Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования интереса у младшего школьника к уроку музыки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,05 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования интереса у младшего школьника к уроку музыки

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время замечается падение интереса учащихся к урокам эстетического цикла, в том числе к уроку музыки. Это связано, в частности, с недостаточной заинтересованностью детей и их родителей в изучении этих предметов. Вместе с тем, в «Концепции музыкального образования школьников» (составители Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский) указано, что «музыкальная культура школьника - это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

-музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки); музыкальная наблюдательность (в значении, которое придавал этому понятию Б. В. Асафьев);

-музыкальная образованность (овладение некоторыми видами музыкальной деятельности, приобретение искусствоведческих знаний, опыта творческой деятельности и сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, наличие музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям).

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве» [20], т.е. современное общество, школа требуют повышения качества музыкального образования, для чего важно развить в учащихся интерес к уроку музыки.

В настоящее время компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще применяться при изучении многих учебных предметов, в том числе музыки. В процессе их применения осуществляется адаптация детей к современной социокультурной среде; происходит активизация освоения содержания уроков и общего развития детей. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут с большим интересом посещать эти уроки.

Актуальность исследования подтверждается и тем, что сегодня в музыкальных колледжах и ВУЗах России открываются такие специальности, как «Компьютерная музыка и аранжировка» в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; «Компьютерные технологии в музыке» в Муромском педагогическом колледже; «Цифровые музыкальные технологии» в колледже культуры и искусств Северо-Кавказского государственного института искусств, г. Нальчик; «Музыкально-компьютерные технологии» в Мурманском государственном гуманитарном университете; «Музыкальная информатика» в Санкт-Петербургском Институте экономики, культуры и делового администрирования. Открыта кафедра компьютерной музыки в РАМ им. Гнесиных.

Выявлены противоречия между необходимостью формирования интереса младших школьников к музыкальной деятельности и отсутствием необходимых технических средств и учебно-методического сопровождения для осуществления данного процесса;

-между большими информационно-коммуникативными возможностями современных цифровых технологий и недостаточным применением этих технологий на уроке музыки в младших классах.

Из данных противоречий вытекает проблема исследования: какие средства будут способствовать формированию интереса у младших школьников к уроку музыки в общеобразовательной школе.

Объект исследования: музыкально-педагогическое общение на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: формирование интереса младшего школьника к уроку музыки в процессе музыкально-педагогического общения с помощью ИКТ.

Цель исследования: изучить особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе музыкально-педагогического общения как средства формирования интереса младших школьников к уроку музыки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать сущность понятий «интерес» и «формирование интереса».

2.Рассмотреть ИКТ как вид музыкально-педагогического общения.

.Рассмотреть виды ИКТ, применяемые на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы.

.Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

.Проанализировать практику применения ИКТ на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы.

.Описать опыт применения ИКТ в процессе музыкально-педагогического общения на уроке музыки в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования содержит предположение о том, что применение ИКТ в процессе музыкально-педагогического общения будет способствовать формированию интереса младших школьников к уроку музыки.

Методологической основой исследования служат труды в области:

-теории общения (Т.Г. Грушевицкая, И.Г. Захарова);

-информационно-коммуникативных технологий (О. В Афанасьева, А.О. Бороздин, Н.А. Кушаев и др.);

-педагогики (В.И. Андреев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин);

-психологии (Е.П. Ильин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Б.Ф. Ломов);

-психофизиологии (А.В. Петровский, А.Г. Хрипкова, Н.Е. Ковалев).

Новизна исследования: рассмотрены и систематизированы виды ИКТ, которые могут способствовать формированию интереса младших школьников к уроку музыки.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения материалов данной работы начинающими учителями музыки.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА К УРОКУ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1.1Сущность понятия «интерес»

Интерес - от лат. interest - то, что имеет значение, что важно для человека. В социологии интерес рассматривается как реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т.п.) участвующих в них индивидов и социальных групп. В психологии - как отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны со структурой и динамикой мотивов и потребностей человека [16, с. 495].

С.Л. Рубинштейн пишет, что интерес - это «тенденция …личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности её помыслов на определённом предмете» [38, с. 140].

Психолог А.В. Петровский трактует интерес как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующий более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, больше узнать о нем, понять его [33, с. 223].

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность» [38, с. 140].

Интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления, однако важнее, что интерес активизирует деятельность личности: чем больше интерес, тем легче и продуктивнее работает человек. Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает человека к соответствующей деятельности.

Таким образом, интерес - это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному, значимому, это мотив, связанный с потребностями человека, который побуждает его к соответствующей деятельности в силу эмоциональной привлекательности.

С.Л. Рубинштейн классифицировал интересы по содержанию, цели, широте и устойчивости [38, с. 140].

Содержание интересов определяются теми объектами, на которые они направлены. С точки зрения общественной значимости интересы оцениваются положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; или отрицательно, если они связаны только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей

Интересы могут быть широкие и узкие. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов - содержательные интересы располагаются в двух (а иногда и в трех) не связанных друг с другом областях деятельности.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

С.Л. Рубинштейн различал непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Первые вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, вторые - имеют место только тогда, когда реальное значение объекта и значимость его для личности совпадают.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фокусируется на предмете, по которому дети делают особенно ощутимые успехи.

Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдаются лишь в тех случаях, когда имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием [38, с. 141].

С.Л. Рубинштейн делает важный вывод: интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Это значит, что обучение должно опираться на интересы детей, и, в то же время, формировать их. Поэтому интересы служат, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы,

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное формирование полноценных интересов - важная задача обучения и воспитания.

Формирование - это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключений факторов: социальных, экономических, идеологических, психологических, экологических. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [36, с. 15], - пишет И.П. Подласый.

Автор отмечает, что понятие «формирование» - еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на очень широкое ее применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. Так, в педагогической литературе прошлых лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность [36, с. 15].

Как пишет В.А. Сластенин, формирование личности - это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формировать - означает «придавать определенную форму, законченность» [39, с. 44].

При формировании личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются потребности, интересы, склонности, способности, складывается характер и формируются природные параметры человека: его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т.е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют.

