Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,78 Кб
  • Опубликовано:
    2017-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

Содержание

Введение

Глава 1. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста

.1 Психологические особенности обучения детей элементарных математическим представлениям через дидактическую игру

.2 Дидактическая игра в процессе математического развития детей дошкольного возраста

.3 Значение дидактической игры для всестороннего развития личности дошкольника

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию элементарных представлений у дошкольников в дидактических играх

.1 Исследование уровней развития математических представлений дошкольников

.2 Методика обучения основам математики посредством дидактических игр и задач для дошкольников

.3 Анализ и обобщение математических представлений у дошкольников в дидактических играх

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы работы. Проблема использования дидактических в процессе математических понятий занятиях с дошкольного возраста в настоящее время актуальна. Актуальность проблемы обуславливается, всего, тем, математические представления влияют на умственных действий. психологи и (П.Я. А.Н. Т.В. и др.) что формирование у детей математических должно опираться предметно-чувственную деятельность, в процессе которой усвоить весь знаний и осознанно овладеть счета, измерения, е. приобрести прочную основу в общих понятиях.

Главное место в жизни ребенка игра. Это основная деятельность, спутник жизни. играют в разнообразные игры: подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для игры являются средством всестороннего и воспитания

Математика обладает развивающим эффектом. приводит в ум", т.е. образом формирует мыслительной деятельности и качества ума, не только. изучение способствует памяти, речи, эмоций; формирует терпение, творческий личности. "Математик" планирует свою прогнозирует ситуацию, и точнее мысли, лучше обосновать свою Надо помнить, математика - из наиболее учебных предметов.

В настоящее математика необходима числу людей профессий. В заложены огромные для развития детей, в их обучения с самого раннего Максимального эффекта изучении математики добиться, дидактические игры, упражнения, задачи,

В возрасте игра важнейшее значение в жизни маленького В игре приобретает новые умения, навыки. способствующие развитию внимания, памяти, мышления, развитию способностей направлены умственное развитие в целом. детей дошкольного игра имеет значение: игра них - игра для - труд, для них - серьезная форма Игра для - способ окружающего мира.

Дидактические игры собой многоплановые. педагогическое явление. является игровым обучения младших и формой и самостоятельной деятельностью, и всестороннего развития Математическое развитие - значимый компонент в формировании "картины ребенка.

Цель курсовой : теоретически обосновать и эффективность использования игр в математических представлений у детей среднего возраста.

Объект курсовой работы: формирования математических у дошкольников.

Предмет работы: дидактические как средство математических представлений

Гипотеза формирование математических у детей дошкольного возраста успешным при:

использовании системы дидактических

организации кружковой по игровой детей.

Задачи курсовой работы:

1. психологические особенности детей элементарных представлениям через игру;

. дидактическую игру в процессе математического детей дошкольного

. значение дидактической для всестороннего личности дошкольника;

. исследование уровней математических представлений

. методику обучения математики посредством игр и для дошкольников;

. Проанализировать и обобщить результаты математических представлений у дошкольников в играх.

Методы исследования курсовой

теоретический анализ - педагогической и методической литературы;

наблюдение за дошкольников;

проведение констатирующего, и контрольного

Новизна и теоретическая значимость разработанная методика развитие представлений о математических понятиях дидактических игр.

Практическая значимость выявленные педагогические условия по формированию представлений у среднего дошкольного посредством дидактических дают возможность подойти к и закреплению понятий у и могут на практике в дошкольных образовательных

База педагогический эксперимент проведён в городе Уфе. -экспериментальной исследования явилось "Солнышко". В участвовало 16 средней группы.

Глава 1. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста

1.1 Психологические особенности детей элементарных представлениям через игру

4-5 лет - начала накопления первых математических Этот опыт в умениях прикладывать, накладывать, предметы. Дети пользуются этими в разных Воспитатель стимулирует детьми свойств простых действий с ними, отношений Воспитатель должен овладению ребенком и способами в разных содержательной детской

Организуя образовательный процесс с дошкольниками, воспитатель в первую к эмоциям и чувствам ребенка. возраст - детского познавательного суть которого - чувственное постижение - можно сформулировать в восторженного возгласа: много вокруг интересного!".

Организуя игры, которые развитию ЭМП, учитывать особенности возраста:

. должна соответствовать опыту детей, развитию активности;

. игры и с детьми быть направлены развитие внимания, речи, мышления, отзывчивости, самостоятельности, действовать успешно и результативно;

. Дидактические и упражнения поддерживать интерес к совместной с взрослым деятельности. В 5 лет у ребенка наиболее проявляется стремление что-то вместе с взрослым, он осознавать, что игра ведет к более успешному сопровождается интересным "Давай делать с тобой".

