Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    85,08 Кб
  • Опубликовано:
    2017-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра теории и методики технологии и профессионального образования

Направление подготовки: 44.03.44 Профессиональное обучение

(по отраслям) профиль: Экономика и управление




Курсовая работа

на тему: «Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа»











Йошкар-Ола

Содержание

Введение

. Дискуссия как активный метод обучения

.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения

.2 Понятие о дискуссионных методах обучения

. Результаты применения дискуссионных методов

.1 Дискуссия как учебный спор-диалог

.2 Анализ и оценка дискуссии

Заключение

Список литературы

Введение

дискуссия обучение спор диалог

1. Дискуссия как активный метод обучения

.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения

Методы обучения - это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Различают две группы методов обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче. Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применения эти знаний в типичных ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, - выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает. Основатель советской школы психологической установки Д.Н.Узнадзе, на которого, кстати сказать, постоянно ссылается М. Форверг в своих теоретических выкладках, писал: «основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения» [2]

.2 Понятие о дискуссионных методах обучения

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные - из выполненияпрактических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов.


Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле - это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам. [3] Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности. В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров. Основными характеристиками учебной дискуссии являются: - Актуальность, проблемность, противоречивость. В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать: - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам; - значение, своевременность, значимость для всех членов общества; - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии. - Мотив, целенаправленность. Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения. Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:

·              осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

·              развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);

·              выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

·              развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

·              развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;

·              развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;

·              развитие умения работать в группе единомышленников;

·              способность продуцировать множество решений;

·              формирование навыка говорить кратко и по существу;

·              развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;

·              формирование личностной гражданской позиции. Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин. Особенности организации дискуссии в учебном процессе. В своей педагогической практике я использую следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод. Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи. Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.

На уроке истории при изучении темы: «Восстание декабристов», можно организовать дебаты. Учитель предлагает, заранее определить с позиций какого лагеря - монархистов или либералов ребята будут участвовать в дискуссии. Либералы и монархисты представляют различные точки зрения. Организация дискуссии. Просмотр отрывка фильма «Восстание декабристов» из документального цикла «Мятеж реформаторов», телеканала «Школьное ТВ» г. Москва (8 минут). Вопрос учителя: «Вы просмотрели отрывок видеофильма, дома анализировали различные документы, в чем вы видите главную причину поражения декабристов» [5] Любая дискуссия имеет три этапа: 1 - подготовительный, в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал; 2 - ход дискуссии; 3 - этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы. [8] Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы: - изложение проблемы или описание конкретного случая; - ролевая игра; - демонстрация кинофрагмента; - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации); - обсуждение текущих новостей. Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:

) воздерживаться от собственных суждений; 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов; 3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений; 4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования; 5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа; 6) давать время для обдумывания ответов; 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии: - Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. - Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. - Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. - В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п. При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.

2. Результаты применения дискуссионных методов

.1 Дискуссия как учебный спор-диалог

В описаниях опыта педагогов, работающих по этой модели, можно выделить несколько основных моментов. Первостепенными мы считаем те из них, которые связаны с содержательной стороной учебного процесса.

. Выбор темы. Определяющими здесь являются как задачи курса, так и интересы самого преподавателя. Критерием отбора является и возможность (для преподавателя) подготовить две подкрепленные учебными материалами (т.е. аргументируемые) расходящиеся позиции, точки зрения. Эти позиции, естественно, должны быть доступны освоению учащимися. Такого рода тематика распространена в предметном содержании, связанном с проблемами экологии, энергетики, социальной политики, обществоведения; к ней относятся и вопросы, затрагиваемые в курсах таких предметов, как литература, естествоведческие дисциплины. 2. Подготовка учебных материалов. Для каждого из двух отраженных в учебном споре-диалоге позиций обычно готовятся следующие материалы: · постановка задачи для каждой из команд; · описание последовательности спора-диалога, а также тех совместных действий, которые входят в каждый из его этапов; · характеристика отстаиваемой позиции, сопровождаемая перечнем основных аргументов в ее пользу; · источник данных (включая библиографию), на основе которых выдвигаются и развиваются аргументы. 3. Организация самого спора-диалога. Важнейшим требованием является создание обстановки сотрудничества, а также разнородность состава подгрупп. Обычно, чтобы создать нужную обстановку, учителя прибегают к случайному распределению учащихся на подгруппы, дают установку на то, чтобы подгруппа обязательно выработала общее мнение (консенсус), а также подготовила общий доклад, на основе которого оценку получают все члены подгруппы. Исследователи особенно настоятельно отмечают значение разнородности подгрупп: мальчики - девочки, дети из богатых и малообеспеченных семей, различных этнических групп. Разнородность усиливает поляризацию точек зрения и, вместе с тем, в конечном итоге помогает прийти к лучшему пониманию того, как можно выявлять и преодолевать расхождения и разногласия.