С.А. Сластенин пишет, что на формирование личности влияет биологический фактор потому, что человек - это организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии, что по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки [39, с. 48]. Но при этом С.А. Сластенин отмечает, что отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это, по мнению автора, зависит от социальных условий, обучения и воспитания.

Формирование интереса (по С.Л. Рубинштейну).

У детей в ходе их индивидуального развития интересы формируются по мере того, как они вступают во всё более сознательный и глубокий контакт с окружающим их миром и в процессе обучения и воспитания осваивают результаты исторически складывающейся и развивающейся культуры.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребёнка. Они возникают из контакта с окружающим миром. Особенное влияние на их развитие оказывают воздействия окружающих людей, поэтому надо следить за тем, чтобы эти воздействия не совершались стихийно, самотёком. Необходимо, чтобы педагогический процесс сознательно направлял формирование интересов. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать, считает С.Л. Рубинштейн, их надо учитывать и воспитывать.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, поэтому сложившихся устойчивых интересов у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная и часто быстро угасающая направленность. Относительно бóльшую устойчивость приобретают те интересы, которые связаны с деятельностью детей. Это проявляется в том, что у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт, и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Развитие интересов не замкнутый в себе процесс. С.Л. Рубинштейн пишет, что развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Могут появляться новые интересы, приходящие на смену старым, по мере того как в ходе своей жизни человек включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь.

Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть в результате новых взаимоотношений, которые у человека складываются с окружающими.

Большое значение для формирования объективно ценных интересов у детей и подростков, в том числе к уроку музыки, имеет умелое педагогическое воздействие. Это значит, что педагог должен заинтересовать учеников самим процессом обучения. Огромную помощь в этом могут оказать ИКТ, которые стали (или должны в скором времени стать) неотъемлемой частью современного урока музыки. Только при активном непосредственном участии учащихся в создании музыки пробуждается интерес к уроку музыки и искусству в целом.

1.2 ИКТ как форма музыкально-педагогического общения

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Происходит это часто стихийно, в ходе общения с другими людьми.

С точки зрения философии, общение - это специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми [30, с. 231].

В социологии общение трактуется как взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми [31, с. 157].

По мнению выдающегося российского психолога Б.Ф. Ломова «предметом и мотивом общения …является …либо взаимодействие, либо психологические взаимоотношения людей» [26, с. 253].

Таким образом, общение - это вид человеческой деятельности, включающий отношение людей друг к другу, их взаимовлияние и обмен разного рода информацией. Целью общения является взаимопонимание, предметом - взаимодействие и взаимоотношения.

Функции общения рассматривают такие ученые, как Б.Ф. Ломов, Е.П. Ильин, Т.Г. Грушевицкая [26, с. 253; 15, с. 34; 9, с. 96-98]. Функциями общения, по их мнению, являются: информационная (передача, прием информации, знаний и умений); экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение); регулятивная (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу); социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных - одобрение, похвала или негативных - неодобрение, порицание - санкций); социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

Российский психолог и психолингвист А.А. Леонтьев отмечает, что «деятельность педагога, лектора специфична по мотиву, который не может быть реализован никакими иными средствами, кроме общения» [25, с. 247]. Отсюда следует, что общение является основой деятельности педагога, следствие чего появился термин педагогическое общение, как разновидность профессионального общения и важная составляющая педагогической деятельности.

Педагогическое общение, по мнению Е.П. Ильина, - это «профессиональное общение учителя с учащимися, …имеющее определенные педагогические …цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавливается взаимопонимание, меняются мнения и установки» [15, с. 313].

На уроке музыки учитель является посредником между композитором и учениками. Предметом общения является музыкальное произведение, целью - раскрытие его эмоционально-личностного смысла, а также развитие музыкальных способностей детей, воспитание положительного отношения к музыке, навыки коллективного исполнительства. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Отсюда следует, что общение между учителем и учениками на уроке музыки должно быть не только педагогическим, но и музыкально-педагогическим.

Музыкально-педагогическое общение включает в себя художественные (содержание музыкального произведения) и эмоциональные (отношение) компоненты, которые реализуются с помощью вербальных (речь) и невербальных (мимика, взгляды, жесты) средств как учителя, так и учеников.

Демонстрация эмоционального состояния учителем, которое находит отражение в его мимике, жестах, интонации и понимание этого состояния учениками - умение «читать по лицу» - одна из составляющих успешного музыкально-педагогического общения и творческого взаимодействия. Со стороны учителя важен положительный, добрый настрой во время урока, который подтверждается его мимикой, жестами, взглядами, улыбкой. Со стороны детей важно не только то, что говорят дети, но и то, как они это говорят, поскольку в интонации выражается отношение ребенка к музыке и учитель должен это понимать.

Особенно мимика и жесты учителя важны при показе, разучивании и исполнении песни. Когда учитель выразительно, эмоционально и осмысленно исполняет песню, он производит яркое впечатление на детей. Во время показа педагог с помощью мимики и интонации, тембральной окраски голоса передает ребятам свое понимание музыкального произведения и отношение к нему. Безусловно, такое исполнение является способом влияния учителя на детей, способом передачи им смысла исполняемой песни, помогающее в дальнейшем детям самим эмоционально и выразительно передать содержание музыкального произведения.

Особым средством музыкально-педагогического общения на уроке музыки является дирижирование школьной песни, в процессе которого основная нагрузка передачи информации приходится на жесты и мимику, т.е. вся художественная информация передается только невербальными, точнее, художественно-невербальными, по определению Н.А. Соболевой [40] средствами. С помощью дирижерских жестов учитель передает ритм, темп, силу звука, с помощью мимики - характер произведения и образ в целом. Безусловно, учитель музыки должен обладать высоким уровнем дирижерских навыков, чтобы учащиеся поняли его намерения и выразительно исполнили музыкальное произведение под его руководством.

