Использование информационных технологий для формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,21 Мб
  • Опубликовано:
    2017-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование информационных технологий для формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе














Использование информационных технологий для формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Как сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, «Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке.Подготовка такихлюдей-профессионалов своего дела - возложена на систему образования.»[50] В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации по этому поводу сказано: «Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество образования, качество усвоения фундаментальных знаний, основ наук. К такому роду знаний относится знание таблицы умножения. Причѐм современному человеку нужно не просто знать таблицу умножения, но и уметь применять эти знания на практике, т.е. необходимо сформировать навыки табличного умножения у каждого человека уже в младшем школьном возрасте. Чтобы прочно сформировать навыки умножения, чтобы научить использовать их в жизни, нужно построить процесс обучения математике так, чтобы каждомуребѐнку было интересно изучать таблицу умножения, а для этого необходимы приѐмы, активизирующие его познавательную деятельность в соответствии с его познавательными возможностями. Причѐм деятельность нужно организовать так, чтобы у ребѐнка формировался навык применения таблицы умножения в различных ситуациях, т.е. чтобы у него формировался универсальный навык применения знаний таблицы умножения.»[49]

На популярном общеобразовательном сайте alfaeducation отмечено также следующее: «Таким образом, в современных условиях внедрения нового стандарта ФГОС НОО при изучении детьми таблицы умножения каждый учитель должен организовать их деятельность так, чтобы они не просто заучивали табличные случаи, а чтобы умели объяснять смысл выполняемого действия, чтобы умели применять знания нахождения

результата табличного умножения и умения выполнять соответствующий случай деления, т.е. чтобы при изучении таблицы умножения формировалось «умение учиться», как требует того стандарт.»[37]

С этим мнением согласны многие современные дидакты:

«В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения особое место отведено

«универсальным учебным действиям». В широком значении термин

«универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться.

Изучая таблицу умножения, младшие школьники получают знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления.Далее при изучении математики в среднем звене и в старших классах школы табличные случаи умножения используются при решении задач и при формировании вычислительных навыков выполнения устных и письменных приѐмов.»[24]

Как считают многие современные педагоги, в условиях реализации ФГОС особенную значимость на сегодняшний день обретает формирование у младшего школьника гибкости мышления, возможности самостоятельно и диалектично размышлять (возможности объединять, казалось бы, несовместимое), демонстрировать инициативу и познавательный интерес, защищать свою точку зрения. Особое внимание нужно уделять формированию умения нестандартно, творчески мыслить. С этой целью при обучении младших школьников учителя начальных классов предпринимают попытки использовать при изучении таблицы умножения интересные игры, средства обучения.

Это позволяет частично разрешить существующее противоречие между необходимостью формирования универсальных умений применения знаний табличного умножения у младших школьников исуществующей практикой изучения таблицы умножения, основанной на традиционных методах, которые не активизируют познавательную деятельность современного школьника.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования навыков табличного умножения с использованием информационных технологий, активизирующих познавательную деятельность младших школьников.

Цель исследования: показать, что если организовать процесс обучения младших школьников табличному умножению,используя информационные технологии, то это будет способствовать формированию у младших школьников устойчивых навыков выполнения табличного умножения и соответствующих случаев деления.

Объектом исследования является процесс обучения детей младшего школьного возраста табличному умножению и соответствующим случаям деления.

Предметом исследования является использование информационных технологий для формирования навыков табличного умножения.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие «информационные технологии» и их роль в процессе обучения математике;

рассмотреть понятие вычислительного навыка;

проанализировать методику изучения табличного умножения и деления в начальной школе;

разработать и апробировать методику, позволяющую сформировать навыки табличного умножения путѐм использования на уроках математики информационных технологий.

При проведении исследования применялась следующая совокупность

методов: информационный урок математика школа вычислительный

теоретическое исследование проблемы на основе анализа математической, психологической, педагогической,методической литературы, школьных программ по математике;

наблюдение за деятельностью учащихся;

диагностирующие контрольные работы,опытно-педагогическая работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована эффективность использования информационных технологий для формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе.

Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая в работе методика формирования навыков табличного умножения, основанная на приѐмах, активизирующих познавательную деятельность младших школьников при использовании информационных технологий, может быть внедрена в учебный процесс учителями, работающими по любой программе в начальной школе.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

На первом этапе мы определили проблему и в связи с ней сформулировали тему нашего исследования, цель, объект,предмет, выдвинули гипотезу, определили задачи работы.

На втором этапе разработали и апробировали методику использования информационных технологий, обеспечивающую формирование устойчивых навыков табличного умножения.

На третьем этапе систематизировали данные, сделали заключительные выводы, оформили выпускную квалификационную работу.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения,списка используемой литературы,приложения.

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

.1 Понятие «информационные технологии»

Изучив материалы психолого-педагогических исследований в области использования информационных технологий в образовании, мы находим следующее определение информационных технологий. По мнению многих авторов, новейшие информационные технологии в обучении -это совокупность научных представлений о значимости и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, конфигурациях и методах их использования для улучшения работы обучающих и обучающихся в соответствии с закономерностями учебно-воспитательного процесса. Согласно определению, установленному ЮНЕСКО:«Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных,технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки,больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.»[35]Их внедрение обязано начинаться с формирования математического обеспечения, формирования информационных потоков в концепциях подготовки специалистов. В педагогической литературе приводится несколько определений понятия информационные технологии.

Захарова И.Г. в своей работе приводит следующее определение:

«Информационные технологии - педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио -и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией»[12].

Коджаспирова Г.М. даѐт другое определение:«Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств объединѐнных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоѐмкостипроцессов информационного ресурса, а также повышение их надѐжностии оперативности»[21].

В нашей работе мы будем опираться на определение И.Г.Захаровой [12], так как это определение наиболее полно и точно соответствует задачам нашего исследования.

Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе - это один из инструментов, позволяющий решать дидактические вопросы. В их числе и проблема развития познавательного интереса у младших школьников при освоении ими различных учебных дисциплин. Этот подход характеризуется огромным непосредственным взаимодействием со средствами информационных технологий не учащихся, а педагога.«В нашем исследовании информационные технологии будут рассматриваться как одно из средств обучения и воспитания младших школьников, способствующее развитию их активной познавательной деятельности.Так как информационные технологии - это технологии использующие программные и технические средства, то нам необходимо дать им определение и рассмотреть их классификации.»[18]

1.2 Роль информационных технологий в процессе обучения

Введение информационных технологий в учебный процесс расширяет профессиональные способности преподавателя, вносит различия вовсе составляющие его работы.

Использование средств информационных технологий повышает уровень наглядности, что во многом обеспечивает успешность обучения, предоставляет учащимся возможность получения образной информации. Возможность широко регулировать предъявление иллюстраций ,учебных задач возрастающей сложности, поощрение и показ их правильных решений позитивно сказывается на повышении уровня интереса младших школьников к учению.

Н.Н.Леванина замечает по этому поводу следующее:«Применение средств информационных технологий в процессе обучении школьников предполагает осуществление обратной связи уже на этапе восприятия ими новой информации. Непрерывный контроль сразу после выдачи новой порции информации дает возможность корректировать направление восприятия, заостряя внимание на особо значимых элементах,используя возможности мультипликации, изменения яркости, масштаба, размеров предъявляемых изображений. »[22]

А вот мнение дидакта Нечаевой С.М.: «Средства информационных технологий обладают уникальными возможностями, реализация которых создаѐт предпосылки для повышения образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий;

архивное хранение достаточно больших объѐмов информации с возможностью еѐ передачи, а также лѐгкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

автоматизация процессов вычислительной информационно- поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей средств информационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:

регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числереально протекающих, и передача достаточно больших объѐмовинформации, представленной в различных формах;

управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

автоматизированный контроль (самоконтроль)результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля,тренировка, тестирование. »[29]

Изучив возможности использования информационных технологий в процессе обучения можно составить схему (рис.1).

