Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    200,85 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе

1.1  Понятие проектной деятельности. Сравнение проектной деятельности и исследования

1.2     Возможности использования метода проектов на уроках математики в начальной школе

1.3     Обеспечение эффективности реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе

2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по применению метода проектов на уроках математики в начальной школе

2.1  Подготовка к реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе

2.2     Опыт работы преподавателей начальной школы по реализации проектной деятельности на уроках математики

2.3     Описание опытно-экспериментальной работы по реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

проектный начальный школа математика

Одной из приоритетных задач нынешней школы является создание полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, выработки инициативной жизненной позиции. Её решение особо актуально для начального звена школьного обучения, потому что учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является восприимчивым периодом для воспитания и обучения. Сегодня нужно гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой вырабатывают базовые знания, умения и навыки, с деятельностью исследовательской, созидательной, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Нынешняя педагогика и педагогическая психология напряженно разрабатывают новые технологии образования, выстроенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо стандартной системы обучения, есть несколько альтернативных. Оживленно принимаются использовать в различных педагогических технологиях в рамках личностно-ориентированного обучения, такие, как обучение, в сотрудничестве, разноуровневое обучение, метод проектов, “портфель ученика”, объединенный и персональный подход к обучению, возможности рефлексии, которые осуществляются во всех перечисленных выше технологиях. Среди всевозможных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Нынешнее образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС - принципиально новейший для отечественной школы документ, который определяет задачи нынешней школы. Основной задачей современной школы является формирование профессиональной личности, способной созидательно мыслить и отыскивать нестандартные решения, склонной обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки вырабатываются со школьной скамьи. Проектный метод получил в наше время крайне обширное распространение в обучении. Метод проектов - это совместимость учебно- познавательных приемов, которые дозволяют решить те или иные проблемы в результате автономных действий учащихся с непременной презентацией этих результатов. Особенное внимание надо адресовать на развитие положительной мотивации учащихся, созидательный подход в обучении, самостоятельное получение знаний. Для этого нужно привлекать нетрадиционные формы обучения и развития учащихся, разрешающие наиболее глубоко показать себя учащимся.

Проектный метод обучения способствует развитию самостоятельной учебной деятельности, объединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому открыть, развить и реализовать созидательный потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, сформированные не только на применении обретенных знаний и умений, но и на приобретение на их основе новейших. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Проект - иностранное слово, оно проистекает от латинского - projectus. Его точный, буквальный перевод разъясняет многое - «брошенный вперед». В нынешнем русском языке слово «проект» имеет немного родных по смыслу значений. Во-первых, это совокупность документов (чертежей, расчетов и т.д.), нужных для сотворения какого-либо сооружения или изделия; во- вторых, это может быть предварительный текст какого-нибудь документа и, в конце концов, третье значение, это какой-нибудь план или замысел. [1, c.257]

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет: реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе.

Цель исследования: изучить воздействие использования технологии проектной деятельности на уроках математики на усвоение учебного материала.

Гипотеза: применение проектной деятельности на уроках математики способствует эффективному усвоение учебного материала.

Методы исследования были избраны с учётом специфичности предмета и объекта исследования, отвечали целям, задачам и гипотезе работы:

-  теоретический;

-        диагностический;

-        экспериментальный.

Для достижения цели были определены задачи:

1)    проанализировать методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;

2)      изучить особенности организации проектной деятельности в начальной школе;

3)    проанализировать опыт учителей начальных классов по развитию знаний у учащихся по проектной деятельности и описать его;

4)    разработать и реализовать на практике проект по теме «Периметр и площадь прямоугольника» с учащимися начальных классов.

Практическая важность исследования работы заключается в том, что результаты исследования могут быть применены и использованы на практических занятиях по методике преподавания математики в ВУЗе и учителем при подготовке к урокам.

1. Теоретические основы реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе

 

1.1  Понятие проектной деятельности. Сравнение проектной деятельности и исследования

Образованный человек в нынешнем мире - это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, использовать их на практике и делать это целенаправленно. Появляется нужда выйти за рамки сформировавшихся традиционных подходов, действовать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, автономной плодотворной деятельности, сконцентрированной на формирование созидательного мышления школьника.

В наше время происходят глобальные модификации в системе образования: видоизменены прежние ценности, приоритеты, целевые предписания и педагогические средства.

Нынешняя школа ориентирована на развитие у учащихся обширного научного кругозора, общекультурных увлечений, утверждение в осознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Потому одна из важнейших задач нынешней начальной школы - организация нужных условий для личностного формирования всякого ребёнка и развитие его инициативной позиции. В связи с этим появляется нужда подготовки учащихся начальной школы к такому занятию, которое обучает размышлять, предсказать и планировать свои действия, формирует познавательную и эмоционально-волевую сферу, формирует условия для автономной инициативности и сотрудничества и дозволяет адекватно оценивать свою работу. Необходимость находить решение этой проблеме в своей педагогической деятельности способствовала применению проектного метода обучения, как новейшей нынешней педагогической технологии. На первое место выходят конфигурации автономной работы учащихся, сформированные не только на использовании приобретенных знаний и умений, но и на приобретение на их основе новых.

Важнейшая цель педагогической деятельности - обнаруживать и формировать индивидуальную заинтересованность детей в получении знаний. В связи с этим существенную роль в работе уделяется проектной деятельности, которая дозволяет:

·      сформировать исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

·        раскрыть созидательные способности ребёнка;

·        предоставить детям эмоциональное и содержательное содействие для их самоутверждения;

·        усовершенствовать контакт с учащимися, родителями.

В наше время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Достаточно часто учителя задают вопрос: «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это довольно основательный вопрос.

1)    Во-первых, важнейшее различие проектной и исследовательской деятельности - это цель.

Цель проектной деятельности - осуществление проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является осмысление сути явления, правды, раскрытие закономерностей и т.п.

Эти два вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае осуществления проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования - одним из средств может быть проектирование.

2)    Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение предположений (гипотез) и теорий, их опытную и абстрактную проверку. Проекты могут быть и без исследования (созидательные, общественные, информационные). А отсюда получается, что гипотеза в проекте может быть не все время, нет исследования в проекте - нет гипотезы.

