Правовое сознание в дошкольном возрасте

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,04 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое сознание в дошкольном возрасте

Введение

правовой дошкольный сознание

Для начала формирования и развития представления о праве у детей, более подходящий и благоприятный возрастной период является дошкольный. Для детей естественен процесс познания окружающей среды, в случае развития ребенка в норме. Для нравственного становления личности дошкольный возраст важный период. В этом возрасте начинает формироваться правовое сознание - одно из направлений в нравственном развитии детей. Для реализации этой задачи в настоящее время идет активное изучение правового воспитания.

Такой интерес обуславливается тем, что в современном мире правовые вопросы освещаются очень широко с использованием различных средств массовой информации, литературы, искусства и прочих каналов общественного взаимообмену информации. Так же, как говорилось выше, этот интерес связан с ранним развитие правового сознания. По данной проблематике появляется все больше научной литературы, новых исследований. Однако, даже при таком количестве литературы, затрагивающей проблемы правового воспитания, очень мало изучений относительно правового воспитания в дошкольном возрасте, а также и создание условий для его реализации.

Исходя, из аргументации диссертационной работы Федотовой С.В., следует, что современное состояние проблемы правового воспитания, в условиях гуманизации и демократизации нашего общества обуславливает возросший интерес к индивидуальности личности.

Анализ научной литературы показывает, что проблема правового воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики; Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственно-правового воспитания, необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

Поскольку права людей является одним из элементов социализации человека, их освоение необычайно важно для ребенка. Начинать приобщать детей к их правам стоит начинать с раннего возраста по средствам художественной литературы, приучать их к нравственности.

Именно поэтому важное место в современной программе обучения и воспитания занимает вопрос о правовом воспитании детей. Родители мало общаются с детьми, особенно о праве. Именно по этой причине необходимо начинать работу по формированию правового сознания в дошкольном учреждении. Детей необходимо знакомить с правами, а так же с обязанностями уже в дошкольном возрасте. Ведь жизнь без осознания правовых норм, являющихся базисом в гражданском самосознании, приводит к юридической безграмотности гражданина в дальнейшем.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия становления правового сознания в дошкольном возрасте?

Цель исследования: решение поставленной проблемы.

Объектом изучения в данной работы является общественное сознание. Предмет изучения: правовое сознание дошкольников.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущность правового сознания в дошкольном возрасте.

2.Описать особенности правового воспитания в дошкольном возрасте.

3.Разработать и провести эмпирическое исследование по становлению правового сознания в дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: Психолого-педагогическими условиями становления правового сознания в дошкольном возрасте являются:

-опираться на сформировавшийся уровень правовой воспитанности у дошкольников;

-развивать положительное отношение к окружающим людям;

-развивать навыки сотрудничества;

использование активных приемов и средств;

применять метод этической беседы.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Практические: наблюдение, опрос, беседа, метод «незаконченных предложений», комплекс этических бесед, метод качественной и количественной обработки полученных данных.

Опытно - экспериментальная база исследования: исследование проводилось в ГБОУ «Гимназия №1519» Дошкольное отделение №5 города Москвы. В исследовании приняли участие 40 дошкольников в возрасте 6-7 лет.

В структуру работы входят: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

1. Теоретические основы изучения правового сознания в дошкольном возрасте

1.1 Сущность правового сознания в дошкольном возрасте

Природу правового сознания изучают многие науки: психология, педагогика, философия, социология, правоведение и т.д. Каждая из них рассматривает правосознание с разных сторон, исходя из этого выявляет различные проблемы, методы их выявления и различные пути их разрешения. Но в данной работе правовое сознание мы рассмотрим, исходя из основ различных наук.

В психологическом словаре А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского правосознание определяется, как «сфера общественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности». 1 Так же рассмотрим определение В.В. Лазарева, который говорит, что правосознание «представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически - значимых ситуациях». 2 Исходя из этих двух определений можно сказать, что правовое сознание, во-первых, является одной из форм сознания индивидуального сознания, а так же и формой общественного сознания; во-вторых, оно отвечает за усвоение, содержание и применение общих правовых и социальных норм поведения и взаимодействия в обществе.

Теперь рассмотрим структуру правового сознания. Над этим вопросом работали многие ученые, однако до сих пор к единому мнению никто не сошелся. Количество элементов структуры правосознания трактуются разными учеными по-своему. Однако подавляющее количество ученых (Н.В. Краснов, Н.И. Матузов, А.Б. Венгеров и др.) выделяют 2 основных элемента: правовая психология и правовая идеология.

Сначала разберемся, что такое правовая психология, как элемент структуры правового сознания. Данное понятие подразумевает эмоционально - чувственное отношение людей к праву, их переживания и настроение, по отношению к нему. Так же про правовую психологию можно сказать, что это «стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены». Данное утверждение, подводит нас к системе правовой психологии, которая, в свою очередь, имеет три элемента:

1.Правовой мотив - оценочный взгляд личности на правовую ситуацию, исходя из позиции, которая актуализированная определенной потребностью.

2.Ценностно-правовая ориентация - сумма качеств личности, которые в совокупности определяют отношение и позицию к праву и его составляющим.

3.Правовая сплоченность - социально-психологическое единство людей, обуславливаемое их духовным единством, их взаимодействием друг с другом в условиях общественной и правовой жизни.

Правовая идеология - это систематизированная основа правового сознания, основывающаяся на совокупности теорий, понятий и идей, отражающих отношение человека или людей к праву. Однако не все правовые взгляды представляют правовую идеологию. К ней относятся лишь те правовые взгляды и представления, которые отражают систему правовой жизни людей и общества, к ней относятся правовые принципы и идеи, научные теории.

Так же существует условное деление правового сознания на индивидуальное, групповое и массовой. Это деление имеет условный характер т.к. все три вида правосознания взаимосвязаны друг с другом, и не существуют по отдельности. Индивидуальное правосознание представляет отношение, принципы, чувства каждого индивида по отдельности, групповое - отдельной социальной группой, а массовое - социума в целом. 5 Данные виды составляют определенную закономерность. Из индивидуальных сознаний разных индивидов складывается групповое сознание, совокупность которых составляет массовое сознание. В зависимости от качественности и уровня развитости всех трех видов правосознания, выделяют три уровня сознания:

1.Научный (или теоретический) - это теории, представления, база знаний в государственной и правовой области, воплощенные в результатах исследования, в правовой идеологии, научной литературе, учебниках, законопроектах. Данный уровень правосознания свойственен научным работникам, исследователям и людям, которые занимаются регулировкой и разработкой общественных отношений, и правовой идеологией общества в целом.

2.Профессиональный (специализированный) - правовой вид деятельности, характеризующийся государственным влиянием на общественные отношения и поведение. Как пример, таким правосознанием обладают профессиональные юристы, которые занимаются профессиональной деятельностью.

3.Эмпирический (житейский, обыденный) - данный тип правосознания формируется в условиях повседневной жизни, посредством слияния знаний общих принципов права и индивидуально-личностных жизненных позиций, и определенного правового опыта. Данный тип развития правосознания относится к правовой психологии.