Современные дидакты убеждены в том, что «Современное общество предъявляет новые требования к молодому поколению, вступающему в жизнь. Каждому школьнику надо обладать умениями планировать свою деятельность, строить информационную модель объекта или процесса, эффективно использовать новые технологии.»[46]

Результативное использование различных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вероятно только лишь в том случае, если они не выступают в виде определенной надстройки в существующей системе обучения, а аргументированно и пропорционально интегрируются в учебный процесс, предоставляя новые возможности обучающимся и обучающим. Информационные технологии обязаны не заменить, а существенно увеличить способности позитивных сторон существующих традиционных технологий обучения, прежде всего

развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в обстоятельствах одновременного восприятия информации разнообразного вида и из различных информационных источников нужно осуществлять наилучшее разрешение или предлагать варианты решения в трудной

ситуации;

Рис. 1. Возможности использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников

развитие и формирование мастерства реализовывать информационную деятельность по сбору, обработке,продуцированию, транслированию, архивированию данных, деятельность по представлению и извлечению познания;

формирование возможности сознательного восприятия интегрированной информации;

формирование умений реализовывать информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность на основе организации процессов моделирования,имитации;

реализация общественного заказа в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации нынешнего общества;

подготовка профессиональных сотрудников и специалистов, компетентных в сфере реализации возможностей средств и методов информатики;

подготовка пользователя к применению средств информационных технологий разного уровня (от бытового применения до профессионального);

рост абсолютно всех уровней образовательного процесса в рамках концепции непрерывного образования;

увеличение эффективности и качества образовательного процесса за счет осуществлении уникальных, с точки зрения педагогических применений, способностей информационных технологий;

предоставление побудительных мотивов (стимулов) к получению образования, обусловливающих активизацию познавательной деятельности с применением средств информационных технологий;

углубление меж предметных взаимоотношений за счет применения современных средств обработки информации при решении задач изразных предметных областей.

И.Г. Захарова [12] отмечает: «С педагогической точки зрения основными задачами в этом направлении являются:

разработка методически обоснованных принципов представления учебно-методических ресурсов;

организация доступа к системе учебно-методических,научно- исследовательских и информационных ресурсов;

использование их при реализации сильных сторон традиционной, деятельностной, личностно-ориентированной и других технологий организации учебно-воспитательного процесса для развития всех участников педагогического процесса.»

Зайцева С.А., Румянцева И.Б., Целищева И.И. уверены, что«В современном понимании информационная технология обучения (ИТО)это педагогическая технология, опирающаяся на использование специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио -и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.»[12]

С этим мнением в целом согласны Моро М.И., Волкова С.И.и др.:

«Использование средств информационных технологий на уроках -это сложный, динамичный процесс, который необходимо рассматривать с позиций основных подходов, принятых в педагогических исследованиях: системного, личностного, деятельностного. Это дает возможность выявить специфику процесса формирования познавательного интереса на основе использования различных педагогических технологий на разных этапах учебно-воспитательного процесса и построить на этой базе методику использования информационных технологий для формирования познавательного интереса у младших школьников. »[26]

Основными достоинствами использования ИКТ в учебном процессе являются неограниченные возможности самостоятельной и совместной творческой деятельности преподавателей и обучаемых; при этом педагог из авторитарного носителя истины превращается в соучастника продуктивной деятельности своих воспитанников.

Расширяется возможность предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности или изучаемого процесса. По своим изобразительным возможностям ИКТ не уступают ни кино, ни телевидению.

В основание структуры и содержания коллективной учебной деятельности педагога и обучающихся на уроке положены убеждения М.И. Махмутова, И.П.Подласого, В.А. Сластѐнина и др. Авторы с необходимой глубиной анализируют концепцию познавательных действий, содержащую в себе постановку цели, восприятие нового материала, его понимание,

запоминание, применение усвоенных знаний в практике,дальнейшее воспроизведение, более полное и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.

С целью изучения процесса применения информационных технологий

в начальной школе следует проанализировать сущность любого из названных действий и рассмотреть активизирующее влияние средств информационных технологий на систему познавательных действий.

Применение ИТ может преобразить изучение традиционных учебных дисциплин, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы осмысления и запоминания учебного материала. Грамотное использование компьютера могло бы разрешить проблему недостатка подвижной наглядности. Компьютер способен стремительно и продуктивно обучить ребенка самостоятельной работе с объѐмным текстом.Применяя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз,ребѐнок старается отбирать главное из текста, формировать на основе выделенной информации небольшой опорный конспект. Одновременно мы формируем у учеников навыки рационального запоминания материала, обучаем детей способам кодирования и сжимания информации в соответствии с конкретной учебной задачей.

Преимущества использования информационных технологий в обучении:

адаптивность тренировочного материала;

многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

интерактивность (связь ТС и обучающегося, изображающая природное взаимодействие);

управляемость индивидуальной работы обучаемых во внеучебное время.

Однако наряду с широкими возможностями использования компьютерных средств обучения в начальной школе существует и ряд проблем:

компьютерная грамотность учителей начальных классов - наличие у педагогов навыков работы на компьютере;

мотивация педагогов к использованию ИКТ в своей деятельности;

образовательная технологичность программно-методических комплексов - насколько обучающие и мультимедийные электронные средства предметно ориентированы, соответствуют содержанию и логике учебного предмета, отвечают целям урока и на каких его этапах использование программно-методических комплексов наиболееэ ффективно ицелесообразно;

обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении- создание с помощью ПМК образовательной среды,обеспечивающей индивидуальную траекторию обученияребѐнка;

качество программно-методических комплексов дл яначальной школы - операциональная доступность компьютерных программ, дружественный интерфейс, реализация функции управления познавательной деятельностью младшего школьника, наличие качественного иллюстративного материала;

сохранение здоровья младших школьников.

«Использование компьютера в процессе обучения младших школьников увеличивает потребность в приобретении ими знаний. Применение компьютерных технологий дает возможность более полного и более глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития. И, как показывает практика, делает процесс обучения более интересным и эмоционально привлекательным.»[10]

.3 Виды информационных технологий, используемых на уроках математики

Как считают современные дидакты, «Варианты применения ИКТв образовательном процессе достаточно широки. Главное при работе с младшими школьниками не навредить их здоровью, этим правилом должны

руководствоваться все учителя, используя информационные технологии в своей работе. »[44]

В тоже время МаклаковА.Г. убежден в том, что«Учебный процесс в начальной школе строится так, чтобы активизировать познавательную сферу учеников, способствовать успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка. Отсюда следует, что применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе необходимо для того, чтобы помочь ребенку разобраться в потоке информации, суметь воспринять и запомнить ее, а никак не подорвать здоровье. ИКТ является вспомогательным элементом учебного процесса.В работе с младшими школьниками применение ИКТ должно быть четко продумано и дозировано, носить щадящий характер. Учителем должна быть тщательно продумана цель, оборудование, место, способ и время применения ИКТ.

Использование ИКТ способствует повышению качества учебного процесса, в том числе при проведении уроков математики. Для того,чтобы эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии на уроках математики учителю нужно ознакомиться со всеми возможностями ИКТ.

Учитель,который применяет на уроках ИКТ,должен понимать,что это не самоцель, а средство для улучшения процесса обучения, что это помощник, а не замена деятельности учителя.»[23]

Представляется существенным мнение Нечаевой С.М.:«Последнее время учителями констатируется слабая мотивация учеников к учебе. Причин для незаинтересованности ребят в обучении можно перечислить достаточно много. Но не это главное. Главное, что современному учителю необходимо находить новые способы, методы, формы для поддержания интереса у детей к учению. Именно компьютер дает учителю большие возможности для реализации своих целей и планов, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не

только силой воображения (о которой тоже нельзя забывать)позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Сегодня существует множество энциклопедических мультимедийных программ, учителю необходимо только подобрать нужную. » [29,c.144]

Проанализируем более подробно программные средства учебного назначения, которые применяются наиболее широко в организации образования, в частности на уроках математики.

