Разработка системы упражнений обучения английскому языку на основе использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического комплекса для 10 класса
Содержание
Введение
Глава 1. Междисциплинарные основы
использования мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку
.1 Креолизация в
образовательно-педагогическом дискурсе
.2 Характеристика и определение
понятий «мотиватор» и «демотиватор»
.3 Создание комического эффекта
и эффекта неожиданности
.4 Психологические особенности
старшего школьного возраста
.5 Проблема мотивации
Выводы по главе 1
Глава 2. Типология заданий,
направленных на формирование умений монологической и письменной речи и развития
творческих способностей обучающихся
.1 Важность формирования умений
монологической и письменной речи и развития творческих способностей обучающихся
.2 Анализ учебно-методического
комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда,
В. Эванс «Звёздный английский» («Starlight»)
.3 Использование мотиваторов и
демотиваторов для развития умений монологической и письменной речи и творческих
способностей
.3.1 Использование мотиваторов и
демотиваторов на начальном этапе урока
.3.2 Использование мотиваторов и
демотиваторов на основном этапе урока
.3.3 Письменное выражение
согласия/несогласия с мотиватором или демотиватором
.3.4 Проекты по созданию
собственных (де)мотивационных плакатов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тема выпускной квалификационной работы -
креолизованные жанры мотивационного дискурса в педагогическом процессе. Работа
посвящена проблеме использования мотивационных и демотивационных плакатов на
уроках английского языка в старшей школе с целью повышения мотивации учеников к
изучению английского языка, а также формирования умений монологической и
письменной речи и развития творческих способностей обучающихся. Актуальность
данной работы заключается в том, что, во-первых, современная лингвистика всё
чаще обращается к невербальным средствам коммуникации, которые обладают большим
воздействующим потенциалом и именно поэтому находят широкое распространение в
педагогическом процессе. Во-вторых, в мире постсовременности отдаётся предпочтение
визуальному способу представления информации как самому эффективному, ибо
зрительный канал восприятия информации занимает значимое место в процессе
восприятии окружающего мира. В-третьих, внедрение различных паралингвистических
средств, обогащающих информацию, представленную вербальным способом,
способствует автоматизму восприятия и переводу его на подсознательный уровень.
В-четвёртых, креолизованные жанры мотивационного дискурса изучены недостаточно,
и поэтому существует необходимость развития междисциплинарных разработок,
привлекающих исследовательский аппарат и методы лингвистики текста, теории
коммуникации, психолингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных
языков.
Объектом исследования является повышение
мотивации учеников к изучению английского языка, а также формирования умений
монологической и письменной речи и развитие творческих способностей
обучающихся.
Предмет исследования - использование
креолизованных жанров мотивационного дискурса как средства повышения мотивации
учеников к изучению английского языка, а также формирования умений
монологической и письменной речи и развития творческих способностей
обучающихся.
Целью исследования является разработка
теоретически обоснованной системы упражнений обучения английскому языку на основе
использования мотиваторов и демотиваторов в рамках учебно-методического
комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П.
Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»).
Задачи исследования:
. изучить отечественную и зарубежную
литературу по теме исследования;
. изучить понятия «креолизованный текст»,
«мотиватор» и «демотиватор» в применении к методике преподавания иностранных
языков;
. рассмотреть специфику креолизованных
жанров мотивационного дискурса;
. рассмотреть психологические особенности
старшего школьного возраста и проблему мотивации;
. провести анализ учебно-методического
комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П.
Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»);
. разработать систему упражнений с
использованием мотиваторов и демотиваторов на уроках английского языка в 10
классе.
Поставленные задачи предполагают использование
следующих методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования,
описательный, метод моделирования и контекстуальный метод.
