Использование игровых технологий на уроках 'Окружающего мира' в 3 классе для актуализации учебной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,44 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование игровых технологий на уроках 'Окружающего мира' в 3 классе для актуализации учебной деятельности

Использование игровых технологий на уроках «Окружающего мира» в 3 классе для актуализации учебной деятельности

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной деятельности младшего школьника средствами игровых технологий

.1 Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности младшего школьника

.2 Игра как метод активизации учебной деятельности

.3 Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир»

Глава 2. Игровые технологии как способ активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир»

.1 Место дидактических игр при изучении предмета «Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова

.2 Особенности проведения дидактических игр при изучении предмета «Окружающий мир» в 3-ем классе

.3 Итоги экспериментальной работы по формированию учебной деятельности учащихся 3-их классов на основе использования игровых технологий

Заключение

Список литературы

Введение

учебный школьник дидактический игра

В современном мире образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка, потенциал которой определяется общей культурой, включающей высокую нравственность, ответственность, коммуникабельность, толерантность. Развитие этих качеств у младших школьников дает возможность повысить степень их адаптивности в новых, быстро меняющихся социальных условиях.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) и внеурочной деятельности (ВД) третьего поколения, говорится, что именно совокупность личностной, социальной и профессиональной успешности выражает индивидуальные потребности личности в области общего образования, в том числе и начального. Это определило актуальность, выбранной нами темы исследования т.к. в педагогике сегодня приобретает особое значение проблема активизации учебной деятельности с применение различных способов воздействия на учащихся.

На наш взгляд, наиболее актуальным вопросом образовательного процесса в начальной школе является повышение уровня активности учащихся и поддержание постоянной заинтересованности школьников в изучении явлений природы. Именно активный ученик способен сопереживать и бережно относиться к природе.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет большие возможности для общения и имитации взрослой деятельности. С приходом в школу ведущим видом деятельности становится учеба. Однако резкая смена деятельности ребенка при переходе в школу может негативно отразиться на его психологическом состоянии. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой деятельности. Таким образом на период обучения младшего школьника игра должна занимать важное место.

В.А. Сухомлинский выступал за то, чтобы прекрасный мир природы, игры, сказки, который существовал перед ребенком до школы, не прекращал существовать перед ним, когда он заходил в класс.

Младший школьник только тогда по-настоящему полюбит школу, класс, когда педагог сможет сохранить для него те радости, которые он имел в раннем детстве.

Одним из таких средств сохранения этой радости является грамотно составленная игра, которая способствует организации учебного процесса и усвоению новых знаний.

Педагогические игры отличаются от просто игр тем, что у них есть осознанная, поставленная цель обучения, воспитания и соответствующая ей педагогическим результатом. Учитель в явном виде ставит задачи игры и закладывает в нее учебно-воспитательную направленность. Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют учителю сделать занимательными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и усвоение основных базовых нравственных понятий. Таким образом, если мы включим образовательное содержание в оболочку игры, то постараемся решить одну из основных проблем педагогики - проблему формирования активности младших школьников в процессе учебной деятельности. Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективный способ активизации учебной деятельности младшего школьника, а игру считаем одним из ведущих видов деятельности детей данного возраста.

Использование игровых технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает его познавательную активность, наблюдательность, внимание и другие психические процессы, подкрепляет интерес к новым знаниям, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей в момент обучения, так как игра делает этот процесс более интересным для ребенка.

Вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования: влияние игровых технологий на активизацию учебной деятельности на уроках

«Окружающего мира» в 3 классе, как актуальную проблему обучения.

Объект исследования: процесс формирования учебной деятельности на уроках «Окружающий мир».

Предмет исследования: использование игровых технологий для активизации учебной деятельности у младших школьников, как актуальную проблему обучения.

Цель исследования: разработка и систематизация педагогических (дидактических) игр для активизации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир», как актуальную проблему обучения.

В основу исследования положена гипотеза, которая заключатся в предположении о том, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии если:

- в процессе активизации учебной деятельности у младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры;

- целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность;

-  будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие

задачи исследования:

1.        Проанализировать научную литературу по темам «учебная деятельность», «игровые технологии»

2.       Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников;

.         Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позиции возможностей использования в нем игровых технологий.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-  теоретические (анализ, синтез, теоретическое обобщение результатов исследования)

-     эмпирические (анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).

Методологическая основа: теория детского коллектива (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий); теория межличностных отношений (Г.М. Андреева, В.М.Бехтерев, А.В. Луначарский, И.П. Волков, И.В. Дубровина, Н.Л.Фигурина и др.); теория игровых технологий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин Н.Я. Михайленко, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков).

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития личности ребенка в отечественной педагогике занимались такие ученые как: Н.А. Аникеева, И.Е. Берлянд, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №1253 г. Москвы ЦАО.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной деятельности младшего школьника средствами игровых технологий

 

.1 Психолого - педагогические основы формирования учебной деятельности младшего школьника


В настоящее время в педагогических кругах довольно часто обсуждается момент модернизации российского образования, новых образовательных результатов. По мнению О.Ю. Ефремова, решать современные проблемы образования возможно только при системных изменениях в самой педагогической науке и практике [20].

Я.Л. Коломинский [26], отмечал, что почти все ученые, так или иначе, употребляют в своей лексике такие слова, как «деятельность», «учебная деятельность». Все больше дискуссий ведется относительно деятельностного подхода в образовании. Абсолютно не каждая активность человека может быть названа деятельностью. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании [26].

Современное постиндустриальное общество ставит перед образованием новые задачи: его итогом должен стать « не некий предметный результат, а ребенок, который будет успешен» [25]. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема активизации учебной деятельности, обеспечение которой В.А. Караковский называет главной задачей государственной политики в области образования [24].

Обычно слово деятельность мы понимаем, как процесс активного взаимодействия объекта с субъектом, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя самого и условия своего существования [24].

По мнению, И.В. Дубровиной [16], деятельность человека - разнообразна, ее огромное количество видов. Но, однако, среди всего ее многообразия есть главный, обеспечивающий существование человека и формирование его как личности: игру, учение и труд. Также, согласно И.В. Дубровиной [16] у них есть отличия в конечном результате (продукте деятельности), по организации и по особенностям мотивации. Для начального периода жизни ведущей деятельностью является игра, на следующем этапе жизни человека - учение, и наконец, для третьего - труд. Таким образом, Дубровина И.В. считала, что следует говорить о видах деятельности, которые, по сути, являются ведущими в данный период развития личности человека. До того момента, как ребенок не поступил в школу ведущим видом деятельности является игра. Ведущий вид деятельности школьника - учение, взрослого человека - трудовая деятельность, однако, игра не прекращает быть одной из ведущих деятельностей. Как показывает практика, у человека игровая деятельность прослеживается на протяжении всей жизни [16].

О. Ю. Ефремов отмечал, что познавательная активность - качество, которое характеризует интеллектуальные способности младшего школьника к обучению. Наряду с другими способностями, они проявляются и развиваются в деятельности, как учебной, так и игровой [20].

