А.С Макаренко и современная школа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

А.С Макаренко и современная школа

Луганский университет имени Тараса Шевченко

Кафедра педагогики








КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ

На тему: "А.С. Макаренко и современная школа"



Студенки 3 курса

Специальности Биология

Васюры Екатерины Анатольевны

Проверила: Бронникова С.Н.






г. Луганск-2015 год

Содержание

Введение

Глава 1. Основные черты педагогической системы А.С. Макаренко и их значение в современном образовании

1.1 Сущность и основные черты педагогической системы А.С.Макаренко

1.2 Значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования

Глава 2. Реализация идей А.С. Макаренко в современном школьном образовании

2.1 Принцип коллективизма А.С. Макаренко и особенности его использования в современной школе

2.2 Идеи гуманизма как основа творчества А.С. Макаренко и их использование в современном образовании

2.3 Особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко

Заключение

Литература

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в Украине, объективно связаны с качественными изменениями в образовательной сфере и педагогической науке. Переосмысливаются не только цель и задачи педагогической науки, но и методы и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Формирование у молодежи ценностных ориентаций является одной из самых важных задач в воспитательном процессе учебных заведений. Существующие противоречия, связанные с необходимостью формирования личности с активной социальной позицией, способной к саморазвитию и самосовершенствованию - с одной стороны, и неблагоприятной ситуацией в украинском социуме, где, к величайшему сожалению, проблема детской беспризорности не является вымышленной, где растет наркомания и алкоголизм, где личность ориентируется на материальную обеспеченность, комфорт, развлечения - с другой стороны, побуждают обратиться к творческому наследию А.С. Макаренко, теоретические и практические достижения которого повлияли на воспитательный процесс своей страны, а самые выдающиеся - и на направления развития мировой педагогики. И хотя некоторые исследователи отмечают, что опыт А.С. Макаренко на сегодняшнюю образовательно-воспитательную практику переносить нельзя, потому что теперь другие времена, другие ценности, мы понимаем, что его педагогические идеи имеют вес и сегодня.

Данной проблеме посвящено значительное количество публикаций: научные статьи, монографии, диссертационные исследования, периодические издания. Подавляющее большинство работ связаны с оценкой личности А.С. Макаренко как педагога и анализом и актуальностью его опыта. Мировые и отечественные педагоги акцентировали внимание преимущественно на таких аспектах педагогического опыта Макаренко, как: роль коллектива в развитии личности, принципы параллельного действия, единство воспитания и жизни, условия эффективности трудового воспитания. Среди исследователей следует выделить ученых-педагогов Г. Волкова, В. Кумарина, Л. Фролова, Л. Гриценко, А. Левина и др.

Сегодня педагогическое наследие А.С. Макаренко требует нового осмысления. Ведь долгое время на личностное восприятие его произведений невольно налагались канонизированные штампы из учебников: "интересы коллектива", "воспитание дисциплины", "самоуправление", "трудовое воспитание" и др. Теперь же многое из того, что повсеместно внедряли, незаслуженно осуждается. Между тем идеи А.С. Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы, в том числе и профессиональной. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами, подростками из так называемой "группы риска". Следует также отметить, что не все вопросы в педагогической концепции А.С. Макаренко решены до конца, много он не успел сделать. Современные условия развития образования нацеливают нас на изучение и творческое использование идей выдающегося педагога.

Объектом курсовой работы выступает творческое наследие А.С. Макаренко.

Предмет исследования - направления реализации воспитательных идей А.С. Макаренко в современной системе образования.

Цель курсовой работы - изучить возможности применения основных концепций педагогической системы А.С. Макаренко в современной школе.

К основным задачам курсовой работы отнесены следующие:

охарактеризовать сущность и основные черты педагогической системы А.С. Макаренко;

рассмотреть значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования;

изучить возможности использования принципа коллективизма А.С. Макаренко в современной школе;

макаренко современная школа

проанализировать идеи гуманизма как основу творчества А.С. Макаренко и рассмотреть их использование в современном образовании;

охарактеризовать особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, метод научного обобщения.

Глава 1. Основные черты педагогической системы А.С. Макаренко и их значение в современном образовании

1.1 Сущность и основные черты педагогической системы А.С.Макаренко

Сегодня А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) признан одним из выдающихся педагогов ХХ века. Его творчество - значительная веха в истории педагогики. Его труды продолжают оказывать плодотворное влияние на разработку и развитие теории, методики и практики воспитательного процесса.

Блестящий педагог-практик, он создал два воспитательных учреждения, выпустивших в жизнь сотни достойных граждан нового социалистического общества. Опыт трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им.Ф.Э. Дзержинского, основанный на сочетании общего образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки на базе общественного производства, особенно ценен в условиях современных экономических отношений. Речь идет об обязательном участии всех школьников в общественно-полезном, производительном труде, о переходе ко всеобщему профессиональному образованию, о воспитании личности в труде и коллективе [6, с.24].

Рассмотрим теорию воспитания Макаренко, основанную на его практической деятельности в области педагогики. Основными идеями этой теории являлись следующие подходы к воспитанию детей: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание в семье, воспитание трудом, воспитание в игре. При этом непременным условием для успешной педагогической деятельности Макаренко считал уважение к личности ребенка, воспитание нравственности, умение видеть и раскрывать потенциальные возможности воспитанников. Также большое внимание он уделял "требовательной любви", при которой все уважение педагога к ребенку должно сопровождаться должной мерой требовательности и ответственности за содеянные поступки.