Для дальнейшего изучения темы данной работы, нам необходимо более подробно разобрать структуру индивидуального правосознания. Так как любая форма сознания имеет свой функции, рассмотрим функции правового сознания. Сознание является результатом какого-либо деятельности, или является её проявлением. Поэтому для полного понимая функционала правосознания, так же рассмотрим результаты деятельности объектов сознания. Если говорить про функции правового сознания, то под этим мы подразумеваем взаимодействие окружающей среды и правосознания. Точной классификации этих функций нет, однако большинство ученых склоняются к тому, что есть основные три функции правосознания, а остальные являются их производными.

Основываясь на психолого-функциональный подход Г. X. Ефремовой и А.Р. Ратинова, где они рассматривают «Функционально-психологическую структуру индивидуального правосознания», рассмотрим основные три функции правосознания.

1.Познавательная функция - это совокупность знаний из юридической области, которые образуются в результате интеллектуального процесса, которые считаются «правовой подготовкой».

2.Оценочная функция - это эмоционально-личностное отношение индивида к различным областям правовой жизни, основываясь на личном опыте и практике. Эмоциональная сторона отношения проявляется в ситуации, когда определяются только те научные знания, которые необходимы в конкретной жизненной ситуации, или на будущее, исходя из точки зрения одного человека, группы людей или общества в целом.

.Регулятивная функция - это правовые установки и ориентации, которые формируются из законов юридических, а также из законов, выходящих из общественного сознания, которые люди используют в повседневной жизни, помогающие регулировать и контролировать поведение всех членов социума.

Индивидуальное правосознание как интегрированное личностное образование включает, прежде всего, знание права, его основных принципов и требований. 10 Знания о правах обязательный компонент правосознания. Так же важными компонентами правового сознания являются потребности и интерес. Одним из побудителей к правовым поступкам выступают убеждения - это совокупность мотивов, которые побуждают личность действовать, исходя из своих принципов и взглядов. Убеждение является центром структуры правосознания индивидуальной личности и устанавливает ценностные ориентации. Ценностные ориентации (в социальной психологии) - идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. 11 Ценностные ориентации делятся на ценности цели и ценности средства. Ценности помогают человеку осознать, оценить и соединить в единое целое весь окружающий мир. В правовом поведении особое место занимает установка личности, которая выражается готовностью личности к действиям. Отсюда появляется понятие правовой установки. Данное понятие означает готовность личности, проявляющей активность в области познания, применения, и реализации права. Г.В. Назаренко выделяет в составляющие правовой установки несколько компонентов:

1.когнитивный элемент - характеризует уровень знания правовой нормы;

2.оценочный - выражает степень одобрения требований правовой нормы;

.коммуникативный - проявляется в отношении к правам других лиц;

.сензитивный - характеризует эмоции индивида;

.практический - образует готовность к действию.

Правовая установка соединяет все составляющие правового сознания в единое направление и устойчивую, закрепленную ценностно-правовую предпочтительность. Индивидуальное правосознание является сложным образованием, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостное единство. Можно выделить три элемента правосознания: установки, правовые знания и отношение к праву. Именно эти элементы влияют на целостность и оригинальность правового сознания.

Правосознание играет важную роль в жизни общества, т.к. помогает регулировать поведение и взаимоотношения внутри социума. Правовое сознание развивается на протяжении всей жизни человека, и начинает оно свое развитие, как только начинается процесс социализации ребенка. Как только ребенок начал осваивать понимание того, что существует тот род деятельности, который производить нельзя, тогда начинает готовится «почва» для правового сознания. Сначала ребенок живет по правилам бытовой повседневной жизни, но в период старшего дошкольного возраста уже начинает появляться интерес к темам мировоззренческого характера, идет усвоение норм этики и морали, что как раз формирует «фундамент» правосознания. Его развитие реализуется посредством освоения информации о правовых нормах, придавая им социальную ценность, в результате чего развивается правовая культура личности. При получении правовых знаний у ребенка формируется образное представление правовой действительности, формируется нормативное правопослушное поведение. Для этого необходимо произвести процесс формирования представлений ребенка не только о его правах и обязанностях, но и представление о самом себе в условиях правовой общественной жизни. Становление правового сознания в дошкольном возрасте является сложным процессом социализации и индивидуализации личности. Здесь ребенок усваивает новые знания, вместе с которыми у ребенка формируется эмоционально-оценочная сфера, которая помогает сформировать развитие отношений к окружающему процессу внутри социума. В результате ребенок применяет полученные знания в жизни, и получает практический опыт.

В дошкольном возрасте дети учатся давать оценку действиям, совершенным как окружающими людьми, так и самостоятельно. Ребенок осваивает правовые нормы в процессе общения со своими сверстниками и взрослыми. Правосознание начинает свое формирование с «правовых представлений». Это «…образы правовых действий, сцен, имеющие субъективную форму, возникающие на основе продуктивного воображения ребенка. Правовые представления уникальны, так как являются частью внутреннего мира ребенка, на который оказывают влияние его интересы, мотивы, установки». Они возникают в процессе деятельности, это может быть игра, беседа, процесс обучения, и являются частью самой этой деятельности. Чтобы возникновение этих образов проходило в положительном направлении, необходимо структурировать информацию, и также важно качество, количество и разнообразие её.

Первые представления о нормах социально-правового поведения людей формируются в дошкольном возрасте. Благодаря им, дети узнают о определенных правилах и обычаях взаимоотношения между людьми в общем и в определенных условиях. Опираясь на результаты исследования многих ученых, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.С. Лисина, мы можем сказать, что дошкольный период детства, является сенситивным. Исходя из этого можно сказать, что правовое воспитание в дошкольном возрасте благоприятно воздействует на общее социальное развитие индивида.

Говоря о правовых представлениях у дошкольников, можно выделить критерии их выявления:

1.Оценочный или чувственно-правовой.

Показывает развитие чувственных способностей в правовой, моральной, этической сфере. Показывает развитие таких чувств как эмпатия, толерантность, бескорыстия, чувство разграничения понятий добра и зла и т.д.

2.Когнитивный или интеллектуально-правовой.

Демонстрирует уровень сформированности правового представления согласно нормам дошкольного периода., сформированности таких качеств как сосредоточенность, рассудительность, творческое мышление и т.д. так же когнитивный критерий показывает и качество усвоенных понятий этики, права.

3.Поведенческий или деятельностно-правовой.

Данный критерий показывает уровень освоения и умения применения на практике правовых знаний на основе поведенческих манер ребенка.

4.Личностно-правовой.

Этот критерий показывает наличие и уровень развития право послушного поведения ребенка. Данное поведение характеризуется наличием самостоятельности, целеустремленности, искренности, уравновешенностью и другими качествами личности.

Эти критерии отражаются в количественной характеристике, когда оценивается каждый критерий, и качественной характеристике, когда показывается уровень развития представлений о праве. Правовое сознание помогает урегулировать два противоречивых мотива ребенка: потребность и желание. Благодаря этому, у ребенка формируется поведение приемлемое для социума, в котором он живет.

Правосознание формируется посредством общения ребенка и взрослого, а также посредством взаимодействия. Ребенок перенимает от взрослого его опыт и знания, при этом ребенок, должен выступать активным субъектом процесса. Помимо взаимодействия со взрослым, ребенок общается со сверстниками, что тоже помогает формированию правового сознания, т.к. в процессе взаимодействия друг с другом дети учатся выстраивать взаимоотношения, решать конфликты. Конфликты между детьми появляются как в процессе игры, так и в учебном процессе, что вынуждает ребенка к решению проблемной ситуации. Как раз принятие таких решений является неотъемлемой частью процесса взросления ребенка и становления его самосознания.