Учебный курс «Окружающий мир» предоставляет возможность формировать мировоззрение учеников на начальной ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс выступает в виде благоприятной почвой для развития познавательной активности и активизации учебной деятельности младшего школьника [45].

А.В. Петровский считал, что учебная деятельность - выступает в виде непосредственной подготовки личности к трудовой деятельности, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на последнем этапе освоения профессии связана с созданием материальных и культурных ценностей. Сам процесс учения, по мнению А.В. Петровского - это такая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые непосредственным образом обеспечивают формирование знаний, умений, навыков и способностей учащихся. В процессе учения все направлено на развитие гармоничной личности. Именно в этом и есть его основное отличие от игры и труда, которые преследуют другие цели [44].

Учебная деятельность, отмечал в своих трудах, М.Ю. Красовицкий [28], направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Таким образом, можем сделать вывод, что учебная деятельность, как и игровая деятельность это первоначальный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение характеризуется появлением теоретического знания, содержание которого лишь в некоторой части проявляется в отдельных практических действиях и которое, соответственно, не может быть полностью усвоено в процессе овладения этими действиями.

Особенность учебной деятельности, как отмечала И.Ю. Кулагина [31], состоит в умении и решении учебных задач, одно из отличий которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, состоящим, в овладении определенными способами действия, а не в изменении самих предметов, с которыми действует субъект.

По мнению, И.Ю. Кугалиной, одна из главных ступеней в системе мотивов учебной деятельности принадлежит познавательному интересу, который представляет собой специфический, внутренний мотив учебной деятельности, без которого усвоение знаний из конечной цели может превратиться в условие достижения других целей, т. е. например, деятельность субъекта не приобретает учебного характера. Возможности и условия активизации учебной деятельности определяются ее направленностью на результаты или способы познания, и уровнем развития [31].

Как отмечал А.В. Петровский [44], что при поступлении ребенка в школу ведущей деятельностью является игровая, а учебная деятельность еще пока не сформирована; учитель должен научить ребенка учиться. В результате овладения детьми учебной деятельности заключается одна из фундаментальных задач начальной ступени обучения в школе.

Процесс формирования учебной деятельности младших школьников довольно тесно пересекается с содержанием и способами обучения. А.В. Луначарский рассматривал, учебную деятельность, как деятельность, имеющую свое содержание в процессе овладения обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний. Именно такая деятельность, по мнению А.В. Луначерского, должна иметь благоприятные побудители; ими могут быть только мотивы приобретения обобщенных способов действия, собственного роста и самосовершенствования [33].

Поэтому, по мнению Г.К. Селевко, структура учебной деятельности включает следующие элементы:

1. Учебно-познавательные мотивы (их формирование - главная задача начального обучения, и от того, насколько уже в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом будет зависеть успешность, активность дальнейшего обучения).

2. Учебная задача, это не только конкретизированное задание, которое должен выполнять ученик в рамках урока или дома, а целостная, упорядоченная система заданий. В результате выполнения, которых, перед учеником открываются и осваиваются наиболее общие способы решения ряда задач определенной научной области. Главное при активизации учебной деятельности это преодолеть ориентацию школьника на получение истинного результата при решении конкретной задачи, а также сформировать ориентацию на правильность применения усвоенного способа действий.

3.  Учебные действия, при помощи которых ученик воспроизводит и усваивает образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения.

4. Контроль, функция которого, несет в себе смысл, в отслеживании правильности и полноты выполнения учебных действий.

5.       Оценка, суть которой состоит в том, чтобы определить, насколько полно усвоен заданный способ действий, следовательно - оценку можно отнести как к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности в целом [50].

Наряду со многими учеными В.М. Кротов [27], устанавливает некую организованную последовательность формирования учебной деятельности. Ученик, который пришел в школу еще не умеет учиться. Сначала за него все делает учитель: ставит учебную задачу, демонстрирует образцы выполнения учебных действий, ведет контроль над процессом выполнения каждого действия и оценивает, выполнена ли учебная задача каждым школьником. Однако, со временем учитель начинает постепенно включать учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельного выполнения ее отдельных элементов. В этом смысле, вначале субъектом учебной деятельности является учитель, который учит главному - умению учиться [27].

И только после этого субъектом познания становится сам ученик. Однако, образовательный процесс трактуется не как демонстрация научных знаний, их усвоение, умение воспроизводить их, а как непосредственное развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания [27].

По мнению Е.Н. Степанова [53], субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) характеризуется умением организовать познавательную деятельность. Главным источником становления и развития познавательной активности представляется не сам школьник, а организованное обучение. Как считал Е.Н. Степанов, чем лучше созданы обучающие условия, тем более оптимальнее будет развиваться сам учащийся [53].

Учебная деятельность, отмечал Н.Е. Щуркова, должна стимулировать адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, неотъемлемо связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование наполняется тем самым глубоким общественным смыслом [59].

Формировать умение учиться необходимо абсолютно каждому человеку на протяжении всей своей жизни, как считает А.В. Луначарский [33], что «раз появившись, та или другая форма деятельности и сотрудничества должна существовать, пока жив ее непосредственный носитель. Зарождаясь, она выполняет функцию ведущей, т.е. определяющей направление психического развития ребенка. После этого она продолжает обслуживать тот ряд жизненных задач, для решения которых она предназначена, имеет собственную территорию и собственный инструментарий (свои мотивы, цели, предмет, средства)». Так, о человеке, не овладевшем, предметно-манинулятивным сотрудничеством говорят, что у него «обе руки - левые», или приобретение любой другой ручной умелости дается ему с трудом. Человек, который не научился или разучился играть, страдает бедностью воображения, что ограничивает его творческие возможности. А несформированность учебного сотрудничества может привести, к неумению учиться, т.е. всю оставшуюся жизнь совершенствовать себя в сфере мышления и деятельности [33].

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий утверждали, что учебная деятельность не развивает те способности, которые в основе своей нерефлексивны - доверчивость, подражательность, фантазирование с нулевым индексом реальности. Эти способности развиваются в других видах деятельности,

которые могут быть так же наполнены через учебную деятельность, но ни в коем случае не заменены ею [31].

Как известно, учебная деятельность по сути своей тесно связана именно с продуктивным или творческим мышлением ученика. Творческий подход в самостоятельные работы в настоящее время организуются в начальной школе при изучении любого из учебных предметов. При выполнении этих работ ученики с необходимостью осуществляют самостоятельный поиск пути решения задачи, рассматривают его различные возможные варианты [2].

В связи с этим первоначальное обучение должно быть направлено на решение этой важной задачи современной школы - формировать у младших школьников творческое отношение к учебной деятельности.

Подводя итог, вышесказанному можем сделать вывод, что учебная деятельность развивает лишь собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. Можно сказать, что учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).

Сегодня существует множество игровых технологий, которые способствуют активизации учебной деятельности.

