Использование игровых технологий в обучении немецкому языку
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
.1 Сущность игры
.2 Классификации игр
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
.1 Использование игровых заданий на начальной ступени обучения
.2 Использование игровых заданий на средней ступени обучения
.3 Использование игровых заданий на старшей ступени обучения
.4 Применение игровых технологий в ходе практики
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра «Филлворд»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Игра «Findet das Paar»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Игра «Domino»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Игра «Ein Magisches Quadrat»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Текст «Markus und Gabi»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Кроссворд
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Контурная карта Германии
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Кроссворд
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Карточки с репликами диалога
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Текст опроса учащихся
ВВЕДЕНИЕ
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим.
В связи с ростом интереса к изучению языков увеличивается потребность в квалифицированных преподавателях. Преподаватель иностранного языка должен не только отлично знать свой предмет, но и работать по определенной программе и методике, продумывать и систематизировать процесс обучения.
С опытом преподаватели осознают, что ограничиваться какой-либо одной методикой или работать с однотипным материалом неэффективно. Какой бы ни были методика преподавателя и этап обучения, без игровых и творческих заданий не обойтись, т.к. эти виды работы способствуют решению сразу нескольких задач.
Педагоги и психологи полагают, что уникальный потенциал игровой деятельности поможет преодолеть кризис образования. Основываясь на данном суждении, педагоги и психологи на протяжение уже многих лет успешно применяют игровую деятельность в собственной работе. В то же время, подобные педагогические технологии всё еще не получили достаточного уровня развития в системе российского образования и негласно имеют статус «инновационных». В Советском Союзе в системе школьного образования игра была недооценена и ей уделялось необоснованно мало внимания, учитывая тот факт, что в дошкольных учреждениях она всегда являлась и по сей день является наиболее важным и продуктивным методическим приёмом воспитания и обучения ребенка.
Прежде всего, игровые задания вносят разнообразие в учебный процесс и повышают его привлекательность для учащихся. При этом игровые виды работы выполняют не только развлекательную функцию, но и служат практическим целям.
Еще древнегреческий философ Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии тела, отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта [27].
Выдающийся педагог А.С. Макаренко говорил, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы или радость эстетическую) и налагает ответственность на ее участников [14, c. 81].
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра универсальна еще и в том смысле, что ее можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся. Играть можно и при закреплении нового материала, и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем, и на повторительно-обобщающих уроках и во внеурочное время.
За последнее десятилетие литература обогатилась различными статьями, пособиями и учебниками, посвященными играм, их значению в жизни человека, и их применению в различных областях, в т.ч. в образовании.
Актуальность работы: с каждым годом в учебно-методических комплектах по немецкому языку появляется всё больше заданий игрового характера. В связи с этим необходимо понимать сущность игровых технологий и уметь правильно их применять на практике. Коммуникативные методики преподавания языка затрагивают не только собственно лингвистические аспекты, но и способствуют развитию памяти, фантазии, творческих способностей личности.
Объект исследования: игровые технологии на начальной, средней и старшей ступенях обучения
Предмет исследования: особенности организации и использования игровых заданий на уроках немецкого языка на всех ступенях обучения
Цель работы: анализ и характеристика игровых заданий, используемых на уроках немецкого языка; теоретическое обоснование и практическая разработка игровых упражнений.
Задачи работы:
1.Определить сущность игровых технологий, их роль в учебно-воспитательном процессе;
.Проанализировать игровые задания учебно-методических комплектов всех ступеней обучения, определить их эффективность;
.Разработать собственные игровые упражнения и апробировать их на уроках иностранного языка в школе в ходе педагогической практики.
Методы исследования: изучение лингвистической, психологической и методической литературы, обобщение опыта преподавателей, анализ учебно-методических комплектов, личный практический опыт.
Практическая значимость: разработка игровых упражнений для использования на уроках немецкого языка.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе представлены теоретические основы игровой деятельности, определена её сущность, проанализированы формы и виды игровых упражнений, выделены различия между ролевой и деловой игрой.
Во второй главе проведен анализ УМК И.Л. Бим и Л.И. Рыжовой для 3,5 и 10 классов, разработан и апробирован урок-повторение, в основе которого лежит применение игровых технологий.
В заключении подведены итоги исследования.
Список использованных источников содержит 32 наименования работ.
Приложения включают примеры игровых упражнений; опоры необходимые для проведения игр; результаты опроса, проведенного среди учащихся 5 класса; дополнительные материалы.