Функции музыкально-педагогического общения анализируют Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова [37, с. 147]. В основе ведущих функций музыкально-педагогического общения лежат общие функции общения, выявленные Б.Ф. Ломовым:

1. Информационно-коммуникативная - эта функция охватывает процессы приема и передачи информации школьниками и учителем на уроке. С помощью информационно-коммуникативной функции формируются умение вести диалог; участвовать в обсуждении содержания музыкальных произведений; сотрудничать со сверстниками и взрослыми, передавать с помощью интонации смысл музыкального произведения.

. Регулятивная функция обеспечивает управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности учителя и учащихся. С помощью регулятивной функции в процессе музыкально-педагогического общения осуществляется управление исполнительской деятельностью детей, их эмоциональным состоянием, поведением детей на уроке музыки, особенно в процессе слушания.

. Музыкально-педагогическое общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности школьников и самого учителя, что и дает основание говорить о еще одной функции - аффективно-коммуникативной. Аффективно-коммуникативная функция влияет на эмоциональное восприятие музыки; с ее помощью воспитывается эмоционально-ценностное отношения к искусству, воспитывается художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Разделение этих функций в процессе музыкально-педагогического общения носит условный характер, поскольку в реальной музыкально-педагогической практике они выступают в целостном виде и лишь в совокупности обеспечивают достижение высоких педагогических результатов.

Таким образом, музыкально-педагогическое общение - это совокупность коммуникативных умений, содержащих внешние (поведенческие) и внутренние (личностные) параметры, обусловленные ценностным отношением к музыке в целом, и музыкальному произведению, в частности, и включающих в себя интонационное богатство речи и голоса, выразительность жестов и мимики. В процессе музыкально-педагогического общения взаимодействуют две личности: педагог и ученик.

Совместная музыкальная творческая деятельность учителя и ученика - это основа, определяющая содержание музыкально-педагогического общения на уроке музыки.

В музыкально-педагогическом общении с помощью информационно-коммуникативной, регулятивной и аффективно-коммуникативной функций осуществляется обмен информацией, обеспечивается управление разными процессами на уроке музыки и оказывается влияние на аффективные стороны учащихся и самого учителя.

Одной из современных и актуальных форм общения является общение с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Е. Орлова отмечает, что появление «информационно-цифровых средств …создает много новых возможностей для образовательных учреждений» [32, с. 11].

О.В. Виноградова считает, что в процессе педагогического общения с применением ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

-развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

-эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

-развитие коммуникативных способностей;

-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [7].

И.Г. Захарова выделяет дидактические задачи, которые решаются в процессе педагогического общения с помощью ИКТ:

-Совершенствование преподавания.

-Повышение продуктивности работы учеников.

-Интенсификация творчества учителя.

-Увеличение доступа к достижениям науки и культуры.

-Формирование интереса к предмету изучения.

-Усиление мотивации к обучению.

-Активизация процесса обучения.

-Привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.

-Обеспечение гибкости процесса обучения [13, с. 154].

Планируя урок с применением ИКТ, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

-уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

-согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

-учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

-анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала [14].

Общение с использованием ИКТ особенно актуальны, по мнению О.В. Виноградовой, в начальной школе. Связано это, по мнению автора с тем, что ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации.

Применение ИКТ в процессе педагогического общения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формированию начальной компьютерной грамотности детей и элементов информационной культуры;

-овладению практическими способами работы с информацией: поиску, анализу, преобразованию, передаче, хранению информации, её использованию в учебной деятельности и повседневной жизни;

-овладению умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни с помощью современных технических средств;

-развитию образного и логического мышления;

-активизации познавательной и творческой деятельность учащихся.

Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, «и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью» [24, с. 3], - отмечает Н.А. Кушаев.

В.Ю. Пикалова пишет: «Особенно важно заинтересовать музыкальными занятиями младших школьников, в том возрасте, когда эстетические вкусы и музыкальный кругозор только формируется. И тут у преподавателя, владеющего инновационными методиками обучения, есть масса возможностей - это и демонстрация мультфильмов, где в качестве сопровождения использована классическая музыка, и разучивание детских песен по системе караоке, и прослушивание медиафайлов с доступными восприятию детей музыкальными шедеврами, и, самое главное, - большое количество обучающих музыкальных компьютерных игр. Такие игры совмещают в себе увлекательную игру и обучение, демонстрируют ребенку, что компьютерные технологии можно использовать для получения информации, причем информация эта подана в интересной для них форме».

Таким образом, можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в процессе музыкально-педагогического общения является перспективным направлением формирования интереса младших школьников к уроку музыки.

Это направление развивает одну их главных функций всех видов общения, в том числе педагогического и музыкально-педагогического - информационно-коммуникативную.

1.3 Применение информационно-коммуникативных технологий как средства формирования интереса младших школьников к уроку музыки

Бурное развитие новых информационных технологий в XX-XXI вв. наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, поэтому важно организовать процесс обучения в школе так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Отсюда меняется роль учителя - он должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком [4, 11].

Современные подходы к преподаванию музыки предполагают использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; формирование информационной грамотности учащихся в области музыкального искусства. Помочь учителю в решении этих задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.

Понятие «технология» означает совокупность методов и приемов обработки материалов.

Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, объединяющее в себе: обработку и преобразование информации; устройства, способы, алгоритмы обработки информации; совокупность методов, производственных процессов, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации [17, 18].

Ю.В. Прохоров определяет информационные технологии как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи [Приводится по: 6].

Информатизация образования состоит, по мнению А.О. Бороздина, из трех частей:

-аппаратного обеспечения (ПК, локальная сеть, доступ в Интернет);

-учебных программ в их совокупности с методами и формами использования вычисляемых машин,

-умения преподавателя применять их в учебном процессе.

При этом, как отмечает автор, наиболее решаемая проблема в информатизации образования - приобретение компьютерных классов. Сложнее обеспечить учебный процесс нужными программными продуктами и вооружить преподавателя знаниями и умениями, позволяющими активно использовать их в решении учебных задач на должном уровне» [5, с. 27].

Компьютерные информационные технологии обучения представляют собой совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков, это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

О.В. Афанасьева отмечает, что ИКТ - это разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся, поэтому их называют интерактивными, т.к. они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения [3].