Как один из ярчайших ученых-педагогов своего времени А.С. Макаренко имел мнение, что определенное знание педагогом целей воспитания - главное неизменное условие для достижение положительных результатов в педагогической деятельности. [6, с.31]

Во всех учебно-воспитательном советском учреждении школьников ориентировали на будущее, а не на прошлое, вели их вперед, открывали им радостные реальные перспективы. Ориентир в будущее представляет собой, по мнению А.С. Макаренко, один из важнейших законов социалистического строительства, который целиком устремлен в будущее, он приспособлен к жизненным стремлениям абсолютно каждого человека.

Наследие педагога и ученого А.С. Макаренко (1888-1939) обыкновенно ассоциируется непосредственно с понятием "коллектив".

В работе, которая относится к марту 1923 года XX века, А.С. Макаренко фиксировал: тривиальные к тому времени заслуги воспитательного характера в его колонии и М. Горького (1920 - 1928 годы XX века) ориентируются тем, что собственно с самого начала это учреждение встало "на верный путь" - "путь трудящийся общины, точно прогрессирующей в различных областях ее жизни" [23].

При опоре на воспитательно-педагогический фурор трудящейся колонии и М. Горького и трудящийся коммуны и Ф.Э. Дзержинского (1927 - 1935 годы XX века), А.С. Макаренко было предпринято пять попыток расширения и последующего самосовершенствования собственного, общественного и педагогического навыка. В планах, который он придумал (1925, 1927, 1929, 1935 - 1936 годы XX века), непосредственно обозначены идеи, лежащие в базе его педагогического творчества и удачно совсем не в полной мере и не так, как им было это задумано.

Макаренковское творчество - это, сначала, всепоглощающий поиск, переосмысление и реализация в отечественной педагогике новейших ценностей, вырабатываемое обществом в период кризиса, при переходе от одного социального и экономического состояния к совершенно иному.

Таким образом, как в настоящий момент признается, он смог внести существенный вклад в развитие социальной и педагогической педагогики, психологии, этики, социологии и медицины. Также обозначен его значительной вклад для развития экономической науки. [27, с.53]

А.С. Макаренко был противником индивидуализированной педагогики, которая возводила в абсолют материальные составляющие и культивирующей обыкновенное приспособление человека к существующей ситуации.

При дальнейшем изучении в указанном плане духовных учителей Востока, однозначно, откроет новейшие грани в данном наследии, при этом способствуя переосмыслению и развитию основных базовых принципов современной теории и практики педагогической науки [6, с.43].

С указанных позиций по-старому весьма вызывает интерес теоретические и практические основы создания воспитательной системы А.С. Макаренко. Талантливейший ученый-педагог, который способен увидеть будущее педагогики, породил и исследовал воспитательную систему, целью и результатом которой являлась всецелостная личность человека социалистического типа, присущей ему гражданственностью, коллективизмом, общественной и трудовой активностью, целенаправленностью. А.С. Макаренко считал, что формирование указанных сторон целостной личности будущего гражданина, составляющие "заказ общества", должно быть постоянно ощутимо воспитательной организацией и каждым воспитателем в частности, составлять главный фон педагогической работы.

Основными принципами педагогической системы А.С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, которые составляют основу глубокой веры в творческие силы личности, в наибольшие его возможности.

Педагогическая теория, по выводам А.С. Макаренко, должна была быть построена на обобщении опыта в практике воспитания. [7]

Опыт его работы главным образом доказал, что результат формирования личности можно достичь только при претворении в жизнь учебно-воспитательного процесса как целостной системы, которая осознается не лишь только управляющим, но и всем педагогическим коллективом. Без похожего этапа не видится вероятным решить задачку воспитания гражданина, поэтому многообещающие направленности данной работы считаются широкими, его интересует все то, что случается как в собственной стране, например, и за ее границей, он владеет самым широким интеллектуальным кругозором [14, с. 20].

Значительное место в самоуправлении как наиважнейшей функции коллектива, считал А.С. Макаренко, - определенная деятельность, которая организована при активнейшем участии детей, которая совершенствует коллектив и отношения внутри коллектива, и именно данного рода задачам должна быть подчинена структура самоуправления. А.С. Макаренко сделал предложение строить основной орган самоуправления по логической схеме представительства от первоначальных коллективов, что позволило обеспечивать бы оперативность, действенность, ответственность перед первоначальными и общими коллективами. Значительный интерес был направлен на сменяемость органов самоуправления [16, с. 34]. Это не давало возможности активистам переквалифицироваться в профессиональные администраторы и преподносило возможность абсолютно каждому воспитаннику пройти школу самоуправления, что А.С. Макаренко считал самым важным для саморазвития личности, для формирования правильных отношений внутри коллектива.

1.2 Значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования

Отношение к творчеству Макаренко переживало разные времена: от критики до "канонизации" советской системой воспитания и образования. Зачастую его представляли как "сталиниста", защитника тоталитарного режима. В последние годы стала подвергаться сомнению его идея коллективизма. Нередко Макаренко противопоставлялся гуманистической педагогике Я. Корчака.