3)    В-третьих, проектная и исследовательская деятельности различаются своими стадиями.

Важнейшими стадиями проектной деятельности являются:

•      Установление темы проекта и тематического поля, нахождение и анализ проблемы, постановка цели проекта, избрание названия проекта.

•        Обсуждение вероятных вариаций исследования, сопоставление предполагаемых стратегий, избрание способов, сбор и усвоение информации, установление требований к продукту и формы продукта, составление плана работы, разделение обязанностей.

•        Выполнение намеченных технологических операций, внесение нужных модификаций.

•        Подготовка и защита презентации.

•      Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Стадии научного исследования:

•      Формулировка проблемы, обоснование актуальности избранной темы.

•      Постановка цели и абстрактных задач для исследования

•        Установление предмета исследования.

•        Избрание методики (метода) проведения исследования.

•        Отображение процесса исследования.

•        Обсуждение итогов исследования.

•        Формулировка выводов и оценка полученных результатов.

4)    В-четвертых, проект - это замысел, план, творчество по плану. Исследование - процесс выработки новых знаний, подлинное творчество.

Преобладающая деятельность, которую воплощают в жизнь учащийся, работая над проектом, в основном определяет тип проекта. Есть разнообразные типы проектов, которые позволяют учителю решать различные дидактические задачи. [3, с.146]

Виды проектов:

1.    По преобладающей в проекте деятельности:

Исследовательский проект имеет свои особенности. Цель - подтверждение или опровержение какой-либо гипотезы. Проект реализовывается по аналогии с научным исследованием. В его основе лежит моделирование событий, фактов жизни авторов, отслеживание истории сотворения работ, особенностей восприятия их критиками, читателями вчерашнего дня и сегодняшнего, сопоставление двух или более созидательных персон, то есть углубленное изучение именно литературы. Похожий вид деятельности в сфере литературы развивает навыки автономной работы с текстом, обогащает читательский опыт. Обращение к прочим наукам несет подсобный характер. Проект по математике может быть осуществлен индивидуально и группой учащихся, оформлен традиционно или с поддержкой мультимедийных средств. Происходить исследование может на уроке или во внеучебное время по сценарию преподавателя.

Созидательные проекты знакомят с творчеством, как деятельностью (следует отметить, что каждый проект вызывает к себе созидательного отношения). Структура деятельности тут едва лишь намечается, здесь все работает на отчетливо поставленный результат.

Ролевые (игровые) проекты предполагают имитацию социально- деловых взаимоотношений. Участники проекта берут на себя поставленные роли, структура лишь только намечается. Обычно, успех подобного рода проектов зависит от импровизации учащихся в процессе деятельности.

Практико - ориентированные проекты. Цель - решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, модели и макеты, руководства, рекомендации, инструкции и т. п. В них сначала устанавливается итог практической деятельности. Тут важно поэтапное обсуждение проблемы в группе, рассмотрение и корректировка деятельности, а также внешняя оценка итогов проекта.

2.  По предметно-содержательной области:

Монопроекты. Они реализовываются в рамках одной дисциплины, но с привлечением знаний из прочих областей наук.

Межпредметные. В них проблема, разрешаемая в процессе их выполнения, находится на стыке нескольких дисциплин. Подобные проекты призывают к квалифицированной консультации и координации со стороны нескольких педагогов, что гораздо труднее при организации проектной деятельности. Обычно, эти проекты по объему материала и по объему времени, потраченного на них, гораздо крупнее.

Надпредметные. Целью подобных проектов бывают объединение плодотворной деятельности учащихся в группе, развитие навыков групповой работы. Они используются в основном в воспитательной работе.

3.  По характеру контактов:

Внутренние. В границах одной образовательной организации, вне зависимости от числа дисциплин, которые рассчитывается охватить проектом.

Региональные (или муниципальные). Реализовываются несколькими образовательными учреждениями города (или области).

Международные. Есть сайты, где учащихся приглашают принять участие в проектах, рассчитанных на труд ребят разнообразных национальностей из всевозможных стран. [5, с.180]

4.  По количеству участников:

Личностные. Подобные проекты благоприятно применять в качестве зачетных или итоговых работ, т.к. они представляют познания и умения каждого учащегося.

Парные и групповые. Полагают более сложную систему отметки, т.к. нужно адекватно оценить и коллективную деятельность учащихся, и, отдельно, самих учащихся.

5.  По продолжительности выполнения:

Краткосрочные. Длительность этих проектов от одного до нескольких уроков. Средней длительностью для выполнения подобного проекта может быть от недели до месяца, темы более широкие. Данный проект, как правило, внеурочный, и педагог обязан предусматривать для учащихся вероятность обрести совет по обусловленным темам.

Долгосрочные. Их срок выполнения от месяца до нескольких месяцев. Нужно для большей результативности процесса разбить проект на какие-либо отдельные логически законченные этапы, после выполнения которых, учащийся обязан неукоснительно отчитываться. [7, с.198]

Таким образом, многообразие типов проектной деятельности разрешает применять и избирать наиболее результативный и подходящий проект для разных ситуаций. Поэтому, метод проектов начал обширно использоваться в образовательном процессе школы.

Тип проекта во многом сплочен с его целью, а, следовательно, с задачами и методами работы учащегося для её достижения. Педагог может направленно влиять на активное получение учащимися знаний, на автономное развитие нужных для него умений и навыков.

1.2  Возможности использования метода проектов на уроках математики в начальной школе

Как мы уже выяснили, какова бы ни была схема проекта и сколько бы «шагов» она не содержала, в основном, все они могут быть распределены на 5 узловых стадий:

Стадия 1: Избрание идеи проекта.

Стадия 2: Обсуждение идеи и изготовление схемы проекта.

Стадия 3: Разработка сфер занятия или составление детального плана проекта.

Стадия 4: Воплощение в жизнь плана проекта. Стадия 5: Финал проекта.

Нужно иметь в виду, что проект с первой до последней стадии имеет в виду инициативное взаимодействие участников. Выяснение общих и персональных увлечений, составление схемы проекта, проработка подробного плана и т.д.

Стадия 1: Избрание идеи проекта.

