педагог-психолог
Рис. 1. Квалификация координатора
Кроме того, прямые обязанности координатора способен осуществлять социальный педагог, методист или главный воспитатель, обладающий навыками работы в структурных подразделениях либо инклюзивном саду не меньше года и прошедший переподготовку, предоставляющее ему возможность работать с детьми - инвалидами. Главная задача в деятельности координатора - это обеспечение успешного взаимодействия всех субъектов инклюзивного обучения, что считается из основных условий эффективного включения детей с ограниченными способностями и их родителей в среду образовательного учреждения, с новыми условиями функционирования.
Должностные инструкции координатора
Должностная инструкция координатора согласно инклюзивному обучению составлена и утверждена в согласовании с положениями Трудового кодекса РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Координатор имеет обязанности в планировании, организации педагогического коллектива, он координирует работу по включению детей с ограниченными возможностями в учебный процесс и формированию инклюзивной практики. Вместе с руководствующим составом определяет план по формированию инклюзивной культуры, идеологии и философии как в преподавательском, так и родительском коллективах.
Координатор осуществляет организацию в подготовке новаторской работы коллектива в сфере инклюзивного процесса и помощь конкретным педагогическим работникам. Согласовывает связь руководства, преподавателей, специалистов психолого сопровождения и родителей по формированию необходимых этапов адаптации, учения и социализации детей - инвалидов, также в за действии внутренних и внешних ресурсов. Для эффективности успешных конкретных задач педагогического коллектива принимает участие в реализации и мониторинге образовательного процесса.
Координатор регулирует отношения абсолютно всех участников обучающего процесса, гарантирует предотвращение и решение разногласий, помощь взаимоотношений партнерства и взаимопомощи. Согласовывает связь образовательной компании с общественными партнерами - учреждениями и организациями, сопряженными в общую концепцию инклюзивных образовательных органов либо причастными в формировании идей и помощи инклюзивного обучения (социальными организациями). Сообщает руководству и преподавательскому составу о содержании определенных разработках инклюзивного обучения, а кроме того, о событиях, созданных учреждениями-партнерами в этой направленности. Исследует и обобщает итоги работы преподавательской группы в области формирования инклюзивной практики. Берет на себя содействие в исследовании методичных и информативно использованных материалов, диагностике, моделирования и планировании подготовки, переподготовки и увеличения квалификации руководствующего состава и педагогов.
Координатор оценивает результативный опыта педагогических специалистов их продуктивные навыки. Принимает участие в труде коллектива увеличения квалификации и переподготовки сотрудников согласно надлежащим тенденциям их работы, согласно научно-методическому обеспечению содержания обучения, в исследовании многообещающих проектов, заказа учебников, развивающих пособий, методичных материалов. Вносит предложения по усовершенствованию учебного процесса в учреждении.
Координатор непосредственно гарантирует охрану жизни и здоровья обучающихся, учеников в период учебной работы. Осуществляет правила по охране труда и пожарной безопасности. Принимает участие в исследовании перспективных проектов издания учебных и методических пособий. Реализует собственную работу в значительно высококлассной степени с утвержденным рабочим планом. Придерживается законно - правовые, высоконравственные и моральные нормы, следует требованиям профессиональной этики. Чтит репутацию и достоинство личных качеств обучающихся и всех участников образовательных взаимоотношений. Формирует у обучающихся познавательную динамичность, независимость, инициативу, креативные возможности, создает гражданскую позицию, умение к труду и существованию в обстоятельствах современного общества, пропагандирует культуру здорового и безопасного уровня жизни. Проходит аттестацию в отношении занимаемой должности. В соответствии с трудовым законодательством проходит предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры по направлению работодателя. Проходит подготовку и контроль знаний и способностей в области охраны труда. Соблюдает устав образовательного учреждения, положение о специализированном структурном образовательном подразделении, осуществляющий обучение, правила внутреннего рабочего распорядка.
Систематизация информации инклюзивных материалов
После проработки литературы по инклюзивному образованию следует изучение практики. С целью данного ознакомления с использованными материалами, отражающими работа учреждения. Далее именуется исследование фактографических данных, содержащие представление прецедентов домашней и административной работы преподавательского состава. Сведения информационных материалов - это учетные сведения, проекты, нормативы, и статистические сведения. Сбор и обрабатывание фактографической данных подчинены основной миссии изучения - исследованию академических советов согласно целесообразному хозяйствованию и управлению.
