'Миссия университета' как научно-педагогический концепт эпохи постиндустриального развития
«Миссия университета» как научно-педагогический концепт эпохи постиндустриального развития
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Университет в индустриальную эпоху
§1. Классическая модель университета
§2. Неклассическая модель университета
Глава II. Трансформация модели университета в постиндустриальном обществе
§1. Кризис ранних индустриальных моделей университета
§2. Болонский процесс и проблемы высшей школы
§3. Рейтинги как инструмент определения миссии университета
Глава III. Перспективы развития миссии университета в постиндустриальном обществе
§1. Текущие проблемы системы высшего образования
§2. Образовательные технологии современной высшей школы.
§3. Модели университета постиндустриального типа
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
университет миссия индустриальный болонский
Актуальность исследования. Постиндустриальное общество характеризуется все ускоряющимися темпами, как научно-технических изменений, так и социальными переменами. Повсеместно мы наблюдаем усиление и углубление межкультурных и экономических связей, затрагивающее все сферы общественной жизни. Рыночные отношения и сфера услуг проникают во все большее количество сфер жизни, подвергая, не всегда безболезненному, изменению устоявшиеся нормы и концепты определенных явлений социальной практики и общественных институтов. Изменение разнообразных структур, долгое время казавшихся незыблемыми, влечет либо их дискредитацию в обществе, либо их трансформацию. Данный процесс сопровождается интенсивными дискуссиями о причинах и сущности происходящего. Формируются новые взгляды и подходы к пониманию причин данных изменений в той или иной общественной сфере или социальном институте.
В общественно-политической мысли достаточно распространена точка зрения о том, что процесс формирования постиндустриального общества носит непоследовательный характер и приводит к кризисным явлениям в общественной жизни. Возникает впечатление структурного кризиса. Кажется, что многое разваливается прямо на глазах и погружается в руины, ничего не предлагая взамен. Однако данные общественные процессы не всегда ведут к утрате целостности, а структурные трансформации, происходящие в разных сферах жизни, лишь являются проявлениями изменения запросов со стороны общества и государства. Последние, в свою очередь, вызваны динамичным характером социальной системы. Наиболее актуальной и болезненной проблемой становятся изменения миссии университета в рамках трансформации общественной системы от индустриальной к постиндустриальной. На смену приходит структура, ориентированная под новые задачи, стоящие перед реальностью в данный исторический период времени. Доказать этот процесс и аргументировать причинно-следственную связь построения новой модели миссии университета возможно через рассмотрение процесса эволюции университета как определенного концептуального явления, а также рассматривая «контекстуальную сторону его формирования», применяя методологию интеллектуальной истории. Зачастую, ломка определенной концептуальной структуры влечет за собой создание нового, не порожденного внутренними противоречиями устройства, а являющегося лишь следствием модифицирования окружающей общественно-исторической реальности.
Существующая в наши дни дискуссия, олицетворяет несколько тенденций в понимании роли современного университета и его миссии, а также сущности обучения. Существует точка зрения относительного того, что университет, в его классическом варианте XIX века и соответствующими целями обучения, отмирает или совсем умер1. Также распространено мнение о том, что усложнение и дифференциация образовательных программ и уровней подготовки является примером негативного изменения научно-педагогического концепта миссии университета и ведет к безграмотности, а не к повышению уровня образования.2 Также авторы указывают на изменение научно-педагогического элемента образования в сторону ликвидации научной практики и деятельности в университете, равно как и перемещение производства утилитарных научных знания во внеуниверситетские организации (при этом задачи образования заключаются в формировании неких компетенций).3 Также оценка университета как сообщества по производству высокоинтеллектуальных людей теряет смысл4 в силу всеобщей доступности высшего образования, что, как следствие, ведет к понижению уровня подготовки как высокоинтеллектуальных людей, так и квалифицированных специалистов из-за недостаточного учета условий рынка труда, тогда как вся научная и профессионально-ориентационная функция ложится на внеуниверситетские организации5 (либо отдельные вузы). Существует мнение, что наука должна уйти из университета, в силу того, что университет станет лишь следующей ступенью средней массовой школы, как следствие, миссия университета сместиться в сторону простого «доучивания». Существующие дискуссии о месте науки в системе высшей школы и появление новых ступеней обучения, на наш взгляд, может говорить в пользу институционализации новой научно-педагогической концептуальной основы.
Вопрос о соотношении утилитарных и научных знаний стоит еще острее. В данном смысле, парадигмальный кризис миссии университета в постиндустриальном обществе представляет собой противостояние тенденций экономической, общественной и духовной направленности. С точки зрения рыночной экономики (или же запросов государства), университет обязан выдать утилитарный продукт, способный встроиться в существующие социально-экономические реалии. Однако, тенденции информационного и социального характера требуют овладениями определенными компетенциями (без ущерба уровню знаний и их утилитарному применению). Общественный стереотип о том, что университет выпускает высоко-духовного гражданина противоречит экономическому и социальному дискурсу. Таким образом, вопрос о том, как удовлетворить запросы и подстроить под это систему обучения остается весьма спорным моментом научно-педагогического концепта университетской миссии.
Так же, дискуссионным вопросом миссии является точка зрения о необходимости университета, как института в современном мире. Вопрос о том, что получение знания и образования в эпоху глобализации и усиления влияния информационных технологий, в частности виртуализирующих сферу образования, дает возможность получать образования строго персонифицированного характера с использованием индивидуальной образовательной траектории и учетом потребностей личности без использования университета (в привычном формате индустриального типа), имеет под собой весьма внушительную идейную и технологическую основу. В противовес данному утверждению звучит идея о том, что университет - это определенный социальный сейф и его ликвидация пагубно отразится на социальном устройстве общества. Тенденция ухода университета из-под контроля государства, как важный элемент правового государства, и процесс проникновения рыночной экономики - превращает университет в своеобразную сферу услуг, тем самым ставя вновь вопрос об изменении миссии университета и его программе обучения в сторону удовлетворения чисто потребительских стандартов и потребностей. В итоге дискурс миссии университета классического типа входит в противоречие с общественным развитием. Возникает потребность во взаимной адаптации - общество должно сформулировать социальный заказ, а университет - предложить альтернативы.
Объектом исследования является процесс формирования и трансформации модели университетского образования в конце ХХ - начале XXI вв.
Предмет исследования составляют концептуальные основы миссии университета постиндустриального общества, определяемые изменениям в политической и социально-экономической сфера жизни общества и государства.
Хронологические рамки исследования. Возникновение университетов более менее привычного нам типа, восходит к Средним векам. Причины возникновения, в принципе, понятны: развитие города и упадок церковной системы образования. Миссия университета на этом этапе сводилась к автономизации, как самого университета, так и знания, получаемого в нем. Личность преподавателя являлась идеалом и нравственно-научным ориентиром. Университет являлся, своего рода, микрокосмом, а итоговым продуктом должен был стать полноценный субъект культурной деятельности. Новый виток развития классического университета относится к Новому времени, к эпохе Просвещения. На рубеже XVII-XVIII века концепт миссии университета заключается в производстве научных знаний и высокообразованных людей, результатом деятельности которых будет являться определенная истина. Третьим витком развития привычного нам университета служит Гумбольдтовский университет XIX века. Данная модель заключается в создании национальной модели университета и совмещение в процессе обучения двух основ: научная деятельность и классическое обучения. Реализация заключалась в модели обучения через приобщение к научной деятельности. На рубеже ХХ века происходит переосмысление миссии университета под влиянием различных сторонних и внутренних факторов. Модель университета понимается как межнациональный фактор производства, тем самым деятельность университета должна носить строго утилитарный характер. В начале XXI века, под влиянием новых тенденций развития общества и государства, концепт миссии университета активно пересматривается.
Университет продолжал развиваться и трансформироваться, но изменения, происходящие в рамках становления постиндустриального общества, затронули самые основы научно-педагогического концепта университета. Таким образом, нижняя хронологическая граница определяется внешним фактором - научно-технической революцией и формированием социально-экономических основ постиндустриального общества. Верхняя граница может быть определена внутренним развитием университетского образования и доведена до 2010-х гг.
Вместе с тем необходимо внести уточнение в определение избранных хронологических рамок. Объект и предмет исследования предполагают как исторический экскурс в более ранний период, так и в современность. Это вызвано необходимостью более глубокого и точного раскрытия темы.
Научная новизна и значимость данного исследования определяются спецификой проблематизации темы миссии университета в рамках неклассической исторической методологии, предполагающей синтез исторического институционализма и интеллектуальной истории.
В череде явлений социально-экономической, политической и духовной жизни, которые позволяют наглядно охарактеризовать процесс эволюции и преображения социокультурной реальности, создание новых явлений взамен старых, особое место можно отнести процессу изменения миссии университета в рамках постиндустриального общества.
Степень изученности темы. Миссия университета и проблемы университетского образования вошла в круг научных проблем достаточно давно. Но и сегодня, после многочисленных научных дискуссий по поводу роли и места университета в современном мире, определенного ответа на эти вопросы нет. Несмотря на повышенный интерес к университетскому образованию в последнее время, его изучали через призму и в рамках разнообразных аспектов, но не комплексно.
