Реализация методики деловой игры на уроках по 'Основам безопасности жизнедеятельности'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    692,32 Кб
  • Опубликовано:
    2017-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация методики деловой игры на уроках по 'Основам безопасности жизнедеятельности'

Содержание

Введение

1. Деловая игра, особенности реализации в условиях школы

1.1 Игра как средство развития личности школьника

1.2 Деловая игра, ее признаки и структура

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

1.4 Методические рекомендации к проведению деловой игры

2. Реализация метода деловой игры на уроках ОБЖ

2.1 Анализ результатов анкетирования учащихся

2.2 Анализ результатов анкетирования учителей

2.3 Реализация метода деловой игры в ходе проведения уроков «Основы безопасности жизнедеятельности»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Современные тенденции развития школы предполагают более активное использование интерактивных методов обучения, которое подразумевает не только применение средств наглядности и практических методов, но и выстраивание продуктивных отношений между объектом и субъектом учебного процесса. В наше время обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за нее ответственность, что бы комфортно жить и работать в постоянно меняющемся мире.

В педагогической практике применяются различные методические приемы для усовершенствования и преобразования процесса обучения на уроках ОБЖ. Большой вклад в систему школьного образования вносят игры, ведь они являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Йохан Хейзинг написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»). В ней он излагает свои мысли о роли игры в жизни отдельного человека, а также всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, компьютерные, интеллектуальные и другие [9].

Деловая игра имитирует реальную жизнь и профессиональную деятельность, что дает возможность участникам игры проводить эксперименты, проверять разные способы поведения, а также совершать ошибки, которые нельзя себе позволить в действительности. Технология метода деловой игры нацелена на то, чтобы школьники понимали мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. создавали цели собственной самостоятельной деятельности и предвидели ее ближайшие результаты. Таким образом, в связи с актуальностью данной проблемы нами сформулирована тема исследования: «Реализация методики деловой игры на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности».

Целью работы является изучение применения методики деловой игры в школьном курсе ОБЖ.

Гипотеза: если комплексно и систематично применять методику деловой игры обучения на уроках ОБЖ, то это позволит перейти в ходе урока от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой, что обеспечит поддержание интереса к предмету с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: методика использования деловой игры в процессе обучения на уроках ОБЖ.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:

Изучить и проанализировать теоретические аспекты данной темы в научно-методической и психолого-педагогической литературе.

Определить особенности применения деловых игр на уроках ОБЖ.

Оценить эффективность использования метода деловой игры учителем ОБЖ. деловой игра педагогический учитель

Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной проблеме, анализ документации (рабочих программ по учебным дисциплинам, ведомостей успеваемости), анкетирование преподавателей и обучающихся, математическая обработка статистических данных.

Всего в анкетировании приняли участие 45 обучающихся МОУ «СОШ № 21» г. Вологда и 12 учителей школ г. Вологды.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялось изучение, обобщение, систематизация научной информации по проблеме исследования в психолого-педагогической, методической литературе. Это позволило сформулировать проблему, определить объект и предмет, цель и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу исследования.

На втором этапе была составлена и реализована программа исследовательской работы; разработаны материалы для анкетирования и выбраны методики, направленные на выявление особенностей использования методики деловой игры на уроках и отношения обучающихся и педагогов к данному виду деятельности.

На третьем этапе проводилась обработка, систематизация, обобщение и оформление результатов исследовательской работы; уточнялись теоретические и практические выводы; выполнялось литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ особенностей применения методики деловой игры на уроках ОБЖ. Определено и доказано значение процесса игры в формировании позиции активного участника игрового процесса, позволяющего развивать способности учащихся, их умение общаться, учиться находить и принимать решения, создавая при этом особую эмоциональную среду, привлекательную для обучающихся.

Практическая значимость заключается в том, что:

- определено значение метода деловой игры в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- разработаны и проведены уроки с применением метода деловой игры, определена их результативность;

материалы исследования могут быть использованы при планировании уроков в общеобразовательной школе.

Апробация работы состоялась на базе «Средней общеобразовательной школе №21» г. Вологды, были разработан и проведен урок, на котором использовалась деловая игра. Отдельные положения работы представлены на конференциях: международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» (г. Тамбов, 31 марта 2017 г.), 46-ой студенческой научно-практической конференции (г. Вологда, 14 марта 2017 г.) - Диплом I степени.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 25 источников, 3 приложения.

. Деловая игра, особенности реализации в условиях школы

1.1 Игра как средство развития личности школьника

С самых давних времен игра является неотъемлемым видом деятельности человека. Она помогает человеку не только отдыхать, но и развиваться, а также познавать окружающий его мир.

Игра - это вид деятельности, который направлен на совершенствование и освоение нового опыта. В свою очередь, опыт, полученный во время игры, повышает у человека навыки самоуправления поведением. Именно поэтому педагоги уже давно стали использовать игровые форматы, которые осуществляют такие важнейшие функции как:

развлекательная: воодушевить, развлечь, пробудить интерес, доставить удовольствие;

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в процессе игры как на полигоне человеческой практики;

коррекционная: внесение положительных изменений в структуру личностных показателей;

функция социализации: усвоение норм человеческого сосуществования, т.е. включение человека в систему общественных отношений;

игротерапевтическая: преодоление трудностей, возникающих в разных видах жизнедеятельности;

диагностическая (самопознание в процессе игры, выявление отклонений от основных норм поведения);

функция межнациональной коммуникации: усвоение социально-культурных ценностей, которые едины для всех людей [6].

Множество ученых и специалистов в данной области накладывают одну теорию игры на другую - Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и другие. Но ни одна теория не охватывает настоящей полной сущности игры [21]. Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие [14]. Нельзя не заметить, что если человек играет, то делает он это осмысленно и обдуманно, т.е. множество его действий осознанны и объединены общим мотивом.

В большинстве своем люди полагают, что игра - это функционирование, думая, что игровое действие происходит из-за практического эффекта и оказывает большое влияние на предмет, который обыгрывается. Однако во время игры у человека происходит не только обычное функционирование и взаимодействие уже развитых свойств и систем организма. По определению, игра - это деятельность, а это значит, что игра является выражением и проявлением определенного отношения личности к окружающей ее действительности [4].

Основу игрового формата определяет то, что все мотивы игры заключаются в многогранных и разнообразных переживаниях, значимых для играющего. Игра обосновывается отношением к важным ориентирам конкретной личности. Фундамент неигровой деятельности часто неоднозначен: в реальной жизни, например, на работе, человек может быть стимулирован к действия, прямая цель которого по своему содержанию не столь значительна для него, т.к. с помощью этого действия работник может другим способом достичь удовлетворения каких-либо своих потребностей, которые не связаны с внутренним содержанием данного действия [10]. По мнению Д. Б. Эльконина, стоит мотивировать школьников на приобретение новых способов действия, так как это влияет на развитие личности [24].

В свое время мотивы игровой деятельности показывают больше прямое отношение индивида к находящемуся вокруг него. Нередко появляющееся в неигровой практической деятельности разногласие между личным мотивом человека и основной целью его воздействия в игровой деятельности пропадает.

Красота игровой деятельности и ее главная особенность в том, что в игре исполняются только обозначенные цели и воздействия, которые ценны для человека по их собственному внутреннему содержанию [16]. Игровое воздействие не стремится к стабильному результату и к практическому эффекту. Вторая особенность игры определяется тем, что игра воплощает разные мотивы деятельности людей, не связанные с методиками и средствами деятельности, которыми эти действия реализуются в неигровом плане. Игровые воздействия образуются только с помощью тех мерок, которые определяются главным мотивом и целью индивида. В силу этой особенности, игра является проявлением инициативы, в которой разрешается расхождение между быстрым ростом запросов и потребностей ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его возможностей. Делаем вывод, что игра - это способ реализации потребностей и запросов ребенка в рамках его собственным, доступных на данный момент ресурсов [22].

В игровой деятельности одни предметы могут заменяться другими (палка - автомат и т.п.). Возможность замещать функционирующие в неигровом действии предметы иными, подходящими для выполнения игрового действия - это еще одна выделяющаяся черта игры. Важно отношение человека к предмету и наоборот. Абстрактные свойства предмета не имеют значение, вследствие чего меняется функция предмета и его роль [5]. Деловая игра в свою очередь подразумевает постановку проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной, поэтому предметы в игре используются настоящие, если это возможно.

