Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,14 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА





«Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи»

ОГЛАВЛЕНИЕ

роспись познавательный урок

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству

.1 История проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству и ее современное состояние

.2 Характеристика урало-Сибирской росписи и ее воспитательные возможности

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству

.1 Методическая система формирования познавательного интереса учащихся

.2 Организация, методика проведения и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации методов формирования познавательного интереса на педагогической практике в образовательном учреждении

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым прекрасным источником.

В современных условиях огромное влияние на человека оказывает окружающая среда, где он осуществляет свою деятельность. Сюда включается и формирование сознательно-оценочных качеств и культурное развитие как таковое. При развитии ребенка огромную роль играет воспитание чувства прекрасного, правильного и высокого. Сама суть образования заключается в создании как качеств помогающих в точных науках, так и гуманитарное развитие сознания ребенка, влияющее на формирование понятия реального мира. Одной из особенностей психологии детей является восприимчивость к окружающей среде, где природа воспринимается как таковое гораздо позднее чем, например предметы, с которыми он играется постоянно. Из-за специфики развивающегося маленького организма воздействующий воспитательный процесс окружающей среды происходит непостоянно и неравномерно. Это можно объяснить тем, что происходит постепенное осмысление влияния воздействия, которое берет свое начало ближе к школьным классам. Как уже было сказано, меленькому «организму» необходимо дать знания изобразительного искусства, относящегося к гуманитарному образованию, которое помогает с ранних лет развиться и состояться ребенку в дальнейшем.

Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России имеет такое же значение в обучении как в арифметики тема дробей, например. Знакомство с культурой отечества расширяет кругозор, как раз дает понятие прекрасного, правильного и высокого. В настоящее время активно востребованы программы и методики воспитания и формирования у детей и школьников развития, как духовного понятия, так и художественного. В высших учебных заведениях и школах в рамках государственной молодежной политики и важным приоритетом является формирование любви, как к своей стране, так и к своей культуре, частью которой является урало-сибирская роспись.

Мы живем во время научно-технического процесса, где с достижениями техники - интернета, высокоскоростной связи и коммуникации требуется постоянное развитие умений и технологий обучения детей я бы сказала современному миру и его восприятию, совершенствующихся от года к году. Для детей важнейшим приоритетом является развитие в ручной работе, так как посредством практики даже у взрослого человека происходит план обучения, например в высшем учебном заведении. На ум приходит лишь одна поговорка знаменитого ученого Ломоносова - блестящего деятеля ума и искусства- «Обучение в детстве, это резьба по камню. Обучение в старости, письмо на песке». Великими учеными в области психологии доказано, что огромную роль в развитии ребенка является период, когда он воспринимает реальный мир посредством прикосновений, когда начинает активно работать аппарат моторики. Но такие умения и владение навыками должны являться лишь средством в достижении цели, а не самой целью, и немаловажно в дошкольном и школьном периоде.

Как уже было сказано, именно ручной труд является средством развития сферы понятия о мире, чувств, гармонии эстетического вкуса, разума и творческих начинаний. Деятельность освоения художественного ремесла интересна. Она приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью- это практическое знакомство в рамках урока. Каждая система сталкивается с проблемами, и наша в этом случае- проблема как раз такого знакомства. Детям нужно на уроках ненасильственно конечно, но прививать знания и умения в изобразительном искусстве. Как раз разработанная система упражнений и выполнений заданий должным образом даст и разовьет у детей необходимые навыки.

Присутствует структурированный базис внедрения в обучение воспитания ребенка, формирование в нем критерий оценочных способностей и творческого таланта, являющиеся движущимся фактором в формировании детского мышления и обучения такой деятельности как роспись.История Урала очень велика и истоки края берут свое начало с ханства- племенного управления. И как мы знаем, по истории, освоение Сибири произошло Ермаком. Произошла консолидация племен. Большой поток переселенцев положил начало огромному строительству не только жилых домов, но и общественных построек. Возникла потребность в красочность украшения быта и убранства, это помогло зарождению ремесленных художественных центров. Как мы видим, искусство архитекторы и росписи тесно переплетается с историей Сибири и государства в целом.

