Неурочные формы занятий в физическом воспитании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,02 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Неурочные формы занятий в физическом воспитании

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта






КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Неурочные формы занятий в физическом воспитании»











Минск 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Неурочные формы занятий в физическом воспитании

.1 Отличительные черты и разновидности малых форм занятий неурочного типа

.2 Отличительные черты и разновидности крупных форм занятий неурочного типа

Глава 2. Использование неурочных форм занятий в физическом воспитании детей школьного возраста

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Под формами занятий физическими упражнениями понимают - способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий[7].

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные.

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организовывающую роль играет специалист-преподаватель, (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками [2,3].

Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна.

В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель[4].

Актуальность: Процесс физического воспитания в принципе должен быть непрерывным, его нельзя организовать иначе, чем в форме структурно-обособленных занятий, отдельных друг от друга интервалами времени, протяженность которых зависит от режима жизни занимающихся, характера их основной и иной деятельности, восстановительных процессов и других факторов. Но не всегда большинству населения удаётся регулярно заниматься в клубах, секциях, поэтому заниматься физическими упражнениями приходится самостоятельно в свободное от учебы и работы время.

Цель работы: дать характеристику неурочным формам построения занятий в физическом воспитании.

Задачи работы:

1. Изучить неурочные формы занятий в физическом воспитании.

. Изучить отличительные черты и разновидности малых и крупных форм занятий неурочного типа.

. Изучить использование неурочных форм занятий в физическом воспитании детей школьного возраста.

Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на 24 листах формата а4, состоит из двух глав, представлено 3 таблицы. При написании работы было использовано 22 литературных источника.

ГЛАВА 1. НЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

занятие неурочный нагрузка страховка

Неурочная форма - это занятия, проводимые, как специалистами, так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков[5,6].

К ним относятся:

-Малые формы занятий;

-Крупные формы занятий;

-Соревновательные формы занятий.

Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обуславливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям[4].

Для основных форм занятий в физическом воспитании характерно своего рода трех компонентная конструкция, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Первая часть - «подготовительная» («вводный», либо «вводно-подготовительный» или просто «разминкой»), вторая часть - «основная» и третья - «заключительная».

Подготовительная часть занятия направлена на функциональную подготовку организма к предстоящей основной деятельности (обеспечить оптимальное врабатывание организма), формирование смысловой установки на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся.

Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травм опасности предстоящей основной двигательной деятельности. Построение разминки должно быть постепенным, соразмерным мобилизации функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений[7].

Содержание подготовительной части занятия зависят, с одной стороны, от особенностей исходного функционального состояния занимающихся, а с другой - в какой мере нужно изменить его в конкретных условиях, чтобы оно стало более благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности.

При всех особенностях содержания и условий занятий порядок построения каждого из них в подготовительной части остается принципиально одинаковым.

Типичными задачами подготовительной части являются: вводно-организующие и установочные действия; общая и специальная разминка, а также постоянные тенденции динамики предъявляемых функциональных нагрузок.

Подготовительная часть выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной части. Граница между подготовительной и основной частями является условной, так как фазой их состыковки является специальная разминка.

Основная часть занятия является преобладающей и выполняет главную функцию, в решении задач всех категорий физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). В зависимости от содержания занятия, его структура в основной части бывает гомогенной (однородной), либо гетерогенной (неоднородно-комплексной, комбинированной)[7,8].

При гомогенной структуре основная часть занятия строится без подразделения на неоднопорядковые разделы, по логике последовательного развертывания одной осуществляемой в ней деятельности. В такой структуре все направлено на реализацию одной главной задачи (например, первоначальное или углубленное разучивание сложного двигательного действия, либо избирательно направленное, концентрированное развивающее развитие на те, или иные функциональные свойства организма).

Гетерогенная структура типична для занятий с неоднопредметным комплексным содержанием, в которых решаются не совпадающие задачи (например, разучивание нового двигательного действия и повышения общего уровня тренированности занимающихся). Таким образом, содержание и структура основной части может быть весьма сложна.

Заключительная часть занятия по продолжительности сравнительно не велика, но от ее содержания существенно зависит конечный эффект занятия, динамика восстановительных процессов и его влияния на последующую деятельность. В заключительной части необходимо обеспечить направленное постепенное снижение функциональной активности организма, переключение на восстановительный режим функционирования.

Содержание и продолжительность каждой части весьма изменчивы, так как зависят от задач, вида и продолжительности занятия, от особенностей и состояния занимающихся и др.

С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная форма[4].