1.2 Дидактическая в процессе развития детей возраста

Дидактическая игра как форма обучения - явление очень В отличие учебной сущности в дидактической действуют одновременно начала: учебное, и игровое, В соответствии с этим воспитатель в одно и же время и участник учит детей и играет с а дети играя.

Учебное, познавательное в каждой выражается в дидактических задачах, например, цели и умственного детей. Наличие задач, ради создаются и с детьми игры, придает целенаправленный, дидактический

Дидактическая игра настоящей игровой обучения лишь в том случае, учебные, познавательные ставятся перед не прямо, а через игру, связываются с занимательным началом - с игровыми и игровым Например, в с дидактической - развивать формы предметов - воспитатель не детям об прямо, а рассмотреть картинки и подобрать похожие.

Дидактическая таким образом, бы замаскирована, от ребенка. и делает игру особой игрового обучения и в большей непреднамеренного усвоения и умений Взаимоотношения между и детьми не учебной (воспитатель учит, учатся у а игрой, что воспитатель и дети, прежде участники одной

Для РЭМП у часто используют основанные на детей к с игрушками и предметами: подбирать, и раскладывать, нанизывать и Игровое действие элементарно, по характеру оно совпадает с действием с

Кроме дидактических игровой цели и игрового действия, элементом дидактической являются правила, позволяют воспитателю на детей, игрой, но это опять-таки игру, а путем указаний. в игре важное дидактическое направляют игру заданному пути, дидактические и задачи, организуют и взаимоотношения Без ранее правил игровое развертывается стихийно и обучающие цели остаться невыполненными.

Рассмотрение игры как обучения РЭМП, одной из организации обучения в детском саду уточнения самого обучающей игры. сих пор в дошкольной педагогике ее расширительное Дидактической игрой называют любые упражнения, просто в процессе используются отдельные ситуации и (загадывание загадок о предметах, внесение стимулирующей определенную детей, организация детей с и предметами). В основу понятия обучающей игры быть положена структура, обязательное и органическое в ней ее компонентов: задач, игровых игровых действий, Без этого дидактической игры таковой, и говорить просто играх с играх-занятиях, играх-упражнениях, приемах и В частности, более четкое дидактических игр и дидактических упражнений форм сенсорного детей.

В основе упражнений лежит начало: математическое осуществляется путем упражнений с обучающим материалом, с определенной Дошкольная педагогика специальными материалами упражнений в и различении (наборы палочек, кубов разного формы (наборы и объемных тел: кругов, треугольников, шаров, конусов и цвета (тогда названные материалы разных цветов), пространстве (различные мозаики) и Конструкция дидактических такова, что не только (например, различать но и нужный способ (сравнивать, подбирать материала), дает возможность контролировать .

Например, вкладывая геометрические в ящик с соответствующими отверстиями, сам заметит потому, что не входит в круглое отверстие что в куб не куб большого

Повторное тренировка в или ином - основная дидактических упражнений. цель так и ставится детьми в конкретного задания-поручения

При ознакомлении с пространственными свойствами (формой, величиной и др.) и чаще всего предлагается: подобрать образом используемые (по цвету, величине, по парности); вложить фигуры в отверстия, коробки; цветные палочки цвету, размеру положению на бумаги и

Дидактический смысл как раз и заключается в что ребенок возможность действовать многократно повторять практические операции, ощущать результаты умственных и усилий. В условиях тот с которым дети, свойства они познают, основным дидактическим в осуществлении сенсорного воспитания. упражнения, педагог опирается на заботится о подборе материала, соответствующие действия с ним, есть воздействует детей через обучающий материал.

Много с рассмотренными имеется в с дидактическими Главным образом игры с распространенными народными игрушками: матрешками, шарами, яичками, и другими игрушками, и Как и материалы, они создаются для детей, для в различении формы, цвета и т.д.; имеют же автодидактическое, начало. Их направляет детей нужные действия, а в случае помогает заметить Если ребенок, умеет различать игрушки-вкладыша по или цвету, подбирает детали, достигает нужного - получает игрушку. В неправильных действий игрушки не друг к не входят в другую остаются лишние - игрушка не и ошибка Желание получить заставляет детей снова, искать детали, внимательнее рассматривать, сравнивать, половинки и

Но между с дидактическим и играми с дидактическими игрушками существенное различие, одни и действия (вкладывать, разбирать, собирать и т.д.) считать или игровыми.

Дидактическая игрушка сюжетна, передает образ (матрешка) или (грибок, яичко). этому действия с игрушками приобретают ребенка определенное содержание. Собирая например, дети их лица, тела, детали и не соединяют половинки, а стараются, чтобы любимая игрушка. матрешек дети называют детками, больших - Еще активнее развертывается после как игрушки собранными. Матрешки человеческими качествами и изображают действия "танцуют", "ходят "прячутся" и Обладание яркой и динамичной игрушкой радует детей, положительные эмоции, упражняться, играя, в процессе осуществления действия, пусть элементарного.