Проект берет начало тогда, когда член группы или группа инициируют проект: сообщается идея, прельстившая интерес, событие, обстоятельство, жажду заняться чем-либо и т.п. Инициатива может истекать от педагога, который может предложить тему проекта.

Тема может содержать:

1)    проблему;

2)      объект;

3)      процесс.

Если в наименовании вырисовывается проблема, то это наделяет участников значительной независимостью и разрешает осваивать её во различных аспектах. В иных эпизодах темы могут быть абстрагированы, что допускает проведение изучения в обусловленном назначении. В частности, вопрос может содержаться в наименовании темы: «Какие есть виды геометрических фигур?». В отдельных эпизодах итогом проекта может стать разработка нового проекта: «Какие вы знаете математические сказки?».

Чтобы первая стадия проекта перешагнула в стадию разработки плана действий, рекомендуется побеспокоиться о сотворении исходной раскрытой обстановке, которая обязана снабдить видение обширного поля занятия допустимыми участниками, в котором всякому отыщется дело, и всякий очутится в выигрыше.

Вероятность применения метода проектов на уроках математики в начальной школе может реализовываться, если имеется:

Стадия 1: Раскрыта исходная обстановка.

Проектный урок обычно бывает встроен в учебный план и является продолжением или окончанием проходимой темы, тогда он имеет установленные рамочные обстоятельства. Чтобы образовать раскрытую исходную ситуацию можно применять отдельные приемы:

·      Общие понятия.

Педагог может породить объединения участников, написав на доске общие понятия, например, «Виды многоугольников». Подобным образом, темой данного проекта может приняться исследовательский проект

«Геометрические фигуры и сказки о них».

·      Расширение вопроса.

Можно задать вопрос о вероятностях разработки данной темы. Немаловажно представить вероятность абстрактного применения навыков и знаний, которые могут быть обретены в процессе проекта, а также вероятность снабдить поле деятельности.

В частности, проект может содержать выделение проблемы, изучение обстоятельства, разработку действия и решения на основании принятого решения. В эпизоде с идеей, «Какие вы знаете математические сказки?», ученики могут узнать будущность в глубоком прохождении математики; при этом случается вырабатывание интереса учащихся в постижении основных принципов геометрии.

·      Розыск идей в маленьких группах.

Нужно поделить группу на подгруппы, предложить выдумать как можно больше идей и вписать их на бумажке. Для того чтобы обладать вероятностью еще большего выбора, через некоторое время соединить группы по две и попросить продолжать поиск идей. В этом случае группы оставят одинаковые идеи и выдумают новые.

·      Конкурс идей.

Уместить плакат с наименованием проекта. На протяжении оглашенного времени (несколько дней, но не более недели) ученики будут клеить на плакат листики с личными идеями.

·      «Мозговой штурм».

Все идеи вписываются на доске или плакате, группируются, в соответствии с избранными критериями и обсуждаются.

Стадия 2: Обсуждение идеи и изготовление схемы проекта.

Если участники отыскали для себя суждение или идею довольно заманчивой, то они могут войти в следующую стадию проекта.

Здорово будет обсудить с учениками отдельные правила поведения во время полемики. К таким правилам можно адресоваться в начале работы и израсходовать на их обсуждение довольно много времени. Можно написать правила работы на плакатах и повесить в рабочем помещении, где будут происходить промежуточные обсуждения, тогда при отступлениях от правил легко будет снова возвращаться к ним.

·      Схема проекта.

В ходе дискуссии составляется и вписывается схема проекта на плакате. Она пока что не является детальным планом. Она лишь изображает сферу, в пределах которой намереваются работать участники. Для этого они обсуждают собственные кругозоры, симпатии и антипатии, предпочтения, которые вытекают в дальнейшие перспективы проектной инициативы.

Стадия 3: Разработка сфер занятия или составление детального плана проекта.

Эта стадия помогает придать отчетливые очертания целому проекту. На этой ступени каждой группе нужно выяснить:

·      что будет изготовлено;

·        кто будет изготавливать;

·        как будет производить;

·        как долго будет производить;

·        где будет вырабатывать;

·        где и как это будет применено;

·        как будут оповещать о проделанном труде;

·        кому и где будут показаны итоги.

Таким образом, к окончанию этой стадии группа разрабатывает проектный план, т.е. план действий. План действий представляет собой лист бумаги, на котором вписано время, нужные материалы, инструменты, порядок работ. Немаловажными являются два пункта:

1)    как этот план будет ввергнут в деяние;

2)      что этот план предусмотрит (образ и способ деяний, т.е. качество занятия).

Качество занятия в плане проекта:

1)    Обрисовать деяния, которые обязаны быть осуществлены.

2)      Обрисовать роли участников.

3)      Обрисовать процесс образования подготовительной среды. Разделение обязанностей.

Педагог с учениками разделяют обязанности для выполнения предоставленной работы для проекта.

Психо-эмоциональный аспект проектного метода.

Стадия 4: Воплощение в жизнь плана проекта.

Воплощение в жизнь исследовательского проекта обозначает проведение исследования (сбор, обработку, анализ и оформление данных). В процессе выполнения проекта ученики приобретают опыт применения разнообразных методов исследования, к примеру, анкетирования, рассмотрения документов, интервьюирования, наблюдения, опыта.

Создание намеченных деяний.

Участники проекта реализовывают занятие в той области, которую они назначили для себя и подготовили. Эта стадия является важнейшей для проектного метода, без которой проект невообразим.

Стадия 5: Финал проекта. Изготовление конечного продукта.

Намеченное окончание отыскивает свое формулирование в презентации итога (продукта). Презентация и хвала заслуживает затраченных итогов. Подобное окончание присуще для проекта, сориентированного на итог.

Вывод: Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе дозволяет младшим школьникам производить для себя открытия, устанавливать цели и завоевывать достижения поставленных целей. Проводя труд над проектом, учащийся у себя вырабатывает способности, воспитывает свою компетенцию (информационную, инициативную, мыслительную, коммуникативную). Это и является чрезвычайно актуальным и соответствует новейшим запросам ФГОС.

1.3  Обеспечение эффективности реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе

Чтобы создать условия для самостоятельной созидательной и результативной проектной деятельности учащихся нужно:

1.  Провести подготовительную работу.

