Рис. 2.1. Структура непрерывного образования
Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее звено дает образование более высокого уровня. В подсистеме дополнительного образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно друг другу. Дополнительное образование не является образованием более высокого уровня по сравнению с основным. В каждой из подсистем имеются основные и дополнительные, основные и параллельные, государственные и негосударственные учебные заведения и повышения квалификации, учреждения культуры, спорта, туризма и т.д.
На уровне образовательной системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития образовательных институтов и характера взаимосвязей между ними, а так же, объединения (синергии) усилий сообществ и индивидуальных усилий отдельных субъектов образовательной деятельности в решении проблем педагогической управляемости, самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования в условиях нестабильности, неустойчивости, быстроте обращения информации и требований общества к характеру образовательных услуг. В данном контексте структура непрерывного образования будет включать следующие компоненты:
) воспроизводство, изменение и развитие образования как государственно-общественного института с учетом конкретно-исторических требований, сконцентрированных в совокупности социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях;
) воспроизводство, изменение и развитие соответствующей инфраструктуры, которая способна удовлетворить потребности общества в культурном духовно-развитом человеке, качественном специалисте и образовательном процессе, отвечающем требованиям функциональности, управляемости и адаптивности;
) воспроизводство, изменение и развитие образовательной системы, способствующей индивидуально-личностному самодвижению учащегося, раскрытию способностей, дарований, талантов, интересов, формированию особых психологических качеств, помогающих устранять в индивидуальных сознании и умениях, закостеневшие клише и стереотипы привычного мышления и сформировать индивидуальный алгоритм познания.
На уровне социума непрерывное образование включает воспроизводство, изменение и развитие представлений об образовании как главной общественной ценности, целенаправленной деятельности субъектов общества (институты, организации, социальные группы, сообщества, индивиды) по актуализации (от позднелат. Actualis - фактически существующий, настоящий, современный) индивидуальных субъектов в социальной действительности, и трансформации социальной действительности в соответствии с современными возможностями и потребностями человека. На данном уровне мы можем выделить следующие компоненты непрерывного образования:
) воспроизводство образования как культурно-исторической ценности человечества и трансформация отношения к образовательной деятельности как к природносообразной, формообразующей, развивающей, преобразующей деятельности людей по самотворению и сотвореню социальной действительности;
) воспроизводство, изменение и развитие способностей и способов управления информационными потоками, отношения к информации, методам оперирования информационными данными, умения своевременно находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию в реальные проекты (то есть в реальные образы будущего) готовые для осуществления рационального действия;
) воспроизводство, изменение и развитие навыков рефлексии, верификации и корректировки образовательной деятельности, выработки критериев успешности осуществляемой образовательной деятельности, оценки результатов внедрения теоретического знания в область практики его применения, многократного введения уже известных знаний и методов в область практического их использования для новых проектов на злобу дня.
Осознание новых возможностей и потребностей человека в решении задач образования привело к необходимости создания новых концептуальных подходов педагогической деятельности, методов и способов педагогического воздействия и нового образа педагогического эффекта. Информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способов получения знания, способов представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления) в условиях быстроменяющейся нестабильной внешней среды. Таким образом, главной целью обучения становится формирование знаний, умений и навыков о получении новой порции информации, конструировании действительности для решения практических задач повышения функциональности, эффективности, управляемости разнообразных социальных структур и саморазвития человека. Решение такой цели требует нахождения новой точки отсчета в развитии мыслительной деятельности, интеграции научного знания, создания новой модели образованного человека - исследователя. «Простое «пассивное обладание» знаниями в разных областях характеризует эрудита, а не исследователя. Для ученого необходимо активное творческое владение ими, выражаемое в исследовательской их разработке». Традиционная система образования ориентирована на получение учащимися знаний, умений и навыков, таким образом, целью становится знание, а идеальным результатом - эрудиция, в то время как система непрерывного образования ориентирована на формирование индивидуального алгоритма познания, и целью такового является превращение информации и формирование устойчивого исследовательского навыка оперирования информацией, а результатом - новообразование.