Так, диссертационных работ, комплексно рассматривающих эволюцию миссии университета и научно-педагогический концепт данного изменения, в настоящее время нет. Цветкова Н.Ф.6, Панарин В.И.7, Грибанькова А.А.8, Яблонскене Н.Л.9, Сухова Е.Е.10 рассматривают в своих работах глобализационные черты и особенности образования. Экономическую сущность образования и, соответственно, миссию университета рассматривают в своих работах Шипик Л.Ю.11, Дюжиков С.А.12, Макарова Г.Ю.13Эволюцию идеи университета как предмет интеллектуальной истории раскрывают исследователи Сафронова В.В.14, Моргунова А.Г.15, Леонтьева Е.Г.16, Завалей А.И.17Агеева Е.В.18, Ерофеев Д.С.19, Налетова И.В.20, Есения Х.21, Осипова Н.В.22, Корольчук О.И.23, Старикова О.Г.24, Лиферов А.П.25 ставят в своих диссертациях научно-педагогическую проблему. Обобщая, можно сказать, что в данных работах выделены следующие подходы к рассмотрению миссии университета:
а) правовой (регламентация и нормативно-правовая база изменений системы образования и трансформации миссии университета);
б) институциональный (понимание и реализация миссии университета на различных временных интервалах);
в) концептуальный (различные подходы к определению миссии университета современного общества).
Существуют весьма авторитетные исследователи, которые доказывают, что сфера образования становится такой же сферой рыночных отношений, как строительство, финансы, кредиты и другие отрасли26. Отдельный комплекс исследований, представляющий интерес в связи с изучением выбранного направления, посвящен исследованиям в области образования как отдельной сферы деятельности и как интенсивно развивающегося сектора экономики, где важную роль также играют работы по философии науки, прежде всего классические исследования Т. Куна27, К. Поппера28, И. Лакатоса29, П. Фейерабенда30.
Интерес к проблемам высшего образования и путей его развития находит свое отражение в многочисленных журнальных публикациях.31 Так, например, особый интерес представляют публикации А.А. Аузана, рассматривающего экономическую парадигму миссии современного университета. Статьи других авторов преимущественно так же посвящены перспективам высшего образования, хотя их методические парадигмы существенно отличаются.
Итак, несмотря на обилие исследований, можно констатировать отсутствие сложившейся историографии миссии университета в постиндустриальном обществе. На данном этапе невозможно выделить определенные тенденции в изучении данной области. Можно отметить интерес к коммерциализации образования и трансформации образовательных технологий. Но комплексные исследования научно-педагогического концепта миссии университета не выявлены.
Таким образом, целью диссертационного исследования является выявление концептуальных и институциональных особенностей миссии университета на стадии постиндустриального развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
1.Определить модели университета, сформированные в раннем и развитом индустриальном обществе.
2.Проанализировать концептуальные основы миссии университета индустриального типа.
3.Выявить институциональные вызовы на стадии перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, которые оказывали влияние на миссию и модель индустриального университета.
4.Определить и охарактеризовать проблемные элементы индустриальной модели университета.
5.На основе содержания рейтинговых систем оценивания, определить основы формирующейся модели университета и его миссию.
6.Проанализировать современные проблемы, которые встали перед университетами в эпоху постиндустриального общества.
Источниковая база исследования. Структура источниковой базы отражает специфику предмета исследования и особенности исследовательских задач, решаемых в рамках каждой из глав данной работы.
Специфика источниковой базы данного исследования состоит в том, что работы, посвященные изучению университета, представляют собой и источники по данной теме. Данная специфика определяется методологической парадигмой интеллектуальной истории, в которой написана данная работа.
Первая группа источников состоит из работ, которые отражают мысли и суждения наиболее видных мыслителей относительно задач высшего образования и университета в целом. Университетское образование неоднократно становилось предметом осмысления и изучения. К этой теме обращаются со времен появления университетов. Ставшие уже классическими работы В. Гумбольта32, Дж. Ньюмена33, Х. Ортега-и-Гассет34, М. Хайдеггера35 и др. имеют значительное количество продолжателей сегодня. Интерес представляют работы Б.Р. Кларка36, Б. Ридингса37, Ю. Хабермаса38 и др.Данные работы отражают эволюционный путь миссии университета в интеллектуальном пространстве индустриального и постиндустриального общества.
Вторую группу источников составил широкий комплекс исследований по рейтингованию университетов. Существует несколько общепризнанных международных образовательных рейтингов. Одним из них является «Академический рейтинг университетов мира» (ARWU) - один из первых и основных международных рейтингов.39 В 2004 году появился The Times Higher Education (THE), который определяет ведущие ВУЗы миры, учитывая при этом репутацию среди студенческого сообщества.40 В данный момент рейтинги являются одним из главных критериев оценки полезности миссии университета. Данная группа источников позволяет определить сферы, которые были затронуты и подвержены изменения в контексте изменяющейся миссии университета.
Третья группа представляет собой материалы европейских реформ высшего образования конца ХХ века: материалы Болонской конференции,41 материалы Болонских совещательных семинаров,42 материалы Генеральных совещаний со сторонними организациями мирового масштаба43и др. Данная группа важна для определения формирующихся образовательных трендов в системе образования и с целью определения будущей миссии университета начала XXI века.
Четвертую группу составили различные аналитические записки о высшем образовании44 и современные образованные научно-педагогические методические варианты решения стоящих проблем45.
Методологическая основа исследования. Специфика предметного поля изучения миссии университета в постиндустриальном обществе позволяет использовать различные методологии неклассической исторической науки. Наиболее перспективным является методологический синтез интеллектуальной истории и исторического институционализма. Интеллектуальная история ориентирована на изучение концептуального содержания понятия миссия университета, что позволит определить научно-педагогический концепт данной миссии, видоизменяющийся с течением времени и рассмотреть его, как «мысль в динамике - как ответ на конкретные проблемы и меняющиеся ситуации»46. Исторический институционализм позволяет определить институциональный выбор, совершенный в историческом процессе развития идеи миссии университета в целях изменения отдельного элемента или всей системы в целом; позволит выявить причину осуществленных изменений в контексте понимания задач обучения, реализующихся университетом. Исторический институционализм акцентирует внимание на «процессе лигитимации той или иной формы общественного явления, выделяя как идейный запрос, так и конечные установленные институции»47, что позволяет решить сформулированные проблемы. С его помощью представляется возможным подтвердить тезис о том, что изменения в структуре, на первый взгляд базового и краеугольного явления, не вызваны его внутренним кризисом, а являются порождением объективно существующей модели общественного устройства.
Таким образом, синтез данных методологических приемов позволит проследить изменение понимания обществом научно-педагогического концепта миссии университета и сам концепт эпохи постиндустриального общества. А исторический институционализм актуализирует внимание на тех институциональных противоречиях, которые порождают кризис системы и вынуждают искать пути выхода из данного кризиса, что, в свою очередь, проявляется в изменении составляющих миссии университета и самой структуры высшего образования. Гипотетически, можно предположить, что миссия университета в условиях развития постиндустриального общества может войти в резонанс по скорости изменения со скоростью изменения общественных структур. Иными словами, реакция университета на существующий социальный заказ не успеет за темпом изменения данного социального заказа.
Положения, выносимые на защиту:
1.Индустриальное общество сформировало две модели университета: классическую немецкую и неклассическую англо- американскую.
2.Миссия индустриального университета имела определенные различия в каждой модели, однако в целом отражала общественное устройство индустриального общества.
3.Внешние факторы, бесспорно, оказали значительное влияние на миссию и модель университета, начав процесс реакции и реформирования.
4.Пересмотр миссии университета в постиндустриальную эпоху был вызван научно-техническими и социально- экономическими факторами.
5.Миссия университета постиндустриального типа, назовем его постнеклассическим, находится в русле общественных тенденций, а не формирует их.
6.Содержание миссии университета на современном этапе зависит от социально-экономического заказа, образовательных технологий информационно-виртуальной среды и глобализации образования и не может быть одномерным.
Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания Новой истории зарубежных стран и специализированных учебных курсов в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Апробированный в рамках данной работы методологический синтез интеллектуальной истории и исторического институционализма может быть использован при изучении феномена «миссия» различных общественных институций, в том числе в рамках магистерских и аспирантских диссертационных работ.
Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научно- исследовательском семинаре и отражены в одноименной статье, сданной для публикации в сборник научных работ «CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Сборник научных трудов».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА I. УНИВЕРСИТЕТ В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ
§1. Классическая модель университета
XIX век начал, в буквальном смысле, новый этап в развитии высшего образования. Со становлением в Германии новой формы высшей школы - гумбольдтовского «классического» университета - существенно видоизменились как внутреннее идейное пространство, так и роль, и место университетов в общественном устройстве, в развитии национальных науки и культуры ряда стран, которые приступили к реорганизации высшего образования. Средневековые объединения ученых претерпели эволюцю в передовые центры развития науки во всех ее проявлениях. Достижения немецкого «классического» университета во многом повлияли и на распространение университетского образования во всем мире, вплоть до Соединенных Штатов Америки, Японии, Китая и России48.