В отличие от любых других росписей, в урало-сибирской есть важное отличие- присутствие освещенности ракурса. Встает вопрос сочетания и смешения красок и как следствие проблема создания композиции и решение задачи общей колористической структуры росписи.

Существует много теорий в психологии восприятия человеком объектов, включающих в себя формы и цвета. Многие видные деятели создали пласт трудов описывающих возникновение у человека различных эмоций.

Первый, кто ввел понятие цвета, был Леонардо да Винчи, создавший основу основ из шести цветов. Он соединил художественное объяснение и физическое воедино: «Все что мы видим, это воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом».

Свои идеи восприятия выдвигали такие ученые-теоретики в области философии и психологии как И.В Гете, писавший про эмоции и цвет, как «сцепление и цементирование» в единую субстанцию, носящий произвольный характер. В. Вундт затронул тему воздействия раздражителей на части ощущения, в первую очередь, таких как удовольствие и не удовольствие. Воздействие раздражителей вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к нему. Художественная педагогика так же накопила базу знаний в решении творческих проблем в области изобразительного искусства. Образование и труд идут рука об руку неразрывно, потому что они вместе социализируют человека, помогают адаптироваться и привыкнуть к характеристикам социума.

По своему роду художественно-прикладное искусство является не очень популярным у всех без исключения социальных групп. Об эстетической ценности художественно-прикладного искусства можно убедиться в работах видных ученых В.М. Ведерниковой, Н.И Каплина, В.М. Вишневской и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в плане историческом, этнографическом, философском, эстетическом,искусствоведческом, социальном и педагогическом.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

В трудах последней мы можем убедиться в том, что декоративно-прикладное искусство обладает некоторым родом самостоятельности и самобытности, но такое искусство нельзя отделить от социума, потому что оно существует и развивается только в его пределах. В настоящее время остро встал вопрос воспитания в детях творческих начал посредством знакомства с культурой и искусством, как родного края, так и в страны в целом. Сейчас слишком мало уделено времени решения проблемы непопулярности к декоративно-прикладному искусству и наша задача выработать надежную методику обучения школьников в рамках предмета. Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.

Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы.

Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания учащихся. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.

Художественная роспись как вид народного творчества не достаточно используется и плохо развита, поэтому мы ее и взяли к рассмотрению.

На основании фактов и была выдвинута тема дипломной работы «Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи».

Цель исследования -заключается в научном обосновании и апробации в условиях педпрактики организационно-педагогических условий формирования познавательного интереса учащихся в процессе изучения основ урало-сибирской росписи

Объект исследования -процесс формирования познавательного интереса учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере ДХШ).

Предмет исследования - педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, пути и средства, эффективно влияющие на формирование познавательного интереса к урало-сибирской росписи Задачи:

.Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

.Спроектировать модель знакомства с урало-сибирской росписи

. Провести аналитическую работу по исследованию актуального состояния представленности урало-сибирской росписи в программах изобразительного искусства и в учебном процессе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся и учителей начальных классов, моделирование.

Практическая значимость ожидания результатов состоит разработке теоретических положений, которые после исследования будут доведены до рекомендаций и взяты на вооружение для эффективного образования в начальной школе.

Структура работы отражает логическое построение содержания, процесс и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обусловлена актуальность темы, уровень значимости, критерий оценки и степень решения проблемы учеными в области педагогики, психологии и художественного творчества. Так же даны характеристики методов исследования, поставлены задачи цели и объекты изучения, конечно ожидаемый результат от методики.

В первой главе «Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» раскрыты понятия «декоративно-прикладное искусство», охарактеризованы «функциональные признаки и виды», «декоративность», проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

Во второй главе «Методические аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» на теоретическом уровне исследована необходимость проведения в начальной школе уроков знакомства с промыслами России. В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы.