. Руководство ходом спора-диалога. Учитель инструктирует участников обсуждения в парах, выделяя при этом следующие основные моменты. · Освоение точек зрения (позиций). Например: «Вместе с партнером продумайте аргументацию вашей позиции. Прочтите материалы, продумайте, как сделать изложение аргументов более убедительным. Убедитесь в том, что вы оба владеете аргументацией настолько, что ваши оппоненты будут в состоянии усвоить излагаемые вами сведения и идеи.» · Изложение точек зрения. Например: «Вашей паре предстоит совместно изложить свою точку зрения, и делать это нужно энергично и убедительно. Тщательно выслушайте и усвойте точку зрения оппонентов. Делайте заметки, проясняйте все, что кажется непонятным.» · Обсуждение проблемы. Например: «Отстаивая свою позицию, приводите все имеющиеся в вашем распоряжении аргументы. Критически прислушивайтесь к точке зрения ваших оппонентов, просите их привести факты, поддерживающие их точку зрения и выдвигаемые ими контраргументы. Не забывайте, что вы обсуждаете сложный вопрос и вам нужно знать обе стороны дела, чтобы подготовить хороший доклад.» · Смена точек зрения. Например: «Работая в паре, попытайтесь представить позицию ваших оппонентов так, как если бы вы были на их месте. Добавьте сами известные вам фактические сведения, попытайтесь развить их точку зрения, связывая с ней все изученные вами сведения». Выработка решения. Например: «Подведите итоги лучшим аргументам с обеих сторон. Вырабатывайте общую точку зрения (консенсус), основанную на фактических сведениях. Изменяйте свою точку зрения, только когда для этого есть достаточные фактические и логические основания. Напишите доклад, включающий фактические данные и ход рассуждений, обосновывающие точку зрения, выработанную вашей группой.» [12]

Важным моментом реализации данной модели является соблюдение правил. Учитель обращает специальное внимание на то, чтобы ввести и соблюдать правила обсуждения во время учебного спора-диалога. Эти правила представляются нам примечательными и заслуживающими осмысления нашими педагогами: за ними стоит глубоко проработанная практика и - шире - культура ведения дискуссии. [10] Правила ведения спора-диалога: 1. Я критикую идеи, а не людей. 2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. 3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию. 4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен(на). 5. Я пересказываю (делаю парафраз) то, что мне не вполне ясно. 6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы. 7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. 8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на это ясное основание. Данные об использовании этой модели построения учебного процесса показывают ряд ее достоинств. К их числу относятся: более глубокое по сравнению с обычным усвоение предметного содержания; высокая способность к переносу; применение знаний, обобщений в самых различных ситуациях; выработка более глубоких решений и подходов к обсуждаемым проблемам; развитие творческого мышления; гораздо большее количество идей, их глубина, оригинальность, эмоциональная вовлеченность, интерес и воодушевление учащихся в ходе учебного процесса. Как могло бы показаться на первый взгляд, содержащиеся в учебном споре-диалоге моменты расхождений, несогласия, столкновения мнений способны отрицательно влиять на взаимоотношения между одноклассниками. Однако и этот момент был предметом специального внимания исследователей - использование этой модели улучшает взаимоотношения между учащимися, повышает уверенность каждого в своих учебных возможностях, т.е. улучшает самооценку, отношение к учебному предмету и обучению в целом.

