Деятельность учреждения образования по развитию инновационной практики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,83 Кб
  • Опубликовано:
    2017-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность учреждения образования по развитию инновационной практики

Министерство образования Республики Беларусь

Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

Факультет руководящих работников и специалистов школ и дошкольных учреждений








Курсовая работа

Деятельность УО по развитию инновационной практики


Выполнил:

Булай Г.А.

Научный руководитель:

Савелова С.Б.




Минск 2017

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие инновационной практики учреждения образования как условие развития региона

.1 Развитие инновационной практики учреждения образования как актуальная социокультурная задача

.2 Сущность и содержание процесса развития инновационной практики учреждения образования

.3 Коллективный субъект управления как механизм развития инновационной практики в деятельности учреждения образования

Глава 2. Деятельность УО по разработке программы развития инновационной практики

.1 Согласование замысла (координация) инновационной деятельности учреждения образования как условие становления коллективного субъекта управления

.2 Изучение опыта работы учебных заведений - инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь

.3 Примерные критерии и показатели оценки работы инновационной школы

.4 Разработка программы развития инновационной практики учреждения образования

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В нашей стране целенаправленно решается самая главная задача - создание национальной системы образования и развитие национальной школы. За последние годы удалось сохранить и усовершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, создать базу разработки и издания учебников, расширить объём и спектр практико-ориентированных научно-педагогических исследований, стандартизировать содержание образования на всех её ступенях, укрепить национальный компонент в учебных планах и программах школы, осуществить значительные шаги в информатизации процесса обучения и усовершенствования системы воспитания.

Существуют факторы, которые в определённой степени содействуют процессам обновления школьного образования. Самое существенное - в системе школьного образования никогда не останавливаются инновационные процессы, а значит, не останавливается и её развитие.

Как известно, изменения в школах осуществляется по трём направлениям: изменение структуры общего среднего образования, обновление его содержания, внедрение современных педагогических технологий. По каждому из них определён конкретный алгоритм действий, который предусматривает постановку целей, проектирование, разработку, экспериментальную отработку, внедрение.

Инновационная педагогика требует замены парадигмы воспитания и образования. Парадигма (от греч. paradigma - образец, эталон) - господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадёжно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

Систему организационно-педагогической поддержки развития инновационной практики учреждений образования в Республике Беларусь вопросы теории и практики педагогических инноваций, а также повышение квалификации и переподготовку руководящих работников и резерва руководителей образования осуществляют Академия последипломного образования (АПО), Республиканский институт высшей школы (РИВШ), Республиканский институт профессионального образования (РИПО), Республиканский институт инновационных технологий БНТУ, 6 областных и Минский городской институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, Институт повышения квалификации кадров Белорусского государственного педагогического университета. Особое место в деле реализации государственных приоритетов инновационной политики в образовательной сфере принадлежит Национальному институту образования (НИО).

Исследованием инновационной практики занимались такие выдающиеся российские и зарубежные педагоги как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.П. Подласый, М.М. Берулаева, В.С. Гиршович, М.М. Поташник, В.С. Лазарева, Б. Коротяев, В. Кумарин, Г.П. Щедровицкий, У. Глассер, К. Роджерс. Сложность и многоаспектность проблемы инноваций обуславливает множественность понимания её сущности, природы, структуры, а также функций инновационного развития системы образования.

Проблемы инновационной практики УО освещали в своих работах белорусские учёные Г.Д. Дылян, С.С. Кашлев, А.И. Жук, А.В. Воронов, С.А. Крупник, В.В. Мацкевич, А.А. Глинский, О.И. Тавгень, А.И. Добриневская, В.А. Янчук и другие.

Многие исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что инновационные процессы в системе образования являются управляемыми процессами создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств, рассматриваемых в единстве.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие инновационных процессов подчинено общим закономерностям развития системы образования Республики Беларусь и направлено на реализацию задач развития учреждения образования через становление и организацию деятельности коллективного субъекта управления.

Объект исследования: развитие инновационной практики учреждения образования в интересах реализации государственных программ.

Предмет исследования: деятельность коллективного субъекта управления по обеспечению развития инновационной практики учреждения образования.

Цель: Разработать Программу деятельности коллективного субъекта управления в интересах развития инновационной практики учреждения образования.

Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Задачи исследования:

. Определить ведущие тенденции развития инновационной практики учреждения образования.

2. Сформировать теоретическое представление о сущности и содержании процесса развития инновационной практики учреждения образования.

. Выявить факторы успешности процесса развития инновационной практики в деятельности учреждения образования.

. Разработка программы деятельности коллективного субъекта управления в интересах развития инновационной практики учреждения образования , включающей согласование замысла инновационной деятельности; изучение опыта работы учебных заведений - инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь.

Глава 1. Развитие инновационной практики учреждения образования как условие развития региона

.1 Развитие инновационной практики учреждения образования как актуальная социокультурная задача

Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, например, технологическая политика США направлена в том числе на:

создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции;

поощрение развития коммерциализации технологий;

инвестирование и создание технологий 21 века.

В странах ЕС стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и всё в большей степени становится общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках даёт возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счёт расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей.

Стратегической линией стран - членов Европейского союза в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях включающих:

создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий;

введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определённые льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим инновационную продукцию;

поддержку малых и средних предприятий в целях правовой защиты технологий и продукции;

повышение инновационной компетенции кадров.

Производственно-технологический сектор мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию глобальным. Производство высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции стали для большинства развитых стран важнейшей экономической моделью и локомотивом экономического роста.

Особенность нашей республики заключается в том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование которой в сложившихся экономических условиях не эффективно. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба.

Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга, недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные возможности финансовой поддержки государства, неразвитость финансово-кредитной системы. В республике отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Другими словами, республика ещё не достигла состояния инновационной восприимчивости. Об этом свидетельствует численность малых предприятий, занимавшихся реализацией научно-технических разработок. Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере малого предпринимательства Беларуси означает, что наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.

Наукоёмкость ВВП в республике находится на очень низком уровне - 0,81 %, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2-3 %.

В республике сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации, тем самым возникает опасная тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах ЕС ежегодно обновляется до 30 % продукции, в то время как в Беларуси - 3 % [2, C.5].

Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка Национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.

Основными задачами государства в области инновационной практики являются:

формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей её активность;

финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и преумножения инновационного потенциала республики;

формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

1.2 Сущность и содержание процесса развития инновационной практики учреждения образования

«Сущность инновации составляет инновационная деятельность, а содержание - процесс создания, распространения и использования практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [15, С. 47]. Таким образом, инновация не только процесс, ни и конечный результат творческого труда, получающий реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного процесса.

Цели инновационной деятельности включают:

улучшение качества жизни отдельных индивидуумов;

Применительно к системе образования: данная цель - повышение качества образования выпускников школы, которое возможно лишь, которое возможно лишь посредством умелого управления позитивными переменами в школе.

Инновации могут быть представлены в различных формах: открытие, изобретение, патент техническая документация, технология методика. Внешне материалы инновационной деятельности могут быть оформлены в текстах, в виде веб-сайта, видеофильма, портфолио, статьи, методических рекомендаций и т.п.[16, С. 274 ].

Процесс перехода управляемой системы из наличного состояния в новое представляет собой, в соответствии с «жизненным циклом образовательной инновации», поэтапное прохождение следующих организационных действий [17, С.12]:

)рождение (генерирование) инновационной идеи;

)разработка инновации в форме инновационного проекта;

)экспертиза проекта;

)получение разрешения от вышестоящего органа на внедрение инновации;

)перевод наличной системы в новое состояние;

)экспертиза и оценка результатов внедрения инновации.

В.И.Слободчиков отмечает, что «инновационная деятельность - это деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся норм практики либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям»[12, С.7 ]. Инновационной деятельностью нужно заниматься, если присутствует «вектор институализации» - организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в меняющейся практике.