Апробация: материал квалификационной работы докладывался на Научной студенческой конференции (март 2016г.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
.1 Сущность игры
Рассматривая игровые технологии в обучении, необходимо сначала дать определение термину «технология» в широком смысле. Слово «технология» прoисхoдит oт грeчecких слов «techne» - мaстepcтвo, и «logos» - наука. Таким образом, «технология» - это наука о мастерстве. В наиболее широком смысле слова технология заключает в себе различные приёмы, методы и последовательность применения операций, нацеленных на решение поставленной задачи. Совокупность таких операций формирует технологический процесс. Под педагогической технологией принято понимать систему приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, создающую условия для обучения, воспитания и развития обучающихся [19, c. 123]. Игровые технологии применяются тогда, когда между учителем и учащимися возникает игровая форма взаимодействия.
Г.А. Китайгородская особую роль в преподавании уделяет игре и творчеству и отмечает, что обучение принимает творческую форму только тогда, когда учащийся не просто имитирует деятельность, оперируя навыками и умениями, но и владеет мотивом деятельности, т.е. совершает мотивированные речевые поступки [13, c. 63]. Согласно её наблюдениям, именно недостаточный уровень коммуникативной мотивации (мотивации общения) учеников является причиной их неудач в изучении языка.
Для того, чтобы устранить подобные неудачи, педагогам необходимо осознать значимость личностно-ролевого принципа в интенсивном обучении. Методисты определяют интенсивность как повышение темпов и продуктивности обучения, как объем работы, выполняемый в заданные промежутки времени. Г.А. Китайгородская под интенсивным обучением иностранному языку понимает «обучение, направленное в основном на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся, в особенности - на управление социально-психологическими процессами в группе и управление общением преподавателя с учащимися и учащихся между собой, и обычно осуществляемое в сжатые сроки» [13, с. 16].
Р.К. Миньяр-Белоручев раскрывает понятие игры с точки зрения методики следующим образом: «Игра - один из рефлексов саморазвития человека, выражающийся в моделировании тех или иных видов его деятельности» [19, c. 123]. Соответственно этому рефлексу в методике предусматривается один из типов упражнений - игровые. Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.
Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии.
В процессе деятельности у ребёнка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами и развитием осуществляющих это действие операций. Например, ребенок желает самостоятельно управлять автомобилем, но не может это осуществить, так как не владеет тем набором операций, который необходим в реальных условиях выполнения данного действия. Подобные противоречия могут разрешиться у ребенка только в одном типе деятельности - в игре [17, с. 79].
Австрийский психолог З. Фрейд рассматривал игру как бессознательное изменение действительности: «Несправедливо думать, что ребенок смотрит на созданный им мир несерьезно; наоборот, он относится к игре очень серьезно, вносит в нее много одушевления» [цит. по: 7, с. 83].
Российский психолог В.Н.Дружинин, в свою очередь, рассматривал игру в качестве одного из проявлений и неотъемлемым свойством интеллекта, т.к. по его мнению, важнейшей задачей интеллекта является создание прогностических моделей и построение предполагаемых вариантов будущего. Таким образом, учёный указывает на тот факт, что игра выполняет прогностическую функцию. Кроме того, психолог полагает, что чем разумнее в интеллектуальном плане человек, тем он более склонен к игре [11, c. 126].
Учёный Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в рамках ситуации, направленной на имитацию и овладение общественным опытом, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [22, c. 50]. Учёный добавляет, что игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из важнейших видов деятельности человека.
Существуют различные подходы к определению значения игры в жизни людей, но большинство исследователей выделяют следующие наиболее важные функции игры:
1)развлекательная - доставить удовольствие;
)коммуникативная - наполнить общением;
3)терапевтическая - преодолеть различные трудности, возникающиe в любых видах жизнедеятельности;
)диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения;
)функция социализации - ввод в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого сожития;
)прогностическая - предсказывание возможных вариантов развития [29, c.86].
Таким образом, игра выполняет важнейшие функции, способствующие всестороннему развитию учащихся, что в очередной раз доказывает целесообразность применения игровых технологий в преподавании.
Рассматривая игру как деятельность личности, можно выделить следующие этапы её протекания:
1)целеполагания;
)планирования;
)реализации цели;
4)анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект [29, c. 101].
К структурным единицам процесса игры Д.Б. Эльконин относят:
·роли, которые играющие берут на себя;
·действия, совершаемые для реализации этих ролей;
·предметы, используемые в игре и замещающие реальные вещи условными;
·реальные отношения между играющими;
·сюжет (содержание) [29, c. 107].
Так, игра состоит из понятных, однозначных структурных элементов, а значит, относительно проста в организации и проведении.