Включение в дидактически организованную детского сада упражнений и игр значительно возможности умственного Это позволяет занятия в так как задачи по и формированию представлений у могут быть в дидактических и упражнениях.

Какие функции могут дидактические игры, они включаются в дидактически организованную детского сада в соответствии с ходом РЭМП.

Прежде им принадлежит учебная функция, на организацию и дальнейшее совершенствование детей, а на формирование у них обобщенных и способов

В дидактических играх и упражнениях надо детям возможность:

. Повторно воспринимать предметы и свойства, упражняться в их узнавании и различении;

. Оформлять впечатления, уточнять предметов и характерных свойств цвета, величины и др.); ориентироваться только по виду, но и по словесному

. Соотносить, жизненные свойства с имеющимися сенсорными эталонами форму предметов с геометрическими фигурами, окраску с цветами и

Таким образом, РЭМП большое количество задач. И организованные дидактические - хорошее к обучению занятиях.

1.3 Значение игры для развития личности

Дидактическая является для наиболее подходящей обучения. Дидактические и занятия важны для воспитания детей. время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые успешного умственного исподволь воспитывается сосредоточиться на что им и говорит Опираясь на и склонность к подражанию, побуждает их показанные действия, слова.

Развитие сосредоточенности и к подражанию - необходимое условие детьми сведений и умений. Это из важных которая должна решена во занятий, тем что не дети в мере овладевают качествами.

Вызывая своим действиям и словам, воспитатель детей внимательно вслушиваться, понимать и в меру возможностей делать что от требуется.

Привлекая внимание детей, их интерес, закладывает первые в развитии качества, как Получая пищу своего ума, охотно участвует в занятиях, ждет радуется им. занятиях ребенок, слушать взрослого, на то, ему показывают, определенными знаниями. многое узнает о разных предметах: их назначении, о внешнем виде, таких, как цвет, величина, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его

Особенно хорошо дети сведения об предметах их и явлениях, они имеют не только но и действовать. Поэтому различной деятельности в программу игр и Дети постепенно собирать и башенки, складные матрешки и возводить несложные из кубиков, палочкой, лопаткой, деревянным молоточком. В процессе этой у детей целеустремленность, активность и некоторая планомерность .

Таким образом, дидактических игр и занятий в развитии детей

Дидактические и занятия определенное значение в нравственном воспитании У них вырабатывается умение в среде что в дается не Сначала ребенок делать что-то с другими не мешая не забирая у них игрушек и сам не Затем он к совместной с другими детьми вместе смотреть картинки, животных, плясать, ходить и т. д. зарождаются первый к действиям ребенка, радость переживаний.

Во время занятий некоторая сдержанность, целенаправленность поведения, результата вызывает радости. У формируются навыки пользования игрушкой, и бережного к ним. на этой можно формировать отношения к

Занятия имеют и для воспитания детей. и оформление материала, игрушек, должны служить воспитания хорошего любви к Содержание некоторых прямо направлено выполнение задач воспитания: слушание потешек, стихов, и т.п. очень важно, чтобы музыкальный и литературный материал подлинно художественным.

Очень важно что занятия создать у хорошее настроение, радость: ребенок тому, что что-то новое, своему достижению, произнести слово, сделать, добиться радуется первым с другими действиям и Эта радость залогом успешного детей на раннего возраста и имеет большое для дальнейшего

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию элементарных представлений у дошкольников в дидактических играх

2.1 Исследование уровней математических представлений

Исследование изучению элементарных представлений у в дидактических проводилось в "Солнышко", г. Уфа в средней группе. В исследовании принимали участия группы, каждая которых по детей.

Шифр в Приложении таблице 1.

Констатирующий эксперимент с целью уровня развития ребёнка. В основного метода использовалась диагностика развития. Детям предложены четыре в состав в которых входили игры (Приложение

Полученные представлены в 1,2,3,4,5,6 (Приложение математический дидактический игра дошкольник

Формирующий предполагал разработку формирование элементарных представлений у среднего дошкольного в контексте видов деятельности. этом этапе разные занятия, которых были подобраны дидактические математического содержания.

Контрольный эксперимент проведён по же методике и констатирующий, которого было успешности обучения представлениям по системе.

Полученные данные представлены в таблицах 7,8,9,10,11,12 4).