Игра в более общем смысле этого слова начинается с мысленного перехода из реальной ситуации в воображаемую. Игра взрослого человека и малыша, связанная с проявлением их воображения, выражает потребность в преобразовании действительности. В этот момент формируется умение к творческому преобразованию реальности. Основным значением игры является возможность преображать реальность, отображая ее [11].

Игра тесным образом связана с процессом формирования личности человека. В первые годы ребенка, игра становится тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - это первая деятельность, которая формирует фундамент жизнедеятельности ребенка, ей принадлежит первостепенная роль в обогащении его внутреннего мира и общем развитии. Результаты происходящего в ходе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражающая окружающую ребенка жизнь старших [13].

Играют не только дети, но и взрослые, например, в разнообразные спортивные и настольные игры (шахматы и др.) И у них игра определяется интересами и потребностями. Она развивает разные способности и стороны личности взрослых. Однако в жизни взрослого игра приобретает уже другие формы и занимает иное место. Но в некоторых творческих видах деятельности взрослых продолжают существовать мотивы, которые присущи играм в детстве. Способность человека играть со всей эмоциональностью и целиком отдаваться игре является проявлением и аргументом его неувядающей молодости [19].

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, временную и логическую последовательность ее развития;

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

эмоциональная приподнятость деятельности, состязательность, конкуренция и т.п. («эмоциональное напряжение»);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества») [3].

В структуру игры частично входит планирование, целеполагание, реализация поставленной цели и анализ результатов. Мотивация игры обеспечивается элементами соревновательности, добровольностью, возможностью выбора, удовлетворения потребностей личности в самоутверждении и самореализации.

Феномен игры в том, что человек не только отдыхает и развлекается, но и творчески развивается, обучается и социализируется. К существенным плюсам игры относят то, что в игре и взрослые и дети поступают так, как действовали бы в экстремальных жизненных ситуациях, на грани человеческих возможностей преодолевая трудности. Стоит отметить, что такой высокий уровень активности достигается ими добровольно [7].

Игру как метод обучения, передачи опыта из поколения в поколение человек использовал еще с древних времен. Широко используется игра в народной педагогике. Современная школа делает ставку на активизацию обучения. Игровая деятельность используется педагогами в следующих случаях:

в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

в качестве урока или его части (введения, упражнения, объяснения, закрепления, контроля);

как существенного элемента более обширной технологии;

как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница» и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя большую группу приемов и методов организации педагогического процесса в форме применения различных педагогических игр.

В отличие от всех игр, педагогическая игра обладает отличительной чертой - четко определенной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые всегда обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [7].

Реализация игровых приемов на уроке происходит по нескольким важным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность покоряется правилам игры;

в учебную деятельность включается элемент соревнования, который переключает дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания вяжется с игровым результатом.

1.2 Деловая игра, ее признаки и структура

Деловая игра - метод обучения, в котором моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Ее используют для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [1].

Согласно Бельчикову Я. М. и Бирштейну М. М деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности [9].

Педагоги используют деловые игры, чтобы интенсифицировать учебную деятельность. Они дают возможность моделировать различные ситуации из реальной жизни, которые затем можно анализировать и, как следствие, вырабатывать оптимальные пути решения в дальнейшем. При проведении деловых игр учащиеся примеряют на себя различные роли, что приближает обучение к реальной действительности. Школьники будут вынуждены взаимодействовать, проявлять инициативу, творчески мыслить. Игровой момент изучения материала позволяет поддерживать стабильный высокий интерес у обучающихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает сформировать и закрепить многие практические навыки.

Деловая игра способствует развитию профессионального творческого мышления. В ходе ее индивид получает возможность анализировать различные ситуации и решать свои собственные задачи. Деловые игры в сравнении с другими методами обучения, позволяют более полно имитировать воспроизводить практическую деятельность, находить проблемы и причины их возникновения, искать и разрабатывать пути решения проблем, анализировать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его осуществления. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

рассмотреть выбранную проблему в незначительный промежуток времени;

освоить и закрепить навыки выявления, анализа и решения поставленных проблем и задач;

коллективно работать при подготовке и принятии решения, находить выход из нестандартных ситуаций;

обращать внимание обучающихся на главные аспекты и нюансы проблемы, а также устанавливать причинно-следственные связи;

увеличивать уровень взаимопонимания между участниками игры [23].

Деловые игры уже давно используются во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет большие преимущества по сравнению с другими. Приняв участие в деловой игре, получаешь не только знания, но и ценный опыт, который в условиях обычной жизни будет приобретаться годам. С помощью этого метода можно вырабатывать важные качества личности, которые способствуют успешной работе: коммуникативность, лидерские качества, умение выходить из самых сложных и меняющихся ситуаций. Деловые игры дают возможность имитировать стрессовые и критические ситуации, тренировать не только отдельных людей, но и команду, учить быть командой [15].

В школе совершенно необходимо использовать методику деловых игр, ведь основной задачей данного рода учреждений является не просто обучения - получение и накопление багажа знаний, а приобретение умения как можно успешней использовать все, что накоплено: знания, личностные качества и особенности. Цель современной школы - человек успешный. Поэтому педагоги создают деловые игры и играют вместе со школьниками.

Первая деловая игра бы разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. Однако в 1938 году деловые игры были запрещены. И только в 60-х гг., после того как они появились в США, деловые игры вновь вернулись к нам как способ поиска управленческих решения в тяжелых условиях многофакторности и неопределенности. В наши дни они используются на уроках в школах и в университетах на парах, как педагогический метод активного обучения. Также их используют и на производстве для решения различных рабочих моментов, социальных и психологических задач. Следует отметить, что решаются не только игровые и профессиональные задачи, но параллельно осуществляется обучение и воспитание участников игр.

Сначала деловые игры преследовали цель помочь руководителям предприятий более правильно решать производственные задачи, так как в игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в реальной жизни. Среди участников игры распределяются роли и ставится актуальная проблемная ситуация. Отличие ролевых целей друг от друга и присутствие общей цели игрового коллектива способствует формированию атмосферы реальных отношений между коллегами и той ситуации, в которой нужно принимать решения настоящим работникам [17].

Деловые игры имеют характерные признаки:

моделирование трудового процесса работников отдела руководства и специалистов предприятий и организаций по формированию управленческих решений;

осуществление процесса «цепочки решений». Так как в деловой игре моделируемая система рассматривается как постоянно меняющаяся развивающаяся, это приводит к тому, что игра не останавливается, когда решается одна задача, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействуют на модель и меняют её первоначальное состояние. Изменение состояния заходит в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры ищут решение на втором этапе игры и т.д.;

распределение ролей между участниками игры;

отличие ролевых целей при выработке решений, которые содействуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;

присутствие управляемого эмоционального напряжения;

взаимодействие участников, играющих те или иные роли;

наличие единой игровой цели у всего игрового коллектива;

коллективная выработка решений участниками игры;

множество решений;

наличие системы индивидуального или группового анализа и оценки деятельности участников игры [9].

Основным или центральным элементом деловой игры, как одного из активных методов обучения, является имитационная модель объекта. Именно она дает возможность осуществлять «цепочку решений». Моделью может являться организация, совокупность законов, профессиональная деятельность, физические явления и т.п. Вместе со средой, имитационная модель создает проблемное содержание игры.

Участники, команды деловой игры являются действующими лицами. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, которая представляет собой профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре работы специалистов. Игровая деятельность выглядит в виде многовариативного влияния на имитационную модель. Воздействие зависит от состояния модели и осуществляемого в процессе игры взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему влияния участников на имитационную модель в процессе их совместных действий можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей в себя такие элементы, как систему оценивания, игровую модель деятельности, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры [2].

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

В настоящее время педагоги совместно с руководством школ стремятся создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка. Они выделяют это, как одну из приоритетных задач образовательного учреждения. В время учебного процесса учителя стараются сформировать активную позицию у обучающихся. Деловая игра, являясь активным методом обучения, служит основой для развития познавательной компетентности учеников. Знания становятся более прочными и фундаментальными, если обучающиеся своим трудом добывают их, когда не просто слушают педагога, а принимают активное участие в учебном процессе. Именно так формируются и развиваются познавательные способности школьников.