.1 Отличительные черты и разновидности малых форм занятий неурочного типа.

Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие:

относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности, как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма, как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминуток и микро сеансов производственной гимнастики, поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.;

сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительна дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности - трудовой, служебной, учебной, - непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминуток); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок[9].

Из всего этого вытекает, по существу, дополнительная роль малых форм занятий в общей системе физического воспитания. Отсюда не следует, конечно, что ценность их вообще, невелика и они не заслуживают достаточно серьезного отношения к себе. На недопустимость недооценки их значимости со всей очевидностью указывают многие специальные исследования, выполненные в последние десятилетия. Систематически практикуемые такие занятия физическими упражнениями, вне всякого сомнения, являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечение нормальной жизненной активности, служат общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт. Значение их особенно возрастает, естественно, тогда, когда по каким-либо причинам физкультурная активность индивида в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Вместе с тем нереально лишь на них возлагать надежды как на главные факторы полноценного физического образования и развития - такие функции малым формам не присущи, обеспечить это способна лишь целостная система всестороннего физического воспитания, где малые формы являются одним из необходимых составляющих[10].

Методика построения малых форм занятий не может, разумеется, не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности индивида.

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой направленности (обще подготовительная и специализированная).

Занятия с обще подготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями) [9, 211].

. Занятия общегигиенического характера.

К ним относятся: гигиеническая гимнастика; прогулки; бег трусцой; занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и т.п.;

репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые - чаще являются групповыми, даже массовыми.

. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы учебно-вспомогательные. К ним относятся:

-туристские прогулки выходного дня;

-туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;

-спортивные развлечения рекреационного типа.

К малым формам занятий относят: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - одно из важных оздоровительных мероприятий. Она направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности.

Утренняя гимнастика - это ежедневно выполняемый комплекс несложных физических упражнений, который обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности организма.

Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, выводит организм из пассивного состояния и подготавливает его к активной деятельности. Физические упражнения настраивают ЦНС на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорость крова - и лимфообращения, улучшают кровоснабжение тканей. Параллельно улучшается осанка, увеличивается мышечная сила, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее воздействие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняется в определенной последовательности. Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу (с ходьбы и легкого бега), затем выполняются упражнения типа «подтягивания», на формирование осанки, далее приступают к упражнениям, воздействующим, на большие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины), - различного рода поворотам и наклонам. За ними следуют упражнения более сложного характера (движения туловища в сочетании с движениями рук и ног, выпады с наклоном туловища и др.), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов. После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление [11]. Следующими упражнениями утренней гимнастики должны быть прыжки, подскоки, пробежки. Они значительно усиливают деятельность дыхания и кровообращения. Весь комплекс утренней гимнастики заканчивается дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление и формирования осанки. Для детей следует обязательно включать упражнения на формирование осанки (с палками, скакалками, гантелями). Продолжительность всей зарядки составляет около 10-15 минут. Комплексы упражнений необходимо менять через каждые 1-2 недели. По мере адаптации к упражнениям можно увеличивать параметры нагрузки, но не следует превращать зарядку в тренировочное занятие [12]. Число упражнений, их повторений, общая продолжительность занятия зависит от возраста.

Таблица 2.1. - Зависимость нагрузки гигиенической гимнастики от возраста.

Возраст, летПродолжительность,мин.ЧислоУпражненийПовторений7-98-105-65-1010-1110-126-88-1512-1312-156-810-2014-1515-178-1015-2516-17До 2010-1220-30

После утренней гимнастики нужны водные процедуры: обтирание влажным полотенцем, обливание, душ или кратковременное купание.

Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой - это тот минимум двигательной деятельности, которые может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях.

Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры - вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Их отличительные особенности в решающей мере обусловлены тем, что они органически, непосредственно встроены в структуру трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации. Это значит, кроме прочего, что в них приемлемы лишь такие виды физических упражнений и лишь такие параметры связанных с ними нагрузок, какие способствуют производительности труда, согласуются с его объективной логикой и оптимизируют его воздействие на работающих .

Вводная гимнастика

В том виде, в каком вводная гимнастика практикуется сейчас на производстве в системе рациональной организации труда, она обычно представляет собой комплекс из 5-8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 мин. непосредственно перед началом рабочих операций. Это тоже своего рода разминка, которая, последовательно активизируя функциональные системы организма, способствует эффективному выполнению последующих рабочих операций, сокращает период врабатывания[13].

