изменения роли женщины в современном обществе, определила основные направления деятельности женщины. В работе Михаила Ивановича Фетюхина (социолог, правовед) «Социальное право» дает содержательно определение «женского вопроса» и его наполнение. Анализируется дискурс вокруг «женского вопроса» и рассматривается круг проблем, связанных со стереотипными представлениями.

Для организации исследовательской работы учеников в рамках подготовки к научно-практической конференции был использован труд Ирины Алексеевны Тягиной «Азбука исследовательской деятельности. Алгоритм исследования», где дается систематизация и рекомендации составление исследовательской работы в школе. Отмечается, что практика выступления учеников на конференциях дает возможность расширить и углубить знания по школьным дисциплинам.

Андрей Викторович Хуторской (доктор педагогических наук) в своей работе «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования», где рассмотрены методологические, педагогические аспекты реализации компетентностного подхода в школьном и вузовском образовании. Определена специфика ключевых и предметных компетенций, предложены подходы к развитию образовательных компетентностей учащихся.

Объектом данной работы являются аспекты гендерного вопроса в странах Востока.

Предметом данного исследования является рассмотрение положения женщины на современном Востоке на примере Китая, Индии, Ирана.

Цель исследования - является рассмотрение тенденции изменения положения женщин в обществах современного Востока (Китай, Иран, Индия) и использование этих материалов в разработке плана организации школьной научно-практической конференции по проблеме исследования.

Для цели исследования необходимо решить следующие задачи:

)Познакомиться с понятием «женский вопрос» и тенденциями изменения положения женщин в странах Востока;

)Рассмотреть и проанализировать эволюцию положения и права женщин в Китае;

)Рассмотреть эволюцию положения и права женщин в Иране;

)Рассмотреть эволюцию положения и права женщин в Индии;

)Используя материалы по проблеме исследования, разработать модель организации исследовательской деятельности в рамках подготовки к школьной научно-практической конференции.

В ходе написания выпускной квалификационной работы были применены исторические методы проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, использован принцип историзма. Для разработки в области педагогике использован метод проблемного обучения, методы анализа и систематизации материала.

Основным массивом источников является научная литература по женскому вопросу на Востоке.

Вопросам изменения положения женщины китайского общества посвящено немало научных исследований.

О том как меняется положение женщины в Китае и формируются совершенно новые взгляды молодежи, повествуется в работе Юлии Олеговны Риккер «Мировые тенденции формирования андрогинного типа гендерной идентичности на примере КНР». В статье дан анализ тенденции формирования гендерной идентичности в КНР, рассмотрены основные причины изменения жизненной ориентации в стране. Снежана Сергеевна Цыпилова (кандидат исторический наук) в своей статье «Положение женщины в современном китайском обществе» проанализировала некоторые аспекты положения женщины в современном китайском обществе, было отмечено, что в обществе Китая происходит переоценка системы традиционных ценностей.

Надежда Баировна Дампилон (кандидат философских наук) в своей работе «Положение женщины в современной китайской семье» проанализировала положение современной китайской женщины в семье в условиях модернизации общества и отмечено изменение правового положения женщины.

Ценные материалы об эволюции положения индийских женщин принадлежит Екатерине Викторовне Юрловой. В своей статье «Индийские женщины» она раскрывает одну из ключевых проблем индийского общества - изменение положения женщины с древности до настоящего времени. Автор уделяет особое внимание культурно-историческим особенностям эволюции их места в семье и обществе, связанного с ролью традиций и требованиями современности, с многообразием религиозных и этнических практик, с кастовым разделением индусского общества.

Елена Николаевна Лященко в своей статье «Правовое положение женщины по древнеиндийским источникам» рассматривает правовой статус женщин по древнеиндийским источникам в сравнении с современным положение женщин в Индии.

Огромный вклад для изучения места и роли женщин в современной истории Ирана внесла Елена Николаевна Иноземцева в своей статье «К вопросу о положении женщин в исламе». Исследуется проблема правового положения женщин, исповедующих ислам, в условиях, когда религиозные предписания все больше и больше теряют значение регулятора отношений в обществе. Говорится о деятельности женского движения в стране.

Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использовать материал для наработки школьных уроков по обществознанию. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы, заключения и списка используемых источников и литературы. В первой главе рассматривается специфика «женского вопроса» на современном Востоке на примере таких стран, как Китай, Индия, Иран. Выделяются тенденции изменения положения женщин и изменении гендерных ролей в обществе.

Во второй главе идет методическая реализация исследовательской деятельности обучающихся в рамках подготовки к научно-практической конференции по истории.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА «ЖЕНСКОГО ВОПРОСА» НА СОВРЕМЕННОМ ВОСТОКЕ (КИТАЙ, ИНДИЯ, ИРАН)

.1 Понятие «женского вопроса» и тенденции изменения положения женщин в странах Востока

Мы живем в эпоху великого прогресса, где с каждым днем меняется все в мире. Беспрерывно увеличивающейся большой поток новой информации изменений отмечается во всех без исключения сферах общества. В сегодняшнем мире вопрос гендерного равенства стоит наиболее остро. По данным ООН проблема положения и роли женщины в современном обществе стоит на втором месте для разрешения после экологических вопросов. ООН объявила о начале реализации всемирной кампании «Сообща покончим с насилием в отношении женщин». В своем послании по случаю начала этой многолетней всемирной кампании, они назвали насилие в отношении женщин проблемой, решение которой нельзя откладывать на потом.

Проблема роли женщины в обществе, ее социальное положение, благополучие, роль в семье существовали во все эпохи. На каждом этапе исторического развития были разные постановки женского вопроса. Всегда происходила эволюция его содержания, речь идет о положении, которое женщина должна занять в социальной системе в современном мире.

Женщина всегда обладала самым ценным качеством способностью воспроизводить жизнь, продолжать род. Л.М. Лысенко отмечает тот факт, что исторически сложился характер неравнозначного распределения ролей между мужчиной и женщиной, когда за мужчиной было закреплено защита своей семьи, освоение мира и господство над ним, а значит на роль субъекта истории, а за женщиной закреплено право на рождение и воспитание детей, на обустройство домашнего очага. Неоднозначное отношение к женщине вылилось в проблему женского вопроса и его сущности. Полное понятие женского вопроса дает М.И. Фетюхин, отмечая то, что в него включается социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни и, прежде всего, в экономике, политике, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту своего правового и фактического равноправия. Образ женщины и ее положение - предмет множественных научных дискуссий. А.В. Хлопова сообщает, что женский вопрос - это ответственное осмысление положения женщин в обществе, полного равноправия с мужчинами во всех сферах общества. Понятие женского вопроса достаточно обширное, оно включало в себя проблемы пола, семьи, положения женщин.

«Женский вопрос» по своей сути не является исключительно женским, так как включает в себя не только эмансипацию, но и вопросы гендерного взаимоотношения, охраны материнства и детства, семьи и брака. Таким образом, женский вопрос является одной стороной общего социального вопроса, занимающего в настоящее время всех мыслящих людей.

