Интеграция уроков технологии с другими предметами в начальной школе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,81 Мб
  • Опубликовано:
    2017-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Интеграция уроков технологии с другими предметами в начальной школе

Интеграция уроков технологии с другими предметами в начальной школе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

.1 Интегрированные уроки в современной начальной школе

.2 Особенности интеграции уроков технологии с другими предметами

.3 Опыт интеграции уроков технологии с другими предметами (анализ программ, учебной и методической литературы)

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

.1 Констатирующее исследование роли интегрированных уроков в начальной школе

.2 Проведение интегрированных занятий на уроках технологии в начальной школе (формирующий эксперимент)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа ищет все новые пути, чтобы вовлечь ребенка в учебный процесс, мотивировать его, сформировать умение учиться. Благодаря этому создаются новые формы ведения занятий, работы детей на уроках, иначе говоря, проводится модернизация образовательного процесса, направленная на всестороннее развитие личности ребенка.

Начальная школа играет важную роль в системе образования. Именно в ней формируются базовые знания, умения и навыки, которые станут основой для дальнейшего обучения каждого ученика. Современная же начальная школа должна быть ориентирована на развитие личности ребенка, умеющей подстраиваться под многочисленные изменения, продиктованные темпом жизни, все возрастающим объемом информации, постоянно обновляемыми знаниями.

Системе образования были необходимы изменения, что привело к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, благодаря которому произошла кардинальная перестройка образовательного процесса.

Одним из средств, призванных сделать учебный процесс многофункциональным и интересным, личностно-ориентированным, стала интеграция. В образовательном стандарте нового поколения прописана необходимость использовать элементы интеграции в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Почему?

Отдельные предметы рассматривают только некоторые стороны действительности и дают частные знания в той или иной области, которые слабо связаны между собой. Интеграция уроков в начальной школе позволяет перейти от изоляции различных явлений к установлению связи между ними, комплексному изучению окружающего мира и рассмотрению его разнообразия. Это способствует творческому и эмоциональному развитию ребенка, приобретению умения систематизировать и анализировать, расширяет кругозор. Умения детей становятся комплексными и обобщенными, усиливается познавательный интерес.

Уроки технологии в начальной школе позволяют развить многие навыки детей. Это и мелкая моторика, и умение трудиться, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, самодисциплина, работа с товарищами во время коллективной работы и т.д. Каковы возможности ее интеграции с другими предметами? Даст ли это еще большие результаты?

Проблемой интеграции занимались Л. Н. Бахарева, В. С. Безрукова, Н. И. Вьюнова, Г. И. Ибрагимов, И. Д.Зверев, Ю. С. Тюнников, В. Н. Максимова, Г. Ф. Федорц и др.

Интеграционным процессам в начальной школе посвящены исследования О. Л. Алексенко, Л. П. Барылкиной, С. И. Волкова, Л. М. Долгопаловой, В. И. Иванцова, А. И. Поповой, Е. Н. Потаповой, Е. Ю. Сухаревской, Л. И.Тикуновой, 3. П. Шабалиной и др. Ими были выявлены основы интеграции в начальной школе, определены способы и условия построения интегрированного содержания образования.

С какими сложностями может столкнуться учитель, планируя интегрированный урок? Какова роль интеграции на уроках в начальной школе? Поиск ответа на эти вопросы позволяет сформулировать проблему иссл едо вания:

какова роль интеграции на уроках технологии в начальной школе и какого результата можно достичь, интегрируя уроки технологии с другими предметами?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования являлась деятельность учащихся на уроках технологии, интегрированных с другими предметами.

Предмет исследования: процесс интеграции предметных областей в начальной школе.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие за дачи:

1.        Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую сущность интеграции и возможность ее проведения на уроках современной начальной школы;

2.       Раскрыть особенность интеграции уроков технологии с другими предметами;

3.       Проанализировать опыт интегрирования уроков технологии с другими предметами в начальной школе.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: интеграция технологии с другими предметами позволит качественно улучшить организацию процесса обучения предметной области

«Технология» и повысить уровень формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Для решения задач были использованы следующие методы:

·          теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

·        эмпирические (практические):

-  работа с учащимися (наблюдение, тестирование);

-        коллективная и индивидуальная работа учащихся;

          анализ результатов творческой работы учащихся.

Экспериментальной базой являлась МБОУ Наро-Фоминская сош № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.


 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1   Интегрированные уроки в современной начальной школе

Одним из новшеств современной методики являются интегрированные уроки. Данная технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы, смело вторгаясь в школьные программы, которые считаются непоколебимыми.

Интеграция - это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Процесс интеграции берет свое начало из классической педагогики и связан с идеей межпредметных связей. Данная идея родилась во время поиска путей отражения в учебном материале целостности природы. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи" [22; 287]. Позднее к идее межпредметной связи обращаются многие педагоги, давая ей развитие. Д. Локк утверждал, что один предмет должен быть наполнен элементами и фактами из другого предмета. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов, отмечая опасность отрыва одного предмета от другого. Наиболее полное обоснование межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь" [41;178]. Стоит отметить, что интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей, активизируя интерес учащихся к предмету. В настоящее время проблеме интеграции снова уделяется большое внимание в образовательном процессе.

В российском образовании используются следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:

·          интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);

·        генерализация содержания учебных предметов (концепция внутрипредметной интеграции - В.И. Загвязинский);

·        укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);

·        технологии интегрирования учебных предметов (физика с химией - А.И. Гуревич);

·        объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приёмов (концепция синтеза дидактических систем - Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);

·        соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и трудов усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества - В.В. Семёнов);

·        экологическое образование;

·        глобальное образование;

·        холистическое, целостное образование;

·        гражданское образование.

·        новые информационные (компьютерные технологии). [38; 274]

Интеграция содержания в обучении - процесс становления связи между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Е. Ю. Сухаревская рассматривает три вида интеграции в начальном образовании по содержанию учебного материала:

Внутрипредметная - это интеграция различных знаний внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная - это интеграция, основанная на синтезе понятий и фактов из двух и более различных дисциплин.

Транспредметная - интеграция содержания общего образования с содержанием дополнительного образования.

Внутрипредметная интеграция изменяет структуру содержания дисциплины из-за того, что имеет направленность на группирования материала в крупные блоки. Данное содержание становится более емким по количеству информации.

В начальной школе содержание может быть различным по структуре из-за особенности связи между знаниями или отдельными элементами.

Внутрипредметная интеграция имеет спиральную структуру, основанную на принципе концентричности. Процесс познания при этом имеет две разновидности: от общего к частному или от частного к общему. Содержание при этом постепенно обогащается новыми фактами, связями, зависимостями.

Межпредметная интеграция проявляется в том, что используются методы и законы одного учебного предмета для изучения другого, что позволяет сформировать целостную картину мира в сознании учеников.

Понятийные межпредметные связи позволяют сформулировать естественно-научные понятия. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках труда - в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.

Интегрированный урок отличается от традиционной формы обучения прежде всего использованием межпредметных связей.

В интегрированном уроке анализируется объект, информация о котором содержится в различных учебных дисциплинах. Механизмом интеграции в данном случае выступает образ, который создается средствами различных искусств или детьми в процессе их деятельности. В трудовом обучении данным образом является изделие ребенка в различных техниках (лепка, аппликация и т. д). При интеграции различных видов искусств, предметной деятельности, все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала из другого предмета предполагает его рассмотрение характерными дня него приемами из методики.

Интегрированный урок обладает широкими развивающими возможностями. Он позволяет реализовать принцип системности обучения, что является важнейшим принципом дидактики, а также создает наилучшие условия для развития мышления, гармонизации личности учащегося благодаря развитию мировоззрения.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

–  объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

–   в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

–  они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Конкретно для проведения интегрированных уроков в начальной школе Н.С. Сердюкова выдвигает следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов [39].

Ю.М. Колягин также отмечает, что «не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока» [21].