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специальная компьютерная учебная программа-пособие, предназначенная для самостоятельной работы учащихся. На уроках математики в начальной школе используются всевозможные тренажеры по математике для начальной школы, причем пользоваться ими может ребенок как самостоятельно,так и с помощью педагога и родителей, как на уроках, так и во внеурочное время. Подобных программ большое количество, как в интернете, так и на полках магазинов (рис.2).





Рис. 1 Обучающие программы по математике для начальной школы

Современные педагоги и психологи убеждены в том, что«Обучающие программы способствуют максимальной активизации учащихся, индивидуализируют их работу и предоставляют им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающие программы являются лишь частью всей системы обучения, следовательно,должны согласовываться с учебным материалом, выполняя свои специфические функции.»[38]

Программы названы обучающими, так как носят обучающий характер (пояснения, правила, образцы выполнения заданий,объяснение материала ит.п.).

Обучающие программы распространяются на дисках или могут быть скачаны из интернета.

Электронные энциклопедии выполняют функции справочных и демонстрационных материалов. Как понятно из названия, они являются электронными заменителями обычных информационно-справочных изданий

словарей, энциклопедий, справочников и др. Для разработки таких электронных энциклопедий обычно применяются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки. Расхождение с бумажными образцами выражается в том, что гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными особенностями и возможностями:

это удобная система поиска по ключевым словам и понятиям;

это система навигации на основе гиперссылок;

это возможность использования видео- и аудиофрагментов.

Электронные учебники

Электронный учебник по математике - это автоматизированная обучающая конструкция, содержащая в себе методические, дидактические и информационно-справочные материалы по математике, а кроме того- программное обеспечение, что дает возможность применять их в комплексе

для самостоятельного получения и контроля знаний учениками начальной школы. Эти материалы могут быть полезны для родителей, которые желают помочь ребенку осваивать школьную программу. Электронные учебники математики начальной школы разрабатываются по инновационной образовательной технологии на основе печатной версии издания.

Электронный учебник приобретает в последнее время большую популярность из-за своих функциональных возможностей.Рассмотрим преимущества использования электронного учебника по сравнению с книжным изданием:

быстрый поиск по тексту, например, возможность быстро найти то или иное правило, формулу ит.п.;

учебная информация в виде гипертекста, который предоставляет возможность разбить весь учебный материал на огромное количество частей, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А потом на основе одного оформленного надлежащим способом материала реализовать моделирование

«собственных» учебников для любого учащегося, в зависимости от уровня подготовки, скорости усвоения и интересов;

наличие мультимедиа - богатого арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Мультимедиа увеличивает качество преподавания и дает возможность сохранять интерес детей, так как действуют слуховые и зрительные каналы восприятия одновременно;

системы самопроверки знаний, совместимость с электронной экзаменационной системой, оценка полученных знаний.

Тестовая система компьютерного контроля

Тестовая система является одной из самых распространенных на сегодняшний день компьютеризированных систем организации контроля знаний учащихся, в том числе и по математике в начальной школе.

Задания тестового контроля различаются по уровню сложности и цели контроля. Тестовый вопрос требует от ученика только знания того или иного

факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос выбирается сразу из предложенных вариантов ответов.

Задания, продемонстрированные в виде тестовых вопросов,считаются наиболее популярными, легкими в программировании и довольно хорошо изученными. Учителями начальной школы часто используется тестирование в период при проверке знания учениками таблицы умножения.

Это значительно экономит время на уроке и делает возможной проверку знаний всего класса в кратчайшие сроки. Также учителя начальной школы могут давать тесты отдельным ученикам, которые быстрее других усваивают программный материал.

Презентации

Презентации считаются более популярным видом представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций применяются такие программные ресурсы, как PowerPoint либо Open Impress, Flash, SVG. Презентации-электронные диафильмы могут содержать в себе анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (то есть в презентации может быть предусмотрена реакция на действие пользователя).Данные компьютерные средства обучения в особенности увлекательны тем,чтоих способен создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, при этом с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Помимо этого, презентации активно применяются и для представления ученических проектов. В интернете имеется достаточное количество профессионально созданных комплексов презентаций по математике для начальной школы.

Существуют следующие рекомендации педагогам по оформлению презентаций:

«А. Презентация должна содержать материал, который может быть эффективно представлен учителем только с помощью ИКТ.

Б. Не следует загромождать отдельный слайд большим количеством информации.

В. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Г. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28пунктов.

Д. В начальной школе анимация возможна один раз в течение 5 минут.

Е. Всю презентацию следует выдерживать в одном стиле.»[49]

Помимо создания и использования презентаций, учителя эффективно пользуются ресурсами Интернета.

Программа PowerPoint - это развитие креативных способностей на уроке. Электронные презентации предоставляют возможность подготовить наглядность к уроку. Задания, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны.Вот, что пишет по этому поводу ДемченкоН.В.:

«Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала.Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.»[10]

Игровые методики

Большинство современных дидактов приходит к выводу о том, что«В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план.

Игра-это деятельность,мотив которой лежит в ней самой.Тоесть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Это связано с тем,что эти методики,включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает развитие психологической пластичности.

Игра-далеко не одно только состязание,но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик, например, «Роботландия»,тренажерный клавиатор.»[39]

Математические компьютерные игры, как правило, создаются на основе сюжета из любимых детьми сказок, мультипликационных фильмов. Существуют специальные игровые порталы, в которых собраны разнообразные игры по всем предметам для начальной школы (Рис.2).


Рис. 3 Игры по математике

В настоящее время практически уже общепринятым стало мнение о том, что «Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе играостаѐтся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные умения и навыки непроизвольно. На рядовом уроке учитель тратит много сил на поддержание концентрации внимания и дисциплины учеников, в игре же это происходит естественным путем. »[40]

В процессе использования мультимедийных программ для обучения:

повышается мотивация к обучению;

достигается уровень дифференциации в обучении;

сокращается время для отработки технических навыков учащихся;

осуществляется нетрадиционная подача материала;

формируются навыки самоконтроля;

улучшается усвоение базовых знаний по предмету;

систематизируются усвоенные знания.

Например, на уроках математики можно использовать следующие программные продукты, рекомендованные в [44]:

«Программы из серии «Несерьезные уроки», «Соображалкины»,

«Математика - на планете счетоводов», «Считай и побеждай», «Тренажерпо математике для начальной школы», «Проделки Сугроб Сугробыча»,серия

«Искатель-фантазер», «Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда» и прочие обучат складывать и вычитать, умножать и делить. Они формируют сообразительность, быструю реакцию, память,мышление.»

В дисках подобраны мозаики, лабиринты, головоломки и прочие задания, которые обучат мыслить, запоминать,анализировать.






Интернет

Современные педагоги уверены в том, что «Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы

пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это:

организация урока для повышения мотивации школьников;

доступ ко многим образовательным ресурсам;

увлекательное обучение (игровой момент);

уроки в режиме on-line;

доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

возрастание информационной грамотности учащихся.»[44]

Таким образом, организация процесса обучения школьников в соответствии с ФГОС начального образования третьего поколения происходит в метапредметной основе и предполагает развитие учебной активности в ходе формирования универсальных учебных действий, реализующих главную роль начальной школы - развитие мастерства учиться. Интегративное содержание информационных технологий предоставляет возможность повышать учебную активность школьников за счет развития коммуникативных, индивидуальных, познавательных, регулятивных учебных действий.

Выводы по Iглаве

Информационные технологии (англ. informationtechnology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В данной главе рассмотрены вопросы обучения математике в начальной школе с использованием информационных технологий,раскрыто понятие «информационные технологии», рассмотрены классификации информационных технологий.

Решены следующие задачи:

Проведен анализ понятия «информационные технологии».

Выявлена роль информационных технологий в образовательном процессе.