Суть женского вопроса - это воплощение принципа полного равноправия, независимо от гендерного положения. В первую очередь, равноправие - это одинаковое социальное положение в обществе. А. Бебель писал: "В случае если разговаривать о равноправии всех людей, то нелепо вычеркивать из него половину человеческого рода". Содержание женского вопроса - это вся совокупность частей, составляющих, отражающих все взаимосвязи связанные с положением женщины в обществе. Оно включает проблему равноправия во всех сферах, конкретную программу эмансипации, разнообразие способов борьбы женщин за собственные права и интересы, характер и формы женского движения, сообщество союзов, организаций, характер государственной политические деятели против дискриминации женщин, подготовку лидеров женского движения, разработку теории, проведение социологических исследований на различных уровнях, формирование общественного мнения, отказ от стереотипа мужского мышления, доказательства непригодности патриархальной политики и многое другое.

На протяжение долгого времени разворачивался теоретический спор о положении женщины в обществе. Появляются сочинения, опровергающие традиционные взгляды угнетенного положения женщины и обосновывающие ее право считаться таким же полноценным человеком, каким является мужчина. Например, К. Агриппа, автор сочинения «Декламация о благородстве и превосходстве женского пола над мужским», убеждал читателя в том, что женщина рождается таким же свободным существом, как и мужчина, что ее природные задатки ничуть не менее совершенны.

Изучения «женского вопроса» в восточном мире требует особого подхода. Исходя из исторически сложившегося мнения, мужчина всегда и везде имел преимущество перед женщиной в экономической, социальной и семейной сфере. Такое отношение к женщине на Востоке, да и не только, закреплено многовековыми традициями и обычаями. Неравноправное положение женщин тормозит общественный прогресс и цель многих стран борьба против дискриминации.

Статус женщины в любой стране существенно влияет на все без исключения сферы жизнедеятельности общества и государства. На фоне наблюдаемых в последние время процессов глобализации и демократизации, происходит усиление роли женщин как самостоятельной политической, экономической, культурно-просветительской и религиозной силы, оказывающей свое воздействие на все процессы, происходящие в современном обществе. В странах Востока традиционно существуют специфические традиции и правила, касающиеся жизнедеятельности женского населения.

Одна из тенденций современного изменения роли женщины в странах Востока, развитие правового статуса - постепенная смена ранее установленных законов новыми редакциями, которые адаптируют законы к изменениям, происходящим в стране, к международным обязательствам и решают возникающие проблемы в разных сферах, обеспечивают сохранение общественной поддержание социальной стабильности в стране, модернизацию и гуманизацию права и судопроизводства. Например, в русле этой тенденции был обновлен и Закон КНР о браке. В условиях модернизации китайского общества в 1980 году третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва был принят новый, второй «Закон о браке», который вступил в силу 1 января 1981 года, закрепивший основные принципы матримониальной системы и отношений между членами семьи: единобрачие, равноправие между мужчиной и женщиной, свободное вступление в брак. Также идет трансформация и динамика семейно-брачных отношений: увеличивается количество разводов, растет число одиноких людей и однодетных нуклеарных семей, традиция многодетных и многопоколенных семей подвергается мощным ударам модернизации, широкое распространение получили внебрачные связи.

Бесспорно, во всех данных странах просматривается усовершенствование положения женщин: создаются гарантии прав женщин, признается важность и значимость их в обществе, появляется основа для их самореализации не только в качестве домохозяйки, современные женщины стали более защищенными от насилия, но несмотря на это, проблема гендерного неравенства остается нерешенной до сих пор.

В целом изменения, происходящие в странах Востока и связанные с решением гендерного вопроса, носят противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается определенный прогресс: увеличивается присутствие женщин на рынке труда, участие в политической жизни, уровень грамотности, но в то же время имеют место дискриминации, что тормозит трансформационные процессы, необходимые для приспособления к современным реалиям.

1.2 Положение женщины в современном китайском обществе

На сегодняшний день Китай является великой державой, важным и влиятельным участником на международной арене, одним из лидеров экономического роста в мире. При этом, несмотря на быстрые процессы развития, один из важных вопросов продолжает оставаться проблема положения женщины в КНР.

Долгий период в Китае женщина занимала подчиненное положение, выполняя только домашние и материнские обязанности. Общество находилось под влиянием весьма жесткого патриархата, имевшего глубокие и прочные исторические корни. В китайском праве было закреплено главенствующее положение мужа в семье. Не считая экономической зависимости, китайские женщины в обществе страдали от практически полного отсутствия прав во всех сферах жизни. Наследование было построено исключительно по мужской линии. В браке женщина полностью зависела от мужа, незамужние женщины находились в подчинении своих родителей и родственников. Вступать женщине в повторный брак в случае смерти супруга запрещалось. Мальчики в семье обладали большим уважением чем девочки, которых унижали и часто существовала практика продажи их в другие семьи. Женщины в семье подвергались жестокому физическому насилию и давлению со стороны мужа и родственников. Существовавшая ранее феодальная система построения семьи, узаконивала полную зависимость детей от воли их родителей, заключавших соглашения о браке их детей. С.С. Цыпилова описывает в своей работе, что женщина находилась в подчиненном положении, в средневековом китайском праве был закреплено главенствующее положение мужа. «За неподобающее обращение с мужем ,оскорбление или причинение вреда свекру/свекрови, за убийство мужа по ошибке жена несла тяжкое наказание».

В Китае в течении долгого периода времени была распространена торговля женщинами, как правило подобные действия совершались отцами, супругами и братьями пострадавших, правительство не привлекало их к ответственности. В отношении статуса женщины присутствовала отдельная концепция "тройной покорности", либо "тройного повиновения" (санъ цун). Согласно этой концепции, женщина пребывала в повиновении у отца либо старшего брата в детстве, у супруга и его мамы после замужества и у своих собственных сыновей после смерти своего супруга. Ю.А. Куприянова излагает в своей статье ,что женщина должна была быть безусловно покорна воле мужчин: "Если ее зовут, она немедленно должна приходить на зов; если ей приказывают уйти, она должна немедленно уйти". Женщина не имела права голоса в момент выбора спутника жизни и во всем обещала подчиняться воле отца. После замужества она не становилась независимым членом общества, а наоборот попадая под власть мужа и его семьи жила по их правилам и устоям. Семья считалась единственной сферой деятельности женщин, зависимость от воли мужчин сопровождала их на всем жизненном пути.

Население сельских окраин в силу тяжелого быта и нехватки средств были вынуждены работать совместно, они не имели возможности установить рамки разграничения между мужчиной и женщиной. Продолжительное время крестьяне составляли подавляющую часть населения Поднебесной.

Исследования европейского миссионера Мартина де Рада, который посетил Китай в XVI в.: «Женщины там находятся в заточении и благопристойны, так что, если не считать какую-нибудь старую каргу, нам очень редко удавалось увидеть женщину в городах и крупных поселениях. Только лишь в деревнях, где, видимо, нравы более простые, нам предоставлялась возможность видеть их чаще, даже работающими в поле. С раннего детства их приучают бинтовать ноги, таким образом, чего ступни деформируются, так что все пальцы, за исключением большого, оказываются подогнутыми».