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

.1 История проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству и ее современное состояние

Данное искусство предоставляет нашему вниманию огромный объём многообразия форм: от расписной матрешки до красочных ковров, от мебели до сложных систем элементов в композиции. Оно передает нам сложное идейно-эстетическое содержание русской культуры. Что может в первую очередь привлекать зрителя? Это простота и понятность форм, выразительность цвета, специфичность орнамента и многое другое. В настоящее время интерес к росписи не угас, но мы сталкиваемся с проблемой воспитания и стимулирования интереса ребенка сначала к искусству, а затем к истории родного края. Наша задача сформировать эстетическое восприятие и познавательный процесс в условиях урока для воспитания детей. И как уже было сказано, данное направление искусства всячески развивает ребенка как интеллектуально, так и художественно наилучшим вариантом является, как раз обучение декоративно-прикладному искусству. Можно обозначить данный процесс гармонизации детей. Нам необходимо все свести к систематике обучения. К постоянному натаскиванию и зрительному контакту объекта и субъекта. Мы не развиваем художественный вкус и эстетическую оценку, не приобщаем к гуманитарной деятельности, художественному творчеству и как показывает практика субъекты либо мало интересуются ДПИ, либо вообще не интересуются. Принимая во внимание этот факт можно сделать вывод актуальности решения проблемы путем внедрения в школы образовательных программ школьников с целью их продуктивного обучения. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли искусствоведы специалисты в области Декоративно-прикладного искусства, такие как Н.Д. Бартрам, Г. Блинов, Л.А. Динцес и другие проблемы влияние и места народного творчества в процессе формирования и развития личности мы обращались к исследованиям С.М.Гаджимурадова, М.К.Даутова, Н.В.Ефремичевой, В.В.Корешкова, М.В.Соколова, Р.У.Тебуева, ТЛ.Шпикаловой и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Результаты исследований ученых отражают народную, художественную культуру в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспекте.

Просмотр результатов и анализ научно-теоретических исследований, проработка специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере детской художественной школы) недостаточно исследована. «Модность» такой проблемы обусловлена, в первую очередь, поддержкой и значимостью национальных традиций художественной росписи, которые являются синонимом слова народные. В системе образования, как общего, так и дополнительного огромное значение имеет художественная школа. Она является,приобщением к данному виду искусства, участвует в формировании эстетического вкуса, в формировании оценочно-творческих способностях и к знанию простейшей истории формирования. Если вспомнить азы психологии, что же заставляет открывать новые грани вещей и предметов, как человека, так и ребенка? Конечно же, интерес. Он служит стимулятором в познавательной, духовной и творческой деятельности. Без заинтересованности ребенку, по сути,нет пользы от предмета. Проблема формирования познавательного интереса будет успешно закрыта, если будут выполняться следующие требования в педагогической практике:

Технологические процессы урало-сибирской росписи должны быть изучены учениками от начала и до конца, начиная от теории и переходя к постепенной практике. Естественно практика превалирует.

При формировании навыков и умении, они должны находиться в тандеме и взаимосвязи с трудом на практике при выполнении художественной росписи под присмотром и наставничеством учителя.

Непосредственное применение по декоративно-прикладному искусству различных методик, сочетаний форм, направленных не только на восприятие национальных традиций, но и на интеграцию навыков, умений и знаний, конечно же, продуктивное обучение творческих способностей учеников

Использование форм и методов обучения художественной росписи, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста.

Использование наглядных пособий и технических средств обучения, обеспечивающих высокий уровень обучения, формирования познавательного интереса учащихся на занятиях в ДХШ.

На основе данной проблематики были выявлены основные аспекты, помогающие в решении. В них входит немаловажное престольное рассмотрение народного и декоративно-прикладного искусства, их влияние на личность индивида, его формирование и развитие в художественном и творческом плане. Выявление специфики самого познавательного процесса, проведение аналогии влияния при научно-техническом прогрессе. С учетом изучения национального декоративно-прикладного искусства и народных традиций областей и других регионов России разобрать формы и методы занятий в детской художественной школе. Экспериментально осуществить проверку разработанной методической системы в практике детской художественной школы и предложить рекомендации по совершенствованию обучения учащихся. В процессе занятий - художественной росписью выявить научно-теоретические основы формирования умений и навыков. Таким образом, систематическая методика как для формирования интереса учеников школ, так и для педагогических условий преподавания.