Методы активного обучения способствуют развитию любознательности школьников и позволяют учителям поддерживать интерес ребят на протяжении всего курса. Педагог переходит к демократическому поисково-творческому стилю обучения. Положительными чертами этого являются:

Высокая степень самостоятельности обучающихся.

Инициативность и любознательность.

Развитие социальных навыков.

Формирование умения добывать знания.

Активизация и развитие творческих способностей личности.

Обучение становится более сознательным, продуктивным и более результативным, когда у школьников есть чувство свободы выбора [2].

Позиция педагога, безусловно, влияет на эффективность использования метода деловой игры. Если учитель использует демократический стиль обучения, ведет диалоги с детьми, ориентирован на создание личностно ориентированного педагогического пространства и знает возможности обучающихся, то использование данного метода будет давать положительные результаты. Необходимо сказать, что следует соблюдать системность в использовании активных форм обучения. Следует постепенно давать школьником больше самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, снижая уровень помощи педагога.

Основанием для утверждения, что игра способствовала продуктивной деятельности школьника, безусловно, может служить следующее:

Продолжение формирования в соответствие с требование ФГОС основных коммуникативных умений.

Появление элементов креативного мышления обучающихся.

Опыт субъективной и объективной оценочной деятельности себя и коллектива [16].

Существует несколько принципов организации деловой игры:

принцип имитационного моделирования определенных условий. Моделирование реальной ситуации и условий деятельности человека во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Для учебной игры реализация данного принципа является обязательным условием, поскольку он выполняет обучающие функции;

принцип совместной деятельности. Данный принцип в деловой игре реализуется путем вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Разработчику требуется выбрать и охарактеризовать роли, определить полномочия интересы и средства деятельности участников. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия лиц;

принцип диалогического общения. Этот принцип включает в себя необходимое условие достижения учебных целей. Диалоги и дискуссии со всеми участниками игры способствуют формированию творческой работы. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися способствует формированию комплексного представления ими важных профессиональных процессов и деятельности;

принцип «двух планов». Данный принцип, с одной стороны, отражает «мнимые» игровые условия и действия, личностные характеристики участников. С другой стороны, задачей разработчика является создание реальных условий, в которых поведение участника игры предполагается совершенно иным. Реализуются двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты.

принцип проблемности соответствует известному дидактическому требованию создания «ситуации интеллектуального затруднения», что помогает создать имитационную модель и наблюдать процесса ее развертывания в игровой деятельности [8].

Деловая игра дает участникам свободу деятельности. Она вносит разнообразие в повседневный учебный процесс, который нередко является монотонным и скучным. Игра это неординарность. Человек, играющий по правилам свободен всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра дает выход в другое состояние души, способствует снятию напряжения, которое нередко сопровождает подростов. Она заменяет его радость и добровольной активизацией духовных и физических сил. В современном обществе, которое зачастую бывает нестабильно, порядок является очень ценным фактором. Система правил деловой игры способствует его возникновению, так как нельзя играть, нарушая правила. Разрешение противоречий во время игры подавляет неопределенность и формирует стремление участников к совершенству и гармонии. Определенно игровой момент увлекает. Это способствует добровольной активизации его способностей. Во время деловой игры появляется возможность создать и сплотить коллектив. Контакт участников между собой становится настолько тесным и глубоким, что коллектив после окончания игры становится более дружным. Поставленные разработчиками ситуации и задачи побуждают участников к поиску оптимальных решений, активизируя умственную деятельность. В деловой игре нет места корысти и узкогрупповым интересам. Упор делается на победу по всем правилам и на полную отдачу участников в игре. Хорошо, когда в честной борьбе были максимально полно проявлены мужество, ум и благородство. В деловой игре есть понятие о самоограничении и самопожертвовании во благо коллектива, ведь только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра компенсирует компенсацию и исключает недостатки действительности. Гармоничный мир противопоставляется жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир. Игра дает романтизм. Если игра осуществляется в подвижной форме и за пределами организации, то она определенно способствует физическому совершенствованию. Одним из главных плюсов деловой игры является побуждение участников к неординарности. Совершенствование творческих навыков очень важно для формирования личности. Также разработчик вместе с участниками, играя, развивают воображение. Что бы создать проблемную ситуацию и решить ее требуется багаж знаний. Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе. Развитие остроумия неотъемлемый фактор в процессе игры. Возникновение комичных ситуаций - явление обычное. Хороший и качественный юмор лишь способствует сплочению коллектива. Впечатления от игры и шутки надолго останутся в памяти. Деловая игра способствует развитию психологической пластичности и устойчивости. Создается возможность найти единомышленников. Игра развивает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, путем прохождения всевозможных вариантов развития различных ситуаций. Снижается уровень тревожности у частников. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели [25].

Во время деловой игры осуществляется деятельность в условных ситуациях, что способствует воссозданию и постижению общественного и социального опыта. Появляется возможность овладевать социально-значимыми способностями личности.

Формированию будущих социальных ролей, которые индивид будет выполнять в своей дальнейшей жизни, помогают социально-значимые способности и социально-коммуникативным компетенции, приобретенные во время игровой деятельности. К ним можно отнести следующие:

Взаимодействие в группе, умение прислушиваться к мнению других, способность к сотрудничеству.

Психологическая совместимость как способность приспособления к всевозможным темпераментам и характерам.

Умение распределять социальные роли и обязанности в составе малой группы.

Умения и навыки использования средств коммуникации, мультимедийных систем и компьютерных технологий.

Способность эффективно разрешать конфликты.

Способность устанавливать сетевые взаимодействия через горизонтальные и вертикальные отношения.

Компетенции, способствующие эффективному обучению в своей профессиональной области и т.д.

Учебные занятия с использованием методики деловой игры безусловно являются более эффективными, так как позволяют:

Перейти от классического традиционного подхода к инновационным.

Помочь школьнику развить социально-коммуникативные способности.

Способствовать осознанию коллективной ответственности (за общее дело) в сочетании с личной инициативой.

Освоить необходимые умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны другими методами обучения [18].

.4 Методические рекомендации к проведению деловой игры

Деловую игру надлежит использовать для реализации следующих педагогических задач:

Получение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решений.

Развитие профессионального, теоретического и практического мышления.

Формирование познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации [12].

Если деловая игра проводится перед учебными занятиями, то разработчик рассчитывает на личный опыт, уже имеющийся у участников. Следует отметить, что обнаруженные пробелы в знаниях, восполняются в процессе обучения. В случае, когда деловая игра проводится после прохождения тематического раздела, педагог учитывает знания, полученные на уроках. Эти знания закрепляются и входят в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности. Также можно осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам: деловая игра как источник экономии учебного времени; деловая игра как форма контроля; деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [8].

От других педагогических технологий игровое обучение отличается тем, что игра известна, любима и обычна для всех возрастных категорий. Она наиболее эффективно активизирует творческое мышление, вызывает высокое физическое напряжение, наполняет эмоциями и без того завлекающий содержательный игровой процесс. В игре намного проще преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. Она мотивирует, повышает инициативность, настойчивость, целеустремленность и развивает воображение. Игра способствует передаче знаний, умений навыков. Открывается возможность добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества. Во время игры осуществляется воспитательное воздействие. Влияние игровой методики на человека нельзя ограничить одним аспектом, но все ее возможные воздействия актуализируются одновременно. Поиск путей решения проблемной ситуации в основном осуществляется коллективно, групповой формой деятельности, в основе которой лежит соревновательный момент. Но соперником может быть сам человек (преодоление самого себя) и обстоятельства, возникающие во время игры. Ценным в конце будет любой приз: материальный, моральный (дипломы об участии, грамоты, небольшие поощрения), психологический и другие. Следует отметить, что результат групповой деятельности - это общий командный успех.

Игра в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата [1].

В заключении следует сказать, что деловая игра обязана включать в себя все вышеперечисленные качества. Иначе она не может называться эффективным методом обучения.

В наше время деловую игру следует рассматривать не только как область деятельности и научно-технического знания, но и как имитационный эксперимент, а также метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь главные атрибуты: 1. Игра копирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности. 2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре. 3. Игровые действия регламентируются системой правил. 4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности. 5. Игра носит условный характер. 6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией [18].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

. Составление плана игры.

. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

. Подбор информации; средств обучения.

. Разработка способов оценки результатов игры [2].

Выводы по главе 1:

. Основными педагогическими задачами, решаемыми в ходе реализации метода деловой игры, является не только развитие профессионального, теоретического и практического мышления обучающихся, но и создание условий для формирования познавательной мотивации.

. Результативность применения данной методики на уроках ОБЖ обусловлена в первую очередь индивидуальными и возрастными особенностями учащихся и, безусловно, зависит от уровня профессиональной компетентности педагога.

2. Реализация метода деловой игры на уроках ОБЖ

2.1 Анализ результатов анкетирования учащихся

Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №21 имени В.И. Белова» города Вологды. Общее количество педагогов насчитывает 38 человек, среди которых 31 - имеет высшее образование.

На первом этапе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 8 и 11 классов по вопросам использования учителями метода деловой игры на уроках и среди педагогов. Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании, составило 57 человек.

Целью анкетирования было выявление школьных предметов, преподаватели которых чаще используют данный вид игры, изучение особенностей использования данной методики в ходе урока и определение роли учителя в реализации игры.

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Подчеркните названия предметов, преподаватели которых используют на уроках методику деловой игры» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Результаты анкетирования следующие. При ответе на вопрос анкеты «Знаете ли Вы что такое деловая игра?» большинство респондентов ответили положительно, что свидетельствует об общей осведомленности учеников. Стоит отметить, что некоторые из анкетируемых не различают деловую игру с другими игровыми методами. Так же исследование показало, что подавляющее большинство обучающихся считают, что преподаватели в школе используют методику деловой игры в процессе обучения. Педагоги стремятся разнообразить свои уроки, это позволяет учащимся лучше усваивать материал уроков.

Из представленного рисунка 1 видно, что чаще всего данный метод, по мнению учащихся, применяют в основном учителя ОБЖ, а так же физики и биологии. Это связано, по нашему мнению, с тем, что данные предметы имеют большую практическую составляющую.

Следует отметить, что тематический план уроков ОБЖ для 8 класса является хорошим подспорьем для разработки учителями деловых игр.

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос «Лучше ли усваивается Вами тема урока, если урок проведен в виде деловой игры» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Согласно данным рисунка 2, преобладающее большинство учеников считают, что лучше усваивают материал урока, когда преподаватели используют на уроке метод деловой игры. Каждый пятый респондент отмечает, что его оценка на уроке и качество обучения не зависят от форм проведения занятия. Ни один из анкетируемых не отзывался о данном методе отрицательно.

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос «Хотели бы Вы чтобы таких уроков стало больше» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

В соответствии с рисунком 3 более 90% опрошенных учеников хотели бы, чтобы преподаватели чаще использовали на уроках методику деловой игры. С целью уточнения причин респонденты ответили на уточняющий вопрос.

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос «Почему Вам нравятся уроки с использованием методики деловой игры?» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Анализ ответов на вопрос «Почему Вам нравятся уроки с использованием методики деловой игры» по данным рисунка 4 показал, что 44% учеников нравятся уроки с использованием методики деловой игры, потому что они получают положительные оценки.

Более 20% респондентов отметили, что спокойно идут на урок, не испытывают чувство тревоги, когда занятия проходят в данной форме. Они не бояться быть неуспешными и учатся на ошибках 16% опрошенных. Чувствуют поддержку одноклассников 8% учеников. Так же у 8% респондентов нет интереса к такой форме уроков. Таким образом, более 90% учеников испытывают положительные эмоции при проведении урока в игровой форме.

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос «Какое участие принимает Ваш преподаватель на этом уроке» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Исходя из данных анкетирования, в соответствии с рисунком 5, более 80% учеников считают, что учитель принимает активное участие в подготовке данного урока, активно помогает учащимся в ходе игры. Тем не менее, 16% опрошенных не устраивает достаточно пассивная функция педагога на уроке. Его роль наблюдателя и контролера недостаточна. Данная форма проведения урока требует от всех субъектов учебного процесса достаточной компетентности, практических умений и навыков в определенных сферах жизнедеятельности, качественной организации, продуманного временного режима.

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы ведете себя на таких уроках?» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Согласно данным рисунка 6 при распределении ответов на вопрос «Как Вы ведете себя на таких уроках» более 80% обучающихся отметили, что ведут себя активно на игровых уроках. Данный ответ совпадает с ответом учителей. Так же как и педагоги, более 10% школьников без особого интереса относятся к игровым методам, испытывают недостаток времени для серьезной подготовки к данным урокам, либо просто не умеют самостоятельно отбирать материал, с систематизировать его, испытывают дискомфорт при выступлении перед классом.

Данные рисунка 7 показывают, что 64% обучающихся чувствуют себя легко и комфортно в ходе реализации деловой игры, поэтому они ведут себя активно. Пассивность на уроке 8% анкетируемых объясняют стеснением. Такой же процент школьников отмечает, что им нелегко и неинтересно в данной обстановке. Около 20% обучающихся считают, что во время деловой игры им легче получить положительную оценку.

Рисунок 7 - Распределение ответов на вопрос «С чем связан Ваш тип поведения?» (в % от числа опрошенных, 8 класс)

Таким образом, общий анализ результатов анкетирования учеников восьмых классов показал, что школьникам данной возрастной категории нравятся уроки, проводимые в игровой форме. Большинство респондентов считают, что важно проявлять активность на уроке, это не только позволяет получить хорошую оценку, но и повышает социальный статус в группе, позволяет показать свои лидерские качества.

Следующим этапом исследования являлось анкетирование учеников 11 класса. Подавляющему большинству респондентов знакомо понятие «деловая игра». Они отмечают, что учителя достаточно активно используют игровые методики в ходе уроков.

Данные рисунка 8 свидетельствуют о том, что учителя ОБЖ проводят деловые игры на уроках. Биологию выделили чуть больше 75% анкетируемых. Также около 50% учеников считают, что на уроках физики периодически присутствуют элементы деловые игры. Исследование показало, что меньше всего старшеклассников выделили химию как предмет, где реализуются методы деловой игры (20% анкетируемых).

Рисунок 8 - Распределение ответов на вопрос «Подчеркните названия предметов, преподаватели которых используют на уроках методику деловой игры» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Согласно данным рисунка 9 более 70% анкетируемых 11 класса считают что тема урока усваивается лучше, если на нем присутствуют элементы деловой игры. Около 20% не видят разницы. Лишь 5% опрошенных считает, что традиционный урок способствует лучшему усвоению знаний.

Рисунок 9 - Распределение ответов на вопрос «Лучше ли усваивается Вами тема урока, если урок проведен в виде деловой игры» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Анализ анкетирования показал, что 95% респондентов хотят, чтобы учителя чаще включали методику деловой игры в свои уроки (рисунок 10).

Рисунок 10 - Распределение ответов на вопрос «Хотели бы Вы что бы таких уроков стало больше» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Ответы респондентов 11 класса на вопрос «Почему Вам нравятся уроки с использованием методики деловой игры?» отличаются от мнения учеников 8 класса.

Рисунок 11 - Распределение ответов на вопрос «Почему Вам нравятся уроки с использованием методики деловой игры?» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Исходя из данных рисунка 11 лишь 25% анкетируемых отметили получение высоких оценок как причину положительного отношения к урокам с элементами деловой игры. Каждый третий анкетируемый 11 класса говорит, что лучше понимает материал урока, когда используется метод деловой игры. Каждый четвертый не боится быть неуспешным в глазах одноклассников, что очень важно для данной возрастной категории и раскрывает одну из положительных сторон деловой игры.

Рисунок 12 - Распределение ответов на вопрос «Какое участие принимает Ваш преподаватель на этом уроке» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Анкетирование показало, что 85% учеников 11 класса считают, что педагог на уроке занимает активную позицию, помогает им отобрать материал, проанализировать его (рисунок 12).

Рисунок 13 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы ведете себя на таких уроках?» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Согласно данным рисунка 13 распределение ответов на вопрос «Как Вы ведете себя на таких уроках?» показало, что большинству старшеклассников данные формы урока нравятся, они с желанием готовятся к ним, привлекают других учащихся. Но каждый пятый согласно результатам анкетирования достаточно пассивен.