На уроке интеграция обладает следующими преимуществами:

1.  Окружающий детей мир познается ими в единстве и многообразии, а зачастую предметы школьного цикла, которые направлены на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представлений о целом явлении, разделяя его на отдельные единичные фрагменты.

2.    В большей степени, чем обычные, интегрированные уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, анализировать, систематизировать, делать выводы. Они побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления, коммуникативных навыков, к нахождению причинно- следственных связей, развивают потенциал учеников.

3.   Нестандартная, увлекательная форма проведения интегрированных уроков.

-   различные виды работы, используемые на таких уроках, позволяют поддерживать внимание учеников на высоком уровне, что говорит о эффективности интегрированных уроков для развития навыков учеников.

-   за счет постоянной смены видов деятельности и их разнообразия снимается перенапряжение и утомляемость учащихся, повышается познавательная активность, развивается воображение, внимание, мышление, речь и память школьников.

4.   Интеграция позволяет учителю проявить свое творчество, дает возможность для самовыражения, самореализации, раскрывает способности учеников.

Интеграция, являясь источником нахождения новых фактов, позволяет обобщить, подтвердить или углубить определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке делается на развитие образного мышления учащегося, а не на установление взаимосвязи некоторых явлений и/или предметов. Использование содержания всех учебных предметов, привлечение сведений из различных областей науки, искусства, культуры, обращение к событиям и явлениям окружающей жизни

–        все это позволяет развивать творческую активность учащихся.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

·          предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

·          логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

·          большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.   В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

2.    В содержании учебного материала устанавливается большое количество связей, части содержания структурируются.

3.     Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке, а также тщательный выбор методов и средств обучения.

4.   При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Бывает так, что учитель проводит не один интегрированный урок, а два и более, тогда можно говорить о новой форме учебного процесса, которая носит название интегрированный блок. Он может реализовываться на протяжении целого учебного дня.

Интеграция, как и всякое явление, обладает как положительными, так и отрицательными факторами. На их существование указывает профессор Ю.М. Колягин. Позитивными факторами он считает готовность учителя, ведущего различные предметы, к интеграции, а также наличие положительного опыта интеграции различных учебных предметов. К негативным факторам он относит трудность изложения интегрированных курсов, а также возможность нарушить формирование навыков чтения, письма и счета у детей.

 

1.2     Особенности интеграции уроков технологии с другими предметами

В данной главе будут рассмотрены несколько видов интеграции уроков технологии с другими предметами. Ключевым моментом этих уроков является создание на уроках технологии аппликации ребенком.

Одной из форм усвоения социального опыта ребенком младшего школьного возраста является изобразительная деятельность, в том числе и на уроках технологии. Огромное значение для гармонического развития учащихся имеют занятия аппликацией. Они пробуждают фантазию, развивают творчество, моторику, глазомер, цветоощущения, чувство формы, активизируют такие процессы, как внимание, наблюдательность, воображение, а также воспитывают волю и любовь к труду. Аппликация, как ничто иное, совершенствует психику ребенка, его эстетический вкус, органы чувств. Стоит отметить, что создание аппликации предполагает знания в той или иной области. Например, чтобы сделать на аппликации жирафа, необходимы знания предмета окружающий мир, где ребенок сможет узнать подробности его тела, местообитания и т.д. Метапредметная связь, которая так важно подчеркивается во ФГОС, делает занятия аппликацией практически бесценными.

Согласно Большой Российской энциклопедии, «аппликация» - (от лат. applicatio - прикладывание) способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность [6].

Аппликация - одно из самых увлекательных занятий для детей, основным назначением которого является отражение образной действительности.

Для того чтобы отразить действительность, ее необходимо познать. Сделать это можно при помощи наблюдения. Чтобы сделать аппликацию, ребенку необходимо подобрать детали, продумать их форму, размер, цвет, как они будут смотреться вместе.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение - все эти мыслительные операции формируются при обучении аппликации. Также, аппликация способствует развитию речи детей: название форм, цветов, их оттенков способствует расширению словарного запаса младшего школьника, что положительно сказывается и на формировании связной речи.

Изобразительная деятельность используется для воспитания у детей доброты, справедливости, способности помогать людям и углубления различных благородных чувств. Для создания аппликации ребенку необходимо осуществить трудовую деятельность, приложить соответствующие усилия, овладеть определенными умениями. Освоение трудовых навыков и умений развивают следующие качества: внимание, упорство, выдержку, умение трудиться, добиваться желаемого результата.

Одним из видов аппликации является геометрическая аппликация. Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это упражнение является эффективным для развития логического мышления, воображения, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.

Аппликация из геометрических фигур хороша тем, что она позволяет закрепить знания, полученные на уроках математики. Круги для аппликации лучше чертить по трафарету. Разрезание круга на сегменты и сектора дают возможности для большего полета фантазии. Кроме того, геометрическая аппликация позволяет применять и запоминать математические термины, получать сложные геометрические фигуры из более простых. Оптимальный размер фигур, используемых в композиции на листе А4, составляет от 10 до 40 мм.

Композиции можно выполнять, используя только одну геометрическую фигуру, но, составленная из разных видов фигур, аппликация будет смотреться интереснее, а процесс ее создания - сложнее.

При создании аппликации, такие вещи, как времена суток, погода, количество света и т.д. не конкретизируются. Главное в ней - чтобы изображение было выполнено только геометрическими фигурами, что является основной особенностью геометрической аппликации.

Чтобы определить оптимальное сочетание вырезанных деталей, перед наклеиванием их на основу учитель может предложить детям предварительно расположить детали на основе, не наклеивая. Это убережет ребят от разочарования своей работой, позволит предотвратить многие ошибки.

Геометрическая аппликация учит детей таким понятиям, как форма, размер, развивает ассоциативное мышление и фантазию, вырабатывает навыки труда, учит совмещать цвета и позволяет ребенку увидеть геометрические простые формы в сложных вещах. Это помогает интегрировать уроки технологии и изобразительного искусства.

Помимо изобразительного искусства геометрическая аппликация позволяет интегрировать уроки технологии с изучением компьютерной грамотности, в том числе освоение программ компании Microsoft.

Microsoft Word - программа, созданная компанией Microsoft, выпускаемая корпорацией в составе пакета Microsoft Office. Первая версия программы был создана в 1983 году Ричардом Броди. Последняя версия программы датируется 2016 годом.

Сама программа была создана, как текстовый редактор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов. При этом, она имеет гораздо больше возможностей, чем кажется на первый взгляд.

Во вкладке «Вставка» в программе есть набор фигур, позволяющий создавать геометрические аппликации в электронном виде (рис. 1).

Рис.1. Набор фигур, предоставляемый Microsoft Word

Более того, данный набор фигур предоставляет пользователю широкие возможности, в том числе: изменение стиля фигуры, цвета ее заливки, цвета контура; а также позволяет применить к ней особые эффекты, встроенные в программу.

Благодаря изучению данной вкладки, широкому набору инструментов и возможностей, предоставляемых программой, получилась геометрическая аппликация, на основе которой был создан мультфильм (рис. 2).

Рис.2. Геометрическая аппликация, созданная в программе Microsoft Word

Как можно увидеть, данная геометрическая аппликация состоит из множества разнообразных геометрических фигур, а именно: 1 месяца, 18 прямоугольников, 17 овалов, 50 треугольников, 10 кругов. В общей сложности это составило 96 фигур. Приложение 1. Как собирается аппликация, показано в приложениях 1, 2.

Для того чтобы создать мультфильм, было создано 96 различных изображений геометрических аппликаций. Каждый файл, сохраненный в формате .doc, при помощи клавиши PrintScreen был вставлен в графический редактор Paint, что позволяло сохранить его в формате Jpeg, то есть в виде картинки.