Принимаясь за работу, учащийся обязан иметь необходимые знания, умения и навыки в содержательной сфере проекта. Новоиспеченные знания для учащихся преподаватель может дать в процессе самого проекта, но в крайне ничтожном объеме и лишь только в момент их потребности для обучающихся. Для автономной работы учащемуся потребуются в некоторой степени, развитые специфичные навыки и умения проектирования.

Вырабатывание специфических навыков и умений автономной проектной деятельности рационально проводить не только в процессе работы над проектом, но и в период традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно, как общешкольные.

Во время традиционных занятий применяются особенные организационные методы и конфигурации, организации урока уделяется некоторое внимание. Так, например, проблемное вступление в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, автономное или коллективное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым разделением работы в группе, рефлексия, самооценка и самоанализ.

В период работы над проектом или вне его необходимо вырабатывать вытекающие навыки и умения проектной деятельности:

а) мыследеятельностные - выставление идеи («мозговой штурм»), проблематизация, целеполагание и формулировку задачи, постановка вопроса (отыскание гипотезы), выставление гипотезы, выражение предположения (гипотезы), аргументированный выбор метода или способа, планирование личной деятельности, линии в деятельности, рефлексия и самоанализ;

б) презентационные - построение устного уведомления (доклада) о проделанной работе, избрание конфигураций и методов наглядной презентации (продукта) итогов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные - понимать и выслушивать других, проявлять себя, взаимодействовать внутри группы, отыскивать компромисс, разногласие;

г) поисковые - уметь отыскивать информацию по каталогам, в Интернете, контекстный поиск, формулировка основных слов;

д) информационные - структурирование информации, выделение важнейшего, приём и передача информации, упорядоченное хранение и поиск представления во всевозможных конфигурациях;

е) проведение инструментального опыта - организация рабочего места (подбор нужного оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов)), проведение опыта, надзор за процессом опыта, нахождение параметров, понимание обретенных итогов.

Всякий проект обязан быть снабжен всем необходимым:

•  учебно-методическое и материально-техническое снабжение;

•        кадровое снабжение (дополнительно привлекаемые эксперты, участники);

•        организационное снабжение (особое расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выход в Интернет);

•        информационные ресурсы (каталоги и фонд библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы на дисках и т.д.);

•        информационно-технологические ресурсы (компьютеры и другая техника с программным обеспечением);

•        отдельное от урочных занятий место, не сужающее свободную деятельность, помещение с потребными ресурсами и оснащением - медиатека.

При этом разнообразные проекты потребуют различное снабжение. Все виды требуемого снабжения обязаны быть в наличии до начала работы над проектом. Иначе, за проект не стоит браться, либо его нужно будет адаптировать под имеющиеся ресурсы, перерабатывать. Недостаточное снабжение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые обстоятельные итоги.

2.  Учитывать персональные и возрастные особенности учащихся.

Немаловажно помнить, заинтересованность к работе и посильность в основном обусловливают успех. В рамках проектной деятельности полагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в обстоятельствах начальной школы дозволенно представление вопроса преподавателем или поддержка ученикам во время его выражения.

3.  Обеспечить интерес детей в работе над проектом - мотивацию.

Мотивация является незатухающим родником энергии для созидательной инициативности и автономной деятельности. Для этого необходимо еще первоначально педагогически компетентно выработать погружение в проект, заинтересовать проблемой, будущностью общественной и практической пользы. Мотивационные механизмы, заложенные в проектную деятельность, вводят в процессе деятельности.

4.   Чрезвычайно чутко относиться к избранию центрального вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-нибудь центральный вопрос. Если этот вопрос занимателен для учащихся, то и проект будет благополучен. При надобности его необходимо поправлять.

5.  Организовывать группу не более 5 учащихся.

Для труда над проектом класс разбивается на группы. Лучше всего организовывать группу не более 5 учащихся. Каждая из этих групп будет действовать над одним из подвопросов, так именуемым «проблемным вопросом». Данный вопрос, как будто гипотеза. Только, различие от гипотезы, он имеет иную структуру. Гипотеза имеет вид «если…то», а проблемный вопрос не может включать в себя новоиспеченные термины или предполагаемый ответ. Но при этом он сужает рамки проекта для конкретной группы до величин их доли труда. В частности, в проекте «Смеху все возрасты послушны» центральный вопрос - «Где водится смех?» А проблемные вопросы для занятия групп зададут направленность. Так, одна из групп может функционировать с вопросом, - «Какие творения являются юмористическими?» Цель труда этой группы установить, что такое юмористическое творение, его облики. Другая группа действует с вопросом «Почему нам нравятся юмористические творения?» Цель работы этой группы

–     произвести опрос среди взрослых и детворы на тему «Если вам по душе юмористические творения, то почему?» Третья группа действует с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?» В их задачу помещается разыскивание авторов, способных сочинять веселые творения.

6.    Учитывать вероятность учебных предметов для осуществления проектной деятельности.

Сравнительно малую результативность осуществления проектной деятельности учащихся имеют такие дисциплины, как математика, литература, родной язык. Ибо регулярное построение учебной программы (обстоятельство значительного качества знаний на выходе) диктует строгий отбор методов и конфигураций обучения. Осуществление проектной деятельности по этим предметам лучше проводить во внеклассном занятии, особенно в форме межпредметных проектов.

Максимальную результативность имеют такие учебные дисциплины, как изобразительное искусство, окружающий мир (природоведение), информатика, технология, иностранные языки. Преподавание этих предметов не только допускает, но и призывает к введению метода проектов, как в классно-урочное, так и во внеурочное занятие учащихся.

7.  Учитывать и избегать «подводных камней».

Первичная опасность - заменить занятие выполнением задания, перепоручить родителям, проделать многое за детей. Для того чтобы этого не произошло, педагогу нужно действовать в манере педагогического содействия. В частности, в период труда над ошибками преподаватель предлагает детям поразмыслить, какие причины оплошностей в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Записав характерные ошибки на доску, педагог помогает детям познать их проблемы (кто-то не всегда точно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не подмечает, что гласный в проверочном слове не в мощной позиции).