Тесная организационная и территориальная связь между университетами Священной Римской империи в конечном итоге сделала неизбежной их институциональную реорганизацию в начале XIX века. В данный период обширных общих политических перемен в Германии, немецкое правительство искало силы противостоять Франции, черпая их внутри себя, для собственного же укрепления и развития. Рождение «классического» университета в Германии как оппонента утилитарной французской системе образования находится как раз в этом ряду общественно-политических явлений.
Состоявшаяся в XVIII веке «модернизация» немецких университетов49 во главе со знаменитым Гёттингеном, реализовала многие принципы, из которых, в дальнейшем, начала складываться новая модель университетского образования. Однако, в отличие от аполитического «рая для ученых», каким являлся Гёттинген, теперь требовалась перспективная модель национального университета («университета для Германии»), ответственность за формирование которого должно было взять на себя одно из немецких княжеств. С инициативой реализовать проект выступила Пруссия, в правительстве которой развернул свою деятельность выдающийся реформатор системы высшего образования Вильгельм фон Гумбольдт (1767- 1835), подготовивший впоследствии открытие Берлинского университета. Этот университет стал как национальным образцом высшего образования, так и классической моделью миссии университета того времени.
Свое конкретное воплощение «модель Гумбольдта» получила в 1810 году, с основанием национального Берлинского университета. Причинами появления такой модели могут служить, по мнению историка Р. фон Брюха50, несколько факторов: фактор времени, фактор места, идейно-национальный фактор. Фактор времени состоял в том, что после тяжелейшего поражения от Наполеоновской Франции в 1806 году, Пруссии было необходимо определенное самоутверждение, восстановление своего авторитета и престижа среди соседних немецких государств. Для реализации данной цели, привлекательной оказалась именно сфера науки и образования. Прусский король высказался тогда, что государство должно духовными силами возместить то, что оно потеряло во время войны физически. Данный организационный тезис послужил началу большому количеству образовательных проектов, начиная с основания в столице Пруссии главного высшего научного заведения и заканчивая формированием определенного политического заказа на национально ориентированную науку. Фактор места относился к самой столице Пруссии Берлину. Впервые для размещения немецкого университета была выбрана столица крупного государства, что означало как близость к власти и определенные финансовые источники, так и возможность привлечения и использования уже имевшейся научной и культурной инфраструктуры города. А так же и взаимодействие с ученой средой Берлинской королевской Академии наук. Идейный же фактор связан и с формированием немецкой национальной философии, и с выстраиванием своей миссии, как института идеологического и культурного стратегического развития всей национальной науки.
В феврале 1809 года Гумбольдт был назначен на должность директора департамента образования в министерстве внутренних дел Пруссии и в течение шестнадцати месяцев своего пребывания на этом посту успел заложить основы всей новой образовательной системы государства: от начальных школ, гимназий до высшей ступени - главного нового университета новой модели. Как уже говорилось, идея открытия в столице Пруссии высшего научного учреждения становилась насущной потребностью со стороны государства. Данная модель образовательного учреждения рассматривалась как некий «сверхуниверситет», который должен заниматься подготовкой высших государственных чиновников из лучших выпускников других местных университетов. Миссия университета в такой модели представляется чисто утилитарной и отвечающей на запросы со стороны государственного управления.
Вопрос о миссии университета в данной образовательной модели ставили еще предшественники Гумбольдта, в частности, профессор из Галле Г. Штеффенс в своей лекции «Об идее университета» в 1809 году, а также руководитель богословского факультета Берлинского университета, философ и теолог Ф. Шлейермахер в статье «Размышления об университетах в немецком смысле» в 1809 году. Главная миссия университета, по их мнению, заключалась во взаимосвязи университета и науки с одной стороны и государства с другой. И Штеффенс, и Шлейермахер не сомневались в действенности государственной поддержки науки (что уже продемонстрировали «реформированные» университеты), но они же выступали категорически против какого-либо идеологического и организационного вмешательства государства в функционал университета.
Штеффенс, размышлявший о роли государства в развитии университета, писал о том, что «задача государства заключается в том, чтобы организовывать, помогать развитию университетов, а затем - терпеть их свободу»51. Свобода же студентов, которой они в сравнении с выпускающей их школой пользуются в университете, заключена преимущественно в отношении их умственной деятельности. В свободном университете студенты не должны быть подчинены никакому принуждению, никто их не заставляет, но и ничто от них не закрыто. Никто не приказывает им посещать ту или иную лекцию. Никто не может им сделать упрек, если они это делают неаккуратно или совсем прекращают посещение занятий. Над всеми их занятиями нет никакого иного контроля, кроме того, который студенты сами добровольно предоставляют своему преподавателю. Они знают, что именно от них будет потребовано, когда они покинут университет и какие экзамены им предстоят. Но с каким упорством они захотят готовиться к этой цели и как данное рвение и упорство равномерно или неравномерно распределить, это остается полностью на их собственном усмотрении. Университет должен заботиться лишь о том, чтобы ему хватало вспомогательных средств для более глубокой учебы, однако насколько хорошо или плохо студенты ей пользуются, об этом (хоть такое и заметно) непосредственно все-таки никто не дает отчета. Научная деятельность должна стать для студента, как смыслом обучения, так и основной его деятельностью в университете. Таковы основы миссии университета по их мнению.
Несомненно, важно и то, что, выдвигая свои варианты построения новой модели университета, и Штеффенс, и Шлейермахер в качестве «высшего научного учреждения», вбирающего в себя новую миссию, которую они отстаивали, представляли именно университет, а не закрытую корпоративную структуру. Под такой закрытой структурой нужно понимать, прежде всего, английскую систему высшего образования, доступ в которую имели только представители высших слоев населения, а научная деятельность в английской системе не стояла во главе угла и не была направлена на создание национальной элиты и передачу культурного наследия. Обобщая вышесказанное об идейном пространстве, в котором зарождалась модель классического университета в целом, и Берлинского университета в частности, следует подчеркнуть, что основание нового университета получало свое воплощение в условиях оживленной дискуссии о роли науки и образования в обществе и государстве.
Основываясь на взглядах Штеффенса и Шлейермахера, строил свою модель университета и Гумбольдт. Представляя миссию университета, Гумбольдт пользовался термином «учебное заведение». Таким образом, обращая внимание не на корпоративную природу университета, а на его принадлежность к государственным институтам. Среди его проектов важное место занимает документ «О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине»52. В данном программном документе отражены основные постулаты миссии классической модели университета. Главный социальный принцип университетской модели он выделяет в функции нравственного воспитания нации. Образовательная же функция этого учреждения заключается в том, чтобы осуществлять переход от школьной учебы к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому единственной точкой зрения, с которой она должна рассматриваться, является чистая наука, одно присутствие которой уже гарантирует университету, несмотря на возможные отклонения, правильное развитие. Главный посыл миссии университета сформулирован лаконично - «образование наукой»53.
Условием для функционирования и реализации такой общественной миссии в высшем заведении, находящемся под покровительством государства, Гумбольдт считает то обстоятельство, при котором государство взяло бы на себя задачу сохранения и поддержания в непрерывности процесса образования через науку, способствуя формированию активного и интенсивного обучения. Тем самым инициируя научную жизнь и подготовку национальной интеллектуальной элиты. В то же время государство должно понимать, что оно само по себе не является причиной этого процесса, но зато способно стать препятствием его развития, если не предоставит ему достаточной свободы. Угроза реализации подобного сценария развития исходит не только от государства, но и изнутри университета, когда в нем начинает преобладать один определенный дух, а ростки другого подавляются. Таким образом, непосредственная задача университетской политики государства, согласно Гумбольдту, - в подборе подходящих людей, способных обеспечить мощь и разносторонность духовных сил, а затем свободу их деятельности.
Как видно из представлений Гумбольдта, модель университета должна включать в себя социальные и научные задачи. Государство же становится опорой и чуть ли не основным модератором стратегии развития университета. Но при этом, основное опасение данного вмешательства заключается в том, что может быть утрачен первоначальный замысел развития университета и он станет выполнять только те задачи, которые диктует государство без малейшей альтернативы.
В конкретном проявлении своей общественной миссии Берлинский университет уже в период 1810-1840-ых годов воплотил в жизнь слова Гумбольдта о неразрывной связи образования и науки, о неразрывной связи высшего образования и национального развития. Берлинский университет представил не только Германии, но и всей Европе эталон научного знания в его единстве, раскрывавшем взаимосвязи различных отраслей науки, а также на единой методологической основе, разработанной Гегелем.
Однако, стоит заметить, что импульсы формирования немецкой «классической» модели исходили не только из Берлина. Схожие процессы шли в университетах южной и центральной Германии начала XIX века. Там также ощущалось влияние неогуманизма, хотя и в меньшей степени, чем в Пруссии. Все реформы в данных районах были направлены против стагнации и коррупции старого университетского состава. Активным помощником в реформировании выступали местные органы государственной власти54. Следствием активного «состязания» немецких университетов на протяжении первой половины XIX века по набору студентов и преподавателей, явилась интеграция немецкого образовательного пространства, завершившаяся в середине XIX века и послужившая не последней среди предпосылок к объединению Германии в будущем.