Такое положение вещей существовало на протяжении долгого времени, вплоть до ХХ века. После осуществления политики реформ и открытости с конца 1978 года в Китае произошли большие перемены, затронувшие социальную сферу общества. Конституция КНР формально предоставила женщинам равные с мужчинами права во всех областях жизни. В 1980 г. Китай подписал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Конвенция была принята с целью усиления положения существующих международных договоров. В ней определяются конкретные области дискриминации женщин, например, в сфере политических прав, брака и семьи, в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия создания гармоничного общества. Китайское правительство серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями, к которым оно присоединилось. В 1995 г. в Пекине состоялась Всемирная конференция по положению женщин, на которой были приняты Пекинская декларация и Платформа действий. Пекинская платформа действий по праву считается повесткой дня для расширения возможностей женщин. Платформа действий программа мероприятий по расширению возможностей женщин и устранению всех препятствий на пути к активному участию женщин во всех сферах общественной и частной жизни через всестороннее и активное участие в принятии решений по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам. Она имеет своей целью поощрение и защиту полного осуществления всех прав человека и основных свобод всех женщин на протяжении всей их жизни.

Во времена правления Мао Цзэдуна, вступили в силу законы о свободе выбора супруга, запрете финансовых операций любой степени при заключении брака, что положило начало изменению института семьи и статусно - ролевых позиций женщин. Изменения в социальной структуре китайского общества привели к трансформации традиционных ценностных ориентаций. В современном обществе к традиционным ценностным ориентациям женщин добавились: получение образования, независимость от родителей и мужа, профессия и карьерный рост.

В вопросах занятости и материального достатка женщин эти показатели улучшились. Женщины составляют 47% китайской рабочей силы против 35 % в среднем мире и 40 % обучаются в университетах. В современном обществе прослеживается тенденция ведения собственного бизнеса женщинами. Согласно журналу «Форбс», ежегодно публикующему списки наиболее состоятельных китайцев, в 2001 г. среди 100 богатейших людей страны было 7 женщин. Одним из таких примеров является, Сие Цихуа «железная леди» китайского бизнеса, возглавляющая крупнейшую в Китае и шестую по величине в мире сталелитейную компанию «Shanghai Baosteel». Сие Цихуа окончила институт Цинхуа в Пекине в 1966 году, в то время, когда начиналась культурная революция, и проработала с дипломом инженера 12 лет техником в небольшом заводе в глубинке Шэньси. Только в 1978 году, когда начались реформы, она получила должность инженера на вновь созданном металлургическом заводе в Шанхае и прошла весь путь до главного инженера, а теперь - председателя совета директоров флагмана китайской металлургии. В 1995 году впервые в истории страны правительство приняло программу повышения статуса женщин на период 1995-2000 гг., предусматривая повышения образовательного и профессионального уровня женщин. Основная задача - объединение и мобилизация всех женщин для активной политической. экономической, социальной жизни, защита их интересов и содействия установлению равенства с мужчинами. Старания, прилагаемые для увеличения роли женщин в социально- экономической сфере, не прошли даром: для молодого китайского профессионала независимо от его гендерной принадлежности на первом месте стоит удовлетворения его амбиций в профессиональной сфере.

По данным издания 2014 года «Список богатых женщин Китая», китайские женщины - миллиардеры в основном представлены в финансовой отрасли и на рынке операций с недвижимым имуществом. Большинство женщин-миллиардеров достигли финансовых успехов собственными усилиями, а не в результате получения наследства. Средний возраст женщин составляет примерно 48 лет и старше,35 человек из 50 начинали свой бизнес с нуля .

Женщины меньше стремятся выйти замуж, так как приобрели финансовую независимость, вследствие чего растет доля бездетных семей, в сочетании с существующей политикой одного ребенка представляет собой достаточно опасную в демографическом плане ситуацию. Политика одного ребенка была введена в 1978 году китайским правительством для облегчения социальных и экономических проблем Китая. Первоначальной целью была экономическая выгода, направленная на сокращение спроса на природные ресурсы, поддержка стабильности экономики за счет снижения безработицы. Цель политики одного ребенка усиления мер, приложенных для развития и управления народонаселением, с другой стороны развитие экономики государства. Политика одного ребенка представляет собой регулируемое государством ограничение на количество детей в соответствии с государственной политикой планирования семьи. В марте 2011 года китайское правительство приняло поправки, позволяющие парам иметь второго ребенка. Политика одного ребенка привела к гендерно-нейтральному отношению к детям в семье.

В современном Китае на данном этапе развития наблюдается существенная трансформация гендерных ролей. На сегодняшний день нельзя сравнивать положение женщин традиционного Китая с современным, но тем не менее нельзя учитывать тот факт, что в отдельных деревнях по-прежнему сохраняется пережитки традиций, женщины остаются зависимыми от родственников и мужа, не имеют никаких прав даже после смерти своего супруга. Огромный вклад в изменение положения женщин в современном Китае внесла Всекитайская федерация женщин, ее главной задачей является объединение всех женщин на участие в общественно-политической жизни страны и защита их интересов. Федерацией 28 февраля 2017 года принята программа гендерного равенства «до 2030 года», целью которой является всестороннее развитие женщин, усиление женщин, несовершеннолетних, инвалидов и других социальных групп по защите прав. Реализация программы «до 2030 года» должно стать укрепление политической воли и гендерного равенства в обществе.

Таким образом, в современном Китае на данном этапе развития наблюдается существенная трансформация гендерных ролей, а, следовательно, и гендерной идентичности личности. В современном обществе необходимо решить гендерный вопрос и правительство КНР сейчас уделяет большое внимание этому путем внесения поправок в закон, изменению социального положения женщин, проведением конференций. И все это делается для того, чтобы искоренить дискриминацию прав женщин в стране. На сегодняшний день нельзя сравнивать положение женщин традиционного Китая с современным, но тем не менее нельзя учитывать тот факт, что в отдельных деревнях по-прежнему сохраняется пережитки традиций, женщины остаются зависимыми от родственников и мужа, не имея никаких прав даже после смерти своего супруга.

женщина положение восток школьный

1.3 Специфика положения женщин в современной Индии

Индия - одна из важнейших в экономическом и политическом плане развивающихся стран в мире. Также относится к количеству немногих развивающихся государств, где гендерное равенство и повышение социального статуса женщин объявлены как главнейшая задача.

Статус и положение женщин Индии находятся в зависимости от того к какому слою общества она принадлежит. Е.Н. Лященко рассмотрел этот вопрос выявив, что в сельской местности женщина, вынуждена работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина, оказавшаяся на полном контроле и обеспечении супруга. Занятость вне дома непременно порождает дополнительную свободу и воссоздаёт условия для общественных контактов.

Доход женщин пополняет домашний бюджет и содействует их финансовой независимости. Но контингент работниц дополняется из представителей низших каст, в каких разрешаются разводы и повторные браки. В высочайших кастах - согласно с традициями - женщина не может работать за оплату и присутствовать вне дома в отсутствии особенных предлогов. Еще до образования Законов Ману в ведийском обществе существовало главенствующее положение мужчин, которые являлись главами семейств и наследовали собственность. Обязанность женщины, ее дхармой, было рождение сыновей. Даруй дочерей кому угодно. Мне же даруй сына. Эта ориентация упорно сохранялась в обществе, на что указывает приведенная ниже женская молитва: Да наполнятся дома наши женами сыновей наших, но пусть будет в них меньше дочерей наших. Да лицезрят они внуков и правнуков наших. Многие заметки автобиографического характера, выпущенными индийскими женщинами, подтверждают то, что рождение дочерей не приветствовалось.