Сущность технологии применения фактографической данных в финансовом изыскании состоит в обосновании правдивости академических итогов и их конкретизации в согласовании с целью изучения.
Собранные координатором сведения фильтруются, систематизируются, сгруппировываются и в базе складывается консолидированная целевая информация о состоянии ребенка.
Обработка выделенных в ходе изучения использованных материалов заключается в определенной мере: систематизации и оценки использованного материала, сравнения сведений, формулировки подготовительных заключений, накапливания новейшей данных с целью формирования вида и реализации конечных заключений. Систематизация использованного материала подразумевает регулирование автономных прецедентов, формирование подтянутой концепции данных, отображающей отношения и взаимосвязи среди раздельных прецедентов и действий. В ходе инклюзивного процесса выполняется систематизация. Значимым фактором тут считается формирование правдивости и важности сведений. Данное возможно совершить с применением точных оценок, сравнением сведений, приобретенных согласно итогам иных подобных обследований.
Для формирования способностей сравнения сведений в целях извлечения правдивых заключений необходимо:
. Наибольшая внимание в вопросу, то что предоставляет вероятность внедрить ребенка - инвалида среду общего образовательного процесса.
. Совершенствовать любознательность и общительность ребенка, для познавая окружающей среды.
. Наибольшее применение положительных сторон группового обсуждения приобретенных сведений, либо их апробацию.
Единичные заключения, разъясняющие эти либо другие данные, совершают согласно движению изучения, подобного семейства заключения являются весьма значимыми. Они стимулируют к наиболее просторному обхвату трудностей, и зачастую свидетельствуют в новейших источников извлечения требуемых сведений.
Цели и задачи координатора по инклюзии
Психолого - педагогический подход инклюзивного обучения
Современное общество испытывает главную смену подходов к формированию и к социокультурной политики в полном объеме. Данное обуславливается переориентацией сообщества в формирование и развитие индивидуальных свойств личных качеств человека. Эти перемены побудили возникновение новейшей парадигмы создания, которая основывается в комбинация и определения, произведенные нынешней опытным путем. К ним возможно отнести, в частности, представление «инклюзивное обучение».
Инклюзивное формирование в Российской Федерации находится в начале своего развития, по этой причине целью нашего государства является налаживания концепции инклюзивного обучения, что потребует решения на общегосударственном уровне.Активизация общественной политической деятельности в направленности демократизации и гуманизации сообщества, формирование государственной концепции образования обусловливают поиски решений улучшения организации, нахождения методов преподавания и обучения ребенка с ограниченными способностями.
Перемена подходов к учебе и обучению ребенка с ограниченными способностями ( ребенка с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ) ориентировано в развитие и формирование общественно-интенсивной персоны, владеющей способностями общественно-адаптационного действия. Одно из решений в осуществлении данной проблемы считается просветительная инклюзия, что рассматривается, в первую очередь в целом, равно как способ общественной помощи, не только самого ребенка, но и его семьи. Помимо этого, формирование инклюзивного обучения гарантирует равные права, общедоступность, вероятность выбора оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка в независимости его физических и иных способностей.На сегодняшний день инклюзивное обучение подразумевается как процесс общего обучения и преподавания детей с ОВЗ и нормально развивающихся ровесников. В процессе подобного создания дети с ограниченными возможностями смогут добиваться более сильного прогресса в общественном формировании.
В этом стадии формирования инклюзивного обучения остается важной проблема в формировании целой модификации общего преподавания ребенка с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся ровесников. Конкретная форма инклюзии обязана быть доступна и может быть полезна детям. И никак не должна мешать получению высококачественного образования здоровым детям.
С данной целью сформирована и формируется дифференцированная сеть учреждений, исполняющих диагностику и коррекцию патологий нарушений у ребенка в концепции обучения, здравоохранения, общественной охраны.
