Разработка системы упражнений обучения английскому языку на основе использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического комплекса для 10 класса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,32 Мб
  • Опубликовано:
    2017-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка системы упражнений обучения английскому языку на основе использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического комплекса для 10 класса

Содержание

Введение

Глава 1. Междисциплинарные основы использования мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку

.1      Креолизация в образовательно-педагогическом дискурсе

.2      Характеристика и определение понятий «мотиватор» и «демотиватор»

.3      Создание комического эффекта и эффекта неожиданности

.4      Психологические особенности старшего школьного возраста

.5      Проблема мотивации

Выводы по главе 1

Глава 2. Типология заданий, направленных на формирование умений монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся

.1      Важность формирования умений монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся

.2      Анализ учебно-методического комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда, В. Эванс «Звёздный английский» («Starlight»)

.3      Использование мотиваторов и демотиваторов для развития умений монологической и письменной речи и творческих способностей

.3.1 Использование мотиваторов и демотиваторов на начальном этапе урока

.3.2   Использование мотиваторов и демотиваторов на основном этапе урока

.3.3   Письменное выражение согласия/несогласия с мотиватором или демотиватором

.3.4   Проекты по созданию собственных (де)мотивационных плакатов

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Тема выпускной квалификационной работы - креолизованные жанры мотивационного дискурса в педагогическом процессе. Работа посвящена проблеме использования мотивационных и демотивационных плакатов на уроках английского языка в старшей школе с целью повышения мотивации учеников к изучению английского языка, а также формирования умений монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся. Актуальность данной работы заключается в том, что, во-первых, современная лингвистика всё чаще обращается к невербальным средствам коммуникации, которые обладают большим воздействующим потенциалом и именно поэтому находят широкое распространение в педагогическом процессе. Во-вторых, в мире постсовременности отдаётся предпочтение визуальному способу представления информации как самому эффективному, ибо зрительный канал восприятия информации занимает значимое место в процессе восприятии окружающего мира. В-третьих, внедрение различных паралингвистических средств, обогащающих информацию, представленную вербальным способом, способствует автоматизму восприятия и переводу его на подсознательный уровень. В-четвёртых, креолизованные жанры мотивационного дискурса изучены недостаточно, и поэтому существует необходимость развития междисциплинарных разработок, привлекающих исследовательский аппарат и методы лингвистики текста, теории коммуникации, психолингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков.

Объектом исследования является повышение мотивации учеников к изучению английского языка, а также формирования умений монологической и письменной речи и развитие творческих способностей обучающихся.

Предмет исследования - использование креолизованных жанров мотивационного дискурса как средства повышения мотивации учеников к изучению английского языка, а также формирования умений монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся.

Целью исследования является разработка теоретически обоснованной системы упражнений обучения английскому языку на основе использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»).

Задачи исследования:

.        изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;

.        изучить понятия «креолизованный текст», «мотиватор» и «демотиватор» в применении к методике преподавания иностранных языков;

.        рассмотреть специфику креолизованных жанров мотивационного дискурса;

.        рассмотреть психологические особенности старшего школьного возраста и проблему мотивации;

.        провести анализ учебно-методического комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»);

.        разработать систему упражнений с использованием мотиваторов и демотиваторов на уроках английского языка в 10 классе.

Поставленные задачи предполагают использование следующих методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, описательный, метод моделирования и контекстуальный метод.

Теоретическая значимость работы заключается в попытке внесения вклада в теоретические разработки, касающиеся анализа и интерпретации структуры и содержания креолизованных жанров мотивационного дискурса, а также в теоретическом осмыслении дидактического потенциала использования мотиваторов и демотиваторов на иностранных языках в педагогическом процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, разработанные приемы работы и упражнения могут применяться в методике обучения иностранным языкам, и помимо этого могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем строения, восприятия и функционирования мотивационных и демотивационных плакатов.

Представляется, что именно мотивационные и демотивационные плакаты на английском языке являются богатым современным источником мотивации. На основе данных жанров мотивационного дискурса в ходе исследования идёт разработка упражнений с использованием традиционных и инновационных методов обучения. Новизна настоящего исследования заключается в том, что оно обосновывает необходимость использования мотивационных и демотивационных плакатов на уроках английского языка с целью стимулирования обучающихся к более высоким достижениям, изучению английского языка, поскольку в современных учебно-методических комплексах присутствует недостаточное количество материалов, способствующих формированию устойчивой мотивации изучения иностранных языков обучающихся. Сформированный в ходе исследования банк заданий и упражнений является материалом, который рекомендуется использовать на уроках английского языка в 10 классе, так как он обладает большим мотивационным потенциалом.