Сообразно представлениям брахманов, она обязана быть покорной женой, исполнительной невесткой и попечительной мамой. Функции жены в семье были четко сформулированы в «Законах Ману»: она должна хранить и приумножать богатство мужа, содержать в чистоте все, что необходимо для исполнения религиозных ритуалов, готовить мужу еду и другие обязанности. Ее преданность мужу не заканчивается с его смертью. Она должна была сохранять чистоту и верность мужу и тогда могла достичь рая, даже если у нее не было сына. Женщина, происходящая из высочайшей касты, не имеет права настоятельно просить расторжения брака, а овдовев, вступать в повторный брак.

Изменения положения женщин в Индии складывались постепенной модернизацией традиционной правовой культуры государства, ключевыми вехами которой стали принятия законов, отразившие приоритетные тенденции правового нормотворчества, направленного на предоставление прав и свобод каждому человеку. В работе Е.Н. Лященко описываются идеи К.И. Шинкаренко, который выделяет несколько законодательных изменений положения женщины в Индии, первый связан с принятием Конституции в 1950 году. Законодательно закрепила гарантии прав и свобод человека, независимо от их языковой, этнической, религиозной, кастовой принадлежностей.

С принятием в 1956 г. закона о наследовании, индийские женщины получили право наследовать недвижимое имущество. Им в одинаковой степени обладают вдова, дочь и мать покойного. В 1955г. был принят закон о браке, который запрещал детские браки, официальный возраст регистрации новой семьи - 19 лет для девушки и 21 год для молодых людей. Позже государство приняло ряд законов в поддержку семей, имеющих исключительно девочек - им гарантированы образование за счет государства и стипендии.

Одним из поворотных пунктов в признании равенства женщин во всех сферах жизни и их роли в развитии общества стал Международный год женщин (1975) и принятая тогда декларация о роли, месте и положении женщин в семье и обществе. Потом Всемирный банк сделал группу по выработке критериев, на основании которых можно судить о состоянии достижениях в сфере развития женщин. Эти аспекты связаны с экономическими, социальными, культурными, политическими, правовыми и другими факторами.

Изменения правовой системы государства был определен появлением проблем, связанных социально-правовым положением индийских женщин, - он включает период времени с 1980-х гг. до наших дней и характеризуется преобразованием в законодательстве. Основной проблемой этого периода стало создание эффективных гарантий прав всех индийских женщин путем изменения не только брачно-семейного института, но всего права в целом.

После нескольких неудачных попыток в 1917 г. была создана Всеиндийская ассоциация женщин. Хотя лишь в 1970-80-х гг. стало вероятным реальное становление женских движений. В наибольших и небольших населенных пунктах, в поселках и деревнях были сформированы инициативные женские группы, поставившие себе целью решение местных трудностей и охрану интересов местного населения. Женщины из всех социальных и религиозных слоев общества выражали стремление заявлять и работать открыто Основанный в 1978 г. журнал для женщин под названием Мануши, который редактировали две женщины, Мадху Кишвар и Рут Ванита, анализировал положение женщин, их роль в обществе и взгляды на жизнь. Женщины осознавали, как свои общие интересы, так и существующие между ними разногласия. Они выражали протест против возрождения религиозной общинности, ведущей к непрекращающемуся конфликту религиозных и политических убеждений индуистов, мусульман и сикхов и мешающей женским движениям помогать всем женщинам, независимо от их родословной и вероисповедания.

Несмотря на то что конституция и законы государства защищают права женщин, реализация в повседневной жизни этих прав пришла в противоречие сформировавшейся столетиями традицией подчиненного положения женщины. Это привело к росту насилия по отношению к женщине.

Характерной чертой нового состояния гендерных отношений является то, что прежние, так называемые бытовые конфликты стали предметом широкого общественной огласки. Е.С. Юрлова в своей работе отмечает, что случаи сексуального насилия участились, но государство не хотел видеть эти проблемы. Общественный взрыв негодования по всей стране произошел потому, что в обществе накопилось большое недовольство тем, что государство не обеспечивает права женщин в полной мере. Выступления по всей стране показали, что насилие в отношении женщин является одной из острых проблем общества в целом.

В 2013 году обсуждалась проблема преступлений, направленная против женщин, М.Н.Венкатачалая, бывший главный судья Верховного суда Индии, говорил, что страна живет одновременно в нескольких временных пространствах. Индийское общество борется, чтобы перейти из феодального в индустриальное. Осуждая неэффективную работу органов судебной власти, которые десятилетиями не рассматривают такие дела. Из 68 тысяч изнасилований в 2009-2011 гг. только лишь 16 тысяч преступников были осуждены.

Индии нужно много времени, чтобы искоренить полную дискриминацию среди женщин, но в некоторых моментах проблема положения женщин в обществе достигла положительных результатов. К примеру развитие женского образования дало толчок расширению участия женщин в разных сферах жизнедеятельности. Получения образования вело к увеличению самостоятельности девушки и в других сферах жизни, в том числе и в таких традиционно важных, как замужество. Определено, что увеличение брачного возраста было связано с образованием женщин. Образованная девушка могла определять свои требования в выборе жениха.

Достижения в сфере женского просвещения и образования, особенно высшего, увеличение количество женщин - специалистов в разных сферах экономической, общественной, культурной жизни страны оказывали существенное влияние на изменения традиционного уклада, в системе устоявшихся связей и институтов, включая семью, брак, касту, общину, меняли представления о роли и назначении женщины в семье и обществе, а также содействовали их вовлечение в социальную, трудовую деятельность .

В своем труде Е.С. Юрлова отмечает, что с ростом высшего образования увеличился их приток в область социальной и общественно-политической деятельности. Широко развивался институт социальных работников, были созданы специализированные учебные заведения, выпускницы которых шли на предприятия, в центры по планированию семьи, систему социального обеспечения и больницы. Постепенно все большее число женщин вовлекалось в трудовую и общественно-политическую работу. Более образованные и подготовленные из них становились общественными и государственными деятелями.

По данным последнего доклада о развитии человека, рост качества жизни в стране увеличился на пятьдесят процентов. Состояние улучшилось как в городе, так и в деревне. Но по-прежнему сохранялся большой разрыв в качестве жизни между городом и деревней. Сейчас можно проследить положительную динамику в гендерном вопросе в Индии, увеличивается уровень образования среди женщин, вовлечение их в трудовую деятельность, вносятся поправки и законы на законодательном уровне, но традиции и обычаи продолжают препятствовать полному развитию женщины как личности в обществе.

.4 Изменения положения женщины в современном Иране

Дискриминация в отношении женщин считается широко популярным явлением, предпосылки и результаты данного явления распространены в различных государствах.

После победы исламской революции в Иране произошли серьезные перемены в политической и социальной жизни общества, оказывающие положительное воздействие на положение всех её социальных групп, в том числе женщин и способствовали развитию нового взгляда на проблему женщины и семьи.

Женщина предстает символом чистоты, материнство - признается главной, наиболее значимой функцией женщины в своей жизни.

Махназ Бадран разделяет две группы женщин до событий Исламской Революции: первая, традиционные женщины - домохозяйки, которые, удовлетворены жизнью в стенах дома, на общественной и политической арене появлялись в наименьшей степени; вторая, более современные женщины, для которых основной целью было присутствие на светских мероприятиях, абсолютно забыв о моральных ценностях. В период победы Исламской Революции под влиянием идей Имама Хомейни постепенно появилась третья группа женщин. Которые, отстаивали и сохранили религиозные ценности и верность своей семье, но и принимали участие во всех сферах общественной, культурной, научной, политической и экономической жизни .