Далее педагог предлагает ребятам отыскать пути решения данных проблем. Что можно выдумать, предложить, выработать? Если мы отыщем выход, идею, выдумаем то, что поможет нам принять решение проблемы, и произвести то, что выдумали - это и будет требуемый проект. (Затем повествует о сути понятия «проект»). Педагог предлагает «мозговой штурм»: поделившись на группы, серьезно поразмыслить, что можно проделать, при этом неукоснительно необходимо прослушать всех, обсудить все предположения. Можно выделить группу специалистов - они изберут из предложенных проектов один, для его осуществления.

Отыскать идею - наиболее значимое и тяжелое занятие. Если ребята затрудняются, педагог предлагает 1 - 2 суждения в группах (в частности, сделать словарик родственных слов, сформировать наглядное пособие с передвижными частями слов, написать стихи, рифмовки на поверочные слова, изготовить настольную игру, бланк карточек и прочие).

Ученики, отталкиваясь от идеи педагога, предлагают личное или обсуждают предложенное, развертывая замысел, обычно изменяя его. Педагог поддерживает инициативу учащихся, привлекает к коллективному труду, обсуждению.

Затем специалисты избирают проект учеников, выдумывают ему «рекламное» наименование, в частности, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС» и т.д.

Вслед за тем, учащиеся составляют «звездочку продумывания», т.е. графическое изображение проекта, в середине которого в прямоугольнике - наименование проекта. В прямоугольниках, вокруг основного прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем изготовлять проект, кто будет его производить, с кем, когда, из чего и т.п. Подобным образом, в «звездочке» отмечают цели, периоды проекта, распределение труда и др.

Дальше педагог организует осуществление замысла, поддерживает независимость детей, их сотрудничество, помогает приготовить защиту проекта. На финальной стадии нужно оценить не только продукт проекта, но и само занятие: что в труде помогало, что приглянулось, что надо было модифицировать в коллективном труде.

Вторая опасность - не превратить проект в реферат в процессе выполнения исследовательского проекта.

Исследовательский проект предполагает исследование каких-либо научных произведений, компетентное изложение их содержания. Но учащийся обязан обладать личной точкой зрения на анализируемое явление, личный угол зрения, под которым он будет разбирать реферируемые источники.

Третья опасность - недооценка процесса выполнения проекта и переоценка итога.

Это соединено с тем, что отметка дается по итогам презентации, т.е. после итога проекта. Для того чтобы отметка была наиболее беспристрастной и многосторонней, нужно чутко отнестись к составлению и последующему рассмотрению отчета учащегося или «проектной папке» проекта. Компетентно разработанный отчет характеризует ход проекта тогда, когда проект уже закончен.

2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по применению метода проектов на уроках математики в начальной школе

 

2.1  Подготовка к реализации проектной деятельности учащихся в начальной школе

При организации работы нужно придавать большое значение возрастным психо-физиологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Т.е. темы детских трудов выбирают из содержания учебных дисциплин или приближенные к ним. Проблема проекта или исследования, снабжающая мотивацией подключения к автономной работе, обязана быть в сфере познавательных увлечений ребёнка и находиться в области ближайшего развития. Продолжительность выполнения исследования или проекта рационально ограничить одной-двумя неделями в распорядке урочно-внеурочных занятий или одним-двумя сдвоенными уроками.

Немаловажно, назначать совместно с учащимися учебные цели по изучению приёмов исследования и проектирования, как общеучебными умениями, так и личностными. Рационально в процессе труда над темой подключать моционы - наблюдения, экскурсии, труд с разнообразными текстовыми источниками информации, общественные акции, подготовку существенных продуктов и обширную социальную презентацию (с приглашением старших детей, коллег учителей и начальников, родителей).

Совместно с развитием умений по различным элементам исследовательской и проектной деятельности у учащихся на традиционных занятиях, приступая со второго класса (выражение вопросов, целеполагание, рефлексия, планирование поступков и т.д.). Вероятно проведение в третьем классе во втором полугодии одного исследования или проекта, в четвёртом классе - двух исследования или проектов. Если дозволяют ресурсы учебного периода, то исследовательское и проектное занятие можно образовывать в урочное время, при условии личного мотивированного подключения ребёнка в труд.

Исследование в повседневном использовании, подразумевается, главным образом, как процесс формирования новых знаний, один из видов познавательной деятельности людей. Потому что с точки зрения теории и практики образования максимальная заинтересованность предоставляет научные обследования, краткосрочно встанем на их специфике.

К научным исследованиям предъявляют обыкновенно вытекающие запросы: пунктуальности, беспристрастности, убедительности, воспроизводимости. Итог научной деятельности, обычно, выполнен в изображении действительности, прогнозировании следствий событий и формирования процессов. Наличествует это плотнее всего в конфигурации текстов, охватывающих формулы, словесные отображения, и прочие способы формулирования раскрытых законов.

Выделяют подобные ступени исследовательской деятельности:

Ступень 1. Избрание предметного назначения и образовательной сферы будущей исследовательской деятельности.

Ступень 2. Разработка программы вступительного абстрактного обучения (направления).

Ступень 3. Избрание темы, постановка задач и целей исследования, выставление предположения (гипотезы).

Ступень 4. Изучение и подбор методик исследования. Ступень 5. Сбор и первичная обработка материала.

Ступень 6. Рассмотрение, выводы. Ступень 7. Презентация.

Появляется вопрос, с чего приступить к исследовательской деятельности? Для этого необходимо:

1.   Обнаружить сферу заинтересованности учащегося, животрепещущую проблему;

2.    Обрисовать всеобщий замысел предполагаемого исследования на одной-двух страницах текста.

3.   Обсудить замысел с остальными ребятами и учителями.

4.  Затем написать план-схему исследования.

5.       Установить перед собой проблемы.

6.       Отыскать основные понятия.

8.       Установить перед собой задачи и цель исследования.

9.       Отыскать важнейшие предположения (гипотезы) исследования.

10.  Отыскать главные литературные источники.

11.  Отыскать методы сбора и анализа предоставленных данных.

12.  Поразмыслить об ожидаемых итогах. Как выразить цель и задачи?

Выразить цель - означает изложить исследовательскую проблему в одном предложении.