Кроме общего эффекта разминки здесь имеет значение и специфическая психомоторная настройка на основные рабочие действия, если трудовая деятельность характеризуется регулярным воспроизведением одного и того же состава движений (в рамках рабочего динамического стереотипа). Поэтому в зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется. Так, когда основные трудовые операции должны следовать в определенном двигательном темпе и ритме, как минимум в последнем из упражнений вводного комплекса важно смоделировать соответствующие темпоритмовые соотношения, что достигается, как правило, не имитацией самих трудовых действий, а с помощью гимнастических движений[14].

Физкультпаузы и физкультминутки

Кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха. Физкультминутки проводятся как на производстве, так и в дошкольных и средних учреждениях образования. Могут проводиться с музыкальным сопровождением, в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности. Комплексы физкультпаузы продолжительностью 5-7 минут, состоящие из 3-5 упражнений, повторяемых 5-10 раз, проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха [7,11].

Проведение физкультминуток и физкультпауз в дошкольных и средних учреждениях образования начинают при первых признаках нарушения внимания у учащихся, когда дети становятся неспокойными. До начало проведения следует открыть форточку или окно. А в производственной сфере физической культуры существуют также физкультминутки продолжительностью 1-2 минуты и микропаузы по 20-30 секунд. Что является необходимым для оптимизации трудовой деятельности в условиях производства [7,12].

Существуют три фазы динамики работоспособности: врабатывание, высокая и устойчивая работоспособность, снижение работоспособности. В течение одного рабочего дня обычно фаза снижения работоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя они и претерпевают определенные изменения: врабатывание завершается быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше и более выражена. Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % дневной выработки) (табл. 2.2).

Таблица 2.2. - Динамика работоспособности в течение дня

Часы работыВыход продукции110,0215,1314,2412,7Обеденный перерыв511,2614,4713,588,9

Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 ч. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде с большими требованиями к безошибочности движений - короче [14].

Поэтому внедрение физкультминуток и физкультпауз в условиях производственной деятельности является оптимальным и необходимым элементом в поддержании уровня трудоспособности работников.

Цель этих двух форм - вернуть уставшему организму работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, повысить эмоциональный уровень [15].

Микропаузы отдельных упражнений

Микропаузы отдельных упражнений тренировочного характера - это небольшие по времени ежедневные физические упражнения, в том числе и некоторые бытовые двигательные действия. Такие микросеансы упражнений включают в себя дозированную ходьбу или бег по лестнице (вместо подъема и спуска на лифте), серии локальных и региональных силовых упражнений и упражнений «в растягивания» во время, например, просмотра телевизора и многое другое.

Порядок выполнения упражнений предполагает трехфазную последовательность действий: в начале - разминочную серию движений (в замедленном темпе с укороченной амплитудой без дополнительных отягощений), затем одну или несколько серий повторений избранного упражнения и в завершении - успокаивающую серию движений (например, дыхательную) [7].

Обеспечить развитие отдельных сторон тренированности при помощи малых форм занятий можно только лишь в узких пределах, они играют дополнительную роль в общей системе физического воспитания.

.2 Отличительные черты и разновидности крупных форм занятий неурочного типа

Крупные формы в современном физкультурном движении дифференцируется по двум направлениям: как формы самостоятельных (индивидуальных, групповых) тренировочных занятий; и формы расширенного активного отдыха, включающие моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (туристические походы, спортивно-игровые встречи по месту жительства и др.).

При всей относительности различий между малыми и крупными формами построения занятий в физическом воспитании и самовоспитании они объективно далеко не равнозначны, в том числе и тогда, когда организуются на самодеятельных началах. Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение. Их строгую классификацию предстоит еще создавать. В современной практике физкультурного движения они довольно быстро преобразуются и совершенствуются. Дифференцируются эти формы главным образом по двум направлениям: [7].

. Как формы самостоятельных (индивидуальных, групповых) тренировочных занятий.

. И формы расширенного активного отдыха, включающие моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (туристические походы, спортивно-игровые встречи по месту жительства и др.)

Самостоятельные тренировочные занятия

Требуют от занимающихся определенной «физической грамотности», особого методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля [1].

Для многих, особенно для людей пожилого возраста, они являются основной формой личной организации физического самовоспитания. Часто это просто самостоятельные занятия спортивной ориентации по общей физической подготовке или избирательной тренировки.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями проводятся в свободное время, в квартире, во дворе, на спортивных сооружениях, во время загородного отдыха. Главным вопросом методики самостоятельных занятий является дозирование нагрузки, с учетом возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Поэтому объем, и интенсивность упражнений должны быть оптимальны. По содержанию они бывают однопредметными (включаю, например, быструю ходьбу, или продолжительный бег, в том числе «трусцой», либо разновидности основной или атлетической гимнастики и т.д.) и комплексными (например, сочетающими гимнастические упражнения и естественные упражнения циклического характера) [7].