Переломным моментом в установлении нового политического курса страны стал 1979 год, став ориентиром дальнейшего комплексного развития и всестороннего научного, культурного, социального, политического и экономического прогресса. Иранский народ, сохранив свою независимость, исламскую и этническую самоидентификацию, предоставил сопротивление враждебному западному миру. Победа исламской революции в Иране - это результат солидарности и серьезного сотрудничества всех общественных слоев и групп.

Уже после победы Исламской Революции были разработаны и реализованы множественные законопроекты в защиту женщины и в усовершенствование ее социального положения в обществе, укрепления института брака и семьи. В соответствии статьям 3, 10, 20 и 21 Конституции ИРИ должно в полной мере обеспечены права женщин, их правовая защита согласно нормам ислама в гуманитарной, общественно-политической, экономической, социальной сферах, создание благоприятной платформы для раскрытия потенциала женщины и реализации ее прав, поддержка женщин во время беременности и в период за уходом ребенка, поддержка женщин зрелого и преклонного возрастов, а также бесприютных; опека над детьми со стороны достойных матерей; облегчения условий вступления в брак и создания семьи.

Основные законопроекты в этой связи, разработанные на базе имамитского фикха, выглядят следующим образом:

.Право разведенной женщины, вдовы и женщины, муж которой недееспособен, на создание новой семьи

.Забота о бесприютных женщинах и детях

. Право женщины на развод согласно брачному контракту

.Недопустимость тяжелых и угрожающих здоровью работ

.Запрет на трудовую деятельность в ночное время суток для женщин

.Запрет на осуществления трудовой деятельности для беременных женщин за 6 недель до родов и по истечении 4 недель после

. Назначение юриста-консультанта для женщины в семейном суде

.Право женщины на требование развода, в случаях: если муж отказывается, либо не в состоянии содержать семью

. Забота о вдовах, женщинах преклонного возраста, бесприютных женщинах, девочек и детей.

Женский социально-культурный комитет, подчиняющийся Высшему совету и считающийся одной из важнейших политических учреждений по проектированию крупных проектов по улучшению социального положения женщин на уровне государства, за время своего существования принял множество проектов об улучшении положения женщин, устранении имеющихся недостатков в законодательстве и укреплении института семьи. После одобрения Высшего совета выполнение этих постановлений становится абсолютно обязательным на всех уровнях.

Ислам провозглашает равенство между мужчинами и женщинами и не запрещает женщине занимать высшие руководящие должности в государственных органах управления. Е.Н. Иноземцева сообщает о том ,что женщины имеют все шансы получать разные специальности, к примеру, связанные с судебной сферой или в органах государственного управления.

Зейнаб Тукийан акцентирует внимание, что на сегодняшний день иранские женщины стремятся получить хорошее образование, занять престижные должности. Можно отметить, что часть иранок работают наравне с мужчинами, немалая часть студентов в вузах страны - женщины, а безработица между иранских женщин составляет максимум 12 - 13 процентов .

В последнее время обозначился определенный прогресс в привлечении женщин в социальной, политической, финансовой сферах деятельности. Также, женщины в Иране представлены в парламенте, по итогам второго тура выборов, который проходил в апреле 2016 года в парламенте представлены 17 женщин. Процентное соотношение женщин стало рекордным в новом парламенте и не имевшее аналогов даже во времена исламской революции 1979 года.

Нужно заявить, собственно правительство всячески содействует образованию женщин и в институтах иранских, в данный момент уже наиболее 50% учащихся - это девушки. Конечно, вот при этом веском производстве высококвалифицированных кадров из числа женщин встает проблема устройства на работу. Безработица между женщин в Иране повыше, нежели между мужчин и составляет в пределах 20 процентов. Когда примерно по стране - это 12%. Считается традиционно, собственно женщине не очень нужно трудиться, раз есть шанс сидеть дома и воспитывать детей, так как обязанность мужчин в Иране - содержать детей, супругу, дом. В законодательной сфере некие вопросы находят решение пока же еще не совсем удовлетворительно в отношении женщин, к примеру, при наследовании женщина получает по Кодексу одну восьмую часть наследства. На данный момент принимается решение вопрос про то, чтобы данную долю повысить, и следует реализация закона о наследовании, который даст женщинам права.

Повышение уровня образованности, социальные нужды современност, культурные и изменения в обществе стали фактором того, что женщины стали более прежнего стремиться к активному присутствию в обществе и занятости во всех сферах труда. По официальным данным количество женщин, трудящихся в сфере образования и воспитания в 2009-2010 гг. составляло 423,447 человек, что равно 52,23 % от общего числа работников сферы образования и воспитания и в сравнении с прошедшими 30 годами этот показатель увеличивается.

Несмотря на то, что Иран до сих пор не присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, он с некоторыми оговорками в большинстве случаев согласен с ее содержанием. Власти ИРИ понимают, собственно статус женщины и ее интенсивное втягивание в социально-экономическую жизнь страны - один из наиглавнейших моментов стабильного становления общества, и уделяют существенное внимание решению женского вопроса.

Невзирая на консервативность иранского общества, последние годы имеется активизация работы женских организаций Ирана. Их членами организуются и ведутся форумы, конференции, встречи как внутри страны, но и на интернациональном уровне, на которых много времени уделяется вопросам прав и свобод женщин. Так, более ощутимым событием в жизни женщин ИРИ стал интернациональный форум «Мусульманские мыслители - духовность, целомудрие и семья», прошедший в Тегеране в начале февраля 2008 г. Целью этого форума был анализ проблем кризиса духовности и нестабильности семейных основ в современном мире, а также выработка возможных путей их решения. В декабре 2009 г. в Тегеране при участии исследователей и представителей судебной системы из Ирана, Швейцарии, Бахрейна, Австралии, Пакистана, Италии, Судана, Ирака и Шотландии состоялась международная конференция «Права женщин в судебной системе государства». Задача проведения конференции - обсуждение роли женщин в судебной системе, увеличение их возможностей и помощи судебными органами прав женщин в различных государствах. Итогом явилось принятие резолюции, призывающей к развитию деятельности женщин в судебных органах и установлению научных взаимосвязей с судебными центрами и женщинами-полицейскими других государств. Также, резолюция акцентирует внимание необходимость творения объединенного секретариата для распространения информации, затрагивающей прав женщин на региональном и международном уровнях.

Также, в Иране ежегодно в преддверии дня женщины ведутся мероприятия, приуроченные к вопросам охраны прав и свобод женской доли народонаселения страны. На них затрагиваются трудности, касающиеся не столько иранских женщин, но и женщин всего мира, международного совместной работы в деле урегулирования гендерных проблем. За прошедшие в последствии исламской революции годы веско расширились способности роли женщин в финансовых и политических структурах. В стране работают наиболее 200 социальных женских организаций. 72 иранки энергично действуют в районных исламских советах. При ключевых политических партиях страны созданы женские организации.

Выборные кампании заключительных лет проявили подъем политической активности женщин. В процессе подготовки не так давно прошедших выборов президента Ирана (12 июня 2009 г.) женщины защищали свое право баллотироваться на пост президента. Сообразно Конституции ИРИ, президентом страны быть может избран небезызвестный политик («реджаль»). При всем при этом исходя из убеждений филологии термин «реджаль» предполагает лицо исключительно мужского пола. Собственно в 2009 г. наблюдательный совет решил разрешить женщинам участвовать в качестве кандидатов во всеобщем голосовании, что можно рассматривать как определенную победу женских политических движений Ирана.