Уровень психологического формирования ребенка с одной и той же патологией может значительно отличаться, так как физическое неблагополучное положение ребенка (нарушение зрения, слуха, двигательного аппарата и др.) предназначается только основной предпосылкой патологии - его взаимодействия с находящимся вокруг обществом. Инициированные изначальные патологии второстепенные отличия в психологическом формировании смогут являться в существенной уровне предупреждены и побеждены с помощью преподавания - намеренно созданного и особенным способом организованного.
Поддерживая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную политическую деятельность и практику, учебные учреждения функционируют в инноваторском порядке. Главная цель - сформировать стабильную, формирующуюся. Результативно функционирующую концепцию психолого-преподавательского поддержания инклюзивного обучения в организациях различных видов и типов.
Формирование модели психолого-преподавательского сопровождения интегративного хода возможно анализировать как один из главных обстоятельств и образующих благополучный интеграции.
Форма концепции начальной помощи сформирована в итогах долголетней экспериментальной и фактической работы экспертов Института коррекционной педагогики Российский академии образования.
Анализ научной современной литературы по вопросу психолого-преподавательского сопровождения дает возможность совершить заключение о наличии некоторых пунктов зрения в представление сути хода интеграции.
Первая - это поддержание преподавания и обучения детей.
Вторая - это поддержание формирования детей.
Данные сведения никак не противоречат, а расширяют друг друга. Является аргументированным анализом психолого-преподавательского сопровождения как систематический подход, касающийся все без исключения области жизнедеятельности детей. Когда в основе темы лежит инклюзивном воспитании, то потребности формирования такого рода концепции процесса, присутствие такой интеграции, соединение в одной группе ребенка с обычным формированием и ребенка с отличительными чертами психофизического развития, в таком случае, в главную очередь, следует сказать о полном участии последних в существования группы.
В обстоятельствах инклюзивного обучения психолого-преподавательское сопровождения организуется и персонально, и тотально.
Деятельность координатора ориентирована, как на подготовку педагогов с целью работы, так и на ребенка с ограниченными возможностями, так и с категорией их ровесников, содержащей детей с ОВЗ, развитие общественной заинтересованности к данным ребятам, на снисходительность участников сопровождения в взаимоотношении употребляемой терминологии.
Психолого-преподавательское сопровождение инклюзивного обучения в образовательном учреждении создается в некоторых принципах:
Непрерывность. Психолого-преподавательское поддержание действует в абсолютно всех ступеньках создания, вследствиечему и гарантируется беспрерывность хода поддержания.
Системность. Важность и эффективность поддержания обусловливается его системностью, интересом к просторному окружению проблем. Из числа их семейный круг, облагораживание просветительной сферы, подготовка и развитие, связь ребенка, проблемы самопознания и индивидуальной самореализации.
Сопровождение семьи обозначает никак не только лишь помощь фамилий, обладающих ребенка с отличительными чертами психофизического формирования. Данное кроме того и развитие общественного заинтересованности к «особенным» ребятам у абсолютно всех отца с матерью инклюзивной категории. Подобным способом, с представления нужд «специальных» ребенка в микроуровне возможно переключиться в уровень, если любой индивид, исполняя собственные высококлассные и социальные функции, станет понимать потребность учета аналогичных нужд и ребенка, и старших.
Обеспечение позитивного психологического здоровья абсолютно всех соучастников просветительного хода. В абсолютно всех стадиях инклюзивного создания поддержание гарантирует позитивное чувственное состояние учеников, позитивную динамику в формировании и позитивные тренировочные свершения, содействует формированию взаимодействия ребенка.
Учеными определена прямолинейная взаимосвязь среди присутствием общественно-психологического благосостояния детей в тренировочном коллективе и его успешностью в абсолютно всех типах работы, в этом количестве и тренировочной. Методика общественно-психологического взаимодействия подразумевает службу с преподавателями, «в соответствии с нормой» развивающимися ребенком и их отца с матерью в концепции инклюзивного создания, направленную в преодоление негативных направлений, развитие принятия «специальных» ребенка, представление их специальных нужд.
В данных обстоятельствах у ребенка с отличительными чертами психофизического формирования складывается общественная профессионализм, способности общения с находящийся вокруг, побеждается общественная изолирование, расширяются способности свободного взаимодействия с ровесниками. У этих и иных складывается конкретная уровень общественной взрослости и представление прецедента (1-го с основных свойств инклюзивного создания), то что дошкольник с ОВЗ никак не похуже и никак не правильнее иных - некто такого рода ведь, равно как все без исключения.