Для создания мультфильма использовалась программа, позволяющая сделать видеофильм из изображений, которая называется Windows Movie Maker. В операционной системе Windows 7 и 8 ее заменила программа, именуемая «Киностудия», которая позволяет, выбрав необходимые изображения, наложить их на линейку времени, получив, таким образом, видеоряд. Таким образом, загрузив изображения 96 аппликаций, был получен мультфильм о лягушке-путешественнице.

На уроках технологии по теме аппликации, детям можно показать этот мультфильм, чтобы они могли сделать в качестве своей аппликации понравившийся кадр. Это очень удобно, потому что позволяет развить творческую фантазию. Естественно, нельзя требовать от ребенка полностью скопированный образец, нужно использовать данный мультфильм только в качестве подачи идеи, совершенно не противясь, если ребенок пожелает что- то изменить или дополнить, а также убрать некоторые детали. Более того, ребятам можно предложить, чтобы они все вместе решили, какую сказку можно выполнить в качестве аппликаций, что дети с удовольствием сделают, разбившись на группы. Например, можно сделать мультфильм по сказке «Колобок». Видя, как их аппликации оживают на экране, дети сплотят свой коллектив, посмотрят на компьютерные технологии и их возможности гораздо шире, чем они привыкли. Проект такого рода позволит учителю осуществлять межпредметные связи между уроками технологии и информатики и формировать регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД, а именно:

–  поможет освоить ребенку способы решения проблемы творческого характера;

–        разовьет умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

–        научит активно использовать средства информационных и компьютерных технологий для решения познавательных задач;

–        научит конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

На уроках информатики можно предложить ребятам сделать геометрическую аппликацию в программе Microsoft Word. Не нужно просить их, чтобы она была нагружена деталями. Следует помнить, что ребенку нельзя работать за компьютером в классе больше 10 минут в течение одного урока. В данном случае необязательно, чтобы дети делали аппликации по одной сказке в целях создания потом из их работ мультфильма.

Учитель может провести несколько интегрированных уроков, если все же решит реализовать проект по созданию из некоторого количества геометрических аппликаций, выполненных в программе Microsoft Word детьми, мультфильма. Конечно, это потребует от учителя большой подготовки, планирования действий, но результат того стоит.

Провести интеграцию технологии и информатики, можно, используя специальное программное обеспечение.

С развитием информационных технологий и введением в начальные классы предмета информатика стали разрабатываться специальные программы, адаптированные под возраст учащегося начальной школы. Одной из таких программ является ПервоЛого.

ПервоЛого - это интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. Минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управлении мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса программы способствуют быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером. В ПервоЛого максимально упрощён процесс программирования, но возможностей довольно много.

Действительно, данная программа обладает широкими возможностями. На основе загруженного изображения ребенок может создать открытку, добавив элементы анимации, подрисовав недостающие детали; разрезать изображение на фрагменты и создать мозаику, чтобы отправить её другу для составления изображения обратно. Это позволит осуществить учителю межпредметную интеграцию, повысить интерес ученика к компьютерным технологиям с точки зрения разностороннего применения их на практике.

Процесс создания мозаики из изображения в программе ПервоЛого выглядит следующим образом:

·        необходимо выбрать изображение, из которого будет создаваться мозаика;

·        открыть программу ПервоЛого и преобразовать размер листа в подходящий, потянув его за правый нижний угол;

·        перетаскиваем картинку в пустое место на вкладке «Формы»;

·        создать черепашку, нажав на кнопку «Новая черепашка»;

·          надеть на черепашку костюм (изображение, которое добавили в «Формы»);

·        размещаем картинку на понравившемся месте листа, выбираем вкладку «Команды», нажимаем «Штамп», сдвигаем верхний слой. Выбрав кнопку «Ножницы», удаляем сдвинутую картинку. Сделать это необходимо для того чтобы картинка не перемещалась по листу.

·        Выбираем инструмент «Рисовалка», инструмент «Прямая линия», устанавливаем понравившийся цвет и рисуем несколько линий, чтобы разделить ими изображение на необходимое Вам количество частей.

·        Выбрав инструмент «Выделение» в «Рисовалке» необходимо копировать каждый из сегментов будущей мозаики. Для каждого сегмента необходимо произвести выделение, растянув прямоугольник по размеру сегмента, нажать вкладку «Редактор-копировать», выбрать в вкладке «Формы» место, куда будет помещен кусочек изображения, нажать вкладку «Редактор-вставить». Таким образом в «Формах» должно появиться несколько новых форм, представляющих собой кусочки когда- то целого изображения.

·        Необходимо избавиться от изображения, приштампованного к листу. Для этого в «Рисовалке» следует нажать клавишу с изображением белого листа.

·        После этого мы создаем черепашек, число которых равно количеству сегментов. На каждую черепашку одеваются созданные формы. Таким образом мы получим несколько фрагментов изображения, которые можно перемешать, сохранить как файл программы ПервоЛого и отправить другу для последующей сборки изображения (рис. 3).

Рис.3. Мозаика, созданная в ПервоЛого.

Есть еще способ, позволяющий создать из изображения мозаику. Существует специально разработанный сайт jigsawplanet.com. При этом он довольно прост в использовании. Необходимо зайти на данный сайт и зарегистрироваться, нажав кнопку «Регистрация», где, заполнив необходимые поля и получив письмо подтверждения на указанный e-mail адрес, перейти по ссылке для окончательной регистрации. Введя свой e-mail и пароль, попадаем на сайт. Для создания мозаики нажимаем слово «Создать», где будет предложено создать альбом для хранения созданных мозаик. Вводим имя альбома и выбираем необходимый уровень приватности: публичный, который может просмотреть любой пользователь сети Интернет, доступный по ссылке, то есть только получив от нас ссылку, пользователь сможет попасть в наш альбом, приватный - доступ к данному альбому будет доступен только создателю. Наконец, можно приступить к созданию самого пазла. Первым делом необходимо выбрать изображение, которое мы хотим преобразовать в пазл, нажав кнопку «Выбрать файл» и выбрав его на компьютере. После чего необходимо впечатать имя пазла, выбрать сложность, которая будет регулировать количество кусочков пазла, выбрать форму кусочков паззла. Если мы хотим создать кусочки не только вертикальной, но и горизонтальной формы, необходимо нажать кнопку

«Вращение». Выбрав альбом и впечатав по желанию метки, можем окончить создание пазла, нажав кнопку «Создать» (рис. 4) .

Рис. 4. Иллюстрация меню создания пазла

Проделав это с изображением аппликации, созданной ребенком на уроке технологии или же информатики в программе Microsoft Word, учитель получит пазл. Представьте реакцию ребенка, когда на следующем уроке информатики учитель предложит обучающемуся собрать пазл, сделанный по его аппликации!

С помощью данного сайта был получен следующий пазл, созданный из геометрической аппликации (рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация созданного пазла Ученикам будут доступны следующие функции:

·          Полноэкранный режим, который обеспечит удобство сборки паззла

·        Смена цвета фона, что удобно, если фон сливается с фоном оригинальной картинки

·        Перезапуск сборки всего паззла

·        Просмотр оригинального изображения с выбором масштаба

·        Если была нажата кнопка «Вращение», то колесиком мышки можно повернуть деталь.

Перетаскивая кусочки паззла мышкой, ученик сможет собрать оригинальное изображение. После чего будет выдано сообщение с поздравлениями, указанием затраченного на процесс сборки мозаики времени и количество частей в мозаике (рис.6).

Рис. 6. Вид окна сайта во время и после сборки пазла

Собирание данного пазла в электронном виде полезно не только с точки зрения мотивации к обучению, развития интереса к информационным технологиям и т.д. Оно позволяет сформировать у ребенка навыки владения компьютерной мышью, работы с интерактивными ресурсами, которые все больше и больше используются на уроках учителями и вторгаются в жизнь ученика. Самым популярным сайтом, предоставляющим интерактивные ресурсы по различным предметам, классам, и видом упражнений, а также информации, является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Практически все упражнения в нем выполняются при помощи мышки, будь то перетаскивание необходимых букв в пропущенные слова, подписи автора картины к изображению и другие. Сборка данного пазла подготовит ребенка к использованию компьютерной мыши при необходимости взаимодействия с интерактивными ресурсами. Более того, навык владения мышью является необходимым для современного человека.