Свой опыт он осветил в педагогических трудах "О воспитании", "Книга для родителей", художественно-педагогических произведениях "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Марш тридцатого года" и др., подтверждая его на примере собственной успешной педагогической деятельности в колонии им.М. Горького, коммуне им.Ф.Э. Дзержинского [10, с. 89].

Известно, что восприятие его педагогических идей общественной мыслью как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлеты и падения.

Однако в настоящее время можно с уверенностью заявить, что учение А.С. Макаренко жизненно, несмотря на острую разрушающую критику разработанной им системы воспитания. Оно еще раз выдержало и в новых условиях доказало, что настоящее педагогическое наследие уничтожить нельзя и что оно законно занимает заслуженное место в классической отечественной и мировой педагогике [12. с. 220].

По мнению норвежского исследователя А. Ролла, значение теории и практики А.С. Макаренко столь велико, что только следующие поколения оценят их по достоинству [2, с. 101]. Исследователи творчества А.С. Макаренко из России, Украины, Белоруссии, Германии, Венгрии, Польши, Италии, Вьетнама, Китая, США, объединенные с 1991 г. в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют это мнение, стремясь приблизить эру А.С. Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении.

Какие идеи для нас были и остаются наиболее важными, востребованными в теории и опыте современной школы для педагогов-практиков?

Теория воспитания А.С. Макаренко основывается на принципе целостности воспитания детей. Он утверждал, что ребенок - существо целостное, и необходимо воздействовать на него целостно, творчески учитывая все самые лучшие задатки в каждом ребенке. Он считал, что гармоничная личность развивается и формируется через социальное взаимодействие, внутренние переживания, личностный опыт, получаемые результаты и ценности, вырабатываемые, опровергаемые и подтверждаемые действительностью [5, с. 21].

С точки зрения А.С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются воспитание патриотизма, коллективизма, общинности, соборности, честности, заботливости, бережливости, ответственности, работоспособности искренности, прямоты, уважения к другому человеку, его переживаниям и интересам. Доказано, что в современных условиях эти качества также имеют общечеловеческую ценность.

В разделе "С верой в человека" книги "О воспитании" А.С. Макаренко подчеркивает значимость в воспитательной работе цели воспитания, называя первой целью воспитания формирование коллектива, а достижением целей коллектива - общий труд, долг и честь [8].

А.С. Макаренко внес неоценимый вклад в становление и развитие теории самоуправления, выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20 - 30-е гг. XX в. можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им.Ф.Э. Дзержинского, в которой все управление осуществлялось самими коммунарами. Система самоуправления коммуны содержалась в "Конституции страны ФЭД". В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов, в который входили начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались санитарная, столовая, хозяйственная комиссии, клубный совет. В конституции были обозначены также полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии [11. с.167].

Важно отметить еще одно положение теории Макаренко, на которое также необходимо опираться современной начальной школе: значимость разумно построенного семейного воспитания. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

В своих работах А.С. Макаренко большое внимание уделял вопросам семейного воспитания, считая, что сложнее перевоспитать ребенка, чем правильно его воспитать, где главная роль принадлежит родителям и педагогам. Обращаясь к родителям, он писал: "Воспитание детей - это самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" [2, с.105].

Гуманизм - фундаментальное положение концепции А.С. Макаренко. Создавая коллектив как организованную гуманную среду для ребенка, заботясь о его безопасности, о коллективных традициях и законах, которые защищают от произвола и насилия со стороны отдельных индивидов, школа, таким образом, предоставляет благоприятные условия для нормального развития и самовыражения каждого воспитанника. В гуманной демократической школе детский коллектив как воплощение действительно человеческих отношений может и должен остаться фундаментальным элементом педагогического процесса. Важно сохранить и расширить реальные права школьника в этом сообществе. Должна получить простор подлинно макаренковская демократия: реальное ученическое самоуправление в рамках жизнедеятельности коллектива, гласность обсуждения и принятия решений, выборность и отчетность всех уполномоченных лиц с низу до верху, взаимная ответственность [15, с.166].

Таким образом, доминирующими идеями А.С. Макаренко, применимыми в современной начальной школе, являются гуманизм и нравственное воспитание школьников, воспитание чувства ответственности и долга, воспитание уважения к личности, результатом которой становится раскрытие положительных моральных качеств. Данные положения достаточно актуальны в наше время, а их реализация, на наш взгляд, необходима.

Глава 2. Реализация идей А.С. Макаренко в современном школьном образовании

2.1 Принцип коллективизма А.С. Макаренко и особенности его использования в современной школе

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга A.C. Макаренко состоит в том, что он продвинул этот вопрос, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив - центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю его педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания [28, c.23].

Одной из важнейших заслуг А.С. Макаренко является его учение о воспитании в коллективе, через коллектив и для коллектива. Разработанный им механизм формирования крепкого ученического коллектива (признаки коллектива, структура и этапы его развития, взаимозависимость членов, система перспективных линий, традиции и т.п.) может быть использован учителями и воспитателями в организации детской коллективной деятельности. Готовя учеников к жизни, школа должна вооружать их организаторскими навыками, развивать их инициативу, самостоятельность, умение управлять коллективными делами.