Немецкая модель университета в то время противопоставлялась английской модели. Старейшие и наиболее уважаемые европейские университеты Оксфорд и Кембридж считались тогда элитарными в том смысле, что наукой в них занимались представители элитарных слоев, для которых научные исследования были своеобразной «игрой в бисер». Английская университетская элита занималась наукой ради науки, а не ради какой-то высшей социальной цели. Исследования проводили либо в Академии наук, либо в гражданской сфере при финансировании со стороны. К тому же, английская модель университета довольно тесно была связана с церковью, что ограничивало инициативу исследования. Во Франции после 1806 года все университеты были понижены в статусе до специальных школ под контролем Имперского университета. Наука и исследования были выведены из программы университета, а он сам перешел на государственный учебный план. Похожая модель была перенесена и в Россию. Дискуссии о модели и миссии университета проходили в русле критики деятелями эпохи Просвещения разложившегося корпоративного университета и потребностью государства в контроле над высшим образованием. Исторический контекст во Франции во время Великой революции способствовал реформированию университетской модели под запросы государства. Доказав свою эффективность тем, что смогла найти баланс между запросами власти и запросами общества, данная модель была распространена в другие страны. Во Франции это получило отражение в создании профильных школ, но с правом отдельных наиболее значимых из них присуждать ученые степени. Тем самым решался вопрос обеспечения, как трудового потенциала, так и научного. В России это получило отражение в том, что высшее образование стало позиционировать себя как институт продуцирования научных знаний и развития национальной элиты. Вопрос с научной составляющей, правда, оставался открытым. Все вышеперечисленные модели в XIX веке оказались под сильным влиянием опыта гумбольдтовского университета.
Итак, немецкий университет к середине XIX века стал олицетворять модель «национального исследовательского университета». Миссия классического университета нашла свое отражение в трех магистральных направлениях: общественном, государственном и образовательном. Общественная составляющая классической модели заключалась в формировании национальной элиты и передаче культурных ценностей. Государственная - состояла в подпитке государственных структур качественными управленческими кадрами. Образовательная - заключалась в формировании новой модели, как научной социализации, так и построения образовательной деятельности. Данные концепты позволили обеспечить интеграцию немецкой нации в идейном, политическом и культурном формате. В таком подходе к реализации миссии университета оказался залог универсальности «классической» модели университета и огромный потенциал ее распространения по всему миру, в том числе и в России, деятели которой имели возможность пристально изучать кардинальные изменения облика немецких университетов, стремясь эффективно использовать их в ходе собственных реформ высшего образования.
Однако присутствовали определенные институциональные проблемы миссии университета, в дальнейшем вызвавшие трансформацию классической модели. Так как на этапе формирования национальной системы образования, оно становится «территориальным», что означало постепенную интеграцию образовательных учреждений в систему государственных служб. Знание, которое производится и передается в национальных или территориальных системах высшего образования, становится значимым или полезным только на определенной территории. Примечательным является и то, что в данный период знание и само значение высшего образования не было связано с идеями экономического развития в том виде, как это обсуждается на этапе формирования современной модели университета и, соответственно, миссии высшего образования. Смысл создаваемого в стенах вузов знания заключался, с одной стороны, в его применимости для нужд государственного управления, а с другой стороны, в идее политической и научной социализации граждан через формирование общего багажа знаний, формирования общей культуры. Иначе говоря, университеты производили «полезное знание», которое могло быть использовано государствами в процессе национального строительства55 в период формирования национальных государств. Кроме того, высшие учебные заведения являлись элитарными учреждениями, которые представляли собой канал формирования национальных элит: чиновников, инженеров, военных, ученых56. В среднем, в университетах до середины XIX века обучалось примерно 2-4 % молодежи в возрасте от18 до 24 лет. Доступ в вузы был затруднен как платой за образование, так и правилами, ограничивающими доступ. Например, английская классическая система высшего образования вплоть до XIX века была сугубо элитарной. По существовавшим правилам поступить в Оксфорд или Кембридж могли только мужчины англиканского вероисповедания из высшего или высшего среднего класса.57 Лишь постепенно происходило изменение принципа отбора кандидатов в направлении меритократии. Благодаря этому число студентов и их социальный состав постепенно расширялись. Основным принципом отбора студентов становятся результаты выпускных школьных экзаменов или вступительных в вуз. Этим изменениям принципов отбора студентов сопутствовало социальное расширение школьного образования, прежде всего среднего, а также рост его качества. Благодаря этому появилось больше грамотных и образованных граждан, способных обучаться в университете.58 Схожие процессы происходили во всех странах, где прошло реформирование системы высшего образования и становление классической системы высшего образования. Вместе с тем, переход к индустриальному обществу и сохранение модели классического университета в прежнем формате стал не возможным, и потребовались очередные реформаторские инициативы, повлекшие за собой и изменение миссии университета.
В целом, немецкая модель классического университета была вызвана необходимостью консолидации общества в политическом и культурном отношениях. Новая модель, подчиненная государству и контролирующая образовательную и научную жизнь в стране, стала идеальной в условиях становления национального государства.
В рассматриваемый период европейское высшее образование переживало определенный структурный кризис. В определённой степени данный кризис базировался на критике университетов просветителями. Деятели эпохи Просвещения критиковали высшее образование за обилие университетской свободы, которая, по их мнению, формирует в человеке определенную исключительность и выступает критерием противопоставления всему городскому сообществу. Тем самым портит умы и нравы студенчества. Критике подвергалась и сама система преподавания.
Просветители полагали, что многие дисциплины не способны обучить студента ничему из-за глубокой оторванности от повседневных потребностей и излишней теоретизации материала. Знание, преподаваемое в университете конца XVIII века, по их мнению, не несут пользы, потому что не удовлетворяют запросы общества. Постоянно критиковались и формы обучения, в которых виделись все первопричины кризисных явлений. Раздавалось мнение, что лекции утратили свое значение, поскольку было начато массовое книгопечатание и удешевление книг. Университетский диспут критиковался за то, что в его процессе всё обсуждение сводилось к простому пересказыванию мнений конкретных мыслителей и ученых прошлого, к простому повторению догм. Корпус преподавателей и сама система восполнения преподавательских кадров критиковалась за то, что ходе данного процесса формируется кумовство и корпоративность. Преподаватель же, по мнению просветителей, должен быть человеком науки, самостоятельно формирующим программу преподавания, а не пересказывающим книги студентам. Стоит сказать, что многие преподаватели университетов, в частности Иммануил Кант, сталкивались с подобными проблемами и жаловались на то, что не могут заниматься научной деятельность в силу большой учебной нагрузки, в то время, как получить же саму учебную нагрузку было крайне трудно. Таким образом, главные требования просветителей сводились к отстаиванию и распространению утилитарного подхода к высшему образованию.
Необходимо рассмотреть ряд факторов, повлиявших на становление новой модели университета. Объективными факторами изменения модели университета можно считать как критику со стороны деятелей Просвещения, отстаивавших утилитарный характер высшего образования, так и процесс секуляризации и бюрократизации, вызванный в немалой степени вмешательством государства во внутренние дела университета. Всё это меняло роль образования, превращая его в сферу государственных услуг, а преподавательский состав в государственных служащих. Тем самым разрушались прежние корпоративные принципы высшего образования. Субъективными факторами можно назвать процесс роста потребностей общества и государства в подготовленных кадрах, качестве образования и его роли в повседневной жизни отдельного. Данные факторы неизбежно приведут к пересмотру роли и места высшего образования. Начинала формироваться новая модель университета, основанная на эффективности и разуме, формируемая зачастую сверху.
Под эффективностью и разумом понимались следующие образовательные принципы. Во-первых, это принцип академических свобод студентов и преподавателей, иными словами свобода обучать и обучаться. Это означало, что преподаватели способны сами строить и наполнять свои курсы в рамках определенной учебной дисциплины. А студенты получали право самостоятельно выбирать и изучать необходимые дисциплины, если не существовало обязательных учебных предметов и зафиксированного учебного плана занятий. Во-вторых, одним из самых важных принципов, является принцип единства преподавания и исследования. Тем самым, осуществляя процесс образования, преподаватель должен вести свою научную деятельность, развивая и приумножая знания. Данный принцип должен был стимулировать к активной научной деятельности не только преподавателей, но и студентов. Из этого следует, что именно степень участия в научной жизни и должна выступать в качестве критерия эффективности того или иного преподавателя или студента и определять его дальнейшую научную карьеру. Это представляет собой принцип в первую очередь научного учреждения, где помимо всего прочего, осуществляется еще и образовательная деятельность. В основу четвертого принципа был положен переработанный просветительский тезис о том, что вершину всей умственной деятельности человека должна занимать наука и энциклопедизм. Тезис был переработан в русле прагматического подхода и выразился в утверждение о том, что наука должна заниматься поиском фактов, общих законов и закономерностей в развитии общественных явлений, стараясь раскрыть сущность данного явления. Опираться это должно было на научную методику познания, раскрывающую сущность философской картины мира. Таким образом, обрисовалась новая модель высшего образования, совмещающая в себе как научную деятельность, так и образовательный процесс.