Теоретическая значимость работы заключается в
попытке внесения вклада в теоретические разработки, касающиеся анализа и
интерпретации структуры и содержания креолизованных жанров мотивационного
дискурса, а также в теоретическом осмыслении дидактического потенциала
использования мотиваторов и демотиваторов на иностранных языках в
педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования состоит в
том, что его результаты, разработанные приемы работы и упражнения могут применяться
в методике обучения иностранным языкам, и помимо этого могут быть использованы
для дальнейшего исследования проблем строения, восприятия и функционирования
мотивационных и демотивационных плакатов.
Представляется, что именно мотивационные и демотивационные
плакаты на английском языке являются богатым современным источником мотивации.
На основе данных жанров мотивационного дискурса в ходе исследования идёт
разработка упражнений с использованием традиционных и инновационных методов
обучения. Новизна настоящего исследования заключается в том, что оно
обосновывает необходимость использования мотивационных и демотивационных
плакатов на уроках английского языка с целью стимулирования обучающихся к более
высоким достижениям, изучению английского языка, поскольку в современных
учебно-методических комплексах присутствует недостаточное количество
материалов, способствующих формированию устойчивой мотивации изучения
иностранных языков обучающихся. Сформированный в ходе исследования банк заданий
и упражнений является материалом, который рекомендуется использовать на уроках
английского языка в 10 классе, так как он обладает большим мотивационным
потенциалом.
Данное исследование было апробировано в ходе
выступления с докладом «Креолизованные жанры мотивационного дискурса» на 45-ой
студенческой научно-практической конференции 14 марта 2016 года и участия в XV
научной конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых учёных и
преподавателей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 - 2016 учебный
год «Актуальные проблемы современности: научный поиск и пути решения»,
организуемой Славянским университетом в г. Кишинёве, Республика Молдова, 14 -
15 апреля 2016 г. На данной конференции был представлен доклад на тему
«Потенциал креолизованных жанров мотивационного дискурса в педагогическом
процессе» в секции «Современные проблемы психологии и педагогики: инновационные
подходы и пути решения».
Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и
приложений. В первой главе рассматриваются междисциплинарные основы
использования мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку, их
структура и особенности, а также психологические особенности старшего школьного
возраста и проблема мотивации. Во второй главе представлена типология заданий,
направленных на формирование умений монологической и письменной речи и развития
творческих способностей обучающихся, разработанная для учебно-методического
комплекса для 10 класса К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П.
Мильруда, Эванс В. «Звёздный английский» («Starlight»).
Глава 1 Междисциплинарные основы использования
мотиваторов и демотиваторов в обучении иностранному языку
.1 Креолизация в
образовательно-педагогическом дискурсе
английский
урок творческий креолизация
В данной работе за образовательно-педагогический
дискурс принимается «регламентируемая определенными историческими и
социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая
деятельность, направленная на трансляцию, воспроизводство и регуляцию
определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения» (Кожемякин Е.А.
Образовательно-педагогический дискурс. 2010. № 2. 27 с.).
Исходя из данного определения, в рамках
образовательно-педагогического дискурса происходит непрерывное включение
индивида в социальное и культурное наследие, то есть происходит процесс
социализации обучающихся, приобщение их к видам поведения, ценностям и
традициям данного общества. В то же время, образование нацелено на
стимулирование саморазвития, творческого потенциала личности. Таким образом,
одновременно проходят три процесса: подготовка профессионалов и специалистов в
рамках определённой социальной культуры, воспитание субъектов культуры и
развитие незаурядной самостоятельной личности. Однако реализация последнего в
рамках жёстко регламентированного педагогического процесса затруднена. Учителю
необходимо прибегать к различным средствам, чтобы привлечь внимание, повысить
мотивацию учеников. Одним из таких средств являются креолизованные тексты.
В настоящее время возрос интерес к невербальным
средствам коммуникации в рамках изучения креолизованных текстов. Первоначально
слово «креолизация» вошло в обиход как лингвистическое понятие креольского
языка, применяемое к естественным языкам, образованным в ходе слияния
нескольких культур, использовавших различные языки. Таковы, например, языки
некоторых бывших европейских колоний, где синтез местных и упрощенных
европейских языков происходил в процессе межнационального общения (языки Гаити,
Вануату). Далее, изменённое понятие «креолизация» было применено не только к
естественным языкам, но и к любым знаковым системам.