Система непрерывного образования не может существовать, отбросив практику традиционной системы образования. В то время как традиционная система образования, в том виде, в котором она существует сейчас, не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Поэтому мы можем говорить о необходимости реформирования образования, которое заключается в переходе к системе непрерывного образования, включающей в себя традиционную систему образования, использующую ее опыт, при сохранении приоритета ценности новообразования по сравнению с ценностями простого накопления и воспроизводства знаний. Таким образом, традиционная система образования будет выполнять функцию своеобразного солитона - структурно устойчивой, нерушимой единицы системы непрерывного образования, которая вбирает в себя новые знания, не изменяя при этом ни отношения ни характера прежде накопленной информации. Система непрерывного образования на уровне создания новой порции знания будет выполнять функцию фантома, то есть моделирования, конструирования образов будущего знания (вариантов интерпретации знания). Взаимодействие, коммуникация, сотрудничество системы непрерывного образования и традиционной системы образования осуществляется посредством свойств индивидуальной и социальной памяти, то есть, способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, осуществляя, таким образом, новообразование. Новообразование есть научно-оформленное знание, готовое к реализации на практике и воспроизводству в социальном опыте (проект, программа, стратегический план). Результатом такового взаимодействия традиционной системы образования и системы непрерывного образования служит:
) на уровне человека - формирование индивидуальной исследовательской ментальности;
) на уровне педагогической системы - формирование методов и способов моделирования и мотивирования исследовательских навыков и умений у учащегося и педагога;
) на уровне образовательной системы - формирование дружественной инфраструктуры для развития и саморазвития исследовательских навыков и разработок;
) на уровне социума в целом - формирование системы непрерывного образования как основной социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через исследовательскую деятельность.
Индивидуальность, педагогическая система, образовательная система и социум в целом являются субъектами непрерывного образования различного масштаба и специфики деятельности. Обозначим все эти субъекты понятием человекосистема. Такая человекосистема развивается циклически на основе превращения информации посредством процесса взаимоузнавания.
Свойство непрерывности образования характерно человекосистемам, ввиду потребности соответствовать требованиям современности, усовершенствования собственных функциональных качеств, повышения эффективности деятельности, является осознанной работой системы по самообучению, что характеризует ее как интеллектуальную систему, динамика которой осуществляется за счет многократного превращения информации, посредством свойств памяти, анализа, интерпретации и введения в область практики, а также самоактуализации через познавательную деятельность. Осознание собственной значимости для социума, сообщества, сферы непосредственного приложения усилий остается неполным без общественного признания таковой.
Таким образом, процесс непрерывного образования - это всегда процесс взаимоузнавания, установления понятийно-смыслового и практико-целесообразующего соответствия внутренних и внешних потребностей и ожиданий. Непрерывность образования осуществляется при наличии обязательной внутренней направленности на процесс обучения, устойчивой познавательной мотивации. Мыслительная деятельность - это придание известным, разрозненным знакам, нового смысла, путем их интерпретации и объединения в определенную целостность, отвечающую требованиям научного знания и практической значимости, которая максимально эффективно может быть осуществлена при использовании герменевтического способа познания, предполагающего неоднократную проверку, корректировку и вариантность ее конечного результата.
В таком случае, важно осознать значимость непрерывного образования отдельного индивида для общественного развития. Так как непрерывное образование педагогической системы, образовательной системы и социума в целом, есть взаимосвязанный, комплексный, многоуровневый, диалектический процесс, центральным движущим звеном которого является непрерывное образование человека, мотивационно сориентированного на самовыражение через творчество, то есть внутреннюю потребность создавать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, осуществляя тем самым не только деятельность по преобразованию социальной среды, но и акт самотворения.
Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема).
2.2 Анализ непрерывного образования в России и за рубежом
Сегодня мир все более и более тяготеет к единому информационному пространству. Возможность получить любую информацию из любой точки планеты становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успех, как государств, так и каждого человека. Осознание миллионами жителей планеты этой простой истины привели к триумфу Интернета как к единому мировому каналу связи. С другой же, с развитием Интернета появилась возможность обучения и постоянного совершенствования навыков как неработающих людей, так и работников компании вне зависимости от их территориального расположения.
Актуальность проблемы непрерывного образования для всех стран мира очевидна. В качестве примера можно обратиться к статистике по США. По данным федерального департамента образования в США только 43% студентов вузов находятся в возрасте моложе 25 лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них актуальны формы образования с частичным отрывом от привычных забот, либо вообще без отрыва от них. Система непрерывного образования США отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к очному обучению с элементами дистанционных образовательных технологий, либо вообще к обучению полностью в дистанционном формате, к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.
Эта проблема особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения.
В этой связи, система ДПО, или шире, система непрерывного образования, призвана сегодня не только восполнять потребность в знаниях для людей, ограниченных в ресурсе времени на перемещения и / или возможности перемещений, но и решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования:
усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для людей из любого населённого пункта, имеющего телесвязь и интернет.
По данным Global Industry Analysts, если еще в 2010 году оборот рынка непрерывного образования (продолжительностью образовательных модулей до 1 года) в мире составлял 73,4 млрд. долларов, то в 2014 году произошел рост до 120 млрд. долларов.
Самая большая доля рынка непрерывного образования, в последние годы все с более активным внедрением e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза. При этом в европейских странах в сфере образования отрасль развивается в основном за счет государственных дотаций, а в США уже действует коммерческая система. Поскольку отрасль в этих регионах уже является развитой, процент роста рынка в них небольшой: 7% в Северной Америке и 12% в Западной Европе. В то время как на развивающихся рынках темпы роста составляют 33,5% в Азии, 23% в Восточной Европе и 19,8% в Латинской Америке.
Мировой рынок непрерывного образования для самостоятельного обучения (Market for Self-paced learning), по данным Ambient Insight, в 2009 году составлял 27,1 млрд. долларов со среднегодовым темпом роста в мире 12%, а в Восточной Европе, включая Россию - 23%. Следом, в 2010 году объем мирового рынка для самостоятельного обучения вырос до 32,1 млрд. Т.е., за последние 5 лет темп роста составил 9,2%, а по последним данным, к 2015 объем рынка обещает вырасти до 49,9 млрд. долларов.
Если рассматривать рынок по странам, то наибольший рост показывают страны Азии: Индия - более 55%, Китай - более 50%, Малайзия - более 40%. В десятку лидеров по росту рынка попала также Украина с темпом роста в 20%.
По данным исследования Ambient Insight, во многих странах правительства оказывают значительное влияние на образовательные организации с целью развития инновационных технологий в реализации не только формального непрерывного образования, но и для созданий условий развития неформального и информального (спонтанного) образования. В других странах, таких как Бразилия, Индонезия, Китай, Эфиопия, наоборот, внедрение инновационных образовательных форматов встречает сопротивление со стороны властей, прежде всего, в сфере экспансии иностранных компаний-поставщиков.
В 2014 году Северная Америка пока сохраняет свои лидирующие позиции по объему рынка, также как и Западная Европа. Однако, учитывая высокие темпы роста в странах Азии, именно этот регион займет вторую позицию в мире по объему рынка инновационного непрерывного образования.
Российская система непрерывного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
В систему непрерывного образования, курируемую только Министерством образования и науки Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Развитие рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в отношениях между работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает сейчас непрерывное образование в течение всей жизни, тенденции его развития в России повторяют международные тренды (т.е. повсеместное развитие неформальных и информальных форм, их симбиоз с традиционным очным образовательным форматом).