Применяя общие принципы, А.С. Макаренко установил важные коррективы. Система первичных коллективов строилась по производственному принципу. Социально-воспитательную мотивацию труда он создает на основе "организации труда как хозяйства" путем включения коллектива колонистов в управление хозяйством, в организацию работ, распределение средств и результатов труда. Центральный орган детского самоуправления - совет командиров - действовал прежде всего как хозяйственно-распределительный орган [31, с.168].

Самоуправление было основано на сочетании выборности и назначения. А.С. Макаренко создает единую систему административного управления и детского самоуправления, реализует "принцип взаимосвязанных полномочий" в системе педагогического руководства. При этом воспитатель-учитель не закрепляется за определенной группой детей, не имеет права распоряжения и наказания; он должен был всецело полагаться на свой авторитет; главная задача воспитателя - углубленная индивидуальная работа. Дисциплину, ответственность, контроль и учет всего происходящего в жизнедеятельности коллектива учреждения А.С. Макаренко рассматривает как особую, специальную проблему воспитания, которая решалась в системе "главного дежурства": "по взаимной симпатии" очередного воспитателя и воспитанника-активиста.

В соответствии с положением о том, что первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, устанавливаются формы взаимосвязи классных коллективов в школе: информация классов о важнейших событиях в жизни школы, поручения общешкольного характера, шефство старших над младшими, совместные мероприятия и пр. Основные органы "школьного ученического коллектива" - это ученические комитеты, стенная газета, школьное радио, ученический лекторий, временные уполномоченные (дежурные). Следует отметить, что многие современные педагоги, несмотря на провозглашенную ценность общешкольного коллектива, занимаются лишь вопросами коллектива учебного класса, проблемами его "сплочения" и "формирования" [29, с.145].

В настоящее время наиболее близко к существу макаренковской педагогической теории и практики подходят те школы, которые решают вопросы актива коллектива, принципа "параллельного действия", системы "перспективных линий", роли традиций в формировании коллектива. Отдельные педагогические коллективы ставят задачу создания общешкольного коллектива, не ограничиваясь "детским коллективом" в классе, кружковой работой.

Освоение и разработку макаренковского наследия успешно осуществляют работники детских домов. Их работа ведет к углубленному пониманию идей и опыта А.С. Макаренко, но получает признание и распространение лишь в той степени, которая соответствует действующей педагогической теории и практике, и применительно к специфическим условиям учреждений данного типа [3, с. 20].

Педагогическая идея A. C. Макаренко о воспитании личности в коллективе имеет воплощение в работе с личным составом в современных школьных коллективах.

Идущее от Макаренко понимание коллектива как группы людей, объединенной общими целями, подчиненными целям общества, стало общепринятым в педагогике вообще, в военной педагогике в частности.

В своих произведениях 20-х годов А.С. Макаренко не раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика, общественное мнение и самоуправление в коллективе, гуманное отношение между педагогами и воспитанниками, реализация новой экономической политики в хозяйстве колонистов, связь с жизнью трудового народа и окружающей средой, организация жизнедеятельности воспитанников в атмосфере удовлетворения как общественных, так и личных интересов. Последовательное изучение отдельных эпизодов жизни и деятельности воспитанников Антона Семеновича показывает, что формирование их экономического сознания происходило постепенно, в течение определенного времени психологического перерождения на основе повседневных хозяйственных забот и трудовой деятельности. Этот сложный и длительный процесс перерождения личности в новом качестве является результатом целенаправленной системы трудового воспитания А.С. Макаренко, где главной педагогической задачей было хозяйственное воспитание, под которым по существу подразумевалось производственное, т.е. экономическое воспитание [3, с.21].

Он выделил основные характеристики детского коллектива: самоуправление; конституция коллектива, писанные и неписаные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим; дисциплина; соподчинение; ответственность; тон и стиль жизни; этика; характер отношений в коллективе; интересы детства; традиции; взаимоотношения; благоприятный психологический климат; эмоциональный настрой.

По мнению А.С. Макаренко, коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: от создания, становления до сплочения в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Для управления и организации деятельности коллектива А.С. Макаренко использовал разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление [9, с.176].

Показателем сформированного детского коллектива А.С. Макаренко считал внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

дружеское единение его членов;

ощущение защищенности каждого члена коллектива;

активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;

привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах [9, с.180].

Система "перспективных линий коллектива и личности", разработанная Макаренко, широко используется в современной школе.

"Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость.".

Ведущие направления воспитания - развитие воли, способности личности утвердиться в жизни в соответствии со своими способностями, знаниями, убеждениями.

Концептуальные позиции современных педагогических коллективов выражаются в следующих принципах, перекликающихся с принципами А.С. Макаренко:

соединение обучения с производительным трудом;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

успешность детского труда;

творческий характер труда;

равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

четкая организация труда [13, с.92].

Педагогическая система Макаренко в наши дни играет особенно важную роль в изучении, сохранении и пропаганде отечественного научно-педагогического наследия и практического опыта. Его перспективные идеи настолько богаты и разнообразны, что, несомненно, найдут свое применение во многих педагогических системах будущего.

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.