Выразить задачи - означает разбить цель на пять-шесть операционных подцелей. [16, с.130]

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

-   использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимся новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.;

-      обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов. Самоанализу и рефлексии и т.п.);

-  необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

-   должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.);

-   работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младших школьников необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

-   умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

-    умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

-   умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

-    умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях 2открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

Вторым показателем готовности младших школьников к приектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

Прежде всего, имеется в виду, сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

-  развитие аналитико-синтетических действий;

-        сформированность алгоритма сравнительного анализа;

-    умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

-  возможность выделять общий способ действий;

-        перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта. Мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления - через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

-  адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

-    обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

-  выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. [12, с.175]

2.2  Опыт работы преподавателей начальной школы по реализации проектной деятельности на уроках математики

Изучив конспекты педагогов начальных школ по организации и внедрению метода проектов можно сформулировать выводы.

В процессе работы над проектом у учащихся начальных классов можно выработать следующие умения и навыки:

1.    Устанавливать цель занятия, планировать ее, реализовывать деятельность, сравнивать ее итог и цель, проверять собственную деятельность.

2.    Реализовывать мыслительные операции, вмещающиеся в состав проектной деятельности.

3.    Следить за проведением элементарных опытов, основывать элементарные модели предметов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с многообразием окружающего мира, приобретают суждения о его конструкции, о способах приобретения познания о нем, обучаются автономно добывать информацию, классифицировать и объединять ее; вырабатывается ответственность за свою деятельность, вежливое и равное взаимодействие с компаньонами. [21, с.128] Проектная учебная деятельность связана с обнаружением и ублаготворением надобностей учащихся посредством проектирования и сотворения продукта, владеющего свежестью. Она представляет собой созидательный учебный труд по нахождению решения абстрактной задачи, цели и содержание которой устанавливаются учащимися и реализовываются в процессе абстрактной проработки и утилитарного осуществления при совете педагоги. Базируясь на опыт и увлечения школьника, педагог помогает ему найти направленность, цели и содержание учебной деятельности в районе ближайшего созревания, стези и конфигурации ее осуществления, методы рассмотрения и оценки итога, соорудить дело по выполнению проекта. Таким образом, когда речь идет о взаимодействии педагога и школьника в процессе сотворения проекта, справедливее говорить о методе проекта. Отсюда, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а проектная учебная деятельность и метод проектов являются компонентами проектной учебы. Можно выделить разнообразные уровни проектов: исполнительский, конструктивный, созидательный. На первоначальном периоде применения проектного обучения у учащихся мало опыта для автономного отыскивания, учащиеся последовательно реализовывают назначения преподавателя о последовательности деяний. Порой проект реализовывается при непринужденной инструкции педагога, он является исполнительским. Выполнение подобных проектов неминуемо. Но, и при этом педагог не навязывает личных соображений, а привносит вариации для обсуждения коллективных воздействий. [22, с. 175]

В методической литературе рекомендуется следующим образом оформлять проект.

1.  Первая страница:

а) наименование проекта;

б) имя и фамилия автора (ов);

в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место главной учебы автора (ов): город, образовательное учреждение, класс;

д) наименование образовательной организации, название детского созидательного объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект осуществлен целиком автономно, то указывается домашний адрес;

е) год подготовки проекта.

2.  Вторая страница. Оглавление.

3.       С третьей страницы. Главное содержание проекта:

а) обоснование остроты проблемы;

б) перечень обнаруженных проблем, рассмотрение оснований их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (сферы использования);

г) короткий литературный обзор (абстрактное обоснование проектной части);

д) итоги практических опытно-экспериментальных исследований ; е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый итог в случае воплощения проекта в жизнь.

4.  Последняя страница.

Список литературы (по правилам библиографического отображения). Вопросы - помощники:

•      Ученикам в начале проектной деятельности можно задавать, нарекаемые, вопросы - помощники:

•      Как ваш проект называется?

•        Назовите основной вопрос вашего проекта.

•        Почему существенно ответить на этот вопрос?

•        Для чего вы изготовляете этот проект?

•        Что изготовили, для того чтобы получить ответ на основной вопрос?

•        Поведайте, что у вас удалось?

•        Какое направление вашего проекта?

•        Что вам удалось реализовать незамедлительно и почему?

•        Что породило у вас максимальное затруднение? Сможете ли вы назвать основание?

•        Оцените качество выполнения и оформления проекта?

•        Поведайте о своей роли в проекте.

•        Чему ты научился во время участия в предоставленном проекте?

•        Далее можно приготовить паспорт для проектной деятельности.

•        В конце проектной деятельности необходимо отблагодарить учащихся. Это можно произвести при помощи поощрений.

Оценка осуществленных проектов обязана нести стимулирующий характер, не подобает превращать презентацию в состязание проектов с присуждением мест. Учащихся, достигших особенных итогов нужно отметить дипломами или незабываемыми подарками, не присуждая мест. В начальной школе обязан быть поощрен любой, кто участвовал в проекте. Выделить немного номинаций, зафиксировать победителей в любой номинации. В частности, могут быть подобающие номинации: «Проект познавательный», «Необходимый проект», «Проект памятный», «Яркий проект», «Радостный проект», «Созидательный проект», «Проект исследовательский», «Проект игровой». Помимо собственных призов сделать всеобщий приз целому классу за благополучное окончание проекта. [24, с.157; 37, с. 128]

Цель эмпирического исследования: обобщить представление педагогов и воспитателей о проектной деятельности младшего школьника и воспитанника детского сада. В анкете им было предложено 5 вопросов по теме «Проектная деятельность в начальной школе» и 7 вопросов по теме «Проектная деятельность в детском саду».

Анализ ответов учителей и воспитателей показал, что проектная деятельность в настоящем времени очень актуальна, но, не смотря на это, еще очень мало преподавателей с ней сталкивались, а потому не все смогли ответить на вопросы в данных анкетах. Это подтверждает тот факт, что проектная деятельность требует еще большего и активного распространения в образовательной среде.

2.3  Описание опытно-экспериментальной работы по реализации метода проектов на уроках математики в начальной школе

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование.

Исследование проходило в муниципальной общеобразовательной школе № 6 г. Люберцы в феврале 2016 года. Для исследования было взято 2 класса 3 «А» - экспериментальная группа и 3 «Б» - контрольная группа. Всего участвовало 48 детей. Учащиеся занимаются по учебнику Б.П. Гейдман 2013 года издания.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1)    констатирующий эксперимент;

2)      формирующий эксперимент;

3)      контрольный эксперимент.