Раскрывая принцип университетских свобод, известный немецкий философ того времени Шлейермахер в своем произведении «Размышлениями об университетах в немецком смысле» высказался о том, какова должна быть роль преподавателя в университет: «Истинный дух университета состоит в том, чтобы внутри каждого факультета могла царить как можно больше свобод. Предписывать профессору, что он в установленное время из года в год должен повторять одно и то же, означает настраивать его против собственного же занятия, а также брать на себя вину в том, что его талант тем скорее увянет. Конечно, следует позаботиться о том, чтобы в течение такого промежутка времени, какой обычно проводят в университетах, все существенное из каждой области действительно бы читалось. Но если только присутствует надлежащий полный состав преподавателей в своих областях, то в этом не будет трудностей. Указание же каждому преподавать свой особенный предмет должно быть как можно менее формализованным и более гибким, так что два преподавателя без дальних толков могли бы обмениваться обязательствами, которые им были поручены. Итак, каждому будет сохранена свобода, и целое тем самым не пострадает, но выиграет»59.
Говоря о роли студента в образовательном процессе, Ф. Шлейермахер отмечал, что «свобода студентов, которой они в сравнении с выпускающей их школой пользуются в университете, заключена преимущественно в отношении их умственной деятельности. В университете студенты не подчинены никакому принуждению, никто их не подгоняет, но и ничто от них не закрыто. Никто не приказывает им посещать ту или иную лекцию, никто не может им сделать упрек, если они это делают неаккуратно или совсем прекращают посещение. Над всеми их занятиями нет никакого иного контроля, кроме того, который они сами добровольно предоставляют своему преподавателю. Они знают, что от них будут требовать, когда они покинут университет, и какие экзамены им предстоят, но с каким рвением они захотят готовиться к этой цели и как его равномерно или неравномерно распределить, это остается полностью на их собственном усмотрении. Университет заботится лишь о том, чтобы им хватало вспомогательных средств для более глубокого погружения учебы, однако насколько хорошо или плохо они ими пользуются, об этом (хоть такое и заметно) непосредственно все-таки никто не дает отчета»60. Таким образом, по его мнению, университет должен способствовать развитию внутреннего мира преподавателей и студентов, формируя истинный научный дух образования, находящийся во взаимосвязи с внутренним миром человека.
Говоря о месте и роли науки в структуре высшего образования, необходимо отметить труд самого Гумбольдта под название «О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине». Гумбольдт понимает науку, как «вершину, к которой сходится все, что делается непосредственно ради нравственного усовершенствования нации»61. То есть, наука в его представлении - это не только цель деятельности, но и средство для дальнейшего развития государства и общества. Для него наука представляется процессом исканий истин, посредством которого и происходит процесс образования. Гумбольдт противопоставляет роль науки в школьном и университетском знании, говоря, что в школе наука выступает «готовым и отделанным знанием», тогда как «характерной особенностью высшего научного заведения служит то, что оно всегда обращается с наукой как с еще не полностью разрешенной проблемой и поэтому всегда остается в поиске»62. Отсюда следует, что Гумбольдт в качестве главной мысли внутренней научной университетской жизни выдвигает следующий принцип: «рассматривать науку как нечто, еще не вполне найденное, и как то, что никогда не может быть найдено до конца; но именно как таковую ее неустанно искать»63. По его мнению, любое прекращение поиска или решения проблемы, приведет к тому, что науку «больше не следует извлекать из глубин человеческого духа, но достаточно пополнять и упорядочивать как коллекцию»64 и само высшее образование для человека будет потеряно. Таким образом, непосредственное участие студентов и преподавателей в научном поиске и составляет главную суть обучения в гумбольдтовской (классической) модели университета, а преподавание в нем неразрывно сопряжено с научным исследованием.
Роль науки в образовательной жизни университета Гумбольдт определяет следующим образом: «Не преподаватель присутствует для учащегося, но оба они - для науки»65. Тем самым определяется не только принцип академических свобод (хотя сам Гумбольдт об этом не писал), но и принцип равноправия преподавателя и студента с точки зрения науки. Студент, самостоятельно использующий научное знание ради процесса обучения должен восприниматься, как самостоятельная и самоопределяющаяся личность. Конечно, данная образовательная модель не возможна без хорошего школьного базового знания. Кстати говоря, гимназическую реформу Гумбольдт также предлагал, пытаясь внедрить выпускной экзамен и экзамен при поступлении в высшее учебное заведение. В данном процессе скрывается парадоксальность и идей просвещения в отношении высшего образования и роли науки в образовательной жизни. Получается, что умные, способные самостоятельно распоряжаться научными знаниями люди должны пройти через институт отбора для поступления в университет. В университете институт отбора должен был быть сосредоточен вокруг научной деятельности. Как ни странно, в данной ситуации и проявляется роль науки как утилитарного компонента классической модели высшего образования. Подтверждением высокой роли науки в процессе обучения и ее роли в качестве критерия успеваемости может служить оценка опыта внедрения семинарского занятия по образцу гумбольдтовской модели профессора химии Гиссенского университета Юстуса Либиха. Он писал: «В лаборатории собственно учеба существовала только для новичков; специализирующиеся же у меня ученики учились только в том отношении, что они собирали препараты, я давал задания и следил за их выполнением; и как у лучей, расходящихся от одного круга, у всех них был единый общий центр. Никакого руководства, собственно, не было; я получал от каждого по отдельности каждое утро отчет о том, что он сделал в предшествующий день, и выслушивал соображения о том, что ему предстоит; я одобрял или делал свои поправки, но каждый был обязан искать свой собственный путь самостоятельно. Зимой два раза в неделю я делал своего рода обзор важнейших вопросов дня. Это были большей частью сообщения о моих или их собственных работах во взаимосвязи с исследованиями других химиков. Мы работали от начала дня вплоть до наступления ночи, а развлечений и удовольствий в Гиссене не было. Единственными жалобами, постоянно раздававшимися, были сетования служителя, который по вечерам, когда должен был делать уборку, не мог заставить работающих уйти из лаборатории. Воспоминания об их пребывании в Гиссене пробуждают, как я часто слышал, у большинства моих учеников приятное чувство удовлетворения от прекрасно употребленного времени»66. Таким образом, роль науки в образовательном процессе классической университетской модели занимала главное место, выполняя помимо всего прочего обучающую функцию. Преподаватель выступал наравне со студентом в научной сфере и в качестве консультанта в образовательном процессе.
В модели классического университета прослеживались определенные тенденции унификации образования. Выражалось это, помимо совмещения науки и обучения в процессе семинарских занятий, еще и в структуре образования. Именно в Берлинском университете, олицетворявшем классическую модель, появилась принципиально новая организация образовательного пространства: все естественнонаучные кафедры были собраны на философском факультете, в том время, как ранее они были разделены между ним и медицинским. На философском факультете были представлены все историко-филологические и политико-экономические дисциплины. Это обеспечило ему лидерство, как по числу студентов, так и по месту среди других факультетов (медицинском, богословском и юридическом). В дальнейшем, из философского факультета выделился естественнонаучный факультет. Стоит заметить, что все четыре факультета приобрели научный характер обучения, помимо практико-ориентированного подхода. Главной, но не основной, формой занятий стал практический семинар или лабораторное занятие.
Внешние тенденции, проявившиеся в Германии в середине XIX века, поставили перед университетом ряд образовательных проблем: конкурирование за счет образовательного процесса и дисциплин за студентов и необходимость унификации образования. Это выразилось в появлении новых кафедр, возникновение университетских научных институтов, клиник при университетах, перемещении преподавателей из университета в университет. При этом и здесь импульсы к созданию семинаров или научных институтов шли не только из Берлина, но и из других немецких университетов. Так, для развития методологии не только своих наук, но и естествознания в целом огромное значение сыграла уже упомянутая первая в Германии научно-исследовательская химическая лаборатория Либиха в Гиссене в 1825 году, а также математический семинар в Кёнигсберге в 1834 году, которым руководил известный математик и физик К. Г. Якоби. Приват-доцентура, как институт, также родилась не в Берлине. Уже на рубеже XVIII-XIX веков она употреблялась в баварских университетах, в университете Галле и Гёттингене. Но именно в классическом немецком университете приват-доценты впервые заняли весьма существенное, чуть ли не ведущее место в преподавании, читая лекции по максимально широкому кругу научных дисциплин. Между молодыми учеными, для которых плата за лекции была единственным источником их финансирования в университете, развивалась здоровая конкуренция за слушателей. Данное явление привело к повышению уровня лекций. Неудивительно, что именно приват-доценты немецких университетов открывали новые актуальные курсы, вводили в лекции новейшие тогдашние научные достижения и методы. Тем самым значительно обогащалась система преподавания немецких классических университетов. Таким образом, к середине XIX века сложилась единая система организации высшего образования, с отличительной академической культурой и ролью науки в процессе обучения.