1.2 Особенности правового воспитания в дошкольном возрасте

Процесс воспитания личности включает в себя различные виды: семейное, культурное, патриотическое, трудовое и т.д., а также оно включает в себя и правовое воспитание. Оно является неотъемлемой частью общего гражданского воспитания личности. Правовое воспитание помогает передавать правовые знания.

Правовое воспитание - это формирование у человека правовой культуры и активного правомерного поведения посредством постоянного воздействия на него. Основная цель правового воспитания заключается в прививании человеку правовых знаний, а также научении использования этих знаний в жизни. Кроме того, данная форма воспитания помогает научить человека следовать законам общества, и научить уважать их, что позволяет развить правовую культуру.

Говоря о правовом воспитании, можно подразумевать два смысла данного понятия. В широком смысле мы говорим про правовое воспитание как о процессе социализации человека, о воспитании в условиях окружающей среды в целом, со всем юридическим опытом, действиях и поведении людей. Говоря о правовом воспитании в узком смысле, мы говорим о целенаправленном процессе повышения правовой культуры у индивида и социума в целом.

1.формирование знаний о основных правах и обязанностях человека, в правильном усвоении их, и правильном понимании их значения;

2.формирование уважения к правам, правовому аппарату и его составляющих, а также противостояния к правовому нигилизму;

3.формирование способности применения правовых знаний в жизни;

4.формирование поведения, соответствующего усвоенным правом знаниям;

5.формирование устойчивого чувства невосприимчивости к совершению правонарушений;

6.формирование законопослушания по поведения, соответствующего правопорядку.

Эффективность правового воспитания зависит от активности как воспитателей, так и воспитанников. Правовое воспитание является сложной многоступенчатой системой. Многие правовые нормы и ценности осваиваются человеком в условиях различных ситуаций, используя различные формы сознания. Но правовое воспитание подразумевает использование специальных инструментов для прививания правовых ценностей и их преобразовании в личные установки и ориентиры поведения.

Для дальнейшего рассмотрения элементов правового воспитания сначала, мы изучили его структуру, т.е. механизм правового воспитания. Данный механизм - это преобразование правовых общественных положений в правовом сознании воспитуемых. Элементами правового механизма выступают:

1.содержание правового воспитания;

2.формы правового воспитания;

.методы правового воспитания;

.субъекты правового воспитания;

.объекты правового воспитания.

Субъектами выступают те, кто производит процесс воспитания, а объектами является отдельный человек, группа людей, общество в целом. Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Формы правового воспитания разнообразны и представляют собой варианты организации процесса воспитания. Эти способы можно разбить на группы:

1.Правовое образование. Данная форма воспитания является процессом изучения законов в общих образовательных учреждениях. Усвоенные знания преобразуются в личные убеждения, помогающие действовать согласно правовым нормам, а потом из личных убеждений знания преобразуются в привычное правопослушное поведение.

2.Пропаганда правовых норм с помощью СМИ. С помощью средств массовой информации пропагандируются правовые идеи в аудиторию населения.

.Профессиональная подготовка. Подготовка специалистов в области права.

.Издание литературы. Распространение литературы, освещающей обзор законов, комментарии к ним, и их изменения.

.Наружные средства информирования. Использование различных наружных способов информирования людей, таких как стенды, стенгазеты и т.д.

.Компьютерные базы данных. Использование Интернет-ресурсов для распространения правовой информации.

.Литература и искусство. Использование литературных произведений и предметов искусства (театр, кино, книги и т.д.)

.Юридическая практика. Ознакомление с правовой структурой законов через участие в правоохранительных мероприятиях.

.Самовоспитание. Самообучение и самоанализ для развития правового сознания.

Все формы правосознания отличается своими особенностями, так же их можно разделить на две группы исходя из особенности воздействия на воспитуемых. Это опосредованное воздействие, которое характеризуется отсутствием личного контакта объекта и субъекта правового воспитания, что возможно при использовании средств массовой информации, искусства, литературы и пр. такое воздействие предполагает большую аудиторию, но также и возможно воздействие на определенную группу населения, отобранной по определенному признаку, к примеру, к представителям определенной профессиональной области, или определенной группе молодежи, как выпускников школы и т.д. непосредственное воздействие выражается в прововоспитательной работе с конкретными людьми, к примеру, как ученики и учитель. В данном формате воздействия существует личный контакт субъекта и объекта процесса правового воспитания.

Теперь рассмотрим методы правового сознания. Данное понятие означает способы и примы объяснения правовых и политических положений, для влияния на поведение и сознание индивида, в целях сохранения правопорядка. Методами правового воспитания выступают: поощрение, наказание, принуждение, профилактика, предупреждение и др. Выбор использования того или иного метода правового воспитания зависит от обстоятельств, в которых находятся участники данного процесса.

В современном мире внимание к проблеме правового воспитания значительно сократилось. Некоторые формы правового воспитания исчезли, а некоторое используются мало.

Как уже говорилось раньше, правовое сознание начинать формировать нужно уже в дошкольном возрасте. Для этого необходимо изучить правовое воспитание в дошкольном возрасте и условия для его реализации. Федотова С.В. выделяет условия правового воспитания дошкольников:

-планирование работы в воспитательном процессе;

-насыщенная и качественная теоретическая подготовка воспитателя;

-систематичность занятий в условиях программы.

При планировании процесса работы по правовоспитанию детей дошкольного возраста нужно учитывать возрастные особенности развития детей. В период дошкольного возраста нужно учитывать, что ведущая деятельность выступает в роли игры. 32 Нужно учитывать потребности и интересы детей, если игра является главным видом деятельности у дошкольников, то и программа правового воспитания должна акцентироваться вокруг игрового взаимодействия. Данные рассуждения привели нас к изучению принципов правового воспитания в дошкольном возрасте:

1.учет возрастных особенностей;

2.индивидуальный подход к каждому ребенку, основываясь на уровне его развития;

.последовательность процесса и ориентированность на результат;

4.создание благоприятных и комфортных условий для процесса воспитания;

5.содержание информации, она должна быть богата примерами для лучшего усвоения информации детьми;

6.привлечение родителей к процессу правового воспитания, к процессу закрепления знаний.

Правовое воспитание в дошкольном возрасте состоит из трех последовательных компонентов: передача информации, отработка знаний на практике, самостоятельная деятельность. Особенности передачи информации в правовоспитании в дошкольном возрасте отличается спецификой общения ребенка и взрослого, т.к. процесс передачи информации должен учитывать возрастные особенности детей, а также информация должна быть предельно понятной для воспитанников. 34Особенность процесса отработки полученных знаний на практике заключается в том, что в условиях взаимодействия с дошкольниками, данный процесс проходит в заранее подготовленных условиях, выстроенных взрослым. Самостоятельная деятельность представляет собой применение детьми, полученных знаний в обычных условиях жизни, а задача воспитателя регулировать поведение, в случае неправильного. Т.е. получается, что правовое воспитание в дошкольном возрасте - это не только процесс передачи знаний, но создание благоприятных условий для успешности данного процесса. «Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, … с целью формирования в … правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения». 35 Исходя из особенностей самого права и его норм, зависит специфика правовоспитания.

Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него. Формирование правового сознания в условиях правового воспитания представляет собой два процесса. Первый является процессом накопления правовых знаний самими индивидами и обществом. А второй процесс выступает в роли преобразования накопленной базы правовых знаний в убеждения личного характера. Значит, что процесс воспитания представляет собой процесс преобразования правовых знаний в личные убеждения. Однако, в результате мы должны так же получить сформированные способности применения правовых знаний на практике, а также вывести этот процесс до уровня автоматизма. Следовательно, результат правового сознания будет выражен в виде сформированной правовой базы знаний, личных правых убеждений и отработанных правовых привычек.

Для теоретического и методологического исследования вопроса процесса правового воспитания, необходимо рассмотреть ряд методологических подходов. Основным методологическим подходом выступает системный. Системный подход в педагогике рассматривают Ю.К. Бабанский, В.П., Беспалько, Б.С. Гершунский, Г.Н. Сериков. Ученые отмечают, что системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Данный подход позволяет принимать решения при проектировании и управлении сложными педагогическими явлениями, анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную единую систему. Из этого следует, что системный подход подразумевает процесс выявления составляющих элементов и компонентов данного подхода, так же выявление взаимосвязи между ними и выявление функционала системы в общем.

Еще один подходов - аксиологический. Данный подход изучал В.А. Сластенин и другие отечественные и зарубежные учены. Данный подход дает возможность изучить внутри явления возможность удовлетворения потребности. Аксиологический подход тесно связан с ценностным понятием.

В.А. Сластенин считает, что ценность - это специфическое образование сознания, которое выступает в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, общественными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентации личности и общества.

Исходя из этого получается, что при применении аксиологического подхода в правовом воспитании, будет способствоваться процесс развития личности в сфере правовой культуры, а также развитие системы ценностей. Поэтому понятие ценности в условиях правового воспитания формулируется как, образования индивидуального сознания, специфичные по своей природе, выступающие в роли идеалов и ориентиров в поведении детей дошкольного возраста.

Деятельностный подход рассматривали отечественные ученые: Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев и другие. Диалогический подход - подход, позволяющий осуществить изучение явлений, опираясь на характер взаимоотношений субъектов, их положение и позиции во взаимодействии.

Применяя данный метод в правовом воспитании, у ребенка сформируются адекватные виды деятельности, удовлетворяющие его потребности для самореализации, для развития и для самовыражения. В условиях применения данного подхода, в процессе работы упор будет выстраиваться вокруг принятия и понимания воспитуемым норм поведения, процесса взаимоотношений, особенностей общения со взрослыми и детьми.

В современной психолго-педагогической практике активно используется личностно-гуманный подход, отражающийся в трудах Ш.А. Амонашвили. Согласно данному подходу, процесс правового воспитания сконцентрирован на идее уважения свободы ребенка, чья личность способна на самостоятельный выбор своей точки зрения.

Так же в педагогике используется компетентностный подход. Такой подход основывается не на концентрации вокруг знаний, а на опыте разрешения жизненных конфликтов, проигрывании социальных ролей, проработки компетенций. В условиях правового воспитания данный подход «помогает определить правовое воспитание дошкольников как правовую компетентность, дает возможность ориентировать содержание правового воспитания дошкольников на бесконечное разнообразие, новизну и нестандартность жизненных ситуаций.

В случае применения данных подходов, мы получим активную социальную позицию детей с набором ценностей и нравственных идеалов. Ребенок научится применять свои знания о желаниях, потребностях и правах людей в обществе для разрешения конфликтных ситуаций.

Для процесса становления правового сознания у дошкольников необходимо создать определенные педагогические условия, рассмотрим какие они:

1.педагогические условия, направленные на развитие и повышение правовой компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Под понятием правовой компетентности воспитателя подразумевается сформированная база правовых знаний и правового опыта, применяемая в воспитательном и обучающем процессе. Правовая компетенция воспитателя так же подразумевает постоянный процесс пополнения своих правовых знаний. Так же педагог должен уметь организовывать просветительские мероприятия не только для детей, но и для родителей.

2.педагогические условия, направленные на просвещение родителей и правах ребенка и о основах правового воспитания, так же и внутри семьи.

3.педагогическое условие организации развивающей среды, направленной на ознакомление детей с правовыми знаниями. Развивающая среда, характеризуется созданными ценностными условиями для воплощения развития личности и ее индивидуальности. Л.С. Божович рассматривал воздействие среды на личность ребенка дошкольного возраста, и полагал, что среда - это соединение внешних условий и процессов внутреннего развития.

В качестве форм правового воспитания в дошкольном возрасте выступают:

1.Игровая деятельность. Т.к. ведущая деятельность в дошкольный период - это игра, то соответственно это будет и более эффективным способом взаимодействия с ребенком и передачи информации для, а также и проработка знаний на практике в игровом виде. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованная деятельность и т.д.

2.Культурно-досуговая деятельность. Это может быть, как отдых, культурные мероприятия, отдых и прочее.

.Познавательная деятельность. Это может быть ознакомительные занятия, беседы, тренинги и др.

В нашей работе мы рассмотрим такую форму правового воспитания, как этическая беседа.

Этическая беседа - это взаимодействие воспитателя и воспитанников в процессе системного и последовательного обсуждения. Такая форма общения отличается от рассказа или пояснении чего-либо. В форме этической беседы активность проявляют обе стороны: воспитатель и воспитанники. Одна из отличий беседы заключается в том, что воспитатель присушивается к мнению воспитанников и учитывает его. Основные принципы этической беседы - равноправие и сотрудничество. Чаще всего предметом беседы выступают обсуждения нравственных, моральных, правовых проблем.

Для эффективности этической беседы следует учитывать некоторые критерии:

1.Наличие проблемы в выбранной темы для обсуждения. В ходе беседы дети и воспитатель должны задавать друг другу вопросы, выдвигать идеи, высказывать свое мнение.

2.Не должно быть жестких рамок в ходе беседы. План беседы должен быть составлен, учитывая возможность неких изменений и корректировок в процессе беседы.

.Активное участие всех участников процесса. Беседа отличается от лекции или урока тем, что говорит не только воспитатель, но и воспитанники.

.Предлагаемая тема и информация должна соответствовать уровню развития предполагаемой аудитории.

.В результате беседы должны быть учтены все мнения и идеи, нельзя кого-то из участников беседы обделить вниманием.

.Основная цель воспитателя помочь воспитанникам самостоятельно найти правильный вывод.

Обычно структура этической беседы состоит из освещения некоторых фактов по заданной проблематике, проработка полученных знаний с участниками процесса, обобщение и формулировка вывода, рефлексия. Наполнение этической беседы усложняется постепенно. К примеру младшие дошкольники не смогут самостоятельно свершить умозаключение, а старшие наоборот уже способны. В среднем продолжительность беседы с детьми в возрасте 4-5 лет 20 минут, с детьми в возрасте 6-7 лет беседа идет дольше 30-35 минут.

В результате систематического проведения этических бесед у дошкольников формируются следующие умения:

-Обнаружение нравственной характеристик в различных обстоятельствах;

-Умение дать оценку поведению и поступкам окружающих и собственных;

-Способность к умозаключениям;

Выбирая направление работы с детьми, используя различные формы и методы обучения и воспитания, воспитатель должен учитывать структуру, критерии, поставленные задачи и цели, для достижения сформированной нравственной личности дошкольника.