Сборка пазла формирует у детей связь между такими понятиями, как «часть-целое», развивает пространственное мышление и восприятие, усидчивость, концентрацию внимания, мелкую моторику.

Одним из вариантов интеграции между уроками технологии, изобразительного искусства, литературного чтения и информатики является создание с детьми мультфильма из пластилина. Дети на уроках технологии лепят необходимых для снятия сюжета героев, которые предварительно обговариваются, а также создаются необходимые декорации. Учитель тщательно контролирует процесс, помогает ученикам, направляет их. Учителю будет гораздо проще распределять задачи по выполнению цели, если был сформирован дружный и сплоченный коллектив. Данный проект лучше реализовывать в 3 или 4 классе, когда коллектив уже создан, мотивация к учебной деятельности сформирована и дети обладают многими необходимыми навыками для создания такого масштабного проекта, как мультфильм. Проще всего создать мультфильм по сказкам, осуществив тройную интеграцию между уроками литературного чтения, технологии и информатики.

Как видно из описанного выше, интеграция технологии с другими предметами обладает огромными возможностями. Ее рамки устанавливаются только фантазией учителя.

 

1.3 Опыт интеграции уроков технологии с другими предметами (анализ программ, учебной и методической литературы)

В связи с введением ФГОС для начальной школы, программы и учебники для учащихся младших классов постоянно модернизируются и совершенствуются. В данном параграфе будут рассмотрены УМК и системы образования в рамках двух учебных дисциплин: технологии и информатики.

В отличие от технологии, которая входит в состав практически каждого УМК, занимая при этом не менее важную роль, чем такие предметы, как математика, русский язык, информатика входит далеко не в каждый учебный комплект. При этом в программах по технологии можно увидеть, что там есть разделы, посвященные работе на компьютерах. Что позволяет сделать вывод о благополучном интегрировании этих двух предметов, так как такая интеграция подразумевается в программах.

Система Л.В.Занкова сыграла важную роль в развитии педагогического процесса. В этой системе авторами учебников по технологии являются Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Учебника информатики в данной системе нет, однако в конце 3 и 4 класса есть раздел «Практика работы на компьютере».

Рис. 7. Фрагмент учебника

В данной программе есть подпункт «Мозаика» (рис. 6). Учащийся на уроке информатики может создать мозаику как в редакторе Word из различных автоматических фигур, так и при помощи специальных программ и сайтов. Это позволит ему детальнее проработать свое изделие, устранить недостатки работы, выполненной на уроках технологии при помощи средств ИКТ.

В пункте «Художественное складывание» (рис. 8) предлагается выполнить оригами. Сегодня существует множество программ и видеозаписей, показывающих технику складывание оригами. Можно попросить ребенка представить свое выполненное изделие на слайде в виде фотографии и разместить на нем же видео, демонстрирующее подробный процесс складывания полученного изделия.

Рис. 8. Фрагменты учебника

В пункте конструирование и моделирование имеется раздел «Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур» (рис. 9). Процесс создания геометрической аппликации в программе Word, а также возможность выполнения проекта-мультфильма из данных аппликаций был уже описан в данной работе.

Во втором классе данной программы также есть такие пункты, как аппликация и мозаика. Программа второго класса углубляет знания и совершенствует умения учеников, полученных в первом классе.

Рис. 9. Фрагменты учебника

В третьем классе учащимся предлагается создать коллаж. Для четкого понимая, что такое коллаж, можно попросить учащихся создать коллаж на компьютере, используя изображения собственных подделок, созданных на уроках технологии.

В конце третьего класса имеется раздел «Практика работы на компьютере», где рассматриваются понятие информации. Информация бывает различных видов, что можно попросить продемонстрировать учащихся, создав, например, таблицу с названием вида информации и демонстрацией примеров данного вида. Учащийся может это сделать, сфотографировав свое изделие, представив таким образом графическую информацию.

Четвертый класс данной программы оканчивается подробным изучением таких программ, как Word и Power Point. Если же потихоньку приучать учащихся работать в данных программах с первого класса, у них не возникнет сложностей при их изучении. Более того, ученикам будет проще обучаться в основной школе, где постоянно требуется создание презентаций и написание рефератов.

В УМК «Школа России» есть учебник по информатике, но его достаточно редко используют в школах на практике, чаще всего исключая данный предмет из перечня изучаемых дисциплин, поэтому учитель может проводить интеграцию технологии с информатикой на внеурочной деятельности или в качестве кружка.

В пояснительной записке к предмету технология указано, что «учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом прогрессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий» [48].

В содержании курса имеется раздел, называемый «Практика работы на компьютере». Так что возможность осуществить интеграцию технологии и информатики есть. К планируемым результатам освоения этого курса относятся: работа с информацией, с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) и многие другие.

В первом классе есть тема «Насекомые», «Дикие животные» (рис. 10). На уроках технологии дети выполнят свои подделки, а на урок окружающего мира можно предложить сделать детям сообщение, вставив в него фотографию своей работы, сделанной на технологии.

Рис. 10. Фрагмент учебника

В теме «Полеты птиц» предлагается создать мозаику в технике «Рваная бумага» (рис. 11). Учитель может создать мозаику на сайте, чтобы показать детям, что такое мозаика. Выдав детям подробную инструкцию, можно предложить им при помощи взрослого выполнить из созданной аппликации в технике «рваная бумага» мозаику на сайте.

Рис. 11. Фрагмент учебника

Во втором классе есть тема «Земледелие», где учащимся необходимо выполнить практическую работу по выращиванию лука (рис. 12). Требуется уметь проводить наблюдения и оформлять результаты. Оформление результатов в виде таблицы при помощи взрослого позволит осуществить интеграцию с информатикой.

Рис. 12. Фрагмент учебника

По теме «Книгопечатание» (рис. 13) можно предложить детям всем классом создать свою собственную книгу на интересующую детей тему. Сейчас можно найти множество программ с дружелюбным к пользователю интерфейсом, которые позволят легко создать электронную книгу.

Рис. 13. Фрагмент учебника

После выполнения проекта «Детская площадка» (рис. 14) можно попросить оформить презентацию групповой работы в виде компьютерной презентации, где дети вставят изображение своей готовой работы, подпишут автора. Это не только украсит выступление ребят, но и разовьет первоначальные навыки работы с программами по созданию презентаций.

Рис. 14. Фрагмент учебника

После выполнения темы «Грузовик» ребята могут выполнить сообщение о своем любимом виде транспорта, использовав фотографии своего изделия.

В конце программы 4 класса есть тема «Афиша». Можно попросить детей создать афишу кукольного спектакля на компьютере, использовав в ней фотографии своих работ, сделанных во время изучения темы «Кукольный театр».

Если же интегрировать эти две дисциплины, предполагая, что учебник по информатике используется, то предлагается следующее. Во втором классе учебника по информатике, авторами которого являются А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко, есть тема «Проект «Новогодняя открытка»», которую предлагается выполнить в графическом редакторе. Открытку, сделанную на уроке информатики, можно создать и позднее на уроках технологии. Таким образом, у ребенка будет предварительная модель, которая поможет ему при изготовлении изделия и позволит избежать многих ошибок, которых трудно предусмотреть ребенку, когда изделие создается сразу.

Проект «Наши рецепты» предполагает создание в текстовом редакторе рецепта. Если ребята выберут рецепты с овощами или же грибами, создание которых предусмотрено в программе по технологии, можно предложить им вставить фотографию своего изделия.

Проект «Мой лучший друг / Мой любимец», предполагает создание однослайдовой презентации, включающей графику. Содержание предмета технологии 2 класса предлагает создание поделок, многие из которых принадлежат животному миру. Слепленный по подобию домашнего животного котенок или щенок прекрасно украсят презентацию ребенка помимо фотографии своего любимца.