Индивидуальный аспект. Значительный правило, каким придерживаются эксперты психолого-преподавательского поддержания - персональный аспект к любому ребятам и его семье.
Даже в случае если у ребенка, навещающих инклюзивное просветительное организация схожие патологии, вызывающие формирования схожих обстоятельств в просветительной сфере, у любого с их имеется отличия в спецификах микросреды, манере обучения в семье, способностей с целью формирования, нуждах и темах. По этой причине любой дошкольник и его семейный круг призывают персонального расклада с учетом абсолютно всех данных условий.
Междисциплинарное связь в инструкции экспертов поддержания. В таком случае, в какой степени работники связаны мыслью инклюзивного создания, в какой степени подразумевают товарищ приятеля и следуют целостного расклада к сопровождению «особенного» детей и его семьи, иных соучастников просветительного хода, непосредственно оказывает большое влияние в результативность деятельность, благополучность поддержания детей и чувствительный фон в коллективе.
Междисциплинарный аспект проявляется и в подобных определенных предметах, равно как: упор в общую учено-методологическую теорию в представлении нормативного и преступленного формирования детей; единого междисциплинарного стиля в трактовке этих либо других итогов диагностики; создание взаимодополняющей коррекционно-формирующей проекты; доступность данных о ребятенке с целью абсолютно всех экспертов, какие функционируют с ним и его фамилией; одно календарно-предметное составление плана; осуществление экспертами коррекционно-развивающих уроков в использованном материале, подключенном в сущность общеобразовательной проекты.
Основные задачи координатора для эффективной работы
С целью реализации инклюзивного обучения и преподавания следует сформировывать у дошкольников способность создавать связь в базе партнерства и взаимопонимания. Базой актуальный воззрению сообщества обязана быть терпимость.
Инклюзия может помочь совершенствовать у крепких ребенка толерантность к психологическим минусам ровесников, ощущение взаимопомощи и желание к совместной работе. Инклюдирование содействует развитию у ребенка с особенными просветительными нуждами позитивного взаимоотношения к ровесникам и соответственного общественного действия, а кроме того наиболее абсолютной осуществлении возможности формирования в обучении и воспитании. Инклюзивное подготовка осуществит предоставление одинакового допуска к получению этого либо другого создания и формирование требуемых обстоятельств с целью свершения преуспевания в воспитании абсолютно всеми ребенком.
Проблема обучения и преподавания ребенка с ОВЗ в общеобразовательном месте потребует тактичного и эластичного расклада, таким образом равно как никак не все без исключения ребята, обладающие патологии в формировании, смогут благополучно приспособиться в сферу крепких ровесников.
В ходе просветительной работы в дошкольном учреждении немаловажно эластично совмещать персональный и разграниченный комбинация; данное содействует этому, для того чтобы все без исключения ребята приняли содействие в существования группы.
Одним с обстоятельств увеличения производительности коррекционно-преподавательской деятельность считается формирование соответственной способностям детей предохранительно-преподавательской и наглядно-формирующей сферы, в таком случае имеется концепция обстоятельств, которые обеспечивают полное формирование абсолютно всех типов работы, коррекцию отклонений высочайших психологических функций и формирование персоны детей.
Организация обучения и преподавания дошкольников с отличительными чертами формирования подразумевает введение перемен в фигуры коррекционно-формирующей деятельность. С целью многих ребенка свойственны движковые проблемы, моторная оживленность, невысокая трудоспособность, то что потребует привнести перемены в составление плана просветительной работы.
Независимо с общественного утверждения, расовой либо церковной приспособления, материальных и интеллектуальных возможностей инклюзивное формирование дает вероятность любому ребятам угодить собственную необходимость в формировании и одинаковые полномочия в получении соответственного степени его формирования формирование. Посодействовать данное совершить вызваны преподаватели-специалисты по психологии просветительного института, реализующего инклюзивное формирование.
Ключевыми тенденциями работы преподавателя-специалиста по психологии инклюзивного создания считаются:
психодиагностика;
психологическая поддержка в сложных моментах (немедицинская лечение);
психологическое восстановление;
психологический консалтинг;
психологическое образование.