.2 Характеристика урало-сибирской росписи и ее воспитательные возможности


Выводы по первой главе

Наша история государства имеет огромный пласт информации, за которыми стоит жизнь наших предков, культура во всех е проявлениях, духовные ценности и, конечно же, уровень образования. Одним из форм приобщения детей к культуре является знакомство их с урало-сибирской росписью в рамках изобразительного искусства. Под термином декоративно-прикладное искусство понимают огромный раздел изобразительного искусства, который соединяет различные направления творческой деятельности. Сама функция таких изделий творческая и декоративная. Слово декор от английского в дословном переводе означает украшать, прославлять или красота. Отсюда мы можем проследить прямое назначение изделий. Термин такого искусства охватывает два понятия искусства -декоративное и прикладное. В отличие от так называемого классического искусства, функцию только высшего эстетического насаждения, то произведения декоративно-прикладного искусства могут быть употреблены в повседневной жизни. Данную особенность можно лишь обусловить простой русской душой, которая руководствуется с точки зрения психологии, рационализмом. Знакомство с искусством молодого поколения лежит на пути формирования знаний о сочетании цвета, о правильности форм и элементов. Сама суть обучения заключается в формировании у школьников и дошкольников художественно-творческих умений, навыков логики, навыков сочетаний элементов, а так же возможностей легко адаптирующейся личности. Нельзя не отметить суть образования детей- в конечном итоге формирование отношения к труду, выбор ориентации направления развития и способностей делать высококачественный потребительский продукт духовно-культурного потребления. Именно уроки имеют весомый вклад в такое развитие детей, так как лишь практика способна дать умение изготавливать вещи руками посредством моторики, которые будут уникальные, отличаться своей самобытностью и что в конечном итоге не похожими на другие[4 с 118]. Принцип индивидуализма является первичным двигателем в развитии, именно непохожесть серой массы будет вызывать в первую очередь интерес- то самое сокровенное, что заставляет детей двигаться вперед. Методика знакомства с декоративно-прикладным искусством должна включать в себя теоретический материал- история возникновения, правила нанесения цвета, построение предметов в общей сочетаемости композиции. Правил и требований написания, и всех сопутствующих критериев для создания качественного продукта искусства. Данная методика будет способствовать достижению основных целей- с помощью теоретических сведений и работ выявить творческие возможности школьников посредством декоративно-прикладного искусства, комплексное развитие личности и гуманитарное образование детей в общих критериях, которые помогут в дальнейшей самореализации.


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

.1 Методическая система формирования познавательного интереса учащихся

В работе с научной литературой, методичками и пособиями был проведён анализ и построен ряд методов эффективного воспитания познавательного процесса у школьников. Такие деятели как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов- видные мастера педагогики утверждают об использовании методов наглядного примера, осознанности действий и интереса образовательного процесса, тандема теории и практики и применении знаний в нестандартных условиях, а так же системы поэтапного обучения художественным приемам. Сама проблема проявления интереса учащихся к предмету не нова. Проходя практику в художественной школе, я уже замечаю тенденцию снижения интереса предмета. Я полагаю, что сама суть лежит в неправильности преподнесения информации, и предлагаю логически выстроенную последовательность действий на уроке. Как будущий преподаватель, я считаю, главная роль в воспитании личности, чувств и умений ребенка лежит в правильной организации процесса обучения. Так как воздействие на ребенка, а именно на его мотивационную сферу будет вызывать интерес к предмету и стремление непосредственного воспитания свойств и качеств личности в дальнейшем.

Необходимость создания на уроке такой атмосферы, при которой они чувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспринимают новые знания.