Реализация управленческих и педагогических нововведений - переход образовательной системы из одного состояния в другое - осуществляется посредством процедуры проектирования, которое понимается как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств деятельности.

Предмет проектирования - это создание условий (средств, механизмов) шага развития образования, перехода её из одного состояния в другое. В процессе проектирования нужно мысленно сконструировать желаемое будущее. Практическая реализация проекта есть целенаправленная деятельность по поиску и созданию ресурсов, необходимых чтобы переход оказался возможным и реализуемым.

Таким образом, важно определить последовательность этапов в инновационном развитии школы, т.е. осуществления перехода из наличного в новое состояние.

.Концептуализация инновационного развития, которое состоит из:

определения общего образовательного смысла проекта, целей его реализации, описания желаемого будущего и наличного положения дел;

определения основных направлений действий и способов их координации, общих способов достижения стратегических целей проекта;

прогнозирования образовательных и социокультурных последствий реализации проекта.

. Программирование последовательных действий с указанием времени их осуществления. В программе указываются задачи по разрешению проблем и способы их разрешения, а также существующие и необходимые ресурсы.

3. Планирование действий. Здесь обозначаются конкретные действия, исполнители, промежуточные результаты работы.

. Практическая реализация проекта, которая предполагает целенаправленное формирование различного рода ресурсов. Этот этап включает следующие шаги:

погружение участников инновационного проекта в единое смысловое поле, границы которого задаёт исходный замысел. На этом шаге происходит самоопределение участников проекта в отношении целей, ценностей, профессиональной позиции. Важно обеспечить принятие всеми участниками концептуальных оснований проекта. Таким образом, вырабатывается волевой ресурс к его осуществлению;

выращивание жизнеспособной общности людей - реализаторов проекта, которая способна к «деятельностной кооперации» - получение организационного ресурса;

соорганизация «держателей» проекта и организация инновационной деятельности.

. Рефлексивное оформление, экспертиза последствий воплощения проекта и соотнесение их с первоначальным замыслом.

Существует несколько оснований для классификации образовательных инноваций.

По направлению образовательной деятельности инновации делятся на педагогические (дидактические и воспитательные) и организационно-управленческие. В качестве иллюстрации можно привести список инноваций, которые в настоящее время вводятся в учебных заведениях, обеспечивающих получение общего среднего образования [Приложение М].

Содержание таблицы свидетельствует о существовании множества одновременно внедряемых в систему образования инноваций.

По масштабу применения образовательные инновации можно разделить на три группы:

) общесистемные - реализуемые в рамках всей образовательной системы страны (например, 5-дневная учебная неделя, 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся, новый учебный план для 11 -12-х классов 12-летней школы и т.п.);

) региональные (например, система дифференцированного обучения старшеклассников в Глубокском районе Витебской области);

) внутришкольные (изменение организационной структуры самого учебного заведения, мультипрофильное обучение, интегральная технология учебно-воспитательного процесса по физике и математике в старших классах школы, гуманистическая модель воспитания и т.п.)[16, С.278 ].

По глубине изменений инновации можно разделить на:

) частные, когда в системе меняется один или несколько элементов, но не затрагиваются целеценностные основы её функционирования и развития (например, в виде доски в классе используется экран с видеопроектором);

) системные, когда происходят изменения, которые влияют на все компоненты управленческой, дидактической или воспитательной системы ( например, в содержание образования включаются новые ценности или новые этические нормы).

Наряду с инновациями прогрессивными, которые ведут к развитию образовательной практики, выделяют и регрессивные, ухудшающие состояние дел.

По типу образовательного учреждения:

)для образовательных школ;

)для внешкольных учреждений;

)для дошкольных учреждений и т.п.

По степени воспроизводимости:

)воспроизводимые (они могут быть внедрены во многие образовательные учреждения);

)частично воспроизводимые (возможно заимствование отдельных элементов структуры или деятельности;

)невоспроизводимые (примером может быть лицей БГУ, модель которого является достаточно уникальной);

По источнику инновационной инициативы:

. Внутренние. На основе анализа ситуации, противоречий и проблем в деятельности школы, оценки влияния внешних факторов её директор, другой управленец или педагог выступают с инициативой о тех или иных изменениях в школьной организации или её отдельных сегментах. Ценность инноваций данного вида состоит, как правило, в более высокой мотивации персонала на осуществление нововведений. Пример: школа сама принимает решение о введении нового профиля обучения или об организации какого-либо варианта ученического самоуправления.

. Внешние. Здесь инновация предлагается или навязывается учебному заведению со стороны вышестоящих органов образования. К примеру, по указаниям министерства всем образовательным школам страны перейти на пятидневную учебную неделю.

Необходимость перемен может быть обусловлена внешними для школы и внутренними причинами. Внешние причины:

) проблемы развития национальной системы образования;

) ухудшение демографической ситуации в стране, которая вызвана резким падением рождаемости;

) необходимость интеграции в европейскую систему образования;

) изменение типа культурно-исторического наследования (будущее слабо измеряется прошлым);

) изменением типа и средств коммуникации людей;

) недостаточная способность экономики страны позволить себе всё более растущие социальные расходы и т.п.

Внутри самих школ возникают ситуации, которые также требуют перемен: неудовлетворённость результатами централизованного тестирования, школьного мониторинга качества образования; падение дисциплины; недостаточная социализация выпускников; проблемы со здоровьем учащихся; желание работников, включая директора, работать эффективнее и т.п.

В настоящее время обнаруживает себя ряд тенденций в образовании, которые напрямую связаны с образовательной инноватикой:

> наблюдается возрастание инновационного компонента в содержании и методах обучения. Эта закономерность - проявление общецивилизационных процессов интеграции науки и передовой практики, результат усиления конкуренции на рынке образовательных услуг;

> проявляет себя определённая переориентация педагогических нововведений с методов передачи знаний на методы развития учебных и социальных компетенций учащихся; с субъект-объектных отношений - на субъект-субъектные, с монологического обучения - на диалогическое;

> усиливается научно-методическая поддержка образовательных инноваций в учебных заведениях, что выражается в научном руководстве и консультировании школ учёными вузов и ИПК;

> возрастает число инновационных образовательных структур (учебных заведений нового типа, подразделений и т.п.);

> расширяется репертуар методов управления инновационным развитием образовательных систем;

> наблюдается переход от спонтанно-стихийных форм инноватики к управляемым инновационным процессам;

> возрастает роль инновационного образовательного менеджмента по сравнению с нормативным управлением;

> административные методы управления нововведениями уступают место экономическим методам стимулирования деятельности, что характерно в условиях рынка образовательных услуг;

> неизбежной платой за внедрение инноваций оказывается временная дестабилизация педагогического процесса (например, нарушается установленный в школе или классе порядок, снижается уровень обученности учащихся, возрастает их тревожность, возникает напряжённость в отношениях между школой и родителями);

> расширяется поле инновационной деятельности, что обусловливает увеличение псевдоноваторства и др. По мнению В.А. Янчука, «…необдуманная инновационная деятельность может привести, во-первых, к непредсказуемым последствиям и к неоправданным издержкам; во-вторых, к тиражированию моделей и технологических решений, имеющих внешнюю привлекательность в краткосрочной перспективе, но негативные последствия в перспективе долгосрочной; в-третьих, к непродуктивным затратам и так ограниченных материальных ресурсов» [18, С. 15].

Учёт перечисленных тенденций позволят оптимизировать планирование и осуществление инновационной деятельности. Тенденции носят устойчивый характер, что даёт возможность нам говорить о законах разворачивания инновационных процессов:

> закон необратимой дестабилизации педагогической среды. Этот закон констатирует тот факт, что любая инновация вносит в педагогическую среду необратимые изменения;

> закон обязательной реализации инновационных процессов: рано или поздно, стихийно или управляемо педагогическое изобретение будет осуществлено в реальной практике;

> закон стереотипизации педагогических инноваций: любая инновация постепенно становится общепринятой, трансформируется в рутинную, стереотипизированную деятельность.