Главной миссией данной модели университета стало образование через научную деятельность. В целом, данный принцип удовлетворял как академическое сообщество, жаждущее научной самореализации, так и интересы государства в том, чтобы в результате получить национальный интеллектуальный потенциал. Наука стала основной содержательной линией внутренней организации, подчиняя себе отношения студентов и преподавателей. Конечно, сохранялся некий элитарный принцип поступления в высшие образовательные учреждения, но внутри все было подчиненно свободному духу отношений между всеми субъектами, основанному на научной деятельности. Преподаватели и студенты разного социального статуса представляли единый состав. Первые консультировали, вторые развивали определенные направления деятельности. Основной идеей университета стала цель подготовить национальную элиту, способствуя тем самым усилению процесса строительства национального государства. Исходя из этого, человек понимался как носитель определенного социально- культурного наследия страны. А также он должен был формировать данное наследие для будущего развития. Стоит отметить, что наука не является главным фактором развития государства, она лишь служит в качестве инструмента для обучения и формирования личности. А университет, используя науку в качестве главного своего инструмента, решал педагогическую (новые эффективные методики обучения) и государственную (новые управленческие и научные кадры) задачи. Модель классического национального немецкого университета с принципом образование через науку до сих пор является идеалом университета в представлении многих мыслителей и реформаторов.
§2. Неклассическая модель университета
Завершение промышленного переворота в ведущих странах запада и развернувшаяся в конце XIX - начале ХХ века империалистическая борьба за экономическое господство предопределили необходимость трансформации образовательной модели. В этот период вырабатывается новая модель университета и формируются новые задачи миссии университета. Наиболее ярко эти процессы нашли отражение в истории высшего образования США. Потребность в реформировании модели университета была продиктована определенными социальными проблемами из-за притока эмигрантов, решить которые и предполагалось через систему высшего образования, а также необходимостью обеспечить удовлетворение потребностей, стоящих за бурно развивающейся промышленностью. Развитие промышленности требовало притока большого числа квалифицированных кадров и развития технологий производства. В отличии от трансформаций в немецкой модели, американская система высшего образования ставила перед собой задачу включения в нее большего количества людей, а не создания национальной научной элиты. Тем самым, главным вектором развития модели университета становится массовость и доступность.
Немецкая классическая модель университета с такими основными элементами, как научность, культурное развитие и государственное регулирование не утратила данные черты, но произошло их переосмысление. Научная деятельность в рамках такой миссии университета выполняет научно-исследовательскую прикладную функцию и становится массовым товаром. Прослеживается и синтез французской модели, где практической наукой занимаются лишь специализированные школы, а не университеты, и немецкой модели, где присутствует фундаментальное научное знание. В итоге модель университета совмещает в себе элементы прикладного и фундаментального знания, а обществу и государству предлагаются не уникальные независимо мыслящие субъекты, а образовательные программы оригинального содержания с целью обеспечить потребности экономического и социального развития: обеспечение профессиональными кадрами предприятий и получение профессии для граждан.
Важными изменениям подверглись образовательные программы. От тенденции свободных университетских программ, практика сместилась в пользу стандартизированных учебных курсов и планов, типовых заданий и форм оценивания. Миссия университета приобретает некие сервисные функции, вызванные необходимостью обслуживать усложняющуюся социальную структуру и промышленность. Данная трансформация имела основания для критики, ведь классическая модель и миссия университета предполагала продуцирование высокой культуры, но потребность в таковой постепенно отходит на второй план. Прагматизация научного знания и миссии университета сформируют основной дискурс развития университета в последующее время.
Прагматический поворот в общественном сознании, произошедший в начале ХХ века и поставивший познающего субъекта в прямую зависимость от заказчика, предопределил трансформацию миссии университета. Социальный заказ стал основным критерием ее формирования. Вызвано данное явление было экономическими факторами и усложнением статусно- ролевой идентификации индивида. Когда университетское научно- исследовательское знание начинает конструироваться и распространяться на основе «заказа», согласно потребностям определенного заказчика, то и модель миссии университета «начинает функционировать как прагматическая организация и принимает такие институциональные формы, как корпоративный, контркультурный, политически ориентированный и предпринимательский университеты»67.
Модель университета также претерпевает существенные видоизменения. Университет трансформируется в объединение технологических центров, экспериментальных площадок и научно-исследовательских лабораторий. Исследователь высшего образования Б. Р. Кларк, описывая модели университетов конца ХХ века, замечал, что их «успех обеспечивается разветвленной структурой подразделений, нацеленных на создание связей с внешними организациями»68. К таким организационным единицам он относил как «междисциплинарные проектно-ориентированные научно-исследовательские центры, решающие теоретико-практические задачи в целях экономического и социального развития региона», так и «профессионализированные отделы по внешним связям, например структуры, взаимодействующие с промышленностью». Периодом развития данной институциональной модели университета стал преимущественно ХХ век (до 1970-ых годов).
Сохранив ориентиром прагматическое универсальное знание, которое предполагает и научно-исследовательскую деятельность, модель университета приобрела новые черты своей миссии. Задача создания и передачи уникального знания вошла в противоречие с общественным развитием и потребностями в решении насущных прикладных задач, вследствие чего, университетское знание стало пониматься как средство улучшения благосостояния и решения социальных проблем. Университету необходимо было перестраиваться под единые стандартизированные учебные программы и планы, а также сильная зависимость от потребностей заказчика. Такими компонентами миссии университета стали: удовлетворение интересов экономики, развитие научно-исследовательских зон, способность к самоокупаемости за счет предлагаемых продуктов. Миссия университета в конечно формате связывалась с успешной реализацией сервисной функции моделью университета. Многие институциональные основы оказались весьма прочны и, в дальнейшем, вызвали ряд дискуссий о смерти, как классической модели университета, так и университета в целом. Исследователь проблем высшего образования в Англии, профессор высшей школы, Майкл Барбер, отметил, что «конструкции, кажущиеся незыблемыми, на самом деле пребывают в стадии перманентного движения»69. Тем самым, идет накопление противоречий, которые непременно приведут к «сходу лавины» и реформам по видоизменению миссии университета.
Вторая половина прошлого века стала рубежом для высшей школы. Функционализм развитой индустриальной культуры превращает сообщество университетов в сильно дифференцированное как по уровням образовательной подготовки, так и по сферам профессионального участия. Университет встраивается в узкопрофессиональные сегменты, он заимствует как их частную корпоративную культуру, так и общий дух коммерции и прагматического отношения к знанию. Университет готовит к профессиональной сфере жизни. Не смотря на активные дискуссии, формирующаяся пестрота и функционально-специфицированное образовательное сообщество весьма затруднительно создает единую идею, способную выразить общезначимую социальную функцию, как это было, например, во времена Гумбольдта. Культурная роль университета распадается на разные кластеры, где одни служат науке и поиску истины, другие обеспечивают региональную экономику и решают проблемы занятости, третьи обслуживают политику и системы государственного управления, четвертые занимаются образовательной коммерцией.
Таким образом, трансформация миссии университета была вызвана как внешними экономическими факторами, так и изменениями в общественном устройстве. Новые прагматические задачи, которые были поставлены перед университетом со стороны заказчиков его услуг, привели к довольно сильной дифференциации задач высшего образования. По функциональному назначению университет перешел от задачи формирования нации к подготовке производственных кадров. Причем эта трансформация проходила по-разному в зависимости от национальных особенностей развития.
Образовательные модели национальных государств по-разному реагировали на вызовы времени.
Дав общую характеристику направлению развития, обратимся к отмеченным национальным особенностям его реализации. Чуть позже, чем произошло складывание немецкой системы высшего образования, началось реформирование и формирование английской модели. Английский кардинал и теоретик системы образования Дж. Ньюман в своем произведении «Идея университета» высказывал много суждений, аналогичных мыслям немецких идеалистов (прежде всего Шиллера, фон Гумбольдта, Фихте, Шлейермахера и Гегеля). Так же, как и выразители идеи немецкого университета, Ньюман настаивает на идеале целостного, органического знания, изучаемого ради него самого. Именно в этом чистом стремлении решается задача построения нации. Настаивая на второстепенном значении исследования в университете, Ньюман возражает «не против исходной мысли о необходимой связи чистой науки и образования, но против засилья научно-исследовательской установки, ведущей, с одной стороны, к вытеснению авторитетного типа знания, а с другой - к расщеплению того самого целостного и органического знания, о котором говорили и он и немецкие идеалисты начала XIX века»70. В этом отношении ньюмановская «Идея университета» представляет собой скорее защиту, а не опровержение немецкого понимания образования. Так же как, например, Макс Шелер, Хосе Ортега-И-Гассет и Роберт Хатчинс в более поздний период, Ньюман стремился восстановить «идеал целостного университетского образования в противовес нарастающим деструктивным процессам гиперспециализации и технизации знания»71. Ведь в университетах Англии в середине XIX века этот процесс усиления специализации обучения шел даже быстрее, чем в Германии. В качестве иллюстрации можно привести историю развития Кембриджских «трипосов» (по математике, филологии, естественным наукам) - высокоспециализированных и очень сложных экзаменов, требовавших всецелого сосредоточения на избранном предмете. Аналогичные процессы, хотя и не столь ярко выраженные, происходили и в Оксфорде. Роль и место науки в представленной образовательной модели должно сосредотачивать в отдельных научных центрах или институтах, косвенно связанных с самим университетом. В целом, данная модель образования не предполагала отказа от научной деятельности, но подготовка научных кадров не ставилась во главу угла. Главной целью высшего образования считалось либеральное (свободное) знание, по итогам усвоения которого должен был сформироваться всесторонне развитый джентльмен.