2.2 Идеи гуманизма как основа творчества А.С. Макаренко и их использование в современном образовании

На современном этапе, когда мы говорим о гуманизации и демократизации образования и воспитания подрастающего поколения, часто вспоминается то, что в основе педагогических взглядов Макаренко и его практической деятельности лежит глубоко гуманный подход к воспитаннику. Этот гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта гипотеза, пронизывающая всю деятельность и творчество Макаренко, необходима в наше время, когда приходиться сталкиваться с проявлениями равнодушия, безыдейности, социальной патологии, духовно-нравственного кризиса, культа легкого обогащения, агрессии и насилия [4, с.69].

Конечным результатом воспитанности, по мнению Макаренко, является, как правило, определенный уровень сформированности у воспитанников социального опыта и системы механизмов саморегуляции и самореализации, способности осуществлять самовлияние, самокоррекцию, т.е. самоактуализироваться, воспитывать самого себя.

Эту способность, считал A. C. Макаренко, необходимо воспитывать - способность действовать правильно для себя, для правды, для обязанности перед самим собой [17, с.28]. И он старался воспитать такого человека: не пассивного объекта воспитания, а человека, который уже владеет человеческим достоинством, соответствующими правами и обязанностями.

Именно так Макаренко понимал и реализовывал в педагогике принцип гуманизма: в единстве социального и индивидуального, самостоятельности и личной ответственности молодого человека за свою жизненную судьбу. Воспитание основывается "на опыте поведения" соответственно новым педагогическим целям, где преобладает развитие "творческого актива личности".

В процессе нравственного воспитания учащихся важную роль играет яркий жизненный пример педагога. В практике образовательного пространства традиционным стало раскрытие теоретико-практических достижений педагогов. В связи с этим обратимся к "внутренней природе" А.С. Макаренко - естественные качества, которые характеризуют его как человека и педагога. [20, с.317]

Внутреннюю природу педагога характеризовали его психические качества, которые имели гуманистическую направленность. Ведущим фактором развития личности педагога - это есть интерес к людям и к жизни. Этот фактор присутствовал у Макаренко уже в те года, когда перед ним стоял вопрос о выборе профессии. На этой основе у него сформировались коммуникабельность, потребность в готовности прийти на помощь, поделиться знаниями, интерес и любовь к детям, к работе с ними.

Любовь к каждому из учеников не только делала А.С. Макаренко дорогим и близким его воспитанникам, но и обогащала самого педагога. "Напряженный интерес к людям, которые есть характерная особенность зрелого Макаренко, сказался уже в ранние года. Это не был лишь узко познавательный интерес или холодная любознательность педагога - экспериментатора. Это было внимание старшего товарища, активная любовь, желание помочь ребенку. В любом из учеников Макаренко видел, прежде всего, человека, который растет. И учитель стремился быть нужным и близким ребенку везде: в живой беседе, в классе, в игре. Вот почему педагогическая работа еще в ранние года дала Антону Семеновичу глубокое и всестороннее понимание человека, которое потом так поражало всех, кто знал Макаренко. Она воспитывала качества, необходимые будущему писателю, и, в первую очередь, умение видеть человеческую личность в движении, в процессе внутреннего роста, в крепком взаимодействии с окружающей средой.

Гуманное отношение к ученикам побудило педагога отдаться работе с ними. А.С. Макаренко беспокоился о моральном и трудовом воспитании учеников, которые видели в нем необыкновенного для казенной старой школы учителя. [22. с.12]

Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющие адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

В современной школе цель А.С. Макаренко - воспитание настоящего человека - должна осуществляться как следствие направляющей деятельности наставника. Опираясь на учение Макаренко, современным учителям следует организовывать такие отношения, которые превращали бы объект воспитания в субъективную силу содружества взрослых и детей, добиваться, чтобы воспитанники чувствовали себя творцами системы мероприятий, которые они будут выполнять с большим воодушевлением, оптимистично, с верой в завтрашний день, в свои силы. Именно такой стиль сочетания руководства с творческими усилиями воспитанников царил во всех учебно-воспитательных учреждениях, которые возглавлял выдающийся педагог. Для конечных результатов воспитательной работы этот стиль имеет важное значение и может быть хорошим примером для сегодняшнего поколения воспитателей, которые формируют настоящих граждан нашей страны [25, с. 194].

Неутомимый труд, энциклопедические знания, богатейший опыт, целесообразность использования средств воспитания помогли выдающемуся педагогу сформулировать ряд основных идей и принципов, направленных на гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Вот некоторые из них: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему"; "Опора на лучшее в человеке, оптимистическая гипотеза"; "Сочетание обучения с трудовым, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием"; "Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность"; "Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом"; "У человека должна быть единственная специальность, он должна быть большим человеком, настоящим человеком".

Современной школе требуется эффективная система самоуправления, совместная со взрослыми ученическая деятельность и демократическая система взаимоотношений.

По-современному звучат ценные наставления А.С. Макаренко о соединении обучения с производительным трудом, о единстве и взаимообусловленности общей, политехнической и профессиональной подготовки, о профессиональной ориентации детей и молодежи. Для учителей школ важен опыт организации трудового обучения и воспитания в колонии им. М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, творческое осмысление которого поможет эффективнее решать сложные задачи подготовки учащейся молодежи к труду [24, с.143].