Учитывая мнение активисток женских движений, в последние пару лет в стране проявилась направленность, свидетельствующая о желании прикрепить за женщинами исключительно роль мамы и супруги, которая безусловно не отвечает устремлениям самих женщин, готовых энергично показывать собственные возможности в публичных сферах и сражаться за искоренение любых форм дискриминации.

В следствии продвижения женщин в разные сферы работы в последнее время в обществе усилилось понимание того, собственно основным преградой на пути последующей реализации прав и свобод женщин, ликвидации всех форм ее дискриминации остаются нормы шариатского права и исторические традиции страны.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИСТОРИИ

.1 Исследовательская деятельность учащихся по проблеме исследования в рамках школьной научно-практической конференции

В концепции ФГОС нового поколения определено понимание основного результата образования («портрет выпускника») как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий. Важнейшими условиями становления современной личности ученика становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике.

Возможность организации исследовательской деятельности наиболее актуально в старших классах школы, в связи с тем, что старшеклассники обладают сформированным объемом необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при самостоятельной работе по теме исследования, а также беря во внимание тот факт, что во II концентр обучения направлен на профессиональное самоопределение, обучающийся имеет возможность выбрать интересную для себя научную сферу для работы над исследованием. Не маловажное значение необходимо уделить и тому, что работа над исследованием поможет учащимся при обучении в высшем учебном заведении, где они должны будут продемонстрировать навыки исследовательской работы, умение четко формулировать свои мысли, аргументированно доказывать свои выводы исследования, владеть научным аппаратом.

Для реализации требований ФГОС необходимо спроектировать целостный учебный процесс, в котором учащиеся систематично и последовательно включаются в исследовательскую деятельность на уроке, так и во внеурочных формах организации. В связи с этим необходимо разработать методическую модель организации исследовательской деятельности в рамках подготовки к научно-практической конференции.

Конференция - это мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических вопросов. Учебная конференция сосредотачивает и мобилизует духовные силы учащихся, развивает познавательные интересы, обеспечивает полноценное повторение и закрепление учебного материала. Данная образовательное пространство позволяет формировать исследовательские компетенции обучающихся. Как утверждает ученый А.В. Хуторской данная компетентность представляет собой совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Рассмотрим формирование данных компетенций на конкретных организационных этапах научно-исследовательской деятельности обучающихся: .Подготовка к проведению научного исследования.

В рамках урока истории «Страны Азии и Африки в современном этапе мира» (11 кл.) обучающимся предлагаются темы исследовательских работ. Обучающиеся в рамках урока знакомятся со спецификой развития азиатских государств во второй половине XX - начале XXI в., что позволяет им определится с интересующей их тематикой исследования. На данном этапе необходимо решить следующие задачи:

)Выбрать примерную тему исследования (в ходе выполнения исследования заглавие может проходить этапы корректировки). Учитель предлагает примерные темы исследования: «Положение женщин в современном китайском обществе», «Статус женщины в Иране», «Правовое положение женщин в современной Индии».

)Определить цель работы. Постановка цели позволяет обучающимся представить, что ему необходимо делать, чего он может достичь при выполнении исследования. Пример целеполагания для трех тем:

А) «Положение женщин в современном китайском обществе»: цель - охарактеризовать правовой, гражданский и семейный статус современной китайской женщины.

Б) «Статус женщины в Иране»: цель - проследить правовые изменения в статусе женщины в иранском обществе.

В) «Правовое положение женщин в современной Индии»: цель - изучить индийское законодательство по вопросам организации прав и свобод женщин Индии.

) Определение задач исследования, ориентированных на достижение поставленной цели.

А) Тема: «Положение женщин в современном китайском обществе».

Задачи:

. Охарактеризовать положение женщин в традиционном китайском обществе;

. Изучить трансформацию гендерных отношений в Китае в середине XX века;

. Проанализировать современное правовое положение женщин в Китае.

Задачи:

. Изучить иранское законодательство о правах женщин;

. Проанализировать социально-политическое положение женщин в иранском обществе; 3. Рассмотреть женские общественные движения в Иране их цели и методы борьбы за права и свободы.

В) Тема: «Правовое положение женщин в современной Индии».

Задачи:

.Установить статус и положение женщин в классическом индийском обществе;

.Проанализировать правовые изменения в положении женщин во второй половине XX века;

.Установить гражданскую активность женщин в современной социально-политической жизни Индии.

)Определение методов исследования. В ходе исследовательской работы необходимо использовать разнообразные методы (эмпирические и теоретические). Эмпирические методы включают в себя изучение литературы по избранной теме, наблюдения, входную и выходную диагностику, позволяющие увидеть проявления результатов исследования, интервью, анкетирование, тестирование. Теоретические методы предполагают проведение теоретического анализа проблемы, моделирование проблемных ситуаций, использование ряда мыслительных процедур: классификации, типологизации, абстрагирования, сравнения, обобщения.

В рамках данного этапа подготовки происходит формирование учебно-познавательных компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь определяется уровень знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки исследовательской деятельности.Проведение научного исследования

)Разработать календарный план работы над исследованием. Согласовать график осуществления контроля над исследованием (например, обучающийся может раз в две недели сообщать руководителю о ходе работы, предоставляя соответствующие материалы);

)Определение источников информации и подбор литературы. Обучающихся необходимо обучить алгоритму анализа литературы и источников: определение автора - тип источника или литературы -- какими источниками пользовался автор работы - нахождение основных фактов и авторских оценок - общий вывод.

Пример использование алгоритма:

Тема «Положение женщин в современном китайском обществе».

.Литература: Дампилон Н.Б. Положение женщины в современной китайской семье [Текст] / Н.Б. Дампилон // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. -№ 3. - С.139-142.

Автор: Надежда Баировна Дампилон, к.ф.н., востоковед, научное направление- изучение гендерных отношений в китайском обществе XX века. - Статья. - Автор использовал электронные ресурсы (статистические, данные социологических опросов в китайском обществе); изучена работа отечественного историка О.В. Почагиной об отношении к семье и браку в Китае. - Автор дает исторический контекст развития китайского общества в XX в., акцентируя внимание на изменениях, происходивших в семье и браке в Китае. Автор ссылается на статистические данные о доходах китайской семьи за последние 10-15 лет; развитие сферы досуга; статистика переписи населения (2000г.). опора на данные позволяет автору сделать вывод, что повышение уровня жизни благоприятно отразился на положении китайской женщины в обществе, они имеют возможность получать образование, имеют право профессионального выбора, поиска более перспективного партнера. Автор использует данные социологических опросов о современном положении китайской женщины, на основании которых даются следующие оценки: городские женщины наиболее социально активны, нежели жительницы сельских местностей. - Выводы: 1) увеличение материального благополучия в Китае, повлияло на повышение уровня образования и благополучия женщин; 2) неравномерное распределение заработной платы мужчин и женщин, что говорит о сохранившейся женской дискриминации; 3) в семье имущественными правами пользуются в основном мужчины, в связи с этим существует материальная уязвимость жены в браке; 4) сохранение в китайском обществе традиционных взглядов на гендерную политику.