2.2 Методика основам математики дидактических игр и задач для

В дошкольном возрасте проявляют повышенный к знаковым моделированию, выполнению действий с к самостоятельности в решении творческих и оценке Освоение детьми в программе осуществляется не а во и в других содержательных деятельности, таких природоведческая, изобразительная, и т

Программа предусматривает представлений детей о свойствах и объектов, в через игры классификацию и практическую деятельность, на воссоздание, форм предметов и геометрических фигур. не только известными им и символами, и находят условного обозначения неизвестных им параметров величин, фигур, временных и пространственных отношений.

Отношения равенство и неравенства дети знаками =, зависимости между числами также в знаках "меньше" (<,>). что в обучения преобладают задачи, ведущие к познанию закономерностей, алгоритмов.

В освоение чисел способствует осмыслению последовательности чисел и места каждого них в ряду. Это в умении образовывать число или меньше доказать равенство неравенство группы по числу, пропущенное число. (а не сосчитывание) рассматривается этом ведущей деятельностью.

Предел детьми чисел 10, 20, следует определять в зависимости от освоения детьми им содержания, методик обучения. этом следует на развитие у детей числовых а не формальное усвоение и арифметических с ними.

Освоение для выражения зависимостей терминологии в интересных играх, творческих практических упражнениях. В условиях игры, занятиях педагог живое, непринуждённое с детьми, навязчивые повторения.

В среднем возрасте освоение содержания направлено всего на познавательных и способностей детей: обобщать, сравнивать, и устанавливать связи и решать проблемы, их, предвидеть и ход творческой задачи. этого следует детей в активную и деятельность на в самостоятельную и практическую вне занятий, на самоконтроле и самооценке.

Задачи и личностного детей старшего возраста состоят в воспитании у умений: устанавливать между целью осуществлением (процессом) -либо и результатом; простые высказывания о сущности явления, отношения и д.; находить способ выполнения ведущий к наиболее экономным активно включаться в коллективную игру, сверстнику в необходимости; свободно со взрослыми поводу игр, заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Задачи смекалку, головоломки, игры, вызывают у дошкольников большой Дети могут, отвлекаясь, подолгу впреобразованию фигур, палочки или предметы по образцу, по замыслу. В занятиях формируются качества личности самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, вырабатывается развиваются конструктивные

Занимательный материал рассматривается и как одно средств, обеспечивающих взаимосвязь работы на занятиях и вне их. материал можно в основную занятия по элементарных математических или использовать в конце его, наблюдается снижение активности детей. головоломки целесообразны закреплении представлении о геометрических фигурах, преобразовании. Загадки, - шутки в ходе решению арифметических действий над при формировании о времени. В самом начале в старшей и подготовительной к школе группах себя использование занимательных задач в качестве "умственной

Занимательные математические воспитатель может и для самостоятельной деятельности В ходе задач на головоломок дети планировать свои обдумывать их, ответ, догадываться о результате, проявляя этом творчество. работа активизирует деятельность ребёнка, у него необходимые для мастерства, в бы сфере он ни

Любая математическая на смекалку, какого бы она ни несёт в определённую умственную которая чаще замаскирована занимательным внешними данными, задачи и д. Умственная составить фигуру видоизменить её, путь решения, число - средствами игры в игровых действиях. находчивость, инициатива в активной деятельности, основанной непосредственном интересе.

Занимательность математическому придают игровые содержащиеся в задаче, логическом развлечении, будь шахматы или элементарная головоломка. необычность постановки "как с двух палочек на столе - заставляют задуматься и в поисках ответа в игру Многообразие занимательного - игр, головоломок - основание для классификации, хотя трудно разбить группы столь материал, созданный педагогами, методистами. его можно разным признакам: содержанию и характеру мыслительных а также направленности на тех или умений.

Исходя из логики осуществляемых тем, решает задачу, элементарный занимательный можно классифицировать, в нём три основные развлечение; математические и задачи; (дидактические) игры и упражнения. Основанием выделения таких является характер и название материала или иного

На занятиях математике в саду воспитатели использовать математические головоломки, ребусы, игры на преобразование и Они интересны содержанию, занимательны форме, отличаются решения, парадоксальностью Например, головоломки быть арифметическими чисел), геометрическими бумаги, сгибание буквенными (анаграммы, шарады). Есть рассчитанные на и воображения.

В детском саду математические игры. игры, в смоделированы математические отношения, закономерности. нахождения ответа как правило, предварительный анализ правил, содержание или задачи. ходу решения применение математических и умозаключений.

Разновидностью игр и являются логические задачи, упражнения. направлены на мышления при логических операций и действий: "Найди фигуру"; "Чем "По четыре" и др. Игры мешочек"; "Вычислительная предполагают строгую действий. Математические могут быть разного рода упражнениями, играми пространственными преобразования, воссоздание фигур - силуэтов, образных из определённых Они увлекательны детей. Решение путём практических в составлении, в подборе, раскладывании правилам и Это игры, в которых из подобранного набора надо составить - силуэт, весь предложенный фигур. В играх составляются фигуры: "Танграм", "Коломбово яйцо", круг". В требуется составить фигуру: "Кубики всех", "Куб - хамелеон"; "Собери и др.

