Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ
ВО «Марийский государственный университет»
Институт
педагогики и психологии
Кафедра
теории и методики технологии и профессионального образования
Направление
подготовки: 44.03.44 Профессиональное обучение
(по
отраслям) профиль: Экономика и управление
Курсовая
работа
на
тему: «Дискуссия как метод профессионального обучения студентов колледжа»
Йошкар-Ола
Содержание
Введение
. Дискуссия как активный метод
обучения
.1 Отличительные признаки
традиционных и активных методов обучения
.2 Понятие о дискуссионных методах
обучения
. Результаты применения
дискуссионных методов
.1 Дискуссия как учебный спор-диалог
.2 Анализ и оценка дискуссии
Заключение
Список литературы
Введение
дискуссия обучение спор диалог
1. Дискуссия как активный метод обучения
.1 Отличительные признаки традиционных и
активных методов обучения
Методы обучения - это способы организации
учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе
обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод - это путь, которым
учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития
его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий,
средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом
метода обучения является ученик. Различают две группы методов обучения:
традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные
методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.
Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio -
восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего
репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний,
формирование навыков практической деятельности. К ним относятся хорошо
известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом
выступают «знания - описания» и навыки применения эти знаний в типичных
ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, - выучить заданное
и воспроизвести его при контроле. Активные методы обучения (от лат. aktivus -
деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых
самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель
обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои
действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского
действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на
самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Известно, что одна из общих
закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности
процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого.
Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление
большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально
установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит,
до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает. Основатель советской
школы психологической установки Д.Н.Узнадзе, на которого, кстати сказать,
постоянно ссылается М. Форверг в своих теоретических выкладках, писал:
«основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве
конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в
определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык
или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения» [2]
.2 Понятие о дискуссионных
методах обучения
Активные методы обучения в
зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и
индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и
тренинг-методов, а индивидуальные - из выполненияпрактических исследовательских
заданий, индивидуальных практикумов.
Дискуссионные методы - вид
групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной
коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову
«дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен
мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму
общения. В педагогическом смысле - это метод организации учебного процесса с
применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения
проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам
обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и
академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В
спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам. [3] Исследования
показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение
обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии
показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов
в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности. В
педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития
критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной
культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе
обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование
ценностных ориентиров. Основными характеристиками учебной дискуссии являются: -
Актуальность, проблемность, противоречивость. В основу любой дискуссии положена
проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной
стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому
основными ориентирами при выборе темы должны стать: - соответствие темы
(проблемы) дидактическим задачам; - значение, своевременность, значимость для
всех членов общества; - подготовленность (моральная, эмоциональная,
психологическая, знаниевая) участников дискуссии. - Мотив, целенаправленность.
Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением
познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает
мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят
в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование
выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного
единственного решения. Применение дискуссионных методов способствует частичному
или полному решению следующих задач:
· осознание
участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
· развитие
самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных,
зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства
(идеи превосходства какой-либо концепции);
· выработка
уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
· развитие умения
осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки
зрения оппонентов;
· развитие умения
воспринимать критические замечания в свой адрес;
· развитие умения
формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести
полемику;
· развитие умения
работать в группе единомышленников;
· способность
продуцировать множество решений;
· формирование навыка
говорить кратко и по существу;
· развитие умения
выступать публично, отстаивая свою правоту;
· формирование
личностной гражданской позиции. Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в
процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин. Особенности
организации дискуссии в учебном процессе. В своей педагогической практике я
использую следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод
«мозгового штурма» и кейс-метод. Групповая дискуссия - метод организации
совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения
групповой задачи. Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется
при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным
методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их
позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно
закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог.