Рисунок 14 - Распределение ответов на вопрос «С чем связан Ваш тип поведения?» (в % от числа опрошенных, 11 класс)

Анализ данных рисунка 14 показал, что большинству учеников 11 класса легко и комфортно на уроке, когда используется метод деловой игры. Стесняются и ведут себя пассивно 15% анкетируемых. Примерно 10% обучающихся считают, что на таком уроке легко получить положительную оценку и лишь 5% ответили, что им не интересно и нелегко в данной обстановке.

Таким образом, по результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

. Школьникам нравится методика деловой игры, применяемая учителями на уроках. Использование игровых элементов не только позволяет учащимся получать новые знания, но и облегчает усвоение учебного материала, является стимулом для получения высоких оценок.

. Применение метода деловой игры вызывает определенные трудности, как у учащихся, так и учителей. Школьники испытывают стеснение, чувствуют дискомфорт, не обладают достаточными компетенциями для подготовки и проведения, не любят и не умеют работать в команде.

. Большинство анкетируемых выделяют ОБЖ, физику и биологию как предметы, на которых учителя чаще всего используют методику деловой игры.

2.2 Анализ результатов анкетирования учителей

На втором этапе исследования было проведено анкетирование учителей школ г. Вологды.

Рисунок 15 - Распределение ответов на вопрос «С чем, по Вашему мнению, связана привлекательность внедрения инновационных видов деятельности в образовательный процесс?» (в % от числа опрошенных)

Согласно данным рисунка 15 более 40% педагогов считают внедрение инновационных видов деятельности в образовательный процесс одним из средств саморазвития. Более 15% анкетируемых указывают на то, что это усиливается их авторитет среди родителей.

Быть уважаемыми среди обучающихся считают важным 17% респондентов. Такой же процент опрошенных отмечают, что с помощью внедрения инновационных видов деятельности повышается их авторитет среди коллег.

Лишь 8% анкетируемых отметили возможность разнообразия учебного процесса за счет использования интерактивных методов обучения. Материальное поощрение приоритетным фактором не выделил ни один из педагогов, принявших участие в анкетировании (рисунок 15).

Рисунок 16 - Распределение ответов на вопрос «Используете ли Вы на своих уроках деловые игры?» (в % от числа опрошенных)

Исходя из данных рисунка 16 следует, что большинство учителей (75% педагогов) используют деловые игры на своих уроках. Каждый четвертый респондент отмечает недостаток времени для подготовки, либо указывает на неэффективность данного методов в конкретных классах.

Анализ данных рисунка 17 показывает, что более 80% респондентов считают достаточно продуктивным использование деловых игр на уроках. Они отмечают в анкетах, что данная методика отнимает большое количество времени. Отрицательный ответ получили в 17% случаев.

Рисунок 17 - Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы продуктивным использование деловые игры в образовательной среде?» (в % от числа опрошенных)

Действительно, подготовка деловой игры к уроку на любую тему заставляет потратить много сил и времени учителя. Именно поэтому 75% респондентов указали в анкете, что проводят деловые игры лишь раз в четверть. Однако, 25% педагогов утверждают, что используют данную методику более одного раза в месяц (рисунок 18).

Рисунок 18 - Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы используете методику деловых игр на уроках?» (в % от числа опрошенных)

Рисунок 19 - Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы используете методику деловых игр на уроках?» (в % от числа опрошенных)

Исходя из данных рисунка 19, основной целью деловой игры педагоги считают развитие коммуникативных навыков обучающихся. Так ответило 38% респондентов. Каждый третий считает главным направлением деловой игры развитие творческого мышления школьников. Более 20% анкетируемых выделяют освоение навыков принятия коллективного решения, как основную цель деловой игры. Возможность выработки у обучающихся практических умений и навыков отметили 8% респондентов. Никто из педагогов не считает важным на данных уроках закрепление теоретических знаний по изучаемой теме.

Рисунок 20 - Распределение ответов на вопрос «Место деловой игры на уроке» (в % от числа опрошенных)

Каждый третий педагог согласно данным рисунка 20 считает, что наиболее благоприятным временем для использования метода деловой игры является середина урока и его окончание. Занять целый урок для проведения игры планируют лишь 17% респондентов. Столько же респондентов считают, что деловая игра должна проводиться на начальном этапе урока.

Рисунок 21 - Распределение ответов на вопрос «Для какой возрастной категории школьников Вы считаете наиболее рациональным использование методики деловой игры?» (в % от числа опрошенных)

Исследование показало, что 75% педагогов считают, что рациональнее использовать деловые игры в старших классах. Проводить уроки с использованием данной методики с учениками средней школы считают правильным 25% респондентов (рисунок 21).

Согласно данным рисунка 22 педагоги считают, что в большей степени при использовании метода деловой игры нужно учитывать степень самостоятельности и особенности познавательно-логического поведения. Развитие речевых функций и возраст детей отметили 50% респондентов. Меньше всего анкетируемые считают важным учитывать умение сосредоточиться, культурный уровень школьников и их особенности мышления и памяти.

Рисунок 22 - Распределение ответов на вопрос «Что следует учитывать при выборе метода деловой игры в том или оном классе?» (в % от числа опрошенных)

Абсолютно все педагоги считают, что обучаемым интересно на уроках с применением методики деловой игры. Респонденты отметили взаимодействие учеников между собой, увлекательность технологии, возможность раскрытия потенциала и творческий момент, как факторы, влияющие на положительное отношение школьников к деловым играм.

Рисунок 23 - Распределение ответов на вопрос «какого Ваше поведение во время деловой игры?» (в % от числа опрошенных)

Согласно данным рисунка 23 более 65% педагогов ведут себя активно на уроках, когда проводят деловые игры. Более 15% респондентов ответили, что ведут себя пассивно. Отметили зависимость поведения от ситуации 17% анкетируемых.

Рисунок 24 - Распределение ответов на вопрос «Наиболее важным признаком деловой игры является?» (в % от числа опрошенных)

По данным рисунка 24 примерно поровну распределились мнения учителей о важном признаке деловой игры, однако большинство считает, что моделирование ситуаций является приоритетом. Проблемный характер ситуации, как и вариативность принятия решения, выделили 25% респондентов. Деловое взаимодействие отметили 19% анкетируемых.

Рисунок 25 - Распределение ответов на вопрос «Разрабатываете ли Вы сами деловые игры для своих школьников?» (в % от числа опрошенных)

Исходя из данных рисунка 25, каждый второй педагог самостоятельно разрабатывает деловые игры. Используют разработки других учителей 25% респондентов. Не используют деловые игры на уроках 25% анкетируемых.

Рисунок 26 - Распределение ответов на вопрос «Какой этап игры наиболее сложный для Вас?» (в % от числа опрошенных)

Более 55% педагогов согласно рисунку 26, отмечают подготовительный этап, как самый сложный, поясняя, что нужно продумать множество вариантов развития ситуаций, подобрать наиболее правильные ответы на возможные вопросы школьников. Для 17% анкетируемых самым сложным является этап проведения игры. Педагоги объяснили это тем, что требуется быстро реагировать на возникающие проблемные ситуации и следить за работой групп. Самым трудным моментом 25% респондентов выбрали этап контроля.

По итогам анкетирования и опросов, проведенных среди учащихся и учителей, нами был проведен анализ и выявлены особенности реализации игровых методик на уроках ОБЖ. Рассмотрены различные виды игровой деятельности, дана их характеристика.

Согласно данным таблицы 1основными видами игровой деятельности являются дидактические, предметные и другие. Деловая игра воспроизводит профессиональную деятельность взрослых, что делает практическую составляющую наиболее интересной и приближенной к реальной жизни. Она занимает особое место в курсе ОБЖ, так как способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Таблица 1 - Краткая характеристика групп игр, используемых в курсе ОБЖ

Вид игровой деятельности

Характеристика

Применение

Предметная игра

В основе лежат манипуляции с предметами

В ходе внеклассной работы: - освоение ПДД; - изучение применения средств индивидуальной защиты

Творческая, сюжетно-ролевая

В основе лежит интеллектуальная деятельность. Игра носит познавательный характер. Форма игры может быть массовой.