Выбор занятия определяется индивидуальным интересом, способностями и полученными ранее физическими знаниями.

Время, затраченное на самодеятельные тренировочные занятия, зависит от возраста и условий жизнедеятельности. И когда такие занятия становятся основным фактором сохранения и совершенствования индивидуальной физической подготовки, они должны быть не менее чем трех-четырех раз в неделю, продолжительностью не менее часа.

Эффективность таких занятий в наибольшей мере зависит от уровня физкультурной образованности занимающихся.

Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер активного отдыха. Это занятия связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. Они позволяют поддерживать нормальное физическое состояние организма и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Практикуются в свободное время, в домашних условиях, в выходные дни и в других подобных ситуациях. Наиболее распространенными формами физкультурных занятий в воскресные дни и отпускное время являются: пешие и лыжные прогулки, лодочные и велосипедные походы. Оздоровительный эффект этих занятий определяется прежде всего правильной регламентацией нагрузок (с учетом подготовленности людей). Нагрузки, как правило, дозируются по длине дистанции, массе поклажи, длительности прогулки (табл.2.3.) [13,16].

В зависимости от протяженности намеченного маршрута, характера рельефа местности, состояния погоды и средней скорости движения вырабатывается график движения по маршруту.

Таблица 2.3. Нормы нагрузок в прогулках и походах для взрослых

Вид прогулки и уровень тренированностиДлина дистанции, кмДлительность прогулки, чМасса поклажи, кгПешие: Т Н Лыжные: Т Н Лодочные: Т Н Велосипедные: Т Н25-30 18-20 25-35 18-20 25-30 15-20 40-60 30-407-8 7-8 6-7 6-7 8-9 8-9 7-8 7-815-20 10-12 12-15 8-10 - - - -Т - хорошо тренированные; Н - недостаточно тренированные И- пожилые люди.

Туристические походы позволяют решать комплекс оздоровительных задач: воспитание физических качеств и закаливание, формирование прикладных навыков и знаний, воспитание нравственных качеств [3].

К ним также можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, ушу, массовые игры и т.д. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании. Соревнования составляют неотъемлемую часть физической культуры. И решаю множество задач: содействуют улучшению физической подготовленности; выявляют сильнейших спортсменов и лучшие команды; содействуют пропаганде физической культуры и многое др.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, порядок состязаний, наличие судейства и др.

соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены [1].

Главное, что объединяет здесь разнообразные варианты соревновательных форм занятий, заключается в использовании натурально сопоставимых способов выявления индивидуальных возможностей, способностей, умений, навыков в специально создаваемых для этого условиях [7].

Не только в спортивных соревнованиях высокого ранга, но и в подобных соревновательных формах, довольно высока вероятность возникновения экстремальных, стрессовых ситуаций. Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида, мобилизовать функциональные резервы организма и тем самым стимулировать их развитие [7].

Своеобразные соревновательные формы занятий в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации. Для многих они фактически не столько способ достижения спортивной победы или спортивного результата, сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения [7].

Занятия неурочного типа различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу, времени и условиям проведения, а также в зависимости от того, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно (рис 2.2) [17].

Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, но требуют появления личной инициативы и самостоятельности

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Соревновательный метод в физическом воспитании

Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен[18].

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором - в качестве относительно

Самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная, определяющая черта соревновательного метода - конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями)[19].

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели[18].

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.).

В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают[20]

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию[18]

Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.[18]

Соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала. Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

. Сопоставление сил занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность участников в соответствии с установленными правилами.

. Соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.

Практическое применение методов физического воспитания требует учета этапа обучения, а, следовательно, и фазы усвоения учебного материала. Так, на этапе предварительного разучивания упражнений (I этап), когда идет ознакомление с техникой двигательного действия, в работе с младшими школьниками мы используем игровые упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта, трудовым операциям. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения[18].

Созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии способствует также использование движений, близких изучаемому по технике выполнения и встречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежки помогают освоить метание мяча на дальность и в цель.

При углубленном разучивании двигательных действий (II этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека. При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражеский танк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий. Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации дети становятся более внимательными и старательными[21].

Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»). Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях. При этом в условия игр и соревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполнения изучаемого упражнения, включенного в эстафету.