Развивающая и психокоррекционная деятельность.
Для благополучный обучения и преподавания ребенка с отличительными чертами формирования нужна верная анализ их способностей и обнаружение специальных просветительных нужд. В взаимосвязи с данным особенная значимость предотвращается психолого-преподавательской диагностике, что подразумевает гарантировать:
вовремя раскрыть ребенка с узкими способностями;
обнаружение специальных просветительных нужд ребенка с ОВЗ, предопределенных минусами в их психологическом формировании;
установить наилучший преподавательский путь;
реализация персонально-направленной психолого-медико-преподавательской поддержки ребятам с ОВЗ с учетом отличительных черт психофизического формирования и личных способностей ребенка (в согласовании с ПМПК);
распланировать коррекционные события, создать проекты коррекционной деятельность;
дать оценку динамики формирования и результативность коррекционной деятельность;
обучение родителей.
Диагностика ведется в 3 периода:
Результатом начального периода станет обеспечение преподавателя-специалиста по психологии о спецификах формирования детей.
Чтобы детализировать и более точно определить понимание ведется во втором периоде (конкретизирующий), какой основывается в последующие способы: диалог, исследование результативной работы, исследования, выборочные опросы, опрос преподавателей.
Третий период (итоговый) состоит никак не только лишь в обобщении сведений, приобретенных в следствии заблаговременного либо уточняющего диагнозов, однако и в сопоставлении и сравнении.
Процесс рассмотрения приобретенных сведений и вывод с их конкретного решения именуется интерпретацией. В большей степени применяется способ экспертных оценок.
Цель коррекционно-формирующей деятельность - формирование обстоятельств с целью многостороннего формирования детей с особенными просветительными нуждами с целью обогащения его общественного навыка и слаженного введения в состав ровесников.
Проблемы коррекционно-формирующей деятельность находят решение в согласовании с ФГТ в базе интеграции образовательнойсреды:
здоровье, сохранение и улучшение психологического самочувствия любого детей;
развитие моторики, визуально-пластической координации;
социализация, обеспечение рационального вхождения ребенка с ОВЗ в социальную жизнедеятельность;
формирование у детей взгляды о для себя и простых способностей с целью выстраивания соответственной концепции позитивных индивидуальных оценок и положительного взаимоотношения к для себя;
формирование мастерства содействовать с старшими и ровесниками; правильно усваивать находящийся вокруг объекты и действа, благоприятно обращаться к ним;
познание, формирование познавательных действий и методов интеллектуальной работы;
усвоение и взаимообогащение познаний о натуре и мире;
развитие познавательных заинтересованностей;
развитие выступления равно как ресурсы знания;
Коммуникация, развитие беспрепятственного общения с старшими и ребенком;
развитие произносимой выступления в абсолютно всех типах младенческой работы;
чтение образной литературы, обогащение психологической области учеников;
развитие языковый возможности, вербальный работы;
художественно творческий процесс: развитие у учеников воспринимающих и креативных возможностей;
развитие небольшой моторики ручек;
удовлетворение необходимости ребенка в самовыражении посредством результативную работа;
музыка: формирование способностей взаимодействия с старшими и ровесниками;
повышение самомнения в базе самоактуализации.
Создание, формирование и усовершенствование концепции преждевременной единой поддержки ребятам с ОВЗ дает возможность уменьшить в дошкольной популяции часть ребенка, какие к времени преподавания в первоначальной школе ощущают проблемы, никак не разрешающие им учиться в общественной школе либо в обстоятельствах интеграции. Присутствие данном поддерживаются требование с целью подбора соответственного с целью их просветительного маршрута, и профессионализм отца с матерью в преддверии преподавания детей в первоначальной школе высококачественно увеличивается.
Анализ опыта работы образовательных учреждений с инклюзивным обучением в России
Особенностью российский интеграции, в различие с западной, считается в таком случае, то что объединение объявляется равно как потребность человечного взаимоотношения к инвалидам в условия внезапного смещения в худшую сторону существования различных кругов и общественных компаний жителей, государственных инцендентов.