Анализируемую деятельность учебных заведений, которые используют в своей деятельности творческие идеи А.С. Макаренко следует отметить, что их отличает разнообразие целей, содержания, способов организации воспитательных задач. Однако для них характерно единство в понимании признания личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, отношение к воспитаннику как субъекту, гуманистический подход к построению взаимоотношений в воспитательном процессе, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и формирование на их основе адекватного этим целям поведения. Следует подчеркнуть, что в таких школах классный руководитель выступает в роли старшего товарища, советчика, важнейшей задачей которого является воспитание нравственных ценностей.

2.3 Особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко

А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он убедительно доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Вызывают интерес его мнения относительно структуры семьи, нравственного, трудового воспитания в семье, авторитета родителей.

Сущность родительской власти и авторитета А.С. Макаренко основывает на ответственности отца и матери в воспитании будущего гражданина страны. "Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель", - так отмечает А.С. Макаренко в своей лекции "О родительском авторитете" [7]. Сам смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, принимается как несомненное право старшего, как его сила и ценность.

Изучение и анализ педагогических трудов А.С. Макаренко дает возможность очертить содержание и задачи комплексной системы семейного воспитания. В частности можно выделить следующие основные направления в этой системе: нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков), трудовое (воспитание в труде), экономическое (семейное хозяйство), половая [22, с.14].

А.С. Макаренко в понятие "дисциплина" вкладывает несколько значений: сборник правил поведения; стили, воспитанные привычки человека; послушание; широкий общий результат всей воспитательной работы. Выполнение режима есть лучшим средством воспитания дисциплины. Правильный семейный режим должен быть постоянный, точный.

А.С. Макаренко важное место в семье отводит распоряжению родителей, которое должно соответствовать таким требованиям: а) не должно даваться злостно, с криком, с раздражением, но и не должно быть подобным уговариванию; б) оно должно быть по силам ребенку, не требовать от него слишком тяжелого напряжения; в) должно быть разумное, то есть не противоречить здравому разуму; г) не должно противоречить другому распоряжению и распоряжение отца не должно противоречить распоряжению матери [26, с. 206].

В трудовом воспитании в семье, по мнению А.С. Макаренко, важно: перед ребенком поставить определенную задачу, которую он может решить, применяя то или иное трудовое средство; трудовое участие детей в жизни начинать рано, еще в игре (уход за игрушками, некоторые способы уборки); с возрастом трудовые поручения ребенка следует усложнять. Если необходимость или интерес у ребенка недостаточны, чтобы вызвать у него желание работать, родители могут применить следующие способы и методы:

просьбу (дает ребенку полную свободу выбора), следует применять в тех случаях, когда ребенок охотно выполнит просьбу;

доверенность (должно быть спокойную, уверенную, деловую);

принуждение (может быть разным - от простого повторения поручения к повторению требовательному, не следует прибегать к физическому принуждению) [33, с.60].

А.С. Макаренко считал, что не следует хвалить ребенка за проделанную работу при знакомых и друзьях; не следует ребенка наказывать за плохую или невыполненную работу, а добиваться того, чтобы работа была выполнена как можно лучше.

Каждый ребенок является членом семьи, а следовательно, и участником семейного хозяйства. А.С. Макаренко отмечал, "когда семья богатеет, то это означает только одно: она лучше и счастливее живет, приобретает больше вещей личного пользования, удовлетворяет большее количество своих потребностей" [35. с.6]. С помощью правильного воспитательного руководства в области семейного хозяйства воспитываются такие черты, как коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентированию.

Анализ реальной практики воспитания детей и подростков в семье показывает, что личный пример родителей, образ жизни семьи, взаимоотношения в ней старших и младших поколений имеют глубокое качественное своеобразие, которое не может быть заменено никакой школой и другими институтами общественного воспитания даже при самом высоком уровне педагогического мастерства.

Передовой опыт характеризуется, в частности, отношениями равноправного сотрудничества и партнерства, заинтересованного диалога и взаимовлияния школы и семьи. В демократизации и гуманизации жизни школьных коллективов заметную положительную роль играет умение педагогов приблизить обстановку в классе, группе продленного дня, объединения детей по интересам и т.п. к семейной, свободной от формализма и авторитаризма. В то же время влияние организованного школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности [36, с.151].

В современном обществе, где семья основывается на чувстве любви, идейной близости, взаимном доверии и находится под защитой государства, заботящегося о ней путём развития широкой сети детских учреждений, выплаты различных видов пособий и другой помощи, существуют все условия для создания крепкой семьи и усиления её роли в воспитании подрастающего поколения. Каждая семья отличается "своеобразием жизни и жизненных условий" и, по твёрдому убеждению А.С. Макаренко, должна самостоятельно решать вопросы воспитания.

Основными направлениями осуществления связи школы с семьёй A. C. Макаренко считал реализацию принципа единых морально-педагогических требований в целостном учебно-воспитательном процессе, помощь школы семье в воспитании детей, организацию педагогического всеобуча родителей. Вместе с тем есть основания полагать, что он стремился к демократизаций отношений школы и семьи в духе равноценного партнерства и более широкому привлечению родителей к управлению школьными делами, о чём свидетельствуют выдвигавшиеся им проекты общеобразовательной школы.