Данное исследование было апробировано в ходе выступления с докладом «Креолизованные жанры мотивационного дискурса» на 45-ой студенческой научно-практической конференции 14 марта 2016 года и участия в XV научной конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых учёных и преподавателей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 - 2016 учебный год «Актуальные проблемы современности: научный поиск и пути решения», организуемой Славянским университетом в г. Кишинёве, Республика Молдова, 14 - 15 апреля 2016 г. На данной конференции был представлен доклад на тему «Потенциал креолизованных жанров мотивационного дискурса в педагогическом процессе» в секции «Современные проблемы психологии и педагогики: инновационные подходы и пути решения».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются междисциплинарные основы использования мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку, их структура и особенности, а также психологические особенности старшего школьного возраста и проблема мотивации. Во второй главе представлена типология заданий, направленных на формирование умений монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся, разработанная для учебно-методического комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»).

Глава 1 Междисциплинарные основы использования мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку

.1      Креолизация в образовательно-педагогическом дискурсе

английский урок творческий креолизация

В данной работе за образовательно-педагогический дискурс принимается «регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на трансляцию, воспроизводство и регуляцию определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения» (Кожемякин Е.А. Образовательно-педагогический дискурс. 2010. № 2. 27 с.).

Исходя из данного определения, в рамках образовательно-педагогического дискурса происходит непрерывное включение индивида в социальное и культурное наследие, то есть происходит процесс социализации обучающихся, приобщение их к видам поведения, ценностям и традициям данного общества. В то же время, образование нацелено на стимулирование саморазвития, творческого потенциала личности. Таким образом, одновременно проходят три процесса: подготовка профессионалов и специалистов в рамках определённой социальной культуры, воспитание субъектов культуры и развитие незаурядной самостоятельной личности. Однако реализация последнего в рамках жёстко регламентированного педагогического процесса затруднена. Учителю необходимо прибегать к различным средствам, чтобы привлечь внимание, повысить мотивацию учеников. Одним из таких средств являются креолизованные тексты.

В настоящее время возрос интерес к невербальным средствам коммуникации в рамках изучения креолизованных текстов. Первоначально слово «креолизация» вошло в обиход как лингвистическое понятие креольского языка, применяемое к естественным языкам, образованным в ходе слияния нескольких культур, использовавших различные языки. Таковы, например, языки некоторых бывших европейских колоний, где синтез местных и упрощенных европейских языков происходил в процессе межнационального общения (языки Гаити, Вануату). Далее, изменённое понятие «креолизация» было применено не только к естественным языкам, но и к любым знаковым системам.

Термин «креолизованный» был предложен российскими филологами и психолингвистами Ю. А. Сорокиным и Е. Ф. Тарасовым в конце 20-го века и определял тексты, «фактура которых состоит из двух негомогенных частей» (Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия. Москва: Высшая школа, 1990. 180 с.).

Под креолизованным текстом понимается текст, который характеризуется двумя составляющими: вербальной (речевой) и невербальной. Специфика креолизованного текста состоит не столько в визуальной и вербальной информации, действующей как единое информационное пространство, а, скорее, в невозможности интерпретации одного компоненте текста без другого в его первоначальном значении. В отличие от обычных иллюстрированных текстов, здесь полнота передаваемой информации может быть достигнута только путем восприятия всех компонентов текста одновременно. Таким образом, креолизованный текст представляет из себя «сложное текстовое образование, в котором вербальные и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое» (Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов). 1992. № 4. 72 с.).

Постулат креолизованного текста в значении, соответствующем данной работе, состоит в следующем. В ходе креолизации информации, передача значения осуществляется по двум каналам одновременно, которые нельзя заменить или поменять местами, иначе логика текста нарушится. Особенность креолизованного текста также состоит в формате сообщения и отношения к нему, степени доверия, общем настроении, которые передаются вместе с посланием. Вербальная информация может передавать значение текста посредством лексических и интонационных характеристик. В отличие от вербальной, визуальная информация воспринимается, находясь под влиянием широкого спектра факторов. Есть определённая структура построения зрительной информации сообщения. В рамках психологии восприятия проведен ряд исследований, касающихся специфики объективного восприятия цветовой гаммы, пространства и многих других элементов визуальной информации (Kress G. Reading images. The grammar of visual design. New York: Routledge, 1996. 16-20 p.). Например, шрифты могут использоваться как инструмент для воплощения настроения. Барбара Чапарро, Дон Шейх и Даг Фокс провели исследование, целью которого была попытка определить, ассоциируются ли определенные личностные качества с различными шрифтами. С помощью онлайн-опроса участники оценивали «характер» 20 шрифтов с использованием 15 пар прилагательных. Кроме того, участники рассматривали фразы, написанные теми же 20 шрифтами, и оценивали, использование какого шрифта было наиболее подходящими. Результаты свидетельствуют о том, что определённые черты характера действительно приписываются шрифтам на основе их дизайна (с засечками, без засечек, современные, моноширинный шрифт) и связаны с соответствующим использованием шрифтов. Результаты данного исследования используются для разработки онлайн-материалов и веб-сайтов (Software Usability Research Lab: [сайт]. URL: #"895555.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Мотивационный плакат 1

Кроме того учителю предлагается использовать мотивационные плакаты, чтобы подбадривать учеников, разрежать атмосферу перед самостоятельными и контрольными работами. Данный мотивационный плакат, ставший популярным в сети интернет, может в этом помочь.