.2 Анализ и оценка дискуссии

Педагогическая ценность дискуссии возрастает, если помимо предметного содержания специально осмысливается и сам процесс обсуждения. Это обстоятельство уже многие годы является предметом методических поисков зарубежных педагогов. Как показывает опыт, целесообразно проводить рефлексию своей работы в конце дискуссии. Простейший вариант анализа связан с совместным обсуждением следующего круга вопросов: 1. Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи? 2. В каких отношениях мы не достигли успеха? 3. Отклонялись ли мы от темы? 4. Принимал ли каждый участие в обсуждении? 5. Были ли случаи монополизации обсуждения? Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать все обсуждение на магнитофон и прослушать запись. Вопросы о ходе дискуссии могут быть предложены учащимся в форме опросника. Устные или письменные ответы могут обобщаться учителем или самими учащимися, после чего класс может обсуждать и анализировать их более подробно. Учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия в проведении дискуссии, обращая внимание прежде всего на такие моменты своей работы, как побуждение учеников к высказыванию, эффективность постановки вопросов, поддержание доброжелательной атмосферы в ходе обсуждения. Приведем пример росника для самооценки ведущего учебную дискуссию. Опросник для самооценки ведущего дискуссию Часть 1. · Поставил(а) ли я обоснованную цель? · Соответствуют ли учебные цели дискуссии как таковой? · Удалось ли мне добиться активного участия учеников? · Побуждал(а) ли я участвовать в обсуждении или, скорее, останавливал(а) желающих высказаться? · Удавалось ли мне препятствовать монополизации обсуждения? · Поддерживал(а) ли я нерешительных, робких учеников? · Были ли мои вопросы открытыми, побуждающими к самостоятельному мышлению? · Удерживал(а) ли я внимание группы на теме обсуждения? · Не занимал(а) ли я доминирующую позицию? · Что удалось мне лучше всего? · Что удалось мне хуже всего? · Побуждал(а) ли я учеников к постановке исследовательских, поисковых вопросов и поиску гипотетических решений? · Подводил(а) ли я промежуточные итоги, суммировал(а) ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии? Часть 2. · Выделите те приемы, которые вы применяли, чтобы сделать дискуссию более эффективной. · Выделите те приемы, которые, по вашему мнению, давали обратный эффект и снижали результативность дискуссии. Приведенный подход к наблюдению и оценка групповых обсуждений и дискуссий интересен и тем, что он носит довольно общий характер и применим не только к чисто учебным условиям. Однако в методических разработках последних лет такого рода опросники широко рекомендуются как рабочий инструмент учителей. На наш взгляд, это свидетельствует о единстве подхода к культуре дискуссий в культуре «большого мира» (т.е. общества) и педагогической культуре, ориентированной на мир школы и класса. Последнее обстоятельство - единство и преемственность в отношении важнейшего элемента социальной жизни - обсуждения проблем, выработки подходов к их решению - важная черта, характеризующая социально-педагогический потенциал повседневной практики обучения, в которой происходит формирование социально значимых умений будущих граждан. [13]

Заключение

В курсовой работе поставлена и решена актуальная педагогическая задача по изучению дискуссионного образования студентов в колледже. Актуальность проблемы обусловлена. Проведя теоретическое исследование, подтвердившие рабочую гипотезу, мы сделали следующие выводы: Решая первую задачу мы изучили отличительные признаки традиционных и активных методов обучения. Методы обучения - это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Различают две группы методов обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Традиционное обучение (или информационно-рецептивное) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности . Активные методы обучения - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. . И пришли к выводу что они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче. Задача традиционного обучения - выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Активные методы обучения рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В соответствии со второй задачей мы определили понятие дискуссионного метода обучения. Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле - это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Можем сделать вывод что, дискуссионное обучения направлен прежде всего на саморазвитие и высказывания собственного мнения. Решая третью задачу мы рассмотрели дискуссия как учебный спор-диалог. Таким образом, мы выделили несколько основных моментов : выбор темы, подготовка учебных материалов, организация самого спора-диалога, руководство ходом спора-диалога. И можем сделать вывод, что использование этой модели улучшает взаимоотношения между учащимися, повышает уверенность каждого в своих учебных возможностях, т. е. улучшает самооценку, отношение к учебному предмету и обучению в целом. Решая четвёртую задачу мы выяснили результаты применения дискуссионных методов в процессе обучения. Можем сделать вывод, что более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать все обсуждение на магнитофон и прослушать запись. Вопросы о ходе дискуссии могут быть предложены учащимся в форме опросника. Устные или письменные ответы могут обобщаться учителем или самими учащимися, после чего класс может обсуждать и анализировать их более подробно. Учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия в проведении дискуссии, обращая внимание прежде всего на такие моменты своей работы, как побуждение учеников к высказыванию, эффективность постановки вопросов, поддержание доброжелательной атмосферы в ходе обсуждения.

Список литературы

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии./ Беспалько В.П. /М.: Высшая школа, 1989. -191с.

. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. / Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. /М: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.

. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. / Вигман С.Л. /М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208 с.

. Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения. / Гулюкина Н.А. /Новосибирск: ТАТАПринт, 2001. - 77 с.

. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. / Колесникова И.А. /СПб.: Детство-Пресс, 2001.- 288 с.

. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. / Кларин М.В. /М.: Наука, 1997. - 223 с.

. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. / Кулюткин Ю.Н. /СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 25 с.

. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. / Мухина С.А., Соловьева А.А. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.

. Немов Р.С. Психология. В 2х кн. -Кн. 2. - Психология образования. / Немов Р.С. /М.: Просвещение: Валдос, 1994. - 496 с.

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. / Селевко Г.К. /М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

. Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Столяренко Л.Д. / Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 736с.

. Расчетина С.А. Коммуникативная среда подростка-девианта// Социальная реабилитация детей. - СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 50-60.

Похожие работы на - Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!