В ходе урочной и внеклассной деятельности: - при закреплении учебного материала; - при изучении правил оказания первой помощи пострадавшим

Дидактическая

В данной игре действует принцип самообучения. Является настольными. Обучает логике и расширяет кругозор.

- кроссворды - головоломки - викторины - чайнворды - шарады - ребусы

Деловая

Воспроизводит профессиональную деятельность взрослых. В процессе такой игры ребята учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, оценивать результаты деятельности.

- игры-путешествия - строительные, спасательные, поисковые, деловые, конструкторские направления

Интеллектуальная игра

Основана на соревновании.

- игры-тренинги - игры-упражнения - полоса препятствий - ориентирование на местности


Таким образом, по результатам проведенного опроса среди учителей, было выявлено, что:

Большинство педагогов проводит уроки с применением методики деловой игры, что обеспечивает их самореализацию и способствует повышению авторитета среди школьников, коллег и родителей.

При выборе метода деловой игры учителя ориентируются на степень самостоятельности учащихся, особенности их познавательно-логического поведения.

На уроках с использованием деловых игр большинство педагогов ставят цель развить коммуникативные и творческие навыки обучающихся.

Наиболее подходящей возрастной категорией выделены старшие классы, а самым удобным временем для проведения деловой игры является середина урока и его окончание.

Подготовительный этап вызывает трудности у большинства учителей. Он самый времязатратный, поэтому большинство педагогов проводят деловые игры лишь раз в четверть.

2.3 Реализация метода деловой игры в ходе проведения уроков «Основы безопасности жизнедеятельности»

На третьем этапе исследования была разработана и проведена деловая игра в ходе урока «Основы безопасности жизнедеятельности» для учеников восьмого класса после того, как были изучены пять тем пятой главы «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»[20]. Структура урока представлена в таблице 2.

Цель урока - расширить знания в области чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обучить школьников первичным навыкам одевания общевойскового защитного костюма.

Задачи:

Выявить причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Выяснить возможное воздействие послеаварийных факторов на человека и окружающую среду.

Обучить правильному и последовательному одеванию общевойскового защитного костюма.

На подготовительном этапе обучающиеся были разделены на три группы: «ученых», отвечающих за теоретическую часть урока; «практиков», демонстрирующих применение средств индивидуальной защиты; «экологов», изучающих влияние химически и радиационно-опасных веществ на организм человека и окружающую среду. Также было выбрано по одному человека от каждой группы для экспертной оценки проделанной работы, которая проводилась после деловой игры.

Таблица 2 - Структура и ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих

Приветствие учителя, подготовка к работе

Коммуникативные: 1. Учебное сотрудничество 2. Владение речью 3. Умение вести диалог 4. Поиск и выбор информации Личностные: 1.самоопределении

2

Актуализация знаний

Вступительное слово, вопросы для школьников, наводящие на выявление темы урока. Краткий показ презентации

Ответы на вопросы педагога, озвучивание темы урока, записи в тетради

Коммуникативные: 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2.Разрешение конфликтов 3.Управление поведением партнера 4.Умение с достаточной точность и полнотой выражать свои мысли Личностные: 1.Формирование нравственно - эстетических ориентаций 2.Смыслообразование Общеучебные: 1.Структурирование знаний Регулятивные: 1.Коррекция 2.Оценка 3.Саморегуляция Логические: 1.Построение логической цепочки рассуждений Познавательные: 1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний, 2.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3

Первичное усвоение новых знаний

Педагог предлагает принять участие в деловой игре, оглашает проблемную ситуацию

Обучаемые соглашаются принять участие в деловой игре. Действиями в группах ищут решение поставленной задачи

Регулятивные: 1.Целеполагание, 2.Саморегуляция, 3.Прогнозировоние; Общеучебные: 1.Поиск и выделение необходимой информации,




.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы; Логические: 1. Анализ объектов с целью выделения признаков  2. Установление причинно - следственных связей; Коммуникативные: 1.Постановка вопросов 2.Управление поведением партнера 3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: 1.Смыслообразование

4

Первичное закрепление знаний.

Подводится итог деловой игры и урока в целом. Повторяются основные термины и важные нюансы. Выдается проверочный тест по пройденной теме.

Отвечают на вопросы, выполняют тестовое задание

Коммуникативные: 1. Определение целей, функций участников, способов взаимодействия Познавательные: 1.Постановка и формулирование проблемы 2. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Логические: 1.Построение логической цепи рассуждений 2.Доказательство Регулятивные: 1.Планирование 2.Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и к преодолению препятствий) Личностные: 1. Установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

5

Домашнее задание

Указывается основное задание, вопросы для повторения

Отражение домашнего задания в дневнике

Регулятивные: 1.Целеполагание Коммуникативные  1.Постановка вопросов

6

Рефлексия

Предлагается выделить плюсы и минусы урока

Обсуждение, экспертная оценка.

Регулятивные (оценка, коррекция) Познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)


Обучаемым была обозначена проблемная ситуация: «Взрыв на атомной электростанции». Первым слово было предоставлено группе «практики». Ребята демонстрировали правильное и последовательное одевание общевойскового защитного костюма, противогаза и рассказали о простейших индивидуальных средствах защиты.

Вторыми выступала группа «ученых». Их задачей являлось выявить возможные причины взрыва, рассказать о сигналах тревоги и определить действия гражданского населения. Также они привели примеры аварий из истории.

Третьими отвечали «экологи». Ребята рассказали о лучевой болезни, ее последствиях. Были озвучены дозы облучения, рассмотрены альфа- бета и гамма-излучение и их свойства. Рассмотрен вопрос о периоде полураспада и возможном заражении окружающей среды.

Затем нами было внесено дополнение в сюжет деловой игры. Было сказано о том, что из-за взрыва произошла утечка хлора и аммиака на предприятиях города. «Ученым» пришлось быстро сориентироваться и рассказать о свойствах газов. Группе «практики» следовало сообщить о действиях, которые следует выполнить гражданам в случае, если они находятся в зоне поражения. «Экологи» доложили о действии газов на организм.

Из каждой группы было выбрано по одному эксперту, которые дали оценку действиям членов своих команд, отметили индивидуальные и коллективные аспекты. Также они озвучили спорные вопросы.

Во время рефлексии были озвучены положительные стороны урока. Обучаемые отметили, что возможность обсудить решения сделала занятие не только интересным, но и плодотворным, о чем скажут нам результаты теста. Школьники оценили возможность свободно творчески мыслить. В конце урока обучаемым был выдан тест по пройденной теме.

Для выявления эффективности методики деловой игры в параллельном классе был проведен традиционный урок на аналогичную тему. Дети слушали учителя, читали учебник, делали записи в тетрадях. На вопросы учителя руку поднимали единицы. Во время рефлексии большее количество учеников отмалчивались. В конце урока школьником был выдан тот же самый тест, что и в классе где была проведена деловая игра, итоги представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Подведение итогов по тесту после традиционного урока

Формулировка вопроса

Варианты ответов

Количество ответов

% ответов

1.Укажите дату аварии на Чернобыльской АЭС?

26 апреля 1986

22

100

-

-


23 апреля 1986

-

-

2.Какова правильная последовательность одевания общевойскового защитного костюма?

Чулки, плащ, противогаз, перчатки, накинуть капюшон

4

18


Чулки, противогаз, перчатки, плащ, накинуть капюшон

18

82


Противогаз, чулки, плащ, перчатки, накинуть капюшон

-

-

3.Как следует поступить при утечке хлора?

Подняться на верхние этажи

20

91


Спуститься на нижние этажи

2

9

4.Аммиак - это

Бесцветный газ с запахом гнили

-

-


Бесцветный газ с резким удушливым запахом, тяжелее воздуха

2

9


Бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха

20

91

5.Какой сигнал оповещения означают сирены, прерывистые гудки предприятий и транспорта

«Военная тревога!»

2

9


«Внимание! Опасность!»

2

9


«Внимание всем!»