1.2 Игра как метод активизации учебной деятельности

В понятие «игровые педагогические технологии» входит достаточно обширная группа методов и приемов по организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Эти педагогические игры отличаются от просто игр тем, что в них присутствует поставленная цель обучения/воспитания и соответствующий ей педагогический результат, который в свою очередь обоснован, выделен в явном виде и характеризуются учебно- воспитательной направленностью.

На протяжении многих лет игровые технологии не только представляют огромный интерес для ученых и педагогов, но и стали составной частью педагогических технологий. В науке и практике не раз имела место попытка научной классификации игр и определение их каким-нибудь единым исчерпывающим понятием, но в настоящее время научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка. В настоящее время проблема активизации учебной деятельности младших школьников отражена в работах таких ученых как: Л.И. Новикова, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Т. Куракин, Т.В. Керимова, В.И. Максакова и др. Ученые отмечают, что для формирования учебной деятельности существует множество средств, среди которых особое место занимают игровые технологии.

Согласно Ю.Б. Гиппенрейтер [13], именно в игре берет начало формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение. Юлия Борисовна считала, что ребенок, который начинает, осознано действовать в игре, познает окружающий его мир. Благодаря этому у младшего школьника создаются некоторые представления, различные чувства, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях взрослых людей друг с другом, об их достоинствах и недостатках. В ходе игры формируются нравственные качества человека, потому что она отражает

общественные отношения, и именно поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Эта черта наиболее характерна для детского возраста. Но и игры, в которых участвуют взрослые (например, спортивные) также хорошо влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большое познавательное значение [13].

По мнению И.В. Дубровиной, игра это одно из занимательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [16].

В первую очередь, игра - это осмысленная деятельность, т.е. множество осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [16].

Игра - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное множеством определенных правил, приемов, служащее для разнообразия досуга, для развлечения. А так же это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и потребностей.

Это два из нескольких определений, которое дает психологический словарь [16].

По мнению С.Л. Рубинштейн, в игре совершаются только действия, цели которых более значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом главная особенность игровой деятельности и ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [48].

Увлечение ребенка школой как сложной игрой по правилам надолго закрывает от него важнейшую интеллектуальную проблему. «Игра является незаменимым средством для того, чтобы все эти математические понятия, правила русского языка, экологические понятия и прочие наполнились для ребенка личным смыслом, стали собственной логикой ребенка» [34].

Е.И. Удальцова считала, что игра - именно тот вид деятельности ребенка, которой пользуются взрослые в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Именно в игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его межличностные отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму [54]. В.И. Максакова указывает на то, что игра одновременно выполняет три цели: воспитательную, игровую и учебную. Большое положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении, а также трудности в общение. Обычно такие дети в игровой деятельности могут выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке [37]. Тут играет важную роль и ситуация переживания успеха для таких детей. В.И. Максакова считает, что для таких детей стоит подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, а потом постепенно усложняя их. На уроках «Окружающего мира» имеют место быть, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает ученика к выполнению второго. Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное ему дело. Поэтому при знакомстве со школьной  жизнью игровая деятельность способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка [38].

Действие школьника в игре позволяет осваивать то, что заранее бы вызвало у него страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает его свободному освоению знаний. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов и активизирует учебную деятельность школьника [39].

Б.Д. Парыгин дает небольшую классификацию и указывает на то, что в виде примера играми первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, соревновательные, командные и игры-забавы. Ко второму типу относят такие игры, как сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика [42].

Согласно словарю И.В. Дубровиной, дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному шаблону изучаемых систем, явлений, процессов. Важное отличие игры от другой деятельности человека заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. И.В. Дубровина отмечает, что в дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность. Она включается в игровую деятельность и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи [16].

Преимущественный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от любой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила [16].

Все структурные элементы дидактической игры, по мнению Ю.М. Плотинского, имеют взаимосвязь между собой и отсутствие любого из них, может разрушить игру [46].

Основной функцией такой игры является обучающая функция, и именно она становится главной потому, что содержит в себе дидактическую цель. Как правило, в игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи. Учащиеся в момент её выполнения усваивают для себя общие принципы работы с обучающим материалом и имеют возможность использовать и применять эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы [40].

Следом за ней идет воспитывающая функция. Она осуществляется через воспитание положительного отношения к предмету, трудолюбие и усердие в познании нового. Если учитель правильно организует игровую деятельность у учащихся, только тогда формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и слышать. В игровой деятельности получают своё начало такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и чувство коллективизма [40].

Дидактическая игра выполняет и развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний учеников является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим концентрации внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо тренировать эти психические свойства.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что школьник узнает окружающий мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Если учитель увлекательно организует эти условия, то глобальнее происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучению присуще не только усвоение знаний, но и развитие учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения и активизации знаний.

Н.К. Крупская считала, что игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не разово. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр поможет сформировать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом [30].

Дидактические игры имеют различие в содержание, познавательной деятельности школьника, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних более точно выступают одни, в других - иные признаки. Четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В своей книге И.П. Иванова [23] выделяет следующую классификацию:

·       игры, в которых используются дидактические игрушка;

·        настольно-печатные игры;

·        игры, словесного характера;

·        сюжетно-ролевые игры.

В этой группировке игр, по мнению И.П. Иванова подчеркивается их направленность на обучение, познавательную деятельность учащихся, но не раскрывает в полной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя [23].

В книге О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой [12] «В школу с игрой» выделяются несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

·       Игры-путешествия.

·        Игры-поручения.

·        Игры-предположения.

·        Игры-загадки.

·        Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия направлена на более четкое закрепление учебного материала, предоставляет собой возможность школьникам устанавливать взаимосвязи. Активизация младших школьников точно также осуществляется при помощи интересного сюжета игры, личным участием школьников, их устными сообщениями, переживаниями, эмоциям. Педагогическая цель данных игр основана на усиление впечатлений и обращает внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-поручения. В основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги зайчику посчитать, сколько морковок у него в корзинке?", "Помоги Кате выбрать телефон пожарной службы".

Игры-предположения "Правильно ли поступил Петя...?" или "Что бы я сделал в данной ситуации...". Игровые действия определяются задачей и требуют от учеников целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или специально созданными для него обстоятельствами. Дети выдвигают свои предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Какой ряд сделает это быстрее?".

Такие игра, как «игра - загадка» несут смысл того, что загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости и фактических знаний детей. Сегодня загадки, их загадывание и отгадывание, выступают в виде обучающей игры. Отличительным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Игры-беседы (диалоги). В основе данной игры лежит межличностное общение учителя с ученика, учеников с учителем и самих учеников друг другом. Это общение имеет определенный характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто использует роль известного детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Как считали О.С. Газман и Н.Е. Харитонова [12], ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное другими школьниками, высказывать свое мнение и суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.

Так же интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко [50].

Отталкиваясь от игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру.

Деловая игра, по мнению Г.К. Селевко, это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Главный элемент игровой процедуры - сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Этот вид деятельности хорошо способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр: обучающие, контролирующие, обобщающие [49].