В целях данного пункта лежит собственное желание включения в учебный процесс, создания такого комфорта, который характерен для психологически-удобного состояния обучающихся. Оно будет повышать эффективность занятий, содействовать усвояемости и понимания изучаемого материала и помогать не испытывать трудности при дальнейшем изучении курса изобразительного искусства. Данный пункт также рассмотрен в статье Леденевой Е.И. Керимшеевой [4 с.143]

)Теоретический курс

В основе лежат цели Ознакомление с историей возникновения искусства бытовой росписи на Урале - предметы быта из дерева (прялки и швейки, шкатулки, кадки и коромысла, вальки, подсвечники и др.), бересты (бураки-туеса), особенностями росписи (элементы росписи, цветовое и композиционное решение). Освоение техники исполнения графических элементов (поясков-отводок, приписок), живописных элементов (подмалевки). Обучение приемам выполнения растительных мотивов росписи, приемам работы кистью. Копирование простых композиций плоскостных изделий [3] . Составление композиций по мотивам уральской росписи.

)Творческие задания.

В целях данного пункта так же лежит повышение интереса к предмету у учащихся, но добавляется возможность проявления творческих способностей учащимися. Так же умение отстаивать свое мнение в вопросе построения, каких либо элементов. Под творческим заданием лежат виды деятельности- познавательно-исследовательская, изобразительная, совместная или самостоятельная и коммуникативная.

Под познавательно-исследовательской деятельностью лежит знакомство с историей возникновения домовой росписи и ее распространения. Знакомство с принципами создания и построения. Знакомство с изобразительными предметами на этой росписи- цветы, фрукты, ягоды, животные, птицы. Введение в технологию росписи домовых и декоративных предметов. Как одним из пунктов- формирования восхищения и уважения к людям труда. А так же видео-экскурсия в дома, которые украшены уральской народной росписью. [3 с 59].

В творческом задании немаловажную роль играет изобразительная деятельность. Суть заключается в расширении границ знаний о культуре и быте Урала. Развивать умение графически изображать здания и придумывать украшающие детали. Одним из дидактических упражнений является мотив листок, в котором формируются знания и умения изображать данный символ, а самое главное закрепляются на практике. Обучение последовательности выполнения подмалевка, умению набирать на кисть две краски. Как пример следующего дидактического упражнения формирующего умения является мотив «цветы». Результат ожидание- создание представления об изображении цветка в его различных вариантах композиции, так же понятие симметрии выполнения узора. Обучение умению выполнять вращательные движения кистью. Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков рисования мотива «цветок». Нельзя обойтись и без изображения птиц в Урало-сибирской росписи. При обучении техники двойного мазка одна половина кисти окунается в один цвет, а другая в другой цвет. Проведя все полостью кисти по бумаге или холста, получить двухцветный мазок с яркими лаконичными оттенками краски, например. Сделать упор на выполнение двойного мазка, так как техника требует тренировок и лучше всего начать тренироваться на бумаге. Почему это так важно? Рисование в данной технике очень популярно, не только у художников-профессионалов, но и у любителей, так же ей с легкостью овладевают дети [1 c.219]

И наконец, знакомство с немаловажным разделом- архитектура наших предков. Продолжать формировать представления детей об Урало-Сибирской росписи и ее характерных особенностях. Закреплять и расширять знания детей о строительстве жилища и местах проживания на Урале. Способствовать развитию познавательных процессов личности ребенка. Развивать аналитические способности детей на основе сравнения двух росписей - Городецкой и Урало-Сибирской.

)Использование информационных технологий

Главным объектом этого пункта является совершенствование учебно-воспитательного процесса в малочисленной сельской школе за счет применения информационно-коммуникационных технологий. А так же формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.

Мы живем в условиях научного прогресса, а вместе с ним должны совершенствоваться системы образования, чтобы адаптировать будущих членов общества к этому прогрессу и особое место в условиях глобализации общества занимают как раз информационные технологии, которые служат, по моему мнению, в первую очередь как средство обучения (презентации, виртуальные экскурсии, видео-экскурсии). Данные средства обучения, будут обеспечивать эффективность образовательного процесса.Другими словами технологии для нас это инструмент познания, способствующий формированию естественно-научного мировоззрения, средство коммуникации, обеспечивающее оптимизацию решения учебных задач.