Изучение научной литературы показало, что правовое сознание является одной из форм индивидуального сознания и группового сознания. По своей структуре правосознание представляется сложным механизмом, имеющим определенные свойства, функции, особенности и закономерности. Рассмотрев все элементы правового сознания и этапы его становления, мы можем сделать вывод, что начало его формирования проходит в период дошкольного возраста, т.к. в этот период идет активное развитие личности.

Особенности развития и формирования правосознания у детей выражаются в сложности структурирования схемы взаимодействия с ребенком, т.к. правовое представление формируется у детей посредством общения с родителями и сверстниками.

Так же мы изучили критерии правовых представлений, которые помогают оценить уровень развития правового сознания у ребенка в целом, а также выявить существующие проблемы в его правосознании.

Правовое воспитание - это формирование у человека правовой культуры и активного правомерного поведения посредством постоянного воздействия на него. Объектом воздействия в правовоспитании выступает правовое сознание. Правовое воспитание является сложным механизмом, имеющим ряд элементов: субъект, объект, содержание, методы и формы правового воспитания. Формами правового воспитания являются: правовое образование, правовая пропаганда с использованием СМИ, Интернет-ресурсов, искусства и литературы, правовое самовоспитание.

Методами правового воспитания выступают: поощрение, наказание, принуждение, профилактика, предупреждение и др. Выбор использования того или иного метода правового воспитания зависит от обстоятельств, в которых находятся участники данного процесса.

Изучение научной литературы показало, что правовое сознание начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. И для обеспечения успешного результата правового воспитания следует соблюдать его принципы.

Для успешной реализации правового воспитания и получение нужного результата в виде правового сознания, нужно учитывать процесс создания психолого-педагогических условий. В дошкольном возрасте педагогические условия состоят: в развитии и повышении правовой компетентности воспитателя, в просвещении родителей о правах ребенка и о правовом воспитании в семье, в создании развивающей среды в ДОУ.

В качестве формы правого воспитания в психолого-педагогических условиях мы выбрали этическую беседу - это взаимодействие воспитателя и воспитанников в процессе системного и последовательного обсуждения. Основными принципами данной формы правового воспитания выступает: равноправие и сотрудничество.

2. Практическое исследование психолого - педагогических условий становления правового сознания в дошкольном возрасте

2.1 Описание эмпирического исследования и результаты контрольного эксперимента

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе: ГБОУ «Гимназия №1519» Дошкольное отделение №5 города Москвы.

В исследовании участвовали дети из подготовительных групп №3 (20 человек) и №5 (20 человек), в количестве 40 человек. В качестве экспериментальной выступила группа №5, а контрольной была группа №3. Исследование проводилось в течении 6 недель на основе учебно-методического пособия С.А. Козловой «Мы имеем право» и по программе повышения социально-правовой компетентности детей «Сто тысяч «Я» для детей старшего дошкольного возраста Т.В. Воронковой.

Исследовательская работа состояла из трех этапов:

I.Констатирующий этап.

На этом этапе мы проводили наблюдение за дошкольниками (см. Приложение 1). Так же мы выявили уровень правового сознания у детей в данных группах. Результаты показали нам уровень сформированности представлений у дошкольников о обязанностях и правах человека, так же выявлен уровень понимания правил поведения в ДОУ, дома и в обществе в целом, так же мы узнали уровень интереса относительно правового вопроса.

На данном этапе использовался метод «Незаконченных предложений», адаптированный С.А. Козловой под выявление уровня правовой воспитанности (см. Приложение 2), а также проведен опрос по С.А. Козловой для выявления уровня представлений детей о правах и обязанностях (см. Приложение3).

II.Формирующий этап.

На этом этапе была произведена работа с детьми направленная на улучшение уровня их правового сознания, посредством улучшения их правовой воспитанности и их уровня представлений о правах и обязанностях. Непосредственно такая работа была осуществлена в процессе проведения комплекса этических бесед с детьми дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения, совместно с воспитателями группы во избежание некомфортной среди для детей с низким уровнем коммуникации и доверия.

III.Контрольный этап.

По завершению программы этических бесед, было проведено повторное наблюдение и диагностирование детей, для выявления наличия изменений в поведении и знаниях ребенка. Полученные данные показали нам динамику развития правового сознания в психолого-педагогических условиях этической беседы. Также был произведен сравнительный анализ полученных данных в начале и в конце исследования. После чего была выявлена динамика и степень изменения поведения и правового сознания у детей. А также выявлены повторные показатели их правовой воспитанности и их уровня представлений о правах и обязанностях. После проведенного анализа, на основе полученных данным был сделан вывод о проделанном исследовании, и подтверждении гипотезы.

Исходя из поставленного плана действий нашего исследования, перейдем к первому этапу - констатирующему. Для начала юыло проведено наблюдение за детьми в обеих группах в процессе деятельности. Мы смотрели на поведение детей на сколько оно соответствует нормам правового поведения, этики, морали, норм поведения. Существуют ли у детей какие-либо правовые знания, которые так же отражают их правовую осведомленность и культуру. После наблюдения, мы провели опрос С.А. Козловой на выявление правовых знаний.

По результатам наблюдения, было обнаружено, что, некоторые знания относительно прав, дети знают, но, однако, применяют их, только относительно себя. Относительно окружающих детей их правовые познания не применяются. Основными требованиями относительно себя у детей были:

-чтобы к ним обращались по имени,

-чтобы не брали их личные вещи,

-чтобы делились общими вещами,

-чтобы их слушали, чтобы им не мешали играть и др.

Исходя из этого, мы выявили необходимость произведения составленной нами программы.

С детьми из групп №3 и №5 в доступной форме был проведен опрос С.А. Козловой, направленный на выявление уровня представления детей о правах и обязанностях. В результате опроса было выявлено, что в группе №3, контрольной группе, 30% (6 чел.) детей обладают высоким уровнем представления о правах и обязанностях, 40% (8 чел.) детей обладают средним уровнем, и 30% (6 чел.) детей обладают низким уровнем.

Так же мы получили результаты и по экспериментальной группе, группе №5. Опрос С.А. Козловой показал, что высоким уровнем представления о правах и обязанностях обладает 25% (5 чел.) детей, средним уровнем 35% (7 чел.), и низким уровнем 40% (8 чел.).

Далее мы провели методику «Незаконченные предложения», которая показала нам степень правовой воспитанности детей. После мы интерпретировали результаты, что показало: в контрольной группе 15% (3 чел.) детей показали высокий уровень правовой воспитанности, 40% (8 чел.) показали средний уровень, и 45% (9 чел.) детей показали низкий уровень.

После интерпретации результатов экспериментальной группы, было выявлено, что 15% (3 чел.) детей показали высокий уровень правовой воспитанности, 30% (6 чел.) детей показали средний уровень, и 55% (11 чел.) показали низкий уровень.

В результате проведенного опроса С.А. Козловой и методики «Незаконченные предложения» С.А. Козловой, а также наблюдения за обеими группами, мы сделали первичный вывод.