О.В. Зимний [21] писал, что обучающей будет игра, где ученики принимают участие в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в подготовительный период игры. Причем он

считал, что результат усвоения знаний будет лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, фактических знаний учеников. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в разных, поставленных учебных ситуациях.

Однако, перечисленные типы игр не исчерпывают, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Но на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. [30]

Мы знаем, что обучение в школе направлено на передачу определенных знаний, умений учителя детям. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать скучным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению [14]. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников; умение соблюдать правила; создавать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям; формировать чувство коллективизма в классе.

1.3 Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир»

В данном параграфе мы рассмотрим факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте на уроках «Окружающий мир».

В психологическом словаре И.В. Дубровиной [16] фактор определяется как движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что ученые выделяют различные факторы, формирования активности учебной деятельности (см. таблице 1).

Таблица 1. Факторы, влияющие на активизацию учебной деятельности

 Факторы

Результат влияния


Положительный

Отрицательный

 Соц иальны е: Сформированные нравственные ориентации младших школьников

 +


Средства массовой информации

+

+

 П ед агогич ески е: Создание атмосферы психологической комфортности в школе

 +


Высокий уровень развития коллектива

+


Внеучебная деятельность

+


По результатам данной таблицы видно, что все перечисленные факторы положительно влияют на активизацию учебной деятельности. Однако, наглядно

видим, что такой фактор, как средства массовой информации (СМИ) несут и негативное влияние на формирование активности учебной деятельности.

Таким образом, на основании выше сказанного можем сделать вывод, что в особенность и развитии потребности детей в общении, у младших школьников проявляются индивидуальными особенностями.

По мнению Л.Ф. Обуховой [41], на становление школьника в системе личных взаимоотношений влияет и такое понятие как речевая культура. Ученый отмечает, что речевая культура общения состоит не только в том, что ученик правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Школьник, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не оснащена наличием у него волевой функции, выраженной в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Совместно с трудом и ученьем игровая деятельность - один из основных видов деятельности человека, удивительный факт человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором формируется и совершенствуется самоуправление поведением. Она дает возможность эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко [36] считал, что «…ребенок должен играть, даже тогда когда занят серьезным делом. Вся его жизнь - это игра». Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Детскую игру можно рассматривать по-разному. Однако есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то ступень развития не пройдена полностью, то следующая будет проходить искаженно. Детство - время игры, и если препятствовать игровым способностям ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих ступенях

развития он будет возмещать не доигранное, вместо того, чтобы идти дальше. Грамотно продуманное и организованное дело, интересный урок способен заинтересовать и вовлечь ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра - средство обучения, т.к. игра учит.

А.В. Луначарский [33] писал: «Для ребенка игровая деятельность - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями, то есть моделирует жизненные ситуации».

Учебная игра как технология обучения всегда интересовала ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что воссоздаёт эмоциональный подъем, а потребности игры ориентированы на процесс осуществления смысла этой деятельности.

Если раскрывать сущность игровых технологий, то следует отметить следующие составляющие:

•        мотивационный;

•        ориентационно-целевой;

•        содержательно-операционный;

•        ценностно-волевой;

•        оценочный.

Характерная черта взаимоотношений учеников в системе учебной деятельности, как считала И.Ю. Калугина [31], определяется в том, что их дружба обусловлена общностью общих внешних жизненных ситуаций и общих интересов, например, они живут в одном дворе, занимаются в одном кружке. По мнению В.И. Максаковой [39], сознание младших школьников еще не дошло до определенного уровня, чтобы выбирать товарищей по каким-либо определенным качествам личности. Но в основной массе дети 3 - 4 классов более осознано осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе они начинают самостоятельно выбирать одноклассников для совместной деятельности.

На основании вышесказанного делаем вывод, что именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический понятие дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого, что оказывает значительное влияние на активизацию учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте, как отмечала И.Ю. Кулагина [31], наиболее распространенной является групповая дружба. Как нам известно, дружба имеет неотъемлемую часть в провождении игровых технологий на уроке. Т.к. обычно в одной команде хотят быть именно друзья. А групповая дружба, как писала И.Ю. Кулагина, несет отчасти негативный оттенок в данных педагогических играх.

В.А. Сластенин [52] в своих работах отмечает, что в любом классе для любого ученика точно существует три круга общения. В начальном круге общения присутствуют те одноклассники, которые для ученика играют особую роль и являются объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым ребенок испытывает устоявшуюся симпатию, эмоциональное притяжение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь и взаимные интересы. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устоявшуюся симпатию, то есть, у данного ученика нет в классе первого круга желаемого общения. Понятие первого круга общения включает в себя как частный случай и группировку. А это может и оставить свой след на учебной деятельности. Т.к. ученик будет испытывать чувства неловкости и не приносящий пользы своей группе при использовании игровых технологий, он будет чувствовать себя неполезным обществу, тем самым будет закрываться от всех. Группировку составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую или меньшую симпатию, по мнению В.А. Сластенин [52], составляют второй круг его общения в классе.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общения, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса.

Основными фактами, свидетельствующими о положительном влиянии межличностных отношений в коллективе на индивида и его учебную деятельность, по мнению О.Ю. Ефремова [20], являются:

·        Во время игровых технологий, применяемых на уроках «Окружающего мира» индивид может взаимодействовать с людьми, которые являются для него основным источником активизации учебной деятельности;

·        Отношения, складывающиеся между людьми, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью;

·        Межличностные отношения являются способом совершенствования коммуникативных умений и навыков индивида;

·        В результате общения индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять все положительное в своей личности, избавляться от недостатков.

Следовательно, чем больше разнообразных дидактических игр будут использоваться на уроках, тем активнее будет развиваться учебная деятельность, тем больше у ученика будет возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

Как отмечает В.И. Максакова [37] в основе формирования взаимоотношений в коллективе лежит потребность в общении, и эта потребность может изменяется с возрастом. Она может удовлетворяться разными детьми неодинаково. Каждый член коллектива занимает определенное положение и в системе дидактических игр и в системе межличностных отношений, на которых влияют успехи ребенка в учебной деятельности, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3 класса и индивидуальные нравственные качества.

Подводя итог можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на формирование активности учебной деятельности являются: социально-психологическая атмосфера в классе, духовное влияние коллектива, социально-психологический феномен дружбы, взаимная привязанность, чувства симпатий и антипатий.

 

Глава 2. Игровые технологии как способ активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир»

 

.1 Место дидактических игр при изучении предмета «Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова


Игровые технологии как вид педагогических технологий представляют собой совокупность приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра характеризуется тем, что она направлена на достижение цели обучения и воспитания, на конкретный педагогический результат. Игровая форма занятий и внеурочных мероприятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к разным видам деятельности. Говоря, об играх как о способе активизации учебной деятельности у младших школьников на уроках «Окружающего мира», то они должны быть направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, формируются социальные отношения между людьми, происходит обмен информацией, опытом.