Математический материал, используемый занятиях с очень разнообразен характеру, тематике, решения. Самые задачи, упражнения, проявления находчивости, оригинальности мышления, критически оценить являются эффективным обучения детей возраста на математикой, развития самостоятельных игр, во вне времени.

Обучение математике дошкольного возраста без использования игр, задач, При этом несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных детей и всестороннего развития и воспитания: активизировать деятельность заинтересовывать материалом, увлекать и развлекать детей, ум, расширять, математические представления, полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах новой обстановке.

Используется занимательный (дидактические игры) и с целью представлений, ознакомление с новыми сведениями. этом непременным является применение игр и

Дети очень в восприятии - шуток, логических упражнений. настойчиво ищут решения, который к результату. В том случае, занимательная задача ребёнку, у складывается положительное, отношение к что и мыслительную активность. интересна конечная сложить, найти фигуру, преобразовать, - которая увлекает

При дети пользуются видами поисковых практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание предугадывание результата, решения). В поиска, выдвижение решения дети и догадку, е. как внезапно приходят решению. Но внезапность, безусловно, На самом они находят способ решения на основании действий и При этом свойственно догадываться о какой- части решения, - то Момент появления дети, как не объясняют: Я подумал и Так надо сделать.

В решения задач смекалку обдумывание хода поиска предшествует практическим Показателем рациональности является и самостоятельности его, производимых проб. соотношения проб что практические свойственны, как детям средней и старшей групп. подготовительной группы поиск или сочетания мыслительных и практических проб, только мыслительно. это даёт для утверждения о возможности приобщение в ходе занимательных задач к элементам творческой У детей умение вести решения путём осуществлять разные характеру пробы,

Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте применение находят игры. Основное их - упражняемость детей в различении, выделении, множеств предметов, геометрических фигур, В дидактических есть возможность новые знания, детей со действий. Каждая игр решает задачу совершенствования представлений детей.

Дидактические игры включают в содержание как одно средств реализации задач. Место игры в занятия по элементарных математических определяется возрастом целью, назначением, занятия. Она быть использована в качестве учебного упражнения, направленного выполнения конкретной формирования представлений. В младшей группе, в начале все занятие быть проведено в форме игры. игры уместны и в конце с целью закрепления раннее Так, в на занятия формированию элементарных представлений после упражнений на названий, основных (наличие сторон, геометрических фигур быть использована

В формировании у детей математических широко используются по форме и содержанию разнообразные игровые упражнения. отличаются от учебных заданий и упражнений необычностью задачи (найти, неожиданности преподнесения от имени - либо сказочного героя Чебурашки). Игровые следует отличать дидактической игры структуре, назначению, детской самодеятельности, педагога. Они, правило, не себя в элементы дидактической (дидактическая задача, игровые действия). их - детей с выработки умений,

Часто в практике обучение дидактическая игра форму игрового В этом игровые действия результаты их и контролируются

Таким дидактические игры и игровые упражнения содержания - известны и применяемые в практике дошкольного виды занимательного материала. В обучения дошкольников в математике игра включается в являясь средством новых знаний, уточнения, закрепления материла. Дидактические оправдывают себя в решении задач работы с а также со всеми или с в свободное занятий время.

В подходе к и обучению в современной немаловажная роль занимательным развивающим задачам, развлечениям. интересны для эмоционально захватывают А процесс поиска ответа, на интересе к задаче, невозможен активной работы этим положением и объясняется значение задач в и всестороннем детей. В игр и с занимательным материалом дети умением вести решения самостоятельно. вооружает детей схемой и анализа занимательной приводящего в результате к Систематическое упражнение в решении задач способом развивает активность, самостоятельность творческое отношение к учебной задаче,

Решение разного рода задач в возрасте способствует и совершенствованию умственных способностей: мысли, рассуждений и действий, гибкости процесса, смекалки и сообразительности, пространственных Особа важным считать развития у детей умения о решении определённом этапе занимательной задачи, действий практического и мыслительного характера. в этом свидетельствует о понимания задачи, уровне поисковых мобилизации прошлого переносе усвоенных решение в новые условия.

Таким образом, в игровой форме прививание ребёнка из области он обучается различные действия, память, мышление, способности. В игры дети сложные математические учатся считать, и писать. главное - привить малышу к познанию. этого занятия проходить в игровой форме.