1.3 Коллективный субъект управления как механизм развития инновационной практики в деятельности учреждения образования

Непосредственно функция управления состоит в видении проблем, системном исследовании ситуации и объекта, постоянном отслеживании и рефлексии, переформулировке целей функционирования и развития систем деятельности и самоопределении.

Инновации - это целенаправленные изменения, внесение нового, повышение эффективности. Инновационная практика- деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез.

Научно-инновационный потенциал системы образования Республики Беларусь определяется инновационной восприимчивостью и компетентностью педагогических и руководящих кадров, мотивацией и готовностью учёных создавать, осваивать и реализовывать всё лучшее и прогрессивное, что есть в науке и педагогической практике для повышения эффективности процесса и качества образования учащихся.

В качестве механизмов, определяющих степень научно-инновационного потенциала системы образования, выступают прежде всего уровень развития педагогической науки и готовность управленцев всех уровней внедрять её достижения в практику.

Образовательная политика сегодня направлена на высокое качество образования каждого ученика, на подготовку специалистов нового типа, сочетающих фундаментальные знания с актуальной компетентностью, так необходимой в современном информационно-технологичном мире.

Какова же сегодня инновационная практика в образовании, можно ли говорить об эффективности и влиянии на качество образования и на развитие системы образования?

Инновационная практика организуется на основе инструкции Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь. Проведена большая работа по инвентаризации инновационных площадок и определению социально-педагогической значимости и эффективности их деятельности, по сокращению их количества для обеспечения большей управляемости и качества.

Инструкция определяет порядок открытия и закрытия республиканских экспериментальных и инновационных площадок, уровень ответственности за результаты деятельности её организаторов и участников, а также примерную структуру экспериментального и инновационного проектов, подчёркивает роль научного руководителя эксперимента и научного консультанта инновационной деятельности.

Приказ Министра образования Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Беларуси ежегодно определяет количество и статус экспериментальных и инновационных площадок, их географию и направления деятельности. Так, в 2004/2005 учебном году согласно приказу № 858 Министра образования от 21.08.04 г. работает 15 экспериментальных и 166 инновационных площадок по соответственно 34 направлениям деятельности учебных заведений, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего и специального образования [14, С. 9].

Инструкция и Приказ Министра образования предусматривают научно-методическое обеспечение этой деятельности на всех её уровнях и этапах.

Научный консультант продумывает методологию инновационного проекта, стратегию его реализации в республике, коррекцию деятельности участников при выявлении проблем, а также обобщение, оценку опыта и результатов, готовит методические рекомендации для других учебных заведений.

На этапе организации и мониторинга инновационной деятельности целенаправленное научно-методическое и психологическое сопровождение осуществляет методическая служба района и непосредственно учебного заведения.

Методическая служба района определяет актуальность заявленной темы инновационной деятельности и степень готовности администрации и коллектива к её реализации. Для этого используются собеседования, диагностические интервью, проектные и экспертные семинары и т.п.

Удачной формой научно-методического сопровождения инновационной деятельности на уровне республики можно считать организацию постоянно действующего семинара.

Так, научными консультантами проекта Внедрение модели мультипрофильного обучения Н. Запрудским и А. Добриневской организован семинар, занятия которого проводятся 1-2 раза в четверть как на базе АПО, так и на базе инновационных площадок. Основная тематика этих семинаров - Пути и механизмы внедрения модели мультипрофильной школы во всех её аспектах - организационном, психологическом, дидактическом, валеологическом, управленческом [14, С.9].

Инновации во всех направлениях жизни стали сегодня требованием времени. Учиться управлению инновациями - не менее актуальная задача, учиться прежде всего поиску и отбору инновационных идей, проектированию и моделированию инновационных процессов, организации исследований и мониторинга их эффективности. Поиск путей, механизмов и алгоритмов внедрения новых идей требует и новых знаний и умений.

Всему этому можно научиться методом проб и ошибок, но лучше через систему повышения квалификации и самообразование.

Основными функциями системы повышения квалификации в реализации инновационной политики и организации инновационной практики являются:

координация инновационных поисков и процессов;

управление разработкой и внедрением инноваций;

поддержка педагогических инициатив;

подготовка руководителей и специалистов с высоким уровнем инновационного мышления и культуры, повышение их профессиональной компетентности;

организационно-педагогическое и научно-методическое сопровождение инновационной деятельности.

В Академии последипломного образования организованы целевые курсы для подготовки менеджеров инноваций.

Контингент слушателей - руководители и участники инновационной деятельности, занимающиеся вопросами разработки и реализации инновационных моделей, технологий, систем воспитания и управления.

Другим механизмом развития инновационной практики является создание системы управления качеством образовательного процесса и, в частности, системы управления качеством инновационных преобразований, т.е. управление качеством условий, качеством процесса и качеством результатов инновационной деятельности.

Основными критериями оценки состояния системы управления качеством инновационной деятельности являются: наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; информационно-аналитическое обеспечение работы; прогностическая направленность деятельности всех субъектов процесса; поисковый характер деятельности; педагогически обоснованный мониторинг процесса и результатов; систематическое научно-методическое и психологическое сопровождение процесса.

Очень важным механизмом развития инновационной практики является наличие и грамотное ведение документации, регламентирующей деятельность коллектива инновационной площадки и каждого учителя в отдельности.

Таким образом, к механизмам развития инновационной практики следует отнести:

согласование и сближение целей, интересов, механизмов и действий всех субъектов инновационной деятельности и общества;

наличие действенных механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;

наличие специальной среды, стимулирующей и поддерживающей инновационную деятельность её участников;

создание специальной инфраструктуры инновационной деятельности - кафедр, лабораторий, центров, институтов и т.д.;

наличие постоянной и эффективной поддержки;

составление учёными, вузами, органами управления образования технологических заданий школам на инновационную деятельность;

наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и организаторами инновационной деятельности, а также преемственности в целях, содержании и организации экспериментальной и инновационной деятельности;

опережающая подготовка кадров к профессиональному осуществлению и экспериментальной и инновационной деятельности;

установление временной монополии автора идеи и учебного заведения, её внедряющего, на трансляцию опыта, гласность результатов.

Важно подчеркнуть ещё один механизм развития инновационной деятельности - она ни в коем разе не должна быть дополнением к основной работе, а, наоборот, должна быть органично увязана со всеми направлениями работы школы, должна быть сутью, образом жизни учителя и руководителя.

Глава 2. Деятельность УО по разработке программы развития инновационной практики

.1 Согласование замысла (координация) инновационной деятельности учреждения образования как условие становления коллективного субъекта управления

Термин «координация» происходит от латинских слов «со» (вместе) и «ordinatio» (упорядочение), поэтому по своей сути означает не только согласование, а согласование, вырабатываемое и устанавливаемое совместно несколькими людьми или организациями.

Потребность в координации возникает там, где одновременно работает несколько самостоятельных субъектов, цели и задачи деятельности которых пересекаются или зависят друг от друга.

Особенно велика ответственность за эффективность и результаты инновационной деятельности тех учреждений образования, которые на основании заявок областных управлений образования через приказ Министерства образования Республики Беларусь получили статус республиканской инновационной площадки.

Напрмер, в 2005 году поступило более 500 заявок, на базе учреждений образования общего среднего и дошкольного образования принято к реализации 28 инновационных проектов, 208 учебных заведений получили официальный статус республиканской инновационной площадки [1, С.4].