К игровым технологиям так же относится детская игра. Т.к. исторически этот вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности. Такая игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство активизации учебной деятельности у младших школьников.

Мы разработали, выбрали и систематизировали игры направленные на активизацию учебного процесса на уроках «Окружающий мир», определили педагогические задачи и вероятные результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста (см. таблицу 2).

Таблица 2. Педагогические задачи дидактических игр для активизации учебной деятельности у учащихся 3 класса на уроках «Окружающий мир»

Название игры

Задачи

Планируемые результаты

«Пищевая цепочка»

Формировать у детей умения взаимодействовать друг с другом. Развивать у них возможность оценить свои достоинства, диалогическую речь, умение мыслить логически и быстроту реакции.

Сформированы умения договариваться друг с другом, умение вести диалог (диалогическая речь), логическое мышление.

«Секретное животное»

Формировать умения контролировать эмоции, взаимодействовать в группе, вести диалог. Развитие внимания, наблюдательности, умение по описанию изображать предмет.

Сформированы умения контроля эмоций, различения их и диалогическая речь.

«Эти разные цветы»

Закрепить фактические знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развить познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

Сформированы такие умения как: взаимодействовать в поставленных ситуациях, научились слушать друг друга, работать в парах.

«Товары- услуги»

Формировать у детей умения взаимодействовать друг с другом, формировать понятия об экономике, добиваться поставленной цели и уважать мнение каждого.

Сформированы умения принятия общего решения, диалогическая речь, добиваться поставленных целей.

«По порядку»

Формировать умения детей классифицировать дни недели и взаимодействовать в проблемно - поисковых

Сформированы умения взаимодействия в проблемно - поисковых ситуациях, умения


ситуациях.

договариваться и идти на компромисс.

«12 месяцев »

Сформировать межличностные отношения, умение взаимодействовать, договариваться (диалогическая речь), чувство ответственности, закрепить представления учащихся о временах года и их последовательность.

Частично сформированы межличностные отношения, однако, умение взаимодействовать друг с другом в поставленных ситуациях сформированы.

«Откуда письмо? Рассеянный почтальон»

Сформировать межличностные отношения, умение общаться (коммуникабельность), диалогическая речь, умение понимать друг друга и слышать. Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов.

Сформированы межличностные отношения, умение общаться, вести диалог (диалогическая речь). Сформированы планируемые представления детей о живой природе.

«Живая - неживая»

Сформировать умения четко излагать свою мысль для предложения ее коллективу (команде), вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения, лидерские качества, сформировать представления о живой и неживой природе.

Сформированы умения четкого изложения своих мыслей, диалогическая речь, умение отстоять свою точку зрения, выявлены несколько явных лидеров. Повышается познавательная деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать.

«На полянке»

Сформировать межличностное отношение. Закрепить знания о грибах. Развивать познавательную деятельность. Развивать интерес к природе.

Частично сформированы межличностные отношения, и навыки взаимодействия в команде. Сформированы умения анализировать, делать выводы.

«Вершки и корешки»

Сформировать умения вовлекать всех участников в

Сформированы умения вовлекать всех участников


процесс обучения. Повышать их познавательную активность при помощи задействования всех членов класса.

команды в совместную деятельность.


Приведем описание некоторых игр:

· «Пищевая цепочка» (групповая)

Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: солнце (1 человек); трава (6 человек); мышки (3 человека); лиса (1 человек).

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по 2 печенья каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - это часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов самого растения, а второе - передает мышкам. Таким образом, каждая мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает лисе. Таким образом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует на себя, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть лису.

· 12 месяцев (групповая)

Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы). На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая быстро и правильно расставит все 12 месяцев.

· «На полянке» (групповая)

У детей картинка с изображением грибов и лесных деревьев и животных, которые будут служить подсказками для определения названия грибов. На партах карточки - грибы. Работа в группах по 4 человека. На группу дается по 3-4 гриба. Дети должны найти «свои» грибы на картинке и определить, как они называются. На картинке грибы распределены таким образом, что под березой

нарисован подберезовик, под осиной - подосиновик, на пеньке - опята, там где

«бежит лиса» - лисички, рядом с ежиком - белые, отдельно - мухомор, на самом видном месте - поганки.

·  «Живая - неживая» (индивидуальная)

Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.

У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить карточки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живот природы, а на нижней - неживой природы. Подготавливаются карточки с изображением живой и неживой природы по вариантам, т.е. у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяются тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.

·  «Вершки и корешки» (индивидуальная)

У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений. В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения, а в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

Перечисленные педагогические игры направлены на повышение активизации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, а именно в 3 классе.

Проведенные нами дидактические игры на уроках «Окружающего мира» в

3 «Д» классе показали, что их применение позволило достичь искомых результатов.

На основании вышесказанного мы сделали вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют сделать работу учащихся интересной и увлекательной. При помощи дидактических игр

усвоение основных базовых знаний на уроках «Окружающего мира» становится более продуктивным. То есть, если мы внесем образовательный факт в игровую оболочку, то сможем решить одну из главных проблем педагогики - проблему активизации учебной деятельности. Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство по активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир», так как для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности.

2.2 Особенности проведения дидактических игр при изучении предмета «Окружающий мир» в 3-ем классе

Наиболее актуальным вопросом в образовательном процессе является процесс активизации учебной деятельности в начальной школе, который должен быть целенаправленным и планируемым.

Основное значение правильного осознания данной проблемы состоит в том, что эмоции играют большую роль в формировании у школьника способов и приёмов овладения деятельностью. Именно эмоции в большей степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребёнка, в развитии его мышления. Этот ряд эмоций, сопровождающий познавательную деятельность и обеспечивающий эффективность процесса познания, называют интеллектуальными. Однако, помимо интеллектуальных эмоций, особую роль в становлении личности ребёнка и формировании его активной жизненной позиции играют нравственные эмоции. Это эмоции, которые имеют первоначальное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности.

Подбирая игру к уроку, нужно руководствоваться содержанием урока и учитывать возрастные особенности детей и принципы построения системы игр: дидактического, психологического и общественно-нравственного.

Дидактический принцип требует опоры на логику самого предмета, программу и учебный план. Множество используемых дидактических игр решают задачи пополнения, закрепления или систематизации знаний, полученных в процессе прямого обучения, поэтому учителю нужно учитывать, пройден ли по программе учебный материал, какова степень его усвоения, но также игры могут использоваться с запасом на будущее. Дело в том, что участники игры должны уметь пользоваться полученными знаниями, иначе игру придется прерывать для объяснения и внесения коррективов, а это

разрушает ее оболочку.