Изучены виды информационных технологий, используемых на уроках математики в начальной школе.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХНАВЫКОВ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ ВТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕОБУЧЕНИЯ

.1 Понятие вычислительного навыка

Одной из основных задач курса математики в начальной школе является формирование вычислительных умений и навыков. В [38] поэтому поводу справедливо сказано:

«Вычислительное умение - это развернутое выполнение действия, которое осознается и контролируется учащимся.

Вычислительное умение связано с усвоением вычислительного приема, который можно представить в виде последовательности операций, выполнение которых связано с определенным математическим свойством или понятием.

Вычислительный навык - это свернутое, в значительной мере автоматизированное выполнение действий, с пропуском промежуточных операций, когда контролируется конечный результат.

В курсе математики начальной школы ученики должны усвоить на уровне навыка:

таблицу сложения (вычитания) в пределах10;

таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряди соответствующие случаи вычитания;

таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Усвоение этих таблиц должно быть доведено до автоматизма.В противном случае учащиеся будут испытывать трудности при овладении различными вычислительными умениями,в каждое из которых в качестве операций входят вычислительные навыки.»

В начальном курсе математики предусматривается система упражнений, направленных на выработку у учащихся вычислительных

навыков. Это тренировочные упражнения различного характера:решение отдельных примеров, заполнение таблиц, подстановка числовых значений букв и нахождение значений полученных выражений и т. п. В формировании навыков предусматривается разная степень их автоматизации:навыки сложения и умножения табличных случаев и обратные по отношению к ним случаи вычитания и деления должны быть доведены до полного автоматизма (так, учащиеся должны быстро и правильно воспроизводить, что 3+8=11,7*6

= 42, 12 - 5 = 7, 56:8 = 7). Автоматизируется и выполнение отдельных операций; например, при сложении чисел 18 и 7 быстро выполняются операции: 8 + 7=15, 10+15 = 25 или 7 = 2 + 5, 18 + 2 = 20, 20 + 5 = 25[6].

Как считают многие педагоги, «Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.Приобрести вычислительные навыки - значит для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результата рифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро. » [41;16-18].

«Вычислительные навыки рассматриваются как один из типов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в ходе учебы. Они вступают в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые проделываются посредством определенной системы действий. Полноценным вычислительным навыком методисты именуют вычислительный навык, качество которого соответствует условиям учебной программы на данном этапе формирования школы.

По мнению М.А. Бантовой, Н.П. Фаустовой и др.,полноценный вычислительный навык характеризуется следующими свойствами:

правильностью;

осознанностью;

рациональностью;

обобщенностью:

автоматизмом;

прочностью.

Степных В.А. пишет: «Правильность - ученик правильно находит результат арифметического действия над числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие вычислительный прием.

С целью определения сформированности правильности применяют коэффициент правильности - К прав., который равен отношению числа правильно выполненных заданий к количеству всех заданий, предложенных с целью выполнения.

Осознанность - ученик актуально осознает теоретическую основу вычислительного приѐма, что проявляется в обосновании учеником каждой операции приѐма.

оватьнесколькоприѐмови выбрать наиболее рациональный.

Как видим, рациональность непосредственно связана с осознанностью.

Обобщѐнность - ученик может применить приѐм вычисления к большому числу случаев, т.е. он способен перенести приѐм вычисления на новые случаи.Обобщенность также, как рациональность,тесно связана с осознанностью вычислительного навыка, поскольку общим для различных случаев вычисления будет одна и та же теоретическая основа.

Автоматизм - ученик выделяет и выполняет операции быстро ив свернутом плане, но всегда может вернуться к объяснению всей системы операций.

Программа учитывает разные степени автоматизма вычислительного навыка. Высокая степень автоматизма обязана быть достигнута по отношению к табличным случаям. Это выражается в том, что школьник мгновенно соотносит с двумя данными числами третье число, которое

считается результатом арифметического действия, не выполняя отдельных операций.»[43]

В то же время Мухитдинов Р.Р. замечает: «Прочность -ученик сохраняет сформированный вычислительный навык на длительное время. Прочность навыка естественно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах: как сохраняемость автоматизма, как сохраняемость осознанности, как сохраняемость правильности.»[27]

С целью нахождения прочности точности используют Кпроч.,который равен отношению коэффициента правильности, полученного через некоторый период времени уже после приостановки функционирования вычислительного навыка (к примеру, в промежуток школьных каникул),к коэффициенту точности, полученному в промежуток его функционирования. Чем ближе значение полученного коэффициента к 1, тем большей стабильностью обладает правильность. Все без исключения указанные качества навыка обязаны быть заложены и в учебном действии, сосредоточенном в нахождении результата табличного умножения и деления.

Характерным признаком навыка, как одного из типов деятельности человека, считается автоматизированный вид этой работы, тогда как способность предполагает собою осознанное действие.

Но опыт производится при участии созн ания, что сначала ориентирует процесс к конкретной цели при поддержке осмысленных способов его выполнения и контролирует его. Советский психолог С. А.Рубинштейн писал: «Высшие формы навыка у человека,функционирующие автоматически, вырабатываются сознательно и являютсясознательными действиями, которые стали навыками; на каждом шагу - в  частности,при затруднениях - они вновь становятся сознательными действиями;навык, взятый в его становлении, является не только автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности заключено в какой - то мере в нем самом».[30]

К примеру, воспроизведение табличных результатов умножения производится автоматически; на вопрос, чему равняется произведение чисел

и 6, ученик моментально предоставляет итог 30. Однако сперва обучающийся обдуманно вычисляет сумму шести одинаковых слагаемых, каждое из которых равняется 5,азатем,выполняя упражнения и заучивая таблицу, запоминает результаты.

.2 Методика изучения табличного умножения и деления в начальной школе

Умножение - одно из четырѐх основных арифметических действий.В арифметике под умножением понимают краткую запись суммы одинаковых слагаемых. Например, запись 5*3 обозначает «сложить три пятѐрки», то есть является просто краткой записью для5+5+5.

«Числа, которые перемножаются, называются«сомножители», результатом умножения является «произведение»»[3,15].

Смысл умножения - замена суммы одинаковых слагаемых соответствующей записью, инаоборот.

Умножение обозначается точкой «•», звездочкой «*» или знаком «x»(в буквенном исчислении знаки умножения опускаются). Умножение целых положительных чисел (натуральных чисел) есть действие, позволяющее по двум числам а (множимому) и b (множителю) найти третье числоab (произведение), равное сумме b слагаемых, каждое из которых равно а; а иb называются также сомножителями.

Математическим действием, обратным умножению, является деление. Деление чисел издавна считалось самой трудной из арифметических операций. В Средние века «секрет» деления знало не очень много посвящѐнных людей, его буквально передавали из поколения в поколение.

Данищева Л. пишет в этой связи: «При обозначении результата деления употребляется термин«частное двух чисел». Обозначают деление с помощью двоеточия или дробной черты. Число, которое делится,называется «делимое». Если число записывается в виде дроби, делимое всегда находится в числителе дроби - над дробной чертой. Число, на которое делят, называется «делитель». Делитель всегда находится в знаменателе дроби- под дробной чертой. Результат деления называется «частное» »[9].

Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления должны быть усвоены на уровне навыка младшими школьниками.Это длительный и сложный процесс, в котором выделяются три основных этапа:

«I этап -подготовительный, II этап - составление таблиц,

III этап - прочное запоминание.»[44]

Подготовительный этап состоит в том, что для формирования осознанных вычислительных навыков, составлению таблицумножения предшествует изучение младшими школьниками теоретических проблем, которые являются основой тех вычислительных приемов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении таблицу множения.

В число таких задач входят: смысл действия умножения как сложения одних и тех же слагаемых, переместительное свойство умножения,связь компонентов и итога умножения, смысл деления.

На втором этапе порядок составления таблиц и организация работы младших школьников, сконцентрированной на усвоение этих таблиц,может быть различной.