Анализ заявок, инновационных проектов и инновационной практики показывает, что инновационная работа в большинстве учреждений образований Республики Беларусь стала более наукоёмкой и эффективной. Это оказалось возможным там, где соблюдены следующие условия:

глубоко изучена и грамотно используется нормативно-правовая документация и прежде всего Инструкция «Об организации экспериментальной инновационной деятельности в учреждениях образования республики» всеми участниками и организаторами инновационной деятельности;

участие в инновационной работе и коллективов и отдельных учителей только добровольное, ответственное, без соревновательности, подражательства и пустого рекламирования;

идея и направления инновационной деятельности вытекают из потребностей школы, учителя, ученика, а также потенциальных возможностей педагогического коллектива и особенностей региона;

инновационная работа в учебном заведении любого типа - органическая часть всего педагогического процесса;

обеспечена преемственность экспериментальной и инновационной работы, а также преемственность всех этапов инновационной работы и действий её участников;

проверяется и контролируется не инновационная работа, а создание условий для её эффективной организации и обеспечение всех видов поддержки, разработана система её научно-методического сопровождения и координации;

грамотно определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности учителя и коллектива, адекватно используется специальная терминология;

организовано опережающее повышение квалификации всех руководителей и участников инновационных проектов на целевых курсах или специальных семинарах в Академии последипломного образования, областных ИПК, районных учебно-методических кабинетах, в школе.

Каждый инновационный проект предусматривает его конкретных исполнителей - учителей, учащихся, родителей, психологов, методистов, учёных. И каждый из этих проектов нуждается в грамотном инновационном управлении, в координации интересов, целей, планов, действий, оценок.

В управлении инновационными процессами в образовании на первый план выступает функция координации, интегрирующая и систематизирующая многообразие взаимодействий субъектов инновационной деятельности, согласование их усилий в соответствии с поставленными целями и выбранными приоритетами, так желаемую согласованность невозможно получить сверху, путём директивных указаний, поскольку это ведёт к атрофии потребностей в инициативе и саморазвитии.

Координация инновационной деятельности нуждается в адекватных организационных формах и структурах. В учреждениях образования и в регионах создаются координационные центры, экспертные советы, временные творческие группы, комиссии, лаборатории и т.п. Поскольку процесс принятия координационных решений не может рассматриваться без внешней среды, иногда возникают группы внешнего и внутреннего консалтинга [1, С.8].

В основу критерия оптимальности гибкой структуры координационного управления может быть положен принцип минимакса, в соответствии с которым любая структура управления должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения максимального количества задач.

И главная цель управления инновациями на любом уровне - не иерархическое подчинение и исполнение воли начальников, обеспечение единства и согласованности действий (при всём их многообразии) участников инновационного процесса. Пришло время для координационного управления, опирающегося на инициативу, самостоятельность, предприимчивость, гибко реагирующего на изменения и обеспечивающего высокий конечный результат за счёт ориентации каждого звена и каждого участника инновационной деятельности на внесение максимального положительного вклада в общий результат.

Координация как основная функция управления инновационной работой включает гибкое регулирование интересов, целей, отношений, действий, оценок, критериев. Происходит сопоставление интересов всех участников, расстановка приоритетов и определённое ориентирование деятельности координируемых и прежде всего совмещение и согласование интересов учителя, учебного заведения, системы образования района, области, республики. Интерес становится движущей силой, а самостоятельность - непременным условием позитивных изменений.

При этом вышестоящее звено по отношению к нижестоящему превращается в координационный центр согласования целей, ресурсов и готовности создать необходимые условия, организовать соответствующую поддержку и обеспечить непрерывное сопровождение инновационной деятельности, а также нести ответственность за общий результат и свой вклад в него.

С одной стороны, координация устанавливает определённую зависимость одних решений и действий от других, с другой - создаёт условия для успешного достижения целей каждым участником процесса и регулирования отношений подчинения индивидуального - общему, части - целому.

Более эффективным становится не вертикально-функциональное, а целевое, матрично-проектное и другие модели управления. Возрастает роль согласования (координации) и самоуправления всех участников инновационной деятельности.

Схематически координацию инновационной деятельности в образовании можно представить так (Приложение Ж).

Важную роль в координации и научно-методическом сопровождении инновационной работы учреждений образования на всех этапах (от анализа областных заявок и экспертизы инновационных проектов до подведения итогов и оценки результатов) играет Академия последипломного образования (АПО).

Координаторами и методистами-консультантами выступают учёные, преподаватели кафедр, члены экспертного совета, методисты отделов и управлений академии, научные консультанты проектов.

В данном контексте координация и сопровождение инновационной деятельности рассматриваются как:

определение вместе с областными ИПК и управлениями образования перечня и содержания документов, регламентирующих инновационную работу в учреждениях образования на основе Инструкции;

организация и проведение консультаций и методических практикумов по составлению заявок и инновационных проектов;

разработка методических рекомендаций по составлению комплексно-целевых программ инновационной деятельности определённой тематики и календарных планов их реализации;

проведение целевых и авторских курсов по планированию и организации научно-исследовательской работы в школе;

организация по актуальным проблемам инновационной работы постоянно действующих семинаров, занятия которых проводятся как на базе АПО, так и на базе инновационных площадок с акцентами на разных аспектах инновационной деятельности - организационно-управленческом, психологическом, дидактическом, валеологическом и др.;

сотрудничество Академии последипломного образования и Национального института образования (НИО) в определении основных направлений и механизмов осуществления преемственности экспериментальной и инновационной работы;

публикация в периодической печати и периодических изданиях серии статей по анализу и теоретическому осмыслению инновационной практики;

организация самостоятельной работы участников и руководителей инновационных проектов на основе пакета предоставляемых информационно-методических материалов;

организация индивидуальной и групповой проектной деятельности педагогических работников на основе самоопределения в проблемах и трудностях инновационной работы;

организация личностного роста и развития профессиональной культуры участников инновационных преобразований;

организация внешнего консалтинга для учебных заведений по актуализации их собственного ресурсного потенциала.

Для оказания помощи руководителям учебных заведений и организации научно-методического сопровождения их деятельности приказом Министра образования Республики Беларусь № 492-а утверждено 33 научных консультанта [1, С.9].

Положительную экспертизу и государственную поддержку получили дополнительно проекты учреждений образования по защите детства, не остались без внимания педагогов-инноваторов особенно актуальные для нашей страны проблемы экологического воспитания школьников, информатизации учебных заведений, развития профессиональной культуры учителя и др. Разработаны примерные структурные схемы программ инновационной деятельности, бланки экспертных заключений, отчётов, педагогических дневников учителей-инноваторов.

Календарный план реализации программы инновационной деятельности в текущем учебном году составляется заместителем директора и утверждается директором учебного заведения. Этот документ, как и программа инновационной деятельности, является составной частью годового плана школы.

Распространённый канал координации инновационной деятельности, правда, чаще всего самокоординации - прямые связи учебных заведений. Приехали коллеги, послушали директора инновационной площадки, увидели красивые диаграммы, графики, проценты успехов, вдохновились и поехали к себе делать так же, внедрять то же. Такие встречи отделы образования или учебно-методические кабинеты иногда организуют на базе только что возникшей инновационной площадки. На таких эпизодических и многолюдных встречах редко говорят об условиях, механизмах внедрения и эффективных управленческих решениях, говорят в основном о преимуществах и результатах инноваций. Там основной акцент ставится на достижениях учебного заведения, реализующего конкретный инновационный проект, с целью мотивации к инновационной деятельности других руководителей школ. К сожалению, это чистая реклама, традиционный репродуктивный уровень. При этом не учитываются возможности, условия, ресурсы, трудности, личностные и профессиональные качества руководителей и многое другое. Есть коллективное слушание чужого опыта, но нет коллективного анализа, сравнения, обмена документами (а если и есть, то просто копирование), трудностями и многого другого. На таких встречах не происходит самое главное - диффузия педагогических идей.

Более эффективны продолжительные прямые связи учебных заведений, реальных и потенциальных участников инновационной деятельности, совместные «мозговые» атаки, совместные проекты, планы, действия, мониторинги, сравнение результатов. И таких примеров, к счастью, немало. СШ № 1 г. Фаниполя, СШ № 21 г. Гомеля, как инновационные площадки по внедрению авторской программы развития идеологически ценностного воспитательного пространства учебного заведения, сотрудничают с Институтом истории НАН Беларуси, СШ № 196 и гимназия № 12 (внедрение авторской модели идеологической работы с использованием информационных технологий) - с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Черниковская СШ-сад Дзержинского района (внедрение авторской модели экологического воспитания и обучения в сельской школе) - с кафедрой общей биологии БГПУ им. М.Танка [1, С.10].