Психологический принцип построения системы игр предполагает, чтобы при их подборе учитывались возрастные особенности и интересы детей. Замечено, что слишком простые игры, как и слишком трудные, не вызывают у участников игры интереса, соответственно, игра по степени сложности должна соответствовать уровню психического развития детей.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной (например, игры 1,2,3) и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной и контрольной работы лучше использовать индивидуальную форму работы (например, игры 4,5). В этом случае следует использовать игровые карточки. В работе с отстающими учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

Игра дает возможность найти индивидуальный подход к отстающим учащимся. В первом случае учитель может вызвать учащихся к доске, когда другие будут заняты самостоятельной или творческой работой, сообщить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. Во втором случае педагог организует работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или другой игры, им предоставляют игру с использованием раздаточных карточек.

По итогам психологических наблюдений можно выделить следующие профессиональные качества педагога необходимые для организации игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста:

-        Умение наблюдать, анализировать игру; планировать приёмы, направлять её развитие;

-        Увеличить объем изучаемого материала за счет облегчения его восприятия в игровой ситуации;

-        Уметь организовывать начало игры;

-        Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

-        Контролировать отношения детей в процессе игры;

-        Учить детей объективно оценивать ход игры и обсуждать её научные и социальные результаты и т.п.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить необходимую степень свободы. Учитель называет правила игры, временные рамки и контролирует ход игры. Одним из важных условий успешной педагогической игры является ее положительное, эмоциональное воздействие на детей. Смена темпа, чередование напряженной работы и небольших пауз - хорошее средство для разрядки.

Педагог должен достаточно умело владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность. Нельзя давать игре заранее оценку, тем самым предвосхищать игру ведь, по сути, она может обмануть надежды детей и вызвать обратную реакцию. И последующие попытки учителя сосредоточить внимание школьников аналогичным способом могут вызвать в детях негативное отношение к игровой деятельности. Преподнося игровой прием надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Иногда “мелочи” могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости младшего школьника.

Активизация учебной деятельности длиться в течение всех годов обучения в начальной школе. Что касается 3-его года обучения, то здесь перед учителем стоит следующая цель: совершенствовать формирование межличностных отношений и школьного коллектива, а также формировать готовность слушать

собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, учиться создавать благоприятную атмосферу в классе для активизации учебной деятельности, соблюдения всех факторов, влияющих на ее формирование.

Для этого можно использовать такие формы работы на уроках

«Окружающего мира» как: беседы, тренинги, игры, коллективные игры, коллективно - творческое дело, конкурсы с использованием методов и приемов, соответствующих данной возрастной категории учащихся (см. таблицу 3).

Таблица 3. Методы и приемы для активизации учебной деятельности на уроках «Окружающий мир»

Класс

Методы и приемы

Цель использования

3

- метод убеждения   - совместная деятельность   - метод поддержки   - коллективное самоуправление

- формирование взглядов, которые ранее отсутствовали в сознании школьника или для актуализации имеющихся знаний - вовлечение всех учащихся, стимулирование, сплочения и объединения воспитанников - развитие таких качеств как: сопереживание, взаимопомощи - формирование процесса самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность - служит для самоорганизации детской жизни, являются формой выражения общественных норм поведения


Также представим программу возможных мероприятий в 3-ем классе при изучении предмета «Окружающий мир» (см. схему 1)

Схема 1

Разработанные нами система мероприятий по окружающему миру, а также классификация методов и приемов, позволило сделать вывод о том, что игровые технологии в работе с младшими школьниками являются эффективным средством формирования, укрепления, совершенствования и активизации учебной деятельности.

2.3 Итоги экспериментальной работы по формированию учебной деятельности учащихся 3-их классов на основе использования игровых технологий

Нами было проведено экспериментальное исследование на базе ГБОУ ШКОЛА № 1253 г. Москвы ЦАО. В эксперименте участвовали учащиеся экспериментального 3 «Д» класса, в количестве 27 человек и контрольный класс 3 «В», в количестве 27 человек.

Целью эксперимента являлось активизация учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» учащихся 3 «Д» класса.

Задачи эксперимента:

На этапе констатирующего эксперимента провести тестирование по выявлению значимости игровых технологий для учащихся на предмете

«Окружающий мир».

На основе результатов констатирующего эксперимента провести формирующий эксперимент, направленный на активизацию учебной деятельности учащихся 3 «Д» класса средствами игровых технологий.

Сравнить полученные результаты на этапе констатирующего и заключительного эксперимента.

Наше исследование проходило в три этапа.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели тестирование в контрольном и экспериментальном классе на выявление фактических знаний детей по некоторым темам без использования игровых технологий.

По результатам тестирования мы выявили следующее, что результаты в обоих классах примерно одинаковые (см. рисунок 1)

Рисунок 1

Далее мы провели тестирование по выявлению значимости игровых технологий на предмете «Окружающий мир» в экспериментальном классе.

Проведение подготовительной беседы, настраивающей испытуемых на сотрудничество, доверительность.

Мы представляем данный тест - опросник, который был представлен учащимся 3 «Д» класса.

1)Чем тебе нравится урок окружающего мира?

а) Я узнаю что-то новое. б) Это легкий предмет.

в) Мне не нравится этот предмет.

2)      Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?

а) Ничего не нравится. б) Разгадывать загадки. в) Участвовать в играх.

3)      Какие игры тебе нравятся больше всего на уроке «Окружающий мир»?

а) подвижные

б) сюжетно-ролевые в) игры - загадки

4)      Как лучше изучать предмет «Окружающий мир»?

а) читать тексты

б) выполнять тесты

в) ходить на экскурсии

5)      Любишь ли ты решать головоломки и загадки?

а) да б) нет

6)      Ты любишь заниматься только по учебнику?

а) да б) нет

Анализируя полученные результаты мы выявили, что на первый вопрос 85% учеников ответили, что им нравится «Окружающий мир» потому, что они узнают что-то новое; 15% - ответили, что это легкий предмет; никто не ответил, что им не нравится этот предмет (см. рисунок 2)

Рисунок 2

Второй вопрос показал нам, что никто не ответил, что им ничего не нравится; 30% учащихся отметили, что им нравится разгадывать загадки; 70% - участвовать в играх (см. рисунок 3)

Рисунок 3

По результатам третьего вопроса мы выявили следующее: 11% учащихся ответили, что им нравятся подвижные игры; 56% - сюжетно-ролевые игры; 33% ответили, что им нравятся игры-загадки (см. рисунок 4)

Рисунок 4

Проанализировав ответы на 4 вопрос, нам удалось выявить: 17% детей ответили, что лучше читать тексты; 75% - выполнять тесты; 8% ответили - ходить на экскурсии (см. рисунок 5)

Рисунок 5

Пятый вопрос показал нам следующие результаты: 93% учащихся - любят решать головоломки и загадки, а 7% ответили, что не любят (см. рисунок 6)

Рисунок 6

Проанализировав ответы на шестой вопрос мы смогли сделать вывод о том, что: 19% учащихся ответили, что они любят заниматься только по учебнику, а 81% ответили, что не любят (см. рисунок 7)

Рисунок 7

Мы хотим представить таблицу с результатами наблюдений на констатирующем этапе эксперимента по оценке учебной активности учащихся 3

«Д» класса на уроке «Окружающего мира» (см. таблицу 4)

Таблица 4. Эмпирическая оценка учебной активности учащихся 3 «Д» класса

Испытуемый

Поднятие руки

Ответы на вопросы

Выполнение домашнего задания

Участие в проектной деятельност и

1.