К результатам применения информационных технологий так же можно отнести средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса;

объект изучения, расширяющий кругозор и открывающий новые возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности;

Конструирование урока с использованием информационных технологий требует детальной проработки каждого его элемента. Для конструирования урока учителем предлагается следующий алгоритм[15 c.135].

Постановка задачи на использование информационных технологий на уроке.

Анализ содержания урока на возможность и целесообразность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности. Структурирование задач, прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий, определение информации, обеспечивающей решение учебных задач посредством информационных технологий

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности.Уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты. Анализировать, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения. Устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

В своей работе учитель использует ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении контроле знаний учащихся и т.д. Учителем практикуется проведение уроков-презентаций. [7].

Мы можем говорить о результативности. Развитие аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение). Развитие проекционных и конструкторских способностей и психических функций, например логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие, др.

формированию коммуникативных навыков

развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи;готовности к самостоятельной работе.С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

2.2 Организация, методика проведения и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации методов формирования познавательного интереса на педагогической практике в образовательном учреждении

Изначально мы должны решить задачу, на каких уроках существует определенная возможность знакомства детей с народными промыслами России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Ответ заключается только в понимании, должен ли урок иметь художественный или рационально-логический характер, будет ли в нем преобладать репродуктивная или творческая деятельность учеников, и какой конечный результат должен быть, вызовет ли он интерес у учащихся или нет. Исходя из этого, продумываются все особенности урока. Ниже представлен план конспекта урока содержание, которого позволяет, на мой взгляд, решать задачи воспитания интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству в контексте освоения программы. [15].

Тема: «Урало-сибирская роспись»

Цель: создать условия для формирования творческого восприятия художественного образа по средствам изучения урало-сибирской народной росписи.

Задачи обучающие: формировать знания о народных промыслах России (урало-сибирская роспись), познакомить с техникой рисования «двойной мазок», научить выполнять основные элементы урало-сибирской росписи, формировать представления о современном распространении урало-сибирской росписи в сувенирном производстве, украшениях предметов быта, произведениях художественной искусства;

развивающие: развивать цвет восприятия, навыки рисование гуашью, обогащать словарный запас; формировать творческое мышление, креативность.

Воспитание, например, воспитывать интерес народным Промыслам России, уважение к художественному наследию русского народа, аккуратность, терпение.

Возраст: 2 класс (8-9 лет)

Время проведения: 2 часа по 40 мин, с 10-мин. перерывом

Тип занятия: комбинированное занятие.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Электронный образовательный ресурс: презентация PowerPoint 2010 «Урало-сибирская роспись» (автор Т.Е. Соловьева), учебный фильм «Урало-сибирская роспись» (автор Холькина Е.Н.)

Оборудование для педагога: образец, медиа проектор, экран, колонки, распечатка практического задания по количеству человек в группе.

Оборудование и материалы для учащихся: альбомный лист, гуашь, кисточки плоские и круглые, баночка для воды, палитра.

.Орг. Момент.

.Организация рабочего места.

.Постановка целей и задач, сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с народным промыслом, а именно урало-сибирской росписью, научимся выполнять основные элементы в технике двойной мазок, создадим неповторимый узор на сарафане в стиле урало-сибирской росписи.

Показ слайда

. Знакомство с новым материалом

. Практические упражнения по рисованию

Сейчас мы с вами поупражняемся в рисовании основных элементов росписи, но перед рисованием посмотрим, как рисуют мастера по росписи

Показ видео с 3 мин 20 до конца

Перед рисованием рассмотрим поэтапное выполнение на слайдах

Выполнение практических упражнений по рисованию цветка, листика, травок, приписок.

В ходе работы педагог показывает, как набирать краску на кисточку, прорисовывает элементы на листке, прикрепленном на доске, оказывает индивидуальную помощь учащимся, тактично корректирует действия учеников.

. Физическая минутка

. Творческая работа учащихся.