Однако встречи, консультации, семинары учёных, методистов эпизодичны, а инновационная деятельность требует непрерывного сопровождения, непрерывного процесса наблюдения, анализа, поиска, поддержки и консультирования. Грамотное научно-методическое сопровождение на всех уровнях управления становится важнейшим условием успешности любой инновационной работы.

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности внутри учебного заведения обеспечивает прежде всего администрация, руководители методических объединений, социально-психологические и медицинские службы, на уровне района или области - региональные управленческие и методические структуры, а на уровне республики - научные консультанты, отдельные специалисты и подразделения АПО, ИПК, преподаватели вузов, органы местного самоуправления.

Разработанная система научно-методического сопровождения инновационной деятельности учебного заведения может быть оформлена в виде циклограммы, сетевого графика или обычного календарного плана [Приложение К].

.2 Изучение опыта работы учебных заведений - инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь

Название инновационных получили учебные заведения, начавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приверженность к инновационному процессу задекларировали руководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобразований.

Для формирования критерия инновационности учебного заведения вспомним, что

нововведения могут не только улучшать течение и результаты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;

объявить об инновации совсем не означает получить положительный эффект;

инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания;

педагогическую систему нельзя одновременно улучшать по нескольким параметрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновременно ухудшая другой, - нужны ли они?

только инновации по существу, а не по названию или по форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педагогического труда.

Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше существенных признаков нововведений формируется вполне определённый критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:

учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчинённых ему принципах классической педагогики;

педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

организация учебно-воспитательного процесса не ведёт к перегрузкам школьников и педагогов;

повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счёт селекции обучаемых или педагогов, а за счёт использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы;

продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем [10, С.210].

Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т.д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой идёт прирост продуктивности за счёт селекции педагогов и обучаемых, а во второй - внутренних резервов, т.е. действительных инноваций.

Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастности подчеркнём крайние проявления [Приложение Л].

Ценным справочником по вопросу внедрения новых образовательных технологий в нашей стране является книга Г.Н.Петровского «Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор» (Мн.: НИО, 2000).

Перейдём теперь к более подробному обзору широкой географии экспериментальных площадок учебных заведений Министерства образования Республики Беларусь, которая, надо признать, достаточно широка. Остановимся на образовательных технологиях, активно использовались или проходили экспериментальную проверку в учебных заведениях республики, а также тех технологиях, которые могли бы эффективно использоваться в учебных заведениях.

Технологии управленческой деятельности

В республике разработаны и проходили апробацию информационные технологии управления школой (Фрунзенский район г. Минска, Октябрьский район г. Гродно, Слонимский район Гродненской области - программное средство «Учебное заведение-XXI»), информационные технологии управления учреждениями областного подчинения (Гомельская область). Завершается разработка на базе программного средства «Учебное заведение-XXI» информационной технологии «Районный (городской) отдел образования» с выходом на решение проблемы сравнения деятельности учебных заведений [13, С.21]. Эти технологии позволяют создать информационную карту учебного заведения, включающего в себя данные по:

педагогическим кадрам;

учебным кабинетам;

учебным планам;

техническим кадрам;

сведениям об учащихся;

нагрузке учителей и заполняемости классов;

учебному расписанию;

движению учащихся;

составу родителей;

учёту детей в микрорайоне школы;

подготовке стандартной и произвольной отчётности;

успеваемости;

посещаемости;

стратегическому и тактическому планированию,

а также осуществлять обмен электронными данными.

Научным руководителем темы «Разработка научно-методических основ использования информационных технологий в реформируемой школе и апробация методик их применения» является кандидат педагогических наук Г.Д.Дылян.

Развитием идей технологии программно-целевого планирования является технология концептуально-целевого планирования (разработчики - сотрудники Гомельского ИПК А.В.Лукьянович, Л.И.Категова, В.С.Решетько). Суть его состоит в том, что сначала для управляемого объекта составляется концепция развития, определяющая перспективные цели и задачи в соответствии с тенденциями развития среды его функционирования, в том числе и системы, в которую он непосредственно включён, а потом по каждому из «западающих» направлений деятельности рассматриваемого объекта составляется программа реализации целей и задач концепции. Ценность такого подхода - в его комплексности, целенаправленном воздействии на все компоненты управляемого объекта в соответствии с общими задачами его развития.

Технологии организации учебного процесса

Школа адаптирующей педагогики - школа микрорайона, в которой должно быть комфортно каждому учащемуся вне зависимости от его психофизических особенностей и образовательных устремлений. По основным идеям близка к системе элективной дифференциации, но дополняет её системой коррекционной работы с учащимися и возможностью выбора ими образовательной траектории. Наряду с классно-урочной системой используются академическая и клубная формы организации учебного процесса, которые призваны в значительной степени снять психологический дискомфорт у учащихся с низкими образовательными достижениями и запросами. Активно разрабатывалась заслуженным учителем Российской Федерации, директором многопрофильного комплекса № 109 г. Москвы Е.А.Ямбургом. В Беларуси близкие модели активно используются во многих крупных городских школах.

Агрошкола - это самостоятельное образовательное учреждение, функционирующее либо в системе учебно-производственного комплекс «Школа-колхоз», либо в системе учебного комплекса «Школа-техникум-ВУЗ». инновационный образование нововведенный коллективный

Агрошкола является базовым структурным подразделением этого комплекса - звеном непрерывной системы образования, обеспечивающим углубленное изучение предметов естественнонаучного направления, подготовку школьников к осознанному выбору профессии и к поступлению в вузы сельскохозяйственного профиля.

Одна из возможных моделей агрошколы реализуется в Горской средней школе Горецкого района Могилёвской области Научный руководитель эксперимента заведующая лабораторией Сельской школы Национального института образования О.Н.Солдатова.

Технология М.Монтессори - это педагогическая технология самостоятельного развития ребёнка в специальным образом организованной среде. Возникла она как система, альтернативная царившей в начале ХХ века педагогике муштры и основана на идее способности ребёнка к самостоятельному развтитию.

Элементы технологии Монтессори проходят сейчас проверку в ряде детских садов республики. Научный руководитель эксперимента - кандидат педагогических наук Г.А.Любина (Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина).

По технологии Дальтон в республике работали Педагогическая гимназия № 1 г. Минска, Вилейская гимназия, Дубовлянская СШ Минского района, Михановичская СШ Минского района, Будаговская СШ Смолевичского района, Задомлянская СШ Смолевичского района.

Научные руководители эксперимента кандидат педагогических наук Ю.Л.Загумённов и научный сотрудник Национального института образования Л.В.Шелкович.

Технологии организации познавательной деятельности учащихся

Образовательные технологии «Первый шаг» и «Шаг за шагом» проходили экспериментальную проверку в детских садах и школах республики с 1994 г. По этой технологии работали гимназия № 1 г. Барановичей, СШ № 3 и № 14 г. Пинска, СШ № 16 г. Полоцка, СШ № 37 г. Витебска, СШ № 1 г. Ветки, СШ № 1 и СШ № 4 г. Мозыря, СШ № 10 г. Гродно, СШ № 6 г. Волковыска, СШ № 37 и СШ 145 г. Минска, СШ г. Воложина, школа-гимназия № 3 г. Воложина. Научные руководители экспериментальной работы доктор психологических наук, профессор Я.Л.Коломинский и старший преподаватель БГПУ И.В.Лапицкая [13, С.58].

Частнопредметные технологии

Технологии интенсивного обучения иностранным языкам проходят экспериментальную проверку в средних школах №№ 73, 74, гимназиях №№ 7, 10, гимназии-колледже № 24 г. Минска, СШ № 46 г. Гомеля. Научный руководитель эксперимента - кандидат психологических наук, заведующая кафедрой педагогики Минского государственного лингвистического университета Т.Е.Карпович.

2.3 Примерные критерии и показатели оценки работы инновационной школы

Специфика инновационной школы требует нетрадиционных подходов к отслеживанию, анализу и оценке процесса и результатов её деятельности. Данный тезис обосновывается следующими соображениями.