В конце XIX века начинает формироваться американская образовательная модель, которая представляла собой некий синтез французского и немецкого образования. Выражалось это в следующем: рост количества населения и необходимость выравнивания образовательного уровня не позволяли актуализировать внимание только лишь на функции формирования национальной элиты, а потребность в качественных кадрах заставляла делать высшее образование более практическим и массовым, снимая тем самым еще и социальное неравенство. Однако полного отказа от французской и немецкой модели не произошло. Немецкая модель высшего образования, где наука играет главенствующую роль как в процессе формирования гармоничного и разумного общества, так и процессе обучения была изменена на модель, где научная деятельность является узкопрофильной и крайне ориентирована на практику, но сохраняется естественнонаучное фундаментальное образование. Из французской модели было взято социальное знание, то есть необходимость предоставления населению образования, как определенного социального лифта. Конечным продуктом данной модели должен был быть массовый узкопрофильный специалист. В процесс образования для решения проблемы массовости и профессиональной подготовки внедряются следующие компоненты: во-первых, стандартизация обучения, выраженная в универсальных учебных планах и рабочих программах, типовых заданиях и формах принуждения к их выполнению; во-вторых, направленность на запросы социальной среды, предприятий и организаций страны. Таким образом, формируется новая модель образования, где основными принципами становятся прагматизм подготовки, практическая значимость и четкий социальный заказ (задача производства национальной элиты была заменена экономическими требованиями, как стороны государства, так и со стороны общества).
Представленные модели отражают изменение и конкуренцию образовательных моделей. Очевидно, что перед вышеперечисленными странами стояли свои объективные внешние и внутренние задачи, решить которые предлагали за счет интеллектуального потенциала высшей школы. Но, на лицо видна конкуренция нескольких моделей - английской, французской, немецкой и американской. Роль образования в английской модели сводилась к формированию интеллектуального потенциала человека, в немецкой к созданию университета, как центра научной жизни и американской, как аккумулятора экономического развития и социальной мобильности, французская модель рассматривала образование как социальный лифт. Но, несмотря на национальные различия, мы можем отметить общую тенденцию развития образования - его прагматизацию. Общество формулировало социально-экономический заказ на подготовку профессионалов, поскольку квалифицированные кадры стали рассматриваться как условие экономического и политического развития государств. Университеты стали кузницами кадров в большей степени, нежели национальной интеллектуальной элиты.
Эти изменения проходили не только в институциональной сфере, но и становились предметом интеллектуального осмысления. Дискуссии о миссии университета были характерны для всего ХХ века. Немецкий философ Карл Ясперс вкладывал в миссию университета задачу поиска и утверждения истины; вместе с тем, следуя Гумбольдту, он отталкивается от принципа культурного построения нации и установления приоритета духовного роста и культурного развития. В 1946 году он написал труд «Идея университета», где подчеркивал, что университет - собственность ученых и студентов, а идея университета заключается в отсутствии авторитетов, и стремлении к истине, которую все ищут, но которой никто не обладает окончательно и в готовом виде. Идея университета имеет наднациональный, надгосударственный, всемирный характер, а отсюда вытекает принцип академической свободы. Ясперс - сторонник автономного университета, что, по его мнению, должно признаваться государством. Он выступал против тоталитарного государства, за демократическое общество, при котором может существовать идеальный университет, где культивируется самосознание эпохи, интеллектуальная совесть страны и посредством научного знания оказывается помощь в управлении государством. Назначение университета не только в передаче истины, но и в обучении самостоятельно ее находить. Исследовательская функция ставится на первое место и поэтому преподаватели должны не только участвовать в научной деятельности, но и привлекать к самостоятельному поиску истины студентов для их профессионального становления в жизни. Ясперс выделяет в идеальном университете функцию «духовной коммуникативной жизни», где существует такая степень общения, которая не признает ограничений - ни по статусу, ни по возрасту, ни по политическим пристрастиям. Выступая за деполитизацию университетов, он предлагает различные активные формы общения: дискуссии, диспуты и т.д. Университет, по мнению Ясперса, выступает в качестве исследовательского, профессионального и культурного института и решает триединую задачу: исследование, профессиональная подготовка, образование. Тем самым миссия классической модели университет немецкой модели продолжает свое существование в методологической мысли и ХХ века.
Модель университета Ясперса - это «место для научной подготовки и духовного образования, задача которого - поиск истины сообществом исследователей и студентов»72. Именно «образование духа» делает из университета «учреждение с реальными целями», поскольку дает возможность подойти к реальности с позиций ясности, прочности и непоколебимости. В условиях, когда университет начинает приобретать черты технократического учреждения, Ясперс артикулирует в его идее продуктивное начало исследовательской работы как в отношении обучения, так и в социально-этическом плане. Таким образом, университет Ясперса создает атмосферу для научной жизни, его модель университета базируется на том основании, что университет, как самостоятельная субстанция переваривает все нововведения и остается при прежней функции - научно- исследовательской.
В американском обществе одно из направлений педагогической мысли, олицетворявшем образовательную модель университета, принадлежит философу и педагогу Джону Дьюи, сформировавшему педагогическую концепцию профессионального образования. Он считал, что «в прогрессивном обществе необходимо развивать новые лучшие привычки»73. Задача университета, по его мнению, состоит в том, чтобы «подготовить человека к будущему, научить его определять жизненные цели, наиболее рациональные пути их достижения»74, вооружить умением «приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства»75.
Английский историк и социолог Арнольд Тойнби выступал за глобализацию образования, в которой видел возможность творческого развития личности, надеясь поднять консервативное большинство до уровня лидеров, без чего невозможно движения общества вперед. Он считал, «что образованию принадлежит приоритетная роль в разрешении противоречий между новой формирующийся цивилизацией и отстающей консервативной культурой»76. Таким образом, англо-американская модель высшего образования предусматривала скорее практическое применение всего комплекса знаний для самоидентификации человека в мире и один из основных импульсов для развития нации, в то время, как идеологи немецкой модели высшего образования выступали за сохранение за системой высшего обучения функций научного обучения и культурного развития.
Попытки осмыслить особенности новой модели и миссии университета предпринимались наиболее видными деятелями и исследователями на протяжении всего ХХ века. Перед всеми ними стояла проблема кризиса классической модели национального университета, и был отчетливо виден процесс формирования новой образовательной модели высшей школы. Так, «миссия университета» испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета уже представляет собой нечто фрагментарное и склонное к деформации. По его мнению, средний европеец - «инженер, врач, адвокат, ученый, но многие среди них бескультурны, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей нашему времени»77. Философ высказывает точку зрения, что университет почти полностью отказался от передачи культуры, поэтому является необходимым воспитание в университете, прежде всего, культурной личности, а затем профессионала. Университет должен ориентироваться на человека средних способностей, которого следует обучать только тому, что он может выучить. Научное исследование должно быть исключено из системы неотъемлемых первичных функций университета и из ядра университетской структуры. В доктринальных установках автора прослеживается реакция на быстрый рост количества знания, который в условиях сложной ситуации с научными талантами в Испании выглядит, как попытка выстроить прагматический университетский кластер, удовлетворяющий исключительно запросы экономики.
Канадский исследователь высшего образования Билл Ридингс говорит, что университет становится «университетом Совершенства», который «отрабатывает параметры тотального управления качеством аналогично фабричным корпорациям»78. Для Ридингса университет находится «в руинах» из-за того, что прежняя его миссия деформировалась и видоизменилась в чистую экономическую утилитарную функцию производства знаний, наравне с производство чисто экономических товаров или услуг. Исследователь не ставит вопрос о новой миссии университета, он анализирует процесс деформации структуры и становление модели университета нового типа.
Французский философ Жак Деррида проблематизирует миссию университета относительно выработки профессиональной компетенции, которая может оказаться внеуниверситетской. Прагматический характер миссии университета автор не считает проблемным, поскольку вся архитектоника университета покоится на знаниевом компоненте. Именно с вершины такой позиции Деррида говорит о новой ответственности в отношении университета как об общности мысли в широком смысле, которая «сознает, что она существует в иных, не прежних условиях»79, и «не отвечает за нерушимость границы между фундаментальной наукой и прикладными исследованиями»80. Такая ответственность «должна действовать в двойственном ключе: ей необходимо обеспечивать профессиональную компетенцию и поддерживать самую основательную университетскую традицию», причем таким образом, чтобы «быть открытой тому, что мы называем будущим». Университет, по его мнению, не должен воспроизводить социальную структуру, а наоборот должен ее формировать. Когда миссия университета позиционируется с только экономической позиции, то она теряет всякую идею, теряет концепт университета.
Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас рассматривает тот базис, на который может опереться всё самосознание университетской корпорации. Хабермас уповает на то, что «нормы научного заведения, а не общества в целом»81 способны сыграть ту существенную роль в коммуникативном сообществе современного университета, которая сформирует образовательную связь с наукой. Университет как таковой стал массовой и неоднородной организацией, обслуживающей разные сегменты общества, а научное исследование, там, где оно сохранилось, выступает в качестве инструмента экономической конкуренции.
Высшее образование, по мнению большинства исследователей, становится массовым и непосредственно ответственным за развитие общества. Университеты подчиняются экономическим нуждам власти, а «культура знаний в общественном дискурсе начинает переопределяться в экономику знаний»82, отвечая на запросы развитого индустриального общества.