И.А. Зизюкина пишет о двух направлениях использования ИКТ в процессе обучении: «первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся» [14].

И.А. Зизюкина выделяет наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:

·электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

·интерактивные доски;

·электронные энциклопедии и справочники;

·тренажеры и программы тестирования;

·образовательные ресурсы Интернета;

·DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

·видео и аудиотехника;

·интерактивные карты и атласы;

·интерактивные конференции и конкурсы;

·научно-исследовательские работы и проекты;

·дистанционное обучение.

Использование на уроках демонстрационных средств (слайдов, атласов, картин, анимации, видеозаписей) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий.

Внедрение информационных технологий в начальной школе основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

·происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.

·высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

·мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок [4].

По мнению С.Н. Ткаченко ИКТ открывают огромные возможности для педагога:

-компьютер берет на себя функцию контроля знаний;

-помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал;

-показать в динамике трудные для понимания моменты;

-повторить то, что вызвало затруднения,

-дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика [41].

Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для результативного обучения школьников: телевизионное изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета, повышает интерес к предмету.

Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным образованием в массовой школе. По данным многих социологических опросов - музыка самый любимый вид искусства детей и подростков», -отмечает Е.Е. Абдрашитова.

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого также могут применяться современные компьютерные технологии, использоваться электронные музыкальные инструменты. Как пишет И.В. Широбокова, «информационно-коммуникационные технологии входят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе» [43].

И.М. Красильников выделяет три группы подходов применения ИКТ в музыкальном образовательном процессе:

1.Музыкальное обучение на основе ИКТ ничем не отличается от обучения игре на механических музыкальных инструментах, и электронный инструмент (скажем, клавишный синтезатор или цифровое пианино) трактуется как простой заменитель традиционного.

2.Музыкальная деятельность школьников ограничивается составлением композиций из готовых или собственноручно созданных фактурных шаблонов. Программы-конструкторы, на основе которых осуществляется подобная деятельность, не требует от пользователя знаний нотной грамоты, что является их плюсом - каждый ребенок может легко ее освоить.

.В качестве образца музыкального творчества учащихся берется то или иное направление экспериментальной электроакустической музыки. Подобный подход подразумевает тонкую, изысканную работу со звуком, … вполне посильную [современному] школьнику [21, с. 55-56].

С.В. Жуков также выделяет несколько направлений применения компьютерных технологий в области музыкального образования в общеобразовательной школе:

прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность);

вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен);

изучение истории и теории музыкального материала;

получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.

Автор считает, что применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

личностному развитию учащихся;

повышению интереса школьников к урокам музыки;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

воспитанию активности и самостоятельности;

формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;

формированию у школьников основ теоретического мышления [12].

Е.Е. Абдрашитова дает более развернутую характеристику современному уроку музыки с применением ИКТ как уроку, который насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. Основными из них являются:

-готовые программные продукты, которые содержат звуковой и информативный музыкальный материал, необходимый на уроке. Данные ресурсы необходимы создания тематических мультимедиа презентаций. Особенно это важно на уроках, посвященных музыкально-сценическим жанрам;

-интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash-технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку;

-с помощью цифрового формата звука на основе музыкальных редакторов можно создавать качественные музыкальные композиции, объединять в единое целое фрагменты урока, за счет чего значительно увеличивается количество воспринимаемой на уроке музыкальной информации. Современные технологии сжимания звука позволяют хранить гигантские объемы музыки, а быстрый ее поиск помогает на уроке обращаться к самым разным музыкальным примерам.

-при помощи программ нотного набора появилась возможность создавать школьную типографию музыкальных сочинений. Один из результатов - авторские сборники.

-электроакустическое звучание, пространственная организация и динамический размах цифровых инструментов и проигрывателей выводят на качественно новый уровень музыкальное прослушивание.

-звукозапись на уроке дает возможность проанализировать исполнение.

-анализ осциллограммы музыкального материала позволяет организовать на уроке исследовательскую деятельность, которая связана с изучением и анализом конкретного произведения. С помощью зрительного восприятия ученики могут воссоздавать мелодическую, ритмическую и динамическую структуру музыкального произведения.

-электронный синтезатор предоставляет широкие возможности открытий в художественно-образной сфере. Это ярко прослеживается в проектировании музыкального звучания, оригинального по окраске, выдержанного в соответствующем стиле. Огромный интерес у детей вызывают спецэффекты и возможность участия в музицировании [1, с. 34].

Т.Л. Максимова считает, что ИКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе используются как:

- средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, средство доставки и хранения информации;

- способ повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов

- дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

- реализация дифференцированного подхода к учащимся с разным способностями и уровнем готовности к обучению

- возможность создания адаптивной системы обучения [28].

Однако, по мнению В.Г. Головченко, какими бы совершенными ни были стандарты, требования и программы, даже высокопрофессиональному учителю музыки трудно провести урок и достичь высоких результатов без наличия специально обустроенного кабинета музыки, без определенного набора детских музыкальных инструментов и современных технических средств [8, с. 50].

Прежде всего, по мнению автора, это должен быть специальный кабинет с небольшой сценой и большой площадью для организации такого вида деятельности, как музыкально-ритмические движения. Такой кабинет вместит музыкальный инструмент, детские клавишные синтезаторы, специально сконструированную мебель для хранения плакатов с нотными текстами и детских музыкальных инструментов, компьютер, акустическую установку с микрофоном, большой плазменный экран для показа презентаций, фрагментов из опер, балетов и т.д.

Имея в кабинете интерактивную доску или плазменный экран, учитель может использовать презентации, что привлекает детей и активизирует их внимание, позволяет успешно выстроить эмоциональную драматургию урока. Использование эффектов анимации в процессе изучения нового материала облегчает учителю создание ситуации поиска и нахождения верных ответов самими детьми, помогает удостовериться детям в правильности своих выводов. Использование видеофильмов способствует накоплению театрального багажа. Дети на уроках совершают путешествия в музыкальный театр, имеют возможность посмотреть фрагменты из опер, понять особенности и привыкнуть к восприятию балетного искусства, увидеть музыкантов-исполнителей. Это формирует и укрепляет эмоциональное отношение школьников к музыке.

Распространение электронных музыкальных инструментов и музыкальных компьютерных программ сопровождается интересом к данному виду творчества. Поэтому современный учитель музыки должен не только хорошо знать свой предмет в традиционном его понимании, но и в совершенстве владеть музыкально-компьютерным инструментарием.

Хоровое пение под живой аккомпанемент учителя всегда было и есть самым доступным видом исполнительской деятельности школьников. С применением ИКТ возможности этой деятельности расширяются за счет использования фонограмм и караоке - детям интересно петь в микрофон, чувствовать себя настоящими певцами и певицами. Они с удовольствием это делают и дома и на уроке, приобретая навыки артистизма и свободной певческой выразительности.

Еще больше возможностей для урока музыки имеет «интерактивный синтезатор», наделенный функциями автоаккомпанемента, записи мелодии, создания музыкальных аранжировок. На нем можно играть соло и в ансамбле, имитируя звучание разных инструментов - рояля, скрипки, трубы. Синтезатор - это целый набор различных агрегатов: он может записывать мелодии, подбирает партии для аккомпанемента, подписывает нижние голоса к мелодии согласно выбранной гармонии.

И.М. Красильников считает, что для каждого ученика в соответствии с уровнем его музыкального развития и степенью овладения исполнительской техникой может быть подобран соответствующий компьютерный инструментарий, обеспечивающий развитие его продуктивной музыкальной деятельности. И ученик по мере своего музыкального развития постепенно усложняет компьютерный инструментарий творчества» [22, с. 10].

Применение в обучении цифрового инструментария позволяет превратить детей в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров.

Таким образом, современный кабинет музыки в идеале должен иметь следующий цифровой инструментарий:

-компьютер, оборудованный звуковой картой, колонками, МИДИ-клавиатурой и музыкально-программным обеспечением - фонограммами и караоке;

-клавишный синтезатор и/или цифровое пианино;

-экран и проектор;

-видеотеку с видеозаписями песен, различных инструментальных произведений, опер, симфоний, музыкальных сказок, изучаемых на уроках музыки.

Можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках музыки является средством активизации познавательной и творческой деятельности учащихся и развития интереса младших школьников к уроку музыки. Для этого необходимо, чтобы учебный класс был оснащен техническим оборудованием и программным обеспечением, а также, чтобы учитель музыки владел соответствующими знаниями и навыками.

1.4 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - это возраст 7-10-летних детей, обучающихся в 1-4 классах современной начальной школы. Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе [34, с. 34].

В этом возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4-5 см в год, масса - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на 1,5-2 см. Увеличивается мышечная сила рук, возрастает сила мышц нижних конечностей.

Характерным для этого возраста является развитие крупных мышц туловища, дети способны к движениям с большим размахом и затрудняются в выполнении мелких и точных движений. В 9-10 лет происходит окостенение костей запястья, развиваются мышцы кистей рук, начинают усиленно формироваться мелкие, точные движения рук.

Продолжается окостенение и роста скелета. Однако слабость глубоких мышц спины и большая гибкость позвоночного столба являются одной из причин нарушений осанки у детей при неправильной позе при письме, из-за несоответствия размеров школьной мебели пропорциям тела.

Семилетний возраст известен как период смены молочных зубов на постоянные, происходит дальнейшее развитие пищеварительной системы. Снижаются энергетические траты организма, урежается деятельность сердца и дыхательной системы.

К семилетнему возрасту завершается в основном дифференцирование нервной ткани в коре больших полушарий голоного мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и становятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно развиваются ассоциативные волокна, связывающие разные отделы коры головного мозга.

Нервные процессы обладают уже значительной силой и уравновешенностью. Достаточно хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцирование раздражителей происходит легко, быстро упрочняются условнорефлекторные связи. Однако внутреннее торможение по-прежнему требует упражнения, тренировки в целях усиления.

К семи годам усиливаются у детей настоящая ходьба и бег с хорошо выраженным симптомом «полетности». Двигательные условные реакции часто сопровождаются сопутствующими движениями рук, ног и туловища, но их значительно меньше, чем в 4-6 лет.

Как и в дошкольном периоде, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к сравнительно быстрой истощаемости нервных клеток, быстрому развитию утомления.

К 10-11 годам развитие коры головного мозга достигает, по существу, уровня взрослого человека. Она приобретает главенствующую роль в корово-подкорковом взаимодействии, что можно рассматривать как важнейший фактор формирования высших нервных и психических функций у ребенка.

К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе.

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых.
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания ребенок говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей [19, с. 134].

Современные первоклассники идут в школу уже имея определенные знания о жизни, о природе, умея рисовать, а часто зная буквы, цифры, отдельные умеют читать. В этот период важно поддержать готовность ребенка к умственному усилию и развивать его способности к активной познавательной деятельности, умение слушать, рассуждать, отвечать на вопросы учителя. Опыт показывает, что при комплектовании первых классов необходимо учитывать уровень подготовленности детей к школе. В школах, где это игнорируется и в одном классе одновременно сидят те, кто самостоятельно читает, и те, кто еще осваивает алфавит, возникают первые трудности, резко падает интерес к школе наиболее подготовленных детей.

Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников в основном направлена на то, чтобы развивать их наблюдательность, внимание, самостоятельность. Опора учителя на наглядно-образную память позволяет им легко запоминать конкретные предметы, имеющие многие детали. Но сочетание конкретного и абстрактного материала позволяет постепенно стимулировать и развивать и их теоретическое мышление.

Учителя начальных классов знают, что мышление и речь ребенка развиваются в тесной взаимосвязи. Поэтому огромная работа учителя, направленная на развитие устной и письменной речи, это и работа по развитию теоретического мышления ребенка.

Развитие младшего школьника происходит не только в учебной деятельности. Он активно развивается как член классного коллектива в процессе общения с друзьями, с одноклассниками, взрослыми. Для этого возраста характерна особая доверчивость и для них много значит авторитет учителя. Младшие школьники проявляют повышенную эмоциональность, впечатлительность, жизнерадостность, интерес ко всему новому. Они активно участвуют в различных подвижных играх, где им предоставляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески.

Правильная организация воспитания в младшем шкальном возрасте позволяет приобщить ребенка к посильному производительному труду. Это прежде всего работа по самообслуживанию, помощь старшему, взрослым, например, в обработке сада и огорода. С особым увлечением старанием, овладевая практическими умениями и навыками, работают дети на уроке труда. В этом возрасте чрезвычайно важно развивать творческую инициативу, ответственность за порученное дело, честность и трудолюбие, навыки общения и культуру поведения [2, с. 95].

Логика интересов ребенка, кажется непостижимой: то, что для одного является признаком нескончаемого удовольствия, ради чего он готов не спать ночами, трудится до изнеможения, для другого оставляет абсолютно равнодушным. Именно стремление к познанию нового объединяет все проявления интереса. Школьная реформа требует поднять обучение и воспитание на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма [10, с. 3].

Таким образом, перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности - ребёнок научается управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.

Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы, всё это приводит к тому, что ребёнок научается управлять своим поведением.

В настоящее время большинство младших школьников живут в виртуальном мире. Дети стал более развиты в техническом отношении, цифровой мир для них составляет большой интерес. Многие из учащихся начальных классов имеют сотовые телефоны, компьютеры, планшеты, выход в интернет. Интерес к мультимедийным гаджетам, помогает учителю вовлечь ребенка в процесс обучения с помощью ИКТ.

школьник музыка информационный интерес

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

.1 Практика применения ИКТ на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы

Использование ИКТ на уроках открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Рассмотрим некоторые примеры использования информационно-коммуникционных технологий в образовательном процессе.

О.В Афанасьева и О.Н. Мясникова в своей педагогической практике используют следующие средства ИКТ на уроках музыки:

. Презентации о жизни и творчестве композитора, включающая в себя его портреты и т.д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока.

. Демонстрации видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.

. Виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Так на уроках музыки дети, знакомясь с музыкальными тембрами, могут не только увидеть музыкальный инструмент, услышать его звучание, но и увидеть то, как на нём играет музыкант-исполнитель.

. Исполнение песен под караоке на уроках музыки. Караоке на уроке музыки мы можем использовать прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано [29].

О.В. Виноградова более пяти лет использует в своей работе информационные технологии, внедряет их в образовательный процесс.

Ее практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

О.В. Виноградова пишет, что при использовании ИКТ ей стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе она использует готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создает собственные презентации, проекты, использует средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. А так же использует на уроках учебные и игровые программы» [7].

С.В. Жуков в своей практике часто дает ученикам задания найти определенный материал в интернете, сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыки различных стилей, и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных песен.

Вот как он описывает применение ИКТ в качестве домашнего задания: «…если ученикам понравилась та или иная песня, то я даю им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и даю задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни. Подобное задание даю и по прослушиванию классической музыки. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.

Подобные задания я считаю важными потому что, поток информации, исходящий сейчас из всех средств массовой информации, среди которых и Интернет, неограничен. И я считаю важным, что задача учителя - направить этот поток в нужное русло, обратить внимание учащихся на полезных сайтах, научить правильно добывать и обрабатывать информацию.

Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, иногда прошу подкрепить свое сообщение презентацией, за сообщение с использованием презентации я ставлю две отметки. Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры» [12].

О.И. Ткаченко, размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, определила для себя некоторые ведущие направления:

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Важнейшей составляющей успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося, особенно в начальной школе, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Автор пишет: «все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Используя мультимедийную презентацию на уроке я стремлюсь повысить интерес обучающихся к учебной деятельности. Так, например, в презентацию к уроку в третьем классе по теме «Образы утренней природы в музыке» включены произведения трех авторов: П.И. Чайковского, Э. Грига и М.П. Мусоргского, и репродукции картин русских и зарубежных художников.

Ребятам предлагается сравнить «Образы утренней природы» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется приём сравнения и анализа».

О.И. Ткаченко отмечает, что благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках. Зрительный ряд, применяемые на уроке, выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой.

Таким образом, ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, формированию их интереса к уроку музыки.

2.2 Опыт применения ИКТ на уроке музыки в процессе музыкально-педагогического общения в общеобразовательной школе

Мною был проведен фрагмент урока в третьем классе 16 школы на тему «Прощание с масленицей» (тема четверти: «Звучащие картины» по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Тип урока: урок применения предметных знаний.

Ведущая технология: технология коммуникативного обучения.

Цели урока: создать атмосферу народного праздника; вызвать осознанное отношение к празднику Масленица; выявить связь с жизнью, а также проследить, как применение ИКТ отражается на интересе учащихся к уроку музыки.

Задачи:

·Знакомство с историей возникновения праздника Масленица;

·Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний;

·Приобщение учащихся к культуре русского народа;

·Воспитание уважения к традициям своего народа.

Методы и приемы:

-словесный (опрос, беседа, рассказ);

-наглядный (иллюстрации, слайды);

-наглядно-слуховой (видеозаписи);

-ассоциативный;

-сравнения, анализа, сопоставления;

-контроля (проведения, участия в обсуждении темы);

-частного вывода, обобщения;

-практический, игровой.

Оборудование:

Видеозапись; аудиозапись; ИКТ оборудование - компьютер, мультимедиа устройство.

Структура урока:

. Актуализация знаний;

. Постановка цели и задач урока;

. Усвоение новых знаний;

. Просмотр презентации про Масленицу. В презентацию к уроку включены краткие сведения о празднике Масленица, его истории; песенки-заклички; занятия людей в масленичную неделю; символ масленицы; название и обряды каждого дня масленичной недели; описание последнего масленичного дня (Приложение 1).

. Закрепление нового материала. Обобщение. Итог урока.

Ход урока

№Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаУУД1.Организационный этапЗвучит музыка из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского Корсакова «Проводы масленицы» Приветствие учителя У.: Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.Дети заходят в класс под музыку и приветствуют учителя.Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные - целеполагание2.Актуализация знаний.Учитель спрашивает: - Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс? Почему? У.: Замечательно. А о каком народном празднике шла речь в песне, как он называется? У.: Скажите, какие картинки вы представляете под эту песню? У. Совершенно верно. А как вы увидели эти картины, ведь я ничего вам не показывала? У.: Молодцы! Вот мы и определили тему нашего урока: (Приложение 1, СЛАЙД № 2) (Звучащие картины. Прощание с Масленицей).Дети отвечают:- Да. Потому, что музыка была веселой, радостной, энергичной. - Масленица. - Картинки праздника, народного гуляния. - С помощью внутреннего слуха.Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные - общеучебные.3.Постановка цели и задач урока.Учитель спрашивает: - А что такое Масленица? - А как вы думаете, какая цель нашего урока? У.: Совершенно верно! Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.Дети отвечают: - Долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны и солнечного тепла. - Продолжить изучение традиций народного праздника Масленица.Регулятивные - целеполагание. Коммуникативные - постановка вопросов. Познавательные - общеучебные.4.Усвоение новых знаний.У.: Вы знакомы с этим народным праздником? У: Почему этот п раздник получил такое название? У: Чем блины хозяйки смазывают? У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить? У: Правильно! А как называется народная песенка, которую поют для того, чтобы позвать весну или солнышко, или Масленицу? У. Давайте, вспомним масленичную закличку. Слайд №3 У.: Первый день недели - Понедельник. Кто расскажет, что это был за день? Слайд №4 Учитель предлагает послушать фрагмент «Как вставала я ранешенько». Затем разучивает с детьми и исполняет песню. У: Итак, чем мы встретили Масленицу? Слайд № 5-8 У: Второй день недели - вторник. Как он назывался? У. Совершенно верно! У. Следующий день недели - среда. Слайд № 9 У: А на что блины похожи? У.: Блины на Масленицу имели особое значение: круглые, румяные, горячие - блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок! Слайд № 10-11 Что в среду на Масленицу делали? У: Наступает четверг! Как он называется? У. А теперь обратимся к нашему учебнику. На странице 64-65 вы видите две картины. Кто автор этих картин? Как они называются? Не только писатели, поэты, но и художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике. Внимательно вглядитесь в эти картины и ответьте на вопрос из учебника. У. Все правильно. А если внимательно вслушаться в эти картины, они звучат или безмолвны? Что вы услышали? - Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? - Я включу небольшое музыкальное произведение. - Созвучна ли эта музыка по своему настроению с репродукцей Б.Кустодиева? Внимательно слушайте. У. Подходит эта музыка к картине? Слайд 12- 14. У.: А что делали в пятницу и в субботу? У. Верно! Ведь самое важное в жизни любого человека - это дружная, большая семья. У. Итак, всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника Масленицы? Слайд 15 У.: В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. Воскресенье так и называется - Прощеное. У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.- Да, он проходил у нас в школе в прошлом году. - От традиции печь блины. - Маслом. - Зимушку. - Заклички. Вместе с учителем исполняют закличку (слова на слайде). Ребёнок: Понедельник - Встреча Масленицы. В первый день наряжали Масленицу. Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок - и превращалось чучело в Масленицу, которую величали, блинами угощали, в санях возили, а еще начинали печь блины. Слушание фрагмента «Как вставала я ранешенько». Исполнение песни. - Песней. Ребенок: Второй день Масленицы - заигрыш! Все выходили гулять, резвиться. Игры и потехи были самыми разными: катание на лошадях, бой мешками, ледяной столб, игра в снежки. Играющие мерялись силой, ловкостью, удалью. Победители получали призы и всех угощали блинами и горячим чаем. Ребенок: среду называют «Лакомкой»! В этот день все хозяюшки старались похвастаться умением печь разные вкусности: и сырники, и пироги, но самым главным угощением были блины. Каких только блинов не бывает: и тонкие вареньем, и толстые со сметаной, и с разными начинками. Каждая хозяйка придумывала что-то свое. - На солнышко - Кушали блины ребенок: Четверг называется - «ШИРОКИЙ РАЗГУЛЯЙ». В этот день устраивали разные потехи: катались на качелях, на лошадях, съезжали со снежных горок, устраивали кулачные бои и перетягивания каната. - Борис Кустодиев. Зима. Масленичное гуляние и Масленица Отвечают на вопросы из учебника. - Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана - кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра - Веселую, задорную, легкую, быструю Слушание произведения Н. А. Римского- Корсакова «Проводы масленицы». - От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна Ребенок. В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Носили угощенья, пели песни, танцевали, желали друг другу, здоровья и хорошего урожая, дарили подарки. - Сжигали чучело на костре.Познавательно-учебные. Коммуникативные - планирование, постановка вопросов. Личностные - смыслообразование.5.РефлексияУ: И наш урок подошел к концу. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Урок заканчивается.Дети по очереди отвечают на вопрос учителя. Подводят итоги урока.Коммуникативные- умение точно выражать свои мысли по заданной теме. Познавательные- рефлексия ( осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия)

Дети были полностью вовлечены в урок, внимательно слушали учителя, отвечали на заданные вопросы и с нетерпением ждали появления следующего слайда. В конце урока, когда мы с детьми подводили итоги, я убедилась, что благодаря презентации дети хорошо усвоили пройденный материал.

Это показывает, что ИКТ способствуют формированию интереса учащихся к уроку, что применение и использование компьютера и информационно-коммуникативных технологий в целом необходимо на уроке музыки.

Таким образом, использование компьютера на уроке музыки очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, формирования интереса к музыкальной культуре.

Применение и использование компьютера и информационно-коммуникативных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к урокам музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования на тему: «Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования интереса у младшего школьника к уроку музыки в общеобразовательной школе» были сформулированы следующие выводы:

. Интерес - это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному, значимому, это мотив, связанный с потребностями человека, который побуждает его к соответствующей деятельности в силу эмоциональной привлекательности. Интерес к тому или иному предмету побуждает человека к соответствующей деятельности. Отсюда следует, что целенаправленное формирование полноценных интересов - важная задача обучения и воспитания.

Формирование интереса - это умелое педагогическое воздействие, направленное на развитие объективно ценных интересов у детей и подростков.

. Музыкально-педагогическое общение - это разновидность профессионального общения, которая включает в себя художественные (содержание музыкального произведения) и эмоциональные (отношение) компоненты, реализуемые с помощью вербальных (речь) и невербальных (мимика, взгляды, жесты) средств как учителя, так и учеников.

Одной из современных и актуальных форм общения является общение с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Применение информационно-компьютерных технологий в процессе музыкально-педагогического общения является перспективным направлением формирования интереса младших школьников к уроку музыки. Это направление развивает одну их главных функций всех видов общения, в том числе педагогического и музыкально-педагогического - информационно-коммуникативную.

. Применение ИКТ на уроках музыки является средством развития интереса младших школьников к уроку музыки. Для этого необходимо, чтобы учебный класс был оснащен техническим оборудованием и программным обеспечением, а также, чтобы учитель музыки владел соответствующими знаниями и навыками.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для результативного обучения школьников: телевизионное изображение, графика, анимация, звук. Использование компьютера решает проблему недостачи наглядных пособий, повышает качество преподавания предмета, повышает интерес к предмету.

4. Младший школьный возраст - это возраст 7-10 лет. В младшем школьном возрасте у ребенка ведущей становится учебная деятельность. В этом возрасте происходит развитие мышления, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, памяти. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями.

В настоящее время дети более развитые в техническом отношении, цифровой мир для них составляет большой интерес. Многие из учащихся начальных классов имеют сотовые телефоны, компьютеры, планшеты, выход в интернет. Интерес детей к мультимедийным гаджетам помогает учителю вовлечь ребенка в процесс обучения с помощью ИКТ.

. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. ИКТ в образовательном процессе используются в виде презентаций; демонстрации видеофрагментов; виртуальных путешествий; исполнение песен под караоке; готовых мультимедийных продуктов: компьютерных учебные и игровые программ.

ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, формированию интереса к уроку музыки.

. В последнем параграфе приведен пример применения ИКТ на уроке музыки в третьем классе на тему «Прощание с масленицей». Из возможный средств ИКТ была выбрана мультимедиа-презентация, с помощью которой учащимся были продемонстрированы краткие сведения о празднике Масленица, символ масленицы, название и обряды каждого дня масленичной недели.

Дети были полностью вовлечены в урок, внимательно слушали учителя, отвечали на заданные вопросы и с нетерпением ждали появления следующего слайда. В конце урока, когда мы с детьми подводили итоги, я убедилась, что благодаря презентации дети хорошо усвоили пройденный материал. Это показывает, что ИКТ способствуют формированию интереса учащихся к уроку, что применение и использование компьютера и информационно-коммуникативных технологий в целом необходимо на уроке музыки.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что цель нашего исследования достигнута, задачи его решены, а гипотеза нашла свое подтверждение в нашей педагогической практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абдрашитова, Е. Е. Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе / Е. Е. Абдашитова // Музыка в школе. - 2009. - №1. - С. 33-34.

2.Андреев, В. И. Учение - творчески саморазвивающаяся личность / В. И. Андреев // Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития; 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 95-96.

3.Бороздин, А. О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / А. О. Бороздин // Музыка в школе. - 2006. - №1. - С. 27.

4.Головченко, В. Г. Современный кабинет музыки - залог успеха обучения / В. Г. Головченко // Музыка в школе. - 2011. - № 4. - С. 50-51.

.Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

6.Дусавицкий, А. К. Что такое интерес / А. К. Дусавицский // Воспитывая интерес. - Москва: Знание, 1984. - С. 3.

7.Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 573 с.

8.Интерес // Большой энциклопедический словарь; Гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва: Советская энциклопедия, 1991. - с. 542.

9.Кирьянова, О. В. Формирования познавательной мотивации младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: магистерская диссертация: 050100.68 / О. В. Кирьянова. - Омск, 2015. - 66 с.

10.Ковалев, Н. Е. Возрастные особенности школьников / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин // Введение в педагогику: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Москва: Просвещение, 1975. - С. 134.

11.Красильников, И. М. Музыкальное творчество учащихся на основе компьютерных технологий / И. М. Красильников // Музыка в школе. - 2011. №4. - С. 55-56.

12.Красильников, И. М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников / И. М. Красильников // Музыка в школе. - 2010. - №4. - С. 10.

.Критская, Д. Е. Звучащие картины / Д. Е. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина // Музыка. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 128 с.

14.Кушаев, Н. А. Музыкальная электроника стучится в школу / Н. А. Кушаев, И. М. Красильников // Музыка в школе. - 2005. - №1. - С. 3.

15.Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. - 4-е изд. - Москва: Смысл: Academia, 2007. - 364 с.

16.Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов; отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова; АН СССР, Ин-т психологии. - Москва: Наука, 1984. - 444 с.

.Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А. Г. Маклаков - СПб.: Питер. 2006. - 583 с.

18.Общение // Философский энциклопедический словарь. - Москва, 1983. 231 с.

.Общение как обмен информацией // Социологический словарь. - Москва, 2008. - 157 с.

.Орлова, Е. В. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств / Е. В. Орлова // Музыка в школе. - 2005. - №1. - С. 10-11.

21.Петровский, А. В. Личностный смысл / Краткий психологический словарь // А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1985. - с. 223.

22.Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология / А. В. Петровский. - Москва: Просвещение, 1973. - 286 с.

23.Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

.Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под редакцией Г.М. Цыпина. - Москва: Изд. дом «Академия», 2003. - 368 с.

.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2000 - 720 с.

.Сластенин, В. А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений; Ч. 1 / В. А. Сластенин - Москва: ВЛАДОС, 2002.- 288 с.

27.Соболева, Н. А. Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве / Н. А. Соболева. - Вологда, 2014. - 156 с.

28.Хрипкова, А. Г. Характеристика основных этапов развития ребенка / А. Г. Хрипкова // Возрастная физиология. - Минск: Академическая книга, 2007. с. 112-113.

Похожие работы на - Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования интереса у младшего школьника к уроку музыки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!