В настоящее время общепринятым является мнение о том, что «В первом - втором классах формируется умение осуществлять переход от операции объединения равночисленных непересекающихся множеств к сложению одинаковых слагаемых, что указано в работах Т.В.Бельтюковой, М.И. Моро, Н.П. Фаустовой и других авторов-методистов».[37]

Данная работа является подготовительной к изучению конкретного смысла действия умножения. С этой целью детям предлагаются для выполнения следующие задания:

а) Соедини 3 зеленых квадрата и 3 красных квадрата. Сколько всего квадратов ты соединил?

б) У мальчика были красные, синие и зеленые карандаши, по 2каждого цвета. Сколько всего карандашей было у мальчика?

Результат в приведенных задачах находится сложением [37].Задачи типа б) лучше всего иллюстрировать наглядно, в этом случае ребенок лучше понимает смысл действия. А затем уже переходить к задачам типа а),в которых используются точки, квадраты, круги, треугольники ит.п.

Мы согласны с тем,что, как утверждают М.И.Моро,А.М.Пышкало:

«Неотъемлемой подготовкой к изучению табличного умножения и деления служит прочное усвоение таблиц сложения и вычитания в пределах10. Младшие школьники учатся присчитывать (прибавлять) по 2 к данному числу и отсчитывать по 2 от данного числа (вычитать несколько раз по 2).В связи с этим специальное внимание, пишут М.И. Моро, А.М.Пышкало, уделяется изучению рядов чисел, которые при этом получаются (1, 3, 5, 7, 9и 2, 4, 6, 8, 10).»[33]

Как отмечено у Н.П. Фаустовой, переход от сложения одинаковых слагаемых к арифметическому действию умножения происходит в следующей очередности:

а) выполнение операции объединения данного числа равночисленных непересекающихся множеств с заданной численностью;

б) нахождение численности получившегося множества;

в) установление связи между операцией объединения равночисленных множеств с пустым пересечением с арифметическим действием «умножение».

Весьма немаловажно, по утверждению М.А. Бантовой, чтобы младшие школьники осознали, при каких обстоятельствах возможна замена суммы

Произведением и когда такая замена невозможна.В этом поможет решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми. Например: замени,где возможно, сложение умножением:

2+2+2+2+2+1=

+3+3+2+3+3=

+4+4+4+4+4=

+3+4+3+4+3=

Полезно также, по мнению М.А. Бантовой, «научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану»[6]:

«Первый множитель …, значит слагаемым берем число… Второй множитель …, значит, таких слагаемых надо взять… Вычисляю сумму.»[6]

Данный план приведен в работе Н.П. Фаустовой. С М.А.Бантовой сходно мнение М.И. Моро, А.М. Пышкало, которые предлагают для рассуждения и анализа включать примеры вида: «28 + 2 + 8, 7 + 4 + 47 ит.п.»

Н.П. Фаустова полагает, что, проводя расчет суммы одинаковых слагаемых, имеет смысл ознакомить младших школьников с приемом группировки слагаемых, не вводя непосредственно термин, и применять этот прием тогда, когда это удобно.

Уже после изучения ребенком замены суммы произведением изучается переместительное свойство умножения. Это свойство умножения дает возможность практически в два раза уменьшить количество случаев,которые запоминаются наизусть.

При выполнении упражнений младшие школьники сравнивают выражения и видят, что в произведениях множители переставлены, следовательно, произведения равны. Выполнение данных упражнений подводит учащихся к записи переместительного свойства умножения в общем виде.

Значение действия деления лучше в целом раскрывать впроцессе решения обычных арифметических задач на деление по содержанию и на равные части. В данном вопросе позиция методистов едина. Отмечается,что обучающиеся должны учиться по условию задачи выполнять операцию разбиения представленного множества на равночисленные подмножества и объединять данную процедуру с арифметическим действием деления.

«Важно при изучении вопросов теории готовить младших школьников к запоминанию табличных случаев. С этой целью методисты советуют провести следующий вид работы :дети разбиваются парам ми стоят лицом друг к другу, считают «про себя», одновременно выполняя подсчѐт движений.Вслух произносятся кратные тогочисла,черезкотороеведѐтся счѐт. Называя кратное, учащиеся касаются ладоней друг друга.Остальные движения выбираются произвольно: хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и т.п.»[38].

Осуществление ритмических игр оказывает положительное воздействие на развитие интереса, эмоционального и двигательного мышления, умения слушать других, происходит необходимая ребятам психологическая разгрузка, формируются навыки общения.

Рассмотрим особенности подхода к формированию навыков табличного умножения и деления, которые нашли отражение в учебнике

«Математика» Н.Б. Истоминой (УМК Гармония)[14].

Формирование и овладение таблицами умножения/деления неотделимо от содержания курса. В связи с этим в учебнике отсутствуют заголовки «Умножение на 2», «Умножение на 3» и т. д. Табличные случаи умножения учащиеся усваивают в процессе исследования смысла умножения (тема «Умножение»), переместительного свойства умножения, понятия «увеличить в несколько раз» и тем: «Площадь фигуры»,«Измерение площади», «Сочетательное свойство умножения». Это предоставляет возможность показать ребятам интересные содержательные примеры, выполнение которых способствует непроизвольному запоминанию таблицы умножения. Результаты деятельности по формированию табличных навыков умножения подводятся в теме «Таблица умножения», где учащимся предоставляется задание, при выполнении которого они могут контролировать, как каждый из них выучил таблицу умножения.

Таким образом, сперва формируются навыки табличного умножения. При этом деятельность, совмещенная с составлением и усвоением таблицы умножения, распределяется во времени.

При формировании умений табличного деления выполняются те же условия. Исследование табличных случаев деления также распределено во времени и неотделимо вводится в содержательную линию курса.

Для этой цели в процесс освоения смысла деления (тема«Деление»), законов о взаимосвязи компонентов и результатов операций умножения и деления включены задания на деление, при выполнении которых учащиеся применяют таблицу умножения.

Формирование и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. Это предоставляет возможность учащимся не только упражняться в сложении и вычитании двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток (заменяя произведение суммой), но и

сконцентрировать интерес на сложных для запоминания вариантах табличного умножения: 9*8, 9*6, 9*7, относительно которых провозглашается установка на запоминание.

Принимая во внимание то, что не все дети могут машинально усвоить таблицу умножения в процессе выполнения обучающих задач,в учебнике даются конструкции на запоминание трех-четырех табличных случаев. При этом установка на усвоение таблицы нацелена не на поочередное увеличение второго множителя (9*2, 9*3, 9*4, 9*5 и т. д.), а на усвоение определенных табличных ситуаций. К примеру, первая«порция», рекомендуемая для запоминания в таблице умножения числа 9,включает случаи: 9*5, 9*6, 9*7. В качестве главного может выступать вариант9*6, запомнив который, ученики имеют все шансы быстро найти значения произведений 9*5 и 9*7. Но в качестве основного может выступать и вариант 9*5. От него учащиеся легко переходят к случаям 9*4 и9*6.

Вторая «порция», уместная для запоминания, содержит случаи:9*2, 9*3, 9*4. На этот раз интерес учащихся акцентируется на случае9*3.

Наконец, заключительная «порция» включает случаи 9*8 и 9*9, где в качестве основного может выступать случай9*7.

Подобным образом эта технология развития умений табличного умножения предоставляет возможность принимать во внимание личные характерные черты памяти любого ребенка, создавая условия как с целью непроизвольного, так и с целью произвольного запоминания таблицы и активизируя при этом смысловую память.

Положительную роль играет тот факт, что таблица умножения числа9 является самой большой согласно размеру и все без исключения случаи представленной таблицы включаются в установку: «Постарайся запомнить».

Так как ознакомление с переместительным свойством умножения и его использование при составлении таблицы умножения сокращает объем следующих таблиц, то единственный табличный случай находится в таблице

умножения числа 2 (2*2=4). Два случая - в таблице умножения числа 3(3*3, 3*2). Таблица умножения числа 4 содержит случаи: 4*4, 4*3, 4*2.Усвоение этого материала никак не вызывает у детей затруднений.