Главной миссией данной, назовем ее «неклассической» модели университета стал являться принцип прагматизации образования через придание университету экономических задач развития экономики государства и привлечению большего количества обучающихся. Данный принцип так же удовлетворял запросы общества в получении необходимых для деятельности навыков и знаний, а государство наращивало потенциал для экономического роста и развития. Наука перестала быть основной содержательной линией внутренней организации. На смену ей пришли унифицированные программы обучения.В силу массофикации высшего образования, произошел рост количества обучающихся, что повлекло за собой «проседание» структуры высшего образования: университеты получают определенный сектор в экономике, по которому и идет специализация, а ступени высшего образования начинают дифференцироваться. На высших ступенях сохраняются принципы классической модели университета, но низшие ступени выполняют лишь социально-экономические функции. Преподаватели служат основным источником знаний в процессе обучения и многие из них начинают выполнять чисто преподавательские функции. Основной идеей университета стала цель подготовить не национальную элиту, способствуя тем самым усилению процесса строительства национального государства, а сформировать экономический потенциал национального государства. Исходя из этого, человек уже не понимался как носитель культурных ценностей, а представлял собой определенный фактор экономического развития, в который нужно и можно инвестировать. Научная деятельность при такой модели либо подчинена сугубо утилитарным экономическим задачам, либо перестает играть в университете значимую роль, занимая место во внеуниверситетских исследовательских центрах. Модель неклассического университета доказала свою эффективность, как стимула для развития национальной экономики и стабилизации социальной напряженности, но в последней трети ХХ века столкнулась с определенным (объективным) институциональным кризисом.
В индустриальную эпоху развития общества формируются несколько моделей университета. Миссия каждой модели университета представляется собой ответ на потребности и вызовы, стоящие перед обществом и государством на определенном этапе развития. В начале XIX века получает свое оформление классическая модель университета, составляющими которой являются принципы свободного обучения, обучения через научную деятельность, равноправие на основе научной деятельности. Миссией такого университета становится формирование национально-ориентированной элиты, главным образом культурной элиты. Данная классическая модель оправдала себя в деле построения национального государства, доказала свою научную эффективность и позволила государству обеспечить себя управленческими и научными кадрами. На выходе из такого университета получался образ человека, способного преумножать и развивать внутреннее культурное пространство страны. Однако, бурное развитие промышленности, запросы общества на получение знаний, способных помочь закреплению определенного социального статуса, экономические теории развития человеческого потенциала, способствовали формированию иной альтернативной модели университета. В такой модели, наиболее отчетливо сформировавшейся в Соединенных Штатах Америки, можно увидеть содержание другой миссии университета. Отличительными особенностями можно считать экономический рационализм при построении высшего образования, удовлетворение запросов большинства населения на доступ к высшему образованию и прагматических подход к получению новых знаний. Миссия университета заключалась в создании квалифицированных кадров, способных обеспечить экономический национализм.
Обе модели университета находились в русле тех общественных тенденций, которые испытывало индустриальное общество, соответственно, обе модели пытались решить возникшие общественные проблемы. Университет как национальный институт развития культурного потенциала нации, либо университет как институт экономического и социального развития общества - вот две модели, которым предстоит в конце ХХ в. испытать серьезные институциональные проблемы своего существования и выработать новые подходы к пониманию своей миссии.
ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
§1. Кризис ранних индустриальных моделей университета
В последней трети ХХ века получают развитие такие международные процессы, как глобализация, набирает силу научно-технический прогресс, усиливается влияние средств массовой информации, финансовой сферы и сферы услуг на все сферы жизни общества. Под влиянием оказываются и модели университета индустриального этапа развития, переживая череду закономерных вызовов и пытаясь выработать реакцию на данные процессы.
Англо-американская модель (назовем ее неклассическая модель университета) высшего образования уже более полувека оказывает сильное влияние на систему высшего образования в мире. Многие государства используют различные элементы данной модели при построении своей собственной системы высшего образования. Одной из таких черт, хотя и не определяющей, служит многообразие системы высшего образования.
До 70-х годов ХХ века в ведущих странах основное внимание со стороны государства уделялось университетам. Под ними понимались учебные учреждения, имеющие право присваивать научные степени и имеющие тесную связь с научно-практической деятельностью. Учебные заведения, которые занимались подготовкой педагогических или иных кадров не рассматривались в качестве университетов. Однако, позднее популярность приобрел термин «высшее образование», который признавал, что функционал деятельности учебных учреждений, где процесс обучения и исследования не так тесно связан, как в классической модели университета, так же имеет черты сходства с ним. С 1980-х годов различные влиятельные международные организации, такие как ЮНЕСКО, ОЭСР, Всемирный банк часто употребляют термин «третичное образование», что свидетельствует о том, что при определенных различиях в моделях высшего образования, оно осуществляет похожие принципы образования. Проведенные исследования системы высшего образования отражали данную тенденцию размывания границ университета и, соответственно, классификацию моделей высшей школы. Критерием служили формальные основания, такие как ступени и типы образовательных учреждений. Так, например, модель высшего образования, где преобладали только университеты, получила название унитарной (как в Италии, где все учебные заведения называются университетами и имеют право присвоения научной степени). Другие модели получили название бинарных. В образовательной модели Германии, начиная с 1970-х годов, данная тенденция проявилась в разделении высшей школы на университеты и профессиональные высшие учебные заведения. Для системы высшего образования в США и Франции показательна многоуровневость модели. Выражается она в разнородности и разноплановости учебных программ и системы присвоения степеней, но виды образовательных учреждений не выделяются. Существуют и иные показатели, по которым осуществляется дифференциация учебных заведений, такие как исследовательская деятельность и количество публикаций и цитирований данного университета, структурные элементы системы, выраженные в количестве ступеней высшего образования в данном университете, направленности и разнородности программы обучения (модулей или профилей), «брендом» университета (старые классические, государственные старые, новые коммерческие, «топовые» и массовые). Как видно, система разделения университетов на определенные ниши сложна и находится в стадии постоянной доработки. О сложности данной системы оценивания говорит количество различных рейтигов и систем оценивания, в которых участвуют заведения высшей школы.
Существует мнение, что устойчивая тенденция дифференциации и диверсификации модели высшего образования в наши дни скорее обогащает функционал университетов и обуславливает выделение определенных секторов в данной системе. Американский исследователь высшего образования Мартин Троув вел понятия «элитное высшее образование», «массовое высшее образование», «универсальное высшее образование»83. В своей концепции он высказывал предположение, что если высшее образование в стране получает примерно 15% тех, кто осваивает материал средней школы, то высшее образование в стране можно считать однородным и в достаточной степени элитарным. Для данного типа характерно рассмотрение исследовательской деятельности и формирования будущей элиты общества как первостепенной задачи образования. Если охват аудитории превышает 15%, то помимо элитарного высшего образования, формируется еще и массовое. Данная модель призвана обеспечивать образовательными услугами студентов, вовлеченных в получение высшего образования сверх тех 15%, которые напрямую или косвенно связаны с исследовательской деятельностью. Тем самым, по его мнению, массовое образование «защищает» элитное высшее образование, которое продолжает работать с избранным контингентом и значительно больше времени и внимания уделяет исследовательской деятельности. Наконец, если в высшие учебные заведения поступают и обучаются более 50% освоивших программ средней школы, то возникает универсальное высшее образование. По его мнению, данная модель универсального высшего образования функционирует наряду с элитарным и массовым. Однако по мысли Троу, элитарное (или массовое) не заменяется с течением времени на универсальное. Данные варианты дифференциации лишь дополняют друг друга, а управление ими с уровня национального государства со временем перестраивает всю модель по рыночным принципам. Данная концепция ставит задачу объяснить причину изменения модели университета и его миссии в дальнейшем, но не учитывает национальную специфику построения моделей высшего образования и сопутствующий ей принцип построения иерархии в высшем образовании. Таким образом, разделение университетов по различным параметрам должно привести к более гармоничному процессу втягивания новых учащихся.
В период 50-60-ых годов ХХ века произошла смена представлений о роли и месте высшего образования как построении национального государства, так и в формировании человеческого капитала в экономике. Проблема экономического роста и формирование человеческого капитала рассматривалась с точки зрения привлечения большего числа молодежи в высшие учебные заведения, как достаточного и необходимого импульса к развитию национальной экономики. Так, в начале 60‑ых годов ХХ века в Германии возникла и стала распространенной точка зрения, что страна рискует снизить темпы экономического роста, если не произойдет существенного расширения числа молодежи, которая будет обучаться в средних специальных и высших учебных заведениях. Связь между образовательной экспансией и экономическим ростом стала ключевым вопросом политики в области образования Организации экономического сотрудничества и развития, являющейся своего рода «мозговым центром» разработки и реализации экономической стратегии большинства развитых стран, в том числе и Германии. Однако стоит заметить, что в данное время взаимосвязь между экономическим ростом и привлечением большего числа обучающихся базировалась не на увеличении многообразия учреждений высшего образования и его дальнейшей профилизацией на различных уровнях, а на «качестве выполняемых научных исследований и количестве занятых в системы высшего образования процентов населения»