Термин «креолизованный» был предложен
российскими филологами и психолингвистами Ю. А. Сорокиным и Е. Ф. Тарасовым в
конце 20-го века и определял тексты, «фактура которых состоит из двух
негомогенных частей» (Сорокин Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная
функция. Оптимизация речевого воздействия. Москва: Высшая школа, 1990. 180 с.).
Под креолизованным текстом понимается текст,
который характеризуется двумя составляющими: вербальной (речевой) и
невербальной. Специфика креолизованного текста состоит не столько в визуальной
и вербальной информации, действующей как единое информационное пространство, а,
скорее, в невозможности интерпретации одного компоненте текста без другого в
его первоначальном значении. В отличие от обычных иллюстрированных текстов,
здесь полнота передаваемой информации может быть достигнута только путем
восприятия всех компонентов текста одновременно. Таким образом, креолизованный
текст представляет из себя «сложное текстовое образование, в котором вербальные
и невербальные элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и
функциональное целое» (Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных
и гибридных текстов). 1992. № 4. 72 с.).
Постулат креолизованного текста в значении,
соответствующем данной работе, состоит в следующем. В ходе креолизации
информации, передача значения осуществляется по двум каналам одновременно,
которые нельзя заменить или поменять местами, иначе логика текста нарушится.
Особенность креолизованного текста также состоит в формате сообщения и
отношения к нему, степени доверия, общем настроении, которые передаются вместе
с посланием. Вербальная информация может передавать значение текста посредством
лексических и интонационных характеристик. В отличие от вербальной, визуальная
информация воспринимается, находясь под влиянием широкого спектра факторов.
Есть определённая структура построения зрительной информации сообщения. В
рамках психологии восприятия проведен ряд исследований, касающихся специфики
объективного восприятия цветовой гаммы, пространства и многих других элементов
визуальной информации (Kress G. Reading images. The
grammar of
visual design.
New York:
Routledge, 1996. 16-20 p.).
Например, шрифты могут использоваться как инструмент для воплощения настроения.
Барбара Чапарро, Дон Шейх и Даг Фокс провели исследование, целью которого была
попытка определить, ассоциируются ли определенные личностные качества с различными
шрифтами. С помощью онлайн-опроса участники оценивали «характер» 20 шрифтов с
использованием 15 пар прилагательных. Кроме того, участники рассматривали
фразы, написанные теми же 20 шрифтами, и оценивали, использование какого шрифта
было наиболее подходящими. Результаты свидетельствуют о том, что определённые
черты характера действительно приписываются шрифтам на основе их дизайна (с
засечками, без засечек, современные, моноширинный шрифт) и связаны с
соответствующим использованием шрифтов. Результаты данного исследования
используются для разработки онлайн-материалов и веб-сайтов (Software
Usability
Research
Lab: [сайт]. URL:
#"895555.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Мотивационный плакат 1
Кроме того учителю предлагается использовать
мотивационные плакаты, чтобы подбадривать учеников, разрежать атмосферу перед
самостоятельными и контрольными работами. Данный мотивационный плакат, ставший
популярным в сети интернет, может в этом помочь.
Рисунок 2 - Мотивационный плакат 2
К тому же учитель может порекомендовать ученикам
сайты, содержащие множество мотивационных плакатов на тему «обучение»,
«достижения», «успех» и так далее (School And Motivational Posters [сайт]. URL:
#"895555.files/image003.gif">
Answer the following questions:
) Describe what you see on
this motivational poster.
) What does the saying “There
is no “I” in team” mean to you?
) Why is the word “team”
written in capital letters?
) How does the image
illustrate the meaning of the saying?
) Does the saying check with
the picture or contradict it?