«Робик. Команды для Робика. Программа для Робика.» - эта тема входит в программу учебника по информатике за третий класс. Для лучшего объяснения темы и усвоения ее детьми можно взять созданный ими во время уроков технологии фургон «Мороженое» или же «Грузовик», «Автомобиль», который и будет рассмотрен, как исполнитель, у которого есть свои команды. Проект «Мой доклад» в 4 классе учебника информатики дает широкий простор для интеграции с технологией. Например, ребенок может создать и оформить доклад о понравившейся ему технике работы с различными материалами, такими, как золотистая соломка, аппликация, мозаика и др. Возможно, что ребенок захочет рассказать о важности полезных ископаемых, продемонстрировав во время доклада изделие «Буровая вышка», созданное на уроке технологии. Данный вид работы очень полезен и формирует умения грамотно оформлять свою работу, которое пригодится в дальнейшем обучении. Более того, ребята начальной школы очень любят делать различные сообщения.

Проект «Наша сказка» в 4 классе будет детям интереснее выполнить в виде мультипликационного мультфильма, созданного на уроках технологии из пластилина. Главное выбрать короткую сказку, которую не трудоемко снимать. К таким сказкам относится «Репка», «Курочка Ряба». Умение работать в группе, выделять необходимых персонажей, создавать план работы и следовать ему, продумывание декораций, умение работать с фотоаппаратом, подбирать необходимое освещение, представлять покадрово мультфильм, обрабатывать фотографии, монтировать его в специальной программе - это список умений, которыми будут обладать учащиеся, если учитель решиться создать этот проект именно в такой форме.

В УМК «Перспектива» входят учебники по технологии, авторами которых является Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Предмета информатики в данной программе нет, поэтому интеграцию с ней можно проводить в качестве кружковых занятий и на внеурочной деятельности. К предметным результатам данной программы относятся, в том числе «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач».

В первом классе данной программы есть проект «Дикие животные», где ребятам предлагается создать коллаж. Его можно создать на компьютере, причем сделать это довольно просто. Это позволит ребятам освоить программы по созданию коллажей, закрепить новое понятие и реализовать как можно больше идей.

Тема «Способы общения» предполагает создание письма на глиняной табличке (рис. 15). После такой работы можно попросить детей набрать это письмо на слайде, оформив его в качестве глиняной таблички, что позволит учащимся увидеть многообразие шрифтов и выбрать понравившийся.

Рис. 15. Фрагмент учебника

Тема «Важные телефонные номера» научит ребенка составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника и собственный опыт (рис. 16).

Рис. 16. Фрагмент учебника

Составить и распечатать таблицу можно при помощи текстового редактора, а вот проложить маршрут очень легко можно, используя Google Earth. Такая работа научит ребенка пользоваться сетевыми картами, составлять маршрут на ней, что полезно и не вызовет затруднений по использованию Google Maps.

Остальная часть данной программы схожа с программой «Школа России». Идеи по интеграции в данной программе были уже представлены.

Учебно-методический комплекс «Школа 2100» включает в свой комплект учебник по технологии под авторством О.А. Куревиной, Е.Л. Лутцевой. В первом классе данной программы есть раздел «Работа с пластелином», на который отводится 4 часа. Можно предложить первоклассникам создать небольшую анимацию, состоящую из нескольких фотографий. Современный человек довольно часто использует анимацию, в том числе при общении в социальных сетях, к тому же это будет подготовительной работой по созданию мультипликационного фильма. К тому же, во втором классе данной программы есть тема «Освоение компьютера», что предполагает работу в тетради, но уже формирует первоначальные представления о работе с компьютерными технологиями.

Есть в этой программе и тема «Изготавливаем книжку» (рис. 17). Уже говорилось, что достаточно просто создать электронную книжку. Что станет подготовительной работой к теме «Делаем книгу на компьютере», завершающей 3 класс. Авторы учебника предлагают создавать ее в текстовом редакторе, а затем создать брошюру, используя, скорее всего «Microsoft Publisher». Принцип создания электронной книги дети к тому времени будут уже знать, что поможет им выполнить проект наиболее быстро.

Рис. 17. Фрагменты учебников

В теме «Украшение одежды. Вышивки» можно предложить учащимся использовать графический редактор для создания собственной схемы по вышиванию. То же можно предложить и в третьем классе к теме «Учимся вышивать крестом» (рис. 18). К тому же, существует программа, которая создает схемы к вышивкам. Данная работа поможет сформировать у обучающихся понятие «пиксель», что поможет им в дальнейшем лучше понимать структуру изображения, а также пригодится в жизни, ведь это понятие встречается очень часто.


Рис. 18. Фрагменты учебников

В четвертом классе данной программы предлагается создать календарь в теме «Готовимся к Новому Году». Это достаточно просто можно сделать и на компьютере, добавив свои фотографии, надписи.

Авторская программа Е.А. Лутцевой «Технология» входит также в комплекты «Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно- методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [10].

Как показывает анализ программ, учитель может найти множество идей на совмещение таких предметов, как технология и информатика. Более того, данный вид интеграции предполагается самими авторами учебников, потому что чаще всего в каждом классе предусмотрена работа учащихся на компьютере,  а в содержании  большинства программ указано, что обучающиеся приобретут первоначальные знания об информационной среде. Интегрируя уроки технологии с  уроками литературного  чтения, учитель может предложить ученикам выполнить в аппликации или мозаике понравившейся момент из любимого произведения ученика. Во время уроков лепки можно предложить слепить персонажа из недавно пройденного рассказа/сказки. Это укрепит понимание образа персонажа, позволит ребенку воплотить его материально. Тем более, довольно часто в учебниках литературного чтения ребенка просят нарисовать сцены или персонажей прочитанного. Так можно создавать целые композиции.

Когда ученики, к примеру, будут создавать мозаику в технике рваная бумага по теме «Полеты птиц», учитель может спросить их, в каких произведениях на уроках литературы они встречали птиц, каких именно, положительными или отрицательными героями они были. Это можно делать и во время прохождения других тем. Программы начальной школы по литературному чтению богаты произведениями о животных, что позволяет найти множество моментов для интеграции с технологией.



 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


2.1.    Констатирующее исследование роли интегрированных уроков в начальной школе

Исследование было проведено в Наро-Фоминской сош № 6 во время прохождения практики, в 3 «В» классе под руководством Силаевой Аллы Анатольевны, педагогический стаж которой составляет 29 лет. Класс занимается по УМК «Школа России».

Были проведены опросы учителей школы по разработанной авторской анкете. Также был проведен опрос ребят.

Анкета для учителей проводилась с целью узнать, проводят ли учителя интегрированные уроки, с какой частотой они это делают и нравится ли им идея интеграции технологии с другими предметами?

Опрос детей проводился с целью узнать, понравится ли им идея создания мультфильма и электронной мозаики из поделок, создаваемых на уроках технологии.

Учителям задавались следующие вопросы:

·          Укажите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя и отчество, педагогический стаж;

·        Используете ли Вы в своей методике интегрированные уроки? Считаете ли Вы, что они необходимы?

·        Как часто используете? Укажите, пожалуйста, период времени и частоту (например: 2 раза в четверть).

·        Какие именно предметы Вы интегрируете между собой?

·        Пользуетесь ли Вы компьютерными технологиями во время проведения уроков? Как часто? Вызывает ли у Вас это затруднения?

·        Как Вы думаете, возможна ли интеграция таких предметов, как технология и информатика? Считаете ли вы такую интеграцию перспективной? Почему?

·        Предложите свои идеи интеграции технологии и информатики (хотя бы 3).

·        Если бы Вам было предложено реализовать метод проектов при помощи создания мультфильма с детьми, понравилась бы Вам эта идея?