На констатирующем этапе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:

1)    выявить исходный уровень овладения учащимися понятиями периметра и площади прямоугольников;

2)   выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме;

3)   выявить трудности при изучении данной темы и их причины.

На этапе констатирующего эксперимента у учащихся был проведен срез знаний по теме «Периметр и площадь прямоугольника». Срез знаний состоял из 3 заданий.

Проверке подвергались:

1)   умения находить периметр и площадь прямоугольников;

2)  умение решать задачи практического характера.

Проверочная работа по теме «Периметр и площадь прямоугольника». Задача №1.

Длина прямоугольника 12см, ширина составляет ½ часть длины. Найди периметр и площадь прямоугольника.

Задача № 2.

Начерти несколько прямоугольников, площадь каждого из которых равна 12 см2.

Задача № 3.

Площадь прямоугольника составляет 72 см2, его ширина 6 см. Найди периметр этого прямоугольника.

В результате проверки мы установили, что учащиеся затрудняются в осознании условия в задаче № 2 и нахождение периметра через площадь.

Для того чтобы понять, насколько развиты универсальные учебные действия были взяты только те, которые отражают исследовательские умения, развиваемые в ходе проектной деятельности по математике.

Из четырех групп универсальных учебных действий были отобраны следующие, которые, на наш взгляд, отражают специфику обучения математике методом проектов:

Познавательные общеучебные действия:

1)    формулирование познавательной цели;

2)      поиск информации;

3)      структурирование знаний;

4)      умение осознано строить речевое высказывание;

5)      выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

6)    рефлексия способов и условий действий;

7)      оценка и контроль результатов деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

1)    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2)      умение выражать свои мысли;

3)      разрешение конфликтов;

4)      владение формами речи.

Таким образом, нами были отобраны универсальные учебные действия, отражающие специфику организации проектной деятельности по математике.

Для оценки уровня развития выбранных универсальных учебных действий были использованы следующие уровни:

0%-20% - действие не выражено;

21%-40% - действие выражено слабо, школьник очень часто использует помощь учителя;

41%-60% - действие сформировано на среднем уровне, ученик иногда пользуется помощью педагога, чаще самостоятельно выполняет задание.

61%-100% - действие сформировано, ученик выполняет задание самостоятельно.

В результате проверки мы увидели, что эффективность усвоения учебного материала и развитие познавательных общеучебных умений: формулирование познавательной цели, поиск информации у двух групп развиты практически одинаково.

Таблица 1

Констатирующий этап. Усвоение учебного материала

Уровень усвоения учебного материала

Группы

Констатирующий этап


Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

53%

47%

0%

Контрольная группа

46%

54%

0%


Диаграмма 1 Усвоение учебного материала учащимися экспериментальной группы. Констатирующий этап

Диаграмма 2 Усвоение учебного материала учащимися контрольной группы. Констатирующий этап

Диаграмма 3 Развитие познавательных общеучебных умений учеников экспериментальной группы. Констатирующий этап

Диаграмма 4 Развитие познавательных общеучебных умений учеников контрольной группы. Констатирующий этап

Причиной выявленных пробелов знаний учащихся, по нашему мнению, является следующее:

а) малое количество упражнений на закрепление данной темы;

б) отсутствие упражнений, направленных на формирование навыка определения периметра и площади прямоугольника;

в) малое количество задач практического характера, данных в нестандартной форме.

Экспериментальной группе учеников был предложен проект на тему:

«Периметр и площадь прямоугольника».

Продуктом этого проекта является книжка-малышка.

Учащимся экспериментальной группы необходимо было разделиться на 3 команды (по 8 человек). У каждой группы была своя профессия: строители, грузчики и ремонтники. Им необходимо было найти задачи на площадь и периметр прямоугольника, соответствующие своей профессии.

На следующем этапе ученики оформляли свои книжки-малышки в соответствии со своей профессией и своими задачами. Им необходимо было придумать оформление титульной страницы, форзаца, продумать, как будут располагаться задачи, найти формулы нахождения площади и периметра и т.д.

На последнем этапе группы обменивались друг с другом своими книжками и решали задачи своих товарищей.

Целью формирующего этапа являлось:

-    устранение пробелов в знаниях учащихся по данной теме с использованием системы упражнений;

-      закрепление умения нахождения периметра и площади прямоугольника.

Был проведен контрольный срез знаний у двух групп после того, как экспериментальная группа выполнила опытно-экспериментальную работу.

В ходе проведения контрольного эксперимента учащимися была предложена контрольная работа, состоящая из 3 заданий.

В завершении нашего исследования был проведен контрольный эксперимент.

Цель: проверить сформированность умений по данной теме; выяснить устранены ли пробелы в знаниях детей.

В ходе проведения контрольного эксперимента учащимися была предложена контрольная работа, состоящая из 3 заданий.

Таблица 2

Контрольный этап. Усвоение учебного материала

Эффективность усвоения учебного материала

Группы

Контрольный этап


Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

20%

35%

45%

Контрольная группа

46%

48%

6%


Диаграмма 5 Развитие познавательных общеучебных умений учащихся экспериментальной группы. Контрольный этап

Диаграмма 6 Развитие познавательных общеучебных умений учащихся контрольной группы. Контрольный этап

Диаграмма 7 Развитие познавательных общеучебных умений учеников экспериментальной группы. Контрольный этап

Диаграмма 8 Развитие познавательных общеучебных умений учеников контрольной группы. Контрольный этап

Учащиеся экспериментального класса практически не допускали ошибок. Это говорит о том, что постановка проблемных заданий, упражнения развивающего характера и практическая деятельность учащихся значительно увеличивает качество знаний, помогает детям более осознанно подходить к изучаемому вопросу

Заключение

 

В настоящее время в педагогическом процессе актуальными являются методы и методические приемы, направленные на формирование у школьников умений и навыков самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и строить умозаключения. Метод проектов и проектные технологии относятся к этим методам. Они активно используются учителями на уроках и во внеурочной деятельности, во внеклассной работе.