На уроке истории при изучении
темы: «Восстание декабристов», можно организовать дебаты. Учитель предлагает,
заранее определить с позиций какого лагеря - монархистов или либералов ребята
будут участвовать в дискуссии. Либералы и монархисты представляют различные
точки зрения. Организация дискуссии. Просмотр отрывка фильма «Восстание
декабристов» из документального цикла «Мятеж реформаторов», телеканала
«Школьное ТВ» г. Москва (8 минут). Вопрос учителя: «Вы просмотрели отрывок
видеофильма, дома анализировали различные документы, в чем вы видите главную
причину поражения декабристов» [5] Любая дискуссия имеет три этапа: 1 -
подготовительный, в ходе, которого происходит формулировка проблемы,
определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия,
регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал; 2 - ход дискуссии;
3 - этап подведения итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются
высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов
применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие
каждого в решении проблемы. [8] Для введения в дискуссию можно использовать
разные приемы: - изложение проблемы или описание конкретного случая; - ролевая
игра; - демонстрация кинофрагмента; - обсуждение представленного наглядного
материала (объекты, иллюстрации); - обсуждение текущих новостей. Обычно
руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии,
учителю приходится придерживаться определенной стратегии:
) воздерживаться от собственных
суждений; 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов; 3) менять
ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений; 4) уточнять,
пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования; 5) не
игнорировать ни одного вопроса и ответа; 6) давать время для обдумывания
ответов; 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии: - Выступления
должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с
разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть
только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. - Каждое
высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить
каждому участнику возможность высказаться. - Каждое высказывание, позиция
должны быть внимательно рассмотрены. - В ходе обсуждения недопустимо
«переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные
высказывания и т. п. При ориентации на задачу метод группового обсуждения
способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения,
развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение
пользоваться своим интеллектом.
2. Результаты применения дискуссионных методов
.1 Дискуссия как учебный спор-диалог
В описаниях опыта педагогов, работающих по этой
модели, можно выделить несколько основных моментов. Первостепенными мы считаем
те из них, которые связаны с содержательной стороной учебного процесса.
. Выбор темы. Определяющими здесь являются как
задачи курса, так и интересы самого преподавателя. Критерием отбора является и
возможность (для преподавателя) подготовить две подкрепленные учебными
материалами (т.е. аргументируемые) расходящиеся позиции, точки зрения. Эти
позиции, естественно, должны быть доступны освоению учащимися. Такого рода
тематика распространена в предметном содержании, связанном с проблемами
экологии, энергетики, социальной политики, обществоведения; к ней относятся и
вопросы, затрагиваемые в курсах таких предметов, как литература,
естествоведческие дисциплины. 2. Подготовка учебных материалов. Для каждого из
двух отраженных в учебном споре-диалоге позиций обычно готовятся следующие
материалы: · постановка задачи для каждой из команд; · описание
последовательности спора-диалога, а также тех совместных действий, которые
входят в каждый из его этапов; · характеристика отстаиваемой позиции,
сопровождаемая перечнем основных аргументов в ее пользу; · источник данных
(включая библиографию), на основе которых выдвигаются и развиваются аргументы.
3. Организация самого спора-диалога. Важнейшим требованием является создание
обстановки сотрудничества, а также разнородность состава подгрупп. Обычно,
чтобы создать нужную обстановку, учителя прибегают к случайному распределению
учащихся на подгруппы, дают установку на то, чтобы подгруппа обязательно
выработала общее мнение (консенсус), а также подготовила общий доклад, на основе
которого оценку получают все члены подгруппы. Исследователи особенно
настоятельно отмечают значение разнородности подгрупп: мальчики - девочки, дети
из богатых и малообеспеченных семей, различных этнических групп. Разнородность
усиливает поляризацию точек зрения и, вместе с тем, в конечном итоге помогает
прийти к лучшему пониманию того, как можно выявлять и преодолевать расхождения
и разногласия.
. Руководство ходом спора-диалога. Учитель
инструктирует участников обсуждения в парах, выделяя при этом следующие
основные моменты. · Освоение точек зрения (позиций). Например: «Вместе с
партнером продумайте аргументацию вашей позиции. Прочтите материалы,
продумайте, как сделать изложение аргументов более убедительным. Убедитесь в
том, что вы оба владеете аргументацией настолько, что ваши оппоненты будут в
состоянии усвоить излагаемые вами сведения и идеи.» · Изложение точек зрения.