Педагогический стаж опрошенных учителей разнится от нескольких месяцев, до 35 лет. В основном педагогический стаж составляет 28-30 лет. Ответы на 2 вопрос представлены в диаграмме (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1


Частота использования интегрированных уроков разнится. Из 6 анкет, которые были заполнены учителями, было выявлено, что четверо учителей проводят интегрированные уроки 2-3 раза в четверть, одна учительница указала, что проводит их 2 раза в год, и еще одна - 1 раз в четверть.

Интегрируют, в основном, следующие предметы:

·         Русский язык и литературное чтение.

·        Русский язык и окружающий мир.

·        Математику и окружающий мир.

·        Изобразительное искусство и технологию.

·        Изобразительное искусство и литературное чтение.

·        Изобразительное искусство и окружающий мир.

·        Математику и технологию.

·        Этику и окружающий мир.

·        Этику и литературное чтение.

Наибольшей частотой интеграции обладают уроки русского языка и литературного чтения, так как их указывают все опрошенные учителя. На втором месте стоят уроки «изо и технология», «изо и литературное чтение». Их указывают половина опрошенных учителей.

Компьютерные технологии используются всеми опрошенными учителями, причем очень часто, некоторые указывают, что делают это ежедневно. Только одна из учительниц призналась, что иногда это вызывает затруднения. Остальные же ответили уверенное «нет» на вопрос: вызывает ли у Вас это затруднение?

Далее рассмотрим ответы на следующие вопросы: «Как Вы думаете, возможна ли интеграция таких предметов, как технология и информатика?»,

«Считаете ли вы такую интеграцию перспективной? Почему?».

·         Да. Это интересно детям. Делает уроки насыщенными, способствует лучшему усвоению материала, соответствует требованию ФГОС.

·        Возможна. Не думаю.

·        Возможна, но не постоянно, у детей ухудшается зрение. Считаю возможной перспективу развития здоровье сберегающих технологий.

·        Да, да.

·        Думаю, что да в связи с реализацией ФГОС.

·        Думаю, да. Наверное. Если учитель владеет этими технологиями в совершенстве.

Таким образом, четверо опрошенных высказались за интеграцию этих двух дисциплин, и двое - против. Интересно то, что самая молодая девушка с наименьшим стажем работы высказалась против, аргументировав это тем, что она за здоровье сберегающие технологии. Это удивляет, потому что предмет информатика интересен детям, в нормах СанПин написано, что работа за компьютером позволена в начальной школе не дольше 15 минут за урок. Компьютер влияет на зрение только после двух часов непрерывной работы за ним, поэтому, соблюдая определенные правила гигиены зрения, мы не испортим здоровье ребенка.

На просьбу предложить свои идеи, учителя отвечали:

·         Создание пластилиновых мультфильмов. Создание анимационных фильмов. Пошаговые инструкции через ИКТ.

·        Считаю это бессмысленным. Целесообразно использовать программы для рисования на уроках изобразительного искусства. На технологии должна развиваться мелкая моторика.

·        Магический квадрат на технологии; создание фигур из элементов магического квадрата на информатике.

Остальные учителя предложить свои идеи не смогли.

Идея по созданию мультфильма понравилась всем опрошенным. Одна учительница высказалась, что реализовывать ее нужно на внеурочной деятельности, потому что детей нужно направлять и уделять им внимание. Также было сказано, что чем меньше детей участвует, тем лучше.

Большинство учителей думает, что интегрирование технологии и информатики способствует формированию УУД и ЗУН в большей мере, чем обычные уроки, и только одна учительница высказалась, что не считает это истиной, так как в большей степени формируются компьютерные навыки.

Подводя итоги, можно сказать, что интегрированные уроки в школе используются, но довольно редко. Интегрировать информатику и технологию не берется ни один из опрошенных учителей, но при этом компьютером пользуются во время занятий практически ежедневно, что не вызывает затруднений у большинства учителей. Интеграцию технологии и информатики они считают возможной, но не особенно перспективной, не аргументируя своей ответ.

Обучающиеся 3 класса, которые заполняли опросник, занимаются по УМК «Школа России» в составе которого есть учебник информатики авторства А.Л. Семёнова, Т.А. Рудниченко. К сожалению, предмета «информатика» у них нет. Школьникам были предложены следующие вопросы: интегрированный урок начальная школа

·            Знаком ли тебе такой предмет, как информатика?

·        Что она изучает?

·        Где ты о нем слышал?

·        Есть ли у тебя дома компьютер?

·        Как ты его используешь?

·        Любишь ли ты мультфильмы?

·        Какие виды мультфильмов ты знаешь?

·        Хотелось ли бы тебе сделать мультфильм из поделок, которые ты создаешь на уроках труда?

·        Как ты думаешь, можно ли его сделать на компьютере?

·        Какие виды аппликаций ты знаешь?

·            Делали ли вы на уроках технологии аппликацию из геометрических фигур?

·            Умеешь ли ты работать с автоматическими фигурами программы Word?

·            Любишь ли ты собирать мозаики?

·        Знаешь ли ты специальные сайты/программы, с помощью которых можно создавать электронные мозаики?

·        Хотелось бы тебе сделать электронную мозаику из фотографии своей поделки, аппликации?

Ответы на первый вопрос представлены в диаграмме (диаграмма 2):

 

 

Диаграмма 2





Интересно то, что пятеро ребят из тринадцати, ответивших «нет» на первый вопрос, дали верный ответ на второй вопрос. Они сказали о том, что информатика изучает компьютер, информацию, а также программы. И только 6 ребят из 14, ответивших «да» на первый вопрос, ответили верно. Остальные предоставляли такие ответы: «не знаю», «окружающий мир», «природу», «математику».

На 3-ий вопрос ребята дали такие ответы (диаграмма 3):

 

Диаграмма 3










Все обучающиеся данного класса имеют у себя дома компьютер.

На вопрос, как ребята используют компьютер, были получены следующие ответы (диаграмма 4):

 

Диаграмма 4
















Только трое детей из опрошенных не любят мультфильмы, остальные уверенно ответили «да».

На вопрос: «хотелось ли бы тебе сделать мультфильм из поделок, которые ты создаешь на уроках труда?» дали следующие ответы:

·         «Да» - 14 детей.

·        «Нет» - 11 детей.

·        «Не очень» - 1 ребенок.

·        «Не знаю» - 1 ребенок.

Все опрошенные ребята ответили, что мультфильм можно создать на компьютере.

Виды мультфильмов, указанные детьми, представлены на диаграмме (диаграмма 5):

Диаграмма 5












Аппликации дети называли следующие:

·         Пластилиновые

·        Сухое валяние

·        Из крупы

·        Из ткани

·        Из бумаги

24 человека ответили, что делали аппликации из геометрических фигур. Трое ребят дали отрицательный ответ. Можно предположить, что их не было, когда на уроках технологии проходилась эта тема.

ребят умеют работать с автоматическими фигурами программы Word, 15 - нет.

Ответы на следующие вопросы представлены в диаграмме 6:

·         Любишь ли ты собирать мозаики?

·         Знаешь ли ты специальные сайты/программы, с помощью которых можно создавать электронные мозаики?

·         Хотелось бы тебе сделать электронную мозаику из фотографии своей поделки, аппликации?















Интересно было сравнить ответы на последующие вопросы тех ребят, кто ответил «да» на вопрос о любви к мозаикам с теми, кто ответил «нет». Сравнительная диаграмма (диаграмма 7) показала, что количество ребят, знающих сайты, на которых можно создать электронную мозаику, больше среди тех, кто не любит собирать мозаики. И что, несмотря на то, что мозаика им не по душе, им было бы интересно создать электронную мозаику из фотографии своей работы, сделанной на уроке технологии.

 

Диаграмма 7

















Проведенные опросы показывают, что ученики заинтересованы в создании мультфильма и мозаик из изделий, которые создаются ими на уроках технологии.

 

2.2     Проведение интегрированных занятий на уроках технологии в начальной школе (формирующий эксперимент)

В данном пункте изложена опытно-педагогическая часть исследования, которая включает в себя формирующий эксперимент, направленный на активизацию творчества младших школьников в процессе интеграции технологии с другими предметами.