2.3 Анализ и математических представлений у дошкольников в играх

В результате эксперимента выявлено, что показатели умственного детей контрольной и экспериментальной групп равный потенциал, возможности.

Средние показателей констатирующего приведены в 5 и 6 (Приложение 4).

Разработанная система дидактических предусматривала отбор игр в со следующими

соответствие материала задачам

включённость тех психических которые несут нагрузку в обучения;

доступность и эмоциональная игрового материала.

Игры во всех работы по элементарных математических у детей возраста: утренней физкультурных занятиях, в повседневной жизни, отдыхе, самостоятельной и игровой деятельности.

Игровая форма обучения настроение детей, проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных представлений.

Важным самостоятельной игровой являлось создание среды, имеющий характер.

После проведения эксперимента был контрольный эксперимент. значения показателей эксперимента показаны в таблицах 7 и 8 (Приложение

Проведённый эксперимент что использование на занятиях их возрастным способствует повышению знаний.

Проведённая работа позволила следующие выводы:

.Опираясь психолого-педагогические основы дошкольников математике, проведён отбор и обоснованы условия их

. Проведённое экспериментальное достигло поставленной повышения уровня посредством использования игр на математики;

. данные подтвердили выбора игр и проведения их занятиях по перспективность и разработанных положений и принципов;

Итак, дидактические в сочетании с занятиями по являются важным средством, способствующим элементарными математическими и умениями, умственному развитию Следовательно, дидактические должны использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, проделанная по формированию у детей математических дала свои результаты. Полученные дают возможность что у произошёл прирост в показателях математического Дидактические игры большой заряд эмоций, помогают закрепить и знания по

Заключение

В современной России образования пришла к выводу, что математических знаний многом зависит того, насколько интеллектуально развит в дошкольном Педагогическая эффективность в значительной определяется соответствием и методов в обучении возрастным детей, когда усваивает материал для данного в наглядно - действенной форме, с опорой на практические или действия. Поэтому игра является средством формирования математических представлений дошкольного возраста

Игра в возрасте - деятельность детей. пронизывает всю жизнь, способствует и духовному является источником информации, методом и воспитания С её создаются условия развития творческих всестороннего развития Исследованиями установлено, магистральная линия проходить через что в ребёнок становится бы на выше самого может решать сложные задачи, практические, так и умственные. Главная особенность игры в что задание детям в форме, которая из познавательного и воспитательного содержания, а также - заданий, игровых и организационных

В игры дети сложные математические учатся считать, и писать, а в развитии в этих навыках помогают близкие - его и педагоги. из полученных в конце - экспериментальной можно утверждать, цель исследования положения гипотезы

В практической работы целью эксперимента было эффективности использования игр в формирования математических детей среднего возраста, тем вооружить детей умениями, навыками, для самостоятельного новых вопросов, учебных и задач, воспитать у детей самостоятельность, чувство ответственности и настойчивости в трудностей.

Экспериментальная часть работы с детьми группы в "Солнышко", г.

Исследование с целью уровня развития ребёнка. В основного метода использовалась диагностика развития.

При разработке и игр мы на работы З.А. "Игровые задачи для Беженовой М.О. математика", Вавилова "Игры для и сообразительных", а также использовались игры, созданные основе собственных практики.

Проведённая работа позволила следующие выводы:

а) экспериментальное исследование поставленной цели - повысился уровень посредством использования игр на математики;

б) полученные подтвердили правильность игр и их на по математике, и целесообразность положений и

Список литературы

1.Амонашвили Ш. В школу - с шести / Ш. Амонашвили. - Пресс, 2015. - с.

.Аникеева Н.Б. игрой: Книга учителя / Б. Аникеева. - М.: 2014. - с.

.Баишева М.И. и методика математических представлений у детей дошкольного учебно-методический комплекс / М.И. - Якутск: ИРОМА, 2014. - 37 с.

.Бондаренко А.К. игры в саду / К. Бондаренко. - М.: Просвещение, - 168

.Бочек Е. Игра - "Если вместе, дружно" / А. Бочек. - М.: Вира, № 2. - с.15-19.

.Вавилов Ю. Игры для и сообразительных / Ю.П. - Ярославль: 2015. - с.

.Венгер А. Игры и упражнения по умственных способностей у детей дошкольного / Л. Венгер. - Просвещение, 2014. - 163 с.

.Гурьянова Ю.Ю. математические головоломки маленьких вундеркиндов / Ю.Ю. - М.: 20век, 2015. - 189 с.

.Ерофеева И. Математика дошкольников / И. Ерофеева. - М.: Просвещение, - 317

.Карпова В. Дидактические в начальный обучения / В. Карпова. - Ярославль: Аврора, - 103

.Корнеева Г.А. указания к курса Формирование математических представлений у детей дошкольного / Г. Корнеева. - Велес, 2015. - 143 с.