Например: «Вашей паре предстоит совместно изложить свою точку зрения, и делать
это нужно энергично и убедительно. Тщательно выслушайте и усвойте точку зрения
оппонентов. Делайте заметки, проясняйте все, что кажется непонятным.» ·
Обсуждение проблемы. Например: «Отстаивая свою позицию, приводите все имеющиеся
в вашем распоряжении аргументы. Критически прислушивайтесь к точке зрения ваших
оппонентов, просите их привести факты, поддерживающие их точку зрения и
выдвигаемые ими контраргументы. Не забывайте, что вы обсуждаете сложный вопрос
и вам нужно знать обе стороны дела, чтобы подготовить хороший доклад.» · Смена
точек зрения. Например: «Работая в паре, попытайтесь представить позицию ваших
оппонентов так, как если бы вы были на их месте. Добавьте сами известные вам
фактические сведения, попытайтесь развить их точку зрения, связывая с ней все
изученные вами сведения». Выработка решения. Например: «Подведите итоги лучшим
аргументам с обеих сторон. Вырабатывайте общую точку зрения (консенсус),
основанную на фактических сведениях. Изменяйте свою точку зрения, только когда
для этого есть достаточные фактические и логические основания. Напишите доклад,
включающий фактические данные и ход рассуждений, обосновывающие точку зрения,
выработанную вашей группой.» [12]
Важным моментом реализации данной модели
является соблюдение правил. Учитель обращает специальное внимание на то, чтобы
ввести и соблюдать правила обсуждения во время учебного спора-диалога. Эти
правила представляются нам примечательными и заслуживающими осмысления нашими
педагогами: за ними стоит глубоко проработанная практика и - шире - культура
ведения дискуссии. [10] Правила ведения спора-диалога: 1. Я критикую идеи, а не
людей. 2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к
наилучшему решению. 3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы
участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию. 4. Я выслушиваю
соображения каждого, даже если я с ними не согласен(на). 5. Я пересказываю
(делаю парафраз) то, что мне не вполне ясно. 6. Я сначала выясняю все идеи и
факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы
это совмещение давало новое понимание проблемы. 7. Я стремлюсь осмыслить и
понять оба взгляда на проблему. 8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты
дают на это ясное основание. Данные об использовании этой модели построения
учебного процесса показывают ряд ее достоинств. К их числу относятся: более
глубокое по сравнению с обычным усвоение предметного содержания; высокая
способность к переносу; применение знаний, обобщений в самых различных
ситуациях; выработка более глубоких решений и подходов к обсуждаемым проблемам;
развитие творческого мышления; гораздо большее количество идей, их глубина,
оригинальность, эмоциональная вовлеченность, интерес и воодушевление учащихся в
ходе учебного процесса. Как могло бы показаться на первый взгляд, содержащиеся
в учебном споре-диалоге моменты расхождений, несогласия, столкновения мнений
способны отрицательно влиять на взаимоотношения между одноклассниками. Однако и
этот момент был предметом специального внимания исследователей - использование
этой модели улучшает взаимоотношения между учащимися, повышает уверенность
каждого в своих учебных возможностях, т.е. улучшает самооценку, отношение к
учебному предмету и обучению в целом.
.2 Анализ и оценка дискуссии
Педагогическая ценность дискуссии возрастает,
если помимо предметного содержания специально осмысливается и сам процесс
обсуждения. Это обстоятельство уже многие годы является предметом методических
поисков зарубежных педагогов. Как показывает опыт, целесообразно проводить
рефлексию своей работы в конце дискуссии. Простейший вариант анализа связан с
совместным обсуждением следующего круга вопросов: 1. Выполнила ли групповая
дискуссия намеченные задачи? 2. В каких отношениях мы не достигли успеха? 3.
Отклонялись ли мы от темы? 4. Принимал ли каждый участие в обсуждении? 5. Были
ли случаи монополизации обсуждения? Более глубокий анализ дискуссии можно
провести, если записать все обсуждение на магнитофон и прослушать запись.
Вопросы о ходе дискуссии могут быть предложены учащимся в форме опросника.
Устные или письменные ответы могут обобщаться учителем или самими учащимися,
после чего класс может обсуждать и анализировать их более подробно. Учитель
может проверить и оценить свои умения и реальные действия в проведении
дискуссии, обращая внимание прежде всего на такие моменты своей работы, как побуждение
учеников к высказыванию, эффективность постановки вопросов, поддержание
доброжелательной атмосферы в ходе обсуждения. Приведем пример росника для
самооценки ведущего учебную дискуссию. Опросник для самооценки ведущего
дискуссию Часть 1. · Поставил(а) ли я обоснованную цель? · Соответствуют ли
учебные цели дискуссии как таковой? · Удалось ли мне добиться активного участия
учеников? · Побуждал(а) ли я участвовать в обсуждении или, скорее,
останавливал(а) желающих высказаться? · Удавалось ли мне препятствовать
монополизации обсуждения? · Поддерживал(а) ли я нерешительных, робких учеников?
· Были ли мои вопросы открытыми, побуждающими к самостоятельному мышлению? ·
Удерживал(а) ли я внимание группы на теме обсуждения? · Не занимал(а) ли я
доминирующую позицию? · Что удалось мне лучше всего? · Что удалось мне хуже
всего? · Побуждал(а) ли я учеников к постановке исследовательских, поисковых
вопросов и поиску гипотетических решений? · Подводил(а) ли я промежуточные
итоги, суммировал(а) ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность
дискуссии? Часть 2. · Выделите те приемы, которые вы применяли, чтобы сделать
дискуссию более эффективной. · Выделите те приемы, которые, по вашему мнению,
давали обратный эффект и снижали результативность дискуссии. Приведенный подход
к наблюдению и оценка групповых обсуждений и дискуссий интересен и тем, что он
носит довольно общий характер и применим не только к чисто учебным условиям.