Рисунок 2 - Мотивационный плакат 2

К тому же учитель может порекомендовать ученикам сайты, содержащие множество мотивационных плакатов на тему «обучение», «достижения», «успех» и так далее (School And Motivational Posters [сайт]. URL: #"895555.files/image003.gif">

Answer the following questions:

)        Describe what you see on this motivational poster.

)        What does the saying “There is no “I” in team” mean to you?

)        Why is the word “team” written in capital letters?

)        How does the image illustrate the meaning of the saying?

)        Does the saying check with the picture or contradict it?

)        What do you think we are going to speak about today?

Приложение 2

2 (Best Demotivational Posters: [сайт]. URL: #"895555.files/image004.gif">

Answer the questions concerning this poster:

)        Describe what you see on this demotivational poster.

)        What emotions does it bring to you?

)        What do you usually think of when you hear the word “beauty”?

)        What does the saying “The best and most beautiful things in the world cannot be seen or even touched. They must be felt with the heart” mean?

)        What does it make you think about?

)        Do you agree with the meaning of this demotivational poster?

Приложение 3

the questions:

)        What is the meaning of the words “In the middle of difficulty… lies Opportunity”?

)        Does the image help you understand these words? How?

)        How does the image illustrate the meaning of the saying?

)        What emotions does it bring to you?

)        What does it make you think about?

)        Do you agree with the meaning of this motivational poster?

Приложение 4

4 (Motivation Posters: [сайт]. #"895555.files/image006.gif">

Answer several questions about it:

)        Describe what you see on this demotivational poster.

)        What emotions does it bring to you?

)        What is global warming?

)        What do you think was meant by “nuclear winter”?

)        What impact do we have on the environment?

)        Do you agree with the meaning of this demotivational poster?

)        Try to guess the topic of today’s lesson.

Приложение 5

5 (Behance: [сайт]. URL: #"895555.files/image007.gif">

Answer some questions about it:

)        What is machinery?

)        What is humanity?

)        Compare the left and the right parts of the poster.

)        What is the message of this poster?

)        How can we create a more humane world?

)        Do you agree with the meaning of the poster?

Приложение 6

Task 6 (Motivation Posters: [сайт]. URL: #"895555.files/image008.gif">

«Sum up everything you have discussed in your group and share it with your classmates. 1-2 minutes»

Приложение 7

7 (Despair inc: [сайт]. URL: #"895555.files/image009.gif">

1) What do you see on this picture?

) What mood does this image have?

) What idea might this poster illustrate?

) Is it a demotivational or a motivational poster? Why do you think so?

) Try to guess the headline and the text of this poster.

«Now I’ll show you the headline and the text.


)        Is it what you expected to see?

)        Does the text check with the picture or contradict it?

)        How do the picture and the text create a meaning together?

)        What does “perseverance” mean?

Приложение 8

Task 8 (Despair inc: [сайт]. URL: #"895555.files/image011.gif">

«Now I’m going to show you the text of a poster without showing you the image. You are to answer several questions about the text in pairs.

)        What does this saying make you think about?

)        What emotions does it bring to you?

)        Is it a motivational or a demotivational poster? How did you guess?to guess how this poster could be illustrated. You have 5 minutes to discuss it in pairs».

«Now I’ll show you the whole poster.


)        Is it what you expected to see?

)        What does a snowflake symbolize?

)        Does the picture check with the text or contradict it?

)        How do the picture and the text create a meaning together?

)        What do you think the author wanted to say with this demotivational poster?

Приложение 9

Task 9 (Баранова К.М. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. Москва: Express Publishing: Просвещение, 2012. 116 с.)

«Now we’re going to divide into 8 groups! Each group will have to discuss the meaning of one quote and think of an illustration for it. In 5 minutes each group will present its quote, describe an illustration for it and explain its choice».


Приложение 10

Task 10(Tumblr: [сайт]. URL: #"895555.files/image014.gif">

.        «Discuss the meaning of this demotivational poster in pairs. Express your opinion about this poster using phrases from the table: “I fully agree with you!, One of the (main) reasons that..., On the whole, I’d say..., I think most people..., I’d like to point out ..., One advantage/disadvantage..., As far as I’m concerned...”. You have 3 minutes».


Приложение 11

11 (Motivation Posters: [сайт]. URL: #"895555.files/image016.gif">

.        «How do you understand the connection expressed in this motivational poster? Write 10-15 sentences».

Похожие работы на - Разработка системы упражнений обучения английскому языку на основе использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического комплекса для 10 класса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!