Потенциальный объем рынка непрерывного образования в России оценивается очень высоко. Например, согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около $10 млрд. не непрерывное образование образования только в зарубежных образовательных организациях. На сегодняшний день потенциальный спрос и реальное предложение российского рынка непрерывного образования отличаются друг от друга в десятки раз. Рынок будет расти и развиваться как за счет новых потребителей, так и за счет поиска опытными потребителями улучшений существующих систем.
По данным CNews Analytics, в России корпоративный сегмент непрерывного образования развивается более быстрыми темпами, в то время как росту государственного сектора препятствуют консервативность представителей ВУЗов, отсутствие четко прописанного законодательства в этой области и финансовые затруднения.
Согласно прогнозам участников рынка, рост рынка непрерывного образования с использованием инновационных форматов (в первую очередь, в сфере неформального образования) образования в России составит 20-25% ежегодно.
3. Современные тенденции непрерывного образования
3.1 Основные трудности организации непрерывного образования
Ключевая идея непрерывного образования - идея развития, раскрытия индивидуального творческого потенциала, совершенствования человека. В потере идеи самоценности развития, слабости мотивации к развитию «во имя развития» и заключается одна из основных проблем непрерывного образования. Одна из причин - в избыточном прагматизме сегодняшней жизни и трансформации ценностей современного человека в мире, где все продается и имеет свою цену, все большем рассмотрении образования как совокупности «образовательных услуг», забвении фундаментальных исследований. Однако как ни относиться к современным тенденциям, следует признать, что в сегодняшних условиях идее конкурентоспособности как условию обеспечения благосостояния человека и национальной безопасности государства пока альтернативы нет. Потому одна из задач непрерывного образования как раз и состоит в том, чтобы, формируя конкурентоспособность, изменить ее содержательную сторону, сделать ее более «человечной», подчинить вектору развития во имя развития.
Существует и техническая проблемная составляющая непрерывного образования, которая состоит в создании необходимых условий для реализации гражданами индивидуальных образовательных траекторий посредством введения различных уровней и ступеней образования, форм и методов освоения образовательных программ в пространстве и во времени, унификацией инструментов учета и оценивания результатов. Успешность решения этой составляющей во многом зависит от успешности решения задачи создания единого национального образовательного пространства, необходимого оснащения образовательных учреждений, межгосударственной интеграции образовательных пространств.
Одной из базисных проблем непрерывного образования является проблема обеспечения целостности и преемственности образовательных программ. Частично эту проблему можно отнести к предыдущей технической проблеме. Главная сложность состоит в использовании на разных уровнях различных (в силу наличия естественных психофизиологических возрастных особенностей человека) подходов, их авторском многообразии, слабом представлении обучающих о содержательной стороне возрастных особенностей и целевых установок развивающегося человека и, как следствие, о том, что, во имя чего и с помощью каких механизмов реализуется на предыдущем и последующем (а тем более на отдаленных) уровнях образования, различной трактовке базисных понятий. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от системности и оптимальности.
Разрешить эту проблему можно посредством формирования единых образовательных метапрограмм по базисным направлениям профессионального становления (своеобразных программных деревьев профессионального роста) с законченными, завершенными ответвлениями-уровнями (начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного) и ступенями профессионального образования. Наличие такой образовательной метапрограммы, связанной с соответствующими государственными образовательными и профессиональными стандартами, требованиями потенциальных работодателей, позволит «состыковать» входы-выходы уровней детсада, школы, техникума (колледжа), вуза, аспирантуры, программ дополнительного образования, исключить избыточное дублирование материала на различных уровнях, оптимизировать состав, содержание и последовательность освоения дисциплин для формирования желаемых компетентностей обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда. Очевидно, что наиболее эффективным здесь может быть региональный подход, максимально учитывающий местную специфику. Наличие таких метапрограмм позволит успешно осуществить взаимовыгодную интеграцию интеллектуальных и материальных ресурсов всех участников ее реализации (государство, общество, бизнес), создать единую информационно-образовательную среду на основе современных информационно-коммуникационных технологий, использовать единые базисные показатели развивающейся личности, действительно реализовать личностно-ориентированное образование на каждом уровне.