В процессе формирующего эксперимента изучалась практическая деятельность учащиеся 3 «В» класса Наро-Фоминской сош №6 с углубленным изучением отдельных предметов.

Исследование опиралось на:

1.        федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

2.       требования к результатам освоение основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных;

3.       конкретные цели, направленные на ориентировку учащихся на достижение высоких результатов в усвоении общетрудовых, общекультурных, литературных и других знаний;

4.       основные принципы дидактики, позволяющие ориентировать младших школьников на разностороннее развитие;

5.       использование интегрированного подхода в обучении младших школьников;

Формирующий эксперимент направлен на реализацию педагогических условий подготовки детей младшего школьного возраста к активной творческой деятельности.

Оригинальность работы заключается в методе межпредметной интеграции уроков технологии и других. Главное преимущество данных занятий состоит в том, что это позволяет учителю обеспечить ведущую роль творческой деятельности самих детей.

Тема проекта: «Мультипликация».

Цель проекта: Знакомство учащихся с созданием мультфильмов, используя различные поделки, созданные на уроках технологии.

Задачи:

1.        Ознакомление детей с геометрической аппликацией, возможностями коллективного создания мультфильма из поделок, создаваемых детьми на уроках технологии.

2.       Обучение изготовлению геометрической аппликации, проработки плана проекта по созданию пластилиновых мультфильмов.

3.       Формировать умения и навыки:

1 .формулировать вопросы, принимать решения, доводить задуманное до конца.

2 .развивать навыки общения в совместной работе и сотрудничество. 3.развивать творчество, воображение, наблюдательность, способность

фантазировать.

4.  развивать навыки работы с техникой.

Этапы проектной деятельности

1 .Предварительная беседа о геометрической аппликации, о создании мультфильма.

2        .Предварительная планировка создания мультфильма.

3        .Обучение созданию геометрической аппликации, первоначальной работе с техникой, воплощению образа персонажей сказки.

4        .Создание мультфильма.

5        .Подведение итогов коллективной работы.

Во время практики было проведено 3 урока технологии. Проведение занятий осложнялось тем, что периодически учительница забирала ребят на репетицию песен к утреннику, посвященному празднику 8 марта.

«Технология» у учеников третьего класса по расписанию один раз в неделю, в пятницу, четвертым уроком. Первый урок был проведен 12 февраля. Класс разбивался на группы, назначались ответственные.

Ребятам показывался мультфильм, состоящий из геометрических аппликаций, созданный во время обучения на третьем курсе, после чего голосованием было решено сделать сказку «Колобок». После подробного объяснения ребятам, что такое геометрическая аппликация, как создается мультфильм, вспомнив вместе с ними героев сказки, были выбраны группы, между которыми распределялись сцены мультфильма. Всего получилось 7 групп, по 4-5 человека в каждой. Не все ребята из 30 человек присутствовали на занятиях, позднее они включались в работу и помогали в создании проекта. Одна группа занималась созданием сцены, где Колобок спрыгивает с окна домика. Другая группа занималась декорациями, а остальные выбрали себе персонажа, выполняли встречу Колобка с ним.

 

Рис. 19. Процесс создания аппликаций.

Оставшееся занятие ребята занимались созданием своих работ.

Второе занятие, которое было проведено, посвящалось тому, что ребята доделывали свои работы. Также было несколько проблем: некоторые оставили дома аппликации, папки с необходимыми для работы материалами, но процесс было легко наладить. В конце этого занятия было сдано около 12 готовых аппликаций (рис. 20).

Рис 20. Аппликации, созданные детьми.

На следующем занятии было решено следующее: те 12 человек, которые выполнили свои работы, разделились на 2 команды. Команду девочек, состоящих из 8 человек, и команду из 4 человек, состоящую из 2-х девочек и 2-х мальчиков. Девочки захотели создать мультфильм из пластилина, было решено, что сделают сказку «Репка». Хотя предлагались и многие другие идеи по созданию мультфильма, такие, как «Рапунцель», «Гарри Поттер», мультфильм про лошадей, но из-за недостатка времени и большого объема предложенных произведений, пришлось отказаться от этих идей. Вторая группа занялась созданием мультфильма «Курочка Ряба». Оставшееся время занятия ребята лепили декорации и персонажей мультфильма. Остальные продолжали доделывать аппликации.

Рис. 21. Аппликации, созданные детьми.

Последнее занятие сорвалось из-за поездки класса на экскурсию в «Город мастеров». Поэтому пришлось просить один урок литературного чтения и одно внеурочное занятие, чтобы мы с ребятами успели доделать все задуманное.

На этих двух занятиях мы занимались тем, что снимали покадрово мультфильм. Ребятам было показано, как двигать персонажей, объяснено, что двигать декорации не нужно. После этого ребята забрали фотоаппарат и сами снимали кадры для будущих мультфильмов.

Рис.22. Кадры мультфильмов.

В это время мы с остальными ребятами класса занимались записью озвучки мультфильма на планшет. Делалось это так: мы выходили в коридор, где ребенок четко и громко проговаривал фразу. После чего фраза прослушивалась, и если нас все устраивало, мы продолжали запись. Все старались привлечь как можно больше ребят для записи озвучки. Впрочем, многие учащиеся из класса сами просились озвучить того или иного персонажа.

К сожалению, как уже было сказано, в классе нет такого предмета, как «информатика», да и компьютеров тоже. Поэтому сводить мультфильм, работая в графическом редакторе для создания надписей, звуковом редакторе для вырезания случайных повторов и посторонних звуков, подбирать длину кадров под звук в программе «Киностудия» пришлось организатору формирующего эксперимента. Было бы гораздо полезнее, если бы это могли делать дети. Это бы научило их работать с программным обеспечением, создавать субтитры, редактировать изображения и звук, а также позволило бы увидеть процесс создания мультфильма целиком. В процессе работы у детей возникали проблемы:

·        Не все ребята поняли, что такое геометрическая аппликация. Хотя она выполнялась ими и ранее.

·        Разная скорость выполнения аппликации. Были ребята, которые смогли сделать аппликацию только за один урок, были и такие, кто создавал аппликации все занятия.

·        Последняя группа не захотела участвовать в создании общего проекта. Они торжественно обещали представить свой отдельный проект, но обещание не было выполнено. Позднее они были привлечены к созданию других мультфильмов.

·        Были несколько ребят в классе, которых не уважает коллектив. Было сложно включить их в работу по причине того, что остальные ребята не хотели с ними заниматься, но создание общего проекта заставило ребят отставить личные разногласия.

·        Однажды случилось следующее: одна девочка сломала поделку своей одноклассницы. Была проведена воспитательная беседа, после которой были принесены извинения, и поделка восстанавливалась виновницей поломки.

·        Малое количество времени.

·        Репетиция праздничного сценария несколькими детьми на уроках труда вносили в занятия некоторый хаос, который мешал остальным ребятам. Сделать с этим, к сожалению, было ничего нельзя.

·        Отсутствие необходимого оборудования. Показ мультфильма осуществлялся при помощи планшета. Пришлось вызывать ребят по рядам, чтобы дети могли просмотреть мультфильм на планшете. Потому что даже проектор в классе был недоступен по причине отсутствия необходимых для подключения проводов. Созданные ребятами мультфильмы были показаны на родительском собрании благодаря тому, что классный руководитель, Алла Анатольевна Силаева, принесла свой личный ноутбук и необходимые провода.

Если бы не эти трудности, занятия могли проходить гораздо лучше.

Даже не смотря на все перечисленное, все были довольны проведенной работой, ребята проявляли неподдельный интерес и с большим удовольствием участвовали в процессе. Что дают такие занятия детям:

·          Межпредметную интеграцию, что обеспечивает наиболее полную сформированность картины мира у учеников.

·        Формирование повышенной мотивации.

·        Многие ребята после этого показывали свои покадровые рисунки. Их настолько заинтересовало создание мультфильма, что они пытались создавать их сами.