Игорь

+

-

+

-

2.

Сандро

+

+

+

-

3.

Евгения

-

-

+

-

4.

Антонина

-

-

+

-

5.

Софья

+

+

+

+

6.

-

-

+

-

7.

Дмитрий Т.

+

+

+

+

8.

Ника

-

-

+

+

9.

Мария Г.

+

+

-

-

10.

Никита

-

-

+

-

11.

Ольга

+

+

+

+

12.

Николай

+

+

+

+

13.

Эрик

+

-

-

-

14.

Артемий

-

-

+

-

15.

Анастасия

-

-

+

-

16.

Евангелина

+

-

+

-

17.

Джавид

-

+

+

-

18.

Дмитрий С.

+

-

+

-

19.

Дарья

-

-

+

-

20.

Савелий

+

+

+

+

21.

Арина

+

+

+

+

22.

Чан Тхань

-

-

-

-

23.

Анна

+

+

-

-

24.

Таисия

-

+

-

-

25.

Валерия

+

+

+

+

26.

Екатерина

-

-

-

-

27.

Варвара

+

+

-

-

Итог:

15

13

20

8

В процентах

55,5%

48,1%

74%

29,6%

На формирующем этапе эксперимента в классе на уроках «Окружающего мира», проводили такие игры как: «Пищевая цепочка», «Секретное животное»,

«Товары и услуги», «Экологическая цепь», «Эти разные цветы», «12 месяцев»,

«Живая - неживая» и др. (см. таблицу №2). Темы игр были выбраны согласно темам уроков, проходящих в это время в 3 классе, согласно учебному плану.

Все игры направлены на активизацию учебной деятельности, и на обучение школьников взаимодействию. Учащиеся были включёны в игровую деятельность, на них в процессе игры оказывалось целевое воздействие.

Во время проведения игр дети, были настроенные положительно, у всех была заинтересованность, дети улыбались, смеялись. При достижении желаемого результата дети радовались.

Мы смогли включить педагогические игры в такие темы уроков как:

«Экологическая безопасность», «Зачем нужна экономика», «Экономика и труд в современном обществе»

Представим фрагмент урока с использованием игровых технологий на тему

«Для чего нужна экономика». Для этого мы провели следующую игру:

Игра «Товары-услуги»

Ваша задача если вы считаете, что это услуги - поднимаете карточку с надписью «услуги», если же вы считаете, что это товары, то соответственно - с надписью «товары»

•        Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.

•        Вы зашли в аптеку и купили лекарство.

•        Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.

•        Вы едете в автобусе в город.

•        Вам доставили почту.

•        Вы зашли в магазин и купили продукты.

На заключительном этапе эксперимента мы провели повторный тест по пройденным темам в экспериментальном классе 3 «Д», где нами использовались игровые технологии, а также в контрольном классе 3 «В», где преподавание тех же тем не предусматривало использование игровых технологий (см. рисунок 8)

Итоги учебного теста в экспериментальном классе 3 «Д» в количестве 27 человек и в контрольном классе 3 «В», также в количестве 27 человек (см. рисунок 8)

Рисунок 8

По результатам теста мы видим, что учащиеся экспериментального 3 «Д» класса, в котором использовались игровые технологии лучше усвоили учебный материал, чем в контрольном классе 3 «В», где игровые технологии не применялись.

Также мы повторно пронаблюдали за активностью на уроках учащихся 3«Д» класса (см. таблицу 5)

Таблица 5. Эмпирическая оценка учебной активности учащихся 3 «Д» класса после использования игровых технологий

Испытуемый

Поднятие руки

Ответы на вопросы

Выполнение домашнего задания

Участие в проектной деятельности

1.

Игорь

+

+

+

-

2.

Сандро

+

+

+

-

3.

Евгения

-

+

+

+

4.

Антонина

+

-

+

+

5.

Софья

+

+

+

+

6.

Мария И.

+

+

+

-

7.

Дмитрий Т.

+

+

+

+

8.

Ника

-

-

+

+

9.

Мария Г.

+

+

-

+

10.

Никита

-

+

+

+

11.

Ольга

+

+

+

+

12.

Николай

+

+

+

+

13.

Эрик

+

+

+

-

14.

Артемий

+

+

+

+

15.

Анастасия

-

+

+

+

16.

Евангелина

+

+

+

-

17.

Джавид

-

+

+

+

18.

Дмитрий С.

+

+

+

+

19.

Дарья

+

+

+

-

20.

Савелий

+

+

+

+

21.

Арина

+

+

+

+

22.

Чан Тхань

-

+

+

+

23.

Анна

+

+

+

+

24.

Таисия

+

+

+

-

25.

Валерия

+

+

+

+

26.

Екатерина

-

+

+

+

27.

Варвара

+

+

-

-

Итог:

20

25

25

19

В процентах:

74%

92,5%

92,5%

70%


Проанализировав результаты первого и второго наблюдения, мы можем сделать вывод, что учебная активность детей повысилась значительно.

Результаты показывают, что каждый показатель учебной активности учащихся вырос в 3 «Д» классе:

-  поднятие руки повысился на 19,5%

-        ответы на вопросы: на 43,9%

          выполнение домашнего задания: на 18,5%

-  участие в проектной деятельности: на 40,4%

 Учитель отмечает что, после формирующего эксперимента дети стали более дружелюбнее, сплоченнее, ученики поддерживают друг друга на уроках и в повседневной жизни, заметно повысился уровень активности учебной деятельности на уроках окружающего мира. Это свидетельствует об эффективности проделанной нами работы, ее значимости при организации учебной деятельности школьников 3-его класса.

На основании результатов формирующего эксперимента делаем вывод, что активизация учебной деятельности напрямую зависит от организации и правильного использования игровых технологий.

 

Заключение


Нами проведено исследование по эффективности использования игровых технологий для активизации учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» в 3 классе, которое является актуальной проблемой образовательного процесса.

Учебная деятельность это непосредственная подготовка личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на заключительном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Сам процесс учения - это особая деятельность, где заранее устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые особым образом обеспечивают формирование знаний, умений, навыков и способностей школьников. В учении все направлено на развитие гармоничной личности. В этом его главное отличие от игры и труда, которые преследуют множество других целей.

Подводя итог, вышесказанному можем сделать вывод, что учебная деятельность развивает только собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. Можно сказать, что учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного ссылаться на основания собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и одноклассник, и педагог).

Мы сделали вывод, что процесс образования и воспитания ребенка неразрывно связан, а деятельность учителя постоянно направлена на активизацию учебной деятельности детей. Включение игры в ход урока на любом его этапе: проверка знаний, объяснение материала, закрепление или поиск новых знаний всегда оказывает положительное влияние, как на образовательную, так и на воспитательную сторону процесса.

На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что дидактические игры могут принести пользу для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и для развития речи.