В ходе проделанной работы нами была изучена и проанализирована существующая литература по данному вопросу, учебные программы, учеб- ники, учебные пособия; были обобщены полученные сведения и вследствие этого сделаны следующие выводы:

1.    Разнообразие типов проектной деятельности дает право на применение наиболее продуктивные и подходящий проект для разных ситуаций. Поэтому, метод проектов сейчас широко использоваться в образовательном процессе школы.

2.   Проектная деятельность в начальной школе позволяет ученикам делать для себя открытия, ставить цели и достигать их. Работая над проектом, учащиеся больше узнают о себе, о своем потенциале, развивают различные способности (мышление, воображение, память и т.д.). Это и является актуальным и соответствует новейшим запросам ФГОС.

3.  Чтобы создать условия для самостоятельной проектной деятельности учащимся нужно:

1) провести подготовительную работу; 2) учитывать персональные и возрастные особенности учащихся; 3) обеспечить мотивацию;

) четко понимать суть самого проекта; 5) создавать группу не более 5 учеников; 6) учитывать учебные предметы для создания проектной деятельности; 7) учитывать и избегать «подводных камней».

4.    При организации работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы для проектов желательно использовать из учебников, или которые близки к ним. Проблема проекта или исследования, должна быть мотивирована, учитывать познавательные увлечения учащегося и находиться в области ближайшего развития. Продолжительность выполнения исследования или проекта желательно не превышать одну-две недели в распорядке урочно-внеурочных занятий или сдвоенными уроками.

5.  Нами был проанализирован опыт педагогов начальной школы.

6.   Изучение младшими школьниками на уроках математики понятий периметра и площади многоугольников, а также использование на уроках задач практического характера позволит оптимизировать процесс обучения математике в начальных классах, сделать этот процесс более эффективным.

Разработанный и реализованный нами проект по теме «Периметр и площадь прямоугольника» позволил систематизировать знания учащихся по данной теме и повысил эффективность отработки навыка вычисления периметра и площади прямоугольника.

В ходе проведения опытно-экспериментального исследования были диагностирован уровень развития универсальных учебных действий младших школьников во время занятий по математике с использованием метода проекта.

Из четырех групп универсальных учебных действий были отобраны следующие, которые, на наш взгляд, отражают специфику обучения математике методом проектов:

познавательные общеучебные действия: формулирование познавательной цели; поиск информации; структурирование знаний; умение осознано строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задачи; рефлексия способов и условий действий; оценка и контроль результатов деятельности.

В ходе контрольного этапа исследования выявлена положительная динамика развития познавательных общеучебных действий у школьников экспериментальной группы. Это является доказательством того, что проведение занятий по математике с использованием метода проектов способствуют развитию универсальных учебных действий, а именно познавательных общеучебных действий.

Таким образом, в результате исследования мы подтвердили выдвину- тую нами гипотезу: применение проектной деятельности на уроках математики способствует эффективному усвоение учебного материала.

Список использованной литературы

1.     Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. Екатеринбург: Академия, 2000. 257 с.

2.       Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа / Л.Ю. Бритвина. СПб.: Питер, 2005. 243 с.

3.       Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения / В.А. Бухвало. Рига: Рига, 2001. 146 с.

4.       Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков.

- М.: Норма, 2000. 301 с.

5.     Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.В. Васильев. М.: Народное образование, 2000. 180 с.

6.       Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа / Е.А. Воскобойникова. М.:Академия, 2007. 177 с.

7.       Горячев А.Д. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) / А.Д. Горячев, Г.А. Иглина. М.: Просвещение, 2010.198 с.

9.       Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев. М.: Просвещение, 2000. 47 с.

10.   Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии / В.В. Гузеев. М.: Просвещение, 2001. 105 с.

–      Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. М.: Просвещение, 2001. 94 с.

11.   Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Интор, 2002. 127 с.

12.     Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 93 с.

13.     Джонсонс Дж. К. Методы проектирования / Дж.К. Джонсонс. М.: Педагогика-Пресс, 1986. 326 с.

14.     Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская. М.: Начальная школа, 2005. 68 с.

15.     Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова. Екатеринбург: Нач.школа, 2004. 130 с.

16.     Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Каганов. Л.: Питер, 2002. 203 с.

17.     Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева. М.: Начальная школа, 2006. №1.

18.     Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. М.: Норма, 2003. 145 с.

19.     Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова. СПб.: Питер, 2009. 176 с.

20.     Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш, В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер»,2000. 128 с.

21.     Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004. 175 с.

22.     Назарова Е.В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся / Е.В. Назарова. Волгоград: Волга, 2009. 94 с.

23.     Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности / Т.Д. Новикова. М.: Народное образование, 2000. 157 с.

24.     Новолодская Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа / Е.Г. Новолодская. Омск.: Омич, 2008. 75 с.

25.     Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова. М.: Учитель, 2000. 55 с.

26.     Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / Н.Ю. Пахомова. М.: Учитель, 2000. 45 с.

27.     Пахомова Н.Ю. Метод проектов. / Н.Ю. Пахомова. М.: Учитель, 2003. 65 с.

28.     Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. М.: Учитель, 2003. 47 с.

29.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2004. 89 с.

30.     Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя / Г.А. Русских. М.: Ладога-100, 2002. 168 с.

31.     Русских Г.А. Технология проектного обучения / Г.А. Русских. М.: Ладога-100, 2004. 124 с.

32.     Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2003. 71 с.

33.     Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения / В.В. Слободчиков. Петрозаводск: Петрозаводск, 2002. 74 с.

34.     Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений / М.А. Ступницкая. М.: Центр "Школьная книга", 2006. 148 с.

–      Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. М.: Первое сентября, 2010. 102 с.

35.   Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.

36.     Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель. М.: Сентябрь, 2000. 109 с.

37.     Шапиро В.Д. Управление проектами / В.Д. Шапиров. СПб: «Два Три», 2001. 610 с. Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности.

38.     http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы (2014 год).

39.     http://schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО (2014год).

40.     http://festival.1september.ru›articles/411473/ (2016 год).

41.     http://www.nachalka.com/proekty (2016 год).

42.     http://www.coolreferat.com (2016год).

Похожие работы на - Реализация метода проектов на уроках математики в начальной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!