18

82

6. Взрыв обычно сопровождается

Большим количеством выделяемой энергии

22

100


Резким повышением температуры

-

-


Незначительным дробящим действием

-

-

7. Назовите простейшее средство защиты органов дыхания

Гражданский противогаз

2

9


Респиратор

6

27


Ватно-марлевая повязка

14

64


Рисунок 27 - Итоги тестирования (традиционный урок)

Анализ итогового тестирования в классе, где урок проходи в традиционной форме позволяет сделать следующие выводы. Согласно данным рисунка 27 терминологический аппарат освоен учащимися неплохо. Общий процент правильных ответов по первому и четвертому вопросу в среднем составил более 90%. Учащиеся верно указали даты. Дали определение химически опасных веществ и охарактеризовали их свойства. Процент правильных ответов на вопрос №2 составил 82%. Каждый пятый учащийся допускал ошибки. Тест выявил, что обучающиеся недостаточно хорошо усвоили алгоритм действий с индивидуальными средствами защиты. В ходе традиционного урока общевойсковой защитный костюм был только продемонстрирован учащимся без освоения практических навыков его одевания, что, безусловно, отразилось на результатах теста. Учащиеся данного класса (100%) дали правильный ответ на вопрос, касающийся характеристики взрыва. Последний вопрос теста вызвал затруднение. Более 25% респондентов отнесли к простейшим средствам защиты органов дыхания респираторы. Скорее всего, невнимательность школьников на уроке привела к неточностям при ответах на вопросы теста. Ошибки допустили те обучающиеся, кто не вел записи в течение урока и отвлекался.

Таблица 4 - Подведение итогов по тесту после с применением методики деловой игры

Формулировка вопроса

Варианты ответов

Количество ответов

% ответов

1. Укажите дату аварии на Чернобыльской АЭС?

26 апреля 1986

18

100


16 апреля 1986

-

-


23 апреля 1986

-

-

2. Какова правильная последовательность одевания общевойскового защитного костюма?

Чулки, плащ, противогаз, перчатки, накинуть капюшон

2

11


Чулки, противогаз, перчатки, плащ, накинуть капюшон

16

89


Противогаз, чулки, плащ, перчатки, накинуть капюшон

-

-

3. Как следует поступить при утечке хлора?

Подняться на верхние этажи

17

94


Спуститься на нижние этажи

1

6

4. Аммиак - это

Бесцветный газ с запахом гнили

-

-


Бесцветный газ с резким удушливым запахом, тяжелее воздуха

1

6


Бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха

17

94

5. Какой сигнал оповещения означают сирены, прерывистые гудки предприятий и транспорта?

«Военная тревога!»

-

-


«Внимание! Опасность!»

-

-


«Внимание всем!»

18

100

6. Взрыв обычно сопровождается

Большим количеством выделяемой энергии

16

89


Большим количеством выделяемой энергии

2

11


Незначительным дробящим действием

-

-

7. Назовите простейшее средство защиты органов дыхания

Гражданский противогаз

-

-


Респиратор

-

-


Ватно-марлевая повязка

18

100


Согласно данным таблицы 4, которая отражает результаты тестирования в классе, где урок проводился в форме деловой игры, процент правильных ответов в среднем составляет 95%. В отличие от первой группы учащиеся данного класса лучше освоили теоретические вопросы, в частности свойства химически опасных веществ, алгоритм поведения в чрезвычайной ситуации. Обучающиеся каждой рабочей группы активно взаимодействовали между собой. Итоги игры показали, что в функциональном плане роли были распределены правильно. Такая форма урока позволила проявить свои лидерские качества, снизить уровень тревожности, более качественно освоить учебный материал.

Рисунок 28 - Итоги тестирования (деловая игра)

Рисунок 29 - Итоги тестирования (сводные данные)

Следует отметить, что во время урока ребята внимательно выслушивали и оценивали действия каждой группы. Разбирались спорные вопросы и ситуации, мнения аргументировались. Проведенные нами тесты после урока в разных классах, проведения показали, что в классе, где был проведен традиционный урок, обучаемые хуже освоили материал, чем в классе, где была проведена деловая игра. Это говорит о необходимости применения педагогами методики деловой игры на уроках ОБЖ. Данный формат не только вызывает интерес у школьников, но и развивает их творческое мышление, способствует улучшению работы в коллективе, влияет на коммуникативные особенности личности.

Современные тенденции развития школы предполагают более активное использование интерактивных методов обучения, которое подразумевает не только применение средств наглядности и практических методов, но и выстраивание продуктивных отношений между объектом и субъектом учебного процесса. Деловая игра, как форма и метод обучения, способствует успешной профилизации обучающихся, отражает социальные аспекты их будущей профессиональной деятельности и обеспечивает развитие практических умений и навыков. В школьном курсе «Основы Безопасности Жизнедеятельности» данный метод реализуется достаточно успешно. Результаты анкетирования учителей МОУ СОШ № 21 им. В.И. Белова г. Вологды показали, что более 75% респондентов считают рациональным использование метода деловой игры в старших классах.

Каждый третий педагог, применяя отдельные элементы деловой игры, отмечает середину урока и его окончание как наиболее благоприятное время для ее реализации.

Наиболее важным ее признаком респонденты считают использование моделирования ситуаций, а так же создание ситуаций проблемного характера и достаточную вариативность в принятии решений в ходе урока.

Поскольку данная методика требует времени и достаточно тщательной подготовки, нельзя сказать, что учителя используют ее часто. Большинство педагогов используют деловую игру не более одного раза в четверть. Более 35% респондентов считают развитие коммуникативных навыков обучающихся основной задачей урока. Каждый третий учитель отмечает, что в ходе проведения игры обучающиеся решают задачи проблемного характера, что способствует развитию их творческого мышления.

Сами обучающиеся уверены в том, что методика деловой игры позволяет им лучше усваивать тему урока. Главным преимуществом метода учащиеся восьмых классов считают возможность получить на таком уроке положительную оценку. Каждый четвертый респондент отмечает снижение уровня тревожности. Что касается учащихся одиннадцатого класса, то для них наиболее важным является быть успешным в глазах одноклассников, а распределение ролей в ходе игры позволяет им проявить свои лучшие качества, реализовать на практике свои умения и навыки.

Нами достаточно успешно данная методика реализована в восьмых классах в разделе «Основы комплексной безопасности» по темам: «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия», «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия». На подготовительном этапе обучающиеся были разделены на три группы: «ученых», отвечающих за теоретическую часть урока; «практиков», демонстрирующих применение средств индивидуальной защиты; «экспертов», изучающих влияние химически- и радиационно-опасных веществ на организм человека и экологию.

. Структура деловой игры, как методика обучения, отражает логику практической деятельности и является не только эффективным средством усвоения знаний и формирования компетенций, но и способом подготовки обучающихся к профессиональному общению.

. Характерными особенностями деловой игры являются - многовариативность принятия решений, моделирование ситуаций, имитация профессиональной деятельности.

.Эффективность применения методики деловой игры на уроках ОБЖ зависит не только от степени самостоятельности учащихся, особенностей их познавательно-логического поведения, но и от уровня компетентности педагога. Наиболее успешен в плане реализации данный методика в старших классах.

Заключение

На основе анализа научной и научно-методической литературы определены признаки и структура и психолого-педагогические принципы деловой игры, описаны методические рекомендации к ее проведению, что послужило теоретической основой для последующей разработки темы исследования.

Посредством анкетирования учителей МОУ «СОШ №21 имени В.И. Белова» города Вологды было выявлено, что педагоги используют метод деловой игры на своих уроках не очень часто, так как подготовка к нему занимает большое количество времени. Для своих уроков учителя разрабатывают деловые игры или заимствуют готовые у своих коллег, ориентируясь на возраст обучающихся и тематику урока.

Анкетирование обучающихся показало, что педагоги действительно используют метод деловой игры на своих уроках. Было выявлено, что школьникам нравятся данные занятия. На них они самореализуются, социализируются, развиваются, получают хорошие оценки и лучше понимают материал урока.

С целью определения эффективности метода деловой игры были разработаны и проведены тематические уроки в 8 классах, на параллели учащихся, где у одних был урок с применением метода деловой игры, а у других традиционный. Апробация проводилась на базе МОУ «СОШ №21 имени В.И. Белова», педагогический состав которой достаточно квалифицирован и в образовательном учреждении присутствовало соответствующее материально-техническое обеспечение. С помощью тестирования обучающихся выявлена эффективность исследуемого нами метода. Полученные данные совпадают с результатами анкетирования, где и педагоги и обучающиеся отмечали метод деловой игры, как метод, с помощью которого знания, получаемые на уроке, становятся фундаментальными.