Идея преемственности в сочетании с возможностями современных средств информатизации позволит еще в детском саду начать формировать и развивать в течение всего периода формального образования (во всяком случае, до выпуска из вуза или аспирантуры) своеобразный электронный паспорт обучающегося, содержащий информацию об оценках по предметам, достижениях и успехах, проблемах и трудностях (конечно, при этом должен соблюдаться принцип конфиденциальности и ограниченного доступа к хранящейся информации). Наличие этой информации - непременное условие эффективной реализации индивидуализации обучения. Однако разработка такого паспорта, а также компьютерных систем обеспечения индивидуальных условий освоения дисциплин требует немалых дополнительных ресурсов.
Серьезнейшая проблема - проблема сохранения и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского образования - главной составляющей системы непрерывного образования. Ситуация с научными и научно-педагогическими кадрами сегодня почти катастрофическая. Средний возраст кандидатов наук - за 50 лет, докторов наук - за 60 лет (лишь 14 % докторов и кандидатов наук моложе 50 лет). Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов (особенно технических) - предпенсионного и пенсионного возраста. Внешняя и внутренняя, в том числе и скрытая «утечка умов» по-прежнему высока. Количество кандидатов и докторов наук растет, но качество научных исследований падает. Мало диссертаций технической направленности. Многие из аспирантов не завершают обучение, из завершивших только 30 % защищается в срок, причем после защиты лишь малая часть идет работать в вузы или НИИ. Если в США профессия ученого по престижности занимает первое место, то в России эта профессия попадает лишь в третий десяток. Наука и преподавание не прельщают современную молодежь, пропитанную идеей потребления. Считается, что через 10 лет ситуация может стать катастрофической, поскольку указанные проблемы будут усугублены последствиями очередного и очень глубокого демографического спада и естественной убылью ученых старшего поколения. Под вопрос может быть поставлено существование высокотехнологичного сектора страны. В этой связи крайне актуальна задача раннего поиска и сопровождения талантливой молодежи, будущей интеллектуальной элиты страны. Причем этого человека надо соответствующим образом воспитать, привить ему необходимые качества гражданина и патриота. Ведь не секрет, что столько средств в науку, сколько вкладывают, например, США или другие страны, Россия себе принципиально позволить не может. Там всегда для талантов-космополитов будет лучше. И начинать эту работу надо с детского сада, бережно передавая таких детей с одного уровня на другой, развивая их природные способности и учитывая все их особенности. Это задача - государственного уровня.
К важнейшей следует отнести проблему здоровьесбережения и здоровьеразвития обучающихся и обучающих. Чтобы пройти весь путь системы формального непрерывного образования, современный ребенок должен непрерывно учиться около 25 лет. И потом, всю оставшуюся жизнь периодически повышать свою квалификацию, переучиваться. К тому же сама жизнь в современных условиях с все ускоряющимся темпом, стрессами, плохой экологией, изменяющимися ценностями становится все более экстремальной и «опасной для здоровья». Состояние здоровья современных детей вызывает все большую озабоченность. Прежде всего, физическая составляющая. Очень много детей сегодня имеют психофизиологические показатели здоровья, выходящие за пределы нормы. Раннее выявление таких детей, разработка и применение специальных коррекционных мероприятий, реализация дополнительных действий по эффективной социализации детей с ограниченными возможностями и детей, находящихся на грани нормы, обучение всех детей методам самоконтроля и самокоррекции - важнейшая задача системы непрерывного образования. Требует переосмысления само понимание здоровья, которое есть интегральное качество человека как существа биопсихосоциального, в котором важны все составляющие здоровья: физическая, психическая, социальная, духовно-нравственная, причем последняя составляющая является во многом определяющей все остальные.