Я предлагаю Вам теперь побыть в роли мастеров по урало-сибирской росписи и самим расписать сарафан. Я вам раздам листы, на которых изображена девушка в сарафане, обращаю ваше внимание, что мастера никогда не наносили урало-сибирскую роспись на одежду, поэтому вы впервые будете расписывать цветами сарафан. Мы изучили технику «двойного мазка», потренировались прописывать поэтапно основные элементы, теперь вам нужно применить в своей работе, что вы узнали на занятии. Так как вы выступаете в роли художников, вы сами выбираете цвета и элементы для выполнения творческой работы.

. Выставка работ, коллективное обсуждение и поощрение лучших работ, акцентирование внимание на удачные творческие решения.

. Подведение итогов занятия

Что запомнилось вам об урало-сибирской росписи?

Что вас поразило, что открыли нового для себя на занятии?

Чем понравилось занимать? Что захочется повторить, придя домой?

Педагог, подводя итог занятия, обобщает все сказанное детьми.

. Уборка рабочего места

Выводы по 2 главе

На основе проведенного теоретического анализа и опытной работы был сформулирован вывод

Методика внедрения образовательной программы знакомства школьников с декоративно-прикладным искусством может быть успешно решена только в рамках предмета «Изобразительное искусство художественный труд» так как только на данных уроках изготавливаются вещи, которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми.

Воспитание интереса немыслимо без имения определенных навыков, под которым понимается наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом

Современный урок изобразительного искусства должен быть организован в соответствии с требованиями и правилами декоративно-прикладного искусства, и это возможно при соответствующем содержании темы курса[16 c.56].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытной работы показал, что в работе:

.Проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы

.Спроектирована модель и выделены условия воспитания интереса к познанию родного края школьников

.Проведена опытная работа по исследованию необходимости в начальной школе.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытной работы позволили сформулировать следующие выводы:

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью- это практическое знакомство в рамках урока

.Педагогические условия формирования интереса младших школьников включают: формирование основных понятий (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете). Формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке). Использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельности подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского). Использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических). Организация эстетически верной окружающей среды[18]. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели воспитания интереса младших школьников - гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества, а также, создание условий для самореализации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беджанов Ю.К, Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Ю.К.Беджанов. - Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского пединститута, 1994. - 180 с.

. Барадулин В.А, Народные росписи Урала и Приуралья, крестьянский расписной дом [Текст] / В.А Барадулин. - Ленинград: Художник РСФСР, 1988 - 200 с.

. Жидкина Т.С, Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С Жидкина - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л.П. Заречная. - Москва: АСТАПРЕСС, 2009 - 324 с.

. Кошаев В.А. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Кошаев - Москва: Владос. 2015. - 210 с.

. Ковычева Е.В. Народная игрушка[Текст]: учебное пособие/ Е.В Ковычева - Москва: Владос. 2014. - 110 с.

. Кочеpгин А.Н. Моделиpoвание мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. - Москва: Наука, 2009. - 341 с

. Леденева Е.И, Керимшеева О.А, Урало-сибирская роспись в художественном образовании. [Текст] / Е.И Леденева. О.А Керимшеева- Москва: Наука и современность, 2015.-56 с.

. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК. и ФПК / Б.Т. Лихачев. - Москва: Юрайт, 1998. - 464 с.

. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах пособие для учителя / И.Г. Майорова. - Москва: Просвещение, 2000. - 214 с.

. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. /И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 400 с

. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. - 120 с.

. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. - Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. - 128 с.

.Панькин А.Б Этнокультурный парадокс современного образования. [Текст] / А.Б Панькин. - Волгоград: Перемена, 2001. - 318 с.

. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. [Текст] / Т.Г Русакова- Оренбург: ОГПУ, 1999. - 110 с.

. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. [Текст] / М.С.Соколова- Москва: ВЛАДОС, 2005.- 304 с.

. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П.Н. Андрианова, Д.П. Ельникова. - Донецк, 2006. - 245 с.

Чичканова И.Н. Подготовка учителей начальных классов в условиях учебно-научно-педагогического комплекта «педколледж-педвуз» [Текст]: Монография / И.Н. Чичканова. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 138 с.

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - Москва: Дрофа, 2004. - 398 с.

Похожие работы на - Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!