Отсутствие элементов правового воспитания влечет за собой правовую безграмотность и низкий уровень развития правового сознания. Результаты, полученные на первичном диагностировании, показали, что в группе №3 преобладал средний и низкий уровень развития правового сознания, а на высокий уровень приходились маленькие показатели. В группе №5 просматривалась другая картина показателей и их соотношения. В группе №5 преобладал низкий уровень развития правового сознания, высокий уровень относился к меньшинству, и средний показатель показали дети с средним уровнем развития правового сознания.

Наблюдение, опрос С.А. Козловой и методика «Незаконченных предложений» С.А. Козловой показали такие результаты, исходя из которых, мы сделали вывод о необходимости проведения этических бесед с дошкольниками по формированию у них правового сознания. На основе нашего вывода переходим ко второй части нашего исследования, переходим к формирующему этапу.

В подготовительной группе №5 (20 человек в группе: 10 мальчиков и 10 девочек) был проведен комплекс этических бесед, взятых из учебно - методического пособия С.А. Козловой. Беседы проводились 1 раз в неделю на протяжении пяти недель, в итоге мы провели 5 этических бесед, каждая из которых длилась по 35 - 40 минут. В процессе этических бесед так же участвовали два воспитателя в роли помощников.

Для правового образования дошкольников был проведен комплекс этических бесед по формированию правового сознания, основанный на учебно - методическом пособии С.А. Козловой и программе повышения социально - правовой компетентности детей «Сто тысяч «Я» для детей старшего дошкольного возраста Т.В. Воронковой.

Цель проведения комплекса этических бесед: формирование у дошкольника правовой воспитанности, комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Задачи:

·создать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения;

·способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

·создать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

·развивать коммуникативную компетентность ребенка;

·развивать социальные навыки;

·формировать правовое сознание детей.

Принципы построения и реализации комплекса этических бесед:

·принцип учета индивидуальных особенностей детей;

·принцип доверительного стиля и искренности в общении;

·принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов;

·принцип системности и последовательности;

·принцип повторения и наглядности;

·принцип обратной связи.

Ожидаемые результаты после проведения комплекса этических бесед:

·знания детей о своих правах и обязанностях;

·оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности;

·оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права;

·умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права;

·сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности;

·умение соблюдать запреты и исполнять обязанности. Содержание комплекса этических бесед:

Программа призвана сформировать у дошкольника высокий уровень правовых знаний и убеждений; умение строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе уважения и равноправия. Полнота самоуважения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольника.

Используемые методы: наглядные, словесные, игровые.

Используемые приемы:

·художественное слово;

·дидактические игры;

·проблемные ситуации;

·игры на взаимодействия;

·отгадывание загадок;

·упражнения на координацию движения. Комплекс этических бесед состоит из:

1.Тема 1. «Право на имя»

Задачи:

1)Познакомить детей с правом каждого человека на имя.

2)Развивать у детей внимание, память, мышление.

)Стимулировать творческое самовыражение.

)Формировать у детей позитивное отношение к своему «Я».

)Дать детям почувствовать значимость собственного имени.

)Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.

2.Тема 2. «Право на семью»

Цель: Дать представление о важности права на семью и заботу со стороны родителей.

Задачи:

1)Познакомить детей с правом каждого человека на семью.

2)Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные.

)Развивать познавательные интересы, логическое мышление.

)Закрепить представление о родственных связях.

5)Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

6)Формировать представления о составе семьи.

3.Тема 3. «Декларация прав ребенка»

Декларация прав ребенка - это документ, созданный Организацией Объединенных наций с целью обеспечить детям счастливое детство и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а так же добровольные организации, местные власти и правительство к тому, чтобы они признали и стали соблюдать права детей, путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с принципами конвенции. Детям нужно знать о существовании такого документа.

Цель: Формирование правосознания и правового поведения. Задачи:

1)Сообщить о наличии в мире важного документа под названием «Декларация прав ребенка».

2)Расширить знания детей о правах, как о правилах, по которым живут люди.

3)Развивать у детей чувство самоуважения и собственного достоинства.

4)Развивать у детей осознание каждого человека, как индивидуальности.

5)Формировать осознанное отношение к правам.

6)Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

4.Тема 4. «Знакомство детей с правом на игру»

Цель: Сформировать правильное представление детей о праве на игру. Задачи:

1)Познакомить детей с правом каждого ребенка на игру;

2)Учить сопоставлять свои права и права других людей;

3)Закреплять знания дошкольников об их правах и обязанностях

4)Объяснить, что все люди обладают правами и должны исполнять определенные обязанности, которые возлагают на них эти права.

5)Познакомить детей с важным правом каждого человека на отдых;

5.Тема 5. «Право на образование»

Цель: Дать представление о важности права на образование. Задачи:

1)Познакомить детей с правом каждого человека на образование.

2)Повысить мотивацию обучения.

3)Активизировать познавательный процесс.

)Показать детям необходимость получения образования.

)Прививать и воспитывать любовь к знаниям.

Вся запланированная работа способствовала тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовали разнообразные методы и приемы: сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, видео), решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя, дидактические игры, беседа. Форма занятий подвижная и менялась в зависимости от поставленных задач. Занятия включали нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Большую часть времени уделяли сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим заданиям, беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие. В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использовали устный народный фольклор, шутки, мультфильмы. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

На формирующем этапе мы произвели комплекс занятий с детьми группы №5 в форме этической беседы. Данные мероприятия проводились 1 раз в неделю на протяжении пяти недель.

Целью контрольного эксперимента - выявить на сколько увеличились показатели уровня развития правового сознания у детей из групп №3 и №5 ГБОУ «Гимназия №1519» Дошкольное отделение №5 города Москвы. Выяснить как изменилось их поведение, соответствует ли оно моральным, этическим и правовым нормам. Увидеть изменения в взаимоотношениях детей, в их общении. Выявить как изменилась их база правовых знаний, и как они их применяют на практике в повседневной жизни.

На контрольном этапе исследования мы провели тот же опрос С.А. Козловой, что и на констатирующем этапе. Так же мы провели методику «Неоконченных предложений» С.А. Козловой также, как и в первый раз. Кроме этого мы произвели повторное наблюдение за детьми.

В результате наблюдения мы установили, что дети из экспериментальной группы стали относится друг к другу более уважительнее, дети научились оперировать своими правовыми знаниями, научились адекватно оценивать свои и чужие поступки, исходя и правовых норм, и правил, что так же отметили воспитатели и нянечки группы. Конфликтность в группе снизилась. Так же дети стали вести себя более культурно, демонстрируя свою моральную, эстетическую и правовую культуру. А в контрольной группе обстановка не изменилась.

Теперь рассмотрим полученные результаты в ходе контрольного этапа по экспериментальной и контрольной группам по опросу С.А. Козловой. После обработки результатов контрольной группы детей, никакой динамики не было обнаружено, что подтвердилось одинаковыми результатами на констатирующем и контрольном этапах. А в результате интерпретации результатов экспериментальной группы мы получили результаты, которые показали, что теперь 50% (10 чел.) детей показали высокий уровень представлений о правах и обязанностях, 40% (8 чел.) средний уровень, и 10% (2 чел.) низкий уровень.

Теперь сравним результаты экспериментальной группы, полученные на констатирующем и контрольном этапе по опроснику, выявляющему уровень представления детей о правах и обязанностях.