Проблемой является разработка и внедрение ГОСов ВПО нового поколения, ориентированных на компетентностный подход. Являясь в целом справедливой, но вынужденной мерой на ускоряющийся процесс производства новой информации, идея компетентностей направлена на интегральное вбирание в себя необходимых междисциплинарных знаний и ориентирована на потребности практики. Однако проверенных механизмов и методик определения качества формирования тех или иных компетентностей сегодня не существует, да и вряд ли их можно создать в научном (метрологическом), плане. В связи с необычайной сложностью этот вопрос сегодня благополучно отдан на откуп вузам, которые должны сами создавать необходимые методики формирования и оценки компетентностей, эффективность которых, как считается, проверит рынок. Однако без регулирующей роли государства это приведет к путанице, появлению возрастающего множества трудно сопоставимых между собой понятий, методик и технологий.
Все большая проблема - проблема восстановления и развития в новых экономических условиях интеграционных связей образования, науки и производства. Непрерывное образование призвано (в том числе и через систему дополнительного образования) в значительной степени решить эту проблему. Отметим необходимость возврата к идеям целевой подготовки, производственных практик, распределения обучающихся на бюджетной основе студентов и аспирантов (с обязательной отработкой на предприятии 3-5 лет), социальной «привязки» специалиста к предприятию и др.
Существенная проблема - в мотивации труда учителей и преподавателей на повышение качества труда, на использование прогрессивных методик и технологий обучения, на непрерывное собственное развитие. Воспитатель детского сада, учитель, детский врач, преподаватель - эти профессии являются самыми важными и должны высоко оцениваться обществом и государством.
3.2 Прогнозы развития системы непрерывного образования
Прогнозы экспертов в сфере развития образования включают ряд тенденций, по каждой из которых уже есть опыт реализации проектов.
Мировое будущее непрерывного образования связывают со следующими трендами:learning - электронное или цифровое обучение, т.е. обучение с использованием технологичных устройств для удаленного изучения информации, чаще всего с передачей через Интернет, но с возможностью обучаться и без подключения к сети. Уже сегодня в России в массовом порядке образовательные организации используют сочетание очных образовательных технологий с дистанционными и такое сочетание позволяет не только не потерять в качестве образования, но и в разы повысить его доступность для слушателя.
Обучение через личные компьютеры, планшеты и мобильные устройства. Современный мир диктует необходимость владение навыками получения информации через высокотехнологичные устройства, коммуникаторы, смартфоны, планшеты. Образовательные организации обязаны адаптировать образовательный контент с учетом этого требования времени.
Смешанное обучение - обучение с использованием традиционного очного формата вместе с интерактивными инструментами и цифровыми материалами. Такой формат на лидирующих площадках дистанционного обучения используется на долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программах.
Обучение в виртуальных классах - обучение через Интернет в онлайн связи с преподавателем и другими слушателями. Вебинары на отдельных платформах, электронные семинары в системах дистанционного обучения в настоящее время уже довольно активно проводятся в российских вузах.
Массовые открытые онлайн-курсы (английская аббревиатура МООС). Мировая практика, которую уже переняли в России, показывает, что чаще всего это бесплатные курсы с видеолекциями от 15 минут до часа с тестовыми вопросами и возможность удаленно получить сертификаты от известных преподавателей и / или учебных заведений.
«Перевернутое» обучение - означает, что традиционный метод чтения лекций и самостоятельного выполнения заданий, заменяется на обратный. При активном использовании разных форматов предоставления учебных материалов, время преподавателя целесообразнее тратить на практические занятия и разъяснения непонятного, разбор конкретных кейсов. Такая практика активно применяется в на ведущих образовательных площадках, в частности, на программах обучения информационным технологиям: преподаватель тратит большую часть времени на то, чтобы разбирать создание конкретных программ и элементов, реализацию программирования, а не изучении теории.