Они могут помочь:

-  активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

- умение подчиниться правилам

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- укрепить дружеские отношения в классе.

Мы выявили, что основными факторами, влияющими на активизацию учебной деятельности, являются: социально-психологическая атмосфера в классе, социально-психологический феномен дружбы, взаимная привязанность, чувства симпатий и антипатий.

Игровые технологии как вид педагогических технологий представляют собой совокупность приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Мы разработали, выбрали и систематизировали игры по активизации учебного процесса на уроках «Окружающий мир», определили педагогические задачи и вероятные результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста.

На основании вышесказанного мы сделали вывод, что игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания, которые позволяют сделать занимательным не только работу учащихся на творческом уровне, но и усвоение основных базовых знаний на уроках «Окружающего мира». То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из главных проблем педагогики - проблему активизации учебной деятельности. Игровые технологии в нашем исследовании мы рассматриваем как эффективное средство по активизации учебной деятельности на уроках

«Окружающий мир», так как для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности.

Нами была разработана программа мероприятий по «Окружающему миру» для учеников 3 класса, что позволило нам сделать вывод, о том, что игровые технологии и различные формы работы с младшими школьниками являются эффективным средством формирования, укрепления и совершенствования учебной деятельности на уроках «Окружающий мир».

Нам удалось вывить значимость игровых технологий на предмете

«Окружающий мир» в экспериментальном классе.

Мы представили таблицу эмпирической оценки учебной активности учащихся 3 «Д» до применения игровых технологий на уроках «Окружающий мир» и после применения. Также мы посчитали разницу между ними. По результатам нашего исследования мы сделали вывод, что эмпирическая оценка учебной активности учащихся значительно повысилась после применения игровых технологий на уроках «Окружающего мира».

На формирующем этапе эксперимента мы включили игровые технологии на уроке «Окружающего мира» с учетом возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, в ходе нашего исследования, гипотеза, которая заключатся в предположении о том, что активизация учебной деятельности у младших школьников будет более эффективным при условии, если: в процессе активизации учебной деятельности у младших школьников на основе использования игровых технологий будут лежать систематизированные нами игры; целевое воздействие на личность будет осуществляться через ее включённость в игровую деятельность; будут учтены возрастные и индивидуально-личностные особенности младших школьников подтвердилась, цель исследования достигнута.

Материалы исследования могут быть использованы учителями 3 классов на уроках «Окружающего мира» в организации процесса формирования активизации учебной деятельности средствами игровых технологий.

 

Список литературы

 

1.        Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 2015 г. - 316с.

2.       Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! - М., 1988г., с 202.

.         Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа.- 2007г.-№2, 123с.

4.           Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. - 2006г. -№8, 110с.

5.        Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. - 2007г. - №4, 145с.

6.       Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2013г.- №5, 180с.

7.       Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. - 2011г. - №6, 213с.

8.         Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. - 2010г. - №12, 118с.

9.        Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.

10.     Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. - 2010г. - №7, 123с.

.         Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4 - 96с.

.         Газман, О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991г.- 96с.

.         Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. - М.: КАК Москва, 2012г. - 261с.

.         Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках окружающего мира // окружающий мир в школе. - 2011г. - №1,- 98с.

15.      Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. - 2003г. - №6, - 123с.

16.      Дубровина И.В. Словарь 2 -е издание. - М.: из-во ЕАОИ, 2010г. -160с.

17.     Егорова О. А. Природа - наш общий дом. // Начальная школа.- 2006г. -№6, 80с.

18.      Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2014г., №4, - 108с.

19.      Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007г. - №8, - 125с.

20.     Ефремов О.Ю. Педагогика, СПб.: Питер, 2010 г. - 256с.

.         Зимний О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. - 2004г.-№6.- 87с.

22.      Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Изд-во

«Проспект», 2010г. - 245с.

23.      Иванов И.П. Воспитывать коллективистов.- М.: Изд-во «Проспект», 2010г. - 135с.

24.      Караковский В.А. Пути формирования ученического коллектива. - М.:«Академия», 2007г. - 216с.

25.     Клепиниа З.Ф. Аквелева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Изд. Центр «Академия» 2004г. - 251с.

.         Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно- метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2013г. - 312с.

.         Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М.: Магистр ,1995г. - 136с.

.         Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. - М.: Эксмо,1998г. - 225с.

29.       Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. - 2007г. - №11, 185с.

30.      Крупская Н.К. Педагогическое сочинение, т.4. -М.: «Академия», 1995г. - 266с.

31.     Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психологическая: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001г. - 464с.

.         Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Воронеж: Учитель, 2004г. - 168 с.

.         Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976г. - 640с.

.         Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 т., -М.:

«Академия», 1991г. - 367с.

35.      Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1992г. - 334с.

36.     Макаренко А.С. Педагогическое сочинение, т. 5. -М.: «Академия», 1998г.- 164с.

37.     Максакова В. И. Проблема развития индивидуальных возможностей школьника в коллективе. -М.: Просвещение, 2003г. - 223с.

.         Максакова В.И. Воспитание и развитие творческого индивида в коллективе. - М.: Владос, 2008г. - 254с.

.         Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. - М.: Гуманитарное издательский центр Владос, 2006г. - 238с.

.         Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4 е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640с.

.         Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология >> Как связаны между собой учебная деятельность и другие виды деятельности младших школьников?

.         Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. - СПб: Нева, 2011г. -370с.

.         Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 1998г. - 396с.

.         Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: МОДЭК. 2007г. -384с.

.         Плешаков А.А. Программа и тематическое планирование. Просвещение, 2015 г. процессов. - М.: ВЛАДОС, 2011г. -362с.

47.      Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002г. - 694с.

48.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998г.

49.     Селевко Г.К. Воспитательные технологии., -М.: Эксмо, 2005г. - 198с.

.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998г. - 256 с.

.         Системный подход в исследованиях. - В кн.: Проблемы теории воспитания. Ч. I / Под ред. Л.П. Буевой, Л.И.Новиковой, Г.Н. Филонова. М., 1999г. - 345с.

52.     Сластенин В.А. Методика воспитательной работы 2-е издание. -М.: Эксмо, 2004г. - 326с.

.         Степанов Е.Н. Педагогу о современных технологиях воспитания. - М.: Просвещение, 2008г. - 224с.

.         Удальцова Е. И. "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1999 г.

. Узорова О.В Нефедова Е.А. Тесты по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир». 3 класс ООО « Издательство Астрель» 2015г.

56.      Шацкий С.Т. Воспитательная система. - М.: Прометей, 1993г. - 287с.

57.     Шашенкова Е.А. Педагогические технологии. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. - М.: МГУТУ, 2004г. - 116с.

.         Шпалинский В.В. Психология: учеб. пособие / В. В. Шпалинский;

предисл. проф., академика РАО А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : УРАО, 2003г.- 183c.

59.      Щурковой Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Просвещение, 2000г.- 203с.

60.     Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1995г.- 245 с.

61.     Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994г. - № 2. - с.64.

Похожие работы на - Использование игровых технологий на уроках 'Окружающего мира' в 3 классе для актуализации учебной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!