В случае, если учащиеся затрудняются при вычислении значений произведений 2*6, 2*7, 2*8, то, используя переместительное свойство умножения, они получают произведения, которые были включены в установку на запоминание: 6*2, 7*2,8*2.

Для организации самостоятельной деятельности учащихся,целью которой считается изучение таблицы умножения, каждый вариант табличного умножения рекомендуется отмечать в карточке: на одной стороне выражение, к примеру, 9*3, а на другой - его значение 27. Целесообразно на отдельные карточки вписать и вариант 3*9=27, так как в конечном итоге ставится цель усвоения одного и другого случая на уровне навыка.

Подобным образом следует знакомить детей со всеми случаями табличного деления. Это, безусловно, поможет учащимся действовать без посторонней поддержки при запоминании табличных случаев умножения и деления и осуществлять самоконтроль.

Знания о действиях умножения и деления, а также умения, полученные учащимися на первом этапе, являются базой на втором этапе изучения табличных случаев умножения и конкретных ситуаций деления. От качества их изучения зависит процесс формирования вычислительных навыков.

.3 Система заданий, направленных на повышение качества вычислительного навыка

Согласно проведенному теоретическому анализу методической литературы по проблеме исследования, при обучении математике для формирования вычислительных навыков используется система различных упражнений, которые способствуют формированию полноценных вычислительных навыков у детей. Приведем примеры заданий из разных программ, которые, по нашему мнению, способствуют формированию полноценных вычислительных навыков у детей. Эти задания требуют от младшего школьника активной мысли, творчества, независимого получения нового вывода на основе наблюдений, рассмотрения условий.

Задание1.

Прочитай выражения. Замени умножение сложением.Догадайся, почему некоторые выражения выделены красным цветом?




Задание2

Запиши выражение и найди его значение

по 8 взять 6раз

умножить на6

увеличить в 5раз

первый множитель 7, второй9

уменьшить в 3раза

разделить на9

Задание3

Не выполняя вычислений, найди в столбце «лишнее»выражение.

9 *5

8 *4


7 *4

9 * 6 -6

8 * 5 -8


7 * 6 -14

9 * 4 + 9

8 * 3 + 8


7 * 3 + 7

9 * 6 -9

8 * 5 -4


7 * 5 - 7

9 * 7 -18

8 * 2 +16

Задание4

7 * 3 + 3


Сравни выражения, не вычисляя их значений.

* 7 - 9 … 9 * 5 +9

* 8 + 9 … 9 *9

* 4 - 8 … 8 * 2 +8

* 8 - 7 … 8 * 8 -8

Задание5

Вставь пропущенные знаки действий так, чтобы равенства были верными

9 … 4 = 30 …6

9 * 6 = 60 …6

9 * 8 = 92 …20

9 * 3 = 30 …3


Задание 6

Составь все без исключения возможные примеры на умножение и

деление с данными числами таким образом, чтобы и компоненты, и результаты действия были числами из данного ряда;12, 6, 3, 8, 4, 2,18.

Решение:

:2 3*4 2*6 18:3 12:6

:3 6*2 3*6 2*2 2*3

:4 6*3 3*2 4*3

:2 6:3 4:2 18:6

Задание7

Из каких равных отрезков возможно еще получить отрезок длины

см?

Решение: 6+6=6*2=12

+3+3+3=3*4=12

+2+2+2+2+2=2*6=12

+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=1*12=12

Задание8 По какому правилу записан ряд чисел?

) 8, 16, 24, 32, 40, 48…

) 7, 14, 21, 28, 35, 42,…

) 4, 12, 20, 28, 36, 44,…

) 2, 10, 18, 26, 34, 42,…

Задание9

Вставь пропущенные знаки действий так, чтобы равенства были верными.

9 * 3 =9…2…9

24 * 1 =8…3…1

4 * 8 =8…3…8

9 * 5 =9…6…9

72 * 0 =0…1…72

9 * 6 =6…8…6

9 * 5 =5…8…1

8 * 8 =8…9…8

3 * 8 =3…9…3

9 * 8 =8…9…0

7 * 8 =7…7…7

4 * 9 =9…5…9


Таблица2 Информационные технологии в помощь детям иучителю

Интерфейс

Информационные технологии

Возможности программы

 

Компьютер«Умка»

Ознакомлениедетей с таблицей умножения и деления,закрепление и проверка полученных знаний.

 

Развивающая

Побуждатьучащихся

 


компьютерная

находить не

 


технология

единственное

 


«Приключение на

решение, анесколько

 


планете чисел -2»

- как на уроке, так и

 



во внеурочной

 



деятельности.

 



Учитель может

 



побуждать детей к

 



выбору нескольких

 



путей разрешения

 



создавшейся

 



ситуации.

 

 

Таблица умножения в мультиках

Позволяет быстро выучить таблицу умножения тремя разными способами с использованием картинок  из мультфильмов, как отечественных, таки зарубежных.

 

Таблица деления в

Позволяет быстро

 


мультиках

выучить таблицу

 



деления двузначных

 



чисел на числа 2,3,

 



4, 5, 6, 7, 8, 9

 



поэтапно с

 



использованием

 



картинок и мелодий

 



из отечественных и

 



зарубежных

 



мультфильмов.

 

Тренажер-игра

Ребенок может как

 


Арифметика

изучать действиянад

 



однозначными и

 



двузначными

 



числами, так и,

 



тренируясь,

 



закреплятьматериал.

 



В игре школьник

 



может

 



самостоятельно

 



выбрать не толькоарифметическое действие для изучения, но иодин из трех уровнейсложности.


Выводы по IIглаве

Обучать ребенка табличному умножению и делению необходимо для того, чтобы ребята уверенно владели вычислительным навыком;затем следует установить, какие случаи умножения и деления принадлежат к табличным.

В данной главе мы проанализировали понятие вычислительного навыка; методику изучения табличного умножения и деления в начальной школе; систему заданий, нацеленных на повышение качества вычислительного навыка.

Решили следующие задачи исследования:

рассмотрели разные методики изучения табличного умножения и деления в начальной школе;

изучили теоретические, методические источники поданному вопросу.

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯРАБОТА

.1 Констатирующий этап эксперимента

Разработка и апробация на практике предлагаемой нами методики формирования навыков табличного умножения с использованием

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников навыков табличного умножения и проведен анализ полученных результатов.

На начальном этапе исследования было выдвинуто предположение о том, что если организовать процесс обучения младших школьников табличному умножению, используя информационные технологии, то это будет способствовать формированию у младших школьников устойчивых навыков выполнения табличного умножения и соответствующих случаев деления.

Экспериментпроводилсявдвухклассах.2А-экспериментальная группа(23ребенка).2Б-контрольная группа(24ребенка)(Приложение 1).

На констатирующем этапе эксперимента нецелесообразно выявлять уровень знаний табличного умножения и деления, так как детьми эта тема ещѐ не изучалась, они лишь подготовлены к еѐ изучению. Поэтому в качестве цели констатирующего этапа мы определили выявление уровня сформированности представлений о смысле табличного умножения во2

«А» и во 2 «Б» классах. Это было сделано для того, чтобы после изучения темы можно было доказать, что использование информационных технологий в экспериментальном классе способствует лучшему усвоению темы «Табличное умножение и соответствующие случаи деления», чем в контрольном классе.

Для изучения сформированнности у младших школьников представлений о смысле табличного умножения были даны разнообразные задания: «Замена сложение умножением»,«Меткие стрелки»,«Распредели предметы»,«Задания с окошечками»,«Задания с картинками» (Приложение2).

За одно правильное решенное задание ставится 3 балла.

Максимальное количество баллов -15.

б. -13 б. - высокий уровень; 12 б. -10 б. - средний уровень; 9 б. -0 б. - низкий уровень.

Результаты проведенного диагностирования представлены в Приложении3.