В современных условиях многие из взглядов A. C. Макаренко на воспитание детей в семье сохранили свою актуальность, нуждаются в широкой пропаганде и эффективном использовании в системе педагогического всеобуча. Вместе с тем необходимо творческое, учитывающее современные тенденции общественно-семейного воспитания, использование этого наследия, и только в этом случае оно может принести необходимую отдачу. Следует принимать во внимание возросшие материальные и культурные возможности многих семей, установление между школой и семьёй отношений равноправных партнеров в воспитании детей, необходимость более полного учёта национальных традиций в семейном воспитании и т.п. актуальные, особенно в современной ситуации, тенденции, которые не могли получить развёрнутого отражения в концепции A. C. Макаренко к проблемам семейного воспитания на протяжении всех выделенных [32. с.153].

Совокупность идей А.С. Макаренко о семейном воспитании, будучи систематизированной и осмысленной в единстве со всем его педагогическим наследием, может быть более эффективно использована в современной практике воспитания детей в семье.

Конечно, нельзя говорить о слепом копировании в деталях и фактах педагогического опыта А.С. Макаренко. Следует творчески применять его идеи и положения в соответствии с требованиями настоящего, конкретными условиями и задачами образования.

Заключение

Научно-педагогическая деятельность выдающегося педагога с мировым именем Антона Семеновича Макаренко была направлена в будущее, то есть в настоящее. Сложные условия, в которых он работал, не дали возможности полностью раскрыться его творческому потенциалу, но в наследии педагога результативно соединились теория и методика обучения и воспитания, важные проблемы педагогического мастерства и практические достижения.

Ценным вкладом в педагогическую науку стало определение А.С. Макаренком роли педагогического коллектива, руководителя школы как решающего фактора в обучении и воспитании детей. Лично от каждого учителя - предметника, классного руководителя, воспитателя, заместителя директора и самого директора школы зависит и уровень знаний, и уровень воспитанности каждого ученика. Важно, чтобы требования всех членов коллектива учреждения были едиными, мотивированными и понятными для детей.

Педагогическая система A. C. Макаренко многогранна, она изучается специалистами всего мира. Мировые и отечественные исследователи акцентируют внимание преимущественно на таких аспектах педагогического опыта A.C. Макаренко, как:

роль коллектива в развитии личности;

принципы параллельного действия, единства воспитания и обучения;

организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений;

условия эффективности трудового воспитания;

роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности.

Вся система воспитания Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах.

Принцип первый: труд, при этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе.

Принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять?

Принцип третий: коллективная ответственность.

Макаренковское наследие - уникальнейший в истории мировой педагогики итог органического совмещения длительной (25 лет) и необыкновенно успешной практической, научной, педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике, а также художественного и эстетического освоения педагогической действительности.

При опоре на эти три основных метода познания в их совместимости, А.С. Макаренко очень близко подошел к воспитательному процессу и развитию совершенно целостной человеческой личности, в гармоничной связи трех ее главных блока: практического и волевого, эмоционального и эстетического, интеллектуального и научного.

Делая вывод, стоит еще раз подчеркнуть значимость взглядов А.С. Макаренко, прежде всего как увлеченного воспитанием личности человека педагога-практика, чья деятельность никогда не будет забыта потомками. Идеи педагогики этого выдающегося педагога останутся актуальными на любом этапе развития педагогической науки и практики.

Литература

1.Гриценко Л. И.А.С. Макаренко: педагогика трудного детства / Л.И. Гриценко. - Волгоград, 2003. - 212 с.

2.Дичек Н.П. Зарубежные исследователи об идеях семейного воспитания В. Сухомлинским и А. Макаренко / Н.П. Дичек // Науч. зап. сер. педагогика / Терноп. гос. пед. ун-т им.В. Гнатюка. - Т., 2012. - № 5. - С.100-105.

.Інноваційність ідей А.С. Макаренка в педагогіці ХХІ століття / за ред. О.А. Дубасенюк: монографія. - Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2013. - 304 с. Галлиев Р.Р., Газизов Ф.Г. Традиции в формировании личности // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы 1 Международной научнопрактической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа.30 марта 2012 г. Под ред. проф. Маликова Р.Ш. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 20-22.

.Калениченко А. Актуальні питання сімейного виховання в педагогічній спадщині А.С. Макаренка / А. Калениченко // Полтавський державний педагогічний інститут ім.В.Г. Короленка: зб. наук. пр. Сер. Пед. науки. - Полтава, 2009. - Вип.1 (5). - С.67-72.

.Ковальчук Л.Ю. Педагогічна спадщина А. Макаренка та сімейне виховання дітей: навч. план і програма занять для організаторів пед. освіти батьків / Людмила Юзефівна Ковальчук; АПН України, Прикарпат. ун-т ім.В. Стефаника. - Івано-Франківськ, 2007. - 55 с.

.Константинов Н.А. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 121 с.

.Макаренко A. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / А.С. Макаренко. - М., 1983. - 512 с.

.Макаренко A. C. Твори: В 7-ми т. - Т.4. - Киев: Рад. школа, 1954. - 480 с.

.Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 4 т. - Т.2. - 542 с.

.Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко / Малинин В.И. // Педагогика. - 2014. - № 2. - С.89.

.Матвієнко О.В. Проблеми духовно-моральних основ сімейного виховання в педагогічній спадщині А.С. Макаренка і сучасність / О.В. Матвієнко // Теоретичні питання освіти та виховання: зб. наук. пр. / Сум. держ. пед. ун-т ім.А.С. Макаренка. - Суми, 2009. - Вип.6. - С.166-169.