.Леушина А. Обучение счёту в детском саду / А.М. - М.: 2015. - с.

.Михайлова З. Игровые занимательные для дошкольников. для воспитателя / З. Михайлова. - Пресс,2015. -182 с.

.Новосёлова Л. Игра / С. Новоселова. - Аврора, 2014. - 15 с.

.Носова А. Формирования решать логические в дошкольном Совершенствование процесса элементарных математических в детском / Е. Носова. - Наука, 2015. - 80 с.

.Петрова М. Дидактические игры и упражнения по / М. Петрова. - Педагогика, 2016. - 294 с.

.Радугин А. Психология и / А. Радугин. - М.: Владос, - 155 с.

.Сорокина А.И. игры в саду / И. Сорокина. - М.: Сфера. - 319

Приложение 1.

Таблица 1 - детей

Код Экспериментальная группа Ф.И Возраст Код Контрольная группа Ф.И. Возраст 001 Туприна Динара 4,7 01 Гладкина Василина 4 002 Даветов Амир 4,6 02 Синицина Ира 4,11 003 Данилова Карина 4,6 03 Николаев Эрхан 4,8 004 Николаева Анджели 4,6 04 Шарина Нэйна 4,3 005 Павлова Амелия 4,10 05 Дмитриев Роберт 4,10 006 Тимофеев Ганя 4,8 06 Егорова Динара 4,10 007 Николаева Инесса 4 07 Николаев Дима 4,3 008 Заровняева Галина 4,8 08 Андреева Эвелина 4,3

Приложение 2.

Дидактические игры, применяемые в опытно-экспериментальном исследовании

1. Методы количественных представлений.

Сосчитай себя

. Называть своего тела, по одной нос, рот, грудь, живот,

. парные органы (2уха, 2 2 брови, 2 глаза, 2 2 губы: и нижняя, 2 ноги);

. Показать органы тела, можно считать пяти (пальцев и ног).

Зажги звезды

Материал: лист тёмно- цвета - ночного неба; жёлтая краска, карточки (до

. "Зажечь" кисти) столько в небе", изображено фигур числовой карточке;

. То самое. Выполнять, по слуху количество ударов в бубен или крышкой стола.

"Цепочка примеров".

Цель: упражнять в производить арифметические

Материал: мяч.

Ход воспитатель бросает ребёнку и простой арифметический, 1+1. Ребёнок мяч даёт и бросает обратно и д.

Назови число

Оборудование: мяч.

Ход игры: играющие друг против Воспитатель с в руках мяч и любое число, 2. Ребёнок поймать мяч и называет следующее

2 . Методы о величине.

"Ленточки".

Материал: полоски разной длины - модели лент, карандашей, бумажные

. Самую длинную ленточку закрась синим "ленточку" покороче красным карандашом и т. д.;

. все "ленточки" длине;

. Разложи карандаши длины в возрастания или

. "коврики" в и убывающем по ширине.

"Разложи снеговика"

Цель: развитие умения действия с разной величины, мелкой моторики

Ход в игре шары разной Воспитатель предлагает рассмотреть выложенные ними детали, их, прижать к другу. показывает готового Предлагает ребёнку из шаров же снеговика.

"Чудесный мешочек".

Цель: учить детей предметы по признакам (величине). игры: воспитатель предметы, знакомые Ребёнок должен что в

3. Методы представлений о представлениях.

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических на плоскости

Материал: счётные палочки -20штук), 2 толстые нитки -30

Задание 1.

. Составить и большой

. Составить прямоугольник.

. Составить из фигуры: круг, треугольники и д.

"Какой

Материал: набор с изображением форм.

Воспитатель называет - либо окружающей обстановки, а ребёнок карточки с геометрической формой, форме названного

"Почини коврик".

Материал: с геометрическим порванных ковриков.

Задание: подходящую (по и цвету) и "починить" её на

"Только свойство".

Цель: закрепить знания геометрических фигур, умения быстро нужную фигуру, её.

Ход игры: у играющих по набору геометрических Один кладёт стол любую Второй играющий положить на фигуру, отличающиеся неё только признаком. Так первый положил большой треугольник, второй кладёт, жёлтый большой или синий треугольник. Игра по типу

4. Методы пространственных представлений.

Поставь фигуры

Материал: магнитная лист бумаги, фигуры.

Задание: поставь в правом углу, круг правом углу и т.д.

"Давайте дружить".

Цель: детей ориентироваться в пространстве относительно человека.

Ход игры: встают парами друг друга. даёт задания: друг с правой рукой, друг друга левому плечу, друг друга голове левой

"Куда бабочка".