Во-первых, необходимо обратиться к привычному для многих утверждению: «Все школы должны оцениваться по общепринятым критериям». Казалось бы, оно объективно и никакому пересмотру не подлежит. Но реально ли с одними и теми же мерками подходить к массовой школе и к школе инновационного типа? Необходимо поставить вопрос о критериях и показателях деятельности инновационной школы, в чём-то отличающихся от тех, которые используются при анализе работы массовых школ.

Во-вторых, сам феномен инновации предполагает смену норм деятельности (смену норм по определённым позициям при безусловном соблюдении основ нормативной базы образования). Эту мысль можно пояснить на ряде конкретных примеров. В течение ряда лет развивается инновационная деятельность по адаптации к региональным условиям педагогики Дальтон в СШ № 8, 15 г. Новополоцка, Бабиничской СШ Оршанского района, Высочанской СШ Лиозненского района. В условиях дальтон-обучения в этих школах успешно работают такие нормы, как одновременное проведение дальтон-часов в параллелях, управление деятельностью учителя и учащихся через технологические карты, свобода выбора предпочитаемых предметов и занятий и др. Аналогичная смена норм происходит и в ходе освоения мультипрофильного обучения (гимназии № 1 и 4 г. Витебска, СШ № 2 г. Лепеля, Витебская СШ № 44 и др.). Классно-урочная система заменяется предметно-групповой. Соответственно по-новому ведутся классные журналы, учёт успеваемости и посещаемости. Изменяется подход к классному руководству. Нормой становится выбор учеником индивидуальной траектории учения [4, С.31].

Следует отметить и то, что в традиционной и инновационной школах мы оцениваем различные субъектные позиции педагогов и учащихся. Для традиционной школы характерна позиция исполнителя, а для инновационной - соавтора, разрешителя проблем. В первом случае приоритет отдаётся предметной деятельности, ориентации на ЗУНы, во втором - развитию способностей, рефлексии, творчеству. Обоснована ли в этих случаях, справедлива ли опора на одни и те же оценочные критерии и показатели?

В инновационной среде меняется качество школьной жизни. Создание и реализация проектов, авторские программы и технологии, создание творческих команд (лабораторий), обновление системы самоуправления, расширение образовательного пространства (выход в Интернет, развитие внешних связей и т.д.) - всё это требует вдумчивого подхода к выбору критериально-оценочного аппарата при изучении и анализе работы инновационного учреждения образования.

Отсюда вывод: становление и развитие инновационной школы является фактором, создающим потребность в смене норм оценивания соответствующих учреждений.

Вполне закономерен вопрос о соотношении имеющихся критериев (для массовой школы) и тех, которые могут быть приняты за основу оценивания деятельности инновационной школы.

Возможны следующие варианты.

.Существующие критерии полностью неприемлемы для инновационных школ. Нужна принципиально новая система критериев.

.Целесообразно применять во всей полноте критерии массовой школы, дополнив их специфическими критериями с учётом инновационного развития.

.Оптимальный путь: адаптация общепринятых критериев к условиям инновационной школы в сочетании с применением специфических критериев, отражающих её особенности.

Полный отказ от действующих критериев неприемлем. Например, анализируя качество обучения, мы не вправе отказаться от таких фундаментальных критериев, как уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровый образ жизни, педагогическое целеполагание и целостность процесса обучения, педагогическое взаимодействие, контроль, оценка и регулирование в процессе обучения[ 3 ].

Обратимся ко второму варианту. Приемлемо ли, оценивая уровень обученности учащихся, опираться на показатель «Степень усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов»? В инновационной школе, как правило, используются свои (авторские) программы (по школьному компоненту); востребован наднормативный уровень знаний, умений и навыков по профильным дисциплинам. В инновационной школе ученик должен не только «пользоваться разными источниками знаний», но и осуществлять самостоятельный их поиск, выбор наиболее продуктивных и надёжных. В отличие от массовой школы ученик инновационного учреждения образования зачастую владеет приёмами продуцирования новых знаний на основе имеющихся.

Таким образом, применение во всей полноте критериев оценки массовой школы может оказаться фактором, ограничивающим развитие школы инновационной.

Не решит проблемы и выделение дополнительных критериев, поскольку будет срабатывать инерция мышления и деятельности у лиц, осуществляющих критерильно-оценочную деятельность: тот же уровень обученности будет изучаться в объёме, ограниченном нормативными показателями. Аналогично («в урезанном» варианте) будет оцениваться кадровый потенциал школы, уровень удовлетворения обазовательных запросов учащихся и т.д. Может сложиться представление о том, что школа не выполняет действующие нормативы.

Значит, и второй вариант неприемлем. Следовательно, необходим следующий путь: адаптация общепринятых критериев к условиям инновационной школы, их гармоничное сочетание с критериями, базирующимися на учёте инновационного проекта, концепции и программы развития данного учреждения образования.

Специфические критерии оценки деятельности инновационной практики учреждения образования

Предлагаемые критерии должны отражать те принципиальные отличия, которые имеются в целях и ценностях, содержании, результатах и продуктах деятельности инновационной школы. При оценке процесса и результатов инновационного развития школы необходимо учитывать наличие и уровень востребованности создаваемого такой школой нового педагогического опыта; новизну развивающейся (сформированной) педагогической системы; эффективность научно-практической деятельности и уровень включённости школы в республиканское (международное) научно-педагогическое сообщество; продуктивность трансляции идей и опыта инновационного развития в регионе и за его пределами. Существенной особенностью инновационной школы является также превращение её коллектива в самообучающуюся организацию, которая поэтапно проектирует и реализует обучение всего коллектива по ведущим линиям инноваций и эксперимента, готовит педагогов и специалистов к диагностике, анализу, прогнозированию, моделированию, проектированию, мониторингу инновационного развития, обобщению и аналитическому описанию его результатов. Наконец, насколько инновационная школа в силу наращивания опыта и кадрового потенциала становится в городе (районе) Центром научно-методической учёбы педагогов и руководителей.

С учётом выделенных отличий предлагаются следующие критерии оценки деятельности инновационной практики учреждения образования

. Уровень востребованности и степень сформированности создаваемого школой опыта:

cоответствие проблемы (темы) инновационной (экспериментальной) работы актуальным потребностям системы образования района (города), области, республики; наличие запросов (заказов) учреждений образования, педагогов и специалистов на соответствующий опыт;

высокая оценка концепции и программы инновационного развития (эксперимента) школы экспертным советом РОО (ГОО), УО облисполкома или (и) республиканским экспертным советом;

наличие аналитических материалов, свидетельствующих о становлении и развитии инновационного опыта; наличие материалов целостно обобщённого опыта; наличие апробированных и опубликованных материалов обобщённого опыта и рекомендаций по его внедрению в массовую практику.

. Новизна создаваемой (созданной) педагогической системы:

наличие новых (обновлённых) целей и задач деятельности, системы ценностей школы и педагогического коллектива;

степень новизны выпускника, на который ориентирован педагогический коллектив развивающейся школы;

новое (актуальное) содержание деятельности педагогов, учащихся, других субъектов образовательного пространства школы;

уровень новизны управленческого, социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса;

новая структур (модель) школы (или одной из её систем);

новизна технологического обеспечения образовательного процесса;

система новых образовательных услуг школы;

новая модель информационного обеспечения образовательного процесса и т.д.

. Эффективность научно-практической деятельности педагогов и специалистов, учащихся:

участие педагогов и специалистов в научно-теоретических и научно-практических конференциях, педагогических чтениях;

наличие научных и научно-методических публикаций в областных, республиканских и зарубежных сборниках, журналах, бюллетенях (в том числе авторских текстов в электронном варианте);

деятельность в школе научных обществ учащихся, их участие в конкурсах ученических исследовательских работ и т.п.;

проведение на базе школы научно-методических мероприятий (по теме инновации);

наличие межрегиональных и международных научно-методических связей;

. Продуктивность трансляции идей и опыта инновационного развития (в регионе и за его пределами):

опыт инновационной деятельности освещается в республиканской, областной, местной печати;

ознакомление с опытом ведётся через методическую систему района (города);

педагоги- инноваторы выступают на курсах и семинарах в ИПК (читают лекции, проводят практикумы);

опыт активно внедряется в других школах района (города), области, республики;

опыт востребован и используется зарубежными коллегами.