) What do you think we are
going to speak about today?
Приложение
2
2 (Best Demotivational Posters:
[сайт]. URL: #"895555.files/image004.gif">
Answer the questions concerning this
poster:
) Describe what you see on
this demotivational poster.
) What emotions does it bring
to you?
) What do you usually think
of when you hear the word “beauty”?
) What does the saying “The
best and most beautiful things in the world cannot be seen or even touched.
They must be felt with the heart” mean?
) What does it make you think
about?
) Do you agree with the
meaning of this demotivational poster?
Приложение
3
the questions:
) What is the meaning of the
words “In the middle of difficulty… lies Opportunity”?
) Does the image help you
understand these words? How?
) How does the image
illustrate the meaning of the saying?
) What emotions does it bring
to you?
) What does it make you think
about?
) Do you agree with the
meaning of this motivational poster?
Приложение
4
4 (Motivation Posters: [сайт].
#"895555.files/image006.gif">
Answer several questions about it:
) Describe what you see on
this demotivational poster.
) What emotions does it bring
to you?
) What is global warming?
) What do you think was meant
by “nuclear winter”?
) What impact do we have on
the environment?
) Do you agree with the
meaning of this demotivational poster?
) Try to guess the topic of
today’s lesson.
Приложение
5
5 (Behance: [сайт].
URL:
#"895555.files/image007.gif">
Answer some questions about it:
) What is machinery?
) What is humanity?
) Compare the left and the
right parts of the poster.
) What is the message of this
poster?
) How can we create a more
humane world?
) Do you agree with the
meaning of the poster?
Приложение
6
Task 6 (Motivation Posters: [сайт].
URL: #"895555.files/image008.gif">
«Sum up everything you have
discussed in your group and share it with your classmates. 1-2 minutes»
Приложение
7
7 (Despair inc: [сайт]. URL:
#"895555.files/image009.gif">
1) What do you see on this picture?
) What mood does this image have?
) What idea might this poster
illustrate?
) Is it a demotivational or a
motivational poster? Why do you think so?
) Try to guess the headline and the
text of this poster.
«Now I’ll show you the headline and
the text.
) Is it what you expected to
see?
) Does the text check with
the picture or contradict it?
) How do the picture and the
text create a meaning together?
) What does “perseverance”
mean?
Приложение 8
Task 8 (Despair inc: [сайт]. URL:
#"895555.files/image011.gif">
«Now I’m going to show you the text
of a poster without showing you the image. You are to answer several questions
about the text in pairs.
) What does this saying make
you think about?
) What emotions does it bring
to you?
) Is it a motivational or a
demotivational poster? How did you guess?to guess how this poster could be
illustrated. You have 5 minutes to discuss it in pairs».
«Now I’ll show you the whole poster.
) Is it what you expected to
see?
) What does a snowflake
symbolize?
) Does the picture check with
the text or contradict it?
) How do the picture and the
text create a meaning together?
) What do you think the
author wanted to say with this demotivational poster?
Приложение 9
Task 9 (Баранова
К.М. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с
углубл. изучением англ. яз. Москва: Express
Publishing: Просвещение,
2012. 116 с.)
«Now we’re going to divide into 8
groups! Each group will have to discuss the meaning of one quote and think of
an illustration for it. In 5 minutes each group will present its quote,
describe an illustration for it and explain its choice».
Приложение 10
Task 10(Tumblr:
[сайт]. URL: #"895555.files/image014.gif">
. «Discuss the meaning of
this demotivational poster in pairs. Express your opinion about this poster
using phrases from the table: “I fully agree with you!, One of the (main)
reasons that..., On the whole, I’d say..., I think most people..., I’d like to
point out ..., One advantage/disadvantage..., As far as I’m concerned...”. You
have 3 minutes».
Приложение
11
11 (Motivation Posters: [сайт].
URL: #"895555.files/image016.gif">
. «How do you understand the
connection expressed in this motivational poster? Write 10-15 sentences».