.Микитюк І.А. Роль спадщини А.С. Макаренка у формуванні педагогічної культури вчителя сучасної школи / І.А. Микитюк // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. роф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.220-221.

.Невская С. С.А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы / С.С. Невская // Педагогика. - 2013. - № 9. - С.90-94.

.Неустроев А.Н. Формирование экономического сознания воспитанников в системе трудового воспитания А.С. Макаренко / А.Н. Неутроев. - Якутск, 2002. - 87 с.

.Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования / Н.Д. Никандров // Научные основы развития образования в XXI веке: Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.

.Никитина С.Г. История и современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А.С. Макаренко / С.Г. Никитина. - 117 с.

.Перунина Ю. Честь, достоинство, гордость: коллектив и личность: формирование личных качеств и коллективизма у воспитанников А.С. Макаренко / Ю. Перунина // Пропаганда. - 2008. - № 1. - С.28-29.

.Рева О.О. Проблема реорганізації колективу та її відображення у педагогічній спадщині А.С. Макаренка / О.О. Рева // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-4 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.280-282.

.Рябуха А.Ю. Управлінська діяльність А.С. Макаренка з організації дитячого колективу / А.Ю. Рябуха // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.288292.

.Свиченская Я.В.А.С. Макаренко про организационно-управленческую основу воспитания коллектива / Я.В. Свиченская, Н.И. Билык // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.317318.

.Сердюк Т.В. Педагогічні ідеї А.С. Макаренка у сучасних педагогічних технологіях (на прикладі технології колективної миследіяльності) / Т.В. Сердюк // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С. 303-305

.Сметанський М.А.С. Макаренко та В.О. Сухомлинський про сімейне виховання / М. Сметанський // Рід. шк. - 2013. - № 9. - С. 12-14.

23. Соловейчик С.Л. О Макаренко <http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BE+%D0%BD%D0%B5%D0%BC&source=web&cd=9&ved=0CFAQFjAI&url=http%3A%2F%2Fmakarenko-museum.narod.ru%2Flib%2FSoloveichik_ob_ASM.htm&ei=PFWmUM6_JomL4gTF7YAI&usg=AFQjCNGbYYR3en9FJtAtmQHBFfuFveNmrQ&cad=rjt> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: makarenko-museum. narod.ru/lib/Soloveichik_ob_ASM. htm.

.Софронеев В.А. Актуальность теории А.С. Макаренко для современной образовательной системы / В.А. Сафронеев // Философия образования. - 2012. - № 2. - С. 141-144.

.Стрельнікова Н. М.А.С. Макаренко та сімейні взаємини. Сьогодення / Ніна Михайлівна Стрельникова // Освіта й виховання в Польщі й Україні (XIX - XX ст.): матеріали міжнар. наук. - практ. конф. - Ніжин, 2008. - Ч.2. - С. 193-196.

.Стрельнікова Н.М. Деякі аспекти сімейної педагогіки в творчості А.С. Макаренка та сьогодення / Ніна Михайлівна Стрельнiкова // Педагогічні ідеї А.С. Макаренка і сучасність: проблеми та перспективи: матеріали всеукр. наук. - теорет. конф. - Переяслав-Хмельницький, 2009. - С. 205-208.

.Стурова М.П. Живое наследие А.С. Макаренко / М.П. Стурова // Педагогика. - 2010. - № 3. - С.53-57.

.Терский В. Н.А.С. Макаренко / В.Н. Терский. - М: Просвещение, 1967. - 123 с.

.Турбовской Я. Историческая востребованность Макаренко/ Я. Турбовской // Народное образование. - 2013. - № 5. - С.145

.Фролов А.А. Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко / Под ред.В.А. Сластенина и Н.Э. Фере. - Горький: ГГПИ им М. Горького, 1976. - 312 с.

.Фролов, А. Наследие А.С. Макаренко / А. Фролов // Народное образование. - 2013. - № 2. - С.168.

.Хиллинг Г. Лаборатория и сцена воспитателя А.С. Макаренко / Г. Хиллинг // Народное образование. - 2013. - № 2. - С.153.

.Хромова О.Л. Концепція родинного виховання А. Макаренка і сучасність / О.Л. Хромова, Т.В. Кравченко // Педагогіка і психологія. - 2008. - № 1. - С.58-65.

.Шулькевич О.А. Соціально-педагогічна спадщина А.С. Макаренка у світлі проблем сучасної соціалізації особистості в колективі / О.А. Шулькевич // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності, 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.369-371.

.Щербань П.М. "Книга для батьків" А.С. Макаренка - предмет для полеміки навколо педагогічної думки / П.М. Щербань // Освіта. - 2003. - 16-23 лип. (№ 33). - С.6-8.

.Ярошинська О. Погляди А.С. Макаренка на проблему формування дитини в сімї / О. Ярошинська // Витоки: альм. Укр. асоц. Антона Макаренка: зб. наук. - пед. і літ. - публіцист. матеріалів / редкол.: Володимир Пащенко, Іван Берг, Володимир Беседа [та ін.]. - Полтава, 2004. - Вип.2. - С.151-152.

Похожие работы на - А.С Макаренко и современная школа

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!