.Становление педколлектива инновационной школы как самообучающейся и обучающей организации:

наличие и реализация целостной программы обучения коллектива по проблеме инновации (эксперимента);

создание групп, проектирующих и организующих учёбу членов педагогического коллектива по вопросам диагностики, анализа, прогнозирования, моделирования, отслеживания процесса и результатов исследования и т.д.;

организация (на базе школы) Центра инновационного развития учреждений образования (для района, города)[4, С.35].

.4 Разработка программы развития инновационной практики учреждения образования

К обязательным документам относится программа инновационной практики учреждения образования по внедрению данной технологии, модели или программы обучения.

Например, для учебных заведений, успешно завершивших эксперимент по апробации технологии модульного обучения и получивших согласно приказу № 858 Министра образования Республики Беларусь статус инновационных площадок, обязательна программа инновационной деятельности по внедрению технологии модульного обучения в повседневную практику педагогического коллектива на 2003-2007 гг.[13, С. 12]. Программа в обязательном порядке обсуждается педагогическим советом школы и утверждается директором (приложение А).

В структуре и содержании программы важно оценивать внимание на следующих аспектах.

Актуальность инновационной деятельности по внедрению технологии модульного обучения в практику школы объясняется следующими факторами:

позитивными результатами эксперимента по апробации технологии модульного обучения в школе;

опытом эффективного управления инновационными процессами в школе;

опытом организации мониторинга условий, процесса и результатов образовательной деятельности;

многообразием используемых форм индивидуальной, групповой и коллективной работы на уроках в разных её сочетаниях;

наличием внешней поддержки (РОО, райисполком, ИПК, вузы и т.д.);

опытом использования информационных технологий в учебной, управленческой и исследовательской работе;

наличием современной учебно-материальной базы.

Цель инновационной деятельности: повышение качества образования и уровня компетентности всех участников педагогического процесса за счёт внедрения технологии модульного обучения в повседневную практику школы.

Задачи инновационной практики:

изучение и глубокий анализ со всем коллективом результатов и опыта экспериментальной работы по апробации технологии модульного обучения;

определение стратегии и планов внедрения технологии модульного обучения в практику школы, класса, учителя, ученика;

определение основных направлений и разработка конкретных механизмов внедрения технологии модульного обучения в практику работы каждого учителя, а также определение критериев и показателей её успешности через систему собеседований, диагностических интервью, групповых и коллективных практикумов;

организация систематической работы по повышению инновационной компетентности учителей в школе;

разработка материалов и механизмов психологического и методического сопровождения инновационной деятельности;

изучение и систематизация опыта учителей, методических объединений и школы по внедрению технологии модульного обучения и её интеграции с другими технологиями;

организация трансляции лучшего опыта внедрения личностно ориентированных технологий в школе и в других учреждениях образования Республики.

База инновационной деятельности (конкретно - классы, параллели, предметы).

Этапы и сроки инновационной деятельности

.Подготовительный (сроки): осмысление теории и практики, рождение и обсуждение идеи на всех уровнях, принятие коллективом идеи необходимых и целенаправленных изменений, оформление документов для получения статуса инновационной площадки.

.Проектировочный (сроки) - приказ по школе, определение участников и утверждение их функциональных обязанностей, определение задач деятельности, ожидаемого результата, описание желаемого будущего, составление программы инновационной деятельности и планов её реализации; составление плана-графика повышения инновационной компетентности всех участников проекта, определение основных направлений исследований, форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчётности, анализ и оформление полученных результатов, форм коррекции, возможные риски и пути их преодоления.

.Практический или этап реализации (сроки):

Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности. Систематическое отслеживание процесса, приёмов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов.

Коррекция. Регулирование процесса. Стимулирование учеников. Исследование наиболее эффективных приёмов и механизмов организации инновационной деятельности. Организация обмена опытом. Ведение участниками инновационной деятельности педагогических дневников и портфолио. Рефлексивные оперативки и коррекционно-инструктивные совещания. Систематическая учёба (семинары, практикумы, рекомендации и т.д.) и самообразование по теме инновационной деятельности и по механизмам её организации.

Организация внешнего консалтинга. Выходной контроль обученности, воспитанности, здоровья учащихся, уровня компетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельности.

.Обобщающий (сроки). Анализ полученных результатов. Анализ опыта. Составление отчётов участниками инновационной деятельности и общего отчёта по школе. Описание опыта и оформление материалов. Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своём коллективе.

.Внедренческий (сроки). Перенос опыта в практику работы других учителей, других учебных заведений. Использование опыта и эффективных механизмов при внедрении других образовательных технологий. Подготовка методических рекомендаций.

Для этого раздела программы можно использовать форму комплексно-целевого планирования (Приложение Б).

Определяются критерии и показатели эффективности инновационной деятельности по внедрению технологии модульного обучения (Приложение В).

Состав участников инновационной деятельности (можно написать количество учителей и классов по годам) с обязательным указанием Ф.И.О. и должности ответственных за организацию и сопровождение инновационной деятельности в школе.

Программу инновационной деятельности и план её реализации в текущем учебном году составляет каждый участник инновационного проекта. Обязательно ведение и руководителями и участниками педагогических дневников.

Если программа инновационной деятельности рассчитана на 3 года, то составляется план её реализации на текущий учебный год, в котором указывается, что и когда конкретно надо сделать (пошагово, как в циклограмме) и кто за что отвечает.

В соответствии с программой и задачами инновационной деятельности организуется исследовательская работа учителей по конкретным темам.

В.И. Кучинский и Л.В. Виленчик (Витебский ИПК) предлагают эту часть годового плана оформить так (Приложение Г).

В годовом плане школы исследовательская работа учителей может быть спланирована и оформлена в следующем виде (Приложение Д).

Заключение

Инновационная деятельность - один из основных видов деятельности индивида, который отличается от стереотипной тем, что она осуществляется при наличии противоречий, когда традиционные варианты действий оказываются неэффективными, а простое их усовершенствование не даёт желаемого результата. Инновационная деятельность в образовании понимается как деятельность совершенствования и обновления теории и практики путём разработки, экспериментальной проверки, обобщения и распространения образовательных инноваций.

Инновационная практика сориентирована на личность. Её отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объёмом информации и форсирования определённого круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать осознанный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с её педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и обучаемыми, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:

1.Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

2.Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

.Формирование гомогенных классов и параллелей.

.Комфортность учебно-воспитательной деятельности.

.Психологическая безопасность, защита учащихся.

.Вера в учащегося, его силы и возможности.

.Принятие учащегося таким, каким он есть.

.Обеспечение успешности обучения и воспитания.

.Изменение целевой установки школы.

.Обоснованность уровня развития каждого ученика.

.Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».

.Усиление гуманитарного образования.

Внедрение инноваций - это не столько процесс определения результата и направления людей к этому результату, сколько процесс взаимодействия, диалога, обратной связи, изменения целей, управления чувствами и ценностями, учёт недовольства, терпение, эмоции и т.п. Несмотря на многоликость, шероховатость процесса осуществления инноваций, принятие объективного рационального научного подхода к введению перемен скорее увенчается успехом, чем следование руководителя лишь интуиции, хотя и она играет определённую роль. Дело в том, что рациональность должна быть применена не только к результату, но и к средствам её достижения.