Задание: бабочка полетела две клетки на одну вниз и д.

"Отгадай, где стоит".

Перед - несколько расположенных по Воспитатель предлагает отгадать, какой стоит сзади и перед или справа лисы и д.

Критерии математического развития:

Высокий уровень поисково-творческий уровень - ребёнок свойствами объектов, зависимости и в группах в процессе сравнения; сосчитывает в пределах Устанавливает связи (уменьшения) количества размеров предметов длине, толщине, и т. Проявляет творческую в практической, деятельности, применяет ему способы иной обстановке.

Средний уровень или уровень - ребёнок называет, обобщает по выделенным Выполняет действия группировке, воссозданию Обобщает группы по количеству размеру. Считает в пределе 4 - 7. Самостоятельно действия, веющие к изменению количества, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Низкий или репродуктивный - ребёнок различает по отдельным называет их, в совместной взрослым деятельности. числами в 3 - допускает ошибки. игровые практические в определённой связи между не устанавливает.

Приложение 3.

Таблица 1 - Результаты "Сосчитай себя"

Констатирующий этап

Контрольная группа Экспериментальная

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 средний 01 низкий 002 высокий 02 высокий 003 низкий 03 низкий 004 средний 04 средний 005 низкий 05 средний 006 низкий 06 низкий 007 высокий 07 высокий 008 низкий 08 средний

Таблица 2 - Результаты игры Ленточки

Контрольная группа. группа

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 высокий 01 средний 002 высокий 02 высокий 003 низкий 03 низкий 004 низкий 04 средний 005 низкий 05 высокий 006 высокий 06 низкий 007 средний 07 высокий 008 низкий 08 низкий

Таблица 3 - игры "Составление фигур"

Контрольная группа Экспериментальная группа

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 высокий 01 низкий 002 средний 02 высокий 003 низкий 03 низкий 004 высокий 04 средний 005 низкий 05 средний 006 средний 06 низкий 007 средний 07 высокий 008 низкий 08 средний

Таблица 4 - Результаты "Поставь фигуры"

Контрольная группа. группа

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 средний 01 низкий 002 высокий 02 средний 003 низкий 03 низкий 004 средний 04 средний 005 низкий 05 средний 006 средний 06 низкий 007 низкий 07 высокий 008 низкий 08 низкий

Приложение 4.

Таблица 5 - Уровни развития математических детей контрольной Констатирующий этап

Раздел программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Количество и счёт 25% 25% 50% Величина 37,5% 12,5% 50% Геометрические фигуры 25% 37,5% 37,5% Ориентировка в пространстве 12,5% 37,5% 50%

Таблица 6 - Уровни развития математических детей экспериментальной Констатирующий этап

Раздел программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Количество и счёт 25% 37,5% 37,5% Величина 37,5% 25% 37,5% Геометрические фигуры 25% 37,5% 37,5% Ориентировка в пространстве 12,5% 37,5% 50%

Таблица 7 - Уровни развития представлений детей группы. Контрольный

Раздел программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Количество и счёт 37,5% 37,5% 25% Величина 50% 50% - Геометрические 37,5% 50% 12,5% фигуры Ориентировка в пространстве 25% 50% 25%

Таблица 8 - Уровни математических представлений экспериментальной группы этап

Раздел программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Количество и счёт 50% 37,5% 12,5% Величина 62,5% 37,5% - Геометрические фигуры 75% 25% - Ориентировка в пространстве 50% 37,5% 12,5%

Таблица 9 - Количество и счёт

Контрольная . Экспериментальная

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 средний 01 средний 002 высокий 02 высокий 003 низкий 03 средний 004 высокий 04 высокий 005 низкий 05 средний 006 средний 06 низкий 007 высокий 07 высокий 008 средний 08 высокий

Таблица 10 - Величина

Контрольная групп группа

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 высокий 01 высокий 002 высокий 02 высокий 003 средний 03 средний 004 средний 04 высокий 005 средний 05 высокий 006 высокий 06 средний 007 высокий 07 высокий 008 средний 08 средний

Таблица 11 - Геометрические фигуры

Контрольная . Экспериментальная

код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 высокий 01 высокий 002 средний 02 высокий 003 низкий 03 средний 004 высокий 04 высокий 005 средний 05 высокий 006 высокий 06 средний 007 средний 07 высокий 008 средний 08 высокий

Таблица - Ориентировка в пространстве

Контрольная . группа

Код ребёнка уровни Код ребёнка уровни 001 высокий 01 средний 002 высокий 02 высокий 003 средний 03 средний 004 средний 04 высокий 005 низкий 05 высокий 006 средний 06 низкий 007 средний 07 высокий 008 низкий 08 средний

Похожие работы на - Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!