Теперь рассмотрим полученные результаты в ходе контрольного этапа по экспериментальной и контрольной группам по методике «незаконченные предложения». После обработки результатов контрольной группы детей, никакой динамики не было обнаружено, что подтвердилось одинаковыми результатами на констатирующем и контрольном этапах. А в результате интерпретации результатов экспериментальной группы мы получили результаты, которые показали, что теперь 40%(8 чел.) детей показали высокий уровень представлений о правах и обязанностях, 45%(9 чел.) средний уровень, и 15%(3 чел.) низкий уровень.

Теперь сравним результаты экспериментальной группы, полученные на констатирующем и контрольном этапе по методике «незаконченных предложений», выявляющему уровень правовой воспитанности детей.

Проанализировав данные, полученные из контрольной группы (группа детей №3), мы получили результаты, подтверждающие отсутствие изменений в правовом сознании детей. Просмотрев результаты экспериментальной группы, мы увидели растущую динамику повышения уровня правового сознания. Данные результаты позволяют сделать вывод, что без проведения комплексной работы с группой №3, показатели диагностирования не изменились. В результате чего не замечены улучшения в общей атмосфере группы, улучшения показателей взаимодействия и общения детей друг с другом и улучшения в общей картине поведения.

Сравним результаты контрольной и экспериментальной группы. На контрольном этапе по опроснику. Уровень представления детей о правах и обязанностях в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что подтверждает эффективность проведенной работы на формирующем этапе.

Сравним результаты контрольной и экспериментальной группы. На контрольном этапе по методике «незаконченные предложения». Уровень правовой воспитанности детей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, что также подтверждает эффективность проведенной работы на формирующем этапе.

Итак, нами выявлено, что до эксперимента уровень правового сознания в обеих группах были практически одинаково выражены: преобладанием низких и средних показателей по уровню правовой воспитанности детей и по уровню представлений о правах и обязанностях детей. Сравнивая итоги работы по формированию правового сознания детей, отмечается положительная динамика эффективности данной работы. После эксперимента уровень контрольной группы существенно не изменился, а в экспериментальной группе возросли высокие и средние показатели, а низкие показатели уменьшись, что говорит о улучшении уровня правового сознания детей.

В завершении нашего исследования, можно сказать, что этическая беседа является одним из эффективных форм сознания благоприятных психолого - педагогических условий становления правового сознания в дошкольном возрасте. Проведенная работа по развитию правового воспитания и представлений детей о правах и обязанностях показала результаты положительные. База правовых знаний детей из экспериментальной группы значительно пополнилась, что отражается в их поведении, общении со взрослыми и сверстниками.

Данное исследование показало, что усвоение основных перечней своих прав и внимательное отношение друг к другу, проявление заботы об окружающих, оказывание помощи и поддержки, стало более приоритетным. Появление чувства правосознания выявляется в устной речи и в обращении к сверстникам и взрослым, в появлении умения анализировать и делать выводы.

В процессе осознания своих правовых возможностей и обязательств у ребенка дошкольного возраста утверждается жизненный статус, который проявляется в поступках, чувствах и общении ребенка.

Заключение

правовой дошкольный сознание

Проблемой правового сознания занимались многие современные ученые в области психологии и педагогики. Правовое сознание является одной из форм сознания личности и выступает результатом социализации личности.

Для формирования правосозания необходимо учитывать его особенности. Кроме того, нужно учитывать сложность структуры данного сознания. Дошкольный возраст является благополучным периодом для начала развития правового сознания, обусловлено это тем, что именно в этот период у человека начинает формировать база его правовых знаний, в результате чего формируется нравственная и социальная сторона личности.

Инструментом формирования правового сознания является правовое воспитание. Это сложный механизм, имеющий свою структуру с определенными элементами. Для реализации правового воспитания существует ряд форм. Данные формы правового воспитания являются элементами психолого-педагогических условий становления правового сознания.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.Мы раскрыли сущность правового сознания в дошкольном возрасте.

Правовое сознание, во-первых, является одной из форм сознания индивидуального сознания, а так же и формой общественного сознания; во-вторых, оно отвечает за усвоение, содержание и применение общих правовых и социальных норм поведения и взаимодействия в обществе, для формулировки данного понятия мы опирались на определения из психологического словаря А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и В.В. Лазарева. Существуют некоторые виды правового сознания: индивидуальное, групповое и массовое. Можно выделить три элемента правосознания: установки, правовые знания и отношение к праву. Именно эти элементы влияют на целостность и оригинальность правового сознания. Особенностями развития правового сознания в дошкольном возрасте являются критерии выявления уровня правовых представлений у дошкольников: оценочный или чувственно-правовой, когнитивный или интеллектуально-правовой, поведенческий или деятельностно-правовой, личностно-правовой. Правосознание формируется посредством общения ребенка и взрослого, а также посредством взаимодействия, и при общении со сверстниками, в процессе этого общения дети учатся выстраивать взаимоотношения, решать конфликты.

2.Описали особенности правового воспитания в дошкольном возрасте.

Правовое воспитание понимается как формирование у человека правовой культуры и активного правомерного поведения посредством постоянного воздействия на него. Главной задачей правового воспитания является формирование правового сознания. Правовое воспитание является сложным механизмом, имеющим ряд элементов: субъект, объект, содержание, методы и формы правового воспитания. Формами правового воспитания являются: правовое образование, правовая пропаганда с использованием СМИ, Интернет - ресурсов, искусства и литературы, правовое самовоспитание. Правовое воспитание в дошкольном возрасте состоит из трех последовательных компонентов: передача информации, отработка знаний на практике, самостоятельная деятельность. Существуют различные формы правового воспитания в дошкольном возрасте: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованная деятельность и т.д.), культурно - досуговая деятельность (отдых, культурные мероприятия, отдых и т.д.), познавательная деятельность (ознакомительные занятия, беседы, тренинги и др).

3.Разработать и провести эмпирическое исследование по становлению правового сознания в дошкольном возрасте.

Опытно - экспериментальной базой нашего исследования было: ГБОУ «Гимназия №1519» Дошкольное отделение №5 города Москвы. В исследовании приняли участие 40 дошкольников в возрасте 6-7 лет. Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. Для решения данной задачи, мы составили комплекс этических бесед, основанный на учебно-методическом пособии С.А. Козловой и программе повышения социально-правовой компетентности детей «Сто тысяч «Я» для детей старшего дошкольного возраста Т.В. Воронковой. Для диагностирования уровня правового сознания на констатирующем и контрольном этапах нашего исследования были взяты адаптированные опросник и метод «незаконченных предложений» из учебно-методического пособия С.А. Козловой.

На констатирующем этапе с помощью опросника С.А. Козловой мы выявили, что в группе №3, контрольной группе, 30% (6 чел.) детей обладают высоким уровнем представления о правах и обязанностях, 40% (8 чел.) детей обладают средним уровнем, и 30% (6 чел.) детей обладают низким уровнем, а в экспериментальной группе высоким уровнем представления о правах и обязанностях обладает 25% (5 чел.) детей, средним уровнем 35% (7 чел.), и низким уровнем 40% (8 чел.). По результатам проведенной методики

«Незаконченные предложения» С.А. Козловой в контрольной группе 15% (3 чел.) детей показали высокий уровень правовой воспитанности, 40% (8 чел.) показали средний уровень, и 45% (9 чел.) детей показали низкий уровень, в экспериментальной группе 15% (3 чел.) детей показали высокий уровень правовой воспитанности, 30% (6 чел.) детей показали средний уровень, и 55% (11 чел.) показали низкий уровень.