Еще в древние века игра выступала в качестве формы обучения с целью развития у человека определенных навыков. Древнегреческий философ Платон писал: «Я утверждаю, что человек, стремящийся стать успешным в каком-либо деле, должен с раннего возраста упражняться… Так например, тот, кто хочет стать выдающимся земледельцем или строителем должен ещё в детстве в играх обрабатывать землю, или возводить какие-либо сооружения»[27]. Данное суждение доказывает, что потенциал игровых упражнений и их роль в формировании личности были очевидны мыслителям с древнейших времен.
Большинство методистов сходятся во мнении, что большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий и их выполнению. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются методические приёмы обучения, направленные на удовлетворение потребности школьников в новизне изучаемого материала и разнообразие выполняемых упражнений.
Одним из таких приёмов является игра. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Учитель выступает в роли ведущего, судьи или является участником игры. Если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета, в ней принимают активное участие школьники всех возрастов. Как пишет Л.С. Выготский, педагогическая игра выполняет следующие важные функции:
1.Обучающая функция.
Игра способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений.
2.Мотивационно-побудительная функция.
Игра оказывает положительное воздействие на обучаемого: мотивирует к учебной деятельности, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность.
3.Ориентирующая функция.
Игра учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые средства общения.
4.Компенсаторная функция.
Игра компенсирует недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни [8, с. 76].
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
)учёт возрастных особенностей;
3)умеренность в использовании игр на уроках [23, с. 315].
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания учащихся и передачи им накопленного опыта. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
·в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
·как элементы более обширной технологии;
·в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
·как технология внеклассной работы [22, с. 23].
Педагогическая игра обладает существенным отличительным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, в свою очередь, обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Изучение сущности педагогических игр позволяет выделить следующие образовательные цели, достигаемые с помощью игровых методов:
1)стимулирование мотивации и интереса к процессу обучения;
)поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
)развитие навыков и умений взаимодействия, коммуникации, принятия решений;
)саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.
Достижение такого объема целей за счёт включения игровых упражнений в процесс образования доказывает целесообразность и эффективность их использования, открывает для учеников новые возможности всестороннего развития.
По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева, игровые упражнения - тип упражнений, использующий у учащихся рефлекс игры, важнейший рефлекс саморазвития человека. Эффективность игровых упражнений во многом определяется появляющимся у человека соревновательным мотивом [19, c. 50].
Отечественный ученый и педагог С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству педагогических игр:
1.«Процедурное удовольствие»: деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
2.«Поле творчества»: творческий, импровизационный характер деятельности.
3.«Эмоциональное напряжение»: соперничество, состязательность, конкуренция в процессе деятельности.
4.Наличие правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [28, с. 56].
Известные советские педагоги В.М. Блинов и В.В. Краевский полагают, что повышение интенсивности обучения, в том числе за счёт использования игровых технологий, является центральной задачей для педагогики. Исходя из опыта интенсивного обучения, можно сделать вывод о целесообразности и большом потенциале использования ролевого общения на уроках иностранного языка [6, c. 203].
Ученый А.А. Крашенинников утверждает, что обучать иноязычному общению можно лишь в «непрерывном общении» [16, с. 8]. Учитель создаёт ситуацию постоянного общения, предлагая учащимся коммуникативные задания, требующие решения коммуникативных задач. Такие задания имитируют жизненные ситуации, основываясь на языковом материале урока. Каждое подобное задание решается учениками в результате кооперации, т.е. в совместной деятельности, когда каждый участник вносит свой вклад в достижение необходимых результатов.
Так, в ролевой игре «Bekanntschaft» учащиеся 5 класса в ходе совместной коммуникативной деятельности решают коммуникативные задачи: задают друг другу вопросы, адекватно реагируют на реплики товарищей, мотивируют друг друга к коммуникации; достигают цель игрового упражнения - постоянное общение на иностранном языке в заданной ситуации (см. подробно глава 2, п.2.2).
Благодаря кооперации учащихся при решении заданий, в классе формируется дружеская атмосфера, в результате чего предмет становится для учащихся не просто объектом познания, но так же и путём удовлетворения потребности в коммуникации. Так, например, в процессе игры-соревнования и в деловой игре среди учащихся происходит распределение ролей, оценка собственной значимости, значимости партнёров и коммуникации в целом, что приводит к созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Современные требования ФГОС требуют, чтобы ребенок мог легко использовать свои знания в жизненных ситуациях. Достижению этой цели способствует использование игровых технологий, т.к. некоторые виды игр создают условия имитации конкретных жизненных ситуаций [26]
С помощью использования игровых технологий отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развивается навык восприятия речи на слух. Кроме того, игровая деятельность снимает психологическое утомление, развивает у учащихся навык самодисциплины и создёт обстановку радости во время урока.
Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.