Представим данные констатирующего этапа эксперимента в виде диаграммы (рис.2)

Рис. 2 Распределение детей контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности представлений о смысле табличного умножения

.2 Формирующий этап эксперимента

Цель формирующего этапа - апробировать методику формирования навыков табличного умножения с использованием информационных технологий.

В таблице 2 представлены фрагменты уроков с использованием информационных технологий на разных этапахурока.

Таблица2 Фрагменты уроков с использованием информационных технологий

Цель: Сформировать устойчивые представления у младших школьников о табличном умножении и делении, развить навык умножения и соответствующих случаев деления.

Фрагменты уроков

Информационные технологии

Оборудование

 

Фрагмент 1

Использование сюжетов

Компьютер,

 

Тема:«Первичное



 

знакомство стаблицей



 

умножения.Умножение



 

на2»



 

Цель: познакомитьс



 

таблицейумножения;



 

ввести табличныеслучаи



 

умножения на 2, атакже



 

рассмотретьслучаи



 

деления на2



 

Формированиеновых



 

знаний иумений

развивающих

проектор.

 

У: Сейчас мы свами

компьютерныхтехнологий


 

отправимсяв

таких, как CD -


 

путешествие напланету

«Путешествие напланету


 

чисел, побываем вгостях

чисел -2»


 

у кондитера,узнаем



 

многоинтересного



 

Применение

Использование наэтапе

Интерактивная

 

полученных знанийи

Закрепления табличного

доска.

 

умений

умножения и


 

У: Сегодня мы свами

Соответствующих случаев


 

поиграем в игру- «Открой картинкуи угадаймультик» Но чтобыоткрыть картинку намнужно решить примерына умножение. … Д/з: 15минут потренироватьсяна компьютерномтренажере «Таблица умноженияи деления на2».

деления игры«Таблица умножения вмультиках» Закрепление таблицы умножения на2


Фрагмент 2

Использование сюжетов

Компьютер,

Тема:«Первичное



знакомство стаблицей



умножения.Умножение



на 2 и на3»



Цель: познакомитьс



таблицейумножения;



ввести табличныеслучаи



умножения на 2 и на 3,а



также рассмотретьслучаи



деления на 2 и на3



Формированиеновых



знаний иумений

развивающих

проектор.

У: Сейчас мы свами

компьютерныхтехнологий


отправимсяв

таких, как CD


путешествие напланету

«Путешествие напланету


чисел, побываем вгостях

чисел -2»


Фрагмент3 Тема:Умножение четырех, на 4и Соответствующие случаи деления Целиурока: 1. Составить таблицы умножения четырех ина 4,рассмотреть



Соответствующие случаи

Игра «Таблица умноженияв

Интерактивная

деления



2. Учить детей читать



чертеж, делать разметкув



тетрадях вклетку.



Актуализация ранее



усвоенных знанийи



умений

мультиках»,«Таблица

доска.

У: Сейчас мы свами

деления вмультиках»


повторимтаблицу



умножения и деленияна



2 и на3



Формирование новых


Компьютер,

знаний иумений

ЦОР «Моя математика»,2

проектор, доступк

У: Давайте заполним

класс, ДемидоваТ.Е.,

ЦОР

таблицу«Город

Козлова С.А., Тонких А.П.и


умножения»,но

др.«Умножение»


предварительнопроведем



устныйсчет.



Применение



полученных знаний и умений



У: Так пусть же«руки



учат голову,а



поумневшая голова-



руки». Откройтечистую



страницу в тетрадипосле



таблицы умножения на3.



Воспроизведем рисунок.



- Напомните,какую



таблицу мы сегодня составляем. Д: Таблицу умножения а 4



Фрагмент 4

Использование на уроках,

Компьютер,

Тема:Закрепление



пройденного.Таблица



умножения



Цельурока:



Проверитьусвоение



таблиц умноженияи



деления с числами2,3,4



Актуализацияранее



усвоенных знанийи



умений



У: Сегодня мы свами



продолжимпутешествие

на перемене иливо


по планете чисел.А

Внеурочной деятельности


отправимся мы сегодняс

электрифицированной


вами накондитерскую

таблицы«Найти


фабрику иповторим

множитель»


таблицу умноженияи



деления чисел 2, 3, 4.Но



для начала Знайка-



математик хотелбы



проверить, как выумеете



считать…



Формированиеновых



знаний иумений



У: Сейчас мы свами

Использование сюжетов


Отправимся в путешествие на планету чисел, побываем вгостях у кондитера,узнаем многоинтересного Применение полученных знаний и умений - А сейчас открыли свои компьютеры «Умка».И каждый проверит свое знание таблицы умножения на2,3,4

развивающих компьютерныхтехнологий таких как CD- «Путешествие напланету чисел -2»

проектор.  Персональные компьютеры «Умка». Индивидуальная работа

Фрагмент 5

Использование на уроках,


Тема:«Табличное



умножение.Умножение



на5»



Цель: составитьтаблицу



умножения на 5и



рассмотреть



соответствующиеслучаи



деления.Закреплять



умения решатьтекстовые



задачи



Актуализацияранее



усвоенных знанийи



умений



У: Знайка -математик



ищет своюдеревеньку.

на перемене иливо


Зайцы емупомогают.

Внеурочной деятельности


Чтобы преодолетьдолгий

электрифицированной

Интерактивная

путь, зайцам накаждый

таблицы«Найти


прыжок требуется по4

множитель»


морковки. Посмотритена



карту иподсчитайте,



сколько морковокнужно



зайцу для каждогоиз



путешествий. Дляэтого



вспомнимтаблицу



умножения на4



Формированиеновых



знаний иумений



У: Сегодня на урокемы



отправимся напланету

Использование сюжетов


чисел, побываем вгостях

развивающих

доска,совместное

у продавца фруктов,и

Компьютерных технологий

выполнение

Попытаемся помочь

таких как CD

заданий.

Мальчику правильно

«Путешествие напланету


Составить таблицу

чисел -2»


умножения на5



Применение



полученных знанийи



умений



У: Игра«Открой


Интерактивная

картинку»


доска,



персональные



компьютеры,

Д/з: Тренировка 20минут


работа впарах

накомпьютерном



тренажере«Арифметика.



Таблица умноженияи деления на2,3,4,5.




По нашим наблюдениям,а также по результатам бесед с учащимися можно сделать следующий вывод: уроки вызывали интерес у учащихся,дети с желанием изучали табличные случаи умножения, проверяли полученные знания с помощью компьютерных программ. Формированию устойчивых навыков табличного умножения способствовало использование сюжетов развивающих компьютерных технологий, таких как CD «Путешествие на планету чисел - 2», «Таблица умножения в мультиках», «Таблица деления в мультиках», «Арифметика» и др. Так как изучение таблицы умножения происходит в игровой форме, то тем самым вызывает познавательный интерес у учащихся, активизирует их внимание. Индивидуальная работа на компьютерах носила соревновательный характер, тем самым отрабатывался навык быстрого вычисления.

.3 Контрольный этап эксперимента

После формирующего этапа эксперимента было проведено повторное диагностирование детей по заданиям, аналогичным тем, которые были предложены детям на констатирующем этапе.

Результаты были получены следующие (рис.3):

  15  10  5  0



Высокийуровень

Среднийуровень

Низкийуровень

Экспериментальнаягруппа

18

4

1

Контрольнаягруппа

15

7

2


Рис. 3 Распределение детей контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности представлений о смысле табличного

умножения на контрольном этапе эксперимента.

Как видно из рисунка 3 уровень сформированности представлений о смысле табличного умножения на контрольном этапе эксперимента улучшился у обеих групп. На констатирующем этапе большинство детей показали низкий уровень, на контрольном этапе - высокий уровень. У детей экспериментальной группы показатели при этом несколько выше, чему детей контрольной группы, в особенности это касается детей,достигших высокого уровня.

Далеенамибылпроведѐнсреззнанийпотабличномуумножениюи соответствующему делению в обоих классах. Все дети получили индивидуальные карточки, содержащие по 12 примеров на табличное умножение и деление, в которых они записывали значения выражений.

x5= 64:8=

х6 = 42:7=

x7= 40:5=

x8= 24:8=

x9= 21:3=

x6= 36:4=

Оценивалось выполнение заданий по пятибалльной шкале.