До эксперимента уровень правового сознания в обеих группах были практически одинаково выражены: преобладанием низких и средних показателей по уровню правовой воспитанности детей и по уровню представлений о правах и обязанностях детей. В результате работы по формированию правового сознания детей, отмечается положительная динамика эффективности данной работы. После эксперимента уровень контрольной группы существенно не изменился, а в экспериментальной группе возросли высокие и средние показатели, а низкие показатели уменьшись, что говорит о улучшении уровня правового сознания детей.

Таким образом цель исследования достигнута, а гипотеза исследования: психолого-педагогическими условиями становления правового сознания в подростковом возрасте являются:

-применение метода этической беседы;

-систематическое проведение работы по формированию правового сознания;

-учет возрастных особенностей дошкольного возраста;

-повышение уровня правового воспитанности детей;

повышение уровня представления детей о правах и обязанностях. подтвердилась.

В дальнейшем в рамках изучаемой проблемы можно рассмотреть гендерные особенности становления правового сознания в дошкольном возрасте.

Список литературы

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

2.Астахов П.А. детям о праве: ты гражданин своей страны: Дорога, улица, семья, школа, отдых, магазин - Москва: Эксмо, 2010 - 608 с.

.Баранова П.П.; Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания - Ростов-на - Дону: СКАГС, 1999 - 80 с.

.Богацкий Б.М. Защитник детей: история из жизни Януша Корчака/ Томек Богацкий - Москва: текст книжки, 2011 - 32 с.

.Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»: Правовое образование дошкольников. №4, 2002 - с. 77,

.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие - Москва: Мозаик-сити, 2011 - 80 с.

.Вербицкий Н.П. диссертация на тему: Теоретические вопросы правового воспитания школьников - Москва, 1987 - 212 с.

8.Виноградова А.М. Воспитиание сочувствия // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980. - с. 22-23.

9.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №7. - 77 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология, глава «Моральное поведение», М., 1991 - с. 249.

11.Герасимов Д. Каждый имеет право/ Д. Герасимов - Обучение. Образование. Ребенок. Ученик - 2011 - №5 - 28-29 с.

12.Гербарт И.Ф. Психология / Учебник психологии. Спб., Изд. Редакции журнала «Пантеон литературы», 1895. - 278 с.

. Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте // Педагогическое образование в России. 2011. №4. - С. 163.

. Жукова Р.А. Правовое воспитание - Волгоград: ИТД «Корифей» - 112 с.

15Земляченко Л.В. Гражданско-правовое воспитание младших школьников в контексте традиционной культуры региона. - Журнал6 Известия высших учебных заведений. Поволжский район. Гуманитарные науки

№2/ 2009. - №2. - С. 85-94.

16Ковардакова М.А.; Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. Методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 80 с.

17.Козлова С.А. Мы имеем право [учебно-методическое пособие для педагогического коллектива дошкольных учреждений] / С.А. Козлова - Москва: Обруч, 2010 - 207 с.

18.Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. - в 2-х тт. - Т.1. - М.: Педагогика, 1982 - 656 с.

.Коменский Я.А.: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. В сокращ.). М: Карапуз, 2009 - 288 с.

20Корниенко Н.А. Правовое сознание - основа эмоционально - нравственного развития личности: Формирование правовой системы России. - Новосибирск: Наука, 1997. - 54 с.

21Косникова А.А., Косникова В.Р. Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека //

Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - 951-955 с.

22Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1973. -288 с.

23. Крупская Н.К. О Педагогические сочинения: в 11 т. / Под ред. Н.К. Гончарова [и др.]. - Т.6. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. - 464 с.

. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. СПб., 1910 - 221 с.

25.Локк Джон. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 319 с.

26.Майданкина Н.Ю., Ковардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 200 с.

.Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: 1968. - 300 с.

.Миханев М.Д. статья: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

.Назаренко Г.В. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Познавательная книга плюс, 2008. 176 с.

.Нищева Н.В. Детство [примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования] - Москва: «Детство пресс», 2013 - 528 с.

.Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.

.Парамонова Л.А. Истоки [примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования] - Москва: «ТЦ Сфера», 2015 - 320 с.

.Петров В.И.; Стульник Т.Д. Этическая беседа с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Для педагогов и методистов - Москва: Мозаик-сити, 2012 - 8 с.

.Пиаже ж. Моральные суждения у ребенка.: пер. с фр. М.: Академический проект, 2006. - 480 с.

.Пирагов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Вступ ст. В. 3. Смирнова. - М.: Изд-во Аккад. пед. наук. РСФСР, 1952. - 702 с.

.Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

.Правовое сознание личности: [учеб. пособие] / Р.Р. Муслумов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 84 с.

. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. - 494 с.

39.Пыжьянова Л.Г. Права ребенка // Журнал «Ребенок в детском саду». - 2003. - №5. - С. 46-48.

40.Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 488 с.

.Рябко И.ю Ф. Основы правовой педагогики. Ростов-на-Дону, 1973. - 157 с.

. Соколов Я.В. Нравственно-правовое воспитание школьников. М.: 1984. - 39 с.

43.Субботский Е.В. Золотой век детства. - М.: 1981. - 95 с.

44.Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка. - Вопросы психологии, 1979, №3, 47-55 с.

45.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. М.: Педагогика, 1981 - Т.3. -530 с.

.Счастливый ребенок [программа воспитания и образования дошкольников по образовательным областям] / Козлова С.А. - М.: «Школьная пресса», 2012 - 288 с.

.Счастная А.М. По ступенькам нравственности: о воспитании старших дошкольников в семье - Минск.: Нар. Асвета, 1990. - 63 с.

48Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

49Тишенко В.В. Основы советского права. Учеб. Пособие для проф.-техн. училищ. М.: Юридическая литература, 1973. - 191 с.

50.Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Л.: Худож. лит., 1979. - 336 с.

51.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

.Усачев А.М. Приключения маленького человека. М.: РИО «Самовар», 2005. - 7 с.

.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В. Запорожца. - М.: 1976 - 96 с.

.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. 4.1. / Собрание сочинений: в 11 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - Т.8. - 778 с.

.Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека диссертация кандидата наук - М., 2000 - 215 с.

. Шабельник Е.С. Право ребенка - М.: Вита-Пресс, 1997. - 56 с.

57.Шабельник Е.С.; Каширцева Е.Г. Ваши права! - Москва: Вита - Пресс, 1997 - 64 с.

58.Шорыгина Т.А. Беседа о правах ребенка - Москва: ТЦ Сфера, 2007 - 144 с.

59Щербинина О.С., Макарова Л.Ф., Ушакова Л.Е. Особенности правового воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология.

60Элементарные начала общей теории права. Право и закон, М.: КолосС. по д общей ред. Д-ра юрид. наук, проф. В.И. Червонюка. 2003. - 544 с.

61.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 359 с.

62.Яковлева Ю. Ваши права, дети - М.: 1992 - 128 с.

Похожие работы на - Правовое сознание в дошкольном возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!