Так, детям младшего школьного возраста присущи яркость восприятия, простота принятия образов. Учащиеся на данном этапе легко вовлекаются в игровую деятельность, быстро принимая правила и особенности игр. Преподаватель выступает в роли организатора, помощника и соучастника процесса игры.
Игровая деятельность на данном этапе обучения включает:
·задания, способствующие формированию навыка определения важных признаков и особенностей предметов;
·упражнения на выделение общих признаков предметов;
·игровые задания, направленные на развитие скорости реакции на слово, фонематический слух.
Сценарий игры протекает параллельно с процессом обучения, помогая разнообразить учебный процесс.
Для подросткового возраста характерны стремительное физическое и духовное развитие, расширение области интересов, стремление к самооценке, к коммуникативной деятельности. Желание подростка общаться приводит к предпочтению сюжетно-ролевых игр и творческих заданий.
Важную роль на этом этапе выполняют игры-соревнования и игры-конкурсы, в которых обязательно присутствует элемент соревнования и соперничества. Для учеников, не имеющих тяги и интереса к предмету, игры-соревнования могут стать мотивом к образовательной деятельности, и их применение дает наибольший результат в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
Так, в игровом задании «Wir spielen Pantomime» учащиеся на скорость по поднятой руке должны назвать на немецком языке действие, которое показывает ведущий (см. подробно глава 2, п.2.1). Соперничество и стремление ответить первым повышает мотивацию учащихся к выполнению задания.
Старший школьный возраст характеризуется желанием учащихся самоутвердиться. Ученики предпочитают задания, носящие юмористическую окраску, и ориентированные на речевую деятельность. По мнению И.С. Кона, «единственный способ вызвать отклик юноши - поставить его перед близкой ему проблемой, которая заставляет его самостоятельно размышлять и формировать вывод» [15, с. 71].
Организация общения на старшем этапе обучения иностранному языку может происходить с использованием ролевых и деловых игр. Как отмечает методист Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры - сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка» [9, с. 105].
Ролевая игра «Hilf dem Touristen» предагает учащимся ситуацию, в которой они должны помочь туристу из Германии куда-либо пройти, используя карту в рабочей тетради. Жизненность ситуации и вариативность возможных вариантов выполнения игры привлекают учащихся старших классов к выполнению задания.
Известный русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… в игре дитя пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [25, с. 86].
Таким образом, К.Д.Ушинский указывает на конкретные факторы, делающие игру привлекательной и незаменимой для ребёнка:
1.Самостоятельность: игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства;
2.Творчество: игра предоставляет возможность творить в различных областях жизни - в области межличностных отношений , в управлении и исполнительском творчестве.
Ю.В.Геронимус занимался вопросом влияния игр на теорию вероятностей и выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
1)удовольствие от контактов с партнерами по игре;
)удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей;
)азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
)необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
5)удовлетворение от успеха;
6)удовольствие от процесса перевоплощения в роль (ролевая игра) [10, с.18].
Представленный перечень факторов позволяет в очередной раз убедиться в уникальности мотивационной функции игры.
1.2 Классификации игр
Вслед за Ю.А. Комаровой классификации игр рассматриваются в зависимости от:
)целей и задач педагогической игры,
)формы проведения,
)способа организации,
)степени сложности,
)количественного состава участников [14, с. 114].
Рассмотрим каждый критерий более подробно и приведем примеры игр.
I. По целям и задачам обучения игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и речевые.
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, орфографических, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.
Фонетические игры на начальном этапе обучения направлены на формирование навыков фонематического слуха, установление адекватных звуко-буквенных соответствий, например [18, с.192]:
1. Какое слово звучит?
Ход игры:
Обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов, произнесенные преподавателем, и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
2. Кто быстрее?
Ход игры:
Обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй - перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующим переводом на русский язык (или соединить соответствия непрерывной чертой).
Лексика является основой языка. В связи с этим перед учителями стоит задача не только обучить учащихся лексическому материалу определенной темы, но и научить активно пользоваться этими лексическими единицами. Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения многочисленных упражнений, обеспечивающих запоминание и употребление учащимися лексических единиц, в том числе игровых заданий, например [18, с. 193-194]:
1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры:
Образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд быстро находят и вычеркивают названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
2. Цвета. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.
Ход игры:
Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает та команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
При овладении грамматикой немецкого языка школьники, как правило, испытывают трудности. Они вызваны как различием грамматического строя немецкого и русского языков, так и несформированностью речевых и грамматических навыков учащихся, недостатком теоретических знаний в области родного языка. На ранних этапах обучения выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры, например [18, с. 202]:
«Изображение действия»
Ход игры:
Играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой комментирует его, употребляя изученные глаголы.