Интеграция - данное ход, какой содержит конкретные лимитирования с места зрения способности и производительности его осуществлении. Подобными лимитированиями считаются требование интеграции - наружные и внутренние. К наружным принадлежат:
раннее обнаружение патологий и осуществление коррекционной деятельность с 1-ый месяцев существования;
стремление отца с матерью учить детей совместно с сильными ребенком, их желание и стремление содействовать ребятам в ходе его преподавания;
присутствие способности проявлять ребятам с ОВЗ грамотную поддержка;
формирование обстоятельств с целью осуществлении изменчивых модификаций встроенного преподавания.
К внутренним обстоятельствам причислены:
степень психофизического и речевого формирования, подходящий немолодой норме либо похожий к ней;
вероятность освоения единым просветительным эталоном в предустановленные с целью присуще развивающихся ребенка сроки;
психическая стремление к встроенному учебе.
Переустройства, какие обязано перенести просветительное организация, избравшее подход инклюзивного создания:
перемены в сознании сообщества, в первую очередь в целом, преподавателей, сопряженные с потребностью и перспективой содержащего создания абсолютно всех ребенка;
перемена зодчества просветительных органов, приспосабливаемой около специальные потребности;
усовершенствование и взаимообогащение оснащенности компаний оснащением и разными пособиями;
формирование в любом учреждении указания экспертов, подсобляющей преподавателям приноровить способы к отличительным чертам детей;
осуществление личных проектов преподавания, дозволяющих ребятам изучать единую проект в персональном темпе.
Основными признаками производительности института, реализующего инклюзивное формирование считаются: все ребята, введенные в инклюзивный общеобразовательный ход, демонстрируют позитивную динамику в формировании (в особенности в формировании общественных способностей), адаптированы и установлены младенческой категорией, с жаждой навещают просветительное организация, приобретают поддержка и помощь в овладении просветительной проектом;
родители абсолютно всех ребенка захватывают интенсивную сделку партнерства и помощи согласно взаимоотношению к семье «особенного» детей, преподавателям, экспертам психолого-преподавательского поддержания;
педагоги получают политическому деятелю власти просветительного института согласно инклюзивному формированию, осуществят инклюзивную практику, получают содействие в исследованию и осуществлении личных просветительных проектов, результативно взаимодействуют с родителями.
Заключение
В деятельности инклюзивного образования в России характерно начальное становление нового образовательного процесса. Инклюзивное вовлечение, прибавление, адаптация в общеобразовательный подход каждого ребенка с помощью образовательных проектов, что отвечает его способностям; удовлетворенность личных образовательных нужд личности, предоставление обстоятельств её формирования.
В начале становления практики в России инклюзивного образования возникали трудности из -за не правильно организованной программы социальной интеграции детей с особенностями развития, увеличения критериев снисходительности, самосознания и поддерживающего поведения со стороны здоровых граждан. Имеется значительная проблема совмещения темпов обучения и объема познаний, общедоступных детям инвалидам и здоровым детям. Дети с ограниченными возможностями обязаны находится в той среде, которая на данный период отвечает характерным им способностям обучения. Сложно и медленно создаются контакты ребенка с ограниченными возможностями и здоровым сверстником. Отсутствует специализированная медподдержка в учебном учреждении, нет специализированного автотранспорта для детей, который необходим для перемещения к месту учебы. Низко развито законодательство, которое непосредственно регулирует права детей с ограниченными возможностями, нет эффективных программы по обустройству рабочих мест выпускников - инвалидов. Существует дефицит кадрового ресурса в инклюзивном образовании. Квалификация координаторов в данной отрасли требует обязательной специализированной подготовки и повышения квалификации, как отдельного педагога, так и всего коллектива образовательного учреждения.
.
Список литературы
Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». - Бугульма. - № 1(16), 2013. - С. 17-20.
Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2012 № 7, с. 42-45.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева - М.: Просвещение, 2005, - 272 с.
Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО - 2007. - №11. - С.20-34.
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Д. Митчелл. - Режим доступа: #"justify">Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». - 2010. - №4 (40). - С.15-26.
Назарова Н.М. Специальная педагогика // Аcadema - М, 2000
Обеспечение доступности качественных образовательных услуг общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / под общ.ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2012.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е.В. Самсоновой. -М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск, 2013. − 110 с.
Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию / К.С. Шалагинова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. - М.: Изд-во МГППУ, 2011.