Если на II этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задача довести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно. Для этого используется все разнообразие методов, но особое место отводится игровому и соревновательному. Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями. Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результате деятельности, а не на технике. Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащегося[18].

Соревновательный метод помогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций. Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча - во время передвижения по кругу.

Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал[22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс физического воспитания любого контингента осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Все занятия физическими упражнениями не могут быть однозначными, арсенал их весьма разнообразен - прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физической культурой и т. д. Хотя все они строятся на основе некоторых общих закономерностей, но содержание и построение занятий достаточно разнообразные. Поэтому в физической культуре сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять не две групп - урочные, неурочные. Урочные формы - это занятия, проводимые с преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся.

Неурочная форма - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самим занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная форма.

В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные формы, которые разделяются на три типа: малые формы, крупные формы и соревновательные. К малым формам занятий относят: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка.

Крупные формы в современном физкультурном движении дифференцируется по двум направлениям: как формы самостоятельных (индивидуальных, групповых) тренировочных занятий; и формы расширенного активного отдыха, включающие моменты тренировки, состязания, культурного общения и развлечения (туристические походы, спортивно-игровые встречи по месту жительства и др.). Соревновательные формы организации занятий, составляют неотъемлемую часть физической культуры. К соревновательным формам организации занятий относятся: собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся; соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. Своеобразные соревновательные формы занятий в самодеятельном физкультурном движении, не имеющем чисто спортивной ориентации, они носят форму эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения.

Условно крупными можно назвать те из форм занятий в самодеятельном физкультурном движении, которые имеют многоминутную протяженность, отличаются от малых форм более широким содержанием и более обособленной структурой, имеют в силу этого свое самостоятельное значение.

Выделяют: * Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным * Физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха.

Проводя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что к самодеятельным тренировочным занятиям можно отнести основные виды (формы) оздоровительной физической культуры, применяющиеся в практике. К ним относятся:

-Ритмическая гимнастика

-Атлетическая гимнастика

-Гимнастика по системе «хатха-йога»

-Аэробика

-Оздоровительная ходьба

-Бег трусцой

. В ряду разнообразных форм организации занятий в многолетнем процессе физического воспитания неординарной в известном смысле является соревновательная форма.

Специфические соревновательные требования и отношения имеют свойство в максимальной мере выявлять физические и психические возможности индивида, вплоть до предельной мобилизации, функциональных резервов организма.

В регулярной спортивной деятельности, направленной к высшим достижениям, специфические для нее соревнования и тренировочные занятия составляют формообразующую основу системы подготовки спортсмена и одновременно являются теми целевыми пунктами, на которые ориентируется весь процесс спортивной подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гужаловский, А.А . Физическое воспитание в школе; метод. Поcобие

.Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ.культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - Изд.2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). - М.: «Физкультура и спорт», 1976. (т-1. общие основы теории и методики физического воспитания).

.Теория и методика физического воспитания: учебник для техникумов физической культуры / под ред. Г.Д. Харабуги; 2-е доп изд. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 320 с.

.Теория и методика физической культуры: учебник для студ. высш. учеб. заведений: / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.

5.Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

.Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др.-М.: Высш. школа, 1983. - 391 с.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры: / Л. П. Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

9.Пидкасистый П.И., Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». - М.: Педагогика, 1989., стр. 8-10.

.Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» - М.: Педагогика, 1982. - 278 с.

11. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 386 с.

.Богданов, Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре) / Г.П. Богданов. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - с. 192.

.Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физической культуры: / под ред. А.А.Гужаловского. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

.Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов / В.И. Ильинич. - М.,1978. 110 c.

.Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников : Учебное пособие: / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. - Москва: Просвещение, 1989. - 222 с.

.Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

.Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - М.: ФиС., 2000.- 480 c.

18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ.- М.: ФиС., 1991. - 568 с.

.Матвеев Л.П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания.- М.: ФиС., 2 том., 1976.-329 с.

. Расин, М.С. Технология разработки комплексных программ развития физкультурного и рекреационного спорта / М.С. Расин. - Омск, 1994. -52 с.

.Сулейманов, И.И. Общее физкультурное образование: Учебник Т. 1. Школьное физкультурное образование / И.И.Сулейманов, В.И.Михалев, В.Х.Шнайдер и др. - Омск, 1998. - 268 с.

.Формирование культуры здоровья в условиях современного образованичя: Монография / Под ред. О.Л.Трещевой. - Омск, 2002. - 268 с.

Похожие работы на - Неурочные формы занятий в физическом воспитании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!