После того, как литература подобрана и систематизирована, следует подготовить её обзор в следующей последовательности:

а) сформулировать цель обзора и дать перечень вопросов, подлежащих исследованию;

б) изложить современное состояние и освещение исследуемых вопросов в научной литературе с обязательной ссылкой на источники;

в) сделать краткое обобщение и выводы современного состояния изученности рассматриваемых вопросов и о возможности использования имеющейся информации в процессе разработки темы дипломной работы.

Обзор надо вести путем краткого изложения содержания источника, сопровождая собственными пояснениями, особенно при наличии противоположных взглядов авторов в различных источниках.

При анализе литературы происходит формирование информационных компетенций, которые включают в себя умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

) Выполнение собственных исследований. Исследование предполагает самостоятельное изложение проблемы и должно содержать:

а) собственные рассуждения учащегося;

б) словесные доказательства, сравнения, интерпретации фактов;

в) анализ учащимся позиции автора того или иного вопроса по изучаемой проблеме;

г) самостоятельные выводы учащегося.

Сравнение полученных данных с уже известными результатами, опубликованными в научных работах. Определение достоверности полученных результатов.

) Заключение исследования. Обучающимся необходимо сформулировать результаты и значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой. Заключение не должно повторять содержание глав, а представлять обобщение более высокого уровня, синтез всех полученных данных.

При выполнении научного исследования реализуется интеллектуально-творческий компонент в исследовательской компетенции: развитие познавательных процессов и учебных навыков; экспериментальное мышление; рефлексивные способности; проявление креативности в проблемной ситуации.

III. Оформление научно-исследовательской работы <#"justify">1.1Положение дочерей и матерей в традиционном индусской семье;

.2Социальные реформы и эмансипация женщин в XIX - XXв.

Глава 2. Правовое положение женщин в современной Индии

.1Государственный подход к планированию семейных отношений

.2Профессиональные возможности современных женщин Ирана

.3Деятельность общественных женских организаций

Тема: «Положение женщин в современном китайском обществе».

Глава 1. Юридический статус женщин в социально-политической жизни современного Китая

.1Правовое положение женщин в традиционном китайском обществе

.2Трансформация гендерных отношений в китайском обществе XX века

.3Современное китайское законодательство о правах и свободах женщин

Глава 2. Семейный статус женщин в китайском обществе

.1 Карьера и образование современных женщин Китая

.2 Семейное законодательство, регламентирующее права женщин

.3 Семейный статус женщин в браке. Сравнительная характеристика семейных отношений в традиционном и постиндустриальном китайском обществе

Тема: «Статус женщины в Иране».

Глава 1. Государственная и религиозная политика в отношении прав и свобод женщин в Иране

.1Законодательное закрепление прав и свобод женщин в Иране

.2Исламистские традиции в организации семейных отношений и статус в них женщин

Глава 2. Общественные организации по защите прав женщин Ирана

.1 Идейное содержание женских общественных организаций

.2 Анализ деятельности женских общественных организаций Ирана

Заключение;

Список используемых источников и литературы.

Литература по теме: «Положение женщин в современном китайском обществе».

.Антонова А. В. Основные направления правового регулирования положения женщин в Китае: история и современность / А. В. Антонова // Вестник НГУ. Сер. История, филология. 2008. - Т.7, № 4. - С. 52 - 56.

.Дампилон Н.Б. Положение женщины в современной китайской семье [Текст] / Н.Б. Дампилон // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. -№ 3. - С.139-142.

.Васильев Л.С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.- 614с.

.Куприянова Ю.А. Шанхайские женщины в первой половине XX в.: от "тройной покорности" к равноправию в браке [Текст] / Ю.А. Куприянова // Восток,2014. -№6. -43-53 Литература по теме: «Правовое положение женщин в современной Индии».

.Ильин Г.Ф. Законы Ману [Текст] /Г.Ф. Ильин -М.: Наука,1960. - 362 с.

.Пронин А. А. Проблема прав человека. Статус женщины в современных обществах //Москва,2011. URL: #"justify">.Юрлова Е.С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века // Социологические исследования. - 1998. - № 12.

.Юрлова Е.С. Индийские женщины [Текст]/ Е.С. Юрлова // Азия и Африка сегодня,2013. -№5. -С. 20-25.

Литература по теме: «Статус женщины в Иране».

. Иноземцева Е.Н.К вопросу о правах женщин в исламе [Текст] / Е.Н. Иноземцева // Власть,2009. -№ 12. - С.132-141.

.Иманипур Мехди. Права женщин в Конституции Исламской Республики Иран [Текст]/ Иманипур Мехди//Роль и положение женщин в Исламской Республике Иран.- М.: Институт востоковедение РАН, 2006. -С.25-29.

.Кермани Туба. Роль и положение женщин в иранской семье//Роль и положение женщин в Исламской Республике Иран.- М.: Институт востоковедение РАН, 2006.- С. 13-18.

.Панахи. Социальный статус женщины в современном обществе Исламской Республики Иран [Текст] /Нахиж Панахи -М.: «Пробел-2000»,2011. - 36с.

При оформлении исследовательской работы происходит реализация действенно-операционного компонента исследовательских компетенций: способность классифицировать материал и структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; корректировка полученных данных.

Приложения (если в них есть необходимость);. Защита результатов исследования

Защита работ школьников проводится в рамках школьной конференции по истории (возможно в рамках недели истории в школе). Обучающихся необходимо познакомить с основными критериями публичных выступлений в рамках научно-практических конференций. Особую роль следует отвести двум элементам. Первое: ученики, пишущие работу у одного руководителя, после написания текста исследовательской работы отдают его на прочтение другому учителю, который «свежим взглядом» может заметить какие-то изъяны, недостатки, неточности. Второе: перед самим выступлением на конференции обязательно проходят предварительные слушания докладов перед «домашней» аудиторией: руководителем, консультантом и другими докладчиками, причем после доклада идет его тщательный разбор всеми присутствующими, где взрослые и ученики выступают на равных. На таком обсуждении обращают внимание не только на содержание работы, но и на то, как ее устный вариант воспринимается слушателями. А значит, корректируется время, которое занимает чтение доклада или презентация, обращается внимание на интонацию и дикцию докладчика, задаются вопросы, которые возникают после прослушивания выступления.

)Актуальность исследование, цели и задачи работы;

)Обзор литературы;

)Полученные результаты исследования;

)Выводы (собственная оценка полученных данных, необходимо ответить на вопрос, сформулированный в целях работы).

Цель проведения конференции: активизация научно-исследовательской деятельности школьников, их познавательной активности. Должны быть соблюдены условия, указанные в положении конференции (сроки, регламент выступления. этика конференции). Этика конференции предполагает соблюдение принципов конференции, следование традициям выступлений и дискуссий, деловому этикету.

К речевому выступлению обучающимся необходимо представить работу в наглядном в виде с использованием презентации. Слайды - это инструмент, помогающий лучше раскрыть тему выступления. Поэтому на экране должны появляться только те слайды, которые несут необходимую для доклада информацию. Слайды не должны быть перегружены визуальной информацией.

При подготовке и непосредственно самом публичном выступлении обучающиеся овладевают коммуникативными навыками: используют различные способы взаимодействия с окружающими, навыки коллективной работы с учетом различных социальных ролей, организация успешного взаимодействия между учителем и учеником.