В настоящее время современные школы большое внимание уделяют методам обучения, которые способствуют формированию полноценной личности, способной достойно жить и профессионально работать во благо процветания нашей страны, тогда как ситуация в мире является нестабильной.

Использование метода деловой игры на уроках ОБЖ позволяет развивать творческое мышление и формировать знания, умения и навыки у обучающихся, с помощью которых появляется возможность правильно действовать в чрезвычайной ситуации и максимально ограничить свою жизнь и жизнь окружающих людей от опасности.

Список использованных источников

1.      Абрамова, Г. С. Деловые игры. Теория и организация / Г. С. Абрамов, В. А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 192с.

.        Алапьева, В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр / В. Г. Алапьева. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 192 с.

.        Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов. - Москва: Высшая школа, 2011. - 410 с.

.        Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - Москва, 2015. - 587 с.

.        Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - Москва: Просвещение, 2015. - 247 с.

.        Бондаренко, М. А. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / М. А. Бондаренко // ОБЖ. - 2013. - № 3. - С. 7-19.

.        Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. - Москва, 2008. - 410 с.

.        Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие.-Москва: Высшая школа, 1991.- 207 с.

.        Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 62 - 68.

.        Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. - 2012. - № 6. - С. 7-9.

.        Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. - Москва: Проект, 2014. - 352 c.

.        Кулешова, И. В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений / И. В. Кулешова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.- № 5. - С. 65-71.

.        Левитес, Д. Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 320 c.

.        Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - Москва: Юрайт, 1999. - 465 с.

.        Лихачева, Л. Д. Деловая методическая игра «Методическое путешествие» / Л. Д. Лихачева / Классный руководитель. - 2004. - № 4. - С. 43-48.

.        Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Москва: ЭКОС, 2014. - 255 с.

.        Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В. Я. Платов. - Москва: Профиздат, 1991. - 156 с.

.        Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.

.        Силакова, О. В. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ / О. В. Силакова, Е. С. Яковлева / Педагогика высшей школы, 2015. - №3.1. - С. 125-129.

.        Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: комплексная программа 5-11 кл. / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. - Москва: Просвещение, 2010. - 65 с.

.        Технология игровой деятельности: учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. - Рязань: РГПУ, 2014. - 952 с.

.        Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. - Москва: Педагогика, 2011. - 544 c.

.        Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений / Е. А. Хруцкий. - Москва: Высшая школа, 1991. - 320 с.

.        Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 2. - С.61-69.

.        Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 2-е изд - 360 с.

Приложение 1

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, касающиеся использования метода деловой игры на уроке.

) С чем, по Вашему мнению, связана привлекательность внедрения инновационных видов деятельности в образовательный процесс

А) Материальное поощрение

Б) Усиление авторитета среди обучающихся

В) Усиление авторитета среди коллег

Г) Усиление авторитета среди родителей

Д) Необходимость в постоянном саморазвитии

Е) Другое_______________________

) Используете ли Вы на своих уроках деловые игры?

А) Да

Б) Нет

) Считаете ли Вы продуктивным использовать деловые игры в образовательной среде?

А) Да

Б) Нет

) Основной целью педагога, использующего на уроках методику деловой игры, является

А) Развитие коммуникативных умений обучающихся.

Б) Закрепление теоретических знаний по изученной теме;

В) Выработка у обучающихся практических умений и навыков;

Г) Освоение навыков принятия коллективного решения;

Д) Развитие творческого мышления;

Е) Другое___________________________

) Место деловой игры на уроке

А) Начало урока

Б) Середина урока

В) Окончание урока

Г) Урок (40-45 минут)

) Для какой возрастной категории школьников Вы считаете наиболее рациональным использование методики деловой игры

А) Начальная школа (1-4 классы)

Б) Средняя школа (5-8 классы)

В) Старшие классы (9-11 классы)

) При выборе метода деловой игры в том или ином классе следует учитывать:

А) Возраст детей

Б) Умение сосредоточиться

В) Особенности познавательно-логического поведения обучающихся

Г) Степень самостоятельность

Д) Культурный уровень

Е) Особенности мышления и памяти

Ж) Развитие речевых функций

З) Другое______________________

) Как часто Вы используете методику деловых игр на уроках (в одном классе)

А) Раз в полгода

Б) Раз в четверть

В) Раз в месяц

Г) Более одного раза в месяц

) Как Вы считаете, интересно ли детям на таких уроках (основанием для данного вывода является то, что):

А) Да, т.к.___________________________

Б) Нет, т.к._________________________________

) Каково Ваше поведение во время деловой игры?

А) Вы активны (помогаете, объясняете)

Б) Вы пассивны (наблюдаете, делаете выводы)

В) Другое_________________________

) Наиболее важным признаком деловой игры является:

А) Проблемный характер ситуаций;

Б) Использование моделирования ситуаций

В) Деловое взаимодействие

Г) Вариативность принятых решений

Д) Другое__________________________

) Разрабатываете ли Вы сами деловые игры для своих школьников?

А) Да

Б) Нет

В) Использую разработки других учителей

) Какой этап игры наиболее сложный для Вас, с чем это связано

А) Подготовительный этап, т.к

Б) Этап проведения игры, т.к

В) Этап контроля, т.к

Приложение 2

Анкета для обучающихся

Дорогие ребята! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, касающиеся использования метода деловой игры на уроке.

) Знаете ли Вы что такое «деловая игра»?

А) Да

Б) Нет

) Используют ли Ваши преподаватели на уроках методику деловой игры?

А) Да

Б) Нет

) Подчеркните названия предметов, преподаватели которых используют на уроках методику деловой игры?

ОБЖ, Физика, Химия, Биология, Иностранный язык, Русский язык

Другие______________________________________________________

4) Нравятся ли Вам такие уроки?

А) Да

Б) Нет

) Лучше ли усваивается Вами тема урока, если урок проведен в виде деловой игры?

А) Лучше, чем на обычном уроке

Б) Хуже, чем на обычном уроке

В) Одинаково

) Хотелось бы Вам, чтобы таких уроков стало больше?

А) Да

Б) Нет

) Почему?

я получаю хорошие оценки

я меньше тревожусь

я не боюсь быть неуспешным

я чувствую поддержку одноклассников

другое____________________________________________

) Какое участие принимает Вам преподаватель на этом уроке?

А) Активное (помогает, объясняет)

Б) Пассивное (наблюдает)

) Как Вы себя ведете на таких уроках?

А) Вы активны

Б) Вы пассивны

) С чем связан ваш тип поведения?

А) Мне легко и комфортно, поэтому я активен

Б) На таком уроке легче получить положительную оценку

В) Я стесняюсь, поэтому пассивен

Г) Мне не интересно и нелегко в данной обстановке

Д) Другое___________________________

Приложение 3

Тестовые задания по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера»

Ребята, оцените свои знания, полученные в ходе урока.

Выберите правильный ответ:

.Укажите дату аварии на Чернобыльской АЭС?

А) 26 апреля 1986

Б) 16 апреля 1986

В) 23 апреля 1986

.Какова правильная последовательность одевания общевойскового защитного костюма?

А) Чулки, плащ, противогаз, перчатки, накинуть капюшон

Б) Чулки, противогаз, перчатки, плащ, накинуть капюшон

В) Противогаз, чулки, плащ, перчатки, накинуть капюшон

.Как следует поступить при утечке хлора?

А) Подняться на верхние этажи

Б) Спуститься на нижние этажи

.Аммиак - это

А) Бесцветный газ с запахом гнили

Б) Бесцветный газ с резким удушливым запахом, тяжелее воздуха

В) Бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха

.Какой сигнал оповещения означают сирены, прерывистые гудки предприятий и транспорта

А) «Военная тревога!»

Б) «Внимание! Опасность!»

В) «Внимание всем!»

. Взрыв обычно сопровождается

А) Большим количеством выделяемой энергии

Б) Резким повышение температуры

В) Незначительным дробящим действием

. Назовите простейшее средство защиты органов дыхания

А) Гражданский противогаз

Б) Респиратор

В) Ватно-марлевая повязка

Похожие работы на - Реализация методики деловой игры на уроках по 'Основам безопасности жизнедеятельности'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!