·        Улучшение взаимодействия коллектива. Благодаря тому, что класс был разбит на группы, ребятам приходилось договариваться между собой, распределять кадры, помогать друг другу, делиться материалами. Это способствуют формированию коммуникативных УУД, а также сплочению коллектива.

·        Возможность воплотить представляемый образ из сказки, что способствует развитию фантазии, воображения, творческих и литературных способностей.

·        Первоначальные навыки работы с техникой. Для создания мультфильма использовался фотоаппарат со штативом, а также планшет для записи озвучивания.

·        Иной взгляд на использование компьютерных технологий. Как видно из опросов, в основном ребята используют компьютер для игр, общения в социальных сетях и просмотра видеороликов. Хотелось бы надеяться, что проведенные занятия показали ребятам возможность использования компьютера для создания собственных продуктов.

·        Развитие творческих способностей, креативности, воображения.

После того, как мы с ребятами сняли несколько мультфильмов, был проведен опрос о проделанной работе. Задавались следующие вопросы:

·         Понравилось ли тебе снимать мультфильм?

·        Какие трудности у тебя были во время съемки?

·        Понравилось ли тебе озвучивать мультфильм?

·        Что тебе не понравилось?

·        Что понравилось больше всего?

·        Научился ли ты чему-то новому?

·        Хотел бы ты снять еще один мультфильм?

·        Понравилось ли тебе работать в команде?

·        Что бы ты хотел изменить во время съемки мультфильма?

Из 18 ребят только двое дали отрицательный ответ на первый вопрос. Из трудностей были перечислены следующие: долго делал, мешали одноклассники, но чаще всего ребята отвечали, что трудностей не было.

К озвучиванию мультфильма привлекался весь класс, всем ребятам понравился этот процесс.

Двум ребятам не понравились декорации мультфильмов, остальные отвечали, что им все понравилось.

На вопрос: «Что понравилось больше всего?» были получены следующие ответы (диаграмма 8):

 

Диаграмма 8












На вопрос «Научился ли ты чему-нибудь новому?» ребята дали следующие ответы:

·         «Да» - 13 человек, при этом они указывали, что научились работать с фотоаппаратом, записывать озвучивание мультфильма при помощи планшета, узнали о возможностях дальнейшего использования своих работ, созданных на уроке технологии, в других проектах, правильно передвигать персонажей при съемке мультфильма, лучше работать в команде, повторили, что такое геометрическая аппликация.

·        «Озвучивать» -2

 «Нет» - 3

Снять еще один мультфильм хотели бы 15 детей из 18.

опрошенных ребят сказали, что им понравилось работать в команде.

На вопрос об изменениях в процессе съемки были получены следующие ответы:

·         «Больше времени» - 9

·        «Больше человек в команде» - 2

·        «Хорошее оборудование» - 1

·        «Слаженной работы с одноклассниками» - 2

·        «Не знаю» - 4

Подводя итоги, следует сказать о том, что ребятам очень понравился процесс создания мультфильма. Несмотря на то, что в основном компьютер они используют для игр, с их стороны был проявлен неподдельный интерес к работе. Ученики с удовольствием принимали участие, лепили персонажей, создавали аппликации, озвучивали сказки. Когда результат был представлен родителям во время проведения концерта, посвященного празднику «8 марта», лица и родителей, и детей светились от гордости. Потому что каждый внес в эту работу свой вклад. Такие занятия способствуют не только развитию ИКТ - компетенций, приобретению новых знаний и умений, но и сплочению коллектива, а также усилению коммуникативных УУД. Это опровергает сомнения учителей, что интеграция таких дисциплин, как «технология» и «информатика» перспективна.

Таким образом, была проведена интеграция уроков технологии с уроками изобразительного искусства, литературного чтения и показана возможность интеграции технологии с предметом «информатика», если дети сами будут заниматься созданием мультфильма на компьютере. То, что предмет «технология» обладает широкими возможностями для интеграции с другими предметами, было подтверждено практическими занятиями успешно.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ педагогической литературы позволил выяснить, что интеграция

это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Данный процесс связан с идеей межпредметных связей.

Современная начальная школа обладает огромным потенциалом для проведения интегрированных уроков, что подтверждает как анализ программ, так и практические занятия, проведенные нами. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения для детей насыщеннее, интереснее и проявить преподавателю свои творческие способности.

Такой предмет как «Технология» имеет множество возможностей интеграции с другими предметами. Это и не удивительно, потому что сам предмет предполагает владение учеником многими навыками и умениями, которые он может приобрести только на других предметах. Так, например, для создания геометрической аппликации ребенок должен владеть знаниями о простейших геометрических фигурах, а эти знания может дать ему только такой предмет, как математика.

Тема, взятая для исследования, является актуальной, так как в современной школе проводятся интегрированные уроки, что подтверждается опросом учителей, проработавших в школе долгие годы.

Сформулированная нами проблема звучала так: какова роль интеграции на уроках технологии в начальной школе и какого результата можно достичь, интегрируя уроки технологии с другими предметами? Решение ее было достигнуто только частично, так как это обширная тема исследования. К тому же, некоторые обстоятельства в школе, где проводилось исследование, не позволили реализовать задуманное в полном объеме.

Изучив теоретический материал по теме выпускной квалификационной работы и проведя исследование, мы убедились, что «Технология» интегрируется с другими предметами благополучно и проводить интегрированные уроки необходимо.

Поставленная проблема требует длительной работы и имеет широкие перспективы дальнейшего изучения.

Современное образование является личностно ориентированным. Проявить себя и познать свои способности ученику помогут интегрированные уроки. Сменились приоритеты в образовании. В центре внимания стал человек, формирование его в гармонии с природой, окружающим миром и самим собой. Реализация принципа гуманизма рассматривается как условие свободной самореализации личности, как осуществление сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие выводы:

·        Гипотеза, что интеграция технологии с другими предметами позволит качественно улучшить организацию процесса обучения предметной области «Технология» и повысить уровень формирования универсальных учебных действий у младших школьников, нашла свое подтверждение.

·        Во время проведения серии интеграционных уроков было замечено, что дети проявляют усиленный интерес как к занятиям в целом, так и к получению готового результата.

·        Во время проведения формирующего эксперимента были затруднения, связанные как со школьным оборудованием, так и с особенностью учеников. Но они были успешно преодолены.

·        У детей были замечены личностные изменения: ребята стали более активны, инициативны, проявляли большой интерес, овладели новыми навыками, а также улучшились взаимоотношения в коллективе

·        Интегрированные уроки развивают личность ребенка.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.:АСТ. 2011.- 672 с.

2.       Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60 с.

3.       Богатеева З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

4.       Выгонов В.В., Галямова Э.М. Аппликация. - М.: Издательский дом МСП. - 2006.

5.       Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выгонов - М.: Издательство «Экзамен». - 2011. - 191 с.

6.       Большая Российская энциклопедия. В 30 томах. Том 2. - Большая Российская энциклопедия, 2005.

7.       Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-9.

8.       Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.

9.       Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1982. - 536 с.

10.     Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М Галямова, В.В.Выгонов. - М: Издательский центр «Академия», 2013, с. 14-22

11.     Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Издательство: АСТ-Пресс. 2009. 336 с.

12.     Горелова Г. В. Интегрированные уроки в начальной школе // Молодой ученый. - 2015. - №1.2.

13.     Гусакова М. А. Аппликация. М., 2007.

14.     Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников. - М: «Просвещение», 2010.

15.     Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.Н Джуринский. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Казань : ГУП ПИК Идел-Пресс). - 239 с.

16.     Зарецкий А., Труханов А., Зарецкая Л. Энциклопедия профессора Фортрана. - М., 2004.

17.               Казаренков В. Основы педагогики: интеграция  урочных и внеурочных занятий школьников [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения:18.01.2016). #"895338.files/image115.jpg">

Частичная сборка аппликации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Похожие работы на - Интеграция уроков технологии с другими предметами в начальной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!