«5» - отлично, без ошибок, время, затраченное на выполнение задания, не превышает 3минут.

«4» - хорошо, 1-2 ошибки, время, затраченное на выполнение задания, от 3 до 6минут.

«3» - удовлетворительно, 3-5ошибок.

Результаты работ учащихся были оформлены в виде таблицы3:

Таблица3 Результаты среза знаний по табличному умножениюи

Соответствующем уделению

№п.п.

Экспериментальная группа

Оценки

Контрольная группа

Оценки

1

АлександрВ.

4

АлександрЧ.

4

2

АлексейК.

5

АнатолийМ.

5

3

АлияС.

5

АнгелинаЛ.

3

4

Анна К.

4

АндрейБ.

4

5

БианаФ.

4

Анна Ч.

4

6

БорисВ.

5

ВикторМ.

4

7

Вероника С.

4

ДарьяК.

5

8

ВладимирП.

5

Данил.П.

2


Итого: в экспериментальном классе на «5» справились с заданием10детей,на«4»-11детей,а«3»-2ребенка;вконтрольнойгруппена«5»

справилисьсзданиями3ребенка,на«4»-8детей,на«3»-12учащихся,на

«2» - 1учащийся.

Выводы по III главе

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику сформированности у младших школьников представлений осмысле табличного умножения двух вторых классов, которая показала, что у детей примерно одинаков уровень сформированности представлений о смысле табличного умножения.

На формирующем этапе эксперимента для апробации разработанной методики формирования навыков табличного умножения с использованием информационных технологий была составлена программа, целью которой было сформировать устойчивые представления у младших школьников о табличном умножении и делении, развить навык умножения и соответствующих случаев деления. Согласно данной программе, с учащимися экспериментальной группы мы проводили уроки математикис использованием информационных технологий, а именно,использовались игровые обучающие программы «Таблица умножения в мультиках»,

«Таблица деления в мультиках», ««Путешествие на планету чисел -2», компьютеры «Умка», компьютерный тренажер «Арифметика»,ЦОР.

Контрольный этап подтвердил эффективность разработанной методики формирования навыков табличного умножения с использованием на каждом уроке информационных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования навыков табличного умножения - одна из актуальных. Это связано с тем, что именно начальная школа должна заложить основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на последующих этапах обучения.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы использования приемов активизации познавательной деятельности школьников на уроках математики.

Нами были рассмотрены понятия «вычислительный навык»,

«вычислительные умения» в психолого-педагогической литературе, показана необходимость их формирования в начальной школе при изучении темы

«Табличное умножение и деление». Нами были изучены приемы использования информационных технологий для активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении табличного умножения и деления.

В настоящее время в школе наиболее актуальной считается реализация личностно-ориентированного подхода. Этот подход подразумевает формирование главного мотива учения - познавательного интереса,умения проявлять инициативу, отстаивать собственную точку зрения.Особое внимание нужно уделять формированию умения нестандартно,творчески мыслить. С этой целью при обучении младших школьников учителя начальных классов предпринимают попытки использовать при изучении таблицы умножения интересные игры, специальные средства обучения, исторические сведения.

В соответствии с этим была разработана методика с использованием информационных технологий, активизирующих познавательную деятельность младших школьников нестандартными средствами обучения.

Опытно-экспериментальную работу во вторых классах мы проводили в

3этапа:

Констатирующий.

Формирующий.

Контрольный.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику сформированности у младших школьников представлений о смысле табличного умножения, которая показала, что у детей из двух вторых классов примерно одинаков уровень сформированности представлений о смысле табличного умножения.

На формирующем этапе эксперимента для апробации разработанной методики формирования навыков табличного умножения с использованием информационных технологий была составлена программа, целью которой было сформировать устойчивые представления у младших школьников о табличном умножении и делении, развить навык умножения и соответствующих случаев деления. Согласно данной программе, с учащимися экспериментальной группы мы проводили уроки математикис использованием информационных технологий, а именно,использовались игровые обучающие программы «Таблица умножения в мультиках»,

«Таблица деления в мультиках», ««Путешествие на планету чисел -2», компьютеры «Умка», компьютерный тренажер «Арифметика»,ЦОР.

Контрольный этап подтвердил эффективность разработанной методики формирования навыков табличного умножения с использованием на каждом уроке информационных технологий.

При анализе результатов среза знаний на табличное умножение и деление мы установили, что в экспериментальной группе на «отлично»и

«хорошо»написалработу21учащийся,чтосоставляет91%,вконтрольной же группе эти же задания на «4» и «5» выполнили 11 учащихся,что составляет 46%. По результатам контрольного этапа мы отметили,что уровень знания табличного умножения и деления в экспериментальной группе оказался значительно выше по сравнению с контрольной группой.

Тем самым цель, поставленная во введении, быладостигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

Акиньшина Л.В., Шейкер Т.Д. Современные информационные технологии в обучении.Учеб.пособие.-Ч.1.-Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. - 211 с.

Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/Подред.М.И.Моро,А.М.Пышкало.-М.: Педагогика, 1977. - 248с.

Александрова Э.И. Математика. - Харьков - Москва:Инфолайн, 2014. - 220 с.

Арапова С.В. При изучении таблицы умножения //Начальная школа. - 2010. -№2. -С.53.

Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника// Начальная школа. - 2011.- №18. - С.34-38

Бантова М.А. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 частях. Часть2.

М.: Просвещение, 2015. - 112с.

Волохина М.И. По страницам старых учебников. Арифметика// Начальная школа. - 2011. - №2. -С.60.

Грибакин В.А. (общ. ред.) Современные информационные технологии, активное обучение и индивидуальный подход. Монография/ В.А. Грибакин, А.В. Алпатов, К.Б. Болдырев,А.Ю. Карчин, А.Э. Султанов - СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского,2012.- 117с.

Данищева Л. Теория и методика обучения математике в школе.- М.: Бином, 2011. - 248с.

Демченко Н.В. Статья. Использование компьютерной программы «Семейный наставник» в начальной школе.-

Электронный ресурс. Режим доступа: #"895616.files/image023.gif">


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уровень сформированности представлений о смысле табличного умножения в экспериментальном классе (констатирующий эксперимент)

№ п.п.

ИмяФ.

Задания

Общий балл

Уровень



1

2

3

4

5



1

АлександрВ.

2

1

2

1

2

8

низкий

2

АлексейК.

1

1

1

1

0

4

низкий

3

АлияС.

3

2

3

3

2

13

высокий

4

Анна К.

0

0

0

0

0

0

низкий

5

БианаФ.

2

2

2

1

1

8

низкий

6

БорисВ.

1

1

2

2

1

7

низкий

7

Вероника С.

1

1

2

2

1

7

низкий

8

ВладимирП.

2

1

2

1

2

8

низкий

9

Галина Д.

3

3

2

2

2

12

средний

10

ДианаШ.

3

3

2

2

2

12

средний

11

ДмитрийЛ.

3

3

2

2

2

12

средний

12

Иван В.

2

2

2

2

2

10

средний

13

Игорь К.

2

1

2

1

2

8

низкий

14

ИринаД.

3

3

2

2

2

12

средний

15

КириллВ.

2

2

2

1

1

8

низкий

16

КонстантинК.

2

2

2

1

1

8

низкий

17

Лидия К.

1

1

2

2

1

7

низкий

18

МарияВ.

2

1

2

1

2

8

низкий

19

МарияП.

3

3

2

2

2

12

средний

20

Михаил Р.

3

3

2

2

2

12

средний

21

НикитаД.

3

3

2

2

2

12

средний

22

НикитаК.

2

2

2

2

1

9

низкий

23

Сергей С.

1

1

1

1

1

5

низкий


Низкий уровень - 14чел.

Похожие работы на - Использование информационных технологий для формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!