Однако в методических разработках последних лет такого рода опросники широко
рекомендуются как рабочий инструмент учителей. На наш взгляд, это
свидетельствует о единстве подхода к культуре дискуссий в культуре «большого
мира» (т.е. общества) и педагогической культуре, ориентированной на мир школы и
класса. Последнее обстоятельство - единство и преемственность в отношении
важнейшего элемента социальной жизни - обсуждения проблем, выработки подходов к
их решению - важная черта, характеризующая социально-педагогический потенциал
повседневной практики обучения, в которой происходит формирование социально
значимых умений будущих граждан. [13]
Заключение
В курсовой работе поставлена и решена актуальная
педагогическая задача по изучению дискуссионного образования студентов в
колледже. Актуальность проблемы обусловлена. Проведя теоретическое исследование,
подтвердившие рабочую гипотезу, мы сделали следующие выводы: Решая первую
задачу мы изучили отличительные признаки традиционных и активных методов
обучения. Методы обучения - это способы организации учебного материала и
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как
говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод - это путь, которым учитель ведет
ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его
умственных сил. Различают две группы методов обучения: традиционные или
репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения.
Традиционное обучение (или информационно-рецептивное) - форма
информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и
направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков
практической деятельности . Активные методы обучения - форма обучения,
направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности
решать нестандартные задачи. . И пришли к выводу что они отличаются друг от
друга, прежде всего, по своей задаче. Задача традиционного обучения - выучить
заданное и воспроизвести его при контроле. Активные методы обучения рассчитаны
на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В соответствии со второй
задачей мы определили понятие дискуссионного метода обучения. Дискуссионные
методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или
организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач.
Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения,
обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют
дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле - это метод организации
учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного
обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений
учащимися. Можем сделать вывод что, дискуссионное обучения направлен прежде
всего на саморазвитие и высказывания собственного мнения. Решая третью
задачу мы рассмотрели дискуссия как учебный спор-диалог. Таким образом, мы
выделили несколько основных моментов : выбор темы, подготовка учебных
материалов, организация самого спора-диалога, руководство ходом спора-диалога.
И можем сделать вывод, что использование этой модели улучшает взаимоотношения
между учащимися, повышает уверенность каждого в своих учебных возможностях, т.
е. улучшает самооценку, отношение к учебному предмету и обучению в целом. Решая
четвёртую задачу мы выяснили результаты применения дискуссионных методов
в процессе обучения. Можем сделать вывод, что более глубокий анализ дискуссии
можно провести, если записать все обсуждение на магнитофон и прослушать запись.
Вопросы о ходе дискуссии могут быть предложены учащимся в форме опросника.
Устные или письменные ответы могут обобщаться учителем или самими учащимися,
после чего класс может обсуждать и анализировать их более подробно. Учитель
может проверить и оценить свои умения и реальные действия в проведении
дискуссии, обращая внимание прежде всего на такие моменты своей работы, как
побуждение учеников к высказыванию, эффективность постановки вопросов,
поддержание доброжелательной атмосферы в ходе обсуждения.
Список литературы
1.Беспалько В.П. Слагаемые
педагогической технологии./ Беспалько В.П. /М.: Высшая школа, 1989. -191с.
. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко
Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. / Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П.
/М: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.
. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах
и ответах: Учеб. пособие. / Вигман С.Л. /М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.-
208 с.
. Гулюкина Н.А. Система адаптивного
обучения. / Гулюкина Н.А. /Новосибирск: ТАТАПринт, 2001. - 77 с.
. Колесникова И.А. Педагогическая
реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. / Колесникова И.А. /СПб.:
Детство-Пресс, 2001.- 288 с.
. Кларин М.В. Инновации в обучении:
метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. / Кларин М.В. /М.: Наука, 1997. -
223 с.
. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых
дискуссий. / Кулюткин Ю.Н. /СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 25 с.
. Мухина С.А., Соловьева А.А.
Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. / Мухина С.А., Соловьева
А.А. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
. Немов Р.С. Психология. В 2х кн.
-Кн. 2. - Психология образования. / Немов Р.С. /М.: Просвещение: Валдос, 1994.
- 496 с.
. Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии: Учеб. пособие. / Селевко Г.К. /М.: Народное
образование, 1998. - 255 с.
. Столяренко Л.Д. Основы психологии.
/ Столяренко Л.Д. / Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 736с.
. Расчетина С.А. Коммуникативная
среда подростка-девианта// Социальная реабилитация детей. - СПб.: РПГУ им. А.И.
Герцена, 1998. - С. 50-60.