Асинхронное обучение - возможность обучаться вместе с группой, но в индивидуальном графике. При опоре на цифровые учебные материалы и информационные технологии совершенно реально одному слушателю посвящать обучение, например, утренние часы, а другому - вечерние. Опыт удаленного обучения слушателей из разных регионов России и зарубежья позволил наладить оптимальный алгоритм занятости преподавателей для обеспечения быстрого взаимодействия с асинхронно-обучающимися слушателями группам.
Самостоятельно направляемое обучение предполагает возможность выбора слушателями дисциплин для изучения и их очередности. В формате дистанционного обучения такая возможность фактически индивидуально планировать содержание обучения и его интенсивность, реализуется без дополнительных затрат и обязательных требований к общему количеству обучающихся.
В ближайшем будущем рынок непрерывного образования в России будет характеризоваться следующими тенденциями:
появление новых игроков, которые будут активно использовать сочетание формального и неформального образования;
рост числа участников профессиональных сообществ по электронному обучению;
рост рынка вебинаров и вебконференций наряду с постепенным сокращением очных форм обучения;
в долгосрочной перспективе рынок непрерывного образования, по примеру мировых тенденций, начнет смещаться в сторону TMS (Talent Management System - система управления талантами).
В целом, основные тенденции развития рынка в России схожи с мировыми трендами, это:
повышение мобильности обучение;
интеграция с социальными сервисами;
развитие SAAS решений.
Стремительное развитие рынка смартфонов, коммуникаторов и планшетных компьютеров приносит новые веяния в индустрию непрерывного образования, подталкивая развитие мобильного обучения. Но движение в этом направлении вполне очевидно. По данным РАЭК сегодня в России уже около 5 миллионов пользователей мобильного интернета, и большинство из них в возрасте 16-19 лет. В ближайшем будущем также начнут появляться различные приложения для внедрения в социальные сети, что обусловлено огромной интеграцией жизни большинства людей молодого поколения с социальными сетями.
В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных образовательных организаций в России, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Уже сейчас в России обучением с помощью электронных технологий занимаются более 100 зарубежных компаний, которые охватывают более 350 тыс. российских граждан. На сегодняшний день около 90% учебных заведений в мире способно предложить обучение в электронном варианте. Правда, Россия в этом смысле отстает от мирового рынка на 5-7 лет.
Таким образом, активное развитие непрерывного образования обусловлено глобальными тенденциями современного рынка, в частности, увеличением ценности временного ресурса, объективной необходимостью в постоянном получении новых знаний, а также совершенствованием информационных технологий.
Заключение
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года «Развитие образования» предусматривается сформировать систему непрерывного образования, ключевым элементом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Непрерывное образование - это система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.
Непрерывное образование с современном своем состоянии обладает рядом характеристик, основными из которых являются:
повсеместное внедрение образовательные технологии на основе информационно-коммуникационных технологий,
открытость и доступность образования,
гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование,
эффективная поддержка слушателей.
Процесс непрерывного образования - это всегда процесс взаимоузнавания, установления понятийно-смыслового и практико-целесообразующего соответствия внутренних и внешних потребностей и ожиданий. Непрерывность образования осуществляется при наличии обязательной внутренней направленности на процесс обучения, устойчивой познавательной мотивации.
В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
Содержание непрерывного образования ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования - "личностный опыт" как компонент содержания образования.
В результате непрерывного образования мы получаем развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.
Список использованной литературы
1.Абрамова А. <http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=16067&TERM=%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%90.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus> Многоуровневое непрерывное профессиональное образование / А. Абрамова // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 89-94.
.Бочаров М. И. Зависимость содержания и качества образования от формы организации учебного процесса в непрерывном образовании / М. И. Бочаров, Т. И. Бочарова, Л. А. Черных // Образование и общество. - 2014. - № 4. - С. 26-30.