II. По форме проведения выделяются игры ролевые, предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, игры-соревнования, интеллектуальные, деловые, игры-взаимодействия и другие.
В рамках выпускной квалификационной работы наиболее подробно будут рассмотрены ролевые игры, т.к. они не только представляют наибольший интерес у учащихся, но и имеют важные особенности, позволяющие достичь педагогических целей.
Е.И. Пассов даёт следуюдее определение: «Ролевая игра - это упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения» [22, c. 82].
H.C. Аппатова понимает под ролевой игрой обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и подчеркивающую самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящей из проблемных ситуаций, объединенных общим сюжетом и общей учебной целью [цит. по: 22, c. 342]. Данное определение наиболее полно раскрывает термин, указывая на особенности проведения ролевых игр и поведения участников.
Исходя из предложенных определений, можно выделить компоненты, присущие ролевым играм.
1.Ситуация как совокупность конкретных условий речевого общения. Например: в магазине, в музее, в гостях, разговор по телефону и т.д.
2.Роли, распределяемые между участниками ролевой игры: покупатель/продавец, экскурсовод/посетитель, гость/хозяин, друг/клиент.
3.Тема, определяющая содержание речевого взаимодействия: покупка подарка/еды/одежды, рассказ о картине/экспонате/музее, описание квартиры/комнаты, приглашение на праздник/запрос информации.
4.Задание (установка) проиграть моделируемую ситуацию с позиции предписанной роли и ролевых взаимоотношений: купить/продать, рассказать/спросить, описать, пригласить/отказать/согласиться.
Представленный перечень компонентов ролевых игр лежит в основе их анализа в практической главе ВКР.
Выделяют два основных, часто пересекающихся типа ролей: социальные и психологические. Социальные роли отражают социальные функции, например, покупатель, продавец, учитель, турист. Психологические роли переживаются как психологическое состояние, например, взрослый, ребенок, друг, соперник. Содержанием ролевой игры являются отношения между учащимися, которые возникают и развиваются при их общении. Так, например, у покупателя и продавца должны проявиться деловые отношения, а у ребёнка и взрослого - личностные.
Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок как бы на голову выше себя самого… ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [8, с. 76].
Многие роли образуют взаимодополняющие пары, например: продавец - покупатель, хозяин - гость. В парах роли противопоставлены друг другу таким образом, что говорящие имеют повод для общения, мотивируют реплики друг друга, но не обязательно преследуют одну и ту же цель, например:
1. Город и сельская местность
Ход игры:
Ученики разбиваются на пары. Один из напарников исполняет роль городского жителя (Stadtbewohner), другой - жителя сельской местности (Landbewohner). Участники задают вопросы о жизни в деревне или городе и отвечают на вопросы напарников, например:
- Badest du oft im Fluss?
Ja, ich bade im Fluss jeden Tag. Gehst du oft ins Kino?
Ja, ich gehe oft ins Kino. Isst du gesund? И т.д.
2. Приглашение
Ход игры:
Ученики разбиваются на пары. Разыгрывается телефонный звонок: один участник должен пригласить другого в гости (в кино, в кафе, в музей). При этом ученикам необходимо соблюдать правила ведения телефонного разговора: ученики должны правильно поприветствовать друг друга, спросить, как дела, узнать, есть ли у них свободное время, правильно попрощаться.
Деятельность участников ролевой игры оценивается по следующим аспектам:
·эффективность принимаемых решений;
·активность участника;
·оригинальность, творческий подход к поиску решения выхода из проблемной ситуации;
·использование интеллектуальных умений критического мышления;
·достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействие в контексте данной ситуации [20, c. 345].
Таким образом, ролевые игры повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благоприятно влияют на развитие коммуникативных умений и в непринуждённой форме имитации определенных жизненных ситуаций выполняют дидактические задачи.
Отдельным видом игровой деятельности является деловая игра. Рассмотрим понятие и определим основные различия данных видов игр.
Деловая игра - способ имитации принятия решений руководящих должностей или специалистов в различных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [1, с. 131]. Данное определение следует расширить, добавив в него важную особенность деловых игр - требование решения цепочки задач.
В рамках концепции личностно-ориентированного подхода деловая игра рассматривается как ролевая ситуативная игра проблемной направленности. В ходе такой игры участники принимают на себя роли специалистов, попавших в определенную ситуацию, принимают решения и определяют их последствия. Анализ последствий помогает лучше понять причины возникшей ситуации, находить разные способы выхода из нее с учётом выбранных ролей [1, с. 48].
Отличительными признаками деловой игры принято считать: