Современная банковская система России, ее основные звенья, тенденции развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,02 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная банковская система России, ее основные звенья, тенденции развития















Современная банковская система России, ее основные звенья, тенденции развития

Введение

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе можно определить тем фактом, что в любой стране в которой присутствует рыночная система хозяйствования - именно банковская система является одним из наиболее важных секторов, состояние которого определяет общую стабильность экономического развития государства.

Банковская система наиболее подвержена воздействию тех или иных негативных явлений на международных финансовых рынках. Проблемы банковской системы, так или иначе, сказываются и на реальном секторе экономики. Снижение доступности кредитных ресурсов для производственных предприятий может повлечь за собой не только сворачивание долгосрочных инвестиционных проектов этих предприятий, но и привести к остановке текущий деятельности в связи с недостаточностью оборотных средств. Снижение уровня кредитования потребительского сектора снижает уровень спроса на селения на товары и услуги, что также крайне негативно сказывается на развитии экономики страны.

Следовательно, банковской системе необходимо уделять весьма большое внимание. Ведь от ее стабильности напрямую зависит и стабильность всей экономики страны.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся современной банковской системы России, ее основных звеньев и тенденций развития.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и признаки банковской системы;

описать структуру банковской системы России;

дать характеристику Центральному банку как системообразующей структуре;

охарактеризовать общее состояние банковской системы Российской Федерации на текущий момент;

провести анализ банковской системы за 2014-2015 годы;

провести рассмотрение основных тенденций развития российской банковской системы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы банковской системы

центральный банк российский финансовый

1.1 Понятие и признаки банковской системы

"Банк можно определить как утвержденную законодательно в установленном порядке институциональную систему, которая является атомарным элементом банковской системы в экономике, осуществляющим свою основную деятельность посредством кредитно-финансовых институтов и иных экономических субъектов, направленную на капитализацию рисковой стоимости от оказания услуг и выполнения операций, отражаемых в денежном выражении, между финансовыми посредниками в экономике приоритетно за счет принятия депозитов и предоставления кредитов сторонним контрагентам и оказания установленного: перечня вспомогательных услуг, а также направленную на максимизацию прибыли и оптимизацию рисков деятельности посредством безрисковых и малорисковых операций и прочих методов и инструментов, в рамках установленного нормативно-правового регулирования деятельности, часть которого может быть описана абсолютными и относительными ретрессионно-дискриминантными показателями деятельности".

Банк (от итал. Ьапсо - скамья, лавка менялы), финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием вкладов и выдачу кредитов, а также осуществляющее расчеты между фирмами и ведущее операции с ценными бумагами. О происхождении термина "банк" в литературе высказано две версии. По одной из них менялы сидели в своих "конторах" - своеобразных палатках на деревянных скамьях. Староанглийское слово "bank " означает скамью. Когда менялу уличали в мошенничестве, разгневанные клиенты часто ломали эту скамью. Словосочетание "bankerotta" - банкрот означает "сломанная скамья", отсюда происходит и слово "банкротство". По другой версии слово "банк" берет начало от итальянского "banka" - столики на припортовых базарах в Генуе в XII в., а сами менялы назывались "banchieri".

Первым банком в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах - Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Они первоначально отличались от менял тем, что наряду с участием в платежах стали ссужать деньги. Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века.

«Легальное определение коммерческого банка дано в ст. І (Закон о банках). Оно может быть раскрыто через следующие признаки:

а) банк является коммерческим юридическим лицом, т.е. таким организационным образованием. деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

) банк создается в форме хозяйственного общества, т.е. акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества е дополнительной ответственностью, зависимого и дочернего общественные организационно-правовые формы для банка запрещены;

в) банк является кредитной организацией. т.е. созданной для осуществления банковских операций:

г) банк действует на основе лицензии. выдаваемой Банком России;

д) банк обладает специальной компетенцией. т.е. он извлекает прибыль только путем совершения определенных операций;

е) банк рассматривается законодателем как одни из элементов банковской системы".

Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков. Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

Банковскую систему можно рассматривать в качестве совокупности тез или иных разновидностей национальных банков и кредитных учреждений, которые действуют в соответствии с рамками и условиями общего кредитно-денежного механизма. В банковскую систему принято включать центральный банк, а также сеть коммерческих банков и кредитно-расчетных центров. Центральным банком осуществляется государственная эмиссия и валютная политика, также ЦБ представляет собой ядро резервной систем. Коммерческими банками осуществляются все виды банковских операций.

При этом банковская система характеризуется следующими свойствами, признаками:

. Не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

. Она специфична, выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними».

Практика знает несколько типов банковской системы:

распределительная централизованная банковская система;

рыночная банковская система;

система переходного периода.

. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае, если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике.

. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами.

. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти.

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе. Нормативная и законодательная база их деятельности все время меняется.

«Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, строят общую систему как единое целое».

.2 Структура банковской системы РФ

Как правило, в странах, придерживающихся курса на рыночную систему хозяйствования, в том числе и в Российской Федерации, структура банковской системы сложилась следующая:

Центральный банк (ЦБ), который также представляет собой эмиссионный банк;

Коммерческие банки (КБ). Коммерческие банки могут быть универсальными банками, инвестиционными банками, сберегательными банками, инновационными банками, ипотечными банками, банками потребительского кредита, отраслевыми банками, внутрипроизводственными банками.

Небанковские кредитно-финансовые институты. Данная категорию представлена инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, пенсионными фондами, трастовыми компаниями и др.

Данная структура считается двухуровневой. К основным уровням в ней можно отнести Центральный банк и коммерческие банки.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа.

Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золото-валютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения.

Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль банка банков, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве кредитора последней инстанции, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.

Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала ( с участием государства, иностранного капитала и др. ), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Специализированные кредитно-финансовые учреждения:

Кроме банков, перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д.

Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

.3 Банк России как системообразующая структура

Центральный Банк в РФ именуется как Банк России.

Основное звено банковской системы представлено центральным банком. Банк России является главным звеном банковской системы, которым обеспечивает равновесие денежного рынка. Также Банк России играет роль посредника правительстве при осуществлении заемных и кредитных операций. ЦБ принадлежит ключевая роль при управлении денежной массой, валютным курсом. Так ЦБ отвечает за хранение золотовалютных резервов государства. Центральный банк также наделен исключительным правом на проведение денежной эмиссии.

Центральным Банком осуществляется руководство денежно-кредитной системой государства, им регулируется кредит и денежное обращение, контролируется и стабилизируется движения курсов национальной валюты, осуществляется сглаживанием перепадов уровня деловой активности, занятости и цен, стимулированием национального экономического роста на здоровой финансовой основе.

Банк России выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

Обязательные резервы - часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ;

Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;

Моральное воздействие - рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.;

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям;

Специальные депозиты - часть прироста депозитов или кредитов КБ, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ;

Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое замораживание процентных ставок;

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;

Управление госдолгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением;

Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы;

Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи;

Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).

Банк России помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

Банк России управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Банк России выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебитной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.

Банк России также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

Одна из самых важных задач центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах, центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

«Центральный банк РФ является высшим уровнем отечественной банковской системы, который наряду с прочими функциями осуществляет прямое и косвенное регулирование операций кредитования и прочих операций финансово-кредитных организаций. Для проведения эффективной экономической политики Банк России участвует в разработке законопроектов, которые касаются валютного регулирования, кредитования и прочих вопросов, входящих в сферу интересов финансово-кредитной системы. При этом Министр финансов РФ и Министр экономики РФ могут принимать участие в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса».

Вывод

В заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Банковскую систему можно рассматривать в качестве совокупности тез или иных разновидностей национальных банков и кредитных учреждений, которые действуют в соответствии с рамками и условиями общего кредитно-денежного механизма. В банковскую систему принято включать центральный банк, а также сеть коммерческих банков и кредитно-расчетных центров. Центральным банком осуществляется государственная эмиссия и валютная политика, также ЦБ представляет собой ядро резервной систем. Коммерческими банками осуществляются все виды банковских операций.

Как правило, в странах, придерживающихся курса на рыночную систему хозяйствования, в том числе и в Российской Федерации, структура банковской системы сложилась следующая:

Центральный банк (ЦБ), который также представляет собой эмиссионный банк;

Коммерческие банки (КБ). Коммерческие банки могут быть универсальными банками, инвестиционными банками, сберегательными банками, инновационными банками, ипотечными банками, банками потребительского кредита, отраслевыми банками, внутрипроизводственными банками.

Небанковские кредитно-финансовые институты. Данная категорию представлена инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, пенсионными фондами, трастовыми компаниями и др.

Данная структура считается двухуровневой. К основным уровням в ней можно отнести Центральный банк и коммерческие банки.

Основное звено банковской системы представлено центральным банком. Банк России является главным звеном банковской системы, которым обеспечивает равновесие денежного рынка. Также Банк России играет роль посредника правительстве при осуществлении заемных и кредитных операций. ЦБ принадлежит ключевая роль при управлении денежной массой, валютным курсом. Так ЦБ отвечает за хранение золотовалютных резервов государства. Центральный банк также наделен исключительным правом на проведение денежной эмиссии.

Центральным Банком осуществляется руководство денежно-кредитной системой государства, им регулируется кредит и денежное обращение, контролируется и стабилизируется движения курсов национальной валюты, осуществляется сглаживанием перепадов уровня деловой активности, занятости и цен, стимулированием национального экономического роста на здоровой финансовой основе.

. Анализ состояния банковской системы России

.1 Общая характеристика состояния банковской системы

То нынешнее положение, в котором оказалась банковская система России, предполагает принятие комплексных мер, которые касались бы ее укрепления, а также способствовали бы поддержанию финансовой устойчивости российских банков.

Центральный банк представляет собой единственный орган в стране, которые ответственен за осуществление банковского регулирования и контроля исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства. Данный факт можно объяснить одновременным процессом формирования двухуровневой банковской системы и механизма надзора.

Банк России обладает уникальными возможностями по осуществлению банковского надзора, используя не только административные, но и экономические меры. Осуществляя такую политику, Центральный Банк применяет конструктивный и созидательный характер своей надзорной деятельности. Конструктивность предполагает, что регулятор применяет в практике регулирования такие инструменты, соответствующие его полномочиям, способствующие созданию эффективной и прогрессивной банковской системы в стране. Важно отметить, что эффективность надзора находиться в зависимости не только от Центрального Банка, но и от общей экономической политики и ее результатов.

Наряду с процессами расширения банковской системы, присутствует значительный процент отзывал лицензий у коммерческих банков и применение мер по ликвидации кредитных организаций.

Причиной роста проблем банковского сектора является весьма низкий уровень банковского управления, который входит в сочетание с общими неблагоприятными экономическими тенденциями.

Несмотря на то, что динамика результатов деятельности отечественных кредитных организаций положительна, можно выделить спектр проблем, которые препятствуют развитию банковской системы, а также снижают конкурентоспособностью российских банков и прочих кредитных организаций. Данный факт связан с воздействия ряда факторов, к которым можно отнести как факторы внутренней, так и внешней среды.

Можно выделить следующие внешние факторы:

сохраняющиеся ограничения инвестиционных возможностей российской экономики в целом на фоне ее низкой эффективности, высоких издержек, опережающего роста зарплат над ростом ВВП и отсутствия в ней структурных преобразований, что ведет к быстрому снижению конкурентоспособности отечественной экономики;

низкий уровень «прозрачности» деятельности российских предприятий и достоверности данных, содержащихся в их отчетности;

высокий уровень рисков кредитования, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов;

недостаточный уровень капитализации российского банковского сектора;

ограниченный доступ к источникам долгосрочного фондирования (в том числе на международных рынках заемного капитала) для большинства негосударственных кредитных организаций;

доминирование госбанков на российском банковском рынке, приводящее к искажению условий конкуренции, что неблагоприятно сказывается на кредитоспособности частных кредитных организаций;

расширение экспансии крупных отечественных банков на региональные рынки банковских услуг, а также иностранного банковского капитала в Россию;

высокий уровень административных (непрофильных) расходов кредитных организаций;

сохраняющееся несовершенство нормативных актов (несмотря на постоянно вносимые изменения) обуславливает недостаточное правовое обеспечение банковского надзора и нерешенность ключевых проблем залогового законодательства.

К факторам внутренним можно отнести:

низкий уровень бизнес-планирования;

неразвитость системы банковского менеджмента (особенно системы управления рисками) во многих кредитных организациях;

осуществление «непрозрачных» операций, неполнота учета и недостоверность отчетности, искажающие информацию об эффективности работы кредитных организаций;

недостаточный уровень информационной безопасности в деятельности кредитных организаций, в том числе в связи с несистемным внедрением информационных технологий, включая дистанционное обслуживание.

Указанные выше факторы оказывают негативное влияние на репутацию кредитных организаций. Они также способствуют сокращению уровня доверия к ним. Следовательно, происходит снижение возможностей кредитных организаций по привлечению инвестиций.

На основании оценки структуры банковской системы можно сказать, что только небольшая часть банков является финансово устойчивыми.

Внутренние причины финансовых трудностей заключаются:

)в неквалифицированном управлении;

)в отсутствии стратегического планирования;

)в неумении грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

)в прямых и опосредованных формах давления на банки;

)в мошенничестве со стороны их владельцев и менеджеров;

)в «исторических» причинах. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование. Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление банковской системы только за счет отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

С формальной точки зрения надзорный орган может самоустраниться от активного вмешательства в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу «латания дыр».

В настоящее время в России основное - это добиться выполнения уже принятых законов, не нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

Повышение уровня банковского регулирования и банковского надзора для достижения международных стандартов - стало наиболее важным направлением деятельности ЦБ РФ в стратегии развития банковской системы РФ в настоящее время. Важную роль для реализации обозначенных целей играет усовершенствование законодательной базы в области банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с международными стандартами.

ЦБ РФ, как основной регулятор банковского сектора, должен ужесточить требования, относящиеся к оценке рисков, возникающих при таких сделках как:

нетранспарентные сделки,

сделки с аффилированными лицами,

сделки, последствиями которых может стать рост концентрации любого из существующих видов рисков.

Также продолжается развитие и внедрение содержательных подходов к оценке экономического положения банков в целях выявления проблем в их деятельности на ранних стадиях возникновения и своевременного применения санирующих мер воздействия.

Таким же образом будет продолжено развитие подходов для оценки экономического состояния банков для обнаружения проблем в их деятельности на ранних этапах возникновения и своевременного применения, определенных мер.

Для разработки нужных условий развития инфраструктуры страны в области банковских услуг была запланирована подготовка документов, которые касались вопросов регулирования банков и банковской деятельности, а также небанковских кредитных организаций.

Для совершенствования практики банковского надзора выбраны следующие ключевые направления:

осуществление надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе по отношению к собственникам банковско-кредитных организаций, к связанным с банками лицам и связанным заемщикам;

оценка консептуального совпадения систем корпоративного управления и управления рисками банковско-кредитных организаций характеру и объему их деятельности, профилю и размеру принятых рисков, с учетом рисков, связанных с внедрением банковско-кредитными организациями информационных инноваций;

формирование системы оценки устойчивости банковско-кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе;

- рост оперативности и эффективности в части использования корректирующих мер.

Учитывая выявленные обстоятельства, меры воздействия, предпринимаемые Банком России, сконцентрированы:

на росте достоверности учета и отчетности банковско-кредитных организаций, учитывая вопросы реальной оценки активов, обязательств и капитала;

на повышение качества взаимодействия с национальными и международными органами финансового мониторинга, регулирования и надзора.

Для увеличения эффективности и результативности проверок, а также нагрузки на банковско-кредитные организации, продолжится дальнейшая стандартизация ключевых вопросов по внедрению в процедуры проверок современных информационных технологий.

То текущее состояние, в котором оказалась банковская система Российской Федерации, соответствует тому состоянию, в котором на данный момент находится экономика и финансовая сфера. Банковскую систему России можно охарактеризовать как слабо защищенную от многочисленных системных и прочих рисков. Данный факт является причиной низкого функционального потенциала.

Национальная банковская система страны проходит стадию глобализации в своем развитии, ориентация которого направлена на международные стандарты. Банк России разрабатывает значительное количество документов, которые регламентируют и способствуют развитию банковской системы. Несмотря на все, остаются значительные препятствия для развития. Их необходимо минимизировать или устранять.

.2 Анализ банковской системы за 2014-2015 годы

В 2015 году наибольшие проблемы возникли у средних российских банков - у них хуже качество активов, ниже рентабельность и высокая зависимость от подорожавших источников пассивов.

При этом очевидно, что три десятка крупнейших банков страны, на которые пришлось 85% прибыли банковской системы в 2014 году, и в 2015 году имеют все шансы получить прибыль.

В рамках Банковской конференции «Эксперт Северо-Запад» пригласил профессионалов отрасли, чтобы обсудить актуальные проблемы, имеющиеся в банковской сфере, в преломлении основных макроэкономических тенденций. Особое внимание было уделено сравнению текущего кризиса с кризисом 2008-2009 годов. Подробные презентации о ситуации в банковской системе были представлены Михаилом Матовниковым, главным аналитиком Сбербанка, а также Александром Ивантером, заместителем главного редактора журнала «Эксперт».

Снижение цен на нефть, влияние санкций в связи с возвращением Крыма и ситуацией на Украине, усиление оттока капитала в совокупности привели к существенному ослаблению рубля. При этом масштаб девальвации превысил уровень, обусловленный фундаментальными переменными. Во втором полугодии 2014 года масштаб девальвации почти вдвое превзошел уровень 2008-2009 года.

Вследствие девальвации рубля банковская система, не исключая крупнейших банков, столкнулась со снижением достаточности капитала (норматив Н1 - отношение размера собственных средств банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска; минимальный уровень 10%), вплотную приблизившись к минимальному значению. Благодаря временным послаблениям ЦБ, действующим до 1 июля 2015 года (разрешено для целей расчета Н1 активы считать по курсу на 1.10.2014 - 39,89 руб./долл.; ценные бумаги можно перенести в инвестиционный портфель и не отражать убытка и т.п.), достаточность капитала формально выросла, но в реальности все еще балансирует на грани дозволенного. Как результат, ряд банков может столкнуться с неплатежеспособностью.

Вторая угроза - снижение качества кредитного портфеля. Ускорился рост доли просроченных кредитов, он продолжится в течение всего 2015 года (помимо ситуации с российскими заемщиками, у крупных банков имеется значительный объем риска на Украине). Как и в кризис 2008-2009 годов, основной рост просроченной задолженности придется на второй год кризиса, когда возможности реструктуризаций будут исчерпаны. Для многих банков необходимость создавать резервы может стать серьезным фактором убыточности в 2015 году. В данной связи также отметим, что по опыту кризиса 2009 года потери банков-кредиторов увеличились из-за многочисленных злоупотреблений в ходе исполнительного производства.

Третья угроза - снижение доходности операций. Ввиду роста стоимости пассивов из-за увеличения ключевой ставки ЦБ соответствующим образом увеличилась и стоимость привлеченных средств (как непосредственно кредитов ЦБ - а они составляют до 10% пассивов, так и привлекаемых депозитов юридических и физических лиц). При этом по большей части ранее выданных кредитов ставки фиксированные, что является для банков главным источником процентного риска. А рост ставок кредитования по вновь выдаваемым кредитам снижает спрос на финансирование по стороны клиентов.

Недавние потрясения, которые испытала банковская система в связи с турбулентностью на финансовых рынках, а также с частыми отзывами лицензий у коммерческих банков, безусловно снизили степень доверия к банковской системе страны. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, связанное с тем, что в 2015 году в банках наметился приток клиентских средств, риск их оттока продолжает сохраняться. Несмотря на полное исполнение Агентством по страхованию вкладов своих обязательств, а также повышение суммы вклада, которая подлежит возмещению при отзыве лицензии, уровень доверия жителей страны к банковской системе значительно подорван. Юридические лица, в силу того, что у них отсутствует доверие к системе банковского страхования стараются переводить свои средства в банки с государственным участием.

Банковская система в декабре - феврале получила убыток в размере 230 млрд рублей, или 3% капитала, выйдя на прибыльность (и то с учетом послаблений ЦБ в части бухгалтерского учета) только в марте.

В силу вышеуказанных факторов банковская система сталкивается с существенными ограничениями для роста кредитования. Несмотря на то что поддерживающие меры государства держат в фокусе проблемы банковской системы - так, 85% антикризисного плана в денежном выражении направлено на поддержку банков и кредитования, - проблема доступности кредитных средств по-прежнему остается актуальной. Так, например, в январе текущего года ставки кредитования для среднего бизнеса превысили 22-25%. В целом спрос на кредиты упал в два-три раза как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения.

Кредитный портфель начал сокращаться с начала 2015 года, повторяя опыт 2009 года. Причем стоит отметить, что статистический рост кредитного портфеля в декабре 2014-го - феврале 2015-го во многом определялся переоценкой валютной части кредитного портфеля.

При этом рост процентной ставки является ведущим, но далеко не исчерпывающим фактором. Так, для населения весьма значимую роль играют опасения потери работы, объективно осознаваемое потенциальными заемщиками снижение возможности платить по кредитам под влиянием падения доходов и роста потребительских цен. Усугубляет ситуацию и ужесточение кредитных стандартов со стороны ЦБ под влиянием увеличения макроэкономических рисков. В корпоративном секторе наблюдается переоценка потребностей в банковском финансировании под влиянием снижения спроса на продукцию предприятий, сворачивания инвестиционных программ из-за неблагоприятной экономической ситуации.

В результате банки уже начинают снижать ставки и упрощать процедуры выдачи кредитов, но возросший уровень кредитных рисков заставляет более избирательно подходить к потенциальным заемщикам.

Наиболее уязвима группа средних банков, к которым можно отнести кредитные организации из Топ-200 помимо первой тридцатки. Несмотря на то что крупнейшие банки получают большую часть капитала - на них приходится 85% прибыли системы в 2014 году (они и в 2015 году имеют все шансы получить прибыль, а не убыток), а также 81% совокупного кредитного портфеля, средние банки играют свою роль в экономике. Сейчас у них объективно хуже качество активов, ниже рентабельность, высока зависимость от подорожавших источников пассивов. Оценочный финансовый результат по итогам 2015 года для группы средних банков - убыток в размере 120 млрд рублей, или 8,6% капитала. При этом средние банки могут не рассчитывать на увеличение капитала за счет ОФЗ и ФНБ.

Анализ и оценка финансовых показателей и прогнозируемых результатов крупных, средних и мелких российских банков.

На протяжении 2014 года около 90 кредитных организаций лишились лицензий. При этом на спасение 12 зашатавшихся банков государство потратило больше, чем на выплаты вкладчикам банков, лишенных лицензий. Так, в 2014 году ЦБ РФ выделил Агентству по страхованию вкладов 262,2 млрд рублей на санацию 12 банков (не считая 127 млрд рублей, решение о выделении которых на санацию банка «Траст» было принято в самом конце 2014 года), в то время как на возмещение пострадавшим вкладчикам АСВ потратило в 2014 году порядка 164,3 млрд рублей. В ноябре 2014 года глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о завершении значительной части работы по очистке российского банковского сектора от недобросовестных участников.

Однако анализ, проведенный Михаилом Матовниковым, показывает, что основная причина банкротства значительной части банков отнюдь не реализация экономических рисков, а банальное разворовывание банка. Результаты обследования банков, в которые назначена временная администрация, в 2014 году показывают, что в 28 банках, анализ состояния которых завершен временной администрацией, наблюдались следующие злоупотребления. Стоимость активов в среднем составила всего 37% обязательств. В 100% случаев наблюдался вывод активов, а в 25% были зафиксированы факты сокрытия или пропажи документов. В двух случаях банки не показывали на балансе реально привлеченные вклады, также в двух случаях превращали обязательства перед юрлицами в требования физлиц, а еще в трех случаях наблюдалось приоритетное гашение обязательств.

Так или иначе отзывы лицензий и банкротства банков негативно влияют на доверие к банковской системе, от чего страдают даже добросовестные игроки.

По мнению Михаила Матовникова, банковская система является главной жертвой кризиса, поскольку в целом последствия для банков по всем фронтам негативные. В то время как последствия кризиса для экономики, помимо негативного, имеют и выраженный положительный эффект (в частности, рост конкурентоспособности отечественной продукции ввиду санкций). Александр Ивантер отмечает, что в более широком смысле «кредитором последней инстанции в данном кризисе» в итоге все равно станет население страны - именно оно «оплатит» кризис снижением жизненного уровня. Сокращение реальных доходов и потребительских расходов может достичь 20-25%, и на конец первого квартала пройдена только половина пути.

Стоит отметить, что если в 2009 году Россия ощутила на себе «прелести» мирового финансового кризиса, который поразил цивилизованный мир, то кризис 2014-2015 годов - чисто российское явление. А потому и выход из него - комплексная задача как для властей страны, так и для всего банковского сообщества России.

Вывод:

В заключение данной главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

То текущее состояние, в котором оказалась банковская система Российской Федерации, соответствует тому состоянию, в котором на данный момент находится экономика и финансовая сфера. Банковскую систему России можно охарактеризовать как слабо защищенную от многочисленных системных и прочих рисков. Данный факт является причиной низкого функционального потенциала.

Национальная банковская система страны проходит стадию глобализации в своем развитии, ориентация которого направлена на международные стандарты. Банк России разрабатывает значительное количество документов, которые регламентируют и способствуют развитию банковской системы. Несмотря на все, остаются значительные препятствия для развития. Их необходимо минимизировать или устранять.

Недавние потрясения, которые испытала банковская система в связи с турбулентностью на финансовых рынках, а также с частыми отзывами лицензий у коммерческих банков, безусловно снизили степень доверия к банковской системе страны. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, связанное с тем, что в 2015 году в банках наметился приток клиентских средств, риск их оттока продолжает сохраняться. Несмотря на полное исполнение Агентством по страхованию вкладов своих обязательств, а также повышение суммы вклада, которая подлежит возмещению при отзыве лицензии, уровень доверия жителей страны к банковской системе значительно подорван. Юридические лица, в силу того, что у них отсутствует доверие к системе банковского страхования стараются переводить свои средства в банки с государственным участием.

3. Тенденции развития банковской системы

В наступившем 2015 г. в российском банковском регулировании основные изменения будут связаны как с планомерной реализацией международных соглашений, в том числе рекомендаций и стандартов Базельского комитета по банковскому надзору, так и с мерами Банка России, направленными на поддержку отечественного банковского сектора в связи со снижением доступности зарубежных финансовых рынков и переходом к плавающему курсу рубля. В статье рассмотрены наиболее значимые нововведения, вступающие в силу и планируемые к реализации в текущем году, связанные, в том числе, с расчетом капитала, пруденциальных нормативов и резервов на возможные потери по ссудам, а также с требованиями к системам воз- награждений и внутренним процедурам оценки достаточности капитала в кредитных организациях.

Произошедшие в ноябре - декабре 2014 г. негативные изменения в финансовом состоянии российских банков были вызваны реализацией системного риска, обусловленного следующими основными факторами:

падение курса национальной валюты по отношению к резервным валютам, вызвавшее снижение уровня достаточности капитала у банков, имеющих существенные активы в инвалюте при сбалансированной открытой валютой позиции;

падение цен на российском фондовом рынке, приведшее к убыткам банков вследствие отрицательной пере- оценки портфелей ценных бумаг;

отток вкладов населения в рублях и инвалюте;

ухудшение кредитного качества заемщиков и рост резервов на возможные потери по ссудам.

В целях компенсации влияния указанных факторов и стабилизации финансового положения банковского сектора Банк России предпринял ряд мер, в том числе регулятивных. Так, в части расчета обязательных нормативов Письмом Банка России от 18.12.2014 № 211-Т кредитным организациям предоставлено право использовать до 1 июля 2015 г. при расчете пруденциальных нормативов по операциям в иностранной валюте официальный курс рубля, установленный Банком России на 1 октября 2014 года. В случае, если банк воспользуется данным ему правом, пересчету подлежат все показатели, включаемые в знаменатель формулы расчета нормативов достаточности капитала, при этом не пересчитываются показатели капитала кредитной организации и финансового результата, резервы на возможные потери и лимиты открытой валютной позиции. В случае, если величина резерва на возможные потери, определяемая по текущему курсу, превысит величину актива по курсу на 01.10.2014, в расчет норматива такой актив не включается.

Следует отметить, что выдача нового транша в рамках договора кредитной линии, оформленного в 2014 г., будет рассматриваться как сделка, заключенная в 2015 г., и, следовательно, кредитная организация не вправе по данному траншу воспользоваться правом, предоставленным Письмом № 211-Т. Пролонгированные ссуды после 1 января 2015 г. также будут рассматриваться как сделки, заключенные в 2015 году. В случае завершения сделок, заключенных в иностранной валюте, либо если по иным обстоятельствам у кредит- ной организации отсутствует необходимость в расчете обязательных нормативов по фиксированному курсу, кредитная организация вправе прекратить применение письма № 211-Т. Одновременно Указанием Банка России от 18.12.2014 № 3498-У введен временный мораторий на срок до 1 июля 2015 г. на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных и некредитных финансовых организаций для снижения чувствительности участников рынка к рыночному риску и ограничения влияния отрицательной переоценки на финансовый результат и капитал. Помимо этого, значительные льготы предоставлены кредитным организациям до 1 июля 2015 г. и в части формирования резервов по ссудам. В частности, Письмом Банка России от 18.12.2014 № 209-Т им предоставлена возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по ссудам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда (вне зависимости от изменения срока погашения основного долга и (или) процентов по ссуде, размера процентной ставки). В соответствии с Письмом Банка России от 18.12.2014 № 210-Т кредитные организации могут принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, если изменения финансового положения обусловлены действием введенных зарубежными государствами ограничительных экономических и (или) политических мер.

С принятием Указания Банка России от 18.12.2014 № 3496-У увеличен с 1 года до 2 лет срок, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам заемщикам, финансовое положение, и (или) качество обслуживания долга, и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации. Аналогичным образом увеличен срок, в течение которого кредитная организация вправе не формировать резерв на возможные потери по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в случае отсутствия платежей по инвестиционным кредитам либо незначительных размеров таких платежей. В соответствии с объявленными еще в 2013 г. планами Банка России по внедрению международного соглашения Базель III c 1 января 2015 г. повышается норматив достаточности основного капитала (норматив Н 1.2) для российских банков с 5,5 до 6%. Новое значение будет находиться на одном уровне с установленным в Базеле III требованием к достаточности капитала первого уровня. В самом порядке расчета регулятивного капитала так- же произойдут определенные изменения. Так, с 1 января 2015 г. утрачивает силу Положение № 215-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций», а вместе с ним и все нормативные акты, которыми вносились изменения в это Положение. В Положении Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III») предусмотрены показатели, принимаемые в уменьшение суммы источников капитала, расчет которых начинает осуществляться с 1 января 2015 г., а именно в состав базового, добавочного и дополнительного капитала не включаются средства, поступившие в оплату акций кредитной организации, в случае, если основное или дочернее общество кредитной организации или любое дочернее общество основного общества кредитной организации предоставило владельцу акций обязательство, связанное с владением акциями кредитной организации.

В новом году российские банки смогут в еще большей степени дифференцировать ипотечное кредитование по уровню риска при расчете обязательных нормативов путем выделения наиболее и наименее рискованных частей своих портфелей ипотечных жилищных ссуд. Так, в дополнение к уже действующим коэффициентам 70% для ипотечных ссуд с пониженным уровнем риска и 100% для прочих ипотечных кредитов вводятся два новых коэффициента взвешивания по риску: 50% - для ипотеки с низким уровнем риска, при ко- торой величина основного долга не превышает 50 млн руб., соотношение величины основного долга по ссуде и текущей справедливой стоимости предмета залога на дату выдачи ссуды (показатель LTV) составляет не более 50%; соотношение совокупного годового дохода заемщика и совокупной годовой суммы платежей по основному долгу и процентам на дату выдачи ссуды не превышает 2,5; 150% для ипотеки с повышенным уровнем риска, характеризующейся значением показателя LTV, превышающим 90%.

Введение повышенного коэффициента взвешивания направлено на снижение риска образования «пузыря» на рынке жилой недвижимости. Одновременно к ипотечным ссудам первоклассным заемщикам, характеризующимся высокой степенью кредитоспособности, будет применяться вдвое меньший коэффициент риска, чем стандартный, что будет способствовать снижению процентных ставок по таким кредитам.

С 1 декабря 2015 г. вступает в силу пониженный коэффициент взвешивания по риску 50% для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России), что должно способствовать развитию кредитования экспортно ориентированных проектов. С 1 января 2015 г. изменения коснутся и методик расчета нормативов ликвидности. Так, в отношении нормативов мгновенной (Н2), текущей (Н3) и долгосрочной ликвидности банка (Н4) при расчете минимального устойчивого остатка денежных средств клиентов банка, исключаемого из состава обязательств банка до востребования и соответствующей срочности, предусмотрены следующие корректировки:

исключается понижающий коэффициент 0,5, с которым устойчивый остаток включается в расчет нормативов ликвидности;

сокращается с 18 до 12 месяцев используемый в методике расчетный период;

увеличивается с 0,1 до 1% от средней величины совокупных остатков средств клиентов за расчетный период включаемая в расчет устойчивого остатка величина остатка на счете клиента;

включаются в расчет устойчивого остатка остатки средств на корреспондентских счетах банков.

Указанием Банка России от 18.12.2014 № 3497-У были внесены поправки в порядок расчета норматива Н3, пред- усматривающие возможность временного (сроком на один год до 1 января 2016 г.) включения в состав ликвидных активов вложений в не обремененные обязательствами облигации, входящие в Ломбардный список Банка России и относящиеся к категории «удерживаемые до погашения», независимо от срока, оставшегося до их погашения.

В 2015 г. вступает в силу регулирование систем вознаграждения в кредитных организациях, применяемое в отношении работников, принимающих риски. Оценка систем вознаграждения будет осуществляться в соответствии с Инструкцией Банка России от 17.06.2014 № 154-И «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении на- рушения в ее системе оплаты труда» ежегодно, начиная с октября 2015 г. С принятием данной Инструкции в системе банковского регулирования и надзора завершена реализация Принципов и Стандартов СФС в области выплаты вознаграждений, являющихся с 2009 г. неотъемлемой частью второго компонента Базеля II. Для повышения заинтересованности работников, принимающих риски, обеспечивать стабильную деятельность кредитных организаций в долгосрочной перспективе пред усмотрено, что значительная часть вознаграждений, выплачиваемых этим работникам, должна осуществляться в нефиксированной форме.

Следует отметить, что эта часть выплат должна корректироваться с учетом результатов деятельности и рисков, принимаемых кредитной организацией в результате решений данных работников, в том числе посредством отсрочки не менее 40% нефиксированной части оплаты труда с возможностью снижения или полной отмены выплат отсроченной части.

Инструкция № 154-И дает Банку России возможность требовать от кредитных организаций устранения недостатков в их системах оплаты труда в случае выявления их несоответствия принимаемым рискам, а также характеру и масштабам деятельности кредитной организации.

Первая оценка будет проводиться Банком России по состоянию на 1 октября 2015 года. В связи с началом оценки систем оплаты труда в кредитных организациях предполагается также внести соответствующие изменения в порядок расчета показателя риска материального стимулирования (ПУ7) и включения его в расчет показателя качества управления банка в рамках Указания Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков».

Ограничения значений полной стоимости потребительских кредитов (займов) на основе рассчитанных Банком России среднерыночных значений.

В 2014 г. Банк России получил право ежеквартально рассчитывать и опубликовывать данную информацию на сайте не позднее чем за 45 календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) подлежит применению при заключении договора. Впервые опубликованные 14 ноября 2014 г. в специально созданном разделе сайта Банка России в сети Интернет среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов), выданных кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, а также кредитными, в том числе сельскохозяйственными, кооперативами и ломбардами в сентябре 2014 г. На основе этих данных Банком России с учетом установленного федеральным законом ограничения (среднерыночная полная стоимость потребительского кредита плюс одна треть) были рассчитаны предельные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов), которые предполагались к применению с 1 января по 31 марта 2015 г. Однако в связи с повышением Банком России с 16 декабря 2014 г. ключевой ставки до 17% годовых было принято решение о временном неприменении указанного ограничения на период с 1 января по 30 июня 2015 года. Изменения в требованиях к формированию кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Начиная с 1 января 2015 г. вступают в силу в полном объеме изменения в Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», касающиеся резервов по ссудам заемщикам, не осуществляющих реальной деятельности, по ссудам с отсутствующими или незначительными по величине платежами, а также по ссудам, выданным не на рыночных условиях. Так, вводится требование о классификации ссуд, предоставленных юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), не выше чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50%.

В отношении ссуд, фактические платежи по которым в течение предшествующего года отсутствуют или не превосходят минимально установленный Положением № 254-П размер, резерв, формируемый после уменьшения на величину обеспечения, будет возрастать в зависимости от длительности отсутствия платежей: по истечении 2 лет - не менее 10% задолженности; по истечении 3 лет - не менее 25% задолженности; по истечении 4 лет - не менее 50% задолженности; по истечении 5 лет - не менее 75% задолженности.

В соответствии с Положением № 254-П ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам (за исключением кредитных организаций), превышающие 0,1% от величины капитала кредитной организации, выданные не на рыночных условиях (т. е. не учитывающие порядок определения среднего уровня про- центов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса РФ), а также ссуды, предоставленные на условиях, отличных от каких-либо иных условий кредитования, определенных внутренними документами кредитной организации, классифицируются не выше чем во II категорию качества с размером расчетного резерва не менее 10%.

В дополнение к действующим требованиям с 1 апреля 2015 г. кредитным организациям предстоит ежеквартально раскрывать следующие сведения:

информацию о показателе финансового рычага в соответствии с Базелем III, при этом требования о раскрытии информации вводятся с отчетности за I квартал 2015 г. В связи с этим уместно напомнить, что Базельский комитет планирует установить минимальное значение данного показателя в 2017 г. и ввести его в качестве еще одного требования к достаточности капитала с 2018 года;

информацию о сделках по уступке ипотечным агентам или специализированным обществам денежных требований, в том числе удостоверенных закладными в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» с 1 июля 2015 года.

Норматив краткосрочной ликвидности Банк России принял решение о переносе предварительно на 1 июля 2015 г. внедрения в качестве норматива показателя краткосрочной ликвидности, который в настоящее время рассчитывается в соответствии с Положением Банка России от 30.05.2014 № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности («Базель III»)».

Предполагается, что на первом этапе новым требованиям должны будут соответствовать крупнейшие российские банки, устойчивость которых имеет системное значение. В настоящее время проводится мониторинг расчета данного показателя банками с размером активов не менее 50 млрд руб. и (или) размером средств, привлеченных от физических лиц не менее 10 млрд руб., по результатам которого будут приняты последующие решения относительно срока внедрения и круга банков. Одновременно будут внесены изменения в требования по раскрытию кредитными организациями информации и разработаны новые разделы публикуемых форм отчетности в части раскрытия среднего значения показателя краткосрочной ликвидности и основных компонентов его расчета, а также в части раскрытия качественной информации об уровне риска ликвидности и об управлении кредитными организациями этим риском.

Банк России планирует ввести требования к системам управления рисками и капиталом в кредитных организациях, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках второго компонента «Надзорный процесс» Базеля II. Новые требования являются развитием уже имеющихся рекомендаций Банка России, содержащихся в Письме от 29.06.2011 № 96-Т «О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала», и учитывают опыт их применения кредитными организациями. Согласно новым требованиям, кредитные организации и банковские группы должны будут управлять своими рисками и капиталом путем реализации внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК). ВПОДК направлены на всестороннюю оценку значимых и потенциальных рисков и обеспечение достаточности капитала для их покрытия на постоянной основе. Вводимые требования охватывают организацию оценки достаточности капитала и управления отдельными видами рисков, принимаемых кредитной организацией, в том числе на консолидированной основе, а также внутренние документы кредитной организации, разрабатываемые в рамках ВПОДК.

В связи с произошедшим в 2014 г. изменением международной обстановки и ограничением доступа российских компаний и банков к заимствованиям на международных финансовых рынках перед крупными корпоративными заемщиками возникла проблема рефинансирования имеющейся задолженности преимущественно внутри страны. Это означает значительный рост спроса на кредитование, который такие заемщики стали предъявлять к российским банкам. В сложившихся условиях было принято законодательное решение о переносе на один год срока вступления в силу новой редакции статьи 64, а также статьи 641 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», которые устанавливали новые подходы к ограничению рисков концентрации кредитования связанных заемщиков и лиц, связанных с кредитной организацией.

В течение 2015 г. Банк России примет нормативные акты о признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией. Признаки возможной связанности будут использоваться Комитетом банковского надзора Банка России при вынесении мотивированного суждения о признании лица связанным с кредитной организацией или входящим в группу связанных с кредитной организацией лиц для целей расчета норматива Н25. При разработке этих нормативных актов будут учтены ключевые замечания и предложения банковского сообщества, поступившие в Банк России по результатам обсуждения проектов этих документов в 2014 году.

В течение 2015 г. Банк России планирует установить порядок раскрытия кредитными организациями, не входящими в банковскую группу, финансовой отчетности по МСФО перед широким кругом пользователей, а также порядок ее представления в Банк России, в том числе в электронном виде. Устанавливаемый порядок аналогичен порядку раскрытия годовой (промежуточной) консолидированной финансовой отчетности банковскими группами. В части дальнейшего развития регулирования банковских холдингов будет уточнен порядок направления в Банк России головными организациями банковских холдингов уведомления об образовании банковского холдинга.

Кроме того, будет установлен порядок уведомления Банка России о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ей полномочиях, а также порядок представления в Банк России отчетности банковских холдингов в виде электронных сообщений.

Вывод.

В заключение данной главы курсовой работы можно сказать следующее.

Тенденции развития банковской системы России продолжают основываться на принципе приведения банковской отчетности и общей системы работы банковских и прочих кредитно-финансовых учреждений в соответствие с международными стандартами.

Тем не менее, события последнего времени, связанные с волатильностью курса национальной валюты, а также с отсутствием возможности отечественных банков получать финансирование за рубежом, оказывают значительное влияние на политику регулятора в отношении развития банковской системы страны.

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Банковскую систему можно рассматривать в качестве совокупности тез или иных разновидностей национальных банков и кредитных учреждений, которые действуют в соответствии с рамками и условиями общего кредитно-денежного механизма. В банковскую систему принято включать центральный банк, а также сеть коммерческих банков и кредитно-расчетных центров. Центральным банком осуществляется государственная эмиссия и валютная политика, также ЦБ представляет собой ядро резервной систем. Коммерческими банками осуществляются все виды банковских операций.

Как правило, в странах, придерживающихся курса на рыночную систему хозяйствования, в том числе и в Российской Федерации, структура банковской системы сложилась следующая:

Центральный банк (ЦБ), который также представляет собой эмиссионный банк;

Коммерческие банки (КБ). Коммерческие банки могут быть универсальными банками, инвестиционными банками, сберегательными банками, инновационными банками, ипотечными банками, банками потребительского кредита, отраслевыми банками, внутрипроизводственными банками.

Небанковские кредитно-финансовые институты. Данная категорию представлена инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, пенсионными фондами, трастовыми компаниями и др.

Данная структура считается двухуровневой. К основным уровням в ней можно отнести Центральный банк и коммерческие банки.

Основное звено банковской системы представлено центральным банком. Банк России является главным звеном банковской системы, которым обеспечивает равновесие денежного рынка. Также Банк России играет роль посредника правительстве при осуществлении заемных и кредитных операций. ЦБ принадлежит ключевая роль при управлении денежной массой, валютным курсом. Так ЦБ отвечает за хранение золотовалютных резервов государства. Центральный банк также наделен исключительным правом на проведение денежной эмиссии.

Центральным Банком осуществляется руководство денежно-кредитной системой государства, им регулируется кредит и денежное обращение, контролируется и стабилизируется движения курсов национальной валюты, осуществляется сглаживанием перепадов уровня деловой активности, занятости и цен, стимулированием национального экономического роста на здоровой финансовой основе.

То текущее состояние, в котором оказалась банковская система Российской Федерации, соответствует тому состоянию, в котором на данный момент находится экономика и финансовая сфера. Банковскую систему России можно охарактеризовать как слабо защищенную от многочисленных системных и прочих рисков. Данный факт является причиной низкого функционального потенциала.

Национальная банковская система страны проходит стадию глобализации в своем развитии, ориентация которого направлена на международные стандарты. Банк России разрабатывает значительное количество документов, которые регламентируют и способствуют развитию банковской системы. Несмотря на все, остаются значительные препятствия для развития. Их необходимо минимизировать или устранять.

Недавние потрясения, которые испытала банковская система в связи с турбулентностью на финансовых рынках, а также с частыми отзывами лицензий у коммерческих банков, безусловно снизили степень доверия к банковской системе страны. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, связанное с тем, что в 2015 году в банках наметился приток клиентских средств, риск их оттока продолжает сохраняться. Несмотря на полное исполнение Агентством по страхованию вкладов своих обязательств, а также повышение суммы вклада, которая подлежит возмещению при отзыве лицензии, уровень доверия жителей страны к банковской системе значительно подорван. Юридические лица, в силу того, что у них отсутствует доверие к системе банковского страхования стараются переводить свои средства в банки с государственным участием.

Тенденции развития банковской системы России продолжают основываться на принципе приведения банковской отчетности и общей системы работы банковских и прочих кредитно-финансовых учреждений в соответствие с международными стандартами.

Тем не менее, события последнего времени, связанные с волатильностью курса национальной валюты, а также с отсутствием возможности отечественных банков получать финансирование за рубежом, оказывают значительное влияние на политику регулятора в отношении развития банковской системы страны.

Список использованной литературы

1.Александр Шеметев. Самоучитель по комплексному финансовому анализу и прогнозированию банкротства; а также по Финансовому менеджменту-маркетингу. - Екатеринбург. 2010. - 841с. С.626-627

.Алексеев В.Б. Финансовое право Российской Федерации: учебное пособие/[В.Б. Алексеев и др.]; под ред. В.Б. Алексеева. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 304 с.

.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития Деньги и кредит. - 2009. - №3, С.3

.Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер. 2011. - 448 с, С.250

5.Городов О. А. О понятии банковской системы России и ее компонентах / О. А. Городов // Юрист. - 2014. - № 12. - С. 24-28.

6.Зике, Р. В. Основные факторы развития российской банковской системы / Р. В. Зике, В. Б. Главацкий // Российское предпринимательство. - 2014. - № 1. - С. 64-69.

.Красногор, В. Б. Проблемы и перспективы банковского регулирования в Российской Федерации / В. Б. Красногор // Финансы и кредит. - 2013. - № 21. - С. 36-39.

.Москвин В.А., Банки и экономика - момент истины//Деньги и кредиты. 2013. - № 3, С.17

9.Николаева, Ю. Роль Банка России в развитии национальной банковской системы / Ю. Николаева // Риск: риск, ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 297-300.

10.Пространственная экономика. Научный журнал/ Гл.ред. П.А. Минакир №4(20) 2009. - 17с.

.Тютюнник А.В., Причины кризиса и сценарии выхода из него//Деньги и кредиты. - 2009. - №10, С.31

.Шеметев Александр. Самоучитель по комплексному финансовому анализу и прогнозированию банкротства; а также по Финансовому менеджменту-маркетингу. - Екатеринбург. 2010. - 841с. С.626-627

.Шестаков А.В. Банковская система РФ: Учебное пособие, 3-е изд., М.: МГИУ, 2011. - 240 с.

Похожие работы на - Современная банковская система России, ее основные звенья, тенденции развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!