.Бугаков И.А. Совершенствование региональных систем непрерывного образования как условие инновационного и духовно-нравственного развития России / И.А. Бугаков, А.Н. Царьков // Сборник материалов III Оптинского форума. - Москва - Калуга - Оптина Пустынь, 2013. - 512 с., С. 282-290.
.Бугаков И.А. Концепция интегрированного образования / И.А. Бугаков, А.В. Кот, А.Н. Царьков // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 124-129.
.Введенский В. Н. <http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=16067&TERM=%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,%20%D0%92.%20%D0%9D.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus> Непрерывное профессиональное образование / В. Н. Введенский // Соц.-гуманит. знания. - 2014. - № 3. - С. 208-217.
.Власов В.И. <http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=16067&TERM=%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,%20%D0%92.%D0%98.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus> Непрерывное профессиональное образование в России / В. И. Власов // Гражданин и право. - 2012. - № 10. - С. 67-79.
.Жакова М. А. Вуз в системе непрерывного педагогического образования / М. А. Жакова // Вестник непрерывного образования. - 2013. - № 1. - С. 18-20.
.Жарикова Л. И. Генезис понятия «непрерывное образование» / Л. И. Жарикова / Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 7-2. - С. 146-149.
.Зинченко Г.П. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%97%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%93> Предпосылки становления теории непрерывного образования <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> / Г. П. Зинченко // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 31-39.
.Карамурзов Б. С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе / Б. С. Карамурзов // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 27-41.
.Кондратенко Н. А. Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа - вуз» / Н. А. Кондратенко // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 243-245.
.Кузьмичева Е. И. Непрерывное образование взрослых для устойчивого развития общества / Е. И. Кузьмичева // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 7. - С. 123-124.
.Кулисевич Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%93> Проблемы непрерывного образования <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> / Г. Кулисевич// ВВШ. - 2012. - № 1. - С. 89-94.
.Лиферов А. П. Непрерывное образование - ведущий фактор формирования «экономики знаний» / А. П. Лиферов // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 11. - С. 38-47
.Маслов В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М.: Инфра-М, 2013. - С. 102-117.
.Наумова Т. Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования / Т. Б. Наумова // Компетентность. - 2012. - № 5. - С. 10-16.
.Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 16-18 ноября 2014 г. / Междунар. акад. наук пед. образования и др.; Редкол.: В. А. Сластенин (науч. ред.) и др.Ч.1. - 2014. - 67с.
.Непрерывное образование и потребность в нем / Рос.акад. наук, Ин-т комплекс. социал. исследований; отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: Наука, 2015. - 172 с.
.Носков В. А. Роль непрерывного образования в современном производстве / В. А. Носков, Н. О. Михалёнок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 4. - С. 14-21.
.Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41.
.Рослякова Н. И. Непрерывное образование в условиях рыночной экономики / Н. И. Рослякова // Преподаватель ХХI век. - 2013. - № 4. - С. 71-76.
.Севостьянов В. С. Непрерывное профессиональное образование / В. С. Севостьянов // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 108-112.
.Синицкая Н. <http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=16067&TERM=%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F,%20%D0%9D.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus> Непрерывное профессиональное образование / Н. Синицкая // Высшее образование в России. - 2014. -№ 6. - С. 15-21.
.Токмовцева М.В. Многоуровневое профессиональное образование в России / М. В. Токмовцева // Закон. - 2012. - №4. - С. 27-35.
.Цибизова Т. Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования / Т. Ю. Цибизова // Образование и общество. - 2012. - № 6 (65). - С. 14-17.
.Чубик П. С. Система непрерывного профессионального образования / П. С. Чубик, Д. Г. Демянюк, М. Г. Минин, И. А. Сафьянников // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 38-45.
.Шленов Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. - 2015. - №3. - С. 43-49.