Таким образом, осуществление перемен в педагогической сфере - сложный и многомерный процесс, который происходит безболезненно и успешно, если учитываются следующие факторы:

.Соблюдаются основные принципы инновационной деятельности (системности, преемственности, адаптивности, научной обоснованности, педагогической целесообразности, общественной значимости, ресурсной и технологической обеспеченности, опережающего развития системы образования);

.В процессе инновационной практики разрабатываются и исследуются эффективность механизмов управления инновациями;

.Инновационная практика служит новым средством развития человека и коллектива;

.Проведён анализ внешней и внутренней результативности инновационного педагогического опыта;

.Проведён анализ инновационного потенциала педколлектива и окружающей среды;

. Разработана система стимулирования и система управления знаниями участников инновационной практики.

Список использованных источников

1. Добриневская А.И. Координация инновационной деятельности в образовании // Кіраванне ў адукацыі. - 2006. - № 5. С. 3-13.

. Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы // Кіраванне ў адукацыі. - 2005. - № 3. С. 3-7.

. Критерии и показатели качества обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Инструктивно-методическое письмо Министерства образования от 11. 03. 2003 г.

. Кучинский В.И., Виленчик Л.В. Критерии и показатели деятельности инновационной школы // Кіраванне ў адукацыі. - 2005. - № 4. С. 30-35.

. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 75, 1/2901.

. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 30, 1/3533.

. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 86, 5/10858.

. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №15, 1/4264.

. Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь // Постановление № 8 Министерства образования от 24. 02. 2003 г.

. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил. С. 209-212.

. Рыкова А.В. Деятельность института повышения квалификации по организационно-методическому сопровождению инновационных и экспериментальных проектов // Кіраванне ў адукацыі. - 2005. - № 3. С. 39-41.

. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. - 2003. - № 2. С. 7-16.

. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Автор и составитель Г.Н. Петровский. - Мн.: НИО, 2003. С.12-58.

. Тавгень О.И., Добриневская А.И. Инновационная политика и инновационная практика в образовании // Кіраванне ў адукацыі. - 2005. - № 3. С.8-16.

. Фокина В.Н. Инновационная культура преподавателя ВУЗа: теоретическая модель социологического исследования // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. С.47.

. Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ / под ред. О.И. Тавгеня, Н.И. Запрудского, Н.Н. Кошель. - Мн.: Тонпик, 2006. - 448 с. С.274-311.

. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. - М., 1991. С.12.

. Янчук В.А. Психологическое обеспечение внедрения инноваций в образовательной сфере // Инновации в образовании. - 2000. - № 1. С. 15-25.

Приложение

Критерии и показатели инновационной деятельности по внедрению технологии модульного обучения

№ п/п Критерии эффетивности Показатели Уровни (высокий, средний, низкий) или количественные измерители 1 2 3 4 1Обученность учащихся§ Качество предметной подготовки учащихся и выпускников на различных ступенях § Поступление в вузы по профилю обучения § Результативность работы с одарёнными детьми § Положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по отдельным предметам, по итогам тематического и итогового контроля, централизованного тестированного и вступительных экзаменов в вузы В процентах, цифрах, диаграммах 2 Воспитание учащихся § Фиксируется тенденция в динамике развития мотивации и уровня воспитанности учащихся § Характер межличностных отношений на всех уровнях 3Личностное развитие учащихся§ Положительная динамика развития мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, общеучебных умений и навыков организации учебного исследования, проектной деятельности, самооценки, самоконтроля и саморазвития 4 Состояние здоровья учащихся§ Снижение уровня количества заболеваний, особенно зависящих от школы (конкретно) 5Удовлетворённость учащихся, учителей, родителей§ Положительная динамикаНапример, не ниже 75 %, более 78 % Примерно 84 % 6 Инновационная компетентность и исследовательская культура учителей§ Создание проф. среды для обмена опытом § Интенсивность внедрения новых педагогических и информационных технологий § Наличие эффективной системы повышения квалификации учителей в школе § Личностные достижения педагогов § Количество учителей, успешно осваивающих и использующих технологию модульного обучения, различные методики исследований 7 Качество управления инновационными процессами в школе§ Наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий § Эффективность функционирования системы управления качеством § Обеспеченность школы программно-методическими комплексами § Наличие системы стимулирования педагогов § Статус образовательного учреждения в социуме § Освоение инновационных технологий управления § Разработка и успешное использование авторской системы управления изменениями в школе

Исследовательская работа учителей в структуре годового плана

№Задачи инновационной деятельности Варианты тем исследования.Примечание(здесь может быть указана Ф.И.О. учителя, выполняющего данное исследование)1Информационное обеспечение инновационной деятельности Разработка и распределение эффективных информационных потоков. Развитие информационной культуры учителей средствами повышения квалификации и самообразования2Развитие инновационного мышления учителейЭффективные пути развития рефлексивной культуры учителей. Портфолио - средство оценки и развития профессиональной культуры учителей3Развитие компетенций учащихся Содержание и характер домашних заданий на развитие учебных компетенций учащихся и т.д.И т.д.

Планирование исследовательской работы учителей в структуре годового плана

№Ф.И.О. учителя Тема исследовательской работы Форма подведения итогов1Корсикова В.Н.Развитие компетентности учащихся в процессе организации и реализации интегрированного проекта (математика, музыка, МХК)§ Презентация опыта и результатов исследования на педсовете § Статья в журнале 2Правдикова Г.С.Модульная структура года и её влияние на здоровье учащихся§ Сравнительные диаграммы § Выступления на педсовете и на родительском собрании с аналитическим обзором здоровья учащихсяИ т.д.

Адаптация критериев и показателей оценки деятельности массовой школы к условиям деятельности инновационных учреждений образования

№п/п КритерииУровни и характеристики показателей 1 2 3 7Удовлетворение образовательных потребностей учащихся и населения микрорайона школы Высокий (в). Маркетинговая деятельность по изучению потребностей учащихся и их родителей, населения микрорайона в оказании школой образовательных услуг. Положительная (от класса к классу) динамика самоопределения. Положительное влияние на выбор и самоопределение выпускников профильной направленности инновационной школы 8Нормативное, правовое, учебно- методическое и информационное обеспечение Высокий (в). Соответствие организации образовательного процесса норматив-ным актам и нормативно-правовым документам в области образования, норма-тивам инновационной и экспериментальной работы, принятым Министер- ством образования, управлением и отделами образования. Наличие в школе утверждённых концепций и программ инновационной (экспериментальной) работы. Удовлетворённость более 75% педагогов наличием информационных, справочных пособий, словарей, научно-методических журналов, компьютерных программ. Стопроцентная удовлетворённость педагогов и специалистов-инноваторов (экспериментаторов) созданным в школе банком информации по проблеме инновации (эксперимента) 9Ресурсное обеспечение Высокий (в) … Подготовленность педагогов и специалистов к инновационной (экспериментальной) работе, в том числе готовность к реализации комплекс-ной программы инновационного развития школы. Полное соответствие учебно-материальной базы действующим нормативам, программе инновационной (экспериментальной) деятельности 10Управление деятельностью учреждений образования Высокий (в). Наличие и реализация проекта, концепции, программы развития школы. Системность управления по конечным результатам. Целостное управлен-ческое сопровождение инновационной и экспериментальной работы. Целостный мониторинг качества образования. Поэтапное отслеживание, регу- лирование и коррекция процессов и результатов инновационной (эксперимен-тальной) работы. Наличие гибкой системы рефлексивного соуправления, обеспечивающей высо-кий (не ниже 95 %) уровень удовлетворённости членов профессионального коллектива профессиональной компетентностью руководителей, системой управ- ления, в том числе государственно-общественной формой управления. Эффек-тивное организационное и научно-методическое управление инновационной (экспериментльной) работой. Удовлетворённость не менее 85 % педагогов и специалистов системой стимули-рования труда, сложившейся в районе, а также удовлетворённость педагогов-инноваторов (экспериментаторов) стимулированием в школе их экспериментальной (инновационной) деятельности. Высокий уровень авторитета школы в социуме. Положительная оценка экспер-тами, научно-методическими учреждениями результатов инновационной (экспе-риментальной) работы школы

Координация (согласование) инновационной деятельности в образовании

Похожие работы на - Деятельность учреждения образования по развитию инновационной практики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!