На основании представленного организационного этапа работы над исследованием происходит развитие универсальных учебных действий исследовательского характера, в частности, возрастает умение постановки целей и задач, анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, умение оперировать фактами и делать выводы, использование наглядного материала, речевое оформление доклада.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет повысить уверенность в результате, снижает страха неудачи в собственной деятельности, повышение интереса к содержанию учебного предмета истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было проведено исследование изменения положения женщины в переходных обществах Востока на примере Китая, Ирана и Индии. Все эти страны имеют большое количество различий между собой в политике, экономике, религии, культуре, менталитете, однако есть и общие тенденции.

В современном Китае на данном этапе развития наблюдается существенная трансформация гендерных ролей. На сегодняшний день нельзя сравнивать положение женщин традиционного Китая с современным, но тем не менее нельзя учитывать и тот факт, что в отдельных деревнях по-прежнему сохраняется пережитки гендерных традиций. С.С. Цыпилова отмечает, что женщина находилась в подчиненном положении и в деревнях закреплено главенствующее положение мужа. Урбанизация же привела к увеличению тенденции свободы выбора партнера и изменению возраста вступления в брак, со временем начинает ослабевать влияние родителей на выбор спутника жизни. Китайское руководство осознает всю серьезность процессов, идущих в китайском обществе, с развитием общества меняется и внутренняя структура общества, происходит модернизация различных социальных институтов

Положительную динамику в гендерном вопросе прослеживается в Индии, увеличивается уровень образования среди женщин, происходит вовлечение их в трудовую деятельность, вносятся поправки и законы на законодательном уровне, но традиции и обычаи продолжают препятствовать полному развитию женщины как личности в обществе. Характерной чертой нового состояния гендерных отношений в Индии является то, что прежние, так называемые бытовые конфликты стали предметом широкого общественной огласки. Е.С. Юрлова отмечает, что с ростом высшего образования увеличился их приток в область социальной и общественно-политической деятельности. Статус и положение женщины в Индии зависят от того, к какому слою общества она принадлежит. В сельской местности, например, женщина, вынужденная работать по найму, распоряжается собой в большей степени, чем женщина из семьи, которую обеспечивает муж. Занятость вне дома неизбежно порождает дополнительную свободу и обеспечивает новые внешние контакты, заработок женщин пополняет семейный бюджет, и все это позволяет им увереннее отстаивать свои права.

В Иране после событий исламской революции, произошли серьезные перемены в политической и социальной жизни общества, оказывающие определённое воздействие на положение всех её социальных групп, в том числе женщин. Они способствовали развитию нового взгляда на проблему женщины и семьи. Зейнаб Тукийан акцентирует внимание на то, что на сегодняшний день иранские женщины стремятся получить хорошее образование, занять престижные должности. Иранским женщинам для улучшения своего положения внутри страны, придётся решить еще немало, зачастую много нелегких вопросов, так как еще не основная часть женщин принимают участия в общественно-политической жизни страны. Скорее всего, будет меняться как настроение общества, правовые нормы. Нужно учитывать специфику Ирана, так как на протяжение долгого времени основой жизни были традиционные ценности. В настоящее время женщины активно голосуют на выборах разных уровней, представлены как в одной, так и в другой ветвях, но самые большие победы еще впереди и для их реализации понадобиться не один десяток лет.

Непременно, во всех данных странах просматривается положительные тенденции модернизации положения и роли женщины в обществе, создаются гарантии прав женщин, признается значимость и ценность женщины; возникает больше возможностей для их самореализации и не только в качестве домохозяйки; современные женщины стали наиболее защищенными от насилия; хотя несмотря на это, проблема гендерного неравенства остается нерешенной, и, наверное, останется такой на долгие годы. Женщины по-прежнему остаются одной из самых уязвимых частей общества. Это по существу касается представительниц всех религий - индуизма, ислама, христианства, сикхизма и других вероисповеданий. За годы независимого развития стран произошло заметное освобождение женщин от традиционных уз подчинения. Многие из них получили хорошее образование, занимают разные должности в государственных учреждениях и корпоративном секторе, стали участвовать в деятельности женских организаций и активнее отстаивать свои права. Однако это пока не коснулось основной части женщин, особенно это касается женщин из бедных слоев. Представление о роли и назначении женщин в семье, меняется очень медленно, особенно среди сельских жителей. Зависимое и подчиненное положение женщин продолжает во многом оставаться фактом реальной жизни.

Общим для всех стран можно отметить, позитивные изменения на рынке труда, где наблюдаются положительные сдвиги в плане осуществления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин. Также создаются определенные условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям. Происходит укрепление здоровья женщин, создание благоприятных условий для реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства, развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин, обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин.

Организации исследовательской деятельности в рамках научно-практической школьной конференции по проблеме исследования в старших классах школы, актуальна в период каждодневного изменения школьного образования. Ее цель состоит в развитии творческих способностей учащихся, повышение уровня его научной подготовки. Старшеклассники обладают объемом необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при самостоятельной работе по теме исследования, цель образовательного учреждения грамотно направить учащихся в русло профессионального самоопределения, обучающийся должен иметь возможность выбрать интересную для себя научную сферу для работы над исследованием и реализовать себя как начинающий исследователь. Представление своих работ учениками на конференции является важным этапом исследовательской деятельности на конференции. Рекомендуется устраивать публичные выступления в рамках школы и к подготовке к выступлению следует уделить большое внимание. Поиск перспективных форм обучения актуальная педагогическая проблема, обусловленная спецификой современного этапа развития образования и организация исследовательской деятельности в рамках научно-практической конференции, позволит расширить интерес к получению новых знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Всекитайская федерация женщин. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <#"justify">17. Хлопова, А.В. Женский вопрос в «Культурной революции» [Текст]/ А.В. Хлопова //Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 4. - С.187-191.

. Юрлова, Е.С. Индийские женщины [Текст]/ Е.С. Юрлова // Азия и Африка сегодня. -2013. -№5. - С. 20-25.

Литература

2. Зуйкова, Е.М. Феминология [Текст]: учебное пособие / Е.М. Зуйкова. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. -248 с.

. Исследовательская деятельность на уроках истории. [Электронный ресурс] - Режим доcтупа:https://ayratmusin.ru/prepodavaniye/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii.html

. Лебедева, О.В. ФГОС школьного образования. Всероссийская научно-методическая конференция «Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика» [Текст]: учебное пособие /О.В. Лебедева, И.В. Гребенев. - Нижний Новгород, 2013. - 107 с.

. Лысенко, Л.М. О роли женщины в современном обществе [Текст] /Л.М. Лысенко // Социосфера. -2015. - №5. - С.39-42.

. Мартынов, Д.Е. Учение о гуманности [Текст]/ Д.Е.Мартынов //Вопросы философии. -2012. - №5. - С.1-5.

. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко. - М., 2005. - 416 с.

. Сумкина,А.А. Организация научно-исследовательской деятельности по истории в школе. [Электронный ресурс]-Режим доступа: #"justify">. Тягина, И. А. Азбука исследовательской деятельности. Алгоритм исследования. Учебное пособие для педагогов по выполнению исследовательских работ. [Электронный ресурс]-Режим доступа: #"justify">. Фетюхин, М.И. Социальное право: Курс лекций [Электронный ресурс]-Режим доступа: #"justify">. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс]- Режим доступа: #"center">Размещено на Allbфest.ru

Похожие работы на - Эволюция положения женщины в переходных обществах Востока по материалам научной литературы с организацией школьной научно-практической конференции по проблеме исследования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!